Кто такие Хетты? Империя цивилизации хеттов

Хетты из ранних «скифов»

Если античная наука считала скифов по цивилизованности древнее египтян, то в определённой степени необходимо искать следы ранних скифов на территории самой Скифии и в округе (хотя по древним гаплогруппам и ностратике пращуры народов древней Скифии явно обитали десятки тысяч лет назад южнее Чёрного моря и Каспия).

В целом полиэтничные скифы явно формировались из элиты палеевропейцев (будуших индоевропейцев, тюрков, финно-угров, народов округи Кавказа)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Протоевропейский_тип

Яркими представителями ранних скифов являются арии (индоарии)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Арии; http://ru.wikipedia.org/wiki/Индоарийские_миграции
Они создавали ранние государства в контактах с ранними семитами, особенно северными
http://ru.wikipedia.org/wiki/Семит; http://ru.wikipedia.org/wiki/Шумер
В частности, здесь привлекателен Бэл (Бел; в пер. с аккад. - «владыка», «господин»; но возможны и аналоги «б-(п, в)-л» с огласовками в других языках:П.З.) - в религиях Древнего Междуречья обозначение верховного бога. Применялось по отношению к шумерскому богу Энлилю, одному из троицы космических богов (Ану, Энлиль, Эа), а позднее являлось обозначением Мардука, бога города Вавилона.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бэл; http://ru.wikipedia.org/wiki/Баал
http://ru.wikipedia.org/wiki/Велес

Индоарийские аналоги ранней Скифии общеизвестны
http://www.fidel-kastro.ru/history/ancient/scif_ind.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гусева_Наталья_Романовна
http://ashtanga.narod.ru/india-memory.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Клейн,_Лев_Самуилович
Это для некоторых надуваемых СМИ и коллегами научных авторитетов, которые любят рассуждать о праславянах вне индоевропейства.

Велика вероятность, что частью отражали северные индоевропейские (неизбежно и ранние скифские) традиции и хетты.

Википедия старается быть сравнительно объективной.
Хетты (греч. ;;;;;;;;, самоназвание неситы) - индоевропейский народ бронзового века, обитавший в Малой Азии, где создал Хеттское царство. Хетты (ивр. ;;;;HTY, или ивр. ;;;-;;;BNY-HT) неоднократно упомянуты в Библии. В последние века своего существования хетты воевали с египтянами (при Тутмосе III и Рамсесе II - XV-XIII век до н. э.) за контроль над Сирией (особенно за город Кадеш). После уничтожения Хеттского царства народами моря народ хеттов пришел в упадок. На их месте поселились фригийцы, вытеснив хеттов в Киликию, Мелид (Мелитена) и Куммух (Коммагена), где они дожили до прихода персов и впоследствии были ассимилированы малоазийскими греками.

Происхождение

Прародиной хеттов были предположительно Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н. э.. Л. А. Гиндин полагает, что хетты были первым индоевропейским народом (Среднестоговская культура http://ru.wikipedia.org/wiki/Среднестоговская_культура), заселившим Болгарию и Грецию еще в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы. Хетты испытали сильное влияние в лице местного автохтонного субстрата хаттов и, в меньшей степени, хурритов (Митанни).

Также влияние на культуру хеттов оказала вавилонская цивилизация, от которой они заимствовали клинопись.
Этноним
Самоназвание хеттов Nesili или Kanesili происходило от города Неса (Каниш), в то время как термин Hatti использовался для обозначения жителей Хеттского царства, а также более древних обитателей этих земель - хатти.
Хеттский язык

В 1920-х гг. Бедржих Грозный доказал индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков - двух основных близкородственных письменных языков Хеттского царства. Позднее было установлено, что от данных языков происходили ликийский, карийский, лидийский, сидетский и ряд других языков Малой Азии I тыс. до н. э., не переживших эпохи римского завоевания. Хетты использовали для своих записей две письменности: адаптированный вариант ассиро-вавилонской клинописи (для ранних текстов на хеттском языке) и оригинальную силлабо-идеографическую письменность (для более поздних текстов на лувийском языке).

Обработка железа

Хетты первыми в Европе овладели технологиями обработки железа и изготовления железных предметов как минимум с XIV в. до н. э., а также владели технологией изготовления колесниц. В свою очередь знаменитая хеттская легкая колесница (появилась в Передней Азии около 1600 года) заимствована ими у кочевников-ариев. «Хеттский трактат о тренировке лошадей восходит к митаннийским специалистам в этом деле и содержит индоарийские термины…» Сами колесницы пришли в Грецию, несомненно, от хеттов. Хетты вытеснили с территории, которую они заняли, более древний народ хатти, у которых технология обработки железа была охраняемым секретом[источник не указан 399 дней]. Известно послание фараона, датируемое примерно 2000 годом до н. э. царю хатти с просьбой прислать ему железный кинжал, что в эпоху бронзового века было очень дорогим подарком. В течение многих лет хетты продолжали владеть секретом производства железа, что, наряду с использованием боевых колесниц давало этим воинственным племенам огромное преимущество.

Религия
Основная статья: Хеттская мифология

Культ хеттов известен по барельефам. Хетты поклонялись богу грома - Тишуб-Тарку. Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором - в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.

Женские божества

Главное женское божество хеттов вероятно было первообразом малоазиатской «Великой Матери», с именем Ma, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове. В Богаз-Кёе есть интересное изображение хеттского божества в высоком остром 8-угольном головном уборе.

Храмы имели сходство с семитическими (традиционными в округе:П.З.). В Эюке и Богаз-кёе (Изили-Кая) это были дворы среди природных скал, украшенных барельефами. Последние представляли религиозные сцены: шествия богов, процессии жрецов, мистические церемонии. Псевдо-Лукиан говорит о городском храме на высокой платформе, с большим двором, за которым следовали святилище и отделявшееся завесой святое святых. Медный жертвенник и идол стояли на дворе; здесь же был пруд для священных рыб; у входа стояли два огромных конусообразных символа плодородия; в самом храме - престол Солнца; были статуи различных божеств; при храме содержались орлы, лошади, быки, львы, посвящённые божествам. Боги представлялись шествующими на этих животных. В Эюке найдены колоссальные сфинксы. На одной из их сторон находится барельеф двуглавого орла. Этот символ неоднократно встречается у малоазиатских хеттов; например, в Изили-кая на нём шествуют два божества. При храмах были многочисленные коллегии жрецов, доходившие иногда до нескольких тысяч.

Культ имел крайне оргиастический характер (самооскопления, исступленность, ритуальная проституция). Одеяние жрецов было длинное, ассирийского типа; в руках у них были загнутые жезлы. О мифах хеттов нам ничего не известно, кроме сказания об Аттисе, любимце Великой Матери, изувечившем себя. Миф этот - одного порядка с рассказом о Таммузе и Адонисе и имеет в виду юного бога весны.
Псевдо-Лукиан говорит о существовании в Иераполе сказания о потопе. По содержанию оно почти тождественно с вавилонским и библейским; имя героя - Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали, в расщелине скалы под храмом, сток вод потопа.

Общество
Основная статья: Хеттское царство
Антропологический тип

Антропологический тип хеттов (преимущественно) брахикефальный; у них тёмные волосы, длинный загнутый нос, выдающиеся скулы, короткий круглый подбородок, светлый цвет кожи. Волосы длинны и ниспадают на плечи двумя косами; на хеттских памятниках - одна коса сзади. Многие носили длинные бороды. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хетты

Хетты (по КЕЭ, том 9, кол. 783–785) - (;;;;;;;, хиттим), древний народ индоевропейской языковой группы, населявший восточную часть Анатолии (Малой Азии). В Библии хетты упоминаются как великий народ, чья земля простиралась «от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата... и до великого моря к западу солнца» (ИбН. 1:4), а также как этническая группа, которая обитала в Ханаане во времена патриархов и вплоть до эпохи царства Соломона (Быт. 15:20; Втор. 7:1; Суд. 3:5) и которая именуется в Библии «детьми Хета» (Быт. 23:3 и в других местах), сына Ханаана (Быт. 10:15).

