Бумажный дневник путешественника. Самостоятельное путешествие: преимущества, мифы, алгоритмы планирования и покупки билетов

Здравствуйте дорогие читатели! Мы подходим к одной из самых интересных тем, а именно к вопросу: «Как составить маршрут самостоятельного путешествия?» В этой статье мы будем составлять план путешествия по Египту, учитывая все места, которые хотим посетить. Рассмотрим основные моменты, на которые стоит обратить внимание. Объясним в теории как это делать и покажем на практике, чтобы при составлении своего маршрута вы учли все нюансы.

Планирование.

Для составления маршрута необходимо ответить для себя на несколько вопросов:

  1. Сколько дней будет длиться Ваша поездка?
  2. Бюджет (сколько денег сможете выделить для путешествия?)
  3. Что вы хотите посетить? (составьте список городов и мест, в которых хотите побывать)
  4. Как будете отдыхать? (посещение достопримечательностей, отдых на пляже, дайвинг, парашют – определится с характером путешествия)

Для удобства выпишите ответы и всю информацию на отдельный лист бумаги. Пример, что должно получиться:

— Путешествие на 14 дней. Бюджет 50000 руб. Обязательны к посещению: пирамиды, Сфинкс, Каир, Александрия, Черная и Белая пустыни. Отдых: 2 дня на пляже, остальное — посещение достопримечательностей и неплохо было бы сходить в аквапарк.

То есть вы должны нарисовать картину вашего путешествия, как вы себе его представляете. Сначала вкратце, в общих чертах, как в нашем примере. Затем уже отталкиваться от этой информации и дорабатывать маршрут.

В нашем случае все проще, мы не будем ограничивать себя во времени и бюджете. Напомню, что наша цель – маршрут как можно более всеохватывающий. Также мы будем описывать варианты перемещения между городами и внутри них. Покажем инструкцию по поиску жилья. Главное, мы дадим алгоритм составления маршрута, используя который вы сможете, по аналогии с нашим, составить собственный, индивидуальный и подходящий именно для вас маршрут.

Картина нашего путешествия: посетить стоящие достопримечательности и города. Разработать самый удобный маршрут, по пути следования которого встречается все что нам нужно.

Формула:

— поставить цель (путешествие, представить как можно детализированнее, прочувствовать мысленно, как это должно быть).

— Поставить срок достижения цели (время отпуска, или определенная дата, до которой вы должны накопить нужную сумму).

— Разработать план осуществления (чем мы и будем заниматься, сам маршрут). И конечно ваш личный план, как заработать на путешествие.

— Начать делать.

ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Записать все в блокнот, на листе бумаге, главное, чтобы вы могли видеть, как и к чему идете, вносить коррективы.

Тема обширная, поэтому мы решили разбить ее на несколько частей. Так будет лучше для восприятия. Прежде, чем переходить к следующей части статьи: «Как составить маршрут самостоятельного путешествия?», сделайте практические рекомендации, которые описаны в этой, первой части. Если у вас есть советы или рекомендации (возможно есть непонятные вам моменты или мы что-то упустили) напишите нам в комментариях.

Попытаться сузить выбор среди потенциальных городов для путешествия – это как ребенку оказаться в конфетном отделе. Как составить маршрут путешествия ?

Выбор бесконечен и все выглядит очень интересным и привлекательным (но есть риск пресытиться впечатлениями). Начните со списка мест, которые Вы обязательно хотели бы посетить, а затем составьте маршрут следующим образом.

Как составить маршрут путешествия

Выберите места, в которых Вы хотите побывать. Начните со списка желаний. Затем убедитесь, есть ли необходимость останавливаться в каждом месте.

Не стоит посещать Касабланку (Casablanca) только потому, что Вам понравился фильм. Только из-за того, что Джордж Клуни (George Clooney) купил виллу на озере Комо, (Como Lake) совсем не означает, что Вам следует там побывать.

Установите маршрут и график . Обведите пункты назначения на карте, затем составьте логический географический порядок и продолжительность путешествия.

Укажите места, в которых Вы должны побывать, и обозначьте даты (спросите у себя, действительно ли стоит посетить это место вместо другого).

После того, как Вы составите список, удовлетворяющий Ваш план, сконцентрируйтесь на изучении мест, которые входят в Ваш предполагаемый маршрут.

Выберите города, которые будут служить пунктами прибытия и убытия. Прилетать в один город и вылетать из другого гораздо быстрее, чем бронировать рейс по круговому маршруту.

Определитесь, в каком городе стоит сделать первую остановку, а в каком – последнюю. Если Вы планируете взять в аренду машину, помните, что к Вашим расходам может еще добавиться плата за использование машины в один конец.

Выберите вид транспорта . Выбор транспорта основывается не только на стоимости, но и на том, что больше всего подходит для Вашего путешествия. Изучите все способы проезда из пункта А в пункт Б: на самолете, поезде или машине.

Например, если Вы путешествуйте в одиночку, пересекая огромную площадь и расходуя при этом большое количество времени в больших городах, лучше поехать на поезде с сезонным железнодорожным абонементом, чем возиться с автомобилем.

Составьте примерный маршрут . Составьте маршрут с указанием количества дней в каждом месте (имейте в виду, что маршрут, возможно, придется урезать). Воспользуйтесь выходными, чтобы растянуть время и свести на минимум утрату рабочих дней.

Тщательно продумайте время поездки. Проверьте онлайн, сколько времени займет каждая поездка на поезде и на машине. Учитывайте ночные поезда или паромы для экономии времени и денег.

Откорректируйте маршрут, урезав, оптимизировав или добавив время и бюджет. Если примерный маршрут превышает допустимое время и бюджет, исключите некоторые пункты. При быстрой поездке фокусируйтесь только на самом главном.

В Англии (England) всего два наиболее известных университетских города – Оксфорд и Кембридж (Oxford and Cambridge). Выберите всего один. Затем рассчитайте время путешествия.

Если для Вас одинаково важны два пункта назначения, но времени на оба нет, уберите из списка место, до которого добраться требует много времени (или хлопот).

Наконец, попробуйте сократить время для каждой остановки. Пять дней в Париже (Paris) будет слишком много, но хороший путешественник сможет увидеть все необходимое за три дня.

Тонко отредактируйте свой маршрут. Изучите путеводитель. Воспользуйтесь онлайн-приложением, которое позволит Вам просмотреть места назначения, карту маршрутов и даже получить советы от друзей или попутчиков.

