Картотека художественной литературы в старшей группе по фгос с целями. Картотека конспектов НОД в старшей группе ДОУ. Образовательная область "Чтение художественной литературы"

Мария Мочалова
Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Старший дошкольный возраст (часть 1)

Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)

1. А. К. Толстой «Колокольчики».

2. В. Катаев «Цветик-семицветик».

3. Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».

4. Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».

5. Н. Сладков «Любитель цветов».

6. Ю. Мориц «Цветок».

7. М. Познананская «Одуванчик»

8. Е. Трутнева «Колокольчик».

Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)

1. И Токмакова «Деревья», «Дуб», «Разговор старой ивы с дождем»

2. К. Ушинский «Спор деревьев», «Четыре желания», «Рассказы и сказки Осень»

3. А. Плещеев «Ель», «Осень наступила».

4. А. Фет «Осень».

5. Г. Скребицкий «Осень».

6. А. Пушкин «Осень», «Уж небо осенью дышало».

7. А. Толстой «Осень».

8. А. Н. Майков «Осень».

9. С. Есенин «Нивы сжаты…».

10. Е. Трутнева «Осень»

11. В. Бианки «Синичкин календарь»

12. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…

13. М. Исаковский «Вишня».

14. Л. Н. Толстой «Дуб и орешник».

15. Туве Янсон "В конце ноября" - о приключениях Мими-Тролля и его друзе

16. И. С. Соколов-Микитов "Осень", "Листопадничек", "Лес осенью", "Осень в лесу", "Пролетело жаркое лето", "Осень в Чуне".

17. К. Г. Паустовский "Желтый свет", "Рассказ про осень", "Подарок", "Барсучий нос", "Прощание с летом","Словарь родной природы".

18. К. В. Лукашевич "Осень"

19. И. С. Тургенев "Осенний день в березовой роще"

20. И. А. Бунин "Антоновские яблоки"

21. "Осенние сказки" - сборник сказок народов мира

22. М. М. Пришвин "Поэтические миниатюры об осени", «Кладовая солнца»

23. С. Топелиус "Солнечный луч в ноябре"

24. Юрий Коваль "Листобой"

25. М. Демиденко "Как Наташа папу искала"

26. Г. Снегирев "Как птицы и звери к зиме готовятся", "Черничное варенье"

27. Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

28. В. А. Сухомлинский Кого ждала рябина», «Улетают лебеди», «Осенний наряд», Как начинается осень», «Осенние дожди», «Как муравей перелез через ручеек», «Осенний клен», «Ива – будто девушка золотокосая», «Осень принесла золотые ленты», «Коростель и крот», «Ласточки прощаются с родной стороной», «Рыжие белочки», «Стыдно перед соловушкой», «Солнышко и божья коровка», «Пчелиная музыка»

29. Е. Пермяк «В школу»

30. Сказка «Кот – воркот, Котофеевич»

31. В. Сладков «Осень на пороге»

32. К. Твардовский «Лес осенью»

33. В. Строков «Насекомые осенью»

34. Р. н. с. «Пых»

35. Б. Заходер «Винни – Пух и все-все-все»

36. П. Ершов «Конек – горбунек»

37. А. Барто «Мы не заметили жука»

38. Крылов «Стрекоза и муравей»

Тема: Хлеб

1. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

2. Ю. Круторогов «дождь из семян».

3. Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).

4. Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».

5. М. Глинская «Хлеб»

6. Укр. н. с. «Колосок».

7. Я. Тайц «Все здесь».

8. В. А. Схомлинский ««Кк из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд», «Пряник и колосок»

9. «Легкий хлеб» белорусская сказка

10. А. Митяев «Мешок овсянки»

11. В. В. Коноваленко «Откуда хлеб пришел»

Тема: Овощи, фрукты

1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

2. А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

3. М. Исаковский «Вишня»

4. Ю. Тувим «Овощи»

5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».

6. Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

7. Б. Житков «Что я видел».

8. М. Соколов-Микитов «Листопадничек,

9. В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

10. «Хроменькая уточка» (украинская сказка, «Мужик и медведь» - р. н. с.

11. «Приходите в огород» (шотландская песенка Э. Островская «Картошка»

Тема: Грибы, ягоды

1. Е. Трутнева «Грибы»

2. В. Катаев «Грибы»

3. А. Прокофьев «Боровик»

4. Я. Тайц «Про ягоды», «Про грибы»

5. В. Г. Сутеев «Под грибом»

Тема: Перелетные и водоплавающие птицы

1. Р. н. с. «Гуси-лебеди»

2. В. Бианки «Лсные домишки», «Грачи», «Прощальная песенка»

4. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

5. Л. Н. Толстой «Лебеди»

6. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

7. А. Н. Толстой «Желтухин».

