Шумеро–Аккадская культура. Среда обитания и особенности шумерской культуры

Тема урока: Историческое наследие древних цивилизаций . Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилиза­ций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для челове­чества. Римское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность. Египетская медицина, математи­ка, астрономия. Художественные ценности древних циви­лизаций

Цель: обеспечить понимание какое наследие дошло до наших дней от древних цивилизация

Тип урока- урок семинар

Ход урока:

1. Повторение домашнего задания

2. Работа с новым материалом

Вступительное слово учителя:Цивилизация складывается из исторического наследия тех народов, которые ее создавали. Настоящее невозможно без прошлого, без памяти о живших до нас людях. Историю современных народов невозможно понять без знакомства с наследием их предков, живших многие столетия назад.

Мы даже сегодня, живя в XXI веке зачастую не в состоянии оценить подлинную величину того вклада, который внесли в основании современной цивилизации наши древние предки.

В легендах и мифах разных народов говориться о древних, высокоразвитых цивилизациях, канувших в лету.

Вликий Платон, ссылаясь на древние источники в Египте, подробно описывает исчезнувшую страну Атлантиду, высокий уровень ее государственного устройства и хозяйственной жизни.

У разных народов по-своему звучит название исчезнувших цивилизаций и по-разному указывается их местонахождение. Это и Атландида в Средиземном море или в Атлантическом океане, страна Лемурия в Индийском океане, Гиперборея на севере Европы, загадочная Шамбала в Гималаях.

Из древности до нас дошли гигантские постройки. Нельзя не восхищаться уникальными инженерными сооружениями, пирамидами народов Африки, Латинской Америки, Азии.

Это Сфинкс и пирамиды в Гизе, возраст которых оценивают в 12 000 лет.

Не менее грандиозны постройки пирамид инков или майя. Храм бога Виракочи сложен из каменных блоков весом до 300 тонн, точность подгонки которых не уступает египетской.

Впечатляюще выглядят руины храма Баальбека в долине Бекаа в Ливане. В основание храма заложены каменные блоки весом более 800 тонн.

Остается загадкой, каким образом в пирамидах Египта и Южной Америки, в Баальбеке древние народы, не имея строительной техники, вырубали в каменоломне громадные блоки, обрабатывали их, перетаскивали к месту строительства.

Рассмотренное позволяет сделать вывод, что древние цивилизации имели высокий уровень знаний: умели создавать сложные механизмы, пользовались сложными технологиями для получения разных материалов; обладали удивительными знаниями в астрономии и имели представления об устройстве Вселенной, совпадающие во многом с современными знаниями.

Накапливая знания, человек всегда стремится передать их своим потомкам. С давних времен для будущего создавались хроники событий, жизнеописания выдающихся личностей, научные, философские и художественные произведения.

Хранителями многих уникальных знаний, в те далекие времена, являлись жрецы, оракулы, друиды, ламы, шаманы.

Немало сведений о знаниях древних цивилизаций содержаться в рукописях. Масса знаний исчезла в пожарищах войн. За последние две тысячи лет произошло более одиннадцати тысяч войн. Трагично не только то, что гибнут люди, рушатся города - теряются знания, стирается культура и история народов.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с тестами о разных цивилизациях и их наследии. Работать будете по группам.

1 группа

2. Шумерская модель мира

Говоря о шумерской модели мира, нужно учитывать поразительную близость между государствами Южного Двуречья и осуществившейся в XX в. моделью социалистического государства. Общими здесь являются и представления о революции как очищении времени от событий, и принудительный труд населения на государство, и стремление государства обеспечить всех равными пайками. Вообще, можно, наверное, сказать, что Шумер представляет собой как бы подсознание человечества - шумерская культура подпитывается первобытнообщинными эмоциями, которые современный человек должен в себе преодолевать и трансформировать. Это и желание физического превосходства над другими, и стремление к равенству всех людей (прежде всего к имущественному), и отрицание свободы воли, и связанное с ним отрицание человеческой личности, и стремление расправиться со всем, что кажется бесполезным в наследии прошлого. Вместе с тем нельзя игнорировать какую-то особую целительность шумерской культуры, к которой погрязший в комплексах и условностях человек припадает в поисках искренности, душевной теплоты и ответов на главные вопросы бытия. За этой культурой как будто скрывается навсегда утраченное детство - время больших вопросов к жизни, на которые не смог ответить озабоченный сиюминутными делами повзрослевший человек. Такими же наивными и главными для жизни всегда были Гомер и Шекспир - со всеми реками крови, открытыми страстями - но и с тем предельным проникновением в сущность человека, на которое способно только существо с задатками одновременно ребенка и бога. Можно сказать, что шумерская культура по-шекспировски гениальна выбором своей духовной цели - и так же, как Шекспир, отвращает современного человека набором своих средств.

В. В. Емельянов

Прочитайте текст 2. Какие черты, общие, по мнению автора, для шумерской картины мира и «осуществившейся в XX в. модели социалистического государства», отмечены в нем? Согласны ли вы с этим утверждением? В каком смысле шумерская культура охарактеризована историком как «подсознание человечества»? В чем он видит целительность шумерской культуры? Как вы понимаете предложенную автором аналогию между шумерской культурой и творчеством Шекспира: гениальная выбором духовной цели, она отвращает человечество определением средств?

2 группа

3 . Полис: три идеи для человечества

Полис завещал человечеству по крайней мере три великие политические идеи. Это прежде всего гражданская идея. Осознание себя членом гражданского коллектива, сознание своих прав и обязанностей, чувство гражданского долга, ответственности, причастность к жизни всей общины и ее достоянию, наконец, огромное значение мнения или признания сограждан, зависимость от него - все это нашло в полисе наиболее полное, наиболее яркое выражение...

Затем - идея демократии. Под этим мы понимаем возникшее в полисе - причем впервые в истории - представление о народоправстве, о его принципиальной возможности, о причастности каждого гражданина к управлению, об участии каждого в общественной жизни и деятельности... В дальнейшем представление о демократии также претерпевает определенную эволюцию. Наиболее наглядный пример - вопрос о прямом народоправстве. Само собой разумеется, что вне условий и рамок полиса, т. е. в более крупных государственных образованиях, прямое народоправство немыслимо, но ведь и в представительных системах живет и сохраняется... самый принцип народоправства...

Наконец, идея республиканизма. В полисе - опять-таки впервые в истории - был осуществлен принцип выборности всех органов управления. Но дело не только в выборности. Три основных элемента политической структуры гражданской общины сплавились для последующих поколений в единое представление, в идею республики: выборность, коллегиальность, краткосрочность магистратур. Это и есть... тот принцип, который впоследствии всегда мог быть противопоставлен - и фактически противопоставлялся - принципам единовластия, монархии, деспотизма...

С. Л. Утченко

4. Римское право

В римском праве в совершенной форме нашло отражение римское чувство социальности и государственности как определяющих форм существования человеческого общества и его историю. Римское право достигло вершин абстракции в выражении и оценке богатейшего и разнообразнейшего опыта живого общения людей, представив практически все виды отношений между ними в отточенных юридических формулах и дефинициях, правильное применение которых могло дать определенное и точное решение любой возникающей личностно-социальной коллизии.

