Cочинение «Художественное своеобразие рассказа "Судьба человека". Анализ рассказа «Судьба человека» (М.А. Шолохов)

Ход урока.

    Организационный момент. «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Слово учителя: - Самым главным в судьбе М.А. Шолохова была кровная связь с судьбой своего народа. Особенно в тяжелейшее время, каким стала для него Великая Отечественная война. О том, что она собой представляла, расскажет ученик.

Выступление ученика:

    Слово учителя:

Михаил Александрович Шолохов всю войну был рядом со своим народом, разделил с ним всю тяжесть военных лет. О деятельности писателя в эти годы расскажет

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

1905-1984 Михаил Александрович Шолохов.

М.А. Шолохов «Судьба человека» Несчастье бывает пробным камнем характеров. О. Бальзак Люди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат. Р. Эмерсон

Июнь 1941 года «Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий, и дочери – Настенька и Олюшка»

«Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле»

«Что ж, браток, деваться мне было некуда … и зашагал на запад, в плен!..»

«…а их шесть автоматчиков, - вот они…Я сел, неохота лежа помирать, потом встал».

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военно-пленными

Приказ № 270 от 16 августа 1941 года называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе

«… а на месте хатенки – глубокая яма…»

«И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку… грязный, нечесаный, покрытый пылью…»

«Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!...»

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. История существования кого – чего – нибудь. 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

“ Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота”. А. Толстой

Люди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат. Р. Эмерсон, американский философ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», познакомиться с жанровым и композиционным своеобразием, темой и идеей, образами главных героев, исторической основой повествования.

2. Развивать навыки анализа художественного произведения; развивать умение выразительного чтения и монологическую речь.

3.Воспитывать истинный патриотизм на примере жизни главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сейчас вы услышите песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?», думаю, в конце урока каждый из вас сможет дать ответ на этот вопрос, прежде всего себе самому. «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

П. Объявление цели урока. Мотивация.

Слово учителя.

  • «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И

все, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад,

сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем уроке мы обратимся к самому важному событию в современной истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека». Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него любить свою Отчизну также прямо, открыто и беззаветно.

Ш. Художественный анализ рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Беседа по вопросам.

Слово учителя: - Самым главным в судьбе М.А. Шолохова была кровная связь с судьбой своего народа. Особенно в тяжелейшее время, каким стала для него Великая Отечественная война. О том, что она собой представляла, расскажет Худяков Алексей.

Выступление ученика:

«22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны, вторглась на территорию СССР. Гитлером был разработан план «Барбаросса», по которому наступление планировалось по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев. Он намеревался захватить СССР за 2-3 месяца. Однако фашистские войска были встречены яростным сопротивлением советского народа. Вся страна поднялась на священную борьбу: фронт и тыл превратились в единый боевой лагерь. Война затянулась на долгие 4 года.

В её историю вошли такие крупнейшие военные операции, как разгром захватчиков под Москвой, оборона Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы. За время Великой Отечественной войны погибло свыше 27 миллионов человек. Ущерб государству и населению составил 700 миллиардов рублей».

  1. Слово учителя:

Михаил Александрович Шолохов всю войну был рядом со своим народом, разделил с ним всю тяжесть военных лет. О деятельности писателя в эти годы расскажет Тюрин П.

  1. Выступление ученика:

«Шолохов узнал о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз 23 июня. В этот же день из Вешенской он отправил телеграмму с просьбой о зачислении присужденной ему Сталинской премии в фонд обороны СССР и принятии его в ряды Красной Армии. Уже через несколько дней Шолохов отправился на Западный фронт специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он побывает на трех фронтах – Южном, Западном и Юго-Западном.

Писателем написаны десятки очерков и статей, в которых он не только воодушевлял людей, но и выражал свою уважительную любовь народу и Родине. Вот отрывок из «Обращения к вешенцам, идущим на фронт»: «Со времени татарского ига русский народ никогда не был побежденным, и в этой Отечественной войне он непременно выйдет победителем».

Шолохов приобрел на личные средства четыре «Катюши», которые начали свой боевой путь с обороны Сталинграда, а последние залпы сделали в Будапеште. В 1942 году во время воздушного налета на Вешенскую на глазах у писателя погибла его мать. В годы войны Шолохов начал писать роман «Они сражались за Родину», посвященный подвигу народа в борьбе на Отчизну. 22 июня 1942 года «Правда» напечатала рассказ Шолохова «Наука ненависти». Главное в нем – правда о том, что несет нашей стране и миру фашизм. Писатель воспитывал ненависть: без этого чувства нельзя было победить врага, потому что чем сильнее любовь к Родине, тем беспощаднее ненависть к врагу».

Слово учителя: - Думаю, вы согласитесь со мной, что самым важным вкладом Шолохова в победу стала его литературная деятельность. Писателя знала и ценила вся страна, поэтому его слово воодушевляло и поднимало в бой защитников Родины. Тема войны волновала Шолохова и после 1945 года. Именно поэтому спустя годы появился рассказ «Судьба человека». Об истории его создания расскажет нам ученик.