Убедитесь, что важные для Вас достопримечательности будут открыты в день Вашего приезда. Помните, что большинство городов закрывают часть объектов туристического интереса на один день в течение недели (обычно в понедельник).

Не стоит ехать в Париж (Paris) во вторник, когда Лувр закрыт (fermé). Распишите маршрут день за днем, учитывая достопримечательности, фестивали и ярмарки, которые нельзя пропустить.

Итак, вы выбрали отличное место для отдыха. Теперь пора разобраться в деталях: что вы там будете делать? Где и как вы будете питаться? Как за неделю вы сможете всё осмотреть? Для одних людей это приятное занятие, другие же считают такое планирование нудным процессом. Мы собрали несколько советов экспертов о том, как правильно составить маршрут путешествия.

1. Определите, какой вы путешественник.

Подумайте о том, кем вы являетесь в повседневной жизни. Вы планировщик или спонтанный человек? Вы предпочитаете массу мероприятий по выходным или же времяпровождение на диване перед телевизором? Когда вы отправляетесь в путешествие, ваши предпочтения и образ жизни вряд ли волшебным образом изменятся. Вместо того чтобы беспокоиться о том, что вы «должны» делать в отпуске, выясните, какую активность вы найдете наиболее приемлемой: пролежать на или целыми днями ходить по экскурсиям. Как только решите, какой тип вам подходит, у вас появится представление о том, что добавить в ваш маршрут путешествия.

2. Не перестарайтесь с планами.

Всегда есть соблазн втиснуть максимум мероприятий в одну поездку. Предположим, вы планируете тур в Европу. Вместо того чтобы пытаться охватить четыре страны за четыре дня, лучше проведите время в двух крупных городах и не перегружайте свой маршрут путешествия слишком большим количеством действий.

3. Однако не забывайте учитывать важные детали.

Стоит отметить время, адрес и стоимость любых мероприятий на вашем маршруте. Кроме того, не забудьте о расписании автобусов и поездов, чтобы потом не искать всё это в спешке.

4. Составьте ежедневную карту.

Вместо того чтобы поминутно планировать каждый день своей поездки, придумайте несколько разных вариантов ежедневного графика: возможно, несколько мероприятий в одном городе или день музеев – на ваш выбор. Google MyMaps – отличный инструмент в этом плане, поскольку он позволяет создавать личные карты и отмечать места, которые вы хотите посетить.

5. Давайте себе время для отдыха.

Добавьте запланированные перерывы в свой маршрут путешествия. Сколько их вам понадобится, зависит от того, предпочитаете ли вы быстрое или медленное путешествие. Если вы будете ужасно уставать, вы не получите никакого , созерцая Мону Лизу в Лувре.

6. Не полагайтесь только на Google.

Например, туристический веб-сайт города является хорошим вариантом для получения информации. Также не забывайте о путеводителях и даже местных газетах, где могут быть анонсы интересных событий.

7. Узнайте заранее, где проводятся какие-либо фестивали или праздники.

Если вы любите тусовки, вечеринки и новых друзей, занесите в свой список Октоберфест в Германии, Холи в Индии и карнавал в Бразилии. Это отличный способ пообщаться с местными жителями и познакомиться с культурой города или страны. Идеальный маршрут путешествия — это тот, в котором есть праздник.

8. Планируйте практическую деятельность.

Мастер-класс по изготовлению макарон в Италии или уроки танго в Аргентине – тоже отличные способы узнать о . Во-первых, вы приобретете новые навыки, а во-вторых, это полезная стратегия для путешественников, которые беспокоятся о том, что у них нет конкретного графика.

9. Воспользуйтесь долгим временем пересадки.

Восьмичасовая пересадка может испугать вас, но что, если вы превратите её в познавательное начало путешествия, а не просто сидение в аэропорту? Если у вас достаточно сил после перелёта, отправляйтесь в город, чтобы насладиться местной едой и познакомиться с новой местностью.

10. Будьте гибкими.

Что-то обязательно может пойти не так – то, что вы никак не ожидали. Будьте готовы ко всем возможным результатам. Запаситесь наличными деньгами в качестве резервного фонда и не переживайте, если ситуации не совпадают с планом, который вы так тщательно составили. Всегда можно изменить маршрут путешествия.

11. Общайтесь с местными людьми.

Опять же, если вы ищете в интернете «лучшую пиццу в Чикаго», есть риск, что вы окажетесь в разрекламированном и дорогом месте, переполненном туристами. Вместо этого разговаривайте с реальными людьми! Задавайте вопросы местным таксистам, продавцам, домовладельцам, чтобы получить их рекомендации о том, где перекусить, где полюбоваться закатом и где проходят интересные мероприятия. Вы можете получить от них массу полезной информации.

Рассмотрены процесс возникновения и развития печатных изданий о путешествиях и этапы их становления, приведены определения литературного жанра «путешествие», проанализирована деятельность классиков русской литературы и публицистики по созданию путевых заметок. Первым этапом возникновения и становления туристской прессы в России следует считать ХIХ в., когда появляются первые журналы о путешествиях и географии: «Журнал новейших путешествий», «Известия русского географического общества», «Вокруг света», «Всемирный путешественник», «Русский турист» и др. Второй этап, охватывающий первую треть ХХ в. и довоенные годы, интересен тем, что издания туристской и спортивной тематики составляют чуть более 1% от всей периодики и в то же время являются агитационными и просветительскими, поднимая темы не только путешествий, но и здорового образа жизни. Третий этап (1946-1990 гг.) - это время идеологического и тематического развития туристской прессы. Пропаганда спорта, спортивного туризма, физической культуры, которые являются неотъемлемой частью жизни советского человека, становится основной задачей практически всех изданий, а особая роль здесь, естественно, отводится туристским СМИ. После 1990 г. условно начинается четвертый этап развития журналистики путешествий - «тревел-журналистики» (от англ. travel journalism). Туристская пресса в этот период переживает трансформацию, коммерциализацию, дифференциацию, глобализацию и, как результат, типологическое обновление всего класса.

Ключевые слова: журналистика путешествий, тревел-журналистика, туристская пресса, травелог, литература путешествий.