Римское право впервые в истории представило и универсально-юридическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Понимая право, как отражение миропорядка в человеческом обществе, римляне полагали, что только неукоснительное следование закону может сохранить гармонию в отношениях между людьми. Гарантом этой гармонии должно быть сильное государство, ибо только государство, стоящее на страже правопорядка, может обеспечить соблюдение тех прав, которыми человек обладает по природе и по законам - божеским и человеческим.

Римская система права, грандиозная и совершенная в своей внутренней согласованности и формах выражения, стала одной из важнейших основ не только всех последующих систем права, но и самой цивилизации, декларирующей приоритет гуманистических ценностей и прав человека.

В. И. Уколова

Прочитайте тексты 3, 4. Какие ключевые идеи завещал полис человечеству? Какую роль они играют в современном мире? Какое значение имеют для нашей страны? В чем состоит историческое значение римского права? Какую роль оно сыграло в истории человечества? Как вы понимаете утверждение автора, что именно в римском праве отразилось в совершенном виде римское чувство социальности и государственности?

3 группа

5. Власть идеи и страсть к истине

В период древних цивилизаций была открыта власть идеи как нечто противостоящее абсолютизации ритуализма. Исходя из идеи можно было заново строить поведение человека среди людей; отсюда такая красочность необычных бытовых деталей в биографиях греческих философов, вплоть до бочки Диогена, - это не пустая анекдотическая сторона всемирной истории философии, а доведенное до наглядного, шокирующего жеста выражение мысли о необходимости следовать не обиходу, не привычке, но истине.

Мыслители древних цивилизаций - герои легенд, подчас причудливых... но их критика обихода действием, их сверхчеловеческий авторитет - альтернатива преодоленному им авторитету привычки.

Величайшее открытие древних цивилизаций - принцип критики. Апелляция к идее, к «истине» давала возможность критиковать данности человеческой жизни вместе с мифом и ритуалом... Будда-Шакьямуни - лишь человек, но боги склоняются перед ним, потому что он преодолел инерцию мировой неволи и мирской привязанности, а они - нет...

О ветхозаветных пророках любили рассказывать, что они расплачивались за правду жизнью: Исайя будто бы был перепилен деревянной пилой, Иеремия - побит камнями. Но тот же мотив очень часто возникает в легендах о философах Греции: Зенон Элейский на допросе в присутствии тирана Неарха откусил себе язык и выплюнул его тирану в лицо; Анаксарх, растираемый железными пестами в ступе, крикнул палачу: «Толки, толки Анаксархову шкуру - Анаксарха тебе не истолочь!» Центральный образ греческой традиции - Сократ невозмутимо подносит к губам чашку с цикутой. Древность поставила задачу - искать истину, делающую человека свободным. Древность выдвинула идеал верности истине, которая сильнее, чем страх перед насилием. Другими словами, древность вывела человека из «утробного», доличностного состояния, и он не может возвратиться в это состояние, не перестав быть человеком.

Прочитайте текст 5. О каких выдающихся духовных открытиях древности в нем говорится? В каком смысле употребляются в нем выражения: власть идеи, абсолютизация ритуала, критика обихода действием, принцип критики, идеал верности истине? Почему, по мнению авторов, именно в древности человек стал личностью, вышел из доличностного состояния?

4 группа

9. Древность: трудности понимания

Хронологические дистанции в самом деле внушительны: если до Рима времен Августа - два тысячелетия, до Афин времен Фемистокла - два с половиной, то до Вавилона времен Хаммурапи - чуть меньше четырех, до начала египетской государственности - около пяти, а до рождения древнейших городских поселений в Иерихоне и Чатал-Хююке - почти все десять...

Уж очень необычен мир древних цивилизаций, очень несоизмерим он не только с нашим опытом, с опытом нашей эпохи, но и с опытом старого, унаследованного нами культурного предания... У древних цивилизаций - принципиально другой уровень «инаковости» по отношению к нашей. Достаточно вспомнить такие повсеместно принятые обычаи древнего мира, как человеческие жертвоприношения... Мы слишком легко забываем, что обычаи эти были знакомы даже Элладе. Накануне Саламинской битвы Фемистокл распорядился торжественно отдать на заклание трех знатных персидских юношей в жертву Дионису Пожирающему... Заклание персидских юношей озадачивает вовсе не тем, что оно жестоко: в сравнении с одной Варфоломеевской ночью зарезать всего трех человек - капля в море. Но во время Варфоломеевской ночи гугенотов убивали за то, что они, гугеноты, - иноверцы; расправиться с человеком за его убеждения - значит все же принять к сведению его как личность, хотя и очень страшным способом. Сама идея заклания принципиально иная: просто человеку дается статус жертвы, только особенно высокого класса. Кстати, о жертвенных животных - разве при наших размышлениях о классической античной архитектуре нам легко вообразить, что во времена своего функционирования древние храмы, включая Парфенон и другие беломраморные чудеса Эллады, должны были напоминать бойни? Как бы мы вынесли запах крови и горелого жира?..

Одна только психология рабства порождала на каждом шагу поразительные явления. Те самые люди, которые создали идеал свободы для последующих эпох, ибо очень остро чувствовали права гражданина, могли вовсе не чувствовать прав человеческой личности... В лучшую пору демократических Афин раба, которого ни в чем не обвиняли, а только привлекали к дознанию в качестве свидетеля, в обязательном порядке полагалось допрашивать под пыткой...

Жестокость еще не нуждается ни в обосновании средствами фанатизма, ни в прикрытии средствами лицемерия; в отношении к рабу или чужаку, к тому, кто стоит вне общины, она практикуется и принимается как нечто само собой разумеющееся. Лишь к исходу древности картина меняется, и это знаменует приход иных времен... В Риме Сенека заговорил о рабах как собратьях по человечеству...

Все это правда, но лишь одна сторона правды. Именно в лоне древних цивилизаций... впервые и с первозданной простотой и силой были провозглашены два принципа: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

С. С. Аверинцев, Г. М. Бонгард-Левин

Прочитайте текст 9. В чем трудности понимания древних цивилизаций? С какими особенностями древности и современности они связаны? В чем видят авторы принципиально иной, по сравнению с другими эпохами, уровень «инаковости» древних обществ? Подумайте, в чем состоит для современного человека смысл принципов, «открытых» древностью: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

По окончанию работы, группы делятся полученными знаниями, дополняя друг друга.

Домашнее задание: Дополните представленные в данном и предыдущих параграфах материалы известными вам сведениями об историческом наследии древних цивилизаций.

розлив вина

шумерская керамика

Первые школы.
Шумерийская школа возникла и развилась до появления письменности, той самой клинописи, изобретение и усовершенствование которой явилось самым значительным вкладом Шумера в историю цивилизации.

