Архив рубрики "история одной картины". Увлекательные истории создания знаменитых картин Картины известных художников история создания

Билл Стоунхэм «Руки противятся ему»

1972

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная — это факт.
Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.
Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь — представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.
Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда она была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина — «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.

Многие произведения искусств со временем обрастают целым шлейфом историй. Добрые или не очень, совершенно разные, необычные, зачастую жуткие они добавляют самой непритязательной картине некую ауру. Кстати такие ауры прекрасно видят специалисты по биоэнергетике, экстрасенсы. А еще с картинами связывают события. Происходят они вследствие или просто совпадают по времени – спорить не будем. А вот небольшой обзор подобных произведений мы сделаем, истории написания картин расскажем.

Одной из самых заметных в числе «проклятых» является репродукция картины испанца Джованни Браголина “Плачущий мальчик”.известно, что рисовал ее художник с собственного сына. Но натурщик в силу своего возраста не мог плакать на заказ. Тогда за дело брался отец и приводил ребенка в нужное состояние. Он знал, что малыш панически боится огня. Потому отец зажигал спички и держал их около лица мальчика, ребенок начинал рыдать, художник брался за работу.

Браголин жертвовал нервами своего ребенка ради своей тяги к рисованию. Далее легенда гласит, что однажды ребенок не выдержал и пожелал отцу: “Гори ты сам!”, а через пару недель малыш умер от пневмонии. Отец тоже ненадолго его пережил, сгорел в своем доме.

Дальнейшая история продолжилась в Англии в 1985 г. В это время начинается просто эпидемия пожаров в северной части страны. Горят жилые дома, причем совершенно произвольно, гибнут при этом люди.

Единственной интересной деталью становится то, что после пожара остается нетронутой только одна вещь – некая репродукция. Количество сообщений растет и доходит до критической массы.

Один из инспекторов заявляет, что именно “Плачущий мальчик” оказывается общей чертой всех пожаров.
После этого в газеты и полицию рвется поток сообщений с описаниями всех случаев с этой репродукцией. Доходит до того, что официально предлагается избавиться от этой зловещей картины в доме. Что интересно сам оригинал считается утерянным, есть лишь копия.

Следующее "пожароопасное полотно" – это творение импрессиониста Моне “Водяные лилии”.

Один за другим горели по неизвестной причине мастерская творца, далее дома владельцев – кабаре на Монмартре в Париже, дом французского мецената, Нью-Йоркский музей современных искусств. На данный момент картина ведет себя тихо, спокойно висит в музее Мормотон (Франция).

Еще один «сжигатель» находится в Эдинбурге в Королевском музее. Особо не впечатляющая картина, портрет старика с вытянутой рукой. По легенде пальцы на этой руке шевелятся, но видеть это – дано не всем. А вот те, кто увидели, вскоре умрут в огне.

Известны две жертвы этой картины - Бэлфаст (капитан дальнего плавания) и лорд Сеймур. Оба утверждали, что видели шевеление пальцев и оба же погибли. Директор музея тоже между пару огней оказался. С одной стороны публика требует избавится от «проклятой» картины, а с другой – это основное средство привлечение посетителей. Так что старик спокойно себе весит в музее.

Не меньше загадок связано со знаменитейшей «Джокондой» да Винчи. И тут впечатления саамы разнообразные от картины: кого-то она восхищает, а кто-то пугается, теряет сознание. Есть мнение, что этот знаменитый портрет очень плохо воздействует на зрителя. Зафиксировано официально (!) более ста таких событий, кода посетители музея в время созерцания картины теряли сознание. Одной из таких жертв стал французский писатель Стендаль.

Так же есть информация, что модель Мона Лиза, умерла сравнительно молодой, в 28 лет, а великий Леонардо шесть долгих лет переделывал картину, правил ее, причем до самой смерти.

Еще одна недобрая картина “Венера с зеркалом” принадлежит кисти Веласкеса. Считается, что все кто ее приобретал либо погибали насильственной смертью, либо разорялись…

Даже музеи очень неохотно включали ее в свою экспозицию и картинка постоянно мигрировала. Пока однажды на нее не набросилась посетительница, изрезавшая полотно ножом.