В современной журналистике туристская тематика широко представлена во всех видах массовой коммуникации - в газетах, журналах, телевизионных передачах, Интернет-ресурсах. Рост популярности изданий туристской тематики обусловлен значительным интересом аудитории к путешествиям, к получению новых знаний об истории и традициях стран и народов, памятниках природы и архитектуры всего мира.

Начало журналистике путешествий или тревел-журналистике было положено развитием и трансформацией литературного жанра «путешествие», который и заложил основы нового публицистического направления. Исследованием жанра «путешествие» как литературного явления занимались Н.Г. Чернышевский , В.М. Гуминский , В.А. Михайлов , Н.М. Маслова , Ю.М. Лотман , В.А. Шачкова , Ю.В. Ростовская и др.

Н.Г. Чернышевский акцентировал внимание на разноплановой сущности «путешествия», критик так характеризовал этот жанр: «Соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания и приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою, как рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека в столкновениях его с другими людьми, - людьми, жизнь которых тем любопытнее для нас, что они живут в условиях иной обстановки, нежели публика, для которой предназначается книга, - путешествие совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие - это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествознание. Каждому читателю дает оно все, что только хочет найти он» [Чернышевский, 1986, С.368-394]. Тем не менее, это определение еще не дает четкого понимания принадлежности жанра к тому или иному виду литературно-публицистической деятельности.

В.М. Гуминский считает, что путешествие - это жанр, в основе которого лежит «описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю или малоизвестных странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков, мемуаров» . Здесь речь идет скорее о документальном, нежели художественном повествовании, основанном на конкретных фактах и достоверных данных, собранных в процессе путешествия. Автор занимает позицию наблюдателя и исследователя чужого мира, противопоставляя его своему привычному, сравнивает и предлагает читателю художественное описание, используя изобразительно-выразительные средства языка, дает оценку, но с точки зрения носителя и для носителей своей национально-культурной традиции.

Однако В.М. Гуминский не исключает и иного поворота, говоря о том, что «помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные - эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи; особый вид литературных путешествий - повествования о вымышленных, воображаемых странствиях с доминирующим идейно-художественным элементом, в той или иной степени следующие описательным принципам построения документального путешествия» . Такой литературный принцип «путевых записок» на начальном этапе развития «путешествия» является его формообразующим признаком, вместе с тем, становление жанра происходило на протяжении нескольких веков.

Прототипами печатных изданий о путешествиях можно считать историко-географические сочинения философов античных времен. Первые описания ионийских логографов и периклов VI в. н.э. получили дальнейшее развитие в историко-географических сочинениях Геродота, Страбона («География»), Тацита («Германия» - около I в.н.э.), а также Юлия Цезаря («Записки о Галльской войне» - 58-50 гг. до н.э.).

Современный французский ученый Ролан Ле Унен посвятил свою работу «Что такое дневник о путешествии? Виды рассказов о путешествиях» историческому исследованию, охватив период от античности до XV в. В частности, он приходит к выводу о том, что «путевые записки - очень старый жанр, имеющий в своей основе историю путешествия Геродота (около 484 до н.э. - около 425 до н.э.) в Персию, Египет и в Вавилон в V в. до н.э. и «Анабасис» Ксенофонта (не позже 444 до н.э. - не ранее 356 до н.э.) [Ле Унен, 1990]. Книга Марко Поло (1254-1324 гг.) способствовала превознесению богатства и чудес Индии и Китая, первое путешествие вокруг света Фернана Магеллана (1519-1522 гг.) успешно описано Антонио Франческо Пигафетта (от 1480 г. - после 1534 г.) и т.д.

Другой исследователь А.А. Майга, продолжая тему, поднятую Роланом Ле Уненом, полагает, что развитие торговых путей, в том числе и через Европу и Азию способствует распространению и расширению искомого жанра. Основными вехами в области «туристических записок» являются «Книга о разнообразии мира» Марко Поло (1299 г.), рассказ Петрарки о походе на Мон-Ванту (1336 г.), путевые рассказы паломников, в частности, записки знаменитого марокканского путешественника Ибна Баттута (1304-1377 гг.), которые рассматриваются как путеводители для паломников и арабских и европейских купцов по описанию маршрутов, валют, кулинарных и иных традиций различных стран [Майга, 2014, С.254].

Таким образом, мы наблюдаем, как функции путевых записок и очерков расширяются, и они становятся уже не только инструментами передачи географических знаний, но и популяризаторами культуры стран и мест путешествий и паломничеств, отражают местные традиции и этнографические реалии.

Распространение бумаги, которое обогнало книгопечатание в Европе почти на сто лет, и изобретение печатного станка приводят к взрыву литературы путешествий в эпоху Возрождения.

«Именно в то время… травелог представал в виде отчетов миссионера, дипломата или дневника ученого. А к концу XVI в. больше развивались очерки купцов, таких как Франсуа Бернье, который посетил Индию (1605-1688 гг.) и стал первым европейцем в Кашмире; или Жан-Батист Тавернье (1605-1689 гг.), совершивший за сорок лет пять путешествий в через Турцию, Сирию, Ирак и Иран, преодолевший на своем пути более 240 000 км по дороге в Персию» [Майга, 2014, С.254].

Черты литературного жанра, по мнению исследователя Норманда Дуарона, путевые записки приобретают только в конце первой половины XVII в. Он считает, что «начиная с 1632 г. термин “récitdevoyage”, т.е. “рассказ о путешествии” (или “травелог”. - А.Р. ), появился в литературе как самостоятельный жанр. Это то время, когда “рассказ о путешествии” признают и современные читатели, и путешественники, как четко сформированный литературный жанр, обладающий собственным стилем, поэтикой и риторикой…» [Дуарон, 1988].

Таким образом, если для XV-XVII вв. характерны путевые заметки, содержащие географическую и этнографическую информацию, то в XVIII в. (время научных географических экспедиций) путевые очерки начинают приобретать литературную форму. Уже в XIX в. путевой дневник становится не результатом путешествия, а его целью. Путешественники создают свои материалы для образовательных периодических изданий.

Одним из таких был учрежденный в 1888 г. журнал «National Geographic» (официальный печатный орган Географического общества). В нем публиковали свои материалы знаменитые путешественники и писатели - Фредерик де Стендаль, Виктор Гюго, Жорж Санд, Гюстав Флобер, Ги де Мопассан, и многие другие.

