Какие проблемы между людьми разных национальностей. Психология межэтнических отношений и межнационального общения. Специфика межнациональных отношений людей

Одной из острейших проблем общества и молодежной среды, в частности, являются межнациональные отношения. Проблема имеет ряд уровней и аспектов, вот некоторые из них: государственная национальная политика и социальная работа в области межнациональных отношений, теории и концепции межнационального общения, воспитательная работа образовательных учреждений и молодежных организаций, наконец, бытовое восприятие и поведение граждан.

Из печати известны вопиющие факты, свидетельствующие о национальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что особенно тревожно, подростков и молодежи, школьников и студентов. В России, мягко сказать, есть группы, слои общества, исповедующие шовинизм, расизм в крайних формах, здесь опасно жить людям с «небелым» цветом кожи. Несмотря на официальные запреты, в СМИ нередко ведется пропаганда антисемитизма, шовинизма, национальной ненависти, насилия.

Существует расхождение между официальной идеологией и политикой, законодательством в области национальных отношений, где признаются и принимаются международные нормы и стандарты, и обыденным этническим сознанием и поведением, массовой личностной и групповой психологией, где господствуют предрассудки, стереотипы, национальная нетерпимость и пр. Психология толпы, групповое сознание, поддерживаемое отдельными людьми, партиями, средствами печати и обусловленное тяжелой жизнью в стране, оказывает гораздо более сильное влияние на людей, особенно молодежь, чем официальные политические доктрины и педагогическая работа в системе образования.

Анализ и научное решение проблемы ведется на стыке таких наук, как социология, политология, право, психология, этносоциология и этнопсихология, педагогика, философия. Основными понятиями, отражающими реальный феномен, являются этническое (национальное) сознание, межнациональное общение, национальная и культурная толерантность.

Усиление националистических тенденций происходит во всем мире с конца XX в. по разным причинам, одной из них является процесс глобализации, который воспринимается как угроза национальной культуре, как наступление американизма. В России с начала 90-х гг. усилились националистические настроения по ряду причин: распад СССР, экономический и социокультурный, идеологический кризис, обеднение, маргинализация больших слоев населения.

Это особенно отразилось на молодежи. Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения наиболее этноцентрична, т. е. проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм. Многие молодые люди считают, что в России должны жить только русские. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди значительной части молодежи господствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возрастными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по социальному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание молодежи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму.

В национальном сознании школьников и студентов, молодежных групп получают положительные оценки «свои», представители родного этноса, одновременно резко отрицательно оцениваются «чужие». Делаются выводы о том, что виноваты во всех бедах «чужаки», которых надо изгнать из России. Содержание национального сознания характеризуется также этатической, державной идеологией: Россия есть и должна быть великой державой, в ней должна быть сильная власть, армия, Россия должна обладать большой территорией. В первую очередь молодые люди называют великие военные победы России и политических деятелей прошлого и настоящего. Только потом и не всегда среди национальных ценностей называют духовно-нравственные начала, культуру, искусство, писателей.

Национальное самосознание такого содержания присуще, конечно, не только молодежи. Такие убеждения сформированы и получают развитие среди некоторых современных ученых, политиков, деятелей культуры и искусства, церкви. Такие и подобные убеждения имеют давнюю историю, культурную традицию (славянофильство, евразийство), и это обстоятельство осложняет задачу общества и педагогического сообщества по формированию культуры межнационального общения. Националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения очень живучи. Страх перед чужими и враждебное к ним отношение сохраняются как атавизм с первобытных времен. Это эмоционально окрашенное, оценочное восприятие представителей другого этноса всегда поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами.

Что может ответить педагогика, теория и методика воспитания на этот остро актуальный вызов общества и молодежной среды, в частности? Во-первых, ответ может быть дан на личностном уровне: каждый педагог, любой работник системы образования должен давать пример положительного (в отличие от негативного, шовинистического) национального самосознания. Педагог должен исповедовать и демонстрировать национальную гордость, патриотизм, знание культуры своей страны и одновременно придерживаться стандартов в межнациональных, межкультурных отношениях, задаваемых ЮНЕСКО, развитым миром.

Во-вторых, педагогические работники могут и должны компетентно, профессионально делать свою работу. Содержание, методы и формы воспитания, в том числе формирования культуры межнационального общения есть в специальной литературе. Здесь мы только передадим содержание некоторых международных и внутренних документов, которые в определенной мере служат ориентиром для проведения воспитательной работы с молодежью по формированию культуры межнациональных отношений.

В нашей стране имеется Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (1996). В ней говорится о том, что в современных условиях усиливается взаимозависимость стран и наций, интернационализация всех сторон человеческой жизнедеятельности. Этническая пестрота населения земли, многонациональность большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов усиливают связи людей разных национальностей и конфессий, их работа, учеба, жизнь, как правило, протекают в полиэтнической среде. Это определяет потребность в организации целенаправленной работы по формированию у детей, молодежи, всех граждан культуры межнационального общения, воспитания у них патриотизма, национальной, культурной, религиозной терпимости. В Концепции ставится задача: «Обеспечить разработку программы и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Развивая идеи Концепции, Правительство РФ своим постановлением от 22 февраля 1997 г. № 217 утвердило План первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Среди ведущих мероприятий - внесение в содержание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка специальных программ и курсов по воспитанию культуры межнационального общения.

Воспитание культуры межнационального общения рассматривается как одна из целей образования и воспитания и в ряде других законодательных документов РФ: Закон РФ «Об образовании », «Стандарты-2000», Национальная доктрина образования и др. Закон Российской Федерации «Об образовании» выделяет федеральные и национально-региональные образовательные стандарты (ст. 7). Эти стандарты предусматривают обязательный набор школьных дисциплин, содержание которых должно обеспечивать интеграцию личности в мировую и национальные культуры; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Законе характеризуется содержание образования: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами…» (ст. 14).

