«Гранатовый браслет» главные герои. «Гранатовый браслет», анализ рассказа


_____________________________________________________________________________

Действие рассказа разворачивается в начале ХХ века на черноморском побережье. Княгиня Вера Николаевна отмечает свои именины на даче. К ней съезжаются гости- большей частью родственники. В самый разгар застолья Вере Николаевне передают сверток, в котором она обнаруживает гранатовый браслет грубой работы и записку, подписанную инициалами Г.С.Ж.

Вера Николаевна узнает почерк человека, до замужества преследующего ее дерзкими и полными обожания письмами. Она показывает письмо мужу, вскоре новость об очередном письме Г.С.Ж. становится известной всем гостям. Муж Веры Николаевны, Василий Львович, и её брат, Николай Николаевич, принимают решение найти Г.С.Ж. и пресечь его переписку с княгиней Верой.

Вечером Вера Николаевна и ее сестра Анна провожают своего названного дедушку, генерала Аносова, до экипажа. Генерал Аносов спрашивает внучку об истории с Г.С.Ж.. Та без утайки все рассказывает. Аносов сожалеет о том, что на свете нет настоящей, бескорыстной любви. Во всяком случае, он ни разу такой не видел. Он рассказывает Вере о двух подобных чувствах, закончившихся печально для влюбленных. Но может быть, этот Г.С.Ж. и есть та самая настоящая Верина любовь? Княгиня Вера провожает Аносова до экипажа и с неприятным чувством возвращается домой.

Через некоторое время Шеин и Мирза-Булат-Тугановский наносят визит Г.С.Ж., оказавшемуся мелким чиновником Желтковым. Придя в его скромное жилище, они встречают человека лет 30, растерянного и нервного. Николай Николаевич начинает требовать Желткова прекратить всякое общение с Верой Николаевной, угрожать ему полицией. Вначале Желтков слушает его внимательно и признает за собой все, что вменяется ему в вину, но когда начинаются угрозы, Желтков просто перестает замечать Булат-Тугановского и дальнейшее объяснение происходит между Желтковым и Шеиным. Хозяин объясняет гостям, что не в силах разлюбить Веру Николаевну, и только она властна им распоряжаться. Он звонит княгине, она не желает говорить с ним.. Желтков возвращается к гостям, обещает больше не доставлять беспокойств семье Шеиных и просит только дозволения написать последнее письмо Вере Николаевне. Шеин соглашается.

Вечером Василий Львович передает жене содержание разговора. Она подавлена. Ей кажется, что Желтков собирается убить себя.

На следующий день Вера Николаевна узнает из газеты о смерти своего тайного обожателя. Весь день ее одолевает беспокойство, ей вспоминаются слова генерала Аносова о настоящей любви. Вечером ей приходит прощальное письмо от Желткова. Он вспоминает об их первой встрече и просит Веру сыграть в его память сонату Бетховена.

Вера Николаевна решается ехать в город и поглядеть на умершего.

На следующий день она без труда находит дом Желткова и, глядя на его тело, понимает, что «главная любовь ее жизни прошла мимо нее». Квартирная хозяйка передает ей записку от Желткова с названием все той же сонаты Бетховена.

Вера Николаевна приезжает домой. Она рада, что в доме нет ни мужа, ни брата. Княгиня просит свою подругу-пианистку сыграть ту сонату в память Желткова. Прижавшись к стволу акации, Вера рыдает. На расспросы подруги она отвечает, что теперь все хорошо, и что он, должно быть, уже простил ее.

===================



    • образ Желткова;

    • образ Веры Николаевны Шеиной;

    • образ Василия Львовича Шеина;

    • образ Анны Николаевны Фриессе;

    • образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановский;

    • образ генерала Аносова.
_____________________

Образ Желткова:

…он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти.

…глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившею всю его человеческую жизнь…


Образ Веры Николаевны Шеиной:

Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…

…что касается Веры- та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры…

Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна.


Образ Василия Львовича Шеина:

Князь Шеин,несмотря на своё видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т.д.

…у него (Шеина) была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом являлся кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьёзным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха.
Образ Анны Николаевны Фриессе:

…Анна, - наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа…с надменным выражением в маленьком, чувственном рте…-лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт…в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Её грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая крастоа ее сестры.

Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком…мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей…больше она решила не иметь детей и не имела.

Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту…но никогда не изменяла мужу…

Была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища…но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество.
Образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановского:

Холостой брат Веры Николаевны, товарищ прокурора…Николай из скупости (он и в самом деле был скуповат)…


Образ генерала Аносова:

…тучный, высокий, серебряный старец…У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть.

…этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, о трогательные и глубокие черты…те чисто русские, мужицкие черты… состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечному терпению и поразительной выносливости.

===================


3. Охарактеризуйте систему персонажей рассказа.

Первая пара образов-антиподов- Вера Николаевна и ее сестра Анна, непохожие друг на друга как внешне, так и внутренне, несмотря на родственные узы. Чистоту, цельность образа Веры Куприн противопоставляет многоликой, противоречивой Анне.

Желткову, мещанину, способному испытывать сильнейшее чувство по отношению к Вере Николаевне, противопоставляется Шеин. Василий Львович в общем неплохой человек, но испытывать подобные чувства он не может и, несмотря на свое благородное происхождение, ведет себя, как паяц, когда демонстрирует альбом гостям.

Его сестра, Людмила Дурасова, типичная матрона, любящая светские сплетни- герой-антипод генерала Аносова, философствующего добряка, верящего в настоящую любовь.

Во время сцены визита к Желткову героями-антиподами становятся Булат-Тугановский и Шеин. Николай Николаевич полностью захвачен своей «миссией», не замечая вокруг себя никого. Он разоблачает и угрожает, скатываясь до полного отсутствия вежливости (очевидно, сказывается профессиональная привычка). Перед нами человек черствый и косный, не способный считаться с чувствами других людей.