Выступление: «В первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского с Шолоховым произошел такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».

В 1956 году, под самый Новый год, «Правда» напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую. В 1959 году режиссером С. Бондарчуком был снят фильм «Судьба человека».

Слово учителя: - При подготовке к уроку мы с вами внимательно прочитали рассказ. – Обратили ли вы внимание на то, кому посвящен рассказ? (« Евгении Григорьевне Левицкой»).

О том, кто это такая, расскажет ученик.

Выступление ученика: «Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член Коммунистической партии с 1903 года. Узнала Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман Шолохова «Тихий Дон». Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Тогда же началась их переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны – до шестидесятых годов. Она неоднократно приезжала погостить к писателю в Вешенскую».

Слово учителя: Беседа по вопросам. – Давайте подумаем, о чем этот рассказ. Какова его тема? («Этот рассказ посвящен теме войны, он о судьбе солдата, прошедшего войну, и о судьбе мальчика, оставшегося сиротой»).

– От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова? («О судьбе Соколова мы узнаем от него самого. Он рассказывает историю своей жизни, автору, с которым встретился случайно на переправе»).

– А весь ли рассказ ведется от лица главного героя? («Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведет сам автор»).

– Правильно. Как же называется такая композиция? («Кольцевая»).

Слово учителя: - Почему использована такая композиция? .

Выступление: «Композиция, то есть построение, рассказа очень проста. Примерно четыре пятых его объема занято повествованием случайно встреченного автором в пути незнакомца о своей трагической судьбе. Это соответствует заглавию. Рассказ Андрея Соколова обрамляется небольшим авторским зачином и совсем короткой концовкой. В зачине описывается обстановка, в которой произошла встреча, впечатление, которое произвели на автора мужчина с мальчиком. А замыкается повествование описанием душевного состояния автора, произведенного рассказом Андрея Соколова». Слово учителя: Мы пришли к выводу, что зачин и концовка нужны автору для выражения собственных чувств и мыслей. Давайте убедимся в этом, поработав с текстом. Прочитайте эпизод встречи автора с Андреем Соколовым.

Выразительное чтение эпизода встречи.

Слово учителя: - Итак, мы узнаем, что мужчина занят «не мужчинским делом» - идет пешком с мальчиком.

Беседа по вопросам. – Что еще в этой паре заинтересовало автора? («В одежде мальчика все выдает материнскую заботу, а мужчина выглядит неухоженно»). – А еще? («Глаза мужчины»). Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? - Давайте найдем в тексте описание этих глаз.

Чтение отрывка. Слово учителя: - Глаза. «Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть». То есть какие, какого цвета? А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?
- Глаза - это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза ? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

- Автору «стало не по себе» от этих глаз. Они явно говорили о нелегкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему «брату – шоферу». Давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым. Прежде всего, вам нужно знать, что особенностью шолоховского повествования является достоверность и обстоятельность. Какой жизненный путь прошёл А. Соколов? Что помогло герою выстоять?

Выступление ученицы: «Рассказу присуща конкретная и достоверная основа. Это ярко показывает точная датировка и география жизненного пути Андрея Соколова.

Родился он в Воронеже в 1900 году, в голодном двадцать втором подался батрачить на Кубань, вернулся в Воронеж. Женился в 1924 году. В 41-ом отправился на фронт. Сначала в Белую Церковь на Украине, потом на передовую, на Южный фронт. Попал в плен под Лозовеньками в мае 42-го. В Познани пытался бежать. За два года плена исколесил всю Германию. Под Полоцком в июне 44-го сбежал, прихватив языка. После госпиталя поехал в Воронеж, где нашел вместо дома воронку от авиационной бомбы. Вернулся на фронт, дошел до Берлина. Там 9-го мая 1945-го года снайпер убил его сына. Летом отправился в Урюпинск. Именно в этом городе нашел Ванюшку, а весной 46-го на переправе возле хутора Моховский в Ростовской области встретился с автором».

Слово учителя: - Думаю, вы согласитесь со мной, что всю жизнь Соколова можно разделить на три части: «до войны», «война», «после войны». (Составляется таблица). Каждый этап мы проследим, опираясь на текст. Давайте вспомним, как жил Соколов до войны.

Чтение. Как жил Соколов до войны? «Андрей Соколов родился в Воронеже. Во время голода потерял мать, отца и сестру, остался один. Но женился, обзавелся тремя детьми. Выучился на шофера. Построил дом. И был счастлив».

В чем видит А. С. свое счастье в довоенной жизни? (Не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)
- Война катастрофически изменила жизнь Соколова . Обратите внимание, как писатель говорит об этом? А тут вот она, война . Уход на фронт и прощание с семьёй . - Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени. - Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй. - В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..

