Критерии егэ по литературе. Привлечение текста произведения для аргументации. Общие цифры ЕГЭ

Оценивание заданий части С.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Оценка выполнения заданий С1 и С3, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по второму критерию не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерий Баллы

Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и/или допускает 1 фактическую ошибку

в) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос; и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; и/или неубедительно обосновывает свои тезисы; и/или частично подменяет анализ текста его пересказом; и/или допускает 2 фактические ошибки

г) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и/или подменяет анализ пересказом текста; и/или допускает 3 фактические ошибки и более

2. Следование нормам речи

а) допущено не более 1 речевой ошибки 1

б) допущено более 1 речевой ошибки 0

Максимальный балл 4

Оценка выполнения заданий С2 и С4, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии Баллы

Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов

а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов*, убедительно обосновывает выбор каждого произведения и убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении; искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов*, но не во всём убедительно обосновывает выбор каждого произведения или убедительно обосновывает выбор одного из произведений; и/или допускает отдельные недочёты при сопоставлении этих произведений с предложенным текстом в заданном направлении; и или убедительно сопоставляет с предложенным текстом только одно произведение; и/или допускает 1 фактическую ошибку, в целом не искажая авторской позиции

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только одного произведения и его автора, убедительно обосновывает выбор произведения и убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); и/или допускает 2 фактические ошибки, в целом не искажая авторской позиции

г) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, но не обосновывает свой выбор, не сопоставляет произведения с предложенным текстом или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта заданного направления; или указывает название только одного произведения и его автора, но не во всём убедительно обосновывает выбор произведения и не даёт убедительного сопоставления этого произведения с предложенным текстом; и/или в ряде случаев допускает искажение авторской позиции; и/или допускает 3 фактические ошибки

д) экзаменуемый не отвечает на вопрос, или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию; и/или указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор и не сопоставляет это произведение с предложенным текстом; и/или существенно искажает авторскую позицию; и/или допускает более 3 фактических ошибок

Максимальный балл 4

Выполняя задание, экзаменуемый должен опираться на произведения не менее чем двух авторов (с учётом того автора, которому принадлежит предложенный в задании текст).

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре

сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется . По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в колонку 7 протокола, по второй позиции – в колонку 8, по третьей –

в колонку 9, по четвёртой – в колонку 10, по пятой – в колонку 11. При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём

написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Критерии Баллы

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает; и/или допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию; и/или не обосновывает свои тезисы; и/или допускает 3–4 фактические ошибки

г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения; и/или допускает более 4 фактических ошибок

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

а) экзаменуемый использует теоретико-литературные __________понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия, но не использует их для анализа произведения, и/или допускает 1 ошибку в их употреблении

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более 1 ошибки в их употреблении

3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)

б) текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом

в) текст привлекается только как пересказ изображённого 1

г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0

4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

в) в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями и/или мысль повторяется и не развивается

г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

5. Следование нормам речи

а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка 3

б) допущены 2–3 речевые ошибки 2

в) допущены 4 речевые ошибки 1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

Максимальный балл 14

При написании сочинения (С5.1–С5.3) выпускнику необходимо ориентироваться на следующие требования:

− раскрытие темы сочинения с опорой на авторскую позицию;

− убедительность аргументации;

− умение формулировать и обосновывать свою точку зрения;

− точность в изложении литературных фактов;

− грамотное использование теоретико-литературных понятий для анализа произведения;

− разностороннее и обоснованное привлечение текста рассматриваемого произведения (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.);

− композиционная цельность сочинения, логическая связность его частей, отсутствие нарушений последовательности внутри смысловых частей и необоснованных повторов

− грамотное речевое оформление сочинения.

Отвечая на проблемный вопрос, выпускник может получить от 0 до 14 баллов.

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Для того чтобы оценить качество выполнения заданий С1, С3, эксперту необходимо ответить на следующие вопросы:

3. Формулирует ли свою обоснованную точку зрения? (Данный аспект оценивания не является обязательным и зависит от особенностей формулировки задания).

4. Приводит ли выпускник убедительные аргументы? Насколько глубоко он проникает в сущность авторской идеи и умеет истолковать ее?

5. Подтверждает ли свои выводы текстом, не подменяет ли анализа пересказом текста?

