Развенчание мифов, или психология — это мифология. Развенчанные мифы

Биографическая справка.

Владимир Батшев — автор более двух десятков книг, самые известные из которых «Поколение с перебитыми ногами», «Записки тунеядца», «Убийство — правило игры», «Сети шпионажа», «Хроника дня « Z » и других. Не так давно закончил свой многолетний труд – тетралогию «Власов. Опыт литературного исследования гражданской войны в СССР в 1941-45 годах».

От издания этой скандальной книги открестились все российские издательства, и свет она увидела только в Германии, в его собственном издательстве «Мосты».

«Власов» — исследование, посвященное биографии генерала Андрея Власова и связанных с ней малоизвестных страницах советско-германской войны. По замыслу автора, его труд является попыткой восстановить историческую правду и развенчать мифы Великой Отечественной войны, которая, по его мнению, на самом деле, не была ни великой, ни отечественной. Итак…

— Скажите, Владимир Семенович, как вы пришли к замыслу создания литературного исследования? Как долго над ним работали?

— Эту книгу я писал почти 15 лет. Материалы же к ней собирал с 1965 года, после того, как Владимир Буковский рассказал мне о советских убийцах и поджигателях, переодетых в форму СС.(Через много лет я обнаружил этот факт в архиве) В исследовании я хотел более выпукло дать факты, события, людей. Примером для меня был «Архипелаг ГУЛаг» А.И.Солженицына, и я шел по намеченной им дороге. Не зря в моей книге так много ссылок на Александра Исаевича.

— Как вы объясняете столь резкое неприятие вашего труда российскими издательствами?

— Я предлагал свою книгу шестнадцати ведущим российским издательствам, но все они мне отказали. «Власов» не подошел тем, кто вершит издательскую политику в России. Тема советско-германской войны – последнее что осталось у нынешнего российского идеологического аппарата из советских мифов, и развенчание этих идеологем – серьезный удар по советской мифологии. И тут я не первый. На 10 лет раньше по ним ударил своим «Ледоколом» Виктор Суворов.

— Как ни крутите, а Виктор Суворов -предатель, как впрочем и Андрей Власов, которого вы называете тираноборцем и страдальцем, обречённым на небогатый выбор между сталинской рояльной струной и позорным положением гитлеровской марионетки …

— Юрист Р.Уэст в своей книге «Смысл измены» совершенно справедливо отметила, что каждый гражданин обязан верностью (подразумевается и морально-этическая верность помимо юридической) только стране, обеспечивающей ему защиту, и, следовательно, не может совершить измены, если законы его страны такой защиты ему не представляют. С этой точки зрения миллионы граждан СССР, репрессированных в той или иной форме в 1929-1941 годах, ни в коем случае не являлись обязанными верностью советскому государству. Что же касается Андрея Андреевича, то он был не предателем, а великим русским патриотом. Он вместе с немецкими офицерами-заговорщиками вел свою, самостоятельную линию. Всем бы нам быть такими!

— Предателем я называю человека, нарушившего принятую присягу. А мотивы у каждого могут быть какими угодно. Кто-то из философов сказал однажды: «Всех предателей можно разделить на три категории: корыстолюбцы, честолюбцы и философы». Вполне возможно, что Андрей Власов был философом, разочаровавшимся в «предоставленной ему защите», но от этого он не перестает быть предателем. Лично мне куда ближе позиция генерала Деникина, к которому в январе 1942 года явилась депутация германских военных. От имени своего правительства они предложили генералу возглавить русскую армию, которая приняла бы вместе с вермахтом участие в войне против Советов. Антон Иванович, выслушав предложение, ответил непрошеным гостям: «Я слишком стар, чтобы возглавить армию, но у меня достаточно сил, чтобы ие стать предателем своего народа». Этими словами ветеран борьбы с большевиками совершенно разрушил идейную основу власовского движения, изображавшую их борьбу будто бы исключтельно против коммунизма и Сталина и ни в коем случае не против народа.

— Вы повторяете советскую фальшивку. Деникин был германофобом и не верил в победу над Сталиным. Вообще. Он говорил, что «коммунизм в России – это навсегда, это – Божья кара» (в чем был прав). Но несмотря на это, Деникин во время выдач власовцев и казаков Сталину американцами и англичанами, заступался за соратников по борьбе с коммунизмом. Вот что он писал: «Ваше Превосходительство, я знаю, что имеются «Ялтинские параграфы», но ведь существует еще, хотя и попираемая ныне, традиция свободных демократических народов - Право Убежища. Существует еще и воинская этика, не допускающая насилий даже над побежденным врагом.

Существует, наконец, христианская мораль, обязы­вающая к справедливости и милосердию. Я обращаюсь к Вам, Ваше Превосходительство, как солдат к солдату и надеюсь, что голос мой будет услышан».

Никакие немецкие военные к Деникину не являлись и явиться не могли – это тоже советская фальшивка. В первую очередь потому, что немцы отрицательно относились к русской военной эмиграции.

Я не первый, кто хочет восстановить доброе имя Андрея Андреевича Власова и миллионов погибших в борьбе с коммунизмом. На Западе существует очень большая литература на эту тему. Проблема «Предатель или патриот» здесь давно решена в пользу Власова. Я не говорю об огромной мемуарной литературе участников ОДНР (Освободительного движения народов России), большинство которой я, если не собрал, то основательно изучил. Недаром эпиграфом к первому тому стоят слова Джефферсона «Неудачные борцы против тирании были главными мучениками законов против измены во всех странах».

