Школа в швеции. Стипендии и гранты для россиян и граждан стран СНГ. Получение среднего образования

VII Всешведская конференция российских соотечественников, в которой принять участие в конце сентября, принесла много очень интересных знакомств. Встреча с создателем и директором русской школы в Гётеборге Екатериной Тихоновой-Сернемар вылилось в интервью для сайта фонда "Русский мир", которое я предлагаю вашему вниманию.

Почему русские дети чувствуют себя неуютно в шведских школах и как меняется шведская модель образования?

В Швеции учебный год начинается в августе. В 2014 году вместе с другими шведскими школами в четвёртый раз открылась и общеобразовательная начальная Русская школа Гётеборга. Почему в шведских школах русскоязычных детей сейчас очень часто травят их одноклассники? Каковы слабые места шведской системы школьного образования? Почему в шведские школы возвращаются оценочная система и оценки за поведение? На эти и другие вопросы отвечает создатель и директор школы, наша соотечественница Екатерина Тихонова-Сернемар.

— Екатерина, мы с Вами общаемся в кулуарах VII Всешведской конференции российских соотечественников, посвящённой консолидации в новых геополитических условиях. Вы в своём докладе затронули очень важную тему травли в шведских школах русскоязычных детей их одноклассниками. Как это проявляется?

— В школе русскоязычной девочке, например, могут сказать: а ты, как Анна Каренина, бросься под поезд. В Швеции это называют моббингом, по-русски это травля. Ещё пример: русская девочка одна убирается в классе, а всем остальным шведским детям это противно. И они говорят: ты — русская, ты привыкла убирать за другими.

Моббинг в шведской школе. Кадр из документального фильма шведского телевидения SVT. Фото: vimedbarn

В чём причина? Причина в украинских событиях. Бытовое восприятие ситуации в Швеции такое: Россия воюет с Украиной. Но простите, Россия ведь не вводила войска. О чём вообще разговор?


При этом не стоит говорить о дискриминации русских шведами. Есть дискриминация по отношению к иностранцам в целом. Как русских вас не будут дискриминировать так, как, допустим, сомалийцев. Если вы нормальный человек, говорите хорошо по-шведски, у вас хорошая специальность — я думаю, вы не будете ощущать какого-то давления. Но при этом разговоры вокруг вас всё равно будут постоянно касаться России. Будут говорить о том, что Россия — агрессор, и так далее.

Когда вы читаете эти строки, шведские военные уже пятый день в Стокгольмском архипелаге "российскую подлодку". Фотография радара на борту одного из военных кораблей, прямо сейчас ведущего поиск в Ингарофьорде. Фото: Dagens Nyheter

Для того чтобы этого не было, соотечественникам нужно вести на бытовом уровне определённую разъяснительную работу: разговаривать со своими шведскими коллегами, друзьями, объяснять им ситуацию и задавать им такие вопросы, на которые у них не будет ответов. В Швеции все прекрасно понимают, что настоящий агрессор — это США, которые в последние годы воевали в Сирии, Ливии, Ираке, Иране. И скажите мне, где воевала Россия в последние десять лет? Об этом и надо говорить.

— Получается, что шведские дети лишь повторяют то, что слышат дома от родителей?

— Конечно, дома их настраивают против России. Ведь что такое русофобия в шведской школе? Приведу такой пример: ребёнок живёт в Швеции с русскими мамой и папой. Родители когда-то приехали в Швецию, не важно, по какой причине. Мальчику, скажем, восемь лет. Придя в шведскую школу, он стесняется того, что его зовут, скажем, Стёпа. Он всем говорит, что его зовут Фредрик. То, что он меняет своё имя, — это уже ненормально. Ребёнок теряет свою идентичность, но не приобретает новую. Ведь смысл интеграции заключается в том, чтобы ребёнок приобрёл шведскую культуру, но при этом не потерял русскую. За счёт двух культур он будет духовно богаче, но не наоборот. А если ребёнок знает, что, придя в школу и сказав, что он Стёпа и он русский, он может подвергнуться обструкции, это совсем не нормально.