6. Допускает ли фактическую(–ие) ошибку(–и)?

7. Допускает ли речевые ошибки?

Ответ на задания С1 и С3 должен соответствовать следующим требованиям:

формулирование прямого связного ответа на вопрос с порой на авторскую позицию, а при необходимости – с учетом своей точки зрения;

убедительное обоснование своих тезисов, подтверждение их текстом без подмены анализа пересказом текста;

точность в изложении литературных фактов;

грамотное речевое оформление ответа.

Ответ на задания С2 и С4 должен соответствовать следующим требованиям:

формулирование прямого связного ответа на вопрос с порой на авторскую позицию,

привлечение литературного контекста с обоснованием оснований сопоставления(указание названия двух произведений и их авторов (допустимо указание двух

точность в изложении литературных фактов.

Для того чтобы оценить качество выполнения заданий С2, С4, эксперту необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Дает ли выпускник прямой связный ответ на вопрос задания?

2. Называет ли произведение(–я) русской классики, в котором(–ых) нашла отражение указанная в задании проблема?

3. Дает ли убедительное обоснование выбора каждого произведения?

4. Допускает ли выпускник фактическую(–ие) ошибку(–и)?

Для удобства анализа ответов на задания С1 и С3 можно выделить 4 уровня выполнения указанного требования (Отражение параметра «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов» в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий С1 и С3.) :

1) выпускник дает убедительный аргументированный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию;

2) выпускник в целом дает правомерный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию, но некоторые тезисы не обосновывает;

3) выпускник при ответе на вопрос допускает серьезные просчеты (например, не отвечает на вопрос прямо, не опирается на авторскую позицию, неубедительно

обосновывает свои тезисы, подменяет анализ пересказом текста);

4) выпускник не справляется с заданием.

Для удобства анализа ответов на задания С2 и С4 можно выделить 5 уровней выполнения указанных требований («Привлечение литературного контекста; глубина приводимых суждений и убедительность аргументов») :

1) выпускник отвечает на вопросы задания с учетом авторской позиции, даёт развёрнутое аргументированное обоснование выбора двух произведений и указывает авторов;

2) выпускник отвечает на вопросы задания с учетом авторской позиции, даёт обоснование выбора двух произведений и указывает авторов, но это обоснование имеет изъяны (не всегда убедительно обосновывает выбор каждого произведения, и/или убедительно обосновывает выбор только одного из произведений);

3) выпускник в целом отвечает на вопросы задания с учетом авторской позиции, развёрнуто аргументированно обосновывает выбор одного произведения с указанием автора;

4) выпускник указывает названия двух произведений и их авторов, но не обосновывает свой выбор, и/ или при обосновании существенно искажает авторскую

позицию;

5) выпускник не справляется с заданием (не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается

При анализе ответа выпускника на задания С1–С4 по указанным параметрам эксперт, проверяя точность выставленных баллов, должен ответить на два следующих дополнительных вопроса.

1. Приводит ли выпускник убедительные аргументы?

Для удобства анализа можно выделить 4 уровня выполнения данного требования:

1) выпускник аргументированно отвечает на вопрос, убедительно обосновывает свои тезисы;

2) выпускник аргументированно отвечает на вопрос, но не все свои суждения обосновывает;

3) выпускник рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ;

4) выпускник не аргументирует ответ.

2. Подменяется ли рассуждение пересказом текста?

Для удобства анализа можно выделить 3 уровня выполнения задания по указанному параметру:

1) выпускник не подменяет рассуждение пересказом текста;

2) выпускник частично подменяет рассуждение пересказом текста;

3) Выпускник подменяет рассуждение пересказом текста.

Следует обратить внимание на последовательное отражение параметра «фактические ошибки» в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий С1–С4

Задания С1 и С3

Фактические ошибки и неточности отсутствуют. 3

Экзаменуемый допускает 1 фактическую ошибку. 2

Экзаменуемый допускает 2 фактические ошибки. 1

Экзаменуемый допускает 3 фактические ошибки и более. 0

Задания С2 и С4

Точность и полнота ответа Баллы

Фактические ошибки в ответе отсутствуют. 4

Экзаменуемый допускает 1 фактическую ошибку. 3

Экзаменуемый допускает 2 фактические ошибки. 2

Экзаменуемый допускает 3 фактические ошибки. 1

Экзаменуемый допускает более 3 фактических ошибок. 0

При анализе ответа выпускника на задания С1-С4 по указанному параметру эксперт должен ответить на ключевой вопрос: Допускает ли выпускник фактическую(–ие) ошибку(– и)?