— В своем труде вы ссылаетесь на множество документов. Где можно с ними ознакомиться? Меня, например, совсем не убеждает статья W .Caroll из журнала,Life » от 19.12.1949 или книга Вальтера Горлитца «Вторая мировая война», из которых вы почерпнули число участников вооруженных антисоветских отрядов, составлявших, по мнению этих авторов, на осень 1944 года 1 200 000 человек.

— С использованными мной документами вы можете ознакомиться в немецком военном архиве в городе Фрейбурга. Кстати, именно эти цифры НИКЕМ, даже нынешними российскими исследователями, не оспариваются. Я их даже немного приуменьшил.

— Вы пишете, что и Зоя Космодемьянская, и Аркадий Гайдар проходили в свое время лечение в психиатрической больнице. Если и так, это нисколько не умаляет их мужества в момент встречи со смертью. И какая, по большому счету, разница, был ли уголовником бросившийся на амбразуру Александр Матросов? Любое прошлое меркнет перед подвигом, совершенным человеком. Вы с этим не согласны?

— То, что названные вами «герои» лечились в психиатрической больнице имени Ганушкина в Москве, является фактом, и я привожу в книге показания лечащего врача Космодемьянской, которая, на самом деле, является не героиней, а пособницей убийц. Поджечь дом, где живет русская семья с маленькими детьми и на постое стоят два немецких солдата -преступление.

А Аркадий Гайдар вообще не понимал сути современной войны и заставлял своих спутников создавать в ближнем тылу наступающей немецкой армии (!) партизанский отряд. Когда они отказались, Гайдар пригрозил по переходу линии фронта сдать их в Особый отдел НКВД, и те его застрелили. Вот и весь подвиг. А Александр Матросов просто не мог броситься наамбразуру стандартного немецкого дзота, ибо для ее закрытия требуется таких героев шесть-семь, не меньше.

— Из вашего труда следует, что советский народ ждал гитлеровского нашествия, чтоб освободиться от сталинского ига, радовался приходу гитлеровцев на родную землю, партизан не поддерживал да и вообще партизанского движения не было как такового. НКВД на оккупированной территории сотрудничал с гестапо. Подполье тоже являлось профанацией. Весь советский народ просто мечтал о скорейшей победе фашистов. Непонятно тогда, как в условиях повсеместного желания проиграть войну, она была выиграна.

— Я писал не «советский народ», а «население СССР ненавидело коммунистический режим. И приход немцев – а не фашистов! – был встречен, как приход освободителей.

А Гитлер обманул русский народ. Он говорил: «Мы идем освобождать вас от коммунизма» — а это было не так. Гитлер шел превращать Россию в сырьевой придаток Третьего рейха. И когда, уже в 42 году, люди увидели, что германские обещания расходятся с их политикой на местах, то потеряли доверие к немцам и, грубо говоря, пошли к тем партизанам, которых они совсем недавно отлавливали и отдавали немцам.

— Вы пишете: «На захваченных врагом территориях крестьяне вооружались. На местах отстреливали ненавистных коммунистов и чекистов, благо немцы смотрели на это с одобрением. Народ не хотел воевать за Сталина и колхозы, и три миллиона в 1941 г. сдались в плен. Попадали в плен отнюдь не только из окружения, но добровольно и в массовом порядке- иногда, как рассказывают свидетели, в плен шли под духовой оркестр».

Мне удалось побеседовать с несколькими довольно пожилыми людьми, принимавшими участие в тех страшных событиях первого года войны. Они называют вышепомещенный тезис чудовищной профанацией. Эти люди сейчас живут в Германии, им уже слишком много лет, чтобы кривить душой или бояться кого бы- то ни было, включая тень почившего в бозе «отца народов». Мне кажется, что вместе с водой вы выплескиваете из корыта и младенца. Можно было ненавидеть Сталина, но при этом защищать свою родину от фашистов. Впрочем, вопрос массовой ненависти к вождю в те годы тоже весьма спорен. По мнению многих историков и политологов, более актуальной в то время была ситуация массового заблуждения относительно личности генералиссимуса. Поэтические строки «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе!» являются квинтэссенцией народных умонастроений в годы войны.

— А у меня есть письма от 200 человек, которые пишут противоположное. Ваше «мне говорили» не является аргументом.

— Думаю, читатели старшего поколения нас рассудят, и у меня появятся такие же аргументы, как энное количество писем. А пока обопрусь на свидетельства обеих моих бабушек, потерявших своих мужей на этой страшной войне. На меня произвело совершенно жуткое впечатление описание вами первых дней войны, когда наши граждане, стоя у громкоговорителей на улицах, откровенно радовались вторжению фашистов. Так вот мои бабушки запомнили этот день на всю свою жизнь и спустя много десятилетий, плакали, описывая тот шок, который испытали, узнав, что их мужьям придется воевать. Какая там эйфория от предвкушения победы фашизма над сталинизмом! Они, далекие от политики простые женщины с маленькими детьми на руках, смотрели в отчаянии на громкоговоритель и молились, чтоб фашистов разбили еще на границе. Чтоб не пришлось им провожать родных на бойню и получать похоронки. Это каким же надо быть извращенцем, чтоб ловить кайф от возможного крушения, пусть даже ненавистной системы, ценой гибели своих мужей, отцов, братьев, детей. А потому свидетельства таких людей, как «простая русская женщина Л. Осипова», написавшая в своем дневнике «Я не выродок. Но нужно смотреть правде в глаза: мы все, вся России, страстно желаем победы врагу, какой бы он там ни был. Этот проклятый строй украл у нас все, в том числе и чувство патриотизма», для меня не являются доказательством всеобщих умонастроений.

