Завязка первая любовь. Главные герои повести. Володя и Зинаида. Герои и прототипы

«Первая любовь» — повесть И.С. Тургенева. Замысел произведения относится к концу 1850-х годов, работа над ним завершена в марте 1860 г. Первая публикация осуществлена в журнале «Библиотека для чтения» за 1860 г. (№3), последующие воспроизводили этот текст с незначительными авторскими правками.

«Первая любовь» Тургенева, в отличие от одновременно создававшихся романов «Накануне» и «Дворянское гнездо», не ставит и не решает остро социальных вопросов времени. Повесть отличается камерностью звучания, на что указывает, в частности, обрамление. Три друга, три уже немолодых человека, собираются вместе, чтобы исполнить давнее намерение: каждый должен рассказать историю своей первой любви. Содержание повести, следовательно, обращено не к сфере официальных отношений «большого мира», а к глубоко личной, интимной стороне человеческого существования.

Исследуя одну из вечных проблем жизни, Тургенев добивается подлинно символического обобщения материала. Ключ к содержанию кроется в заглавии. Образ «первой любви» означает, с одной стороны, возраст человеческой жизни, а именно переход от детства к юности и приближение к периоду зрелости (герой повести, шестнадцатилетний Владимир, готовится к поступлению в университет и переживает в этот момент первое любовное чувство). С другой стороны, это универсальный образ такого духовного состояния, в котором ожидание счастья, боготворение любимого существа, готовность ради него жертвовать жизнью сопрягаются с глубокой печалью, познанием трагической сущности любви, наконец, грустным сожалением о неосуществимости прекрасных надежд юности. Такое сложное звучание мотива «первой любви» достигается посредством соединения в повествовании двух точек зрения: юного Владимира, делающего первые шаги на жизненном пути, и того же героя четверть века спустя — сорокалетнего Владимира Петровича, остро сознающего приближение старости.

Повесть «Первая любовь» Тургенева построена как ретроспекция — но не в форме ожидаемого устного рассказ, а как предварительно записанное воспоминание (оказывается, легче описать интимные чувства на бумаге, чем рассказать о них вслух). Различение временных пластов «прошлого» и «настоящего» позволяет рассказчику преобразить давно минувшее и показать первую любовь как исключительное событие человеческой жизни, единственное и неповторимое по яркости переживаний, по молитвенному настрою души. Состояние первой любви не имеет ничего общего с обыденностью и пошлостью повседневности. Праздничный образ первой любви складывается из неотразимого обаяния женской красоты, желания подвига, романтического воодушевления (юный Владимир цитирует Пушкина, Лермонтова, Хомякова, Шиллера), наконец, удивительных, сотканных из цвета и света пейзажей, отвечающих чувствам героя.

Одно из самых лирических произведений Тургенева, повесть «Первая любовь» автобиографична. Работая над повестью, сорокадвухлетний Тургенев испытывал глубокий душевный надлом, вызванный переживанием близкого порога старости. «Жизнь вся в прошлом, — писал он графине Ламберт, — а настоящее только дорого, как отблеск прошедшего. А между тем что же было такого особенно хорошего в прошедшем? Надежда, возможность надеяться, — т.е. будущее». Идея трагизма жизни, невоплотимости идеалов, столь напряженно переживаемых в юности, — таков итог осмысления прошлого в повести «Первая любовь».

План пересказа

1. Хозяин дома предлагает рассказать историю о первой любви.
2. Молодой Владимир влюбляется в Зинаиду, соседку по даче.
3. Первый разговор с Зинаидой.
4. Званый вечер в доме Засекиных. Знакомство с другими кавалерами Зиночки.
5. Владимир рассказывает отцу о посещении Засекиных.

6. Зинаида играет чувствами мужчин.
7. Владимир не может решить, в кого именно влюблена Зинаида.
8. Юноша убеждается в том, что он и есть тот самый счастливец.
9. Владимир понимает, что Зинаида на самом деле влюблена в его отца.
10. Те же гости в доме Зинаиды. Игра в фанты с рассказами.
11. Владимир мучается, не зная наверняка, любит или не любит его Зинаида.
12. Ссора родителей юноши.
13. Семья Владимира переезжает в город.
14. Владимир украдкой видит, как его отец разговаривает с Зиной.
15. Отец Владимира умирает, и сын получает его неоконченное письмо.
16. Владимир узнает о переменах в жизни Зинаиды. Героиня умирает.

Пересказ

После того как гости разъехались, в доме остались только хозяин, Сергей Николаевич, «кругленький человек с пухленьким белокурым лицом», и Владимир Петрович, «человек лет сорока, черноволосый, с проседью». Хозяин предложил рассказать каждому о своей первой любви. Сергей Николаевич признался, что первой любви у него не было, но зато была вторая и потом все остальные. Ну, а серьезное чувство, по его словам, у него было только к своей няне. Сам хозяин свою первую любовь уместил в несколько предложений: «...с Анной Ивановной все у нас шло как по маслу: отцы нас сосватали, мы очень скоро полюбили друг друга и вступили в брак, не мешкая». Только у Владимира Петровича первая любовь оказалась «не совсем обыкновенной». И так как он «не мастер рассказывать», предложил записать все, что вспомнит. Через две недели он выполнил свое обещание.

Когда Владимиру Петровичу было шестнадцать лет (летом 1833 г.), он жил в Москве у родителей на даче около Калужской заставы. Владимир готовился к поступлению в университет. Родители относились к нему «равнодушно-ласково» и не «стесняли его свободы». Погода стояла прекрасная, Владимир читал стихи, гулял, ездил на лошади. Во всем, о чем он думал, «таилось полуосознанное, стыдливое предчувствие чего-то нового, несказанно сладкого, женского». Дача его семьи состояла из двух флигельков: в одном была фабрика дешевых обоев, другой сдавался. И однажды туда въехала небогатая семья княгини Засекиной.

