Учение гердера. Гердер – краткая биография. Учение о народном духе

Гердер Иоганн Готфрид (Herder, Johann Gottfried) (1744-1803), немецкий писатель и мыслитель. Родился 25 августа 1744 в Морунгене (Восточная Пруссия). Сын школьного учителя. В 1762 был зачислен на теологический факультет Кёнигсбергского университета.

С 1764 учитель в церковной школе в Риге, в 1767 стал помощником настоятеля двух важнейших рижских приходов. В мае 1769 отправился в путешествие и к ноябрю добрался до Парижа. В июне 1770 в качестве спутника и наставника наследного принца Гольштейн-Эйтенского направился вместе со своим подопечным в Гамбург, где познакомился с Лессингом.

Кто видит лишь недостатки, не видя их причин, тот видит лишь наполовину; если же он видит их причины, то гнев его может порой обратиться в самое нежное сострадание.

Гердер Иоганн Готфрид

В Дармштадте встретил Каролину Флаксланд, ставшую его женой. В Страсбурге подвергся неудачной операции глаза. Близко сошелся с И. В. Гёте, тогда еще студентом, на становление которого как поэта Гердер оказал решающее влияние. В 1771-1776 он главный пастор и член консистории в Бюкебурге; благодаря посредничеству Гёте в 1776 приглашен в Веймар, где стал придворным проповедником и членом консистории.

Здесь, не считая путешествия в Италию в 1788-1789, он провел остаток жизни. В 1801 возглавил консисторию и получил патент на дворянство от курфюрста Баварского. Умер Гердер 18 декабря 1803.

Первые свои сочинения из числа важнейших, Наброски о новейшей немецкой литературе (Fragmente uber die neuere deutsche Literatur, 1767-1768) и Критические леса (Kritische Walder, 1769), Гердер воздвиг на основаниях, заложенных его великим предтечей Лессингом. Наброски возникли в дополнение к Литературным письмам Лессинга, а Леса начинаются с критики его Лаокоона.

В статьях Извлечения из переписки об Оссиане и о песнях древних народов и Шекспир в сборнике О немецком характере и искусстве (Von deutscher Art und Kunst, 1773; издан совм. с Гёте), программном документе движения «Бури и натиска», Гердер пытается доказать, что вся литература в конечном счете восходит к народным песням.

Широкую известность снискал его сборник народного поэтического творчества Народные песни (Volkslieder, 1778-1779), позднее переименованный в Голоса народов в песнях (Stimmen der Volker in Lidern), составленный из прекрасно переведенных им песен разных народов и оригинальных стихотворений самого Гердера, Гёте и М.Клаудиуса.

Величайший труд Гердера, Идеи к философии истории человечества (Ideen zur Geshichte der Menschheit, тт. 1-4., 1784-1791), остался незавершенным. Замысел его в широком смысле состоял в обнаружении тесной взаимосвязи между природой и культурным развитием рода человеческого. Для Гердера история — сцена деяний Божьих, исполнение замысла Божия и откровение Бога в природе.

Иоганн Готфрид фон Гердер (25 августа 1744 – 18 декабря 1803) – один из самых выдающихся и влиятельных писателей и мыслителей Германии. Гердер родился в Морунгене, в Восточной Пруссии. В ранней юности положение его было мрачное и тяжелое, и избавлением от него он был обязан только вмешательству одного русского полкового хирурга, который предложил отцу Гердера взять юношу с собою для изучения хирургии в Кенигсберг, а оттуда в Петербург. Иоганн Гердер прибыл в столицу Восточной Пруссии в конце лета 1762, и так как сразу понял, что совершенно не подходил к избранной для него его покровителем специальности, то записался студентом на богословский факультет кенигсбергского университета. Значительное влияние на духовное развитие юноши из университетских преподавателей оказал один только Кант , а вне университетских кругов – «северный маг». И. Г. Гаманн (философ и идеолог литературного движения «Бури и натиска »). Из воздействий, оказанных на него обширным и разнообразным чтением, наиболее глубоким, определившим весь его духовный склад было влияние Жана Жака Руссо .

Первыми литературными опытами Иоганна Готфрида Гердера были стихотворения и рецензии в «Кенигсбергской газете»; у него при этом возникали и различные литературные планы. Осенью 1764 Гердер был приглашен в Ригу преподавателем в соборную школу. Позже его назначили там же пасторским адъюнктом при двух церквах, так что он нашел немаловажное поприще для деятельности в этой старой столице Лифляндии, которая в то время пользовалась еще почти полной самостоятельностью. В этих благоприятных обстоятельствах Гердер начал свою широкую литературную деятельность статьями: «Фрагменты по новой немецкой литературе» (Рига, 1766 – 1767) и «Критические леса» («Критические рощи») (1769). Указывая на то, что литературные произведения всех национальностей определяются особым гением народности и языка, дополняя критический метод исследования Лессинга своим собственным, генетическим, Гердер занял самостоятельное положение в великой идейной борьбе той эпохи. Сильное стремление к путешествиям и потребность подготовиться к будущей крупной деятельности побудили Гердера весной 1769 выйти в отставку. В июне он отправился в большое путешествие и посетил Париж, а в конце апреля 1771 занял должность придворного проповедника и советника консистории в Бюкебурге.

Иоганн Готфрид Гердер. Портрет работы А. Графа, 1785

Время пребывания в этом городе было для Иоганна Готфрида Гердера настоящим периодом «бури и натиска». Талантливым рассуждением «О возникновении языка» (1772), начатым Гердером еще в Страсбурге и премированным берлинской академией, открывается длинный ряд разнообразнейших сочинений, в которых он прокладывает и указывает новые пути для молодой литературы. Двумя статьями в летучих листках «Из немецкого искусства» (Гамбург, 1773) – «Об Оссиане и песнях древних народов» и «О Шекспире » – а также сочинением «Причины упадка вкуса у различных народов там, где он прежде процветал», Гердер стал в самом центре движения, стремившегося к обретению вновь поэзии, дышащей истинною натурою, исходящей из жизни и воздействующей на жизнь. В сочинении «Ещё одна философия истории для воспитания человечества» (1774) он объявляет войну хвастливому и бесплодному образованию эпохи «просвещения» . Уже и эта работа вызвала решительнейшие возражения и злобные нападки на Гердера. Они еще усилились по поводу его богословских и полубогословских работ: «Древнейшее свидетельство человеческого рода» (1774 – 76); «Пояснения к Новому завету из одного вновь открытого восточного источника» (1775) и «Пятнадцать провинциальных писем к проповедникам» (1774).

Гердер вел переговоры по приглашению его в геттингенский университет, но благодаря дружеским стараниям Гете , был весною 1776 призван в Веймар, где его литературная деятельность стала ещё шире и сильнее. Процесс внутреннего просветления, обративший наиболее выдающихся представителей «бури и натиска» в главных вождей немецкой классической литературы, начался и у Гердера к концу 1770-х годов. Очень важное философское рассуждение «Познание и ощущение человеческой души. Комментарии и мечты» (1778), работа «Пластика» (1778) и давно готовые к печати «Народные песни» (которым впоследствии Иоганнес фон Мюллер дал заглавие «Голоса народов в песнях», 1778 – 79) – были первыми произведениями, вышедшими в свет во время пребывания Гердера в Веймаре. Премированное мюнхенской академией рассуждение «О влиянии поэзии на нравы народов в старые и новые времена» (1778) представляет новые доказательства, что истинная поэзия есть язык чувств, первых могучих впечатлений, фантазии и страсти, и что поэтому действие языка чувств всеобще и в высшей степени естественно – истина, которую в то же время пропагандировали в широких кругах его «Народные песни», избранные с большим уменьем и знанием литературы, живо прочувствованные и отчасти прекрасно переведенные.

Чрезвычайно счастливое влияние на дальнейшее духовное развитие Иоганна Готфрида Гердера оказывало возобновление с начала 1780-х г. близких отношений с Гете. В этот же период 1780-х гг. Гердер создал почти все то, что своей внутренней зрелостью и внешним совершенством дало прочное значение всегда гениальной его деятельности. Если «Письма, касающиеся изучения теологии» (1780 – 1781) и ряд отличных проповедей относятся к должности и ближайшим обязанностям Гердера, то большое, оставшееся неоконченным сочинение «О духе еврейской поэзии» (1782 – 1783) представляет уже переход от теологии к поэзии и литературе. Из глубокого сочувствия к природной силе, благочестию и своеобразной красоте еврейской поэзии создалось произведение, о котором биограф Гердера, Р. Гайм, отзывается, что оно «сделало для знания и понимания Востока то же, что сделали сочинения Винкельмана для изучения искусства и археологии».

В 1785 Гердер начал издание своего большого главного труда «Идеи к философии истории человечества» (1784 – 1791, 4 тома). Оно стало исполнением его давнишнего плана, более широким развитием мыслей, которые он давно уже высказывал в небольших сочинениях, и вместе с тем – энергичным собранием воедино всех его мыслей и мечтаний о природе и жизни человека, о космическом значении земли, о задаче живущих на ней людей, «у кого единственная цель бытия направлена к образованию человечности, которой должны служить все низменные земные потребности»; о языках и нравах, о религии и поэзии, о сущности и развитии искусств и наук, об образовании народностей и об исторических событиях. Одновременно Гердер напечатал сборник «Разрозненные листки» (1785 – 1797), ряд прекраснейших статей и поэтических переводов. Свое уважение к Спинозе , он выразил в разговорах, которые напечатал в 1787 под заглавием «Бог».

Важный период в жизни Иоганна Готфрида Гердера составило путешествие в Италию (1788 – 1789). Но состояние его здоровья улучшилось только временно; физические страдания лишали его жизнерадостности и рабочей силы. Пятая часть «Идей» осталась недописанной, и уже «Письма в поддержку гуманности» (Рига, 1793 – 1797, 10 сборников) носят окраску его омраченного духа. Но и в этот период он еще дает превосходные произведения. Старый дух Гердера сохраняется в его «Терпсихоре» (1795), в «Христианских писаниях» (1796 – 1799, 5 сборников). Зато в произведении «Рассудок и опыт: Метакритика критики чистого разума» (1799) и в «Каллигоне» (1800) Гердер с ожесточением и бездоказательно нападает на философию и эстетику Канта . «Адрастея» (1801 – 1803) полна скрытыми выходками против красоты и жизнерадостности поэзии Гете и Шиллера , которые он не признает, недостойно восхваляя при этом отжившее и ограниченное. Только мучительное физическое состояние может оправдать этот последний злополучный поворот в его литературной деятельности. Физические силы Гердера все более ослабевали. Последнюю отраду доставила ему поэтическая обработка «Легенды», перевод цикла испанских романсов «Сид» и драматические произведения: «Освобождённый Прометей » и «Дом Адмета ». В 1802 и 1803 Гердер летом ездил лечиться на воды в Ахен и Эгербруннен. Осенью 1803 последовал новый сильный припадок неизлечимой болезни печени, и зимою Иоганн Готфрид Гердер умер. На его надгробном памятнике в веймарской городской церкви надпись: «Licht, Liebe, Leben» («свет, любовь, жизнь»). Перед церковью в 1850 поставлена бронзовая статуя Гердера.

В немецкой литературе Гердер часто является автором, полным загадок и противоречий, менее ровным в произведениях, чем его великие современники, но богатым, многосторонним, одаренным высочайшим вдохновением и глубочайшей силой критики, изобилующим духовной жизнью и пробуждающим ее вокруг себя. В преобразовании немецкой жизни в конце XVIII века он принимал более мощное и решительное участие, чем кто-либо другой, и следы его деятельности можно найти и в литературе в тесном смысле, и в специальных науках, и в тех отраслях их, которые возникли по его инициативе. Почти во всех произведениях Иоганна Готфрида Гердера обнаруживается громадное богатство мыслей, гениальность воззрений и изумительная восприимчивость всего истинно поэтического. Очень высоки его заслуги, как переводчика, усвоившего и истолковавшего дух поэзии чужих народностей. Наряду с «Народными песнями», «Сидом», эпиграммами из греческой антологии, поучениями из «Сада роз» Саади и большим количеством других стихотворений и поэтических образов, которые перенес в немецкую литературу восприимчивый дух Гердера, стоят те восточные рассказы, парамифии и басни, которыми он пользуется, чтобы вложить в пересказ собственные нравственные воззрения и учения о гуманности. Но еще выше поэтического дара Гердера его прозаический талант: он – в одно время великий историк культуры, философ религии, эстетик с тонким чутьем, производительный критик, блестящий эссеист, наконец, проповедник и оратор с богатым содержанием в привлекательной форме.

Иоганн Готфрид Гердер - немецкий писатель, поэт, мыслитель, философ, переводчик, историк культуры - появился на свет в Восточной Пруссии, городе Морунгене 25 августа 1744 г. Его отцом был учитель начальных классов и по совместительству звонарь; семья жила бедно, и юному Гердеру довелось испытать массу лишений. Он хотел поступать врача, но обморок, случившийся в анатомическом театре, куда его привез знакомый хирург, заставил отказаться от этого намерения. В итоге в 1760 г. Гердер стал студентом богословского факультета Кенигсбергского университета. Его в шутку называли ходячей книжной лавкой - таким впечатляющим был багаж знаний 18-летнего юноши. В студенческие годы на него обратил внимание И. Кант и немало посодействовал его интеллектуальному развитию. В свою очередь, в молодом человеке очень рано пробудили огромный к себе интерес философские взгляды Ж.-Ж. Руссо .

После окончания университета в 1764 г. Гердера могли забрать в рекруты, поэтому он стараниями друзей переезжает в Ригу, где его ожидала преподавательская должность в церковной школе, а затем он стал пасторским помощником. В качестве и преподавателя, и проповедника красноречивый Гердер, умело владевший словом, стал довольно известной личностью. Кроме того, именно в Риге началась его деятельность на поприще литературы.

В 1769 г. он уезжает путешествовать, посещает Германию, Голландию, Францию. Гердер был наставником принца Гольштейн-Эйтенского и в качестве его спутника оказался в 1770 г. в Гамбурге, где состоялось знакомство с Лессингом . Зимой этого же года судьба свела его еще с одной яркой личностью - молодым Гете , который тогда был еще студентом. Гердер сказал огромное влияние на его формирование как поэта.

В период с 1771 по 1776 г. Иоганн Готфрид Гердер живет в Бюкебурге, является членом консистории, главный пастором. Гете помог ему получить должность проповедника при веймарском дворе в 1776 г., и с этим городом связана вся дальнейшая биография Гердера. Он покидал Веймар только в 1788-1789 гг., когда путешествовал по Италии.

Написанные еще в рижский период работы «Фрагменты по немецкой литературе» (1766-1768) и «Критические рощи» (1769) оказали значительное влияние на немецкую литературу периода, когда громко заявило о себе движение под названием «Буря и натиск». В этих сочинениях Гердер говорил о влиянии, которое оказывают на национальный литературный процесс духовное и историческое развитие народа. В 1773 г. увидел свет труд, над которым он работал вместе с Гете - «О немецком характере и искусстве», сборник, ставший программным документом «Бури и натиска».

Самые известные произведения Иоганна Готфрида Гердера были написаны уже в Веймаре. Так, сборник «Народные песни», создававшийся на протяжении 1778-1779 гг., вобрал в себя и стихи, принадлежащие перу Гердера, Гете, Клаудиса, и песни самых разных народов мира. В Веймаре Гердер начал самый масштабный труд жизни - «Идеи к философии истории человечества», в котором освещал вопрос взаимосвязей между культурным развитием человечества, традициями и природными условиями, общечеловеческими принципами и особенностями пути отдельного народа.

Эта работа осталась незавершенной, тем не менее, и без нее оставленного Гердером наследия было достаточно для того, чтобы поставить его в ряд крупнейших деятелей периода «Бури и натиска», который противостоял философским и литературным взглядам эпохи Просвещения, выдвигая в качестве носителей истинного искусства близких к природе, «естественных» людей. Благодаря переводам Гердера немецкие читатели узнали об известных произведениях других национальных культур, внес он и огромный вклад в историю литературы.

В 1801 г. Гердер стал главой консистории, курфюрст Баварский выдал ему патент на дворянство, но уже через два года, 18 декабря 1803 г., он скончался.

Иоганн Готфрид Гердер

Гердер, Иоганн-Готфрид (1744 - 1803) - известный немецкий историк и философ. Его наиболее крупным и важным произведением являются "Идеи по философии истории человечества ".

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803), немецкий философ, теолог, поэт, критик и эстетик, теоретик «Бури и натиска», большой друг и учитель И. Гете . Родился в Морунгене (сейчас Моронг) в семье бедного лютеранского священника. Ученик раннего Канта. В 1764 году окончил Кенигсбергский университет. В 1764-1769 годы служил пастором в Домском соборе в Риге, с 1776 года – в Веймаре, много путешествовал по Европе. В Риге сблизился с кружком К. Беренса, члены которого бурно обсуждали проекты реформ в духе Просвещения. Затем стал членом и секретарем одной из масонских лож . Написал трактат о происхождении языка. Основоположник понятия народности. Собирал и переводил народные песни, преподавал. Находясь вдали от Кенигсберга не прерывал связи с Гаманом и Кантом , печатался в кенигсбергских изданиях. Заметно повлиял на взгляды А. Н. Радищева .

Материалы перепечатываются из проекта "Восточно-Прусский словарь", составленного Алексеем Петрушиным с использованием кн.: "Очерки истории Восточной Пруссии", под редакцией Г.В. Кретинина.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ, писатель, литературовед (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Румянцева Т.Г. Деятельность Гердера знаменует собой новый этап просветительства в Германии (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 ).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Прослыл «горячим русским патриотом» (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010 ).

Счастливцев Р.А. Испытал влияние Г. Лессинга и особенно И. Гамана (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 , т. I, А - Д ).

Гулыга А.В. Предсказывал большое историческое будущее славянских народов (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963 ).

Бейкер Д. Р . «Ни шимпанзе, ни гиббон не являются вашими братьями...». (Бейкер Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015 )

Проводил идею становления и развития мира как органического целого (Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 ).

Реабилитировал народную средневековую поэзию (Всемирная история. Том V. М., 1958 ).

Далее читайте:

Гердер Иоганн Готфрид. Идеи по философии истории человечества . (Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977 ).

Гердер. Идеи к философии истории человечества (Статья А. А. Костикова о неоконченной работе И. Г. Гердера ).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Германия в XIX веке (хронологическая таблица)

Сочинения:

Werke, Bd 1-32. В., 1877-1899; Bd 1-5. В.-Weimar, 1978; в рус. пер.: Избр. соч. М.-Л., 1959.

Литература:

Гулыга А. В. Гердер. М., 1975;

Adler Н. Die Pragnanz des Dunklen. Gnoseologie, Asthetik, Geschichtsphilosophie bei J. G. Herder. Hamb., 1990;

Schmitz M. J. G. Herder: Ahndung kiinftiger Bestimmung. Stuttg.-Weimar, 1994.

Крупнейшим теоретиком «бури и натиска» был Иоганн Готфрид Гердер. Его значение в истории философско-эстетической мысли определяется прежде всего тем, что он первый начал рассматривать развитие природы и общества, литературы и искусства с исторической точки зрения. Ему принадлежит также важная заслуга в «открытии» народно-поэтического творчества Шекспира. Гердер оказал большое воздействие на современных ему писателей. Под его непосредственным влиянием начинается литературная деятельность Гёте. Гердеровские идеи подхватили и развили в новых исторических условиях романтики.

Гердер был выходцем из народных низов. Родился он в небольшом прусском городе Морун-гене. Отец его занимался ткацким ремеслом, а Затем стал учителем, исполняя одновременно обязанности звонаря и певчего в местной церкви. Мать Гердера была дочерью кузнеца. Не без унизительной помощи меценатов Гердер заканчивает школу и в 1762 году поступает учиться на богословский факультет Кенигсбергского университета. Он выделяется среди студенческой молодежи широтой своих интересов.

В 1764—1769 годах Гердер живет в Риге, занимая должность проповедника. Здесь он знакомится с фольклором прибалтийских и славянских народов, создает, первые свои крупные сочинения: «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1768) и «Критические леса» (1769).

В 1769 году Гердер совершает путешествие во Францию. Результатом его явился путевой дневник, в котором уже намечен исторический взгляд на развитие литературы. Возвращаясь в Германию, Гердер встречается в Страсбурге с Гёте и другими будущими штюр-мерами. Эта встреча сыграла большую роль в определении литературно-эстетических позиций ряда молодых немецких портов.

В 1771—1776 годах Гердер, гонимый нуждой, вынужден был служить придворным проповедником в Бюккебурге, карликовом немецком княжестве. С 1776 года до самой смерти он живет в Веймаре, исполняя должность придворного советника консистории. В Веймарский период Гердером изданы два выпуска народных песен, написаны наиболее известные работы: «Идеи о философии истории человечества» (1784—1791), «Письма для поощрения гуманности» (1793—1797) и ряд других сочинений.

Философские и эстетические взгляды Гердера

Гердер был мыслителем-новатором. Он решительно выступил против абстрактно-рационалистического подхода к оценке литературных явлений, который господствовал в XVII— XVIII веках. Теоретики классицизма и даже Дидро и Лессинг оценивали то или иное художественное произведение, руководствуясь эстетическими требованиями своего времени. Если оно не удовлетворяло требованиям «просвещенного разума» и «вкуса», то подвергалось суровому осуждению. В связи с этим целые литературные эпохи (например, литературы стран Востока и средних веков) выпадали из поля Зрения просветителей. Они объявлялись ими варварскими и предавались забвению.

Гердер предложил рассматривать литературу и искусство в связи с развитием человечества. Его важнейшие работы пронизаны духом диалектики. История, как доказывает Гердер, не стоит на месте, она непрерывно движется, представляя собой поступательный процесс, постепенное восхождение от низших форм к высшим. Вместе с природой и обществом развивается и художественное творчество. Оно отражает в своем развитии изменения народного сознания, определяемого конкретно-историческими обстоятельствами (природно-климатическими условиями, религиозными верованиями, общественным строем жизни народа и т. д.).

Историзм Гердера

Гердер обосновал конкретно-исторический принцип исследования произведений литературы и искусства. Правильно оценить писателя, по его мнению, это значит определить его место в историко-литературном процессе, уяснить то новое, что он внес в человеческую культуру в сравнении со своими предшественниками. Тем самым Гердер вводил в науку новый метод изучения литературных явлений, который позволил давать более гибкую и исторически более правильную оценку отдельным фактам литературной жизни. Гердер первый отдал должное художественным достижениям народов Востока, по-новому взглянул на средневековье, на народную поэзию. Для него они — исторически необходимые звенья в общей цепи культурного развития человечества.

Каждый писатель, согласно историко-литературной концепции Гердера, есть сын своего века, его творчество всегда определено особенностями породившей его эпохи. Поэтому достоинство того или иного гения нельзя возводить в абсолютный эталон для подражания. То, что было нормой для древних греков, утрачивает свою обязательность в новое время. С изменением общества меняются эстетические вкусы и даже способы изображения действительности. Было бы странно, если бы Шекспир писал так же, как Эсхил или Софокл. В Англии XVI—XVII веков сложились иные общественные условия, чем в древней Греции, жизнь приобрела более динамичный характер, усложнился человек, поэтому и шекспировская драма стала более сложной и психологичной, чем античная трагедия.

Метод исторической критики позволил Гердеру обосновать положение о самобытном художественном творчестве. В самом деле, если каждый народ в силу особых обстоятельств своего исторического развития духовно неповторим, то, естественно, он имеет право на свое самобытное искусство, неповторимое как по содержанию, так и по форме.

Гердер решительно выступает против подражания классикам античности. Он стремится сблизить немецкую поэзию с народной жизнью, хочет видеть в ней средство выражения интересов нации, характерных черт современной эпохи. Подражательность им рассматривается как следствие отрыва искусства от народа. Она, по его мнению, появляется там, где писатель, отрываясь от народной почвы, начинает отражать не действительность, а лишь вкусы придворноаристократических кругов общества. Чтобы удовлетворить эстетические запросы дворянской публики, он или идеализирует природу, или подражает «изящным образцам», в обоих случаях переставая быть правдивым.

Отношение Гердера к Шекспиру

Подражателям-классицистам Гердер противопоставляет Шекспира, который творил свободно, по вдохновению, не стесняемый никакими догмами и правилами. Его творчество для Гердера — это сама природа, безыскусственная, красочная, неповторимая в своем многообразии.

Шекспир импонирует Гердеру тем, что изображает жизнь во всей ее сложности и противоречивости, исторически конкретно, такой, какова она есть на самом деле. Гердер восхищается умением автора «Гамлета» и «Короля Лира» создавать целостную картину общества, вовлекать в драматическое действие все сословия от шутов до королей, проникать в гражданские и человеческие страсти.

Гердер делает Шекспира знаменем немецкой литературы. Его художественный метод он предпочитает творческим принципам античных драматургов. «Я,— признается-Гердер,— ближе к Шекспиру, чем к греку. Если у последнего преобладает в действии что-нибудь одно, то первый берет событие целиком. Если у греков господствует один тон в характерах, то у Шекспира все характеры, сословия, виды жизни... образуют основное звучание его концерта».

Если Лессинг еще во многом смотрел на Шекспира как на писа-теля-моралиста, то Гердер видит в нем прежде всего гениального художника, сумевшего в своих произведениях создать правдивый образ своей эпохи. Гердера привлекает в Шекспире широта охвата действительности, глубокое проникновение во внутренний мир людей, красочность языка.

Гердер призывает к конкретному изображению человека, к раскрытию его в разнообразных исторических связях. Для него, в отличие от многих просветителей, человеческая личность не порождение природы, а плод исторического развития. Но Гердер против того, чтобы выделять в герое только одну общественную, политическую сущность. В своей ранней работе «О сочинениях Томаса Аббта» (1768) он полемизирует с Дидро, который предлагал изображать на сцене «сословия». Подобная мера, по мысли Гердера, приведет к созданию однолинейных характеров. Сам он сторонник всестороннего показа человека, воспроизведения его как в гражданских, так и человеческих проявлениях. Гердер в целом выводил немецких писателей на дорогу реалистического искусства, свободного от морализаторства, от противопоставления в герое гражданских и человеческих начал, в принципе более высокого, чем просветительский реализм XVIII века.

Гердер и народная поэзия

Гердер приобрел огромную известность как собиратель и пропагандист произведений народно-поэтического творчества. Он выпустил в свет сборник «Голоса народов в песнях» (1778—1779), в который вошли образцы народной поэзии немцев, англичан, поляков, латышей, эстонцев и других народов. Гердер рассматривал фольклор как выражение народного сознания, народных идеалов и эстетических вкусов и за искренность, простоту в передаче мыслей и чувств ставил его выше «искусственного» творчества писателей, оторвавшихся от народной почвы. Только творения Шекспира, Гёте и других гениев могут, по его мысли, соперничать с народными произведениями, и он включил отрывки из них в свою антологию.

Подчеркивая зависимость литературы и искусства от человеческой истории, Гердер сам процесс исторического развития рассматривал с идеалистической точки зрения. Причем, источник исторического прогресса он видел не только в идеях, в распространении гуманности, но и в божественной предопределенности. Просветитель уживался в Гердере рядом с теологом, который высказывал иногда даже мысли о божественном происхождении власти.

Тем, не менее Гердер относился критически к феодально-монархическому строю, считал его явлением исторически преходящим. Он встретил сочувственно французскую революцию и провозглашение республики в Майнце. Но Гердер, как и многие другие немецкие писатели, не понял необходимости якобинской диктатуры. Будущее Германии он связывал с просвещением общества, с перевоспитанием его в гуманистическом духе.