Место рождения микеланджело. Что вы могли не знать о микеланджело буонарроти

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони родился 6 марта 1475 года в Капрезе. Прожил до 18 февраля 1564 года. Конечно, его больше знают как Микеланджело - известного итальянского скульптора, художника, архитектора, поэта и инженера эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Беспрецедентное влияние на последующее развитие западного искусства оказали работы великого мастера. Микеланджело был не только лучшим художником своего времени, но и величайшим гением всех времен. Не следует его путать с Микеланджело Караваджо, картины которого были написаны несколько позднее.

Ранние работы Микеланджело Буонарроти

Картины, а точнее рельефы "Битва кентавров" и "Мадонна у лестницы", свидетельствуют о поисках совершенной формы. Неоплатоники полагали, что это и есть основная задача искусства.

В этих рельефах взору зрителя предстают зрелые образы Высокого Возрождения, которые строились на изучении античности. Кроме того, в их основе лежали традиции Донателло и его последователей.

Начало работы над Сикстинской капеллой

Папа Юлий II задумал создать для себя грандиозную гробницу. Поручил он эту работу Микеланджело. 1605 год был нелегким для них обоих. Скульптор уже начал работу, но позже узнал, что папа отказывается оплачивать счета. Это задело мастера, поэтому он самовольно покинул Рим и вернулся во Флоренцию. Долгие переговоры завершились прощением Микеланджело. И в 1608 году началась роспись потолка Сикстинской капеллы.

Работать над росписью было большим подвигом. 600 квадратных метров были оформлены за четыре года. Грандиознейший цикл композиций на темы Ветхого Завета родился из-под руки Микеланджело. Картины, изображения на стенах поражают идейной, образной стороной и пластической выразительностью форм. Обнаженное человеческое тело имеет особое значение. Через разнообразные позы, движения, положения выражается невероятное количество идей и чувств, которые обуревали художника.

Человек в работах Микеланджело

Во всех скульптурных, живописных работах Микеланджело сквозит одна-единственная тема - человек. Для мастера это было единственным средством выразительности. На первый взгляд это незаметно, но если начать знакомиться более внимательно с трудами Микеланджело, картины по минимуму отражают ландшафт, одежды, интерьеры, предметы. И только в тех случаях, когда это необходимо. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Их задача - не отвлекать от рассказа о деяниях человека, его характере и страстях, а служить лишь фоном.

Потолок Сикстинской капеллы

Потолок Сикстинской капеллы занимает площадь более 500 квадратных метров. Микеланджело изобразил только на нем более 300 фигур. По центру располагаются 9 сцен из Книги Бытия. Они разделены на три группы:

  1. Божье сотворение земли.
  2. Божье сотворение рода человеческого и его падение.
  3. Сущность человечества в лице Ноя и его семьи.

Потолок поддерживают паруса, на которых изображены 12 женщин и мужчин, предсказывающих пришествие Иисуса Христа: 7 пророков Израиля и 5 сивилл (прорицательницы античного мира).

Ложные элементы (ребра, карнизы, пилястры), которые выполнены в технике тромплей, подчеркивают линию изгиба свода. Десять ребер пересекают полоток, деля его на зоны, в каждой из которых описано главное повествование цикла.

Плафон огибается карнизом. Последний акцентирует линию сопряжения криволинейной и горизонтальной поверхностей свода. Таким образом, библейские сцены отделяются от фигур пророков и сивилл, а также предков Христа.

"Сотворение Адама"

Картина Микеланджело "Сотворение Адама" - безусловно, один из самых известных фрагментов потолка Сикстинской капеллы.

Множество людей, которые имеют разное отношение к искусству, в один голос утверждают, что между властной дланью Саваофа и безвольной, трепещущей кистью Адама можно практически увидеть поток живительной силы. Эти почти соприкоснувшиеся руки представляют собой единство материального и духовного, земного и небесного.

Эта картина Микеланджело, руки на которой столь символичны, целиком пронизана энергией. А как только пальцы соприкоснутся, акт сотворения завершится.

"Страшный суд"

Шесть лет (с 1534 по 1541) мастер вновь трудился в Сикстинской капелле. "Страшный суд", картина Микеланджело, - самая большая фреска эпохи Возрождения.

Центральная фигура - Христос, который творит суд и восстанавливает справедливость. Он в центре вихревого движения. Он больше не посланец мира, милосердный и мирный. Он стал Верховным Судьей, грозным и устрашающим. Правую руку Христос поднял в грозном жесте, вынося окончательный приговор, который разделит воскресших на праведников и грешников. Эта воздетая рука становится динамическим центром всей композиции. Кажется, что она приводит в бурное движение тела праведников и грешников.

Если душа каждого человека в движении, то фигура Иисуса Христа недвижна и устойчива. Его жесты олицетворяют силу, возмездие и мощь. Мадонна не в силах смотреть на страдания людей, поэтому она отворачивается. А вверху картины ангелы несут атрибуты Страстей Христовых.

Среди Апостолов стоит Адам, первый в роде человеческом. Также здесь находится и святой Петр - основатель христианства. Во взглядах апостолов читается грозное требование возмездия в отношении грешников. В руки их вложил орудия пыток Микеланджело.

Картины фрески изображают святых мучеников вокруг Христа: Святой Лаврентий, Святой Себастьян и Святой Варфоломей, который демонстрирует содранную кожу.

Здесь много и других святых. Они стараются быть ближе ко Христу. Толпа со святыми ликует и радуется предстоящему блаженству, которыми наградил их Господь.

Семь ангелов трубят. Все смотрящие на них испытывают ужас. Те, кого Господь спасает, сразу же восходят и воскресают. Из могил восстают умершие, поднимаются скелеты. Какой-то мужчина от ужаса закрывает глаза руками. За ним пришел сам дьявол, который тащит его вниз.

"Кумская сивилла"

На потолке Сикстинской капеллы 5 известных сивилл изобразил Микеланджело. Картины эти знамениты на весь мир. Но самой известной является Кумская сивилла. Ей принадлежит предсказание конца всего мира.

На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Кумская сивилла - греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Существует легенда, что в нее был влюблен сам Аполлон, который и наградил ее даром прорицания. Кроме того, сивилла могла прожить столько лет, сколько она в силах провести вдали от родного дома. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Именно поэтому жрица стала мечтать о быстрой смерти. В таком теле ее и изобразил Микеланджело.

Описание картины "Ливийская сивилла"

Ливийская сивилла является воплощением красоты, вечного движения живого и мудрости. На первый взгляд кажется, что фигуры сивиллы мощная, но Микеланджело наделил ее особенной пластикой и грацией. Кажется, что она сейчас повернется к зрителю и покажет фолиант. Безусловно, в книге - Слово Божие.

Изначально сивилла была странствующей прорицательницей. Она предсказывала недалекое будущее, судьбу всем желающим.

Несмотря на свой образ жизни, Ливийская сивилла довольно категорично относилась к идолам. Она призывала отказаться от служения языческим богам.

