Исаак азимов биография на английском. Айзек азимов - биография, информация, личная жизнь. Любовь к труду

Айзек Азимов (Isaac Asimov, имя при рождении Исаак Юдович Озимов; 2 января 1920 года, Петровичи, РСФСР - 6 апреля 1992 года, Нью-Йорк, США) - американский писатель-фантаст, популяризатор науки, биохимик.

Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях - от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла. Некоторые термины из его произведений - robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) - прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

В одном из обращений к читателям Азимов следующим образом сформулировал гуманистическую роль научной фантастики в современном мире: «История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях... Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. И я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами всего человечества... Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству»

Фантасты предсказатели - Айзек Азимов

Азимов родился (по документам) 2 января 1920 года в местечке Петровичи Климовичского уезда Могилевской губернии, РСФСР (с 1929 года - Шумячский район Смоленской области) в еврейской семье. Его родители, Анна-Рахиль Исааковна Берман (Anna Rachel Berman-Asimov, 1895-1973) и Юда Аронович Азимов (Judah Asimov, 1896-1969), были мельниками по профессии. Назвали его в честь покойного деда по матери, Исаака Бермана (1850-1901). Вопреки поздним утверждениям Айзека Азимова, будто первоначальной семейной фамилией была «Озимов», все оставшиеся в СССР родственники носят фамилию «Азимов».

В детстве Азимов говорил на идише и английском. Из художественной же литературы в ранние годы он рос в основном на рассказах Шолом-Алейхема. В 1923 родители увезли его в США («в чемодане», как он сам выражался), где поселились в Бруклине и через несколько лет открыли кондитерский магазин.

В 5 лет Айзек Азимов пошёл в школу в бруклинском районе Бедфорд - Стайвесант. Ему полагалось пойти в школу в 6 лет, но мать исправила его день рождения на 7 сентября 1919 года, чтобы отдать его в школу на год раньше. После окончания десятого класса в 1935 году 15-летний Азимов поступил в Seth Low Junior College, но через год этот колледж закрылся. Азимов поступил на химический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, где получил в 1939 году степень бакалавра (B. S.), а в 1941 году - магистра (M. Sc.) по химии и поступил в аспирантуру. Однако в 1942 году он уехал в Филадельфию, чтобы работать химиком на Филадельфийской судоверфи для армии. Вместе с ним там же работал и другой писатель-фантаст Роберт Хайнлайн.

Писать Азимов начал в 11 лет. Он начал писать книгу о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке. Он написал 8 глав, после чего забросил книгу. Но при этом произошёл интересный случай. Написав 2 главы, Айзек пересказал их своему другу. Тот потребовал продолжение. Когда Айзек объяснил, что это пока всё, что он написал, его друг попросил дать почитать книгу, где Айзек прочёл эту историю. С того момента Айзек понял, что он обладает писательским даром, и стал серьёзно относиться к своей литературной деятельности.

В 1941 году был опубликован рассказ «Приход ночи» (англ. Nightfall) o планете, вращающейся в системе шести звёзд, где ночь наступает раз в 2049 лет. Рассказ получил огромную известность (согласно Bewildering Stories, он был одним из самых известных из когда-либо публиковавшихся рассказов). В 1968 году Американская ассоциация писателей-фантастов объявила «Приход ночи» лучшим из когда-либо написанных фантастических рассказов. Рассказ более 20 раз попадал в антологии, дважды был экранизирован, и сам Азимов впоследствии назвал его «водоразделом в моей профессиональной карьере». Малоизвестный до тех пор фантаст, опубликовавший около 10 рассказов (и ещё примерно столько же были отвергнуты), стал знаменитым писателем. Интересно, что сам Азимов не считал «Приход ночи» своим любимым рассказом.

10 мая 1939 года Азимов начал писать первую из своих историй о роботах, рассказ «Робби» (англ. Robbie). В 1941 году Азимов написал рассказ «Лжец» (англ. Liar!) о роботе, умевшем читать мысли. В этом рассказе начинают появляться знаменитые Три закона роботехники. Азимов приписывал авторство этих законов Джону В. Кэмпбеллу, сформулировавшему их в беседе с Азимовым 23 декабря 1940 года. Кэмпбелл, однако, говорил, что идея принадлежала Азимову, он лишь дал ей формулировку. В этом же рассказе Азимов придумал слово «robotics» (робототехника, наука о роботах), вошедшее в английский язык. В переводах Азимова на русский robotics также переводят как «роботехника», «роботика».

В сборнике рассказов «Я, Робот», принёсшем писателю всемирную известность, Азимов рассеивает широко распространённые опасения, связанные с созданием искусственных разумных существ. До Азимова в большинстве историй о роботах они бунтовали или убивали своих создателей. Роботы Азимова - не механические злодеи, замышляющие уничтожить человеческий род, а помощники людей, нередко разумнее и человечнее, чем их хозяева. С начала 1940-х годов роботы в фантастике подчиняются Трём законам робототехники, хотя по традиции ни один фантаст, кроме Азимова, не цитирует эти законы явно.

В 1942 году Азимов начал серию романов «Основание» (англ. Foundation). Изначально «Основание» и рассказы о роботах относились к разным мирам, и лишь в 1980 году Азимов решил их объединить.

С 1958 года Азимов стал писать гораздо меньше фантастики и гораздо больше научно-популярной литературы. С 1980 он возобновил написание научной фантастики продолжением серии «Основание».

Тремя любимыми рассказами Азимова были «Последний вопрос» (англ. The Last Question), «Двухсотлетний человек» (англ. The Bicentennial Man) и «Уродливый мальчуган» (англ. The Ugly Little Boy), в этом порядке. Любимым романом были «Сами боги» (англ. The Gods Themselves).

В феврале 1942 года, в Валентинов день, Азимов встретился на «свидании вслепую» с Гертруд Блюгерман (Gerthrude Blugerman). 26 июля они поженились. От этого брака родился сын Дэйвид (David) (1951) и дочь Робин Джоэн (Robyn Joan) (1955).

С октября 1945 года по июль 1946 Азимов служил в армии. Затем вернулся в Нью-Йорк и продолжил образование. В 1948 году закончил аспирантуру, получил степень PhD (доктора) биохимии, и поступил в постдокторат как биохимик. В 1949 году он устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где в декабре 1951 года стал ассистентом (англ. assistant professor), а в 1955 году - доцентом (англ. associate professor). В 1958 году университет перестал ему платить зарплату, но формально оставил в прежней должности. К этому моменту доходы Азимова как писателя уже превышали его университетскую зарплату. В 1979 году ему было присвоено звание профессора (англ. full professor).