Появление фотографии, телеграфа и телефона дало следующий толчок развитию и популяризации жанров, связанных с путешествиями, например, путевого репортажа. Ярким примером служит «журналистский трюк» владельца газеты «The New York World» Джозефа Пулитцера, который в 1889 г. оплатил журналисту Нелли Блай (настоящее имя - Элизабет Кокрейн) кругосветное путешествие. Реклама гласила: «Нелли Блай со своим несессером отправляется в невиданное до сих пор человечеством путешествие». Передвигаясь на различных видах транспорта по маршруту героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», Нелли Блай с мест остановок отправляла Пулитцеру по телеграфу короткие репортажи, которые издание публиковало на первых полосах. Так, в Амьене Блай взяла интервью у самого Жюля Верна. Тираж газеты многократно вырос, сенсация удалась, Нелли Блай за 72 дня, 6 часов, 11 минут и 14 секунд проделала путь в 24899 миль и вернулась в Нью-Йорк, побив рекорд вымышленного персонажа Верна и заложив основы путевого репортажа и очерка. Толпы восторженных читателей встречали репортера нью-йоркской газеты на каждой станции по всему пути следования. Весь англоязычный мир следил за перемещениями самой известной путешественницы и читал путевые заметки, а позднее и книгу «В 72 дня вокруг света», где Блай описала свои приключения. Путевые репортажи и книга вызвали большой интерес не только к путешествиям, но и к исследуемому нами жанру.

Первые признаки зарождения жанра «путешествие» в России можно проследить в XVIII в. Знаменитые писатели создавали путевые заметки, очерки, дневники и время от времени публиковали их в периодических изданиях. Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, А.И. Герцен, А.Н. Островский, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.Е. Салтыков-Щедрин, а также другие классики русской литературы и публицистики внесли свой вклад в становление жанра.

Несомненно, одним из значительных явлений русской литературы в XVIII в. является роман «Путешествие из в ». Вслед за английским писателем Лоренсом Стерном, издавшем в 1767 г. «Сентиментальное путешествие», А.Н. Радищев избирает новый для себя и в целом для литературы жанр - «путешествие», и даже обозначает его в названии своего произведения. Он один из первых, как отмечают исследователи, кто «сочетает беллетристику с публицистикой» [Ростовская, Виктовская, 2015]. И с этим сложно спорить, но важен более всего тот факт, что писатель в лучших русских литературных традициях закладывает начало жанра - просветительского путешествия, тем самым обогащая его и расширяя художественные и идейные возможности замысла. В начале романа, в «Посвящении» своему другу Алексею Кутузову, автор пишет: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала» [Радищев, 2015]. Поэтому форма подачи материала в романе не соответствует в полной мере определению литературного жанра «путешествие». «Сквозным сюжетом “Путешествия” является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, новые идеалы и “правила”, ради которых стоило жить и работать, история идейного и морального обновления путешественника» [Лебедева, 2000, С.347].

А.Н. Радищев уделяет значительное внимание острым социально-политическим вопросам: крепостничеству, неизбежности насильственного свержения самодержавия и революции, приводит в тексте разговоры с попутчиками и другими людьми о будущем России, свои размышления о том, каким должен быть дворянин и крестьянин. «Новый в русской литературе жанр “путешествий” открывал перед литературой большие возможности изображения жизни народа, раскрытия нравственного облика человека, “чувствительного к крестьянскому состоянию”, ненавидящего рабство и ищущего путей к общественной деятельности» [Макогоненко, 1971, С.10].

Но большие творческие возможности жанр просветительского путешествия давал не только литераторам, но и публицистам. Характерные материалы можно обнаружить и в прессе XVIII в. Например, в 1772 г. в журнале Н.И. Новикова «Живописец» был опубликован очерк «Отрывок Путешествия В*** И*** Т***», наиболее сильное и значительное выступление по крестьянскому вопросу, о котором Н. А. Добролюбов писал: «Тирада эта очень резка, и, кажется, тогдашнее благочиние вообще строго посмотрело на эту статью. Некоторых мест из нее даже нельзя было напечатать» . В «Отрывке…» автор рассказывает о случае, который произошел с ним в деревне с говорящим названием «Разоренная», взывает к совести «жестокосердечного тирана», подразумевая барина, а может и самого государя, которые заставляют терпеть лишения и несправедливое жестокое отношение «младенцев» - крепостных крестьян. Этот путевой очерк несомненно имеет просветительский характер, а «создание образа Путешественника, человека, открыто обвиняющего дворянский корпус, желающего служить истине, вступающего на опасную стезю общественной просветительской деятельности, - большая удача Новикова, важная художественная победа писателя. “Удалитесь от меня, ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!” - восклицает Путешественник» [Макогоненко, 1971, С.10].

Д.И. Фонвизин также пробовал свои силы в жанре просветительского путешествия, жизнь русской провинции он исследовал в «Повествовании мнимого глухого и немого», впервые напечатанном в ежемесячном журнале Академии наук «Собеседник любителей российского слова» в 1783 г.

Но произведение оказалось под запретом Екатерины II из-за острой сатиры, направленной против самодержавия, поэтому до нас дошли только первые несколько глав, опубликованных в журнале. Замысел и опыт писателя, использованные им новые формы и средства выразительности заложили фундамент жанра просветительского путешествия в целом, открыли его новые сатирические грани в частности.

Таким образом, жанр «путешествие», получивший широкое распространение в России в конце XVIII - начале ХIХ в., наряду с описанием особенностей быта, природы, мест и проч., представляя собой пересказ событий, произошедших с автором в пути, и разговоров на злободневные темы, давал возможность поднимать острейшие общественно-политические вопросы. Некоторые авторы писали произведения, используя форму путешествия, даже не выходя из-за стола, черпая информацию и вдохновение лишь в собственном воображении, но это давало им возможность затронуть острые проблемы царской России. Очевидно, некоторые из них, как и герой Радищева, полагали, что если «открыть монарху правду» о бедствиях, рабстве и унижении русского народа, то все будет немедленно исправлено.

Однако такой подход был неприемлем для Н.М. Карамзина, «Письма русского путешественника», опубликованные в 1791 г. в «Московском журнале», служили отличным образовательным и просветительским материалом для читателей конца XVIII в. В своих очерках он сообщал множество информации о культуре, быте, искусстве, национальных особенностях людей Запада, приводил описания музеев, архитектурных памятников. В предисловии к письмам автор указывает на то, что они создавались не в кабинете, а в пути - «описывал свои впечатления не на досуге, не в тишине кабинета, а где и как случалось, дорогою, на лоскутках, карандашом», и предупреждает читателя: «А кто в описании путешествий ищет одних статистических и географических сведений, тому, вместо сих “Писем”, советую читать Бишингову “Географию”» [Карамзин, 1980].