Древние первоисточники указывают, что прорицательница была родом из Ливии. Кожа ее была черна, рост - средний. В руке девушка всегда держала ветвь масленичного дерева.

"Персидская сивилла"

Персидская сивилла проживала на Востоке. Ее имя было Самбета. Также ее называли Вавилонской прорицательницей. Упоминается она в источниках XIII века до н.э. 1248 год стал годом пророчеств, которые сивилла черпала в своих 24 книгах. Утверждают, что ее предсказания касались жизни Иисуса Христа. Кроме того, она упоминала Александра Великого и многих других легендарных личностей. Предсказания выражены стихами, имеющими двойной смысл. От этого их сложно однозначно трактовать.

Современники Персидской сивиллы пишут, что она была облачена в золотые одежды. У нее был располагающий моложавый вид. Микеланджело, картины которого всегда имеют более глубокий смысл, представил ее в пожилом возрасте. Сивилла почти отвернулась от зрителя, все ее внимание обращено к книге. В изображении преобладают насыщенные и яркие тона. Они подчеркивают богатство, добротность и великолепное качество одеяний.

"Отделение Света от Тьмы"

Картины Микеланджело Буонарроти с названиями поражают воображение. Невозможно представить, что чувствовал гений, когда создавал подобный шедевр.

Создавая фреску "Отделение Света от Тьмы", Микеланджело хотел, чтобы от нее исходила мощная энергия. Центром сюжета является Саваоф, который и есть эта невероятная энергия. Бог создал небесные светила, Свет и Тьму. Затем он решил отделить их друг от друга.

Саваоф парит в пустом пространстве и наделяет его космическими телами. Облекает их в материи и сущности. Все это он творит при помощи своей божественной энергии и, безусловно, высшей и великой любви.

Буонаротти неслучайно представляет Высший Разум в облике человека. Возможно, мастер утверждает, что люди также способны отделить в себе свет от тьмы, создав таким образом духовную Вселенную, которая наполнена миром, любовью и пониманием.

Изучая картины Микеланджело, фото которых сейчас всем доступны, человек начинает осознавать истинный масштаб творчества этого мастера.

"Потоп"

В начале работы не был уверен в своих силах Микеланджело Буонарроти. Картины, фрески капеллы были созданы после того, как мастер написал "Потоп".

Боясь приступить к работе, Микеланджело задействовал искусных мастеров фрески из Флоренции. Но через некоторое время отправил их обратно, так как не был удовлетворен их работой.

"Потоп", как и многие другие картины Микеланджело (с названиями, как можем заметить, у гения проблем не возникало - они как нельзя лучше передают суть каждого полотна и фрагмента), был местом исследования природы человека, его поступков под влиянием бедствий, несчастий, катастроф, его реакции на все. И несколько фрагментов сложились в одну фреску, на которой разворачивается трагедия.

На переднем плане представлена группа людей, пытающаяся спастись на пока еще существующем клочке суши. Они похожи на стадо испуганных овец.

Какой-то мужчина надеется отсрочить гибель - свою и своей возлюбленной. Маленький мальчик прячется за мать, которая, похоже, отдалась Судьбе. Юноша надеется избежать смерти на дереве. Другая группа укрывается куском холста, надеясь спрятаться от потока дождя.

Беспокойные волны пока еще удерживают лодку, в которой люди борются за место. На заднем плане виднеется Ковчег. Несколько человек колотят в стены, надеясь, что их спасут.

По-разному изобразил персонажей Микеланджело. Картины, составляющие одну фреску, демонстрируют разные эмоции людей. Одни пытаются поймать последний шанс. Другие стремятся помочь близким. Кто-то готов принести в жертву соседа, лишь бы спастись самому. Но каждого волнует один вопрос: "За что я должен погибнуть?" Но Бог уже молчит...

"Жертвоприношение Ноя"

В последний год работ Микеланджело создал потрясающую фреску "Жертвоприношение Ноя". Её образы передают нам всю скорбь и трагедию происходящего.

Ной был потрясен таким количеством обрушившейся воды и вместе с тем был благодарен за спасение. Поэтому он вместе со своим семейством спешит принести жертву Богу. Именно этот момент решил запечатлеть Микеланджело. Картины с этим сюжетом обычно передают родственную близость и внутреннюю солидарность. Но только не эта! Что же делает Микеланджело Буонарроти? Картины его передают совершенно другие переживания.

Одни участники сцены демонстрируют равнодушие, другие же - взаимную отчужденность, откровенную вражду и недоверие. Некоторые персонажи - мать с ребенком и старик с посохом - проявляют скорбь, переходящую в трагическое отчаяние.

Бог дал обещание больше не наказывать подобным образом человечество. Земля сбережется для огня.

Художественных шедевров, автором которых является великий флорентиец, так много, что о них можно говорить часами. К счастью, сегодня любому интересующемуся высоким искусством человеку доступны фото, на которых изображены картины Микеланджело (с названиями и кратким описанием наиболее известных мы вас познакомили). Таким образом, в любой момент можно начать наслаждаться творениями этого гения эпохи Возрождения.

Микеланджело Буонарроти – один из величайших мастеров . Он еще при жизни получил признание и считался гением мирового значения.

Родившись 6 марта 1475 года, он прожил долгую жизнь, умерев в 1564 г. За свои 88 лет он создал столько великолепных работ, что их хватило бы на добрый десяток талантливых людей. Кроме того, что Микеланджело Буонарроти был великим художником, скульптором и архитектором, он является также крупнейшим мыслителем и известным поэтом Ренессанса.

Наверняка все видели знаменитые скульптуры Давида и Моисея, а также потрясающие фрески потолка Сикстинской капеллы. К слову статуя «Давид», по словам великих современников мастера, «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Она и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

Портрет Микеланджело Буонарроти

Любопытно, что этот выдающийся деятель обладал весьма неказистой внешностью. Подобная ситуация обстояла и с внешностью другого гения – , о котором мы уже писали. Может именно поэтому Микеланджело не оставил ни одного автопортрета, как это делали многие художники?

По описанию людей, знавших мастера, он имел редкие, немного вьющиеся волосы, жиденькую бороденку, круглое лицо с квадратным лбом и впалыми щеками. Широкий нос с горбинкой и выпирающие скулы не делали его привлекательным, а скорее наоборот.

Но это совершенно не мешало правителям того времени и самым знатным людям с благоговейным трепетом относиться к невиданному до тех пор гению искусства.

Итак, вашему вниманию предлагаются Микеланджело Буонарроти.

История одной фальшивки

В Древнем Риме знатные и богатые граждане жаловались, что в продаже стало появляться слишком много различных подделок еще более древних шедевров искусства.

Во времена великого итальянца, о котором мы рассказываем, этим также грешили талантливые умельцы.

Однажды Микеланджело сделал копию одной известной греческой статуи. Она была очень хороша, и близкий друг сказал ему: «Если ты закопаешь ее в землю, то через несколько лет она буде выглядеть как оригинал».

