В романе, основным оппонентом в его идейных спорах.
История жизни
Павел Петрович воспитывался в пажеском корпусе. Став офицером, он пользовался большим успехом в свете: Кирсанов был самоуверен, насмешлив и «забавно желчен». Он нравился женщинам, легко заводил романы, вызывал зависть у мужчин. В двадцать семь он уже был капитаном, его ждала блестящая карьера. И вдруг всё изменилось. В петербургском свете появилась женщина, ставшая для Кирсанова роковой.
Павел Петрович страстно влюбился в княгиню Р., слывшую в свете легкомысленной кокеткой. Однако любовь не принесла Кирсанову счастья: ответив вначале на его чувство взаимностью, княгиня Р. вскоре охладела к нему. Однако это препятствие не остановила героя. Много лет он пытался хранить эти отношения, много лет эта иссушающая, изнуряющая страсть не давала ему покоя.
Мучительно привязавшись к княгине Р., Кирсанов никогда не мог понять её, его поражала её странность, неуравновешенность, что-то заветное и недоступное» в её душе, куда никто не мог проникнуть. После нежных свиданий он чувствовал на сердце лишь «разрывающую и горькую досаду». Расставшись с княгиней Р., Кирсанов пытался зажить старой, привычной жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Он состарился, поседел, о романах уже не помышлял. Вскоре Павел Петрович вместе с братом поселился в Марьине. В конце своей жизни он переехал в Дрезден, где и дожил свою жизнь в одиночестве.
Кирсанов обладает рядом достоинств: он интеллектуален, проницателен, благороден, обладает волевым характером (Павел Петрович не обладает по-настоящему волевым характером - его высокие либеральные принципы о свободе и равенстве так и остаются на словах (хотя кто сказал что человек с волевым характером обязательно должен быть либералом?), но по силе своего характера он действительно достойный соперник Базарова).
Литература
Е.В. Амелина Готовимся к экзамену по литературе - : Оникс 21 век, 2005. - 0с. ISBN 5-329-01102-7
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Павел Петрович Кирсанов" в других словарях:
Павел Петрович Кирсанов Евгений Павлович Велихов в роли Павла Кирсанова Создатель: И. С. Тургенев Произведения: «Отцы и дети» Пол: мужской Национальность: русский Роль исполняет: Евгений Павлов … Википедия
Центральный персонаж романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). П.П.Кирсанов, наравне со своим братом Николаем Петровичем, представитель многовековой дворянской культуры. Личность П.П. не менее противоречива, чем личность олицетворяющего «новое… … Литературные герои
Кирсанов, Павел Петрович ("Отцы и Дети") - Смотри также 2) По мнению Антоновича, К. все таки не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович; все таки ее мысли обращены на предметы более серьезные, чем фески, галстучки, воротнички, снадобья и ванны; а этим она видимо пренебрегает. Она… … Словарь литературных типов
Кирсанов, Павел Петрович ("Отцы и дети") - Смотри также … Словарь литературных типов
Латинское Производ. формы: Павлик, Пашка, Паша, Павлуша, Пашенька, Паха, Пашок, Павлян,Пашуля Иноязычные аналоги: англ. Paul арм. Պողոս белор. Павал, Паулюк болг … Википедия
Николай Петрович Кирсанов Создатель: И. С. Тургенев Произведения: «Отцы и дети» Пол: мужской Национальность: русский Семья: брат … Википедия Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы - Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия
- Каков был замысел романа «Отцы и дети»? Как отразилась в нем общественно-политическая борьба 60-х годов XIX века? Совпали ли в данном случае замыслы писателя и объективное значение его произведения?
- Каков основной конфликт в «Отцах и детях»? Показана в романе борьба двух поколений или двух идеологий?
- Кто из персонажей романа сразу приковывает к себе внимание, вызывает сочувствие? Кто может быть назван героем своего времени? Почему вы так думаете?
- Как выглядит в изображении Тургенева поколение «отцов» (братья Кирсановы, Василий Иванович Базаров)? Что вы думаете об их отношении к молодому поколению? Сочувствует им автор или презирает их?
- Какова сущность идейных споров между «отцами» и «детьми»? На чьей стороне Тургенев?
- Как вы полагаете, почему именно Павел Петрович Кирсанов стал главным противником Базарова? Что дает для характеристики каждого из них сцена дуэли?
