Александр Харитонов. Радость грядущего Преображения. История и этнология. Факты. События. Вымысел

Художник Александр Харитонов так писал обычные среднерусские пейзажи, что они казались вышитыми жемчугом. Его работы всегда относили к неофициальному полуподвальному искусству, хотя в них никогда не было эпатажа. Но почти всегда на картинах Харитонова - ангелы, видимые и невидимые.

Александр Харитонов родился в 1931 г. в Москве, на Плющихе. Самое светлое воспоминание детства осталось от бабушки, которая покупала краски, радовалась его рисункам, водила в церковь, где будущий художник подолгу слушал церковное пение, рассматривал иконы и стенные росписи. Очевидно, и читать-то он выучился по бабушкиному молитвослову. Друзья вспоминают, что церковно–славянским он владел блестяще - как мало кто в его поколении.

Харитонов был одним из лучших учеников в художественной школе, но вынужден был бросить занятия из-за тяжелого материального положения семьи. Однако, работая, он не оставлял живописи, продолжал учиться самостоятельно. Любил музыку и литературу, тонко чувствовал русскую классику. Любимые писатели - Достоевский и Гоголь. Немало времени Харитонов отдал изучению византийской иконы, древнерусской живописи и церковного шитья жемчугом и камнями - все это потом прочно легло в основу его собственного творчества.

Не от воспоминания ли о детских днях в его картинах однажды затеплится тот рассыпающийся и возносящийся свет множества церковных свечей? Тот дружный живой свет, который так влечет к себе в храме маленьких детей. Быть может, благодаря именно этим сильным и светлым ранним впечатлениям Александр Харитонов станет особенным художником - с детством в сердце. Он откажется и от кубизма, и от реализма, от всяких умственных построений и «требований эпохи» и будет неспешно, будто в монастырской мастерской, творить картины, где каждый мазок равен одно

Хотя у начинающего художника были наставники и среди современных признанных живописцев, но главным учителем оставался художник XIX века Алексей Саврасов, с которым Харитонова роднит один из его главных принципов - «изображать все обыкновенное, то, что все мы видим каждый день, и делать его необыкновенным», ибо, как писал уже Харитонов-поэт, «во всем разлит значенья вечный смысл». Он возрождал традиции религиозной иконографии в светском искусстве. В его живописи и графике, сочетающих черты позднего символизма с манерой, близкой (в живописи)пуантилизму, сказочные видения причудливо соединяются в цветном мареве с реальными среднерусскими пейзажами.

Имя А.Харитонова постепенно приобретает известность, преимущественно в кругу интеллигенции, в мире художников, среди знатоков и любителей изобразительного искусства. С 1958 года работы Харитонова с успехом выставляются в России и за рубежом. С конца 1950-х годов художник стал создавать свои таинственные философские картины-притчи, в которых с самого начала просматривается линия обращения к православной истории и культуре Руси. Известной становится и сама манера художника, его самобытный стиль, одновременно новаторский и традиционный (новаторский по форме и чувству, традиционный по духовности содержания) , и его особенная концепция эмоционального пейзажного образа с тончайшей по цветовому строению гаммой оттенков. В последние годы он писал абстрактные картины, передавая в них порыв ветра, движение сфер. Картины Александра Харитонова передают сакральный мир, его размышления о вечном. Александр Харитонов умер 5 февраля 1993 года.

Лидия Соостер, вдова известного эстонского художника Юло Соостера, вспоминает: «Каждый вторник приходил мой любимый художник Александр Васильевич Харитонов. Саша всегда сидел в углу, стараясь быть незаметным, и рисовал, рисовал, а потом дарил мне рисунки. Саша Харитонов был совершенно русский человек, русский художник, он был какой-то, как мне казалось, нестеровский. Был добрый, застенчивый, всегда улыбался…»

Мало кто мог понять, что главная тема Харитонова - евангельская. Что выставленная в 1975 году в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ «Плачущая ослица» - образ покаяния, а не картина в защиту природы. Что маленькие блаженные человечки (каждый - в ореоле светящегося нимба), роящиеся как пчелы среди васильков и ромашек, - это новомученики, уходившие молиться в леса и поля, как в катакомбы.
Его работы - драгоценный домотканый ковер, цветной калейдоскоп, из пестроты которого постепенно проступают среднерусские вольные пейзажи, маковки церквей, дамы в кринолинах, крестьяне в нарядах шекспировских героев и, конечно же, бесконечные фигурки ангелов. Они - любимые харитоновские персонажи, растворенные повсюду и кружащиеся в небесном хороводе. Творчество Харитонова, безусловно, религиозное, но он писал не иконы, а картины, их цветом и светом, каждой каплей краски или росчерком карандаша славя Божий мир.