Слово учителя и работа с таблицей. - Мы записываем в первую колонку то, что представляло ценность для нашего героя: семья, дом, родной город . С приходом войны Андрей Соколов отправляется на фронт, покидая все, что ему дорого, чтобы защитить свою семью, свою страну .

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

Чтение эпизода: «На фронте Андрей Соколов – шофер, он возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942-го он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается. Соколова контузило. А когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену».

Слово учителя: ученик расскажет нам о судьбе советских военнопленных во время Великой Отечественной войны.

Выступление ученика: « Еще в 1940-ом году Гитлер разработал чудовищный план по ликвидации нашей страны как единого целого. Ставилась задача истребить 30 миллионов русских и 6 миллионов евреев.

Неудачи первых недель войны привели к тому, что в фашистский плен попало несколько миллионов воинов. Советские военнопленные методично уничтожались. По специальному приказу поголовному истреблению подлежали политруки, коммунисты, комсомольцы. В Германию на принудительные работы вывозились работоспособные мужчины, женщины, даже дети . В рабство было отправлено около 5 миллионов советских граждан. Военнопленные использовались на каторжных работах, подвергались изощренным пыткам и издевательствам».

Слово учителя: - Как видите, судьба Соколова – это судьба многих. Как же он ведет себя в плену ? Прежде всего, он готов с достоинством встретить смерть. Когда приближаются немецкие автоматчики, задача которых – добивать раненых , Андрей Соколов чувствует, что «никакой паники, ни сердечной робости в эту минут у него не было». Да и за два года в плену мы видим в нем храброго человека с чувством достоинства. С какой целью ввел Шолохов описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.).

Пересказ текста: «Соколова вместе с остальными военнопленными погнали в Германию. По пути всех загнали ночевать в разрушенную церковь. В ней Соколов задушил предателя, который хотел выдать своего взводного. А в Познани сбежал, но на четвертые сутки его нашли немцы, натравили собак и вернули еле живого обратно. В Германии его с другими пленными гоняли по разным заводам, издевались, били, морили голодом. А осенью перебросили на работы в каменный карьер под Дрезденом.

Плен. - Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен . - Как Соколов попал в плен?
- Как ведёт себя герой? (
В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»? Прокомментируйте эти сцены.

В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? Сцена убийства предателя , который хотел выдать немцам своего командира. Что подтолкнуло Соколова совершить такой поступок? Соколов решается убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина) - Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа.

Что хочет показать М.А. Шолохов в сцене «Андрей Соколов и Мюллер»? Просмотр фрагмента кинофильма «Судьба человека». В чём значение этого эпизода? (Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. «А как бы вы поступили на его месте?».

Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идет по вызову, готовясь к смерти. - Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?
– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

- Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?
- Дороги ли нам его слова?
Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека.
Слово учителя:
- Вся эта сцена – не только пример бесстрашия Соколова. Сам он говорит об этом так: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

И из плена Соколов сбежит, прихватив с собой немецкого офицера – инженера. Ничто не сломило в плену Андрея Соколова. И главным качеством для него было достоинство русского солдата . (Записать в таблицу).

Можно ли считать пребывание наших солдат в плену подвигом? Как вы понимаете слово « подвиг»? Побег из плена- это подвиг? (Подвиг – русск., героический, самоотверженный поступок.) . Как вы понимаете слово « подвиг»?

Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели. Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военно-пленными. Приказ № 270 от 16 августа 1941 года называл пленных дезертирами и предателями . Семьи попавших

В плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке.

Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе

Но беда ждала с другой стороны. Погибла жена с дочерьми. На месте дома осталась лишь воронка.

«Сжалось сердце его» после этого известия, но потом блеснула радость – Какая? - Нашелся сын. Он командует батареей, капитан. Начал Соколов мечтать о мирной жизни. Но и сына забрала война .

Слово учителя: - Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза - лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)

Слово учителя:

Все отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. (В таблице – прочерки). Но самое главное – ответить на вопрос: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться?» Для этого обратимся к нашей таблице – записям на классной доске.

– До войны у Соколова есть семья, дом. Война отняла все это, но что осталось? («Достоинство»).

Толковый словарь Ожегова так объясняет слово «достоинство»: это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

Тяжелыми для страны были первые послевоенные годы.

Беседа по вопросам. – Что же случается с нашим героем в Урюпинске? («В Урюпинске Соколов «берет себе в дети» мальчика – сироту Ваню. Андрей Соколов говорит Ване, что он его отец»).

Слово учителя: - Посмотрите, как эта сцена изображается в кинофильме.

Просмотр отрывка видеофильма.

Слово учителя: - Итак, Андрей Соколов нашел сына. Ваня нашел отца. Оба они обрели семью. (Записать в таблицу).

Беседа по вопросам. – Куда идут они и зачем? («Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждет работа, Ванюшку – школа»).

Слово учителя: - Правильно, у них появится дом. (Записать в таблице). Андрей Соколов, потеряв во время войны все, что ему было дорого, вновь обретает интерес к жизни.