8. К. Д. Ушинский «Ласточка».

9. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».

10. В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук», «Стыдно перед соловушкой», «Улетают лебеди», «Девочка и синичка», «Коростель и крот»

11. М. Пришвин «Ребята и утята».

12. Укр. н. с. «Хроменькая уточка».

13. Л. Н. Толстой «Птичка».

14. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

15. П. Воронько «Журавли».

16. И. Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной»

17. И. Токмакова «Птичка летает»

Тема: Наш город. Моя улица.

1. З. Александрова «Родина»

2. С. Михалков «Моя улица».

3. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»

4. С. Баруздин «Страна, где мы живём».

Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы

1. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

2. З. Александрова «Сарафанчик».

3. С. Михалков «А что у вас?».

4. Бр. Гримм «Храбрый портняжка».

5. С. Маршак «Вот какой рассеянный».

6. Н. Носов «Живая шляпа», «Заплатка».

7. В. Д. Берестов «Картинки в лужах».

8. «Как братец Кролик перехитрил Братца лиса»,обраб. М. Гершензона.

9. В. Орлов «Федя одевается»

10. «Неряха»

Тема: Домашние животные и их детёныши.

1. Е. Чарушин «Что за зверь?»

2. Г. Остер «Котенок по имени Гав».

3. Л. Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».

4. Бр. Гримм «Бременские музыканты».

5. Р. н. с. «Волк и семеро козлят».

6. С. Я. Маршак «Пудель».

Тема: Дикие животные и их детёныши.

1. А. К. Толстой «Белка и волк».

2. Р. н. с. «Заюшкина избушка»

3. Г. Снегирев «След оленя»

4. р. н. с. «Заяц-хваста»

5. И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».

6. Р. н. с. «Зимовье».

7. В. Осеева «Ежинка»

8. Г. Скребицкий «на лесной полянке».

9. В. Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся»

10. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко, «Морж».

11. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Отчаянный заяц».

12. Р. н. с. «Хвосты»

13. В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

14. Пришвин. «Жил – был медведь»

15. А. Барков «Голубой зверек»

16. В. И. Мирясов «Зайка»

17. Р. н. с. «Два медвежонка»

18. Ю. Кушак «Почтовая история»

19. А. Барков «Белка»

Тема: Поздняя осень. Предзимье

1. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Зима. Крестьянин торжествуя…»

2. Д. М. Сибиряк «Серая шейка»

3. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

4. С. А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает».

5. И. С. Никитин «Встреча зимы»

6. В. В. Коноваленко «Как готовятся к зиме звери и птицы»

7. Сказка «Бабушка Метелица» перевод Г. Еременко

8. Сказка про начало зимы.

9. В. Архангельский Сказка «Снежинка –пушинка»

10. Г. Скребицкий «Первый снег»

11. А. Блок «Снег да снег»

12. С. Козлов «Зимняя сказка»

13. Р. н. с. «Мороз, Солнце и Ветер»

14. Сказка «Горячие блины для Зимушки зимы»

15. Е. Л Малиованова. «Как звери и птицы к зиме подготовились»

16. И. З. Суриков «Зима»

17. И. Бунин «Первый снег»

Тема: Зима. Зимующие птицы

1. Н. Носов «На горке»

2. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»

3. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

4. В. Бианки «Синичкин календарь».

5. В. Даль «Старик – годовик».

6. М. Горький «Воробьишко»

7. Л. Н. Толстой «Птичка»

8. Ненецкая народная сказка «Кукушка»

9. С. Михалков «Зяблик».

10. И. С. Тургенев «Воробей».

11. И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».

12. А. А. Блок «Снег да снег кругом».

13. И. З. Суриков «Зима»

14. Н. А. Некрасов «мороз – воевода».

15. В. В. Бианки «Сова»

16. Г. Скребицкий «Чем питаются птицы зимой?»

17. В. А. Сухомлинский «Птичья кладовая», «Любопытный дятел», «Девочка и синичка», «Елочка для воробьишек»

18. Р. Снегирёв «Ночлег зимой»

19. О. Чусовитина «Трудно птичкам зимовать».

20. С. Маршак «Где обедал, воробей?»

