План проведения экскурсии в краеведческий музей. Методика организации экскурсии для школьников в музей. Консультация для руководителей школьных музеев

Разработка внеклассного мероприятия «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»

Цель:
Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.
Развитие творческих способностей детей: актерского мастерства, развитие художественного вкуса и художественно-творческих способностей.

Экскурсия проходит в школьном музее «Русская изба», в котором представлены разнообразные экспозиции: «Домашняя и хозяйственная утварь», «Костюм Воронежской губернии», «Народная игрушка», «Русская трапеза», «Русские обряды», «История заселения Лискинского района», «Свадебный обряд», «Русская прялка», «Проходите в избу», «Русь православная», «Святочные гадания», «Наш весёлый хоровод».

Экскурсоводы музея в русских костюмах. Одна из девушек держит в руках на расшитом рушнике хлебный каравай.

1 экскурсовод
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
Не от Сивки, не от Бурки,
Не от вещего каурки
Начинаем свой рассказ:
И в музей зовём мы Вас

2 экскурсовод
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим!

3 экскурсовод
Посмотрите влево, вправо
Здесь предметы старины:
Ложки, кружки-хохломы
И посуда непростая,
Вся такая расписная.
Печка русская стоит,
Люлька рядом тут висит.
Сундуки стоят напротив
Прялки выстроились в ряд -
Украшают весь обряд.
А хозяин и хозяйка, чтобы
Встретить всех гостей
И на стол накрыть скорей
Подметают, убирают, свечку
Быстро зажигают
Одеваются… наряжаются
Гостей встречать собираются
Гостей встречать собираются,
Песней русскою зазываются!

Исполняется любая русская народная песня.

4 экскурсовод
История нашего Воронежского края связана со многими знаменательными событиями России. На протяжении столетий он играл значимую роль в успехе и процветании государства.
Впервые о Воронежском крае упоминается в летописях, датируемых 1177 г. В летописях упоминается о том, что в 1238 году около Воронежа происходило сражение войск древнерусских князей с ордой хана Батыя. Однако официальной датой возникновения Воронежа принято считать 1585 год, когда русский царь Фёдор Иванович приказал построить на месте современного города крепость, чтобы защищаться от набегов кочевников.
Спустя столетие Воронежский край сыграл особую роль в формировании петровской России: в декабре 1695 года Боярской думой был утверждён указ Петра I «О строительстве в Воронеже флота российского».
Особенно усилилась роль Воронежа во времена правления Екатерины II в XVIII в.
Официальный губернский статус край приобрёл в 1725 году. В 1799 г. в результате административной реформы Екатерины II Воронежскую губернию разделили на Тамбовское и Воронежское наместничества. Вернуть свой губернский статус удалось лишь спустя 17 лет, 12 декабря 1796 года, при императоре Павле I.
В 1802 году произошли новые преобразования территориальных границ, которые завершились лишь в 1824 году.
С приходом к власти большевиков Воронежская губерния в 1918 году вошла в состав РСФСР. Губернский статус сохранялся за краем вплоть до 14 мая 1928 года, когда Воронежская губерния была упразднена, а её уезды стали частью Центрально-Черноземной области.
Почвы местности были бедны природными ископаемыми. Не изобиловала губерния и лесными массивами. Поэтому деятельность населения была сосредоточена в основном в сельском хозяйстве. Здесь сеяли рожь, пшеницу, овёс, гречиху, просо, ячмень, горох, в некоторых местах встречались посевы конопли и льна.
На огородах выращивали капусту, свеклу, морковь, репу, мак, картофель, бобы, лук, редьку и табак. У некоторых воронежских помещиков имелись яблоневые и грушевые сады.
Помимо плодородных почв наш, край был знаменит своим развитым скотоводством. Особое место в этой области занимало коневодство. Самый крупный конезавод располагался в Бобровском уезде в селе Хреновом. На территории этого предприятия выведены знаменитые породы лошадей: русская верховая и русская рысистая.
Крестьяне жили в избах, которые строили из дерева, но встречались в деревнях и сёлах каменные дома. Перед тем как их поставить, искали «счастливое место». Если на выбранном участке за время строительства умирала лошадь или корова, искали другой.
В пищу употребляли ржаной хлеб, а по праздникам пекли пироги и пряники. Ели щи, борщ, лапшу, уху, свекольник, тюрю, пареную репу и разнообразные каши. Из фруктов ели мочёные яблоки, груши. Пили квас, хлебное вино.
Внутрисемейные отношения жителей губернии строились на почитании предков и большом уважении к родителям, особенно к главе семейства.

5 экскурсовод
Древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости. Своими корнями оно уходит в далёкие времена.
Предметы искусства создавались для украшения жилища, в память о торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё сам от начала до конца. Тайны мастера хранились и передавались из поколения в поколение – таков путь совершенства. Главным учителем была русская природа. Она же предоставляла простейшие материалы: глину, дерево, камень, кость, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, и даже деревни. Так рождались народные промыслы.
Народные художественные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.
Слава о народных промыслах Воронежского края гремела по всей России. Произведениями кустарного производства местных умельцев любовались и российское дворянство, и европейские вельможи, высоко ценившие тканые ковры и самобытные керамические изделия. Производство керамики считалось доходным делом.
В нашем школьном музее представлены предметы быта из керамики (показывают изделия из керамики и рассказывают об их назначении; рассказывается о домашней и хозяйственной утвари - лохань, рубель, коромысло, сундук, горка лавка, скамья, самовар, крынка, утюг и др.).