(Моё: здесь Википедия и еврейская энциклопедия демонстративно не упоминают подробностей
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аврам
В глубокой старости Авраам женился на Хеттуре (Ктуре), родившей ему ещё несколько детей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества племён» (Быт.17:5).
Если точнее:
«Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. 20 Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.(Бытие 23.19 – 29)…

1 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. 2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. 3 Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим. 4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. 5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], 6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. 7 Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; 8 и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему. 9 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10 на поле [и в пещере], которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. .(Бытие 25.1 – 10)»
http://ru.wikisource.org/wiki/Бытие#25:1
http://traditio.ru/wiki/Ишпакай

Явно, не только и не столько арабских, а в немалой степени индоевропейских: П.З.)

Согласно ассирийским и вавилонским источникам, хетты появились в Восточной Анатолии в начале 2 тыс. до н. э. Их название происходит от хаттов - народа, прежде обитавшего в этой области. Около 1800 г. до н. э. небольшие хеттские царства консолидировались в единое государство, которое в 1600 г. до н. э., при царе Хаттусилисе I, овладело значительными территориями в Анатолии и частью Северной Сирии. Преемник Хаттусилиса I, Мурсилис I, основал новую столицу империи - Хаттушу (Хаттусас; Богазкёй), при раскопках которой были найдены обширные архивы, служащие основным источником наших сведений о хеттской истории и литературе. Мурсилис I овладел Халебом, а около 1560 г. совершил поход на Вавилон, что ускорило падение первой вавилонской династии. Своей высшей точки Хеттская империя достигла при Суппилулиуме I (примерно 1380 г. до н. э. – 1350 г. до н. э.), который, превратив Митанни - одну из великих держав того времени - в хеттского вассала, овладел Верхней Месопотамией и Сирией вплоть до Ливана, а при его наследнике Мурсилисе II (примерно 1345 г. до н. э. – 1320 г. до н. э.) Арцава в юго-западной часть Анатолии стала вассалом хеттов. Хеттская экспансия в Сирии привела к столкновению с Египтом, войны с которым продолжались до 1280 г. до н. э., когда между двумя странами был заключен мирный договор. Спустя приблизительно 80 лет Хеттская империя была разрушена нападениями с запада.

Около столетия спустя после падения Хеттской империи на части ее территории возникли так называемые неохеттские царства - название, данное им историками на основании найденных на их территории надписей на так называемом иероглифическом хеттском. Это письмо сосуществовало с хеттским клинописным письмом (заимствованным из Месопотамии), которое, однако, было в употреблении лишь в прилегающих к Хаттуше районах и которое исчезло с падением Хеттской империи. Неохеттские царства были небольшими государствами, расположенными в Восточной Анатолии и Северной Сирии вплоть до Хаммата на юге. Правители этих царств именовали себя «царями хеттов». Во второй половине 10 в. до н. э. – 9 в. до н. э. большинство неохеттских царств в Сирии подпало под власть арамеев.

В отличие от этого неохеттские царства в Восточной Анатолии сохраняли свою независимость значительно дольше. Соломон вел торговлю с этими царствами (I Ц. 10:28, 29) и брал оттуда жен (I Ц. 11:1). В 9 в. до н. э. военная мощь этих царств была достаточной, чтобы вызвать панику в войске Даммесека (II Ц. 7:6), однако в следующем столетии они подпали под власть Ассирии (Хаммат в 720 г. до н. э., Каркемиш в 717 г. до н. э.). В ассирийских и вавилонских документах (вплоть до Нововавилонского царства) Сирия, включая Эрец-Исраэль, именуется «страной хеттов »; Саргон II в 711 г. до н. э. называет жителей Ашдода «неверными хеттами», а вавилонская хроника, повествуя о первом походе Навуходоносора на Иерусалим (598 г. до н. э.), сообщает, что «он пошел в землю хеттов»

В тех книгах Библии, в которых хетты упоминаются в контексте царства Давида и Соломона, речь, несомненно, идет о современных ему неохеттских государствах: хеттские жены царя Соломона (I Ц. 11:1) и кони, которых посылали Соломону «все цари хеттов и цари арамеев» (I Ц. 10:29; II Хр. 1:17; ср. II Ц. 7:6). Тот факт, что в дни Давида человек с характерным семитским именем Ахимелех назван хеттом (I Сам. 26:6), свидетельствует о таком же расширительном употреблении названия, что и в ассирийских и вавилонских документах (см. выше). Наряду с этим Библия упоминает хеттов как часть доизраильского населения Эрец-Исраэль (Быт. 15:20, 23; 26:34 и в других местах; Исх. 3:8 и в других местах; Втор. 7:1; ИбН. 3:10; 9:1 и в других местах; Суд. 3:5; I Ц. 9:20; II Хр. 8:7; Эз. 9:1; Нех. 9:8), главным образом в горных районах страны (Чис. 13:29; ИбН. 11:3). Хетт Урия, по всей видимости, из Иерусалима, был одним из «слуг» царя Давида (II Сам. 11:3; I Хр. 11:44). Из слов пророка Иехезкеля (16:3,46) можно заключить, что до израильского завоевания часть населения Иерусалима составляли хетты.

Поскольку Хеттская империя никогда не включала в себя Эрец-Исраэль, библейские упоминания хеттов как части древнего населения страны трудно поддаются объяснению. Последнее библейское упоминание о хеттах в Эрец-Исраэль относится ко времени царствования Соломона (II Хр. 8:7). ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА > Древнейший период
http://www.eleven.co.il/article/14510
http://www.bibliotekar.ru/CentrMech/10.htm
http://www.archaeology.ru/ONLINE/Klejn/Klejn_a_11.html

Л.С. Клейн в книге «Время кентавров: Степная прародина греков и ариев». (Санкт-Петербург, Евразия, 2010; 496 стр., 153 рис., 49 цветн. илл., тираж 2000 экз.) на основе осмысления огромного современного материала исследований пришёл к выводам, которые кратко суммировал в одном из интервью. http://klejn.archaeology.ru/index_rus.html

В.Е. (В.Е. Еременко 5.06.2010) От души поздравляю Вас с выходом в июне 2010 г. очередной книги «Время кентавров» и благодарю за согласие ответить на вопросы сайта Археология.РУ. Книгу эту долго ждали - она же была обещана и анонсирована давно, не правда ли?

Л.К. Ну, основа книги делалась много лет, а потом книга уже в готовом виде долго искала издателя. Это, как Вы знаете, в наших условиях нелегкая задача. Но и издатель говорит, что искал именно такую книгу. Вот они и нашли друг друга.

В.Е. Скажите, пожалуйста, почему интерес публики к ариям столь силен? Публики, очень далекой от истории и археологии.

Л.К. А интерес публики – он разный. Часть публики подогрета националистической пропагандой – арии, нордическая раса, бремя белого человека, арийские славяне, русские в палеолите и т. п. Книг на эти темы уйма, причем профессиональных нет.

В.Е. Но ведь арии на деле не славяне и не германцы, а иранцы и индийцы?

Л.К. Конечно (арии – прежде всего, одни из ранних индоевропейцев:П.З.). Но почти все авторы этих книг об ариях – любители, прочитавшие два-три учебника и переводы немецких антропологических писаний XIX – начала ХХ веков. К сожалению, молодежь часто клюет на эту пропаганду. Особенно та ее часть, которую подзуживают националистическими речениями неумные политиканы, да еще в обстановке притока мигрантов из ближнего зарубежья, который вызывает раздражение. Тут и чувства национального унижения при виде нашего реального отставания от Запада, и ностальгия по утраченной империи, хотя в этой империи господами были вовсе не они.

В.Е. Но есть и другая часть публики, которая относится к проблемам происхождения реальных ариев, а также греков и других индоевропейцев с естественным любопытством…

Л.К. С любознательностью, неистребимой в человеке. Всем же интересно знать корни своего народа и таких родственных народов, как греки и арии, учитывая их роль в истории. Арии, то есть иранцы и индоарии, определяли в значительной мере историю Ближнего Востока – Авеста и Ригведа, Иран и Индия, а иранские народы это также скифы и сарматы, воздействие которых на славян огромно. Достаточно сказать, что слово «бог» в славянских языках заимствовано из иранской речи (сами праславяне, понятно, такое сказать не могли, живя на паг-усах?!: П.З.).

В.Е. Насколько я понял, в книге речь идет не только об ариях и греках?

Л.К. Не только. Я вообще пытаюсь прояснить вопрос о происхождении всей семьи индоевропейских народов, но решил, что легче всего это сделать, уцепившись за юго-восточное крыло этой огромной общности.

В.Е. Почему?

