Сваны кто они. Вся правда о современных сванах. Вот, что сказано в Большой Советской Энциклопедии

Что-то я совсем переехала на фэйсбук.

Если меня еще кто-то там не нашел, ищем по имени Ksenia Svaneti Parjiani

Но не в этом дело.

Сейчас я активно зазываю людей к нам в Сванетию кататься на лыжах. Много где публикую информацию, иногда даже через чур. Чувствую себя спамером. Ну да ладно. Дело опять же не в этом.

На одном из форумов люди стали обсуждать чем же может быть привлекательна лыжная Сванетия.
Сравнивать ее с Альпами просто смешно, ну хотя бы с Гудаури. Но даже с Гудаури как-то не сравнивается.
Люди высказывали свои позиции почему они бы поехали кататься в Сванетию.
И тут конечно у многих на первое место выходило то, что Сванетия это уникальный край в котором живет народ с древнейшей культурой, где до сих пор не забыты традиции и сохраняется уклад жизни, принятый много веков назад. Мудрые, гордые, справедливые горцы. Так оно и бывает, здесь действительно много таких людей у которых можно учится мудрости, выдержке, вере и многим другим вещам, о которых иногда в современном мире просто забываешь.
Но надо понимать, что здесь не все такие. И если едешь как турист, живешь в гостинице или гостевом доме (самая распространенная сейчас форма в размещения в Сванетии) можешь столкнутся совсем с разным отношением. И, конечны, люди живущие здесь не идеальны.

Может быть мне не стоило выносить это за пределы того форума, но мой блог призван рассказывать о жизни в Сванетии. И если рассказывать только истории и легенды о горных сванах информацию это никак нельзя назвать полной.
Расскажу об обычных ситуациях возникающих здесь и расскажу как сделать, чтобы именно в вашем путешествии было их меньше.

Менталитет

сваны сильно отличаются от остальных народов Кавказа, как в прочем все народы Кавказа имеют значительные внешние и характерные отличия.
Сами грузины за глаза называют сванов "разбойниками" и рассказывают истории о том как с давних лет и до недавнего времени в те земли опасно было заезжать - ограбления (в первую очередь туристов) бывали на регулярной основе. В последние годы Саакашвили правда навел там железный порядок, и полиция действительно защищает туристов, бандитизм выведен почти что полностью. Тем ни менее, когда переезжаешь из других регионов в Сванетию то понимаешь что сваны действительно "дикие"."

Я бы назвала их не дикими, а темпераментными. Здесь людям требуется гораздо меньше времени, чтобы закипеть. А известная всем манера сванов говорить громко и активно жестикулируя многих действительно очень пугает и настораживает. Но редко можно встреть, чтобы эта темпераментность переросла в агрессию или бычарство, по типу, "ты че на меня вылупился?!"
Причем манера эта схватывается очень быстро, через пару дней, туристы пообщавшиеся со сванами, начинают тоже громко говорить)))

Обычный сван:
- любит чачу (ОЧЕНЬ ЛЮБИТ ЧАЧУ);
- гостепреимен (особенно после нескольких порций чачи, настолько гостепреимен, что чуть ли не силой затаскивает к себе в гости и пытается напоить любимой чачей). Вот только оказавшись у свана дома понимаешь что это было за "гостеприимство" - что для него ты есть очередной дикий баран, которого завели в стойло, и теперь будут активно стричь и агрессивно отстаивать от других "загонщиков", которые так и норовят тоже отстричь от вас деньжат;
- корыстен (если есть возможность нажится на окружающих - выдоит до последней копейки. Если вы у него остановились - обязаны оплачивать все и вся, причем только ему эксклюзивно)