21. В. Берестов «Сказка про выходной день»

22. В. Жуковский «Птичка»

23. Н. Петрова «Птичья елка»

24. Г. Сапгир «Дятел»

25. М. Пришвин «Дятел»

Тема: Библиотека. Книги.

1. С. Маршак «Как печатали книгу?»

3. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.

1. С. Я. Маршак «Багаж».

2. Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

4. Н. Саконская «песенка о метро»

5. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

6. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

7. А. Матутис Кораблик», «Моряк»

8. В. Степанов, «Самолёт», «Ракета и Я», «Снежинка и троллейбус»

9. Э. Мошковская «Нерешительный трамвай», «Автобус, который плохо учился», «К нам бегут автобусы»

10. И. Токмакова «Кда в машинах везут снег»

11. Братья Гримм «Двенадцать братьев»

12. В. Волина «Теплоход»

Тема: Новый год. Зимние развлечения.

1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».

2. Круглый год (декабрь)

3. Р. н. с. «Снегурочка»

4. Е. Трутнева «С Новым годом!».

5. Л. Воронкова «Таня выбирает елку».

6. Н. Носов «Фантазёры», «На горке».

7. Ф. Губин «Горка».

8. И. З. Суриков «Детство».

9. А. А. Блок «Ветхая избушка».

10. С. Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».

11. С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках», «На коньках», «Зимние забавы».

12. Р. н. с. «Два Мороза».

13. Р. н. с. «В гостях у дедушки Мороза».

14. Р. н. с. «Морозко».

15. Л. Квитко «На катке»

16. В. Лившиц «Снеговик»

17. Т. Эгнер «Приключение в лесу елки – на горке»

18. Н. Калинина «Про снежный колобок»

19. Т. Золотухина «Метель».

20. И. Сладков «Песенки подо льдом».

21. Е. Благинина «Прогулка»

22. Н. Павлов «Первый снег»

23. Н. А. Некрасов «Мороз – Воевода»

24. Н. Асеев «Мороз»

25. А. Барто «Елка в Москве» «В защиту деда Мороза»

26. З. Александрова «Дед Мороз»

27. Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках».

28. В. Даль «Девочка снегурочка»

29. М. Клокова «Дед Мороз»

30. В. Одоевский «Мороз Иванович»

31. В. Чаплина «Метель»

32. Е. Л. Малиованова «Новый год»

33. С. Д. Дрожжин Дедушка Мороз

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей. Особенности развития словаря дошкольников, методы его обогащения и активации. Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы, его динамика.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2010

    Развитие связной речи в онтогенезе. Описание детей с общим недоразвитием речи. Литературные произведения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста. Особенности работы по коррекции нарушений связной речи средствами детской художественной литературы.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2017

    Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе. Определение роль детской художественной литературы в процессе воспитания нравственности. Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами художественной литературы.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2012

    Основные цели использования художественной литературы на уроках истории. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы. Методика использования художественной литературы.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2004

    Особенности художественно-эстетического развития ребенка. Основные функции детской литературы в воспитании детей. Основополагающие идеи Л. Выготского для детских писателей. "Охранительная" педагогика и литература-защита детей от жестокой реальности.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2016

    Чтение как вид речевой деятельности. Лингвистические особенности художественных текстов. Принципы отбора материала художественной литературы. Методика работы с текстами французской современной художественной литературы. Подготовительные упражнения.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2013

    Народное творчество как средство нравственного воспитания дошкольников, роль художественной литературы на примере пословиц, поговорок, сказок. Разработка педагогических условий нравственного воспитания в процессе деятельности по развитию речи в ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

Елена Щербакова
Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе

Картотека

художественной литературы

в разных образовательных областях в старшей группе

По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы

Составила: Щербакова Е. В.

Нравственное воспитание

рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости

рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы, пер. с фин. Э. Успенского

рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;

рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения

рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.

Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям

рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним

рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу

С. Михалков «А что у вас?»

ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного

произведения

Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.

Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа

Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной

К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания

Мицкевич Адам «Друзьям»

Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»

П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких

В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.

Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями

Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)

Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев

Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу

А. Барто «Вовка - добрая душа»

Е. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме

А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома

«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям

Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке

К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков

К. Чуковский «Федорино горе»

рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда

А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова

Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города

Е. Сегал «Машины на нашей улице»

Познавательное развитие ФЭМП Считалки

Герои сказок

С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами

Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен

«Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран

С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки

А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»

Продолжать расширять представления детей о Российской армии.

ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера

М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам

А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.

