Высказывание о художнике тропинина другими людьми. Художник В. А. Тропинин. Внезапный уход

3.05.1857 (16.05). – Умер живописец-портретист Василий Андреевич Тропинин

Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1844)

Василий Андреевич Тропинин (19.03.1776–3.05.1857), живописец-портретист. Родился крепостным в имении графа Антона Сергеевича Миниха, находившемся в селе Карповка Новгородской губернии. Отец Тропинина был старостой крепостных крестьян, затем управляющим и за честную службу получил от графа вольную, однако на его детей вольная не распространялась, они продолжали считаться крепостными.

Начальное образование (стараниями отца) Василий получил в Новгороде, где четыре года учился в народной школе. Там же у мальчика проявилась и тяга к рисованию. Когда дочь Миниха Наталья Антоновна вышла замуж за графа Ираклия Ивановича Моркова, юный Тропинин оказался в числе ее приданого и поступил в услужение новому хозяину. Граф Морков не жаловал увлечения рисованием своего крепостного и отправил Василия в Петербург обучаться кондитерскому делу. В столице Тропинин, находившийся под присмотром двоюродного брата графа Алексея Ивановича Моркова, в свободное время продолжал заниматься рисованием. Вскоре Алексей Иванович с удивлением узнал, что Василий тайком посещает лекции в Академии художеств с 1798 г.

После просмотра рисунков крепостного молодой граф решил во чтобы то ни стало уговорить кузена отправить Тропинина учиться в Академию художеств, и в конечном итоге добился его согласия, пообещав родственнику, что возместит все издержки. В то время по уставу Академии крепостные могли быть лишь вольнослушателями за соответствующую плату. Шесть лет Тропинин изучал искусство в гипсовом и живописном классах. Азы художественного ремесла будущий живописец постигал в мастерской знаменитого художника - профессора Степана Семеновича Щукина. За ученические рисунки Василий получал золотые и серебряные медали. Тропинин в Академии художеств подружился с будущим известным гравером Егором Осиповичем Скотниковым и худож­ником Орестом Адамовичем Кипренским.

В 1804 году на академической выставке Тропинин впервые представил свою работу. Его картину похвалили адъюнкт-ректор Академии Иван Акимович Акимов и императрица Мария Федоровна, посетившая выставку. А президент Академии, граф Александр Сергеевич Строганов, узнав от Кипренского, что один из лучших студентов продолжает являться крепостным, пообещал выхлопотать для Тропинина вольную. Но, как только граф Ираклий Морков узнал об интересе к его крестьянину столь высокопоставленных господ, он тут же отозвал Василия из Петербурга в Малороссию. Графу не нужен был высокообразованный портретист - он нуждался в крепостном усадебном художнике, который должен был писать иконы и алтарные образы для строящейся новой церкви и украшать кареты.

В 1807 году Василий Тропинин обвенчался с Анной Ивановной Катиной, свободной поселенкой, которая не испугалась выйти замуж за крепостного человека. Спустя год у Тропининых родился сын Арсений. Отечественная война 1812 года застала Тропинина в Малороссии. Граф Морков был избран в руководство Московского ополчения. Вызванный в Москву, Тропинин с обозом хозяйского имущества прибыл в древнюю столицу. Жизнь в сгоревшей Москве после изгнания Наполеона постепенно оживала. В 1813 году стали возвращаться с войны ополченцы, в 1814 – русские войска из заграничных походов. Тропинин вновь занялся живописью. В отстроенном после пожара доме графа у него появилась мастерская, где он писал портреты своих хозяев, их близких и знакомых дворян. На большом полотне семейства Морковых изображены отец с сыновьями-воинами и старшими дочерьми-невестами, счастливые встречей после окончания Отечественной войны.

Семья графов Морковых, 1813, Третьяковская галерея

В 1818 году Тропинин написал портрет историка Николая Михайловича Карамзина, который был гравирован и открывал собрание сочинений писателя. Дворяне, следуя старинной моде, вновь возрождали в своих домах портретные галереи вместо сгоревших в московском пожаре полотен. Поэтому Тропинин писал портреты соседей графа, многочисленных военных, своих близких (сына, сестры Анны), москвичей. В этих произведениях заметно владение всей полнотой живописных приемов, относящихся к портретным задачам. Появились заказы и от представителей купечества.

В 1810-1820-е годы, совершенствуя свое мастерство, Тропинин копировал картины старых мастеров из московских частных коллекций. Это помогало овладению профессиональных «секретов»: выразительности контуров, тонкости светотеневых моделировок, колорита. Хотя в Москве не проводились художественные выставки, мастер быстро получил известность как хороший портретист. Интерес любителей изящного к его личности вызвал лестные строки в Отечественных записках: «Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов».