Первые письменные памятники были обнаружены среди развалин древнего шумерского города Урука (библейский Эрех). Здесь нашли более тысячи маленьких глиняных табличек, покрытых пиктографическим письмом. В основном это были хозяйственные и административные записи, однако среди них оказалось несколько учебных текстов: списки слов для заучивания наизусть. Это свидетельствует о том, что по меньшей мере за 3000 лет до и. э. шумерские писцы уже занимались вопросами обучения. В течение последующих веков Эрех дело развивалось медленно, однако к середине III тысячелетия до и. с), на территории Шумера). ПО-ВИДИМОМУ, существовала сеть школ для систематического Обучения чтению и письму. В древнем Шуруппаке-па родине шумерского … во время раскопок 1902--1903 гг. было найдено значительное количество табличек со школьными текстами.

Из них же мы узнаём, что количество профессиональных писцов в тот период достигало нескольких тысяч. Писцы делились на младших и старших: были писцы царские и храмовые, писцы с узкой специализацией в какой-либо одной области и писцы высокой квалификации, которые занимали важные государственные должности. Все это дает основания предполагать, что по всему Шумеру было разбросано множество довольно крупных школ для писцов и что этим школам придавалось Немалое значение. Однако ни одна из табличек той эпохи еще не дает нам ясного представления о шумерских школах, о системе и методах обучения в них. Чтобы получить такого рода сведения, необходимо обратиться к табличкам первой половины II тысячелетия до н. э. Из археологического слоя, соответствующего этой эпохе, были извлечены сотни учебных табличек со всевозможными заданиями, выполненными самими учениками во время уроков. Здесь представлены все стадии обучения. Такие глиняные "тетрадки" позволяют сделать немало интересных выводов о системе обучения, принятой в шумерских школах, и о программе, которая там изучалась. К счастью, и сами преподаватели любили писать о школьной жизни. Многие из этих записей также сохранились, хотя и в отрывках. Эти записи и учебные таблички дают достаточно полное представление о шумерской школе, о ее задачах и целях, об учениках и учителях, о программе и методах обучения. В истории человечества это единственный случай, когда мы можем узнать так много о школах столь отдаленном эпохи.

Первоначально цели обучения в шумерской школе были, так сказать, чисто профессиональными, то есть школа должна была готовить писцов, необходимых в хозяйственной и административной жизни страны, главным образом для дворцов и храмов. Эта задача оставалась центральной на протяжении всего существования Шумера. По мере развития сети школ. а также по мере расширения учебных программ школы постепенно становятся очагами шумерской культуры и знания. Формально тип универсального "ученого" - специалиста по всем существовавшим в ту эпоху разделам знания: по ботанике, зоологии, минералогии, географии, математике, грамматике и лингвистике редко учет. поог^шахи знания своей этике. причем не эпохи.

Наконец, в отличие от современных учебных заведений шумерские школы были своеобразными литературными центрами. Здесь не только изучали и переписывали литературные памятники прошлого, но и создавали новые произведения.

Большинство учеников, оканчивавших эти школы, как правило, становились писцами при дворцах и храмах или в хозяйствах богатых и знатных людей, однако определенная их часть посвящала свою жизнь науке и преподаванию.

Подобно университетским профессорам наших дней, многие из этих древних ученых зарабатывали себе на жизнь преподавательской деятельностью, посвящая свое свободное время исследованиям и литературному труду.

Шумерская школа, первоначально возникшая, по-видимому, как придаток храма, со временем отделилась от него, и ее программа приобрела в основном чисто светский характер. Поэтому труд учителя вероятнее всего оплачивался за счет взносов учеников.

Разумеется, в Шумере не было ни всеобщего, ни обязательного обучения. Большинство учеников происходили из богатых или зажиточных семей - ведь беднякам было нелегко найти время и деньги для продолжительной учебы. Хотя ассириологи уже давно пришли к такому выводу, это была только гипотеза, и лишь в 1946 г. немецкий ассириолог Николаус Шнейдер сумел подкрепить ее остроумными доказательствами, основанными на документах той эпохи. На тысячах опубликованных хозяйственных и административных табличек, относящихся примерно к 2000 г. до н. э.. упоминается примерно пятьсот имен писцов. Многие из них. Во избежание ошибки, рядом со своим именем ставили имя своего отца и указывали его профессию. Тщательно рассортировав все таблички, Н. Шнейдер установил, что отцами этих писцов, -а все они, разумеется, обучались в школах,- были правители, "отцы города", посланники, управляющие храмами, военачальники, капитаны судов, высшие налоговые чиновники, жрецы различных рангов, подрядчики, надсмотрщики, писцы, хранители архивов, счетоводы.

Иными словами, отцами писцов были наиболее зажиточные горожане. Интересно. что ни в одном из фрагментов не встречается имени писца- женщины; по-видимому. и шумерских школах обучались только мальчики.

Во главе школы стоял уммиа (знающий человек. учитель), который именовался также отец школы. Ученики назывались "сыновьями школы", а помощник учителя --«старшим братом». В его обязанности, в частности, входило изготовление каллиграфических табличек-образцов, которые потом переписывали ученики. Он же проверял письменные задания и заставлял учеников рассказывать выученные ими уроки.

В числе преподавателей были также учитель рисования и учитель шумерского языка, наставник, следивший за посещаемостью, и так называемый ^владеют ни \лыстом"> (очевидно, надзиратель, отвечавший за дисциплину в школе). Трудно сказать, кто из них считался выше по рангу; мы знаем только, что "отец школы" был ее фактическим директором. Нам ничего не известно и об источниках существования школьного персонала. Вероятно, "отец школы" выплачивал каждому его долю из обшей суммы, поступавшей в уплату за обучение.

Что касается школьных программ, то здесь к нашим услугам богатейшие сведения, почерпнутые из самих школьных табличек - факт поистине уникальный в истории древности. Поэтому нам нет нужды прибегать к косвенным свидетельствам или к сочинениям древних авторов: мы располагаем первоисточниками-табличками учеников, начиная от каракулей "первоклассников" и кончая работами "выпускников", настолько совершенными, что их с трудом можно отличить от табличек, написанных преподавателями.

Эти работы позволяют установить, что курс обучения шел по двум основным программам. Первая тяготела к науке и технике, вторая была литературной, развивала творческие особенности.

Говоря о первой программе, необходимо подчеркнуть, что она отнюдь не была подсказана жаждой знания, стремлением разыскать истину. Эта программа постепенно сложилась в процессе преподавания, основная цель которого заключалась в обучении шумерскому письму. Исходя из этой Основной задачи шумерские учителя создали систему обучения. основанную на принципе лингвистической классификации. Лексика шумерского языка разделялась ими на группы, в опоры слова и выражения были связаны общим. Эти грунте слов заучивались и иеренисыровались до тех пор, пока ученики не привыкали воспроизводить самостоятельно. Но к III тысячелетию до н, э. школьные учебные тексты начали заметно расширяться и постепенно превратились в более или менее стабильные учебные пособия, принятые во всех школах Шумера.