— Совершенно верно! Они испытали шок, поняв, что их мужьям придется воевать! Не хотел народ воевать! Не хотел! За что? За советскую власть? За колхозы и НКВД? За людоеда Сталина? В каждой третьей семье были репрессированные,18 миллионов крестьян были раскулачены. И эти люди хотели воевать за советскую власть? Не смешите меня. Я привожу десятки мнений о начавшейся войне. Все эти мнения – простых русских людей. А не комсомольских или партийных фанатиков и дураков, оболваненных советской властью. Есть такие, что и сегодня, в 21 веке продолжают повторять набившие оскомину идеологемы, люди, оглушенные советским механизмом по выработке вранья.

Согласна, правду нужно знать, но, увлекшись ее поисками, можно пуститься в глобальные негативные обобщения. Вот, например, этот эпизод: «Как ураган мести ворвались русские на территорию Германии. Это был поистине кровавый шквал. Такие зверства и мародерства творили советские солдаты и офицеры, как ненавидело их местное население. Изнасилования приняли массовый характер. Мародерство было узаконено. Всем солдатам и офицерам разрешили посылать посылки домой, а высокое начальство получило возможность отправлять награбленное вагонами. Не осталось ни одной не изнасилованной женщины, ни одного немца, по которому бы ни прошелся кулак советского солдата».

Если ненависть немцев к советским «извергам» была столь всепоглощающей, что мешает их потомкам стереть память о них со своей земли? Однако ж, 8 мая в Германии отмечают, как день освобождения от фашизма. В День Победы вся братская могила в Трептов-парке, где захоронены 200 советских солдат, устлана венками и цветами. Проводится поисковая работа по восстановлению и увековечиванию памяти «неизвестных солдат». Из 7 тысяч полторы уже установлены и в скором времени их имена появятся на каменных плитах. В речах державных мужей ФРГ, выступающих в этот день на мемориальном кладбище, звучат слова благодарности в адрес советских воинов, погибших в борьбе за освобождение Европы от фашизма.

— 8 мая в Германии – это день скорби по погибшим во время 2-й мировой войны. Укажите мне конкретного «державного мужа», который бы благодарил Советы за оккупацию Германии и разделение ее на две части – а ведь именно это стало результатом победы, и «холодная война» – тоже результат! Немцы не любят вспоминать войну. И правильно. Это –тяжелая память.

-Какова цель вашего исследования?

Моя цель – развеять туман идеологических мифов, связанных с советско-германской войной. Повторяю: она не была, ни великой, ни отечественной. И мне жалко тех, кто не хочет знать правды. Это – духовно убогие люди. Такими их сделала советская власть.

Идеологемы продолжают править не только бал, но и страной, умонастроениями. Это касается многих людей, живущих здесь. Да и чего можно ожидать от тех, кто продолжает смотреть советское – я не оговорился! – советское телевидение и по-прежнему впитывать духовную сивуху, которой там потчуют вместе с тысячами кинофильмов про комсомольцев-добровольцев, «вечные зёвы» и штирлицев.

А кто из них смотрел немецкий документальный фильм о трагедии корабля «Вильгельм Густлов» (я пишу о ней в 4 томе), потопленного пьяным советским подводником Маринеско? На корабле были беженцы от наступающих коммунистов, дети и раненые. Пароход под красным крестом был потоплен двумя торпедами. 5400 человек погибли. И что же коммунисты? Они объявили, что на борту находились 3000 немецких подводников! Откуда у Германии столько подводников, когда в феврале в строю оставалось только16 подводных лодок!

Еще раз повторяю: чтобы избежать повторения болезни, ее надо знать! Нельзя оставаться в кастрированном информационном пространстве!

— Благодарю за беседу. Уверена, что она не оставит наших читателей равнодушными, и они захотят высказать свое мнение по поводу вышеизложенного.

Валентин Катасонов. Пособие для ура-патриотов: Говорите всем - Россия слезла с нефтяной иглы? February 4th, 18:55

Валентин Катасонов

Случайно в интернете набрел на информационный ресурс под названием «Справочник патриота». Не очень понятно, кто стоит за этим ресурсом. Но, как говорят анонимные устроители этого сайта, задачей ресурса является развенчание различных мифов о России. Мифов по поводу России действительно много. Особенно их много в западных СМИ в связи с усиливающейся информационно-пропагандистской войной против России. По сути, это даже не мифы, а фейки - дешевая и беспардонная дезинформация аудитории.

Но когда я начал разбираться в тех «мифах», которые разоблачают анонимные авторы «Справочника патриота», я был просто ошарашен. Реальные социально-экономические проблемы страны, которые не только не решаются годами, но с каждым месяцем все более обостряются, угрожая самому существованию России, объявляются «мифами».

Поскольку вышел я случайно на страничку с «мифом», который называется «Нефтяная игла», то и разберу данный вопрос (а если будет время, то в последующих публикациях расскажу и о других «мифах» ресурса «Справочник патриота»).