1 экскурсовод
Жизнь русской женщины невозможно представить без прялки, с помощью которой она пряла шерсть и обеспечивала всю семью нужными вещами (показываются образцы прялок, представленных в музее) .
Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка. Заглянем внутрь.

В низенькой светелке огонёк горит,
Молодая пряха под окном сидит.
Молода, красива, карие глаза.
По плечам развита русая коса.

Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед ней - прялка с куделью, в руке – веретено. Вот они - русские прялки. Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки - свидетельство о стремлении народа к прекрасному.
Прялка - орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца - горизонтального сидения для пряхи.
Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (около 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин такой ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тыс. метров пряжи. Чтобы приготовить, себе приданое, девушка должна 6ыла прясть и ткать с 6-8 лет. В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица – ткачиха в полном уединении становилась перед красным (святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а раннее, до православной веры, богиню Мокош – первородную славянскую музу, покровительницу славянок – помочь ей благополучно завершить работу очень необходимую для ее семьи. Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время.
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась радостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Над прялкой трудились два мастера: один вырезал се из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец.

2 экскурсовод показывает образец костюма Воронежской губернии.
Народный костюм всегда соответствовал образу жизни человека, его труду и характеру.
Одежда крестьян Воронежской губернии была разнообразной, со своими местными особенностями. Наряды шили в основном из домотканых материалов. Одежда изготавливалась из набойки, холста, пестряди, сукна, овчин. Позднее стали использовать и фабричные ткани – шерсть, плис, сатин, кумач и ситец.
Женщины губернии после замужества носили понёвы. В основном их шили из полотна чёрного цвета, разбитого на квадраты чаще всего красными, реже синими, ткаными полосками. К нижнему краю поневы пришивали полосу ткани – оклад, - украшенную вышивкой и орнаментов из ромбов, кругов и квадратов: так мастерицы изображали всё то, что выращивалось на полях.
Вместе с понёвой или сарафаном женщины носили рубахи. Их шили из домотканого холста, и были они на все случаи жизни: будничные, праздничные, свадебные.
Поверх рубахи и понёвы на бедро женщина повязывала кусок узкой ткани чёрного цвета – покромку, которая с обеих сторон имела концы из шерстяной ткани, украшенной многоцветным геометрическим орнаментом.
Начиная с 6-7 – летнего возраста каждая девочка должна была собственноручно наткать 5-6 покромок для будущего замужества.
Незамужние девушки носили сарафаны. Девичья рубаха по покрою не отличалась от женской. Разница была только в украшении рукавов: у замужней женщины они были богато отделаны ткаными узорами, а в девичьих рубахах вышивались.
Комплекс одежды крестьян считался бы неполным без головного убора. Замужняя женщина не показывалась на улице «простоволосой». Девушки заплетали косу и могли ходить с непокрытой головой. Выходя замуж, они делали две косы. Изменения в причёски происходили во время свадебного обряда, когда девушка возвращалась из церкви с венчания.
Замужние женщины носили кичку или сороку вплоть до рождения первенца, а потом надевали их лишь по праздникам, а голову покрывали платками. С возрастом женщины меняли кички и сороки на скромные платки.
Помимо этих головных уборов жительницы Воронежской губернии носили кокошники, которые появились в этом крае в XVI-XVII веках.
Платок считался одним из самых желанных подарков: жених преподносил его невесте, а муж – жене после рождения первенца.
Зимой по будням женщины носили валенки, а в тёплое время года – кожаные башмаки. По праздникам надевали черевики, лёгкие кожаные сапоги и лаковые чуни.
Мужская одежда крестьян Воронежской губернии, также как и женская, состояла из нескольких предметов В комплекс входили: рубаха – косоворотка, портки, картуз, шуба, тулуп, малахай, треух, шапка, сапоги, валенки и различные пояса.
Крестьяне верили, что рубаха может служить своеобразным оберегом. Её надевали на новорождённого сразу после появления на свет.
Непременным предметов одежды воронежского мужика были портки. В XIX веке их шили из крашеной посконной холстины домашнего производства.
Позднее они стали называться штанами, затем им на смену пришли брюки.
Рубаху – косоворотку, которая относится к туникообразному типу одежды, надевали навыпуск и подпоясывали в талии.
Пояс считался важной деталью русской мужской одежды и изготавливался из различных материалов. Носили его определённым образом – концы пояса традиционно завязывали только на левом бедре.
Русские мужские головные уборы имели большое разнообразие по форме и материалам. Наиболее характерные – грешневик и малахай.
Набор мужской обуви был невелик. Подавляющее большинство населения этих земель пользовались кожаной и валяной обувью. Характерного именно для Воронежа типа лаптей не существовало. Это объяснялось относительной состоятельностью населения губернии и в некоторой мере скудностью сырья для выделки лаптей.

3 экскурсовод
Представьте себе, ребята, русскую избу сто лет назад. Если бы мы вошли в нее, то могли бы вдоволь полюбоваться щедро украшенными предметами обихода и нарядными костюмами. И конечно, на самом видном месте полыхали жарким узорочьем постенник, набожник, рукотер, рушник, ширинка, утиральник, утирка - все это название одного из предметов обихода.
О чем же идет речь?
Конечно же, о полотенце (показывается коллекция рушников, представленных в экспозиции музея).
Длина полотенец была от 2 до 4 метров, ширина соответствовала ширине ткацкого станка. Это обычно 36 - 38 см. Полотенцем украшали красный угол, где на полочке-божнице стояли иконы и теплилась лампада. Пышушие жаром полотенца вешали на стены, на фотографии родственников, на зеркала. У рукомойника также висело расшитое цветами, птицами и другими сюжетами полотенце-утирка.