Нужно признать, что такое в Сванетии происходит. Сваны многие очень любят выпить. Ну а выпивший человек будь он сван, будь он англичанин может вести себя неадекватно. Но у нас были непьющие туристы и не раз и сваны оставляли их в покое, не заставляя пить против воли. Как говорил наш гид своей группе: "Пьяный сван - плохой человек". Это правило стоит действительно запомнить и стараться избегать контактов. Мне кажется сделать это довольно не сложно. Тут нет такого быдла (по крайней мере я не видела за 5 лет), которое бы лезло наражен. По поводу того, что сванам только и надо что состричь с вас деньги. И когда они называют вам низкую цену, а в конце берут в два раза выше - это да. Такое тоже часто стало практиковаться. Выход простой. Пользуйтесь рекомендациями, благо таких много в интернете, приезжайте к знакомым или проверенным людям, пользуйтесь услугами тур-оператором, такие как Лиле-тур по Сванетии. В погоне за экономией, многие тратят гораздо больше. Я не говорю, что экономия это плохо, иногда стоит поторговаться даже, но нужно понимать, что люди здесь сейчас живут только туризмом, потому и хотят получать от этого больше денег, иногда не честными способами, к сожалению.

Обычный сван не любит соседей (все сваны при видимой дружбе на самом деле в непрерывном и жестком противостоянии. Практически до мордобития и прочих мафиозных разборок). Знаменитые сванские башни - как раз вынужденная мера выживания в мире, когда каждый сосед соседу враг и у кого башня выше - тот и стреляет из лука по соседям.

Это замечание очень близко к реальности. Почему-то в Сванетии сейчас самые серьезные конфликты возникают именно между соседями. Скажу вам честно, каких-то 50 лет назад такого не было. Люди жили более мирно. Конфликты могли вспыхивать, но основания у них были другие. И башни, как вы понимаете никак не спасали от конфликтов, учитывая тот факт, что соседи - это всегда члены одного клана, одной семьи. Но что поделать, научаемся мы так жить, часто не доверяя самым близким. А в Местиа еще и конкуренция. Все спешат вырвать друг у друга туриста. Потому хорошо бы если рынок немного улегся и стал стабильный, чтобы народ заказывал жилье заранее, многих конфликтов можно было бы избежать. А так да. в Местиа часто даже мордобои бывают между местными. Но, кстати, и не только в Местиа. Мне гости рассказывали, как два таксиста на их глазах начали бить морды друг другу кто поедет. И в итоге все решилось при помощи цены. Один хотел 5 лари, другой согласился на 4 лари.

Еда.
Местные магазины весьма скудны продуктами (замороженные сосиски, вермишель и консервы... пожалуй и все. Back to the USSR), да и готовить на своей кухне вам сваны не дадут - пожалуйста кушайте местную кухню втридорога. Да и ту будут готовить из тушонки и прочих дешевых продуктов. Продукты сваны обычно сами себе возят, так что повторяю - на магазины не рассчитывайте. Про вкуснейшую настоящую грузинскую кухню - это Вам точно не в Сванетию. В Сванетии вкусно только одно - сванская соль. Нет в Сванетии кухни - до нормального магазина (в Зугдиди) 6 часов по горной дороге. Так что исторически там кухня скудная и незамысловатая.

Были у меня тут гости из Украины недавно, все спрашивали какая еда, да сколько, а не будем ли мы голодными. Я все удивлялась, откуда такие вопросы. Когда они приехали, они мне объяснили, что отдыхали в прошлом году в Гудаури и не встретили там того самого Грузинского стола, который ломится от яств. Я говорю им, но не может же быть застолье каждый день. А они отвечают, а мы готовы были платить хорошие деньги за это, но нам никто не мог предложить. К слову едой в нашем доме они остались более чем довольны. Таки да, в Местиа часто в домах кормят туристов чем по-проще, чем по-дешевле. Ну а что делать. Турист не соразмеряет что чтобы кормили хорошо, это не может стоить дешево. Сельское хозяйство в Сванетии сейчас в упадке. Свиней почти никто не содержит, за 3 года уже раз пять поголовье побил грипп. А так как они все на свободном выгуле, распространяется болезнь мгновенно. Чтобы содержать мясо-молочное хозяйство надо много сена. Сено надо заготовить, а заготавливать некоему, все туризмом заняты. Еле-еле справляется народ, чтобы прокормить себя. А вообще все завозиться из Тбилиси, Кутаиси, Зугдиди. Всегда дороже и не всегда свежее и вкуснее. Так что опять же большим плюсом будут рекомендации и отзывы гостей ну и разумность с выборе.
Что я хочу сказать еще, Сванетия это прекрасный регион. И не смотря на возможные минусы знакомство с ним принесет вам массу положительных впечатлений и эмоций. Если вы читаете мой блог, не обходите стороной. Я очень многим помогла увидеть Сванетию без всех указанных минусов. С очень многими мы стали друзьями. Возможно, я предлагаю не самый дешевый вариант. В нашей базе нет домов, принимающих за 35 лари с двухразовым питанием. Но их потому и нет, что я могу дать голову на отсечение везде, где мы вас поселим, вам будут рады как старым добрым друзьям, от еды будет ломится стол и вы увидите тех самых мудрых и спокойных сванов, о которых так много написано.
Люблю вас, друзья мои!