Совсем не таков Василий Шеин. Он сразу понимает, что за человек перед ним, шестым чувством распознает что-то необычно-трагическое в фигуре Желткова. Князь не в состоянии понять его, но и не может встать на его пути. Читатель сразу понимает, что, несмотря на скабрезные надписи в альбоме, Василий Львович тонко чувствующий человек, способный на сопереживание и понимание.

===================


  1. В чем, на Ваш взгляд, проявляется жанровое своеобразие рассказа?
_____________________
===================

  1. Определите и проанализируйте кульминационную сцену в рассказе.
.

_____________________

На мой взгляд, кульминационной сценой в рассказе является сцена визита Шеина и Булат-Тугановского в дом Желткова. Именно в этот момент происходит развязка, во время разговора Желтковым разрешается проблема его дальнейшего существования. Также именно в этой сцене автор знакомит читателя с настоящим, невыдуманным остряками Желтковым.

Итак, в доме Желткова мы видим сначала «заплеванную лестницу, пахнущую мышами, кошками, керосином». В подъезде так темно, что неразличим даже номер квартиры. Сама квартира Желткова состоит из низкой и широкой комнаты, «похожей на кают-компанию парохода».Для автора при описании дома Желткова очень важна художественная деталь, помогающая глубже раскрыть образ героя. То, что чиновник живет в грязном доме под самой крышей, свидетельствует о его стесненном финансовом положении. Хозяин не стремится привнести уюта в свое жилище: единственное украшение- скатерть на столе. Однако, несмотря на отсутствие средств, человеку характерно окружать себя уютом, чего мы не видим у Желткова. Таким образом перед глазами читателя предстает человек, настолько погруженный в свои личные переживания, в свой внутренний мир, что ему безразлична окружающая реальность.

Сам хозяин квартиры с нежными мягкими волосами, детским подбородком и голубыми глазами более похож на поэта, нежели на мелкого чиновника. Это разительное несоответствие между его внутренним миром и тем, кем он является, усиливается, когда Желтков заговаривает о своей любви.

Хозяин необычайно смущен нежданным визитом. Николай Николаевич пользуется замешательством Желткова, и начинает устраивать тому настоящий допрос(вероятно, сказывается профессиональная привычка). Желтков соглашается на все обвинения с видом человека, которому нечего скрывать и нечего стесняться. Для человека, оказавшегося в подобной ситуации, он ведет себя со всем мыслимым достоинством.

Поведение Шеина разительно отличается от того, как ведет себя Николай Николаевич. Он с первых минут понимает, что здесь «происходит трагедия», которую он не может постигнуть. На Желткова он глядит «не отрываясь, с недоуменным и жадным, серьезным любопытством». В этой сцене проявляются такие качества Шеина, как врожденная чуткость и способность сопереживать. Желтков сразу чувствует, к кому ему следует обратиться. И Василий Львович действительно не может сказать чего-либо против. Желтков, волнуясь и бесконечно прерываясь, открывает свою душу. Автор все время сравнивает Желткова с мертвецом: «губы у него были бледные и не двигались, как у мертвого». Читатель может понять, что с жизнью его связывает только любовь к Вере Николаевне. Желткова ничего более не интересует в жизни. Эта удивительная любовь была смыслом его земного существования, и теперь, когда он понимает, что зашел слишком далеко, но обратного пути уже нет, он превращается в мертвеца. Последняя нить, которая еще держит его- сама княгиня. Но после короткого разговора Желтков понимает, что в его жизни больше нет смысла, ибо его любовь не нужна и самой Вере.

Он возвращается в комнату спокойным. То, на что он не может решиться сам, решила, сама того не ведая, Вера. Ее же желанию он не в силах воспротивиться. Выбор для Желткова сделан, проблема дальнейшего существования его чувства и его самого решена.

Герой испытывает в этот момент катарсис.

Этот эпизод является миттельшпилем рассказа. Герой, поставленный перед поистине шекспировским вопросом, сделал свой выбор.


===================

  1. Проанализируйте композиционное своеобразие рассказа.

_____________________


===================

  1. Исследуйте стилистические особенности рассказа.
_____________________

Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» пронизан романтикой. Образы и персонажи очень характерны и ярки. Основные стилистические приемы текста- это антитеза (система образов в рассказе, поведение героев, противопоставление обыденности жизни уникальному в своем роде чувству Желткова) и оксюморон (используется при изображении Желткова- несоответствие характера и роли персонажа в рассказе его общественному положению и образу жизни).

Очень интересен прием введения в рассказ «музыкального сопровождения», который особенно усиливает впечатления от прочитанного в конце произведения, в момент, когда Вера слушает игру Женни Рейтер. Мелодия, соединенная со словами автора о любви, которая победила саму смерть, вызывает у читателя очень сильные эмоции.

Куприн очень тщательно прорабатывает образы и характеры героев. Каждый из них по-своему самобытен. В начале рассказа автор приводит достаточно длинные жизнеописания Анны Николаевны и генерала Аносова.

Однако, несмотря на обилие деталей, нельзя не заметить, что все образы рассказа несколько надуманы и не реалистичны. К каждому герою можно поставить клише: Желтков- идеальный влюбленный, Вера Николаевна- верная супруга и добродетельная мать, генерал Аносов- любимый дедушка (причем в более широком смысле, чем в рамках семьи: в городе К., где он служит комендантом, с ним обращаются, как с дедушкой- любят и уважают, добродушно посмеиваются над его старческими причудами).

Поэтому, на мой взгляд, «Гранатовый браслет» нельзя назвать в полной мере реалистическим произведением. Характеры героев, их мотивации и поступки, идеалистическое представление о любви и трагический конец делают произведение близким к сентиментализму. Я считаю, что «Гранатовый браслет» во многом напоминает « Бедную Лизу» Н.Карамзина сюжетной линией, характерами и общим впечатлением.

Эти произведения оставляют после себя легкий налет тоски по прекрасным временам и высоким чувствам.

===================

Анализ проблематики


  1. Раскройте купринское понимание темы любви.
_____________________

Изображение любви в произведениях Куприна можно сравнить с картинами Рафаэля. В своих рассказах он склонен идеализировать любовь. Куприн восторженно принимает любовь как чудо, старается показать читателю ее лучшие стороны. Как правило даже обстоятельства, в которых зарождается чувство, необычны (как, например, в рассказе «Олеся»- в ведьминой хижине в лесной глуши). Образы любящих- это образы красивых внешне и внутренне людей, яркие и характерные.