- Каковы взгляды Базарова? Чем он вас привлекает (или отталкивает)? Почему Тургенев показывает его одиноким не только в стане «отцов», но и среди «детей»?
- Докажите, что Базаров — борец и мыслитель. В чем сущность базаровского нигилизма? Имеет ли он моральное право называть себя самоломанным?
- Как относится Базаров к своим родителям? Почему между ними не может быть духовной близости?
- Известно, что испытание любовью — трудный экзамен для тургеневских героев. Как раскрывается Базаров в любви? Как показывает Тургенев искренность и силу чувств своего героя? Достойна ли его любви Анна Сергеевна Одинцова?
- «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг». Согласны ли вы с этим мнением Д. И. Писарева? Как вы полагаете, почему роман завершается картиной смерти Базарова? Как отвечает на этот вопрос Д. И. Писарев? Почему Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?
- Какова роль пейзажа в «Отцах и детях»?
- Почему Аркадий принадлежит стану «отцов»?
- Каким образом раскрываются идейные взгляды героев в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева?
- Опишите портрет Павла Петровича Кирсанова.
- Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жиз-нью?
- Как вы понимаете значение слова «нигилист»?
- В чем слабость позиции Базарова?
Материал с сайта
Слабость позиции Базарова в тотальном отрицании всего, что выходит за рамки эмпирического познания: искусства, красоты природы, любви, религии. Сама жизнь разбивает его неприятие любви. Его материализм поверхностный и грубый, отождеств-ляющий физиологию и нравственность («у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены», значит, и «нрав-ственные качества» у всех одни и те же). Базаров не имеет пре-данных сторонников, он одинок, следовательно, обречен.
- Почему И. С. Тургенев заканчивает линию Базарова смер-тью героя?
- Каков смысл названия романа «Отцы и дети» И.С. Тур-генева?
- Какие детали портрета подчеркивают демократизм База-рова?
«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», — утверждал И. С. Тургенев. В Базарове ему рисовалась фигура незаурядная, титаническая, выросшая из народной почвы, но одинокая и потому обреченная на гибель. Основной конфликт романа автор замышлял как конфликт идеологий: умеренно-либеральной позиции «отцов» и крайне левых взглядов нигилистов (читай, революционеров, Замечает автор). Писатель хотел показать торжество демократизма над аристократией, но был уверен в поражении революционеров. Поэтому он категорически возражал против революционных выводов, сделанных Добролюбовым по прочтении «Отцов и детей», и порвал из-за этого с дорогим ему «Современником». Писатель, служивший «революции сердечным смыслом своих произведений» (из прокламации народовольцев), оказался неправ: объективное значение его романа переросло замысел, оказалось шире и убедительнее, чем предполагал Тургенев.
У Базарова характер борца. Он никогда не отступает в спорах с идейными противниками, не меняет своих убеждений, выработанных чаще всего опытным путем. Его афоризмы, часто спорные, — результат большой мыслительной работы. Нигилизм Базарова — это не отрицание ради отрицания, а твердое убеждение в том, что «наука «вообще» не существует вовсе», что на все надо смотреть критически, проверять результаты своих исследований в лаборатории и т. д. Базаров уверен, что «каждый человек сам себя воспитать должен», и в пример приводит себя. Он вправе называть себя «самоломанным», потому что никогда не уступает своим слабостям, бесстрашно отстаивает то, что считает верным.
Аркадий в эпилоге «сделался рьяным хозяином», его «ферма приносит значительный доход». Это говорит о том, что влияние
Базарова быстро исчезло — ведь Аркадий, несмотря на поиски общественного идеала вне дворянской идеологии, оставался «ли-беральным барином». Он хранитель традиций «отцов» не только в отношении культуры. Идейные взгляды героев И.С. Тургенева полнее всего раскры-ваются в спорах между Кирсановыми и Базаровым.
Павел Петрович Кирсанов — аристократ, что подчеркивается его красивыми белыми руками «с длинными розовыми ногтя-ми», «английским сьютом, модными низенькими галстуками», «удивительными воротничками». Говорит он с подчеркнутой изыс-канной учтивостью, слегка наклоняя голову.