Шведские школьники. Фото: Sveriges Hembyrgdsförbund

Вот вам конкретный пример: когда я работала в разных шведских школах, подменяя учителей, я встречала таких русских мальчиков, которые и говорили: меня зовут не Стёпа, а Фредрик. Шведские дети там же прибегали ко мне и говорили: а мой дедушка из России, а мой прадедушка или прабабушка из России, и им было интересно услышать про войну, про историю страны. А наш мальчик боялся подойти и поговорить со мной по-русски. Вот поэтому я и открыла русскую школу. Я открыла её, чтобы люди не стыдились своего происхождения. Получая культуру двух стран — России и Швеции, нужно этим гордиться, а не стесняться.

Екатерина Тихонова-Сернемар и учителя русской школы в Гётеборге Карин Эйебринк (Karin Öjebrink), Кристина Арелид (Christina Arelid) и Оса Карлссон (Åsa Karlsson). Фото: Foto Roger Blomqvist / Sveriges Radio

— Традиционный «страх перед русскими» как-то влияет на восприятие России шведами?

— Пропаганда страха России в Швеции ведётся уже в течение трёхсот лет. Страх перед русскими заложен у шведов на генетическом уровне. Кроме того, бюджет шведской оборонной промышленности и Министерства обороны зависти от того, насколько активно русофобия (боязнь России-агрессора) будет внедряться в общество. Поэтому Россия была и остаётся для Швеции стратегическим врагом. От этого никуда не деться, мы не можем это взять и изменить. Но надо над этим работать. Надо разъяснять своим знакомым шведам, что это не так.

Мы не можем повлиять на мнение уходящего министра иностранных дел Швеции . Он построил всю свою карьеру на русофобии, естественно, с этого конька он уже не слезет. Но есть масса других шведских политиков, которые гораздо более спокойно воспринимают Россию и русских. Поэтому я призываю соотечественников в Швеции улучшать образ русских своими делами.

Молодой Карл Бильдт в комиссии по поиску иностранных подводных лодок в водах Швеции. 80-е гг. Фото: oikonomia.info

— Екатерина, насколько мне известно, шведская система школьного образования сейчас находится в состоянии кризиса. Стоит ли России пытаться слепо копировать шведские образовательные эксперименты?

— Только что в Швеции прошли выборы в риксдаг (шведский парламент. — Прим. ред.). Одной из главных тем избирательной кампании стала реформа школы. Почему? Потому что, к сожалению, в восьмидесятые годы шведы своими руками разрушили систему школьного образования. И я сожалею, что Россия в девяностые годы взяла шведский опыт на вооружение. В Швеции эту разрушенную систему стали потихонечку восстанавливать, ну а Россия, переняв опыт не оправдавшей себя системы, разрушила блестящее советское школьное образование. Очень жаль, потому что мы были сильны образованием. Страна богата образованными людьми, но не серой необразованной массой.

Но самое главное не это. Со следующего года в шведских школах вводят оценку за поведение. Это безумно интересно, потому что у шведского учителя нет никакого инструмента для того, чтобы призвать детей к порядку. Образ учителя уже давно, как говорится, находится ниже плинтуса. Сейчас спорят о том, что надо сделать, чтобы поднять статус учителя. Думают поднять зарплату, усложнить поступление на педагогические специальности.

Шведский учитель со своими учениками. Фото: Willy Alm / Kristianstadbladet

Я могу вам сказать, что все родители, которые приходят в школу, хотят, чтобы на уроках была дисциплина, чтобы детям задавали домашнее задание, чтобы дети делали уроки, и таких родителей, которые хотят, чтобы детей ничему не научили, просто не осталось. И это уже хорошо. Когда четыре года назад я написала, что мы будем делать домашнее задание с детьми, каждый день им задавать уроки, — это для Швеции было что-то новое, и я должна отдать дань Министерству образования Швеции, которое всё это перенимает. С этого года обязательно в каждой шведской школе учителя обязаны помогать детям делать домашнее задание, если у них возникают какие-то вопросы. И я страшно рада, что Швеция у нас это перенимает.

— Правда ли, что в частных и государственных школах Швеции царит разный подход к дисциплине?

— Правда. В английской школе, например, очень жёсткая дисциплина. Там детей не порют, этого делать в Швеции нельзя, но дисциплина там жёсткая. Про муниципальные школы, о которых вы спрашиваете, я скажу так: в них всё зависит от директора и педагогов. Я была в двух школах на расстоянии одного километра друг от друга. В одной школе все учатся, все заняты делом, в другой школе все стоят на голове. Всё зависит от того, кто руководит этой школой, какие требования предъявляются к ученикам. В одной школе я застала смену директоров: один директор уходил, и порядка там не было. После каникул пришёл другой директор, и через месяц я увидела совсем другую школу. Появилась другая дисциплина, к ученикам предъявлялись другие требования. И потом не надо забывать: чем более высокие требования мы предъявляем к ученикам, тем более высокий результат мы получаем. Когда они знают, что мы ждём от них чего-то большего, мы получаем хороший результат. А если мы не будем ставить никаких требований, так мы ничего и не получим. Вы вспомните самих себя в детстве. Что было интереснее, когда вы учились, например, в институте — библиотека или дискотека? Конечно, выберешь дискотеку. Ребёнок в семь лет не может выбрать сам. Его надо направлять. И Швеция уже к этому пришла.

Конструкция школьного образования в Швеции отличается от российской довольно существенно. Давайте разбираться?

От редакции: эта статья продолжает серию публикаций про то, как устроена изнутри шведская школа и система школьного образования. Первую статью серии можно посмотреть здесь:

Так выглядит кабинет первоклашек в школе Фонтин  - именно там учится мой ребенок

Дошкольное образование

Förskolan или неофициально dagis  - аналог российских детских садов. Туда ходят дети от 1 до 5 лет. Принято, что ребенок начинает посещать садик, когда ему исполняется год или чуть позже. Довольно часто первые полгода мама берет отпуск по уходу за ребенком, потом еще полгода папа, и дальше мама, пока ребенок не адаптировался в садике.

Оптимальным размером групп на сайте школьного министерства указано 6–12 детей на группу 1–3-х леток, и 9–15 детей в старших группах (4–5 лет). В реальности по данным статистики в среднем на группу приходится 15,9 ребенка (на 2016 год).

Видео на шведском языке про размеры групп в детских садах.

Нулевой класс

Когда ребенку исполнилось шесть лет, он имеет право на обучение в нулевом классе (förskoleklass), основная задача - адаптация к школе. Нулевой класс обычно размещен в здании школы, рядом с первым классом. Дети из нулевого класса тем же составом переходят в первый класс. Они понемногу учатся читать, писать, считать, привыкают к школьным рутинам. Расписание довольно свободное - можно опоздать, хотя каждый день начинается с планерки. Большую часть времени дети сидят на полу, играя или чем-то занимаясь.

От государства положено бесплатно 525 часов в год, но можно оставить ребенка на «продленку» (fritids  - дословно свободное время ). На фритидз они будут ходить вместе с детьми, которые уже ходят в первый класс. Фритидз платный, но стоимость зависит от семейного дохода. В моем случае из 1050 крон детского пособия в месяц около 900 крон мы платим коммуне (в бюджет области) за продленку. Стоимость зависит от количества дней в месяце и немного растет из года в год. Считается, что туда могут ходить только те дети, чьи родители работают. Возможное время пребывания с 6.30 утра до 18 вечера, но забирать ребенка после 17 вечера считается не очень правильным, да и большинство знакомых мне детей проводят в школе с 8 утра до 4 часов дня.

«Детей через забор не перекидывать». То есть ребенка надо сдать в руки фрёкен и из рук же забрать.

Учебный план для начальной школы, нулевого класса и групп продленного дня на 2017 год. - 294 страницы, шведский язык.

Среднее образование

Grundskola  - это классы с 1 по 9. В нашей школе учится около 350 учеников с нулевого по шестой. С шестого по девятый класс у моей дочери будет другая школа и другое здание.

Если вас заинтересовала тема, и вы хотите что-то спросить или уточнить, напишите нам по адресу [email protected] или оставьте комментарий под этой публикацией в соцсетях:
В Швеции все дети должны учиться в девятилетней начальной школе (grundskola). Такое требование сформулировано в шведском законодательстве о школьном образовании. Начальная школа принимает на обучение детей в возрасте 7-16 лет. Учебный год состоит из осеннего и весеннего полугодий.

Родители имеют право выбирать школу для своих детей. Заявление о предоставлении места в школе подается на имя директора интересующей вас школы. Детей принимают в школу при наличии свободных мест.

Дети, которым трудно дается учеба в средней школе, могут проходить обучение в специальной или вспомогательной школе. Специальные школы (specialskola) предусмотрены, например, для глухих или слабослышащих детей. Вспомогательные школы (särskola) предназначены для детей с отставанием в развитии или аутизмом. В таких учебных заведениях учащиеся получают дополнительную поддержку в прохождении школьной программы.

Все начальные школы работают по единому учебному плану, где регулируются вопросы о содержании образовательной программы и педагогических методах работы школы.

Обязательность обучения в школе

Обязательность обучения означает, что дети должны ходить в школу, начиная с осеннего полугодия по достижении 7-летнего возраста или после поступления в первый класс.

Предметы, изучаемые в начальной школе

К школьным предметам относятся, например, курсы обучения математике или шведскому языку. Каждый предмет изучается в объеме определенной программы, в которой указано, какие знания ученик должен иметь по окончании начальной школы.

Половое просвещение в школе

В шведской школе вопросы полового просвещения и семейной жизни включены в учебный план. Такая традиция существует более 50 лет.

Система школьных оценок в Швеции

С осени 2012 года школьникам выставляются оценки, начиная с шестого класса. Каждое полугодие дети получают оценки по всем предметам, а после окончания девятого класса им выдают аттестат о начальном образовании.

С 1 июля 2011 года действуют новые правила определения и выставления отметок. Учащиеся начальной школы получают оценки «A», «B», «C», «D», «E» и «F». Оценка «F» означает «зачтено». Самая высокая оценка – «A». Новые правила установлены по инициативе государственного органа под названием Шведское управление школьного образования.

До 1 июля 2011 года учащиеся получали оценки «зачтено» (G), «хорошо» (VG) и «отлично» (MVG). Оценка IG означает «неудовлетворительно» и выставляется, когда знания ребенка не зачтены.

Шведская школа в прежние времена

С середины ХХ века в шведской школе произошли значительные изменения. Раньше в школе царили строгие нравы. Учитель мог бить учеников, а угроза телесных наказаний сохранялась до 1958 года.

Ученики не могли обращаться к учителям на «ты» или называть их по имени. Вместо этого они должны были говорить «фрёкен» или «магистр». Детям уже с первого класса ставили оценки за поведение. Если у школьника были плохие оценки по двум или трем предметам, его оставляли на второй год.

Современная школа

Нынешняя школа является демократичной по своему характеру. Детей учат самостоятельному мышлению и принятию решений, касающихся процесса обучения. Учитель выступает в качестве лидера группы, но между ним и учениками сохраняются равноправные отношения.

Шведская школа работает на основе общих принципов Декларации ООН о правах человека. Это этические ценности, на которых строятся взаимоотношения между детьми, подростками и взрослыми.

В соответствии с этим в шведской школе нельзя никого обижать. Девочки и мальчики имеют равные возможности для выбора и развития. Учащиеся могут сами воздействовать на процесс обучения, благодаря участию в классных собраниях и работе классного совета.

Языковое обучение

Если один или оба родителя имеют другой родной язык или используют его в качестве домашнего языка, ребенок имеет право на обучение этому языку в школе (modersmålsundervisning). Школьники, говорящие на другом родном языке, имеют также право изучать шведский как второй язык. Шведский как второй язык предусмотрен как для начинающих, так для тех, кто уже немного говорит по-шведски.

Подготовительный класс для детей иммигрантов

Для детей, вновь прибывших в Швецию, созданы подготовительные классы, где они проходят языковой тренинг по шведскому языку и изучают другие школьные предметы.

Ученики подготовительного класса обучаются с целью как можно быстрее перейти на изучение предметов в рамках обычной программы начальной школы. Обучение индивидуальное, в зависимости от возраста, родного языка и уровня знаний, полученных раньше. Подготовительные классы для детей иностранного происхождения имеются во многих муниципалитетах Швеции.

Двадцать особенностей и отличий шведской школы от российской, касающихся учебы, перемен, распорядка дня и оценок.