Ряд федеральных программ (федеральная целевая программа «Молодежь России », «Федеральная национальная программа» и др.) ставят конкретные задачи и пути их реализации по воспитанию культуры межнационального общения в российском обществе. Они подчеркивают, что культура межнационального общения есть важнейший компонент гражданского воспитания и определяют приоритетными такие элементы содержания:

● формирование у школьников таких ценностей, как Родина, Отечество, Конституция, демократия, свобода, права человека, семья, гражданская и социальная ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России;

● приобщение учащихся к совокупности ценностей, отражающих общечеловеческое и национальное культурное богатство народов России, к их историческим, духовным, нравственным традициям, готовности продолжать и развивать их.

В этих и других нормативно-правовых актах рассматриваются не только предусмотренные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан, связанные с их национальной принадлежностью. В них отражается педагогическая политика государства, в которой определяются цели и содержание воспитания гражданственности, культуры межнационального общения.

Проблема воспитания культуры межнационального общения, воспитания в духе мира, демократии, прав человека, взаимопонимания и согласия является глобальной и находит свое отражение в документах международного сообщества. 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1998 г.) принята Декларация о культуре мира. Культуру мира следует понимать как глобальную школу, в которой все учатся жить вместе в мире и согласии, укоренять в сознании людей идею защиты мира, не применять насилие, утверждать справедливость и демократию. Воспитание таких качеств, как толерантность, ненасилие, навыки бесконфликтной коммуникации, умение слушать и слышать, спорить с оппонентом, не превращая его во врага, должны воспитываться с самого раннего детства. Образовательная и воспитательная работа в школе не должна ограничиваться сообщением определенных знаний. Необходимо в детских коллективах создавать гуманистическую среду, которая будет способствовать формированию навыков бесконфликтности, ненасильственному общению среди детей, вышедших из разных национальных, культурных, конфессиональных и социальных слоев общества. Следует вовлекать подростков в акции солидарности, сопереживания с теми, кто перенес страдания и нуждается в поддержке. Это поможет молодому человеку реально подготовиться к участию в жизни гражданского общества, правовом, демократическом государстве.

ЮНЕСКО в 1995 г. провозгласил Декларацию принципов толерантности. Толерантность - это международный термин, обозначающий не просто терпимость, а уважение, принятие и правильное понимание единства человечества, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех, богатство и разнообразие культур, признание прав и свободы, отказ от культуры войны и утверждение культуры мира. ООН, придавая большое значение утверждению принципов толерантности в жизни международного сообщества, провозгласила день подписания Декларации (1995 г.) Международным днем, посвященным толерантности.

Для многонациональной, такой этнически разнообразной страны, как Россия, проблема воспитания толерантности имеет большое значение. Поэтому в 2001 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе ». Она рассчитана на 2001–2005 гг.

Как задачи формирования культуры межнационального общения можно привести конкретные проявления взаимопонимания и согласия между людьми в современных условиях:

● уважение к человеческому достоинству;

● проявление и закрепление таких качеств, как чуткость, доброжелательность, терпимость, великодушие;

● чувство меры и такта в общении с людьми, умение преодолевать конфликты в отношениях с ними;

● уважительное отношение к языку, культуре, традициям, обычаям других народов;

● потребность претворять нравственные знания в действия и поступки;

● умение управлять своим поведением, своими потребностями, сочетая их с интересами окружающих;

● стремление словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности.

В современных условиях широкое развитие получает концепция поликультурного воспитания. Оно предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориентацию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Реализация ее идей направлена на создание такой атмосферы, живя в которой любой человек чувствовал бы себя не только сыном своей родины, но и гражданином вселенной, понимал и уважал, хранил не только культуру своего народа, но и культуры других народов, а следовательно, уважал право другой личности на свободное культурное развитие. Реализация концепции подводит учащихся к пониманию существования других стилей жизни, которые столь же значимы и имеют право на существование, как и их собственный.


В современном мире обострился вопрос жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, увеличения конфликтов. В эпоху сверхкорыстных интересов человеческими чувствами руководят выгода и эгоистические стремления. Неоправданные смерти, борьба за господство одной нации над другой - всё это проявления человеческой жестокости и самоволия. Так как же сделать так, чтобы все национальности жили в мире и согласии? "Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками" - гласит пословица. Без уважения и терпения к особенностям образа жизни другого народа невозможно достичь равенства. чтобы жить в дружбе и взаимопомощи, нужно уважать и ценить самобытность культуры и традиций другой национальности, потому что ее достижения являются уникальной единицей достояния человечества. Полноценное взаимодействие народов на условиях равноправия, взаимопроникновение ценностей народной жизни - вот это победа человечества на пути обретения гармонии с миром общества.

Дружба между людьми разных национальностей рассматривается в рассказе Толстого "Кавказский пленник".

Главный герой Жилин - русский офицер, попавший в плен к татарам, встречает нелёгкие испытания. В плену он находит себе верного преданного друга Дину, дочь хозяина. Труд объединяет людей, наполняет их жизнь общим смыслом. Смастерив для девочки ее первую игрушку, герой подарил ей детство, а Дина помогла ему обрести надежду на свободу. Жилин и Дина - жертвы войны, которые не подчинились общему моральному падению, а встали на сторону справедливости и человечности. И девочка, готовая пойти на риск, пожертвовать собой и своими чувствми, родившимися в дружбе, помогает Жилину убежать. Так возможно ли свободное межнациональное общение в условиях разгорающихся конфликтов? Да, ведь национальная свобода не определяется тем, у кого в руках ружьё.

Это итог терпимости и дружелюбия не только между странами, но и народами, их населяющими.

