Художник юрий пименов все картины. Русские художники. Пименов Юрий Иванович. Пименов Юрий Иванович: биография

Родился в семье юриста. В 1920–1924 учился во ВХУТЕМАСе в Москве у В. А. Фаворского, С. В. Малютина, В. Д. Фалилеева. Еще будучистудентом, работал в области журнальной графики, сотрудничал с изданиями «Советский экран», «Красная нива», «Прожектор».

В 1925 стал одним из основателей и активных участников Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). До 1928 являлся членом правления, входил в выставочное жюри Общества.

В 1927 вместе с А. Д. Гончаровым оформил постановку «Страсть мистера Марапита» К. А. Давидовского в 4-й студии МХАТа, в дальнейшем много занимался театрально-декорационным искусством.

В 1931 вошел в объединение «Изобригада». В 1932–1933 создал иллюстрации к романам Ф. М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы». Создал костюмы и декорации к спектаклям «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа в Театре им. МОСПС (1935), «Мачеха» О. де Бальзака в Театре-студии им. М. Н. Ермоловой (1936), «Кола-Брюньон» Д. Б. Кабалевского в Ленинградском малом оперном театре (1938), «Простые сердца» К. Г. Паустовского (1940), «Волки и овцы» А. Н. Островского в Малом театре в Москве (1941) и многим другим.

Во время Великой Отечественной войны оставался в Москве. В 1943 выполнил оформление постановки «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в Театре им. Ленинского комсомола. За декорации к спектаклям «За тех, кто в море» Б. Лавренева в Малом театре (1946) и «Степь широкая» Н. Винникова в театре Советской армии (1949) был удостоен Государственных премий СССР. Сотрудничал также с театром им. Е. Б. Вахтангова («Новогодняя ночь» А. К. Гладкова, 1945), Московским театром им. А. С. Пушкина («Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1953), Ленинградским театром драмы им. А. С. Пушкина («Годы странствий» А. Н. Арбузова, 1954), Большим театром («Паяцы» Р. Леонкавалло, 1957) и многими другими.

С 1945 преподавал живопись на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии, с 1947 - профессор ВГИКа. В 1958 совершил поездку в Грецию. В том же году принял участие в XXIX Международной художественной выставке в Венеции.

В 1961 создал эскизы костюмов и декораций к балету «Снегурочка» П. И. Чайковского для Лондонского фестиваля балета. В 1962 прошла персональная выставка Пименова в Индии. В том же году избран действительным членом Академии художеств СССР. К наиболее известным послевоенным живописным циклам художника принадлежат натюрморты «Вещи каждого дня» (1959) и «Новые кварталы» (1963–1967, удостоены Ленинской премии в 1967), проникнутые лирическим настроением и очень точно отразившие эпоху «оттепели». Написал книги очерков «Искусство жизни или “Искусство ничего”» (1960), «Необыкновенность обыкновенного» (1964), «Новые кварталы» (1968).

В 2003 в Московском музее современного искусства прошла ретроспективная выставка произведений художника, приуроченная к 100-летию со дня его рождения.

Юрий Пименов - один из крупнейших мастеров советского искусства. Он имел прекрасную профессиональную школу: поступил во ВХУТЕМАС, когда там преподавали В. Е. Татлин, К. С. Малевич, А. М. Родченко, В. В. Кандинский, П. В. Кузнецов, В. А. Фаворский. В ранний, «ОСТовский» период творчества Пименов в своем стремлении отобразить современность в ее динамике, испытал влияние немецкого экспрессионизма. Для его работ этого времени характерны монументальность композиций, пронизанных бурным движением, резкие ракурсы, аскетизм цветовых решений. С начала 1930-х обратился к жанровой живописи, пейзажу и натюрморту, выработав собственную манеру письма мелкими, полупрозрачными мазками, создающими эффект как бы вибрирующей поверхности картин. Главной задачей своего творчества считал утверждение поэтичности советской действительности в ее повседневности.

Произведения Пименова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Пименов Юрий Иванович

Yuri Pimenov

(1903 - 1977)

Ю. И. Пименову всегда хотелось быть художником современности, воплощать сегодняшнее, соответствующее духу и облику каждого бегущего дня ощущение жизни. Поэтому он оказался художником очень советским.

В 1924 г. с группой студентов Вхутемаса, где он учился в 1920-25 гг., Пименов участвовал в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства", а через год ее участники учредили Общество станковистов (ОСТ). "футбол, бокс, заводская архитектура, подъемные краны - все самоновейшее, самонаисовершенное - это было страстью моей и многих моих товарищей", - вспоминал Пименов.

Московский гимназист Юра Пименов. 1915.

