Понятие психологической совместимости. Определение понятия «совместимости»: основные критерии и индикаторы

Так случается, что с одними людьми мы чувствуем себя комфортно и уверенно, а с другими постоянно находимся на грани конфликта. С первыми быстро сближаемся, со вторыми никак не можем найти В чем причина?

Мы такие разные...

На способность понять партнера (по общению, совместной работе) и взаимодействовать с ним влияют многие факторы: образование, возраст, круг знакомых и даже культурный уровень. Если что-то из вышеперечисленного у людей кардинально отличается, между ними часто возникают разногласия и недопонимание, вплоть до полного неприятия. В таком случае говорят о психологической несовместимости.

Что такое психологическая совместимость? Можно ли ее определить заранее, не доводя дело до конфликтов? Что означает термин "психологическая совместимость"?

Уровни психологической совместимости

Психологическая совместимость - понятие довольно многогранное и многоуровневое.
Большое значение имеет психофизиологическая совместимость темпераментов.
Социально-психологическая совместимость зависит от социального статуса партнеров, их профессий, уровня образования. Впрочем, образование обычно существенного влияния на совместимость людей не оказывает, а вот уровень общей культуры для взаимопонимания очень важен, как и уровень общего развития личности. Психологически совместимы люди, представления которых об организации их совместной деятельности для решения общих задач достаточно согласованы. То есть, психологическая совместимость людей во многом зависит и от их функционально-ролевых ожиданий.

А высшим уровнем совместимости можно назвать такое ценностно-ориентационное единство, когда партнеры не просто соглашаются с мнением друг друга, а разделяют совместно принятое решение и возлагают ответственность за него не только на другого, но и на себя.

Психологическая совместимость в коллективе

Большую часть времени мы проводим на работе. Поэтому вполне понятно желание каждого человека чувствовать себя среди коллег легко и уверенно. Часто люди между высокой зарплатой среди ненавистных коллег и более низкой в дружеском коллективе выбирают последний вариант. Спокойствие и положительные эмоциональные контакты оказываются для многих важнее денег и карьеры. Ведь напряженные отношения на рабочем месте могут здорово отравить нашу жизнь. И таких «отравленных» непониманием на работе людей довольно много. Чтобы этого избежать, при комплектовании каждого коллектива руководитель должен учитывать не только профессиональные качества претендента, но и предусмотреть результаты совместной деятельности с остальными членами коллектива. Иными словами - учесть психологическую совместимость сотрудников. Но что означает термин "психологическая совместимость членов коллектива"?

Это проявление определенных психологических свойств отдельных его членов, от которого во многом зависит успех выполнения групповой деятельности. Проще говоря, термин "психологическая совместимость членов коллектива" определяется как возможность или невозможность входящих в него людей продуктивно работать вместе, чувствуя себя при этом комфортно и защищенно.

Когда совместимость особенно важна

Теперь, когда стало понятно, что означает термин "психологическая совместимость коллектива", можно утверждать, что возможность плодотворного сотрудничества коллег определяется несколькими решающими факторами. Психологи уверены, что личностная совместимость становится тем важнее для психологического комфорта в коллективе, чем дольше люди работают вместе.

Важность совместимости зависит и от численности коллектива. В группах с большим количеством сотрудников факторы психологической совместимости имеют меньшее значение.

А вот в небольших - от 3 до 7 человек - коллективах большое значение для создания нормального психологического микроклимата имеет максимальное сходство природных свойств коллег, сочетаемость их характеров, типов нервной системы, уровней физической выносливости, работоспособности, эмоциональной устойчивости.

В немногочисленных группах психологическая совместимость членов команды часто даже важнее, чем их профессиональные навыки. Последним можно научить, а вот возможно ли побороть психологическую несовместимость?

Виды психологической несовместимости

Психологическая несовместимость членов одного коллектива проявляется в неспособности понять друг друга в критических ситуациях, несинхронности психических реакций, различии в мышлении, внимании, ценностных установках. Такие люди не вступают в дружеские связи, не уважают друг друга, а иногда даже испытывают по отношению к коллегам неприязнь. Психологическая несовместимость не только отравляет людям жизнь, но и отрицательно влияет на качество работы.

Такая несовместимость проявляется по-разному:

  • Психофизиологическая несовместимость проявляется как нетерпимость к привычкам другого человека, а иногда даже к его запаху.
  • Социально-психологическая несовместимость проявляется чаще всего, если "роли" в коллективе распределены неправильно, несправедливо.
  • Социально-идеологическая несовместимость - это несовместимость мировоззрений и убеждений. Она может привести к гражданскому противостоянию.

Можно ли бороться с психологической несовместимостью?

Часто бывает, что партнеры в критических ситуациях совершенно не понимают друг друга, «не слышат» своего визави, не могут принять общего решения в сложившейся ситуации. После таких психологических трений все просто валится из рук, снижается работоспособность, и качество жизни резко падает. В таком случае задача руководителя - постараться сблизить коллектив, создать в нем дружескую атмосферу доверия.

Но как это сделать? И возможно ли в принципе создать комфортную рабочую атмосферу в коллективе, объединяющем людей совершенно разных психологических типов, часто несовместимых друг с другом?

Три способа устранения разногласий в коллективе

Если психологическая совместимость членов коллектива оставляет желать лучшего, можно воспользоваться одним из нижеперечисленных способов:

  1. Постараться не допустить конфликта. Для этого избегать провоцирующих возникновение разногласий и споров ситуаций.
  2. Вовремя напоминать наиболее конфликтным коллегам о профессиональной солидарности, о том, что все мы - одна команда. Таким образом возможно сгладить зарождающийся конфликт и не допустить, чтобы члены коллектива начали проявлять агрессию.
  3. Действенный способ - найти компромисс, приняв точку зрения оппонента не полностью, а до такой степени, которая позволит приостановить конфликт.