Л.К. Потому что именно эти народы освещены ранней письменностью, то есть с ними можно продвинуться по освещенным письменностью ступенькам глубже всего. Я выделил те народы, языки которых схожи теснее других индоевропейских языков между собой. То есть составляли некогда одну языковую группу, которая потом распалась на отдельные языки. Это группа, выделившаяся из индоевропейской речи на первых порах, потом уже она распалась на отдельные языки. Я назвал эту предполагаемую предковую народность грекоариями.

В.Е. Почему? Потому что она состояла из предков греков и ариев?

Л.К. Точнее, греки и арии составляли в ней наиболее знакомое нам ядро. Но в нее входили и предки других народов – армян, фригийцев. Те и другие жили когда-то не в Малой Азии и на Кавказе, а на Дунае. Это известно. А до того, они, похоже, обитали в степной полосе…

В.Е. От Дуная до Урала?

Л.К. Да, от Дуная до Урала и дальше до Енисея. Вся эта территория, занятая ныне тюркскими народами, была в III–II до н. э. охвачена индоевропейскими народами. Это открыто уже давно, но археология приносит всё новые открытия. Вы ведь знаете о тех культурах, которые ныне раскопал в Туве и Монголии Алексей Ковалев…

В.Е. Да, конечно, его статьи размещены на сайте Археология.РУ.

Л.К. Он открыл там культуры, чрезвычайно схожие с культурами Франции, в частности Чемурчекскую культуру. Те же каменные изваяния, та же керамика. Это несомненная миграция из Западной Европы. Также совершенно европейский облик имеют древние мумии, обнаруженные в Северном Китае.

В.Е. Какая связь у носителей этих культур с тохарскими языками?

Л.К. Связь с тохарскими, т.е. индоевропейскими языками, открытыми там же, предстоит еще выяснить. Кроме тех народов, которые я назвал, в книге я рассматриваю и хеттов – индоевропейский народ Малой Азии, наиболее отличный от других индоевропейских и, видимо, отделившийся от индоевропейского корня раньше.

В.Е. На обороте титула в аннотации написано «Научно-популярная книга», а в справочной аттестации на последней странице стоит: «Научное издание». Что из этого верно? Ваша книга проходит по разряду научно-популярной литературы?

Л.К. Да, тут есть противоречие, но, знаете, обе характеристики верны. С одной стороны, книгу продавцы, вероятно, примут как "науч-поп". И в этом есть резон. То есть я старался писать простым языком, занимательно.

В.Е. Вы это умеете, когда захотите!

Л.К. Спасибо. Но, с другой стороны, сама проблема достаточно сложная, так что, вероятно, это не для подростков и блондинок. Книга рассчитана на сравнительно образованного читателя. Кроме того, она выполняет и некоторые функции научного исследования.

В.Е. Можно про это несколько подробнее?

Л.К. Дело в том, что, проблему я исследовал по возможности глубоко и профессионально, без скидок. И когда я стал приближаться к окончанию, выступил с серией докладов в Институте лингвистических исследований Российской академии наук, в очень профессиональной среде. В обсуждении участвовали два академика, дюжина профессоров, ученые из разных институтов и музеев. Всего за год я сделал 12 докладов, в среднем по докладу в месяц. Поскольку они были высоко оценены, решено было сделать их главами книги и опубликовать вместе со всеми 12 обсуждениями. Да еще и участники обсуждений добавили свои небольшие эссе в качестве приложений. Вот эту большую книгу («Древние миграции и происхождение индоевропейских народов») я сдал давно в Университетское издательство, заключили договор - и жду. Но издательство громоздкое, медленное, и книга выйдет нескоро. А я пока сделал научно-популярную книгу на ту же тему – «Время кентавров». Она бы должна была выйти после той, а выходит перед ней. Поэтому некоторые концепции, гипотезы, аргументы выдвинуты в ней впервые. Она volens-nolens исполняет функции публикации (по крайней мере препринта) научного исследования. Так что на нее можно ссылаться.

В.Е. Какие это концепции?

Л.К. Это прежде всего идентификация хеттов с баденской культурой - значит, археологически "улавливаются" хетты до их проникновения из Европы в Малую Азию.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Баденская_культура
Это также реконструкция грандиозной фригийской миграции из Подунавья в Индию, на полдороге которой отделились предки армян. Это, конечно, и моя старая идея о происхождении индоариев из катакомбной культурной общности Украины и Предкавказья. Здесь наиболее полно собраны доказательства. Это реконструкция грекоарийской мифологии по изваяниям степного энеолита…
В.Е. С лихвой достаточно для монографии. Значит, насколько я понимаю, Вы придерживаетесь северо-европейской концепции происхождения индоевропейцев, отвергая малоазийскую концепцию Ренфру и Иванова - Гамкрелидзе и степную концепцию М. Гимбутас?

Л.К. Да. Более всего, на мой взгляд, под население с индоевропейским праязыком подходит культура воронковидных кубков V–IV тысячелетий до н. э.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_воронковидных_кубков

В.Е. Тираж Вашей книги сравнительно небольшой - 2000 экземпляров. Книга Ваша очень красиво издана - привлекательная обложка с кентавром, много великолепных цветных фото, карты, схемы. Она, вероятно, недешева?
http://klejn.archaeology.ru/misc/interv.htm (см.: по источнику)

Проблема отчасти понятная. По традиции многих тысячелетий элита и инициативные группы северян (Скифии и округи) активно и разнообразно проявляли себя на юге.
И там являли образцы мастерства как строители
философы #10
дипломаты #15
наёмные воины http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st072.shtml
стражники (например, в Афинах) http://ancientrome.ru/publik/medvedev/medv02.htm и т.д.

Это проявлялось в Римской империи http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2261
http://ancientrome.ru/publik/kolosovs/kolos01.htm
Это доказывала и ранняя Византия

Эту сторону отечественной истории – активное участие древних соотечественников россиян в жизни древних государств – никак забывать нельзя.
Поэтому стоит тщательно исследовать и связи Южное Причерноморье (Хеттия) – Северное Причерноморье (родина Плина и Сколопита, Сагила и Панасагора)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Плин; http://ru.wikipedia.org/wiki/Сколопит
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сагил; http://ru.wikipedia.org/wiki/Амазонки
http://ru.wikipedia.org/wiki/Амазонки_из_скифов
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111110.htm

Рецензии

"Считается, что в Палестине и рядом жили арабы, евреи. А до того? Обратимся к Корану:

Сура 5, аяты 20…26

20.
(И вспомните, как) Муса народу своему сказал:

21.
О мой народ!
Вступите на святую землю,
Которую Аллах назначил вам,
(В бесчестии) назад не обращайтесь,
Чтоб не обречь себя на (тяжкую) потерю".
22.
Но молвили они:
"О Муса! На сей земле - народ великорослый.
Мы никогда не вступим на нее,
Пока они оттуда не уйдут.
А коль они ее покинут,
Мы (тотчас же) в нее войдем".
23.

24.
О Муса! - молвили они. -
Мы никогда войти туда не сможем,
Пока они там остаются.
Иди же ты и твой Господь
И там вдвоем сражайтесь,
А мы здесь посидим (и подождем).
25.

26.
Ответил (Бог):
"На сорок (долгих) лет
Земля святая им запретна будет.
Блуждать им бесприютно по земле…"

Какого же «великорослого» народа испугались ведомые Моисеем?...

Что первично – Русалим или Рушалем? Правда, есть зацепка, одно из названий города - Ариэль.

Божественный лев (Ариэль).
Лев священный и Рыс (про)священный – правда, это похоже на перевод когда-то еще понятного названия?
«В Танахе хетты упоминаются главным образом в числе нескольких народов, обитавших в Палестине,… когда сыны Израилевы возвратились в Землю обетованную из Египта. Аналогичные представления о хеттах, как об одном из коренных народов Палестины отражены в эпизоде, повествующем о том, как Авраам покупал у "сынов Хеттовых" пещеру Махпела близ Хеврона. В упоминаниях о хеттеянках - женах Эйсава и о Хетте, сыне Кнаана, а так же в образном описании Иерусалима как незаконнорожденного отпрыска аморрея и хеттеянки. Указывается, в какой именно области Палестины обитали хетты: "… хеттеи, йевуссеи и аморреи живут на горе, кнаанейцы же живут при море и на берегу Иордана".