4 экскурсовод
Родился маленький человек, бабка-повитуха принимала его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой.
Умирал человек - покрывали гроб полотенцем. И полотенце вывешивали у окна в день смерти, знак, что в доме появился покойник. По полотенцу душа должна была отправиться в мир иной.
Полотенце жертвовали в церковь по обету.
«Заветную» вышивку выполняли в случае болезни.
Девушка, готовясь к свадьбе, изготавливала не менее 20 полотенец. Полотенце было опознавательным знаком жениха и невесты. Его прикрепляли к головному убору, одежде, вешали на плечо, на шею. Во время венчания полотенцем связывали руки жениха и невесты, символизирующее крепость их будущей совместной жизни.

5 экскурсовод
Если кто-то из вас бывал на современной свадьбе, то мог видеть, что родители и родственники жениха на пороге дома встречали молодых хлебом и солью, преподносили их на узорном полотенце. На следующий день после свадьбы молодая жена развешивала полотенца по стенам своего нового жилища, как бы устраивала своеобразную выставку, по которой родня мужа могла судить о трудолюбие и умение невестки, о ее художественном вкусе и мастерстве.
Расставаясь с любимым, женщина дарила в дорогу полотенце, узоры которого должны были защищать его от злых сил.
Очень часто на вышитых полотенцах встречаются изображения красивых цветов, деревьев, пышнохвостых птиц-пав, петухов, круглогривых коней с всадниками, горделивых женских фигур. Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла!
Матери передавали свое мастерство и традиционные мотивы в вышивке дочерям. Семилетних девочек матери сажали рядом с собой и показывали приемы вышивки и ткачества, расшифровывали значение узоров-символов.
Многое в символике нам недоступно, но мы сейчас попробуем расшифровать хотя бы несколько знаков в пестром и красочном узоре вышивки.
Экскурсоводы рассказывают о том, что обозначали знаки, вышитые на полотенцах: Знаки Солнца, знаки Земли, знаки Воды.

1 экскурсовод
А сейчас мы проверим, как вы, ребята, запомнили о тех предметах, которые представлены в нашем музее (загадывают загадки о тех вещах, которые представлены в различных экспозициях музея).

2 экскурсовод
Мы надеемся, ребята, что сегодняшняя экскурсия помогла узнать вам много интересного о нашем крае, о его обычаях и традициях
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Задачи экскурсии в музей краеведения:


Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Добро пожаловать в музей!»

Выполнила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Кипко-Кулага С.Г.

г. Покачи 2015 г.

«Добро пожаловать в музей!»

(конспект экскурсии в музей краеведения)

Цель:

  • познакомить детей с историей родного города.
  • познакомить детей с жизнью коренных народов, населяющих наш город.

Задачи:

Сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Предварительная работа:

Рассматривание альбома «Край, в котором мы живем»

Предварительная беседа в группе

Воспитатель :- Ребята, как называется город, в котором мы живем? Как называется каком округе? Какой главный город в округе?

(Ответы детей)

  • В нашем округе много городов – это Нефтеюганск, Сургут,

Пыть –Ях, Лангепас, Покачи и другие.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник. С этой целью мы отправимся в Краеведческий музей.

Ход экскурсии:

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.


- Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего города.

Рассказ об истории музея.

Краеведческий музей города Покачи был создан в 1994 г. В этом году краеведческому музею исполнилось 20 лет. Это настоящий культурный центр города.

Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости года тоже посещают музей. В музее есть интересные, уникальные экспонаты, которые отражают жизнь народа ханты. Много экспонатов посвящены истории города.

Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства). В музее много коллекций:

Коллекция «Этнография». В музее собраны интересные, значимые экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, традициях народа ханты. Коллекция насчитывает более 400 единиц хранения, часть которой состоит из предметов, изготовленных коренными жителями с учетом национальных традиций и особенностей.

Коллекция «Археологическая». Коллекция представлена фрагментами керамической посуды, женскими и мужскими украшения из бронзы, изделиями из кожи.

Коллекция «Фотография». В основном это фотографии, отображающие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями.

Коллекция «Историческая». Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни первостроителей.

Коллекция «Естественная» . Коллекция представлена животными и птицами нашего региона: медведь, лиса, волк, соболь, норкой, болотные птицы, боровая дичь, хищные птицы.

Как надо вести себя в музее?

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:

Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.

Кто такие птицы?

Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.

Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).

Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?

А самую маленькую?

Отгадайте загадки.

а) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять

(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,

Бойко семечки клюет,

А еще перед весною

Звонко песенку поет.

(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?

Посмотрите на птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.

- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?

А какие птицы остаются с нами зимовать?

Чем питаются зимующие птицы?

Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в нашем лесу.

Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)

У всех ли животных есть своё жилище?

Медведь – … в берлоге.

Лиса – … в норе.

Заяц – … под кустом.

Белка – … в дупле.

А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается,

Под кустом спасается,

Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)

Экскурсовод:

Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.

Как раньше жили ханты?

Какую одежду носят ханты?

Чем любят заниматься ханты? На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.

В каком году основан наш краеведческий музей? (1994г.)

Кто водил нас в музее? (экскурсовод)

О чём рассказывал экскурсовод?

Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой?
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).

Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?


Экскурсии

В картинной галереи используются 4 вида экскурсий: экскурсии по экспозиции, обзорная, тематическая, учебная.

Экскурсия по экспозиции - полная выкладка материала экспонируемой выставки.

Обзорная Экскурсия - музейная экспозиция, целью которой является ознакомление посетителей как с выставкой, так и с историей музея, его коллекцией.