Но все это лишь внешние способы, которые не устраняют корень проблем - психологическую несовместимость работников. Поэтому лучшее решение - с каждым новым членом коллектива проводить психологический тест на совместимость с уже имеющимися работниками. А еще лучше заранее, еще на учесть социальные и психологические критерии совместимости его членов.

Учесть психологические типы людей

Успешное решение задачи формирования психологически совместимого коллектива во многом зависит от того, знает ли руководитель, формирующий команду, психологические типы людей. Известны два психологических типа: интроверты и экстраверты.

Интроверты более сдержанны, нерешительны, чаще склонны к созерцательности, нежели к активной деятельности, они социально пассивны. Интроверт - человек осторожный, скрытый, педантичный, он предпочитает обычно работу монотонную.
Экстраверты, наоборот, люди открытой натуры, отзывчивые, услужливые, легко приспосабливаются к новым условиям. Экстраверт общителен, обаятелен, прямолинеен в суждениях. В отличие от интроверта достаточно инициативный. Такие люди ориентированы на внешнюю оценку своей деятельности. Экстраверты хорошо справляются с работой, которая требует быстрого принятия решений.

В чистом виде интроверты и экстраверты встречаются редко. В каждом человеке присутствуют черты обоих психологических типов. Но их нужно уметь определять и учитывать при формировании коллектива.

Психологическая совместимость супругов

Совместимость в семье также является важнейшим условием стабильности пары. Понимание супружеской совместимости близко к удовлетворенности мужа и жены браком. Совместимость любящих людей, создавших семью, проявляется в согласованности установок, сходстве духовных укладов, в соответствии характеров. Важной составляющей супружеской совместимости можно назвать согласованность представлений обоих о функциях семьи.

Говоря о психологической совместимости супругов, нельзя не учитывать бытовую совместимость, национальности супругов, их вероисповедание. Немаловажное значение для совместимости имеют также отношение супругов к родственникам, единство принципов воспитания детей, распределение бытовых обязанностей. И даже разное чувство юмора может стать причиной несовместимости любящих людей.

Как влияет на совместимость темперамент

Важны для совместимости людей в группах, будь то рабочий коллектив, или семья, сочетания типов темпераментов и характеров. Если характер человека формируется на основе опыта и может изменяться в течение жизни, то темперамент дан от рождения, изменить его невозможно. А вот учитывать для определения психологической совместимости нужно непременно.

Конечно, в чистом виде холериков, сангвиников, меланхоликов или флегматиков практически не встретишь, но один из типов темперамента в каждом человеке все-таки преобладает. Чем же они отличаются и что именно нужно учитывать?

Люди с одинаковыми темпераментами реагируют на происходящее вокруг примерно одинаково, подобны при этом как их ощущения, так и поведенческие реакции. Поэтому таким людям легко понять друга, предугадать ход мыслей и действий.

Но вот парадокс: чем отношения между людьми ближе, тем более совместимыми являются как раз противоположенные темпераменты, которые прекрасно дополняют друг друга.

Особенности людей с разными темпераментами

Холерики отличаются сильной нервной системой, они без проблем сменяют виды деятельности. Но нервная система людей этого типа несколько неуравновешенна, что часто является причиной их неуживчивости с другими людьми. У холериков может без видимых причин резко изменяться настроение. Они вспыльчивы, нетерпеливы, подвержены эмоциональным срывам.

У сангвиников также нервная система сильная, они отличаются отличной работоспособностью, легко переходят к другой деятельности, без проблем общаются со всеми людьми. Сангвиники практически всегда в хорошем настроении, они ищут новых впечатлений, быстро отзываются на происходящее вокруг них, сравнительно легко переживают неудачи.

У флегматиков тоже сильная нервная система, они достаточно работоспособны, но включаются в новую деятельность с трудом. Сложно флегматикам и приспосабливаться к новой обстановке. Настроение у флегматика обычно ровное, он всегда спокоен и уверен в себе. Людей этого темперамента также характеризует постоянство в отношениях.

Меланхолики - люди слабого типа нервной системы, у них низкий уровень психической активности, они быстро устают. Для меланхоликов характерна большая эмоциональная чувствительность, чуткое отношение к окружающим. Благодаря этим качествам с меланхоликами легко ужиться. Но сами они, переживая проблемы внутри себя, чаще всего находятся в плохом расположении духа, они мнительны и слезливы.

Залог совместимости - оптимальное сочетание ценностных ориентаций, генотипа и... альтруизм

Подводя итоги, необходимо отметить, что психологическая совместимость определяется как взаимное принятие людьми друг друга, которое основано на сходстве или взаимном дополнении их ценностных ориентаций и личных особенностей.

Идеально совместимыми были бы люди примерно одинакового возраста, темперамента, биологических ритмов, состояния здоровья, активности в сексуальной жизни, одного уровня образования, и которые к тому же имеют одинаковые цели, и способы их достижения у них тоже не различаются. А еще идеально совместимые люди готовы взять на себя ответственность друг за друга и совместные решения. Но в жизни такие совпадения практически невозможны.

Но тем не менее мы имеем психологическую совместимость с людьми, во многом от нас отличающимися. А достичь в собственной жизни совместимости с близкими людьми и коллегами поможет, пожалуй, не вовремя проведенный психологический тест на совместимость, а желание сделать так, чтобы окружающим было с нами хорошо. Может, именно в этом и есть залог психологической совместимости?