Проблема национальной вражды наиболее ярко проявляется в повести Приставкина "Ночевала тучка золотая". Зверское бесчеловечное убийство Сашки - результат бездушной войны, в которой люди разжигают братоубийственную войну ради жалкой мести. После смерти брата-близнеца родным человеком для Кольки становится чеченский мальчик Алхузур. Новоявленный Сашка и Колька, втянутые в водоворот проблем взрослых, ужас истребления народов, не видят вины друг в друге. Духовное родство Кольки и Алхузура противопоставлено кровной вражде взрослых. Взяв оружие в руки, подавив в себе жалость и человеколюбие, подчинившись животному закону борьбы, мы думаем, что тем самым возвышаем свой народ над другими. Но в действительности народ под именем убийцы теряет своё достоинство и величие. "Не бывает плохих наций, бывают плохие люди", - сказано в повести. Дети способны к милосердию и состраданию, и становится страшно, когда эти "тучки разбиваются о вершину утёса" - о равнодушие и жестокость людей. Юные герои верят в доброжелательность и благополучие мира, в котором каждая жизнь имеет свое значение. "Я думаю, что все люди - братья", -скажет Сашка, -"и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышат о войне, где брат убивает брата".

Щедрая Вселенная распределила свои богатства между всеми людьми поровну. У всех одинаково устроенное сердце, одинаковые слёзы, пролитые за убитых на войне детей и мужа. И кровь, обагрившая землю по причине национальных конфликтов, у всех одинакового цвета. Так зачем тогда люди ненавидят, убивают и мстят друг другу? Жестокие, огрубевшие от насилия люди и война, созданная этими людьми, - в этом сопоставлении есть целая поэма скорбной трагедии.

Проблема межнациональных отношений очень актуальна в современном обществе. Назвать человека представителем другой национальности часто означает обидеть его. Моя клиентка, девочка 12-ти лет, горько плакала от того, что ей кто-то в разговоре приписал принадлежность к другой национальности.

Казалось бы, современному человеку понятно, что все нации равноправны. Взрослые люди, по моим наблюдениям, на вопрос известного теста “Кто я?” в первую очередь отвечают “человек”, ” житель земли” – в большинстве случаев.

Даже понятие “национализм” в наше время приобрело позитивную окраску. Оно трактуется сейчас как приверженность духовным и культурным ценностям своей нации, осознание ценности нации как высшей формы общественной жизни. При этом оно противопоставляется понятиям “национальный экстримизм”, “шовинизм”.

Есть версия о том, что само слово “нация” происходит от слова “наши”, общего для индоевропейского праязыка.

Национальные противоречия

И всё же на сегодняшний день существует немало межнациональных противоречий во всех странах мира, даже в т.н. развитых странах. Это объясняется в первую очередь нестабильностью сегодняшнего мира, отсутствием чего-то надежного и постоянного. В этом неустойчивом мире человеку важно найти устойчивую группу, с которой он бы себя отождествил, принадлежность к которой с удовольствием бы признал. При этом далее неизбежно разделение по типу “свой – чужой”. Главное в этом вопросе – какое отношение устанавливается в каждой такой группе к тем, кто признается “чужими”.

В первую очередь для ребенка или взрослого, испытывающих затруднения в этом вопросе, необходимо возникновение
доверия к миру. Необходимо ощущение и понимания того, что в затруднтельных ситуациях мир людей не оставит тебя в полном одиночестве, всегда находится поддержка в трудных ситуациях, и это базовое свойство нашего мира.

Далее, конечно, важно пробудить или поддержать уверенность человека в собственных силах, убежденность в том, что в самой нестабильной ситуации он сможет сохранить равновесие. Психологи в своей работе постоянно прилагают усилия для возникновения и развития этих ценных установок.

В результате у человека исчезают растерянность, озлобленность, его жизненная позиция становится устойчивой и дружелюбной по отношению к окружающим, в том числе и к представителям других наций.

Внутренняя, психологическая устойчивость дает возможность заинтересованно и непредвзято относиться к другим этническим группам. Известный русский социолог и культуролог Н.Я. Данилевский утверждает, что многообразие устойчиво, а однообразие неустойчиво.

Изначальная, естественная заинтересованность по отношению к представителям другой, “не нашей” культуры необходима для осуществления нормального мультикультурного процесса в современном обществе. И развитие качеств, связанных с принятием другого (то, что сейчас называют толерантностью) необходимо для любого социума. Поскольку однообразие может стать причиной его угасания.

Но это не отменяет знание истории своей нации, ее традиций и достижений. Уважение к своему народу и отстаивание его интересов также базируется на доверии к миру и на ощущении своего человеческого достоинства. Интерес к прошлому и настоящему своей нации, ощущение ее перспективы, стремление действовать во благо своего народа – это свойства современного развитого человека.

Взаимопонимание между такими большими социальными группами как этносы начинается со взаимопонимания между человеком и его ближайшим окружением – семьей, коллегами, соседями… Современный цивилизованнный человек ищет способы оптимального сосуществования со своими соседями по жизни. Современные психологи ищут и предлагают способы осуществить это как на уровне межличностных, так и на уровне межнациональных отношений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список использованной литературы

межнациональный общение коммуникация личность подросток

Введение

Острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов.

В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. В этом плане особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-культурной системой.

Одним из серьезных препятствий на пути стабилизации межэтнических отношений в регионе является отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании. Между тем, такой образ - это исключительно важный элемент полиэтнического и поликультурного общества. В такие напряженные периоды истории, которые сейчас переживает Северный Кавказ, исключительно важное значение имеет объединение всех реалистически мыслящих людей в деле гармонизации межэтнических отношений, воспитании культуры межнационального общения и толерантного поведения в обществе.