Сообщение: «Еще во вступлении мы обратили внимание на то, как противоположно описание глаз Андрея Соколова и Ванюши.

Найдите описание глаз в начале рассказа и в конце рассказа. После встречи с мальчишкой, у которого «глазенки – как звездочки ночью после дождя», у главного героя «сердце отходит, становится мягче», «на душе становится легко и как-то светло». Почему? (Ваня отогрел сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл).

Слово учителя: - Мы с вами подошли к концу рассказа. Вспомните, что в концовке автор говорит о своем душевном состоянии после рассказа Андрея Соколова. О чем же он размышляет? Послушайте.

Выразительное чтение учителем отрывка рассказа.

Беседа по вопросам.

(«Да, справится. Впереди – жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня»).

Слово учителя : - Я тоже уверена в том, что выдюжит русский солдат Андрей Соколов все. Потому что он уверен : «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Как вы думаете, почему М.А. Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Андрея Соколова назвал свое произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (В образе русского человека писатель раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Образ собирательный).

Перед нами история жизни не одного солдата, а многих людей . В образе Андрея Соколова Шолохов повествует о судьбе многих русских солдат. От поступков конкретного человека зависит судьба страны. Судьба человека и судьба Родины взаимосвязаны.

В каких произведениях русских писателей встречалась проблема русского национального характера? М. Ю. Лермонтова «Бородино», Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”, “Житие Александра Невского”, «Слово о полку Игореве». Назовите те черты характера, которые мы отметили у Андрея Соколова.
Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении « Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л. Толстой в «Севастопольских рассказах». Все эти качества есть у А. Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

Но самое главное – ответить на вопрос: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться в нечеловеческих условиях?» Для этого обратимся к нашей таблице – записям на классной доске.

– До войны у Соколова есть семья, дом. Война отняла все это, но что осталось? («Достоинство»).

– Какие же моральные качества мы видим у Андрея Cоколова? Запишем в таблице: мужество, храбрость, доброта, несгибаемость, сила воли, преданность и верность Родине.

Эти качества (в совокупности – достоинство) и помогли нашему герою, потеряв семью, дом, вновь их обрести. И пусть эта семья не кровная. Но узы, связавшие новых Отца и Сына, сильны. Ребенок помог оживить сердце солдата, солдат поможет ребенку вырасти таким же, как он сам: преданным Родине. А как по другому мы называем преданность Родине? («Патриотизм»). Правильно, патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Назовите те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова. Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Слово учителя: - Любовь к Родине – это не отвлеченное понятие. У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с этого начинается Родина.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить в себе человека.

Я благодарна М.А. Шолохову за этот образ, за то, что он вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне.

Вывод: Чему вы сегодня научились? Чему учит нас рассказ Шолохова «Судьба человека» ? (Рассказ Шолохова «Судьба человека» учит нас быть мужественными, достойными, добрыми и преданными Родине).

И я уверена, что то, чему мы научились на сегодняшнем уроке, поможет вам в жизни .

Я хочу спросить каждого из вас, что для вас родина?

Д. з. Письменно ответьте на вопрос: «Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?»

От поступков конкретного человека зависит судьба страны.

Судьба человека и судьба Родины взаимосвязаны.

И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести все заново.

Судьба - 1. Стечение обстоятельств,

Не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

2. Доля, участь;

3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь;

4. Будущее, то, что случится

(Словарь С.И. Ожегова)

Патриотизм -преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот. 1. Человек, проникнутый патриотизмом. 2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

« Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота». А. Н. Толстой

До войны

Война После войны

Честь, совесть, порядочность, надежность – самое
важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. Б. Васильев

Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих условиях - это трудное дело.

И.С. Грачева


В чем гуманистический пафос произведения?

В рассказе «Судьба человека» М.А. Шолохова выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны. Великую народную трагедию военного времени изоб­ражает писатель в этом рассказе. Война противопоставлена у Шолохова картинам мирной жизни.

В небольшом по объему произведении перед читателем про­ходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины. Андрей Соколов - мирный труженик, ненавидящий войну. Как ве­личайшую драгоценность хранит он в сердце память о дово­енной жизни своей семьи: «Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка… Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желан­ней ее…».

Счастье мирной жизни Соколова нарушило вероломное нападение врагов. Фашизм, чужая земля несут в себе смерть, разрушение. Война уничтожила семью, дом Соколова. И здесь начинает ощутимо звучать мотив вечной разлуки. В плену герой «почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Ириной, и с детишками разговаривал», а их уже не было на свете. На долю героя Шолохова выпадают немалые испыта­ния: ранение, фашистский плен, гибель оставшейся в тылу семьи, трагическая смерть любимого сына Анатолия в пос­ледний день войны. Все это наложило свой отпечаток на на­туру, положение героя. «За что же ты, жизнь, меня так пока­лечила? За что так исказнила?» - спрашивает сам себя Соко­лов и не находит ответа. И гуманизм писателя в этом присталь­ном внимании к судьбе простого человека, в сочувственной позиции.