Но не только тематику, весь строй своего искусства остовцы хотели сделать остросовременным. Таким казался немецкий экспрессионизм, с его резким, порой гротескным изобразительным языком. Пименов пишет "Инвалидов войны", с безглазыми масками вместо лиц (1926), аскетичных скелетоподобных спортсменов ("Бег", 1928) и почти столь же изможденных рабочих на фоне жестко вычерченных паровозов и стальных ферм в плакатной по заглавию и замыслу картине "Даешь тяжелую индустрию!" (1927).

Слева направо: Георгий Ряжский, Юрий Пименов, Фёдор Богородский, Александр Дейнека

Юрий Пименов с женой Натальей Константиновной Пименовой

К 1930-м гг. эта напускная суровость исчезает из творчества Пименова. "Я хочу сделать лирическое и нарядное искусство", - объявляет он. Легким, подвижным мазком, светлыми красками пишет он женские портреты ("Портрет Л. А. Ереминой", 1935), подмосковную природу, переливающуюся пестроту вещей и тканей в уборной актрисы ("Актриса", 1935). Радужная поверхность жизни увлекает его: только что отстроенные громады Охотного ряда, стриженый затылок девушки, ее руки на баранке открытой машины, гвоздики у ветрового стекла - все в розово-голубых переливах импрессионистически-нежного колорита ("Новая Москва", 1937).

Евгений Кибрик и Юрий Пименов

Ю.Пименов в Италии

Потом эту уже широко известную композицию художник демонстративно повторит в изменившейся декорации и суровом колорите "Фронтовой дороги" (1944). Жанр лирического репортажа, сентиментальное любование праздничной суетой городского быта останутся до конца жизни стихией Пименова.

Юрий Пименов в мастерской

Юрий Иванович Пименов в мастерской.1970-е гг.

С конца 1950-х гг. главный для него предмет наблюдения и поэтизации - окружающие Москву новые кварталы. Он любуется самой их неоконченностью и необжитостью, временным, еще не устроенным бытом. Работницы моют в луже свои блестящие боты ("Франтихи", 1958), балансируют по переброшенным через грязь трубам юные красавицы ("Первые модницы нового квартала", 1961), торжественно шествуют по дощатому настилу среди размытой дороги молодожены ("Свадьба на завтрашней улице", 1962). Все это он увлеченно наблюдает и все, пытаясь опоэтизировать, приукрашивает. Известен Пименов и своими театральными работами: для московского Малого театра он оформил спектакль "За тех, кто в море!" Б. А. Лавренева (1946), для Центрального театра Советской Армии - "Степь широкая" Н. Г. Винникова(1949).

____________________________

Пименов Юрий Иванович

Родился в Москве в семье юриста, помощника присяжного поверенного И. В. Пименова.

Учился в 10-й московской гимназии.

С 1915 Посещал воскресную Замоскворецкую школу рисования и живописи.
1918 - 1920 Служил в жилищно-земельном отделе Замоскворецкого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

1920 Поступает во 2-е Государственные свободные художественные мастерские к С. В. Малютину, затем его зачисляют на Испытательно подготовительное отделение при Вхутемасе к М. Ф. Шемякину.

1921 - 1925 Учится на полиграфическом факультете в мастерской В. А. Фаворского, одновременно занимается у В. Фалилеева, Н. Ульянова, Д. Кардовского.

1924 Участник 1-й дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства. На этой выставке совместно с А. Дейнекой и А. Гончаровым выступает в группе «Объединение трех».

1924 - 1925 Начал заниматься журнальной графикой. Иллюстрирует повести и рассказы в журнале «Самолет» совместно с А. Гончаровым. Иногда они подписывают свои работы псевдонимом ПИГО.

1925 Член-учредитель ОСТа.

1925 - 1928 Активный член ОСТа. Входил в состав жюри, участвовал во всех выставках ОСТа. Иллюстрирует журналы: «30 дней», «Прожектор», «Советский экран», «Красная нива», «Красная панорама». Создает работы на антивоенную, индустриальную и спортивную тематики. За картину «Даешь тяжелую индустрию!» (1928) получил премию жюри на выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октября. Совместно с А. Дейнекой оформил инсценировку романа Гладкова «Цемент» в Четвертой студии Художественного театра.

1928 - Вместе с П. Вильямсом и Н. Купреяновым командирован Наркомпросом на три месяца в Германию и Италию.

1928 - 1931 Создает римскую и гамбургскую серии рисунков, графический альбом «Перегоним». Пишет картины на индустриальную и спортивную тематики, работает над произведениями, навеянными заграничными путешествиями и поездками по стране.

1931 Вошел в группу «Изобригада», отделившуюся от ОСТа.

Женился на Наталье Аполлинариевне (Константиновне) Вернадской.

1932 - 1936 Годы увлечения В. Серовым и Э. Манэ. Работает над портретами, натюрмортами, афишами. Пишет обнаженные модели. Художник-постановщик спектаклей «Искусство интриги» Э. Скриба (1935) и «Дальняя дорога» А. Арбузова (1936) в Театре-студии им. М. Н. Ермоловой.