  1. Начало и окончание учебного года проходит в разные дни в разных школах. Иногда, даже проходит в разные недели. Поэтому шведские детишки не идут первого сентября в школу.
  2. В Швеции есть продленка. Но особенность продленки, что туда могут ходить только дети до 12 лет. Кроме того, эта продленка работает еще и до начала занятий. Например, в моей школе продленка работает с 6:30 до 18:00. Вот такой длинный день получается.
  3. Нет бумажных дневников. Зато есть электронные дневники, в которые учителя выставляют оценки и родители могут посмотреть их в онлайн-режиме.
  4. Оценки ставятся, начиная с 6 класса.
  5. Оценки — это не цифры, а буквы. A B C D E F, где F — это незачет.
  6. Все учебники даются бесплатно всем ученикам школы.
  7. Вся канцелярия, все ручки, карандаши, ластики, клей и другое. Все это дается бесплатно в шведской школе.
  8. Дети пишут в самих учебниках. Тетрадей в шведских школах практически нет. Все пишется в учебниках или на распечатанных листочках.
  9. Дети пишут простыми карандашами, шариковые ручки не используются.
  10. Шведские дети пишут печатными буквами. Все годы вплоть до выпуска из школы.
  11. Нет домашнего задания. Иногда его все же задают старшеклассникам, но оно гораздо меньше, чем в России. И если его дают, то дают минимум на неделю. Например, с текущего понедельника на следующий понедельник.
  12. В Швеции ненормированные уроки. Некоторые уроки длятся полчаса, некоторые длятся час или час с четвертью. Даже в одной и той же школе, в одном и том же классе длина урока может варьироваться.
  13. Вы не услышите любимого звонка с урока и на урок. Звонков нет. Дети, как правило, знают когда и куда нужно идти. Иногда учителя помогают собрать детей и вывести их на улицу или привести в класс.
  14. Перемены. Дети младших классов в обязательном порядке проводят свои переменки на улице, не смотря на погоду. На улице они бегают и играют.
  15. Шведские школьники часто ездят в различные музеи, в театры на спектакли и все эти поездки организует школа. Родители не платят ни за транспорт, ни за входные билеты. Если какой-то класс желает ездить чаще на какие-то экскурсии, то класс может собрать деньги на дополнительные поездки, самостоятельно заработав их. Что дети для этого делают? Дети пекут для этого различные пирожки, булочки и пирожные и ходят по соседям продавать. Или, например, продают какую-то одежду из каталогов или различные сувенирчики на рождество. Все эти заработанные деньги детишки складывают и отправляются в совместную поездку с классом.
  16. В старших классах есть уроки по половому воспитанию. Но это только в старших классах.
  17. В шведской школе есть уроки труда и домоводства. Но эти уроки проходят одинаково и для мальчиков, и для девочек. То есть шведские мальчики и девочки вместе вяжут, шьют, готовят еду, стучат молотком, строят скворечники. Все это они делают вместе.
  18. После урока физкультуры, дети принимают душ в любом возрасте. Начиная с маленьких детей и заканчивая старшеклассниками.
  19. Кроме английского языка, обязательно изучают еще и второй иностранный язык. Это может быть французский, испанский или же немецкий.
  20. В Швеции есть развивающие разговоры. Это альтернатива привычных нам родительских собраний. На этих встречах сидят ребенок, его родитель и учитель. Они втроем разговаривают 45 минут об успехах ученика и над чем ему еще нужно поработать.

Если вы знаете и другие особенности шведской школы, напишите их в комментарии.

для сайта фонда "Русский мир", которое я предлагаю вашему вниманию.

Почему русские дети чувствуют себя неуютно в шведских школах и как меняется шведская модель образования?

В Швеции учебный год начинается в августе. В 2014 году вместе с другими шведскими школами в четвёртый раз открылась и общеобразовательная начальная Русская школа Гётеборга. Почему в шведских школах русскоязычных детей сейчас очень часто травят их одноклассники? Каковы слабые места шведской системы школьного образования? Почему в шведские школы возвращаются оценочная система и оценки за поведение? На эти и другие вопросы отвечает создатель и директор школы, наша соотечественница Екатерина Тихонова-Сернемар.