В одних текстах приводятся длинные списки названий деревьев и тростников; в других -названия всевозможных пкивых существ (животных, насекомых и птиц): в третьих- названия стран, городов и селений; в четвертых -названия камней и минералов. Подобные списки свидетельствуют о значительной осведомленности шумеров в области "ботаники", "зоологии", "географии" и "минералогии" - весьма любопытный и малоизвестный факт. который лишь недавно привлек внимание ученых, занимающихся историей науки.

Шумерские педагоги также создавали всевозможные математические таблицы и составляли сборники задач, сопровождая каждую соответствующим решением и ответом.

Говоря о лингвистике, следует прежде всего отметить, что особое внимание, судя по многочисленным школьным табличкам, уделялось грамматике. Большинство таких табличек представляет собой длинные списки сложных существительных, глагольных форм н т. п. Это говорит о том, что грамматика шумеров была хорошо разработана. Позднее, в последней четверти III тысячелетия до н. э., когда семиты Аккада постепенно завоевали Шумер, шумерские педагоги создали первые известные нам "словари". Дело в том, что завоеватели-семиты переняли не только шумерскую письменность: они также высоко ценили литературу древнего Шумера, сохраняли и изучали ее памятники и подражали им даже тогда, когда шумерский стал мертвым языком. Этим и была вызвана необходимость в "словарях". где давался перевод шумерских слов и выражений на язык Аккада.

Обратимся теперь ко второй учебной программе, которая имела литературный уклон. Обучение по этой программе заключалось в основном в заучивании и переписывании литературных произведений второй половши Ш тысячелетия до н. э.. когда литература была особенно богата, а также в подражании им. Таких текстов были сотни и почти все они представляли собой стихотворные произведения размером от 30 (или менее) до 1000 строк. Судя по тем из них. которые удалось составить и расшифровать. эти произведения припадали к различным канонам: мифы и эпические сказания в стихах, прославляющие песни; Шумерских богов и героев; хвалебные гимны богам;царям. плач; разрушенных, библейских городах.

Среди Литературных табличек и их ииломкоп. извлеченных из развалин Шумера, многие представляют собой школьные копии, переписанные руками учеников.

О методах и технике преподавания в школах Шумера мы пока знаем совсем немного. С утра, придя в школу, ученики разбирали табличку, которую написали накануне.

Затем - старший брат, то есть помощник учителя, подготавливал НОВУЮ табличку, которую ученики начинали разбирать и переписывать. Старший брат. а также отец школы, видимо, еле/шли за работой учеников, проверяя, правильно ли они переписывают текст. несомненно, что успехи шумерских учеников в значительной мере зависели от их памяти, учителя и их помошники должны были сопровождать подробными объяснениями слишком сухие списки слов. таблицы и литературные тексты, переписываемые учениками. Но эти лекции, которые могли бы оказать нам неоценимую помощь при изучении шумерской научной и религиозной мысли и литературы, по-видимому, никогда не записывались, а потому навсегда утрачены.

Несомненно одно: преподавание в школах Шумера не имело ничего общего с современной системой обучения, при которой усвоение знаний в значительной степени зависит от инициативы и самостоятельной работы; самого ученика.

Что касается дисциплины. то без палки дело не обходилось. Вполне возможно, что. не отказываясь от поощрения учеников за успехи, шумерские педагоги все же больше полагались на Устрашающее действие палки, мгновенно каравшей отнюдь не райской. Он ходил в школу каждый день и просто там с утра до вечера. Наверное, в течение года устраивались какие-то каникулы, то мы об этом не имеем никаких сведений. Обучение длилось годами, ребенок успевал превратиться в юношу. интересно было бы посмотреть. имели ли шумерские ученики возможность выбирать работу или ИНУЮ специализацию. и если да. то в какой мере и на каком этапе обучения. Однако об этом, как и о многих других подробностях. источники умалчивают.

Одно в Сиппаре. а другое - в Уре. Но кроме того. что в каждом из этих зданий найдено большое количество табличек, они почти ничем не отличаются от обыкновенных жилых домов, а потому наша догадка может быть и ошибочной. Только зимой 1934.35 г. французские археологи обнаружили в городе Мари на Евфрате (на северо-запад от Ниппура) две комнаты, которые по своему расположению и особенностям явно представляют собой школьные классы. В них сохранились ряды скамеек из обожженного кирпича, рассчитанные на одного, двух или четырех учеников.

Но что думали сами ученики о тогдашней школе? Что бы дать на этот вопрос хотя бы неполный ответ. Обратимся к следующей главе, в которой приводится весьма любопытный текст о школьной жизни в Шумере, написанный почти четыре тысячи лет назад, но лишь недавно собранный из многочисленных отрывков и наконец-то переведенный. Этот текст дает, в частности, ясное представление об отношениях между учениками и учителями и является уникальным первым документом в истории педагогики.

школы у шумер

реконструкция шумерской печи

Вавилрнские печати-2000-1800гг.

о

Серебряная модель лодки,шашечная игра

Древний Нимруд

Зеркало

Быт шумер,писцы

Доски для письма

Классная комната в школе

Плуг-сеялка,1тыс.до н.э.

Винный погреб

Литература шумерская

Эпос о Гильгамеше

Шумерская керамика

Ур

Ур

Ур

Ур


Ур

ур

Ур


Ур


Ур


Ур

Ур

Ур

Ур

Ур


Ур

Ур


Урук

Урук

Убейдская культура


Медный рельеф с изображением птицы Имдугуд из храма в Эль-Убейде. Шумер


Фрагменты фресковых росписей во дворце Зимрилима.

Мари. XVIII в. до н. э.

Скульптура профессионального певца Ур-Нина. Мари.

Сер. III тыс. до н. э

Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей. Гении, как злые, так и добрые, играли большую роль в жизни вавилонян. I тыс. до н. э.

Каменная резная чаша из Ура.

III тыс. до н. э.


Серебряные кольца для упряжи осла. Гробница царицы Пу-аби.

Ур. III тыс. до н. э.

Голова богини Нинлиль – жены бога Луны Нанна, покровителя Ура

Терракотовая фигура шумерского божества. Телло (Лагаш).

III тыс. до н. э.

Статуя Курлиля – начальника житниц Урука.Урук. Раннединастический период, III тыс. до н. э.

Сосуд с изображением животных. Сузы. Кон. IV тыс. до н. э.

Каменный сосуд с цветными инкрустациями. Урук (Варка).Кон. IV тыс. до н. э.

«Белый храм» в Уруке (Варке).