1934 Совершил поездку на Уралмашзавод. Создал триптих «Работницы Уралмашзавода».

Написал картину «Новая Москва». Получил золотую медаль на Международной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже за панно «Бусыгин ставит новые рекорды», выполненное вместе с В. Васильевым и И. Штанге для павильона СССР. Художник постановщик оперы Д. Б. Кабалевского «Мастер из Кламси» в Ленинградском государственном академическом Малом оперном театре. Родился сын Михаил.

Делает эскиз панно «Физкультурный парад» для павильона СССР на Всемирной выставке «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке и участвует в работе над ним.

1939 - 1940 Иллюстрирует книги В. Маяковского «Детям» и С. Маршака «Хороший день».

1941 - 1945 Во время Великой Отечественной войны принимает участие в создании «Окон ТАСС». Пишет военные пейзажи, тематические картины, натюрморты, цикл работ о городских огородах. Создает эскизы декораций к спектаклю Э. Ростана «Сирано де Бержерак» в Московском театре им. Ленинского комсомола (1943). В 1943 году был командирован на Северо-Западный фронт. Выполнил серию рисунков «Северо-Западный фронт».
1945 - 1972 Преподавал живопись на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии.

1945 - 1946 Художник-постановщик спектаклей «Копилка» Э. Ла-биша и А. Делакура и «Дама с камелиями» А. Дюма-сына в Центральном театре Красной Армии.

1947 Присуждена Государственная премия СССР за декорации к пьесе Б. Лавренева «За тех, кто в море!» в постановке Государственного академического Малого театра.

Присвоено звание профессора по кафедре живописи и рисунка ВГИКа.

Состоялась выставка произведений Ю. И. Пименова и В. Г. Одинцова (Москва, Ленинград, Рига).

1949 Принимает участие в создании эскизов декораций к кинофильму «Кубанские казаки».

Родилась дочь Татьяна.

1950 - Присуждена Государственная премия СССР за оформление спектакля «Степь широкая» Н. Винникова в ЦТСА (1949).

В издательстве «Советский художник» вышла первая монография о Пименове (В. Алмоевой).

1950-е Создает серии: «В Подмосковье», «Московскаяжизнь», «Вещи каждого дня», «Рассказы о простой Европе» и др.

1954 Избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

1957 Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

1958 Совершил поездку в Грецию. Участвовал и присутствовал на XXIX Международной выставке искусств (биеннале) в Венеции. В издательстве «Советский художник» вышла первая книга Ю. Пименова «В Подмосковье».
Получил серебряную медаль Министерства культуры СССР за серию картин и рисунков «Рассказы о москвичах». Избран секретарем правления СХ СССР.
1960 В издательстве «Советский художник» вышли большая монография О. Бескина о Пименове и книга Ю. Пименова «Год путешествий».

1960-е Работает над сериями «Новые кварталы», «Вещи людей», «Композиции на античные темы», «Актеры в ролях», «Свидания», «Цветы». Пишет портреты, пейзажи. Художник-постановщик спектаклей «Вишневый сад», «Влюбленный лев», «Таланты и поклонники».

1961 По приглашению английской балетной труппы вместе с художником Г. И. Епишиным ставит в Лондоне балет П. И. Чайковского «Снегурочка».

Состоялась персональная выставка (Москва, Киев, Ленинград).

Командирован в Индию с персональной выставкой (Дели, Хайдарабад).

1962 Присвоено звание народного художника РСФСР. Избран действительным членом Академии художеств СССР.

1964 Присуждена золотая медаль Академии художеств СССР за серию картин «Новые кварталы» (1963— 1964).

В издательстве «Искусство» вышли две книги Ю. Пименова «Искусство жизни, или Искусство ничего» и «Необыкновенность обыкновенного». Там же издана книга-альбом А. Д. Чегодаева «Ю. И. Пименов».

1967 Присуждена Ленинская премия за серию картин «Новые кварталы».
1968 Состоялась персональная выставка в Ленинграде.

1970-е Продолжает работу над сериями: «Композиции на античные темы», «Свидания». Пишет портреты, пейзажи.

Художник-постановщик спектаклей «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского (1971), «Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева в ЦТСА (1972).

Создает афиши и эскизы декораций ряда сцен к телефильму «Красное и черное» (1976).

1970 Присвоено звание народного художника СССР.

В издательстве «Советский художник» выпущена подборка открыток «Цветы».

Награжден орденом Ленина. Персональные выставки в Польше и ФРГ.

В издательстве «Советский художник» вышла последняя из опубликованных при жизни книг Ю. И. Пименова «Таинственный мир зрелищ».

Совершил поездку в Японию с персональной выставкой.

1977 Поездка в Венгрию и Болгарию с персональной выставкой.