Тематическая экскурсия - музейная экскурсия по конкретной теме. Тематическая экскурсия наиболее детально раскрывает одну тему или проблему.

Учебная экскурсия - экскурсия, организуемая для музейных сотрудников, участников республиканских семинаров, студентов Бендерского художественного училища и ПТУ им. Т.Г. Шевченко (в рамках РКГ). Она знакомит с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, культурно образовательной деятельностью.

Задача руководителе состоит в том, чтобы при неимении в штате должности музейного педагога, каждый сотрудник, допущенный к проведению экскурсий, должен обладать арсеналом форм и методов работы с аудиторией, отличным знанием материала, умением донести свои знания до слушателей, следить за новейшими научными исследованиями, должен обладать знаниями о различных разделах фондовой коллекции.

В тех случаях, когда экскурсия строится не на основе диалога, а на принципах обучающей дидактики, человек теряет к ней интерес.

Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе.

С этой целью, вновь принятый творческий сотрудник, планомерно изучает музейное дело, научно-методический материал по выставке, прослушивает экскурсии, проводимые коллегами в течение 30 дней, и затем сдает экскурсионный минимум на заседании НМС. После заслушивания и утверждениями экскурсии ему доверяют зрительскую аудиторию.

Основным документом в экспозиционной работе является методическая разработка для экскурсовода, которая раскрывает содержание экскурсии, материал для показа, маршрут и продолжительность.

Примером методического пособия я взяла выставку Проекта «Возвращение» «Династии Васильевых».

Методическая разработка экскурсии по выставке «Династия Васильевых»

Выставка расположена в левом крыле галереи: 1,5-7 залы. Время проведения экскурсии 25 минут.

В ходе проведения экскурсии можно использовать следующие педагогические приёмы:

Прием опорных вопросов, на которых строится модель целостного восприятия художественного образа произведений;

Прием создания ощущения собственного открытия, который дает детям самостоятельно строить познавательную деятельность;

Прием диалогизации;

Прием заражения личным воздействием, когда экскурсовод втягивает участников в свои рассуждения, делится своими сомнениями;

прием коллективного обсуждения произведения, когда идет вдумчивое рассматривание произведение искусства, воспитывается в подростке уважение к чужому чувству и мнению.

1. Цель методической разработки. Знакомство зрителей с яркой творческой личностью Заслуженного деятеля искусств Молдавии А.А. Васильева, и Отличного работника культуры Молдавии Н.А. Васильевой.

2. Задачи.

Раскрыть творческие биографии художников, опираясь на представленные произведения.

Обратить внимание на высокопрофессиональное владение техникой живописи художника А.А. Васильева.

Раскрыть значение творчества А.А. Васильева и Н.А. Васильевой в культурном пространстве Молдавии.

Обратить внимание на фотоархив семьи Васильевых, отражающий колорит времени.

Выставка произведений династии Васильевых представлена произведениями отца и дочери и экспонируется в 1, 5-7 залах Республиканской картинной галереи. Это 4-я персональная выставка основателя династии Алексея Александровича Васильева в картинной галерее г. Бендеры. Она организована по инициативе сына художника Ярослава Васильева, в память о близких ему людях.

Выставка произведений Васильевых является составной частью совместного проекта Союза художников ПМР и Республиканской картинной галереи «Возвращение». Цель проекта - возвращение зрителю имён художников, чьё творчество определяет развитие изобразительного искусства на нашей земле, а жизнь посвящена верному служению избранной профессии. Династия Васильевых - яркое тому подтверждение.

Алексей Александрович Васильев, заслуженный деятель искусств МССР, родился 30 сентября 1907 г. в Самарканде. В 1926 г. поступил в Московский художественный техникум «Памяти 1905 года», а в 1932 закончил - Высший художественно-технический институт, где обучался у таких известных художников как В.А. Фаворский, С.В. Герасимов, Д.С. Моор и др.

С 1939 по 1935 годы А.А.Васильев учился в аспирантуре Государственной Третьяковской галереи.

Во второй половине 30-х годов жил и работал в Средней Азии, Хабаровском крае, на Чукотке.

В 1941 году переехал в Молдавию, был назначен начальником отдела. ИЗО Управления по делам искусств СНК Молдавской ССР, секретарём Союза художников Молдавии, а в 1945 году, на первом съезде художников республики, был избран его председателем.

В экспозиции представлено 60 работ Алексея Александровича из частной коллекции семьи Васильевых и фондов РКГ. Портреты, тематические полотна, пейзажи Молдавии, Крыма, а также работы, созданные во время творческих поездок по странам Африки, Азии раскрывают творческий диапазон художника и несут наряду с познавательным интересом подлинно художественное начало. Это художник яркой индивидуальности.

Знакомство с выставкой мы начинаем в 1 -ом зале, где, наверняка, внимание зрителей привлечет портрет Васильева в интерьере, исполненный румынским художником Д. Юстером. Таким энергичным, полным творческих надежд начинал он свой путь в Молдавии. Портрет датируется 1947 годом.

В 5-ом зале познакомимся с портретами, пейзажами, тематическими полотнами этого талантливого художника. Экспозиция зала открывается «Портрет сцепщицы Водоян». Работа написана в 50-е годы, когда без портретов передовиков не обходилась ни одна выставка. Более того, каждый художник обязан был отдать дань требованиям времени тяжелых послевоенных лет, когда на женские плечи легла тяжесть мужского труда. Кисть реалиста отдавала дань женщинам послевоенных пятилеток, восстанавливающих разрушенное войной хозяйство. Эта работа продукт времени, требующего от каждого полной самоотдачи. И в портрете социальной направленности это ярко отражено в открытом обветренном лице женщина с твердым взглядом, четко читающейся фигурой на фоне розоватой прохлады раннего рабочего утра. Читая портрет с позиции сегодняшнего дня, осознаешь сколь несовместима женственность с тяжелым физическим трудом, и еще острее воспринимаешь людей в контексте конкурентного времени.