Раскрывая образ своего героя, писатель использует порт­ретные детали. «Видали вы когда-нибудь глаза, словно при­сыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» - спрашивает Шолохов. Противопоставляя войну и мирную жизнь, писатель умело использует пейзажи. Так, после ряда трагических картин в рассказе дается картина природы: «В залитом полой водою лесу звонко выстукивал дятел. Все так же лениво шевелил су­хие сережки на ольхе теплый ветер; все так же, словно под тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве об­лака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим сверше­ниям весны, к вечному утверждению живого в жизни». Здесь ощутима мысль автора о вечном противоборстве жизни и смерти.

Война разрушила миллионы судеб. Остался сиротой ма­ленький мальчик Ванюша, которого приютил Андрей Соко­лов. И эта любовь к ребенку оказалась той живительной вла­гой, которая стала исцелять израненное сердце героя. Остав­шись в одиночестве, Андрей Соколов заменил отца малень­кому Ванюшке. И эта любовь стала той живительной силой, которая постепенно возвращала героя к жизни.

Образ Андрея Соколова критики соотносили с образом сказочного солдата, подчеркивая фольклорную основу рас­сказа. Как и сказочный солдат, герой Шолохова был масте­ром на все руки, с честью вышел он из всех испытаний, мно­гократно уходил он от смерти. В сюжете мы видим троекратность событий - у героя трое детей, трижды он был ранен, трижды говорит о своей вине перед женой. Троекратность со­бытий - излюбленный фолклорный прием. Также значимо в рассказе противостояние света и тьмы, символизирующее противостояние мира и войны. Когда Соколов попадает в плен, немецкий ефрейтор приказывает идти ему «на заход солнца», туда, где ночь, смерть. Когда герой совершил побег, он держал путь «прямо на восход солнца», туда, где свет и жизнь. Когда нашелся сын Анатолий, то в жизни его «блеснула радость, как солнышко из-за тучи».

Вообще о диалектическом противоборстве жизни и смерти в рассказе напоминают многие выразительные детали. На­пример, портретные. Глаза у мальчика, усыновленного геро­ем, - светлые, как небушко. У Соколова же - «словно при­сыпанные пеплом».

/ / / Своеобразие композиции рассказа Шолохова «Судьба человека»

Своеобразие композиции известного произведения Михаила Шолохова «Судьба человека» в том, что это рассказ в рассказе.

Описание оживающей природы включено в текст не для изящности слога, а для ассоциации с судьбой человека, который тоже оживает после невзгод.

Завязка рассказа начинается с появлением главного героя. Крепкий мужчина вместе с маленьким мальчиком подсели к автору на плетень. Они ожидали на переправе лодку, и чтобы скоротать время, начали непринужденный разговор.

Рассказ главного героя о себе можно считать кульминацией общего текста. Если же рассматривать его отдельно, то в нем выделяются уже свои композиционные части. Экспозиция – довоенная жизнь Соколова. Завязка – уход на фронт, прощание с семьей. Кульминации – суд над предателем, разговор с комендантом, объяснение с Ваней.

Развязки у рассказа от имени главного героя – нет. Но есть развязка общая – главный герой и мальчик уходят, а повествователь смотрит им вслед и старается не заплакать, чтобы не ранить сердце маленького мальчика.

Своеобразная композиция произведения включает два рассказа: внешний и внутренний. И соответственно это предполагает двух рассказчиков. Первый рассказ ведется от имени автора, а второй от имени главного героя. Такое построение рассказа позволяет глубже раскрыть образ главного героя.

Рассказывает о своей судьбе, уделяя внимание событиям и своим чувствам. Но он не видит ничего особенного в себе самом. Автор же наоборот больше оценивает самого героя, замечает в нем высокие моральные качества настоящего человека.

Благодаря композиционному приему «рассказ в рассказе» автор применил все три способа изображения в литературе: эпос, лирику и драму. В начале рассказа размещено эпическое описание весеннего дня. Нет ничего особенного в том, что каждый год приходит весна. Однако в произведении это имеет символический смысл – точно так же, как оживает природа – так оживает и человек после перенесенных бед.

В рассказе главного героя присутствует элементы драмы. Как и в пьесе, герой раскрывает свой образ через монологи. А ремарки автора помогают в его полном раскрытии. Как и в драме, здесь есть напряженный конфликт – человек против войны, гуманность против жестокости.

Лирики тоже много в рассказе. Главный герой говорит о своих чувствах и переживаниях. Сцена признания Андрея Ване в том, что он его папа, потрясает своей эмоциональностью.

В финале повествователь говорит, что почти не может сдержать слез, глядя вслед героям. Он старается понять, что же он чувствует: уважение, восхищение, жалость по отношению к новым знакомым. Это знакомство оставило яркий след в душе рассказчика.

Образ Андрея Соколова изображен многогранно и реалистично. Он рассказывает о себе очень просто, используя просторечные выражения. А рассказчик говорит о нем уважительно.

Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого? В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя.
Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.
Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...». «Перед войной поставили домишко.» Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых», которые «сопли по бумаге размазывали». «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.» Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «...наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки». Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего.» кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый». «По-русски говорил как мы с тобой». «А матерщинничать был мастер ужасный». Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа». Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу «какого-то подлеца», и Андрей приготовился к «распылу». Но и тут наш герой не ударил в грязь лицом. Он захотел показать, «что хотя и с голоду падает, но давиться ихней подачкой не собирается, что у него есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они его не превратили». И Мюллер, хотя и был истинным фашистом, зауважал Андрея и даже наградил за смелость. Таким образом, Соколов спас себе жизнь. После он сбегает из плена. Тут его подстерегает новый удар. Андрей узнал, что его жена и дочери погибли. Но Соколова ждет и радостное известие – его сын стал командиром. Андрей готовится к встрече с Анатолием, но этому не суждено сбыться, потому что в День Победы Толика убивает снайпер. Любой человек после таких событий сломался бы, но Андрея Соколова не ожесточила его трагичная судьба. После войны он усыновил мальчика Ванюшку, и у него появился смысл жизни – заботиться о сиротке, воспитывать мальчика.
Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова. Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки – мальчика лет пяти-шести. Сначала он выделяет «розовую холодную ручонку», а потом «глаза, светлые, как небушко». Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова.
В расказе мы видим еще один очень яркий образ – образ Ирины. Воспитывалась она в детском доме. Ирина была «смирная, веселая, угодливая и умница». Андрей очень хорошо о ней отзывается: «Хорошая попалась мне девка!»
В рассказе постепенно вырисовывается образ автора. Мы видим, что он любит жизнь, природу, весну. Ему было хорошо на природе. Автор был участником войны. Он очень внимателен к людям. Переживает автор ничуть не меньше Андрея, «с тяжелой грустью» смотрел он на уходящих людей. В конце рассказа по щеке его бежит «жгучая и скупая мужская слеза».
На протяжении всего рассказа автор пытается показать душевную красоту человека-труженика, которого не сломают никакие трагедии.

Война 1941 - 1945 годов. День Победы. Мое поколение почти лишено возможности услышать о тех событиях из уст их участников. Но есть литература, бессмертные произведения, благодаря которым память будет жить.

Одним из таких произведений является рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В нем описана жизнь простого русского солдата Андрея Соколова. Вернее, то, что было после того, когда настоящая его жизнь закончилась, когда безжалостная война внесла свои кровавые правки.

Вместе с рассказчиком мы невольно вздрагиваем, ощущая внутренний озноб: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало не по себе...Видели ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника». Никто не в силах без волнения прочитать и следующий монолог Андрея Соколова в начале рассказа: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!»

«Судьба человека»… Сколько их, таких судеб? Недаром Шолохов выбрал герою такое простое и распространенное русское имя. Время неумолимо бежит вперед, людей поколения Соколова сегодня уже не осталось, все меньше их, свидетелей той страшной войны. Нет в живых и солдата второго Белорусского фронта Донникова, рассказавшего о своей судьбе Шолохову и ставшего прототипом Андрея Соколова. Ниточка становится все тоньше. Но она не оборвется, покуда мы будем читать подобные рассказы, покуда не погаснет живой огонь. ..

Языковой анализ произведения

Задача писателя – приобщить читателя к своему материалу не только посредством рассказа. Писатель-художник должен и своих героев, и пейзаж, и все зримые подробности, которые попали в его живописную орбиту, не отражать как в зеркале, а воссоздавать в своеобразном, ему одному свойственном ритме, в своем стиле.

У каждого писателя-художника свое чувство языка. Стиль – выразитель творческой психики и жизненной философии писателя. Недаром живет старый афоризм: стиль – это человек.

У Михаила Шолохова свой, удивительный по меткости словарь, свой стиль и свой ритм чудесного русского языка. Во всем его богатстве – все качества, которые и создают писателя-художника.

«Образ автора на протяжении всего рассказа формируется и развивается». В начале произведения у автора и Соколова «нет ничего общего». Авторский язык заметно отличается от языка Соколова литературностью, живописностью. Драматически ускоренный рассказ Соколова резко контрастирует с замедленным эпическим зачином автора.

«…В рассказе Соколова очень мало изобразительных эпитетов (и даже определений вообще), между тем как авторский текст насыщен ими».

Язык Соколова, по сравнению с авторским, более экспрессивен, отличается разговорным характером, употреблением просторечных слов («тюкнуть», «огромадный», «ихний», «милаха», «посымали»), в том числе разговорно–просторечных вводных слов («стало быть», «может»).

Особенности языка рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

Структура рассказа и язык героев

По своей структуре рассказ «Судьба человека» представляет сказ в рассказе – здесь два субъекта: рассказчик-персонаж, бывалый человек Андрей Соколов, и автор, который выполняет функцию собеседника и слушателя; его повествование как бы обрамляет рассказ Соколова (автору принадлежит вступление и заключение). Такое построение произведения подчеркивает, что главным для автора было изображение строя мысли и чувства своего героя, его отношения к окружающему миру, его представления одолжном и желаемом, т.е. об идеале.