Живописец, театральный художник, график, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР Юрий Иванович Пименов (1903–1977) был одним из создателей ОСТ (Общества художников-станковистов, 1925) - целой главы в становлении нового искусства. В его жанровых полотнах, пейзажах, портретах поэтически запечатлены трудовые будни страны и ее героев.

Утренние покупки


Пименов - лирик, когда он изображает родную Москву, радуется новым городским кварталам; лирик, когда рисует пейзаж, снег, ливень, капли дождя на стекле, отражающем дома и людей; он лирик, когда изображает молодежь, энтузиастов и романтиков - строителей, студентов, продавщиц, крановщиков; лирик, когда замечает милые, иногда смешные подробности нового, строящегося, завтрашнего... Наконец, лирик по своей живописной манере, серебристому колориту, лирик в своей любви к ритму, движению, легким и струящимся, поступательным и как бы убегающим формам...


Дороги
Казалось бы, ну что может быть привычнее и обыкновеннее улицы? Едут машины, спешат куда-то пешеходы...
По одной из московских улиц шагал художник Юрий Пименов. Он мало чем выделялся из толпы прохожих. Может быть, спортивной курткой с большими накладными карманами, моложавым видом да маленьким альбомчиком в руке... Художник любуется своим родным городом и без устали рисует его.


...Тридцатые годы прошлого века. Центр столицы в лесах. На месте снесенных двухэтажных домишек Охотного ряда кипит стройка. Москву-реку не узнать - одевают в гранит берега, возводят новые мосты. Кладут асфальт. Начали строительство метро. Метростроевцы - молодые ребята и девчата в касках, в комбинезонах... Передвигают на новые места дома... Город меняется на глазах.


Спор


Стюардесса



Утро в городе


Лирическое новоселье



Новая Москва


Обыкновенное утро



Первые модницы


Перед танцами



Проливной дождь


Свадьба на завтрашней улице


Невеста

Творчество художника Ю.Пименова и в наше время завораживает и поклонников западного и современного искусства, и убежденных сторонников идей академического реализма (соцреализма)

Трагическая или веселая, задумчивая или озорная -
действительность стоит
за каждым поворотом улицы,
за каждым окном и за каждой дверью...

Ю. Пименов

XX век в истории отечественного искусства - время сложное. Было разное: революции (авангард), контрреволюции (например, ОСТ), реакция (АХР), официальное (СХ и соцреализм), тихое и другое искусство. Яростно спорили об идеологии и эстетике искусства, отстаивали свои взгляды и не думали о последствиях. И в этом бурном море идеологических несоответствий нечто общее для непримиримых, казалось бы, адептов старого и нового, а позже формалистического и традиционного искусства возникало редко. Одной из таких точек соприкосновения было творчество Юрия Ивановича Пименова . Ему удалось практически немыслимое: оставаясь верным себе, он создавал работы, которые понимали и принимали все. Наполненные живым, пульсирующим светом, движением, динамичные и по-своему изящные, его картины до сих пор завораживают и поклонников западного и современного искусства, и убежденных сторонников идей академического реализма (соцреализма).

Родился будущий художник 13 (26) ноября 1903 года в Москве, в семье помощника присяжного поверенного Ивана Васильевича Пименова и Клавдии Михайловны Пименовой, происходившей из московского купеческого рода Бабаниных.

В 7 лет мальчика отдали учиться 10-ю московскую гимназию; там юный Пименов не ладил с математикой, но с удовольствием занимался рисованием. Как ни странно, отец-юрист совсем не возражал - напротив, он, всегда интересовавшийся литературой и рисованием, по мере возможности поощрял и поддерживал творческие наклонности сына. В 1915 году по рекомендации гимназического учителя рисования Алфёрова Пименова-младшего устроили в Замоскворецкую школу рисования и живописи. «Учась в гимназии, я с двенадцати лет начал ходить в воскресную школу рисования и живописи. Честно рисовал гипсы, - вспоминал позже Пименов. - Художником решил стать обязательно... Дома я рисовал пейзажи и срисовывал с открыток Серова , Сомова ».

Размеренная детская жизнь (гимназия - художественная школа - домашние занятия) закончилась в 1917 году; теперь после занятий в школе подросток отправлялся на работу в Жилищно-земельный отдел Замоскворецкого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Как только позволили обстоятельства, Пименов, верный своему решению стать художником, вернулся к занятиям изобразительным искусством. В начале 1920 года он показал С. В. Малютину, тогда уже известному мастеру, свои работы - рисунки, этюды и копии, после чего Малютин взял его заниматься в свою мастерскую. 1920–1924 годы - время учебы во Вхутемасе: «Я учился у Малютина , Шемякина , Фалилеева и очень благодарен им. Но большее вхутемасовское время я проучился у Фаворского и - может быть, без права - хочу считать себя его учеником... Владимир Андреевич Фаворский был огромный и необычайно светлый человек. Ему присущи высокое благородство, мужественность, подлинная человечность» (Ю. Пименов).