Владимир Николаевич, Вы старательно работаете на версию,
что в целом общеизвестна. Восточный берег Средиземного моря тысячи лет привлекал самых разных людей, включая и инициативных выходцев из Великой Скифии. Соблазнительное Иерусалим в Русалим тоже народ привлекает. Но официальную науку не убеждает.
Вместе с тем Хеттура родила Аврааму 6 детей. Их судьбы мало кому известны.

Петр Михайлович,дело в том, что сопоставления достаточно прозрачного Рус-алим (Кот ученный-просвещенный) и Ариель (Лев священный) официальная наука старательно избегает, в то же время приводя полдюжины малоубедительных версий иных прочтений названия.
Аналогичная картина с парижской Сеной, которая с фр. переводится очень странным для реки названием Бредень, Мережа. А вот обратный перевод по В.Далю дает значение Руси (одно из названий подобных ручных рыболовных сетей). А Руса - "типовое" название пограничных рек русов - и на киевской, и на новгородской, и на неманской Руси.
Кстати, с Сенной в Брюсселе (Борусль? :о) то же самое - бредень со старофламандского.

К вопросу о Хатти, Хатта.
Катта - крупная хищная кошка (лат.)
Гатта - крупная хищная кошка (итал.)
Культ гепарда при этом прослеживается в Малой Азии с Чатал-Куюка.

Надо учитывать! Но и помнить, что они могут быть единственно возможными, только если это доказано, как 2 х 2 = 4:о)
Вот, например, пишет Пифей, что путь вдоль берегов о.Туле - 40 000 стадий.
Так вот – каботажный путь вокруг Гренландии – 6 900..7 700 км, в зависимости от того, как близко держаться к берегу, повторяя его линию. Но 6 900 – это скорее для сейнера, а не триремы – слишком мористо, вдали от берега, срезая крупные заливы и мысы. А 7 700 км – это 38500 стадий, если Пифей пользовался стадиями 200 м, и около 43 000, если аттическими 177,5 м.

Значения египетского, римского, олимпийского и Вавилонского колеблются от 184,7 до 194 м. Пифей совершил свое путешествие около 325 года до н. э. Каким стадием он пользовался? Если ему достались древние документы об острове, то стадий мог быть и Вавилонским, тогда перевод такого варианта каботажа в стадии дает 39690 Вавилонских стадий, т.е. ошибка – 0,8%. Конечно, это маловероятно: менялась береговая черта, менялись меры длины…
Но даже крайние значения ошибки – 4…7%. Остров Туле – это Гренландия. Другого острова с таким периметром просто нет - и не только в Атлантике.

В Средние века Туле часто отождествлялся с Исландией, Фарерскими, Шетландскими, Оркнейскими и Гебридскими островами или даже считался частью Британии, Скандинавии или Ютландии.
А оснований для таких предположений не было изначально – достаточно было внимательно прочесть текст Пифея.
Вот это - случай, когда разночтения исключены.

А о хаттах пока можно высказывать и иные мнения, кроме официальных:о)

Собираю материалы по Шум-горе:о)
Проверил пока Упсалу на вшивость - там курганы лучше видны:о)
Короли там, как же! т.е. подхоронения, конечно, были, но вот только Пояс Ориона встает на вершины курганов, как вкопанный - не хуже, чем в Гизе.
А эти ребята с астрономией и геометрией вряд ли были знакомы.
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/247470/?page=3
Упсала. Три кургана
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/247471/?page=3
Упсала. Наложение Пояса Ориона
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/247472/?page=3
Упсала. Перпендикуляр от линии курганов направлен на ту же точку в Гренландии ("гора Меру"), что и мексиканские пирамиды со знаменитой "дорогой мертвых".

С астрономией и геометрией древних не всегда всё однозначно.
Шум-гору хотя бы траншейно потревожить придётся,
иначе всё будет представлено домыслами.

Петр Михайлович, ее исследователи говорят о плитняковом покрытии, но на ней растут березы в полобхвата, не меньше - судя по фото.
На заявленных 20-30 см грунта до плитняка такое дерево и в слабый ветер не устоит. Или покрытие растащено частично, или там не менее полуметра почвы - средняя глубина залегания крупных корней березы.
По тем фото, которые пока что получил - на местном кладбище у часовни лежат разбитые плиты очень хорошего начального качества (разбитые уже на месте). Судя по фото - на бетон не похоже, скорее известняк пиленый и шлифованный. Для небогатой кирпичной часовни дороговато, но что, если это подборный, с курганов? Наткнулся где-то, что на втором кургане (каком???) тоже было найдено покрытие.
А в Ланке, на Яве, в Ангкоре - везде старые плиты использованы для мощения подходов к святым местам.
На фотографиях Шум-горы виден ровчик около полуметра на вершине, яма около полуметра глубиной на другом снимке - но плит не видно.
Второй курган, видный на снимках - с наполовину срезанной (косо) вершиной.
Третий, у часовни, небольшой - практически цел.
Но по фото невозможно определить их взаимное расположение. О вале местный лужский краевед Игорь Половинкин пишет, как о возможном шанце времен Ливонской войны, но для шанца ширина 40 при высоте 7 м, заявлявшаяся в 1927 - явный перебор.
Для защиты артиллерии от рикошетирующих ядер и 3 метра высоты более чем достаточно, и глубина (ширина) для отката орудий больше 10 м не нужна.
Да и само понятие возникло без малого на век позже.

Это топор-молот (балта?) из троянского "Золотого клада" Шлимана. Мы знаем, что он нашел клад в слоях, предшествовавших Троянской войне, т.е. технологии ЛИТЬЯ каменных топоров не менее 3,5 тыс.лет. Но, глядя на примитив "железа" из клада, понимаешь, что эти топоры не соответствуют технологии троянцев. Они сделаны другой цивилизацией. Какой? Не хочу нервировать ученую общественность. Но в одном уверен, как технолог - на последнем снимке видна литьевая утяжка материала внутри отверстия. Это - результат схлопывания при охлаждении пузырька воздуха, замешанного в расплав при его перемешивании. И качество литья соответствует современному:
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/167861?page=0
И очевидно, что на 1 и 2 снимке - типовое серийное изделие, а не шлифованный годами "индпошив", да еще с "подражанием бронзе" - это-то кому надо? И очень сложно к тому же.
Скажите, Вы литье прочного камня наблюдали в арх.находках до этого?
Я не поленился опросить несколько инженеров-технологов по поводу троянского топора - все уверяют, что без "пупырышков" цилиндро-конической формы еще взялись бы сделать за пару месяцев на современном оборудовании такой топорик, но с ними - просто не возьмутся.
А на литье все просто - там ведь нужны углубления в разъемной форме, а не выступы...
Это - только литье!
Имитировать шов - просто глупо с любой точки зрения - не только инженерной, но и просто здравого смысла - его очень тяжело выравнивать, а он идеально ровный. А вот рядом с литым на фото - наверняка вырубленный, и дырку в нем сверлили мягким, возможно, медным кольцевым сверлом с подсыпкой мокрого наждака или даже просто песка.
И сверлили какой-нубудь ерундой вроде лука с перехлестом тетивы. Сверло шло вкривь и вкось, потому и отверстие, и лежащие рядом высверленные "пробки" - конические.
Вот такую ерундовину я и сам без станка недели за две в чистом поле где-нибудь под Москвой, у Красногорска (там крупного кремня навалом, потому и селились издавна) сумею изваять с нуля.
Намаюсь, конечно, но второй топорик, м.б., и за неделю выйдет:о)

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Хеттское царство

До начала 20 в. ученые почти ничего не знали о хеттах. "Хетеяне" (в русском переводе) кратко упоминались в Библии. В египетских и ассирийских надписях встречается упоминание о "стране Хетта" или "Хатти". Из египетских источников можно понять, что в 1300г. до н.э. хетты воевали с Египтом за господство над Сирией и Палестиной. Борьба эта закончилась, так сказать, "вничью" - значит, хетты оказались достойными соперниками и не уступили мощной египетской державе ни на поле брани, ни в искусстве дипломатии.

Начавшиеся в конце 19 в. раскопки в центральных районах Малой Азии(современная Турция) показали, что центр Хеттского царства располагался именно здесь. Археологи нашли сотни глиняных плиток, покрытых письменами.