Территория: Россия (Московия), 1681 год
Издано: Амстердам 1681 год
MOSCOVIAE seu RUSSIAE MAGNAE Generalis Tabula qua LAPPONIA, NORVEGIA SUECIA, DANIA, POLONIA, ...

RVSSIAE vulgo MOSCOVIA, Pars Australis

Территория: Россия (Московия, Южная часть), 1638 год
http://mapa.od.ua/catalog.php

Того же месяца октября в 3 день приехал ко царю и великому князю Ивану Васильевичю всея Русии Григорей Семенов сын Плещеева ис Черкас Пятигорских, а посылал его царь и великий князь в Черкасы к Темгрюку-князю Айдаровичю посольством и оберегати его от его недругов от черкас, которые от него отступили и которые ему тесноту чинили. А сказывал Григорей. - Пришел он в Астрохань в 71-м году ноября в 3 день, а Темгрюк-князь был в то время от своих недругов приехал в Астрохань и с сыном своим з Домануком. И Темгрюк-князь и сын его Доманук-мирза в Черкасы пришли декабря в 6 день, а Григорей в Черкасы с ними же пришел, а с ним голова стрелецкая Григорей Вражской, а с ним стрельцов 500 человек да пять атаманов казачьих с казаки, а казаков с ними 500 человек. И Темгрюк со государьскими людьми недругом своим недружбу довел и в свою волю их привел, а воевал Шепшуковы улусы да воевал Татцкие земли близ Скиньских городков, и взяли три городки: город Мохань, город Енгирь, город Каван, и мирзу Телишку убили и людей многих побили. А те городки были Шепшуковы княжие, и люди тех городков добили челом Темгрюку-князю, и дань Темгрюк-князь на них положил. И воевали землю их одинатцеть дней, и взяли кабаков Мшанских и Сонских сто шестьдесят четыре, и людей многих побили и в полон имали, да взяли четырех мурз: Бурната, Ездноура, Бурнака, Дудыля(Кабарда ни в XVI в., ни позднее не сложилась в единое государство, но состояла из ряда небольших феодальных владений, враждовавших между собою. Главенство большего, старшего князя было в значительной степени номинальным. Как видно из известной летописи, Темрюк Идаров стремился, пользуясь русской помощью, укрепить свою власть и оказать сопротивление крымско-турецкой агрессии. Шепшуковы улусы - владение кабардинского князя Пшеапшоко Каитукова, который придерживался крымской ориентации и находился в союзе с князем Малой Ногайской орды Казыем Ураковым, вассалом Крыма. Владение Пшеапшоки находилось в будущей Большой Кабарде и было известно позднее по имени его сына Казыя Пшеапшокова под названием Казыевой Кабарды.)А отпустил Темгрюк Григориа ко царю и великому князю.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVI/Russ_Kab_otn_1/1-20/4.htm
Е.Н. Кушева пишет: “Документы конца XVI и XVII вв. дают материал для определения Сонских кабаков. “Соны” русских источников — это сваны, для которых русские приняли грузинскую форму их названия; но термин Сонская земля употреблялся тогда в более широком смысле... Отсюда название перевальных путей из Кабарды в Грузию “Сонскими щелями”. Как видно, Соны (Сонэ), Суаны — это грузинская форма этнонима сван, распространенная и среди адыгов.
С. Н. Бейтуганов.Кабардинские фамилии: истоки и судьбы. - Нальчик: Эльбрус, 1989. - 184 с
http://circas.ru/index.php?newsid=1615

Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа.Наталия Георгиевна Волкова.Наука, 1973

Dawit" continued to expand the boundaries of Georgia, taking Uxt"i and its limits, and Gag, Te"runakan, Tayush, Kayean, Kaytson, Lo"r"e", Tashir, Mahganaberd, the entire principality of the Armenians Kiwrike" and Abas. He also subdued Mount Caucasus and the kingdom of the Sonk" , Mrachul, Chk"et, Duale"t", Here"t" as far as the Caspian Sea and to Haghband and to Shapuran city.
http://rbedrosian.com/va2.htm


...In the year 610 A.E. Ge"orgi, king of Georgia, took Ani from Emir Fadlun. He replaced his brother Shatat. But fifty days later the Shah-Armen came upon the city with many troops, a city which had been beaten and polluted by the Sonk" .

http://rbedrosian.com/va2.htm
Vardan Arewelts"i"s Compilation of History

Хулам - на западном берегу Черек-Хахо, где проживают сванские семьи, которые до сих пор одеваются полностью по-имеретински и называются «сони»
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Blaramberg/text28.htm

Свани, во множ. сванети, или сони, или сонета, [так] называют грузины народ, который сам себя называет шнау.
ИОГАНН АНТОН ГИЛЬДЕНШТЕДТ.ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАВКАЗУ.Путешествие и наблюдения в Грузии в 1771 г.

запись показаний одного кумыкского и двух кабардинских князей, сделанная в 1743 г. в Коллегии иностранных дел, в Петербурге. В записи сказано, что между народом харачай, обитающим «в кубанских вершинах» и имеющим «татарский язык», с одной стороны, и «волостью Чегем», где в употреблении «особливый» язык (сванский?), но «они употребляют и татарский язык», с другой стороны, расположен «народ Соны»...
«Четвертый народ Соны, живут на вершинах реки Баксана, близ вершин реки Кумы и Кубани.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1740-1760/Pok_knjazej_1743/text.phtml

Он называет себя тсон; соседи называют его по-разному - сваны, сонты, тсинты, а самые скалистые долины они называют Сванетией.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1760-1780/Reineggs/text2.htm