Вот вступительный тезис странички:

«Нефтяная игла - популярный оппозиционный миф, согласно которому экономика России якобы почти полностью основана на экспорте углеводородов, а снижение объемов данного экспорта и/или цен на нефть якобы неминуемо приведёт к полному экономическому краху России. Утверждение о том, что „Россия сидит на нефтяной игле“ хоть и содержит здравый призыв к диверсификации экономики, но соответствует истине лишь в очень ограниченной степени».

В статье анонимных «патриотов» содержится много статистических данных. Правда, подбор цифр сделан таким образом, чтобы хотя бы немного смягчить позорную картину зависимости российской экономики от экспорта углеводородов. А также создать у читателя иллюзию того, что, хотя зависимость имеется, но предпринимаются меры к ее снижению. И что, мол, зависимость эта постепенно снижается. Статья являет собой яркий пример дешевой, низкопробной софистики.

Кстати, тексты, в которых слова перемешаны с цифрами, являются более удобным средством формирования нужных авторам представлений аудитории об обсуждаемом предмете. Я лично предпочитаю таблицы и графики, уважая читателя и полагая, что он сам сможет сделать необходимые выводы, без навязчивых комментариев и «философствований» автора.

У нас статистику по внешней торговле товарами и услугами составляют несколько ведомств и организаций: Федеральная таможенная служба (ФТС), Банк России, Росстат. Ниже представлю картину по доле минеральных продуктов в экспорте России на основе статистики ФТС за период 1995-2018 гг. (табл. 1).

Продолжение здесь

Первая посуда с антипригарным покрытием появилась около 70ти лет назад.За этот период времени она не только обрела популярность во всем мире, но и обросла различными мифами и легендами. Что из этого правда, а что ложь полезно знать каждой хозяйке, которая уже пользуется антипригарной посудой или только планирует ее приобрести.

МИФ 1: «Любое антипригарное покрытие - это тефлон»

Называть все антипригарные покрытия тефлоновыми - не верно. Тефлон или сокращенно PTFE - это самое первое антипригарное покрытие, которое случайным образом было открыто в 1938 году ученым химиком Роем Дж. Паланкеттом. С тех пор материал был запатентован американской компанией DuPont и производился другими компаниями только при наличии лицензии.

Компания MOULIN VILLA не использует тефлон в своем производстве, а выпускает вместо этого сковороды и кастрюли с более совершенными антипригарными покрытиями, такими как: Quan Tanium и PFLUON.

Quan Tanium

Современное покрытие, экологичность которого подтверждена международными сертификатами соответствия. Является разработкой всемирно известной компании Whitford.

Покрытие Quan Tanium наносится в несколько слоев методом распыления на металл, обеспечивая крепкое сцепление с ним, и, как следствие, увеличивая срок пользования изделием. Отличительной особенностью данного покрытия является наличие в структуре атомов титана, которые наделяют его особой прочностью и устойчивостью к царапинам. Благодаря этому в процессе приготовления допускается использование не острых металлических предметов.

Покрытие не выделяет вредных химических веществ и является безопасным для здоровья человека и окружающей среды. Используется в производстве сковород Titanium Granit . Идеально подходит для тушения овощей, жарки мяса, запекания курицы и индейки (при наличии съемной ручки). Quan Tanium не выделяет перфоктановую кислоту (PFOA) и другие вредные химические вещества, и является безопасным для здоровья человека и окружающей среды.

PFLUON

Популярный вид покрытия на основе структуры гранита, усовершенствованный за счет микро-рельефной поверхности, которая усиливает антипригарные свойства посуды. PFLUON наносится методом напыления на кованый алюминий в несколько слоев, что обеспечивает отличные антипригарные свойства и повышает устойчивость к механическим повреждениям.

Используется в производстве сковород и кастрюль с 5-ти слойным покрытием серии Raspberry .

Позволяет жарить, варить и тушить все продукты без исключения, достигая необходимой степени готовности и сохраняя максимум питательных веществ. PFLUON не выделяет перфоктановую кислоту (PFOA) и другие вредные химические вещества, и является безопасным для здоровья человека и окружающей среды.

МИФ 2: «Антипригарные покрытия не безопасны для здоровья»

Этот миф получил популярность благодаря мифу №1. Дело в том, что еще 60-х годах ХХ-го века, когда тефлон только начинал свою историю в качестве антипригарного покрытия, Американское агентство по охране окружающей среды (EPA) выявило наличие перфоктановой кислоты (PFOA) в основе покрытия. Оказалось, что при нагревании тефлонового покрытия до 350°С выделяется вредное химическое вещество - PFOA, способное вызвать у человека ряд серьезных заболеваний, в том числе рак.

Позднее компания DuPont доказала, что обычная сковорода или кастрюля не нагревается в процессе приготовления свыше 250°С, но т.к. риск неправильной эксплуатации посуды - ее перенагревания все равно оставался возможным, Европейским агентством по безопасности продуктов питания (EFSA) и Американским агентством по охране окружающей среды (EPA) была принята директива по снижению производства продукции с использованием PFOA по всему миру.

В наши дни большинство производителей посуды наносят на свои изделия безопасные виды антипригарных покрытий, указывая на упаковке значок отсутствия PFOA.