Совсем иного плана детский портрет «Сын лесника», написанный в 1958 году. Портрет относиться к разряду лирических. Тонким лессировочным слоем проработано лицо мальчика с печатью легкой грусти, задумчивости. Слегка намеченный фон лесного массива не отвлекает, а концентрирует внимание на портретируемом. Оригинальное композиционное решение, совместно с колористическим, дополняет лирическое построение портрета.

Горячо влюбленный в Молдавский край Алексей Александрович много путешествовал с этюдником по окрестностям. Он знал, где самые задумчивые дали, где Днестр причудливой петлёй обнимает берега. В своих произведениях он умел говорить о природе негромким, но убедительным голосом, раскрывая своё понимание красоты, свой творческий почерк. Из всех состояний природы он любил больше всего осень и вечерний час. Таких пейзажей написано много. К ним относятся «И снова мирная осень» (собственность РКГ), и «Молдавская осень».

В этих пейзажах просматривается выработанная автором манера исполнения молдавских пейзажей, где в живописной игре цвета принимает участие местами не проработанный холст, где пастозность переходит в легкую лессировку, а чередование цветовых и линейных ритмов, несут образ легко узнаваемых уголков Молдавии, написанных с натуры, где тихое прозрачное небо, неяркое солнце, увядающая зелень, акцентируемая вспышкой пурпура, создают настроение приятной грусти.

6-ть работ в данном зале являются собственностью картиной галереи. К ним относится и тематическое полотно «Рожденные летать», которое звучит как гимн романтике подвига, гимн зрелой молодости.

Спортсмен только что оторвался от самолета... И, словно, зачарованный близостью облаков, от которых можно оттолкнуться рукой, он как бы задержал или сменил на мгновение свой стремительный полет к земле на парящее движение. Работа почти квадратная. Ощущение красоты достигается контрастными, уменьшающимися у горизонта куполами парашютов. Движение в ней развивается сверху вниз. Колорит работы строится на усилении к центру синего стального, зеленовато - разовых оттенков цвета. По краям, кое-где оставлен чистый холст, а углы затемнены.

Картина написана энергично, широко. В ней передано жизнерадостное настроение автора.

Второй тематической работой является «Художник и время». Это работа раздумье, неторопливое повествование о человеческой жизни, о жизни художника, прожитой в едином созидательном ритме со временем. Перед нами интерьер мастерской художника, загроможденный гигантскими холстами с индустриальными пейзажами, здесь же герои его работ - сталевары, рабочие, узнающие себя на полотне. Работа осталась незавершенной из-за болезни художника.

Нельзя обойти вниманием «Портрет дочери Наташи». Это один из лучших детских портретов в молдавской живописи, вобравшие в себя лучшие традиции реалистической школы.

Поколенное изображение маленькой белокурой девочки, с торчащими в разные стороны косичками, обрамлено овальной рамкой. Детскую непосредственность подчеркивает полуоткрытый рот. Взгляд сконцентрирован на чем-то неведомом зрителю, на том, что находиться за приделом холста. Фоном работы служит тот исторический дворик, где в течение 16-ти лет жила семья художника после приезда в Молдавию. В этой маленькой Кишиневской квартире раньше жила ученица Репина Е.М. Малешевская. Говорят в этом доме гостил сам Шаляпин. Написан портрет широко, легко, в сложном серебристо - сером колорите, характерном для творчества Алексея Александровича 40-х годов.

Особое место в творчестве А.А. Васильева занимает цикл работ, написанных к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. В 1965-1966 гг.Алексей Александрович побывал в Ульяновске, Казани, Кокушкино, Сибири. К работам этой сери относиться «Церковь, с. Шушенское». Работать над ленинианой было трудно. Ведь эти места выглядят совсем иначе, чем в тревожные предреволюционные годы. Художнику приходилось мысленно реконструировать облик селений, колорит природы надо было писать с натуры. В работе «Церковь, с. Шушенское» реконструировав единственное по документам каменное здание церкви «бурачного» цвета, написав дождливый день, он создал такое настроение, как будто сюда вела и здесь оканчивалась знаменитая левитановская «Владимировка». Щемящее настроение заброшенности и тоски усиливают серые унылые фигуры крестьян.

В 6-ом зале представлены работы художника - результат творческих поездок в Крым, страны Азии и Африки. В основном это этюды. Начинается экспозиционный ряд работами крымского цикла. Творческая командировка в Крым состоялась в 1963 году. Менее чем за год Алексей Александрович подготовил к выставке 150 пейзажей. Крымским пейзажам свойственны черты мягкости и гармонии.

Пейзажи, строгие по композиции и отбору деталей. Колорит работ обобщён. Таковы работы «Судак», «Весна в горах», «Сумерки. Крым» и др.

Пейзажам «Розовый лес», «В Гурзуфе», «Ай Петри», «Крым», «В старом Бахчисарае» свойственны мягкость и плотность цвета.

Морские пейзажи «Гурзуф. Домик Чехова», «Крымский порт», также этюды «Крымские горы», «В Гурзуфе», строятся на импрессионистической свежести, что свойственно и другим работам этого цикла.

Многие уголки легко узнаваемы всем, кто бывал в Крыму. Это вышеназванные произведения и работы «Крым. Ласточкино гнездо» и «У причала». Большая часть названных работ, сохраняя этюдную свежесть, несут цельность и завершенность.