В 1960-е годы Азимов находился под следствием ФБР за возможные связи с коммунистами. Причиной послужил донос об уважительном отзыве Азимова о России, как о первой стране, построившей атомную электростанцию. Подозрения были окончательно сняты с писателя в 1967 году.

В 1970 году Азимов расстался с женой и почти сразу сошёлся с Джэнет Опал Джеппсон, с которой познакомился на банкете 1 мая 1959 года. (До этого они встречались в 1956 году, когда он дал ей автограф. Азимов не запомнил той встречи, а Джеппсон сочла его тогда неприятным человеком.) Развод вступил в силу 16 ноября 1973 года, а 30 ноября Азимов и Джеппсон поженились. От этого брака не было детей.

Умер 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности на фоне ВИЧ инфекции (приведшей к СПИДу), которой заразился при операции на сердце в 1983 году. По завещанию тело было кремировано, а пепел развеян.

Биография Айзека Азимова

Наиболее известные фантастические произведения Азимова:

Сборник рассказов «I, Robot» («Я, Робот»), в котором Азимов разработал этический кодекс для роботов. Именно его перу принадлежат Три закона роботехники;
Цикл из 3 романов о галактической империи: «Pebble in the Sky» («Камешек в небе»), «The Stars, Like Dust» («Звезды как пыль») и «The Currents of Space» («Космические течения»);
Серия романов «Foundation» («Основание», также это слово переводилось как «Фонд», «Фундамент», «Установление» и «Академия») о крушении галактической империи и рождении нового общественного строя;
Роман «The Gods Themselves» («Сами боги»), центральная тема которого - рационализм без нравственности ведёт ко злу;
Роман «The End of Eternity» («Конец Вечности»), в котором описаны Вечность (организация, контролирующая путешествия во времени и производящая изменения человеческой истории) и её крушение;
Цикл о приключениях космического рейнджера Лакки Старра (см. Lucky Starr series);
Рассказ «The Bicentennial Man» («Двухсотлетний человек»), по мотивам которого в 1999 году был снят одноимённый фильм.

Серия «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо» - знаменитый цикл из четырёх романов и одного рассказа о похождениях сыщика-землянина и его напарника - робота-космонита:«Мать-Земля», «Стальные пещеры», «Обнажённое солнце», «Зеркальное отражение», «Роботы утренней зари», «Роботы и Империя».

Почти все циклы писателя, а также отдельные произведения, формируют «Историю будущего».

Многие произведения Азимова были экранизированы, наиболее известные фильмы - «Двухсотлетний человек» и «Я, Робот».


АЙЗЕК АЗИМОВ: БИОГРАФИЯ

американский писатель-фантаст, популяризатор науки, по профессии биохимик


Введение


Айзек Азимов (англ. Isaac Asimov, имя при рождении Исаак Юдович Озимов; 2 января 1920 - 6 апреля 1992) - американский писатель-фантаст, популяризатор науки, по профессии биохимик. Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях - от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла.

Некоторые термины из его произведений - robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) - прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.


БИОГРАФИЯ


Азимов родился (по документам) 2 января 1920 года в местечке Петровичи Казалось, в жизни нет вещей, которые не интересуют этого человека: «роботехника», биография Энштейна, Солнечная система, история греческих мифов, развитие капитализма в Англии, возникновение Соединенных Штатов Америки, религия, парниковый эффект, проблема старения, СПИД, перенаселение планеты - этот список еще можно продолжать.

Многогранный писатель и ученый Айзек Азимов родился в очень своеобразном месте Петровичи Смоленской области. «Своеобразие» этого небольшого населенного пункта заключалось в том, что здесь спокойно обитали русские, евреи, украинцы, белорусы и поляки. Поэтому в Петровичах, помимо православной церкви, имелись костел и три синагоги. Петровичане разговаривали на смешанном языке с особым акцентом, гордились принадлежностью к мещанскому сословию, а также особым здоровым микроклиматом своего селения.

В этом месте, в небогатой еврейской семье, 2 января 1920 года на свет появился будущий писатель-фантаст, получивший свое имя в честь деда - отца матери. Отец Айзека Азимова, Юда Озимов (именно такой была настоящая фамилия писателя, буква «а» - всего лишь опечатка американских чиновников), в ранней молодости работал на семейной крупорушке - приспособлению по очистке гречки. После революции он стал бухгалтером сельпо. Юда Озимов в глазах своего старшего сына имел неоспоримый авторитет, что и неудивительно. Для своего времени этот человек был образован, много читал русской и европейской классики, руководил любительским еврейским драмкружком, где часто исполнял главные роли. В 1919 году он женился на любимой девушке Хане-Рахили Берман. Ее семья состояла из матери Тамары (отец девушки умер рано) и четырех братьев. Источником доходов семьи Берманов были кондитерская лавка и подсобное хозяйство: огород, домашний скот и птица. Согласнотогдашнему обычаю, молодожены могли жить в родительском доме только один год, за который они должны были подготовиться к самостоятельной жизни - «стать на ноги». Родители Айзека обычай исполнили, ушли из дома и сняли маленькую комнатку, а уже через год они переселись в более просторную квартиру. Однако их жизнь в Петровичах была недолгой. Уже летом 1923 года по приглашению старшего брата Рахили семья Азимовых переезжает в Америку. На этом связь писателя со своей малой родиной прекращается, но к чести Айзека Азимова, он никогда о ней забывал. Практически в каждом своем интервью он говорил, что родился на Смоленской земле, там же, где и первый космонавт Юрий Гагарин. Более того, с присущей ему скрупулезностью и дотошностью отыскал родные Петровичи на карте Европы и узнал их точное географическое положение, о чем и написал в своей автобиографии «Пока свежа память». А в 1988 году, будучи уже известным человеком, отправил небольшое письмо в родное селение, где оно до сих пор хранится в краеведческом музее. Земляки запомнили «великого популяризатора века» подвижным малышом с вьющимися белыми волосами, бегавшим голышом в жаркое лето.