В соответствии с критериями С1 и С3 выделяются 4 уровня выполнения задания по указанному параметру:

1) фактических ошибок нет;

2) допущена 1 фактическая ошибка;:

4) допущены 3 фактические ошибки и более.

В соответствии с критериями С2 и С4 выделяются 5 уровней выполнения задания по указанному параметру:

1) фактических ошибок нет;

2) допущена 1 фактическая ошибка;

3) допущены 2 фактические ошибки;

4) допущены 3 фактические ошибки;

5) допущено более 3–х фактических ошибок.

4. Отражение параметра «Следование нормам речи» в Критериях проверки и оценивания выполнения заданий С1 и С3

Следование нормам речи

а) допущено не более 1-й речевой ошибки; 1

б) допущено более 1-й речевой ошибки 0

Для того чтобы оценить качество выполнения задания С5, необходимо выявить следующие аспекты ответа экзаменуемого:

1. Раскрывает ли выпускник тему сочинения?

2. Выдвигает ли он при ответе на вопрос необходимые тезисы и подкрепляет ли эти тезисы соответствующей аргументацией, опираясь на авторскую позицию?

3. Формулирует ли свою точку зрения и дает ли её убедительное обоснование?

4. Отображено ли в сочинении знание общей проблематики произведения (произведений)?

5. Допускает ли выпускник фактические ошибки или неточности?

6. Использует ли теоретико-литературные понятия? Применяет ли их для анализа произведения или ограничивается простым упоминанием понятий в тексте сочинения?

7. Допускает ли экзаменуемый ошибки и неточности в использовании теоретико-литературных понятий?

9. Привлекает ли выпускник текст художественного произведения при ответе на поставленный вопрос? Не подменяет ли анализ пересказом текста?

10. Дают ли привлекаемые фрагменты текста основание для суждений о прочитанном?

11. Прослеживается ли общая логика ответа в структуре работы? Обладает ли сочинение композиционной цельностью? Связаны ли части высказывания

между собой логически?

12. Встречаются ли в работе экзаменуемого нарушения логической последовательности рассуждений или необоснованные повторы?

13. Присутствуют ли в работе речевые ошибки или недочеты? Имеются ли среди них однотипные или повторяющиеся ошибки? Затрудняет ли количество

речевых ошибок понимание смысла высказывания?

Логические ошибки

1) нарушение последовательности высказывания,

2) отсутствие связи между частями высказывания,

3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли,

4) раздробление микротемы другой микротемой,

5) несоразмерность частей высказывания,

6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.

Речевые ошибки

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) нарушение лексической сочетаемости;

3) употребление лишнего слова (плеоназм);

4) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

5) необоснованный пропуск слова;

6) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм;

7) бедность и однообразие синтаксических конструкций;

8) неудачный порядок слов.

Стилистические ошибки

1) употребление иностилевых слов и выражений;

2) неудачное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;

3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

4) смешение лексики разных исторических эпох.


Об экзамене


Дата ЕГЭ
Досрочный период
20 марта (ср) география, литература
22 марта (пт) русский язык
25 марта (пн) история, химия
27 марта (ср) иностранные языки (устно)
29 марта (пт) математика Б, П
1 апреля (пн) иностранные языки, биология, физика
3 апреля (ср) обществознание, информатика и ИКТ
5 апреля (пт) резерв: география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (устно), история
8 апреля (пн) резерв: иностранные языки, литература, физика, обществознание, биология
10 апреля (ср) резерв: русский язык, математика Б, П
Основной этап
27 мая (пн) география, литература
29 мая (ср) математика Б, П
31 мая (пт) история, химия
3 июня (пн) русский язык
5 июня (ср) иностранные языки (письменно), физика
7 июня (пт) иностранные языки (устно)
8 июня (сб) иностранные языки (устно)
10 июня (пн) обществознание
13 июня (чт) биология, информатика и ИКТ
17 июня (пн) Резерв: география, литература
18 июня (вт) Резерв: история, физика
20 июня (чт) Резерв: биология, информатика и ИКТ, химия
24 июня (пн) Резерв: математика Б, П
26 июня (ср) Резерв: русский язык
27 июня (чт) Резерв: иностранные языки (устно)
28 июня (пт) Резерв: обществознание, иностранные языки (письменно)
1 июля (пн) Резерв: по всем учебным предметам