Тростниковый жилой дом убейдского периода. Современная реконструкция. Национальный парк г. Ктесифона


Реконструкция частного дома (внутренний дворик)Ур

Ур-царская могила


Быт


Быт


Шумер несет ягненка для жертвоприношения

Культура Финикии стала производной от культуры иных, древних и могущественных ближневосточных цивилизаций. Многое финикийцы позаимствовали у хеттов, греков и народов Месопотамии, они как бы переработали соседние культуры, смешали их, и создали свою собственную. Долгое время Финикия находилась под египетским владычеством, однако был в ее истории и периоды, когда на ее землях властвовали хетты и ассирийцы. В целом, их культура древней Финикии начала свое зарождение еще в 4 тысячелетии до н.э.
Главным культурным достижением финикийцев можно назвать создание финикийского консонантного письма, которое появилось примерно во второй половине второго тысячелетия до н.э. Исследователи не знают, откуда именно произошло финикийское письмо, большая часть историков считает, что их письмо стало производным от псевдоиероглифического письма города Библ, либо же из протосинайской письменной системы. При этом финикийский алфавит стал своего рода революцией в древней письменности - в видоизмененном виде он попал в древнюю Грецию, оттуда его позаимствовала Римская Империя. И по сей день разработанная финикийцами алфавитная система используется для записи самых популярных в мире языков.

Самыми старыми памятниками финикийской литературы принято считать тексты из Угарита, содержащие мифические рассказы, надписи правителей крупнейших финикийских городов. При этом их литературные произведения до нашего времени не дошли. В период эллинизма и владычества римлян в регионе здесь была широко распространена греческая литература. Авторы тех времен в своих работах ссылались на так называемые «Хроники Тира» и прочие произведения времен расцвета Финикии. До нашего времени дошли также тексты, переданные в изложении авторов античных времен, таких как Диодор и Юстин.

Теоретически сочинения карфагенского мореплавателя Ганнона также можно отнести к финикийской литературе, ведь Карфаген являлся колониальным владением финикийцев вплоть до 6 века до н.э., поэтому неудивительно, что культура древней Финикии оставила на нем свой отпечаток. Согласно этим текстам карфагенские мореплаватели переняли астрономические знания, столь необходимые в открытом море, у финикийцев. Кроме того, финикийцы произвели самые обширные для своих времен исследования, в 7 веке до н.э. по приказу египетского фараона, их корабли обогнули всю Африку. При этом незадолго до этого подобное путешествие произвел и Ганнон.

Культура Финикии, все же, имела нечто общее с культурой других народов древнего Ближнего Востока. В частности, это отразилось в их архитектурных традициях. Для строительства финикийцы использовали крупные блоки из камня, которые устанавливались на насыпи из камня и щебня. Укладывая камни, они плотно пригоняли их друг к другу, смешивая при помощи смеси извести и песка. При строительстве они использовали архитектурные традиции египтян и хеттов, которые в разные периоды истории правили Финикией.
Важной частью финикийской культуры являлась религия. Своим верховным богам они возводили храмы в своих крупнейших городах. При этом их религиозное рвение было большим - несмотря на то, что морской путь из отдаленных финикийских колоний мог занять очень много времени, жрецы из крупных колониальных поселений в Испании и современном Тунисе. В некоторых случаях и сами правители, отправлялись в Тир для того, чтобы получить благословление Баала и других высших финикийских божеств.

Шумерская культура

Бассейн рек Евфрат и Тигр называют Месопотамией, что в переводе с греческого означает Междуречье или Двуречье. Эта природная область стала одним из крупнейших земледельческих и культурных очагов Древнего Востока. Первые посœелœения на этой территории стали появляться уже в 6 тысячелœетии до н. э. В 4-3 тысячелœетиях до нашей эры на территории Месопотамии начали формироваться древнейшие государства.

Возрождение интереса к истории Древнего мира началось в Европе с эпохи Ренессанса. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы вплотную подойти к расшифровке давно забытой шумерской клинописи. Тексты, написанные на шумерском языке, были прочитаны лишь на рубеже 19–20 вв., одновременно начались и археологические раскопки шумерских городов.

В 1889 году американская экспедиция приступила к исследованию Ниппура, в 1920-х годах английский археолог сэр Леонард Вулли вел раскопки на территории Ура, чуть позже немецкая археологическая экспедиция исследовала Урук, британские и американские ученые нашли царский дворец и некрополь в Кише, и, наконец, в 1946 году археологи Фуад Сафар и Сетон Ллойд под эгидой иракского Управления древностей начали копать в Эриду. Усилиями археологов были открыты огромные храмовые комплексы в Уре, Уруке, Ниппуре, Эриду и других культовых центрах шумерской цивилизации. Освобожденные от песка колоссальные ступенчатые платформы-зиккураты , служившие основаниями для шумерских святилищ, свидетельствуют о том, что шумеры уже в 4 тысячелœетии до н. э. положили начало традиции культового строительства на территории Древнего Двуречья.

Шумер - одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовавшая в конце 4 - начале 2 тысячелœетия до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата͵ на юге современного Ирака. Около 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (главными политическими центрами были Лагаш, Ур, Киш и др.), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) - основателя великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива, объединили Шумер.
Размещено на реф.рф
Главным центром стал город Аккад, чье название послужило именем новой державы. Аккадская держава пала в 22 в. до н. э. под натиском кутиев - племен, пришедших с западной части Иранского нагорья. С ее падением на территории Двуречья вновь начался период междоусобиц. На последнюю треть 22 в. до н. э. приходится расцвет Лагаша, одного из немногих городов-государств, сохранявших относительную независимость от кутиев. Его процветание было связано с правлением Гудеи (ум. ок. 2123 до н. э.) - царя-строителя, который возвел неподалеку от Лагаша грандиозный храм, сконцентрировав культы Шумера вокруг лагашского бога Нингирсу. До нашего времени дошло множество монументальных стел и статуй Гудеи, испещренных надписями, прославляющими его строительную деятельность. В конце 3 тысячелœетия до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось вновь объединить всœе области Нижнего Двуречья. С этим периодом связан последний взлет шумерской культуры.

В XIX в. до н.э. среди шумерских городов возвышается Вавилон [шумер.
Размещено на реф.рф
Кадингирра (ʼʼврата богаʼʼ), аккад. Бабилу (тот же смысл), греч. Babulwn, лат. Babylon] - древний город на севере Месопотамии, на берегу Евфрата (к юго-западу от современного Багдада). Основан, видимо, шумерами, но впервые упоминается во времена аккадского царя Саргона Древнего (2350-2150 до н. э.). Был незначительным городом вплоть до утверждения в нем так называемой Старовавилонской династии аморейского происхождения, родоначальником которой был Сумуабум. Представитель этой династии Хаммурапи (правил в 1792-50 до н. э.) превратил Вавилон в крупнейший политический, культурный и экономический центр не только Месопотамии, но и всœей Передней Азии. Вавилонский бог Мардук стал главой пантеона. В его честь, помимо храма, Хаммурапи начал воздвигать зиккурат Этеменанки, известный как Вавилонская башня. В 1595 ᴦ. до н. э. в Вавилон вторглись хетты под предводительством Мурсили I, разграбившие и разорившие город. В начале 1-го тыс. до н. э. царь Ассирии Тукульти-Нинурта I разбил вавилонское войско и захватил в плен царя.

Последующий период истории Вавилона был связан с непрекращающейся борьбой с Ассирией. Город неоднократно разрушался и отстраивался заново. Со времен Тиглатпаласара III Вавилон был включен в состав Ассирии (732 до н. э.).