Приехав в Америку, родители писателя обосновались в Бруклине, где Юда Азимов открыл небольшой кондитерский магазин. За прилавком этого магазина юному Айзеку приходилось работать довольно часто, особенно после рождения младшего брата. Что такое трудолюбие и исполнительность Айзек узнал не понаслышке, так как вставал он в шесть утра, разносил газеты, а после школы помогал отцу в кондитерской. «Я работал по десять часов семь дней в неделю», - так впоследствии говорил о своем детстве писатель. Однако неверно предполагать, будто детские годы Айзека Азимова были наполнены постоянным трудом и ничем более. В пять лет способный ребенок самостоятельно научился читать, а в семь имел формуляр в местной библиотеке. Страсть к чтению и небольшое количество книг в доме привели к тому, что Айзек «стал сочинять рассказы сам». В это же время он открывает для себя жанр научной фантастики, ставший для него «любовью всей жизни». Правда знакомство с этим жанром произошло не сразу: когда девятилетний Айзек увидел необычную обложку журнала «Amazing Stories», отец не разрешил читать журнал, сочтя его неподходящим для сына. Вторая попытка оказалась куда более удачной: слово «наука» в названии журнала «Science Wonder Stories» помогли Айзеку убедить отца, что этот журнал достоин внимания.

Само собой разумеется, способному Азимову было легко учиться. Он спокойно перескакивал через классы, в результате чего окончил начальную школу в 11 лет, а основной курс - в 15 со всевозможными отличиями и одним единственным замечанием за постоянную болтовню на уроках. После школы, по желанию родителей, Азимов пытается стать медиком несмотря на то, что он не выносит вида крови. Он решает поступить в престижный Колумбийский университет, но дальше собеседования дело не идет. Эту неудачу Айзек Азимов объяснил в своей автобиографии просто: он болтлив, неуравновешен и не умеет производить на людей хорошее впечатление. Тогда молодой Азимов поступает в юношеский колледж в Бруклине, но по непредвиденным обстоятельствам (колледж неожиданно закрывается) через год становится слушателем Колумбийского университета, который заканчивает в девятнадцать лет по специальности биохимия.

В это же время он знакомится с редактором журнала «Astounding» Джоном В. Кэмпбеллом. Несмотря на то, что Кэмпбелл отверг несколько рассказов Азимова и поражал его своими правыми взглядами, отсутствием веры в равенство людей, он сохранял свое очарование для писателя вплоть до 1950 года. И этому есть объяснение. Придирчивость Кэмпбелла дала свои результаты: первый опубликованный им рассказ Азимова «Направление» получил третье место в читательском голосовании. Более того, этот человек помог писателю сформулировать известные и по сей день «Три Закона Роботехники», хотя сам Кэмпбелл признавался, что всего лишь «вычленил «Законы» из того, что написал Айзек Азимов». В благодарность фантаст позже посвятил ему сборник «Я, робот». Также Кэмпбелл подсказал писателю сюжет для рассказа «Приход ночи» (или «И ночь пришла»), благодаря которому литературный талант Азимова был признан как читателями, так и критиками.

В 1968 году Ассоциация американских фантастов определила лучшие произведения, опубликованные до учреждения премии «Небьюла», и в этом списке «Приход ночи» занял первое место из 132 произведений. Сотрудничая с Кэмпбеллом, Айзек Азимов создал фантастическую серию «Основание», повествующую о Галактической Империи. Рассказы из этого цикла обеспечили молодому Айзеку славу писателя-фантаста.

Однако влияние Кэмпбелла распространялось не только на творческую деятельность Азимова. В 1942 году, во время Второй мировой войны, он познакомил писателя с Робертом Хайнлайном, служившим в Нэви Ярд (Филадельфия). Вскоре Азимов получил от коменданта Нэви Ярда официальное приглашение с предложением должности младшего химика. Назначенное жалованье было приличным, и это позволило Айзеку жениться на Гертруде Благерман, с которой он познакомился за несколько месяцев до этого приглашения. Через некоторое время к Айзеку Азимову и Роберту Хайнлайну присоединился писатель Спрэг де Камп, а в таком творческом союзе и служить и работать было очень неплохо. Правда работа в Нэви Ярд продолжалась недолго - Азимова все же призвали в армию, и ему пришлось служить клерком в подразделении, готовившем испытание атомной бомбы в Тихом океане. Именно впечатления, полученные во время службы, способствовали формированию антивоенных взглядов писателя и отрицанию им ядерного оружия.

Демобилизовался Айзек Азимов в июле 1946 года, после чего вернулся в Колумбийский университет, где продолжил работу над докторской диссертацией по химии. Как аспирант, он должен был вести семинары в своем университете. И вот на одном из таких занятий кто-то из студентов признался, что ничего не понимает в написанных Азимовым уравнениях. «Чепуха, - ответил Азимов. - Следите за тем, что я говорю, и все станет ясно, как божий день». Эти слова были достойны будущего «популяризатора века». А через некоторое время он внес свой «первый вклад» в публицистику. ОпубликованнаяКэмпбеллом статья «Эндохронические свойства ресублимированного фиотимолина» являлась злой пародией на докторскую диссертацию по химии, а кроме того, была подписана настоящим именем писателя. Перед защитой диссертации Азимова охватил страх - что с ним будет, если его профессора прочтут эту статью? Но к удивлению и счастью писателя, научный сарказм профессорам понравился, а на защите один из них спросил: «Что Вы, мистер Азимов, можете сказать нам об изменении термодинамических характеристик вещества, называемого фиотимолин?». Мистер Азимов ответил жалкой улыбкой, а через пять минут стал доктором наук.

Конец 40-х - начало 50-х годов - в этот период начинается активная жизнь Айзека Азимова как писателя и как ученого. Он преподает в Бостонском университете, много пишет, занимается исследованиями в области биологии и математики. А еще в 1950 году повзрослевший Азимов расстается с Кэмпбеллом и издает свой футурологический роман «Камешек в небе» (или «Булыжник в небе»). Роман приносит писателю успех и полное отцовское прощение за провал на экзаменах в медицинскую школу. Последующие произведения Айзека Азимова «Звезды как пыль» и «Космические течения» этот успех подтверждают, закрепляют, и Азимов входит в Большую Тройку писателей-фантастов вместе Робертом Хайнлайном и Артуром Кларком. В конце же 50-х годов Айзек Азимов открывает истинное будущее своей профессии, написав научно-популярную книгу для подростков «Химия жизни». «Однажды, придя домой, я признался себе в том, что мне нравится писать публицистику… не просто со знанием дела, не просто для заработка - но гораздо более того: с удовольствием…» - такими словами объяснит писатель свой интерес к научно-популярной литературе. С этого момента он увлекается зоологией, историей, природоведением, математикой и работой с подростковой аудиторией. В это же время оставляет преподавательскую деятельность и с головой уходит в творчество, занимаясь популяризацией различных областей науки. В результате, его называют «великим популяризатором века», а первая престижная премия «Хьюго»-63 была присуждена именно за «научно-популярные статьи». Теперь Азимов работает много и упорно, печатается в нескольких журналах сразу, ведет ежемесячную научную колонку в журнале «Fantasy&Science Fiction», редактор которого назвал его «добрый доктор». Кстати, этот титул писатель носил с гордостью всю оставшуюся жизнь.