В 1969г. осуществилась мечта художника: он посетил некоторые страны Африки. Особенно поразил его Египет. Страницы дневников испещрены записями восторженных впечатлений от встреч с древней архитектурой, природой, людьми.

Памятникам древней культуры Египта он посвятил работы «Долина Гизе», «Воспоминания о долине Гизе» и др.

«Воспоминания о долине Гизе» - это рассказ о грандиозности древней культуры. В картине сфинкс и пирамида такие огромные, что кажется им может не хватить места на холсте, они заполняют своими монументальными формами всё пространство. Люди, находящиеся у их подножья выглядят совсем маленькими. Пестрые одежды арабов вносят в общий колорит картины цветовые акценты. Над немым великолепием сфинкса и пирамиды золотое небо. Обветренный веками камень сооружений и окружающая их пустыня - освещены вечерним светом. Огромные контрастные и холодные тени подчеркивают грандиозность архитектуры. Алексей Александрович фактурно выделил световые части сфинкса и пирамиды, ещё более усиливая их значимость.

Алексей Александрович с большим удовольствием писал африканские города: «Дакар. Улица», «Дакар. В мастерской резчиков», «Синегальские модницы», «Синегал. На острове Горе».

В них он показал живописные кривые улочки, раскаленные лучами обжигающего солнца, пестрые, яркие, кишащие людьми. Он стремился хотя бы в набросках и этюдах отобразить поразившие его краски нового края.

Это маленькие бытовые сценки: люди занятые своими делами, ветерок трепет яркое сохнущее белье, горят многоцветные длинные юбки, шали, тюрбаны. Мазки энергичные, разнохарактерные, в основном, насыщенные в цвете, передают этот удивительный край.

В 1959 году Алексей Васильев побывал в Китае в творческой командировке, где находился 60 дней. Масса впечатлений от памятников, быта, колорита этой страны, стали основой множества этюдов, а затем легли в основу выставки, на которой было представлено около 100 работ китайского цикла. На данной выставке представлено 5 работ китайского цикла. Более густой мазок лепит форму в работе «В старом Шанхае», где закатное солнце последними лучами осветило левую часть узкой улочки. Теплый оранжево-охристый колорит невысоких, прижатых друг к другу строений, оттеняет серовато- зелёный цвет китайских фанз. Свежесть этюда, вибрация цвета характерны остальным 4-ём работам китайского цикла. И «Утро на реке Янцзы» и «Китайская стена» минимумом технических средств напоминают мудрую Китайскую поэзию, где всё удивительно просто, легко и в тоже время весомо и значимо. Быт трудовых рабочих кварталов, их особый колорит, отражен в этюде «Делают клетки для певчих птиц».

Мне хотелось, чтобы этюды были подобны маленьким стихам о Китае, говорил Васильев. «В стихах живет картина, а в картине живут стихи» - эту поговорку, услышанную в Китае, неоднократно озвучивал Алексей Александрович.

Фотографиями из семейного архива завершаем знакомство с выставкой.

В 7-ом зале представлен фотоматериал из семейного архива Васильевых, монографии и произведения Алексея и Натальи Васильевых.

Васильева Наталья Алексеевна (1939-2010 гг.)

Отличный работник культуры МССР, талантливый педагог, художник, искусствовед.

Родилась Наталья Васильева в 1939 году в городе Анадырь на Чукотке. Её детские годы прошли в Москве, затем в Кишиневе, куда её семья переехала в 1944 году. В этом городе она закончила среднюю школу, Республиканское художественное училище им. И.Е.Репина, а в 1965 году получила высшее образование в Киевском художественном институте.

С 1959 года Наталья Алексеевна преподавала спецдисциплины в Детской художественной школе им. А.В. Щусева, с 1979 по 1983гг. была её директором. За годы педагогической работы она подготовила 11 выпусков учащихся, многие из которых избрали профессию художника, дизайнера, архитектора, искусствоведа.

Наталья Алексеевна вела активную просветительскую работу: была организатором выставок отца в музеях Молдавии и Приднестровья, автором и ведущей детских телепрограмм по изобразительному искусству «Давайте фантазировать» и «Художник», являлась автором монографий по творчеству Сергея Чоколова, Алексея Васильева, а также каталогов и буклетов по выставкам и творчеству отца.

В проект «Возвращение» вошли 8 живописных работ Натальи Васильевой, фотоматериалы из семейного архива, авторские монографии.

Произведения раннего периода творчества «Гималайский пейзаж», «Северный монастырь», «Крепость», «Прошлое. Импровизация» раскрывают её, как художника тонко чувствующего, работающего монументально, крупными цветовыми плоскостями, где мощь земли, её величие и тайна неоспоримы, портреты являются подтверждением приверженности автора к реалистической школе. Такова работа «Петровна», где сохраняется тот же строгий отбор деталей и обобщений.

Увлечение искусством Востока, произведениями крупнейшего автора прикладного искусства, заслуженного деятеля искусств С. Чоколова привело к рождению работы «Керамика С. Чоколова».

Наталья Алексеевна Васильева ушла из жизни 28 февраля 2010 года. Эта выставка организована в память о жизнелюбивом человеке, яркой творческой личности, восторженно любившей окружающий мир.

Спасибо за внимание. Вопросы к экскурсоводу.

Список литературы к методичке.

1. Роднин К.Д. «60 дней в Китае», Кишинев, «Тимпул», 1963 г.

2. Васильева Н.А. «А.А. Васильев», Кишинев, «Тимпул», 1968 г.