Нигилистическое отношение Базарова к любви разбивается его же чувством к Одинцовой. Впервые он осознает, что бесси-лен отказаться от любви в угоду разуму, что попадает в зависи-мость от женщины, чьи слова, взгляд, манеры вызывают в нем бурю неодолимых страстей. После поражения в любовном по-единке Базаров теряет оптимизм, приходит к мрачным рассуж-дениям о ничтожности человека перед лицом вечности.
Понятие «нигилизм» И.С. Тургенев ввел в русский язык как обозначение системы взглядов «новых людей», вошедших в рус-скую общественную жизнь с конца 50-х годов XIX века. Ниги-лизм — это упрощенное, грубо материалистическое понимание жизни, при котором на первый план выдвигается разумное, опыт-ное познание через естественные науки, отрицается религия, искусство, красота, мораль как бесполезные в обществе. «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».
И. С. Тургенев считал, что «русские Инсаровы» пришли, но не пришло их время. Базаров — преждевременный человек, не имею-щий близкой социальной перспективы, потому он и должен был умереть.
Название имеет двойной смысл: противостояние двух общест-венных сил- либеральных дворян («отцов») и демократов-разночинцев («детей»); вечное противоречие поколений.
И.С. Тургенев во внешнем виде подчеркнул демократизм База-рова. Его лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху пло-ским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми гла-зами и висячими бакенбардами песочного цвета оживлялось спо-койной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Одевается он просто и подчеркнуто небрежно — в «длинный балахон с кис-тями», а руки у него «красные и обнаженные», никогда не но-сившие перчаток.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- отношение к любви базарова
- каковы взгляды и убеждения базарова
- каков замысел романа отцы и дети
- союз и в названии романа отцы и дети
- отцы и дети вопросы по тексту
ДЕРЕВО КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕТАЛЬ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”
Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе - все это занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной характеристики. Говоря о природе в романе “Отцы и дети”, прежде всего читатель вспомнит лес или, более конкретно, - дерево. И это имеет свой смысл, ведь некоторые герои романа имеют прямое отношение к лесу и дереву.
Сомнений не вызовет утверждение, что многие герои “Отцов и детей” зооморфны. Например, Николая Петровича Базаров прямо называет божьей коровкой, а Фенечка - кошечка во сне Базарова. А что же сам Базаров? Его уже труднее сопоставить с каким-либо животным. Возможно, он сам сопоставляет себя с лягушкой, считая, что все люди все равно что лягушка. Говоря о Базарове, нужно сказать, что он, наверное, единственный герой, у которого есть талисманы. И здесь показывает свое влияние природа, к которой Базаров относится равнодушно, даже с цинизмом: “Природа не храм, а мастерская, и человек - в ней работник”. А ведь именно природа дала ему один из его талисманов - осину. Но осина дерево очень необычное, она забирает энергию, и на нем даже вешали преступников. Почему же именно осина стала талисманом Базарова? Возможно, потому что Базаров и сам похож на осину. В разговоре с ним многие терялись, смущались, не зная, как вести себя, он как будто забирал энергию у людей, общавшихся с ним. Наверное, это и стало причиной того, что Аркадий Кирсанов последовал за Базаровым, хотя в душе не был нигилистом. Но в то же время есть версия о том, что из осины был сделан крест Христа, то есть в осине присутствует положительное начало. И, безусловно, нельзя отрицать положительные качества Базарова как человека умного и достаточно образованного. Базаров - лягушка, а ведь только она может обращаться к Богу.
Афоризмом стали слова Базарова о том, что ни один ботаник не станет рассматривать каждую березу отдельно. И говорил это Базаров, сравнивая березы с людьми. Его собственная жизнь убедила его в обратном. Он встретил такую необычную, немного таинственную женщину, как Одинцова, и полюбил ее, хотя до встречи с Одинцовой презрител
Ьно отзывался о женщинах, говорил, что свободно мыслит между женщинами только урод. А ведь береза, с которой он сравнивал людей, - дерево, которое отдает энергию, в отличие от осины.
Еще один яркий персонаж “Отцов и детей” - это Павел Петрович Кирсанов. И если Базарова мы сравниваем с осиной, то Павел Петрович - это лес. Лес состоит из деревьев-людей, что говорит отчасти в его пользу, отчасти - нет. Павел Петрович - человек достаточно сильный, но все же он не смог побороть себя при встрече с княгиней Р. Именно в лесу живут божьи коровки, и кошку можно там найти, и лягушку. Поэтому, наверное, Павел Петрович в результате начинает понимать Базарова, ведь лягушка - талисман Базарова. У Базарова с Павлом Петровичем больше сходства, чем различий, и это подтверждается тем, что лягушка живет в лесу. И еще Базаров - это и червь, и орел и Павел Петрович - и апостол Павел, и “маленький”.