А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада

С. Махотин «Старшая группа»

О. Высоцкая

«Детский сад»

Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа

М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.

Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;

Ознакомление с миром природы рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных

Г. Снегирев «Пингвиний пляж»

К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;

В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;

Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу

С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию

П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе

Речевое развитие Развитие всех сторон речи

Знакомство с жанрами

Объяснение незнакомых, устаревших слов

Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами

И. Билибин

Е. Чарушин

ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям

Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений

П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)

Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)

С. Прокофьев «Петя и волк»

Физическое развитие

НОД и досуги по сюжетам произведений

Герои произведений

Публикации по теме:

НОД во второй младшей группе. Чтение художественной литературы «Мой мишка» З. Александрова Примерная технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Вид образовательной деятельности: чтение художественной литературы.

Чтение, заучивание художественной литературы в старшей группе по темам Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте дорогие коллеги. Хочу предложить вашему вниманию материал по.

Картотека подвижных игр «Разных народов» АФРИКАНСКИЕ САЛКИ ПО КРУГУ (Танзания) Играют 10 и более человек. Ход игры: Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За.

Конспект НОД. Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группе «Никита Кожемяка» Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. Студентка "Волгодонского педагогического колледжа" Цель: развитие умения коротко пересказывать.

Образовательная область «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

«До свиданья лето, здравствуй детский сад!»

1. Тема: «Игрушки» (рассказывание об игрушках.)

Цель : учить детей рассматривать предметы, рассказывать о них, называя цвет, форму, материал и его качество, свойства.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о предметах.

Развивать внимание, наблюдательность, память, умение употреблять в речи простейшие сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Словарная работа: обогащать словарь – воздушный, резиновый, расписывают художники.

«социализация», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 4)

2. Тема: «Мы гуляли на участке» (составление рассказа из личного опыта)

Цель: учить детей составлять короткий рассказ на заданную тему, передавая свои личные впечатления.

Развивать умение отбирать для рассказа интересный материал, включать в повествование описание природы, окружающей действительности.

Воспитывать интерес к миру.

Словарная работа : активизировать словарь – игрушки, формочки, савочки.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «безопасность», «музыка», «чтение художественной литературы».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр. 65)

«Осень. Дары осени»

1. Тема: «Дождь» перевод Н.Гернет и С.Гиппиус (заучивание французской песенки)

Цель : учить детей запоминать короткое стихотворение.

Закреплять правильное произношение звука «р» в словах и фразах.

Развивать память, воображение, чувство юмора, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Словарная работа : обогащать словарь – гроза, сыплет град.

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 10)

2. Тема: «Репка» (пересказ сказки)

Цель: учить детей пересказывать короткую знакомую сказку. Учить инсценировать сказку, используя слова и фразы из текста.

Развивать память, интонационную выразительность речи.

Словарная работа: активизировать словарь – огород, репка, блюдо.

Интеграция образовательных областей : «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.15)

3. Тема: «О хлебе» (рассматривание предметов)

Цель : продолжать знакомить детей с хлебом и хлебобулочными изделиями, рассказывать об их свойствах и качествах.

Развивать внимание, мышление, память, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря.

Словарная работа: активизировать словарь детей за счет прилагательных, подвести к пониманию выражений обобщающего характера: хлеб, хлебобулочные изделия.

Интеграция образовательных областей :

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.19)

1. Тема: «Научу обуваться и братца» рассматривание обуви

Цель: продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода, учить вычленять признаки: цвет, материал из которого изготовлена вещь. Учить использовать в речи существительные, обозначающие названия частей предметов, прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов.

Развивать умение детей отвечать на вопросы, составлять небольшой рассказ о предмете по образцу.

Воспитывать бережное отношение к обуви, ухаживать за ней самостоятельно.

Словарная работа : обогащать словарь – сапожки, валенки, меховые.

Интеграция образовательных областей:

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.42)

2. Тема: «Федорино горе» К.И.Чуковский (чтение сказки)

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить понимать содержание, сопереживать героям. Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалоговую речь.

Развивать внимание, мышление, чувство юмора.

Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

Словарная работа : активизировать и обогащать словарь – неряха, грязнуля, самоварище, чистоплотная.

Интеграция образовательных областей

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.22)

3. Тема: «Как Вася ловил рыбу» Н.Калинина (пересказ произведения)

Цель: продолжать учить детей пересказывать небольшой рассказ, выразительно передавать прямую речь персонажей, образовывать новые глаголы при помощи приставок, подбирать слова сходные по звучанию.