Недолго думая молодой еще гений последовал этому совету. И действительно, в прошествии некоторого времени он весьма удачно и за высокую цену продал «древнюю скульптуру».

Как видите, история фальшивок и всевозможных подделок стара, как мир.

Флорентиец Микеланджело Буонарроти

Известно, что Микеланджело никогда не подписывал своих произведений. Однако тут имеется единственное исключение. Он подписал скульптурную композицию «Пьета». Говорят, что это происходило следующим образом.

Когда шедевр был готов и выставлен на всеобщее обозрение, молодой 25-летний мастер затерялся в толпе и пытался определить, какое впечатление оказывает его работа на народ.

И вот к своему ужасу он услышал, как двое жителей итальянского города Милана активно рассуждали о том, что такую дивную вещь мог создать только их земляк.

А в то время между культурными центрами Европы происходили настоящие состязания за звание наиболее престижных и плодовитых, в плане гениев, городов.

Будучи же коренным жителем Флоренции, наш герой не стерпел гнусного обвинения в том, что он миланец и пробрался ночью в собор, прихватив с собой необходимые резцы и прочие инструменты. При свете лампы он высек на поясе Мадонны гордую надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».

После этого никто не смел «приватизировать» происхождение великого мастера. Однако говорят, что он потом жалел об этой вспышке гордости.

Кстати, вас может заинтересовать один , также великого художника эпохи Возрождения.

«Страшный суд» Микеланджело

Когда художник работал над фреской «Страшный суд», римский папа Павел III нередко посещал его и наблюдал за продвижением дела. Нередко он приходил смотреть фреску со своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена.

Однажды Павел III спросил у Чезена о том, как ему нравится создаваемая фреска.

— Ваша светлость, — отвечал церемониймейстер, — эти изображения скорее подходят для какого-нибудь трактира, а не для вашей святой капеллы.

Услышав это оскорбление, Микеланджело Буонарроти на фреске изобразил своего критика в виде царя Миноса, судьи душ умерших. У него были ослиные уши и обмотанная змеей шея.

В следующий раз Чезена сразу же заметил, что этот образ написан с него. Придя в ярость, он настойчиво просил папу Павла, чтобы тот приказал Микеланджело стереть его изображение.

Но римский папа, забавляясь бессильной злобой своего придворного сказал:

— Мое влияние распространяется только на небесные силы, а над представителями ада я, к сожалению, не имею никакой власти.

Таким образом, он намекал, что Чезара должен был сам найти общий язык с художником и обо всем договориться.

По трупам к искусству

В начале своего творческого пути Микеланджело Буонарроти очень слабо разбирался в особенностях . Но его сильно привлекала данная тема, ведь чтобы стать хорошим скульптором и художником нужно было безупречно знать анатомию.

Интересно, что для восполнения недостающих знаний юный мастер много времени проводил в морге, который находился при монастыре, где он изучал трупы умерших людей. К слову сказать, промышлял в своих научных изысканиях подобным образом.

Сломанный нос Микеланджело

Гениальные способности будущего мастера проявились очень рано. Обучаясь в школе скульпторов, которой покровительствовал сам Лоренцо де Медичи, глава Флорентийской республики, он нажил себе немало врагов не только необычным дарованием, но и упрямым характером.

Известно, что однажды один из учителей по имени Пьетро Торриджано ударом кулака сломал нос Микеланджело Буонарроти. Говорят, что он не совладал собой из-за дикой зависти к талантливому ученику.

Разные факты о Микеланджело

Интересен факт, что великий гений до 60 лет не имел близких отношений с женщинами. По всей видимости, искусство всецело поглотило его, и всю свою энергию он направил только для служения призванию.

Однако в 60 лет он повстречал 47-летнюю вдову, которую звали Виктория Колонна, маркиза Пескара. Но даже тогда, когда он писал ей множество сонетов исполненных сладостной тоски, по мнению многих биографов у них не было более близких отношений, чем платоническая любовь.

Когда Микеланджело Буонарроти работал над фресками Сикстинской капеллы, он серьезно подорвал свое здоровье. Дело в том, что он без помощников, целых 4 года не покладая рук трудился над этим мировым шедевром.

Свидетели сообщают, что он неделями мог не снимать обувь и, забывая о сне и еде, расписывал тысячи квадратных метров потолка собственноручно. При всем этом он дышал вредными парами красок, которые, к тому же, постоянно попадали в глаза.

Напоследок стоит лишь добавить, что Микеланджело отличался резким и чрезвычайно сильным характером. Его воля была тверже гранита, и этот факт признавали многие современники, имевшие с ним дело.

Рассказывают, что Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела!».

Чем мог великий скульптор и художник так запугать всемогущего римского папу – неизвестно.

Произведения Микеланджело

Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными произведениями Микеланджело. Многие работы мастер делал без всяких набросков и эскизов, а просто так, держа в голове готовую модель.

Страшный Суд


Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане.

Потолок Сикстинской капеллы


Известнейший цикл фресок Микеланджело.

Давид


Мраморная статуя работы Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции.

Бахус


Мраморная скульптура в музее Барджелло.

Мадонна Брюгге


Мраморная статуя Мадонны с младенцем Христом в церкви Богоматери Нотр-Дам.

Мучения Святого Антония


Итальянская картина 12-ти или 13-летнего Микеланджело: самая ранняя работа маэстро.

Мадонна Дони


Круглая по форме картина (тондо) 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства.

Пьета


«Пьета» или «Оплакивание Христа» — единственная работа, которую маэстро подписал.

Моисей


Мраморная статуя высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в Риме.

Распятие Святого Петра


Фреска в Апостольском дворце Ватикана, в Капелле Паолина.

Лестница в библиотеке Лауренциана


Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело - лестница Лауренцианы, которая напоминает поток лавы (поток мысли).

Проект купола Собора Святого Петра


По причине смерти Микеланджело, строительство купола заканчивал Джакомо Делла Порта, сохранив замыслы маэстро без отступлений.

Если Вам понравились интересные факты про Микеланджело Буонарроти, подписывайтесь на в любой социальной сети.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Микеланджело (полное имя - Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони) – выдающийся итальянский скульптор, архитектор, художник, мыслитель, поэт, одна из ярчайших фигур эпохи Возрождения, чье многогранное творчество повлияло на искусство не только данного исторического периода, но и на развитие всей мировой культуры.

6 марта 1475 г. в семействе городского советника, бедного флорентийского дворянина, проживавшем в небольшом городе Капрезе (Тоскана), родился мальчик, чьи творения будут возведены в ранг шедевров, лучших достижений ренессансного искусства еще при жизни их автора. Лодовико Буонарроти говорил, что высшие силы внушили ему назвать сына Микеланджело. Несмотря на знатность, дававшую основания входить в число городской верхушки, семья не была зажиточной. Поэтому, когда мать умерла, многодетному отцу пришлось отдать 6-летнего Микеланджело на воспитание его кормилице в деревню. Раньше, чем грамоте, мальчик обучился работе с глиной и резцом.

