Урок на тему "правила линейной и воздушной перспективы". Конспект урока по изобразительному искусству "Линейная перспектива"6 класс Инструктаж по домашнему заданию

Евгений Щекотихин

Цель урока : Развить у обучающихся глазомер, умение проводить ровные линии без вспомогательных инструментов. Познакомиться с разновидностями многогранников и научиться изображать их в угловой перспективе . Дать понятие угловой перспективы . Уяснить методику выполнения рисунка при помощи вспомогательных построений на основе необходимых законов перспективы .

Задачи урока :

В доступной форме изложить учащимся сущность материала. Выполнив педагогический рисунок на доске, показать глубину линий, напомнить учащимся о значении вспомогательных линий и линий видимого контура. Изложить материал доступным языком, понятным для учащихся. При помощи наглядных пособий растолковать сущностно- культурологические аспекты данной темы. "Зажечь" чистые детские сердца к восприятию искусства.

Дезауировать в детях негативные качества, воспитать в них внимание к пропорциям и усидчивость на уроке .

На данном занятии дети имеют возможность отработать навыки изображения пирамиды и призмы . Рисование может проходить без натуры, однако, применяются те же принципы изображения, как и при работе с натурой. В процессе занятия дети получают знания о правилах перспективы , узнают много нового о геометрических телах.

Предусмотрена синхронизированная работа обучающихся и преподавателя. Педагог рисует предмет мелом на доске. Обучающиеся следят за его действиями. Учитель ведёт рисунок, последовательно коментируя свои действия. Обучающиеся, дабы успеть выполнить рисунок,выполняют поочерёдные задания и требования преподавателя. Предусматривается резервный запас времени, ввиду того, что ребёнку может быть не сразу всё понятно и часто появляется необходимость в ходе урока систематически подходить к нему.

Учащиеся получают необходимую подготовку для работы с натурой, плавно подходят к смежным темам по черчению и геометрии.

Конспект урока : .

На прошлом уроке мы познакомились с тем, как нарисовать два геометрических тела- пирамиду и призму во фронтальной перспективе .

Проведём линию горизонта. Возьмём две точки схода по краям листа соответственно. Всю ширину листа разделим пополам и аккуратно проведём тонкую линию сверху вниз. Наша задача- задать основание. Задаём первый ближний угол. Из заданной точки проведём линию в точку 1. Далее наметить направление следующей линии из угла 1 в точку 2.

Задать засечкой размер правой стороны. Одна сторна- чуть длиннее, вторая-чуть короче.

Из угла 2, направим линию в точку схода 1. Из 3 наметим линию в т. с. 2. Нажимом карандаша покажим глубину линий. Проводим диагонали и с помощью их находим середину. Проведём параллельную боковому краю листа, вертикальную линию к центру- это будет высота.

Построив основание и наметив вершину, намечаем рёбра. Нажимом карандаша покажем ближние рёбра. Внизу надо подписать, что это- пирамида .

Рисование пирамиды с натуры .

На глаз определяем размер рисунка по высоте, определяем ширину. Немного сместим изображение влево, т. к. справа- падающая тень.

Высота в 1,5 раза больше ширины. Показать, куда сместился ближний угол. Поставим карандаш горизонтально ближнему углу и определим направление линий к точке схода. Проведём противоположные линии не параллельно, а чуть сближая. Другая противоположная сторона должна так же сближаться. Проведём диагонали, чтобы найти центр.

Наметить предметную плоскость и фон. На рисунке нам хорошо видна полутень. Наметить падающую тень от ближнего угла и от дальнего. Берём резинку и убираем ненужные линии.

Свет падает сверху слева, мы начинаем штриховать по форме правую грань предмета, а тень необходимо затушевать.

План урока :

1. Приветствие- 5 мин.

2. Проверка домашнего задания- 1 мин.

3. Вводная часть- 5 мин.

4. Объяснение новой темы- 12 мин.