Следующая жуть под названием “Hands Resist Him” написана калифорнийским художником-сюрреалистом Биллом Стоунхемом. Писал он ее со своей с сестрой фотографии в 1972 году. На картине же получился мальчик с не прорисованным лицом и девочка-кукла, почти в рост ребенка у стеклянной двери. В дверь изнутри упираются детские ручки.
История неприятностей с этим полотном началась с оценившего ее искусствоведа.

Он скончался, неожиданно и быстро. Следующим стал киноактер. Далее в истории есть пробел, картина считалась исчезнувшей. И вот некая семья обнаруживает ее на помойке и конечно же тащит ее в дом. Более того – ее вешают в детской. В результате дочь не спит по ночам, кричит, говорит, что дети на картине движутся и дерутся. В комнате ставят камеру с датчиком движения, и она срабатывает по ночам.

Семья решает от картины избавиться и для этого выставляет ее на интернет-аукцион. Тут же организаторы начинают получать море жалоб о том, что при долгом просмотре картинные людям становилось плохо, вплоть до сердечных приступов.

В конце концов “Hands Resist Him” покупает хозяин частной картинной галереи. Который теперь также становится владельцем вороха жалоб на нее. Кстати, к нему приходят и предложения от экзорцистов. Экстрасенсы вообще в один голос говорят о исходящем от картины зле.

Это фото было прототипом “Руки сопротивляются ему”:

Это тоже Стоунхемом но более поздний

В русской живописи тоже есть свои странности. Еще со школы все знают “Тройку” Перова. Коренным в этой тройке маленький светленький мальчик. Модель для этого образа Перов нашел Москве. По улице брела женщина с 12 летним сыном на богомолье.

Женщина потеряла всех других детей и мужа, и Вася стал последним ее утешением. Она очень не хотела, что бы мальчик позировал, но позже все равно согласилась. Но после завершения картины, очень быстро, Вася умер… Женщина просит отдать ей картинку, но художник уже не может, картина на тот момент уже а Третьяковке. И Перов тогда пишет портрет мальчика и передает его матери.

Есть такие тяжелые работы и у Врубеля. Портрет его сына Саввы написан незадолго до неожиданной смерти мальчика.
А вот “Демон поверженный”…. Врубель постоянно переписывал его, менял колорит, работа очень серьезно сказалась на психике художника.

Он никак не отрывался от работы, даже уже после того как работа была помещена на выставку….Врубель приходил даже на выставку, работал над полотном. Его осматривал сам Бехтерев. В результате, родственники вызывают психиатра Бехтерева и он ставит жуткий диагноз. Врубеля помещают в больницу, где он и умирает вскоре.

Еще интересная пара картин.

Одна из них «Масленица» Куплина

вторая принадлежит Антонову.

Особую известность картины получили в 2006, когда в интернете появилась запись, якобы от имени одного студента. Который и заявил, что копия принадлежит перу сумасшедшего, но в картине есть особенность, которая сразу указывает на психическое расстройство автора. Множество людей начинает искать это отличие, но конечно же не находит… точнее вариантов предлагается много, но вот проверить на правильность… пока не удается)

Еще одним пугалом стал портрет Марии Лопухиной, написанный еще во времена Пушкина.
Ее жизнь была очень недолго и почти стразу после создания картины она умерла от туберкулеза.

Ее отец, по слухам магистр-массон, сумел заключить дух дочери в картину. И теперь каждая взглянувшая на портрет девушка рискует умереть. На ее счету уже больше десятка тогдашних молоденьких девушек. В 1880 г картину покупает меценат Третьяков. После этого слухи утихают.

Следующая «темная» картина – это «Крик» Мунка. Его жизнь была одной большой черной полосой трагедий – смерть матери в раннем возрасте, смерть сестры и брата, потом «шизофрения» другой сестры. В 90х после нервного срыва он лечится электрошоком. Он боится секса и потому не жениться. Умирает Мунк на 81 м году, передав свои картины (1200), эскизы (4500) и 18000 фотографий.
Главной картиной Мунка стал его «Крик».

