Cочинение «Мармеладов. Образ и характеристика Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание

/ / / Образ Семена Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

В романе «Преступление и наказание» Фёдор Достоевский отобразил тяготы простых людей и деградацию высшего общества. Бедный человек не жил, а скорее выживал, как мог. А для человека гордого и преисполненного чувства справедливости такая жизнь была невыносимой. Именно таким является главный герой романа, . Разочаровавшись в законах современного ему общества, бедный бывший студент замышляет преступление, которое, по его теории, будет сделано во благо. Но все идеально лишь в его теории, а решение действовать дается ему нелегко.

К действиям Раскольникова подталкивает другой персонаж, Мармеладов.

Полное имя героя – Семен Захарович Мармеладов. Он долго служил титулярным советником. Но на время его знакомства с Раскольниковым, он был уже отставным чиновником, спившимся и деградированным. Мармеладов находит в Родионе понятливого слушателя и доверяет ему свою историю.

Когда еще был он чиновником, а значит, имел определенный достаток и уважение в обществе, пожалел одну вдову и взял в жены. Молодая жена не любила Семена, но ради своих троих детей соглашается на брак. Около года жили они хорошо, Мармеладов не пил и вел себя прилично, а жена «любила» его за это. Но ее любовь быстро исчезла после того, как Семен попал под штатное сокращение на работе. Без работы и без поддержки супруги Мармеладов ищет успокоения в пьянстве. И так его это дело затягивает, что уже не может справиться со своей порочной привычкой. Даже когда ему повезло восстановиться в чине, то продержался он только до первой зарплаты. Принеся в семью заработанные деньги, Мармеладов радует всех. Но выдержки не хватает, и он крадет деньги и уходит в запой.

Семену Захаровичу уже за 50 лет, но достатка он так и не нажил. Был это человек среднего роста, плотный. Голову «украшала» огромная лысина. Лицо отекло от постоянного пьянства, и только в глазах еще виднелась какая-то оживленность.

Мармеладов ходил в лохмотьях, по многу дней не мылся и не причесывался. И тем ни менее, в его привычках и облике еще угадывались чиновничьи привычки. Было видно, что когда-то Мармеладов был выбрит, как положено чиновнику, а лохмотья – остатки когда-то солидного фрака. Такая художественная деталь показывает, что герой – не просто пьяница, а опустившийся человек, который раньше был уважаемым членом общества. А сейчас он крадет деньги у семьи, чтобы заглушить совесть в выпивке.

Узнает Раскольников и о несчастной дочери Мармеладова, которая вынуждена была ради семьи пойти по желтому билету.

Семен Мармеладов не жалеет себя, а признает свою вину и слабость. Но Раскольников видит на примере этого человека ужасную судьбу многих бедных людей. История бывшего чиновника Мармеладова подталкивает молодого человека осуществить свою теорию.

Среди второстепенных персонажей одни проходят просто фоном, людьми из толпы, другие описаны так ярко, что их сложно не запомнить.

Образ и характеристика Мармеладова в романе «Преступление и наказание» - это пример такого описания. Отец главной героини – отличный рассказчик. Он представляет свою судьбу в монологе так образно, что становится непонятно, зачем автор спрятался за его спиной.

Внешность Мармеладова

Мужчине в романе уже за 50 лет . Внешность героя типична для России. Именно такими были мелкие чиновники, работавшие в канцеляриях. Они тщательно брились, пытались вести себя солидно, обладали чувством такта и интеллигентности. Видно, что автору жалко придуманный персонаж, но изменить их судьбу он не может. Так заканчивают многие потерявшие смысл жизни чиновники. Одежда Семена Захаровича описывается по-разному: иногда он пытается быть чистым и аккуратным, чаще одет в лохмотья, которые свойственны пьяницам.

Черты внешности героя:

  • плотная фигура;
  • большая лысина.
  • средний рост;
Лицо чаще оттекшее от постоянного пребывания в состоянии алкогольного опьянения, в нем нет свежести и привлекательности. Припухают веки, и глаза становятся узкими как щелки. Цвет глаз – красноватый. Так могут выглядеть глаза только у сильно уставшего человека, но здесь причина совсем в другом. Автор не зря называет одежду Мармеладова лохмотьями нищего:
  • продранные локти;
    оборванный фрак;
    осыпавшиеся пуговицы;
    скомканная грязная манишка;
    неопрятный жилет.
Вся одежда «украшена» прилипшими былинками сена. Это давало повод думать, что человек уже несколько дней не раздевается и не умывается. Грязными остаются руки, они «жирные, красные, с черными ногтями».