В произведении Н.М. Карамзина, наряду с проводимыми идеями об отмене крепостного права и происшествиями, появляются описания увиденных мест, природы, традиций, особенностей быта и проч. Жанр «путешествие», представленный в форме путевого очерка, начинает переживать трансформацию.

Литературно-политический журнал «Русская мысль» на протяжении полутора лет (1893-1994 гг.) опубликовал 19 путевых заметок А.П. Чехова, которые потом в том числе вошли в книгу «Остров Сахалин», как и те, что были запрещены цензурой. «Опасные» с точки зрения цензоров очерки были посвящены описанию того тяжелого положения, в котором находилось население, много внимания автор уделил медицинской помощи, наказаниям, побегам и проч.

XIX в. ознаменован целым рядом событий, положивших основу для появления первых журналов о путешествиях - «Журнала новейших путешествий» (1809 г., бывший «Гений времен»), «Известий русского географического общества» (1865 г.), «Вокруг света» (1861 г.), «Всемирного путешественника» (1867 г.), «Русского туриста» (1899 г.) и др. К предпосылкам их появления можно отнести волну географических открытий, возрастающий интерес к естественным наукам, в том числе географии, изобретение Куком «“организованного” туризма в качестве коммерческого продукта» [Ростовская, Виктовская, 2015], создание географических обществ, некоторые политические события и проч.

«Журнал новейших путешествий», издаваемый Федором Шредером и Николаем Гречем, выходил в Петербурге с октября 1809 г. по сентябрь 1810 г., ежемесячно. В связи с тем, что журнал был создан по модели немецкого географического издания «Allgemeine geographische Ephemeriden», Греч выбирал из него материалы для русской версии, их переводили и публиковали. В «Журнале новейших путешествий» размещались воспоминания и отчеты о путешествиях, географических открытиях, например, «Путешествие для открытий в Австралии с 1800 до 1804 г., изданное Перроном», «Путешествие Оливьера в Персию и Малую Азию в 1796 г.», главы из книг, в том числе глава из книги Крузенштерна «Описание жителей острова Нукагивы», литературные описания экспедиций - «История географических открытий» А. Гаспари и др. Большинство материалов сопровождалось географическими картами.

После закрытия журнала Н. Греч продолжил тему путешествий в знаменитом журнале «Сын Отечества», создав в нем специальный раздел «Путешествия». Публикации отличались высокой научностью, так как в основном они были посвящены серьезным географическим экспедициям и совершенным во время них открытиям, или представляли собой дневниковые записи, содержащие в себе фиксацию произошедшего.

Литераторы также продолжали свою деятельность по созданию путевых очерков, но публиковали их в прессе, не имеющей географической направленности. Например, М.П. Погодин на протяжении всего 1843 г. публиковал свой «Дорожный дневник» в «Москвитянинах». Рост интереса аудитории к путевым очеркам объясняется тем, что поездки куда-либо в XIX в. требовали значительных финансовых вложений, а значит, были доступны не каждому. Те, кто не мог позволить себе путешествовать, покупали журнал и читали о них, а автору это давало возможность получить доход или окупить совершенное путешествие. А.И. Герцен в очерке «Путевые записки г. Ведрина» отмечает, что путевые очерки издавались авторами как для «покрытия издержек, неминуемых при путешествиях, так отчасти для пользы и удовлетворения читателей» .

В 1821 г. во Франции было создано первое в мире географическое общество. «Это произошло в эпоху, когда в Европе возрастал неподдельный интерес в отношении других территорий, что, во многом, было связано с расширением колониальной экспансии государств континента» [Ростовская, Виктовская, 2015]. Русское географическое общество было учреждено Указом императора Николая I в 1845 г. в Санкт-Петербурге. В 1865 г. начал выходить журнал «Известия императорского русского географического общества». Он существует по сей день, хотя его название за это время менялось шесть раз. Сейчас журнал известен как «Известия Русского географического общества».

В 1867 г. А. Ильин и С. Зыков начали издавать в Санкт-Петербурге еженедельный журнал «Всемирный путешественник» (после 1871 г. ежемесячный - «Всемирный путешественник, иллюстрированный журнал путешествий и географических открытий»). Публикации традиционно для издания такой тематики были посвящены путешествиям, географии, известиям из провинции России, отчетам Русского географического общества и зарубежных географических сообществ. В 1878 г. «Всемирный путешественник» перестает существовать как отдельное издание, трансформируясь в отдел журнала «Природа и люди».

Туристская пресса создавалась и развивалась на волне растущего интереса к путешествиям и стремления к знаниям о мире самых широких слоев населения. Результатом такого интереса стал выход в свет в 1861 г. научно-популярного журнала-долгожителя «Вокруг света». Он имел подзаголовок «Журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий, изобретений и наблюдений», который, являясь лишь формальностью, помогал редактору М.О. Вольфу обойти цензурные запреты. Начиная с первых номеров, в издании публиковались очерки об азиатской части России и населявших ее народностях, о Санкт-Петербурге, поморском селе Холмогоры и проч., значительное внимание уделялось этнографии, географии, путешествиям, естествознанию, открытиям, спорту и проч. Но в 1868 г. Вольф из-за финансовых трудностей был вынужден прекратить издание журнала.

Свою деятельность «Вокруг света» возобновил лишь в 1885 г. в качестве журнала «путешествий и приключений на суше и на море». После 1908 г. публиковались очерки о путешествиях, совершенных специально по заданию редакции, что сразу стало характерной чертой издания и вывело его на совершенно иной, более высокий уровень. Если в 1897 г. тираж журнала составлял 12000 экземпляров, то в 1908 г. он достиг 48 000 экземпляров. Именно в этот период успешного функционирования «Вокруг света» начали формироваться журналистские черты и принципы, характерные для современных изданий туристкой тематики. К сожалению, в 1917 г. журнал, как и многие другие издания, приостановил свой выход.

