Понимание величия человека наполеона и кутузова. В помощь школьнику. Сочинение на тему Кутузов и Наполеон в Войне и мире кратко

Антитеза в романе

Образы Кутузова, Наполеона в романе «Война и мир» Толстого занимают одно из центральных мест. Изображая войну с Францией, автор населяет свой роман реальными историческими личностями: император Александр, Сперанский, генерал Багратион, Аракчеев, маршал Даву. Главными среди них, безусловно, становятся два великих полководца. Их масштабные фигуры возникают перед нами, как живые. Мы уважаем и сочувствуем Кутузову и презираем Наполеона. Создавая этих героев, писатель не даёт подробной характеристики. Наше впечатление складывается на основании поступков, отдельных фраз, внешнего вида персонажей.

Основным приёмом композиции произведения является приём антитезы. Противопоставление звучит уже в самом названии, как бы предвосхищая события. Фигуры Кутузова и Наполеона в «Войне и мире» тоже противопоставлены друг другу. Оба, по мнению Толстого, сыграли большую роль в истории. Разница в том, что один из них герой положительный, а другой – отрицательный. Читая роман, надо иметь в виду, что это художественное произведение, а не документальный труд. Некоторые черты героев намеренно преувеличены, гротескны. Таким образом писатель добивается наибольшего эффекта и даёт оценку персонажам.

Портрет героев

Прежде всего, Кутузов и Наполеон сравниваются внешне. Русский фельдмаршал – человек старый, грузный, больной. Ему тяжело передвигаться и вести активный образ жизни, которого требует обстановка военного времени. Утомленный жизнью полуслепой старик не может, по мнению представителей светского общества, стоять во главе армии. Таково первое впечатление о Кутузове.

То ли дело бодрый молодой французский император. Здоров, активен, полон сил и энергии. Только читатель странным образом чувствует симпатию к пожилому человеку, а не к блистательному герою. Такого эффекта писатель добивается с помощью незначительных деталей в портрете своих персонажей. Описание Кутузова бесхитростно и правдиво. Описание Наполеона проникнуто иронией.

Главная цель

Противопоставлены и жизненные цели героев. Император Наполеон стремится завоевать весь мир. Уверенный в своей гениальности, он считает себя безупречным полководцем, способным управлять ходом исторических событий. «Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу». Этот человек ради достижения своих целей не остановится ни перед чем. Он готов жертвовать жизнями людей, чтобы потешить своё самолюбие и тщеславие. Сомнения, угрызения совести, раскаяние в содеянном – понятия и чувства незнакомые герою. Наполеону важно «только то, что происходило в его душе», а «всё, то было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире зависело только от его воли».

Фельдмаршал Кутузов ставит перед собой совершенно другие цели. Он не стремится к власти и почестям, равнодушен к людской молве. Старый человек оказался во главе армии по желанию русского народа и по велению долга. Его цель – защитить свою Родину от ненавистных захватчиков. Путь его честен, поступки справедливы и осмотрительны. Любовь к Отчизне, мудрость и честность руководят действиями этого человека.

Отношение к солдатам

Два великих полководца руководят двумя великими армиями. От них зависят миллионы жизней простых солдат. Всю меру ответственности хорошо понимает лишь старый и немощный Кутузов. Он внимателен к каждому своему бойцу. Ярким примером является смотр войска под Брауну, когда полководец, несмотря на своё плохое зрение, замечает изношенные сапоги, потрёпанное обмундирование войска, узнаёт знакомые лица в общей массе многотысячного войска. Он не будет рисковать жизнью простого солдата ради одобрения государя императора или очередной награды. Разговаривая с подчинёнными на простом и понятном языке, Михаил Илларионович Кутузов вселяет надежду в душу каждого, хорошо понимая, что победа в сражении зависит от настроения каждого солдата. Любовь к Родине, ненависть к врагу и желание отстоять свою независимость и свободу объединяют командующего с подчинёнными и делают сильнее русское войско, поднимают его дух. «Они у меня будут конину жрать», – обещает Кутузов и выполняет своё обещание.