В понимании Куприна, любовь-это светлое и «однородное» чувство. На протяжении повествования могут меняться обстоятельства, но отношения героев друг к другу не меняются. Чувство любви прекрасно, но статично. Желтков влюбляется в Веру Николаевну с первого взгляда, и чувство его не претерпевает изменений спустя годы. И, судя по тому, что в конце рассказа чувствует Вера, он не перестает любить ее и после смерти. «Да святится имя твое», -поет музыка Вере. Эти слова можно назвать лейтмотивом любовной темы у Куприна. Он возводит чувство любви в культ и поднимает до неземных высот. Хотя, к сожалению, его изображение этого чувства тоже не может быть названо реалистичным.

Основная трагедия любви-это невозможность соединения влюбленных («Гранатовый браслет», «Олеся»). Однако самое характерное то, что проблема эта исходит не изнутри отношений героев, а извне- т.е. им мешают обстоятельства, побороть которые они не в силах, да и не пытаются (социальные различия в «Олесе», «Гранатовом браслете».) У Куприна любовь скорее созерцательная, нежели борющаяся. Я полагаю, что такой взгляд на любовь был бы более оправдан и характерен для писателя-сентименталиста начала ХIХ века, нежели для человека, живущего и творящего в начале века двадцатого.


===================

  1. Охарактеризуйте романтические черты, использованные при создании образа Желткова
_____________________
===================

  1. Традиции Ф.М.Достоевского в трактовке темы «униженных и оскорбленных» в рассказе Куприна.
_____________________

Истоки темы «униженных и оскорбленных» следует искать глубоко в русской литературе. Иначе говоря, это переформулированные социальные темы, которые мы находим еще у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву».Очень близка к ней тема «маленького человека», освещенная в «Станционном смотрителе» Пушкина и «Шинели» Гоголя.

Тема «униженных и оскорбленных», впервые прозвучавшая в одноименной повести Ф.М.Достоевского, нашла свой отголосок в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».

А.Куприн очень своеобразно трактует эту тему. Желтков, главный герой рассказа, мелкий чиновничек, еле сводящий концы с концами, самым главным и смелым поступком которого, на первый взгляд, является растрата казенных денег. Казалось бы, перед нами очередной Акакий Акакиевич, маленький «серый» человечек, обреченный влачить жалкое существование до конца дней.

Однако, присмотревшись к Желткову, читатель понимает, что для Куприна этот образ не так однозначен. Я бы даже назвала образ Желткова в рассказе «Гранатовый браслет» амбивалентным. Внешней непримечательности, обыденности героя автор противопоставляет его сильнейшее чувство. Нельзя не брать в расчет, что на подобные чувства способны только сильные персонажи. Это несоответствие было бы довольно странным, если бы Желтков не объяснял его сам: «…случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота у будущем счастии людей- для меня вся жизнь заключается только в Вас...» То есть Желтков для автора при всей своей внешней заурядности- необычайная личность, возможно, не встреть Желтков Веру Николаевну, он смог бы доказать это обществу. Но случилось так, что всю свою энергию он направил во имя служения «прекрасной даме».

У Желткова два лица: одно из них- лицо пошлого чиновника-растратчика он показывает всему миру, другое, настоящее, лик любви и обожания, он оборачивает к Вере Николаевне.

Куприн не случайно выбрал для влюбленного героя именно такой образ. Как известно, чем больше влюблен человек, тем сильнее он может поменяться ради своего возлюбленного. Две крайности одной и той же сущности Желткова доказывают исключительность его чувства. Ведь, будь он светским повесой, читатель был бы менее склонен верить в святость его любви.

Трактовка темы «униженных и оскорбленных» в творчестве Куприна необычайно интересна. Впервые в русской литературе «маленький человек» из жалкого страдальца превращается чуть ли не в святого. При этом автор искусно лавирует между такими полярными понятиями, как смерть во имя любви и казенная растрата в одно и то же время, не опошляя при этом образа главного героя.

Для Куприна проработка этой темы не является самоцелью, основной темой рассказа, но средством художественной выразительности текста.
===================
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Тема любви в прозе И.Бунина и А.Куприна.

  2. Особенности изображения образа природы в рассказе «Гранатовый браслет»

  3. Своеобразие конфликта в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».
А.А. Блок (1880-1921)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами


  1. Расположите все программные стихотворения Блока в хронологическом порядке, указывая год написания и цикл, в который они включены.
_____________________
===================

  1. Из программных стихотворений приведите цитаты, иллюстрирующие

    • эволюцию образа Прекрасной Дамы;

    • трактовку темы поэта и поэзии;

    • образ России.
(указывайте цитируемое стихотворение).

_____________________


===================

_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Уточните свои представления о символизме как литературном направлении. Каким образом символистское мировосприятие Блока преломляется в его лирике?
_____________________
===================

_____________________
===================

  1. Проанализируйте композиционное своеобразие цикла «На поле Куликовом».
_____________________
===================

  1. Найдите в программных стихотворениях христианские символы и определите их роль.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Проанализируйте некрасовские и лермонтовские мотивы в лирике Блока.
_____________________
===================

  1. Проследите на примере программных стихотворений усиление реалистического начала в художественном сознании Блока.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте конфликт мечты и реальности в лирике Блока.
_____________________
===================
«ДВЕНАДЦАТЬ»

Работа с текстом


_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие

    • образ Катьки;

    • образ Петьки;

    • образ Андрюхи;

    • образ России.
_____________________
===================


  • метафора;

  • эпитет;

  • гипербола;

  • гротеск;

  • катахреза.
_____________________
===================

  1. Приведите и прокомментируйте примеры, иллюстрирующие:

  • ритмическое своеобразие поэмы;

  • своеобразие рифм;

  • своеобразие инструментовки стиха.
_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


_____________________
===================

  1. Проанализируйте стилистические особенности поэмы.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте систему образов поэмы.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Как современники отреагировали на появление поэмы (рассмотрите трактовки И.А. Бунина, Вяч. Иванова, З. Гиппиус)?
_____________________
===================

  1. Как преломились в поэме идеи Достоевского?
_____________________
===================

  1. Как соотносятся образы России и Катьки?
_____________________
===================

  1. Определите ключевую роль любовной интриги в поэме.
_____________________
===================

  1. Как Вы понимаете идейно-художественную функцию образа Христа в поэме? Как этот образ соотносится с евангельской проблематикой?
_____________________
===================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Основные мотивы лирики Блока.