Древнее государство в Северном Двуречье Ассирия (на территории современного Ирака) в 14-9 вв. до н. э. неоднократно подчиняла Северную Месопотамию и прилегающие районы. Период наивысшего могущества Ассирии - 2-я пол. 8 – 1 -я пол. 7 вв. до н. э.

В 626 до н. э. Набопаласар, царь Вавилона разрушил столицу Ассирии, провозгласил отделœение Вавилона от Ассирии и основал нововавилонскую династию. Вавилон усилился при его сыне, царе Вавилонии Навуходоносоре II (605-562 до н. э.), который вел многочисленные войны. За сорок лет своего правления он превратил город в самый великолепный на Ближнем Востоке и во всœем тогдашнем мире. В Вавилон Навуходоносор привел в плен целые народы. Город при нем развивался по строгому плану. Были построены и украшены Ворота Иштар, Дорога процессий, крепость-дворец с Висячими садами, вновь усилены крепостные стены. С 539 ᴦ.до н.э. Вавилон практически перестал существовать как независимое государство. Он завоевывался то персами, то греками, то А. Македонским, то парфянами. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское населœение и хранит память о величественном городе, спрятанном под холмами.

В Европе Вавилон был известен по упоминаниям в Библии, отразившим те впечатления, которые он некогда произвел на древних евреев. Вместе с тем, сохранилось описание греческого историка Геродота͵ побывавшего в Вавилоне во время своего путешествия, составленное между 470 и 460 до н. э., но в деталях ʼʼотец историиʼʼ не вполне точен, так как не знал местного языка. Поздние греческие и римские авторы не видели Вавилона своими глазами, а основывались на том же Геродоте и рассказах путешественников, всœегда приукрашенных. Интерес к Вавилону вспыхнул после того, как итальянец Пьетро делла Валле в 1616 привез отсюда кирпичи с клинописной надписью. В 1765 году датский ученый К. Нибур отождествил Вавилон с арабской деревушкой Хилле. Начало систематическим раскопкам положила немецкая экспедиция Р. Кольдевея (1899). Она сразу же открыла развалины дворца Навуходоносора в холме Каср.
Размещено на реф.рф
До Первой мировой войны, когда работы были свернуты из-за наступления английской армии, немецкая экспедиция раскопала значительную часть Вавилона периода расцвета. Многочисленные реконструкции представлены в Музее Передней Азии в Берлинœе.

Одним из крупнейших и наиболее значительных достижений ранних цивилизаций было изобретениеписьменности. Древнейшая в мире система письма представляла собой иероглифы , которые первоначально носили рисуночный характер.
Размещено на реф.рф
В дальнейшем иероглифы превратились в символические знаки. Большинство иероглифов были фонограммами, то есть обозначали сочетания двух или трех согласных звуков. Другой разновидностью иероглифов – идеограммами - обозначали отдельные слова и понятия.

Рисуночный характер иероглифическая письменность утратила на рубеже 4–3 тысячелœетий до н. э.. Около 3000 ᴦ. до н.э. в Шумере возникла клинопись. Этот термин ввел в начале XVIII века Кемпфер для обозначения письмен, употреблявшихся древними обитателями долины Тигра и Евфрата. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Названиеклинопись соответствует форме знаков, имеющих вверху утолщение, но справедливо только для их более поздней формы; первоначальная же, сохранившаяся в древнейших надписях шумерийских и первых вавилонских царей, носит всœе черты картинного, иероглифического письма. Путем постепенных сокращений и благодаря материалу - глинœе и камню, знаки приобретали менее закругленную и связную форму и стали, наконец, состоять из отдельных утолщенных кверху штрихов, помещенных в разных положениях и комбинациях. Клинопись - письмо силлабическое, состоящее из нескольких сот знаков, из которых 300 наиболее употребительны. В их числе более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 - для сложных; есть знаки для цифр, по шестидесятичной и десятичной системам.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано. Среди записей, датируемых 26 в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания. Шумерская традиция сыграла большую роль в распространении сказаний, составленных в форме спора - жанра, типичного для многих литератур Древнего Востока.

Одним из важных достижений ассирийской и вавилонской культур было создание библиотек. Крупнейшую из известных нам библиотек основал ассирийский царь Ашшурбанапал (VII в. до н.э.) в своем дворце Нинœевии – археологи обнаружили около 25 тысяч глиняных табличек и фрагментов. Среди них: царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные памятники, научные тексты. Литература в целом была анонимна, имена авторов полулегендарные. Ассиро-вавилонская литература полностью заимствована из шумерских литературных сюжетов, изменены лишь имена героев и богов.

Самым древним и значительным памятникомшумерской литературы является Эпос о Гильгамеше (ʼʼСказание о Гильгамешеʼʼ - ʼʼО всœе видавшемʼʼ). История открытия эпоса в 70-х годах 19 века связана с именем Джорджа Смита , сотрудника Британского музея, который среди обширных археологических материалов, присылаемых в Лондон из Месопотамии, обнаружил клинописные фрагменты сказания о Потопе. Доклад об этом открытии, сделанный в конце 1872 в Библейском археологическом обществе, произвел сенсацию; стремясь доказать подлинность своей находки, Смит в 1873 году отправился на место раскопок в Нинœевии и нашел новые фрагменты клинописных табличек. Дж. Смит умер в 1876 в разгар работы над клинописными текстами во время третьей поездки в Месопотамию, завещав в своих дневниках последующим поколениям исследователœей продолжить начатое им изучение эпоса.

Эпические тексты считают Гильгамеша сыном героя Лугальбанды и богини Нинсун. ʼʼЦарский списокʼʼ из Ниппура - перечень династий Двуречья - относит правление Гильгамеша к эпохе I династии Урука (к. 27–26 вв. до н. э.). Продолжительность правления Гильгамеша ʼʼЦарский списокʼʼ определяет в 126 лет.

Существует несколько версий эпоса: шумерская (III тыс. до н.э.), аккадская (конец III тыс. до н.э.), вавилонская. ʼʼЭпос о Гильгамешеʼʼ изложен на 12 глиняных таблицах. По мере развития сюжета эпоса образ Гильгамеш меняется. Сказочный герой-богатырь, похваляющийся своей силой, превращается в человека, познавшего трагическую быстротечность жизни. Могучий дух Гильгамеша восстает против признания неизбежности смерти; лишь в конце своих странствий герой начинает понимать, что бессмертие ему может принœести вечная слава его имени.

Шумерские сказания о Гильгамеше являются частью древней традиции, тесно связанной с устным творчеством и имеющей параллели с сюжетами других народов. В эпосœе содержится одна из древнейших версий о Всемирном потопе, известная по библейской книге Бытия. Интересно также пересечение с мотивом греческого мифа об Орфее.

Сведения о музыкальной культуре имеют самый общий характер.
Размещено на реф.рф
Музыка входила в качестве важнейшей составляющей во всœе три пласта искусства древних культур, которые можно выделить в соответствии с их назначением:

  • Фольклор (от анᴦ. Folk-lore – народная мудрость) – народное песенно-поэтическое творчество с элементами театрализации и хореографии;
  • Храмовое искусство – культовое, богослужебное, выросшее из ритуальных действ;
  • Дворцовое – светское искусство; его функции – гедонистическая (доставлять удовольствие) и церемониальная.

Соответственно музыка звучала во время культовых и дворцовых церемоний, на народных празднествах. Мы не имеем возможности восстановить ее. Лишь только отдельные рельефные изображения, а также описания в древних письменных памятниках позволяют делать определœенные обобщения. К примеру, часто встречаемые изображения арфы дают возможность считать ее популярным и почитаемым музыкальным инструментом. Из письменных источников известно, что в Шумере и Вавилоне почитали флейту. Звук этого инструмента͵ по мнению шумерцев, был способен возвращать к жизни умерших. По-видимому, это было связано с самим способом звукоизвлечения – дыханием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ считалось признаком жизни. На ежегодных праздниках в честь Таммуза – вечно воскрешающего бога – звучали флейты, олицетворяя воскресение. На одной из глиняных табличек было написано: ʼʼВ дни Таммуза играйте мне на лазоревой флейте…ʼʼ

Шумерская культура - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Шумерская культура" 2017, 2018.

Заключение. Шумер и мы

В современном мире не существует шумерского и даже шире - месопотамского мифа. Египет, например, растиражирован в многократно искаженном виде третьесортными голливудскими картинами о мести мумии фараона, дешевыми подделками под древность, по сию пору продаваемыми в разных странах мира, стихотворениями европейских поэтов на псевдоегипетские темы. Когда-то Египет считался родиной всемирного эзотерического знания, его святыням и текстам, не умея их читать, поклонялись итальянские и немецкие герметисты. Египет призывали в свидетели открытых ими истин Коперник, Бруно и Кеплер. Еще раньше тайнам Египта дивились древние греки и римляне, считавшие египтян своими учителями во всех областях знания. Таким образом, можно сказать, что с древнейших времен существует культурный миф Египта, и это свидетельствует об особом свойстве самой древнеегипетской культуры - о заложенной в ней способности к мистификации человека со стороны. Кроме этого, конечно, не следует сбрасывать со счетов еще два чрезвычайно значимых фактора. Во-первых, египетская культура известна преимущественно зрительно, то есть через многочисленные изображения, количество которых превалирует над числом письменных памятников. Глядя на изображение, человек может наложить на него любое «озвучение», придать ему любой смысл, какой только доступен его фантазии. Во-вторых, современный Египет является одним из самых популярных туристических объектов, и поддержание египетского культурного мифа во всех формах и на всех уровнях позволяет этой стране преумножать и без того немалые богатства, удерживая свое высокое экономическое положение в странах арабского мира.

Совсем иначе обстоят дела с месопотамской культурой с древности и до наших дней. Шумеры, вавилоняне и ассирийцы оставили больше текстов, чем изображений, тексты эти читаются нелегко и в основном посвящены вопросам, далеким от разрешения последних тайн жизни и смерти. Как мы уже показали, шумерская культура и ее преемники сильно укоренены в бытии, образности здесь куда больше, нежели символизма, конкретность, детальность описания в основном превалирует над теоретическими размышлениями. Месопотамская культура не может мистифицировать, внушать ужас перед недоступной тайной, потому что она недостаточно концептуальна и не в должной мере обращена к душе (можно сказать, недостаточно интровертна). Человека здесь интересует либо мировой порядок и его соотнесенность с ним (шумеры и календарь), либо порядок общественный и его участие в поддержании этого порядка (вавилоняне и закон). Поэтому опыт месопотамской культуры может быть интересен только людям здравомыслящим, с научно ориентированным мировоззрением, либо людям серьезного искусства, извлекающим уроки из колоссального опыта древних мастеров. Но на массовое восприятие - во всяком случае, на сегодняшнее - эта традиция не рассчитана, поскольку в ней нет ни психотехник, ни мистических учений, а все сколько-нибудь магическое и астрологическое подчинено вполне конкретным прагматическим задачам. Отсутствие внешней эффектности и труднодоступная глубина отпугивают массового читателя, и в результате можно с прискорбием констатировать отсутствие обратной связи между древними народами Месопотамии и современным миром.

Но если бы это касалось только древних народов! Положение современного Ирака сравнимо только с жизнью блокадного Ленинграда, с той разницей, что иракская блокада и изоляция от мирового сообщества длятся уже около десятилетия. Трагедия древней земли отпугивает от Ирака туристов, а это, в свою очередь, тормозит процесс тиражирования иракской культуры на мировом рынке. В результате нет, например, фильмов и спектаклей по сюжетам аккадского эпоса о Гильгамеше, почти нет популярных книг, несущих в себе первичные сведения о культуре Древней Месопотамии. Разделы по Двуречью в школьных и вузовских учебниках написаны несравненно более скучно и лапидарно, нежели статьи по Египту или Израилю. Никакой информации, за исключением тех фактов, что в Месопотамии были ирригация, клинопись и рабы, учащийся получить не может.

На фоне прискорбного положения с месопотамской культурой в целом судьба шумерского наследия в современном мире может быть названа просто несостоявшейся. Студенчество, как и массовый читатель, начинает более-менее осознанно воспринимать историю Месопотамии только с Законов Хаммурапи. Шумерская история и культура не входят в сознание по нескольким причинам. О первой причине не хочется говорить долго - дело в отсутствии грамотно и красочно составленных альбомов по искусству Двуречья, которые помогли бы ввести учащегося (или просто любопытствующего) в пространство шумерской культуры. Вторая причина намного серьезнее и фундаментальнее. Шумерская культура - осколок той части архаического мира, которую составляли народы, существовавшие еще до расцвета первых египетских государств и впоследствии не вошедшие в число лидеров древности, Если Египет по многим своим мировоззренческим конструкциям смыкается с другими областями и народами афразийского мира, то система ценностей шумеров примыкает совершенно к другому полюсу, о местонахождении которого мы можем сегодня лишь догадываться. Шумерский мир - это такая архаика, которую в некоторых проявлениях можно сравнить с архаикой доарийской Индии и дравидского Ирана, в чем-то - с сибирским шаманизмом, а в чем-то даже с индоевропейскими народами (например, с древними иранцами и славянами). Здесь ценится бытийное, множественное, материальное, оседлое, более связанное с домом и землей, нежели собственно с культом предков. Здесь нет абсолютной человеческой власти над миром, чувство равноправно с разумом и волей, а иногда затмевает их. Законы сил внешнего мира ценятся здесь больше, чем законы общества. Такая «неафразийская» кодировка мироздания не вмещается в сознание людей, возросших на типично афразийских ценностях: единый бог, единый мир, единый государь, примат духовного над материальным, родственного над территориальным, разумного и волевого над чувственным, социального над природным. Адекватное понимание шумерского мира означало бы понимание еще одного подхода к устройству мира общечеловеческого, а мир этот гораздо шире и больше прокрустова ложа библейско-германской модели.

Хочется надеяться на то, что в будущем многополярность мирового культурного развития станет основным принципом гуманитарных исследований, а изучение обществ неафразийской архаики (или неклассической архаики) в аспекте ценностной системы станет одним из приоритетных направлений деятельности историков и культурологов. При соблюдении этих условий можно будет не только глубоко вчитаться в разнообразные памятники шумерской культуры, но и впервые непредвзято рассмотреть шумерское наследие как вариант альтернативной общественной стратагемы, интересный современному человеку в качестве модели при прогнозировании будущего развития человечества.

Говоря о шумерской модели мира, нужно учитывать поразительную близость между государствами Южного Двуречья и осуществившейся в XX веке моделью социалистического государства. Общими здесь являются и представления о революции как очищении времени от событий, и принудительный труд населения на государство, и стремление государства обеспечить всех равными пайками. Вообще можно, наверное, сказать, что Шумер представляет собой как бы подсознание человечества - шумерская культура подпитывается первобытно-общинными эмоциями, которые современный человек должен в себе преодолевать и трансформировать. Это и желание физического превосходства над другими, и стремление к равенству всех людей (прежде всего к имущественному), и отрицание свободы воли, и связанное с ним отрицание человеческой личности, и стремление расправиться со всем, что кажется бесполезным в наследии прошлого. Вместе с тем нельзя игнорировать какую-то особую целительность шумерской культуры, к которой погрязший в комплексах и условностях общества современный человек припадает в поисках искренности, душевной теплоты и ответов на главные вопросы бытия. За этой культурой как будто скрывается навсегда утраченное детство - время больших вопросов к жизни, на которые не смог ответить озабоченный сиюминутными делами повзрослевший человек. Такими же наивными и главными для жизни всегда были Гомер и Шекспир - со всеми реками крови, открытыми страстями - но и с тем предельным проникновением в сущность человека, на которое способно только существо с задатками одновременно ребенка и бога. Можно сказать, что шумерская культура по-шекспировски гениальна выбором своей духовной цели - и так же, как Шекспир, отвращает современного человека набором своих средств.

Если читатель, закрыв последнюю страницу этой книги, смог ощутить Шумер как нечто фундаментально значимое и одновременно ни на что непохожее, в чем еще предстоит разобраться, - значит, мы можем считать свою цель достигнутой.

В Приложении помещены переводы шумерских текстов разных эпох. Все переводы выполнены по изданиям клинописных автографии с учетом латинской транслитерации текстов. Каждому переводу предпослано краткое пояснение. Переводчики старались сохранить ритмико-интонационную основу текста, избегая обращений к высокому стилю и поэтических украшений, ведущих к восприятию текста как некой «восточной экзотики». В квадратные скобки взяты битые части табличек, в круглые - слова, добавленные авторами перевода для сохранения целостности русского предложения. Непонятные места обозначены многоточием; хорошо сохранившиеся слова, перевод которых неизвестен, - курсивом. Слова и понятия, смысл которых неясен, заключены в кавычки.

Из книги Двенадцатая планета [с иллюстрациями] автора Ситчин Захария

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ШУМЕР - СТРАНА БОГОВ Теперь уже нет никаких сомнений в том, что «древние слова», которые на протяжении нескольких тысяч лет служили языком науки и религии, представляли собой шумерский язык. Доказано также, что «древними богами» назывались боги Шумера;

Из книги Двенадцатая Планета [илл., ёфиц.] автора Ситчин Захария

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ ШУМЕР - СТРАНА БОГОВ Теперь уже нет никаких сомнений в том, что «древние слова», которые на протяжении нескольких тысяч лет служили языком науки и религии, представляли собой шумерский язык. Доказано также, что «древними богами» назывались боги Шумера;

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Древний Шумер. Очерки культуры

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

МЕСОПОТАМИЯ (ШУМЕР, АККАД, ВАВИЛОНИЯ, АССИРИЯ) Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII–IV вв. до н. э. М., 1974.Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. М., 1983.Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., 1990.Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа. Ереван, 1968.Емельянов В.В. Древний Шумер: очерки

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Шумер Шумерская цивилизация является одной из древнейших. Она сложилась приблизительно в IV–II тысячелетиях до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата. В III тысячелетии до н. э. возросло значение ряда таких шумерских городов, как Лагаш, Киш, Ур, и многих других. Между этими

Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Глава 2. Древний Шумер и Вавилон § 1. Возникновение государстваВавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства,

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Падение Ура: Шумер умер, да здравствует Шумер! Первые признаки того, что дела обстоят не совсем хорошо, проявились на западной границе империи во время царствования Шу-Сина (2036–2028 гг. до н. э.), брата Амар-зуэна. Как и его предшественники, сначала он довольно успешно воевал

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

ШУМЕР На рубеже IV и III тыс. до н. э., примерно одновременно с возникновением государства в Египте, в южной части междуречья Тигра и Евфрата появляются первые государственные образования. В начале III тыс. до н. э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

Шумер, Америка и Океания По мнению английского археолога Леонарда Вулли, Шумер раннединастического периода ушел во всех отношениях намного вперед от Египта, который в ту эпоху лишь выбирался из состояния варварства. И когда Египет действительно пробудился в дни

Из книги История Древнего Востока автора Вигасин Алексей Алексеевич

Шумер В начале III тысячелетия до н. э. Шумер представлял собой хотя и небольшую, но густо заселенную область. Его основные центры, такие, как города Ур, Урук, Ларса, Лагаш, Умма, разделяло часто всего лишь несколько километров. Плотность городских центров свидетельствует о

Из книги Древний Восток автора

От понятия «Шумер и Аккад» к понятию «Месопотамия» К середине I тысячелетия до н. э. Нижняя Месопотамия стала устойчиво именоваться «Вавилонией», а Верхняя - «Ассирией» (так как ассирийцы завоевали Верхнюю Месопотамию и прочно ей владели). Оба эти термина в

автора

2.1. ДРЕВНИЙ ШУМЕР В VII тысячелетии до н. э. междуречье Тигра и Евфрата к югу от 34 параллели было почти необитаемой страной болот и пустынь. Освоение этих земель началось в середине VI тысячелетия созданием первых оросительных систем в районе теперешней Самарры, а к концу

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

2.4. ШУМЕР ПРИ III ДИНАСТИИ УРА Хроника говорит, что вожди кутиев «не знали, как управляться законами», поэтому они поручили управление местным чиновникам. Некоторые уцелевшие города, например Лагаш, стали фактически самоуправляемыми, и в них возродились порядки,

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Шумер до конца Раннединастического периода С приходом шумеров археологическая культура Убейд сменяется в Нижней Месопотамии культурой Урук (IV тыс. до н. э.). Шумеры смешались с местными субареями и ассимилировали их, в свою очередь переняв от них многие навыки ремесла и

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Земля Шумер Первоначальным домом семитов была, без сомнения, Аравия, сейчас жаркая и бесплодная земля, в то время как прямо над ее извилистым северным краем лежит «плодородный полумесяц». Западный рог этого полумесяца проходит на юго-запад вдоль восточного