МИФ 3: «Антипригарное покрытие не боится ничего»

Покупая посуду с антипригарным покрытием многие люди рассчитывают на то, что она будет служить им годами. На деле же оказывается, что на срок службы такой посуды влияет целый ряд факторов, таких как: способ производства, материал изделия, толщина стенок и дна, количество слоев покрытия, соблюдение правил эксплуатации, а также частота использования. Тем не менее, когда посуда уже куплена остается только один способ продлить срок ее жизни - правильно за ней ухаживать.

Антипригарное покрытие - это не броня. Его можно поцарапать металлическими аксессуарами, абразивными губками и даже порошковыми моющими средствами. Чтобы этого избежать следует пользоваться только деревянными и пластиковыми аксессуарами, мягкими губками и жидкими средствами для мытья посуды. Кроме того, антипригарные покрытия боятся перенагреваний (свыше 250°С) и резких перепадов температур. Поэтому, мы рекомендуем не ставить разогретую посуду под холодную воду или в холодильник, а также не превышать среднюю температуру приготовления еды (100-150°С).В противном случае покрытие может приобрести микротрещины и лишиться своих антипригарных свойств.

Только что вышедшая в Великобритании книга "Афганцы" (Afgantsy) - не про пуштунов и хазарейцев. Она - про наших солдат.

Вот ведь как обернулось. Еще два десятилетия назад западные авторы называли наше военное присутствие за Амударьей не иначе как оккупацией и геноцидом афганского народа. Теперь одна за другой издаются книги, в которых делается попытка изучить опыт "ограниченного контингента" и понять, отчего те бои с моджахедами были успешнее, чем нынешние сражения против талибов.


Сэр Родрик Брейтвейт входит в элиту британского общества. У него впечатляющий послужной список: высокопоставленный дипломат, посол Великобритании в Москве (1988-1992 гг.), советник премьер-министра, глава Объединенного комитета информационных служб (разведка)... Его книги о России стали бестселлерами, сначала это была краха коммунизма ("За Москвой-рекой. Перевернувшийся мир"), затем "Москва. 1941". Последняя переведена на русский язык и издана у нас, причем многие ветераны Великой Отечественной войны высоко оценивают это исследование битвы под Москвой, считая его объективным и полным.

В начале марта на прилавках магазинов появилась новая книга сэра Родрика. Она называется "Афганцы" и посвящена малоизвестным страницам той войны, которую вели с моджахедами части советского военного контингента. Британская пресса уже назвала книгу "шедевром". "По ходу своего повествования автор разоблачает множество ужасающих мифов времен "холодной войны", - пишет "Ивнинг cтандарт". - Он не ставит своей целью проводить прямые параллели с нашей операцией в Афганистане, но они очевидны".

Собирая материал для книги, Р. Брейтвейт много раз приезжал в Россию, провел сотни встреч, причем в самом широком диапазоне - его собеседниками были и президент СССР Горбачев, и рядовые солдаты, участвовавшие в "интернациональной миссии".

- Сформулируйте, пожалуйста, суть своей работы: о чем, зачем и для кого она?

Во-первых, зачем. Я хотел и в книге о битве под Москвой, и в книге об Афганистане показать российскую точку зрения. Многие у нас до сих пор уверены в том, что эти злые русские вторглись в мирный Афганистан, преследуя какие-то свои коварные цели. И все. Но при этом забывают, что была и есть политическая история, между нашими державами складывались непростые отношения в связи с Афганистаном и в XIX, и в начале XX века. Это называют еще "Большой игрой". Мне показалось очень интересным и полезным исследовать эту историю. Особенно еще и потому, что теперь наши военные и советники находятся в Афганистане и решают многие из тех проблем, с которыми сталкивались когда-то ваши солдаты и советники.

Работа над книгой началась весной 2006 года. С тех пор я 3-4 раза в год приезжал в Россию, встречался с вашими ветеранами, политиками, дипломатами, экспертами.

Какие открытия вы сделали на своем пути? Изменилось ли ваше представление о войне в Афганистане в ходе работы над книгой?

Открытий было много. Самым неожиданным оказалось следующее: те взаимоотношения, которые сложились в ходе военной компании между русскими и афганцами. Это совсем не то, чего я ожидал. Теперь понятно, почему ваши ветераны так охотно возвращаются туда. В ходе войны, как я понял, по всей стране было разбросано более 800 маленьких застав и блокпостов, на которых служили по 10-20 человек. Естественно, солдаты и офицеры очень тесно соприкасались с местным населением - крестьянами, торговцами, муллами. Я был в Афганистане. И задавал там вопрос: когда вам лучше жилось - сейчас или при русских? Интересно, что все афганцы даже саму постановку вопроса считали глупой. Каждый из них отвечал: "Конечно, лучше было при русских". Так говорили все. Они объясняли, что тогда была работа, а сейчас ее нет. Тогда было электричество, а сейчас его нет. Тогда было более или менее спокойно в Кабуле, а сейчас уже нет. Некоторые при этом с ностальгией вспоминали президента Наджибуллу, уверяя, что он бы сумел справиться с сегодняшними вызовами.

В Герате у меня была встреча с одним старым человеком, который девять лет воевал против ваших, затем воевал против талибов, а сейчас, как я подозреваю, сражается против американцев. Он тоже сказал, что лучше было при шурави. Я спросил: "Но разве русские не были более жестокими, чем американцы?" - "Совсем нет, - ответил он. - Они были честными воинами, воевали с нами лицом к лицу. А американцы боятся, они убивают наших детей и жен бомбами с неба".