Очень многие просвещенные и благородные люди, узнавая о том, что живописец Тропинин - крепостной человек, бывали крайне этим возмущены. Молодые дворяне, с которыми граф Морков имел различные дела, считали своим долгом принародно требовать у него предоставления свободы талантливому крепостному. Есть сведения, что однажды в Английском клубе некто Дмитриев, выиграв у графа в карты крупную сумму, публично предложил ему обменять долг на вольную для Тропинина. Но Морков не желал лишаться личного художника: он никуда не отпускал от себя Василия Андреевича и по-своему заботился о нем.

И все же граф Морков был вынужден уступить общественному мнению: в мае 1823 года в качестве пасхального подарка он вручил Тропинину вольную грамоту. Теперь тот мог начать новую свободную жизнь, но необходимо было определиться со статусом, местом работы и проживания. Морков, у которого в крепостной собственности оставались жена и сын Тропинина (они получили вольную только через пять лет), предложил Василию Андреевичу остаться в его графском доме и обещал похлопотать для него о месте в военном ведомстве. Однако художник, так долго мечтавший о полной независимости, решил жить самостоятельно и заниматься тем делом, которое любил больше всего.

Тропинин обратился в Императорскую Академию художеств с прошением о присуждении ему звания художника. В сентябре 1823 года за представленные в Академию живописные работы: портрет Е.О. Скотникова, картины «Кружевница» и «Старик-нищий» он получил звание «назначенного» в академики. В картине «Кружевница» убедительно разрешены проблемы передачи иллюзии пространства, светотональной живописи. Миловидность модели, живописная красота полотна заставляла зрителя забывать, что в реальности труд девушки весьма нелегок. По правилам Академии, для получения звания академика художник должен исполнить большое поколенное изображение одного из членов Совета Академии. Весной 1824 года он приехал в Петербург, где написал портрет профессора-медальера К.А. Леберехта и был удостоен звания академика портретной живописи. Тогда же мастер показал свои картины на академической выставке. Получив признание коллег и любителей искусства, Тропинин написал свой автопортрет. Статус свободного человека и художника Василия Андреевича Тропинина в обществе повысился: звание академика и чин 10-го класса по Табели о рангах давали возможность поступить на государственную службу.

С 1824 года и до конца жизни (год смерти 1857) Василий Тропинин жил и работал в Москве. Неустанное портретное творчество сделало художника известнейшим и ведущим портретистом древней столицы. В 1820-х годах художник работал над портретами университетских профессоров и других знатных лиц Москвы. Выполненные им изображения видных городских сановников украшали залы Опекунского совета, Общества скаковой охоты, Сельскохозяйственного общества и других. Его кисть запечатлела целый ряд героев-победителей Отечественной войны 1812 года. Как иконографический материал они были использованы английским художником Доу при создании Военной галереи Зимнего дворца. Среди частных заказных работ, в 1827 был написан портрет Александра Сергеевича Пушкина по просьбе друга великого поэта - Соболевского. Современники отмечали поразительное сходство изображенного на портрете поэта с живым Пушкиным.

Помимо портретов на заказ художник писал своих друзей, приятелей и хороших знакомых. К этим дружеским работам художника относятся портреты: гравера Е.О. Скотникова, владельца багетной мастерской П.В. Карташева, скульптора И.П. Витали, любителя-гитариста П.М. Васильева, гравера Н.И. Уткина. В начале 1836 года, зимой, москвичи торжественно встретили К.П. Брюллова. Состоялось знакомство автора картины «Последний день Помпеи» и портретиста Тропинина. В своей скромной мастерской Василий Андреевич в знак дружбы и признания таланта написал портрет Карла Павловича Брюллова.

В начале 1850-х годов небывалая популярность Василия Тропинина стала угасать. В богатую Москву зачастили на заработки многие иногородние и зарубежные портретисты, которые предлагали свое услуги дешевле да и работали быстрее, чем пожилой художник. Но привычка к ежедневному труду не позволяла Василию Андреевичу Тропинину оставить кисть. Он продолжал писать, пробовать различные варианты портретных композиций, стараясь соперничать с мастерами салонного направления. Поэтому в модном духе выполнен «Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер» (1850, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск).

Благородные господа представлены в роскошных одеждах и свободных позах на фоне богатого антуража собственного дома. Мраморная скульптура пухлого ангелочка, ваза с цветами, бархатная драпировка, восточный ковер на полу - все эти элементы парадной обстановки призваны не столько показать состоятельность заказчиков, сколько продемонстрировать мастерство художника, столь реалистично передавшего убранство комнаты. Тропинин и на склоне лет желал оставаться верным своим принципам изображения счастливой жизни портретируемых. Картина «Девушка с горшком роз» (1850, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва) представляет собой жанровую сценку. Молодая служанка, прижимая к себе горшок с цветущей розой, забирает со стола поддон и игриво смотрит на зрителя. Милое, чуть смущенное лицо, открытый взгляд, гладко зачесанные волосы и статная фигура девушки, а также крупные розовые бутоны на фоне темного колорита комнаты передают непосредственность и живость юной особы и, безусловно, романтически приподнятое настроение всего полотна.