Общее число экзаменуемых в 2018 г. составило более 49 тыс. человек, что выше чем в 2017 и 2016 гг. Указанные данные свидетельствуют об определенной стабильности в выборе ЕГЭ по литературе выпускниками, поступающими в вузы соответствующего профиля.

Средний тестовый балл в 2018 г. составил 61,4, что несколько выше показателей 2017 г. (59,6) и 2016 г. (57,9).

Самыми многочисленными являются группы экзаменуемых, получивших 41-60 и 61-80 т.б. (32% и 43% участников соответственно). Группа высокобалльников составляет около 15% от общего числа участников.

В сравнении с 2017 г. в 2018 г. уменьшилась доля экзаменуемых с результатами в диапазоне низких (21–40) и средних (41–60) баллов. Сохраняется тенденция к увеличению доли хорошо подготовленных участников с результатами 61–80 т.б. (увеличение на 3%), что, в частности, связано с тенденцией к повышению качества преподавания предмета «Литература» в контексте введения итогового сочинения.

Минимальный первичный балл ЕГЭ 2018 г. составил 15 п.б. Доля выпускников, не набравших в 2018 г. минимального количества баллов, равна 5,2%.

Анализ результатов ЕГЭ 2018 г. подтверждает сохранение измерительных свойств экзаменационной модели и позволяет констатировать, что степень сложности заданий КИМ в целом адекватна познавательным возможностям экзаменуемых и дает возможность дифференцировать их для поступления в вузы с различными требованиями к уровню подготовки по литературе.

Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2018 года доступны по ссылке .

На нашем сайте представлены около 1600 заданий для подготовки к ЕГЭ по литературе в 2018 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2019 ГОДА

Обозначение уровня сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Задание 1.
Задание 2. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 3. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 4. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 5. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 6. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 7. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 8. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 9. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 10. Лирические произведения.
Задание 11. Лирические произведения.
Задание 12. Лирические произведения.
Задание 13. Лирические произведения.
Задание 14. Лирические произведения.
Задание 15. Лирические произведения.
Задание 16. Лирические произведения.
Задание 17.1. По древнерусской литературе или литературе XVIII в. - первой половины ХIХ в.
Задание 17.2. По литературе второй половины ХIХ в.
Задание 17.3. По литературе конца ХIХ-ХХ в.
Задание 17.4. По литературе ХIХ в. - начала XXI в.

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2018 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 2 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. .

ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА 2019 ГОДА

ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ
Распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ПОРОГ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: 15 первичных балла (32 тестовых балла).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БЛАНКИ
Скачать бланки в высоком качестве можно по ссылке .

ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН

На данном экзамене применение дополнительного оснащения и материалов не предусмотрено.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Слово о полку Игореве».


  1. Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».

  2. Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

  1. В. А. Жуковский. Стихотворение «Море», баллада «Светлана».

  2. А. С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

  3. А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19. октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Романы «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». Поэма «Медный всадник».

  4. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэмы «Песня про… купца Калашникова» и «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

  5. Н. В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

  1. А. Н. Островский. Пьеса «Гроза».

  2. И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

  3. Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), «Природа - сфинкс. И тем она верней...».

  4. А. А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

  5. И. А. Гончаров. Роман «Обломов».

  6. Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

  7. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Роман «История одного города» (обзорное изучение).

  8. Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир».

  9. Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

  10. Н. С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад».


  1. И. А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

  2. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне».

  3. А. А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…», поэма «Двенадцать».

  4. В. В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

  5. С. А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

  6. М. И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

  7. О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

  8. А. А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

  9. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон», рассказ «Судьба человека».

  10. М. А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор), роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).

  11. А. Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).

  12. Б. Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

  13. А. П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

  14. А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».

На официальном сайте ФИПИ в разделе "Аналитические и методические материалы" опубликованы "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года", именно здесь можно найти информацию о том, какой средний балл ЕГЭ по литературе был в 2017 году .