В послереволюционные годы газеты и журналы в России начинают потихоньку развиваться. В 1918-1919 гг. существует 23 периодических издания, рассказывающих о физической культуре, спорте и туризме, что составляет 1,1% по отношению к общей массе журнальной периодики [Ростовская, 2012, С.206-213]. В этот период туризм воспринимается как одна из составляющих физической культуры и спорта. Данная тенденция отразилась на содержании журналов о туризме, в которых основной акцент делается на спортивной тематике, а не на путешествиях. Кроме спортивной тематики туристская пресса публиковала приключенческие, географические и научные материалы. Примерами таких изданий стали вновь начавший свой выход в 1927 г. журнал «Вокруг света» и выходивший с 1925 по 1931 г. «Всемирный следопыт».

В 20-е гг. XX в. начинает развиваться советское туристское движение, в рамках которого профсоюзы и Наркомпрос организовывают поездки для учащихся и рабочих, но массового характера в этот период непосредственно сам туризм не обретает. Однако растущие тиражи туристских изданий подтверждают значительный интерес читательской аудитории к тематике путешествий и туризма. Например, если тираж советского журнала «Всемирный следопыт» в 1925 г. составлял всего 15 тысяч экземпляров, то в 1929 г. он насчитывал уже 100 тысяч. Тем не менее статьи про туризм на страницах таких ведущих изданий, как «Вокруг света» и «Всемирный следопыт» не могли охватить данную тематику в полной мере, в связи с этим в 1928 г. начало выходить приложение к «Всемирному следопыту» - «Всемирный турист».

В 1930-е гг. всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) проводило активную работу по вовлечению населения в туристские экскурсии, походы, по развитию сети туристских маршрутов и баз. Печатным органом организации был журнал «Всемирный турист», который позже стал называться «На суше и на море». На страницах издания публиковались очерки, путевые заметки авторитетных путешественников, ученых, геологов и проч.

С наступлением войны количество периодических изданий значительно сократилось, многие прекратили свое существование или приостановили выпуск. К их числу относятся «Вокруг света» и «На суше и на море».

В послевоенные годы ситуация с изданиями о физической культуре, спорте и туризме изменилась в лучшую сторону. Произошла структурная перестройка индустрии туризма в целом, ее география расширилась, восстановилась материально-техническая база, большей популярностью начали пользоваться путешествия внутри страны, организовывались слеты и соревнования, создавались новые туристские клубы и секции, школы туристской подготовки, появлялись федерации туризма, маршрутно-квалификационные комиссии. Данная стратегия развития туризма в послевоенном советском государстве позитивно отразилась на укреплении позиций и функционировании изданий туристской тематики, которые способствовали удовлетворению информационных потребностей читателей, публиковали материалы про туризм и путешествия.

Так, научно-популярный журнал «Вокруг света» возобновил свою деятельность в 1946 г., позиционируя себя как «научно-художественный ежемесячный журнал путешествий, приключений и фантастики ЦК ВЛКСМ». Он публиковал путевые очерки, отчеты из экспедиций, информацию развлекательного и познавательного характера, в том числе и о зарубежных странах, фантастические рассказы и приключенческие повести и главы романов. Сочетание тематики путешествий и литературных текстов обеспечивало изданию высокие тиражи и небывалую популярность среди населения. Кроме того, любая информация о зарубежных странах вызывала повышенный интерес у читателей в связи с «железным занавесом», обеспечивающим надежную изоляцию граждан СССР практически от всего мира.

В 1966 г. возобновил выход еще один туристский журнал предвоенного периода - «На суше и на море», но уже под другим названием - «Турист». Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), который осуществлял руководство деятельностью профсоюзов в СССР вплоть до 1990 г., сформулировал задачи журнала следующим образом: «Содействовать дальнейшему развитию туризма в нашей стране, как важного средства организации активного отдыха и воспитания миллионов трудящихся. Особенно молодежи… Рассказывая об успехах советского народа в коммунистическом строительстве, широко знакомя читателей с памятниками материальной и духовной культуры, природными богатствами и достопримечательностями родной страны, с героическим прошлым нашего народа и его революционными традициями, журнал должен активно способствовать воспитанию убежденных борцов за коммунизм, пламенных патриотов Советской Родины».

«Турист» создал разветвленную сеть корреспондентов по всей стране, освещал походы, экскурсии, спортивные путешествия и мероприятия, вопросы краеведения, рассказывал о работе туристских организаций, баз, слетов и проч. Журнал «Турист», в отличие от «Вокруг света» с его художественно-публицистическими и литературными текстами, имел более информационно-пропагандистскую направленность, делал акцент на развитии активного туризма внутри страны. В общем, соответствовал требованиям времени, ВЦСПС и, несомненно, потребностям читателей. В 2014 г. «Турист» отметил свое 85-летие и продолжает существовать.

Кроме «Вокруг света» и «Туриста», в послевоенный период издавались специализированный журнал «Туристские обзоры» для работников сферы туризма (выходил по мере необходимости) и журнал «Путешествие в СССР» (позднее - «Путешествие в Советский Союз») для иностранных туристов, выходивший раз в квартал и имевший определенную идеологическую нагрузку.

Вплоть до 90-х гг. ХХ в. издания туристской тематики в большей степени были посвящены вопросам, проблемам, маршрутам и событиям внутреннего туризма, «Вокруг света» в своем сегменте оставался монополистом в освещении зарубежной жизни. Однако интерес населения к событиям, происходившим за границей, культуре и особенностям быта людей других стран и национальностей с каждым годом возрастал, но мог быть удовлетворен только в результате трансформации системы СМИ, связанной с изменением политического курса страны.

Принятие закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» в 1990 г. дал начало развитию новой российской периодики и изменению облика старой, в том числе и туристской. Значительное сокращение тиражей изданий происходило за счет центральной прессы, однако в условиях свободной конкуренции и развивающегося рынка масс-медиа количество новых газет и журналов продолжало расти. В конкурентной борьбе издатели периодических СМИ о путешествиях и туризме осознали необходимость адресного выхода на свои потенциальную и целевой аудитории. Чтобы удержать читателя, удовлетворить его интересы, внутри ниши была проведена более глубокая дифференциация изданий по тематике - научная, профессиональная, развлекательная, спортивная и т.д.