Многие, кому пришлось контактировать с картиной, получают удар судьбы - заболевают, ссорятся с близкими, впадают в тяжелую депрессию или умирали.
Есть и несколько совсем уже страшных историй. Один служащий, совершенно здоровый человек, ее нечаянно уронил и в результат получил припадки головной боли с нарастающей силой, это тянулось до тех пор пока служитель не покончил с собой. Другой уронивший картину попал в автомобильную аварию и получил тяжелейшие переломы рук, ног, ребер, таза и сотрясение мозга. И сюда же можно отнести любопытного посетителя, ткнувшего картину пальцем. Через несколько дней он сгорает в своем же доме заживо.

Голландец Питер Брейгель-старший написал «Поклонение волхвов» в течении двух лет.

Моделью для Девы Марии стала его кузина, бесплодная женщина, которую за это избивал муж. Именно она стала причиной плохой ауры картины. Полотно четырежды покупали коллекционеры и после этого по 10-12 лет в семьях не рождались дети. В 1637 картину покупает Якоб ван Кампен. К тому моменту он уже имел троих потомков, потому и не испугался проклятия.

Если смотреть на это изображение порядка пяти минут подряд, то девушка на картине изменяется – у нее краснеют глаза, чернеют волосы, вырастают клыки.

«Женщину дождя» в 1996 году написала Светлана Телец. За пол года до того ей начало чудиться некое внимание, наблюдение.

Потом в один день Светлана подошла к холсту и увидела там эту женщину, весь ее образ, цвета, фактуры. Она нарисовала картину очень быстро, было ощущение, что кто то водил рукой художницы.
После этого Светлана попыталась продать полотно. Но первая же покупательница быстро вернула картину, потому что ей казалось что в квартире кто-то есть, ей снилась эта женщина.

Возникало ощущение тишины, чувство страха и тревоги. Дождя. То же самое повторялось еще несколько раз. Теперь картина висит в одном из магазинов, но больше покупателей на нее не находится. Хотя художница думает, что картина просто ждет своего зрителя, того кому она предназначена.


3 декабря 1961 года в нью-йоркском Музее Современного Искусства произошло знаковое событие – картину Матисса «Лодка», которая 46 дней провисела в перевёрнутом виде, перевесили должным образом. Стоит сказать, что это не единичный забавный случай, связанный с картинами великих художников.

Пабло Пикассо нарисовал один из своих известных портретов менее чем за 5 минут

Как-то один из знакомых Пабло Пикассо, рассматривая его новые работы искренне сказал художнику: «Извини, но понять я этого не могу. Таких вещей просто не существует». На что Пикассо парировал: «Ты и китайский язык не понимаешь. Но он всё-таки существует». Впрочем, Пикассо не понимали многие. Как-то он предложил русскому писателю Эренбургу, своему хорошему другу, написать его портрет. Тот с радостью согласился, но не успел расположиться в кресле, чтобы позировать, как художник заявил, что всё готово.


Эренбург выразил удивление быстротой исполнения работы, ведь не прошло и 5 минут, на что Пикассо ответил: «Я знаю тебя 40 лет. И все эти 40 лет я учился писать портреты за 5 минут».

Илья Репин помог продать картину, которую не писал

Одна дама приобрела на рынке всего за 10 рублей совершенно бездарную картину, на которой гордо красовалась подпись «И.Репин». Когда ценительница живописи показала эту работу Илье Ефимовичу, он рассмеялся и дописал «Это не Репин» и поставил свой автограф. Через некоторое время предприимчивая дама продала картину неизвестного художника с автографом великого мастера уже за 100 рублей.


Медведей на известной картине Шишкина нарисовал другой художник

В среде художников существует негласный закон – профессиональная взаимовыручка. Ведь у каждого из них есть не только любимые сюжеты и сильные стороны, но и слабые места, так почему бы не помочь друг другу. Так, доподлинно известно, что для картины «Пушкин на берегу моря» Айвазовского фигуру великого поэта нарисовал Репин, а для картины Левитана «Осенний день. Сокольники» даму в черном рисовал Николай Чехов. У пейзажиста Шишкина, который мог прорисовать на своих картинах каждую травинку и хвоинку, при создании картины «Утро в сосновом бору» никак не получались медведи. Поэтому мишек для известного шишкинского полотна нарисовал Савицкий.