Значки на многих плитках оказались знакомы ученым - это была аккадская клинопись, хетты переняли ее жителей Междуречья. Прочесть их, однако не удалось - надписи были составлены на неизвестном (хеттском) языке. Расшифровать их смог в 1915г. чешский языковед Бедржих Грозный. Он доказал, что хеттский язык родствен славянским, германским, романским языкам, составляющим индоевропейскую языковую семью. Достаточно сравнить хеттские слова "ватар", "далугашти", "небиш" с их русскими аналогами "вода", "долгота", "небо". Это открытие стало научной сенсацией. Получалось, что хетты стояли особняком на Древнем Востоке, ведь здесь говорили на языках афро-азиатской семьи, похожих на современные арабский и еврейский. Из глубины веков начали проступать своеобразные очертания мира, в котором жили хетты. Обычаи и установления, свойственные индоевропейским народам, хетты соединили с заимствованными у своих соседей-соперников - ассирийцев, вавилонян, египтян и хурритов.

Остается пока неясно, откуда хетты пришли в Малую Азию - с запада, с Балканского полуострова, или же с востока, через горные перевалы Кавказа.

Заселенные хеттами земли сильно отличались от обширных речных долин Нила, Тигра и Евфрата. Это были небольшие равнины в горах и предгорьях Малой Азии, отделенных друг от друга горными кряжами и ущельями, бурными, но маловодными речками.

Во многих районах Хеттского царства разведение скота оказывалось выгоднее, чем земледелие. Не зря хетты слыли на Востоке прекрасными коневодами; их колесничное войско представляло собой грозную силу.

Присматривать за многочисленными отдаленными горными долинами цари доверяли своим родичам или вельможам. Таким образом, Хеттское царство складывалось из мелких полусамостоятельных княжеств. Время от времени некоторые из низ отпадали, но грозные правители Хаттусы находили способы вновь подчинить их своей власти.

На первый взгляд, Хеттское царство казалось слабее своих соседей; историки даже пишут, что оно было "рыхлым", слабо организованным. Однако, государство хеттов прекрасно выдерживало военные столкновения с сильными соперниками. За четыре с половиной века своей истории (1650 – 1200 гг. до н.э.) оно не проиграло ни одного противоборства; лишь в последний период существования державы (1265 – 1200 гг. до н.э.) хетты уступили часть своей территории мощной Ассирии. А вот далеко не полный перечень военно-политических успехов хеттов.

В 1595 г. до н.э. царь Мурсили I захватывает и разрушает Вавилон, приобретая огромную добычу.

Примерно в 1400 г. до н.э. другой хеттский царь, Суппилулиума I, разгромив сильное царство Митанни, устанавливает свой контроль над верхним Евфратом и Северной Сирией.

Наконец, в 1312 г. до н.э. (по другим данным в 1286 г. до н.э.) хеттский царь Муваталли, возглавлявший тридцатитысячное войско, возле Сирийского города Кадеша заманил в ловушку египетского фараона Рамсеса II с большим военным отрядом. Почти все египтяне были уничтожены; спасся только фараон с небольшой охраной.

Успешно отбивались хетты от соседних полудиких народов, вроде касков, наседавших на их границы.

В чем же секрет силы Хеттского царства? Узнать "военную тайну" можно, приглядевшись к устройству хеттского общества и государства.

Благодаря наличию в Малой Азии рудных месторождений и лесов хетты имели в достатке металлы и древесину, в отличии от государств, располагавшихся в долинах больших рек. Хетты отказались от посредничества ассирийских и вавилонских купцов и пользовались благами природы самостоятельно.

Поэтому хеттские цари не стремились захватывать ключевые торговые дороги и города, как это делали правители Египта, Ассирии и Вавилона. У хеттов все было свое. Они планировали военные походы более свободно, не тратя времени на овладение морским портом, таможенной заставы или важным бродом через реку. Хеттские цари наносили тщательно подготовленные удары по обширным территориям, охватывая со всех сторон пункты, оказывавшие наибольшее сопротивление. Именно так была завоевана большая часть Сирии при Суппилулиуме I

.

Важную роль играло и то, что Хеттское царство не имело природных границ - крупных рек, горных цепей, труднопроходимых пустынь. Окруженное в той или иной степени зависимыми от него княжествами, оно надежно чувствовало себя за этим достаточно широким "рыхлым" поясом.

Хетты не хуже своих соседей умели собирать силы в кулак, когда намеревались нанести удар по врагу; только пальцы в этом кулаке складывались иначе, не так, как в Египте или Вавилоне. Вот как наставлял своего преемника хеттский царь Мурсили: "Общайся только с придворными! От горожан и крестьян царю нечего ожидать. Им нельзя верить, а общение с ничтожными лишь порождает опасность".

В аналогичном обращении египетского фараона Ахтоя смысл иной: "Не делай различия между сыном знатного человека и простолюдином. Приближай к себе человека за дела его...". Конечно, Ахтой не был "демократом". Просто он знал, что главная угроза трону происходит от непокорных египетских вельмож. Мурсили же твердо рассчитывал на верность хеттской знати. Почему?

Дело в том, что отношения между царем и "благородными" людьми у хеттов носили иной характер, нежели в Египте или Вавилоне. В отличие от других стран Древнего Востока, знатные хетты не считались рабами царя, как остальное население, похоже, у хеттов сохранилось присущее индоевропейским народам представление о "благородстве" как о врожденном качестве; оно не зависело ни от степени близости к царю, ни от занимаемой должности. "Чистыми", т.е. свободными, хетты признавались, если не несли отработочной (луццы) или продуктовой (саххан) повинности. Они объединялись в собрание воинов - "панкус", от мнения которого зависел выбор нового монарха из числа представителей царского рода. Одним словом, царь не оказывал давления на знать, бывшей надежной опорой трона. Не случайно другой царь, Хаттусили I, когда ему понадобилось изменить решение о назначении наследника престола, обратился именно к панкусу.

Таким образом, хеттский способ "складывания пальцев в кулак" был более эффективным, чем у остальных народов. Четкое, простое устройство общества, единство интересов царского рода и свободных хеттов делали этот кулак весьма грозным. Хетты не всегда оказывали на своих соседей длительное давление, но при случае умели наносить короткие удары сокрушающей силы.

Особенности организации хеттского общества выделяют его среди современных ему государств. Некоторые историки даже считают его "феодальным". Наверное, это преувеличение. Хетты переняли от культур Малой Азии и Междуречья очень многое: письменность, религиозные верования и мифы, законы, обычаи. Даже свое имя они заимствовали от хаттов - более древнего народа, населявшего центральные области полуострова Малая Азия до возникновения здесь Хеттского царства. В древневосточной истории хетты сыграли значительную роль, сумев отвоевать себе место под солнцем. Казалось, что мир уже поделен между державами древности, но ни одной из них опоздавшие к дележу хетты не уступили.

Их царство почти бесследно исчезло примерно в 1200 г. до н.э. Хетты умели противостоять могущественным государствам. А вот перед мощной волной стихийного нашествия десятков племен и народов с Балканского полуострова они оказались бессильны. Она, можно сказать, накрыла Хеттское царство с головой. После разгрома столицы страны, Хаттусы, сила, объединявшая маленькие княжества, перестала существовать.

Великие царства древности уходили в небытие по-разному: одни раскалывались с грохотом, другие умирали после долгой, тяжелой болезни. Хеттское же царство растворилось в воздухе подобно неясному ведению...

ДВАЖДЫ ПОТЕРЯННЫЕ И ДВАЖДЫ НАЙДЕННЫЕ ХЕТТЫ

Хеттские воины в колеснице. Каршемиш.

Именно так можно назвать хеттов, древняя держава которых ныне по праву стоит в одном ряду с древними цивилизациями Египта и Ассиро-Вавилона.

Осенью 1880 года оксфордский профессор, богослов и востоковед Арчибальд Генри Сейс прочитал в лондонском Библейском обществе лекцию «Хетты в Малой Азии», которая вызвала настоящую сенсацию. Профессор утверждал, что на территории нынешних Турции и Северной Сирии тридцать или сорок веков назад жил великий, могучий народ, о котором историки каким-то образом забыли. Не только современные историки, но уже греческие и римские!

Пресса, обычно вообще не сообщавшая о подобных лекциях, в восторге начала сравнивать Сейса со Шлиманом, открывшим Трою, но вскоре восторги превратились в сомнения, а Сейса стали иронически называть «изобретателем хеттов» .