Мотив дерева мы видим и во время встречи Аркадия Кирсанова с Катей Одинцовой. Они сидели под ясенем, который способствовал их любви, оберегал. Они, наверное, почувствовали это и поэтому встречались именно там.
В сцене под стогом, когда там отдыхали Базаров и Аркадий, присутствует мотив дерева. Падает кленовый лист. А кленовый лист напоминает крест и принимает значение ключа к жизни, обращения к Богу.
И в переломном моменте романа - дуэли - тоже присутствует мотив дерева: дуэль проходила за рощей, эта роща скрывала дуэлянтов, и никто не догадался о том, что же на самом деле произошло между Базаровым и Павлом Петровичем.
Базаров, всю жизнь насмехавшийся над прекрасным, в конце жизни задумался, зачем он жил, нужен ли он России? Любовь и природа победили его холодность и равнодушие, и над его могилой мы видим две прекрасные елки, посаженные заботливыми рукам! его родителей.
Мотив леса и дерева прослеживается на протяжении практически всего романа и имеет немаловажное значение. Это и средство характеристики персонажей, и средство выражения авторской позиции. Надо обладать большим мастерством, чтобы, казалось бы, небольшие детали сделать значимыми. И Тургенев, обладая этим даром, вложил неоспоримый по важности и необходимости смысл в описания и упоминания леса и дерева.
На этой странице вы найдете характеристику любого героя романа
"Отцы и дети"
Евгений Васильевич Базаров
Евгений Васильевич Базаров, главный герой романа "Отцы и дети" И.С. Тургенева, является одним из самых ярких персонажей русской литературы XIX века.
Базаров – разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный, умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Он не признает искусство и романтику ("Рафаэль гроша медного не стоит", "Я нахожу, что говорить красиво - непристойно"), не восхищается природой ("природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник"), не верит в любовь и брак.
Аркадий Николаевич Кирсанов
Аркадий Николаевич Кирсанов - молодой дворянин, сын Н.П. Кирсанова и друг Е.В. Базарова, которого считает своим духовным наставником. В отличие от своего друга, к «нигилизму», то есть неприятию всего, он относится поверхностно, не углубляясь в подробности. Его привлекает ощущение свободы в этом учении и независимость от авторитетов. Это очень характерно для молодых людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. И в то же время, все эти нигилистические взгляды прекрасно сочетаются в его душе с другими свойствами, очень далекими от нигилизма.
По своей натуре Аркадий Кирсанов очень добрый человек.
Он видит в людях только хорошее, не испытывает ни к кому ненависти, жалеет родителей Евгения. Для убежденного нигилиста – это признак слабости.
Николай Петрович Кирсанов
Николай Петрович Кирсанов – дворянин, отец Аркадия Кирсанова, вдовец. Николай Петрович – человек слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. Этот герой стремиться осуществить в жизни свой романтический идеал – трудиться и искать счастье в любви и искусстве. Николай Кирсанов пытается не отстать от времени. Он, в меру своих сил, преобразовывает имение, устанавливает новые отношения с крестьянством. Он любит природу, поэзию, музыку. Евгений Базаров называет Кирсанова "божьей коровкой" за его доброту и мягкость. У него есть жена – молодая девушка Фенечка и маленький ребенок.
Павел Петрович Кирсанов
Павел Петрович Кирсанов – дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему 45 лет, «весь облик…,изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и…стремление вверх, прочь от земли…»
В молодости герой пережил личную драму. Блестящая карьера и успехи в обществе Павла Кирсанова были прерваны трагической любовью героя, которая закончилась гибелью его возлюбленной, княгини Р. После этого потрясения П.П. Кирсанов отказывается от надежд на счастье, переезжает в деревню к брату, где пытается помочь ему в ведении хозяйства. Он ратует за идею достоинства и прав личности, за самоуважение, честь и свободу каждого человека. Этот герой убежденно отстаивает свои идеи: он вызывает Базарова на дуэль. Идеи П.Кирсанова. несомненно хороши, но очень далеки от реальной жизни. Его жизненные идеалы не способны сделать счастливым даже самого героя: он так и остается несчастным и одиноким. Павел Петрович – человек несбывшихся мечтаний и несостоявшейся судьбы.