Судя по всему, помимо личных качеств, молодому художнику в Фаворском импонировало и стремление последнего к предельной светоносности и сложности построения пространства в работах - именно эти вопросы, а не тема и не композиция картины были самыми важными для Пименова в те годы. Представитель передового искусства первой половины 1920-х, имеющего целью прежде всего агитацию изобразительными средствами, автор вполне стандартно-репортажных по сюжету работ - «Бокс» (1924), «Лыжники» (1925), «Бега» (1928) и т. п. - в первую очередь он был озадачен тем, как приемами станковой живописи максимально передать иллюзию света, объема и пространства, тот поражающий эффект присутствия, который сегодня является своеобразной визитной карточкой многих его живописных и графических работ. Возможно также, что не последнюю роль в стремлении вовлечь зрителя в пространство своих картин сыграла его многолетняя работа в журнальной графике (с 1923 года художник делал иллюстрации для журналов «Самолет», «Красная нива», «30 дней», «Советский экран», «Прожектор» и др.).

Однако станковая живопись для Пименова в этот период все же была на первом месте. Его интересовала картина и ее возможности. И в своих художественных поисках Юрий Пименов был не одинок; большое влияние на формирование его творческих воззрений оказали его друзья-единомышленники, учившиеся во Вхутемасе вместе с ним: Андрей Гончаров , Александр Дейнека , Пётр Вильямс , Сергей Лучишкин . «Первые годы Вхутемаса. Первая встреча на первом курсе с Андреем Гончаровым, с которым мы сразу поругались, а потом всю жизнь дружили, правда, всегда продолжая спорить... Саша Дейнека... Нас в ту пору связывала большая дружба, и ведь это было немудрено. Когда мы смотрим ранние, первые картины Дейнеки, молодость нашего государства и молодость нашего поколения стоят перед глазами» (Ю. Пименов). На Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924) среди другой вхутемасовской молодежи даже была представлена «Группа трех» в составе Александра Дейнеки, Андрея Гончарова и Юрия Пименова: «Это действительно, очень однородная группа, о членах которой можно говорить сразу обо всех. Их картины полны движения, ни одна фигура не покоится, каждая форма показана в развертывании. Это очень характерная черта урбанизма... На всех на них очень ощутимо влияние В. А. Фаворского... И их мы назвали бы - экспрессионистический реализм» (А. Федоров-Давыдов, 1924) .

Спустя некоторое время эта группа стала ядром, вокруг которого образовалось знаменитое общество художников-станковистов (ОСТ), создавшее целое отдельное направление в русском искусстве первой половины ХХ века. Известный художественный критик и искусствовед Яков Тугендхольд в своей статье «По выставкам» (1925) писал: «Еще не так давно наша левая молодежь, перегибая палку, совершенно бойкотировала живопись во имя производства утилитарных конструкций или в лучшем случае допускала чисто-отвлеченные живописные искания… молодежь, составляющая основу ОСТа, пришла к убеждению, что картина как таковая вовсе не изжила свой век, что именно она находит отклик в душе массового зрителя, столь широко посещающего музеи».

В период работы ОСТа Пименов захвачен в первую очередь спортивно-индустриальными мотивами. В своих работах он монументализирует в общем-то бытовые сцены, отсекает все лишнее и возводит изображенное на полотне в степень абсолюта, используя прием изобразительного монтажа. При таком взгляде на окружающее неизбежна некая схематичность (графичность), которая, однако, придает работам Пименова необходимую для правильного баланса восприятия чистоту и условность, уравновешивая таким образом иногда излишне реалистичное и осязаемое пименовское пространство. К слову, годы спустя самого художника в своих ранних работах не устраивало именно это несовершенство пластики, некоторая холодность, рациональность, а порою несколько схематическая заданность работ, присущая ОСТу.

В 1927 году Юрий Пименов получил премию жюри Выставки художественных произведений к десятилетнему юбилею Октября за картину «Даешь тяжелую индустрию!».