Кусок фибролита, над которым просто разливали краску, стал одной из самых дорогих картин

Самой дорогой картиной в мире в 2006 году было полотно Джексона Полока «Номер 5, 1948». На одном из аукционов картина ушла за $140 миллионов. Это может показаться забавным, но над созданием этой картины художник особо «не заморачивался»: он просто разливал краску по куску фибролита, разложенному на полу.


Дату создания своей картины Рубенс зашифровал по звёздам

Искусствоведы и учёные долгое время не могли установить дату создания одного из самых известных полотен Рубенса – картины «Пир богов на Олимпе». Загадка разрешилась только после того, как к картине присмотрелись астрономы. Оказалось, что персонажи на картине расположились точно в таком же порядке, как располагались планеты на небосклоне в 1602 году.


Логотип «Чупа-Чупс» нарисовал всемирно известный сюрреалист

В 1961 году Энрике Берната, владелец компании «Чупа-Чупс», обратился к художнику Сальвадору Дали с просьбой придумать изображение для конфетной обёртки. Дали просьбу выполнил. Сегодня это изображение, хотя и в несколько изменённом виде, узнаваемо на леденцах этой компании.


Cтоит отметить, что в 1967 году в Италии с благословения Папы Римского была выпущена с иллюстрациями Сальвадора Дали.

Самая дорогая картина Мука приносит несчастья

Картина Мунка «Крик» была продана на аукционе за $120 миллионов и является сегодня самой дорогой картиной этого художника. Говорят, что Мунк, жизненный путь которого – чреда трагедий, вложил в неё столько горя, что картина вобрала в себя негативную энергетику и мстит обидчикам.


Один из сотрудников музея Мунка как-то случайно уронил картину, после чего начал страдать от страшных головных болей, которые привели этого человека к самоубийству. Ещё один сотрудник музея, не сумевший удержать картину, буквально через несколько ней попал в страшную автомобильную аварию. А посетитель музея, позволивший себе прикоснуться к картине, через какое-то время сгорел в пожаре заживо. Впрочем, не исключено, что это просто совпадения.

У «Чёрного квадрата» Малевича есть «старший брат»

«Чёрный квадрат», являющийся, пожалуй, самой известной картиной Казимира Малевича, представляет собой полотно 79,5*79,5 сантиметров, на котором на белом фоне изображён чёрный квадрат. Свою картину Малевич написал в 1915 году. А ещё в 1893 году, за 20 лет до Малевича, Альфонс Алле, французский писатель-юморист, нарисовал свой «черный квадрат». Правда, называлась картина Алле «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».


У Христа и Иуды на картине да Винчи одно лицо

Говорят, что создание картины «Тайная вечеря» потребовало от Леонардо да Винчи титанических усилий. Человека, с которого был написан образ Христа художник отыскал достаточно быстро. На эту роль подошёл один из певчих церковного хора. А вот «Иуду» да Винчи искал три года.


Как-то на улице художник увидал пьянчужку, который безуспешно пытался выбраться из выгребной ямы. Да Винчи отвёл его в одно из питейных заведений, усадил и начал рисовать. Каким же было удивление художника, когда, разоткровенничавшись, пьяница признался, что несколько лет назад уже позировал ему. Оказалось, что это тот самый певчий.

Идея изобразить стекающие часы посетила Сальвадора Дали за ужином, когда он заметил, как плавится на солнце камамбер.

Это уж потом Дали спрашивали, зашифрована ли на холсте теория относительности Эйнштейна, а он с умным видом отвечал: «Скорее – теория Гераклита о том, что время измеряется течением мысли. Поэтому я и назвал картину «Постоянство памяти». А сначала был сыр, плавленый сыр».

«Тайная вечеря»

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», особое внимание он уделял двум фигурам: Христа и Иуды. Натурщика для лика Иисуса Леонардо нашел сравнительно быстро – на его роль подошёл юноша, певший в церковном хоре. А вот лицо, способное выразить порок Иуды, Леонардо искал в течение трёх лет. Однажды, идя по улице, мастер увидел в сточной канаве пьянчужку. Да Винчи привел пьяницу в трактир, где сразу же принялся писать с него Иуду.