У меня есть очень интересная переписка по Интернету с одним американским сержантом, который в составе коалиционных сил воюет в Афганистане с самого начала, то есть почти десять лет. Уезжает на короткий отдых, потом снова возвращается. Этот парень узнал, что я работаю над книгой, и написал мне, что он в восторге от русских, которые там были. Он считает, что это настоящие воины, особенно спецназовцы. Он написал, что стоял как-то в горах, вел наблюдение и вдруг почувствовал что-то под ногами. Нагнулся, оказалось, советские гильзы. То есть в этом же месте была когда-то ваша точка. Еще неожиданным было то, что и многие ваши ветераны вспоминают Афганистан не то чтобы с любовью, но с какой-то теплотой. И они всегда с уважением говорят об афганцах. И с пониманием. Какая-то правда в этом есть. Это меня очень заинтересовало. Меня также очень удивили стенограммы дискуссий по Афганистану, которые велись в Политбюро.

Две войны. Одну - с моджахедами - вел Советский Союз, другую - с талибами - ведут силы коалиции. Есть между ними что-то общее?

Если бы мы ушли из Афганистана в декабре 2001 года, а не застряли там, то это был бы успех. И тогда никаких параллелей проводить бы не пришлось. Но мы застряли, потому что думали, как и вы когда-то. Разница только в терминах: вы хотели строить там социализм, а мы решили научить их демократии. Когда я читаю записи тех дебатов, которые были в Политбюро при Горбачеве, то вижу в них много общего с тем, что сейчас говорят и у нас - о престиже и чести страны, о том, зачем нам нужна эта война, зачем ввели войска, почему гибнут наши парни? Вопросы те же самые.

Но есть и разница. Ваши воины сражались много, они практически не выходили из боев, а мы воюем сравнительно мало. Хотя у вас было меньше солдат, чем у нас сейчас, ваш контингент имел 120 тысяч в самом конце войны, а у нас теперь 150 тысяч человек. При вас основные магистрали были открытыми для передвижения колонн, а при нас - нет. И еще у нас есть Пакистан, а 30 лет назад Пакистан был против вас.

На Западе существует точка зрения, согласно которой вот-вот начнется вывод войск коалиции. Но лично мне в это как-то не верится. А вам? Когда по-вашему закончится операция?

Года через три. Если придется уйти раньше, это может обернуться катастрофой. Но кто знает, что будет через три года... Никто не может этого предвидеть. И потому нет точного ответа на вопрос, когда мы уйдем. Уйти невозможно и остаться невозможно. Как говорят афганцы: "У вас есть часы, а у нас есть время".

- Еще говорят: "Уйти нельзя остаться". Где поставить запятую?

Это большая дилемма. Мы, конечно, когда-нибудь уйдем. Это очень серьезный политический вопрос. Борьба с террором важна, но ведь и жизнь наших солдат тоже важна.

Уйдя сегодня, вы оставите Афганистан талибам. Такой уход может означать активное расползание исламского экстремизма и завтра он завоюет полмира...

Наш предыдущий премьер-министр, объясняя, почему наши солдаты сражаются в Гильменде, утверждал, что 77 процентов заговоров против нас зарождаются в горах Пакистана. А афганская провинция Гильменд - это совсем не Пакистан. Где же логика? То, что нужно сегодня, это хорошая разведка и хорошая полиция.

Американские генералы, которые воевали во Вьетнаме в 1968 году, говорят, что ситуация тогда была очень похожей. То есть ходим по одному кругу.

- Вы общались со многими нашими ветеранами. Какая встреча произвела на вас самое большое впечатление?

Самое большое впечатление на меня произвели рядовые солдаты и сержанты. Те, которые реально воевали. Очень неожиданным открытием для меня стал Интернет. У ветеранов есть свой сайт. Они там пишут и мемуары, и рассказы. И пишут очень хорошо. Не все из них в ладах с грамматикой, но очень важны искренность и чистота.

- Что в ваших исследованиях осталось "белым пятном"?

Роль КГБ в 1979 году, когда принималось решение на ввод войск. Об этом периоде много предположений. Есть информация в мемуарах, но она весьма противоречива.

Также для меня не все ясно относительно ветеранов. Существует мнение, что многие из них были связаны с криминалом или спились, однако статистики нет, а она была бы очень интересна. Я бывал во многих ветеранских организациях и отметил, что они слабо информированы о реальном положении дел в своих рядах.

- О какой войне вам было писать легче - о Великой Отечественной или афганской?

Легче было писать о сражениях 1941 года: там все более-менее ясно. Немцы вторглись в Советский Союз, была линия фронта, развернулась битва под Москвой... Есть много источников - исследования историков, мемуары маршалов и генералов... А вот афганская война все еще окутана тайнами, да и логика у этой войны была другой. Не проводилось больших наступлений, крупных операций. Были локальные бои. В основном это была война за контроль над коммуникациями, дорогами, тропами.

- Как с дистанции в десять лет вы оцениваете ввод в Афганистан войск коалиции? Было ли это неизбежно?

Это было психологически неизбежно. В тот момент американцы должны были что-то предпринять. Кстати, осенью 2001 года они имели в Афганистане успех. Его следовало развить, довести дело до победного конца и уйти. Интересно, что когда я говорю с нашими военными, они более или менее это понимают.