3. Шведов И. «Алексей Александрович Васильев» (Литературный

портрет), Кишинев, «Картя Молдовеняскэ», 1969 г.

4. Шабардина Т.К., Васильева Н.А. «А.А. Васильев», Кишинев, «Тимпул», 1968 г.

культурный образовательный художественный музей

Лекции

Другой популярной формой культурно-образовательной деятельности галереи является чтение лекций. Основная цель лекций - донести до слушателей теоретический материал, порой, сопроводив его материалами музейной коллекции.

В музейной практике РКГ получили распространения такие виды лекционной работы как тематические циклы, используемые в разных аудиториях:

- «Западноевропейское искусство»;

- «Русское искусство XVIII начало XX веков»;

- «Советское искусство»;

- «Молдавское искусство»;

- «Искусство мастеров Приднестровья»;

- «Основы изобразительного искусства».

Не смотря на мнение не целесообразности давать лекционный материал на детскую, дошкольную аудиторию, нами опробована эта форма для самых маленьких. Примером может служить лекция «Сказочный мир Палеха» , сочетающей элементы лекции и беседы (Красота и своеобразие изделий Палеха).

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 814»

(ГБОУ ШКОЛА № 814)

Конспект консультации для воспитателей и родителей

Тема: " Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Воспитатель: Дудникова Н.В.

Москва 2015

Консультация для воспитателей и родителей "Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.

Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми практикуются сейчас не так часто. В первую очередь это связано с трудностями организации подобной работы. Однако мы должны понимать, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке…

Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.

Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи:

Сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края;

Развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города

Посещение музея с дошкольниками – дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.

Чтобы экскурсии получились интересными и продуктивными, требуется:

Установить контакт с экскурсионным бюро или администрацией музея ( представитель музея может порекомендовать обратиться к экскурсоводу, который работает с детьми дошкольного возраста: он умеет просто, но при этом занимательно и увлекательно рассказать малышам о многих экспонатах музея и о самом музее).

Провести работу с родителями (оповестить родителей о походе в музей, сообщить тему экскурсии, предложить посетить музей вместе с детьми).

Подготовить детей к посещению музея.

Дать представление о том, что такое музей. Провести беседы на темы «Зачем нужны музеи».

Кто из вас был в музее? Что означает слово «музей»?

(Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.)

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

(Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.)

Познакомить с правилами поведения в музее

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры - на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. - Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты - эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.

Поход в музей - всегда маленький праздник. Посетитель заходит в это учреждение культуры в особом состоянии духа и души, предвкушая встречу с прекрасным и вечным искусством, желая получить вдохновение и восторг.

- Потому с первого же шага в музее нужно сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб.

Задача стоит конкретная - получить как можно больше информации об экспонатах или же увидеть самые дорогие сердцу картины и скульптуры.

После посещения музея дети, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями.

Разделы: Классное руководство

Цель:

  • пробуждать интерес к познанию искусства и культуры семейских через музей и его коллекции;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры;
  • формировать понимание единства истории и культуры.

Задачи:

  • формировать способность комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность;
  • развивать способность цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии;
  • сформировать навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее;
  • на примере творчества писателей сформировать умение постигать меру внутренней и внешней свободы человека.

Оборудование:

  • экспонаты музея МОУ “Куйтунская средняя общеобразовательная школа” Тарбагатайского района,
  • компьютерная презентация,
  • музыкальное сопровождение экскурсии.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач

Звучит фольклорная песня.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по– иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это в первую очередь это относится к нашему прошлому.

Весной 2007 года наш город наполнился людьми в ярких костюмах. Это было мероприятие, на которое съехались представители разных стран.

– Что это был за событие?

В мае 2007 года наш город стал центром проведения Всемирного съезда старообрядцев “Путь Аввакума”. Мы стали свидетелями этого грандиозного события. Чтобы лучше узнать их культуру я предлагаю совершить экскурсию в выездной краеведческий музей и посетить экспозицию “Нам есть, что помнить. Нам есть, чем гордиться”. Наш музей необычен, все экспонаты можно потрогать руками, примерить на себя.

– Может вы знаете, кто такие семейские?

– А может и среди вас те, у кого семейские корни?

Послушайте, больше 200 лет живет в Забайкалье большая группа русского населения, которая прозвала себя семейскими. Их предки выступили в 17 веке против реформы Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям со стороны официальной церкви.

Чтобы больше узнать о культуре народа, надо окунуться в ту атмосферу, в которой жили семейские.

3. Костюм семейских.

В русской пословице говорится “Встречают по одежке …”. Вот и мы сначала познакомимся с женскими и мужскими костюмами.

Любили семейские свои костюмы и берегли их. У Фирса Федосовича Болонева есть такие строки, подтверждающие мои слова:

Все, что было завещано,
Из седой старины,
Сохранили нам женщины,
Обаянья полны.
Золотые кокошники –
Обереги для баб.
Запона с лентой розовой
У девчат, молодух,
От Федосьи Морозовой
Несгибаемый дух.
Сарафаны их радуют
Наш придирчивый глаз,
Пояса, словно радуга,
Кашемир да атлас.

Очень красив и необычен женский костюм. О семейском костюме, нам расскажет гость нашей экскурсии, человек, который много знает о культуре семейских Зайцева Анна Федоровна. (Рассказывает и показывает.)

– Вы познакомились с женским костюмом. Я думаю вам интересно узнать, что собой представлял мужской костюм? (Приложение , слайды)

– Понравились вам костюмы. Думаю, вам захотелось самим примерить их. Давайте мы с вами приобщимся к культуре семейских. Мальчики повяжут пояс, а девочки оденут на волосы косник или накинут на плечи шали.