Одна из таинственных и наиболее показательных работ - «В небе три Ангела и, кажется, еще четыре». Уникальность ее в том, что при всей внешней завершенности она не закончена. Здесь видны слои той самой уникальной «нерукотворной» техники Харитонова. Он начинал писать широкой кистью, а заканчивал тонкими, почти ювелирными мазками тонкой кисточкой, нанося слои масляной краски один за другим (иногда число слоев доходит до сорока). В результате возникает впечатление картины из бисера, где само изображение рождается как бы изнутри. В зависимости от величины и цвета последних штрихов картины также напоминают мозаики или церковное шитье речным жемчугом.

Картина «В небе три Ангела…» похожа на мозаику неслучайно. В Библии праведников называют «драгоценными камнями». Из таких «камней» и «выложил» художник картину. В пестром абстрактном пространстве выделяются три белых ангела, а очертания остальных тают в этой безбрежной мозаике.

«Ангелы спускаются на землю», «Праздник», «Удивление» и многие другие картины несут в себе новую концепцию грядущей эпохи и предстоящего Преображения. Спускающиеся на Землю ангелы встречают людей со светящимися нимбами, символизирующими их высокий духовный уровень. У них еще нет крыльев, их еще притягивает к себе земля, но вокруг голов уже вспыхнул свет инобытия и зажегся огонь духа внутри. Мы видим яркую толпу - людей, собравшихся у церкви, и тут же - святых, стоящих на той же зеленой траве, что и остальные. Между ними и собравшимися нет ни традиционной границы, ни того особого красного цвета, который на иконах обычно знаменует иной, потусторонний мир.

В «Удивлении», одной из самых интересных картин Харитонова, тот же сюжет прямого общения преображенного человека со спускающимися на Землю крылатыми небожителями. О Преображении и пути в инобытие повествует и картина «Розовая дорога к белым березам», где деревья, трава, цветы, люди кажутся и земными и неземными, как бы переходящими из одного состояния в другое.
Александр Харитонов имел возможность писать иной мир, как говорится, «с натуры». За последние восемь лет жизни, когда художник работал только левой рукой (правая была парализована), он семь раз пережил клиническую смерть. Это невиданный врачебный случай - что-то постоянно возвращало его к жизни, и он писал новые картины. С 1986 года Александр Харитонов был прикован к постели, но болезнь не ожесточила его. Приняв недуг как схиму, он считал себя самым счастливым человеком и стремился показать людям, какой великий дар и праздник наша жизнь, являющаяся лишь частью вечности. Свои картины он обычно начинал писать с изображения облаков, созвучных разным музыкальным мелодиям, увлекая зрителей в божественный мир святых и ангелов.

Любую работу художника, будь то пейзаж, религиозная живопись, рисунок или пока не изданные белые стихи, сказки и философские эссе, ощущаешь как откровение, побуждающее к глубокому философскому размышлению о вечных христианских ценностях. Картины мастера являются частью его души, их можно долго рассматривать, они обращены лично к каждому из нас. Творчество Александра Харитонова, одновременно народное и классическое, - это неисчерпаемое умозрение в красках, говорящее о бессмертной душе русского народа.

Харитонова можно назвать великим романтиком, уникальным живописцем, имеющим свою концепцию эмоционального пейзажного образа, а также мастером тончайшей ювелирной графики, создателем многослойной точечной техники. И все же самое главное в творчестве художника - то, что он по-новому продолжил нить православного искусства и в своем творчестве он явил на свет Божий думы и чаяния целого поколения, которое не растеряло духовной стойкости в годы безвременья.

