Рембрандт интересные факты о картинах. Интересные факты о картине Рембрандта «Ночной дозор. Саския в образе Флоры

10 ИНТЕРЕСНЕЙШИХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ
РЕМБРАНДТА И ЕГО КАРТИН

Вспомним основные вехи его биографии.
Еще раз полюбуемся его картинами.

И сразу - вопрос на засыпку: как звали Рембрандта?
Ответ под катом.

Рембрандт Харменсзон ван Рейн родился 15 июля 1606 года в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритзона ван Рейна в голландском городе Лейдене.

В 13 лет он был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху.
В 1623 году Рембрандт переезжает в Амстердам и занимается у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии, где в те годы как раз процветало Высокое Возрождение.

Вернувшись в родной город, Рембрандт совместно с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. Всего за несколько лет он завоевал известность, далеко першагнувшую границы его страны.
В 1631 году мастер переезжает в Амстердам, с которым связывает всю свою дальнейшие судьбу. Здесь он переживает любовь и утраты, блеск и нищету, здесь же уходит из жизни.
Искусствоведам понадобилось 2 столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта.

Интересные факты

1. Ещё сто лет назад в российском Императорском Эрмитаже находилось самое большое в мире собрание рембрандтовских полотен. Но увы! События новейшей истории изменили эту ситуацию. Часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину; в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме.
2. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. В центре площади находится памятник Рембрандту.

3. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты.

4. Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембранта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра.

5. Покушение на «Данаю».
Здесь нагая дама!

15 июня 1985 года, в летнюю погожую субботу, в ленинградском «Эрмитаже» было, как обычно, многолюдно. Но в зале, посвященном работе голландского художника Рембрандта, посетителей было очень немного. Группа экскурсантов под руководством гида находилась где-то неподалеку, но к Рембрандту еще не подошла.
Зато возле картины «Даная» остановился невысокий и явно немолодой мужчина. Вначале он осмотрелся и радостно потер руки: рядом с ним не было абсолютно никого. Потом расстегнул пуговицы пиджака, извлек откуда-то из подмышки литровую банку, наполненную бесцветной жидкостью, поставил ее у ног. После этого он достал нож и полоснул картину два раза. По бедру и животу Данаи. Затем трижды плеснул на нее серной кислотой.

На громкий крик смотрительницы зала прибежал сотрудник вневедомственной охраны, которому удалось повалить и обезвредить злоумышленника. На картину было страшно смотреть. Краска на ней кипела. Темная пена стекала с холста на пол, оставляя на раме, стене и на паркете большие бурые пятна, похожие на кровь. В первые минуты лицо, улыбка Данаи еще были видны, но вскоре нетронутым остался только плачущий Амур.

Музейщики тут же принялись звонить химикам - как остановить кипение краски? Выяснив, что разъедающим веществом была соляная кислота, химики посоветовали смыть ее водой. Картину сняли, вынули из раны и стали осторожно промывать водой. Химический процесс на полотне остановился, но последствия оказались ужасающими. И все-таки о том, чтобы отказаться хотя бы от попытки восстановить шедевр, не могло быть и речи. Конечно, пришлось собрать лучших реставраторов страны. В специальном помещении, только при определенном дневном освещении, по 4 часа в день они трудились над искалеченной картиной. Иногда работать приходилось под микроскопом - особыми инструментами удаляли натеки, выравнивали тонировки и лаковые покрытия.

По мнению реставраторов, спасти свое творение помог... сам мастер. Старая школа голландской живописи предусматривала толстые слои краски, плотный грунт и лак. Но, несмотря на все усилия, картину удалось восстановить лишь частично. На это ушло целых шесть лет. «Даная» вернулась к зрителям - но уже не совсем той, какой ее написал Рембрандт.

Преступником, совершившим акт вандализма, оказался житель Прибалтики - Бронюс Майгис. Журналистам он охотно поведал свою биографию, в которой присутствовали и служба в армии, и работа на шахте. Именно с шахты он вывез несколько килограммов взрывчатки - аммонита. Майгис работал на Каунасском заводе радиотехники, когда его здоровье стало заметно ухудшаться. Начались проблемы со зрением. Он стал добиваться инвалидности, но врачи не находили для этого оснований. Тогда мужчина обиделся и решил отомстить. Известно, как он уничтожал «Данаю», но мало кто знает, что к его ногам была прикреплена взрывчатка, которую он намеревался применить в следующем зале. Взорваться должны были произведения Леонардо да Винчи.

6. Кто изображен на картине? Нам эта картина известна, как «Даная». Между тем на родине художника при виде этого шедевра чаще всего произносят другое слово - Саския. Именно так звали 21-летнюю красавицу, которую в 1634 году, молодой 27-летний начинающий портретист Рембрандт привел в одну из Амстердамских церквей, чтобы поставить роспись в книге актов. Она - дочь бургомистра города Лаувардена, он - сын мельника из Лейдена. Ее очень не хотели отдавать за него, еще бедного и незнаменитого.