Одним из интегральных показателей и наиболее существенным фактором семейного благополучия является психологическая совместимость супругов (членов семьи вообще).

Рассмотрим, что понимается под совместимостью.

Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании-сходстве или взаимодополнительности -- ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей. Психологическая совместимость партнеров -- явление многоуровневое и многоаспектное. Л.М. Щеглов, подчеркивая, что адаптация партнеров

оценивается по уровню их совместимости, подразделяет

последнюю на следующие виды :

* духовная, то есть совместимость основных жизненных ценностей;

* психологическая, то есть сочетание (или дисбаланс) определенных черт характера, свойств и особенностей партнеров;

* интеллектуальная (иногда ее называют совместимостью по индексу образования);

* семейно-ролевая, то есть сочетание представлений каждого из партнеров о ролях мужа и жены (то есть представления о том, кто и что должен делать, за что отвечать в семье и т. п.). При этом особое внимание уделяется

тому, какое распределение ролей предполагается в семи основных сферах семейной жизни:

1) воспитание детей;

2) материальное обеспечение семьи;

3) поддержание эмоционального климата в семье;

4) организация развлечений;

5) исполнение роли «хозяина»/»хозяйки»;

6) ответственность за удовлетворенность интимными отношениями;

7) организация семейной субкультуры;

* педагогическая, то есть совпадение основных представлений партнеров о характере воспитания ребенка;

* материально-бытовая, то есть совпадение представлений партнеров о том, сколько должно быть денег, каким путем они могут быть добыты, как их следует тратить и т. п.;

* сексуальная.

Отмечается, что чем больше наблюдается совпадений по уровням совместимости, тем выше адаптация в супружеской паре.

Обобщая, можно сказать, что в семейном взаимодействии совместимость включает в себя:

· психофизиологическую совместимость (темперамент, эмоциональность, реактивность) ;

· личностную совместимость , в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом);

· эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека);

· поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний);

· совместимость ценностей или духовную совместимость.

Опыт работы различных специалистов с семьями показывает, что особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе консультативной и коррекционной работы. Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции.

Психофизиологическая и, в частности, сексуальная несовместимость способна привести к распаду брака. А рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и партнерских взаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочные критерии партнеров, а с другой -- насколько индивидуальные критерии соответствуют общепризнанным. Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества партнеров и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникают конфликтные ситуации как следствие несовместимости каких-либо сил внутри одной личности или между партнерами. Важно учитывать и индивидуально - психологические особенности каждого из партнеров. Рациональным и комплексным показателем индивидуальности может служить тип личности, наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость партнеров. Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений определяют несколько основных элементов:

* эмоциональная сторона партнерских отношений, степень привязанности;

* сходство их представлений, видений себя, партнера, распределения ролей, представлений о социальном мире в целом;

* сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческих особенностей;

* сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

* общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей партнеров.

Психологическая несовместимость - это неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрений, идеологических установок и т. д, которое со временем приводит к конфликтам.

Введение

Совместимость психологическая – соотношение личных качеств двух и более людей в организованной группе, являющиеся условием их целесообразного взаимодействия. Люди могут оказаться настолько несовместимыми, что это может вести к снижению эффективности деятельности и их самих, и других членов группы (например, производственной бригады, летного экипажа, управленческой команды, фирмы, организации) и даже к развалу данной группы. Наоборот, при условии хорошей совместимости создаются оптимальные условия.

Различают несколько необходимых слоев (или уровней) психологической совместимости. Один из них обозначается как ценностно-ориентационное единство, когда люди внутренне принимают одни и те же перспективные цели активности, имеют сходные ценностные представления и соответствующие эмоциональные отношения, добровольно и в равной мере принимают на себя ответственность за успехи и неудачи в деятельности. Это создает эффект хорошей деловой сплоченности группы.

Еще один слой (или уровень) – согласованность функционально-ролевых ожиданий между членами группы; а именно, они достаточно ясно представляют, знают, кто, что, когда и как должны делать при решении принимаемых всеми задач, и согласны в соответствующих вопросах.

Исходя из этого, можно сказать, что человеческая несовместимость появляется тогда, когда отсутствуют необходимые слои психологической совместимости в процессе межличностного взаимодействия.

    Отношения и социально-психологические качества личности

Если сравнивать людей между собой по присущим им социально-психологическим характеристикам, то они отличаются друг от друга степенью осознания своих отношений сторонам действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, которые эти отношения вызывают. Эти факторы зависят от определенных черт характера, под которым в психологии понимается свойство личности человека, проявляющееся в ее отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

При этом совершенно очевидно, что многие черты характера, например «общительность - замкнутость», «альтруизм - эгоизм», «бесконфликтность - конфликтность» по своему происхождению и содержанию являются социально-психологическими характеристиками отношений личности. Естественно, что все они в различной степени представлены и неодинаково взаимопроникают друг в друга у разных людей. Вместе с тем их различное сочетание обусловливает существование определенных социально-психологических типов людей. Сравнение последних между собой показывает, что одни люди широко открыты окружающим людям и социуму, другие слишком замкнуты в узком кругу своего миросозерцания, в личных устойчивых отношениях к ближайшей к ним общности людей.

Любое качество характера, даже самое замечательное, когда получает чрезмерное развитие, начинает приобретать некий негативный оттенок, усложнять жизнь самому человеку и его окружению, обусловливать «трудный», «тяжелый» характер. Так, даже такие чудесные качества, как жизнерадостность, активность, при своем переизбытке обусловливают «трудный характер». Это постоянно веселые, беспечные, жизнерадостные люди, у которых всегда хорошее настроение, независимо от обстоятельств жизни, повышенная активность, энергичность, но направленная часто на неадекватные цели (алкоголизм, наркотики, беспорядочные сексуальные связи, хулиганство). Деловые отношения с такими людьми поддерживать очень трудно, так как они не выполняют замечаний, критики, не ощущают границ между дозволенным и недозволенным.