В обществоведческой литературе понятия "культура межнационального общения", "межкультурная коммуникация" в основном стали употребляться с начала 80-х годов ХХ века. Так, например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев культуры межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социально-политических систем находит отражение в работах Авксентьева А.В., Бурмистровой Т.Ю., Гасанова Н.Н., Дробижевой Л.М. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 233; Он же. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе //Педагогика. 1994. № 5. С. 12. Так, Дробижева Л.М. анализирует роль социально-психологических аспектов межнационального общения, рассматривая при этом структуру общения в целом. А в работах Бурмистровой Т.Ю. и Дмитриева О.А. выявляется сущность и сам процесс формирования и функционирования культуры межнационального общения в различных сферах общественной жизни.

В исследовании проблемы межнационального общения важное место занимают этнологические теории Арутюнова С.А., Баграмова Э.А., Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н. и многих других, которые позволяют глубже осмыслить сущность межэтнических отношений и выявить особенности данного процесса.

Исходной методологией для исследования этнической толерантности личности является культурно-историческая концепция изучения психических явлений Л. Выготского, А.Леонтьева и А. Лурия и историко-эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А. Асмоловым. Рассмотрение проблемы с точки зрения психологии является необходимым и актуальным, поскольку этнические установки - это, прежде всего, психологический компонент отдельно взятой личности, и его формирование нужно рассматривать как формирование одного из структурных компонентов самосознания. Подростки - это одна из наиболее активных составляющих человечества, в этом возрасте происходит формирование жизненных установок и ценностей, и для психологии важно определить, каким образом формируются этнические установки у подростков, как они влияют на поведение и общение детей, как предотвратить появление вражды и розни в этом возрасте.

1. Понятия «толерантность», «культура межнационального общения»

Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале 20-х годов ХХ века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их воздействием на сознание индивида и массовое сознание, необходимостью изучения механизмов манипулирования личностью, массами, управления обществом, его культурой. Действительно, культура формирует личность членов общества, а ей культуре, обучаются, (ведь ее невозможно приобрести биологическим путем) посредством прямого и косвенного общения Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. -М., 1995..

Общение - специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, культур. Общение - важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей общественного индивида Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту. 1974.. В условиях общения осуществляется коммуникативный процесс, происходит взаимодействие, взаимовлияние индивидов, возникает взаимопонимание.

Общение - важный фактор социальной детерминации поведения индивида. В его процессе человек всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера, и сам подвергается воздействию со стороны последнего.

Эффективность социальной коммуникации во многом зависит от понимания. Обычно результативная сторона понимания выражается в двух аспектах: явление включается в смысловую структуру личности, и понятое соответствует целям коммуникации. Коммуникация не может рассматриваться просто как передача знаний, а всегда как взаимодействие сторон, преследуя определенные, часто различные цели. Понимание носит диалогический характер. “Умному намека достаточно”, - гласит народная мудрость. Но намека достаточно тому, кто уже обладает знанием смыслового целого. Понимание зависит от особенностей воспринимающего субъекта его целей, ориентации, контекста осмысления.

С нашей точки зрения межкультурная коммуникация подразумевает межличностное общение представителей разных культур, а также культурные контакты. В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда культурные контакты бывают положительными.

В настоящее время выделяются пять основных направлений взаимозависимости, взаимопроникновения культур, которые служат основой выработки глобального мышления для значимой и продуктивной совместной жизни сообществ людей:

1. Развитие технологий;

2. Глобализация экономики;

3. Интенсивные миграционные процессы;

4. Мультикультурность;

5. Распад нации - государства См.: Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. - Ставрополь. 1999..

Совокупность этих направлений развития создает основу для осознания решающей роли владения компетенцией межкультурного общения в условиях жизни во взаимозависимом мире, когда человек должен демонстрировать “терпимость к культурным различиям и взаимоуважение культур как признак цивилизованного общения на кросснациональном уровне” Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. - Ставрополь. 1999..

Итак, межкультурная коммуникация - это процесс общения и обмена информацией между различными культурами и представителями данных культур с целью постижения глобализационных процессов в мире, понимание и принятие иных культурных ценностей и адекватного положения в иной культуре.

Главенствующее положение в межкультурной коммуникации занимает культура межнационального общения представителей различных этнонациональных общностей, где определяющим фактором является этническая толерантность личности.

Этническая толерантность понимается как сложное установочное образование личности. Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.

Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в известном смысле возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Этническая толерантность личности не может изучаться изолированно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены являются гранями одного целостного явления - этнической вариативности личности.

2. Влияние этнических установок на поведение подростков

Подростки - это одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов. В целом подростковый возраст является важным периодом развития этнического самосознания, его формирования Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.// Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 5. С. 69-75.. В период обучения в школе этническое самосознание подростка расширяет систему его представлений о мире и укрепляет его место в нем. Подростковый возраст представляет собой кризисный переход между детством и юностью, в течение которого в личности происходят многомерные, сложные процессы: обретение идентичности и нового отношения к миру.

В целом в повседневной жизни этничность подавляющего большинства подростков не актуализирована и этническая самоидентификация не занимает ведущих позиций. Несмотря на это, школьники проявляют довольно живой интерес к различным этническим вопросам. В то же время следует отметить существующие элементы предвзятости и негативизма в национальных отношениях. Хотя многие подростки имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей, достаточно значительное количество определяют свое отношение к человеку, исходя из его этнической принадлежности.

Мощнейшим мобилизационным фактором для большинства подростков является оскорбление по национальному признаку или негативная оценка народа, к которому принадлежит человек. Именно это чаще всего оставляет глубокий след в памяти человека и заставляет предпринимать какие-либо действия. Ещё одним мощным фактором этнической мобилизации является сопричастность или сопереживание какому-либо общему успеху или достижению.