по материалам:
статья в журнале «Нескучный сад», http://www.nsad.ru/?issue=45§ion=10031&article=838
статья в «Независимой газете», http://www.ng.ru/culture/2008-02-15/12_haritonov.html
статья в «Стенгазете», http://www.stengazeta.net/article.for.printing.html?id=4462
«Чудо всегда незаметно». Татьяна Соколова, http://www.art4.ru/ru/news/news_detail.php?ID=3458&block_id=11
http://www.tg-m.ru/articles/08/1/090-093.pdf
РИА Новости, день 10 мая в истории
Картины А. Харитонова в Музее Актуального Искусства
Память о чуде, явленном ребенку

Александр Харитонов. «Приближение таинственной планеты» 1982 г.

Александр Васильевич Харитонов
(1931 - 1993)
Художник-самоучка, нонконформист Харитонов вместе с Дмитрием Плавинским, Владимиром Яковлевым, Михаилом Однораловым участвоал в знаменитых выставках в павильоне "Пчеловодство" и в Доме культуры на ВДНХ.
Его творения заставляют задуматься о сложных этических и нравственных проблемах выбора, встающих перед современным человеком, хотя никакой назидательности, подходящих формул для апеллирования к высоким чувствам в них нет, лишь высокие пластические достоинства.
Он разработал концепцию эмоционального, духовного, философского, романтического пейзажа, ориентированного на философское постижение мира. Ранние византийские мозаики, древнерусские иконы, церковное шитьё жемчугом и драгоценными камнями - источники его вдохновения.
Своими учителями Харитонов считал Достоевского, Гоголя, Саврасова, Флоренского, Моцарта. Его называют представителем православного неоавангарда. "Нужно писать всё обыкновенное, то, что видят каждый день, и делать это необыкновенным", - говорил художник.
Картины Харитонова кажутся написанными драгоценными камнями и бисером. Эффекта слияния он добивается благодаря многослойной системе письма - в его работах более сорока слоёв. Он создал свою манеру необычного пуантилизма: писал крошечными цветными мазками. Невозможно представить, насколько трудоёмка была работа над таким произведением.

Нонконформизм или неофициальное советское искусство (лишенное выхода к широкой публике из-за запретов, налагаемых официальной цензурой) - своеобразное, нередко парадоксальное отражение в изобразительном искусстве духовной, психологической и общественной ситуации в Советском Союзе 1960-х-1980-х годов 20-го века.

Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось.

тут тоже много репродукций прекрасных

Александр Харитонов исторически является одним из самых ярких основоположников русского авангарда 1960-х годов. Но место его в славной плеяде представителей неофициального нонконформистского искусства особое. Ничто социальное не коснулось его творчества - оно глубоко религиозно.

Александр Харитонов родился 10 мая 1931 года в Москве. Учился в Московской городской детской художественной школе, где считался одним из самых одаренных учеников.

Его первая персональная выставка состоялась в МГУ на Ленинских горах в 1958 году. С конца 1950-х годов художник стал создавать свои таинственные философские картины-притчи, в которых с самого начала просматривается линия обращения к православной истории и культуре Руси.

Харитонова можно назвать великим романтиком, уникальным живописцем, имеющим свою концепцию эмоционального пейзажного образа, а также мастером тончайшей ювелирной графики, создателем многослойной точечной техники. И все же самое главное в творчестве художника — то, что он по-новому продолжил нить православного искусства.

В одной из своих статей об Александре Харитонове профессор, доктор искусствоведения Михаил Соколов называет его одним из самых больших мастеров русского искусства второй половины XX века, так как в своем творчестве он явил на свет Божий думы и чаяния целого поколения, которое не растеряло духовной стойкости в годы безвременья. Собственно Харитонов имеет для истории современного искусства то же значение, что Жорж Руо — этот великий толкователь таинств католицизма — для искусства французского.

По словам самого художника, его живопись, как с технической, так и с философской точек зрения зиждется на трех китах: византийской и древнерусской иконописи, а также на старинной русской церковной вышивке драгоценными камнями, жемчугом и бисером. Своими учителями Харитонов считал Федора Достоевского, Николая Гоголя, Алексея Саврасова, Павла Флоренского, Моцарта.

Путь Александра Харитонова в жизни и в искусстве — прекрасный путь непреклонного духовного восхождения.