Поскольку многие из вышеперечисленных социально-психологических качеств, с одной стороны, являются общечеловеческими, а с другой – в большей или меньшей степени присущи определенным типам людей, важно определить критерий, по которому их можно оценивать у конкретных личностей. Таким критерием может выступать стремление человека по-разному их использовать. Вот почему Э. Шостром выделяет в соответствии с этим критерием два типа личности – манипулятор и актуализатор.

Для манипуляторов характерны тщательно маскируемая фальшь при контактах с людьми; стремление фальсифицировать личные переживания при фактическом равнодушии к окружающим; намеренная расчетливость в подборе средств воздействия на последних; тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям межличностного взаимодействия.

Необходимо следить за таким человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он навязывает свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает бессознательно. Сокрытие своих истинных эмоций – таков удел манипулятора. Основную свою задачу манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление». Наряду с потребностью управлять манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.

Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой действительной пользы. Слишком часто манипулятор использует свое знание психологии других людей в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи.

Манипулятор – это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей».

Манипулятор относится сам к себе и к другим людям, как к неодушевленным предметам. Он никогда не бывает самим собой, он даже не может расслабиться, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл надлежащую роль. Стиль жизни манипулятора включает в себя четыре основные характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

Для актуализатора характерны такие социально-психологические качества, как честность и искренностью во взаимоотношения с другими людьми, устойчиво проявляемый интерес к последним, самостоятельность и открытость в выражении своих мнений, вера в собственные силы и в разум тех, с кем вступает в общение.

    Негативные формы межличностных отношений

Полнота анализа межличностных отношений требует исследования их негативных форм. Негативная форма дружеских взаимоотношений – вражда. Она предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии доверия, скупости в контактах и передаче информации партнеру: нарушение его планов, препятствие в деятельности, намеренное занижение его самооценки, статуса, намеренная дезорганизация сознания и самосознания партнера. В целом отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнера и его жизнедеятельности.

Следует отметить, что отношения вражды, как и дружбы, возникают при условии взаимного отношения друг к другу равных партнеров. В случае превосходства одного из них или при односторонней неприязни не отмечается типично враждебного поведения, стремления нанести партнеру ощутимый вред.

Основная функция деструктивных отношений – культивирование, поддержание, удовлетворение аномальных потребностей и личностных черт (стяжательство, агрессия, хулиганство и пр.). Этой функцией обусловлено и число входящих в группу лиц. Обычно оно невелико, не превышает размеров малой группы. Численность группировки зависит от возможностей удовлетворения аномальных потребностей. Взаимная заинтересованность в удовлетворении аномальных потребностей сужает взаимодействие членов группировки рамками взаимодействия, сотрудничества в удовлетворении данной потребности. Как правило, в контакт вовлечена вся структура личности, а лишь те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями.

Проявление данного вида отношений взаимное участие, помощь в удовлетворении аномальных потребностей при поиске объектов потребности, взаимная стимуляция потребности. Членство в группировке, время ее существования, характер взаимоотношений всецело обусловлены возможностями и желанием удовлетворить общую для данных партнеров потребность.

    Трудности общения как фактор человеческой несовместимости

Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.

Поскольку общение – это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватные оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

Анализируя трудности, связанные с возрастом обобщающихся, надо обязательно учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы и делать поправку на то, как они проявляются у ребенка, подростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и женщины, у пожилых и стариков. Особое внимание надо обращать на зависимость между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности и такими специфическими для взаимодействующих людей характеристиками, как их способности к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека с помощью интуиции.

С позиций педагогической психологии выделяются иные трудности общения. Трудности педагогического общения можно объединить в три основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.

Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало предложения, помочь начать говорить, «задать тон», формулировать «узкие» вопросы, требующие односложных, предсказуемых ответов, и «широкие», проблемные творческие вопросы.

Регуляционные трудности связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.

Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельными мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисциплины.

В отдельную группу можно выделить трудности общения, в которых преобладает социально-психологический фактор.

Социально-психологические трудности общения часто испытывают руководители. В качестве ключевых выделяются три группы трудностей общения в управленческой среде.

Первую группу составляют трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу. Они могут характеризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.

Во вторую группу входят трудности общения, связанные с развитием отношений, групповых процессов, с группообразованием, сохранением группового единства. Для руководителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление помогать партнеру без «запроса» с его стороны; центрация на содержание собственного «Я»; отношение к другому человеку в рамках «должного», а не реального; декларация псевдообщности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежнего опыта взаимодействия, нормативных предписаний и т.п., в результате чего понятие «Мы» используется не как результат формирования психологической общности, а декларативно, в чем проявляется отсутствие отношения к партнерам в целом к группе как к реальным субъектам.

В третью группу включаются трудности общения, связанные с отсутствием, несформированностью средств групповой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумении вести обсуждение, дискуссию и т.п.

К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между взаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью, членством во враждующих группировках или в группах, значительно различающихся по своей направленности.

Одна из трудностей рассматриваемого вида может возникать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступать в контакты. Имеется в виду не разговорный язык, а язык давно работающих вместе профессионалов, или язык, сложившийся в данной общности, и т.п.

Особый вид трудностей общения может быть проанализирован с позиций психологии труда. Как известно, во многих видах деятельности не обойтись без межлюдского взаимодействия. И чтобы эти виды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. А для этого должны знать права и обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участника, не должно чрезмерно отличаться от знаний других участников деятельности.

Особый интерес представляют трудности, рассматриваемые в свете индивидуально-личностных различий.

Исследования показали, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится, в частности, эгоцентризм. Из-за сильной центрированности на себе, своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях индивид оказывается не способным воспринимать другого субъекта, его мнение и представление. Эгоцентрическая направленность личности проявляется и в эмоциональном, и в поведенческом плане.

Установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сенситивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и застенчивости.

Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющимися в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.

К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости отчужденность, одиночество, чрезмерная сенситивность, истероидность, невротизация.

Трудности общения могут быть рассмотрены и с позиций медицинской психологии. Особую форму трудностей при общении с окружающими испытывают люди, страдающие логоневрозами. Исследования показали, что у каждого из них свой комплекс неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности логоневротика к другим сторонам его бытия. Свои специфические трудности общения есть и у больных с другими нарушениями в психике, а также страдающих различными соматическими заболеваниями.

Заключение

Каждое из описанных выше взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.

Анализируя различные социально-психологические качества личности, следует помнить, что многие из них есть результат проявления сложного соотношения между «я» - личность и «они» - другие люди. Сущность этого соотношения позволяет не только четко осознать и осмыслить проявление истинных особенностей конкретного человека в его отношениях с другими людьми, но и предвидеть многие варианты его возможного поведения в различных условиях реальной действительности. Это важно для предотвращения конфликтных ситуаций, преодоления несогласованности действий людей в составе различных общностей.

Возможны явления большей или меньшей психологической несовместимости в связи с некоторыми особенностями эмоциональности, проявлений типы высшей нервной деятельности, элементарных потребностей, моторики.

Список используемой литературы

    Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 600 с.

    Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. пособие для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 511 с.

    Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих действий. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уровень зависит от той или иной степени психологической совместимости членов группы.

Психологическая совместимость способность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности . Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Психологическая совместимость в группе важна во всех без исключения сферах совместной деятельности людей. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда.

Критерии оценки совместимости :

1. результаты совместной деятельности;

2. эмоционально-энергетические затраты ее участников;

3. удовлетворенность участников этой деятельностью.

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую .

Психофизиологическая – определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности.

Социально-психологическая – эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.

Уровни совместимости:

Социально-психологический – общность целевых установок у членов группы, мотивов деятельности, общность их ценностных ориентации, единство в понимании задач, отношения к деятельности и товарищам и т. д.;



Психологический – общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т. д. Психологическая совместимость позитивно влияет на производительность и качество труда;

Психофизиологический – совместимость по уровню физического и психомоторного развития, одинаковое проявление основных психических процессов и сенсомоторных функций, единую степень тренированности группы в тех или иных профессиональных навыках и умениях, согласованность в динамике временных и силовых показателей высшей нервной деятельности и других функциональных систем организма, совместимость по темпераменту и т. д

Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости. Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться. Психологическая несовместимость для любой малой группы – это различие ценностных установок, отсутствие дружеских связей, неуважение или неприязнь людей друг к другу, неспособность в критических ситуациях понять друг друга. Все это отрицательно влияет на сработанность группы и препятствуют совместной деятельности.

На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения:

1. индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;

2. индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку;

3. приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4. коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Например, Если человек, стремящийся к лидерству, не может заставить остальных следовать его приказам, он может отказаться от участия в работе, или остаться и вести себя пассивно. Если же группа состоит в основном из индивидуалистов, то каждый из них стремится действовать обособленно от других, сам по себе. Оптимально, когда члены групп активны и обмениваются информацией между собой, действуя коллегиально.

Итак, психологическая совместимость в группах формируется за счет действия разнообразных факторов. Степень такой совместимости членов одной и той же группы может быть различной на разных этапах ее жизнедеятельности в силу динамики межличностных отношений. Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности. Психологическая совместимость в группе способствует повышению уровня её продуктивности и оптимизации социально-психологического климата.

Вопросы для самопроверки

Ø Дайте определение социальной группы.

Ø Назовите основные характеристики группы.

Ø Что обозначает понятие групповые нормы?

Ø Может ли член группы нарушить групповые нормы и какие последствия возможны для него, если он их нарушит?

Ø Какое поведение может выбрать новый член группы, столкнувшись с групповыми нормами?

Ø Можно ли студенческую группу медицинского колледжа считать малой группой? Почему?

Ø Охарактеризуйте стадии развития студенческой группы медицинского колледжа.

Ø Какие факторы влияют на процесс сплочения группы?

Ø Дайте характеристику сплочённой группы.

Ø Дайте определение психологической совместимости.

Ø По каким критериям можно судить о психологической совместимости в группе?

Ø Назовите виды психологической совместимости.

Ø Охарактеризуйте уровни совместимости.

Ø Охарактеризуйте типы коммуникативного поведения влияющие на совместимость людей в группе. Приведите примеры.

Психологическая совместимость в деловом общении определяется доминирующей установкой на совместное решение деловых задач при условии взаимного принятия людей, согласования их интересов и мотиваций, а также функционально-ролевых ожиданий: человек должен соответствовать тому, что от него ожидают на данной должности и месте в коллективе в соответствии с его возрастом, полом и квалификацией.

Кроме того, психологическая совместимость требует: взаимной симпатии, отсутствия эгоцентрических установок, готовности и способности ужиться с другим человеком.

Для каждого человека проблема психологической совместимости заключается в том, как самому быть приятным, как работать с неприятными и конфликтными людьми и как воспринимать конфликты.