Развивать умение слушать.

Воспитывать интерес к книге.

Словарная работа: обогащать словарь – барахтается, рыболов.

Интеграция образовательных областей

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.80)

1. Тема: «Лучше нет родного края» П.Воронько (заучивание стихотворения)

Цель : учить детей выразительно читать стихотворение, пользуясь естественной интонацией, понимать значение образных слов и выражений, эмоционально реагировать на содержание произведения, отвечать на вопросы.

Развивать внимание, мышление.

Воспитывать эстетический вкус.

Словарная работа: активизировать словарь – облетел, обходил, натрудил.

Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.100)

2. Тема: «Белки». Серия С.Н.Николаевой, худ. А.А.Келейников (рассматривание картины)

Цель : расширять представления о жизни диких животных в природных условиях.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь, упражнять детей в составлении рассказов по картине, обогащать словарь детей.

Развивать внимание, мышление, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание знать о них как можно больше.

Словарная работа : обогащать словарь – резво бегает, ушки-кисточки, бельчата.

Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.24)

1. Тема: «Разные автомобили» (рассматривание машин разного назначения)

Цель: продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, расширять представления о них.

Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы у детей.

Воспитывать интерес к разным видам транспорта, к профессиям людей.

Словарная работа : активизировать словарь детей – транспорт, скорая помощь, строительная техника, автомобили специального назначения.

Интеграция образовательных областей: «познание», «безопасность», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.33)

1. Тема: «Овощи» Ю.Тувим (рассматривание предметов)

Цель : продолжать учить детей различать и называть овощи, отмечая их характерные признаки, группировать по одному признаку.

Развивать наблюдательность, мышление, память.

Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.

Словарная работа : пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах.

Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «здоровье», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.28)

1. Тема: «Зима» И. Суриков (заучивание стихотворения)

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть.

Словарная работа: обогащать словарь - пелена, забелело, непробудно.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.55)

2. Тема: «Зимняя одежда» (составление рассказа-описания)

Цель : учить детей давать описания зимней одежде, формировать представление о ее назначении. Учить детей пользоваться сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить определять на слух звук «ж», подбирать слова на заданный звук.

Закрепить знания детей о зимней одежде.

Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы.

Воспитывать интерес к занятию.

Словарная работа: активизировать словарь – меховое пальто, шубка, воротничок.

Интеграция образовательных областей:

(О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» - стр.135)

1. Тема: «Таня не боится мороза» (рассматривание картины)

Цель: учить детей рассматривать картину, понимать ее содержание, рассказывать по фрагментам. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, используя распространенные предложения.

Развивать мышление, внимание.

Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Словарная работа: обогащать словарь – меховая шапка, шерстяные варежки.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «здоровье».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.57; О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 4-5 лет» - стр.142)

2. Тема: «Письмо Деду Морозу» (ознакомление с миром предметов)

Цель: продолжать знакомить детей с миром предметов и профессий, необходимых в жизни: почта, письмо, почтальон.

Развивать познавательные интересы, умение активно участвовать в беседе.

Воспитывать желание шире знакомиться с предметами и явлениями, выходящими за пределы привычного окружения.

Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей на основе расширения представлений об окружающем мире.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.61)

3. Тема: «Елочка» З.Александровой (заучивание стихотворения)

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы словами текста. Произносить слова четко, достаточно громко.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к поэзии, эстетические чувства.

Словарная работа: активизировать словарь – маленькая елочка, Новый год.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.62)

1. Тема: «Лисичка-сестричка и серый волк» (рассказывание русской народной сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание, характеризовать героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями.

Развивать внимание, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору.

Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными – глупый, доверчивый, добрый.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.68)

2.Тема: «На лыжах» А.Введенский (заучивание стихотворения)

Цель: продолжать учить детей запоминать короткие стихи. Учить отвечать на вопросы по содержанию, учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов – съезжай, поезжай.

Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к спортивным развлечениям зимой.

Словарная работа: активизировать словарь – съезжай, поезжай.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «здоровье», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.71)

1. Тема: «Чем пахнут ремесла?» Джанни Родари (ознакомление с трудом взрослых)

Цель: познакомить детей с трудом взрослых – ремесло, работа, профессия, углублять знания об окружающем мире.

Воспитывать интерес к разным профессиям людей.

Словарная работа: активизировать словарь – ремесло, профессия, лодыри.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «труд», «социализация», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.74)

2. Тема: «Почта» С.Маршак (чтение произведения)

Цель: расширять знания детей о профессиях взрослых (почтальон), пополнять и активизировать словарь детей на основе расширения представлений о предметах, событиях, выходящих за пределы привычного окружения.

Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.

Воспитывать интерес к труду.

Словарная работа: активизировать словарь - почтальон, почта, заказное письмо.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «труд», «чтение художественной литературы».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.101)

1. Тема: «Моя любимая игрушка» (рассказывание из опыта)

Цель: учить детей описывать предмет по памяти по образцу, заданному воспитателем.

Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложных предложений, согласовывая слова в предложении.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к игрушкам, умение за ними ухаживать, убирать на место после игры.

Словарная работа: активизировать словарь – любимая игрушка, матрешка.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «труд».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.73)

2.Тема: «Путешествие в город мастеров»

Цель: учить детей составлять небольшие рассказы о народных промыслах и их изделиях, отвечать на вопросы, побуждать к активному диалогу.

Развивать диалог и монологическую речь детей.

Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Словарная работа: обогащать словарь – народные промыслы, дымковская игрушка, жостовские подносы.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «музыка», «художественное творчество».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.96)

1. Тема: «Военная техника» (рассматривание предметов)

Цель: продолжать знакомить детей с предметами, выходящими за пределы уже освоенного окружения. Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями или коротким рассказом.

Развивать мышление, память, познавательные интересы.

Воспитывать интерес к военной технике, к военным.

Словарная работа: обогащать словарь – пограничники, военная техника.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.84)

1. Тема: «Наши мамы» Е.Благининой (заучивание стихотворения)

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.

Воспитывать любовь к маме и ко всей своей семье.

Словарная работа: активизировать словарь – родная, любимая, милая.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.89)

1. Тема: «Теремок» (пересказ русской народной сказки)

Цель: упражнять детей в умении драматизировать небольшие знакомые сказки, пересказывать их близко к тексту.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Словарная работа: активизировать словарь – теремок, мышка-норушка и др.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «социализация», «музыка».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.45)

2.Тема: «Приходи, сказка!» (викторина)

Цель: закрепить в памяти детейзнакомые сказки, научить узнавать их по фрагментам, воспроизводить отрывки.

Продолжать формировать умение вступать в беседу, отвечать на вопросы, задавать их.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи в драматизациях.

Воспитывать любовь к сказкам.

Словарная работа: упражнять в звукоподражании, активизировать словарь – короб, скалка.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «музыка», «социализация».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.88)

1. Тема: «Моя улица» (ознакомление с предметами)

Цель: знакомить детей с предметами ближнего окружения, учить активно участвовать в беседе, использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, предлоги, наречия.

Развивать наблюдательность, память, умение определять место положения предметов.

Воспитывать интерес к объектам ближайшего окружения.

Словарная работа: обогащать словарь – проезжая часть, сигнал светофора, пешеходный переход.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «безопасность», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.123)

1. Тема: «Приход весны» (рассматривание веток деревьев)

Цель: дать представление о том, что растениям для роста нужна, земля, вода, свет и тепло.

Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях.

Воспитывать интерес к растениям и желание за ними ухаживать.

Словарная работа: активизировать словарь – почки набухли, комнатное растение.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «труд», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.97)

2. Тема: «Обобщающие слова: воздушный транспорт»

Цель: сформировать у детей представления о воздушном транспорте, почему так называется, для чего нужен, кто им управляет, виды самолетов.

Закрепить название основных частей, учить сравнивать самолет с вертолетом, вспомнить название других видов транспорта.

Развивать активный и пассивный словарь детей.

Воспитывать любознательность.

Словарный запас: обогащать словарь – воздушный, военный, космос.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.105)

1. Тема: « Пришла весна, потекла вода» Л.Н.Толстой (пересказ)

Цель: учить детей пересказывать короткий литературный текст, отвечать на вопросы по тексту.

Развивать наблюдательность, мышление, память, речевое дыхание.

Воспитывать эстетические чувства.

Словарная работа: активизировать словарь – бережок, ручеек, звонкий.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.104)

2.Тема: «Здравствуй, весенняя первая травка!» С.Городецкий (заучивание стихотворения)

Цель: учить детей выразительно наизусть читать литературное произведение; уметь находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.

Развивать образность речи, творческое воображение.

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания стихотворения.

Словарная работа: активизировать словарь - весенняя травка, молодой корешок.

Интеграция образовательных областей:

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» стр.110)

1. Тема: «День Победы» Т.Белозерова (заучивание стихотворения)

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.

Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать уважение к защитникам Родины.

Словарная работа: активизация словаря - ордена, день Победы, парад.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «музыка».

2. Тема: «О Родине» (чтение произведений)

Цель: знакомить детей с понятием Родина через художественные произведения. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их.

Развивать познавательные интересы детей.

Воспитывать любовь к Родине.

Словарная работа: активизировать словарь – Родина, фашисты, защитники, пограничники.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.126)

1. Тема: «Пых» (рассказывание белорусской сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить сопереживать ее героям. Учить отвечать на вопросы по содержанию, использовать в ответах новые слова и выражения.

Развивать внимание, мышление, память, закрепить правильное произношение согласных звуков.

Воспитывать интерес к сказкам других народов.

Словарная работа: обогащать словарь – урожай, белорусская, хата.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».

(Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.14)

ПЕРСПЕКТИВНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательная область

«Я и мои друзья»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ главы второй «Как Незнайка был музыкантом» из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; учить понимать мораль и идею произведения; учить оценивать поступки героев; развивать познавательный интерес, интерес к книгам.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

«Чтение художественной литературы»

«Мой город»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение отрывка из книги А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный» - учить отвечать на вопросы по содержанию текста; учить сочинять загадки; закреплять знания детей о правилах дорожного вижения и светофоре, о дорожных знаках;

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

Творческий центр СФЕРА, 2013

«Впечатления о лете. Летние дни рождения»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и обсуждение стихотворений Е. Благинина «Одуванчик». Развивать поэтический слух: формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы» М.

Творческий центр СФЕРА, 2013

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Н.Носова «Фантазёры» Учить детей пересказывать текст; совершенствовать интонационную выразительность речи: добиваться последовательности в изложении содержания; обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, синонимами

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы» М.

Творческий центр СФЕРА, 2013

«День пожилого человека»

29.09-3.10

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа В. Овсеева «Печенье» закреплять представление о жанровых особенностях рассказа; учить самостоятельному пересказу;

учить выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение

закрепить знания о птицах, их окраске

Воронеж, 2014.

Занятие 2, стр. 88

«Осень. Осенние настроения»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворений об осени Е. Плещеева Учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтич. произведений; развивать творческое начало, выразительность речи

О.С. Ушакова. «Ознакомление детей с литературой».

М., издательский центр «Вентана-Граф». стр. 142

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ татарской народной сказки «Три дочери» - учить понимать характеры персонажей; учить воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и я зыка сказки и рассказа;

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

Москва, 2014. Занятие 10, стр. 19

«Страна, в которой я живу»

20.10-24.10

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и заучивание стихотворения Н. Рубцова «Привет, Россия…», разбор содержания пословиц «Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша» учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения; участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст;

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014. Занятие 4, стр. 12

«Моя малая Родина»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога» учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; формировать умение понимать переносное значение пословиц и поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени; расширять знания детей о других народах и национальностях РФ и учить межнациональной толерантности.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014. Занятие 14, стр. 26

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и беседа по сказке Дж. Родари «Дудочник и автомобили». Пересказ сказки. Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть; учить понимать характеры сказочных героев; развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики,

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014. Занятие 17, стр. 30

«Мир игры»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и заучивание наизусть самых известных стихотворений А. Барто и С. Михалкова. Беседа по прочитанным стихотворениям. Систематизировать знания о литературном творчестве А. Барто и С. Михалкова;

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2014. Занятие 20, стр. 34

«День матери»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны». Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей. Воспитывать любовь к семье.

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

Воронеж, 2014.

Занятие 2, стр. 63

Тема «Мой мир»

1.12-5.12

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» учить понимать характеры и поступки героев; учить придумывать другое окончание сказки; учить замечать и понимать образные выражения; ознакомить с новыми фразеологизмами; закрепить знания детей о народных праздниках и традициях.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2010. Занятие 8, стр. 17

«Начало зимы»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ отрывка сказки В. Бианки «Синичкин календарь». Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; подбирать по смыслу глаголы; учить пересказывать текст рассказа; прививать любовь к животным и заботу о них.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и заучивание стихотворения К. Чуковского «Елка» - продолжать учить выразительно рассказывать стихотворения наизусть; формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками; развивать поэтический слух; закреплять знания детей о традициях празднования Нового Года.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«К нам приходит Новый год»

22.12-31.12

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Рождественское чудо»

12.01-16.01

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение обрядовой песни «Коляда, коляда, а бывает коляда…»- познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

«Я и мои друзья»

19.01-23.01

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Н. Носова «На горке». Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений; закрепить знания детей о зимних играх и забавах.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Добрые слова друг другу»

26.01-30.01

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Н. Дуровой «Две подружки». Чтение, обсуждение стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились» учить анализировать поступки героев и оценивать характеры персонажей; учить отвечать на вопросы по содержанию текста; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к близким;

Закреплять правила этикета.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2014. Занятие 15, стр. 27

«Мир профессий»

2.02-6.02

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа».

