Упражнения на сплочение педагогического коллектива. Упражнение «Воздушные замки». Упражнение в парах «Елочка»

Актуальность

Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Груп­повой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располага­ющая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и сим­патии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы.

Цель программы: повышение сплоченности коллектива

Задачи:

  • Улучшение эмоционального состояния педагогов
  • Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами
  • Снятие эмоционального напряжения педагогов

Ход тренинга

Педагог – психолог: Добрый день! Рада приветствовать Вас на нашем тренинге! Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах немного больше, и самое главное стать немного ближе друг для друга.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Психолог: В начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, нам нужно разбиться на пары (педагоги образуют пары). Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера.

Игра «Волшебная шляпа»

Психолог:
Что может сделать встречу приятной? (высказывания педагогов). Любую встречу сделает приятной, услышанный комплимент. Мы будем передавать шляпу по кругу пока звучит музыка, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Упражнение «Узнай рисунок»

Педагог – психолог:

Каждый из нас получил комплимент. Комплимент улучшает настроение, позволяет по — другому посмотреть на себя. Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет, каким вы себя видите в коллективе или хотите видеть. Рисунки подписывать не надо».

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске или к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его об­суждение с группой по следующим вопросам:

  • Каков этот человек?
  • Кто это может быть?

Упражнение «Цветок»

На каждом цветке написано высказывание, которое нужно закончить:
Я горжусь…
Больше всего я хочу…
Человек, которым я восхищаюсь – это …
Больше всего я люблю…
Я мечтаю…
Три места, где я жил..
Три вещи, которые мне нравятся…
Три вещи, которые мне не нравятся…
Мое хобби…
Вы еще не знаете обо мне, что я..

Упражнение «Я такой же, как ты»

Педагог – психолог: Предыдущее упражнения, привело меня к мысли, что мы все разные, но в чем – то мы похожи. У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

Упражнение «Узнай через прикосновение»

Психолог: Как Вы считаете, мы узнали друг о друге достаточно, чтобы узнать друг друга без слов? (высказывания педагогов)
Я предлагаю одному из Вас сейчас войти в центр круга, сесть на стул, положить руки на колени ладонями вверх и закрыть глаза. Мы все в произвольном порядке, будем подходит к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз мы будем хлопать в ладоши, если подошедший назван правильно, и «нет в случае ошибки».

Упражнение «Сердце коллектива»

Педагог – психолог: У каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю создать сердце нашего коллектива. Для этого напишите имя на листе бумаги и сложите его. Это необходимо для того, чтобы каждый из Вас мог вытянуть жребий с чьим – нибудь именем. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя Вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что Вы придумали. А сейчас, посмотрите, какое большое сердце я принесла. Оно станет сердцем нашего коллектива, после того, как мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце (педагоги под музыку приклеивают маленькие сердечки)

Упражнение «Чему я научилась»

Педагог – психолог: Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Мне очень хотелось бы получить обратную связь. Давайте зажжем свечу и будем передавать ее по кругу. У кого свеча окажется в руках тот говорит, что ему понравилось, чему он удивился, что он узнал, что было для него самым важным.

Список использованной литературы:

  1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение — Москва: Сфера, 2005. – 60 с.
  2. Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.
  3. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Речь, 2007. - 224 с.
  4. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 144 с.
  5. Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – Дубна: Феникс+, 2000.
  6. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч.-ред. В.А. Чикер. - (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2008. – 368 с.

Психологический тренинг для педагогов

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

Формирование благоприятного психологического климата

Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

Развитие умения работать в команде

Сплочение группы

Осознание каждым участником своей роли, функции в группе

Повысить коммуникативные навыки педагогов

Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы:

Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, солнышки, звездочки

Спокойная музыка для релаксации

Ход тренинга:

1.Правила тренинга:
Единая форма обращения друг к другу (по имени).

Общение по принципу “здесь и теперь”.

Конфиденциальность всего происходящего.

Искренность в общении.

Уважение к говорящему.

2.Содержание тренинга:

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в зал.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

3. Веник . Древняя притча

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался - ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

- Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько нам удастся действовать вместе.

Упражнение 4. «Приветствие»

Педагогам предлагается встать в круг, представится и охарактеризовать себя, назвать несколько своих качеств.

Упражнение 5. Тест: «Качества вашего темперамента»

Упражнение 6. «Комплимент»

Это упражнение из теории “поглаживаний” Эрика Берна. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами «поглаживания». Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость.

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

По кругу мы будем говорить комплименты соседу справа, а теперь соседу слева. Молодцы.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение 7. Я приглашаю вас в круг.

Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты - по цвету глаз, по дате рождения и др.).

(звучит музыка)

Молодцы, а теперь встаньте паровозиком и представьте, что начался дождь. Вы будете поглаживать друг друга по спине, изображая капли дождя. А теперь дождь усиливается, пошел ливень, теперь капли града. Дождь заканчивается, выходит солнышко.

Упражнение 8. Дыхательная гимнастика

В нашей работе очень часто бывают такие моменты, когда мы чувствуем упадок сил, нервное напряжение. Это упражнение можно проделывать самостоятельно и оно очень эффективно.

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Упражнение 9. (звучит музыка) на расслабление

Примите максимально удобную позу. Закройте глаза.

Представьте себя парящим над землей. В полете вы устремляетесь ввысь. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз... Вы видите звезды, языки туманностей бледно-синеватых оттенков... Найдите где-то недалеко от вас планету ярко-голубого цвета. Это Земля. Заметьте, как солнце блестит и дробится на множество сверкающих точек, отражаясь от поверхности океанов. Почувствуйте радость и любовь, как человек, который вернулся в любимый дом после долгого отсутствия. Начинайте снижаться, направляясь к поверхности... Вам приятно парить над Землей, и вы с удовольствием разглядываете темно-синий океан, блестящий белыми брызгами, и темно-зеленые поля лесов, и белое покрывало облаков, и уходящий вдаль горизонт, и звезды, окружающие этот великолепный шар... Смотрите, наслаждайтесь... Это то место, где вас любят и ценят. Счастья и Радости Вам!

Откройте глаза. Поднимите руки вверх - сделайте вдох, опустите руки - сделайте выдох. Спасибо.

Упражнение 10. «Чему я научилась»

Цель: рефлексия

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что…..

Мне понравилось,………

Я была разочарована тем, что….

11. Притча. Мир такой, каким ты его видишь

К оазису подошел юноша, попил воды и спросил у старика, который отдыхал у родника:

- Какие люди тут живут?

Старик и себе спросил у молодого человека:

- Толпа эгоистов с недобрыми помыслами, ответил юноша.

- Таких же найдешь и тут, - промолвил мудрец.

В этот же день другой юноша подошел к источнику утолить жажду после сложного пути. Увидев старца, он, поприветствовав его, спросил:

- Какие люди проживают в этом месте?

Старик в ответ поставил тот же вопрос:

- А какие люди живут там, откуда ты пришел?

- Прекрасные! Честные, гостеприимные, дружелюбные. Мне больно было расставаться с ними.

- Таких же найдешь и тут, - заверил мудрец.

Человек, который слышал оба разговора, поинтересовался:

- Как мог ты дать два такие одинаковые ответа на разные комментарии?

На это старик ответил:

- Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце. Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет найти ничего другого ни тут, ни в любом другом месте.

Комментарий психолога.

Все, что окружает нас, - это отображение наших мыслей. Мы смотрим на реальность через фильтр, которым сами и являемся. Мы сами выбираем, в каком свете видеть все, что происходит вокруг нас, - в позитивном или негативном.

Несмотря на то, что у каждого из нас разный характер, темперамент, облик, я хочу пожелать нам уважения друг к другу, мыслить в одном направлении, успехов, веры в себя и спокойствия!

Коллеги, желаю вам только удачи,

Чтоб были под силу любые задачи,

Чтоб деньги в достатке все время водились

И честно вы в школе чтобы трудились!

Оплаты – достойной, судьбы на отлично,

Здоровья – без меры, а жизни – приличной!

Еще вам желаю, конечно, карьеры,

Чтоб вверх по ступеням вы шли непременно!!!



Задание: дописать неоконченные предложения

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научился(лась)___________________________________________________

Я узнал(а), что_____________________________________________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

Мне понравилось___________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научился(лась)___________________________________________________

Я узнал(а), что_____________________________________________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

Мне понравилось___________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научился(лась)___________________________________________________

Я узнал(а), что_____________________________________________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

Мне понравилось___________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научился(лась)___________________________________________________

Я узнал(а), что_____________________________________________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

Мне понравилось___________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научился(лась)___________________________________________________

Я узнал(а), что_____________________________________________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

Мне понравилось___________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

«Обычно легче изменить индивидуумов,
собранных в группу,
чем изменить каждого
из них в отдельности»
Курт Левин
В любом коллективе
(учебном, производственном) возникает
вопрос, связанный с групповой сплоченностью.
Вопрос этот важен потому, что от уровня
развития коллектива, степени
его сплоченности зависит эффективность
работы учреждения, а также психологический
комфорт каждого ее члена.

Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение
эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
Повысить сплоченность коллектива;
Повысить взаимопонимание между педагогами;
Повысить самооценку педагогов;
Формирование благоприятного психологического
климата в коллективе;
Осознание каждым педагогом своей роли, функций в группе;
Развитие умения работать в команде;
Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

«Сплочение –
это возможность для
коллектива стать единым целым
для достижений конкретных
целей и задач. Все Мы нуждаемся
в поддержке, и получить ее мы
можем только в своей группе!
Ведь только сплоченный
коллектив добивается многих
вершин и побед!»

Заповеди сплоченного коллектива
Проявляйте искренний интерес к другим людям. Пусть люди с которыми вы общаетесь, почувствуют что они вам
интересны.
Помните, что в любом языке для человека нет звука значительней и приятней, чем звук собственного имени.
Будьте хорошим слушателем.
Поощряйте других на разговор о них самих.
Говорите о вещах интересующих вашего собеседника.
Почаще улыбайтесь.
Найдите источник любви и подключитесь к нему. Заряжайтесь от него, как аккумулятор от розетки.
Полюбите себя. Как вы думаете о себе, и относитесь к себе, так и люди будут думать о вас и относиться к вам.
Научитесь представлять себя в «шкуре» другого и смотреть на мир его глазами.
Научитесь доверять людям.
Не ожидайте от людей сразу многого. Будьте терпеливы. Не бросайте сеять дружелюбие.
Делайте приятное людям. Дарите подарки, говорите комплименты. Не критикуйте, не превозноситесь, не осуждайте.
Честно и искренно оценивайте достоинства людей.
Вызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки.
Старайтесь услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива.
Уважайте мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает!
Являясь неотъемлемой частью коллектива, оставайтесь яркой, неординарной, творческой личностью.
Если коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять с себя.
Начинайте каждый свой день с вопроса: «Что я могу сегодня сделать на пользу группе?» Ответив на вопрос, начинай
действовать.
Талантливы все и вы тоже! Проявляйте свои способности. Участвуйте постановке праздников.
Ответственно относись к выполнению поручений на пользу коллектива, но не становись его тягловой силой.
Будьте активными в выполнении общего дела и сделайте его приятным и важным для всех.
Запомните, что радость жизни зависит от её разнообразия. Учитесь радоваться работе, отдыху, успеху и трудностям.
УСПЕХОВ ВАМ!

УПРАЖНЕНИЯ НА СПЛОЧЕНИЕ
Упражнения на сплочение позволяют участникам тренинга
почувствовать себя единой слаженной командой. Тренинги
командообразования традиционно включают в себя большое количество
упражнений на сплочение, они поднимают тонус группы, повышают её
включенность и нацеленность на результат, что в свою очередь
увеличивает результативность тренинга. Упражнения на сплочение
в короткие сроки превращают разрозненную группу в единый,
слаженный и четко работающий механизм. За это их и ценят.
Для Вас подобраны качественные упражнения на сплочение,
которые
пользуются заслуженной популярностью у тренеровпрактиков. Эти упражнения помогут Вам поучаствовать в эффективном
и интересном тренинге.

Уважаемые коллеги!
Выберите для себя тренинговое имя,
напишите его.

1.Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения
Станьте в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно
перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен,
не открывать глаза.
Вопросы:
Все ли уверены, что они стоят в квадрате?
Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат
действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все
согласятся, что стоят именно в квадрате, предложить открыть глаза,
порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.
Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу
выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое
обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения
работы.
Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать
качественнее и быстрее?

2. Упражнение «Коллаж»
Время проведения: 40-45 мин.
Цель: сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы.
Материалы: ватман, клей, цветные картинки животных.
Ход упражнения
Педагогический коллектив делится на 2 группы, педагоги садятся за
столы, и им предлагаются ватманы, клей, нарисовать цветные картинки
животных (можно использовать) трафарет. Из предложенных картинок
каждый участник группы выбирает соответствующие ему животное, как
он видит и чувствует себя в данном коллективе. Выбрав какого
животного нарисует, каждый располагает и приклеивает их на ватмане
так, как чувствует свое расположение в коллективе. После выполненной
работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном
с помощью карандашей.
Вопросы для обсуждения:
Почему вы выбрали именно этого животного?
Чувствуете ли вы себя в коллективе, как это животное?
Были ли сложности при выполнении упражнения?

3. Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Время: 15 минут.
Ресурсы: карточки с изображением предметов мебели, быта и т.д.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды.
Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать
полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в
этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом
мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте,
что Вы должны быть полноценным и функциональным домом!
Постройте свой дом!». Психологический смысл упражнения:
Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в
этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что
способствует сплочению.
Обсуждение:
Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить
свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю,
Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем,
каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может
быть полноценным!

4. Упражнение «Групповой рисунок по кругу»
Всем участникам выдается один лист-ватман и карандаши (фломастеры,
маркеры).
Задача - задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее
элемент, после чего листок передается соседу справа. Таким образом,
каждый участник получает листок с одним элементом.
Задача - дорисовать один элемент и передать соседу справа. Рисунки
передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность
получившихся картин и привлекательность. Упражнение позволяет
развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в
целостном действии развивает сплоченность коллектива.
Подпишите лист,чтобы узнать чей он.

5.Упражнение «Идеальный мир»
Материалы: 2 листа ватмана; маркеры разных цветов.
Место проведения и исходное положение участников: педагоги
делятся на 2 команды, равные по количеству человек. Команды
располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не
мешать друг другу.
Задание:
первой команде нарисовать картину «Идеальный коллектив»;
второй команде нарисовать картину «Идеальный коллега», и
представить картины всему коллективу.
Время: на выполнение задания у группы есть 10 минут.
Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды,
аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут

6.Упражнение «Ассоциации»
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику
тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Размер группы: 8–15человек
Время: 10–15 минут
Инструкция: Коллеги, наш тренинг называется командообразование. Предлагаю
каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое
мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом
убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть
взгляды наших коллег на многие вопросы.
1. Возьмите ручки и бумагу.
2. Ваша задача - услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные
с ним, которые пришли вам в голову:
Если команда - это постройка, то она…
Если команда - это цвет, то она…
Если команда - это музыка, то она…
Если команда - это геометрическая фигура, то она…
Если команда - это название фильма, то она…
Если команда - это настроение, то она…
3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
Итоги упражнения:
Что вам понравилось в этом упражнении?
Какие ответы были для вас самыми интересными?
Какие ответы удивили вас?
О чем нам говорит это упражнение?

7.Упражнение «Почта России»
Каждый участник тренинга напишет телеграмму,
поздравление, пожелание на бланке, указав вместо
ФИО описание внешности и характера другого
участника, а на обратной стороне бланка нарисует
его портрет. Все бланки складываются в почтовый
ящик, затем надо угадать кому адресовано
послание. Определить, кто из группы соберет их
больше.

8.Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Описание упражнения:
Психолог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе,
чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней –
более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я,
например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из
участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
«Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить
тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного
психологического климата в коллективе:
Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям,
коллегам, воспитанникам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии,
которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том
числе на близких.
Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь
понять поведение другого человека.
Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня;
боритесь с эмоциональным выгоранием.
Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет
кому порадоваться.
Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные
цели.
Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в
неформальной обстановке – это способствует сплочению.
Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических
нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Обсуждение:
«Наш тренинг подошел к завершению.
Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали?
Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все
были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы –
единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная
часть этого целого!
Вместе Вы – сила!
Спасибо всем за участие!»
Сотрудники ДОУ это сплоченный коллектив,
живущий под одним девизом:
"Наша работа - любовь с
заботой!"

Е.А. Смирнова, педагог-психолог МБДОУ № 12 «Брусничка»

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  • формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
  • получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
  • осознание себя командой.

Состав участников: 10 - 15 человек.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Структура тренинга:

  1. Орг. момент – 4 минуты
  2. Вступление – 5 минут
  3. Цель задачи – 3 минут
  4. Разминка – 5 минут
  5. Основная часть – 50 минут
  6. Рефлексия – 10 минут
  7. Орг. конец – 2 минуты

Ход тренинга:

  1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» – 5 минут
  2. Игра «Атомы и молекулы» – 4 минут
  3. Упражнение «Постройтесь по росту!» – 5 минут
  4. Упражнение «Путанка» – 10 минут
  5. Упражнение "Друг к дружке" 10 мин.
  6. Упражнение «Поезд» – 10 минут
  7. Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут
  8. Упражнение «А я еду...» – 8 минут
  9. Упражнение "Волшебный стул" - 15 минут

Структура: педагоги рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Приветствие «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.

Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.

– Меня зовут Елена, и сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Притча о бегунах

Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед - не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты.

Десять минут кряду весь стадион рукоплескал им стоя.

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: Давайте представим, что каждый человек – это маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы должны объединиться в молекулы, число атомов в которых я также назову. – Готовы. Начинаем. Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Обсуждение:

  • Удалось ли группе это сделать?
  • Что помогало? Поддерживало?
  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Упражнение «Путанка»

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Друг к дружке»

Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.

Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Обсуждение:

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», с чем это связано?
Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?
Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

  • Что с вами происходило?
  • Если не получилось, то почему?
  • Какую стратегию вы выбрали?

Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Игра «Волшебный стул»

Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный стул»

С помощью куска ткани и ленты можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. В определенном месте группы, в центре ставится «Волшебный стул». Приглашаются участники. Участники двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:

Кто сегодня всех красивей,
Кто сегодня всех счастливей,
Поскорей появись-
на Волшебный стул садись.

Участник, который оказался перед сиденьем стула, садится на него. Все по очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент, участник выражает знак благодарности, сообщает о своих чувствах.

Рефлексия:

Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге?
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о группе?
Как будете использовать эти знания?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Желаю вам успехов, творческих, профессиональных достижений. До свидания.

Составлено педагогом-психологом

первой квалификационной категории

ГОЛОВАНОВОЙ Е. В.

2012 г.

Введение

Потребность в индивидуальности педагога особенно остро стоит в современном обществе, т. к от того насколько педагог может проявить себя, реализоваться в профессии зависит его психологическое самочувствие и результативность труда. Поэтому в общеобразовательных учреждениях необходимо создавать благоприятные психологические условия, в которых он мог бы реализовать свою личность. А благоприятный психологический климат зависит прежде всего от уровня сплоченности педагогического коллектива .

Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.

Общая цель : достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.

Задачи:

    консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы; раскрытие творческого потенциала педагога; активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности; повышение уровня самооценки педагога; развитие эмоционального восприятия; развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии; развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе; помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысить уверенность в себе.

Материалы:

Ватман, цветные карандаши, бумага формата А4,старые газеты, мяч, игрушка солнышко, магнитофон, записи звуков природы (горы).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Знакомство

Игра-фантазия «Магия нашего имени»(10 минут)

Цель : Знакомство участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя.

Материала: игрушка солнышко

Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают:

    От кого я получил свое имя? Есть ли мои тезки среди известных людей? Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя? Как имя влияет на мое поведение в жизни? Нравится ли мне мое имя?(если нет, то какое бы имя я хотел иметь?) Знаю ли я, что означает мое имя?

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Упражнение «Перекинь мяч»(5 минут)

Цели : вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы : мяч.

Время : 2-5 минут

Процедура : Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения . Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался? Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее? Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Игра «Молекулы»(5 минут)

Цель : снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.

2.Этап Творческие задания.(30 минут)

Все участники делятся на четыре группы, каждая из которых получает задание

Разминка(для всех)

« Загадки на сообразительность»

Если разобьешь меня, моя работа не остановится. Если сможешь меня коснутся, моя работа закончится. Если потеряешь меня, вскоре найдешь с кольцом. (сердце)

Лежит в тоннеле железное чудовище. Оно может атаковать лишь подавшись назад. О чем идет речь? (пуля)

Упражнение «Придумать рифму слову»(по кругу)

Галка-палка-скакалка-мочалка

Дом-ром-облом-космодром

Упражнение «Применение предметов».Делимся на группы.

Цель : развитие творческого интеллекта.

Материалы : скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т. д.

Время : 10–15 минут

Процедура : За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам? Как можно применять ваш предмет? О чем заставило задуматься это упражнение?

Игра «Самолетик»(5 минут)

4 пары : от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод : Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

Упражнение «Островки» (5-10 минут)

Цель : всем участникам разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети).

Материалы : газеты.

Время : 5-10 минут

Процедура : Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения : Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

Упражнение «Несуществующее животное»

Время проведения : 10-15 мин.

Цель : сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы.

Материалы : ватман, цветные карандаши

Ход упражнения

Группа садиться за стол, предлагается ватман, цветные карандаши. Группа должна договориться какое животное они нарисуют и составить о нем рассказ: как называется это животное, какое оно (5 характеристик), что оно умеет и какую пользу принесет людям.

Вопросы для обсуждения:

Почему вы выбрали это животное? Как оно называется, что оно умеет делать? Были ли сложности при выполнении упражнения?

Релаксация. «Игра с песком» ( на напряжение и расслабление мышц рук)(вариант1)

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками).повторить игру с песком 2-3 раза

Медитация «Горная вершина »(5 минут) (вариант 2)

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза .

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

III. Этап – Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель : обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время : 7–15 минут

Материалы : бумага, ручки.

Процедура : Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п).

Обсуждение в группе разобрать все варианты.

Пример:

Регулярно выполнять физические упражнения; Овладеть техникой медитации и релаксации. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли. Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Литература:

Грецов упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., – 448 с. Йири Шерер. Техники креативности:как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,– 136 с.: илл. – (Инновационные стратегии управления). 4. «Игры с которые играют».Психологический практикум. Дубна. Феникс.1996 Практические семинары и тренинги для педагогов.Выпуск 1 Волгоград 2008 г

Занятие 2. «Сплочение педагогического коллектива и развитие творческого потенциала педагогов»

Педагогические коллективы сегодня раздирают противоречия. В педагогическом коллективе конфликты довольно частое явление. В них бывают порой задействованы все члены школьного социума: педагоги, родители, учащиеся. Нередко при этом легко разрушаются с таким трудом налаженные связи.

В настоящее время, когда именно коллективные условия определяют успехи науки, техники, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Однако в педагогическом коллективе каждый его член может и должен влиять на благоприятность социально-психологического климата. И коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.

Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия конфликтов, нужно научиться обходить их. А это возможно лишь при высоком уровне развития коллектива и благоприятного социально-психологического климата.

Общая цель : достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.

Задачи:

    консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы; раскрытие творческого потенциала педагога активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности; определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению; конструктивное решение конфликтных ситуаций; повышение уровня самооценки педагога; развитие эмоционального восприятия; развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе. помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысит уверенность в себе.

1.этап. Разогрев

Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель : сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения : участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т. д.

Инструкция : «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения:

    Что вы сейчас чувствуете? Что вам больше всего понравилось? Трудно ли вам было выполнять упражнение?

2.этап Творческие задания

Упражнение в парах «Елочка»

Обнявших руками за пояс участники должны нарисовать елку. Другая пара так же обнявших должна эту елку вырезать, третья пара обнявшись за пояс должны эту елку раскрасить карандашами. Выигрывает та команда, что быстрее справилась с заданием.

Упражнение «Воздушные замки»

Необходимые материалы : пачка бумаги формата А4.

Время : 25 минут.

Описание : Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».

Обсуждение:

Возникали ли помехи в работе команды? В чем они заключались? Что помогало команде работать слаженно, совместно выполнять данное упражнение?

Упражнение «Коллажирование на свободную тему» (30–40 мин)

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

На основе данной техники нами были разработана методика «Коллажирование на свободную тему», целью которой является знакомство студентов-психологов со стратегиями социального взаимодействия и повышение их коммуникативной компетентности. В ходе работы они получают возможность осознать особенности своего индивидуального стиля взаимодействия с окружающими людьми, что является значимым для эффективного осуществления ими будущей профессиональной деятельности . Особенностью данной методики является то, что создание коллажей происходит в групповой форме, что позволяет включить участников в совместную деятельность и проследить особенности их социального взаимодействия.

Цель упражнения : развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться.

Материалы : ватман, простые карандаши, глянцевые журналы, клей, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Ход упражнения

Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, глянцевые журналы и клей. Группа определяется с тематикой коллажа (природа, животные и т. д.), вместе договариваются кто рисует выбранный рисунок(желательно, чтоб вместе, рисунок должен быть объемным). Участники должны распределить цвета и то место на ватмане, которое они будут заполнять.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли было определиться с темой? Были ли трудности при выборе рисунка? Возникали ли разногласия в ходе работы?

3.Этап Развитие эмоционального восприятия

Упражнение «Передача»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : участники образуют тесный круг. Затем ведущий предлагает всем положить руки на плечи друг другу и закрыть глаза. Нужно мысленно передать друг другу все возможные положительные эмоции, чувства, пожелания.

Обсуждение : обмен мнениями.

Упражнение «Щепки на реке»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 10 минут.

Описание : участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Участники игры «берега» помогают руками, ласковыми прикосновениями движению Щепки. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь...

Релаксация. Мудрец из храма

Психотерапевты часто используют в медитативных техниках архетипические образы древнего старца-мудреца, храма, пламени свечи и тому подобные (см. например, Дж. Рейнуотер, (1992), поскольку они позволяют человеку получить доступ к ресурсам собственного подсознания. В описываемой ниже психотехнике применяются все перечисленные архетипы.

Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.

Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.

Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата запомните ее...

Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами... Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату...

Заключение Упражнение «Обмен»

Необходимые материалы : не требуется.

Время : 5 минут.

Описание : ведущий предлагает участникам тренинга поприветствовать друг друга пожатием рук. Однако это будет не простое рукопожатие. Каждый из участников группы должен подойти по очереди ко всем остальным, скрестить свои руки, взять в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия сказать ему что-то очень приятное (комплимент, пожелания и т. п.).

Обсуждение : не требуется.

Рефлексия занятия:

Что понравилось на этом занятии? Что вызывало трудности? Чему способствовало проведенное занятие?

Литература:

Грецов упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., – 448 с. Йири Шерер. Техники креативности:как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,– 136 с.: илл. – (Инновационные стратегии управления). 4. «Игры с которые играют».Психологический практикум. Дубна. Феникс.1996 Практические семинары и тренинги для педагогов.Выпуск 1 Волгоград 2008 г