Музыкотерапия для гиперактивных детей. Музыкотерапия для детей, лечение музыкой, дети и музыка, психология. Что делают музыкальные терапевты

психотерапии , средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов.

нейрофизиологии , психологии , рефлексологии , музыкальной психологии , музыковедения личностного развития человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии , средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

  • контролируемое использование музыки в лечении , реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний;
  • системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства
  • средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы.

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии , психологии , рефлексологии , музыкальной психологии , музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.

В ХIХ столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны . В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка , швейцарские - при лечении легких форм туберкулеза . Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды . Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны .

Во второй половине XX века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему , кровообращение , приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

Современная музыкотерапия представляет собой технологию разрешения медицинских, реабилитационных, развивающих, коррекционных, и воспитательных задач. Исследования в этой области направлены на изучение возможности влияния на личность человека посредством соединения медицинских, педагогических, психотерапевтических методов с управляемым музыкальным воздействием.

Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, тревогу.

Формы музыкотерапии используемые при работе с детьми

Пассивная музыкотерапия - когда ребенок слушатель. Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения близкие психическому состоянию ребенка. Этот метод направлен на формирование положительного эмоционального состояния ребенка и на выход ребенка с помощью музыки из проблемной ситуации. Метод пассивной музыкотерапии можно использовать в нескольких вариантах: это музыкальная картинка и музыкальное моделирование. В первом случае ребенок, прослушивая музыкальную композицию, сосредотачивается на музыкальной картинке, которую представляет благодаря музыкальным звукам, мелодии, что оказывает благотворное воздействие на его эмоциональное, психическое состояние.

Активная музыкотерапия.

Это вакалотерапия-повышение положительного эмоционального состояния с помощью пения;

Инструментальная музыкотерапия-формирование оптимизма при помощи игры на музыкальных инструментах.

Кинезитерапия, включающая в себя психогимнастику, ритмопластику, коррекционную ритмику, сюжетно-игровую кинезитерапию. Кинезитерапия учит выражать эмоции с помощью движений тела . С помощью этой техники ребенок приобретает навыки релаксации.


Какую музыку должны слушать младенцы ?

ДЕТЯМ возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.
Мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение - сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.
Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленого звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Музыкотерапия противопоказана:

* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Галина Макарова
Музыкальная терапия - детям

Начало 21 века – время гениальных открытий и великих достижений в науке и технике. Но, к сожалению, это и время агрессии, обособленности. В большей степени это сказывается на поведении, на психике наших детей.

Современные компьютерные технологии на многие часы приковывают любопытных малышей к экрану. У ребят пропала потребность в общении со сверстниками – компьютерные игры заменили им живое общение. В результате, детям бывает сложно адаптироваться, найти свое место в детском коллективе. Ребенок закрывается в себе.

Особую роль сегодня в формировании сознания дошкольников играет телевидение, порой, к сожалению, в отрицательном направлении. Родители, занятые работой, ничем не противостоят дурному воздействию средств массовой информации. И дети с утра и до вечера, не мешая родителям, смотрят фильмы про насилие и убийства, репортажи «с места происшествий» , мультфильмы, излучающие агрессию. В результате, дети несут эти эмоции в общество, становясь жестокими, агрессивными.

Алкоголизм и наркомания - болезни современной России. Выпивающие, постоянно конфликтующие родители вызывают глубокое чувство страха, незащищенности в маленьком человеке. Такой ребенок не может влиться в детский коллектив. Он не уверен в себе и заранее боится быть отвергнутым.

Наша страна занимает одно из первых мест по числу разводов. Разрыв семьи – сильнейший стресс для ребенка. Он чувствует себя брошенным, одиноким. Часто в таком малыше развивается чувство вины – «наверное, это произошло из-за меня…» . Мысль, что ты не нужен, что тебя никто не понимает, глубоко откладывается в неокрепшей детской психике. Конечно, это влияет на взаимоотношения с другими детьми.

В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям . В свою очередь, я, как музыкальный руководитель , решила также не оставаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия .

Музыкотерапия - это метод , использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы. Изучив данные материалы, я решила направить созидательную энергию музыки на коррекцию эмоционального поведения дошкольников.

В своей работе я использовала следующие формы музыкальной терапии :

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребенок в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Занятия направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, релаксацию – выход, посредством музыки из травмирующей ребенка ситуации. Варианты проведения :

а)Музыкальные картинки : восприятие мзыки осуществляется ребенком совместно с музыкальным руководителем , который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов , сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков , мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка. Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе; звуки живой природы.

б)Музыкальное моделирование : используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений : 1. Отвечающий душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям) . 2. Противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его. 3. Обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка ) . в)Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.

Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом : инструментальная игра, пение. а)Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка – «Я хороший – ты хороший» .

б)Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах .

в)Кинезитерапия различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций. Кинезитерапия включает в себя : психогимнастику, коррекционню ритмику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию .

Психогимнастика – комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья детей.

Сюжетно-игровая кинезитерапия – вариант двигательной терапии , где все пражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация. В занятие включены упражнении, обеспечивающие релаксацию, коррекцию моторики. Живая музыка – движением под музыку ребенок выражает свое эмоциональное состояние.

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства : рисование под музыку , музыкально-подвижные игры , пантомима, пластическая драматизация под музыку , создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др . творческие формы.

Примеры терапевтических игр и упражнений (упражнения, помеченные звездочкой – разработаны мной, остальные собраны из разных источников. Музыку к упражнениям я подбирала по своему внутреннему ощущению).

Агрессия

«Морское путешествие» *

Музыкальное моделирование

состояния : «Мы на корабле. Начался шторм : паруса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль, как щепку» (Вивальди «Шторм» )

защищенности : «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло. Корабль легко скользит по воде.» (Чайковский «Баркаролла» )

состояния : «Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные!». (Шостакович «Праздничная увертюра» )

«Уходи, злость, уходи»

Терапевтическая игра

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком : «Уходи, злость, уходи!» (Чайковский «Баба Яга» ). Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды» , широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты . (Шопен «Ноктюрн фа-мажор» ).

«Лев охотится, лев отдыхает»

Ролевая гимнастика

Звучит фонограмма (К. Сен-Санс, «Карнавал животных» ч. 1 «Королевский марш льва» ). Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами : можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту, лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень, громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками , как лев раскрывает пасть.

Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание : «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты)

Затем звучит спокойная тихая музыка (Моцарт «Колыбельная» ). «Львы засыпают» .

Цели : Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть : релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.

«Воробьиные драки» (снятие физической агрессии) .

Терапевтическая игра

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками) . «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

«Добрые – злые кошки» (снятие общей агрессии) .

Терапевтическая игра

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг» , в котором будут совершаться «превращения» . Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку : шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим : «Сильнее, сильнее, сильнее…» , – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. (Хачатурян «Токката» ). По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге» , обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило : не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу (Дебюсси «Свет луны» ).

«Зимняя сказка» *

Музыкальное моделирование

1. Переживание своего эмоционального состояния : «Наступила зима. На улице колкий трескучий мороз. Злющий при злющий!» (Шуман «Дед Мороз» )

2. Формирования состояния покоя, защищенности : «С ночного неба летят легкие снежинки. Они искрятся в свете фонаря.» (Дебюсси «Танец снежинок» )

3. Становление конечного эмоционального состояния : «Закружила метель в нежном вальсе» . (Свиридов Вальс «Метель» )

«Упрямая подушка» (снятие общего напряжения, упрямства)

Терапевтическая игра

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку : «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает : «Сильнее, сильнее, сильнее!» (Чайковский Увертюра «Буря» ) Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке : «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке» , – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения) . Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20» ).

«В гостях у морского царя» *

Сюжетно-игровая импровизация

На бал к Нептуну прибывают жители подводного царства. Детям предлагается двигаться как : грозная акула, расслабленная медуза, резвый морской конек, колючий морской еж и и. д. (К. Сен-Санс Аквариум)

«Маленькое привидение»

Терапевтическая игра

Ведущий говорит : «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У» , если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. (Римский-Корсаков «Полет шмеля» ) В конце игры привидения превращаются в детей.

«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии) .

Терапевтическая игра

Ведущий говорит : «Клоуны показывали детям представление , веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия (Кабалевский «Клоуны» ). Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит : «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось» . Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

«Весна пришла» *

Музыкальное моделирование

1. Переживание своего эмоционального состояния : «Наступила долгожданная весна. Пригрело теплое солнышко. На реке начался ледоход. Огромные льдины движутся по воде, с шумом и треском налетают друг на друга, ломаются, кружатся в водовороте». (Шуман «Порыв» )

2. Формирования состояния покоя, защищенности : «Формирования состояния покоя, защищенности : «Солнечный теплый луч заглянул на заснеженную лесную поляну, растопил сугроб и обогрел первый весенний цветок – подснежник». (Чайковский «Подснежник» )

3. Становление конечного эмоционального состояния : «Из дальних стран вернулись в родные края перелетные птицы и запели свои самые веселые песни». (Вивальди «Весна» )

«Ночные страхи» *

Музыкальное моделирование .

1. Переживание своего эмоционального состояния : «Над деревней взошла луна. С гор на дома и огороды полез скользкий липкий туман. И в этом тумане неясными тенями замелькали древние зловещие духи. У них сегодня праздник – вальпургиева ночь. До самого утра ведьмы, привидения, гоблины и тролли будут кружиться в дикой пляске на лысой горе». (Мусоргский «Ночь на лысой горе» )

2. Формирования состояния покоя, защищенности : «Неужели никто не может справиться с этой зловещей силой? Никто не спасет напуганных деревенских жителей?. Но вот средь далеких звезд зазвучала волшебная песня, наполненная нежностью и добротой. Песня звучит все громче, все сильней. Мягкий свет заструился среди тумана, рассеивая, разгоняя его. Это ангелы спустились на землю и запели хвалебную песнь святой деве Марии, защитнице человечества. И отступили темные силы». (Шуберт «Аве Мария» )

3. Становление конечного эмоционального состояния : «Закончилась вальпургиева ночь. Край неба окрасился розовыми, золотыми, багряными красками. Медленно, спокойно взошло доброе солнце». (Шостакович «Праздничная увертюра» )

«Закроем страх в шкатулку»

Изотерапийная игра .

Ребенку предлагается нарисовать свой страх. (Дж. Пуччини «Плащ» ). А теперь, когда страх «вышел» из малыша на бумагу, можно сделать с ним что угодно : дорисовать ему что-нибудь смешное, посадить «за решетку» и т. д. (Шопен «Прелюдия 1 опус 28» ) После этого можно сложить рисунок, спрятать страх в шкатулочку и подарить ребенку. Теперь малыш может сам управлять своим страхом и в любой момент посмотреть, не забрался ли страх обратно в него.

«Баба Яга»

Музыкальная подвижная игра

На площадке чертится круг. Дети стоят за кругом. Водящий – баба Яга становится в центр круга с завязанными глазами. Дети идут за кругом и поют :

В темном лесе есть избушка

Стоит задом-наперед, (поворачиваются в другую сторону)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет.

У нее глаза большие,

Словно огоньки горят. (показывают руками)

Ух, сердитая какая! (приседают испуганно)

Дыбом волосы стоят! (вскакивают, поднимают руки вверх, пальцы растопырены)

Дети запрыгивают на одной ноге в круг и выпрыгивают из него, а баба Яга старается их поймать. (Чайковский «Баба Яга» )

«Доктор Айболит» *

Сюжетно-игровая импровизация.

(Звучит «Венский вальс» Свиридова - «Айболит» раскладывает на пеньке свои лекарства) «Добрый доктор Айболит. Он под деревом сидит. Приходи к нему лечится и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит». (Звучит пьеса Левкодимова «Медведь» - идет «больной медведь» ) Вот идет к Айболиту медведь. Его искусали пчелы. Ох, как больно бедняге! Помоги, доктор! (Звучит «Венский вальс» Свиридова - доктор лечит медведя) Ох, спасибо! (Звучит «Шутка» Баха - медведь танцует). Вот лисичка бежит. (Звучит пьеса Левкодимова «Лиса» - бежит «больная лиса» ) У нее зуб болит. Ой, как плохо лисоньке! Помоги, доктор! (Звучит «Венский вальс» Свиридова - доктор лечит лису) Спасибо, доктор! (Звучит «Шутка» Баха - лиса танцует). А почем кустик трясется? Это зайчик дрожит! Загнал он в лапку большую занозу. Болит лапка, а к доктору идти страшно. Давайте уговорим заиньку (дети уговаривают зайку пойти к доктору) . Вылечил доктор зайчонка. «Слава, слава Айболиту, слава добрым докторам!» (Звучит «Камаринская Чайковского, дети-актеры танцуют).

«Снеговик»

Психогимнастика. (направленные на расслабление, снятие напряжения)

Родитель и ребенок превращаются в снеговиков : встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит : «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка» ).

«В лесу» *

Музыкальное моделирование .

1 Переживание своего эмоционального состояния : «Мы в дремучем лесу, темно, воют волки, мы продираемся через колючие кустарники, бежим (звучит музыка «Франческа да Римини» на тему «Ада» , ребенок двигается в соответствии с сюжетом)».

2 Формирования состояния покоя, защищенности : «Мы выбежали на поляну. Она со всех сторон защищена добрым волшебством. Никто кроме нас не сможет пробраться сюда. Здесь очень красиво : маленький водопад стекает в прозрачное озеро, на земле нежная зеленая трава и удивительные прекрасные цветы (звучит ноктюрн Ф. Шопена, ребенок лежит или сидит на коврике) ».

3 Становление конечного эмоционального состояния : «Водопад так радостно звенит своими капельками! Нам становится так легко, так весело! Мы тоже хотим петь вместе с водопадом! (звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, ребенок подыгрывает на металлофоне или танцует)».

«Волшебный песок»

Песочная терапия

Ребенку предлагается поиграть в песочнице : просеивать, копать лопаткой, делать пасочки… Незаметно в песок зарывается игрушка, символизирующая страх данного малыша (баба яга, собака, монстр и т. д.) Когда ребенок случайно откапывает игрушку, она начинает с ним «разговаривать» добрым просящим голосом : «Мне так одиноко, я очень добрый, но меня все боятся. Поиграй, пожалуйста, со мной. Построй мне песочный домик и т. п. Если ребенку страшно, можно закопать игрушку снова в песок, но через некоторое время напомнить, что ей там страшно. Предложить помочь игрушке. Пересыпая песок, ребенок чувствует себя спокойней. (Звучит «Романс» Свиридова)

«Облака» *

Ритмопластика

Отправимся в путешествие! Мы превратимся в облака, ведь они летят по свету, не зная преград. Посмотрите, как они легки и прекрасны (слайд) . Вы когда-нибудь наблюдали за облаками? Каждое облако – неповторимо. Это похоже на белоснежного коня, то – на удивительное морское чудовище. Но вот подул ветер, и облака изменили форму – перед нами возник волшебный сверкающий замок (слайд) . Слышите, звучит волшебная музыка . (Чайковский «Сентиментальный вальс» ) Раз, два, три, облако лети! Теперь вы – облака. Летите мягко, плавно, меняйте форму от дуновения ветра. Чье же облако самое красивое?.

«Храбрый колобок» *

Сказкатерапия

(Дети играют роль колобка; звери – куклы би-ба-бо на руке у руководителя). Жил был колобок. Отправился однажды он погулять. (Звучит «Менуэт» Баккерини, дети бегают на носочках) Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. (звучит : Бел Барток «Замок герцога Синяя борода» ). Давайте предложим зайчику съесть конфетку и потанцевать с нами (Звучит «Менуэт» Баккерини, дети танцуют с зайцем). Покатился колобок дальше, а навстречу ему волк (звучит музыка Петра Ильича Чайковского - оркестровая фантазии «Франческа да Римини» на тему «Ада» ) «Колобок, колобок, я тебя съем!» А у колобка черный пояс по карате, и он здорово боксирует. Покажем это волку! (Звучит «Танец с саблями» Хачатуряна, дети «дерутся» ). Убижал волк, а колобок покатился дальше. Кто вышел ему на встреч из темной чащи?) Медведь! (Звучит «Гном» Мусоргского) Колобок, я тебя съем!» Давайте напугаем медведя. (Звучит «Шторм» Вивальди, дети пугают медведя, как маленькие привидения. Медведь убегает). А вот и лиса пожаловала. (Звучит «Ноктюрн №20» Шопена) «Какой ты, колобок красивый! Пойдем со мной, я тебя тортиком угощу» . Пойдем с лисой?) Конечно нет! Она все врет. Мы, лиса, тебя не боимся, нас не обманешь! Что мы сделаем? (Предложения детей) А давайте позвоним в полицию. Знаете номер телефона? (дети «достают сотовые телефоны» и звонят 020, лиса бегает). Хорошо погулял колобок, никого он не испугался!

«Горелки»

Подвижные игры

Водящему плотно завязывают глаза. Игроки поют : «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят». Игроки разбегаются, замирают на месте и звенят в колокольчики, а водящий с завязанными глазами ищет их.

(Звучит Римский-Корсаков «Испанское каприччио» )

«Пчелка в цветке»

Психотерапевтическая игра

Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия : «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны) . Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом) . Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей) . Взошло солнце (материал убирается, и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок.» Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.

(Римский-Корсаков «Полет шмеля» - пчелка летает,

Брамс «Колыбельная» - пчелка спит)

«Волшебные ножницы» *

Аппликация

(Звучит произведение Шостаковича «Ленинградская симфония» ) Ребенку предлагают нарисовать себя. Затем руководитель наклеивает вокруг изображения черные кляксы, символизирующие страхи ребенка. Руководитель вместе с малышом называет эти страхи (боязнь высоты, темноты, одиночества и т. д.) . (Звучит «Симфония № 40» Моцарта) Ребенок вырезает свое изображение и приклеивает на чистый лист. Вокруг него сам ребенок наклеивает разноцветные кружочки, называя их (родители, друзья, игрушки и т. д.) . Отрезанные кляксы-страхи можно порвать, зарыть, закрыть в коробку.

«Храбрый полицейский» *

Сюжетно-игровая импровизация.

Жил был храбрый полицейский, смелый Миша Иванов (ФИО ребенка-актера ) . (Звучит «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк» ). Вот идет из сада Таня, в сумке куколку несет. (Звучит «Шутка» Баха). Подбежали хулиганы, стали Таню обижать, стали дергать за косички, стали куклу отбирать! (Звучит «Шторм» Вивальди). Кто же, кто же нам поможет, от беды нас защитит? Смелый, ловкий полицейский нам на помощь поспешит! (Звучит «Полет валькирий» Вагнера) Хулиганов раскидал он и в тюрьму их оттащил. (Звучит «симфония №40» Моцарта) Маленькую нашу Таню он до дому проводил.

«Заяц-герой» *

Музыкальная театрализация

Жил был зайчик-трусишка. Сидел он под кустиком и всего боялся. Листик с дерева упадет – зайка трясется от страха, сова пролетит – заяц в обморок падает. (Звучит муз.: Шуман «Дед Мороз» . Дети показывают, как зайчик боится). День боялся зайка, неделю, год. Но вот, надоело ему боятся. Устал, и все тут. Залез он на пенек, лапками замахал и закричал : «Никого я не боюсь!» (Звучит муз.: Бетховен «Ода к радости» Дети показывают себя храбрецами) Вдруг вышел на полянку волк! (кукла би-ба-бо) Вся храбрость зайчонка сразу куда-то исчезла. Затрясся он, прыгнул, да с перепугу прямо волк на спину угодил. Бросился зайка наутек (Звучит : Сен-Санс «Заяц» , дети бегут, а когда сил бежать больше не стало, упал он под кустик. Но волк тоже перепугался этого странного зайца,

что сам на него набросился, и ушел из этого леса. Нашли зверята нашего зайца и стали хвалить : «Какой ты храбрый, волка прогнал!» А заяц и сам поверил, что он храбрец и перестал бояться. (Звучит : Бетховен «Ода к радости» )

Замкнутость

«В гостях у белки»

Психогимнастика

(Дети повторяют движения за руководителем по тексту стихотворения)

Чисто в домике у белки.

Дети вымыли тарелки,

Мусор вымели во двор,

Палкой выбили ковер.

Постучался почтальон –

Благородный старый слон.

Вытер ноги о подстилку :

«Распишитесь за «Мурзилку.»

Это кто стучится в двери?

Это мошки, птички, звери.

Вытирайте ножки, дорогие крошки.

Мы не станем здесь скучать,

Будем с вами танцевать! (Звучит «Камаринская» )

Вот мы топнем одной ножкой : топ-топ-топ,

А теперь другою ножкой.

И присядем, и привстанем,

Повторим еще разок.

Топнем правой пяткой дважды

И вперед – на носок.

Мы попрыгаем все вместе

И покружимся наместе.

«Медвежонок Бука» *

Музыкальная театрализация

Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (Сен-Санс «Заяц» , поздоровался : «Привет, Мишка» . Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Римский-Корсаков «Белка» , лапку протянула : «Привет» - говорит – «Давай дружить!» . Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья» , - пробурчал он. Ежик мимо проползал, ягодкой медвежонка угостить хотел. ….) Миша ягоду взял и отвернулся. Даже «спасибо» не сказал. «Какой, все-таки, он бука!» - удивились зверята. Но вот подул сильный ветер. (Вагнер «Полет Валькирий» ) Белочка в дупло прыгнула, ежик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее и сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно мишке. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать, но кого звать-то? Друзей ведь него нет. И вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ежик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ежика (дети-актеры бегут «паровозиком» ). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья!» - подумал медвежонок. А вслух сказал : «Спасибо!» . Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит «спасибо» , «пожалуйста» и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке).

«Дождь» *

Музыкальное моделирование .

1. На улице идет серый, грустный дождь. Мы сидим дома и смотрим в окно. Капли, как слезки стекают по мокрому стеклу. (Бетховен «Мелодия слез» ).

2. Капли стучат по железной крыше, звенят по луже во дворе. И вдруг все изменилось – мы услышали легкую, звонкую музыку дождя . (Моцарт «Маленькая ночная серенада» )

3. Нам стало так весело! Захотелось играть, плясать вместе с дождиком. Мы одели сапожки, взяли зонтики и побежали на улицу – прыгать по лужам. (Штраус «Трик-трак» полька)

«Волшебные нити» *

Изотерапийная игра

Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов» . Ребенку предлагается нарисовать себя посередине листа, а вокруг изобразить тех, кого малыш хотел бы видеть рядом с собой всегда (родителей, родных, друзей, домашних животных, игрушки и т. д.) . Дать ребенку синий маркер (волшебную палочку) и попросить соединить себя с окружающими персонажами линиями – это волшебные нити. По ним, как по проводам, от любимых людей к малышу теперь поступает добрая сила : забота, тепло, помощь. Но и от ребенка должна идти такая же сила. Нити навсегда соединили малыша с теми, кто ему дорог. Теперь, если мама ушла на работу или друг уехал к бабушке, беспокоиться не стоит. Волшебные нити обязательно притянут их снова к ребенку.

«Маленький скульптор»

Упражнение выполняется в парах. Дается задание начать лепить из пластилина какую-нибудь фигуру, лучше что-то фантастическое. Через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания дети обмениваются замечаниями, правильно ли понят их замысел, что они сами хотели бы слепить.

Эта игра развивает и закрепляет навык понимания и развития замысла другого человека.

Рисунок «Я в будущем»

Изотерапия

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

«У дедушки Трифона»

Дети становятся в круг, ведущий – в центре. Дети поют : «У дедушки Трифона было семеро детей, семеро сыновей. Они не спали, не ели, друг на друга глядели, вместе делали вот так». Ведущий демонстрирует какое-либо танцевальное движение, остальные его копируют. Тот, кто лучше повторил движение, становится ведущим.

«Кукла» *

Музыкальное моделирование .

1. У маленькой девочки была кукла. Они были лучшими подругами : гуляли вместе, играли, засыпали. Но вот кукла заболела – сломалась. Девочке было очень грустно. Она пережевала за свою больную подругу – плакала, вздыхала над ее кроваткой. (Чайковский «Детский альбом» : «Болезнь куклы» )

2. Наконец с работы пришла мама. Девочка так ее ждала! Она попросила маму вылечить куколку. Мама достала ножницы, иголку, клей и стала ремонтировать игрушку. Девочка крутилась рядом. Она очень волновалась, но верила, что мама поможет подружке выздороветь. (Чайковский «Детский альбом» : «Вальс» )

3. Куколка стала совсем как новая! Какое счастье! (Чайковский «Детский альбом» : «Новая кукла» ).