Желая приблизить науку до самых широких слоев американцев, популяризовав ее, он интересуется всем и сразу, подтверждая свое мнение, что неисследованная жизнь не стоит любви. Поэтому он занимается «исследованиями» и составляет аннотации к пьесам Шекспира, «Потерянному раю» Мильтона, «Дон Жуану» Байрона, Библии. Он читает лекции, пишет статьи, выступает на конференциях и сам отвечает на письма. «Трудиться и учиться» - этот принцип, заложенный в него с детства, руководил им в течение всей жизни. Однако этот принцип и страсть к творчеству однажды сослужили ему плохую службу.

Его брак с Гертрудой Благерман, от которого у него были сын и дочь, распался из-за чрезмерной занятости писателя. Вину за эту неудачу Азимов целиком и полностью брал на себя, а в своей автобиографии вспоминал о многих счастливых мгновениях, которые удалось пережить супругам в молодости. После официального развода он женился на Джанет Опил Джепсон, психиатре по профессии и детской писательнице, с которой его объединяли духовные интересы и давнее знакомство. Второй брак принес писателю согласие и душевную гармонию. А в 80-е годы совместно с Джанет Айзек выпускает серию детской научной фантастики о роботе Норби. Он по-прежнему много работает, оставаясь кабинетным писателем и не выезжая из Нью-Йорка. Трудно поверить, но Айзек Азимов не уезжал из этого города дальше, чем на 400 миль. Он называл себя «типичным городским жителем» и в одном интервью признался, что «просто отравился бы свежим воздухом». И это говорил человек, родившейся в месте с особым здоровым микроклиматом! Более того, Азимов, описывающий в книгах космические пространства, страдал акрофобией (боязнь высоты), поэтому никогда не выходил на террасу своей квартиры на 33-м этаже. Все свое время он работал и мог с легкостью сказать, сколько книг он опубликовал на данный момент.

За свою жизнь Айзек Азимов выпустил более 400 книг, книг, посвященных добру и равенству наций. В его произведениях не было скучных нотаций и нравоучений, все они были пропитаны легкостью и хорошим чувством юмора. Как-то в интервью одной советской газете он сказал: «Неважно, гражданин ты США или Советского Союза, главное, что ты человек!». Эти слова прошли через все его творчество.

Умер Айзек Азимов 6 апреля 1992 года в госпитале Нью-Йоркского Университета от почечной и сердечной недостаточности. По воле покойного его тело было кремировано, а пепел - развеян.


ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Писать Азимов начал в 11 лет. Он начал писать книгу о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке. Он написал 8 глав, после чего забросил книгу. Но при этом произошёл интересный случай. Написав 2 главы, Айзек пересказал их своему другу. Тот потребовал продолжение. Когда Айзек объяснил, что это пока всё, что он написал, его друг попросил дать почитать книгу, где Айзек прочёл эту историю. С того момента Айзек понял, что он обладает писательским даром, и стал серьёзно относиться к своей литературной деятельности.

азимов литературный публицистический писатель

Большинство написанных Азимовым книг являются научно-популярными, причём в самых разных областях: химия, астрономия, религиоведение, ряде других. В своих публикациях Азимов разделял позицию научного скептицизма <#"justify">Знания не могут принадлежать отдельному человеку, даже тысячам людей.

·На самом деле, дата его рождения точно не известна из-за отсутствия записей и разницы между григорианским и еврейским календарём. Предполагаются даты вплоть до 19 октября <#"justify">Награды писателя


Премия «Хьюго <#"justify">Библиография


Научно-фантастические романы

Транторианская империя <#"justify">Экранизации произведений, театральные постановки


Конец вечности (1987)

Гандахар (1988)

Двухсотлетний человек (1999)

Я, робот (2004)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Входит в так называемую «Большую тройку» писателей-фантастов. Этот факт говорит о признании коллег по цеху и о том гигантском вкладе, который он внес в литературу. Кроме того, эту тройку великолепных мастеров фантастики можно назвать и просветителями нашего времени. Азимов и Кларк сделали очень много для того, чтобы популяризировать науку.

Петровичи (сейчас Шумячский район) Смоленской области - это место, которое прославил своим рождением 2 января 1920 года мальчик Исаак, ставший впоследствии лучшим писателем-фантастом 20 века Айзеком Азимовым. Позднее он говорил, что родился на той же земле, что и Юрий Гагарин, и поэтому до сих пор чувствует себя так, словно принадлежит сразу двум странам.

Отец писателя, Юда Азимов, был по тем временам образованным человеком. Сначала он был занят в семейном деле, а после революции стал бухгалтером. Мать писателя, Хана-Рахиль, была из многодетной семьи и работала в лавке.

Эмиграция

После рождения в 1923 году дочери родители Айзека получают приглашение от брата матери, который уже давно уехал в США и обосновался там. Семья принимает решение эмигрировать в Америку.

Айзек Азимов утверждал, что до приезда в США его родители носили фамилию Озимовы, но чиновники иммиграционной службы вписали их как Азимовых и изменили имя писателя на американский лад. Так он и стал Айзеком.

Родители не смогли хорошо освоить английский язык, поэтому устроиться на не получалось. Тогда Юда купил небольшую бакалейную лавку и открыл торговлю. Но для сына он не хотел участи мелкого торговца и решил дать ему хорошее образование. Сам Айзек учился с удовольствием, а с 5 лет мог посещать библиотеку.

С поступлением на медицинский факультет ничего не получилось - как оказалось, Азимов не переносил вида крови. Тогда было решено поступить на отделение химии Колумбийского университета.

Дальше была успешная карьера. Айзек Азимов стал профессором-биохимиком и начал преподавать в Бостонской медицинской школе. В 1958 году он внезапно прекращает свою научную деятельность. Но свои знаменитые лекции продолжал читать на протяжении нескольких лет.

Как он становится писателем-фантастом

Писать Азимов начал еще в детстве. Однажды его друг, прочитав начало рассказа, потребовал продолжения. И тогда будущему писателю-фантасту стало понятно, что у него действительно что-то получается.

Первые рассказы Айзека Азимова были опубликованы в 1939 году легендарным редактором и открывателем молодых талантов. Уже второе опубликованное произведение - «Приход ночи» - становится, по мнению Американской ассоциации писателей-фантастов, лучшим фантастическим творением из когда-либо написанных в мире.