В конце 1950-х — 1960-х годах художник, которого называли магом и волшебником, создавал в живописи и графике собственные сказки и легенды. 1970-е — 1980-е годы свидетельствуют о развитии Харитоновым романтического русского пейзажа как философской картины вселенной, а также о полном уходе в православную живопись и графику.

С 1986 года Александр Харитонов был прикован к постели, но болезнь не ожесточила его. Приняв недуг как схиму, он считал себя самым счастливым человеком и стремился показать людям, какой великий дар и праздник наша жизнь, являющаяся лишь частью вечности. Свои картины он обычно начинал писать с изображения облаков, созвучных разным музыкальным мелодиям, увлекая зрителей в божественный мир святых и ангелов.

Крупнейший коллекционер русского авангарда профессор Нортон Додж (с его собранием можно ознакомиться в музее Зиммерли Ратгерского университета в Нью-Джерси) пишет, что Александр Харитонов, занимая исключительное место в современной культуре, прекрасно и могущественно воплотил в своем творчестве в 1960-е — 1980-е годы то, что называют духовным наследием и душой России. По словам Доджа, картины Харитонова соперничают с древнерусскими иконами.

Любую работу художника, будь то пейзаж, религиозная живопись, рисунок или пока не изданные белые стихи, сказки и философские эссе, ощущаешь как откровение, побуждающее к глубокому философскому размышлению о вечных христианских ценностях. Картины мастера являются частью его души, их можно долго рассматривать, они обращены лично к каждому из нас. Творчество Александра Харитонова, одновременно народное и классическое, — это неисчерпаемое умозрение в красках, говорящее о бессмертной душе русского народа.

Выставка Александра Васильевича Харитонова состоялась в Третьяковской галерее в феврале (в Выставочном зале в Толмачах). На ней было представлено более 60 живописных и графических работ мастера из собрания ГТГ и частных коллекций.

Москва.

  • 1965 - Персональная выставка. , Москва.
  • Персональная квартирная выставка. Ленинград.
  • 1967 - A Survey of Russian Painting, Fifteenth Century to the Present. Gallery of Modern Art, Нью-Йорк.
  • 1967 - New Painting from the USSR. Galerie Maison de la Tour, Сен-Реститю (фр.) , Франция.
  • 1970 - New Tendencies in Moscow. Museo Belle Arti, Лугано .
  • 1970-71 - Alexey Smirnov and the Russian Avant-garde from Moscow. Galerie Fourmiere, Villa Egli-Keller, Цюрих .
  • 1971 - Ten Artists from Moscow. Копенгагенский культурный фонд, Копенгаген .
  • 1973 - Персональная выставка. Краеведческий музей, Дмитров .
  • 1974 - Eight Painters from Moscow. Musee de Peintures et Sculptures, Гренобль .
  • 1974 - Painters from Moscow. Высшая школа (датск.) , Валлекиле (датск.) , Дания.
  • 1975 - Выставка живописи . Павильон «Пчеловодство» , ВДНХ , Москва.
  • 1975 - Unofficial Russian Art. Шарлоттенберг , ФРГ .
  • 1976 - Семь художников. Горком художников-графиков , Москва.
  • 1976 - Religious Motifs in Unofficial Russian Art (Glezer Collection), Parkway Focus Gallery, Лондон.
  • Unofficial Art from the Soviet Union. The Russian Museum in Exile, Париж.
  • Russian Noncomformist Art (Glezer Collection), Stat Galerie die Fujre, Saulgau, West Germany
  • Alternatives (Glezer Collection of Nonconformist Russian Art), Kunstverein, Esslinger, West Germany
  • Opening Exhibition of Museum of Russian Art in Exile, Montgeron, France
  • Contemporary Russian Painting, Palais de Congres, Paris, France
  • 1976-1989 Ежегодные выставки в Горкоме художников-графиков, Малая Грузинская, 28, Москва, СССР
  • 1977 New Soviet Art, Venice Biennale, Venice, Italy
  • New Art from the Soviet Union, Arts Club and Kiplinger Editors Building, Washington, DC, USA
  • Modern Russian Art (from collection of Russian Museum in Exile Montgeron), Palais de Congres, Paris, France
  • 1978 New Art from the Soviet Union, Herbert F. Johnson Museum of Art at Cornell University, Ithaca, NY, USA
  • New Soviet Art. Biennali, Turin, Italy
  • Modern Unofficial Art from the Soviet Union, Municipal Museum, Tokyo, Japan
  • New Russian Art, Biennale, Bellinozona, Switzerland
  • 1979 Exhibition Moscow/Paris, Museum of Contemporary Russian Art in Exile, Montgeron, France
  • 1981 °C.A.S.E. Museum of Russian Art in Exile, Jersey City, USA
  • 1981-82 25 Years of Soviet Unofficial Art: 1956-1981, Museum of Contemporary Russian Art in Exile, Montgeron, France
  • 1985 Персональная выставка в Горкоме художников-графиков, Малая Грузинская, 28, Москва, СССР
  • 1986-89 Двадцать московских художников. Ежегодные выставки, Горком художников-графиков, Москва, СССР
  • 1988 Тысячелетие христианства на Руси, Горком художников-графиков, Москва, СССР
  • 1989 Коллекция Л. Талочкина , Областной художественный музей, Куйбышев, СССР
  • 1989 Коллекция Тани и Наташи Колодзей , Республиканский музей, Ташкент, Узбекистан, СССР
  • 1990 Христианство: традиции и современность. Выставочный зал на Солянке, Москва.
  • 1990 Апокалипсис и Божий мир на земле. Выставочный зал на Солянке, Москва.
  • Выставка «15 лет Горкому художников-графиков», Горком художников-графиков, Москва, СССР
  • 1990-91 Другое искусство. Третьяковская галерея , Москва.
  • 1991 Персональная выставка.