Владимир каждый вечер ходил в сад и караулил ворон с ружьем. И вот однажды вечером он увидел странное зрелище: «Высокая стройная девушка... вокруг нее теснились четыре молодых человека, и она поочередно хлопала их по лбу цветками». И его наполнило такое «удивление и удовольствие», что он сам захотел, чтобы она его ударила по лбу. И после он бросил ружье и смотрел только на нее. Вдруг его окрикнул какой-то мужчина, и девушка заметила Владимира. Засмеявшись, она убежала. Образ этой девушки не выходил у него из головы.

В голове Владимира была только одна мысль: как познакомиться с семейством девушки? И однажды его маменьке пришло письмо от княгини Засекиной «на серой бумаге, запечатанной бурым сургучом, который употреблялся только на пробках дешевого вина». Она просила покровительства и просила позволения прийти. Отказать княгине маменька не могла и попросила сына сходить к ней. Владимир радовался скоротечному исполнению его желаний.

Владимир пришел в соседний флигелек. Там было довольно бедно и неопрятно. Княгиня Засекина оказалась неприятной женщиной лет пятидесяти. Потом в гостиной появилась та девушка из сада, звали ее Зиной. Молодая княжна и Владимир разговорились. Ей был двадцать один год и она, указав на это, сказала, что Владимир, как младший, всегда должен говорить ей правду. Зинаида Александровна, так она просила себя называть, общалась с ним очень откровенно и раскованно. Это немного смущало Владимира. Ему пришлось признаться, что она ему нравится.

Владимир на протяжении всей беседы рассматривал ее. «Лицо ее показалось еще прелестнее, чем накануне: так все в нем было тонко, умно и мило...» У нее были пушистые золотые волосы, невинная шея, покатые плечи. Сидя рядом с ней, он едва ли удерживал свой восторг. Потом пришел Беловзоров, «гусар с румяным лицом и с глазами навыкате», он принес ей котенка, которого она пожелала вчера. И Владимиру надо было уже уходить, за ним прислали лакея, так как он сильно задержался.

Матушка встретилась с княгиней Засекиной, и та ей не понравилась. Матушка назвала ее вульгарной и кляузницей. А отец Владимира вспомнил князя Засекина, «отлично воспитанного, но пустого и вздорного человека», который проиграл все свое состояние. Родители Владимира серьезно задумались о том, как бы княгиня не попросила у них взаймы. Позже в саду Владимир встретил Зинаиду, но она не обратила на него внимания. Но когда появился его отец и поприветствовал ее, девушка проводила его глазами.

На следующий день княгиня с дочерью явились за полчаса до обеда. Зиночка выглядела важной и холодной, а княгиня «ничем не стеснялась, много ела и хвалила кушанья». Зинаида не обращала на Владимира никакого внимания. Но после обеда она пригласила его в гости; а мать ее засобиралась сразу, после того как поела, говоря, что надеется на покровительство Марии Николаевны и Петра Васильича.

Ровно в восемь Владимир в сюртуке пришел на званый вечер. Войдя во флигелек, он удивился большому количеству мужчин. Все они теснились вокруг молодой княжны, которая держала шляпу. Было решено играть в фанты. Володе как новичку повезло, ему достался билет с поцелуем. Ему представилась честь поцеловать ручку княжны. «У меня помутилось в глазах; я хотел было опуститься на одно колено, упал на оба - и так неловко прикоснулся губами к пальцам Зинаиды, что слегка оцарапал себе конец носа ее ногтем». Остальные мужчины открыто позавидовали ему. Спустя некоторое время вечер перерос в более громкое веселье. Владимир опьянел и «стал хохотать и болтать громче других», а хозяйка праздника все смотрела на него, «улыбаясь таинственно и лукаво».

Граф Малевский показывал разные карточные фокусы, «Майданов декламировал отрывки из своей поэмы «Убийца», старика Вонифатия нарядили в чепец, а княжна надела мужскую шляпу...» Один Беловзоров стоял одиноко в углу и злился так, «что вот-вот он сейчас ринется и расшвыряет нас всех». Для Владимира подобного рода веселье было неестественным и новым «сумасшедшим» приключением. Когда все угомонились, счастливый «Вольдемар» побрел домой. Через заднее крыльцо он пробрался к себе в комнату. Всю ночь до утра он не спал. «Я встал, подошел к окну и простоял там до утра. Молнии не прекращались ни на мгновенье; была, что называется в народе, воробьиная ночь». Образ Зинаиды преследовал его всю ночь.

На следующее утро мать побранила Володю и заставила готовиться к экзаменам. Поскольку герой знал, что заботы о его учебе ограничатся только этим, он не стал возражать и пошел вместе с отцом в сад. Отец уважал свободу мальчика и спокойно попросил рассказать о том, что произошло вечером в доме Засекиных. Для Владимира отец был образцом мужественности, и он часто жалел, что отец не уделяет ему больше времени. Раз он сказал своему сыну: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся: самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни». Юноша подробно все рассказал отцу, а он «полувнимательно, полурассеянно» слушал его. После этого отец пошел к княгине Засекиной и был там больше часа, затем уехал в город. Владимир сам решился зайти к Засекиным и увидел в комнате только старую княгиню, которая попросила «переписать ей одну просьбу»; он пообещал выполнить. Затем зашла Зина, посмотрела на него «большими холодными глазами» и удалилась.