Когда выпивоха протрезвел, он вспомнил, что несколько лет назад уже позировал художнику. Это и был тот самый певчий. На великой фреске Леонардо у Иисуса и Иуды – лицо одного человека.

«Иван Грозный и сын его Иван»

В 1913 году душевнобольной художник исполосовал ножом картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Только благодаря мастерской работе реставраторов полотно удалось восстановить. Сам Илья Репин приехал в Москву и перерисовал голову Грозного в странном лиловом цвете - за два десятка лет представления о живописи у художника сильно изменились. Реставраторы удалили эти правки и вернули картину к точному соответствию её музейным фотографиям. Репин же, увидев позже восстановленное полотно, не заметил исправлений.

«Сон»

В 2006 году американский коллекционер Стив Винн согласился продать картину Пабло Пикассо «Сон» за 139 миллионов долларов, что стало бы одной из самых рекордных цен в истории. Но при рассказе о картине он слишком экспрессивно размахивал руками и порвал художество локтем. Винн расценил это как знак свыше и решил не продавать полотно после реставрации, которая, кстати говоря, влетела в копеечку.

«Лодка»

Менее разрушительный, но не менее курьезный инцидент случился с картиной Анри Матисса. В 1961 году Музей современного искусства в Нью-Йорке, представил на суд зрителей картину мастера «Лодка». Выставка пользовалась успехом. Но лишь спустя семь недель случайный ценитель живописи заметил, что шедевр висит вверх ногами. За это время художество успели увидеть 115 тысяч человек, книга отзывов пополнилась сотнями восхищенных комментариев. Конфуз облетел все газеты.

«Битва негров в пещере глубокой ночью»

Знаменитый «Черный квадрат» не был первой картиной подобного рода. За 22 года до Малевича, в 1893 году французский художник и писатель Алле Альфонс выставил в галерее Вивьен свой шедевр «Битва негров в пещере глубокой ночью» - полностью чёрное прямоугольное полотно.

«Пир богов на Олимпе»

В 1960-х гг. в Праге была найдена одна из знаменитейших картин Питера Пауля Рубенса «Пир богов на Олимпе». Долгое время дата её написания оставалась загадкой. Разгадка была найдена на самой картине, причем, астрономами. Они догадались, что на холсте тонко зашифровано положение планет. Например, Мантуйский герцог Гонзага в образе бога Юпитера, Посейдон с Солнцем и богиня Венера с Амуром отображают положение Юпитера, Венеры и Солнца в Зодиаке.

Кроме того, видно, что Венера направляется к созвездию Рыб. Дотошные звездочеты вычислили, что такое редкое положение планет на небосклоне наблюдалось в дни зимнего солнцестояния в 1602 г. Так была проведена довольно точная датировка картины.

«Завтрак на траве»


Эдуард Мане, «Завтрак на траве»

Клод Моне, «Завтрак на траве»

Эдуарда Мане и Клода Моне путают не только нынешние абитуриенты художественных училищ – их путали даже современники. Оба жили в конце ХIХ века в Париже, общались друг с другом и были почти однофамильцами. Так, в фильме «Одиннадцать друзей Оушена» между персонажами Джорджа Клуни и Джулии Робертс происходит следующий диалог:
- Я всё время путаю Моне и Мане. Помню только, что один из них женился на любовнице.
- Моне.
- Значит, у Мане был сифилис.
- И ещё они оба временами писали.
Но художникам было мало путаницы с именами, вдобавок они активно заимствовали друг у друга идеи. После того как Мане представил публике картину «Завтрак на траве», Моне, недолго думая, написал свою с таким же названием. Без неразберихи, как водится, не обошлось.

«Сикстинская мадонна»

При взгляде на картину Рафаэля «Сикстинская мадонна» отчетливо видно, что на руке у папы Сикста II шесть пальцев. Помимо прочего, имя Сикст переводится как «шестой», что в итоге породило массу теорий. На самом деле, «нижний мизинец» - вовсе не палец, а часть ладони. Это заметно, если хорошенько приглядеться. Никакой тебе мистики и тайных предвестий Апокалипсиса, а жаль.