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

Воронеж, 2004.

Занятие 3, стр. 11

«Мир технических чудес»

9.02-13.02

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение стихотворения В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею;

развивать образность речи: учить подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить к пониманию значения фразеологизмов, пословиц; закреплять правила безопасного поведения в ежедневной жизни.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014.

Занятие 1, стр.7

«Зима»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворения С. Есенина «Поет зима – аукает…». Беседа по содержанию стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть; учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Защитники Отечества»

23.02-27.02

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ былины «Три богатыря»
Обсуждение пословиц: « Первое в жизни – честно служить Отчизне», «Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим», «Умелый боец везде молодец», «От военной науки крепнут разум и руки». - познакомить детей с жанром былины, ее языковыми и композиционными особенностями; расширять знания детей о защитниках отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; развивать воображение, поэтический вкус;

воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим нашу Родину.

    В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада» - Воронеж, 2014.

Занятие 3, стр. 76

«Поздравляем мам»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка» учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки; замечать и понимать образные выражения; познакомить с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольешь); воспитывать любовь к устному народному творчеству, народной культуре и традициям.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2014. Занятие 8, стр. 17

«Масленица»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение. Обсуждение и заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна». развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания;

Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениям, активизировать глаголы, синонимы.

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

Воронеж, 2014.

Занятие 4, стр. 81

«Книжная неделя»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Рассказы Л. Толстого «Лев и собачка» развивать у детей фонематический слух; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; продолжать учить отгадывать загадки

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Весна пришла»

23.03-27.03

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Отгадывание загадок о прочитанных сказках и рассказах. Соотнесение пословиц к прочитанным сказкам и рассказам. - закрепить знания о прочитанных литературных произведениях, о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи: умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014.

Занятие 29, стр. 47

«Юмор в нашей жизни»

30.03-3.04

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Б. Заходер «Собачкины огорчения», «Про сома». Учить детей видеть смешное в прочитанном произведении, прививать любовь к поэзии.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Тайна третьей планеты»

6.04-10.04

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ отрывка из книги В.П. Бороздина «Первый в космосе» - познакомить детей с биографической литературой; воспитывать у детей уважение к труду людей, связанных с космосом; сформировать у детей понятия « космическое пространство», «космос»; познакомить с биографией Ю.А. Гагарина

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Скворцы прилетели»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ «Что за птица?». В. Сутеев. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; учить воспринимать образное содержание произведения.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014.

Занятие 1, стр. 52

«Мир вокруг нас»

20.04-24.04

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» - формировать умение воспринимать наиболее яркие выразительные средства в тексте и соотносить их с содержанием; учить подбирать синонимы к глаголам, строить синонимические и антонимические ряды к заданному определению.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«День Победы»

4.05-8.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и обсуждение стихотворений С. Маршака «Быль для детей» и С. Смирнова «Солдат». Заучивание стихотворения «Солдат» наизусть. Воспитывать патриотизм, уважение к защитникам Родины и чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне; учить внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы; учить подбирать определения к слову солдат; развивать у детей произвольное зрительное внимание и память, словесно – логическое мышление, речь и активизировать словарь; - закреплять знания о военной технике.

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет».

Москва, 2014.

Занятие 28, стр. 46

«Наш Пушкин»

11.05-15.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Продолжать знакомство с творчеством поэта; учить делать выводы о жадности; кратко пересказывать содержание сказки с помощью картинок; воспитывать любовь поэзии; активировать словарь.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Права детей в Росси»

18.05-22.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворений о Родине. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к взрослым; познакомить с правами и обязанностями детей;

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы» , 2013

«Мир вокруг нас. Весна».

25.05-29.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Весна». Развивать образность речи детей, понимание значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.

О.С. Ушакова. «Ознакомление детей с литературой». М., издательский центр «Вентана-Граф». стр. 169