5. Выполнение практического задания-16 мин.

6. Завершение урока-2 мин .

Ход урока:

Учитель :-Здравствуйте Дети!

Дети : Приветствуют педагога.

Учитель : На прошлом уроке мы с Вами рисовали пирамиду и призму во фронтальной перспективе .

Кто скажет, сколько точек схода во фронтальной перспективе ?

Дети : Во фронтальной перспективе предусмотрена одна точка схода.

Учитель : Ответ правильный. Назовите мне, пожалуйста, следующие части гранного тела. (Берёт в руки макет.)

Дети : Называют грани, рёбра, основание; уточняют их форму.

Учитель : Сегодня мы будем рисовать эти же предметы- пирамиду и призму в угловой перспективе . Нарисуйте линию горизонта и наметьте на ней точки схода.

Дети : Реагируют на слова ведущего.

Учитель : Приступает к объяснению новой темы в соответствии с настоящим конспектом .

Дети : Слушают преподавателя.

Учитель : Даёт задание классу.

Дети : Выполняют задание.

Учитель : На этом урок окончен , давайте проведём выставку рисунков.

Дети : Сдают рисунки на выставку.

Учитель : Всем спасибо! На следующем уроке буду спрашивать пройденный материал.

Самоанализ урока "Угловая перспектива многогранников ".

1 Вход в класс уверенный, самочувствие уловлетворительно.

2 В начальный период общения работа с классом продуктивна, хотя наблюдались некоторые неточности в виду непредвиденных технических неполадок.

3 Характер коммуникативного настроения отличный, хорошая сущностно- культурологическая подготовка. Заметное присутствие любви и участия к детям.

4 Энергичное проявление коммуникативной инициативы, положительная эмоциональная настроенность на деятельность, умение настроить класс на эмоционально заряженное начало урока .

5 Умение эмоционально сохранить психологический настрой аудитории проявлялось неоднородно. Приходилось громко и чётко вести урок . Если ведущий понижает голос, начинает вести себя неуверенно, то дети часто могут выбиваться из рабочего ритма.

6 Проявлялось умение управлять творческим самочувствием. Положительное и приподнятое эмоциональное состояние, имели место шутки, прибаутки, басни.

7 В целом, общение органичное, однако в некоторый момент было натянутое по причине резвости и непоседливости обучающихся.

8 Эффективность управления общением выше средней. Учебные и воспитательные задачи решены успешно. Педагогическая гибкость.

Вывод : Занятие состоялось и прошло на достаточно высоком уровне. Точные геометрические построения и некоторая сложность в выполнении задания, в сочетании с разумной строгостью дают свои результаты- дисциплинируют класс.

Публикации по теме:

Цель: Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой. Задачи: Образовательные: Учить детей рисовать предмет, состоящий.

Доклад «Перспектива трехъязычия в Республики Казахстан» Исторически сложившись как многонациональное, полиэтническое и поликультурное государство, Казахстан совершенно естественно реагирует на.

Конспект открытого урока по математике 2 класс. УМК Перспектива. Тема «Час. Минута.» Дата проведения: 13.10. Предмет: математика. Тема: Час. Минута. Составила: Чугунова Е. О. Цель урока: познакомить детей с единицами измерения.

Конспект урока технологии «Пришивание пуговиц с двумя отверстиями» 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! В день февральский рада Вас увидеть я! Рада я приветствовать дорогих.

Конспект урока изобразительного искусства

Тема урока: «Линейная перспектива»6 «Б класс»

Конспект открытого урока изобразительного искусства

Учитель: Нестерова Анна Александровна

Дата проведения: 25.01.2016 г.

Класс: 6 «б»

Кабинет: 30

Количество учащихся на уроке: 26 (96,7% от общего количества)

Тема урока: «Линейная перспектива».