«Утро в сосновом лесу»

Растиражированные кондитерами медвежата с картины «Утро в сосновом лесу» Шишкина – вовсе не дело рук Шишкина. Иван был прекрасным пейзажистом, он гениально умел передать игру света и тени в лесу, а вот люди и животные ему не давались. Так что милых медвежат по просьбе художника пририсовал Константин Савицкий, а сама картина была подписана двумя именами. Но Павел Третьяков после покупки пейзажа к себе в коллекцию стёр подпись Савицкого, и все лавры достались Шишкину.


Произведения искусства, которые знают все, часто хранят в себе неизвестные увлекательные истории.

Казимир Малевич был шестым художником, кто нарисовал черный квадрат, Шишкин написал свое "Утро в сосновом лесу" в соавторстве, у Дали была серьезная психосексуальная травма, а Пабло Пикассо выжил после смелого ответа гестаповцам. Мы любуемся красотой величайших полотен, но истории, которые случились до, во время или после написания шедевров, часто остаются за пределами нашего внимания. И совершенно зря. Иногда такие истории позволяют лучше понять художника или просто удивиться причудливости жизни и творчества.
AdMe.ru собрал в этом материале самые интересные и неизвестные широкой общественности истории о великих картинах.

"Черный Квадрат", Казимир Малевич

"Черный квадрат" Малевича - одно из самых известных и обсуждаемых произведений искусства - не такое уж и новаторство.
Художники экспериментировали с черным цветом "сплошь", начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название "Великая тьма" написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа "Вид на La Hougue (под покровом ночи)" . Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов - "Сумеречная история России" Гюстава Доре в 1854, "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат "Битва негров в пещере глубокой ночью" за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой "Черный супрематический квадрат", именно так картина называется полностью. И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств.
Сам Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего "Черного супрематического квадрата", различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде найти абсолютное "безвесие" и полет форм.

"Крик", Эдвард Мунк


Как и в случае с "Черным квадратом" в мире существует четыре версии "Крика". Два варианта написаны маслом и два - пастелью.
Существует мнение, что Мунк, страдавший маниакально-депрессивным психозом, писал ее несколько раз в попытках выместить все те страдания, которые охватывали его душу. И не исключено, что странных орущих от невыносимых мук человечков было бы больше, если бы художник не лег в клинику. После курса лечения он больше никогда не пытался воспроизвести свой "Крик", ставший культовым.

"Герника", Пабло Пикассо



Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею.
Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.
«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. И самый интересный момент в связи с этой картиной произошел в 1940 году, когда Пикассо вызвали в гестапо в Париже. «Это сделали вы?», спросили у него фашисты. «Нет, это сделали вы».

"Великий мастурбатор", Сальвадор Дали



В картине со странным и наглым даже для нашего времени названием на самом деле нет никакого вызова обществу. Художник фактически изобразил свое подсознание, исповедался перед зрителем.
На полотне изображена его супруга Гала, которую он страстно любил; саранча, которую он панически боялся; фрагмент мужчины с порезанными коленями, муравьи и прочие символы страсти, страха и отвращения.
Истоки этой картины (но в первую очередь истоки его странного отвращения и одновременно тяги к сексу) лежат в том, что в детстве Сальвадор Дали просмотрел книгу о венерических болезнях, случайно оставленную его отцом.

"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", Илья Репин



Историческое полотно, повествующее зрителю о драматическом моменте в истории нашей страны, в действительности было вдохновлено не столько фактом убийства сына и наследника царем Иоанном Васильевичем, сколько убийством Александра II террористами-революционерами, и - самое неожиданное - корридой в Испании. Художник писал об увиденном: "Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют влекущую к себе силу... И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену".

"Утро в сосновом лесу", Иван Шишкин



Шедевр, знакомый каждому советскому ребенку по умопомрачительно вкусным и дефицитным конфетам, принадлежит перу не только Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к "помощи друга", а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.
Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину".