Чтение детям о весне средняя группа. Краткосрочный проект «Весна пришла, встречайте! Проводится подвижная игра «Веснянка»

Воспитатель

Цели: закрепить знания детей о времени года «весна», продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения-пластилинография.

1. Образовательные:

Закрепить умение выделять признаки весны;

Активизировать предметный словарь по теме «весна»

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей

Учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.

2.. Развивающие:

Продолжать развивать связную речь детей,

Развивать двигательную активность

Развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию

Развивать мелкую моторику рук

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру и изменениям, происходящим в нем;

Материал:

Плотный картон оранжевого, розового, жёлтого цвета.

Пластилин синий, белый, зелёный.

Доска для лепки

Иллюстрация с изображением подснежника, сосульки, сюжетные картинки «Весна», мяч, сосульки, тазик.

Предварительная работа. Беседы о весне, о первых цветах, о приметах весны. Заучивание загадок, стихов о весне, чтение сказок, рисование цветов, сюжетно-ролевая игра «Путешествие по весеннему городу».

Прослушивание музыки «Времена года».

Составление описательного рассказа "весна".

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята! Послушайте стихотворение.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю согревая,

Гонит с нашей речки лед,

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет!

О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне). Как вы это поняли? (Ответы детей: пригревает солнце, день становится длиннее ночи, снег становится грязным, рыхлым, начинает таять, капают сосульки, из теплых стран возвращаются птицы… Воспитатель помогает детям, зачитывая строки стихотворения). Молодцы ребятки, а как называется первый весенний месяц? (Ответы детей). Какие еще месяцы придут вслед за мартом? Сколько всего месяцев бывает весной? Повторите хором: «Март, апрель, май – их не забывай!»

2. Дидактические игры. Загадки.

Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает загадку о разных временах года.

1. Дел у меня не мало-

Я белом одеялом

Все землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома

Зовут меня. (зима)

2. Я раскрываю почки, в зеленые листочки

Деревья одеваю, Посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня (весна)

3. Я соткана из зноя, несу тепло с тобою, я реки согреваю,

Купайтесь! Приглашаю.

И любите за это, вы все меня. Я. (лето)

4. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек. Я (осень)

5.Яркая стоит погода.

Рано солнышко встает.

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо, Землянику поспевай,

Не ленись, да собирай.

Ответ (лето).

6.Расчудесная погода

Улыбается природа!

Изумрудная пора

Рада, рада детвора!

Солнышко румяное,

Утречко туманное.

Ответ (лето).

7.Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответ (осенью).

8.Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла.

Ответ (весна).

Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Сосульки летом … (не бывает) капель летом … (не бывает

А теперь мы поиграем в игру, которая называется «Весенние словечки». Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.

1. Голубое, ясное, безоблачное, чистое … (небо)

2. Длинная, прозрачная, холодная, сверкающая … (сосулька)

3. Яркое, ласковое, золотое, лучистое … (солнце)

4. Светлый, весенний, солнечный, погожий … (день)

5. Теплый, приятный, легкий, свежий … (ветер)

6. Грязный, рыхлый, холодный, подтаявший … (снег)

7. Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая (трава).

Как хорошо вы знаете все приметы весны. Значит, вы без труда отгадаете мои загадки.

Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в … (ручей)

Что за тонкие иголки

Зеленеют на пригорке?

Это, выросши едва,

К солнцу тянется … (трава)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький … (подснежник)

Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли … (почки)

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к вам пришла … (весна)

3 Физкультминутка «Пришла Весна»

Давайте покажем, как к нам весна идет.

Если речка голубая пробудилась ото сна (руки через стороны вверх, потянулись)

И бежит в полях, сверкая, (прыжки на месте)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна, (приседания)

И поет пичужек стая –

Значит, к нам пришла весна. (хлопки в ладоши)

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна, (наклоны головы к левому-правому плечам)

Нам еще приятней станет –

Значит, к нам пришла весна. (хлопки в ладоши)

Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной
(Сосулька)

Вот сколько сосулек. Возьмите по одной.

Потрогайте сосульку, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая).

Какая она по форме? На что она похожа? (На морковку).

Посмотрите на нее, какая она? (Прозрачная, блестящая, переливается на солнце…)

Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется). Давайте проверим. (Роняю). Значит, она, какая? (Хрупкая). Что еще бьется при падении? (Стекло).

Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает).

Возьмите сосульку в руку, что вы видите? (По сосульке стекают капельки). Послушайте, как звенят капли. (Подставить поднос).

Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.

Воспитатель: Ранней весной на открытых местах, на проталинках, где снег успел растаять, появляются первые цветы.

Первый вылез из темницы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Дети: Это подснежник.

Воспитатель: в марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок - первый мартовский цветок.

Воспитатель: Верно, а кто-нибудь из вас знает, почему он так называется?

Дети: Подснежник появляется из-под снега; он распускается, он белый, как снег…

Воспитатель: Верно, он начинает под снегом и появляется ранней весной, не боится ни холода, ни морозов, ни сильного ветра. Вот такой он закаленный!

Воспитатель: Нежные цветы подснежника, похожие на колокольчики, привлекают внимание всех, кто их видит. Люди собирают первоцветы в букетики, не думая о том, что в неволе они быстро завянут и долго не проживут. Поэтому, чтобы не губить природу, можно сфотографировать цветы, нарисовать или выполнить лепную картинку с их изображением. И мы сейчас с вами это сделаем.

4. Практическая часть:

Рассматривание иллюстрации с изображением подснежника, выделение частей (стебель, листья, цветок)

Стебельки: Скатать тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе.

Листики.: Скатать тонкую колбаску зеленого цвета, пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики у стебелька, расплющить, закрепить на основе.

Лепестки подснежника: скатать колбаску белого цвета, заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок. Точно так же изобразить другие подснежники.

Разминка для пальчиков: «Ладошки»

Вот у нас игра какая

Хлоп ладошка, хлоп другая

Правой левую ладошку

Мы похлопаем немножко

А потом ладошкой левой

Ты хлопки по правой делай.

А потом, потом, потом

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки - хлоп, хлоп, хлоп.

По коленкам - шлеп, шлеп шлеп.

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай.

Можем хлопнуть за спиной

Хлопаем перед собой!

Справа можем, слева можем!

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя

Вот какая красота!

Дети выполняют задание.

5. Итог занятия.

Ребята, весенние приметы мы с вами назвали, загадки о весне отгадали, показали, как весна идет, поиграли в весенние словечки, сделали картину.

Ребята, а зиму с весной не перепутаете?

Сейчас проверим.

Зима ушла, а весна - … - пришла.

Зима холодная, а весна - … - тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - … - греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

Всё правильно ответили, молодцы.

Вот сколько всего успели сделать. Что вам больше всего понравилось?

Что мы делали сегодня на занятии?

Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне).

Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).

Какие признаки весны вы знаете? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).

Ребята, вы справились со всеми заданиями. Молодцы, все сегодня хорошо поработали.


Цель: уточнение и закрепление представлений о признаках Весны, выявить простейшие причинно - следственные связи.
Задачи:
- активизировать словарь по теме «Весна»;
-продолжать учить составлять предложение на основе картинок;
- развивать наблюдательность, активность, слуховое и зрительное внимание;
- воспитывать у детей умение внимательно слушать, дополнять ответы;
- формировать умение работать в коллективе.
Оборудование: картинки на тему «Весна», магнитофон, клей, оригами – подснежники, заранее вырезанные: солнце, облака, карандаши, фломастеры, ватман.
Предварительная работа: подборка музыки; чтение художественной литература по теме весна; индивидуальная работа – выучить загадки с несколькими детьми.
Ход НОД:
Воспитатель: Доброе утро! Сегодня с утра такая замечательная погода. На улице светит солнышко, поют птицы. Дети, давайте подойдем к окошку и посмотрим на улицу, как прекрасна природа.
Подходят к окну и любуются природой за окном.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года?
Дети: ВЕСНА!
Воспитатель: Весну издавна любил народ. Называли её весна – красна, потому что вся природа просыпается весной. Появляется зелёная трава, первые цветы, прилетают птицы. Какие птицы прилетают к нам весной, давайте вместе вспомним?
Дети: грачи, скворцы, жаворонки и др.
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, какие весенние месяцы мы с вами знаем?
Дети: Март, апрель, май
Воспитатель: Правильно, ребята. Март называют Протальник, потому что начинает таять снег, и образуются первые проталины. Апрель - Снегогон, потому что быстро, тает снег и разливаются ручьи, и кое - где уже появляется первая зелёная травка. А май Травень, потому что всюду появляется трава и молодые листья на деревьях. Прислушайтесь, это гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький. Давайте поможем ветерку! Выйдем с вами на наш коврик. Встанем в кружок, и произнесем такие волшебные слова.
Ладошку правую поднимем и снежинки с нее сдуваем,
Ладошкой левой помахаем и ветер в гости приглашаем.
Незаметно в центре ковра появляется шкатулка
Воспитатель: Ребята, посмотрите, весенний ветер принес нам подарок, вот эту шкатулку. Как вы думаете, что в ней? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте вместе откроем и узнаем. Смотрите тут карта. На ней нарисованы указатели, нам нужно пройти испытания и тогда мы найдем сюрприз. Отправимся в путешествие?
Дети: Да! включается музыка
Воспитатель: Вот первое задание. Посмотрим, вы весну с зимой не перепутаете?
Зима ушла, а весна…. (пришла)
Зимой медведь и ежик спят, а весной ….(просыпаются)
Зима холодная, а весна - (теплая)
Зимой солнце морозит, а весной … (греет)
Зимой идет снег, а весной… (дождь)
Зимой надевают шубы, а весной (куртки).


Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием, а теперь я предлагаю немного подвигаться перед следующим заданием.
Физкультминутка Подвижная игра «ВЕСНЯНКА
Солнышко, солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу)
Прилетело сто грачей («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают (медленно приседают)
И цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх).
Воспитатель: Ребята, какие замечательные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Воспитатель: Вот теперь мы можем переходить к следующему нашему заданию «Собери картинку». Нам с вами нужно собрать из частей три разные картинки, и определить к какому весеннему месяцу относится каждая картина. (самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Как вы быстро справились! включается музыка
Встанем на полянку в круг,
Чтоб загадки отгадать.
Чтоб ответить правильно
Необходимо слушать внимательно!

Загадки:
1. Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)

А сейчас нам загадают загадки наши девочки:

2. Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: Март!

3. Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

4. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май!

Воспитатель: Дети, посмотрите на эту картину, что вы по ней можете рассказать? (Ответы детей)
Воспитатель: а теперь давайте попробуем составить полный рассказ по картине. (дети отвечают при помощи взрослого, можно прослушать несколько рассказов и выбрать самый интересный)
Воспитатель: Молодцы ребята. И вот мы с вами подошли к нашему последнему заданию. Нам с вами нужно составить «Портрет весны». На листе ватмана мы изобразим весеннюю полянку, для этого используем цветные карандаши, фломастеры и наши цветочки.
(На листе ватмана, используя ранее вырезанные цветы, облако, солнце).
Воспитатель: Какая замечательная полянка у нас с вами получилась, давайте ей полюбуемся.
Воспитатель: а теперь мы с вами повторим, сколько весенних месяцев вы знаете (3). Какие? (Март, апрель и май)
Воспитатель: Что весной греет, светит, припекает?
Дети: Солнце
Воспитатель: Что весной бежит, журчит, поёт?
Дети: ручеёк
Воспитатель: Как называется участок земли, где растаял снег?
Дети: проталина
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями и дошли до нашего сюрприза, а вот и наша волшебная шкатулка! А что же внутри? (внутри наклейки цветочки или др.)
Воспитатель: Каждый пусть возьмет себе наклейку и положит ее в ладошку. Закройте глазки и загадайте свое желание.
Воспитатель: Ребята, скажите, понравилось вам наше сегодняшнее путешествие. А что больше всего запомнилось? (ответы детей)
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. До новых встреч!

Открытое занятие для сотрудников ДОУ

по ознакомлению с художественной литературой

в средней группе

Тема: Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л.Н.Толстому)

Провела – воспитатель Власова Ирина Тимофеевна

г.Москва, ГОУ Д/С № 2526
Цель – обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:

- Образовательные: учить целостно и эмоционально воспринимать произведения с природоведческим содержанием; учить детей отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Развивающие: развивать у детей зрительную и слуховую память, мышление, грамматическую, диалогическую и связную речь.

- Воспитательные : воспитывать любовь к природе, умение выслушать собеседника.


Методические приемы:

Чтение произведения, беседа, пересказ, игра с мячом «Назови ласково», рассматривание иллюстрации, чтение стихотворения, сюрпризный момент, подарки детям.


Оборудование:

Картина Саврасова А.К. «Весна», опорные картинки, схемы, мяч, игрушка – заяц, подарочный пакет, кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая, подарки -деревянные лодочки (по количеству детей), портрет писателя Л.Н.Толстого.


Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

Знакомство со схематическими изображениями к рассказу.

Наблюдения в природе.


Лексический материал:

Х О Д З А Н Я Т И Я:


  1. Организационный момент.
Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

Педагог: Дети, послушайте стихотворение. Про какое время года в нем говорится?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

на полях видны.

Видно, очень теплые

ноги у весны. (И.Токмакова)


  1. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия текста.
Сюрпризный момент.

Воспитатель(незаметно стучит за ширмой):

Ой, ребята, по-моему, кто –то к нам в гости пришел…

Воспитатель заглядывает за ширму.

- Что-то он стесняется выходить…А давайте угадаем, кто это:

Длинные ушки,

серое брюшко.

Кто же это, угадай-ка…

Ну, конечно, это…(ЗАЙКА)
- Правильно, дети. Это зайчик. (Показывает зайчика из-за ширмы)

- Посмотрите, как зайчик радуется, что его шубка поменялась на новую.

Кажется, он что-то хочет мне сказать…

(Воспитатель подносит зайчика к уху.)

Он говорит, что он принес вам подарок в красивом пакете.

(Педагог показывает детям подарочный пакет)

Давайте посмотрим, что в нем лежит?

(Педагог открывает сундучок и достает картину Саврасова А.К. «Весна»)

Ребята, скажите, какое время года изображено? (Весна)

Если дети затрудняются ответить, то педагог помогает детям наводящими вопросами.


  1. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
– Ребята, я вам прочитаю небольшой рассказ «Пришла весна». А написал его Лев Николаевич Толстой.

(Педагог показывает портрет писателя) Лев Николаевич – это русский писатель. Он жил и творил больше 100 лет назад. Но до сих пор его книги читают взрослые и дети: о войне, о животных, добре и зле…Толстой написал много произведений для детей, в том числе и рассказы…Он даже открыл школу в Ясной Поляне, чтобы научить детей грамоте, читать и писать. И сам преподавал в ней. Итак, слушаем рассказ о природе…

Пришла весна.

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, ничего впереди себя не видали и в лужу упали…


  1. Словарная работа.
- Ребята, выражение «Пришла весна» как можно сказать по-другому?

(Наступила весна.)

А вы знаете, что такое дощечки? (Это кусочки дерева, это полоски дерева)

- Правильно. Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму, например, вот такую. (Демонстрация.)

Педагог «демонстрирует» детям глаголы «потекла» и «пустили».

Глагол «потекла» . Берется небольшая емкость под наклоном и в нее вливается вода. В это время педагог комментирует, что вода потекла.

Глагол «пустить» . Берется лодочка, сделанная своими руками, и опускается в воду. В это время воспитатель говорит, что вот так дети пускали лодочки.


  1. Беседа по содержанию . Развитие диалогической речи.
Дети отвечают полным предложением . Педагог уточняет ответы, выставляет опорные схемы на доске.

Какое время года наступило? (Наступила весна.)

- Что сделали дети? (Дети сделали лодочки.)

Из чего они сделали лодочку? (Лодочку сделали из дощечек.)

Куда они пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде.)

Лодочка плыла или стояла на воде? (Лодочка плыла.)

Что делали дети? (Дети бежали.)

Чем закончился рассказ? (Дети упали в лужу.)


  1. Игра с мячом «Назови ласково». Совершенствование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Ребята, давайте мы с вами поиграем с мячом «Назови ласково».

Лексический материал:

доска- дощечки,

лодка – лодочки,

вода – водичка.

лужа – лужицы.


  1. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой памяти.
Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ.
8. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем . Развитие

связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
- А теперь вы давайте расскажите по то, как наступила весна.

Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке и индивидуально.
9. Итог.

– С каким произведением вы сегодня познакомились?

(С произведением «Пришла весна»)

- А кто его написал? (Его написал Лев Николаевич Толстой)

Вы сегодня все такие молодцы, и зайчик приготовил вам сюрприз.

Педагог показывает детям лодочки, сделанные из дерева, и предлагает их пустить по воде.

Используемая литература:
1. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. Лебедева Л.В, Козина И.В, Кулакова Т.В и др. Центр педагогического образования, Москва, 2008
П Р И Л О Ж Е Н И Е

Опорные картинки к рассказу «Пришла весна»

1.

Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Работа по картине.

Задачи:

Развивающие:

  1. Расширение лексического запаса по теме “Весна”.
  2. Развитие умения подбирать действия и признаки.
  3. Развитие связной речи.
  4. Развитие общей моторики.
  5. Развитие артикуляционной моторики и мимических движения лица.
  6. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
  7. Развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитание бережного отношения, любви к природе.
  2. Формирование умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.

Оборудование: картина “Весна”, макеты цветов. Магнитофон, кастета с релаксационной музыкой, костюмы зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок и зонтик;

Список использованной литературы:

  1. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ Сфера 2002 г.
  2. Сценарий весеннего праздника для детей 3-5 лет “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяна ЕВТЮКОВА, специально для детского портала “Солнышко”. Опубликовано 4 февраля 2002 года.

План комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой на тему “Весна”:

1. Организационный момент. (2 минуты)

Введение в тему занятия “Весна”;

Антонимы зима-весна (развитие умения подбирать антонимы).

2. Работа по картинке, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”. (7 минут)

Рассматривание картинки и ответы детей на вопросы воспитателя;

Развитие умения обозначать качества, свойства изображённых на картинке предметов с помощью прилагательных, формирование грамматического строя речи;

Упражнение “Ветерок” на развитие речевого дыхания;

Упражнение на воспитание звуковой культуры речи, отрабатывание правильного произношения парных звуков “Ш-Ж”.

3. Физкультминутка “солнечные цветочки”. (2 минуты)

Развитие общей моторики;

Снятие психофизических зажимов.

4.Сказка “ Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи. (7 минут)

Развитие связной речи;

Обогащение через речь чувственного опыта воспитанников, пополнение лексики разнообразием слов-определений.

Распознование по мимике настроения;

Развитие интереса к театрализованному действию.

5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала. (1 минута)

Словарная работа: Весна,весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

6. Игра “Воробышки и дождик”. (1 минута)

Развитие умения декламировать стихи хором;

Развитие умения действовать по команде;

Сплочение детского коллектива.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, все сели на свои места, начинается занятие.

Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

А какие весенние месяцы вы знаете?

Март, апрель, май.

Как много вы знаете о весне!

Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

Всё правильно ответили, молодцы.

2. Работа по картине, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”.

Ребята, очень внимательно посмотрите на картину.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Какое время года изображено на картине? - Весна.

Как вы догадались? По каким признакам? - Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без листьев. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки.

Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.

А травка какая? - зелёная, нежная, маленькая.

Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш

А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж

3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.

А сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в весенние солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки).

Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).

Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).

Распускаем, как цветочки (дети разводят руки в стороны).

Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.

Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.

А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)

Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ

Бабушка: Ой, а это что такое?

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Март!

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый.Отгадаешь загадку мою - отпущу.

Бабушка: Загадка от медведя:

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

Дети: Май!

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.

Колобок (задумчиво):

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: Весна!

Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла!!! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)

5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.

Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

О весне.

Какие весенние месяцы вы знаете?

Март, апрель, май.

Какие признаки весны вы знаете?

Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.

Молодцы, все сегодня хорошо поработали.

6. Игра “Воробышки и дождик” (развитие умения действовать по команде, развитие умения декламировать стихи хором, сплочение детского коллектива).

Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:

Воробей с березы на дорожку прыг!
Больше нет морозов чик-чирик!!!

По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.

Сроки реализации : с 05. 03. 18 – 23. 03. 18 г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Возраст детей : 4-5 лет.

Цель проекта: Дать знания о живой и неживой природе весной. Сформировать у детей интерес к окружающему миру, любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Задачи проекта:

Образовательные :

Познакомить детей с явлениями природы.

Развивающие :

Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.

Развивать коммуникативные навыки, память, внимание.

Воспитательные :

Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.

Актуальность проекта:

Тема проекта формирует у дошкольников представления о весне; общение ребенка с миром природы; развивает у детей любознательности, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат:

Расширение знаний о природе весной.

Развитие творческого потенциала семьи.

Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста.

Формы реализации проекта:

Занятия.

Наблюдения.

Досуговая деятельность.

Игровая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Продуктивная деятельность детей.

Чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов.

Создание развивающей среды.

Подбор художественной литературы по теме.

Разработка мероприятий.

II этап – Реализация проекта.

Работа с детьми:

Беседа «Первые признаки весны», загадки

Тает снежок, Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна.)

Дом построен для певца
Без окошек, без крыльца. (Скворечник.)

Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и
маленький. (Подснежник.)

Висит за окошком кулек ледяной, Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек.)

Зимой лежал,
Весной побежал. (Снег.)

Желтые, пушистые,
Шарики душистые.
Подарю я маме,
Посмотрите сами. (Мимоза.)

Рассмотрение иллюстраций на тему «Весна».

Наблюдение на прогулке (за снегом, сосульками) .

Ознакомление с миром природы «Весна». Учить сравнивать весну и осень, описывать времена года.

Пальчиковая игра «Капель».

Подвижная игра «Ручейки и озера».

06. 03. 2018. Примерный сценарий НОД с детьми средней группы по теме: «Ты весна приходи, всю природу разбуди».

Цель: создание благоприятных условий, способствующих развитию представлений о времени года весна посредством составления предложений.

- корреционно-обучающая : Расширить словаря по лексической теме; Формировать навык обобщения; Формировать навыки употребления существительных в форме ед. и мн.числа;

Учить составлять распространенные предложения с помощью педагога.

Учить отвечать на вопросы полным предложением.

- корреционно-развивающая : развивать память, внимание, общую и мелкую моторику; развитие координации речи с движением

Воспитательная : Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе и друг другу.

Образовательная среда:

- : совместная деятельность педагога с детьми.

- : наглядные, словесные, практические.

- предметно-практическая среда : предметные картинки, сюжетные картинки

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Планируемые результаты: дети будут иметь представление о приметах весны, дети будут образовывать формы мн. числа имен существительных, согласовывать существительные с прилагательными.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности Содержание деятельности
Мотивационно-побудительный Орг.момент
Собрать разрезную картинку.
Основной Введение в тему. Беседа.
- Какое время года изображено на картине?
Почему?
- Какие приметы весны еще вы знаете?
Игра «Что делает?»
- Подбери как можно больше слов-действий.
Солнце – греет, светит, встает, садится…
Снег - …
Сосульки - …
Игра «Один – много»
Одна сосулька – много сосулек
Один ручей – много ручьев
Одна птица – много птиц
Физминутка
Улыбаются все люди.
Весна, весна, весна!

(дети говорят улыбаясь.)

Она везде, она повсюду!

(Красна, красна, красна – повороты.)

По лугу, лесу и поляне.

(Идет, идет, идет – шагают на месте.)

На солнышке скорей погреться.

(Зовет, зовет, зовет – руки «рупором».)

И в ручейке лесном задорном,

(Звенит – 3 раза, щелчки пальцами.)

И все живое сразу слышит. (Весенний звон – 2 раза, хлопки. )
Пальчиковая гимнастика
ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ
Шаловливые сосульки (Складываем ручки щепоткой и острым концом показываем вниз по очереди каждой рукой.)
Сели на карниз. (Садимся на корточки.)
Шаловливые сосульки (Так же.)
Посмотрели вниз. (Наклоняем голову.)
Посмотрели чем заняться? (Пожимаем плечами)
Стали каплями кидаться. (Взмахиваем кистями рук одновременно.)
Целый день идет трезвон:
Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по оче
6. Игра «Бывает – не бывает» (Дети повторяют правильное предложение.)
Весной бывает капель.
Весной бывает листопад.
Весной мы празднуем Новый год.
Весной ярко светит солнце.
Игра «Солнечные лучики»
Иллюстрация с изображением весны. Логопед объясняет, что солнце весной греет сильно, его лучи будят природу от зимнего сна.
Показывая на предметы на картинке, спрашиваем
-Куда упал Лучик?
Лучик упал на деревья.
Лучик упал на крышу дома.

Рефлексивный

07. 03. 2018. Исследовательская деятельность

Таяние снега.

Наблюдения за распусканием почек на веточках.

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», учить слушать, оценивать поступки героев.

Просмотр иллюстраций по теме.

Подготовка консультации для родителей «Одеваемся по сезону».

Рисование красками «Первые подснежники».

Беседа «Перелетные птицы».

Чтение стихотворения «К нам пришла весна».

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Подвижная игра «Перелет птиц»

Дидактическая игра «Гнездовая птиц»

Наблюдение на прогулке за птицами

Лепка из пластилина «Птички невелички»

Чтение художественной литературы сказка «Пернатые друзья*».

Слушание аудиозаписи «Пение птиц»

Малоподвижная игра «Найди пару».

Рисование перелетные птицы «Ласточка», учить рисовать с образца, раскрашивать красками.

Дидактические игры «Найди одинаковых птиц».

15. 03. 2018. Примерный сценарий НОД с детьми средней группы

по теме: «Милая певунья, ласточка родная,

к нам домой вернулась из чужого края»

Цель: создание условий для активизации и актуализации словаря по теме, для формирования грамматического строя речи и развития связной речи посредством составления предложений.

- Коррекционно-обучающая : закрепить понятие «перелетные птицы»; уточнить и расширить словарь по теме; учить употреблять существительные в предложном падеже; приставочные глаголы; закрепить умение составлять простое предложение с предлогом В.

- Коррекционно-развивающая : развивать внимание, мышление и мелкую моторику.

Воспитательная : воспитывать навыки организованного поведения на занятии, умение слушать вопросы логопеда и отвечать на них.

Образовательная среда:

- Характер взаимодействия субъектов деятельности : совместная деятельность педагога с детьми.

- Средства обучения и воспитания : наглядные, словесные, практические.

- Предметно-практическая среда : предметные картинки с изображением перелетных птиц и их жилищ, контурные изображения грача, ласточки и скворца, геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, маленький круг) для каждого ребенка.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Планируемые результаты: дети будут составлять предложения о перелетных птицах.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности Содержание деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми
Мотивационно-побудительный 1. Орг.момент
Какое время года наступило? Как мы узнаем, что наступила весна? (Дети называют приметы весны. )
- Одна из весенних примет – возвращение из теплых краев перелетных птиц. Сядет на стульчик тот, кто назовет перелетную птицу. (Грач, скворец, ласточка, утка, гусь, лебедь, цапля, аист, журавль.)
Основной Беседа с опорой на предметные картинки
- Посмотрите на картинки. Кто на них изображен? (Перелетные птицы.)
- Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных птицах.
- Почему этих птиц называют перелетными?
- Где они живут?
- Посмотрите на грача . Весной грач вьет гнездо из веточек и соломы. Грачиха откладывает в гнезде яйца, из которых потом вылупляются птенцы... грачата.
- Посмотрите на ласточку . Ласточка лепит свое гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов. В гнезде ласточка тоже откладывает яйца.
- Посмотрите на скворца . Скворец сам гнезда не вьет, не лепит. Он селится в домике, который ему строит человек. Как называется домик скворца? (Скворечник).

Одновременно с рассказом о птицах логопед показывает картинки с изображением жилищ перелетных птиц.

Ребята, скажите, какая птица никогда не вьет гнезда для птенцов? (Кукушка.)
Игра «Кто где живет?»
На доске - картинки с изображением жилища птиц (гнездо грача на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник).
Детям раздаются контурные изображения перелетных птиц. Каждый ребенок помещает фигурку птицы около соответствующей картинки с изображением жилища. Поместив птицу, ребенок должен составить предложение, например: Скворец живет в скворечнике. Грач живет в гнезде на дереве. Ласточка живет в гнезде под крышей дома.
Физминутка «Ласточки летели»:
Пальчиковая гимнастика "Ласточка"

  • Игра «Один - много» (С мячом.)
Один скворец – много скворцов
Один грач – много грачей
  • Игра «Скажи какой? Какая?»
Грач черный
Ласточка быстрая
  • Игра «Собери картинку»
(Дети складывают разрезные картинки.)
Рефлексивный 9. Итог. Закрепление. Поощрение.

Беседа «Животные весной».

Физкультминутка. «Белочки»

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Загадки:

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это - хитрая. (Лисица.)

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый. (Волк.)

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это. (Ёж.)

Лапки у него и уши

Словно сделаны из плюша.

Знает девочка и мальчик -

Любит есть морковку. (Зайчик.)

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его. (Медведь.)

Чтение русской народной сказки «Теремок», обсуждение.

Наблюдение на прогулке за солнцем, небом.

Дидактическая игра «Где, чей хвост».

Аппликация отрывная «Белочка», учить аккуратно пользоваться клеем и учиться рвать бумагу и ровно наклеивать.

22. 03. 2018 Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми средней группы по лексической теме «Хватит звери вам скучать, уж весну пора встречать»

Цель: Создание условий для формирования лексико-грамматических категорий и связной речи посредством составления рассказа-описания.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные.
  • Образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, родительного падежа со значением отсутствия;
  • Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие цели :

  • Развитие умения составлять рассказ-описание по схеме.
  • Развитие памяти, внимания, логического мышления.
  • Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
  • Развитие фонематического слуха, различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком.

Воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, активности.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности :

совместная деятельность учителя-логопеда и детей.

- средства обучения и воспитания :

наглядные, словесные, практические.

- предметно- практическая среда :

письмо в конверте, игрушки (белка, лиса, заяц, медведь, еж), «чудесный мешочек» с угощением для животных, схема, мяч.

Планируемые результаты:

У детей расширятся и уточнятся представления о диких животных. Дети научатся образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

употреблять существительные в форме творительного падежа, родительного падежа; составлять рассказ-описание по схеме.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми
Мотивационно-побудительный 1. Игра «Угадай-ка»
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
Юркий, маленький зверёк
С ветки прыг, на ветку скок.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовёт?

(Медведь.)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Заяц.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её ... (Лиса.)
Серый, зубастый,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Основной

Каких животных мы с вами отгадали?
Почему они так называются?
Где Они Живут?
2. Игра «Кто живет в лесу?» (Составление предложений с опорой на предметные картинки.)
- В лесу живет еж.
В лесу живет медведь.

Игра с мячом «Назови ласково»

Белка – белочка, лиса – лисичка, волк – волчок, заяц – зайчик.

Физминутка «Дикие животные»

Д/И «Один - много»

Один медведь – много медведей
Один заяц – много зайцев
Один еж – много ежей.

Пальчикова гимнастика с массажным мячом.

3. Катиться колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения шариком между ладонями).
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
(движения по пальцам).
Уходи, колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

Д/И «Кто кем был?»

Медведь был медвеженком.
Лиса была лисенком.

3. Д/и «Угостим животных»

Белка, заяц, лиса, медведь, еж – какие это животные? (дикие )
-Почему вы так думаете? (потому что они живут в лесу и сами добывают пищу ).
-Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них.
-Что любит еж? (яблоки, грибы )
-Что любит заяц? (морковь, капусту )
- Что лиса? (рыбу )
-Что медведь? (малину, мед )
-Что белка? (орехи, грибы )
-Вы будете опускать руку в мешочек, угадывать угощение, доставать его и начинать свой ответ словами «я угощу…»
- Я угощу малиной медведя.
- Я угощу рыбой лису.
- Я угощу яблоком ежа.
- Я угощу орехом белку.
- Я угощу морковкой зайца.
5. Игра «Кого не стало?» (с фигурками животных)
- Каких животных вы видите на столе? (перечисляют).
- Посмотрите внимательно, запомните их.
- Сейчас вы закроете глаза, я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.
- Кого не стало? (не стало зайца) и т.д.

6. Составление рассказа – описания диких животных по образцу:

Кто? – Какого цвета? – Части тела – Чем покрыто? – Как голос подает? – Чем питается? – Где живет? – Что делает зимой? – Польза.

Рефлексивный 7. Итог: - О каких животных мы говорили? (ответы детей). Вспомните, в какие игры мы сегодня играли. Молодцы!

III этап – Заключительный.

Выставка рисунков и аппликаций;

Выставка рисунков. Представление результатов совместного творчества детей и родителей.

Сказка "Пернатые друзья".

Было это или не было, правда это было или ложь судить вам. Но вот послушайте, как дело было.
Жил был Человек. Хороший был Человек -добрый, отзывчивый, а самое главное трудолюбивый. За какое дело ни возьмется Человек, все у него получается- и дом он построил, и скотину завел и диких животных приручил.
И вот решил Человек возле дома огород завести-посадить овощей, фруктов побольше, а детишкам ягод сладких. Сказано-сделано. Раздобыл Человек семян, вспахал землю, да стал за огородом своим ухаживать. Мало ли много времени прошло- стали семена прорастать. То тут, то там нежные зеленые росточки появляются. Радуется Человек.
Только рано он радовался. Не тут-то было… Как только росточки появились, сразу же жучки да паучки вредные налетели, да давай травку молодую поедать. Жук колорадский картошку ест, тля на капусте поселилась, а прожорливые гусеницы на фруктовые деревья полезли. Загрустил Человек.
Но тут, откуда ни возьмись со всех сторон птицы налетели. Щебечут, галдят на все голоса:
- Не волнуйся, добрый Человек, не пропадут твои труды –поможем мы тебе.
Спустились птицы на землю и давай жуков вредоносных клевать. Испугались жуки, кто в клюв птичий не попал, убежали, да кто куда и попрятались.
Обрадовался Человек, птиц поблагодарил и остались они у Человека в огороде жить, да помогать ему все лето.
Но за теплым летом наступила промозглая осень и стали птицы в дорогу собираться.
Удивился Человек и спрашивает:
- А куда это вы, мои пернатые друзья, собрались?
- Улетаем мы в теплые края, милый наш друг. Скоро тут станет совсем холодно и голодно, погибнуть мы можем. А ты не волнуйся. Скоро тут зимушка зима все укроет снежным покрывалом, а жучки да паучки спать лягут.
Стал Человек отговаривать птиц:
- Как же вы, милые помощники полетите так далеко, пропадете ведь в пути… Оставайтесь, я вам кормушек построю, не дам вам с голоду погибнуть.
- Спасибо добрый Человек, но не можем мы остаться, -ответили птицы, взмахнули крыльями и полетели навстречу солнцу.
Долго летели птицы, многие погибли в пути, но зато в теплых краях их ждала жаркая погода и много-много вкусного корма.
А Человек собрал богатый урожай и всю зиму вместе семьей ел овощи и фрукты, да птиц благодарил.
Но вот подошла к концу морозная зима и настал черед весне-красавице. Солнышко начало припекать, снег растаял, потекли первые ручейки. Почувствовали птицы приближение весны и стали обратно домой собираться. И снова тяжелый, изнурительный перелет и вот они уже родные края.
Устали птицы, проголодались в пути. А человек уже ждет своих друзей пернатых -построил кормушек, корма туда побольше насыпал. А еще домики специальные сделал - скворечники.
Обрадовались птицы, поели, перышки после дальнего перелета почистили, да в новые домики заселяться начали.
А весенний день, когда птицы прилетели, Человек запомнил и решил он этот день праздником сделать. Вот с тех пор 1 апреля и называется Международный день птиц.