Лучшие книги писателя

В жанре фантастики - это такие произведения, как «Сами боги», «Основание» и цикл «Я, Робот». Но это далеко не все значимые его творения. Никто не мог лучше заглянуть в будущее на тысячелетия вперед, чем Айзек Азимов. «Конец вечности» - лучший роман писателя, посвященный проблеме путешествий во времени.

Невероятный Азимов

Написать 500 книг - это кажется невероятным. Многие за всю жизнь столько даже не прочитают. Айзек Азимов не только писал, он успевал делать еще огромное количество других дел. Он был председателем американской Ассоциации гуманистов, занимался популяризацией науки, редактировал научно-фантастический журнал, носящий его имя. Он не доверял литературным агентам и предпочитал вести дела сам, что отнимало много времени. Азимов умудрялся при своей загруженности быть председателем мужского клуба. Он все делал на совесть. Даже маленькую речь в своем клубе он тщательно готовил. Не было случая, чтобы ему пришлось краснеть за результат своей работы.

Поражает и сфера интересов писателя. В прошлом профессор-биохимик, Азимов никогда не ограничивался изучением только этой области науки. Его интересовало все вокруг. Космология, футурология, лингвистика, история, языкознание, медицина, психология, антропология - это всего лишь небольшой список увлечений писателя-фантаста. Он не только интересовался этими науками, а и серьезно изучал. И книги Айзека Азимова, написанные им в этих областях знаний, всегда точны и безупречны в достоверности поданного материала.

Работа по популяризации науки

В середине 1950 годов Азимов начинает писать публицистику, занимаясь популяризацией науки. Его книга для подростков «Химия жизни» имела большой успех у читателей, а сам он понял, что писать документальные произведения ему легче и интереснее, чем художественные. Он пишет для большого количества научных журналов статьи по математике, физике, химии, астрономии. Большая часть его работ была ориентирована на детей и подростков. В доступной для них форме Азимов рассказывал юным читателям о серьезных вещах.

Научно-популярная литература Азимова

Писатель больше известен в мире благодаря своим произведениям в жанре фантастики и мистики. Немногие знают, что Айзек Азимов - автор многочисленных работ в форме научно-популярной литературы. Поражает разнообразие его интересов.

Знаменитый фантаст написал книги об истории Ближнего Востока, расцвете и падении Римской империи, расах и генах, эволюции Вселенной и тайне сверхновых. Он создал «Краткую историю биологии», где в увлекательной форме рассказал о развитии этой науки, начиная с глубокой древности. Еще одна работа, «Человеческий мозг», с юмором описывает строение и работу центральной нервной системы. Также в книге собрано много увлекательных историй о развитии науки психобиохимии.

Многие книги писателя просто необходимо читать детям. Одна из них - «Популярная анатомия». Айзек Азимов в ней подробно рассказывает об удивительном строении человеческого тела. В свойственной ему манере легко и непринужденно говорить о сложных вещах автор пытается пробудить интерес читателя к анатомии.

Научно-популярные книги Айзека Азимова всегда написаны живым, понятным языком. Он умеет рассказать об очень сложных вещах увлекательно и интересно.

Прогноз будущего. Что сбылось из предсказанного писателем

Одно время очень популярной была тема предсказания будущего человечества известными авторами-фантастами. Особенно много разных вариантов развития событий было предложено Азимовым и Артуром Кларком. Идея эта не нова. Еще Жюль Верн в своих произведениях описал многие открытия, которые были сделаны человеком намного позже.

По просьбе газеты "The New York Times" в 1964 году Айзек Азимов сделал прогноз о том, как будет выглядеть мир через 50 лет, в 2014 году. Это кажется удивительным, но большинство предположений фантаста или сбылось, или предсказано очень точно. Конечно, это не предсказания в чистом виде, свои умозаключения по поводу будущего человечества писатель делал на основе уже имеющейся технологии. Но все равно точность его высказываний поражает.

Что сбылось:

  1. Телевидение в формате 3D.
  2. Приготовление пищи будет во многом автоматизировано. На кухне появятся устройства с функцией «автоготовки».
  3. Население Земного шара достигнет 6-миллиардного рубежа.
  4. Во время разговора с собеседником, находящимся на расстоянии, его можно будет видеть. Телефоны станут портативными и будут снабжены экраном. С его помощью будет возможно работать с изображениями и читать книги. Спутники помогут связаться с человеком в любой точке Земли.
  5. Роботы не получат широкого распространения.
  6. Техника будет работать без электрического шнура, на батареях или аккумуляторах.
  7. Человек не высадится на Марсе, но будут созданы программы по его колонизации.
  8. Будут использоваться солнечные электростанции.
  9. В школах будет введено изучение компьютерных дисциплин.
  10. Будут активно осваиваться Арктика и пустыни, а также подводный шельф.

Фильмы по произведениям Айзека Азимова. Самые известные экранизации

В 1999 году на экраны вышел «Двухсотлетний человек», снятый по совместному роману Сильверберга и Азимова «Позитронный человек». А основой явилась небольшая повесть писателя с тем же названием, что и снятая картина. Проблемы, связанные с появлением роботов в будущем, всегда волновали фантаста. Возможная эволюция искусственного интеллекта, вероятность его конфронтации с человечеством, безопасность роботов, страх перед ними, человечность - круг вопросов, которые поднимает Азимов в своем творчестве, очень широк.

В этом фильме рассматривается очень интересная проблема: может ли робот стать человеком. Главный герой ленты - андроид Эндрю, блестяще сыгранный Робином Уильямсом.

В 2004 году вышел еще один замечательный фильм - «Я, робот». Айзека Азимова считают автором одноименного романа, на основе которого он был снят. На самом деле сюжет картины взят из целого цикла книг писателя о роботах. Это одна из самых удачных экранизаций произведений Азимова, в которой очень точно переданы те проблемы, которые он постоянно поднимал в своем творчестве.

На этот раз в фильме рассматривается проблема эволюции искусственного интеллекта. Законы робототехники Айзека Азимова, придуманные им в 1942 году, сыграют в сюжете не последнюю роль. Согласно им, робот обязан защищать людей и не может причинить им вред. Он должен во всем подчиняться своему хозяину, если это не нарушает самый главный закон роботехники - неприкосновенность человека.