Всё это повышает ответственность школьного образования за будущее России, за то, по какому пути она пойдёт, как будут развиваться процессы межэтнического взаимодействия. Но, к сожалению, сегодня в этом направлении не ведется активной работы. И современная система образования не гарантирует формирования позитивных межэтнических установок. А оформившееся в школьной среде негативное восприятие той или иной этнической группы или исключительность своей национальной группы опасны вдвойне.

Межэтнические отношения подростков определяются особенностями социализации, зависят от влияния этнопсихологических характеристик окружающих этносов, уровня развития этнической идентификации, этнических стереотипов, этнического воспитания.

Социальная ситуация, включающая все социально-культурные институты трансляции норм, ценностей, установок, влияние языковых отличий, семейно-бытовых норм, традиционную систему этико-поведенческих стереотипов, этноспецифическую ритуализированную обрядность, оказывает наиболее значимое влияние на межэтнические взаимоотношения подростков.

В зависимости от того, в какой социальной ситуации, благоприятной или несущей в себе заряд отрицательных эмоций, находится подросток, соответственно и будут складываться его взаимоотношения с представителями окружающих этносов.

Большое влияние на формирование межэтнических взаимоотношений подростков оказывает семья, где под влиянием взглядов родителей происходит первое базовое накопление впечатлений об окружающих этносах. На основе полученного этнического воспитания в дальнейшем формируется фон позитивных или негативных межэтнических взаимоотношений подростков. Этническая идентичность является базовой основой для формирования межэтнических взаимоотношений. В зависимости от умения подростков отождествлять себя со своим и с окружающими этносом будет зависеть установление и течение их межэтнических взаимоотношений.

Важным фактором развития межэтнических взаимоотношений являются этнопсихологические характеристики, которые проявляются в основном через механизмы установок и стереотипов.

Этнические установки, являясь составной частью этнической психики человека, формируют определенный настрой, придавая особую специфику мотивации и целеполаганию подростков.

3. Формирование положительной этнической установки у подростков

Одним из основных направлений в решении проблем воспитания культуры межэтнического общения может стать увеличение роли этнопсихологии в образовательных программах. Именно эта дисциплина способна ярко продемонстрировать и объяснить специфику отличий, лежащих в области межнациональных различий. Показ неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрация того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, могут во многом способствовать повышению межэтнической терпимости (толерантности). При этом особое внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур, как на межгосударственном уровне, так и внутри страны, где межэтнические различия оказываются зачастую даже более яркими.

При работе со студентами необходимо помнить, что многие из них - будущие преподаватели, которые должны будут передать полученные знания и сформированные установки последующим поколениям. А современные исследования показывают, что можно говорить о наличии социальных и психологических факторов, в той или иной степени нарушающих адекватность поведения детей в группах, в которых работают учителя с неадекватными формами выражения этнического самосознания. Дети, обучающиеся у учителей с адекватной позитивной формой выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в микросоциуме, их поведение характеризуется больше гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. Тогда как дети, обучающиеся у учителей, с гиперболизованной и литотизированной формами этнического самосознания отличаются затрудненной социально-психологической адаптацией в среде Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. с. 186-187..

Кроме того, необходимо отметить, что большая часть различных этнофобий имеет корни в негативной оценке своей этнической группы. Именно отсутствие позитивной оценки своего этноса и переживания национального комплекса неполноценности приводят к тому, что срабатывает психологическая защита, и люди обрушиваются на другие народы, обвиняя их во всех смертных грехах. Таким образом, формирование позитивной оценки своей этнической группы является одной из основных составляющих комплекса мер, направленных на формирование здоровой межэтнической обстановки.

Заключение

Поскольку мы живем в эпоху глобализации процессов, можно ожидать наступления эры интегрированной культуры. Но чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данное и пытаться освоиться в “чужой” культуре, не теряя своей собственной.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у подростков.

В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.

Исторический опыт развития школы, воспитания, педагогического знания, выраженного в теоретической форме, может и доложен стать базисом современной модели образования и новых педагогических концепций. Этот опыт способствует лучшему выявлению содержания образования, определению основных направлений его развития, средств и методов непрерывного духовного совершенствования и обновления общества. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.

Целью нашей работы было рассмотреть влияние этнических установок на поведение подростков. Мы выяснили, что этнические установки формируются у подростков благодаря влиянию окружающего общества - школы, семьи, друзей, СМИ. Формирование положительной этнической установки в рамках этих социальных институтов имеет очень большое значение для общества.

Список литературы

1. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Ставрополь, 1997.

2. Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического исследования. Выпуск 2. - М., 1984.

3. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.// Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 5.

4. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 233; Он же. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе.// Педагогика. 1994. № 5.

5. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту. 1974.

6. Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. Ставрополь. 1999.

7. Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. М., 1995.

8. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.

9. Шлягина Е.И. К вопросу построения этнопсихологии личности // Этническая психология и общество. - М., 1997.

10. Шлягина Е.И., Карлинская И.М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. - М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История создания сети Интернет. "Жертвы" интернета, что именно завлекает людей в Сеть и как этого можно избежать. Проблема "Интернет на рабочем месте". Особенности общения в Интернет на web-chat. Психологические аспекты общения, понятия флейм и флуд.

    аттестационная работа , добавлен 05.10.2009

    Теоретические аспекты коммуникационных средств. Виды и основные технологии общения. Социальные сети: понятие, история создания. Краткая характеристика социальной сети Твиттер, её возможности. Анализ блога известного человека на примере Елены Весниной.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2017

    Логическая модель ЕСВ как виртуальная площадка для профессионального общения сотрудников, организации совместной работы по систематизации информационных потоков: структура, формирование требований, основное концептуальное понятие общей модели системы.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    История и основные этапы создания всемирной информационной системы Интернет, ее характеристики и назначение, сферы применения и распространенность. Характер общения и разновидности развлечений в Интернет, преимущества и недостатки, порождаемые проблемы.