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Цели урока:

1) закрепить знания о законах линейной перспективы;

2) формировать информационную и технологическую компетентности через использование информационных технологий (интерактивной доски);

3) воспитывать в учащихся интерес к исследовательской работе, любовь к изобразительному искусству.

Оборудование:

- таблицы «Примеры наблюдательной перспективы», «Построение пейзажа по правилам линейной перспективы» на стенде «Сегодня на уроке»;

- репродукции с картин художников: Писсарро «Бульвар Монмартр», Поленов «Московский дворик», Н.А. Касаткин «Соперницы», И.Е. Репин «Бурлаки», «Не ждали», В.И. Суриков «Боярыня Морозова», И.А. Айвазовский «Десант в Субаше», И.Левитан «Владимирка», К.Петров-Водкин «Натюрморт с черёмухой» (на классной доске);

- для каждой группы учащихся текстовый и иллюстративный материал (приложение №1), табличка с названием группы(по виду деятельности: «городской пейзаж», «деревенский пейзаж», «морской пейзаж», «натюрморт», «тематическая картина», «интерьер» (приложение №2);

- у каждого ученика - простые карандаши, линейка, калька;

- компьютерные презентации: «Понятие о перспективе»;

- ТСО (компьютер, интерактивная доска, проектор, муз. Центр, CD );

- фонограмма песни «Перспектива» Муз. Корнева В.А., сл. Корневой Л.Г.

(приложение№3)

План урока.

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова (активизировать, заинтересовать учащихся, «вызвать» уже имеющиеся у

них знании).

3.Стадия осмысления (реализация замысла).

4 Стадия рефлексии.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих, организация рабочих мест учащихся, их рассадка. Дети рассаживаются группами за 6 спаренных столов.

2. Стадия вызова (активизировать, заинтересовать учащихся, «вызвать» уже имеющиеся у них знания по теме «Линейная перспектива»).

На предыдущих уроках мы с вами изучали и повторяли правила линейной и свето-воздушной перспективы. Сегодня вам предстоит, закрепив эти знания, выполнить интересную работу, связанную с исследовательской деятельностью.

? Вопросы на повторение .

Что такое перспектива? (Явление, при котором предметы, удаляясь от нас, зрительно уменьшаются и изменяются в цвете.)

Что такое линейная перспектива? (Явление, при котором предметы, удаляясь от нас, зрительно уменьшаются)

Что такое свето-воздушная перспектива? (Явление, при котором предметы, удаляясь, изменяются в цвете.)

Что необходимо иметь для построения изображения по правилам перспективы? (Необходимо иметь линию горизонта и точку схода.)

Что художники называют линией горизонта? (Линия, находящаяся на уровне глаз художника).

Сегодня мы, закрепив знания о построении изображений по правилам линейной перспективы, попробуем доказать исследовательским методом, что любое изображение любой художник строит по правилам перспективы. Перед работой для того, чтобы ещё лучше вспомнить знания о перспективе, мы используем компьютерную презентацию «Понятие о перспективе».

* Просмотр слайдов компьютерной презентации «Понятие о перспективе» (комментарии учителя.)

3. Стадия осмысления. Проводится инструктаж по выполнению задания.

На столах перед вами лежат текстовые и иллюстративные материалы, которые помогут вам справиться с заданием.

    Изучите и проанализируйте текст и предложенный иллюстративный материал.

    На карточках-заданиях с помощью карандаша и прозрачной кальки проведите графический анализ картин художников, определив линию горизонта и точку схода.

    В каждой группе работают помощники-консультанты.

    Физкультурная пауза. Выполнение комплекса упражнений для снятия усталости глаз и позвоночника.

Практическая работа учащихся:

Помогут вам справиться с задачей наглядные материалы доски. Я желаю вам удачи!

В процессе практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь. Работают ученики-консультанты. При выявлении часто повторяющейся ошибки, проводится фронтальная работа с классом, с группами.

4. Стадия рефлексии (систематизация полученных знаний). Обобщение и оценка выполненной работы.