В фильме искусственный интеллект ВИКИ, мозг крупнейшей компании по производству роботов, постепенно эволюционирует и приходит к выводу, что человечество нужно оградить самого от себя, иначе люди погубят все вокруг. С помощью роботов новой улучшенной серии он захватывает весь город. При этом гибнут мирные жители. Главный герой детектив Дэл Спунер с помощниками в лице работницы компании и робота Санни уничтожает ВИКИ. В фильме также остро затронута проблема неприятия этих машин людьми, недоверие к ним.

Еще одна известная Айзека Азимова «Сумерки» - фильм «Черная дыра» с Вином Дизелем в главной роли. Это очень вольный пересказ произведения писателя, почти ничего общего не имеющий с оригинальной версией.

Кроме этих трех известных экранизаций, по произведениям писателя также были созданы фильмы «Сумерки», «Конец вечности» и «Любовь андроида».

Премии и награды

Азимов очень гордился своими наградами, особенно в области фантастики. Их у него огромное количество, и это неудивительно, учитывая невероятную трудоспособность писателя и его библиографию в 500 написанных работ. Он удостоен нескольких наград «Хьюго» и «Небьюла», был лауреатом Премии Фонда Томаса Альвы Эдисона. За свои работы в области химии Азимов получил награду Американского Химического общества.

В 1987 году премию «Небьюла» Азимову вручили с потрясающей формулировкой - «Великому мастеру».

Личная жизнь писателя

Айзек Азимов был успешен как автор, но личная жизнь писателя не всегда была безоблачной. В 1973 году после 30 лет совместной жизни он разводится с женой. От этого брака осталось двое детей. В том же году он женится на своей давней знакомой Джанет Джеппсон.

Последние годы жизни писателя

Он прожил не так уж и много по меркам западного мира - 72 года. В 1983 году Азимов перенес операцию - шунтирование на сердце. Во время ее проведения писатель был заражен ВИЧ через донорскую кровь. Никто ничего не подозревал до повторной операции, когда при обследовании у него обнаружили СПИД. Смертельная болезнь привела к почечной недостаточности, и 6 апреля 1992 года великого писателя не стало.

Страна: США
Родился: 1920-01-02
Умер: 1992-04-06

Когда Айзек Азимов родился, он с удивлением обнаружил, что родился на территории Советской России в местечке Петровичи под Смоленском. Он постарался исправить эту ошибку, и три года спустя в 1923 его родители перебрались в Нью-Йоркский Бруклин (CША), где открыли кондитерскую лавочку и зажили припеваючи, имея достаточные доходы на то, чтобы финансировать образование сына. Айзек стал гражданином США в 1928 году.
Страшно подумать, что было бы, если бы Айзек остался на родине предков! Конечно, не исключено, что он занял бы место Ивана Ефремова в нашей фантастической литературе, но это вряд ли. Скорее, все сложилось бы гораздо более мрачно. А так он получил специальность биохимика, закончив химический факультет Колумбийского университета в 1939 году, и преподавал биохимию в Медицинской школе Бостонского университета. С 1979 года - профессор этого же университета. Профессиональные интересы никогда не были им забыты: он автор многих научных и научно-популярных книг по биохимии. Но не это прославило его на весь мир.
В год окончания университета (1939) он дебютировал в «Amazing Stories» рассказом «В плену у Весты». Блестящий научный ум сочетался в Азимове с мечтательностью, и поэтому он не мог быть ни чистым ученым, ни чистым писателем. Он стал писать научную фантастику. И особенно ему удавались книги, в которых можно было теоретизировать, строить заковыристые логические цепочки, предполагающие много гипотез, но лишь одно верное решение. Это - фантастические детективы. В лучших книгах Азимова так или иначе присутствует детективное начало, и его любимые герои - Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо - сыщики по профессии. Но даже романы, которые нельзя назвать стопроцентными детективами, посвящены раскрытию тайны, сбору информации и блестящим логическим выкладкам необычайно умных и наделенных верной интуицией героев.
Действие азимовских книг происходит в будущем. Это будущее растянулось на много тысячелетий. Здесь и приключения «Счастливчика» Дэвида Старра в первые десятилетия освоения Солнечной Системы, и заселение дальних планет, начиная с системы Тау Кита, и образование могучей Галактической Империи, и её распад, и работа кучки учёных, объединившихся под названием Академия, над созданием новой, лучшей Галактической Империи, и перерастание человеческого разума во вселенский разум Галаксии. Азимов по сути создал свою собственную Вселенную, протяжённую в пространстве и времени, с собственными координатами, историей и моралью. И как всякий творец мира, он проявил явное стремление к эпичности. Скорее всего, он не планировал заранее превратить свой фантастический детектив «Стальные пещеры» в эпический цикл. Но вот появилось продолжение - «Роботы утренней зари» - уже становится ясно, что цепочка отдельных преступлений и несчастных случаев, которые расследуют Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо, связана с судьбами человечества.
И все же даже тогда Азимов вряд ли собирался связать сюжетно цикл «Стальных пещер» с трилогией «Академия». Это случилось само собой, как это всегда случается с эпосом. Известно ведь, что поначалу романы о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола не были связаны между собой, а тем более с историей Тристана и Изольды. Но с течением времени они объединились в нечто общее. Так же и с азимовскими романами.
И уж если создаётся эпический цикл, то в нем не может не быть центрального эпического героя. И такой герой появляется. Им становится Р. Даниел Оливо. Робот Даниел Оливо. В пятой части «Академии» - романе «Академия и Земля» - он занимает уже место Господа Бога, творца Вселенной и вершителя человеческих судеб.
Азимовские роботы - это самое поразительное из всего созданного писателем. Азимов сочинял чистую научную фантастику, в которой нет места волшебству и мистике. И все же, не будучи инженером по профессии, он не очень-то поражает читательское воображение техническими новинками. И единственное его изобретение - скорее философского плана, чем технического. Азимовские роботы, проблемы их взаимоотношения с людьми - это предмет особого интереса. Чувствуется, что автор много думал, прежде чем писать об этом. Не случайно даже его конкуренты-фантасты, в том числе и те из них, кто нелестно отзывался о его литературном таланте, признавали его величие как автора Трех Законов Роботехники. Законы эти выражены тоже философски, а не технически: роботы не должны причинять вред человеку или своим бездействием допускать, чтобы ему был причинён вред; роботы должны подчиняться приказам человека, если это не противоречит первому закону; роботы должны оберегать своё существование, если это не противоречит первому и второму закону. Азимов не объясняет, как это происходит, но говорит, что ни один робот не может быть создан без соблюдения Трёх Законов. Они заложены в самый базис, в техническую основу возможности построения робота.
Но уже из этих Трёх Законов вытекает масса проблем: например, роботу прикажут прыгнуть в огонь. И он будет вынужден это сделать, потому что второй закон изначально сильнее третьего. А ведь азимовские роботы - во всяком случае, Даниел и ему подобные - это по сути люди, только искусственно созданные. У них уникальная и неповторимая личность, индивидуальность, которая может быть уничтожена по капризу любого глупца. Азимов был человеком умным. Он сам заметил это противоречие и разрешил его. И множество других проблем и противоречий, возникающих в его книгах, были им блестяще разрешены. Создаётся впечатление, что ему нравилось ставить проблемы и находить их решения.
Мир романов Азимова - это мир причудливого переплетения неожиданности и логичности. Вы никогда не угадаете, какая сила стоит за тем или иным событием во Вселенной, кто противостоит героям в их поисках истины, кто им помогает. Финалы романов Азимова столь же неожиданны, как концовки рассказов О"Генри. И тем не менее любая неожиданность здесь тщательно мотивирована и оправдана. Ошибок у Азимова нет и быть не может.
Так же причудливо переплетены в азимовской Вселенной свобода личности и её зависимость от высших сил. В Галактике по Азимову действует множество могущественных сил, гораздо более могущественных, чем люди. И все же в конечном итоге все решают люди, конкретные люди, подобные гениальному Голану Тревайзу из четвертой и пятой книг «Академии». Впрочем, что там в конечном итоге, так и не известно. Азимовский мир - открытый и вечно изменяющийся. Кто знает, куда бы пришло человечество у Азимова, проживи автор ещё немного…
Читатель, вошедший в чужую тревожную, огромную и полную противоборства азимовскую Вселенную, привыкает к ней, как к своему дому. Когда Голан Тревайз посещает давно забытые и пустынные планеты Аврора и Солярия, на которых много тысяч лет назад жили и действовали Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо, мы чувствуем грусть и опустошение, как будто стоим на пепелище. В этом - глубокая человечность и эмоциональность такого, казалось бы, лично-умозрительного мира, созданной Азимовым.
Он прожил по западным стандартам немного - всего семьдесят два года и умер 6 апреля 1992 года в клинике Нью-Йоркского университета. Но за эти годы он написал не двадцать, не пятьдесят, не сто и не четыреста, а четыреста шестьдесят семь книг, как художественных, так и научных и научно-популярных. Его творчество отмечено пятью премиями «Хьюго» (1963, 1966, 1973, 1977, 1983), двумя премиями «Небьюла» (1972, 1976), а также многими другими призами и премиями. Именем Айзека Азимова назван один из популярнейших американских НФ-журналов - «Asimov"s Science Fiction and Fantasy». Есть чему позавидовать.
Книги:

Без серии

Сами боги

(Научная фантастика)

Конец вечности

(Научная фантастика)

Фантастическое путешествие

(Героическое фэнтези)

Немезида

(Героическое фэнтези)

Черные монахи пламени

(Научная фантастика)

Cами боги

(Научная фантастика)

Девять Завтра (Сборник)

(Научная фантастика)

Я, робот (Сборник)

(Научная фантастика)

Мечты роботов [Сборник]

(Научная фантастика)

Путь Марсиан

(Космическая фантастика)

Колесо Времени

Три закона робототехники

(Героическое фэнтези)

Лакки Старр

Дэвид Старр, отец которого был лучшим в Научном Совете - высшей организации, руководящей всей галактикой пять тысяч лет спустя от нашего времени, только что закончил академию и, благодаря своим способностям, стал самым молодым членом Совета за всю его историю. Высокий, крепкий, со стальными нервами, развитыми мышцами атлета и светлым умом первоклассного ученого, он получает свое первое задание.

Следующее задание Лаки Стару в романе Айзека Азимова «Счастливчик Старр и океаны Венеры» предстояло выполнять вместе с Верзилой (кличка Бигмена) на полностью покрытой океаном Венере, где член Совета Лу Эванс, друг Лаки, обвинялся в получении взяток.

Но это лишь первые два тома - начало приключений Лаки Стара, космического ренджера...

1 - Дэвид Старр – космический рейнджер

(Космическая фантастика)

2 - Лакки Старр и пираты астероидов

(Научная фантастика)

3 - Лакки Старр и океаны Венеры

(Научная фантастика)

4 - Лакки Старр и большое солнце Меркурия

(Космическая фантастика)

5 - Лакки Старр и луны Юпитера

(Героическое фэнтези)

6 - Лакки Старр и кольца Сатурна

(Космическая фантастика)

Тренторианская империя

1 - Звезды как пыль

(Героическое фэнтези)

2 - Космические течения

(Героическое фэнтези)

3 - Осколок Вселенной

(Героическое фэнтези)

Детектив Элайдж Бейли и робот Дэние

1 - Стальные пещеры

(Героическое фэнтези)

2 - Обнаженное солнце

(Героическое фэнтези)

3 - Роботы зари

(Героическое фэнтези)

4 - Роботы и Империя

(Героическое фэнтези)

Академия

Цикл «Академия» («Основание», «Фонд») повествует о расцвете и упадке огромной галактической империи, которой правили детерминистские законы «психоистории».
Великий План Гэри Селдона предвещал упадок империи через пятьсот лет. Это - неизбежность. Это - инертный процесс, в котором участвуют все население Галактики, действия отдельных людей в котором не сравнить даже с комариным укусом для слона.
Гэри Селдон основал Академию, которая по Плану должна была быть центром возрождения Империи. Период упадка при этом снижался с предсказанных тридцати тысячелетий до одного.
Долгое время План Селдона был нерушим. Людям с рождения прививалась мысль, что история будущего уже написана рукой великого гения психоистории.
Так как же могло получиться так, что один человек смог разрушить План, за ничтожный срок подчинив себе всю Галактику? Этого не мог предвидеть даже Сэлдон...

Когда Айзек Азимов родился, он с удивлением обнаружил, что родился на территории Советской России в местечке Петровичи под Смоленском. Он постарался исправить эту ошибку, и три года спустя в 1923 его родители перебрались в Нью-Йоркский Бруклин (CША), где открыли кондитерскую лавочку и зажили припеваючи, имея достаточные доходы на то, чтобы финансировать образование сына. Айзек стал гражданином США в 1928 году.