Сколько им отмерит Бог счастья? Тогда они еще не подозревали, что ужасно мало. Спустя восемь лет, в июне 1642 года, неутешный вдовец войдет в церковь Аудекерк вслед за гробом любимой женщины. Чахотка. Восемь лет безбрежного счастья. Четыре беременности, роды. Только один ребенок, последний, выживет, вытянув из матери во время ее беременности последние соки жизни. Карандашный набросок портрета жены художника, сделанный им самим на третий день после свадьбы. И эта картина - «Даная», которую гений кисти закончил спустя два года после свадьбы, в 1636 году.

7. Одну из наиболее известных своих картин — «Ночной дозор», Рембрандт совершенно не писал как «ночной дозор». Художнику было поручено изобразить на картине стрелковую роту Франса Баннинга Кока, где его солдаты должны выходить на залитую солнцем площадь под развевающимися флагами, что в 1642 году художник и сделал.
Но когда полотно обнаружили много времени спустя в XIX веке, на нем было столько копоти и лака, что ни у кого из исследователей не вызвало никаких сомнений, что действие на картине разворачивается поздней ночью. Так картина и получила название — «Ночной дозор» как и известна она во всем мире. И только во время реставрации картины в 1947 году и выяснилась правда.
8. Интересна и сама история написания картины «Ночной дозор»
Поначалу она планировалась стать групповым портретом, по заказу Стрелкового общества. Картину планировали повесить в парадном зале этого Стрелкового общества. Всего на ней должно было быть изображено 18 человек, каждый из которых должен был оплатить свою часть гонорара художнику за работу. Ради целостности картины художник решил отступить от правил и написал вместо указанных 18 человек — 34 фигуры. Правила же требовали написание парадных портретов именно по количеству лиц заказавших портрет. В результате на картине часть изображенных стрелков оказалась на заднем плане и лица некоторых стали вообще неузнаваемы, что конечно не понравилось заказчикам. Картину повесили не туда куда планировали ранее и даже пришлось обрезать ее края. А деньги художнику за такую картину очень долго не хотели отдавать

9. 18 марта 1990 года произошло самое крупное ограбление музея в истории США. Пострадала коллекция замечательного музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. В этот день в музей проникли злоумышленники в полицейской форме и вынесли с собой тринадцать экспонатов, включая бесценный «Концерт» Вермеера, три полотна Рембрандта (включая его единственный морской пейзаж),



а также работы Мане, Дега и Говарта Флинка.
Это было одно из самых громких и дерзких ограблений XX века, которое до сих пор остаётся нераскрытым.


10. В 2009 году именем художника Рембрандта был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе.

(Статья скомпилирована из материалов, помещенных в Интернете в свободном доступе).

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606-1669) - голландскийхудожник , рисовальщик и гравёр , великий мастер светотени , крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Годы ученичества Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию.В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет он был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. Рембрандтовские работы этого периода исследователями не выявлены, и вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление его творческой манеры остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.В 1623 году Рембрандт занимался в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт совместно с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он завоевал значительную известность.

«Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Единственный морской пейзаж Рембрандта был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске.

Выработка собственного стиля В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен сыскали ему множество состоятельных почитателей, подобно Гюйгенсу увидевших в нём нового Рубенса. Год спустя Ливенс закрыл лейденскую мастерскую и уехал в Англию, где попал под влияние ван Дейка, потом до возвращения на родину в 1644 году работал в Антверпене.Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета; изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей; таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633), и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.

К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии - иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В 1641 году у них родился сын Титус; ещё трое детей умерли в младенчестве. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи. Саския умерла через год после рождения сына, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат.

Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах («Христос перед Пилатом», 1636), которым нередко предшествовали многочисленные подготовительные рисунки. На протяжении всей последующей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись. Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и техники затяжки.

Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Лейденец Герард Доу - один из первых учеников Рембрандта - всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте.

Переходный период. Сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. в документах сохранилось мало. Из учеников этого периода известен только Николас Мас из Дордрехта. Видимо, художник продолжал жить на широкую ногу, как прежде. Семейство покойной Саскии высказывало озабоченность тем, как он распорядился её приданым. Няня Титуса, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться; ради улаживания этого инцидента художнику пришлось раскошелиться.В конце 1640-х Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс, образ которой мелькает во многих портретных работах этого периода: «Флора» (1654), «Купающаяся женщина» (1654), «Хендрикье у окна» (1655). Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», когда в 1654 году у неё с художником родилась дочь Корнелия. В эти годы Рембрандт отходит от тем, имеющих грандиозное национальное либо общечеловеческое звучание. Живописные работы этого периода немногочисленны.Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос, исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», - именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Он осваивает и другие новые для себя жанры - натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались).Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. о банкротстве. После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус; именно его изображения наиболее многочисленны. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других - сотканным из солнечных лучей ангелом. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х - ясность и монументальность крупнофигурных композиций. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера», исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Аристотель погружён в глубокое раздумье; внутренний свет, кажется, исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку.Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Зато все требования заказчиков были выполнены.

Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652; Герард де Лересс, 1665; Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи - все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов; нередко в лице апостола угадываются черты самого художника.

Картины:1) «Ночной дозор».

2) «Даная».

1636. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Даная». Размер картины 185 x 203 см, холст, масло. Эта историческая картина переработана живописцем в 1646-1647 годах. Даная, дочь аргосского царя Акрисия, согласно мифу, после губительного предсказания оракула, была заключена отцом в недоступное подземелье, но владыка Олимпа Зевс, воспылав к ней любовью, проник к Данае через световое отверстие в виде золотого дождя. Эта тема воплощалась художниками Ренессанса и голландскими маньеристами в двух различных иконографических вариантах; Рембрандт продолжает в этой работе линию так называемого «типа куртизанки».
Не исключено, что эта глубоко внутренняя и чувственная картина, с ее приветствующим и манящим жестом Данаи, обладает собственной тайной: «Таким образом в этой картине тесно переплетаются судьбы Саскии, Геертье и Рембрандта». Собственно, Саския умирает от болезни в 1642 году, она оставляет Рембрандту сына Титуса, единственного оставшегося в живых ребёнка. В конце того же года Рембрандт берёт в дом молодую вдову трубача Геертье Диркс, легко перенявшей вскоре обязанности домохозяйки (в этой роли Диркс упоминается у биографа Рембрандта Хубракена) и соответственно гражданской жены художника. Семь лет спустя Геертье Диркс покидает дом, освобождая место рядом с художником юной Хендрикье Стоффельс, которая была моложе её на десять лет.
Впоследствии разыгрался спор вокруг жалобы Геертье о нарушении обещания Рембрандта жениться на ней и об украшениях из наследства Саскии, которые Рембрандт вначале подарил Геертье и позже забрал. Рембрандт очень быстро прекращает этот спор: в 1650 году он с соглашения брата Геертье и одобрения амстердамских бургомистров за свой счёт заключает Геертье Диркс на двенадцать лет в тюрьму города Гауды. Но уже в мае 1655 года она, больная, благодаря стараниям её эдамской подруги и вопреки ожесточённому сопротивлению Рембрандта, оказывается на свободе. Год спустя Рембрандт заключает в долговую тюрьму её брата из-за невозвращения денежных средств.

3) «Возвращение блудного сына».

Рембрандт Возвращение блудного сына, ок. 1666-6 холст, масло. 260×203 см Эрмитаж, Санкт-Петербург.
На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.
Сюжет привлекал внимание знаменитых предшественников Рембрандта: Дюрера, Босха, Луку Лейденского, Рубенса.
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему.

Харменс ван Рейн Рембрандт создал много шедевральных полотен, одним из них является «Ночной дозор». Сейчас эта известная картина хранится в Амстердаме. Лишь немногие знают, что у этой картины совсем другое название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Написана картина была в 1642 году. Рембрандту ее заказал отряд гражданского ополчения Нидерландов, который хотел повесить полотно в парадном зале Стрелкового общества. Заказчиками выступали восемнадцать человек. Сумма гонорара была поделена между ними. Как правило, при написании парадных портретов, на них изображались исключительно заказчики. При написании картины Рембрандт несколько раз отходил от признанных канонов. Например, вместо положенных восемнадцати человек он изобразил тридцать четыре. Получившаяся картина не устроила заказчиков. Ведь многие оказались на заднем плане, а некоторых вообще было невозможно узнать. По этой причине, художнику долго не хотели отдавать положенные деньги, но, в конце концов, ему было уплачено 1600 флоринов. Правда, картину так и не повесили в парадном зале нового здания, а определили на другое место. Картину пришлось обрезать, чтобы она поместилась в другой зал. Были отрезаны части картины сверху и слева, где изображались еще два стрелка.

Для стиля живописи Рембрандта характерна игра света и тени. Данная композиция построена тоже на контрастах. Из темного дворика солдаты стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока должны были выходить под развевающимися флагами на площадь, залитую солнцем. Однако когда картину обнаружили в девятнадцатом веке, она была в очень плохом состоянии. Её покрывал толстый слой старого лака и копоти, который появился после того, как картина провисела в различных залах Стрелкового общества. В результате, исследователи решили, что действие данной картины разворачивается ночью, и дали полотну название «Ночной дозор». Реставрация картины проводилась в 1947 году, тогда и была обнаружена ошибка. Но данная работа Рембрандта уже вошла в искусство под новым названием, так что теперь полотно известно под двумя именами.