Страсть и страдания Владимира начались с того дня: он влюбился. Зинаида сразу же это заметила и «потешалась моей страстью, дурачила, баловала и мучила меня». Все мужчины, которые посещали ее дом, были от нее без ума. И она вертела всеми по своей прихоти, а они даже не сопротивлялись: «Она всех держала у своих ног, каждый из ее поклонников был ей нужен». Беловзорова она называла «мой зверь» или просто «мой»; он «кинулся бы за нее в огонь» и уже предлагал ей руку и сердце, «Майданов отвечал поэтическим струнам ее души», Лушин, «насмешливый, циничный, знал ее лучше всех» и любил тоже.

Матери Владимира не нравилось его увлечение, отец относился к этому спокойно. Сам он говорил с Зиной «мало, но как-то особенно умно и значительно». Юноша забросил учебу и прогулки, «как привязанный за ножку жук, кружился постоянно вокруг любимого флигелька...» Однажды Владимир встретил девушку в саду, она сидела тихо, не шевелясь. Потом велела ему присесть рядом с ней, спросила, любит ли он ее. Он молчал, все было ясно. Тогда она расплакалась: «Все мне опротивело, ушла бы я на край света, не могу я этого вынести, не могу сладить...» Затем они пошли к ней домой, слушать поэму Майданова. Когда он ее читал, глаза Зинаиды и Владимира встретились, и в тот момент он понял: «Боже мой, она полюбила!»

С того момента Владимир заметил, что Зинаида изменилась. Она часто гуляла одна или сидела в своей комнате. Все господа, посещавшие их дом, заметили, что молодой человек влюблен. Однажды Лушин устроил ему допрос, зачем он ходит к княжне и на пользу ли юноше его новые чувства. Потом в комнату, где они разговаривали, вошла старая княгиня и заставила доктора Лушина побранить Зину за то, что та часто пьет воду со льдом. Доктор предупредил девушку, что она может простудиться и умереть. Та ответила, что «туда ей и дорога, такая жизнь стоит того, чтоб рискнуть ею за миг удовольствия».

Вечером в тот же день в доме у Засекиных собрались все те же гости. Был там и Владимир. Гости обсуждали поэму Майданова, а молодая княжна искренне хвалила ее. Но сама предложила другой сюжет: молодые девушки поют гимн, они одеты в белые платья, темные венки и в золото. Вакханки зовут их к себе. Одна идет к ним, и вакханки, окружив ее, уносят девушку. Майданов пообещал использовать этот сюжет для лирического стихотворения. Потом все гости начинают играть в игру «сравнения», которую придумала княжна. Она спрашивала всех, на что похожи облака? А потом сама и отвечала, что это «пурпуровые паруса, которые были на золотом корабле Клеопатры, когда она ехала на встречу к Антонию...» Подумав, она спросила, сколько было лет Антонию. Все отвечали, что он был очень молод, только Лушин воскликнул, что ему было сорок. Владимир вскоре после этого ушел домой. «Она полюбила, — невольно шептали его губы. — Но кого?»

Шли дни, Зина становилась все странней и непонятней. Однажды Владимир застал ее в комнате плачущей. Она схватила его за волосы и вырвала клок, а потом пожалела.

Когда юноша вернулся домой, то услышал, как его мать ругает за что-то отца. Владимир не мог ничего расслышать. Только потом матушка сказала ему, что Зинаида Александровна из тех женщин, которые пойдут на все. Однажды в уединенном месте, на развалинах оранжереи, он сидел на высокой стене и думал о молодой княжне. Вдруг он увидел, что она проходит мимо. Увидев юношу, она попросила спрыгнуть его к ней, если он ее так любит. Владимир, не задумываясь, спрыгнул, упал и потерял сознание. Когда он начал приходить в себя, девушка говорила, наклоняясь над ним: «Как мог ты это сделать, как мог ты послушаться, ведь я люблю тебя, встань». И она начала покрывать его голову поцелуями, потом, увидев, что он очнулся, назвала его шалуном и удалилась. А Владимир остался сидеть на дороге. У него все болело, но «чувство блаженства, которое испытал тогда, уже не повторилось в моей жизни. Точно: я был еще ребенок».

Весь день Владимир был весел и горд. С восторгом он вспоминал каждое слово княжны и ее поцелуи. Потом пошел к ней, испытывая страшное смущение, но она приняла его очень спокойно. Это очень ранило юношу, он понял, что она относится к нему, как к ребенку. Потом пришел Беловзоров, он искал ей лошадь для верховой езды, но ничего подходящего найти не мог. Тогда она сказала, что попросит Петра Васильича, отца мальчика. «Она так легко и свободно упомянула его имя, точно она была уверена в его готовности услужить ей». Беловзоров приревновал и сказал, что ему все равно, что она будет делать и с кем. Но она успокоила его тем, что пообещала взять и его с собой на конную прогулку.

На следующее утро Владимир долго гулял, намереваясь предаться «унынию и печали», но хорошая погода и свежий воздух встревожили его воспоминания о поцелуях Зинаиды. Он лежал на траве и думал о ней. А когда шел по дорожке обратно домой, увидел своего отца и Зинаиду, скачущих на лошадях. Петр Васильич ей улыбался. А через несколько секунд за ними промчался Беловзоров. Владимир подумал, что Зина очень бледна, а потом поспешил домой к обеду.