    аттестационная работа , добавлен 19.10.2009

    Изучение назначения, функциональных возможностей и конструкции взрывобезопасной аппаратуры для автоматизации водоотливных установок - ВАВ-1М. Ее теоретические исследования и экспериментальные исследования. Работа системы автоматического управления.

    лабораторная работа , добавлен 01.03.2009

    Коммуникации: понятие и сущность. Развитие и применение информационных технологий, стандарты и средства их взаимодействия. Создание аппаратных и программных комплексов автоматизации бизнес-процессов компаний. Роль и проблема культурной коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Совершенствование и популярность телефона. История развития Шербакульского РУСа. Финансово-экономическая деятельность ОАО "Электросвязь", ее организационная структура и виды деятельности. Ресурсы Интернет для бизнеса, образования, общения, досуга.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2010

    Исследование устройства мобильного телефона, переносного средства связи, предназначенного преимущественно для голосового общения. Характеристика влияния электромагнитного излучения на эндокринную и сердечнососудистую системы, активность мозга человека.

    реферат , добавлен 18.12.2011

    Характеристика технических средств, применяемых при деловом общении. Интернет как средство делового общения. Телефонная коммуникация, факсимильная связь, автоответчики, электронная почта, Интернет-пейджер ICQ. Видео и телеконференции в Интернет.

    реферат , добавлен 28.03.2013

    Принцип действия телефонной сети. Классификация внутриучрежденских телефонных систем, их достоинства. Некоторые правила телефонного общения секретаря с клиентом. Основные стандарты сотовой радиотелефонной связи. Особенности и удобство факсимильной связи.

  • 2.2. Развитие этнической психологии в России вxxвеке
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава третья. Историческое развитие этнопсихологических взглядов за рубежом
  • 3.1. Этнопсихологические представления в древности, средневековье и эпоху просвещения
  • 3.2. Зарубежная этнопсихология вXiXвеке
  • 3.3. Зарубежная этнопсихология вXXвеке
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава четвертая. Психологическая характеристика этнических общностей
  • 4.1. Человечество. Этнос. Нация
  • 4.2. Психологическая основа нации
  • 4.3. Специфика межнациональных отношений людей
  • 4.4. Психологические предпосылки целостности нации
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава пятая. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов
  • 5.1. Содержание психологии нации
  • 5.1.1. Системообразующая сторона психологии нации
  • 5.1.2. Динамическая сторона психологии нации
  • 5.2. Свойства национальной психологии
  • 5.3. Функции национальной психики
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава шестая. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов
  • 6.1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей
  • 6.2. Своеобразие проявления национальных установок
  • 6.3. Психологические особенности этнической стереотипизации
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава седьмая.Национально-психологическиеособенности представителей разныхнародов России
  • 7.1. Русские как представители славянского этноса
  • 7.2. Тюркские и алтайские народы России
  • 7.3. Финноугорские народы России
  • 7.4. Буряты и калмыки
  • 7.5. Представители тунгусоманьчжурской группы народов России
  • 7.6. Представители еврейской национальности
  • 7.7. Народы Северного Кавказа
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава восьмая. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья
  • 8.1. Украинцы и белорусы
  • 8.2. Народы Прибалтики
  • 8.3. Народы Средней Азии и Казахстана
  • 8.4. Народы Закавказья
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава девятая. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья
  • 9.1. Американцы
  • 9.2. Англичане
  • 9.3. Немцы
  • 9.4. Французы
  • 9.5. Испанцы
  • 9.6. Финны
  • 9.7. Греки
  • 9.8. Турки
  • 9.9. Арабы
  • 9.10. Японцы
  • 9.11. Китайцы
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава десятая. Психологическая специфика этнических конфликтов
  • 10.1. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов
  • 10.2. Содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения
  • Задания для самоконтроля
  • Глава одиннадцатая. Этнопсихология семейных отношений
  • 11.1. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений
  • 11.2. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях
  • 11.3. Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава двенадцатая. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе
  • 12.1. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия
  • 12.2. Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе
  • 12.3. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава тринадцатая. Профессионализм в межнациональных отношениях
  • 13.1. Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях
  • 13.2. Сущность профессионализма в регулировании межнациональных отношений
  • 13.3. Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава четырнадцатая. Методы изучения национально-психологических особенностей людей
  • 14.1. Логика и принципы этнопсихологических исследований
  • 14.2. Основные методы этнопсихологических исследований
  • 14.3. Дополнительные методы этнопсихологических исследований
  • 14.4. Надежность этнопсихологических исследований
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Библиография
  • Содержание
  • Крысько Владимир Гаврилович Этническая психология Учебное пособие
  • 4.3. Специфика межнациональных отношений людей

    Нации на Земле, как известно, живут не обособленно, а по соседству одна с другой, часто даже вперемежку. Они вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен достижениями науки, культуры, производственного опыта. Межнациональные контакты могут превращаться из конструктив­ных, положительных, всем выгодных в деструктивные, отрица­тельные, способствующие возникновению недоверия во взаимо­отношениях. На межгосударственном уровне эти контакты регла­ментируются международными соглашениями. Внутри одной страну они определяются законодательством, моральными и нрав­ственными нормами, традиционными формами взаимодействия с представителями других этнических общностей.

    Эффективной может стать та этническая общность и такие условия ее взаимоотношений с другими этносами, при которых, вы­полняя свои официальные и неофициальные роли, каждый человек мо­жет (и это стимулируется другими людьми) проявить свои уникаль­ные свойства и способности.