Судьба героя

Мармеладов раскрывает свою душу перед Раскольниковым в удивительном монологе. Странно, но не многим персонажам Достоевский разрешил самостоятельно проанализировать свою судьбу. О большинстве персонажей читатель узнает из уст автора или других героев. Мармеладов рассказывает о всех членах семьи: жене, детях. Мужчина женат второй раз. Он взял вдову с третями детьми. У Мармеладова есть дочь от первого брака – Соня, девушка изменит Раскольникова, станет его любимой и опорой в жизни. Женитьба Мармеладова не строилась на любви, возникла из сострадания к женщине, попавшей в страшную нищету. Катерина Ивановна согласилась пойти за Семена Захаровича, хотя была из более высокого социального круга, образованная и видевшая другую жизнь. Мармеладов трудился в провинции, работал старательно, но попал под сокращение и потерял службу. Мужчина начал заливать горе вином и потихоньку спился. Он видит все, что происходит вокруг него, понимает и страдает от того, что ничего не способен изменить. Родная дочь получает «желтый билет», торгует своим телом, а отец обворовывает семью и уносит последние деньги в кабак. Пьянство довело Семена Захаровича до гибели. Он попадает под мчащихся по улице лошадей, получает множество травм и умирает на руках у дочери. Жена умирает в день, когда хоронили Мармеладова. Трое детей попадают в детский дом, что ждет сирот, страшно даже представить.

Характер персонажа

Семен Мармеладов – чиновник в отставке . Он спился, когда потерял должность титулярного советника. В образе персонажа соединились качества простых людей, ищущих смысл в вине, страдающих от страшной болезни, не способных избавиться от тяги к алкоголю. Каков характер героя, чем примечателен персонаж романа:
  • Любовь к детям. Мармеладов пытается дать «образование» родной дочери, но у его нет средств, поэтому он просто делится тем, что сам знает. Приемных детей мужчина учит читать, дает азы грамматики. Дети отвечают отцу любовью, называют папочкой, папашей. Не забывает отец о законе божьем. Автор подчеркивает важные детали: у мертвецки-пьяного мужчины в кармане находят пряничного петушка для детей.
  • Уважение к женщинам. Семен Захарович не поднимает руку на жену. Она бьет его, таскает за волосы, но не получает отпора. Редкий мужчина терпит такое положение, чаще эти сцены заканчивается избиением женщин.
  • Слабость характера. Мармеладов сам считает себя слабеньким и пьяненьким. Он не находит сил противостоять судьбе, подчиняется всему, что происходит. Получается, что человек все видит, понимает, но ничего не изменяет, даже не пробует.
  • Доброта и благородство. Доверчивый Семен Захарович попадает под влияние развратных людей, пьет со всеми без разбора. Он добрый, но не теряющий благородства человек.
  • Скромность. В мужчине нет наглости, хамства и развратности. Он критикует себя, ругает. Постоянно рассуждает о жизни вокруг, но никому не навязывает своего мнения.
Мармеладов спился, но не потерял умения говорить. Он витиеват в рассуждениях, речист в словах. Судьба героя типична для простого народа, впадающего в пьянство и нищету.

Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей - матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием. Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.

Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в "Преступлении и наказании" много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.

Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова. Да, Соня - "блудница", как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой - "несколько, книг содержания романтического", видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое? Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями.

Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими детьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах. Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы. Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникава происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовав в свою "наполеоновскую" теорию. Родион находится в каком-то лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но как бы в нереальности: он почти ничего не видит и не слышит. Мозг сверлит только один вопрос: "Быть или не быть?"

Для Раскольникова Мармеладов - просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием. Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Семене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то человеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положение. Он не винит жену в том, что она, может быть, сама того не желая ("не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле..."), толкнула Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще считает святой. Семен Захарыч раскаивается в своей "слабости", ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную Катерину Ивановну, в запальчивости он кричит: "...Я прирожденный скот!" Мармеладов - слабый, безвольный человек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость. Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка. Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и хотя бы попытались понять. Соня смогла понять убийцу-Раскольникова, значит и Мармеладов заслуживает если на оправдания, то по крайней мере сострадания.

Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же - натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.