Скачать документ.

Таблица 1

Средний балл ЕГЭ 2017 по литературе

Общее число участников ЕГЭ 2017 г. по литературе составило 41 267 человек, что чуть ниже числа экзаменовавшихся в 2016 г. (43 585 человек), но выше, чем в 2015 г. (37 512 человек). Указанные данные свидетельствуют об определенной стабильности в выборе ЕГЭ по литературе выпускниками, поступающими в вузы соответствующего профиля.

Наибольшее число участников отмечается в следующих субъектах РФ: г. Москва (5392 человека), г. Санкт-Петербург (2556 человек), Московская область (2679 человек), Краснодарский край (1368 человек), Ростовская область (1090 человек), Свердловская область (1035 человек), Нижегородская область (931 человек).

Средний тестовый балл в 2017 г. составил 59,68, что чуть выше показателей 2016 г. (57,91) и 2015 г. (57,12).

Наиболее многочисленными являются группы экзаменуемых, получивших 41–60 и 61–80 т.б. (41% и 40% участников соответственно). Группа высокобалльников составляет более 8,6% от общего числа участников. В сравнении с 2016 г. в 2017 г. уменьшилась доля экзаменуемых с результатами в диапазоне низких баллов (0–40 т.б.). Наметилась тенденция к увеличению доли хорошо подготовленных участников с результатами 61–80 т.б. (увеличение на 2%), что объясняется, в частности, тенденцией к повышению качества преподавания предмета «Литература» в связи с введением итогового сочинения.

Минимальный балл ЕГЭ 2017 г. составил 8 п.б. (32 т.б.), как и в 2016 г. Доля выпускников, не набравших в 2017 г. минимального количества баллов, равна 2,9%, что на 1,4% меньше, чем в 2016 г. (4,3%) и на 2,4% меньше, чем в 2015 г. (5,3%). Данный результат также свидетельствует об улучшении качества подготовки выпускников к экзамену по литературе.

100 баллов за ЕГЭ по литературе в 2017 г. получили 343 человека. (0,83%), что в абсолютном исчислении больше, чем в 2016 г. (256 человек). Динамика количества 100-балльников связана с повышением качества подготовки выпускников, мотивированных на успешную сдачу экзамена по литературе.

Анализ результатов ЕГЭ 2017 г. подтверждает сохранение измерительных свойств экзаменационной модели и позволяет констатировать, что степень сложности заданий КИМ в целом адекватна познавательным возможностям экзаменуемых и дает возможность дифференцировать их для поступления в вузы с различными требованиями к уровню подготовки по литературе.

Общефедеральная экзаменация по литературе входит в число ЕГЭ по выбору. В те времена, когда ученики и их родители не имели ни малейшего представления о такой форме выпускного испытания, как , литература входила в число обязательных выпускных экзаменов в школе. Тогда её сдавали в виде сочинения, а отметка в аттестат выставлялась сразу по двум предметам: грамотность влияла на , а стилистика – на литературу.

Сегодня данный ЕГЭ вряд ли можно назвать популярным: литература нужна только тем одиннадцатиклассникам, которые поступают на филолога, лингвиста или учителя русского языка и литературы, а эти профессии, к сожалению, не считаются . Многие ученики полагают, что этот ЕГЭ можно сдать с наскока, не уделяя много времени на трудоемкую подготовку, выехав лишь на остаточных знаниях и умении связно выражать мысли.

Тем не менее, подготовка к сдаче литературы потребует значительного времени и усилий, особенно в случае, если ваша цель сдать её на отметку «четыре» или «пять». Давайте узнаем, какие новшества в КИМах 2017 года подготовили специалисты из , когда будет сдаваться литература и на что стоит обратить особое внимание при подготовке к этому ЕГЭ.