Все следующие дни Зинаида «сказывалась больною», а ее мужчины были угрюмы и невеселы. И только Лушин как-то сказал: «А я, дурак, думал, что она кокетка! Видно, жертвовать собою сладко — для иных». Владимир не понял этого выражения. Его волновало то, что Зина его избегала. Раз он подкарауливал ее у куста бузины, откуда любил смотреть на ее окно. И в тот вечер она появилась в окне. Девушка была во всем белом и сама была белою, а взгляд ее был неподвижен. Спустя три дня Владимир встретил ее в саду, ее лицо улыбалось, «точно сквозь дымку». Зина предложила ему быть друзьями, и молодой человек обиделся на нее, сказав, что раньше он мог быть в другой роли. Тогда она призналась ему, что любит его, как «ребенка, милого, хорошего, умного», и сказала ему, что с этого дня Владимир будет ее пажом.

После обеда у Зинаиды собрались те же гости. Все так же веселились, как и раньше, только без «цыганского элемента». И теперь играли в новую игру: надо было рассказать «что-нибудь непременно выдуманное». Гусар Беловзоров ничего выдумать не смог, и следующий фант взяла Зинаида. Она представила бал молодой королевы. «Везде золото, мрамор, хрусталь, шелк, огни, алмазы, цветы, курения, все прихоти роскоши. Все толпятся вокруг нее, все расточают перед ней самые льстивые речи. А там, возле фонтана, ждет меня тот, кого я люблю, кто мною владеет». На протяжении всего рассказа гости молчали, и только Лушин иногда цинично отзывался о выдумке Зины. Потом девушка предвосхитила события и поставила себя на место королевы. Она сказала, что Беловзоров вызвал бы незнакомца на дуэль, Майданов написал бы о нем длинный ямб, Малевский поднес бы ему отравленную конфету. Что сделал бы «Вольдемар», она опустила. Но Малевский цинично ввернул, что Владимир, как ее личный паж, «держал бы ей шлейф, когда она побежала бы в сад». Княжна возмутилась и попросила его удалиться. После такой дерзости все ее поддержали. Малевский долго просил прощения, и княжна ему разрешила остаться. Игра в фанты продолжалась недолго.
В эту ночь молодой человек долго не мог заснуть, все думал, есть ли в рассказе княжны какой-либо намек. Он мечтал быть тем счастливцем у фонтана. Потом он решил идти в сад. На миг ему показалось, что он увидел там девушку, но потом все вокруг замерло. «Я чувствовал странное волнение: точно я ходил на свидание — и остался одиноким, прошел мимо чужого счастья».

На следующий день Володя встретил Малевского, тот предупредил «пажа», что надо «не спать по ночам и наблюдать, наблюдать изо всех сил. Помните — в саду, ночью, у фонтана — вот где надо караулить. Вы мне спасибо скажете». Юноша вернулся в свою комнату, взял английский ножик и выбрал заранее место, где караулить. Ночь была тихая, никого не было видно. Владимир подумал, что Малевский подшутил над ним. Потом он услышал скрип двери и шорохи и увидел своего отца. И «ревнивый, готовый на убийство Отелло внезапно превратился в школьника». Владимир выбросил ножик и пошел к своей скамейке у Зининого окна. «Небольшие выгнутые стекла окошка тускло синели при слабом свете: за ними — я это видел — осторожно и тихо спускалась беловатая штора...». Володя не знал, что и думать.

Утром Владимир встал с головной болью и, «кажется, в нем что-то умирало». К Зинаиде приехал ее младший брат, тоже Володя. Она попросила, чтобы юноша относился к нему с любовью, гулял с ним, в общем, взял под свое покровительство. Когда Владимир предложил кадету погулять в саду, Зина очень обрадовалась, и он подумал, что никогда еще не видел на ее лице «таких прелестных красок».

Вечером «юный Отелло» плакал, а когда княжна поцеловала его в мокрую щеку, он прошептал сквозь рыдания: «Я все знаю; зачем же вы играли мною, на что вам нужна была моя любовь?» Девушка призналась ему, что виновата и очень грешна, но только не поняла, что он знает? Мальчик молчал, а вскоре они вместе с младшим Володей уже бегали и играли.

Все последующие недели были лихорадочными. Володя не хотел знать, любит ли его Зинаида, и не хотел признаваться себе в том, что она любит другого. Вернувшись однажды к обеду домой, он заметил, что произошло что-то необыкновенное. От буфетчика Филиппа он узнал, что его матушка с отцом сильно поссорились, и все в доме слышали. Она обвиняла Петра Васи-льича в неверности, в связи с соседней барышней, на что отец намекнул на годы Марии Николаевны, и та расплакалась. Теперь матушке нездоровится, а отец куда-то уехал. Эта новость была «не под силу» Владимиру, «это внезапное открытие раздавило его». «Все было кончено. Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня разбросанные и истоптанные».

Матушка хотела сначала уехать в город одна, но отец поговорил с ней, и она успокоилась. Потом начались сборы домой, «все делалось тихо и не спеша». Владимир бродил, как шальной, думал, как Зина могла решиться на такой поступок: «...вот это — любовь, это — страсть...», и он пошел проститься с княжной. Увидев ее, он сказал ей: «Поверьте, Зинаида Александровна, что бы вы ни сделали, как бы вы не мучили меня, я буду любить и уважать вас до конца дней моих». И она поцеловала его. «Кто знает, кого искал этот долгий, прощальный поцелуй, но я жадно вкусил его сладость. Я знал, что он уже никогда не повторится». Семья Владимира переехала в город. Переживания медленно утихли, и против своего отца мальчик ничего не имел. Но Владимиру было суждено еще раз увидеть Зинаиду.