Однако справедливости ради этот «титул» должен получить вовсе не он, а ирландский миссионер Уильям Райт, который ещё за два года до лекции Сейса опубликовал статью с подобными же тезисами в «Обозрении» Британского и заграничного евангелического общества, а в 1884 году - книгу с вызывающим названием «Империя хеттов». Несмотря на насмешки у Сейса и Райта были веские основания защищать свою точку зрения и 1880 год следует считать годом рождения хеттологии.

* * *

Нельзя сказать, что о хеттах учёным совсем ничего не было известно. Было известно, хотя бы из Библии. Первое упоминание о них встречается в I книге Моисея в связи с «договором» между Господом и Авраамом. «Потомству твоему даю я землю сию от реки Египетской до великой реки, реки Евфрат: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рафаимов, Гергисеев и Иевусеев». Подобная же запись с упоминанием «хеттеев» есть и в книге Иисуса Навина.

Есть в Библии и другие упоминания о хеттах, например, рассказ о том, как царь Давид соблазнил жену хетта Урия, коварно лишив потом его жизни, и прижил с ней сына полухетта - знаменитого царя Соломона. Однако в библейских текстах хетты упоминаются в одном ряду с другими, совершенно незначительными народами и племенами.

Кроме того, с начала XIX века европейские учёные довольно часто находили на территории Турции и Сирии артефакты, связанные с цивилизацией хеттов, но тогда не смотря на значительные отличия, их пытались приписывать шумерам, хурритам, ассирийцам. Центральное место среди этих памятников занимают остатки древних построек и наскальные рельефы в окрестностях турецкого местечка Богазкёя и в Аладж-хююке, у реки Галис (ныне река Кызылырмак), описанные Шарлем Тексьером в 1839 году и Уильямом Гамильтоном в 1842 году. На уступе горного склона над Богазкёем сохранились массивные стены и валы, некогда, окружавшие укреплённый древний город, а в двух милях от него был обнаружен выход скальных пород, ныне известный как Язылыкай («Скала изваяний»). Стены естественного углубления в горном склоне здесь украшены горельефными изображениями процессий бородатых суровых богов. В Богазкёе обнаружен камень с хеттскими иероглифами, такие же знаки есть на рельефах Язылыкая. В Аладжа-хююке путешественники обнаружили ворота, фланкированные огромными сфинксами, ведущие к каменным завалам под которыми, без сомнения скрывался некий древний город или гигантская постройка. К западу от ворот находились древние наскальные изображения Гяур-Калеси («Крепости неверных»). Похожие изображения высечены и в горах над Смирной. Они известны со времён Геродота, который считал их изображениями нимфы Ниобы и египетского царя Сесостриса.

Особое же место среди ранних хеттских артефактов занимает, так называемый «Хаматский камень». Ещё в 1812 году швейцарский путешественник Бурхард сообщал в своей книге «Путешествие по Сирии», что в городе Хаме в угол одного из домов у базарной площади встроен «камень, покрытый множеством мелких рисунков и значков - по-видимому, какое-то иероглифическое письмо, но на египетские иероглифы не похожее». Позже американские путешественники Джонсон и Джессуп обнаружили в стенах домов в Хаме ещё пять таких камней. В 1872 году Уильям Райт посетил Хаму в сопровождении турецкого паши - наместника Дамаска. Паша распорядился извлечь все пять камней из стен и отослать их в музей в Стамбул, но Райт предварительно снял с них слепки. Местные жители приписывали камням чудодейственные свойства и не позволяли их забрать. Для изъятия камней турецким властям пришлось вызвать отряд солдат, дело чуть не дошло до винтовочной стрельбы залпами по разъярённой толпе. Несколько ранее, в 1871 году европейским учёным стал известен подобный же, покрытый непонятными письменами, «Алеппский камень», встроенный в стену мечети.

Именно анализируя все эти многочисленные памятники, Сейс пришёл к выводу, что в Передней Азии наряду с египетской и ассиро-вавилонской существовала третья великая держава древности - хеттская. Работы Сейса и Райта пробудили интерес историков и археологов, в последующие 20 лет Турцию посетило более десятка экспедиций, наиболее удачливыми из которых были экспедиции Хуманна - Пухштейна (1882-1883) и Андерсона - Кроуфута (1900). Было найдено множество иероглифических надписей и других памятников.

История хеттов во многом прояснилась благодаря архиву клинописных документов, найденному в 1887 году в Эль-Амарне. Глиняные таблички, написанные преимущественно на аккадском языке, представляли собой дипломатическую переписку египетских фараонов Эхнатона и Аменхотепа III за период с 1370 по 1348 год до н.э. Среди этих табличек были обнаружены две на хеттском языке, который в то время ещё не был расшифрован. Однако сведений в аккадских текстах хватило, чтобы хеттская держава предстала перед историками во всём величии, достойной соперницей Египта и Вавилона. Столицей государства был город Хаттусас.

В 1906 году концессию на раскопки в Богазкёе получил немецкий археолог Хуго Винклер. Результаты раскопок превзошли все ожидания. Был найден архив хеттских царей - 10 тысяч клинописных табличек! Большинство из них были написаны на хеттском языке, но часть на аккадском. Рабочие Винклера освободили от осыпей главную цитадель города, стены, нашли главные ворота и множество барельефов. В 1912 году немецкий археолог объявил, что столица древних хеттов Хаттусас найдена. Она была больше древних Ура, Ниневии и Трои. Город был разрушен и сожжён захватчиками. Собранный материал был огромен и дело оставалось за расшифровкой хеттской письменности. Многие брались за это, но честь расшифровки хеттского языка принадлежит чешскому учёному Бедржиху Грозному, человеку необыкновенно трудолюбивому и упорному.

За основу лингвистического сравнения он брал поочерёдно древние европейские языки, включая и старославянский. Сперва он правильно перевёл значение двух слов «рыба» и «отец», потом «хлеб» (нинда), «есть» (езза), «перо» (петар) и «вода» (ватар). Далее пошло легче и в 1918 году учёные Европы начали читать надписи хеттов по начальным расшифровкам Грозного. Древний народ заговорил на своём индоевропейском (арийском) языке и поведал миру о своей религии с пантеоном почти в тысячу богов, государственных законах, смене царских династий, об отношениях с соседями, военных победах, медицине и о многом другом.

* * *

Удивительно, но к 1960 году о хеттах снова забыли. Язык их в значительной степени был понятен, почти все клинописные тексты переведены, карты древнего государства составлены. На этом учёные успокоились на долгие годы. И лишь в самом конце XX века интерес к хеттам вспыхнул с новой силой.

Турецко-немецкая экспедиция начала новые раскопки в Хаттусасе. Нашли сотни табличек с хозяйственными записями, была произведена реставрация нескольких барельефов и наиболее разрушенной части крепостной стены, составлен архитектурный план цитадели и построен макет этого грозного сооружения. Под столицей хеттов были определены 10 культурных слоёв, самые нижние из которых оказались на тысячу лет старше времени образования города.

Однако, прежде всего исследователи (историки, лингвисты, архивисты, специалисты по сравнительному языкознанию) хотели доказать, что хетты не исчезли бесследно с исторической арены. Под напором орд кочевников они ушли на запад к побережью Эгейского моря. Геродот нигде не упоминает хеттов, не говорит о них и Гомер. Но они называют племена лувийцев, мидийцев, карийцев, палийцев, которые во время Троянской войны были союзниками защитников Трои против ахейцев в месте с родственными троянцам фригийцами и балканскими фракийцами. Болгарские же языковеды В.Гергиев и Д.Дечев доказали, что лувийский язык - это диалект хеттского на новом месте обитания. Лувийскую письменность болгарские исследователи расшифровали по методу Грозного, но за основу взяли староболгарский язык. Русский учёный В.И.Щербаков в своих исследования прослеживает прямую связь между троянцами и хеттами. Это были племена одного корня долгое время находившиеся в союзнических отношениях. Вероятно знаменитые троянские боевые колесницы, это заимствование у хеттов. Судя по археологическим данным, лувийцы первыми освоили побережье Эгейского моря и даже добрались до Кипра и Крита, ещё до падения центра хеттской империи под натиском кочевников, подготовив переселение своих собратьев. Позже все эти племена были эллинизированы, но успели передать грекам многие свои навыки - искусство коневодства, виноградарство, выращивание элитных зерновых культур, технику чеканки монет. Греки переняли хеттские планы крепостей, но освоить обработку больших каменных глыб не смогли. Мегалитические стены Афин, Микен, Коринфа - это дело рук прямых родственников и потомков великого хеттского племени.

Хеттские племена освоили не только побережье Малой Азии и острова, но и перебрались вглубь Европы. Древнеримский поэт Овидий, будучи сослан в Тому (Румыния) много пишет друзьям в Рим о племени гетов (так и слышится «хетты»!), поселившимся рядом с родственными им фракийцами и даками. Это были смелые, гордые люди, отличные наездники, в III веке до н.э. они остановили продвижение Александра Македонского на север Балкан. В.И.Щербаков прямо связывает хеттские языки с языками всей фракийской группы племён. Принадлежность же фракийцев к праславянам ныне мало кем оспаривается.

Энтузиасты нового поколения исследователей, анализируя разрозненные археологические отчёты, пришли к выводу, что фракийцы и родственные им племена не растворились среди народов Римской империи, а стали одной из составляющих, нарождающейся Киевской Руси. Археологические материалы доказывают - в результате римского гнёта начался исход фракийцев на север. Легионеры- фракийцы покидали римские войска и возглавляли переселенческие обозы. Судя по всему переселение, шло несколькими волнами, следующими одна за другой с небольшими перерывами. Раскопки по Днепру показывают, что к концу I века н.э. во всём Приднепровье и севернее вдруг начала складываться новая система хозяйствования. Плотность населения ко II веку резко возросла. Быстрее стали развиваться скотоводство, гончарное дело, металлургия. Мартыновский клад, найденный на Днепре, отнесённый к 250 году н.э. содержал серебряную посуду балканского типа с изображением молодого воина в вышитой рубахе. Это чисто фракийский мотив, прототипы которого можно увидеть в Софийском археологическом музее. В более поздние времена это изображение перешло в вышивки и стало традиционным на Руси.

Однако хетто-лувийская и связанная с ней фракийская проблемы оказались более сложными и древними, чем казалось по началу. В конце XX века начались раскопки в Аркаиме, прогремевшие на весь мир. На Южном Урале открыли арийскую синтаишскую культуру II тысячелетия до н.э. И в ней неожиданно для археологов обнаружились связи с хеттской цивилизацией. Прежде всего, это многочисленные керамические статуэтки богини-матери, выполненные в стиле характерном для большинства древних индоевропейских племён Анатолии, где располагался центр хеттской державы. Так же в Аркаиме было обнаружено захоронение воина вместе с бронзовым оружием, ритуальными сосудами и боевыми колесницами. И оружие, и сосуды, и колесницы были типично хеттского типа. Детали воинского ритуала захоронения лошадей вместе с хозяином тоже были очень схожи с хеттским. Вход в жилые дома в крепости Аркаим был с крыши, как и во многих домах древней Анатолии. Были сделаны и вообще трудно объяснимые находки. В руинах городов синташской культуры были найдены глиняные макеты печени с обозначением гадательных секторов и точек. Напомним, что гадание по печени жертвенных животных считалось обычаем древних этрусков, уже у них его переняли древние римляне. Однако некоторые учёные прослеживают связь - хетты - троянцы - этруски.

* * *

В заключение хочется сказать, что любой народ, это результат сложного этногенеза, длящегося тысячелетиями. Народы не возникают из ниоткуда и не уходят в никуда. Хетты не исключение. Они не ушли в небытие с падением Хаттусаса и крушением их державы. Они передали свои знания, опыт и кровь другим народам частью которых стали, в том числе и славянам. А, значит и в жилах русских людей течёт доля крови древнего племени, создавшего сорок веков назад великую державу, которую древние египтяне называли - «Страна царя Хатти».

Хеттская иероглифическая надпись.


Фигура воина. Богазкёй.

Хеттские керамические сосуды.

До начала 20 в. ученые почти ничего не знали о хеттах. «Хетеяне» (в русском переводе) кратко упоминались в Библии. В египетских и ассирийских надписях встречается упоминание о «стране Хетта» или «Хатти». Из египетских источников можно понять, что в 1300г. до н.э. хетты воевали с Египтом за господство над Сирией и Палестиной. Борьба эта закончилась, так сказать, «вничью» — значит, хетты оказались достойными соперниками и не уступили мощной египетской державе ни на поле брани, ни в искусстве дипломатии.
Начавшиеся в конце 19 в. раскопки в центральных районах Малой Азии (современная Турция) показали, что центр Хеттского царства располагался именно здесь. Археологи нашли сотни глиняных плиток, покрытых письменами.

А может и наши были те хетты

Значки на многих плитках оказались знакомы ученым — это была аккадская клинопись, хетты переняли ее жителей Междуречья. Прочесть их, однако не удалось — надписи были составлены на неизвестном (хеттском) языке. Расшифровать их смог в 1915г. чешский языковед Бедржих Грозный. Он доказал, что хеттский язык родствен славянским, германским, романским языкам, составляющим индоевропейскую языковую семью.

Достаточно сравнить хеттские слова «ватар», «далугашти», «небиш» с их русскими аналогами «вода», «долгота», «небо». Это открытие стало научной сенсацией. Получалось, что хетты стояли особняком на Древнем Востоке, ведь здесь говорили на языках афро-азиатской семьи, похожих на современные арабский и еврейский. Из глубины веков начали проступать своеобразные очертания мира, в котором жили хетты. Обычаи и установления, свойственные индоевропейским народам, хетты соединили с заимствованными у своих соседей-соперников — ассирийцев, вавилонян, египтян и хурритов.

Остается пока неясно, откуда хетты пришли в Малую Азию — с запада, с Балканского полуострова, или же с востока, через горные перевалы Кавказа.
Заселенные хеттами земли сильно отличались от обширных речных долин Нила, Тигра и Евфрата. Это были небольшие равнины в горах и предгорьях Малой Азии, отделенных друг от друга горными кряжами и ущельями, бурными, но маловодными речками.

Устройство государства хеттов

Во многих районах Хеттского царства разведение скота оказывалось выгоднее, чем земледелие. Не зря хетты слыли на Востоке прекрасными коневодами; их колесничное войско представляло собой грозную силу.
Присматривать за многочисленными отдаленными горными долинами цари доверяли своим родичам или вельможам. Таким образом, Хеттское царство складывалось из мелких полусамостоятельных княжеств. Время от времени некоторые из низ отпадали, но грозные правители Хаттусы находили способы вновь подчинить их своей власти.

На первый взгляд, Хеттское царство казалось слабее своих соседей; историки даже пишут, что оно было «рыхлым», слабо организованным. Однако, государство хеттов прекрасно выдерживало военные столкновения с сильными соперниками. За четыре с половиной века своей истории (1650 – 1200 гг. до н.э.) оно не проиграло ни одного противоборства; лишь в последний период существования державы (1265 – 1200 гг. до н.э.) хетты уступили часть своей территории мощной Ассирии. А вот далеко не полный перечень военно-политических успехов хеттов.

Не обходилось без войн

В 1595 г. до н.э. царь Мурсили I захватывает и разрушает Вавилон, приобретая огромную добычу.
Примерно в 1400 г. до н.э. другой хеттский царь, Суппилулиума I, разгромив сильное царство Митанни, устанавливает свой контроль над верхним Евфратом и Северной Сирией.
Наконец, в 1312 г. до н.э. (по другим данным в 1286 г. до н.э.) хеттский царь Муваталли, возглавлявший тридцатитысячное войско, возле Сирийского города Кадеша заманил в ловушку египетского фараона Рамсеса II с большим военным отрядом. Почти все египтяне были уничтожены; спасся только фараон с небольшой охраной.

Успешно отбивались хетты от соседних полудиких народов, вроде касков, наседавших на их границы.
В чем же секрет силы Хеттского царства? Узнать «военную тайну» можно, приглядевшись к устройству хеттского общества и государства.

Благодаря наличию в Малой Азии рудных месторождений и лесов хетты имели в достатке металлы и древесину, в отличии от государств, располагавшихся в долинах больших рек. Хетты отказались от посредничества ассирийских и вавилонских купцов и пользовались благами природы самостоятельно.
Поэтому хеттские цари не стремились захватывать ключевые торговые дороги и города, как это делали правители Египта, Ассирии и Вавилона. У хеттов все было свое. Они планировали военные походы более свободно, не тратя времени на овладение морским портом, таможенной заставы или важным бродом через реку. Хеттские цари наносили тщательно подготовленные удары по обширным территориям, охватывая со всех сторон пункты, оказывавшие наибольшее сопротивление. Именно так была завоевана большая часть Сирии при Суппилулиуме I.
Важную роль играло и то, что Хеттское царство не имело природных границ — крупных рек, горных цепей, труднопроходимых пустынь. Окруженное в той или иной степени зависимыми от него княжествами, оно надежно чувствовало себя за этим достаточно широким «рыхлым» поясом.