«Только не пришлось мне и года повоевать…Два раза за это время был ранен, но оба раза по легкости: один раз – в мягкость руки, другой – в ногу; первый раз – пулей с самолета, другой – осколком снаряда. Дырявил немец мне машину и сверху и с боков, но мне, браток, везло на первых порах. Везло-везло, да и довезло до самой ручки… Попал я в плен под Лозовеньками в мае сорок второго при таком неловком случае: немец, тогда здорово наступал, и оказалась наша… батарея почти без снарядов; нагрузили мою машину снарядами по самую завязку, и сам я на погрузке работал так, что гимнастерка к лопаткам прикипала. Надо было сильно спешить потому, что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным…»

«Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! – отвечаю ему. – Я должен проскочить, и баста!» - «Ну, - говорит, - дуй! Жми на всю железку!».

Помимо сведений об определенном из жизни рассказчика-персонажа, в этом тексте заключено очень важное образное содержание. Легко установить, что в употреблении слов: по легкости, по самую завязку, чухаться, баста, дуй, жми на все железку – обнаруживается принадлежность Соколова к определенной культурной, профессиональной и территориальной среде.

Более важную образную информацию – о строе мысли и чувства рассказчика – несут в этом тексте высказывания: «Только не пришлось мне и года повоевать…»; «Дырявил немец мне машину… но мне, браток, везло на первых порах». «Везло-везло, да и довезло до самой ручки…»; «Попал я в плен…при таком неловком случае…»; «оказалась наша… батарея…» . Все они имеют значение объективной необходимости – безличные предложения, например, в сравнении с личными, выражают действие, навязываемое субъекту со стороны, помимо его воли. Эти высказывания семантически соотнесены с вынесенным в название рассказа словом «судьба» , которое (среди прочих значений) имеет значения: «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий».

Такое понимание судьбы Соколовым подтверждается употреблением высказываний: «Надо было сильно спешить…»; «Я должен проскочить, и баста!», выражающих в данном тексте самую важную информацию о строе мысли и чувства героя. Эти высказывания имеют значение долженствования, т.е. обязательности на основе твердого решения самого говорящего. В их употреблении находит выражение главная мысль рассказа «Судьба человека», авторский идеал, представление о должном и желаемом, - как бы тяжело ни складывались обстоятельства для человека, человек может относиться к обстоятельствам активно, поступать так, как требует этого его человеческое достоинство и гражданский долг.

То, что это – главная мысль, которую хотел выразить М. Шолохов, подтверждается всем строем рассказа «Судьба человека».

Композиционно рассказ Соколова представляет собой ряд новелл, в каждой из которых идет речь о каком-то эпизоде из его жизни. В каждой из этих новелл обнаруживает себя скрытая от поверхностного чтения упорядоченность языковых единиц, выражающих строй мысли и чувства рассказчика. И в каждой новелле выступают языковые средства, с помощью которых выражается отношение Соколова к обстоятельствам.

Так, о первых впечатлениях от пребывания в плену Соколов рассказывает следующее:

«Прошел немного, и догоняет меня колонна наших пленных, из той же дивизии, в какой я был. Гонят их человек десять немецких автоматчиков. Тот, который впереди колонны шел, поравнялся со мною, не говоря худого слова, наотмашь хлыстнул меня ручкой автомата по голове. Упади я, - и он пришил бы меня к земле очередью, но наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки. А когда я очухался, один из них шепчет: «Боже тебя упаси падать! Иди из последних сил, а не то убьют». И я из последних сил, но пошел.

В этом тексте также встречаются слова, характеризующие принадлежность рассказчика к определенной культурной среде: «хлыстнул, очухался». Здесь же находим высказывание, семантически соотнесенное со словомсудьба в значении «стечение обстоятельств»: «Упади я, - и он пришил бы меня к земле очередью…» - высказывание с глаголом в условном наклонении, показывающее, как бы сложилась судьба рассказчика, если бы подчинился обстоятельствам. Наконец, здесь же в предложении: «И я из последних сил, но пошел » (где противительный союзно вносит смысл: «вопреки сложившимся для рассказчика крайне сложным обстоятельствам») находит выражение активное отношение героя к обстоятельствам.

И в каждом последующем эпизоде рассказа Соколова о пребывании в плену непременно выступают языковые средства, имеющие значение долженствования.

С точки зрения отношения к обстоятельствам оценивает Соколов действующих лиц своего рассказа в эпизоде, где речь идет о ночевке пленных в церкви. Главным в его оценке человека в каждом случае является верность своему гражданскому и воинскому долгу.

Кульминацией эпизода в церкви является рассказ Соколова о взводном и Крыжневе.