Однажды Владимир с отцом ездили верхом. «Мы проехали по всем бульварам, побывали на Девичьем поле, перепрыгнули через несколько заборов, переехали дважды через Москву-реку...» Потом отец заметил, что лошади устали. И он оставил их Владимиру, а сам куда-то ушел. Володя гулял с лошадьми вдоль берега, идя по направлению, куда удалился отец. И вдруг он остолбенел, потому что увидел его с Зинаидой. Отец чуть не заметил его, но было видно, что он слишком занят разговором. Странное сильное чувство заставило Владимира остаться на месте.

Петр Васильич настаивал на чем-то, но Зина не соглашалась. Тогда он ударил своей плеткой по ее руке, а она только поцеловала заалевшей на ней рубец. Отец выбросил свой хлыст. Владимир едва мог устоять, чтобы не вмешаться. Он вернулся на то место, где его оставил отец. Скоро отец подошел. Юноша спросил, куда он дел хлыст, отец ответил, что выбросил. И Владимир увидел, сколько нежности и сожаления могли выразить его строгие черты.

Прошло два месяца, Владимир поступил в университет. Чувства Володи состарили его, и он уже относился к своим переживаниям как к чему-то детскому. Однажды ему приснился сон, что Беловзоров весь в крови угрожает его отцу, а Зинаида сидит с красной полоской на лбу в углу.

Через полтора года отец умер от удара в Петербурге, но незадолго до этого он о чем-то долго просил матушку и плакал. Потом Владимир получил неоконченное письмо от Петра Васильевича: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...» Матушка после смерти отца отправила значительную сумму в Москву. XXII

Через четыре года Владимир окончил университет и однажды встретил в театре Майданова. Тот рассказал ему, что Зинаида Засекина стала госпожой Дольской, несмотря на «последствия», но с «ее умом все возможно», и дал ее адрес в гостинице. Владимир долго собирался, а когда пришел в гостиницу, ему сказали, что госпожа Дольская умерла от родов. Эта горькая мысль «впилась в его сердце со всею силою неотразимого упрека», а между тем:

Из равнодушных уст я слышал смерти весть,

И равнодушно ей внимал я...
Ему захотелось помолиться за Зинаиду, за отца и за себя.

Разделы: Литература

Чтобы состояться как личность,
Подвергнуться испытанию любовью,
Ибо именно в ней выявляется истинная
Сущность и ценность любого человека.
И.С.Тургенев

Дома вы познакомились с повестью И.С.Тургенева “Первая любовь”. Ваши впечатления?

Кстати, это произведение и современниками Ивана Сергеевича было воспринято неоднозначно.

В письме Луи Виардо к Тургеневу мы читаем резкую критику повести: “Мой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”.

Откровенно говоря, если бы я был редактором, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой…

Кого же среди своих обожателей выбирает эта новая Дама с камелиями? Человека женатого. Но почему бы по крайней мере не сделать его вдовцом? К чему эта печальная и бесполезная фигура его жены? И кто рассказывает всю эту скандальную историю? Его сын, о стыд! И ведь не в 16 лет он это делает, а в 40, когда у него самого уже серебрятся волосы; и он не находит ни единого слова порицания или сожаления по поводу жалкого положения своих родителей. Чему, после всего этого, служит талант, расходующий себя на подобный сюжет?” Луи Виардо

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 г. он пишет Тургеневу: “…я особенно хорошо понял эту вещь потому, что это точь-в-точь история, которая произошла с одним из моих очень близких друзей. Все старые романтики… должны быть вам признательны за этот маленький рассказ, который так много говорит им об их юности! Какая зажигательная девушка эта Зиночка. Одно из ваших качеств - это умение создавать женщин. Они идеальны и реальны в одно и то же время. Они обладают притягательной силой и окружены сиянием. Но всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Но для меня это вершина”.

Для того чтобы разобраться, кто же прав в своей оценке повести, обратимся к ее анализу.

Как вы считаете, первую любовь испытывает каждый человек?

Тургенев в своем произведении говорит, что нет. В прологе автор изображает сцену ночного разговора хозяина с двумя задержавшимися в его доме гостями. Из разговора мужчин мы понимаем, что первая любовь обходит стороной пошлое и обыденное сознание. 1-ый гость, Сергей Николаевич, говорит: “У меня не было первой любви…я прямо начал со второй… Когда я в первый раз приволокнулся за одной весьма миленькой барышней…я ухаживал за ней так, как будто дело это было мне не внове…”

Какое слово в его речи настораживает?

“Приволокнулся”.

Этот человек не только опошляет само понятие любви; он пытается зачеркнуть принципиальное свойство первой любви - ее способность делать хорошо знакомый мир новым.

Будничной, приземленной, ритуализированной, неискренней, вынужденной выглядит история первой влюбленности хозяина дома: “нас сосватали, мы очень скоро полюбились друг другу и вступили в брак, не мешкая, словом, “все у нас шло как по маслу”.

А И. С. Тургенев считал, что любовь- это удар. Она забирает всего человека без остатка и требует преображения, поэтому ее потом и вспоминаешь всю жизнь.

Владимир Петрович, 2-ой гость, был одарен первой любовью, он знает, что она значит для человека в юности и для всей его последующей судьбы. Он отчетливо сознает, кто перед ним и что ему предстоит защищать само понятие “любовь”, поэтому он просит время, чтобы записать историю, до сих пор живущую в нем, ведь говорить о таком нельзя всуе…

Многих своих героев Тургенев испытывает любовью, потому что это чувство преображает человека, делает его лучше. Обратимся к образам главных персонажей повести, одаренных первой любовью.

Рассказ учащихся о героях произведения и выводы учителя.

Образ Вольдемара.