«Теремок»

Музыкальная подвижная игра

Для игры между детьми распределяются роли : мышка, заяц, лягушка и т. д. Дети одевают соответствующие маски. Кладется обруч – теремок. Дети идут вокруг обруча и поют :

«Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю мышка (лягушка, заяц и т. д.) бежит,

Дверей остановилась и стучит.

Названный персонаж выходит к «теремочку» и поет :

«Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?»

Когда к терему подходит медведь и говорит : «Я – мишка, всех ловишка» , - все звери разбегаются, а медведь их ловит.

«Карнавал животных» *

Психогимнастика

Детям предлагается стать актерами – мимикой , жестами изобразить тех, о ком сейчас пойдет речь. Звучит «Симфония № 40» В. А. Моцарта. «У зверей сегодня праздник - карнавал! Приходите! Приходите! Не пропустите! Первым пожаловал сам король зверей – смелый, гордый лев. (Сен-Санс «Королевский марш львов» ). Пришли нарядные, толстые слонихи в ярких балетных юбочках. (Сен-Санс «Слон» ) Прискакал быстроногий заяц-трусишка (Сен-Санс «Заяц» ). Заявились суетливые куры в сопровождении важных петухов (Сен-Санс «Куры и петухи) А вот и упрямый осел. (Сен-Санс «Осел» ). Вы только посмотрите, как прекрасен белый лебедь! (Сен-Санс «Лебедь» ). Как рады мы гостям! Давайте танцевать! (Моцарт «Симфония № 40» )

«Буратино»

Терапевтическая игра .

Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком :

1. Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.

2. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как Буратино.

А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем.

«Певчая птичка» *

Музыкальное моделирование .

1. Поймали маленькую птичку, посадили в клетку. Горько малютке, тоскливо. Не поется птичке в неволе. Погибает птичка. (Моцарт «Лакримоза» )

2. Пожалел мальчик птичку, отпустил на волю. Расправила она крылышки, взлетела в голубое небо. Легко стало птичке, свободно. (Бетховен «К Элизе» )

3. Запела птичка свою саму веселую песенку. Для доброго мальчика запела она. (Моцарт «Турецкий марш» )

Развитие музыкально-художественной деятельности дошкольников средствами музыкальной терапии

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний и настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкально-художественная деятельность играет огромную роль в процессе воспитания в ребенке духовности, культуры, эмоциональной сферы и познавательных процессов.
Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей, которые необходимы для овладения музыкально-художественной деятельностью.
Современными исследователями доказано, что развивать музыкально-художественную сферу ребенка нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
Дошкольный период представляет собой яркую и неповторимую страницу в жизни каждого человека. На данном возрастном этапе закладываются основные ступени процесса социализации ребенка, происходит приобщение дошкольников к культуре и общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья.
Развитие музыкальных способностей – это один из важных аспектов в формировании гармонично-развитой личности. И данному направлению в ДОУ всегда уделялось большое внимание. Занятия музыкой осуществляются регулярно практически в каждом дошкольном учреждении, поскольку через развитие музыкальных способностей происходит формирование познавательной, двигательной, эмоциональной сферы ребенка.
Таким образом, можно отметить, что музыкальное искусство является одним из тех направлений, которое легко и доступно для восприятия ребенка с самого раннего возрастного этапа. Существует достаточно психологических и педагогических оснований считать, что потенциал творчества несет в себе каждый ребенок.
В свое время Б.М. Теплов, а вслед за ним и многие другие ученые определили способности, как такие психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности какой-либо деятельности и которые создаются в процессе освоения этой самой деятельности .
Учитывая современную ситуацию, когда большинство психолого-педагогических проблем связано с нарушением эмоциональной сферы ребенка (например, повышенная агрессивность, гиперактивность и т.д.) на помощь приходит музыкальное искусство, которое помогает ребенку в игровой, интересной, увлекательной форме освоить основы духовно-нравственного воспитания и развить творческие способности личности.
Музыкальные занятия в детском саду направлены на следующее:
становление музыкальной культуры ребенка;
развитие музыкальности;
развитие музыкальных способностей (музыкальной памяти, музыкального восприятия, воображения, ассоциативного мышления); освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, воздействии на человека, взаимосвязи с другими видами искусства;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, формирование двигательных навыков (развитие координации и т.д.);
овладение практическими навыками в музыкально-художественной деятельности (исполнение песен, музыкальных сказок, игра на простейших музыкальных инструментах);
формирование процесса активного слушания и исполнительской культуры.
Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования и развития музыкально-художественной деятельности.
Область музыкальной терапии позволяет включить в музыкальный процесс не только ребенка, воспитателя, музыкального руководителя, но и психолога. В любом дошкольном учреждении синкретичная работа специалистов в области развития ребенка дошкольного возраста является основополагающей. Нередко организуются интегрированные занятия музыкального руководителя, воспитателя, психолога и логопеда. Поэтому широкая область музыкальной терапии позволяет организовать (в основном в групповой форме) различные виды музыкотерапии в дошкольном учреждении: активная музыкальная терапия, интегративная, рецептивная.
Использование методологии музыкальной терапии на музыкальных занятиях достаточно распространенное явление в методическом инструментарии музыкальных руководителей.
Однако в связи с тем, что в дошкольном возрасте дети нередко нуждаются в нормализации психоэмоциональных состояний, в данном случае методы музыкальной терапии в сочетании с музыкальными занятиями дают хороший результат и позволяют не только корректировать эмоциональное состояние детей, но и использовать методы музыкальной терапии для активизации и развития познавательной сферы.
Наряду с вокалотерапией, можно активно включать в музыкальные занятия элементы танцевальной терапии.
Основная цель танцевальной терапии – достижение внутреннего и внешнего состояния гармонии с помощью танца.
Задачи танцевальной терапии:
Снятие напряжения
Избавление ребенка от страхов, усталости
Помощь в личностных проблемах (замкнутость, необщительность, проблемы с эмоционально неуравновешенными детьми)
Выявить и раскрыть творческие способности ребенка
Повысить самооценку личности.
К основным методам танцевальной терапии относятся (А. Шкурко):
использование спонтанного неструктурированного танца;
использование кругового группового танца – где круг символ внутригруппового единства
целенаправленный выбор музыки, поддерживающий свободную импровизацию
ритмическая групповая активность, когда участники двигаются под единый ритм
кинестетическая эмпатия, то есть «отзеркаливание» движений партнера по танцу (воспитатель или музыкальный руководитель демонстрирует движение, ребенок повторяет)
танец с целенаправленной темой или в сочетании с игровыми методами.
Музыкальные занятия с использование средств музыкальной терапии можно выстраивать согласно представленной схеме:
1.Музыкальное приветствие (организационный момент с целью концентрации внимания детей).
2.Комплекс двигательных упражнений, специально подобранный для формирования определенного эмоционального состояния: это могут быть плавные музыкальные движения, либо наоборот, активный комплекс упражнений, который используется с целью разминки и формирования активного бодрого настроя ребенка (например, в рамках утренней гимнастики).
3.Основная часть, которая может представлять собой слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах и т.д. – данный структурный элемент занятия с использованием методов музыкальной терапии может быть обусловлен определенными целями и задачами, которые формулирует музыкальный руководитель совместно с психологом и воспитателем группы.
4.заключительным компонентом в данном музыкальном занятии является релаксация.
К основным задачам музыкального воспитания и развития детей в дошкольном возрасте Ю.Б. Алиев относит развитие музыкальных способностей и совершенствование эмоциональной сферы ребенка, что и происходит в процессе включения музыкальной терапии в работу музыкального руководителя.
При использовании музыкальной терапии в своей работе по развитию музыкально-художественной деятельности и развитию эмоциональной и познавательной сфер ребенка происходит совместная психологическая работа, направленная на коррекцию детей с психологическими проблемами (агрессивность, повышенная тревожность и т.д.).
В качестве основного принципа работы необходимо использовать личностно-ориентированный подход, при котором происходит учет специфики развития детей определенной возрастной группы, ориентированность на психофизиологические особенности каждого ребенка.
Таким образом, методология музыкальной терапии позволяет решать музыкальному руководителю следующие задачи: развивать музыкально-эстетическое воспитание дошкольников; обеспечивать психологическую разрядку с помощью различных видов музыкальной деятельности; способствовать накоплению эмоционального опыта посредством общения ребенка с музыкой.