Давайте вместе проверим, как же художники применяли знания о линейной перспективе при создании своих картин.

* Работа с интерактивной доской (приложение №4).

От каждой группы приглашается 1-2 ученика с наиболее удачными работами. Им предлагается выйти к доске и подтвердить свои исследования, показав линии горизонта, точки схода, изобразив их на доске с помощью маркеров поверх проекции соответствующего слайда. (С помощью слайдов удобно проводить и работу над ошибками.)

    на учебной доске вывешивается кластер (каждая группа, с помощью магнита, крепит на доске вокруг слова «ПЕРСПЕКТИВА» свою табличку):

Вывод: Мы убедились: что правила перспективы используются художниками при создании разножанровых картин. Именно оно помогает им создавать реалистичные полотна.

5. Подведение итогов и задание на дом.

Помощники-консультанты, проверяют оставшиеся работы учеников, выставляют оценки, докладывают о результатах.

? Вопросы к классу на закрепление темы:

Что такое перспектива? (Явление, при котором предметы, удаляясь от нас, зрительно уменьшаются)

Что называется линией горизонта? (Линия, находящаяся на уровне глаз художника).

Что называется точкой схода? (Точка, в которой предметы, удаляясь от нас, становятся невидимыми).

Какие картины художников вы сегодня исследовали? (Каждая группа перечисляет свои картины, называя художников, создавших их.)

К какому выводу вы сегодня пришли? Что вы доказали? (Мы убедились: чтобы разножанровые картины выглядели реалистично, художники создают их по правилам линейной перспективы.)

Инструктаж по домашнему заданию:

- Построить простым карандашом на альбомном листе 9 изображений параллелепипеда в различных пространственных положениях по правилам линейной перспективы; (Демонстрируется образец выполнения работы, объясняется принцип выполнения)

Принести на следующий урок краски, кисти, палитры, салфетки.

Проверка готовности к уроку.

- Удивление, как считал Аристотель, - начало творческого отношения к миру и к жизни в нём. Развивайте в себе такое непосредственное восприятие природы, мира. В нём залог будущей гармонии в человеке художественного и научного отражения мира, столь желанной в наш век.

Я удивляюсь небу, я удивляюсь снегу,

Я удивляюсь дождю, я удивляться люблю!

Да, мир прекрасен, и чтобы ярче и полнее представить его на листе нам с вами необходимо познакомиться с правилами изменения цвета при удалении и приближении. То есть сегодня мы знакомимся с законами воздушной перспективы.

-Давайте сначала убедимся, что анна действительно нужна и важна при изображении окружающего мира.

Показ 2-х рисунков: один с использованием воздушной перспективы, другой – без.

- А почему так происходит? Почему цвета меняются, изображения расплываются.

-Как вы думаете, из-за чего?

-А как художник добился передачи естественности и глубины?

-Наверное он пользовался законами воздушной перспективы. Давайте и мы сейчас узнаем секрет художника.

Законы выносятся на доску и каждый закон наглядно подтверждается по репродукциям. Первый закон доказывает учитель, а затем можно предложить эту работу учащимся.

1) ближние предметы имеют яркий, насыщенный цвет, который с удалением становится более тусклым и менее ярким.

2) Дальние предметы не имеют чётких границ, в отличие от ближних, контуры их размыты.

3) Дальние предметы как будто находятся в дымке, и изображать их следует серыми и фиолетовыми оттенками.

4) Темные цвета с удалением осветляются.

5) Светлые цвета с удалением темнеют.

Учитель раздаёт учащимся памятки с правилами.

- А сейчас на ваших партах лежат листы с пейзажами, которые нужно раскрасить акварелью. Но теперь вы будете не просто раскрашивать, а передавать глубину пространства и естественность цвета. Не забывайте, что окрашивание начинаем с верхней границы картинной плоскости. Приступаем.

Учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места

2) контроль правильности выполнения приёмов работы

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения

4) контроль объёма и качества выполненной работы .

Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта, помощника. При возможности нужно как более чаще повторять законы вслух. Удачно выполненные фрагменты можно показывать всему классу.

Работы выносятся на доску самими учениками и анализируются.

Критерии анализа:

1) Применение правил

2) Аккуратность

3) Красота, эстетичность, законченность

4) Цветовое решение

Нужно отметить каждую работу, найти особенность, неповторимость, подвести итог каждой работе. Нельзя позволять уч-ся высмеивать чей-то труд.

-Что нового узнали вы на уроке?

-Назовите особенности передачи глубины пространства?

-Как изменяется контрастность света и тени при удалении объёмного предмета от глаз рисующего?

- Как вы думаете, правила воздушной перспективы применяются только при рисовании пейзажей?

- А где ещё можно применить их?

- Хорошо. На этом наш урок закончен, спасибо за работу .

Правила линейной и воздушной перспективы

( урок изобразительного искусства в 6 классе)

Колосова Лариса Григорьевна, МАОУ СОШ №77, учитель изобразительного искусства 5-9 классы

Цель урока:

Задачи:

2.Развитие творческих способностей и воображение учащихся.

Тип урока :

Комбинированный

Используемые УМК и учебные пособия:

1. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями) /под руководством и ред. Б.М Неменского, /учебник для общеобразовательных учреждений. М. "Просвещение", 2009 г.

2.Л.А.Неменская; изобразительное искусство, "Искусство в жизни человека". М. "Просвещение", 2009

Используемая методическая литература:

1.Новое поколение образовательных стандартов как механизм реализации национальной инициативы "Наша новая школа". Гуманитарное образование: Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году / Под общ. ред. Л.Л. Беляевой. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010

2.Проектирование образовательного процесса в предметной области "Изобразительное искусство": Учебно-методическое пособие / В.А. Андреев, Н.В. Андреев; под ред. В.А. Андреева. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010.

3.А.А.Устинова. Теория методика преподавания предмета "Изобразительное искусство": Учебно-методический комплекс курсов повышения квалификации учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - Хабаровск: ХК ИППК ПК,2003.

Используемое оборудование :

Компьютер, проектор, экран, классная доска, краски гуашевые, кисти, карандаш, бумага.

Используемые ЦОР : учебный фильм "Перспектива", учебный фильм "Воздушная перспектива", ЦОР (из коллекции краевого образовательного ресурса school - collection . edu . ru ).

План урока:

1.Организационная часть – 3 мин.

2.Актуализация знаний – 5 мин

3. Объяснение нового материала – 10 мин.

4.Разминка (с исследованием и выбора точки зрения и изменения видимости в пространстве) – 2 мин.

5.Практическая работа – 20 мин.

6. Подведение итогов урока -5 мин.

Ход урока.

1.Организационная часть.

Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний.

Повторение изученного материала (понятие жанра пейзажа и понятия форм изображения пространства), выполнение теста (для повторения предыдущей темы).

3.Объяснение нового материала.

На доске тема: "Правила линейной и воздушной перспективы".

Сообщаю новую тему урока, цель и задачи урока.

Вопросы к классу:

Что вы знаете о линии горизонта?

Что такое "точка схода" и "точка зрения"?

Что такое "передний план" и "задний план"?

В ходе обсуждения выясняю основные правила линейной перспективы:

Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере;

Параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта (линии наших глаз).

Линия горизонта бывает высокой и низкой, и очень важно понимать, что это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения - вид с горы.

А при низкой точке зрения, когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Точка схода , ее положение тоже сильно влияет на характер образа. Смещение точки схода от центра вправо или влево придаст изображению ощущение движения.

Для закрепления понятий "линия горизонта", "точка схода", "передний план", "задний план" смотрим учебный фильм "Перспектива".

Физминутка.