У самовлюблённого императора Наполеона иное отношение к своему бравому войску. Для него имеет ценность только собственная персона. Судьба окружающих его людей ему безразлична. Наполеону доставляет наслаждение разглядывать поле битвы, усеянное мёртвыми и ранеными телами. Он не обращает внимания на переплывающих бурную реку улан, готовых погибнуть на глазах у своего обожаемого императора. Не чувствуя ответственности за жизни слепо верящих в него людей, Наполеон заботится о своём комфорте, благополучии и славе победителя.

Сила и слабость полководцев

История всё расставила по своим местам. Отечественная война 1812 года была с позором проиграна французской армией, несмотря на великие планы Наполеона. В решающей битве под Бородино император растерян и подавлен. Его гениальный ум неспособен понять, какая сила заставляет противника вновь и вновь подниматься в атаку.

Мотивы героизма и мужества своих солдат хорошо понятны фельдмаршалу Кутузову. Он испытывает ту же боль за Россию, ту же решимость пойти, что и миллионы окружающих его людей во время великой битвы под Москвой. «До чего… до чего довели!» – взволнованно восклицает Кутузов, переживая за страну. Пожилой обессиленный человек своей мудростью, опытом и силой духа приводит Россию к победе над сильнейшим противником. Кутузов, вопреки воле императора и большинству голосов генералов, на совете в Филях мужественно берёт на себя ответственность. Он принимает единственно правильное, но очень трудное решение об отступлении и оставлении Москвы. Это проявление великой силы духа, отречение от себя спасло русскую армию и помогло впоследствии нанести несокрушимый удар по врагу.

Сочинение «Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» даёт возможность проанализировать поступки великих полководцев, их роль в исторических событиях 1812 года, понять, на чьей стороне правда и в чём состоит величие и сила человеческого характера.

Тест по произведению

Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" является, по мнению известных писателей и критиков, "величайшим романом в мире". "Война и мир" - это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях из истории страны, освещающий важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Основным художественным приемом, который использует Л.Н. Толстой, является антитеза. Этот прием - стержень произведения, пронизывает весь роман снизу доверху. Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, события двух войн (войны 1805-07 гг. и войны 1812 года), сражения (Аустерлиц и Бородино), социумы (Москва и Петербург, светское общество и провинциальное дворянство), действующие лица. Характер противопоставления носит и сопоставление двух полководцев - Кутузова и Наполеона.

Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчеркивает, что Кутузов - подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Главное в Кутузове для Толстого - его кровная связь с народом, "то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его". Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его "против воли царя в производители народной войны". И только это чувство поставило его на "высшую человеческую высоту". Толстой изображает Кутузова как мудрого полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впоследствии. Так, он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это - победа. Как полководец он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полководец был нужен для ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий: "Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер".

В изображении Толстого Кутузов - живое лицо. Вспомним его выразительна фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, углубляясь в психологический анализ. Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным.

Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько искажен, не лишен недостатков, причина которых - в неверной позиции Толстого-историка. Исходя из стихийности исторического процесса, Толстой отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ "великих личностей", созданный буржуазными историками. Он считал, что ход истории решают народные массы. Он пришел к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше. Именно Кутузов выражает эти взгляды Толстого в романе. Он, по словам Толстого, "знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти". У Кутузова - толстовский фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешен. Ошибка Толстого состояла в том, что, отрицая роль личности в истории, он стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий. И это привело к некоторой противоречивости его образа: он выступает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их. И в конечном итоге Кутузов выступает как активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое напряжение.

Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон. Толстой решительно выступил против культа Наполеона. Для писателя Наполеон - агрессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских людей, грабил, уничтожал великие культурные ценности, приказал взорвать Кремль. Наполеон -честолюбец, стремящийся к мировому господству. В первых частях романа автор со злой иронией говорит о преклонении перед Наполеоном, которое возникло в высших светских кругах России после Тильзитского мира. Толстой характеризует эти годы как "время, когда карта Европы перерисовывалась разными красками каждые две недели" и Наполеон "уже убедился, что не нужно ума, постоянства и последовательности для успеха". С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к государственным деятелям той эпохи. Он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти не было никакого смысла, но "он верил в себя, и весь мир верил в него".

Если Пьер видит в Наполеоне "величие души", то для Шерер Наполеон - воплощение французской революции и уже поэтому злодей. Юный Пьер не понимает того, что, став императором, Наполеон предал дело революции. Пьер защищает и революцию, и Наполеона в равной мере. Более трезвый и опытный князь Андрей видит жестокость Наполеона и его деспотизм, а отец Андрея старик Болконский сетует, что нет Суворова, который показал бы французскому императору, что значит воевать.

Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каждого героя полководец занимает определенное место. Надо сказать, что и по отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая: "Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит". Но Наполеон в войне с Россией не был бессилен. Он просто оказался слабее своего противника - "сильнейшего духом", по выражению Толстого.

Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающегося деятеля как "маленького человека" с "неприятно-притворной улыбкой" на лице, с "жирной грудью", "круглым животом" и "жирными ляжками коротеньких ног". Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса. Его безумная гордость заставляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Толстого -"сверхчеловек", для которого имеет интерес "только то, что происходило в его душе". А "все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли". Не случайно слово "я" - любимое слово Наполеона. Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме. Сопоставляя двух великих полководцев. Толстой делает вывод: "Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды". Поэтому подлинно велик именно Кутузов - народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества.

Сочинение на тему: «Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 4.50 /5 (90.00%) 2 votes

Роман «Война и мир» по праву считается историческим произведением, отражающим реальные военные действия и реальную жизнь. Главной антитезой романа является противопоставление Кутузова и Наполеона. Причем противопоставление их не только как персонажей, но и как личностей с различными нравственными устоями.

Толстой описывает Наполеона немного в сатирической форме: толстые ляжки, короткая фигура и ноги. Он убежден в своей гениальности и победе, что говорит о его самовлюбленности и ограниченности. Толстой говорит о Наполеоне, как о человеке, у которого произошло помрачение ума. Его глупое воспитание в себе черствости, считая это мужеством и величием, приводят к этой мысли. Смерть для него- это обыденное зрелище, гибель своих солдат он воспринимает как должное.

Наполеону была предназначена жестокая и нечеловеческая роль. По мнению Толстого, у этого человека отсутствуют какие-либо нравственные качества, и от этого он глубоко несчастен, хотя и сам этого не видит. Этот персонаж неспособен на милость, сострадание, на понимание добра и красоты. Придти к этому пониманию он мог лишь путем отречения от собственного «Я». Тем не менее, каким бы он не был человеком. ему отводится большая роль в истории: «Он, предназначенный проведением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов, и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делал благодеяния!… он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас вершившегося не поражал его душу».
Противопоставлением Наполеону стал Кутузов- воплощение народной нравственности, величания, правды и добра. Цель Кутузова спасать людей, а не убивать и истреблять их. Он представлен как человек достаточно пассивный, так как он интуитивно предчувствует и прозревает ход войны. Здесь мы так же видим антитезу наполеоновской активности. Активность Наполеона основана лишь на суете и массе гениальных, как ему казалось, распоряжений. Кутузов в основном проигрывал сражения и отступал. Но в конце концов русская армия сломила вражеское войско и заставила «гениального Наполеона» бежать из России. Толстой уверен, что в этом и есть истинное величие- воспарять и не дать себя сломить.

Толсто в своем романе напоминает он об одной библейской заповеди: «Не сотвори себе кумира», особенно из самого себя. Эту истину не учел Наполеон и сам же погубил себя, придя к полной моральной деградации. Настоящее величие- это полная самоотверженность, высота духовная и нравственная. Как раз этими качествами и обладал великий полководец Кутузов и его армия, что и решило результат этой войны. В первую очередь человек не должен терять свою человечность. Для этого не нужно ставить себя в центр событий, кричать о своей гениальности. Только такие люди способные вызывать к себе восхищение и оставаться долгие годы в памяти своих потомков.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», как видно уже из заглавия, во многом построен на противопоставлениях. В произведении соотносятся, сравниваются светское общество Петербурга и московское дворянство, война 1805—1807 гг. и Отечественная война 1812 года, семья Ростовых и семейство Курагиных... В рамках такого сопоставления происходит и осмысление различий между двумя великими историческими фигурами — Кутузовым и Наполеоном.

Кутузов предстаёт в романе Толстого даже не как талантливый полководец, а как символическое лицо, вдохновившее русский народ на победу над врагом. Старый и практически уже немощный, опальный в памяти генералов и офицеров, он был близок по духу к простым русским солдатам, которые верили ему безраздельно, что и решило исход Бородинского сражения. Кутузов, как пишет Толстой, «был выбран народом против воли царя в производители народной войны». Народ-воин, забытый и покинутый царём и генералами, приобрёл в лице Кутузова духовного отца и настоящего командира.

Несмотря на дворянское происхождение, Кутузова отличает «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Именно это качество прежде всего отличает его от Наполеона. Толстой подчёркивает, что главным преимуществом Кутузова как полководца было не доскональное знание теории ведения войны, не железная логика и расчёт в действиях, а огромный личный опыт, подкреплённый исключительной интуицией, которая в полной мере проявилась во время Бородинского сражения.

В романе Толстого Кутузов показан не только в рафинированном восприятии самого автора. Попеременно мы смотрим на него глазами самых разных людей — Андрея Болконского, Пьера Безухова, простого русского мужика... Взгляд с различных точек зрения придаёт образу Кутузова ещё больше жизненности.

Личности Кутузова с его интуицией и уверенностью в силе народного духа противопоставлена фигура Наполеона. В изображении Толстого он выступает как честолюбец и деспот, стремящийся возвысить себя через мировое господство. Вместе с тем автор не отрицает обаяния этой личности в глазах многих людей, в том числе и героев его романа: в книге получили отражение симпатии к Наполеону в среде российского дворянства после заключения Тильзитского мира. Молодой Пьер Безухов идеализирует французского полководца. Андрей Болконский, отмечая деспотизм и жестокость Наполеона, одновременно признаёт в нём человека, не чуждого рыцарским идеалам. В немалой степени такие настроения повлияли на исход сражения под Аустерлицем, где русская армия потерпела поражение.

Толстой убедительно показывает в своём романе, что власть Наполеона основывается на таких свойствах его натуры, как честолюбивые устремления, холодный ум, способность к точному расчёту. Наполеон прекрасно осознаёт, что, возвысившись и добившись славы, он ещё долгое время будет пользоваться правами сильного. Выражаясь словами Толстого, этот человек «уже убедился, что не нужно ума, постоянства и последовательности для успеха».

В войне с Россией Наполеон олицетворял собой силу, но оказался беспомощен против «сильнейшего духом противника». Это произошло потому, что великий деспот не олицетворял собой правду в её общечеловеческом и народном понимании — её просто не может быть в душе честолюбца, упоённого успехом и жаждущего ещё более великой славы. Писатель видел причину возвышения Наполеона в роковом стечении обстоятельств и нашёл убедительный образ для того, чтобы показать истинное место этого человека в истории и отведённую ему роль: «Он был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

«Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды», — делает вывод писатель, противопоставляя фигуре честолюбивого деспота скромный образ Михаила Илларионовича Кутузова — российского полководца, народного любимца и избранника.

В романе “Война и мир” великого русского писателя Л.Н. Толстого описаны важные события во время Отечественной войны, раскрываются характеры его героев. Один из главных образов романа – великий полководец Кутузов.