Стабилизация экономической ситуации, произошедшая после 1993 г., и окончательное обрушение «железного занавеса» привели к развитию массового международного туризма и туристских организаций. Теперь читателям требовалась информация не только познавательного, но и информационно-вспомогательного характера. Так, выходят издания, посвященные путешествиям за границу, - «Вояж» (1994 г.), «Вояж и отдых» (1995 г.) и др. Потребность в специализированной информации появляется и у профессионалов индустрии туризма, поэтому возникают издания для специалистов отрасли - газета «Туринфо» (1993 г.), журнал «Турбизнес» (1998 г.) и др.

Конец ХХ - начало XXI в. ознаменован появлением на российском медиарынке зарубежных конкурентов в сфере туристской прессы - «GEO» (1998 г.), «National Geographic» (2003 г.) и «Discovery» (2009 г.). Приход на российский рынок транснациональных медиахолдингов характеризуется, прежде всего, экспансией глянцевых изданий с высоким уровнем полиграфии, перераспределением доходов в сфере туристских СМИ в частности и увеличением доли рекламы издательского сегмента в целом, переходом «количества в качество», т. е. небольшие издания закрываются, а оставшиеся заметно повышают показатели по тиражу, волосности, доходности и качеству.

Основная тенденция в структурно-тематическом развитии туристской прессы данного периода заключаются в сочетании познавательного и практического аспектов. Научно-популярные журналы публикуют, кроме познавательных, литературно-художественных, теоретических и научных материалов, информацию прикладного характера, в то время как развлекательные информационно-рекламные издания туристской тематики размещают на своих страницах базисную информацию, исторические и географические сведения и проч.

Новые для российского медиаландшафта типы туристской прессы появляются в 2000-е гг.: детские («Пашка», «GEOленок») и инфлайты (бортовые издания).

Активное развитие туристской прессы, начавшееся несколько столетий назад, продолжается и в настоящее время. Ее основной исторической чертой является стремление к достоверному изображению мира, познанного путешественником.

Литературный жанр «путешествие», реализованный при помощи путевых заметок, очерков и дневников, публиковавшихся как отдельными книгами, так и в периодических изданиях, волна географических открытий, интерес к естественным наукам, в том числе географии, обусловили появление такого класса прессы, как «туристская», основным видовым признаком которой является тематика.

Первым этапом возникновения и становления туристской прессы в России следует считать ХIХ в., когда появляются журналы о путешествиях и географии: «Журнал новейших путешествий», «Известия русского географического общества», «Вокруг света», «Всемирный путешественник», «Русский турист» и др.

Второй этап , охватывающий первую треть ХХ в. и довоенные годы, интересен тем, что издания туристской и спортивной тематики составляют чуть более 1% от всей периодики и в то же время являются агитационными и просветительскими, поднимая темы не только путешествий, но и здорового образа жизни.

Третий этап (1946-1990 гг.) - это время идеологического и тематического развития туристской прессы. Пропаганда спорта, спортивного туризма, физической культуры, которые являются неотъемлемой частью жизни советского человека, становится основной задачей практически всех изданий, а особая роль здесь, естественно, отводится туристским СМИ. Пользуются популярностью и овеяны романтической славой профессии геологов, географов и полярников, туризм пока воспринимается, как поход с рюкзаком и палаткой по необъятным просторам нашей страны. Опыт продвижения внутреннего туризма, которым занимаются СМИ в этот период, будет востребован на последующих этапах развития исследуемого феномена.

После 1990 г. условно начинается четвертый этап развития журналистики путешествий - «тревел-журналистики» (от англ. travel journalism ), под которой понимается «особое, современное на сегодняшний день направление в масс-медиа, сосредоточенное на представлении информации о путешествиях в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и проч.» [Шуляк, 2013, С.89].

Растущий интерес к путешествиям и туризму, повышение платежеспособности граждан, расширение географии туристских маршрутов и направлений, технологический прогресс способствуют развитию не только печатных изданий данной тематики, но и . Туристская пресса в этот период переживает трансформацию, коммерциализацию, дифференциацию, глобализацию и, как результат, типологическое обновление всего класса.

Туристские СМИ могут и должны играть важную, если не главенствующую, роль в развитии внутреннего туризма. Именно этим и обусловлена новая качественная ступень в деятельности и развитии отечественной туристской журналистики, которая тесно связана с поворотом государственной политики в сторону популяризации культурного наследия страны, формирования высокоразвитого и патриотического гражданского общества, знающего отечественную историю, многонациональную культуру, культурно-исторические традиции, природно-географические возможности и потенциал регионов России.

Список литературы

1. Герцен А.И. Путевые записки г. Ведрина // Русская журналистика XVIII-XIX веков. Тексты / Под ред. Б.И. Есина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 320 с.
2. Гуминский В.М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С.314-315.
3. Добролюбов Н. А. Русская сатира екатериниского времени // Добролюбов Н.А. Полн. собр. соч. - М., 1935. - Т.2. - 562 с.
4. Дуарон Н. Искусство путешествовать. Понятие дневника о путешествии классической эпохи // Поэтика. Нантер, 1988. - №73. - С.83-108.
5. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. - М.: Правда, 1980. - 608 с.
6. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. - М., 2000. - 416 с.
7. Ле Унен Р. Что такое дневник о путешествии? Виды рассказов о путешествиях // Литералы. - Париж, 1990. - №7. - С.11-27.
8. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. - Л.: Наука, 1984. - 720 с.
9. Майга А.А. Литературный травелог: специфика жанра // Филология и культура. Philology and Culture. - 2014. - №3(37). - 347 с.
10. Макогоненко Г. Русская проза в эпоху просвещения // Русская проза XVIII века. М.Д. Чулков, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, A.H. Радищев, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин. - М., 1971. - 716 с.
11. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма (становление и развитие жанра «путешествия»в публицистике). - М.: МГУ, 1977. - 153 с.
12. Михайлов В.А. Энциклопедия жанра литературного путешествия в произведениях русских писателей XVIII-XIX веков: Дис... канд. филол. наук. - Волгоград, 1999. - 199 с.
13. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. - Санкт-Петербург: Азбука, 2015. - 288 с.
14. Ростовская Ю.В. Журналы путешествий. История развития специализированной периодики в России // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - №2. - С.206-213. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: .
15. Ростовская Ю.В., Виктовская Н.Г. Туристическая пресса: этапы становления // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. - 2015. - №2(18) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: .
16. Чернышевский Н.Г. Письма об Испании B.П. Боткина. СПб., 1857 г. // Н.Г. Чернышевский. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1986. - Т.1. - C.368-394.
17. Шачкова В.А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - №3. - С.277-281. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: .
18. Шуляк Ю.Ю. «Вокруг света»: влияние времени на композиционно-графическую модель издания // Современная медиасреда: функциональные, тематические, профессиональные аспекты. Взгляд молодых исследователей: Межвуз. сб. науч. работ студентов и аспирантов. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. - Вып.13.