Видя ярко выраженные наклонности сына, Лодовико в 1488 г. отдал его в обучение художнику Доменико Гирландайо, в мастерской которого Микеланджело провел год. Затем он становится учеником знаменитого скульптора Бертольдо ди Джованни, школе которого покровительствовал Лоренцо де Медичи, в то время являвшийся фактическим правителем Флоренции. Спустя какое-то время он сам замечает талантливого подростка и приглашает его во дворец, знакомит с дворцовыми коллекциями. При дворе покровителя Микеланджело находится с 1490 г. до его смерти в 1492 г., после чего уезжает домой.

В июне 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим: туда, купив понравившуюся скульптуру , его вызывает кардинал Рафаэль Риарио. С этого времени биография великого художника связана с частыми переездами из Флоренции в Рим и обратно. Ранние творения уже обнаруживают черты, которые будут отличать творческую манеру Микеланджело: восхищение красотой человеческого тела, пластическую мощь, монументальность, драматичность художественных образов.

На протяжении 1501-1504 гг., вернувшись в 1501 г. во Флоренцию, он работал над прославленной статуей Давида, которую почтенная комиссия постановила установить на главной городской площади. С 1505 г. Микеланджело снова в Риме, куда его призывает папа Юлий II для работы над грандиозным проектом – созданием его роскошного надгробия, которое, по их совместному замыслу, должно было окружать множество статуй. Работы над ним осуществлялись с перерывами и были закончены лишь в 1545 г. В 1508 г. выполняет еще одну просьбу Юлия II – приступает к росписи фресками свода в Сикстинской капелле Ватикана и заканчивает это грандиозное живописное произведение, работая с перерывами, в 1512 г.

Период с 1515 по 1520 гг. стал одним из наиболее непростых в биографии Микеланджело, прошел под знаком крушения планов, метания «между двумя огнями» - службой папе Льву Х и наследниками Юлия II. В 1534 г. состоялся его окончательный переезд в Рим. С 20-х гг. мироощущение художника становится более пессимистичным, окрашивается в трагические тона. Иллюстрацией настроений стала огромная композиция «Страшный суд» - снова в Сикстинской капелле, на алтарной стене; над ней Микеланджело трудился в 1536-1541 гг. После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 г. занимает должность главного архитектора собора св. Петра. Крупнейшим произведением этого периода, работа над которым длилась с конца 40-х гг. по 1555 г., была скульптурная группа «Пьета». На протяжении последних 30 лет жизни художника акцент в его творчестве постепенно смещался к архитектуре и поэзии. Глубокие, пронизанные трагизмом, посвященные вечным темам любви, одиночества, счастья мадригалы, сонеты и другие стихотворные сочинения были высоко оценены современниками. Первая публикация поэзии Микеланджело была посмертной (1623).

18 февраля 1564 г. великий представитель эпохи Возрождения скончался. Его тело перевезли из Рима во Флоренцию и похоронили в церкви Санта-Кроче с огромными почестями.

Эпоху Возрождения можно разделить на три основные части: 1420-1500 гг. — Ранний Ренессанс (Кватроченто); с 1500 по 1527 г. — Высокое Возрождение (Чинквеченто, именно на этот короткий период пришлось творчество трех великих итальянских мастеров: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти); с 1530 по 1620-е гг. — Поздний Ренессанс. К Позднему Ренессансу относится архитектурная деятельность Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело говорил Дж. Вазари: «Если есть что хорошее в моем даровании, то это от того,

что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот,

которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы».

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Эпоха Возрождения уникальна благодаря количеству настоящих титанов в искусстве, которых она подарила миру. За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации — за тысячелетие. И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе — 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них. Микеланджело известен как человек страстной убежденности, как мастер невероятной универсальности: он работал и скульптором, и живописцем, и архитектором. В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств. Также Микеланджело писал прекрасные стихи, был неординарным мыслителем, остро переживал религиозные искания эпохи. В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть. На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях.

У Микеланджело был неспокойный и принципиальный характер, что свойственно столь одаренным натурам. Это часто приводило его к конфликтам с заказчиками, даже с такими, как римский папа или представители семейства Медичи, а порою создавало ситуации опасные не только для карьеры мастера, но и для его жизни. Недаром один знакомый Микеланджело писал ему в 1520 году: «Вы всякому внушаете страх, даже папе». А папа Лев X прямо говорил про гения, что тот «страшен, с ним нельзя иметь дело». Но талант художника был выше предубеждений.

По свидетельству современников, в том числе религиозного мыслителя Виттории Колонны, Микеланджело отличали нравственная чистота и крайний аскетизм. Как творец, как художник он самозабвенно жил в мире своих идей. Для него гуманизм был не просто отвлеченным учением, а сутью образа мышления и творений. Мастер безгранично верил в возможности и красоту человеческих духа, души и тела, что доказывается всеми его произведениями, в которых человек предстает совершенным венцом Божественного творения.

При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора. Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем, и живописцем. Это, однако, не помешало росписям Сикстинской капеллы стать всемирно известными — именно в них Микеланджело впервые проявил неординарное архитектоническое мышление. Возможно, дело архитектора, произведения которого воплощались каменщиками и инженерами по чертежам, противоречило его главному призванию — работать собственными руками. Микеланджело не получал специального архитектурного образования, что, возможно, помогло ему быть крайне смелым в обращении с канонами и ордерами. В итоге он создал особенный архитектурный стиль — новаторский, смелый, без монотонности, который лег в основу дальнейшего развития зодчества в XVII веке. Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках».

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в небольшом тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, недалеко от Флоренции. Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец — Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином. Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни. Мать Микеланджело, Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера, умерла, будучи истощенной частыми беременностями, когда мальчику было лишь шесть лет. Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками.

Самое раннее детство будущий художник провел в Сеттиньяно, где у отца было небольшое имение. Обстоятельства заставили его отдать сына на воспитание супружеской паре Тополино, которая жила в той же деревне. Биограф Микеланджело Джорджо Вазари пишет о теплом отношении, которое мастер сохранил к своей кормилице и в зрелом возрасте. Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса, и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе). В столь простой деревенской среде прошли его детские годы.

Отдельные документы указывают на то, что предком Микеланджело был знатный мессер Симоне, который происходил из семейства графов ди Каносса. После того как Микеланджело стал знаменитостью, эта графская фамилия признала кровную связь с ним. Алессандро ди Каносса в 1520 году приглашал мастера к себе в гости, просил считать его дом своим и называл его уважаемым родственником. Впрочем, многие из современных исследователей считают, что история этого родства не более чем выдумка.

По творческому воспитанию и обучению Микеланджело принадлежал флорентийской школе, хотя вся его жизнь прошла между двумя величайшими городами Возрождения: Флоренцией и Римом. Родной отец, видимо, желал для сына более надежного будущего и не хотел отдавать его на обучение ремеслам. Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д.) казалось ему недостойным рода Буонарроти. Об этом сообщают оба биографа — Вазари и Кондиви, — и сведения выглядят правдоподобно.