Литература
1.Герасимова, Е.Н. Образовательный процесс в разновозрастной группе детского сада: сущность, специфика, основы построения. – Елец, 2001. – 212 с.
2.Гогоберидзе. А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детского дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
3.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
4.Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1999. –176 с.
5.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. – 240 с.

Что такое музыкальная терапия?

Музыкальная терапия (МТ) - это клиническое и научно-обоснованное использование музыкального воздействия, направленное на достижение индивидуальных целей и осуществляемое аккредитованным профессионалом, прошедшим подготовку в рамках утвержденной программы.

Музыкальная терапия заняла прочную позицию среди смежных с медициной профессий, таких как трудотерапия и физическая терапия. Она заключается в терапевтическом использовании музыки для решения вопросов, возникающих в физических, психологических, когнитивных, поведенческих и/или социальных сферах жизни.

Музыкальная терапия является мощным, не имеющим побочных эффектов средством, благодаря которому можно достичь выдающихся результатов. Это уникальный способ, позволяющий с помощью музыкальных переживаний достичь изменений в поведении ребенка и способствовать развитию его/её коммуникативных, социальных, эмоциональных, сенсомоторных и/или познавательных навыков.

МТ включает в себя взаимодействие квалифицированного терапевта и ребенка; детей между собой; ребенка и его семьи; музыки и участников. Эти отношения выстраиваются таким образом, чтобы через элементы музыки создать благоприятные условия для успешного развития.

Как музыкальная терапия влияет на ребенка?
  • Музыка стимулирует все чувства и вовлекает ребенка на многих уровнях. Этот «мультимодальный подход» облегчает развитие многих навыков.
  • Качественное обучение и максимальное вовлечение в процесс происходят тогда, когда ребенку позволено наслаждаться игрой.
  • Музыка очень мотивирует, но она также может иметь успокаивающий и расслабляющий эффект.
  • Музыкальные мероприятия разработаны так, чтобы помочь ребенку быть более уверенными в себе.
  • Музыкальная терапия может помочь ребенку управлять болью и стрессовыми ситуациями.
  • Музыка может способствовать социализации, самовыражению, общению и двигательному развитию.
  • Поскольку мозг обрабатывает музыку в обоих полушариях, музыка стимулирует познавательные способности и может быть использована для восстановления некоторых речевых/языковых навыков.

Случай из практики

Музыкальный терапевт, работающий в школе музыкального сообщества, отзывается об одной из своих учениц как о «музыкальном ребенке». Шестилетняя девочка, у которой наблюдается задержка физического и умственного развития, имеет ограниченные возможности взаимодействия с другими людьми.

Когда она начала проходить музыкальную терапию в 3 года, выяснилось, что у нее от рождения исключительные музыкальные способности. Уже в два года она могла играть композиции для фортепиано на слух, хотя у нее только по четыре пальца на каждой руке. Она говорила редко, но пела очень гармонично.

За последние 3 года произошел значительный рост. Сначала она занималась еженедельно по 45 минут, затем – по 60 минут. В результате улучшилась продолжительность концентрации внимания, степень независимости и способность следовать указаниям. Теперь она легко произносит одну или две фразы самостоятельно. Есть заметное улучшение социальных навыков.

В дополнение к пению и игре на синтезаторе и фортепиано ребенок сейчас играет на омнихорде (электронный музыкальный инструмент –прим.пер. ), арфе, колокольчиках, колоколах, ксилофоне, ударной установке и различных мелких ударных инструментах.

В период начальной стадии прохождения музыкальной терапии она никому не позволяла играть одновременно с ней. Теперь она играет мелодию, а музыкальный терапевт ей аккомпанирует.

Учитель начальной школы попросила ее сыграть для других детей в классе, тем самым используя ее музыкальный талант для адаптации в группе.

Что делают музыкальные терапевты?

Музыкальные терапевты вовлекают детей в пение, слушание, движение, игру и творческую деятельность, которая может способствовать более успешному развитию.