О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор "Преступления и наказания" рассказывает для того, чтобы читатель почувствовал ту душную, тесную, невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятых годов девятнадцатого столетия, в которой вынуждены были жить социальные низы общества.. А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и теория "сверхчеловека" родилась именно в такой обстановке.

Широко известен термин "Петербург Достоевского". В "Преступлении и наказании" "Петербург Достоевского" - это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: "пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных...", комнаты - "гробы" в полуразвалившихся домах.

Семья Мармеладовых - одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако роль семьи Мармеладовых не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась трагедия преступления Родиона Раскольникова. Ф.М. Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых, читатель ясно видит Достоевского - гуманиста с его любовью к "маленьким людям" и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.

План

1.«Маленький человек» в русской литературе.

2.Титулярный советник Мармеладов

3.Характеристика Мармеладова

4.Разговор Мармеладова и Раскольникова

История маленького человека занимает важное место в русской литературе, а в творчестве особенно. Мармеладов - колоритный персонаж в романе « ».

Семен Захарович работал титулярным советником, но из-за алкоголизма лишился последнего места работы. На вид ему было лет за пятьдесят, роста среднего, плотный, седоват, лысоват. У него лицо сильно пьющего человека: обрюзгшее, красные глаза, кожа с желтизной. Он брился, по привычке бывшего чиновника, но редко, лицо уже начала покрывать густая седая щетина. Его фрак застегнут на единственно уцелевшую пуговицу, порванный на локтях, манишка имеет грязный вид. В движениях его проскальзывало что-то от чиновника, некогда имевшего солидный вид. Его руки всегда имели грязный, неопрятный вид с чернотой под ногтями и окружающим казались излишне жирными.

Но, Мармеладов имеет благородную душу. Как писал о нем Достоевский: « Он был добрый, благородный. Он любил и уважал свою семью. Одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным людям…пил с теми, которые даже его подошвы не стоили!» Он пожалел Катерину Ивановну и ее троих детей, которые жили в нищете, женился на ней, но это только еще больше усугубило их бедственное состояние. Жена о Мармеладове: "Доброй души был человек!"

Есть у него и родная дочь Соня. Втянутый в беспробудный алкоголизм он ворует у своей жены деньги и ночами не появляется дома. Соню он любит, но, берет у нее деньги, которые она зарабатывает «непристойной работой». Она содержит всю семью. «Какие от него доходы? Он пьяница, все пропивал, у нас все крал и относил в кабак, жизнь семьи и мою всю в кабаке извел!»,- говорит Соня. Тем не менее, Мармеладов образован и у него есть чувство собственного достоинства. В глазах окружающих он смешон, но всем своим видом пытается показать, что он не совсем опустился и тоже что-то значит.

В пьяном состоянии после встречи с Раскольниковым Мармеладов на улице угодил под лошадь. Он скончался от травм. Раскольников принимает участие в похоронах, дает вдове Мармеладова деньги на погребение. Как вспоминает Катерина Ивановна в день похорон, у ее мужа нашли в кармане мятный петушок, который он купил своей любимой приемной дочке Лидочке. Он был любящим отцом. В тот же день Катерина Ивановна упадет на улице и умрет от кровотечения. Малолетние дети осиротели и попали в детский дом.

Мармеладов образован, не глуп, но страдает душевными муками из-за своей алкогольной зависимости и не может от нее избавиться. Он бессовестно ворует последние сбережения у своих домашних, и осознает, что понемногу перестает быть человеком. Он интеллигентный и не лишен самокритики, понимает, что поступает не по-человечески. «Я - скот!»- говорит он про себя. У него болит сердце, от того, что он вынужден постоянно пресмыкаться.

Разговор Мармеладова и а в грязной пивнушке передает атмосферу ужасающей и ничтожной жизни того времени. В своем романе Достоевский показывает, как капиталистическое общество относится к простому человеку, уважение возможно только к благополучным и обеспеченным гражданам. Злоба, ненависть равнодушное отношение общественности способствуют совершению преступления обычным человеком, но это преступление, прежде всего, против него самого.