В 1485 году Лодовико Буонарроти отдал сына в латинскую школу Франческо да Урбино, но Микеланджело учился неохотно, пропускал занятия и вместо них посещал храмы, где копировал картины. На этой почве возник конфликт с отцом, но все же родителя удалось сломить, во многом благодаря поддержке живописца Франческо Граначчи, близкого друга и единомышленника Микеланджело. В 1488 году Лодовико смирился с творческими наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Мальчик занимался у Гирландайо год, но слишком спокойный темперамент и не очень свободная творческая фантазия наставника быстро оттолкнули его подопечного. Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те живописцы, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ). В 1489 году он перешел в школу, организованную семьей Медичи в монастыре Сан-Марко, в саду Казино Медичео. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. Ученик Донателло, он преклонялся перед античным искусством и привил любовь к нему Микеланджело.

Семья Медичи была богатейшей во Флоренции. До 1492 года ее возглавлял Лоренцо, который лично покровительствовал Микеланджело, рано распознав в нем талант с безошибочной проницательностью человека, повидавшего уже не одного гения Возрождения. С 1490 по 1492 год юноша жил при дворе Лоренцо, где он мог продолжать обучение, копируя античные образцы, а также познакомиться с прославленными итальянскими поэтами и гуманистами — Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество. В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». После смерти своего покровителя — Лоренцо Медичи Микеланджело вынужден был ненадолго вернуться домой, не получив от новых преемников фамилии никакой поддержки.

Несомненно, на юного скульптора сильно подействовали бурные политические события, захватившие Флоренцию в 1490-х годах. Они были связаны с вторжением французских войск, изгнанием Медичи, восстановлением республики под властью пожизненно избранного Пьетро Содерини. В городе все кипело и бурлило, фракции и партии вступили в яростную борьбу друг с другом, обстановка накалялась с каждым днем. Яркое место в истории Флоренции занимал доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, который осуждал новые веяния эпохи в искусстве и религии и открыто боролся даже с римскими папами, а не только с семьей Медичи. У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе. Савонарола был настоятелем монастыря Сан-Марко, где учился Микеланджело, так что юный мастер наверняка близко наблюдал развитие событий вокруг этой фигуры. Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение. После недолгого судебного процесса фанатически настроенный монах был повешен и сожжен при общем согласии народа, который совсем недавно восхищался его проповедями. На время этих событий, в 1494-1495 годах, Микеланджело переехал жить в Болонью, где работал над скульптурами для гробницы святого , а также тщательно изучал творчество Данте, Петрарки и Боккаччо. Под впечатлением от произведений последнего Микеланджело начал писать свои первые стихи и сохранил это увлечение до конца дней, оказавшись в ряду лучших поэтов своей эпохи. После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Последнее произведение в 1496 году продали кардиналу Рафаэлю Риарио под видом римского детского надгробия. Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся. Кардинал недолго гневался и, видя талант юноши, пригласил его для работы в Рим, что стало началом первого римского периода в жизни мастера. Во время этой поездки на Микеланджело произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он, конечно, уже соприкасался во Флоренции, но не так близко и не так часто, как в Риме, где можно было почувствовать живое дыхание Античности.

В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха». Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал. А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра). По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини. Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына». Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери. Впоследствии он раскаивался в таком тщеславном порыве и свои произведения оставлял анонимными.

В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения. Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло. Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, — так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника. Общественные заказы так и сыпались, он оказался на пике славы, что отразилось на решении городских властей построить для него личный дом с мастерской.

В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим. Понтифик заказал ему масштабный проект своей гробницы, строительство которой превратилось в многолетнюю эпопею, настоящую легенду. Микеланджело предложил возвести монументальный архитектурный памятник с обильным скульптурным украшением. Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом. Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста. Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II. Гробница предназначалась для размещения в центре нового собора Святого Петра, который возводился под руководством архитектора Браманте. В 1505-1545 годах работа над гробницей по подготовленным Микеланджело эскизам наконец началась. Мастер провел в каррарских каменоломнях восемь месяцев, выбирая подходящий для такого огромного проекта мрамор. Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте). Не добившись аудиенции папы и не получив никакой платы за последние месяцы, мастер в 1506 году в бешенстве покинул Рим и вернулся во Флоренцию — без разрешения понтифика, что было невероятной дерзостью. Во Флоренции Микеланджело собирался вернуться к работе над двенадцатью статуями апостолов, которые были заказаны ему еще в 1503 году консулами цеха шерстяников. Но недолгое время спустя по инициативе Юлия II, высоко ценившего художника, произошло их примирение в Болонье, в палаццо деи Седичи. Вазари пишет, что Микеланджело долго сопротивлялся встрече и не отвечал на неоднократные вызовы папы в Рим, но в итоге, соблюдая приличия, даже просил у него прощения.

Гробница в изначально запланированном масштабе так никогда и не была осуществлена, хотя ее возведение возобновлялось несколько раз в последующие годы: с мастером еще три раза заключались новые контракты. В конце концов измученный этим заказом и перипетиями вокруг него Микеланджело поставил значительно более скромную гробницу папы Юлия II в церкви Сан Пьетро ин Винколи в Риме. Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». Фигуры других рабов, так и оставшиеся незаконченными, поражают своей экспрессией, трагичностью, напряженной надломленностью духа.

После возвращения в Рим по призыву Юлия II скульптор получил заказ на его бронзовую статую. Папа римский, несомненно, был личностью с сильным характером, волевым и в то же время великодушным, но он сильно оскорбил Микеланджело, а увековечивание обидчика — не вполне простое занятие. Тем не менее скульптор работал над статуей весь 1507 год, а в 1508 году ее установили в Болонье. К сожалению, она была утрачена в 1511 году, когда Аннибале Бентивольо, поддержанный французскими отрядами, вернулся в Болонью.

В 1508 году Микеланджело получил от папы Юлия II новый заказ — на роспись потолка Сикстинской капеллы. Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не живописец. Но папа смог его уговорить — и этот шедевр обессмертил имя гения. Работа над огромным потолком капеллы (40,23 х 13,41 метра) длилась четыре долгих года — с мая 1508-го по октябрь 1512 года. Она была весьма напряженной, и не только из-за сложности поставленной задачи: еще с давних времен вокруг мастера плелись интриги. Юлий II постоянно торопил Микеланджело, доходило даже до угроз сбросить его с лесов, а однажды папа ударил его посохом. Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». Это был новый рубеж в его творчестве, зрелое, монументальное произведение 33-летнего мастера, в котором воплотилась его теологическая программа и соединились все три вида искусства: живопись, скульптура и архитектура. Этой огромной теме посвящены тома исследований. Отметим лишь архитектурный аспект работы: вся вытянутая поверхность потолка поделена на стройные зоны, сочетающиеся с треугольными распалубками над тимпанными завершениями стен в районе окон. Все сцены заключены в мощный иллюзорный каркас, который имитировался живописными средствами. Роспись Сикстинской капеллы — одна из вершин всего ренессансного искусства.