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2017

Даты ЕГЭ по литературе

Специалистами из Рособрнадзора для данного экзамена зарезервированы такие дни:

  • Досрочный период. Досрочная экзаменация пройдет 24 марта 2017 года, а 3 апреля 2017 года выделено в качестве резервного дня. Напомним также перечень лиц, которые могут написать заявление на ЕГЭ в досрочный период. К таким ученикам отнесены: те, кто собирается выехать на учебу или ПМЖ за границу, участники международных или общероссийских смотров, конкурсов, олимпиад или спортивных соревнований, ученики, которым во время основного экзамена было предписано пройти реабилитацию, лечебные или профилактические процедуры. Сдать ЕГЭ досрочно также могут школьники, которые выпустились из общеобразовательного учреждения до 2016/2017 учебного года, ученики, обучавшиеся в вечерней школе, и юноши, которые сначала желают пройти , а уже потом поступать в ВУЗ;
  • Основной этап. Основное ЕГЭ пройдет 13 июня 2017 года.
  • Резервная дата. Резервным днем для литературы определено 20 июня 2017 года (на всякий случай есть еще один резервный день для всех предметов – 30 июня 2017 года).

Кстати, если вы относитесь к категории учеников, которые могут и желают сдать экзамен до основного срока, не забывайте, что заявление нужно будет подать до 1 марта 2017 года. В противном случае придется сдавать экзамен вместе с основной волной выпускников.

Статистическая информация

Стоит отметить, что количество ребят, которые выбирают литературу в качестве вариативного ЕГЭ, растет из года в год. Например, в 2016 году число таких экзаменующихся составило 43,5 тысячи человек, а это на 6 тысяч больше, чем в 2015 году. Статистика говорит и об увеличении количества выпускников, сумевших пройти испытание с высочайшим тестовым баллом.


Согласно статистике, большое число школьников сдает литературу успешно

Так, в 2016 году было выявлено 256 стобалльных работ, что на 26 работ больше чем в 2015 году. Минимальный порог, составляющий 32 балла, не смогли преодолеть всего 4,3% учеников, а это гораздо лучше итогов прошлых лет (5,3% и 8% в 2015 и 2014 годах соответственно). В среднем итоги 2016 года таковы:

  • от 41 до 60 баллов за работу получили 43,5% ребят;
  • от 61 до 100 баллов сумели набрать 44,3% учеников.

Как проходит сдача ЕГЭ по литературе?

Работать с экзаменационным листом вы сможете на протяжении 235 минут. Напомним, что ЕГЭ по литературе не предусматривает использование никаких дополнительных предметов или справочных материалов. Заблаговременно проверьте карманы на наличие мобильного телефона, снимите с запястья смарт-часы и ни в коем случае не пытайтесь пронести с собой шпаргалки. Любая аппаратура с подсказками будет изъята на входе в аудиторию – каждый выпускник проходит перед началом экзамена через рамку металлоискателя.

В классе ведется видеонаблюдение, а следить за порядком на российских ЕГЭ будут около 20 тысяч наблюдателей, которым даны строгие инструкции: любой нарушитель регламента экзамена должен быть удален из аудитории! Когда вы войдете в класс и займете отведенное место, не стоит заводить разговоров с соседями, вставать или покидать аудиторию без разрешения. Чтобы посетить туалетную комнату или медпункт, нужно будет обратиться к наблюдателям, которые обязаны сопроводить вас до места назначения.


Сдача данного ЕГЭ не предусматривает использования справочных материалов

Структура КИМ ЕГЭ-2017 по литературе

Последняя информация, которая касается нововведений в ЕГЭ по литературе образца 2017 года, говорила о том, что этот экзамен вскоре будет состоять только из заданий творческого характера. Этот факт подтверждают и руководители образовательной сферы РФ – Ольга Васильева, занимающая пост министра образования и науки, и Сергей Зинин, осуществляющий руководство Федеральной комиссией разработчиков ЕГЭ по литературе.

Новая модель экзамена была разработана в марте 2016 года и даже успела пройти тестирование у школьников из шести десятков образовательных учреждений. В новых КИМах будут полностью исключены задания, предусматривающие короткий ответ, увеличено количество заданий, предполагающих множественный выбор, а также повысятся требования к . В структуре экзамена предположительно будут выделены три основных блока:

  • первый, в котором нужно будет продемонстрировать навыки анализа произведений;
  • второй - предполагающий, что ученик покажет свое умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами;
  • третий – сочинение на одну из пяти тем, которые предполагают глубокий анализ произведения и его главных проблем.