В январе 1931-го раскололся ОСТ; отделившаяся часть его образовала новую группу «Изобригада», в которую вошел и Пименов. Программа нового объединения декларировала: «Наша прежняя практика, протекавшая в условиях старого ОСТа, носила в себе элементы мелкобуржуазного и буржуазного влияния… Порвав с другой частью ОСТа, признав свои ошибки, перед нами стоит задача изжить недостатки… мы считаем, что основой объединения художников должна быть классовая направленность в их творчестве. Поэтому мы будем стремиться к укреплению пролетарского сектора в искусстве…»

Надо сказать, что на выставках ОСТа художественная критика уделяла творчеству Пименова довольно много внимания. Поначалу в основном хвалили, характеризуя его как «превосходного четкого графика» (Ф. Рогинская, 1926) и отмечая, что, например, «в таких вещах, как “Плакаты кино“ и “На взгляд Запада” Ю. Пименова… самый обыденный материал жизни дается в таком подчас неожиданном раскрытии, которое свидетельствует о весьма интенсивной переработке усвоенного материала в образы искусства» (И . Хвойник, 1927) . Однако к концу 1920-х отношение критики изменилось. В 1928 году И. Грабарь отмечает, что художник «как-то мало двигается вперед» , а в 1931-м Г. Геронский в статье «Атака кистью» сетует, что «Ю. Пименов, пытаясь освободиться от формализма, не находит путей…» , и советует ему решительнее рвать с формализмом.

1932–1933 годы - сложный период в жизни художника. Вышло известное «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций» (1932), разом прекратившее деятельность всех объединений, в том числе и «Изобригады»; Пименова нещадно клевала критика, он тяжело заболел.

«...Это было мое трудное время.

У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена» (Ю. Пименов).

Все эти события заставили художника по-новому взглянуть на собственное творчество. Как прежде, вдохновение он искал в окружающем его шумном, быстро меняющемся, заново строящемся мире. Но теперь, в 1930-е годы, главной темой его творчества становится город - его стройки, улицы; люди - новые, молодые, жизнерадостные. Вспоминают, что Пименов часами гулял по Москве или мог уехать в один из подмосковных городков и изучать там местные улицы и пейзажи. «Я люблю эти новые кварталы, - рассказывал Пименов. - В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны...

Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, особенный характер жизни. На новом месте начинают разворачивать землю, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов...

Сколько потом разной жизни придет в эти дома».

В 1937 году Пименов создал одно из самых известных своих произведений - картину «Новая Москва», в которой в полной мере раскрылась обновленная, более светлая, свободная, с почти импрессионистским мазком и светом манера живописи художника.

В период Второй мировой войны Пименов, совместно с еще одним бывшим ОСТовцем, Владимиром Васильевым , работал над Окнами ТАСС, а также создал серии произведений на военную тематику. В 1943 году он был командирован на Северо-Западный фронт, в район Старой Руссы и в Ленинград; другой главной темой в творчестве Пименова в этот период стало изображение героев тыла.

С окончанием войны, в 1945 году Пименов начал преподавать на художественном факультете ВГИКа, а в 1950-м как художник работал на съемках одного из самых ярких по оформлению фильмов послевоенного советского кино - «Кубанские казаки». Работа для театра и кино вообще занимала не последнее место в его жизни. Уже в 1930-х он участвовал в создании около 10 постановок.

«Есть еще одна, очень важная тонкость в моих отношениях с театром… ведь именно театр давал мне много работы в ту, теперь уже давнюю пору, когда моя живопись “не шла”, когда меня прорабатывали за “импрессионистичность” и обвиняли в тысячах несуществующих формалистских грехов.

Тогда театр просто помогал мне жить» (Юрий Пименов).

В 1947 году Пименову была присуждена Государственная премия СССР за оформление спектакля по пьесе Б. А. Лавренёва «За тех, кто в море!» (1946, Малый театр, Москва) и в 1950-м - за оформление спектакля «Степь широкая» Н. Винникова (1949, Центральный театр Советской Армии).

В послевоенные годы в станковой живописи Пименова преобладали пейзажи, а также зарисовки московской жизни, где много внимания он уделял женским персонажам. Его излюбленным мотивом стала тема «женщина - цветы».

Начиная с середины 1950-х годов помимо того, что он преподавал во ВГИКе (до 1972) и работал для театра, Пименов много путешествовал и много писал под впечатлением от увиденных стран. Он всерьез увлекся литературной работой, опубликовал ряд очерков: «Заметки о работе художника» (1955), «Прекрасная простая жизнь» (1956), «В Подмосковье» (1956), «Рассказ о поездке в Лондон» (1962), «В древней и новой Индии» (1962), «Новые кварталы» (1966); написал книги: «Год путешествий» (1960), «Искусство жизни или “искусство ничего”» (1964), «Необыкновенность обыкновенного» (1964), «Цветы» (1970), «Таинственный мир зрелищ» (1974).

1960–70-е годы - время государственного признания. Пименов стал народным художником РСФСР (1962), действительным членом Академии художеств СССР (1962), кавалером ордена Трудового Красного Знамени (1963), лауреатом Ленинской премии (1967) за серию работ «Новые кварталы» (1963–1966), народным художником СССР (1970), кавалером ордена Ленина (1973).

6 сентября 1977 года Юрий Иванович Пименов скончался в Москве, он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сегодня светоносное творчество Юрия Пименова по-прежнему любимо. Его «Новая Москва» остается одной из самых репродуцируемых работ русских художников первой половины ХХ века; его картины находятся в постоянных экспозициях всех крупных музеев России. А в 2003 году Московский музей современного искусства совместно с Российской Академией художеств и при участии Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительного искусства им. А. С. Пушкина организовали грандиозную ретроспективу, посвященную 100-летию со дня рождения художника.

Его работы ценят и на арт-рынке. Основное число продаж Пименова приходится на Москву, Лондон и Нью-Йорк. На сегодняшний день на открытые аукционные торги было выставлено более 100 его работ, 52 из них - живописные полотна, 47 - графика. Пика продаж (если ориентироваться по ценам) картины Пименова достигали в 2010–2011 годах. Рекордная цена за работу Пименова составляет на сегодняшний день 1 538 500 долларов - столько заплатили за крупноформатный (примерно 2,5 х 1 метр) холст 1950 года «Праздник Первомая» на нью-йоркских торгах Sotheby’s 4 ноября 2010 года. Следующий за ним результат гораздо скромнее - 433 250 фунтов (626 869 долларов) отдали за «Похищение Европы» на Sotheby’s(Лондон) 7 июня 2010 года. Лучший результат 2011 года - 602 500 долларов, которые были заплачены за графику «Пианист» (1926) в ходе торгов того же Sotheby’s в Нью-Йорке 12 апреля.

Автор - Ела2012 . Это цитата этого сообщения

Пименов Юрий Иванович (1903-1977). часть II - 1930 -е годы.

Оригинал взят у "kykolnik" в Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) часть II - 1930 -е годы.

В январе 1931-го раскололся ОСТ; отделившаяся часть его образовала новую группу «Изобригада», в которую вошел и Пименов. Программа нового объединения декларировала: «Наша прежняя практика, протекавшая в условиях старого ОСТа, носила в себе элементы мелкобуржуазного и буржуазного влияния… Порвав с другой частью ОСТа, признав свои ошибки, перед нами стоит задача изжить недостатки… мы считаем, что основой объединения художников должна быть классовая направленность в их творчестве. Поэтому мы будем стремиться к укреплению пролетарского сектора в искусстве...»

Надо сказать, что на выставках ОСТа художественная критика уделяла творчеству Пименова довольно много внимания. Поначалу в основном хвалили, характеризуя его как «превосходного четкого графика» (Ф. Рогинская, 1926) и отмечая, что, например, «в таких вещах, как “Плакаты кино“ и “На взгляд Запада” Ю. Пименова… самый обыденный материал жизни дается в таком подчас неожиданном раскрытии, которое свидетельствует о весьма интенсивной переработке усвоенного материала в образы искусства» (И. Хвойник, 1927). Однако к концу 1920-х отношение критики изменилось. В 1928 году И. Грабарь отмечает, что художник «как-то мало двигается вперед», а в 1931-м Г. Геронский в статье «Атака кистью» сетует, что «Ю. Пименов, пытаясь освободиться от формализма, не находит путей…», и советует ему решительнее рвать с формализмом.

1932–1933 годы - сложный период в жизни художника. Вышло известное «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций» (1932), разом прекратившее деятельность всех объединений, в том числе «Изобригады»; Пименова нещадно клевала критика, и он тяжело заболел.

Александр Лабас : «Вся его болезнь началась с укуса бешеной собаки и, как видно, несмотря на то, что была сделана прививка, он не был уверен, что она даст положительный результат. Он тогда говорил мне с малой надеждой: «Если я буду жить, но это мало вероятно». Но природа, молодость взяли свое, и спустя несколько лет, к Юре вернулись силы и воля к жизни, и он с увлечением взялся снова за работу».

Сам же Юрий Иванович писал : «...Это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена

Стараясь выйти из своего трудного состояния, слушаясь советов врачей и некоторых новых друзей, которых я приобрел, - а смысл их советов был в том, чтобы быть в жизни и пробовать подходить к работе, я начал бродить, уезжая на пригородных поездах подальше от Москвы. Я уезжал на целый день, очень далеко, ложился в густую траву, полную своих шорохов, своей жизни. В воздухе жужжали пчёлы, высоко в небе стояли белые июльские облака.

Я открывал прекрасные для себя маленькие речки с узкими деревянными мостами, с мостками для стирки белья.... Я жил тогда с острым ощущением счастья, открывающегося мне тёплого, живого мира, который вытеснял постепенно и подавленность состояния и те умозрительные, придуманные схемы, которыми я пользовался раньше как художник. И у меня поднималось желание работать, желание писать и писать прямо с натуры, с живой натуры, которая так богато, тонко и прекрасно существовала вокруг ».