В речи Крыжнева употреблена пословица «Своя рубашка к телу ближе» . Во всем рассказе «Судьба человека», кроме этой, употребляется еще одна пословица, в речи самого Соколова, адресованной автору:«Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить и помирать тошно ». Образный смысл двух этих пословиц обусловлен тем, что они соотнесены между собой семантически – они выражают крайне противоположное отношение Соколова и Крыжнева к окружающему миру, к людям.

Как отмечалось в рассказе «Судьба человека», повествование ведется не только от лица Соколова, но и от лица самого автора. Авторская речь составляет введение к рассказу Соколова и заключение к нему. Специфика образа автора в рассказе «Судьба человека» состоит в том, что он подвижен - в пределах рассказа в определенном отношении изменяется строй его мысли и чувства. В авторском повествовании, составляющем экспозицию рассказа «Судьба человека», речь идет о трудностях, выпавших на долю автора в пути, когда в «недобрую пору бездорожья» ему «пришлось ехать в станицу Букановскую». В этом тексте многие предложения имеют значение объективной необходимости и семантически соотнесены со словом «судьба» в значении «стечение обстоятельств»:

«...мне пришлось ехать в станицу Букановскую; ...Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек; Во время переправы... мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула» .

«...но одолеть (т. е. «осилить, преодолеть что-либо, требующее физических усилий») их оказалось не так-то просто; Только часов через шесть покрыли (т. е. «преодолели») расстояние в тридцать километров…»

«Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покоряясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую шапку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.»

С точки зрения человека, только что преодолевшего тяжелый путь, воспринимает автор и появление незнакомого человека с мальчиком:

В экспозиции рассказа было: «...следить за проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками ». Здесь же -«словно под тугими, белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака ».

В экспозиции рассказа слово весна выступало в значении «время года». И только. Здесь же наблюдается семантический сдвиг в этом слове.Весна в этом контексте приобретает смысл: «созидающая сила, способствующая утверждению живого в жизни».

В экспозиции рассказа языковые средства, выражающие исходный строй мысли и чувства автора, были стилистически нейтральными. Здесь же выступают языковые единицы, которые имеют окраску высокого стиля: «в вышней синеве», «минуты скорбного молчания» , «к великим свершениям весны ,к вечному утверждению живого в жизни.»

От обыденного взгляда на окружающий мир до глубокого, философского его осмысления - так изменяется строй мысли и чувства автора в рассказе «Судьба человека».

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина.»

В этом фрагменте авторской речи углубляется одно из высказываний Соколова. Свой идеал поведения на войне Андрей Соколов выразил так: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда, позвала » . Слово вытерпеть и его синоним «снести» означают «перенести, выдержать страдания».

Слово «преодолеть», употребленное вместо словаснести , более точно выражает характер его действий, поступков, а формула «если к этому позовет его родина» , употребленная вместо «если к этому нужда позвала» - более определенно называет мотивы действий и поступков Андрея Соколова.

Заключение

В речи Соколова звучат слова и выражения, взятые из языка шофера, солдата, крестьянина, эпитеты и метафоры, связанные с народно-поэтическим творчеством. В том, что и как отбирает герой в неоценимом фольклорном богатстве, что оказывается наиболее близким его душевному строю, с достаточной отчетливостью проявляются его нравственно-психологические особенности. Соколов любит ласковые обращения, слова с уменьшительными суффиксами (они особенно свойственны фольклорным произведениям). В соответствующем контексте они принимают ласкательную окраску, отражают открытость, душевность, дружелюбные чувства героя («милая Иринка», «милок», «браток», «детишкам», «папанька», «воробышек», «звездочка»).

Различия в языке автора и героя не приводят к разностильности произведения; общее в его стилистическом фундаменте заключается и в том, что «как в речи автора, так и в речи героя - то и дело смыкаются, скрещиваются, срастаются извечные, отшлифованные столетиями речения и сегодняшние разговорные обороты, подчас еще совсем не освоенные литературой». Это общее в ходе развития повествования крепнет, приобретает более широкие очертания, более глубокую основу. В «Судьбе человека» постепенно сближаются и сливаются голоса автора и героя, столь различные, несовместимые в начале рассказа... Андрей Соколов, заново пережив в рассказе свою судьбу, поднимается на высоты человеческого сознания и сливается в самом своем слоге с художником».

В авторской речи наиболее определённо выражена главная мысль рассказа о неиссякаемой способности человека к преодолению обстоятельств, как бы трудно они ни складывались, о способности человека при любых условиях поступать так, как требует этого его гражданский долг и человеческое достоинство.

Список литературы

Навозов А. Шолохов и «Правда» // Михаил Александрович Шолохов. – М.: Правда, 1966. – С. 199-208

Огнев А.В. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека». М.: Высшая школа, 1984.

Шолохов М. Собр. соч. в 9 т. Т.8. М.: Художественная литература. 1960.

Форш О. Рожденные бурей…// Михаил Александрович Шолохов. – Правда, 1966. – С.286-287