  2. Образ России в поэзии Блока и Некрасова.

  3. Лирический герой поэзии Блока.

С.А. Есенин (1895-1925)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами


  1. Расположите все программные стихотворения Есенина в хронологическом порядке, указывая год написания и сборник, в который они включены.
_____________________
===================

  1. Приведите наиболее важные цитаты, характеризующие лирического героя (указывайте цитируемое стихотворение).
_____________________
===================

  1. Приведите наиболее выразительные цитаты, иллюстрирующие

    • своеобразие цветовых эпитетов;

    • образ России;

    • образ любимой.
_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Уточните свои представления об имажинизме как литературном течении. Охарактеризуйте формы проявления поэтики имажинизма в лирике Есенина (уделите особое внимание своеобразию есенинской метафоры).
_____________________
===================

  1. Определите своеобразие хронотопа в лирике Есенина.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте любые три программных стихотворения в соответствии со схемой разбора лирического произведения, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений».
_____________________
===================

  1. Приведите примеры использования приема олицетворения и определите его художественную функцию.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Рассмотрите тему России в лирике Есенина. Сопоставьте есенинскую трактовку темы с блоковской.
_____________________
===================

  1. Рассмотрите природный мир как основу поэтики Есенина, проследите эволюцию образа природного мира.
_____________________
===================

  1. В чем, с Вашей точки зрения, выражается народность творчества Есенина?
_____________________
===================

  1. Сформулируйте и раскройте основные философские мотивы лирики Есенина.
_____________________
===================
«АННА СНЕГИНА»

Работа с текстом


  1. Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания поэмы.
_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие следующие художественные приемы:

  • метафора;

  • сравнение;

  • эпитет;

  • гипербола;

  • гротеск;

  • ирония.
_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие наиболее значимые характеристики героев.
_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Проанализируйте композиционное своеобразие поэмы.
_____________________
===================

  1. Рассмотрите письма как одну из форм раскрытия внутреннего мира героев поэмы и как средство анализа происходящих в общественной жизни процессов.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте жанровые особенности поэмы как лиро-эпического произведения.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте метафоры и метафорические эпитеты как средство раскрытия мироощущения лирического героя.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Определите своеобразие есенинской трактовки темы Родины в поэме.
_____________________
===================

  1. Как, на Ваш взгляд, соотносятся автор и герой в поэме?
_____________________
===================

  1. Соотнесите любовную и общественную коллизии в поэме.
_____________________
===================

  1. Как внутренняя раздвоенность лирического героя (сознание необходимости перемен – и неспособность примириться с ними) отразилась в поэме?
_____________________
===================
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

  1. Тема Родины в лирике Блока и Есенина.

  2. Сюжетно-композиционные особенности поэмы Есенина «Анна Снегина».

  3. Русская деревня в изображении Есенина.

Одним из самых известных творений Александра Куприна является «Гранатовый браслет». Жанр этого произведения определить не так просто. Его называют и повестью, и рассказом. В чем заключается разница между этими жанрами? И к какому из них все-таки относится «Гранатовый браслет»?

Сюжет

Произведение «Гранатовый браслет», жанр которого будет определен в этой статье, посвящено необыкновенной, неземной любви. Главные герои - семейная пара Вера и Василий Шеины. Действие происходит в небольшом провинциальном городе на берегу моря. Василий Шеин занимает почетную должность руководителя дворянства, что ко многому обязывает. Он присутствует на званых обедах самого высокого уровня, имеет соответствующий облик, и его семейная жизнь является образцовой. С женой Василия связывают дружные, теплые отношения. Вера давно не испытывает страстную любовь по отношению к мужу, но понимает его с полуслова, что можно сказать и о Василии.

Завязка происходит в пятой главе, когда в доме Шеиных празднуют именины хозяйки. Незаметно от гостей Вера получает подарок и приложенное к нему довольно пространное письмо. В послании - объяснение в любви. Подарок представляет собой массивный дутый браслет из низкопробного золота, украшенный гранатом.

Позже читатель узнает предысторию. Автор письма еще до замужества Веры забрасывал ее Но однажды втайне от мужа она в письменной форме запретила ему отправлять подобные послания. Отныне он ограничивался лишь поздравлениями на Новый год, Пасху и именины. Переписку он не прекратил, однако же о любви больше в своих посланиях не заговаривал.

Родные Веры, а в особенности брат Николай, были крайне возмущены подарком. И потому решили предпринять действенные методы по нейтрализации неугомонного поклонника. Однажды Василий и Николай отправились прямо домой к человеку, который более восьми лет безответно любил Веру, и в настойчивой форме потребовали прекратить письма. Также дарителю был возвращен гранатовый браслет.

Жанр

В литературе встречаются различные виды произведений: от небольшого лирического стихотворения до масштабного романа в нескольких томах. Выше было изложено вкратце содержание произведения «Гранатовый браслет». Жанр его необходимо определить. Но прежде стоит несколько слов сказать об этом литературном понятии.

Жанр - совокупность произведений, обладающих какими-либо характерными общими признаками. Это может быть и комедия, и очерк, и поэма, и роман, и повесть, и рассказ. Рассматривать будем два последних варианта. Жанр «Гранатового браслета» Куприна, разумеется, не может быть ни комедией, ни поэмой, ни романом.

Отличие между рассказом и романом существенное. Эти жанры спутать невозможно. Главная особенность рассказа - малый объем. Провести границу между ним и повестью значительно сложнее. Но отличие все-таки есть. В повести описываются события, которые являются составляющими одного цельного сюжета. Этот жанр зародился во времена Древней Руси. Первыми его примерами были произведения о подвигах русских воинов. Значительно позже этот жанр стал развивать Карамзин. А после него - Пушкин, Гоголь, Тургенев. Для повести характерно равномерное неторопливое развитие событий.