Они оказывают влияние на развитие самосознания ребенка, его уверенности в себе, доверия, необходимых навыков, способности быстро усваивать информацию, социальное поведение, а также могут научить техникам для управления болью. Музыкальный терапевт исследует, какие стили музыки, методы и инструменты наиболее эффективны и служат лучшей мотивацией для каждого конкретного ребенка. Он использует ее в естественной, спонтанной игре ребенка с целью решения поставленных задач.

Часто, работая в составе междисциплинарной команды, музыкальный терапевт может координировать план занятий с другими специалистами, такими как специалисты по раннему вмешательству, медицинскими работниками, детскими специалистами, психологами, физио- и эрготерапевтами, логопедами, тренерами, преподавателями искусства и танцев. Также они могут предоставлять семье ресурсы и рекомендации для занятий с ребенком дома.

Музыкальный терапевт развивает контакт с ребенком. Он обращает внимание на поведение, на то, как ребенок взаимодействует с окружающими. Он оценивает коммуникативные, познавательные, двигательные, социально-эмоциональные и музыкальные навыки своего подопечного. После постановки практических целей и показателей, которые нужно достичь, музыкальный терапевт составляет план и осуществляет систематические музыкально-терапевтические лечебные программы с использованием процедур и методов, разработанных специально для конкретного ребенка.

Музыкальный терапевт ведет отчетность, проводит постоянную оценку прогресса и дает рекомендации другим членам команды и семьи в отношении достигнутого прогресса. Он также дает рекомендации относительно того, как использовать давшие хороший результат музыкально-терапевтические техники в других аспектах жизни ребенка.

Кто такой музыкальный терапевт?

Выпускники колледжей или университетов, работающих по более чем 70 утвержденным музыкально-терапевтическим программам, имеют право сдать государственный экзамен, проводимый Сертификационной Комиссией Музыкальных Терапевтов (CBMT), независимым некоммерческим агентством, имеющим полную аккредитацию в Национальной комиссии по сертификации агентств.

После успешного прохождения экзамена CBMT выпускникам выдается удостоверение, дающее право на профессиональную практику – MT-BC (Music Therapist-Board Certified).

Кроме MT-BC, другими признанными обозначениями наличия профессиональной аккредитации, перечисленными в Национальном музыкально-терапевтическом реестре, являются RMT (Registered Music Therapists), CMT (Certified Music Therapists) и ACMT (Advanced Certified Music Therapist).

Любой, кто не имеет специальной подготовки и аккредитации, не имеет права предоставлять услуги в области музыкальной терапии.

Что можно ожидать от музыкального терапевта?

Музыкальная терапия указывается в IEP (Individualized Education Program, Индивидуальной Программе Ребенка) как «сопутствующие услуги» и может предоставляться детям до 3х лет как часть IFSP (Individualized Family Service Plan, Индивидуального Плана по Обслуживанию Семьи).

Музыкальный терапевт составляет индивидуальную программу, отслеживает процесс, оценивает результаты и предоставляют отчетную документацию.

Специалист, работающий с маленькими детьми, должен обладать хорошими музыкальными знаниями и опытом в сфере раннего развития.

Также музыкальный терапевт через музыку может обеспечить структурированное или полуструктурированное взаимодействие здоровых детей и детей с инвалидностью.

Настоящим специалистом в этой области может стать только творческая, энергичная и позитивная личность. Музыкальный терапевт должен уметь хорошо выражать свои мысли через слова и письменно, а также хорошо взаимодействовать с членами семьи и другими специалистами.

Где музыкальные терапевты работают?

Кроме центров раннего развития, дошкольных и школьных учреждений, музыкальные терапевты работают в различных условиях, индивидуально и в группах.

Вот некоторые из вариантов: реабилитационные центры, поликлиники, психиатрические клиники, оздоровительные центры, школы, дома престарелых, частная практика, хосписы и исправительные учреждения.

Некоторые музыкальные терапевты занимаются индивидуальной трудовой деятельностью и могут быть наняты на договорной основе, чтобы обеспечить диагностику, консультирование или лечение детей и взрослых.

Каким образом музыкальная терапия помогает семьям?

Семья может научиться использовать музыку как воспитательный процесс и игру с глубоким смыслом.

Музыкальная терапия может служить позитивным вариантом веселой активности, в которой могут принимать участие родители, братья, сестры и другие члены семьи.

Часто музыкальная терапия помогает семье увидеть ребенка в новом свете, ведь на музыкальных занятиях могут проявиться его сильные стороны.

Какие исследования и ресурсы доступны для обоснования и поддержки музыкальной терапии?

Посредством изданий Журнал Музыкальной Терапии , Перспективы Музыкальной Терапии и других ресурсов АМТА (American Music Therapy Association, Американская Ассоциация Музыкальных Терапевтов) популяризирует множество исследований, направленных на изучение преимуществ музыкальной терапии с маленькими детьми. Кроме того, в состав АМТА входит Сеть Раннего Развития, которая распространяет полезную информацию для заинтересованных в этой теме.

Почему именно музыкальная терапия?

Музыкальная терапия может воздействовать сразу на несколько сфер жизни в позитивной и увлекательной манере. Она обеспечивает удовольствие при обучении, что является залогом успеха. Кроме того, музыкальная терапия может значительно повысить качество жизни маленького ребенка и его семьи. Музыка часто становится тем, что ребенок с легкостью воспринимает. Она представляет собой «универсальный язык», который преодолевает все культурные границы.

Музыка присутствует в нашей повседневной жизни и сопровождает нашу деятельность и досуг. Музыка предоставляет ориентированные на время и реальность структуры, дающие возможность участвовать каждому на собственном уровне подготовки и способностей.

Музыкальные способности дают ребенку возможность «сиять» и, кроме того, могут быть использованы для достижения немузыкальных целей.

Большинство людей, особенно дети, наслаждаются музыкой, поэтому музыкальная терапия может может усиливать эффект всех остальных методов лечения.

Директор образовательных услуг системы государственных школ утверждает:

«Включение музыкально-терапевтических уроков дает возможность дошкольникам найти новых друзей и узнать многое о себе и других. Я видел значительные успехи в социальных навыках детей и в их способности к концентрации внимания. Я искренне поддерживаю программу и считаю, что каждый ребенок может получить от нее пользу.»

Профессиональный врач пишет:

«Мне нравится работать в одной команде с музыкальным терапевтом. Я замечаю, что дети в этом случае гораздо более мотивированы на преодоление трудностей при работе с такими вещами, как хорошая координация и объем двигательной активности.»