- А ввод советских войск в декабре 1979-го? Можно ли было тогда обойтись без него?

Этот вопрос навсегда останется открытым. У истории нет сослагательного наклонения. Был ли оправдан ввод советских войск, и теперь понять невозможно. Хотя логику принимавших решение людей - политическую, эмоциональную, психологическую - понять можно.

», в которой автор активно развенчивает «миф» о первой женщине – герое Советского Союза Зое Космодемьянской. Оставим в стороне новомодные течения организации грязевых ванн для «совковой идеологии». Попробуем рассмотреть другую, документальную точку зрения, ибо, как известно, история это не мнения и фантазии, а документы и свидетельства.

Итак, первым из двух предоставленных в этой статье документов, является Приказ Ставки ВГК № 0428 от 17 ноября 1941 г. о создании специальных команд по разрушению и сжиганию населённых пунктов в тылу немецко-фашистских войск. И уже тут автор статьи осознанно, и это понятно, публикует в своей статье только один вырванный из контекста отрывок, ибо именно на этом отрывке и базируется вся дальнейшая статья. Вот текст данного приказа:

Были ли немцы в Петрищево в момент «героического» поджога домов сельских жителей? В своей статье автор, без ссылок на какие-либо документальные источники уверяет, что в тот день немцев в селе не было вообще. Мы не станем спрашивать, с чего он это взял, а предоставим свою информацию о данном факте.

Из Показаний немецкого военнопленного унтер-офицера 10 роты 332 пехотного полка 197 дивизии Карла Бейерлейна о казни в ноябре 1941 г. в деревне Петрищево «девушки-партизанки»»: Это было на русском фронте в ноябре 1941 г. Поля и леса покрылись снегом. Наш батальон отошел в эту ночь в деревню Петрищево, лежащую в нескольких километрах от фронта. Мы были рады отдыху и вскоре ввалились в избу. В небольшом помещении было тесно. Русскую семью выставили на ночь на улицу. Только мы вздремнули, как стража подняла тревогу. 4 избы вокруг нас пылали. Наша изба наполнилась солдатами, оставшимися без крова.

Из Записи разговора с жителями деревни Петрищево Верейского района Московской области — очевидцами зверской расправы с девушкой-партизанкой: Седова Мария Ивановна (31 год). Привели ее вечером, часов в 7 или 7.30 минут. Немцы, которые жили дома у нас, закричали: «Партизан, партизан». Живая запись беседы с гр. Ворониной Авдотьей Петровной (67 лет). Привели ее после Седовых. Я топила печь. Смотрю - ведут. Они мне кричат: «Матка, это русь, это она «фу» - сожгла дома». Она при этом молчала. Ее посадили возле печки. Привели ее 5 человек, и еще у меня были немцы - 5 человек. У меня на квартире был и штаб войска связи. Живая запись беседы с: гр. Кулик Прасковьей Яковлевной (33 года): Откуда ее вели, я не знаю. В эту ночь у меня на квартире было 20-25 немцев, часов в 10 я вышла на улицу. Ее вели патрули - со связанными руками, в нижней рубашке, босиком и сверху нижней рубашки верхняя мужская нижняя рубашка. Мне они сказали: матка, поймали партизана.

Как мы видим, и сами немцы, и жители села свидетельствовали о том, что части противника в селе были и квартировали. Да, члены специального отряда, действительно, подготовили и осуществили поджог домов местных жителей Свиридовых, Смирновых и Солиных, но в этиих домах были расквартированы немцы, и члены отряда выполняли приказ, будучи военными.

Живая запись беседы с гр. Кулик Прасковьей Яковлевной (33 года). Утром я подошла к ней и стала с ней разговаривать. Я спросила: «Откуда ты?» Ответ - московская. «Как тебя зовут?» - промолчала(3). «Где родители?» - промолчала. «Для чего тебя прислали?» - «Мне было задание сжечь деревню». - «А кто был с тобой?» - «Со мной никого не было, я одна». - «Кто сжег эти дома в эту ночь (а в эту ночь она сожгла три жилых дома, где жили немцы, но они выбежали)?» Она ответила: «Сожгла я». Она спросила: «А ск<олько> я сожгла?» Я ответила: «Три дома, и в этих дворах сожгла 20 лошадей». Она спросила, были ли жертвы? Я ответила, что нет. Она сказала, что вам нужно <было> давно уехать из деревни от немцев.

Эти показания, опять же, опровергают заявление автора статьи о том, что никакая конюшня, якобы, в ту ночь не горела.
Где и, главное, кем была повешена Таня-Зоя? Автор статьи утверждает, «Когда запылали два дома и амбар, гордо переименованный советской прессой в «конюшню», когда заголосили бабы и дети, озверевшие мужики поймали сучку с бутылками и не долго думая вздернули на перовой же березе». Трактовка, конечно, интересная, воображению автора стоит только позавидовать. А Факты? А факты, как раз, говорят нам обратное.

Из показаний Смирновой А.М. (Выписка из уголовного дела военного трибунала войск НКВД Московской области о гибели Зои Космодемьянской): На второй день после поджога партизанкой домов, в том числе и моего, в котором располагались немецкие офицеры и солдаты, во дворах стояли их лошади, которые при пожаре сгорели, немцы установили на улице виселицу, согнали все население к виселице дер. Петрищево, куда пришла и я.
Прошу обратить внимание, это показания не просто жителя деревни, а женщины, чей дом был сожжен.