Этот жанр представляет собой небольшое реалистическое произведение. Оно напоминает западноевропейскую новеллу, но многие литературоведы выделяют рассказ в отдельный, особенный вид произведения. Для рассказа характерна неожиданная развязка. Этот жанр от повести отличается отсутствием предыстории, ограниченным числом персонажей, сосредоточенностью вокруг основного события.

Так все-таки - рассказ или повесть?

В начале статьи был изложен сюжет произведения «Гранатовый браслет». Какой жанр приходит в голову после прочтения этого произведения или даже его краткого пересказа? Несомненно, повесть. В «Гранатовом браслете» изображены персонажи, которые не имеют прямого отношения к основным событиям. Некоторые упоминаются вскользь, другие - весьма подробно. В произведении дана развернутая характеристика Анны - младшей сестры Веры. К тому же довольно подробно представлена биография генерала Аносова - друга семьи Шеиных. Он не просто только изображен автором ярко и красочно. Его присутствие в сюжете имеет символическое значение. Аносов обсуждает с Верой тему «настоящей любви, на которую мужчины теперь не способны». Он также произносит существенную фразу о чувстве, которое встретилось Вере на жизненном пути и о котором мечтает каждая женщина в мире. Но герой этот на ход событий никак не влияет. Его значение в сюжете лишь символическое.

Следует также напомнить, что в присутствует предыстория. Вера рассказывает тому же Аносову о событиях последних лет, а именно о поклоннике, который преподнес ей компрометирующий подарок. Все это позволяет с уверенностью заявить, что жанр произведения Куприна «Гранатовый браслет» - повесть. Хотя стоит добавить, что это понятие присуще исключительно русской литературе. В других языках оно не имеет точного аналога. В английском и немецком, например, произведение Куприна названо новеллой. А потому, тот, кто определит «Гранатовый браслет» рассказом, не совершит грубой ошибки.

Историю любви, легшую в основу рассказа, писатель услышал летом 1906 года в гостях у члена Государственного совета Дмитрия Николаевича Любимова. Супруги Любимовы показали Куприну семейный альбом. Там были иллюстрации к письмам, которые супруга Любимова получала от человека, подписывающегося инициалами П. П. Ж. (им оказался мелкий почтовый чиновник Петр Петрович Желтиков). Куприн творчески переосмыслил услышанное и силой своего таланта превратил обычный эпизод в историю любви, о которой веками мечтают и тоскуют «лучшие умы и души человечества - поэты, романисты, музыканты, художники». В отличие от героя рассказа Куприна, Желтиков не застрелился, а был переведен в провинцию, где затем женился. Но он послужил реальным прототипом для создания героя, покорившего наши сердца силой и чистотой своего чувства.

Обычно в рассказах Куприна можно обнаружить своеобразный свернутый «сюжет в сюжете», который исподволь намекает на будущие события и сюжетные повороты. В гранатовом браслете таким «Сюжетом в сюжете» становится письмо Желткова, объясняющее свойства браслета.

В Гранатовом браслете, как и во многих других своих историях, автор использует прием зеркального отражения, т.е. показывает разные представления об одном и том же явлении-любви вообще и безответной любви Желткова (рассказ генерала Аносова, альбом шаржей и т.д.). Сюжет организован таким образом,что герои оказываются разлучены силой обстоятельств, разным соц.положением(она-замужняя женщина из высшего общ-ва, он-простой телеграфист,не имеющий никаких шансов на взаимность). Внешняя канва сюжета мелодраматична. Но произведению сообщает философскую полноту муз.тема: эпиграфом к «Гранатовому браслету» взято название сонаты Бетховена. В финале рассказа героиня слушает как раз эту вещь Бетховена, и ее внетр.монолог о любви звучит как стихотворение в прозе, вторит музыке, в нем есть что-то от акафиста, со всей силой показывая, как сбывается «пророчество» телеграфиста. Музыкальная тема «Аппассионаты» утверждает высокую силу любви. Музыка в рассказе вообще играет очень важную роль, не случайно название второй сонаты Бетховена вынесено в эпиграф. Оно служит ключом к пониманию всего произведения. «Молитва о любви» проходит лейтмотивом через все произведение и мощно звучит в его финале. То, что не сумел выразить словами влюбленный чиновник контрольной палаты, «рассказала» музыка великого композитора.

Значит.роль играют в формировании сюжета детали, которые становятся сюжетообразующими и, повторяясь, обретают символический смысл. Такой деталью в «Г.б.» является сам браслет.

Композиция рассказа максимально реализует идею рассказа. Начало повествования: описание увядающего сада символизирует жизнь Веры, в которой были и весна, и лето, а теперь наступает осень. На именинах у Веры присутствуют гости из аристократического круга, ведутся шутливые разговоры о любви П. П. Ж. к Вере. Муж Веры даже показывает рисунки, смешно иллюстрирующие чувство телеграфиста к Вере. Ведутся пошлые разговоры, и Вера стесняется их. Куприн вводит в рассказ вставные новеллы о любви, которые рассказывает генерал Аносов. И именно он говорит о том, что существует настоящая любовь, которая бывает в жизни очень редко. Вера жадно слушает его слова, она примеряет их на себя, но, конечно же, не может связать их с Желтковым, бедным чиновником. Наконец, сцена в квартире Желткова, которая является кульминацией рассказа и доводит действие до высшей точки. Далее начинается спад, но в последней сцене звучат аккорды сонаты Бетховена, и вновь звучит тема любви, переходящая в торжествующую песнь. Композиционным довершением является эпиграф к рассказу, смысл которого становится понятным только в последней сцене. Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а о пробуждении ее души. Сложность его замысла –раскрыть стремительную душевную метаморфозу-предопределяет поэтику всего рассказа, который полон конкретных, живых зарисовок.

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет» — реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.

Сюжет

«Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.

Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.

Тема любви

Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. вы можете прочитать на нашем сайте.