Психологическая совместимость может являться результатом взаи- модополнительности партнеров. Такую совместимость в деловом общении называют срабатываемостъю. Срабатываемость заключается в следующем:

  • 1. В дополняющих функциях, когда два человека удовлетворяют разным потребностям совместной деятельности. Они нуждаются в обсуждении проблемы до начала работы над ее решением.
  • 2. В контрастных свойствах и качествах партнеров, которые позволяют эффективно решать поставленную задачу. Например, один из партнеров нацелен исключительно на результат работы, а другой - обязательно принимает во внимание человеческие взаимоотношения в процессе нее.
  • 3. В потребности разных вознаграждений за работу. Например, одному нужны деньги, а другому - слава.

При этом надо отметить, что в случаях 1 и 3 партнеров нередко приходится убеждать, что они совместимы, поскольку различие в психологических реакциях вызывает естественное взаимное раздражение. Следовательно, объективная психологическая совместимость и ее осознание - не одно и то же и требуют не только интуитивного приспособления, но и волевой коррекции отношения и поведения. В одном общем коллективе совместимы в принципе:

  • 1. Человек, стремящийся к лидерству, способный решать общие задачи, подчиняя себе других (если таких людей в коллективе два и они могут разделить сферы деятельности, это полезно и для них, и для коллектива, и для дела, но если больше - неизбежна борьба, конфликты, пока кто-то из них не уйдет или не развалится коллектив).
  • 2. Коллективисты, испытывающие потребность в общей работе, во взаимной поддержке, лояльные к фирме и организации.
  • 3. Приспосабливающиеся, чувствующие свою защищенность при наличии лидера и группы.

Личность многогранна. При совместной работе в организации проявляется такое важное качество личности, как ее деловой стиль.

Элементами делового стиля личности являются:

  • мотивация деятельности;
  • способ принятия решений (соотношение стратегического планирования и ситуативное™ при решении вопросов);
  • характер взаимоотношений с партнером (ориентация человека на независимость, зависимость, сотрудничество или лидерство);
  • манера организации работы (направленность человека на формальное исполнение обязанностей или на отношения; степень пунктуальности, аккуратности, педантичности, отношение к служебной иерархии и деловому этикету, преобладание в личной работе традиций или новаций).

Психологическая совместимость возникает легко, если деловые стили людей близки. Если они сильно различаются, психологическая совместимость может быть достигнута путем сознательных усилий по сближению этих стилей или по взаимовыгодному использованию различий для достижения общих целей. Например, хорошо дополнять друг друга могут «стратег» и «тактик», «консерватор» и «новатор» и т. п. Такое сотрудничество возможно только на основе одинакового понимания целей деятельности.

Совместимость во многом определяется и усиливается взаимными действиями по поддержанию хороших отношений и «сохранению лица» партнера. «Лицо» - социальная значимость, на которую претендует личность в конкретной ситуации и данной роли.

Для длительной совместной работы желательны не только деловая совместимость, но и личная симпатия, взаимная поддержка. Поддерживающий стиль поведения - это общение, при котором личность ощущает свою значимость и ценность для партнера. Неподдерживающий стиль поведения проявляется в общении, при котором значимость и ценность партнера сознательно или по неведению понижаются. Такой стиль не содействует совместной работе.

Однако положительные реакции на поддержку другого человека определяются даже не самой поддержкой, а интерпретацией мотивов, по которым она оказывается. Например, руководителю важно, чтобы подчиненный выразил свое удовлетворение совместной с ним работой, не рассчитывая на повышение оклада, а из-за уважения и интереса к нему как к специалисту.

Качество, неизменно желательное в деловом партнере - надежность. В деловом общении надежность партнера - это принципиальная установка на то, что на поступки и слова другого человека можно положиться. Надежные люди склонны к доброжелательному общению, к тому, чтобы обязательно сохранить партнера, к доминированию поддерживающего стиля поведения над индивидуалистическими устремлениями. Надежность партнера связана также с его ролью и содержанием совместной деятельности. Так, для руководителя надежность подчиненного проявляется не только в ответственности, добросовестности и исполнительности, но и в его лояльности по отношению к фирме. Для коллег по работе надежность друг друга определяется взаимными обязательствами в работе, а также в определенной этике взаимоотношений с начальником. Надежность партнера - необходимое условие совместимости и срабатываемости в деловом общении.

Понятия «приятный человек» и «неприятный человек» для каждого, конечно, индивидуальны, но можно выявить и общие закономерности:

  • 1) Приятны физически привлекательные люди. Общей психологической закономерностью в данном случае является отношение к внешности другого человека как знаку его внутренних достоинств или недостатков. Например, многочисленные эксперименты подтверждают, что людям привлекательным приписывают больше положительных черт, чем людям с физическими недостатками. При этом характерно, что женщине достаточно быть просто привлекательной, а к красивому мужчине предъявляются повышенные требования в отношении ума, решительности и пр. (хотя половые стереотипы в наше время быстро изменяются). Кроме того, для большинства людей имеет большое значение отношение человека: чем с большей симпатией он ко мне относится, тем больше вероятность, что я буду считать его привлекательным.
  • 2) Приятные по характеру люди - щедрые, коммуникабельные, решительные, искренние. Хотя абсолютное большинство людей стремится скрывать свои мотивы и чувства, это же большинство предпочитает искренность всем остальным качествам делового партнера. Этот парадокс объясняется естественным стремлением к прямым контактам, желанием упростить и облегчить для себя процесс принятия любого решения. Решительность, общительность, доброта и щедрость привлекательны как противовес слабоволию, замкнутости, недоброжелательности и жадности.
  • 3) Иногда говорят: «Он - просто приятный человек». Как правило, имеется в виду неконфликтность, мягкость, доброта, чувство юмора.