Рассказ ведется от лица главного героя Владимира Петровича, человека лет сорока. Он вспоминает историю, произошедшую с ним, 16-летним юношей. Прототипом молодого героя повести, по словам самого писателя, послужил он сам: “Этот мальчик- ваш покорный слуга…”

Сменяют друг друга длинные, светлые, теплые дни лета… Жизнь идет своей чередой… без гувернера… в прогулках с книгой в руке, вскачь на верховой лошадке. Мальчик представляет себя рыцарем на турнире. Дамы сердца у него пока еще нет, но вся его душа готова к встрече с ней.

Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”. Но одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало… чувство молодой, закипающей жизни”.

Тургенев называет предчувствие Володи “полусознанным, стыдливым”, так как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”. Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца.

Образ Петра Васильевича.

Прототип героя - отец писателя Сергей Николаевич, который женился на Варваре Петровне (матери Ивана Сергеевича) по расчету. В течение всей жизни он сохранит свою внутреннюю независимость и подчеркнутую холодность в супружеском союзе.

Почему именно после “воробьиной ночи” Тургенев рассказывает об отце Владимира?

“Воробьиная ночь” показала, что чувство, которое испытывает Владимир настоящее и очень серьезное, его счастливый сон на заре словно затишье перед той бурей страданий и страстей, которые обрушатся на юношу, и именно отец станет причиной этих страданий.

Сейчас о своем отце говорит 40- летний человек, но даже по прошествии двух десятков лет после его смерти он продолжает смотреть на него с обожанием и преклонением. “Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины”. По- прежнему незабываемо лицо отца: умное, красивое, светлое, незабываемы те короткие минуты, когда он позволял мальчику находиться рядом с собой. Но от этого привязанность к отцу не делалась меньше.

Именно отец помогает сыну понять вековечный смысл любви: “ Чужое я внедрилось в твое: ты расширен - и ты нарушен… и твое я умерщвлено”.

В памяти Владимира Петровича отец остался человеком чести. Женившись по расчету на женщине “старше его десятью годами” и будучи зависим от нее материально, он терпит много лет недостойное себя положение. Единственное, что помогает ему в вынужденных жизненных обстоятельствах оставаться внутренне независимой личностью - это его строгость, холодность и отдаленность в отношениях с женой. Поэтому трудно представить ситуацию, в которой бы отец мог о чем-либо просить ее. Тем не менее дважды Петру Васильевичу придется встать на колени перед женой, заботясь о Зинаиде.

Когда их связь перестает быть тайной благодаря анонимному письму графа Малевского и в доме происходит ссора с жестокими словами и угрозами, он находит в себе душевные силы пойти к жене и “с нею наедине” долго говорить о чем-то. Стремясь оградить княжну от наветов, он соглашается, по-видимому, с условием жены оставить дачу и переселиться в город. Однако самой потрясающей является сцена, когда, по словам Владимира Петровича, за несколько дней до смерти отец получил письмо из Москвы и “ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец”!

По- рыцарски ведет себя отец и в ситуации с автором анонимного письма его жене графом Малевским, отказав ему бывать в своем доме: “…имею честь вам доложить, что если вы еще раз пожалуете ко мне, то я вас выброшу в окошко. Мне ваш почерк не нравится”.

Красивый, глубокий, страстный человек, он оказал решающее воздействие на резвую, кокетливую шалунью- княжну.

Даже когда все обнаруживается, мальчик- рыцарь “не зарыдал, не предался отчаянию”, а главное, “не роптал на отца”. Рыцарское поведение отца в последующие дни не только не даст повода сыну для упреков, но еще более утвердит юношу в отцовском праве на любовь. Знаменательна в этом смысле сцена (после свидания отца с Зинаидой в городе), когда ему вдруг открывалось, “сколько нежности и сожаления могли выразить… строгие черты” его отца, истово любившего и одновременно скорбящего по невозможности своей любви.

Образ Зинаиды Александровны Засекиной.

Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче 15-летнего Тургенева.

Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников ее забавляет. К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

Во второй сюжетной сцене появится сквозной и очень важный в решении образа Зинаиды мотив света. Свет сквозит в Зинаидиной “лукавой усмешке на чуть-чуть раскрытых губах”, светом озаряет брошенный на Владимира быстрый взгляд княжны. А “когда ее глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою”, то свет как будто проливался по всему лицу девушки.

Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Мотив света достигает кульминации в портретном описании Зинаиды, сидящей на фоне окна. “ Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой, солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь”. Обволакиваемая оконным светом, сама излучающая свет, она как будто находилась в световом коконе, сквозь который “лицо ее казалось еще прелестнее: так все в нем было тонко, умно и мило”. Вот “веки тихо поднялись”, и в ласково засиявших глазах девушки словно отразилась душа.

C трудом и слезами входит Зинаида в мир взрослых. В ее характере – любить человека сильного, “кто бы сам меня сломил”. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику. Ее уже не устраивает флирт с поклонниками, ей “все опротивело”, и она готова к большому, сильному чувству. Вольдемар первым понимает, что она по- настоящему полюбила.

Почему произведение называется “Первая любовь”? Как вы понимаете название повести?

Это произведение о первой любви в жизни главных героев повести. В словосочетании “первая любовь” для Вольдемара ключевое слово “первая”, для отца –“любовь”, а для Зинаиды важны оба слова. Название повести многозначно. “Первая любовь”- это не только рассказ о первом прекрасном чувстве мальчика, ставшего юношей. Это мучительная последняя страсть для отца и единственная, роковая любовь для Зинаиды. Таким образом, у каждого своя “первая любовь”.

МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск

Открытый урок

И. С. Тургенев «Первая Любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

Учитель: Федяева Л.