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Главные герои (характеристика)

  1. Желтков работал мелким чиновником в контрольной палате (автор поместил его туда, чтобы подчеркнуть то, что главный герой был маленьким человеком). Куприн даже не указывает его имени в произведении: только письма подписаны инициалами. Желтков именно такой, каким читатель и воображает человека низкой должности: худощавый, бледнокожий, нервными пальцами поправляющий пиджак. У него нежные черты лица, глаза голубого цвета. Согласно повествованию, Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. «…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…», — так начинается современная сказка о чувствах Желткова к Вере Николаевне, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно. вы тоже можете найти на нашем сайте.
  2. Вера Николаевна Шеина унаследовала внешность матери: высокая, статная аристократка с гордым лицом. Характер у неё строгий, несложный, спокойный, она вежлива и учтива, любезна со всеми. Замужем за князем Василием Шеиным она уже более шести лет, вместе они являются полноценными членами высшего общества, устраивают балы и приёмы, несмотря на финансовые затруднения.
  3. У Веры Николаевны есть родная сестра, младшая, Анна Николаевна Фриессе, унаследовавшая, в отличие от неё, черты отца и его монгольскую кровь: узкий разрез глаз, женственность черт, кокетливая мимика. Характер у неё легкомысленный, задорный, весёлый, но противоречивый. Её муж, Густав Иванович, богатый и неумный, но боготворит её и постоянно находится поблизости: его чувства, кажется, не изменились с первого дня, он ухаживал за ней и всё так же сильно обожал. Анна Николаевна не выносит мужа, однако у них есть сын и дочь, она верна ему, хоть и относится достаточно презрительно.
  4. Генерал Аносов — крестный отец Анны, его полное имя – Яков Михайлович Аносов. Он тучный и высокий, добродушный, терпеливый, плохо слышит, у него большое, красное лицо с ясными глазами, он очень уважаем за годы своей службы, справедлив и отважен, совестью чист, носит постоянно сюртук и фуражку, пользуется слуховым рожком и палкой.
  5. Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. Про внешность его сказано немного, только то, что у него светлые волосы, а голова — большая. Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен. У него есть сестра, вдова, которую он приглашает на торжество.
  6. Особенности творчества Куприна

    Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

    Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

    Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

    Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.

    Жанр и композиция

    Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. «Гранатовый браслет» — лишнее доказательство: записка Желткова о качествах украшения и есть сюжет в сюжете.

    Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

    Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.

    Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. Так увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны. Генерал Аносов рассказывает новеллы о любви – это тоже маленькие сюжеты внутри основного повествования.

    Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В экспозиции рассказа запечатлелась объемная перспектива природной жизни. Картины причерноморского ландшафта предстают здесь в разноплановых психологических оттенках, сопряженных как с тревожным ощущением властной, иррациональной морской стихии (“отвратительные погоды”, “свирепый ураган”, “густой туман”, “огромная сирена на маяке ревела днем и ночью”), так и с зарисовками умиротворенной поры предосенних “тихих безоблачных дней”. Эти контрасты природного мира предугадывают дальнейшие художественные прозрения стихий человеческой души, сокрытых за будничным течением жизни, а также становятся первоначальным фоном образа центральной героини - “княгини Веры Николаевны Шейной, жены предводителя дворянства”.

На пропущенную через грустно-элегический настрой повествователя картину мира (“еще печальнее было видеть оставленные дачи... жалкий скарб” перебиравшихся в город курортников) в экспозиции накладывается сквозной, идущий уже от мирочувст-вия Веры мотив увядания, “осени” жизни. В призме ее восприятия здесь передаются “осенний, травянистый, грустный запах”, “высокомерная красота” садовых цветов, среди которых были “бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся”. Ho как бы в предвосхищение последующих взволнованных переживаний героини противовесом всеобщему увяданию здесь становится скрытое напоминание о грядущем цветении бытия: цветы осыпали “семена будущей жизни”. Эти детали психологического пейзажа открывают путь к постижению душевного мира героини, где за увядшими супружескими чувствами, за всепоглощающей повседневной суетой (в день именин Веры муж уехал “по спешным делам в город”), за обытовлением жизни, знаком которого становятся подаренные мужем невыразительные серьги - “грушевидные жемчужины”, - проступает иное, одухотворенное начало внутреннего бытия Веры, овеянное “отдаленными воспоминаниями детства”, а также связанным с днем именин ожиданием “чего-то счастливо-чудесного”.

Постижение тайны женской души, столь характерное для литературы Серебряного века, осуществляется у Куприна путем контрастно-сопоставительного изображения психологических портретов двух героинь - сестер Веры и Анны. “Аристократическая красота”, царственное спокойствие “холодного и гордого лица” Веры оттеняются при запечатлении загадочных наследственных сил, “монгольской крови” отца, предопределивших облик Анны. Ее погруженность в поток светской суеты парадоксально сочетается с “непонятной прелестью”, “грациозной некрасивостью”, “глубокой женственностью всех черт”, с ее “веселой безалаберностью”, “милыми противоречиями”, которые исподволь напоминают о гораздо более явной по сравнению с Верой семейной драме.

С появлением Анны в рассказе получают развитие образы таинственных стихий природного бытия. Глубоко символичен эпизод, когда Анна эмоционально реагирует на приближение к обрыву: эта власть стихии над человеческой душой, которая в начале рассказа проявилась в упоминании о гибели рыбаков в море, затем обнаружится во внезапных поворотах судьбы Веры, в истории любви и гибели Желткова, в завораживающем душу героини звучании музыки Бетховена...

Через утонченное эстетическое чувство Анны, распознающей розовые оттенки лунного света, запах резеды, присущий морской воде, в рассказе утверждается величие художественного восприятия бытия, которое со всей силой выразится в финальной части произведения.

По контрасту с поэзией природы, ее великими, щедрыми дарами (“черные обильные гроздья... тяжело свисали между темной, кое-где озолоченной солнцем зеленью”) в рассказе выведены ироничные зарисовки гостей на именинах Веры, воплощающих собой накипь светской праздности карточных игр, салонного пения, кокетства.