При этом человеку свойственно ожидать, что люди, которые ему нравятся, согласны с ним, и он преувеличивает психологическое сходство. Но в некоторых случаях сходство, например, целей и даже жизненных установок, не вызывает взаимной симпатии: карьеристы, сплетники и скряги не любят друг друга.

Практическими психологами разработаны различные рекомендации по организации эффективного поведения в коллективе. Приведем один из вариантов. Для того чтобы добиться успеха в деловой группе, можно использовать следующие стратегии:

  • 1. Поиск заинтересованных людей, у которых есть причины и стремление решить какой-то вопрос с желаемым результатом.
  • 2. Работа в «комфортных зонах» других людей - каждый имеет свою систему ценностей и мотиваций; человек будет оцениваться, как приятный, если вы не угрожаете эту систему разрушить, а наоборот, подтверждаете ее значимость; для этого необходимо всегда думать о мотивах своего партнера.
  • 3. При решении любого вопроса с женщиной необходимо ей понравиться.
  • 4. При возникновении затруднений в общении следует избегать стремления наказать другую сторону, нужно различать поступки людей и чувства по этому поводу. То есть не надо говорить: «Вы меня обидели», лучше сказать: «Я обижаюсь, когда вы так делаете».

Для успешной работы важна не только объективно существующая психологическая совместимость, но и субъективное желание работать вместе с конкретным партнером. Процесс предпочтения одних людей другим называется межличностной аттракцией. Психологическая совместимость и межличностная аттракция определяются:

  • а) числом вопросов, по которым мы сходимся;
  • б) их важностью;
  • в) взаимностью, люди, имеющие сходные взгляды, испытывают взаимную симпатию.

Психологические приемы формирования аттракции могут помочь расположить человека к себе. Это позволит с большей вероятностью добиться принятия партнером вашей позиции, его внутреннего согласия с ней, особенно в тех случаях, когда есть основания прогнозировать первоначальную негативную реакцию. Но с помощью приемов формирования аттракции нельзя никого ни в чем убедить и ничего никому доказать, а можно лишь расположить человека к себе, поскольку эти приемы воздействуют на сферу бессознательного, а не на сознание человека. К приемам достижения расположенности партнеров относятся:

  • «Имя собственное». Обращайтесь к человеку по имени (или по имени и отчеству), желательно начинать каждую третью фразу с имени партнера, стараться не использовать безличных оборотов.
  • «Зеркало отношений». Демонстрируйте такое отношение к партнеру, которое вам было бы желательно иметь с его стороны, ведите себя так, как будто установлению желательных отношений уже ничто не мешает.
  • «Золотые слова». Говорите комплименты и формулы вежливости, улыбайтесь.
  • «Терпеливый слушатель» (подробнее о слушании было написано в разделе 2.3.).
  • «Личная жизнь». Говорите о том, что интересно вашему партнеру, искренне интересуйтесь его делами, можно рассказать о себе подходящий к общей теме разговора случай, но не будьте назойливым и навязчивым.
  • «Обратная связь». Стоит постоянно давать партнеру «обратную связь», то есть говорить или показывать ваше отношение к конкретному вопросу или позиции (каждый на собственном опыте знает, как неприятно говорить с человеком, который смотрит на вас молча с непроницаемым видом).

Психологическая несовместимость объективно определяется отсутствием согласования мотиваций и интересов, принципиальными различиями эмоциональных реакций и поведенческих стилей. Субъективно несовместимость ощущается человеком как то, что другой своим существованием или поведением угрожает «моему Я», и эта угроза не может быть ликвидирована даже по общему желанию.

Например, люди с противоположными темпераментами (холерик и меланхолик), исполнитель и критик, люди с комплексом неполноценности и творческие натуры - несовместимы, поскольку обладают диаметрально противоположной личностной направленностью.

Обычно в коллективе несовместимы «трудные люди», с которыми тяжело работать и кем трудно управлять:

  • 1) ленивые, не любят работать;
  • 2) трудоголики, делающие из себя «жертву» начальства и коллег, угнетающие своей активностью;
  • 3) эмоционально несовместимые с партнером или с группой:
    • злые, от них идет «волна» недоброжелательства;
    • возбудимые, вносят элемент психологической нестабильности;
    • бесчувственные, не дают естественного эмоционального фона сопереживания;
  • 4) аморальные;
  • 5) беспомощные, ничего не могут, бояться действовать, жертвы обстоятельств; запуганные, уклоняющиеся, ожесточенные, обороняющиеся;
  • 6) индивидуалисты, стремящиеся действовать в одиночку;
  • 7) ориентированные только на выполнение задачи, не желающие принимать во внимание проблемы других.

Выделяются и другие «трудные» типы людей, к которым, однако, можно найти оптимальный подход:

  • 1. Самовлюбленный, высокомерный, заносчивый, демонстрирующий отсутствие интереса к другим людям. Если это начальник, в отношении с ним предпочтительна максимальная четкость в работе и необременительная лесть. Если таков коллега, то вполне можно с помощью шуток, иронии, а также убедительной демонстрации профессиональной компетентности понизить его самооценку и сбить спесь. В отношениях с подчиненным этого типа стоит проводить ненавязчивое, но аргументированное сравнение его работы с успехами других.
  • 2. Догматичный, нетерпимый, все время противоречащий. Независимо от его роли оптимальным является максимально возможное дистанцирование, сведение любых контактов к минимуму (попытки его «перевоспитать» скорее всего бессмысленны, так как подобное поведение связанно с глубинными проблемами личности.
  • 3. Двуличный или неискренний человек. Если это начальник, то следует искать защиту от него у вышестоящего начальства или опираться на общее мнение коллег. В то же время личной защитой опять-таки является высокий профессионализм. В общении с двуличным коллегой или подчиненным желательна разовая или постоянная демонстрация информированности о действительном положении вещей.