Revenko A.A. Background Origin and Stages of Publications about Travels

In modern journalism tourist themes well represented in all forms of mass media - newspapers, magazines, television broadcasts, Internet - resources. The rise in popularity of tourist publications subjects due to the significant interest of the audience to travel, to gain new knowledge about the history and traditions of the countries and peoples, monuments of nature and architecture around the world. There are considered emergence process and development process of prints about travels and stages of their becoming in the article, definitions of literary genre «travels» listed, analysis of activities of the classics of Russian literature and journalism, who created travel notes made. The first stage of becoming in travel press in Russia was in 19 century, when first magazines about travels and geography appeared: «Latest travel magazine», «News of Russian Geographical Society», «Around the world», «World traveler», «Russian tourist» and etc. The second stage, which was in the first third of 20 century and pre-war years, is interesting that part of travel and sport press is up just over 1% of periodicals, and at the same time they were not only agitators and educators of travels, but agitators and educators of healthy lifestyle. The third stage (1946-1990 years) is time of ideological and thematic development of the tourism press. The main goal of mostly all press is promotion of sport, sport travel, physical culture, and special role in here plays travel media. After 1990 the fourth stage starts, which names travel journalism. Tourism press in this period experiencing transformation, commercialization, differentiation, globalization and, as a result, typological update the entire class.

The beginning of journalism travel or travel-journalism was supposed to development and transformation of the literary genre of «journey», which laid the foundations for a new journalistic direction. Over time, the functions of travel notes and sketches are expanding, and they are not only instruments of transmission of geographical knowledge, but also the culture of the countries and popularizers of travel destinations and pilgrimages to refect local traditions and ethnographic realities.

The growing interest in travel and tourism, improving the solvency of the citizens, expanding the geography of tourist routes and trends, technological advances contribute to the development not only of publications on this topic, but also the tourist internet resources.

Tourist media can and should play an important, if not dominant role in the development of domestic tourism. It is with this and related new qualitative step in the operation and development of domestic tourism journalism, which, in turn, is an important turning state policy towards the promotion of the cultural heritage of the country, the formation of a highly patriotic and civil society, knowing the national history, multinational culture, cultural historical traditions, natural and geographical features and potential of the Russian regions.

Keywords: travel journalism, travel-journalism, travel press, travelogue, travel literature.

С чего начинается любое путешествие? Со сборов вещей, или с посадки в самолет? Нет, по-моему, любое путешествие (особенно длительное) начинается с идеи. С принятия решения — куда ехать, почему именно туда, что там есть интересного. Давайте сегодня об этом и поговорим — как выбрать направление и спланировать маршрут предстоящего путешествия.

4. Планирование активности

К этому этапу Вы уже определились с основным перечнем точек предстоящего маршрута, теперь нужно рассчитать силы. Вы же не хотите свалиться от усталости на 3 день путешествия?

Чтобы отдых (или приключение) получился максимально насыщенным и разнообразным, при этом не сильно изматывающим, продумайте заранее, что Вы собираетесь делать в каждый день своего путешествия.

Чередуйте активность с расслаблением и отдыхом. Особенно важно это в длительном путешествии, когда постоянная смена картинки и впечатлений со временем приедается, и уже не так интересно открывать для себя новые места — мозг просто пресыщается новой информацией.

Например, когда я планирую путешествие, я обычно чередую этапы активного исследования окрестностей и достопримечательностей с этапами пляжного отдыха.

Здесь же поищите информацию о том, чем можно заняться в данной местности — может, только в этой деревеньке можно покататься на слонах, искупаться в водопаде, полетать на воздушном шаре, поплавать с акулами или забраться на какую-нибудь интересную обзорную площадку.

Добавляйте в свой план уже более конкретную информацию , например:

день 1 — едем смотреть пирамиды

день 2 — гуляем по городу, заходим в музей на такой-то улице, затем идем в парк на такой-то улице

день 3 — едем на пляж, снорклим

день 4 — переезд в следующий город и т.д.

Если путешествие длительное , то можно написать более общий план, например:

город 1 — 2 недели, активный отдых, обязательно смотрим достопримечательности такие-то

город 2 — 3 дня, идем в пеший трек по джунглям

город 3 - 3 дня, наслаждаемся местными пляжами

город 4 - 10 дней, едем на экскурсию, смотрим достопримечательности

Короткую поездку желательно распланировать более тщательно, чтобы было понятно в какой день и чем Вы занимаетесь. А вот в длительном путешествии я обычно планирую только 1-2 ближайших населенных пункта. Но если знаю, что, например, у нас не будет интернета до 4 города, то планирую на более длительный отрезок времени, с запасом.

5. Как добраться

Один из важнейших вопросов на этапе планирования маршрута — как Вы будете перемещаться между точками Вашего маршрута.

Если заранее не узнать, как и на чем Вы будете добираться, то может возникнуть ситуация, когда по карте вроде бы есть дорога, а вот на самом деле дорога давно на ремонте, и вообще общественного транспорта там нет. Придется уже на месте разбираться и искать другие варианты. А если у Вас четкая привязка к датам, то и весь маршрут придется менять, так что Вы просто не попадете туда, куда Вам так хотелось.

Понятное дело, если Вы едете только в один город, у Вас есть билеты туда-обратно, по окрестностям разъезжать не планируете, или планируете воспользоваться организованными экскурсиями, то продумывать разные варианты «как добраться» Вам не надо (разве что как доехать от аэропорта или вокзала до отеля).

Но вот если маршрут у Вас сложный, с большим количеством переездов, да и достопримечательности находятся не в самих городах, а в окрестностях, то заранее продумать вопросы переездов все же стоит.

Тем более когда Вы только начинаете планировать, в какие города хотите заехать, не всегда понятно по карте, что между двумя городами есть прямая дорога. Везде есть свои особенности, с учетом которых Вам и предстоит строить весь маршрут. Возможно, придется поменять несколько городов местами, возможно, что-то решите исключить, т.к. добраться туда можно только на перекладных и ехать 3 дня, а Вы планировали эти 3 дня потратить на что-то другое.

}