В 1513 году умер Юлий II. Новым папой — Львом X — стал Джованни Медичи. Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи. Ему было заказано строительство капеллы Льва X в Энгельсбурге, возобновились его связи с Флоренцией. В июле 1514 года мастеру поступило задание спроектировать фасад флорентийского храма Сан-Лоренцо, который Медичи считали своим. К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. В 1516-1519 годах он неоднократно ездил за мрамором для фасада церкви Сан-Лоренцо в Каррару и Пьетразанту, а на следующем этапе, в 1520-1534 годах, архитектор начал трудиться над капеллой Медичи, или Новой сакристией. В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци», и для его брата Лоренцо Медичи). Гробницы украшены изваяниями самих усопших и статуями, олицетворяющими утро, день, вечер и ночь. Едва ли можно представить более напряженные, сконцентрированные и выразительные образы, исполненные трагизма и эсхатологических предчувствий, что отражало общее состояние тревоги, царившее в республике. В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции.

В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. Город принял вызов. Микеланджело назначили главным строителем фортификационных сооружений, проектированием которых мастер немедленно занялся. Далее произошла не вполне ясная история: Микеланджело почему-то покинул Флоренцию, отправился в Венецию, но затем вернулся и встал в ряды защитников города. Флоренции, однако, пришлось капитулировать, и художник был вынужден скрываться, опасаясь гнева папы. Но Климент VII, заинтересованный в окончании многих начатых мастером работ, даровал ему прощение. Во Флоренции по приказу понтифика установилась власть деспотичного и жестокого Алессандро Медичи, что заставило Микеланджело, республиканца по убеждениям, покинуть город, на этот раз навсегда. В Риме, где он обосновался, художник становится эмигрантомреспубликанцем, предпочитавшим общество таких же изгнанников, как и он сам. Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше, и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, — пишет он в июле 1523 года, — то я должен отдыхать четыре».

К 1532 году относится упоминание о знакомстве мастера с Томмазо Кавальери, юношей из знатной римской семьи, который оставался его близким другом на протяжении последующих 30 лет. Кавальери, оказавшему большое влияние на внутренний мир Микеланджело, стареющий гений посвятил ряд сонетов. Также художник подарил наперснику, ценителю антиков и владельцу обширной коллекции, большое число тщательно выполненных рисунков на античные темы («Падение Фаэтона», «Титий», «Ганимед» и другие). Часть из них дошла до нашего времени.

В 1537 году был убит Алессандро Медичи, его место занял Козимо Медичи, также жестокий и расчетливый политик, опиравшийся на Испанию. Влияние испанского двора распространяется на все сферы жизни флорентинцев, начинается возвращение к давно отмененному феодальному строю. В отличие от своего предшественника Козимо ценил Микеланджело и неоднократно просил его вернуться во Флоренцию, впрочем, неизменно получал отказы. Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики. В одном из писем мастера вскрывается подлинная причина: он говорит, что не только вернется, но и поставит Козимо статую за собственные деньги, если тот вернет Флоренции свободу. В этом убеждении Микеланджело был явным сторонником идей Савонаролы, хотя сам в молодые годы испытал немало трудностей из-за отношения проповедника к новому искусству.

Общественное беспокойство сопровождалось также контрреформацией в религиозной сфере и антиклерикализмом, с которыми Католическая церковь активно боролась. Круг философов и гуманистов, во главе которого стояли Контарини, Поле и Садолето, ратовали за моральное очищение церкви, за принципы Савонаролы и выдвигали новые мистические идеи общения с Богом. Микеланджело сочувствовал им, а также сблизился с видным философским деятелем — Витторией Колонной, маркизой Пескара. Все это находит отражение в его творчестве. Главная его работа 1530-х годов — огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541). Ее эсхатологический смысл поражает воображение.

В 1546 году, когда уже свершился переход от Высокого Возрождения к Позднему, художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал новое убранство Капитолийского холма. В 1563 году он приступил к перестройке древних терм Диоклетиана в церковь Санта-Мария дельи Анжели.

Но наиболее важным для Микеланджело стало назначение главным архитектором собора Святого Петра. Мастер, оценив важность грандиозного проекта, пожелал, чтобы в указе было подчеркнуто то, что он участвует в строительстве из любви к Богу и папе, без какого-либо специального вознаграждения. Именно эти произведения станут главными архитектурными доминантами эпохи, несмотря на одновременное развитие маньеризма и зарождение академизма и барокко.

Микеланджело в своих архитектурных творениях строго относился ко всем мелочам, проектировал здания так, что все детали были обусловлены и взаимозависимы, конструктивны; план был живым организмом в его понимании. Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела. И кто не был или не является хорошим мастером фигуры, а также анатомии, тот не сможет это уразуметь...». В том, что вместо четких планов и разрезов он обычно создавал наброски, по которым затем лепил детальные глиняные модели, сказывалось его призвание скульптора.

Архитектурная стилистика работ Микеланджело отличалась от стилистики зданий, созданных его предшественниками — Брунеллески и Браманте. В ней было больше свободы от античных ордерных основ, к которым обращалась эпоха Ренессанса. Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их. Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским». Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами. Но всем было ясно, что выдвинутые им архитектурные идеи открывают новую эпоху в истории итальянского зодчества. В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело.

Микеланджело прожил долгую жизнь, в течение которой произошло несколько исторических переломов в , каждый из них драматически повлиял на судьбу мастера. Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им. Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче. Перед смертью он пожалел, что покидает этот мир тогда, когда в своем ремесле научился только читать по слогам. Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело — земле, имущество — родным».

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА МИКЕЛАНДЖЕЛО

Гробница папы римского Юлия II ок. 1503-1545 Рим, Италия
Роспись потолка Сикстинской капеллы 1508-1512 , Италия
ок. 1516-1520 Флоренция, Италия
Надгробия Джулиано Медичи и Лоренцо II Медичи; Новая сакристия церкви Сан-Лоренцо (завершил Дж. Вазари в 1556 году) ок. 1520-1534 Флоренция, Италия
(завершили Дж. Вазари и Б. Амманати в 1571 году) ок. 1524-1534 Флоренция, Италия
Лестница библиотеки Лауренциана (завершил Б. Амманати в 1558 году) ок. 1524-1558 Флоренция, Италия
Фортификации города ок. 1528-1529 Флоренция, Италия
(ансамбль завершен после смерти Микеланджело) ок. 1538-1552 Рим, Италия
ок. 1545-1563 Рим, Италия
Палаццо Фарнезе ок. 1545-1550 Рим, Италия
План храма Сан-Джованни деи Фиорентини ок. 1559-1560 Рим, Италия
Ворота Пия ок. 1561-1564 Рим, Италия
ок. 1561-1564 Рим, Италия