Теперь вы чувствовали себя настоящими семейскими.

– Сравните семейский и современный костюм. Чем они отличаются?

– Что значат цветовые решения отдельных частей костюма?

– Почему именно такую одежду носили семейские?

4. Материальная культура

Красив и необычен костюм, но много тайн хранит в себе и материальная культура. Переходим к другой экспозиции, где представлена материальная культура

В руках любое дело спорится –
Трудолюбив семейский люд,
А избы, как хоромы строятся.
Все блага люди создают.
Как радуга цветенье ставней,
Промытых стен янтарный жар.
О, быт семейских стародавний,
Ты полон самобытных чар.

Жилище представляло собой бревенчатую избу, состоявшую, как правило, из единственной комнаты, к которой могли примыкать сени – своеобразный тамбур для входящих в дом людей. Внутри избы располагалась печь, представлявшая собой круглую или продолговатую площадку, перекрытую сводом. Кроме печи внутри избы находились также стол и лавки, на которых днем сидели, а ночью спали. Наиболее ценные вещи и скоропортящиеся продукты питания хранили в подполье – яме, вырытой под дощатым полом избы, в которую спускались по лестнице. Давайте и мы посмотрим, что было в семейской избе, подойдем и познакомимся с утварью. В нашем музее экспонатов намного больше. На этой экспозиции представлена домашняя утварь, которая вызывает наибольший интерес.

– Посмотрите, может кто-нибудь расскажет об заинтересовавших вас экспонатах.

Основная масса утвари, использовавшейся в повседневном быту, изготавливалась их дерева. Это миски, ложки, разнообразные орудия труда (соха, лопата и т. п.), средства транспорта (сани, лодки).

– Попробуйте рассказать об этих трех экспонатах?

– Что это?

– Из чего сделано?

– Для чего используется (продемонстрировать в действии).

(Выступление групп)

– Посмотрите на необычный рисунок внутри вафельницы. Что изображено?

– Где это изображение можно увидеть? (На гербе.)

В “Истории государства Российского ” Н. М. Карамзин высказал предположение, что символика русского державного герба ведет начало от печати. Действительно, печать представляла впервые соединившихся и неразрывных в течение многих последующих столетий всадника , поражающего копьем дракона , и двуглавого орла с коронами на головах. Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступают как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел “завоевывает приоритет”. В XII веке он становится главной эмблемой российского государственного герба.

Обратите внимание на рисунок и подумайте, о каких нравственных качествах семейских по этому рисунку можно судить. (Они были патриотами своей Родины.)

5. Духовная культура

Трудно жилось семейским, но они свято хранили обычаи старины и культуру. Там, где люди трудились, отдыхали, зарождались песни, стихи. В следующей экспозиции мы познакомимся с духовной культурой семейских.

Всегда там к месту поговорки,
И песни, песни без конца…
Вдруг привлекут в оконной створке
Черты прекрасного лица.

Послушайте семейскую песню. В чем красота исполнения таких песен. (Фонограмма песни)

Болонев в книге “Семейские” говорил “Физический труд укрепляет телесную мощь человека, песня, поэзия – духовную. Душа отдыхала от спокойных, милых, родных напевов, ритмов, мелодий. Они так задушевны, трогательны, милы в подлинных народных песнях.....”

Мы узнали о том, что трудиться и отдыхать семейские умели, но, наряду с этим, существовали много запретов, которым они должны были подчиняться: нельзя было пить, курить, сквернословить, поэтому и дети, и взрослые зачастую долгими вечерами играли.

Игры были самыми разнообразными, и мы разучим одну из них.

Очень часто на молодежных вечерках играли игру “Подушечка”, в которой сочетается и песня, и танец, большой юмор. Во время этой игры знакомились, общались, дружили. В нее можно играть как в доме, так и на улице. Играющие юноши и девушки становились в круг. Девушка держит в руках подушечку. Она обходит играющих, выбирает себе юношу. Играющие приветствуют друг друга поклоном и выходят в центр круга. Девушка предлагает стать на колени на эту подушечку, под пение всех остальных они прикасаются друг к другу щеками, изображая поцелуй. Все остальные приплясывают и поют. Затем юноша кланяется, берет подушку и выбирает себе другую пару.

Стелю, стелю подушечку,
Стелю пуховую
Люблю, люблю девчоночку,
Люблю молодую.
На коленочки поставлю,
Целовать заставлю.
Коло носа, коло глаз
Поцелую 40 раз.

6. Итог

Сегодня мы только прикоснулись к культуре семейских. Говорить о ней можно бесконечно, подробнее вы можете узнать в музеях, из книг.

– Нужна ли нам культура семейских?

Для того, чтобы нашему народу найти истоки такого духовно– нравственного здоровья, почерпнуть живой воды, которая смогла бы принести ему оздоровления души и тела.

Семейский писатель ФФ. Болонев говорил: “Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию”.

“Обретение истории родного народа – начало духовного возрождения”.

Действительно истоки духовно– нравственного здоровья мы вправе искать в родной истории. Любить и уважать предков – это одно из условий нашего духовного и физического возрождения.

На территории республики Бурятия проживают люди разных национальностей. У каждого народа есть своя неповторимая культура – богатейшая бурятская, русская, казацкая, эвенкийская и многие другие. С традициями и обычаями этих народов вы будите знакомиться самостоятельно.

Я думаю, что подобные экскурсии у вас будут продолжаться, а наша экскурсия подошла к концу.

– Что нового узнали? Ваше впечатление об экскурсии? (Отзывы зачитать.)