Отец 5-летнего ребенка с диагнозом Дефицит внимания/Гиперактивность отмечает:

«Музыкальная терапия помогла моему сыну улучшить концентрацию и внимание. Его способность к зрительному контакту улучшилась с тех пор, как началась терапия. Более того, я считаю, что улучшения в его речи отчасти связано с посещением музыкально-терапевтических занятий. И наконец, он полюбил музыку. (Проходил индивидуальную терапию 1,5 года).

Мать 6-летнего ребенка с синдромом Дауна говорит:

«Музыкальная терапия помогла моему сыну научиться очередности, разделению и умению слушать, выучить некоторые цвета, животных, части тела и одежды. (Ребенок 2 года участвовал в групповой музыкальной терапии в дошкольном возрасте, и затем 1 год в индивидуальной терапии).

Мать 7-летних близнецов, один с диагнозом Синдром Тауретта, у второго диагностирована задержка в развитии:

«Одному сыну музыкальная терапия, кажется, помогла сократить крайнюю чувствительность к звукам. Большую часть времени мальчики существуют как бы в параллельных вселенных, но на пути домой с музыкальных занятий они всегда находят общую тему для беседы. (Мальчики принимали участие в небольших группах или с партнером в течение 2 лет).

Мама 8-милетнего ребенка с Синдромом Аперта и дефицитом внимания замечает:

«Музыкальная терапия 1) улучшила самостоятельную речь у моей дочери, 2) научила ее обращаться руками с различными текстурами и независимо друг от друга, 3) расширила ее природные музыкальные способности, 4) научила сосредотачиваться и тренировать терпение, используя музыку в качестве мотиватора». (Ребенок в течение полутора лет участвовал в малых группах в дошкольном возрасте и затем 4 года в индивидуальной терапии).

Родитель проходящего лечение от рака ребенка:

«Музыкальная терапия принесла огромную пользу не только нашему ребенку, но и всей семье. Во время музыкальной терапии он может делать забавные вещи, которые помогают ему забыть о своей боли. Мы счастливы проводить какое-то время с ним, делая то, что помогает улыбке вернуться на его лицо».

В последнее время мы часто слышим как от педиатров, так и от психологов о преимуществе музыки для детей. Конечно, это совсем неудивительно, ведь уже наши бабушки пели песни детям, чтобы успокоить их. Существуют ли какие-нибудь медицинские исследования по этому поводу?

В начале двадцатого века ученые уже могли видеть, что музыка - классическая музыка и колыбельные - являлись целительными средствами для детей, эта музыка не только развивает детей, но также делает их здоровее. Учение решили найти научное обоснование музыкальной терапии. И первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, были родившиеся преждевременно дети. Что же показали исследования? Как правило, если ребенок страдал от кислородной недостаточности в период перинатального развития, вне зависимости от того, родился ли он преждевременно или нет, деятельность ферментных клеток была занижена. После прослушивания классической музыки, деятельность детских ферментных клеток возрастала. Это показал цитохимический анализ. Врачи также измеряли кровяное давление детей, пульс, ритмичность дыхания. И они всегда наблюдали классическую реакцию адаптации: организм сам привыкал к окружающей среде, и ребенок начинал чувствовать себя лучше. Что ж, может быть, дети реагируют подобным образом на любой звуковой раздражитель - тиканье часов, разговор? Может быть, созвучие и мелодия никак не связаны с этим? Исследователи переключились на метроном, который отбивал тихий ритм со спокойной частотой. Дети вели себя достаточно хорошо: успокаивались и засыпали. Но цитохимический анализ четко показал: на фоне работающего метронома ферменты в клетках подавлялись. К тому же существует доказательство факта, что рок-музыка с резко выраженным ударным ритмом является вредной для маленьких детей. Когда родители собираются забрать своих детей из больницы, доктора рекомендуют продолжать выполнять процедуры музыкальной терапии дома, вместе с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде. Родители по-разному реагировали на эти рекомендации, некоторые из них включали музыку своим детям, некоторые - нет. Но когда через год эти дети проходили проверку, были обнаружены интересные факты. Дети, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справлялись с неврологическими дефектами, чем те, чьи родители не поверили в целительную силу музыкальной терапии. Таким образом, появилась обоснованная статистика. Какую музыку должны слушать дети? Поразительно, беспокойные дети должны слушать мелодии со спокойным ритмом - «адажио», «анданте». Как правило, вторые части классических сонат и инструментальных концертов написаны в таком ритме. Немецкие ученые разработали основную научную литературу по этому поводу, и немецкая и венская музыка преобладали в их программах: Моцарт, Шуберт, Гайдн. Позже они добавили Вивальди и Чайковского. К примеру, это может быть вторая часть «Короткой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая Дама», колыбельные. Мелодия со словами сильнее влияет на ребенка, чем мелодия без слов. А живое пение сильнее, чем инструментальное исполнение, записанное на диск. Язык пения совсем не имеет значения, новорожденные дети могут с радостью слушать, например, колыбельную Брамса или Рождественские церковные песнопения на немецком языке. А дети, страдающие от синдрома дистресса, которые плохо едят, а иногда даже отрывисто дышат, должны слушать музыкальные композиции в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна. К примеру: вальсы из балетов Чайковского «На тройке», из его «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевую музыку.

Процедуры музыкальной терапии также являются полезными для здоровых, нормально развивающихся детей. Их нужно успокаивать или наоборот иногда подбадривать. Это можно сделать при помощи расслабляющей или энергичной музыки. Ни в коем случае не надевайте на ребенка наушники. Наши уши приспособлены к рассеянному звуку по природе. Недоразвитый мозг может получить слуховую травму в результате прямого звука. Музыкальная терапия противопоказана:1. Детям с предрасположенностью к судорогам; 2. Детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма; 3. Детям, страдающим от отита; 4. Детям, у которых резко повышается внутричерепное давление. Теперь у родителей есть огромный выбор лекарств - они могут приобрести аудиодиски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или диски с классической музыкой, записанной специально для детей. Такая музыка сопровождается звуком колокольчиков. Некоторым может понравиться такое сопровождение, некоторым - нет. Родители сами должны наблюдать за реакцией ребенка.