Когда говорят, что Микеланджело - гений, не только выражают суждение о его искусстве, но и дают ему историческую оценку. Гений, в представлении людей шестнадцатого века, являл собой некую сверхъестественную силу, воздействующую на человеческую душу, в романтическую эпоху силу эту назовут «вдохновением».
Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело - первый художник одиночка, ведущий почти непрерывную борьбу с окружающим миром, в котором он ощущает себя чужим и неустроенным.
В понедельник 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе родился ребенок мужского пола у подесты (градоправителя) Кьюзи и Капрезе. В семейных книгах старинного рода Буонарроти во Флоренции находится подробная запись об этом событии счастливого отца, скрепленная его подписью - ди Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони.
Отец отдал сына в школу Франческо да Урбино во Флоренции. Мальчик должен был учиться склонять и спрягать латинские слова у этого первого составителя латинской грамматики. Мальчик был чрезвычайно любознателен от природы, но латынь его угнетала. Учение шло все хуже и хуже. Огорченный отец приписывал это лености и нерадению, не веря, конечно, в призвание сына. Он мечтал для него о блестящей карьере, мечтал увидеть сына когда нибудь в высших гражданских должностях.
Но, в конце концов, отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1 го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти три года как ученик для упражнения в живописи, и должен, кроме того, исполнять все, что его хозяева ему прикажут; в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять - в третий; всего 86 ливров».
В мастерской Гирландайо он пробыл недолго, ибо хотел стать ваятелем, и перешел в ученики к Бертольдо, последователю Донателло, руководившему художественной школой в садах Медичи на площади Сан Марко. Биографы рассказывают, что он занимался там рисованием со старых гравюр, а также копированием, достигнув в этом громадных успехов.
Молодого художника сразу же заметил Лоренцо Великолепный, оказавший ему покровительство и введший его в свой неоплатонический кружок философов и литераторов. Уже в 1490 году стали говорить об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти. В 1494 году, с приближением войск Карла VIII, он оставил Флоренцию, вернулся в нее в 1495 году. В двадцать один год Микеланджело отправляется в Рим, а затем в 1501 году снова возвращается в родной город.
К сожалению, мало сведений о ранних живописных работах Микеланджело. Единственная законченная им и сохранившаяся картина это - тондо «Святое семейство». Точных документальных данных о времени создания этого тондо (тондо - станковое живописное или скульптурное произведение, имеющее круглую форму) нет.
В композиции картины господствует фигура мадонны. Она молода и прекрасна, спокойна и величественна. Микеланджело не счел нужным рассказать более подробно, чем вызвано ее сложное движение. Но именно этим движением связываются в одно целое мадонна, Иосиф и младенец. Это - не обычная счастливая семья. Здесь нет и следов интимности. Это - величавое «святое семейство».



В 1504 году Флорентийская синьория заказала две фрески прославленным художникам - Леонардо да Винчи и Микеланджело для украшения стен зала Большого совета в Палаццо Веккио. Леонардо сделал картон с изображением «Битвы при Ангиари», а Микеланджело - «Битвы при Кашине».
В отличие от Леонардо Микеланджело хотел изобразить на картине не битву, а купающихся солдат, которые, услышав тревогу, спешат выбраться из воды. Восемнадцать фигур написал художник, все они в движении.
В 1506 году оба картона были выставлены для обозрения. Однако фрески так и не были написаны. Картон «Битва при Кашине», ценившийся современниками больше всех других произведений Микеланджело, погиб: он был разрезан на части и разошелся по разным рукам, пока последние его куски не исчезли бесследно. Вазари, видевший некоторые его части, говорит, что «то было скорее творение божественное, чем человеческое», а скульптор Бенвенуто Челлини, имевший возможность изучать оба картона - и Микеланджело и Леонардо, - свидетельствует, что они были «школою для всего мира».
Вазари отмечает, что в своем картоне Микеланджело применял разную технику, стремясь блеснуть своим совершенным владением рисунка: «Было там еще много фигур, объединенных в группы и набросанных на разный манер: контуры одних были очерчены углем, другие нарисованы штрихами, третьи исполнены тушевкой и цвета на них положены мелом, так как он (то есть Микеланджело) хотел показать все свое умение в этом деле».
В 1505 году папа Юлий II вызывает к себе Микеланджело. Он решил еще при жизни создать себе достойную гробницу. В течение более чем тридцати лет бесчисленные осложнения, связанные с этой гробницей, составляли трагедию жизни Микеланджело. Проект неоднократно менялся и полностью перерабатывался, пока вконец измученный художник, занятый на склоне лет другими заказами, не согласился на уменьшенный вариант гробницы, установленной в церкви Сан Пьетро ин Винколи.
Микеланджело неохотно согласился с данным ему в 1508 году Юлием II поручением расписать свод Сикстинской капеллы. Согласно первоначальному замыслу на плафоне предусматривалось изобразить в соответствующих люнетах лишь двенадцать апостолов и самые обычные орнаментальные украшения.
«Но уже начав работу, - писал Микеланджело, - я увидел, что это будет выглядеть бедно, и я сказал папе, что с одними апостолами будет бедно. Папа спросил: почему? Я ответил: потому что они сами были людьми бедными. Тогда он согласился и сказал, чтобы я поступал, как знаю…»
В.И. Суриков писал П.П. Чистякову: «Пророки, сивиллы, евангелисты и сцены св. писания так полно вылились, нигде не замято, и пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно».
«Первоначально Микеланджело хотел расписать свод мелкими композициями, почти декоративно, но затем отказался от этой мысли. Он создает на своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы как бы поддерживают карниз и арки, "переброшенные" через пространство капеллы. Все промежутки между этими столбами и арками заняты изображениями человеческих фигур. Эта изображенная Микеланджело "архитектура" организует роспись, отделяет одну композицию от другой.
Входящий в капеллу человек сразу видит весь цикл росписей: еще не начав рассматривать отдельные фигуры и сцены, он получает первое общее представление о фресках и о том, как излагает мастер историю мира…
Вся история мира, чрезвычайно трагически и лично прочтенная, предстает перед нами в росписях Сикстинской капеллы. На этих грандиозных фресках Микеланджело будто создает мир, подобный его великой душе, - мир гигантский, сложный, полный глубоких чувств и переживаний» (И. Тучков).
Видящие и прежде и теперь «Сикстинский плафон» были и будут потрясены. Тому масса свидетельств, одно из них Бернарда Бернсона, крупнейшего современного искусствоведа: «Микеланджело… создал такой образ человека, который может подчинить себе землю, и, кто знает, может быть, больше, чем землю». «Как подлинно великое произведение искусства, эта роспись бесконечно широка и многообразна по идейному замыслу, так что люди самого различного склада ума… испытывают при ее созерцании благодатный трепет… На этом потолке как бы прокатываются вал за валом гигантские волны человеческой жизни, всей нашей судьбы…» (Л. Любимов).
Создание этой росписи было для художника мучительным и сложным. Микеланджело приходится самому строить леса, работать лежа на спине. Кондиви рассказывает, что, расписывая Сикстинскую капеллу, «Микеланджело так приучил свои глаза смотреть кверху на свод, что потом, когда работа была закончена и он начал держать голову прямо, почти ничего не видел; когда ему приходилось читать письма и бумаги, он должен был их держать высоко над головой. Понемногу он опять стал привыкать читать глядя перед собой вниз».
Сам Микеланджело так передает свое состояние на лесах:

Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу…

Избрание папой в 1513 году Льва X из семейства Медичи способствовало возобновлению связи художника с родным городом. В 1516 году новый папа поручает ему разработать проект фасада церкви Сан Лоренцо, построенной Брунеллески. Это стало первым архитектурным заказом. Микеланджело проводит длительное время в каменоломнях, подбирая мрамор для предстоящих работ. Он начинает работы над капеллой, но в 1520 году папа Лев X аннулирует договор на сооружение фасада Сан Лоренцо. Четырехлетние труды художника уничтожены росчерком пера.
В 1524 году Микеланджело приступает к строительству библиотеки Лауренцианы. Падение Флорентийской республики ознаменовало собой самый тревожный период в жизни Микеланджело. Несмотря на свои твердые республиканские убеждения, Микеланджело не выдержал тревоги перед наступающими событиями: он бежал в Феррару и Венецию (1529 год), хотел укрыться во Франции. Флоренция объявила его бунтовщиком и дезертиром, но затем простила и пригласила вернуться. Скрываясь и переживая огромные мучения, он стал свидетелем падения родного города и лишь позднее робко обратился к папе, который в 1534 году поручил ему закончить роспись Сикстинской капеллы.
Художник навсегда покидает Флоренцию, ставшую столицей герцогства Тосканского, и переселяется в Рим. Спустя год папа Павел III назначает его «живописцем, скульптором и архитектором Ватикана», а в 1536 году Микеланджело приступает к росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. Он создает свое самое знаменитое произведение - картину «Страшный суд». Над этой фреской он работал шесть лет, в полном одиночестве.
«Тема приговора над миром была близка старому Микеланджело. На земле он видел горе и несправедливость; и вот, в этом своем произведении он вершит суд над человечеством.
В центре композиции святые окружают молодого и грозного Христа. Они толпятся у его трона, предъявляя доказательства испытанных ими мучений. Они требуют, именно требуют, а не просят, справедливого суда. В испуге льнет к сыну Мария, а Христос, приподнимаясь с трона, как будто отстраняет наступающих на него людей. Нет, это не добрый и не всепрощающий бог, это, говоря словами самого Микеланджело, "лезвие суда и гиря гнева". Повинуясь его жесту, из недр земли встают умершие, чтобы предстать перед судом. С железной неотвратимостью поднимаются они ввысь, часть из них вступает в рай, а часть низвергается в ад. Обезумев от ужаса, падают грешники. А внизу их ждет Харон, чтобы переправить в объятия Миноса. Начавшись внизу слева, хоровод человеческих тел, совершив круг, смыкается внизу справа в преддверии ада.
"Страшный суд" задуман настолько грандиозно, насколько это вообще возможно, как последний момент перед исчезновением Вселенной в хаосе, как сон богов перед своим закатом…» (Бернсон).
Павел III то и дело наведывался в капеллу. Однажды он зашел туда вместе с Бьяджо да Чезена, своим церемониймейстером.
- Как тебе нравятся эти фигуры? - спросил у него папа.
- Прошу прощения у вашего святейшества, но эти голые тела кажутся мне просто кощунственными и неподходящими для святого храма.
Папа промолчал. Но когда посетители ушли, Микеланджело, кипевший от негодования, взял кисть и написал дьявола Миноса, придав ему портретное сходство с папским церемониймейстером. Прослышав про это, Бьяджо побежал к папе с жалобой. На что тот ответил: «Бьяджо, дорогой мой, если бы Микеланджело поместил тебя в чистилище, я бы приложил все усилия, чтобы вызволить тебя оттуда, но поскольку он определил тебя в ад, мое вмешательство бесполезно, там я уже не властен».
И Минос со злющей физиономией церемониймейстера так и пребывает на картине по сие время.


Во время католической реакции фреска Микеланджело с обилием красивых и сильных обнаженных тел казалась чем то кощунственным, в особенности если учесть ее размещение за алтарем. Пройдет немного времени, и папа Павел IV прикажет записать драпировками наготу отдельных персонажей. Драпировки выполнил друг художника Даниэле да Вольтерра. Возможно, этим он спас великую фреску от разрушения деятелями католической реакции.
Окончив «Страшный суд», Микеланджело достиг вершины славы среди современников. Он забывал обнажить голову перед папой, и папа, по его собственным словам, не замечал этого. Папы и короли сажали его рядом с собой.
С 1542 по 1550 год Микеланджело создает последние свои живописные произведения - две фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Как пишет Е. Ротенберг: «Обе фрески представляют собой многофигурные композиции с центральным героем, изображенным в решающий момент его жизни, в окружении свидетелей этого события. Многое здесь выглядит непривычным для Микеланджело. Хотя сами фрески достаточно велики (размеры каждой 6,2x6,61 метра), они уже не наделены той сверхобычной масштабностью, которая прежде была неотъемлемым достоянием микеланджеловских образов. Концентрация действия очень своеобразно сочетается с рассредоточенностью действующих лиц, образующих внутри композиций отдельные эпизоды и обособленные мотивы. Но этой рассредоточенности противопоставлен единый эмоциональный тон, выраженный очень ощутимо и составляющий, собственно, основу воздействия этих работ на зрителя, - тон гнетущего, сковывающего трагизма, неразрывно связанный с их идейной концепцией».
В последние годы Микеланджело занимается проектом центрального плана церкви Сан Джованни деи Фьорентини, набрасывает план Капеллы Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре, строит Порта Пиа, придает перспективно монументальный вид площади Капитолия.
В жизни Микеланджело не знал нежной ласки и участия, и это отразилось, в свою очередь, на его характере. «Искусство ревниво, - говорит он, - и требует всего человека». «Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети - это мои произведения». Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая бы поняла Микеланджело.
Он встретил такую женщину - Витторию Колонну, внучку герцога Урбанского и вдову знаменитого полководца маркиза Пескаро, но слишком поздно: ему было тогда уже шестьдесят лет. Виттория интересовалась наукой, философией, вопросами религии, была знаменитой поэтессой эпохи Возрождения.
До самой ее смерти, 10 лет, они постоянно общались, обменивались стихами. Ее смерть явилась тяжелой утратой для Микеланджело.
Дружба Виттории Колонны смягчила для него тяжелые утраты - сперва потерю отца, потом братьев, из которых остался один Лионард, с которым Микеланджело поддерживал сердечную связь до своей кончины. Во всех поступках и словах, всегда однородных, последовательных, ясных, в Микеланджело виден строгий мыслитель и человек чести и справедливости, как и в его произведениях.
Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание, как и в жизни, он не любил многословия. «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным», - продиктовал он друзьям.
Микеланджело умер 18 февраля 1564 года. Тело его погребено в церкви Санта Кроче во Флоренции.