Сейчас пришло время для отдыха. Возьмите в руки листочек бумаги, и, держа его перед собой, начинайте приседать, глядя на экран. Как меняется ваша точка зрения?

Для того чтобы правильно и выразительно изобразить пейзаж, необходимо знать законы воздушной перспективы.

Вопросы к классу:

Как изображаются ближние и дальние предметы?

Что вы можете сказать о темных и светлых предметах на большом расстоянии?

Учитель подводит итог:

В ходе обсуждений выясняем, что воздух, заполняя все пространство,

окутывает все предметы - то, что удалено, мы видим сквозь его толщу. Поэтому первое правило:

- по мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность и светлеет.

Второе правило об изменения цвета предметов по мере удаления:

- окутанная воздухом даль голубеет.

- теплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные – отступают .

Художники эпохи Возрождения первыми разработали деления пространства на планы:

- ближний план - теплый и контрастный;

- средний - самый разработанный, тона мягче;

-дальний - светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.

Подводим итог нашего диалога, и вывод о закономерности воздушной перспективы делают учащиеся:

- по мере удаления объектов от глаз наблюдателя их очертания становятся мягче, а переходы светотени – расплывчатыми;

Воздушный слой как бы скрывает объем и фактуру материала: объекты приобретают силуэтный характер.

Для закрепления этого материала, предлагаю детям посмотреть учебный фильм о воздушной перспективе.

После того, как мы выяснили все о перспективе, анализируем и выполняем практическую часть.

Практическое задание.

Выполняем изображение уходящей вдаль дороги с соблюдением правил перспективы.

Делаю акцент на выполнение практической части задания учащимися. На классной доске еще раз вместе с учащимися повторяю все правила линейной перспективы, определяем какую линию горизонта им надо выбрать, и только после этого учащиеся приступают к выполнению практической части задания.

Выполнение практической работы.

Этапы работы над изображением воздушной перспективы: Для предупреждения ошибок, демонстрирую разного уровня детские рисунки, выполненные ранее учащимися других классов. На экране показываю слайды поэтапного выполнения задания.

Слайды помогают детям лучше закрепить новую тему.

Подведение итогов урока.

При подведении итогов провожу обсуждение лучших работ учащихся, отмечаю наиболее интересные работы в составлении композиции или в цветовом решении. Предлагаю детям проанализировать еще раз поэтапность выполнения рисунка, сказать какие открытия были сделаны на уроке.

Задаю задания на дом. Благодарю всех за работу на уроке.

Слежу, чтобы все убрали свои рабочие места, навели порядок (вылили воду из баночек и протерли парты ветошью).

Самоанализ урока.

В классе 25 учеников, дети спокойные, уравновешенные за исключением одного ученика. В основном в этом классе дети среднего уровня. Этот урок является продолжением двух предыдущих уроков, рассчитан на детей среднего уровня.

Цель урока:

Научить учащихся выбирать и строить линию горизонта, точку схода; знакомство с приемами и средствами изображения воздушной перспективы. Задачи:

1.Развитие умений в изображении пространства.

2.Развитие творческих способностей и воображений у учащихся.

3.Закрепление знаний, полученных на уроке.

Урок достиг поставленной цели. Ознакомятся с приемами и средствами построения воздушной перспективы. воздушной перспективы. Для достижения цели урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация – организация урока в форме диалога "учитель – ученик", "ученик-учитель", ИКТ – технология и ТСО. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически связаны между собой. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения; словесные (беседа, объяснение), презентация, учебные фильмы, практическая деятельность. Усвоению материала урока способствовало по этапное выполнение задания. Проводилась индивидуальная работа с учащимися. Стараюсь не править рисунок, у кого он не получается. Помогаю рисовать верные элементы изображений рядом с ошибочными, на свободном поле альбомного листа. Стремлюсь, чтобы дети сами видели и исправляли свои ошибки, на уроке использую демократический стиль общения.