Ещё в войне 1805-1807 годов он проявляет проницаемость полководца, старается сберечь армию. После осмотра войска талантливый полководец был убеждён в том, что войска не готовы к бою. Кутузов понимал, что Аустерлицкое сражение не будет выиграно. Он вынужден был принять решение, подчиняясь царской воле. Поражение Кутузов принимает с болью в душе.

Во время Отечественной войны 1812 года великий полководец подчиняет все свои решения основной цели и задачи – победить врага. Читатели часто видят его глазами проницательного князя Андрея. Он увидел главную черту характера старого полководца – “отсутствие личного”. Кутузов относится к солдатам с уважением, переживает за жизнь каждого подчинённого. С презрением он относится только к трусам, а также к карьеристам.

Не все понимают, почему великий полководец принимает решение, и русское войско отступает из Москвы. Кутузов чувствует большую ответственность за такое решение. Он не боится царской немилости, для него главное – полный разгром врага. Он должен спасти армию, а значит– Россию! С точки зрения тактики полководца, потеря города не обозначает потерю всего государства. В его образе чувствуется тесная связь с народом. Это “народное чувство” сделало его народным героем, который выполнил великую историческую миссию во время Отечественной войны. В памяти народа он остаётся талантливым и смелым полководцем.

Наполеон в романе Л. Н. Толстого описывается как честолюбец. Все его решения связаны с попыткой подчинить своей власти все народы. Он хочет направить историю по собственному желанию. Наполеон относится к простым солдатам с презрением и высокомерием. Для него они лишь средства для достижения основной цели – стать властелином мира. Главные черты его характера – это самовлюблённость и индивидуализм, а также безразличное отношение к людям и их интересам.

Автор принижает образ Наполеона, описывая его физические недостатки. Перед читателем – обычный человек, а не властелин народов. Во время Бородинского сражения Наполеон понимает, что как полководец он проиграл. Этот властелин мира бежит впереди своей армии. Он думает только о своей жизни. Автор с сарказмом показывает бегство Наполеона. Все его планы рушатся благодаря патриотическому духу русского народа и таланту великого полководца Кутузова.

Вариант 2

В основе романа Л.Н. Толстого «Война и мир» лежит идея противопоставления. Во-первых, в самом названии произведения звучит яркая антитеза двух философских понятий – войны и мира. Во-вторых, характер противопоставления имеет соотношение двух важнейших персонажей, ярких и талантливых полководцев – Кутузова и Наполеона.

Автор изобразил русского главнокомандующего как подлинного вдохновителя, сумевшего привести русский народ к победе. Кутузов – поистине народный герой. Ему чуждо лицемерие и притворство, это честный и простой человек, с одной стороны, но яркая историческая фигура и мудрый полководец - с другой.

Кутузов отлично понимает ход военных событий, дает им правильную оценку, логически верно предсказывая их последствия. Благодаря развитому стратегическому мышлению, непревзойденному таланту лидера, удивительной интуиции и богатому опыту, военные решения полководца оказываются победоносными, а предсказания сбываются. Именно так и произошло, когда Кутузов подчеркнул важность Бородинского сражения и заявил, что победа в нем будет за Россией.

Кутузов идеально подходит для того времени, для ведения войны 1812 года. Когда же приблизилось ее завершение, и русская армия стала вести военные действия в Европе, понадобился новый главнокомандующий. Кутузову в тот момент ничего не оставалось, как сложить полномочия и уйти со сцены. «Представитель народной войны» никак не вписывался в новые обстоятельства, для него там не было места.

Толстой изображает Кутузова по-настоящему живым человеком, со своими эмоциями, жестами, мимикой, характером и поведением. Он подчеркивает выразительную фигуру полководца, его живое лицо.

Интересно, что персонаж этот представляется читателю через его восприятие различными по своим взглядам и социальному статусу лицами. В высшей степени гуманным делают Кутузова беседы с близкими и приятными ему людьми. При этом насколько бы не была велика фигура русского полководца как личности, Толстой отрицал и высмеивал культ великих людей, способных влиять на ход исторических событий. По мнению писателя, судьбу страны может вершить только сам народ, а предводитель может лишь наблюдать и, насколько это в его силах, руководить неуловимой силой войны, исход которой уже заранее известен. Здесь четко прослеживается признание автором идеи фатализма, согласно которой все исторические события предрешены судьбой.