В центре внимания автора страшная действительность России 19 века – нищета, бесправие, морально-разлагающаяся личность, задыхающаяся от собственного бессилия, в результате чего бунтующая с несправедливой средой. И вот Раскольников бросает вызов действительности – решается на заранее спланированное убийство, чтобы помочь обездоленным и несчастным людям. Одним из таких героев является Семен Захарыч Мармеладов – можно сказать, угнетенный, дошедший до края человек – человек подлинно трагической судьбы. Его роль в произведении немаловажна. Именно он своими рассказами в распивочной о жертвенности его дочери сони, о бедности семьи провоцирует в добавок к другим обстоятельствам желание Раскольникова «очистить мир» от злой и глупой старушонки во имя справедливости. Таким образом, мармеладов влияет на решение – убить – не убить (а убил – получи наказание), что по сути является всей основой романа.
Довольно подробную характеристику Мармеладова предоставляет автор чуть ли не в самом начале романа, сразу же после пробы преступления, впрочем, и встреча и разговор (точнее исповедь) его занимает буквально несколько страниц первой части, а какую роль играет! Этот эпизод рисует полную картину несправедливой жизни того времени, истинную правду того общества, что не может не вызвать жалости.
Перейдем к портретной характеристике Мармеладова. «Это был человек лет уже за 50, среднего роста и плотного телосложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные глазки…во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был смысл и ум, - но…и мелькало безумие…». Автор подробно останавливается на описании глаз и взгляда Мармеладова, как говорится, глаза – зеркало души, так и здесь, несмотря на его весь внешний безобразный вид, «зеленоватое лицо», у него доброе сердце, душевный характер, он умеет любить и жертвовать, он остался человеком – вот, что можно подчеркнуть из его одушевленно-восторженного взгляда на фоне ужасной внешности («…на платье и волосах виднелись прилипшие былинки сена, … он 5 дней не раздевался и не умывался. Особенно руки были грязны, жирные, красные, с черными ногтями…»). «Одет в старый, совершенно оборванный фрак с осыпавшимися пуговицами…, из-под жилета торчала скомканная и залитая манишка; лицо выбрито по-чиновничьи, но давно уже…; да и в ухватках…было что-то солидно-чиновничье…». Одежда на нем говорит о человеке, изрядно потрепанном жизнью, повидавшем казалось бы все на своем пути в своем ничтожном бытии. Его «солидно-чиновничье» лицо и растрепанный грязный вид – есть показатель того, что он человек, которому безразлично мнение окружающих, возможно, автор даже пытается показать читателю такую черту Мармеладова как гордость, пусть не ярко выраженную, но все-таки некую гордость за то, что я – человек, и не важно, кто – пьяница или кто-либо другой, «плевать» на мнение «тупого» народа, главное я – человек, пусть даже моя судьба, как дорожная пыль. «Раздавался смех и ругательства…, глядя только на одну фигуру отставного чиновника…»; Он вызывает смех окружающих своей витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой, что прескорбно. По моему мнению, он может вызывать только жалость (точнее весь его образ, внешний вид), но как можно жалеть человека, укравшего последний грош у детей своих? Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. Но Мармеладов остро осознает свою виновность. «А разве сердце у меня не болит, что я пресмыкаюсь втуне?...». «…я прирожденный скот!». Через портретную характеристику, как мне кажется, авторское отношение таково: Достоевский не оправдывает поведение героя, говорит о вполне способной личности, но уже потерявшейся, гибнущей и приносящей муки и себе и своим близким. «…пожалуй, был смысл и ум…».
Если, например, сопоставить Мармеладова с другими героями – Лужиным, то, конечно, выявляется яркий контраст, контраст между нищими и обездоленными и теми личностями, коим все дозволено в жизни. Лужин: «Все платье только что от портного…лицо его, весьма свежее и красивое, и без того казалось моложе своих 45 лет. И если было что-то отталкивающее, то происходило от других причин». Если сопоставлять портреты Мармеладова и Лужина, то можно отслеживать такую особенность: Лужин – человек с красивым лицом, внешностью, но он производит отталкивающее впечатление, сразу виден заносчивый характер и типичность «лужиных», а по отношению к Семену Захарычу подобного рода ассоциаций он не вызывает, автор говорит «сияли его одушевленные глазки».
В общем выводе: портретная характеристика героя Мармеладова отражает образ всех обездоленных; Раскольников, впервые увидев его и выслушавши исповедь о жертвенности Сони и бедности семьи, метается от края к краю – его терзают жуткие душевные мучения, что приводит впоследствии к решению, что нужно прервать порочный круг, можно сказать, Мармеладов помог Родиону совершить «злодеяние над собой», такова была задумка Достоевского.