    Контакты между нациями являются результатом определен­ной конкуренции, т.е. отношений соревнования за обладание ре­сурсами, необходимыми для их жизнедеятельности и развития. Конкуренция обусловлена политическими факторами и ограниченно­стью средств для жизни людей. В процессе этнической истории всегда возникают и формируются новые потребности и интере­сы, для удовлетворения которых национальные общности вынуж­дены искать ресурсы, создавать новые или добиваться их перерас­пределения. Более того, этот процесс тесно связан со стремлени­ем к преимуществам в овладении материальными и духовными ресурсами.

    Если конкуренция возникает между нациями, имеющими свою государственность, то она регламентируется международным за­конодательством, заключенными соглашениями. Внутри отдельных государств конкуренция создает условия соревнования и борь­бы как между отдельными общностями, так и региональной и центральной властью. Признавая друг друга конкурентами, нации прибегают к таким видам противостояния, как конфликт, сопер­ничество, соревнование. Среди них идет постоянное соперниче­ство за развитие торговли, экономики, производства и сбыта про­дукции, обладание и использование природных богатств. Каждая нация стремится защитить свои интересы.

    Соревнование является неизбежной формой взаимоотношений наций в силу того, что в обществе существует ограниченное количе­ство материальных, и других ресурсов.

    В ходе межнациональной конкуренции могут возникать проти­воречия, т. е. разногласия между общностями. И это естественно, поскольку они являются динамичными, развивающимися и из­меняющимися системами, в процессе трансформации которых возникает дискомфорт из-за материальных и духовных различий, возможностей и условий для удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей.

    Межнациональные противоречия могут иметь различное со­держание. Наиболее сложными и неразрешимыми являются тер­риториальные противоречия. Те из них, которые носят полити­ческий характер, например стремление нации к политическим изменениям, включая самые радикальные - создание независи­мого государства, являются деструктивным и дестабилизирующим социальными факторами. Возникающие на основе обострения этих противоречий межнациональные конфликты приобретают затяж­ную форму, имеют тенденцию перерастать в вооруженное проти­востояние.

    Противоречия между национальным большинством и меньшин­ством в границах государства разрешаются конституционным пу­тем, законодательным закреплением прав, гарантий, обязанно­стей граждан. Они в большинстве своем завершаются достижени­ем национального согласия, компромисса, результатом чего яв­ляется создание культурной автономии, появление новой поли­тической, территориально-государственной единицы в государ­стве. Успешность межнациональных отношений зависит от терри­тории, которая может быть общей или своей лишь для одной из наций. Например, в Дагестане проживают сорок народов, и все они считают территорию своей республики общей. С другой сто­роны, есть нации, считающие, что их территория должна при­надлежать только им самим.

    Большое значение имеет также продолжительность взаимодей­ствия и сотрудничества народов, которые могут быть постоянны­ми, долговременными или кратковременными.

    Наконец, эффективность межнациональных отношений зави­сит от частоты и глубины контактов; относительного равенства прав; численного соотношения наций и этнических групп; явных различительных характеристик, к которым относятся язык, пси­хология, религия.

    Межнациональные контакты могут осложняться в силу нали­чия различий культурного характера. Разница как в вербальных, так и в невербальных формах общения людей, принадлежащих к разной культуре, ведет к неверному истолкованию чувств, наме­рений, мотивов партнеров по общению. Культурно обусловлен­ные различия не ограничиваются только областью взаимодействия, но распространяются на традиционные интересы, ценности, нор­мы, правила, стандарты отношений, свойственные представите­лям конкретных народов.

    Межнациональные отношения могут реализовываться в форме контактов между конкретными представителями разных этничес­ких общностей, т. е. на межличностном уровне. Эти контакты спо­собны оказывать положительное влияние, когда понижается враж­дебность, уменьшается выраженность негативных восприятий пред­ставителей других этнических общностей, уменьшается внутрен­няя напряженность человека. Но эти контакты могут оказывать и отрицательное воздействие, когда усиливаются предубеждения и неприятие «чужих» людей, появляются невротические и психосо­матические расстройства.

    Различают четыревозможныхрезультата контактов с представителями других этнических общностей.

    1. Человек не принимает по каким-то соображениям свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип поведения можно назвать конформным, а его носителя в психологии именуют «перебежчиком». Он встречается обычно тогда, когда человек с детства воспитывается в другой этнической общности, а потом отказывается возвращаться к сво­ему народу.

    2. Человек не воспринимает или отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Этот тип людей называют «националистами». И хотя в последнем отражается определенный негативный смысл, такое поведение является распространенным и закономерным, поскольку совершенно очевидно, что интересы своей нации и ее культура всегда более предпочтительны.

    3. Человек колеблется между двумя культурами. Его принято называть «маргиналом». Такой тип поведения и личности доволь­но часто встречается в местах совместного компактного прожива­ния разных национальных общностей. Иногда к таким людям от­носятся как к несколько ненормальным, «ущербным». На самом деле это просто результат длительного влияния нескольких куль­тур.

    4. Человек как бы синтезирует в себе две культуры. Психологи называют этот тип людей «посредниками», каковыми они и явля­ются на самом деле, поскольку в силу длительного проживания человека в среде двух народов каждый из них стал для него одина­ково родным и знакомым .

    Межнациональные отношения могут осуществляться на меж­групповом уровне, т. е. между этническими общностями в целом, что может приводить к четырем видам последствий:

    геноциду, т.е. уничтожению конкретной нации;

    ассимиляции, когда одна национальная общность постепенно перенимает (или принуждается к их принятию) обычаи, тради­ции и т. д. другой доминирующей группы, вплоть до полного раст­ворения в ней;

    сегрегации, когда группы существуют раздельно;

    интеграции, когда группы сохраняют свою этническую иден­тичность, но объединяются в единое целое на другом значимом для них основании.