Страшно подумать, что было бы, если бы Айзек остался на родине предков! Конечно, не исключено, что он занял бы место Ивана Ефремова в нашей фантастической литературе, но это вряд ли. Скорее, все сложилось бы гораздо более мрачно. А так он получил специальность биохимика, закончив химический факультет Колумбийского университета в 1939 году, и преподавал биохимию в Медицинской школе Бостонского университета. С 1979 года - профессор этого же университета. Профессиональные интересы никогда не были им забыты: он автор многих научных и научно-популярных книг по биохимии. Но не это прославило его на весь мир.

В год окончания университета (1939) он дебютировал в «Amazing Stories» рассказом «В плену у Весты». Блестящий научный ум сочетался в Азимове с мечтательностью, и поэтому он не мог быть ни чистым ученым, ни чистым писателем. Он стал писать научную фантастику. И особенно ему удавались книги, в которых можно было теоретизировать, строить заковыристые логические цепочки, предполагающие много гипотез, но лишь одно верное решение. Это - фантастические детективы. В лучших книгах Азимова так или иначе присутствует детективное начало, и его любимые герои - Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо - сыщики по профессии. Но даже романы, которые нельзя назвать стопроцентными детективами, посвящены раскрытию тайны, сбору информации и блестящим логическим выкладкам необычайно умных и наделенных верной интуицией героев.

Действие азимовских книг происходит в будущем. Это будущее растянулось на много тысячелетий. Здесь и приключения «Счастливчика» Дэвида Старра в первые десятилетия освоения Солнечной Системы, и заселение дальних планет, начиная с системы Тау Кита, и образование могучей Галактической Империи, и её распад, и работа кучки учёных, объединившихся под названием Академия, над созданием новой, лучшей Галактической Империи, и перерастание человеческого разума во вселенский разум Галаксии. Азимов по сути создал свою собственную Вселенную, протяжённую в пространстве и времени, с собственными координатами, историей и моралью. И как всякий творец мира, он проявил явное стремление к эпичности. Скорее всего, он не планировал заранее превратить свой фантастический детектив «Стальные пещеры» в эпический цикл. Но вот появилось продолжение - «Роботы утренней зари» - уже становится ясно, что цепочка отдельных преступлений и несчастных случаев, которые расследуют Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо, связана с судьбами человечества.

И все же даже тогда Азимов вряд ли собирался связать сюжетно цикл «Стальных пещер» с трилогией «Академия». Это случилось само собой, как это всегда случается с эпосом. Известно ведь, что поначалу романы о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола не были связаны между собой, а тем более с историей Тристана и Изольды. Но с течением времени они объединились в нечто общее. Так же и с азимовскими романами.

И уж если создаётся эпический цикл, то в нем не может не быть центрального эпического героя. И такой герой появляется. Им становится Р. Даниел Оливо. Робот Даниел Оливо. В пятой части «Академии» - романе «Академия и Земля» - он занимает уже место Господа Бога, творца Вселенной и вершителя человеческих судеб.

Азимовские роботы - это самое поразительное из всего созданного писателем. Азимов сочинял чистую научную фантастику, в которой нет места волшебству и мистике. И все же, не будучи инженером по профессии, он не очень-то поражает читательское воображение техническими новинками. И единственное его изобретение - скорее философского плана, чем технического. Азимовские роботы, проблемы их взаимоотношения с людьми - это предмет особого интереса. Чувствуется, что автор много думал, прежде чем писать об этом. Не случайно даже его конкуренты-фантасты, в том числе и те из них, кто нелестно отзывался о его литературном таланте, признавали его величие как автора Трех Законов Роботехники. Законы эти выражены тоже философски, а не технически: роботы не должны причинять вред человеку или своим бездействием допускать, чтобы ему был причинён вред; роботы должны подчиняться приказам человека, если это не противоречит первому закону; роботы должны оберегать своё существование, если это не противоречит первому и второму закону. Азимов не объясняет, как это происходит, но говорит, что ни один робот не может быть создан без соблюдения Трёх Законов. Они заложены в самый базис, в техническую основу возможности построения робота.

Но уже из этих Трёх Законов вытекает масса проблем: например, роботу прикажут прыгнуть в огонь. И он будет вынужден это сделать, потому что второй закон изначально сильнее третьего. А ведь азимовские роботы - во всяком случае, Даниел и ему подобные - это по сути люди, только искусственно созданные. У них уникальная и неповторимая личность, индивидуальность, которая может быть уничтожена по капризу любого глупца. Азимов был человеком умным. Он сам заметил это противоречие и разрешил его. И множество других проблем и противоречий, возникающих в его книгах, были им блестяще разрешены. Создаётся впечатление, что ему нравилось ставить проблемы и находить их решения.

Мир романов Азимова - это мир причудливого переплетения неожиданности и логичности. Вы никогда не угадаете, какая сила стоит за тем или иным событием во Вселенной, кто противостоит героям в их поисках истины, кто им помогает. Финалы романов Азимова столь же неожиданны, как концовки рассказов О"Генри. И тем не менее любая неожиданность здесь тщательно мотивирована и оправдана. Ошибок у Азимова нет и быть не может.

Так же причудливо переплетены в азимовской Вселенной свобода личности и её зависимость от высших сил. В Галактике по Азимову действует множество могущественных сил, гораздо более могущественных, чем люди. И все же в конечном итоге все решают люди, конкретные люди, подобные гениальному Голану Тревайзу из четвертой и пятой книг «Академии». Впрочем, что там в конечном итоге, так и не известно. Азимовский мир - открытый и вечно изменяющийся. Кто знает, куда бы пришло человечество у Азимова, проживи автор ещё немного…

Читатель, вошедший в чужую тревожную, огромную и полную противоборства азимовскую Вселенную, привыкает к ней, как к своему дому. Когда Голан Тревайз посещает давно забытые и пустынные планеты Аврора и Солярия, на которых много тысяч лет назад жили и действовали Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо, мы чувствуем грусть и опустошение, как будто стоим на пепелище. В этом - глубокая человечность и эмоциональность такого, казалось бы, лично-умозрительного мира, созданной Азимовым.

Он прожил по западным стандартам немного - всего семьдесят два года и умер 6 апреля 1992 года в клинике Нью-Йоркского университета. Но за эти годы он написал не двадцать, не пятьдесят, не сто и не четыреста, а четыреста шестьдесят семь книг, как художественных, так и научных и научно-популярных. Его творчество отмечено пятью премиями «Хьюго» (1963, 1966, 1973, 1977, 1983), двумя премиями «Небьюла» (1972, 1976), а также многими другими призами и премиями. Именем Айзека Азимова назван один из популярнейших американских НФ-журналов - «Asimov"s Science Fiction and Fantasy». Есть чему позавидовать.