На фоне этой мозаики публичной жизни рельефно выделяется фигура генерала Аносова, воплощающего излюбленный у Куприна тип бывалого человека, чьи внутренние красота и достоинство прорастают из величавой простоты и мужественного взгляда на житейские невзгоды: “Te чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ”. В изображении этого социально-психологического характера простого русского солдата, с его “бесхитростной, наивной верой”, “ясным, добро-душно-веселым взглядом на жизнь”, значительную роль играют портретные детали (“величественная голова”, лицо, “какое свойственно мужественным и простым людям”), подробности его речевого поведения (“ласковый хриповатый... решительный бас”, “эпически спокойные, простосердечные рассказы”). Предыстория этого героя воссоздает значительный исторический пласт, связанный и с появлением фигур Радецкого, Скобелева, и с упоминанием о польском мятеже, о переправе через Дунай, об атаке Плевны, переходе через Балканы... В то же время здесь раскрылись благородство, широта народного характера, проявившиеся и в отказе Аносова расстреливать пленных во время польского мятежа, и в его душевной заботе о младших офицерах, в способности совершать подвиги “без тени вызова и рисовки”.

Особый аристократизм, “скрытая нежность” души Аносова выразились в истории его трогательной дружбы с князем Мирзой-Булат-Тугановским, в сокровенной “потребности сердечной любви”, которую он после смерти князя перенес на его дочерей. Внутренняя, до конца не высказанная боль Аносова, сопряженная с неудачной женитьбой, где любовь оказалась подмененной дешевой сентиментальностью и растворилась в потоке повседневности, а также с последующей семейной драмой (“Жена сбежала от него с проезжим актером, пленясь его бархатной курткой и кружевными манжетами”), приводит его к пронзительным раздумьям об об-мельчании любовного чувства в современном мире. Этот мотив приоткрывает новое, бытийное измерение в центральной сюжетной линии рассказа и оказывается созвучным авторской героикоромантической концепции любви.

Завязкой стержневой в произведении любовной интриги становится эпизод получения Верой письма и браслета от Желткова.

Символическая емкость купринской предметной детализации проявилась в описании подарка Желткова. Обращает на себя внимание разительное несоответствие “низкопробного”, “очень толстого браслета” и украшающих его камней. Этот контраст “оболочки” и внутреннего содержания проецируется на последующее изображение бедного, социально униженного “маленького” человека, таящего, однако, в себе незаурядное чувство прекрасного. При характеристике камней особенно выделяется помещенный посередине редчайший в своем роде зеленый гранат, окрашенный в цвет жизни и причастный чудесному измерению бытия. Окружающие его пять гранатов-кабашонов - “пять алых кровавых огней” также наделены таинственной силой (“густо-красные живые огни”), но в тревожных предчувствиях Веры они ассоциируются с кровью, смертью, с роковыми поворотами жизненного пути. В этой символической зарисовке сведены воедины полюса человеческой судьбы, дается ключ к восприятию драмы Желткова - его любви, воплощающей высший расцвет жизни души и в то же время неизбежно обрекающей на гибель.

Личность Желткова приоткрывается и через его любовное письмо. В характеристике “великолепно-каллиграфического почерка”, которым оно написано, просматривается ассоциация с гоголевским изображением “маленького” человека в “Шинели”. В содержании и стиле письма, как и при описании браслета, на первый план выдвигается контраст в качестве главного принципа авторского видения внутренней жизни персонажа. Сквозь униженную робость признаний Желткова в “благоговении, вечном преклонении и рабской преданности”, в словах о “верноподданическом подношении” неожиданно обнаруживается достигнутая в любовном переживании высота духа, избавляющая личность от эгоистических проявлений. В финальной же фразе (“Ваш до смерти и после смерти покорный слуга...”) традиционная формула вежливости, видоизменяясь, наполняется бытийным смыслом и становится невольным пророчеством о трагедийной перспективе выражаемого чувства.

Особый ритм купринского повествования в центральной части рассказа обусловлен парадоксальным наложением далеких, внутренне полемичных образных рядов. Так, на сокровенные признания Желткова, на изображение его таинственного дара накладывается калейдоскоп обезличенных светских разговоров - рассказы Анны о благотворительных мероприятиях, насмешливо трактуемые князем Василием Львовичем истории любви. Кульминацией этих светских бесед выступает направленное на профанацию подлинного чувства повествование князя о “княгине Вере и влюбленном телеграфисте”, где происходит намеренная путаница инициалов Желткова и в сниженно-пародийном виде предвещается трагедия героя, якобы завещавшего “передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами”. Далее подобное композиционное столкновение интимного, индивидуального и усредненно-публичного наблюдается в резкой смене этих “забавных” светских историй раздумьями Аносова, наполненными глубокими и мудрыми обобщениями о загадках человеческой судьбы.

Композиционное мастерство Куприна проявилось в том, что возникающие в процессе развертывания воспоминаний генерала “вставные” новеллы предваряют драматичную динамику судеб Желткова и Веры в финальной части рассказа, формируют необходимый контекст художественного осмысления любви “маленького” человека. Уже на стилевом уровне обезличенной болтовне гостей противопоставляется “уютная прелесть”, “несколько книжный характер” причастного к миру высокой культуры “неторопливого и наивного повествования” Аносова. Различные, подчас парадоксальные лики любви прорисовываются в романтической истории чувства Аносова к болгарке; в рассказе о жене полкового командира и прапорщике, который ради возлюбленной бросился под поезд, искалечил себя и впоследствии “пропал... стал попрошайкой... замерз где-то на пристани в Петербурге”; в истории, когда капитан - “храбрый солдат” - по одному лишь слову неверной жены берег своего соперника-поручика на поле боя. Любовное чувство, сопряженное в этих историях как с окрыленностью души, так и с роковым самоиспепелением, увидено здесь во множестве психологических оттенков, иррациональных проявлений и выводит рассказчика и автора к масштабным философским и социопсихологическим обобщениям.