Саранск 2011

Иван Сергеевич Тургенев. Повесть «Первая любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

Цели урока:

биография обзорно (история семейных отношений);

анализ эпизодов повести.

Оборудование урока:

портреты И.С. Тургенева, его отца и матери, рисунки учащихся, плакат с цитатами из произведений И.С. Тургенева о любви.

Мой друг, как ужасно, как сладко любить!..

    Слово учителя об изучении повести И.С. Тургенева «Первая любовь» учащимися 9-х классов. Обращение к эпиграфу, который отражает двойственное отношение Тургенева к проблеме любви.

    Обращаем внимание на цитаты Тургенева о любви, которые написаны на доске или на плакате:

«Чужое я внедрилось в твое... и твое я умерщвлено».

(И.С. Тургенев «Любовь».)

«Любовь даже вовсе не чувство - она болезнь... Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли - ни дать ни взять холера или лихорадка...» («Переписка», 1856)

«Любовь - цепь, и самая тяжелая... По крайней мере я дошел до этого убеждения... Купил это убеждение ценой жизни, потому что умираю рабом». («Переписка», 1856)

«Нет, в любви одно лицо - раб, а другое - властелин...»

(«Переписка», 1856)

Вывод учащихся, затем учителя.

Вывод по цитатам:

Любовь представлялась писателю так же, как природа, стихийной и

бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Любовь, по

Тургеневу, - сила смертоносная, превращающая человека в «надломленное дерево» и

обреченное на заведомую гибель. Любовь против воли человека захватывает его душу,

подчиняет его другому человеку, делая его слабым и превращая в раба.

Вы можете испугаться этого чувства, как тёмной и страшной силы, но любовь в тургеневском понимании имеет свою оборотную сторону - светлую. И такая её сторона представлена в «Первой любви», о которой пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

«Первая любовь» - «единственная вещь», доставлявшая удовольствие писателю, находящемуся в конце своего пути, одно из самых любимых его произведений. И это потому, что он этой повести не придумывал: «Я не придумывал этой повести; она дана мне была целиком самой жизнью», «Первая любовь - это пережито», - так напишет Тургенев в год своей смерти. Тем самым посылая привет своему отцу, которого бесконечно обожал, незаурядному, глубоко чувственному, тому, с кем всегда мечтал быть рядом...

Ученики, получившие индивидуальные задания, рассказывают об отце И. С. Тургенева и их семейных взаимоотношениях.

1 ученица: Ко времени знакомства с Варварой Петровной Лутовиновой за плечами двадцатилетнего кавалергарда поручика Сергея Николаевича Тургенева ничего не было, кроме 140 крепостных в деревеньке его отца, родословной, герба, знания языка и редкой красоты. Известен случай, когда уже после смерти мужа Варвара Петровна встретилась за границей с владетельной немецкой принцессой и та, увидев браслет с портретом Сергея Николаевича, сказала: «Вы - жена Тургенева, я его помню; после смерти императора

Александра 1 я не видела никого красивее вашего мужа».(Учитель обращает внимание учеников на портрет С.Н. Тургенева).

2 ученик: Отец И.С.Тургенева принадлежал к роду, в котором были стольники, воеводы, начальники приказов, капитаны - исправники, ревностно и верно стоящие на службе Отечеству. Сергей Николаевич участвовал в Бородинском сражении, «храбро врезался в неприятеля и поражал оного с неустрашимостью». Волевой, с сильным характером, прекрасно образованный, аристократичный, он состоял в дружеских отношениях со многими известными людьми своей поры - писателями М.Н. Загоскиным и Ф.Н. Глинкой, поэтом И.И. Дмитриевым, драматургом А.А.Шаховским.

3 ученица. В 1816 году Сергей Николаевич появился в Спасском, чтобы купить лошадей со Спасского конного завода для полка. Встреча с хозяйкой, некрасивой, сутуловатой, старше его на 6 лет, могла даже не задержаться в сознании молодого красавца, если бы не хваткость Варвары Петровны. Очарованная нечаянным гостем, она вместе с тем понимала, что шансов на ответную симпатию у нее нет никаких. И тогда Варвара Петровна, уже будучи осведомленной о материальном положении поручика (Тургенево находилось в 18 верстах от Спасского), решила пустить в ход свой главный козырь -богатство. Прощаясь с Сергеем Николаевичем, она пригласила его вновь посетить Спасское. И почувствовав уклончивость в ответе молодого красавца, оставила в залог его портупею. Рассказывают, что старый Тургенев на коленях просил сына согласиться на брак с Лутовиновой. (Портрет на доске).

4 ученик. 14 января 1816 года в церкви Спасо - Преображенья, в селе Спасском -Лутовинове состоялось венчание Сергея Николаевича и Варвары Петровны. Выбором места венчания невеста дала понять, каковы будет распределение ролей в будущей семье. Она богата и потому имеет право претендовать на управление всеми хозяйственными делами и на распределение доходов. Тем более, что за женихом, кроме родословной и красоты, ничего не стояло. Женившись на Варваре Петровне по расчету, он никогда так и не смог полюбить ее. Она же любила мужа безгранично и тяжело переживала многочисленные романы своего мужа. Время спустя каждый из супругов стал жить собственной жизнью: он - покорствуя своему любвеобильному характеру, она - властной хозяйкой усадьбы.

5 ученица. Но сыновей Сергей Николаевич никогда не обходил вниманием. Особенно вдумчиво и взыскательно он относился к их образованию. Именно он решает отдать Ивана и Николая в пансион Вайденгаммера, в котором они находились до лета 1830 года. Уже тогда тяжело больной желчнокаменной болезнью и отправившийся весной 1829 года за границу на операцию, Сергей Николаевич осенью этого же года вернулся в Россию с единственной целью - решения дальнейшей судьбы мальчиков, их окончательного устройства.