Анна Сергеевна Одинцова
Анна Сергеевна Одинцова – аристократка, в которой проявляются черты, свойственные новому поколению дворян: отсутствие снобизма и высокомерия, свобода суждений и демократизм. Она умна и горда. Ее умерший старик-муж оставил огромное наследство. Это позволяет героине жить независимо и делать то, что ей вздумается. Только Анне Сергеевне давно уже ничего не хочется: «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу…Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет…Мне и не хочется идти». За безмятежным спокойствием и размеренным существованием героини скрывается ее душевная холодность, неспособность к увлечениям, равнодушие, эгоизм. Сам Базаров говорит А.С. Одинцовой о том, что она хочет полюбить, но не способна на это. И в этой душевной холодности заключается ее несчастье.
Фенечка – один из самых светлых образов в романе. Она - крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть признал определенные ее права и не скрывал, что Митя - его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался с Фенечкой: "Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность" Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни.
Екатерина Сергеевна Локтева
Екатерина Сергеевна Локтева – младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Катерина Сергеевна робкая, молчаливая, "беспрестанно краснеет и быстро переводит дух", больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами. Катерина была естественная, добрая, нежная, простая. С ней было легко и приятно общаться "Она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи...".
Княгиня Нелли Р.
Княгиня Нелли Р. – возлюбленная Павла Петровича Кирсанова. У них не складываются отношения. После разрыва Павел Петрович теряет смысл жизни. Спустя много лет Павел Петрович по-прежнему помнит о ней.
Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. Она очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Кукшина интересуется положением женщин во всем мире («женским вопросом») , увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У Кукшиной несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В «нигилизме» она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом» . В романе этот образ дан в сатирических тонах.
«Базаров Отцы и дети» - Критики о романе. -В теперешнее время полезнее всего отрицать - мы отрицаем. Не только искусство, поэзию…но и…страшно вымолвить… Что за роскошь «Отцы и дети»! Я с вами не согласен, Евгений Базаров. «Рафаэль гроша медного не стоит». А.П. Чехов. Просто хоть караул кричи. Урок-Семинар. А.В. Луначарский.
«Тургенев Отцы и дети» - Собрать информацию о Евгении Базарове. 2 группа. Ю.В. Лебедев. П. Вайль, А. Генис. «Отцы и дети» -едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Василий Иванович Базаров. 3 группа. Социально-философский, полемический. Николай Петрович Кирсанов. 4 группа. Павел Петрович Николай Петрович Старики Базаровы Аркадий, Кукшина и Ситников.
«Тургенев писатель» - До августа 1839 Тургенев живет в Берлине. Творчество И.С.Тургенева. Вопрос: Урок по литературе в 10 классе. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. Связь с русскими революционерами. Последние годы жизни. Юные годы писателя. Жизнь за границей. Тургенев и общеевропейская литература.
«Муму урок» - Обобщение по уроку. 2004 – 2009гг. обучения на филологическом факультете УлГПУ. Т.Г.Бучугиной. Кл.рук. – Масагутова Н.А. Учитель рус. языка и литературы–Маданова Г.Д. 1994 – 2002 гг. обучения в Старомайнской СОШ №1. Технические средства: использование Mmd-презентации; использование аудиозаписи. Группа исследователей под руководством к.п.н., доц.
«Рассказ И.С.Тургенева Муму» - Герасим и Муму. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. В отличие от Андрея, Герасим не простил своей госпоже смерти Муму и ушел в деревню. Из истории создания рассказа «Муму». В таких условиях и был написан рассказ «Муму». Р.Касимов: «Герасим-невыдуманный герой рассказа И.С.Тургенева. А Герасим,мне кажется, в конце концов, взбунтовался.
«Ася Тургенев» - Повесть «Ася» (1858). Портрет И.С.Тургенева. 1872. В.А.Недзвецкий. МОУ Томинская СОШ. 2009 – 2010 учебный год. В.Г.Перов. Подготовила Чуйдук Н.А., учитель русского языка и литературы I категории. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-83), русский писатель. Тургенев Иван Сергеевич Повесть «Ася».
Всего в теме 43 презентации