Тем не менее, выпускники 2017 года могут вздохнуть спокойно. Такая модель войдет в силу лишь в 2018 году. На сегодняшний момент было принято решение, что перспективные КИМы сначала будут доработаны и размещены на портале ФИПИ для демонстрации, и только потом методсовет примет окончательное решение. В целом, структура билета 2017 года не претерпела значительных изменений. Билет состоит из 17 заданий, распределенных на две части:

  • часть 1, включающую два комплекса заданий. Первый из них объединит фрагменты эпических, лироэпических и драматических произведений с вопросами к ним. На первых 7 заданий ученики должны будут дать короткий ответ, и еще на 2 – развернутый ответ из 5-10 предложений. Второй комплекс заданий предполагает, что выпускник решит еще 5 заданий, в которых проанализирует лирическое произведение. На задания под номерами с 10 по 14 нужно будет дать короткий ответ, а номера 15-16 предполагают наличие развернутого ответа;
  • часть 2 – это сочинение в объеме не менее 200 слов на одну из трех предложенных тем.

Не недооценивайте важность сочинения - к нему нужно хорошо подготовиться!

Отметим также, что ФИПИ рекомендует грамотно распределять время, отведенное на экзаменационную работу. Для первой части билета стоит выделить не более 120 минут из всего отведенного на ЕГЭ времени, а всё оставшееся время посвятить написанию сочинения.

Оценивание ЕГЭ по литературе

В 2009 году было принято решение, что баллы, полученные за ЕГЭ, не влияют на аттестационную отметку ученика и не переводятся в привычную шкалу от двойки до пятерки. Однако с 2017 года общегосударственный экзамен может стать возможностью, которая позволит улучшить отметку, выставленную школьным учителем. При переводе системы оценивания ЕГЭ в пятибалльную картина будет выглядеть следующим образом:

  • баллы в промежутке от 0 до 31 означают, что ученик не подготовлен к экзамену и получает отметку «2»;
  • баллы в промежутке от 32 до 54 означают, что ученик готов к экзамену по литературе удовлетворительно и получает отметку «3»;
  • баллы в промежутке от 55 до 66 означают, что ученик хорошо знает литературу и получает отметку «4»;
  • баллы в промежутке от 67 до 100 означают, что ученик подготовился на отлично и получает заслуженную «5».

Ознакомиться с заработанными на ЕГЭ по литературе баллами можно будет на официальном портале ЕГЭ. Для этого школьнику нужно будет авторизоваться, введя данные из своего паспорта.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Чтобы грамотно подготовиться к экзамену по этому предмету, стоит начать заблаговременную проработку демо-версий КИМов, которые уже разработаны представителями ФИПИ. Скачать демонстрационный КИМ можно на нашем сайте (см. начало статьи). Такой подход сориентирует вас на примерное содержание билета, поможет выявить свои слабые места и настроит на реальный ЕГЭ психологически. Такой настрой очень важен, ведь многие ученики допускают глупые ошибки просто от стресса и напряженности.


При подготовке к экзамену 2017 года важно проработать демо-версии ЕГЭ

Помните о важности подготовки к написанию сочинения во второй части КИМа. Ознакомьтесь с тематикой, которая была предложена выпускникам в прошлом году, и попробуйте написать сочинение по каждой из этих тем. Запаситесь рекомендованными Минобразования пособиями по литературе и прочтите критику по произведениям из рекомендованного списка литературы.

Специалисты отмечают важность общей эрудиции и начитанности, которые помогут аргументировать высказанное мнение. Тем более что в качестве аргумента нужно привести не менее двух примеров из разных произведений. В целом, при написании этой части ЕГЭ рекомендовано придерживаться следующего подхода:

  • сначала стоит прочесть все предложенные темы и определить, какая из них является самой удачной для выражения ваших мыслей;
  • попробуйте подобрать подходящий эпиграф. Он не обязателен, но знание точных и подходящих по контексту цитат делает работу выигрышнее. Помните о том, что эпиграф рекомендуется писать без применения кавычек, а фамилию автора помещать в скобки;
  • продумайте ключевые аспекты темы, основные вопросы, ответы и доказательства вашей точки зрения. Запишите тезисы на черновике;
  • запишите подходящие цитаты из произведений. Но не увлекайтесь цитированием. Желательно, чтобы каждая из цитат включала не более 2-3 небольших предложений;
  • (0 оценок)