  • Москва. Кон. 1950-х.


    Пейзаж с удодом. 1960-е.


    Король на троне. Ок. 1970 г.


    Дорожка в сумерках. Сер. 1970-х.



    Пейзаж с часовней.
    http://www.rcart.net/designers/rus/author/1024/



    «Память о древнерусском искусстве» 1971-1980 гг.


    Фотограф: Пальмин Игорь
    Художник Александр Харитонов, из серии <Окно в мастерскую>, 1970г
    http://artkladovka.ru/ru/gal/24/

    "Александр Харитонов родился в 1931 г. в Москве, на Плющихе. Самое светлое воспоминание детства осталось от бабушки, которая покупала краски, радовалась его рисункам, водила в церковь, где будущий художник подолгу слушал церковное пение, рассматривал иконы и стенные росписи. Очевидно, и читать-то он выучился по бабушкиному молитвослову. Друзья вспоминают, что церковно–славянским он владел блестяще - как мало кто в его поколении.

    Харитонов был одним из лучших учеников в художественной школе, но вынужден был бросить занятия из-за тяжелого материального положения семьи. Однако, работая, он не оставлял живописи, продолжал учиться самостоятельно." Работал маляром, истопником в зоопарке.

    «Моя живопись, – писал в конце жизни Александр Васильевич, – зиждется на трех китах: византийская иконопись, древнерусская иконопись и церковная вышивка драгоценными камнями, жемчугом, бисером. Моими учителями были Достоевский, Гоголь, Саврасов, Флоренский и Моцарт».

    "С 1958 года работы Харитонова с успехом выставляются в России и за рубежом. С конца 1950-х годов художник стал создавать таинственные философские картины-притчи, в которых с самого начала просматривается линия обращения к православной истории и культуре Руси. Известной становится особенная концепция эмоционального пейзажного образа Харитонова с тончайшей по цветовому строению гаммой оттенков."

    "В его живописи и графике, сочетающих черты позднего символизма с манерой, близкой пуантилизму, сказочные видения причудливо соединяются в цветном мареве с реальными среднерусскими пейзажами. "



    АЛЕКСАНДР ХАРИТОНОВ На Рождество. 1975 Холст, масло. 29,3 x 36,2 Эстимейт: 40–50 тыс. фунтов.
    http://artinvestment.ru/invest/analytics/20080526_prognosis_on_Bonhams_and_Sotheby.html



    «Зима» 1987 г.


    «Зима» 1987 г. Фрагмент.