1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Городской пейзаж»



1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Молочный завод»


1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Теннис»


1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Автопортрет»



1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «На московской улице. Девушки-метростроевки»


1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Пивная. На столе появилась новая дюжина пива»


1931 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Девушка с книгой»



1931 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Мы строим социализм»


1931 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Порт»


1931 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Фабричные работницы»


1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) коллаж к годовщине свадьбы


1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Золотистая натурщица»


1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обнаженная натурщица с кувшином»



1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Розовая модель»


1933 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обнаженная модель»



1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Солдаты переходят на сторону революции»


1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «Портрет Зинаиды Райх в "Даме с камелиями"»

«В 1934 я совершил поездку в Свердловск на Уралмашзавод, в результате которой написал триптих «Работницы
Уралмаша»...» «Мастера советского изобразительного искусства. Произведения и автобиографические очерки»
Сост. П. М. Сысоев и В. А. Шквариков. М., 1951


1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Работницы Уралмаша на заводе» центральная часть триптиха


1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Работницы Уралмаша в ложе» левая часть триптиха


1936 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Работницы Уралмаша дома, за чаем» правая часть триптиха



1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) триптих «Работницы Уралмаша»



1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Женщина в гамаке»


1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Портрет К.И. Логинова»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обнаженная»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «Портрет Вари Шитаковой»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «Портрет Л. А. Ереминой»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обнаженная с гвоздикой»

Юрий Иванович Пименов : «Одно время я много работал в театре художником. Театр я любил всегда, но тогда я его узнал, так сказать, изнутри. Я узнал напряженные часы репетиций и пустую ночную сцену с тусклой дежурной лампой; мастерские, где делают театральные костюмы и нежные балетные пачки; узнал замечательных актеров, которые, преображаясь на глазах, создавали сложные и тонкие образы; увидел, как театральный свет превращает людей, пространство сцены и декорации в особый и необыкновенный мир.
И мне очень захотелось попытаться передать свои впечатления, связанные с работой в театре, с тем, что делал там и что видел.
К этому прибавились впечатления от цирка и кино, и все вместе превратилось для меня в образ зрелищ, в мир очень реальный и вместе с тем всегда с оттенком некоторой таинственности...
»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Новый Гулливер»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Пышка» Афиша к фильму


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Искусство интриги» афиша


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Berlin, o mein Berlin»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Актриса»


1936 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Травиата» Эскиз костюма. Флора Бервуа



1936 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Лежащая обнажённая»

Юрий Иванович любил часами гулять по Москве. Или вдруг мог взять, и уехать в один из подмосковных городков, чтобы изучать местные улицы и пейзажи. «Я люблю эти новые кварталы. В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны...
Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, особенный характер жизни. На новом месте начинают разворачивать землю, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов...
»

Итогом таких прогулок стало эпохальное полотно «Новая Москва »


1937 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Новая Москва»
Рекомендую почитать обсуждение картины на «Эхе Москвы »


1937 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Портрет Вали Терешкевич»
Костромской художественный музей


1938 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «В магазине»
Луганський обласний художній музей


Название «Новая Москва» получило и монументальное панно (оно же – «Физкультурный парад в Москве) в 1939 году. Панно предназначалось для заключительного зала Советской части на Всемирной выставке в Нью-Йорке, посвященного архитектуре и градостроительству. Панно исполнила бригада художников по общему эскизу Юрия Ивановича. В ходе работы панно осматривали архитекторы Чернышев, Заславский, Зарубин и Иофан, внося свои предложения.

«Принимать панно пришла правительственная комиссия, в составе которой были и архитекторы. Комиссия нашла, что люди на панно не вызывают возражений, но архитектура не та. Ее надо писать заново и строить, исходя из других принципов. Не в том дело, как она написана, – она написана красиво, – а в том дело, что именно изображено, какие дома нарисованы, какого размера и характера. Город будущего должен выглядеть по-другому. А какой архитектуре принадлежит будущее – на этот счет были разные мнения. Четких указаний мы не получили, хотя большинство архитекторов высказались в пользу классики. Пришлось закрывать белилами очень большие площади и возводить заново колонны и высотные дома, а главное – строить архитектуру, которую еще никто не видел. <…>

Правительственная комиссия пришла во второй раз и опять сказала: людей можно принять, но архитектура нуждается в коренной перестройке. После долгих переговоров архитекторов сначала между собой, а потом с Пименовым, договорились, что остаются боковые кулисы, то есть правая и левая части архитектуры, а центрально расположенные здания уйдут очень далеко, погрузятся в воздушную дымку и станут еле различимы. Понадобились еще килограммы белил и неделя напряженного труда. Наконец все было закончено и правительственная комиссия приняла панно. Его навернули на огромную катушку и отправили в Нью-Йорк ».




1939 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Физкультурный парад»


конец 1930-х Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Здесь будет парк»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «Женский портрет»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Юная делегатка»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Старт»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Пейзаж»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «За чаепитием»


1936 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Натюрморт с соломенной шляпой» ГХМ Латвии, Рига


1938 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Москва»

Оригинал записи и комментарии на