Кроме общих закономерностей психологической совместимости, существует и особый аспект - влияние полового фактора на деловые отношения. Избежать его практически невозможно. Психологические различия мужчин и женщин создают порой неосознаваемые коммуникативные барьеры. По мнению мужчин, женщина чаще демонстрирует неадекватное поведение. Мужчины упрекают женщин за неумение разбираться в собственных ошибках, пассивность и неправильную расстановку приоритетов.

Женщина является «проблемой» для мужчины в деловых отношениях потому, что женский деловой стиль определяется ориентацией на человеческие отношения и проработкой деталей - мужчину это раздражает. Мужчины ненавидят, когда женщины расстраиваются, нервничают и плачут.

Например, женская манера перебивать является способом выражения повышенного интереса. Для мужчины такое поведение женщины - фактор раздражающий.

Женщина всегда требует и ждет от мужчины определенных мнений и принципов, пассивный мужчина с неустойчивыми взглядами чужд ее пониманию.

Мужчина «непонятен» женщине своим формализмом. Она нервничает, если он не обращает на нее внимание и нервничает, если обращает. Женщина больше страдает от невоспитанности окружающих. Кроме того, ей постоянно досаждает мужской шовинизм. Деловой женщине приходится сопротивляться и стереотипным взглядам на женщину.

Основные особенности женского и мужского стилей поведения:

  • 1) для мужчин характерен так называемый технократический стиль, для женщин - эмоционально-эгоистический. Мужчины легче воспринимают новации, женщины склонны к традициям. Мужчины быстрее схватывают проблему в целом, женщины внимательнее к деталям;
  • 2) несмотря на то, что в политике, бизнесе по-прежнему доминируют мужчины, социологи и психологи выделяют мужской и женский менеджменты как различие ориентаций на власть и обмен услугами у мужчин, и на интересы людей и их желание работать - у женщин;
  • 3) у мужчин рациональность и простота - главные критерии правильности решения, у женщин - позитивные человеческие последствия;
  • 4) мужчины постоянно стремятся свести на нет эмоциональную напряженность деятельности, женщины не могут работать без личного отношения к предмету деятельности и своим партнерам;
  • 5) часто для мужчины результат важнее процесса, для женщины - наоборот. Мужчины при решении любой проблемы предпочитают сокращать промежуточные звенья, для женщин характерны проработка деталей, торможение принятия окончательного решения;
  • 6) часто на словах женщины рассчитывают на себя, а мужчины - на команду, хотя в реальности женщины более склонны советоваться и общаться, а мужчины более склонны к авторитарным способам принятия решений;
  • 7) женщины чаще робеют перед начальством, подчиняются чужому авторитету, склонны считать, что интересы других важнее, чем собственные. Самооценка у женщины, как правило, занижена, а у мужчины завышена по сравнению с реальными результатами их деятельности;
  • 8) женщины не способны разделять свою личную и профессиональную жизнь в эмоциональном плане. И счастливая, и несчастная женщина работают хуже, в то время как счастливый или несчастный мужчина на работе способен отключиться от своих личных проблем, а в личной жизни забыть о работе. 90% мужчин считают самым важным в жизни работу.

Принято считать женщину слабым полом. Поэтому деловой женщине приходится выбирать между мужским поведенческим стилем, который может привести к профессиональным успехам, и женским поведенческим стилем, который повысит самооценку окружающих ее мужчин, но не позволит ей сделать карьеру.

При анализе психологического подтекста деловых отношений между мужчиной и женщиной следует принимать во внимание стандартные ситуации: «начальник - подчиненный», «деловые партнеры», «коллеги». Предубеждение против женщин-начальников общеизвестно. Каждый человек, взваливая на себя руководство, сталкивается с сопротивлением окружающих. Женщина - с дополнительным сопротивлением. Мужчины ожидают от нее исполнительности, а не способности руководить. Женщина, следовательно, может или должна постоянно демонстрировать свою компетентность и силу.

Психологически оптимальным считается тандем начальников мужчины и женщины, в котором мужчина выступает инструментальным лидером (формальным руководителем или человеком, способным распределять функции и принимать решения), а женщина - эмоциональным лидером (центром эмоционального напряжения и разрядки, человеком, обеспечивающем позитивные межличностные отношения в группе). Любая группа работает эффективно, если в ней есть мужчины и женщины. Мужчины не дают женщинам сплетничать и капризничать, а женщины не позволяют превратить организацию в казарму.

Таким образом, мужчина и женщина в деловых отношениях не могут не демонстрировать особенности и различия когнитивных, эмоциональных, волевых реакций и поведенческих стилей. Мужчины стремятся к независимости, а женщины заботятся о взаимозависимости, поэтому наличие в любой группе мужчин и женщин является позитивным фактором. Эффективность деятельности мужчин и женщин зависит от того, насколько они сами и окружающие условия способствуют не «равенству полов», а «равенству в различии». Деловой женщине приходится учитывать значимость правил, предписаний, инструкций для мужчин и использовать свое знание для обходных маневров. А мужчине необходимо принимать в расчет женскую обидчивость и эмоциональную память. Современные технологии общения дают возможность разным людям не изменяться, а приспосабливаясь друг к другу, делать свою жизнь комфортной.