Размышления о глубинах женской души, о доминировании “материнского” начала в интимном переживании побуждают Аносова с тревогой отмечать пренебрежение к этой тайне в современном мире: “Целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью”. Особой психологической достоверности автор достигает, выражая трагедийно-романтическую концепцию любовного чувства, имеющего бытийные, внесоциальные приоритеты, речами старого боевого генерала, далекого от поверхностной юношеской восторженности: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Затронутая Аносовым проблема семейных отношений, вопрос о степени духовной оправданности брачного союза, подчас не сохраняющего в себе истинного чувства, вписываются в контекст тех общественно-литературных дискуссий о семье и браке, которые активно велись на рубеже XIX-XX вв. Данные споры находили свое отражение в трудах мыслителей этого времени (В. Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев, П. Флоренский, И. Ильин и др.), семейные отношения получили глубокое осмысление и в литературе - в произведениях М. Горького (“Мещане”, “Детство”, “Дело Артамоновых”), С. Найденова (“Дети Ванюшина”), Е. Чирикова (“Иван Мироныч”) и др. Созвучный проблематике купринского произведения художественный интерес к материнской ипостаси женской души особенно ярко проявился в ряде рассказов Горького 1910-х гг. из цикла “По Руси” (“Рождение человека”, “Женщина”, “Едут”, “Страсти-мордасти”).

В предварение дальнейшей сюжетной динамики рассказа Аносов делится своими соображениями и об истории Веры, воздерживаясь от однозначной оценки Желткова и допуская здесь как “ненормальность”, так и уникальное проявление “такой любви, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.

Сюжетным центром рассказа Куприна становится изображение судьбы “маленького” человека, история его любви. Как и в случае с “Шинелью” Гоголя, сюжет которой начинался, согласно воспоминаниям литератора П. Анненкова, с канцелярского анекдота, событийной основой повествования о Желткове также послужил анекдотический случай еще 1900-х гг. из семейной жизни знакомых Куприна - супругов Д.Н. и Л.И. Любимовых, когда Л.И. Любимова стала предметом страстной любви телеграфного чиновника П.П. Жолтикова. При изображении Желткова, не названного по имени чиновника, который “где-то служит”, снимает комнату в доме, где “заплеванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой”, возникают ассоциации не только с Гоголем, но и с пушкинским Евгением из “Медного всадника”. При создании этого психологического портрета Куприн от бытового плана настойчиво устремляется к бытийному измерению личности героя.

Первоначальным фоном образа Желткова становится сгущенный быт (“комната была низка... похожа на кают-компанию грузового парохода”), затушевывающий проявления его индивидуальности: “Лица хозяина сначала не было видно”. Ho постепенно сквозь подробности неловкого, внешне заискивающего поведения Желткова в штрихах к его динамичному портрету проступают признаки душевной утонченности и артистизма: это и общий облик героя (“высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”), и “нежное девичье лицо”, и глубина глаз, и “упрямый детский подбородок с ямочкой посредине”. Подобное преодоление внешней униженности силой внутренней значительности будет запечатлено и в посмертном портрете Желткова, где лицо прошедшего через великую любовь и испытания “маленького” человека, который даже теперь не избежал некоторой ущемленности (“подсунули маленькую подушку”), сопоставляется, однако, с “масками великих страдальцев - Пушкина и Наполеона”.

Примечательна и речь персонажа: покорное следование сословной субординации (“ваше сиятельство”, “трудно выговорить такую фразу”) уступает место тому величавому достоинству личности, которое проявится в его последней любовной исповеди.

Судьба и гибель Желткова постигаются во взаимоотражении различных, подчас внутренне полемичных ракурсов художественного изображения. Это и “опережающие” характеристики генерала Аносова; и столкновение “прокурорского” взгляда Николая Николаевича, усматривающего в чувствах Желткова лишь “декадентство”, с вдумчивой оценкой со стороны князя Василия Львовича (“присутствую при какой-то громадной трагедии души”). Это и официальное газетное сообщение о самоубийстве растратившего казенные средства чиновника; и исповедальное письмо самого героя, где узость его кругозора (“меня не интересует в жизни ничего”) искупается силой любви, причастной молитвенным, религиозным устремлениям души (“Да святится имя Твое”); и сочувственное отношение квартирной хозяйки, сохранившей в памяти психологические подробности состояния героя в последние часы его земной жизни (“вернулся такой веселый” после разговора с Верой).

Ho итоговый и самый глубокий ракурс художественного постижения судьбы героя возникает в финальной главке, где мощным противовесом обыденному восприятию “мертвеца со смешной фамилией Желтков” становится обозначенный еще в эпиграфе развернутый музыкальный образ из Второй сонаты Бетховена. Устремление к синтезу, взаимопроникновению словесного искусства с искусством музыкальным было заветным в художественном сознании Серебряного века и в разных формах проявилось в творчестве К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока, С. Есенина, И. Бунина, М. Цветаевой и др.

Воплощенная в возвышенном художественном слове бетховенская мелодия, сквозным мотивом которой становится молитвенное преклонение перед любимым существом (“Да святится имя Твое”), вбирает в себя исповедь героя, которая доносится уже из иного мира: “я предвижу”, “вспоминаю”, “молюсь”, “расскажу в нежных звуках свою жизнь”... Через музыкальные образы в финальной части рассказа высвечиваются грани разнонаправленных, эмоционально несхожих переживаний как Желткова, так и внимающей этим звукам Веры: радостные, молитвенные состояния души, “сладкая грусть” предвидения неизбежных страданий и смерти, ощущение неизбывной связи человеческого и природного бытия. Именно в сфере великого искусства здесь происходят сокровенная встреча и примирение “не встретившихся” в земной жизни человеческих душ, благодаря чему художественное время и пространство в заключительных картинах рассказа размыкаются в бесконечность, в область вечной красоты.

Таким образом, в рассказе “Гранатовый браслет” через существенное переосмысление классической для русской литературы темы “маленького” человека выразилась целостная авторская концепция любви. Самобытность образных, композиционных решений в произведении Куприна соотносится с характерными для прозы начала XX в. поисками новых выразительных возможностей слова, с творческими экспериментами в плане художественного психологизма, лейтмотивной организации повествования, усложнения структурных принципов изображения мира и человеческой души.