— Екатерина, мы с Вами общаемся в кулуарах VII Всешведской конференции российских соотечественников, посвящённой консолидации в новых геополитических условиях. Вы в своём докладе затронули очень важную тему травли в шведских школах русскоязычных детей их одноклассниками. Как это проявляется?

— В школе русскоязычной девочке, например, могут сказать: а ты, как Анна Каренина, бросься под поезд. В Швеции это называют моббингом, по-русски это травля. Ещё пример: русская девочка одна убирается в классе, а всем остальным шведским детям это противно. И они говорят: ты — русская, ты привыкла убирать за другими.

Моббинг в шведской школе. Кадр из документального фильма шведского телевидения SVT. Фото: vimedbarn

В чём причина? Причина в украинских событиях. Бытовое восприятие ситуации в Швеции такое: Россия воюет с Украиной. Но простите, Россия ведь не вводила войска. О чём вообще разговор?


При этом не стоит говорить о дискриминации русских шведами. Есть дискриминация по отношению к иностранцам в целом. Как русских вас не будут дискриминировать так, как, допустим, сомалийцев. Если вы нормальный человек, говорите хорошо по-шведски, у вас хорошая специальность — я думаю, вы не будете ощущать какого-то давления. Но при этом разговоры вокруг вас всё равно будут постоянно касаться России. Будут говорить о том, что Россия — агрессор, и так далее.

Когда вы читаете эти строки, шведские военные уже пятый день ищут в Стокгольмском архипелаге "российскую подлодку". Фотография радара на борту одного из военных кораблей, прямо сейчас ведущего поиск в Ингарофьорде. Фото: Dagens Nyheter

Для того чтобы этого не было, соотечественникам нужно вести на бытовом уровне определённую разъяснительную работу: разговаривать со своими шведскими коллегами, друзьями, объяснять им ситуацию и задавать им такие вопросы, на которые у них не будет ответов. В Швеции все прекрасно понимают, что настоящий агрессор — это США, которые в последние годы воевали в Сирии, Ливии, Ираке, Иране. И скажите мне, где воевала Россия в последние десять лет? Об этом и надо говорить.

— Получается, что шведские дети лишь повторяют то, что слышат дома от родителей?

— Конечно, дома их настраивают против России. Ведь что такое русофобия в шведской школе? Приведу такой пример: ребёнок живёт в Швеции с русскими мамой и папой. Родители когда-то приехали в Швецию, не важно, по какой причине. Мальчику, скажем, восемь лет. Придя в шведскую школу, он стесняется того, что его зовут, скажем, Стёпа. Он всем говорит, что его зовут Фредрик. То, что он меняет своё имя, — это уже ненормально. Ребёнок теряет свою идентичность, но не приобретает новую. Ведь смысл интеграции заключается в том, чтобы ребёнок приобрёл шведскую культуру, но при этом не потерял русскую. За счёт двух культур он будет духовно богаче, но не наоборот. А если ребёнок знает, что, придя в школу и сказав, что он Стёпа и он русский, он может подвергнуться обструкции, это совсем не нормально.

Шведские школьники. Фото: Sveriges Hembyrgdsförbund

Вот вам конкретный пример: когда я работала в разных шведских школах, подменяя учителей, я встречала таких русских мальчиков, которые и говорили: меня зовут не Стёпа, а Фредрик. Шведские дети там же прибегали ко мне и говорили: а мой дедушка из России, а мой прадедушка или прабабушка из России, и им было интересно услышать про войну, про историю страны. А наш мальчик боялся подойти и поговорить со мной по-русски. Вот поэтому я и открыла русскую школу. Я открыла её, чтобы люди не стыдились своего происхождения. Получая культуру двух стран — России и Швеции, нужно этим гордиться, а не стесняться.

Екатерина Тихонова-Сернемар и учителя русской школы в Гётеборге Карин Эйебринк (Karin Öjebrink), Кристина Арелид (Christina Arelid) и Оса Карлссон (Åsa Karlsson). Фото: Foto Roger Blomqvist / Sveriges Radio

— Традиционный «страх перед русскими» как-то влияет на восприятие России шведами?