В. Я. Тепцов: «Все земли по истокам Кубани и Терека... сванеты считают своими... Еще... лет 20-30 назад, сванеты брали с горцев Северного Кавказа арендную плату за земли по истокам Терека; плата эта прекратилась с покорением Западного Кавказа русскими... Сванеты на Северном Кавказе указывают башни одинаковой конструкции с сванетскими и говорят, что башни эти выстроены их предками, которым принадлежали эти земли и христианские могилы на них... На одном из истоков Кубани, Кичкенекол, сванеты указывают на развалины чрезвычайно древнего моста, как на доказательство их бывших владений. Здесь, по преданию, был город и крепость, сторожившая проход по ущелью этой реки в Сванетию. Как разложилось их государство и когда - сванеты не помнят»
В. Я. Тепцов. Сванетия (Географический очерк). «Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. X, Тифлис, 1890, стр. 56, ср. еще стр. 63.
Показательно, что сванские предания согласуются с преданиями того населения, которое исторически сменило собою сванов Северного Кавказа. Так, население ущелья, по которому течет р. Восточный Черек, рассказывало, что первоначально там жили сваны и от них, будто бы, вели свое происхождение жители с. Сауты. М. Иванов, ссылаясь на мнение стариков-урусбиевцев, писал, что верховья р. Баксана в древности принадлежали сванам.
М. А. Иванов. В ущелье р. Баксана. «Известия Кавказского отделения Русского географического общества», XV, № 1, Тифлис, 1902, стр. 11.
По преданию чегемцев, во времена одного из полулегендарных предков чегемских феодалов, Анфако, Баксанское ущелье принадлежало сванам и Анфако безуспешно пытался отвоевать его.
В. Миллер и М. Ковалевский. В горских обществах Кабарды. «Вестник Европы», 1884, кн. 4, стр. 562-568.
Лет 10 назад местный исследователь X. О. Лайпанов сообщил автору этих строк, что в верховьях р. Кубани им записано предание о том, что на месте с. Эльбрус в Баксанском ущелье в старину существовало сванское селение.
Пребывание сванов в верховьях р. Кубани и на р. Баксане оставило след и в топонимике. Не будучи специалистом в области картвельских языков, ограничусь указанием только следующих фактов. Названия некоторых населенных пунктов в интересующем нас районе как бы дублируют названия сванских селений: Учкулан - Ушгуль, Хумара (древний Схумар) - Цхумар, Лашкута - Лашкети. Из них: Ушгуль, Цхумар и Лашкети находятся в Сванети; Учкулан и Хумара - в верховьях р. Кубани, а Лашкута - на р. Баксан. Из приведенных сопоставлений только названия Учкулан - Ушгуль допускают объяснение из тюркских языков, но они могут быть объяснены также из картвельских.
Одно из таких объяснений в отношении Ушгуля нам известно у К. Ф. Гана. Опыт объяснения кавказских географических названий. «Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа», XL, Тифлис, 1909, стр. 143.
Объяснение остальных двух пар названий следует искать только в картвельских языках и, в первую очередь, в сванском языке. По разъяснению вице-президента Академии Наук Грузинской ССР А. Г. Шанидзе Лашкута происходит от сванских слов, означающих «место, где вешают». Отметим, что полулегендарный предок чегемских феодалов Ипар сын Анфако, проживавший в Лашкуте, носил имя, совпадавшее с названием одного из селений в Сванети (с. Ипар юго-восточнее Местии). Известная гора с развалинами средневековой церкви около Хумары, в верховьях Кубани, фигурирует на картах и в литературе под именем Шоана, Шуана, Шона. Прилегающая к горе местность в XVIII и первой половине XIX вв. входила в состав абазинской территории. Поэтому нельзя пройти мимо возможности сопоставить название горы с абхазо-абазинским термином щ˳ānwā, означающим «сваны».
Согласно дополнению к Никоновской летописи, в 1562 г. 500 стрельцов с головою Григорием Семеновым и 500 казаков при пяти атаманах по царскому приказу ходили вместе с кабардинским князем Темрюком (тесть Ивана Грозного) против недругов последнего. Главным из этих недругов в дополнении к Никоновской летописи назван кабардинский князь Шепшук. В числе «Шепшуковых улусов», т. е. подвластных Шепшуку земель, упоминается взятый у него г. Кован, может быть от ногайского Кобан, что значит р. Кубань. Главная же ценность для нас свидетельства дополнения к Никоновской летописи заключается в указании, что кабардинцы Темрюка вместе с царскими людьми отвоевали у Шепшука много «сонских кабаков», т. е. сванских поселений.
Допустимо ли предполагать, что кабардинский князь Шепшук мог владеть частью закавказской Сванети и что именно ее потом отнял у него Темрюк? Конечно, нет. Дополнения к Никоновской летописи доказывают, что в XVI в. на Северном Кавказе было значительное сванское население. С другой стороны, упоминание этим документом г. Кована дает возможность предполагать, что сваны, входившие в число «Шепшуковых улусов», в середине XVI в. проживали в верховьях Кубани. Во всяком случае это положение согласуется с другими нашими материалами.
Полное собрание русских летописей, XIII, 2-я половина. СПб., 1906, стр. 371.
РАССЕЛЕНИЕ СВАНОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ДО XIX ВЕКА-Доклад на сессии по вопросам этнографии Кавказа, 15-21 ноября 1949 г. в Тбилиси.Лавров Л. И

Сванетия - один из самых высокогорных районов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Земо (Верхняя) Сванетия находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000-2000 метров над уровнем моря), а Квемо (Нижняя) Сванетия - в ущелье реки Цхенис-цкали (на высоте 600-1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с Рача-Лечхуми, на западе - с Абхазией, с юга примыкает Имерети и часть территории Самегрело. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай и Кабарда.