    Деревенские заборы, сер. 1980-х.


    Голубой пейзаж, сер. 1980-х.



    Деревья, как в английском парке, сер. 1980-х.


    Липы у дороги, кон. 1980-х гг.


    Бесконечность, кон. 1980-х гг.

    В 1986 году после инсульта Александра Харитонова частично парализовало, и он мог работать только левой рукой, и все последовавшие семь лет своей болезни, он считал себя счастливым человеком, ибо принял болезнь как схиму.



    Пейзаж с ангелом. 1990
    Бумага, карандаш. 20,7х29,4.
    http://www.gallery236.ru/image?id=705&pid=17



    "Облака, плывущие под музыку Моцарта ", ок. 1991



    «В небе три Ангела, и кажется, еще четыре», 1991 г. Фрагмент.



    «В небе три Ангела, и кажется, еще четыре», 1991 г.

    Выставка открыта до 25 марта в галерее "Наши художники": http://www.kournikovagallery.ru/exhibitions

    Alexander Kharitonov (1931 – 1993) occupies a special place in the constellation of non-conformist artists of the 1960s working outside the official mainstream: he can be called a great romantic, a unique painter with an individual concept of emotional landscape.
    Alexander Kharitonov was born on May 10 1931 in the Plushchikha neighborhood in Moscow. He studied at a Moscow municipal art school, where he was acclaimed as one of the most gifted pupils. His first solo show took place in the new building of Moscow State University in 1958.
    In the late 1950s and throughout the 1960s the artist wrote fairy tales and made paintings and drawings in the vein of allegorical legends.
    The pieces he created in the 1970s–1980s show that Kharitonov was developing the genre of Russian romantic landscape as a philosophical image of the universe, and also that he fully committed himself to Russian Christian Orthodox traditions of painting and drawing.
    From 1986, the year when the artist was paralyzed, he usually began to work on a picture imaging clouds consonant with different musical tunes, drawing us into the divine world of saints and angels. He believed he was the happiest of people – he accepted his sickness as a monk’s Schema, he showed to people that our life, which is only a part of infinite eternity, is a great gift and a feast.

    Галерея «Наши художники» проделала важнейшую работу, собрав по крупицам из частных коллекций большую экспозицию живописных и графических работ Александра Харитонова. Очень интересного, хотя не столь известного широкой публике художника второй половины ХХ века.

    Куда отнести такого художника? Разумеется, к нонконформистам – ведь выставлялся он вместе с ними на Малой Грузинской. Да и к художникам «официальным» не относился ну ни с какого боку.

    А с другой стороны – в объединениях не состоял, манифестов не подписывал. Ни политики не пришьешь, ни в эмиграцию не выпихнешь. Вот и ограничивались власти тем, что периодически запирали художника в психушку.

    И самое главное – такая экспозиция позволяет проследить эволюцию творческой манеры – и в плане техники, и в тематике. От достаточно легкого влияния импрессионистов в ранних работах Харитонов идет к совершенно индивидуальному варианту пуантилизма в технике – тогда как композиционно многие его работы заставляют вспомнить мирискусников и голуборозовцев, а где-то - и наивное искусство.


    И здесь весьма интересна сама техника – очень тонкая, с нанесением десятков слоев краски, создающая в результате необычную рельефность поверхности.

    И наверно мало кто в 70-х годах был замечен в столь последовательной приверженности религиозной тематике (хотя вряд ли в клерикальных кругах его работы посчитали бы соответствующими канону). Проявляется это уже в ранних пейзажах где в композиции нередко присутствуют церкви.


    А вот эта «Троица» 1990 года посвящена памяти Андрея Сахарова.

    Интересна и графика – столь же подробная, доведенная до миниатюризации.

    «Пейзаж с Гоголем». Правда, чтобы разглядеть Гоголя, надо еще присмотреться.

    «Евангелисты».

    И вот последний рисунок, исполненный за два дня до кончины художника.

    Еще очень любопытная серия вроде бы просто абстракций. На самом деле именно так художник начинал работу над вполне фигуративными картинами, размечая изначальную цветовую композицию. И лишь потом наносились следующие многочисленные слои краски. А эти работы сохранились такими по просьбе домашних.