Причины «выносливости» хетского государства

Хетты не хуже своих соседей умели собирать силы в кулак, когда намеревались нанести удар по врагу; только пальцы в этом кулаке складывались иначе, не так, как в Египте или Вавилоне. Вот как наставлял своего преемника хеттский царь Мурсили: «Общайся только с придворными! От горожан и крестьян царю нечего ожидать. Им нельзя верить, а общение с ничтожными лишь порождает опасность».

В аналогичном обращении египетского фараона Ахтоя смысл иной: «Не делай различия между сыном знатного человека и простолюдином. Приближай к себе человека за дела его…». Конечно, Ахтой не был «демократом». Просто он знал, что главная угроза трону происходит от непокорных египетских вельмож . Мурсили же твердо рассчитывал на верность хеттской знати. Почему?
Дело в том, что отношения между царем и «благородными» людьми у хеттов носили иной характер, нежели в Египте или Вавилоне. В отличие от других стран Древнего Востока, знатные хетты не считались рабами царя, как остальное население, похоже, у хеттов сохранилось присущее индоевропейским народам представление о «благородстве» как о врожденном качестве; оно не зависело ни от степени близости к царю, ни от занимаемой должности.

«Чистыми», т.е. свободными, хетты признавались, если не несли отработочной (луццы) или продуктовой (саххан) повинности. Они объединялись в собрание воинов — «панкус», от мнения которого зависел выбор нового монарха из числа представителей царского рода. Одним словом, царь не оказывал давления на знать, бывшей надежной опорой трона. Не случайно другой царь, Хаттусили I, когда ему понадобилось изменить решение о назначении наследника престола, обратился именно к панкусу.

Таким образом, хеттский способ «складывания пальцев в кулак» был более эффективным, чем у остальных народов. Четкое, простое устройство общества, единство интересов царского рода и свободных хеттов делали этот кулак весьма грозным. Хетты не всегда оказывали на своих соседей длительное давление, но при случае умели наносить короткие удары сокрушающей силы.

Особенности организации хеттского общества выделяют его среди современных ему государств. Некоторые историки даже считают его «феодальным». Наверное, это преувеличение. Хетты переняли от культур Малой Азии и Междуречья очень многое: письменность, религиозные верования и мифы, законы, обычаи. Даже свое имя они заимствовали от хаттов — более древнего народа, населявшего центральные области полуострова Малая Азия до возникновения здесь Хеттского царства. В древневосточной истории хетты сыграли значительную роль, сумев отвоевать себе место под солнцем. Казалось, что мир уже поделен между державами древности, но ни одной из них опоздавшие к дележу хетты не уступили.

Их царство почти бесследно исчезло примерно в 1200 г. до н.э. Хетты умели противостоять могущественным государствам. А вот перед мощной волной стихийного нашествия десятков племен и народов с Балканского полуострова они оказались бессильны. Она, можно сказать, накрыла Хеттское царство с головой. После разгрома столицы страны, Хаттусы, сила, объединявшая маленькие княжества, перестала существовать.
Великие царства древности уходили в небытие по-разному: одни раскалывались с грохотом, другие умирали после долгой, тяжелой болезни. Хеттское же царство растворилось в воздухе подобно неясному ведению…

Обнаруженные археологами в городах Малой Азии клинописные тексты свидетельствуют, что древнейшее население Анатолии - хатти говорили на языке, отличном от языка народа, создавшего военную Хеттскую державу . Этот народ оставил лишь своё имя стране и завоевателям, которые появились на этих землях в начале II тысячелетия до н. э.

Новые племена принесли с собой многие элементы чуждой, кочевой, культуры, такие, как коневодство и широкое использование конницы в военных действиях, а также новый язык, точнее, несколько языков, которые исследователи относят к семье индоевропейских. Племена, пришедшие в район города Неса (к югу от реки Галиас) и названные неситами, впоследствии завоевали всю Малую Азию. На севере Малой Азии индоевропейцы поселились в районе Пала. Они получили имя палийцы, а на юге и юго-западе расселились лувийцы. В результате смешения индоевропейских неситов с племенами хатти в Анатолии образовался новый народ - хетты. Впоследствии, когда Хеттская царство заняло почти весь полуостров Малая Азия и часть Сирии, неситский язык был вытеснен родственным ему лувийским, который и стал языком хеттской цивилизации.

Сами завоеватели очень быстро переняли все достижения народа хатти - обработку железа и метод земледелия, многие традиции и обычаи. Смешение пришлых племён с местными общинами в XVII в. до н. э. и стало основой для образования Хеттская цивилизация. Его историю условно делят на три периода: древний (1650-1500 гг. до н. э.), средний (1500-1400 гг. до н. э.), новый (1400-1200 гг. до н. э.).

Начало развития цивилизации

Что же представляло собой цивилизация Хеттов в начале своей истории? Его уклад базировался на традициях родового строя пришлых племён. Хеттские цари правили совместно с так называемым панкусом, который объединял всех боеспособных граждан. Панкусом руководила тулия - совет, состоявший из родовой аристократии, членов царского рода: братьев царя, его сыновей и других родственников. Наследовал царю сначала не родной сын, а усыновлённый племянник - сын его сестры. Высокое положение занимала и царица. Если царь умирал, жена сохраняла за собой титул царицы в правление нового царя, а супруга последнего называлась лишь женой царя и только после смерти вдовствующей царицы получала её статус.

В конце XVIII в. до н. э. династия Анитты - первого царствующего рода - уступила власть другому царскому дому. Один из его царей, Лабарна I, правивший в период около 1675-1650 гг. до н. э., стал великим завоевателем и реформатором. Ему удалось «от моря до моря». Современники Лабарны по достоинству оценили его деятельность: имена царя и его супруги Таваннанны стали титулами всех последующих хеттских царей и цариц. Его преемник - племянник Хаттусили I (около 1650- 1620 гг. до н. э.) продолжил политику своего предшественника. Он перенёс столицу царства в главный город хаттов - Хаттусас, после чего государство стало называться Хеттским. Хаттусили I ещё более расширил владения хеттов, вплоть до Сирии. Он разрушил и старую систему наследования. Из письменных источников известно, что Хаттусили I, игнорируя традиции, отстранил от наследования своего племянника. Предлогом для этого стало равнодушное отношение племянника к болезни дяди. В результате ссоры против царя выступили многие члены его рода, даже собственные дети. После всех передряг новым престолонаследником стал усыновлённый внук царя - Мурсили, вдвоём с которым они подавили возникшую междоусобицу и выступили походом на юг, закончившимся в правление Мурсили I (около 1625-1590 гг. до н. э.) покорением Вавилона.

Успешные военные походы в Северную Сирию и Вавилон заложили основы могущественной военной Хеттской державы. Уже в древне-хеттский период был создан Дом печати - царская сокровищница, куда поступали доходы от военных экспедиций, дань от покорённых соседей.

Пока остаётся неясным, в эпоху среднего периода, но через 100 лет, в новохеттский период, их держава сравнялась могуществом с Египтом, Вавилоном и Ассирией. В XIV в. до н. э. Хеттское царство находилось на вершине своего могущества. Знаменитый царь Суппилулиума I в это время провёл самые удачные военные кампании за всю историю хеттов, влияние которых в районе Восточного Средиземноморья распространилось вплоть до Египта. Суппилулиума I разгромил грозного восточного соседа - державу Митанни, которой были подвластны земли Северной Сирии и Северной Месопотамии. При его преемнике Мурсили II хетты вышли к берегам Эгейского моря.

После укрепления позиций хеттов в Сирии стало неизбежным их столкновение с Египтом. Противостояние двух великих держав завершилось мирным договором, но войны с египтянами всё же подорвали их силы. Войны, столетиями бывшие для них удачным промыслом, привели в XIII в. до н. э. к кризису древней цивилизации Хеттов. Непрерывные военные экспедиции сильно ослабили экономику страны, самые различные отрасли хозяйства. В XII в. до н. э. Хеттское государство погибло в период переселения народов моря - коалиции средиземноморских племён.