В противовес Кутузову автор ставит Наполеона. Толстой выступает ярым противником культа французского предводителя. Для него этот человек лишь агрессор и варвар, напавший на Россию, разоривший города и села, уничтоживший великие культурные ценности, погубивший столько человеческих судеб. В начале романа писатель высмеивает глупое преклонение перед ложным величием Наполеона. Толстой обращает внимание на то, что поступками французского полководца руководила лишь прихоть, и кроме нее, в его действиях не было никакого смысла.

У каждого из персонажей романа сложилось собственное мнение о Наполеоне. Автор изображает его самовлюбленным, слишком самоуверенным лидером, которого опьяняет собственный успех и мировая слава, и который считает себя вершителем исторического процесса. Вывод Толстого очень прост – не может быть личность по-настоящему великой, если в ней нет ни грамма добра, истины и простоты. Таким образом, по-настоящему великой исторической фигурой является русский полководец Кутузов, для которого на первом месте находится не собственная слава и успех, а победа русского народа в борьбе за свободу своего Отечества.

Сочинение на тему Кутузов и Наполеон в Войне и мире кратко

Кутузов и Наполеон – два великих полководца, талантливейшие люди своего времени, сыгравшие огромную роль в истории человечества. Один завоевавший полмира, и имеющий амбиции на роль мирового правителя. Второй – защитник Отечества, имеющий святую цель – очистить родную землю от врагов.

В их сравнении не стоит вопрос, кто сильнее, кто талантливее, а именно их задача и определяет исход их противостояния. Кутузов движим великой целью – освобождение Родины, это дает ему силы противостоять злу. Он вынужден взвешивать каждый свой шаг, от его решений зависит судьба России, это понимание и определяет его стратегию ведения войны. Кутузов понимает, что армия Наполеона многочисленнее в сравнении с русской армией, да и Россия еще не оправилась после войны с Турцией, поэтому выбирает стратегию заманивания врага в глубь страны, тем самым изматывая его силы. Наполеон же находится в состоянии эйфории, он без особого сопротивления завоевал многие страны, поэтому и не думал встретить сопротивлении со стороны России, и для него сдача Москвы, не была неожиданностью, но он даже и не мог представить, к чему это приведет.

Очень ярко прослеживается контрастность в отношении двух полководцев к простым солдатам. Армия Наполеона в большинстве состоит из наемников, выходцев из завоеванных им стран. Поэтому не удивительно отношение Бонапарта к солдату, для него солдат был лишь только орудием, которое он использовал для достижения своих целей. Да и армия, состоящая из наемников, никогда не отличалась и не отличается особой верностью и стойкостью. Другое дело Кутузов, он заботился о своих солдатах, ему не была безразлична судьба простого солдата. Национальное единство, которое особенно пробуждается во времена всеобщей беды, способно сотворить чудо, сделать людей непоколебимыми и сильными. Это и произошло в России – всеобщее противостояние завоевателям и сила духа народа привели к победе!

  • Анализ рассказа Абрамова О чем плачут лошади

    Федор Абрамов смог невероятно живо и ярко описать красоту и очарование русской природы. Читатель в буквальном смысле вдыхает аромат цветов и трав, слышим пение птиц, порхание бабочек и лошадей

  • Нисский Г.Г.

    Георгий Григорьевич Нисский родился в 1903 году в Могилёвской губернии. Юного художника сначала обучался у иконописца, а позже поступил в Гомельскую художественную студию им. М. А. Врубеля.

  • Сочинение Основная идея и смысл Песни о вещем Олеге Пушкина

    «Песнь о вещем Олеге» была написана А.С. Пушкиным в 1822 году, именно в эти годы поэта особенно волновала историческое прошлое его Родины. В основу написания данной поэзии у Пушкина легла его свобода мыслить.