Население Сванетии - сваны - грузинские горцы, этнографическая группа грузин, говорящих на грузинском и в быту на сванском языках (сванский язык относится к картвельским языкам и имеет четыре диалекта и ряд говоров). Сваны - чрезвычайно колоритный народ. Они всегда славились своей статностью и храбростью. Сваны считались самыми лучшими воинами в Грузии. Ещё древнегреческий географ и историк Страбон писал: «Сваны могущественный народ и, я думаю, самый храбрый и отважный вообще на свете. Они в мире со всеми соседними народами». О гостеприимных, просвещенных и сильных сванах писали Плиний, Птолемей, Аппий, Евстафий Тесалонийский.

История гордого, мужественного и свободолюбивого народа Сванов, который сохранил свой язык, насчитывает несколько тысячелетий. Он никогда не был порабощён врагами, может, поэтому народ, некогда заселявший прибрежную полосу Колхидской низменности и нынешнюю Абхазию, после многочисленных войн выбрал для себя свободную жизнь в горах.. Примечательно, что у сванов никогда не было крепостного права, да и дворянство носило условный характер. Ведь каждый сван -это личность, которая не приемлет над собой господства. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых - строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых "Сванскими башнями". Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки - национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство - древнее грузинское занятие, особенно распространенное в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм. Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм - национальный вид спорта Сванетии. Много выдающихся спортсменов дала сванская школа альпинизма. Самым знаменитым человеком в Сванетии является альпинист и скалолаз- "Тигр скал" - Михаил Хергиани, трагически погибший в итальянских Доломитах на стене Су-Альто в 1969 году. Покорителями вершин Ушба, Тетнульды и Шхары были уроженцы Сванетии Габлиани, Джапаридзе, Гугава, Ахвледиани и многие другие. Сваном был Герой Советского Союза, капитан 3-го ранга Ярослав Константинович Иоселиани, который в годы войны совершил не один десяток боевых походов и торпедировал множество вражеских судов. Еще один известный сван - знаменитый кинорежиссер Отар Иоселиани, поставивший фильмы «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль» и др.

Один за всех, и все за одного. Каждый — часть большой семьи. По такому принципу живут грузинские горцы, оберегающие ценности рода так же тщательно, как и свободу

Нас легко вычислить по фамилии. У сванов она оканчивается на -ани. А еще у нас нетипичные для Грузии светлые волосы и глаза. Я верю, что именно в Сванетии живут те грузины, чья кровь не смешалась с кровью тюрков и других завоевателей.

Язык у нас тоже свой. Он совсем не похож на грузинский, на котором преподают в школах нашим детям. Мы всегда разговариваем с грузинами на государственном языке, с русскими — на русском, а между собой — на сванском.

Главное для нас — свобода. Нами никогда никто не управлял, сванов не подчиняли князья, не порабощали феодалы и враги. Мои предки выбрали независимую жизнь вдали от цивилизации. Потому часто Вольную Сванетию (она же Восточная Сванетия — территория от Латали до Ушгули) справедливо называют «сообществом свободных кланов».

Символ нашего края — сванские башни. Их возводили в VIII-XIII веках, в основном для обороны. Сейчас они превращаются в туристические достопримечательности. Но до сих пор эти высокие каменные сооружения защищают нас от лавин: как волнорезы, «срезают» силу снежных ударов. А когда-то с башен оповещали соседей об опасности, в них прятали церковную утварь, которую свозили со всей страны во время вторжений неприятеля. Семьями укрывались в башнях от врагов.