Из показаний Ворониной Авдотьи Петровны (67 лет). Наутро почти против моего дома немцы сделали виселицу - вкопали столб метра три, к нему планку сверху, а к ней веревку. Делали ее утром - часов в 8 утра. Делали вешалку 3 человека. Потом я видела, как наутро, часов в 10-11, и ее вывели из дома Куликов. Вывела ее группа немцев… Я уже ходила тогда, когда она уже висела, т.е. прошел уже 1 час. Висела с повешенными руками, на груди дощечка сантиметров 30, с надписью: «Поджигатель домов», написано по-русски и по-немецки.

Живая запись беседы с гр. Кулик Прасковьей Яковлевной (33 года). В 10 часов 30 минут ее вывели из дома на улицу. Вышла вместе с офицерами, ее держали два немца под руки, так как она шаталась. Одета она была в ватные темно‑синие брюки, в темной рубашке, носках серых, на голове ничего, и повели к виселице. Расстояние от нашего дома до виселицы - 4 дома. Вели до виселицы под руку. Я ушла, не дождалась даже, пока доведут ее до виселицы, так как не могла смотреть на эту картину. Из показаний Кулик Василия Александровича (1903 г. р.). Вывели ее из дому, при этом было человек 100 немцев только при нашем доме, а всего их было очень много: и пешие, и конные. Между виселицей и домом, в этом расстоянии, ей повесили табличку. До самой виселицы вели ее под руки. Шла ровно, с поднятой головой, молча, гордо. Довели до виселицы. Вокруг виселицы было много немцев и гражданских. Подвели к виселице, скомандовали расширить круг вокруг виселицы и стали ее фотографировать. Фотографировали ее много немцев с разных сторон. При этом ее поворачивали. Вот одно из этих фото:

На нём явно видно, что видут вешать девушку не мужики из деревни, а именно немцы, коих, по словам автора статьи в это время в деревне не было. Вот ещё одно фото на котором, по мнению автора, видимо, тоже запечатлены жители деревни, вероятно, для конспирации, сплошь одетые в немецкую форму.

При этом автор статьи сам себе противоречит: в статье так же опубликовано фото перед казнью, зачитавшись текстом таблички на шее девушки автор упускает из виду людей в немецкой форме на фото, забыв, вероятно, что в этот день, по его утверждению, немцев в селе не было. «Но такие мелочи никого в СССР не волновали, стране были нужны Герои» — утверждает наш автор. Что ж, действительно, политика в те годы была такова, что героизация некоторых личностей и подвигов имела место (честно говоря, я не понимаю зачем, реальных фактов, имхо, и так было предостаточно) в прессе, однако тут стоит отметить, что личность Зои ну вообще, по советским меркам, на роль героя не годилась. Более того, командованием было выказано недоверие кандидатуре Зои ещё в момент прихода её в армию. Причиной этому было происхождение – дед Зои, священник Знаменской церкви села Осино-Гай Пётр Иоаннович Козьмодемьянский, был схвачен большевиками в ночь на 27 августа 1918 года и после жестоких истязаний утоплен в Сосулинском пруду. В 1929 году семья оказалась в Сибири. По некоторым утверждениям, они были сосланы за выступление Анатолия Космодемьянского – отца Зои — против коллективизаци. Кроме того, неоспорим факт и проблем с психикой, имевших место у девушки По свидетельству Любови Космодемьянской от 10 февраля 1942 года:

Зоя болела нервным заболеванием с 1939 г., когда переходила из 8-го в 9-й класс… У неё… было нервное заболевание по той причине, что её ребята не понимали. Ей не нравилось непостоянство подруг: как иногда бывает, - сегодня девочка поделится своими секретами с одной подругой, завтра - с другой, эти поделятся с другими девочками и т.д. Зоя не любила этого и часто сидела одна. Но она переживала всё это, говорила, что она одинокий человек, что не может подобрать себе подругу.

В общем, ну никак не вписывалась личность девушки в рамки идеального Советского героя. Данный факт, по моему мнению, ещё раз доказывает, что эта история не была выдумкой «совковой идеалогии», призванной стимулировать патриотизм советского народа в первые, самые тяжелые годы войны, а реально произошла с реальным человеком, в реальной местности.

Сегодня модно очернять историю и её героев. Вероятно, нынешним рядовым обывателям невыносима мысль о собственной слабости и моральном ничтожестве, в то время, как им противостоят реально героические личности во вполне недавней истории. Ну не даёт никак покоя многим нашим современникам вечное «были люди в наше время, не то что нынешнее племя. Богатыри – не вы!» и, не имея возможности дотянуться до так высоко поднятой нашими предками планки, эти «личности» начинают эту планку опускать, забывая, что те, кто не ценит своего прошлого – не имеют будущего.

По факту самого поджога и террора Зои в условиях ВОВ считаю, что против захватчика все средства хороши. И, даже террор с потерями среди собственного населения.

P.S. Этот пост написан с TOR сети, по причине природного идиотизма моего хостера, который забанил меня на моем же блоге. Прошу не судить строго за орфографические и прочие ошибки. Редактировать html с TOR-a еще то занятие.. Пост навеян жаркими обсуждениями статьи в фейсбуке.