6ученик: Отец писал письма своим мальчикам, «Строгие и участливые». Он внушал им высокие понятия благородства, порядочности, умение быть самим собой, не пытаться оригинальничать. Судя по поведению отца, он будто знал, что ему остается недолго пробыть с детьми. Поэтому Сергей Николаевич максимально стремился участвовать в их взрослении и одновременно «хоть отчасти увековечить себя в детях». Будучи глубоким, незаурядным человеком, он, вероятно, не довольствуется утвердившейся в отношении себя ролью «ловца женских сердец». А ведь об отце Тургенева зачастую мыслят именно в этом роде.

Учитель: Мы рассказали об отце Тургенева потому, что и о нем пойдет речь в повести «Первая любовь». Приступаем к анализу данной повести. - Назовите героев повести. Запись в тетради.

Герои Прототипы

Владимир " Иван Сергеевич Тургенев

Его отец Сергей Николаевич Тургенев

Его мать Варвара Петровна

Зинаида Поэтесса Екатерина Шаховская (В

замужестве Владимирова)

Предоставление портретов учителем

1)Счастъе:

- Предчувствие любви (чтение эпизода) Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

(В нем живут два чувства, грусть и радость, но он ждет радости и осознает, что они связаны с женщиной).

Встреча с девушкой (чтение эпизода)

(Любовь пришла, пришла и радость, и счастье, он радовался, как ребенок, и боялся, что это сон).

Прокомментируйте сцену - проснулся перед утром...

Завязка сюжета

Зинаида у окна (чтение эпизода). -Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

(Влюбленный Володя - юноша - рыцарь, обожествляющий свой идеал, видит перед собой женщину- ангела. Он как истинный рыцарь преклоняется к ее ногам, готовый поласкать каждую складочку ее платья и передника. Он опять счастлив, он испытывает прекрасное чувство, оно чистое, возвышенное, он боготворит девушку, по - рыцарски мечтая умереть у ее ног, весь облитый кровью спасая ее от рук неприятеля, вызволяя из темницы). «Жизнь отдать, лишь бы она не горевала ».

Первый поцелуй (прокомментировать) чтение. (Он по-рыцарски, соблюдая придворный этикет, по всем правилам целует даме руку: встает на одно колено (два) - поцелуй неловкий, но искренний и благородный - в итоге он опять счастлив - « Но я чувствовал себя...»).

Второй поцелуй (кульминация) - пик счастья - чтение эпизода. («Мне казалось...»)

Вывод : любовь дарит человеку счастье, радость, восторг, делает окружающий мир прекрасным, и природу, и людей и т.д.

2) Душевная боль.

- Но наш влюбленный герой как счастлив, так и несчастлив. По каким причинам?

Ревность (примеры цитат: «Мне вдруг стало очень грустно... Я силился не плакать... Я ревновал к гусару...».Холодность («Обращение Зинаиды со мной меня окончательно убило»).

    Ревность к тому, кого она полюбила.

- Как герой относится к своему отцу? (« Он казался мне образцом мужчины...»).

Какие советы давал отец сыну?

(«Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать- в этом шутка жизни». «Умей хотеть - и будешь свободным...». «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...»).

А что надобно Зинаиде?

Кого любит Зинаида?- чтение эпизода « Я услал Филиппа...»

Развязка.

Изменилось ли отношение к отцу?

Нет. («.. .я даже не роптал на отца...». «Напротив: он как будто вырос в моих глазах...».

(Опять перед нами благородный мальчик - рыцарь, с достоинством переживает боль

утраченной любви)).

К Зинаиде?

Нет («... я буду любить и обожать вас до конца дней моих ».

Об обоих вместе?- чтение.)

(За жертвенность собой, за смелость, « не побоялась погубить свою будущность»).

Автор любил своего отца и Зинаиду, преклонялся перед ними, уважал их любовь, считая ее идеалом большим, незнакомым, красивым, неизвестным чувством, которое могло сломить таких умных и сильных людей, заставляя их плакать, хотя они ждали его и готовы были бороться с ним и победить его, но... Чем сильнее люди, тем сильнее и беспощадней любовь, и люди в этом совсем не виноваты.

Первую любовь пережили и сын, и Зинаида, и отец (В 40 лет!).

Р.s. Зинаида - Е. Шаховская ровно через год после смерти Сергея Николаевича вышла замуж за некоего Владимирова, а через 9 месяцев и 11 дней умерла после родов. Похоронена на Волковом кладбище в г. Петербурге недалеко от могилы отца И.С. Тургенева. Надпись на надгробии стала эпиграфом к нашему уроку.

Выводы учащихся.

Д/з: Пейзажные зарисовки в повести И.С. Тургенева (найти и прочитать).

Сочинение

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви. Как рассказывал сам автор, «в первой любви я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали… Отец мой был красавец… он был очень хорош - настоящей русской красотой».

В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь - это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций - от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период - свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

С какой силой передает автор бурные проявления чувств юноши, который впервые в жизни сталкивается с таким сложным и непостижимым явлением, как невозможность контролировать свои мысли и чувства. Образ Зинаиды также удивителен. На протяжении повествования ее образ претерпевает сильнейшую метаморфозу, она превращается из легкомысленного и беспечного создания в сильную любящую женщину. Также с огромной силой показано чувство отца, обрекающее его на безысходность и трагедию. Достаточно вспомнить, как отец Володи бьет хлыстом по обнаженной руке Зинаиды и она целует оставшийся на руке след от удара.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».