    Из сказанного видно, что всегда существуют трудности меж­национальных отношений, т.е. внешние и внутренние (психоло­гические) препятствия и противоречия, возникающие в процессе формирования и развития этнических связей, контактов и общения между людьми.

    На межгосударственном уровне (макроуровне) такого рода труд­ности возникают чаще всего в связи с исторически сложившимися противоречиями между народами - экономического, полити­ческого, религиозного, культурного характера. В значительной мере противоречия могут быть также связаны с потерей независимос­ти, территориальной целостности, отсутствием взаимопонимания и доверия между людьми.

    На микроуровне эти трудности чаще всего объясняются подо­зрительностью, языковыми барьерами, искусственно созданны­ми препятствиями на пути контактов и связей, обмена информа­цией, достижениями науки, культуры, игнорированием нацио­нальных традиций, обрядов, обычаев.

    Внутренние барьеры на пути межнационального общения и взаимодействия - это препятствия психологического характе­ра, проявляющиеся в форме неуверенности, страха, враждебно­сти, подозрительности и т.д., которые часто возникают в ходе делового, семейно-бытового и межличностного взаимодействия людей. Так как трудности межнациональных отношений по сво­ему характеру имеют как экономическую, политическую, куль­турную, так и психологическую природу, то в зависимости от этого их устранение или локализация требуют различного под­хода.

    В интересах нации, представителей ее отдельных этнических общ­ностей и групп необходимо вовремя прогнозировать, выявлять и уст­ранять возникающие противоречия и трудности в их взаимоотно­шениях, достигать взаимопонимания и согласия мирными средства­ми, не доводя дело до межнациональных конфликтов и войн.

    Межэтническая напряженность, т. е. состояние неприязни, не­доверия, взаимных претензий и неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой. Она за­висит от ряда факторов:

      истории развития межнациональных отношений, истори­ческой памяти о характере взаимоотношений народов на разных ее этапах (часто эти отношения принимают вид постоянной меж­этнической напряженности);

      уровня экономического развития сторон, занимаемого пред­ставителями разных народов положения в системе производства и собственности (производственной специализации, преобладания представителей определенной национальности в профессиональ­ных и социальных группах, доминирования различных форм соб­ственности, уровня жизни и т.д.);

      структуры культурного развития нации - преобладания сель­ского или городского населения, уровня образования и профес­сиональной квалификации .

    Особо следует выделить явления и процессы, существенно влия­ющие на формирование и усиление межэтнической напряженно­сти.

    Одним из них является отсутствие в стране последовательной политики осуждения и пресечения проявлений национального насилия. Например, так было до распада СССР, когда события в Сумгаите, Фергане, Новом Узене и в Грузии не получили достаточного осуждения со стороны правящих кругов.

    Нужно принимать во внимание и возможность негативного отношения к представителям народов, ассоциирующихся в глазах тех или иных наций с административно-командным аппаратом. Так, у нас в стране есть такое отношение прежде всего к русским, а на уровне автономных республик - к народам, давшим назва­ние республике, например у эвенков, юкагиров и русских к яку­там, у эскимосов к чукчам.

    Особой проблемой в России является положение народов, под­вергшихся депортации и массовым преследованиям в период ста­линских репрессий, особенно тех, которые не были возвращены на места своего первоначального проживания.

    В условиях усугубления социально-экономических проблем и относительного снижения уровня жизни население многих ре­гионов нашего государства начинает также испытывать и прояв­лять в разных формах чувство национальной вражды по отноше­нию к тем национальностям, которые, с их точки зрения, «жи­вут лучше нас». Эти представления бывают вызваны самыми раз­ными причинами, в том числе отождествлением всего народа с наиболее часто встречаемыми его представителями. Так, «тор­говцы-воротилы» для центра европейской части России - «кав­казцы». Для Сибири подобные предубеждения вызывают «заши­бающие» большие деньги строительные бригады представителей Украины, немцы, корейцы, евреи, традиционная рачительность, трудолюбие, способность к освоению новых специальностей ко­торых позволяют им достигать более высокого среднего уровня жизни.

    Чтобы избежать напряженности и конфликтов, каждая нация в процессе своего развития должна совершенствовать свои отно­шения с другими этническими общностями, вырабатывать такие формы взаимодействия и общения, которые облегчают совмест­ную жизнь людей, их интеграцию и адаптацию в многонацио­нальной среде. Эти отношения в то же время поддаются управле­нию и оптимизации, на основе чего вырабатываются и реализу­ются возможности предвидения и локализации конфликтов, воз­никающих на почве каких-то неожиданно складывающихся про­тиворечий между нациями.

    Адаптация к новым условиям межнациональных отношений требует вместе с тем известного отказа от ряда традиционных пред­ставлений и норм, что является необходимым условием эффек­тивной совместной деятельности представителей различных культур. Трансформация внешнего поведения, приспособление его к нормам и требованиям другой нации не означают полного отказа от традиционных ценностей, представлений, а лишь способствуют эффективности совместного проживания и сотрудничества. Со­вершенно очевидно, что напряженность в межнациональных отношениях - результат различий между народами. Но какими бы они ни были, они не должны выступать причиной межнацио­нальных трений и тем более конфликтов. В межличностных отно­шениях между людьми разных национальностей должны домини­ровать общечеловеческие нормы общения и взаимодействия, хотя и опосредованные специфическими привычками восприятия, принятыми в том или ином народе.

    Основа для определенного дискомфорта во взаимоотношениях между представителями разных наций появляется тогда, когда они не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности, т.е. национальную психологию.

    У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам психо­логии народов, которые проявляются в контактах между предста­вителями различных этнических общностей, хотя бы на первый взгляд они и казались отжившими, даже смешными.