Рембрандт нарушает каноны живописи еще раз, когда из статичного парадного портрета создает полотно насыщенное движением. На картине всё находится в движении: капитан Франс Баннинг Кок отдает приказ лейтенанту и сопровождает его взмахом руки; прапорщик начинает разворачивать походное знамя; барабанщик выбивает дробь, за что на него начинает набрасываться собака, маленький мальчик убегает. Люди на заднем плане тоже находятся в движении.

Картина содержит много загадок, над которыми исследователи ломают голову до сих пор. Рембрандт изобразил лишних 16 человек, но кто некоторые из них остается загадкой. На полотне два ярких пятна: фигура лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга и девочка в золотистом платье. Многие исследователи предполагают, что она является талисманом отряда, потому что ее фигура окружена многочисленными признаками мушкетеров. У мушкетера, который находится с ней рядом, на шлеме присутствуют дубовые листья. У самой девочки на поясе прикреплены пистолет и курица (хотя раньше эмблемой стрелков были лапки хищных птиц, например, ястребов или соколов – еще одна загадка!). В левой руке она держит рог для вина. Еще одна загадка: капитан Франс Баннинг Кок делает взмах левой рукой без перчатки, при этом саму снятую перчатку он держит в правой руке. Вопрос возникает лишь тогда, когда при внимательном осмотре выясняется, что перчатка в руке правая…

Когда исследователями проводилась рентгенограмма, выяснилось, что больше всего на полотне переделывалась фигура лейтенанта Виллема ванн Рёйтенбюрга. Рембрандт никак не мог выбрать направление, на которое будет указывать алебарда лейтенанта.

Над фигурами капитана и лейтенанта изображен в цилиндре стрелок Ян Оккерсен. Многие исследователи сходятся во мнении, что за его правым плечом Рембрандт изобразил самого себя.

На всех людей полотно производит разное впечатление. Но, тем не менее, эту работу Рембрандта пытались уничтожить уже три раза. Из нее вырезали кусок хоста, наносили более десяти ударов ножом, и даже обливали серной кислотой. Сейчас полотно «Ночной дозор» могут увидеть все желающие в Государственном музее в Амстердаме. Ценители искусства, желающие увидеть картину в первозданном виде, могут посетить Лондонскую Национальную галерею, где хранится копия полотна, сделанная Герритом Люнденсом в семнадцатом веке.

Рембрант Харменс ван Рейн (1606- 1669), нидерландский живописец.

Поступив в Лейденский университет в 1620 г., Рембрандт вскоре оставил его и стал учиться живописи. В 1625-1631 гг. он работал в родном городе. Основными в его творчестве раннего периода были картины на религиозные сюжеты, а также портреты.

1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание.

Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.).

Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.

Период успехов внезапно завершился в 1642 г.: великолепная работа «Ночной дозор» - групповой портрет членов Стрелковой гильдии Амстердама - была отвергнута заказчиками, не оценившими новаций художника и подвергшими его резкой критике.

Рембрандт практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась Саския.

С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось мистическое, созерцательное начало. Нередко художник обращался к образу своей второй жены - Хендрикье Стоффельс.

Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама.

Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил жену и сына.

Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668-1669 гг.).

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный, и получил образование в Латинской школе.

В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для того, чтобы учиться, а чтобы получить отсрочку от армии.

Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх . В его мастерской будущий художник провел около трех лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману. С 1625 по 1626 гг. Рембрандт вернулся в свой родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана.

Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам.

В 1634 году Рембранд женился на Саскии . К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Так что это не был брак по расчету. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.

В 1635 – 1640 –х гг. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.

После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать, и находил утешение в рисовании. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». С Титусом молодой отец не мог справиться и поэтому нанял няню для ребенка - Гертье Диркс, которая стала его любовницей. Прошло около 2 лет, и няня в доме поменялась. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс . А что же случилось с Гертье Диркс? Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор, и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. Освободившись, умерла через год.

Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Их первый ребенок – мальчик, умер в младенчестве, а дочь Карнелия, единственная, которая пережила своего отца.

Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию , в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие.

Закат жизни Рембрандта

Дела Рембрандта шли плохо. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Поэтому часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, поэтому ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.

Тем временем Титус и его мать организовали фирму, которая занималась торговлей предметами искусства, чтобы хоть как-то помочь Рембрандту. По правде говоря, до конца своей жизни художник так и не расплатился со многими, но это не испортило Рембрандту репутацию, он оставался в глазах людей достойным человеком.

Смерть Рембрандта была очень печальной. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В 1669 году, 4 октября он сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его.