— Пропаганда страха России в Швеции ведётся уже в течение трёхсот лет. Страх перед русскими заложен у шведов на генетическом уровне. Кроме того, бюджет шведской оборонной промышленности и Министерства обороны зависти от того, насколько активно русофобия (боязнь России-агрессора) будет внедряться в общество. Поэтому Россия была и остаётся для Швеции стратегическим врагом. От этого никуда не деться, мы не можем это взять и изменить. Но надо над этим работать. Надо разъяснять своим знакомым шведам, что это не так.

Мы не можем повлиять на мнение уходящего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта . Он построил всю свою карьеру на русофобии, естественно, с этого конька он уже не слезет. Но есть масса других шведских политиков, которые гораздо более спокойно воспринимают Россию и русских. Поэтому я призываю соотечественников в Швеции улучшать образ русских своими делами.

Молодой Карл Бильдт в комиссии по поиску иностранных подводных лодок в водах Швеции. 80-е гг. Фото: oikonomia.info

— Екатерина, насколько мне известно, шведская система школьного образования сейчас находится в состоянии кризиса. Стоит ли России пытаться слепо копировать шведские образовательные эксперименты?

— Только что в Швеции прошли выборы в риксдаг (шведский парламент. — Прим. ред.). Одной из главных тем избирательной кампании стала реформа школы. Почему? Потому что, к сожалению, в восьмидесятые годы шведы своими руками разрушили систему школьного образования. И я сожалею, что Россия в девяностые годы взяла шведский опыт на вооружение. В Швеции эту разрушенную систему стали потихонечку восстанавливать, ну а Россия, переняв опыт не оправдавшей себя системы, разрушила блестящее советское школьное образование. Очень жаль, потому что мы были сильны образованием. Страна богата образованными людьми, но не серой необразованной массой.

Но самое главное не это. Со следующего года в шведских школах вводят оценку за поведение. Это безумно интересно, потому что у шведского учителя нет никакого инструмента для того, чтобы призвать детей к порядку. Образ учителя уже давно, как говорится, находится ниже плинтуса. Сейчас спорят о том, что надо сделать, чтобы поднять статус учителя. Думают поднять зарплату, усложнить поступление на педагогические специальности.

Шведский учитель со своими учениками. Фото: Willy Alm / Kristianstadbladet

Я могу вам сказать, что все родители, которые приходят в школу, хотят, чтобы на уроках была дисциплина, чтобы детям задавали домашнее задание, чтобы дети делали уроки, и таких родителей, которые хотят, чтобы детей ничему не научили, просто не осталось. И это уже хорошо. Когда четыре года назад я написала, что мы будем делать домашнее задание с детьми, каждый день им задавать уроки, — это для Швеции было что-то новое, и я должна отдать дань Министерству образования Швеции, которое всё это перенимает. С этого года обязательно в каждой шведской школе учителя обязаны помогать детям делать домашнее задание, если у них возникают какие-то вопросы. И я страшно рада, что Швеция у нас это перенимает.

— Правда ли, что в частных и государственных школах Швеции царит разный подход к дисциплине?

— Правда. В английской школе, например, очень жёсткая дисциплина. Там детей не порют, этого делать в Швеции нельзя, но дисциплина там жёсткая. Про муниципальные школы, о которых вы спрашиваете, я скажу так: в них всё зависит от директора и педагогов. Я была в двух школах на расстоянии одного километра друг от друга. В одной школе все учатся, все заняты делом, в другой школе все стоят на голове. Всё зависит от того, кто руководит этой школой, какие требования предъявляются к ученикам. В одной школе я застала смену директоров: один директор уходил, и порядка там не было. После каникул пришёл другой директор, и через месяц я увидела совсем другую школу. Появилась другая дисциплина, к ученикам предъявлялись другие требования. И потом не надо забывать: чем более высокие требования мы предъявляем к ученикам, тем более высокий результат мы получаем. Когда они знают, что мы ждём от них чего-то большего, мы получаем хороший результат. А если мы не будем ставить никаких требований, так мы ничего и не получим. Вы вспомните самих себя в детстве. Что было интереснее, когда вы учились, например, в институте — библиотека или дискотека? Конечно, выберешь дискотеку. Ребёнок в семь лет не может выбрать сам. Его надо направлять. И Швеция уже к этому пришла.