Сванские земли были разделены между общинами. В общине они распределялись по кланам, а внутри кланов — между семьями. Я происхожу из древнего рода Парджиани. Первые упоминания о нем датируются XII веком, и связаны они с именем великой царицы Тамары, которая по пути в летнюю резиденцию в Ушгули останавливалась на ночлег в доме моего далекого предка Вахтанга Парджиани. Как и он, я тоже живу в Латали. Вот уже 39 лет живу, не считая периодических выездов в другие страны.

Было время, я покинул свой край и устроился работать в России. Там познакомился с Ксенией, которую в итоге перевез в родной дом, когда осознал, что в Сванетии я вижу будущее семьи. У меня пока две дочери, но вообще сванские семьи многодетны. Обычно к 30 годам мужчина имеет уже троих детей. Пятеро в семье не предел, иногда бывает и десять.

Под одной крышей живет сразу несколько поколений, как в старые времена. Наши предки жили в мачуби — просторном каменном доме с одной комнатой, в центре которой горел очаг. Зимой к большому семейству присоединялся и скот, чтоб всем вместе было теплее. Сейчас у нас, конечно, дома современные, оснащены всей техникой, а животных мы переселили во двор.

У каждого мужчины должен родиться сын. Он унаследует дом и земли. Дочери всегда переезжают в дома мужей, а это значит, что, если нет сына, отчий дом обречен на разрушение. Знаю случаи, когда мужчины брали вторую жену, если первая не могла родить мальчика. Но это скорее исключение, чем правило. На традиционном сванском застолье третий тост посвящается святому Георгию, покровителю Грузии. Во время этого тоста мы желаем сына тем, у кого его еще нет.

Я работаю много, как и большинство соплеменников. Нам всегда есть чем заняться: выгнать коров на пастбище, почистить сарай, построить забор, заготовить дрова на зиму. Наши женщины трудятся не меньше. На их плечах дом и кухня. Мы и детей приучаем работать. Дочери помогают убираться и готовить, а сыновья все лето пасут скот на горах. Поэтому среди местных мужчин так много альпинистов. Мы чувствуем себя на вершинах как дома!

День начинаю в шесть утра с овсянки со сванским медом — самым вкусным в мире. С раннего утра женщины замешивают тесто — здесь хлеб не покупают в магазинах, а пекут сами. Средняя семья из 6-7 человек съедает около 10 лавашей в день. Когда тесто замешано, женщины доят коров и готовят сыр и мацони из парного молока.

Возле домов мы выращиваем горные травы. Для них выделяем почетный угол в саду. Кинзу, уцхо-сунели, имеретинский шафран добавляем в традиционные блюда и в сванскую соль. Ту самую, которую перемалывают 2-3 часа в большой деревянной ступке вместе с травами и специями, растущими только в Сванетии. Это особое искусство и особая традиция, которая передается из поколения в поколение по женской линии, вместе со ступкой. Нашей уже 400 лет.

Сваны похожи на сицилийцев. Нам всегда была свойственна кровная месть. Она могла разгореться из-за оскорбления или земли. История знает пример, когда вендетта между двумя кланами продолжалась более 300 лет, и за это время было убито по 12 человек с каждой стороны. Мой народ считал, что кровная месть помогает сохранить порядок в крае. Страх смерти силен, тем более что за преступления могла быть наказана вся община. Потому мы несем ответственность за поступки не только перед собой, но и перед предками и будущими детьми. Хотя сегодня былые обиды люди в основном заглаживают деньгами или скотом.

Все меняется... Мать, которой сейчас 73 года, часто рассказывает, какой была Сванетия в ее детстве — без электричества и дорог. Как 500 лет назад. А сейчас мы одеваемся, как и все, живем в домах с удобствами. В 2011 году сюда проложили прекрасную дорогу из Зугдиди, в поселке Местиа построили аэропорт, откуда можно добраться до Тбилиси. Жизнь стала другой. Поэтому важно не потерять самое ценное — наши традиции.