Тропинин создал серию полотен, отразивших образы «незаметных» жителей Москвы. Это нищие, отставные солдаты-ветераны, старики и старухи. Художник писал их в основном для себя. Однако в том, с какой уважительностью запечатлены они на полотне, ощущается подлинный, непоказной демократизм и гуманизм замечательного мастера-живописца. Мальчики-слуги и мальчики с книгами, швеи и прачки, золотошвейки и кружевницы, гитаристы и девушки с цветами – в каждом из этих образов ощущается неповторимая личность. Не менее значительно, что все эти произведения отличает благородство цветовой гаммы, тонкое понимание оттенков цвета, цельность колористического решения. Даже в европейской живописи тех времен трудно найти мастера, кто бы долгие годы творческой жизни сохранял вкус и качество безукоризненного рукотворного мастерства.

В 1855 году, после смерти жены художник переехал в Замоскворечье. Он купил домик в Наливковском переулке. В нем выдающийся русский портретист и скончался 3 мая 1857 года. Тропинина похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Живописец прожил долгую творческую жизнь и создал более 3000 портретов, в которых он стремится к живой, душевной характеристике человека как неповторимой личности с романтическим ощущением подвижной стихии жизни. В портретах его часто большое значение имеют выразительные детали, пейзажный фон, усложняется композиция. Широко известны портреты сына (1818), (1827), композитора П.П. Булахова (1827), художника (1836), автопортрет (1846), картины "Кружевница”, "Золотошвейка", "Гитарист".

Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся остротой наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы.

В конце жизни в картинах Василия Тропинина проявились верность натуре и аналитический взгляд на мир, вследствие чего художник оказался у истоков направления в русском искусстве, получившего название критический реализм, которое впоследствии развили выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества - Василий Григорьевич Перов и Николай Васильевич Неврев. Таким образом, Тропинин оказал огромное влияние на творчество всех последующих поколений великих русских живописцев. Память о крупнейшем мастере русского портрета Василии Андреевиче Тропинине бережно сохраняется в настоящее время. На углу улиц Волхонка и Ленивка, на стене московского дома, где тридцать лет жил и работал Василий Андреевич Тропинин, установлена памятная доска. В Замоскворечье с 1969 года существует Музей Тропинина и московских художников его времени. Многочисленные произведения выдающегося мастера украшают залы Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Работы Василия Андреевича Тропинина хранятся в собраниях многих музеев и картинных галерей Российской Федерации.

Творчество Василия Андреевича Тропинина

(1776-1857) Василий Андреевич Тропинин принадлежал к тому поколению, которое выдвинуло первых русских романтиков. Тропинин был до 45 лет крепостным художником в украинском поместье графа Моркова и с занятиями живописью совмещал обязанности кондитера и старшего лакея. По прихоти помещика он не смог завершить своего образования в Академии художеств. Годы молодости Тропинина ушли на то, чтобы самоучкой, наперекор препятствиям овладеть техническим умением и добиться профессионального мастерства. Граф Морков, решивший заиметь у себя в доме живописца, в 1799 году посчитал выгодным для себя определить способного крепостного «посторонним учеником» Академии Художеств. Вот тут Тропинин и обучался портретному искусству у С.С. Щукина. На академической выставке в 1804 году работа Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей птичке» привлекла внимание самой императрицы. Учился Тропинин блестяще и вскоре получил серебряную и золотую медали. Президент Академии С.Строганов начал хлопотать об освобождении талантливого юноши, но не успел: крепостному Тропинину поступил приказ от хозяина переехать из Петербурга в новое имение Моркова - Подолье, что на Украине. Там Тропинину напомнили о том, что он крепостной, назначили на должность кондитера и лакея, а также вменили в обязанность выполнять копии с картин западноевропейских и русских художников, которые впоследствии украсили дом графа, а также расписывать местную церковь, писать для нее иконы. Тропинину было также поручено выполнить живописные портреты хозяев. Незлобивый и добрый по натуре, Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от сознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал, напротив, воспринял пребывание на Украине как продолжение обучения, своего рода стажировку. «Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных», - вспоминал он позднее. Колорит этих работ мягкий, приглушенный - преобладают сероватые, охристые, зеленые тона.

"Портрет сына Арсения" . Художник работал над этим портретом с особым подъемом. Он как бы изливает свою душу. С сокровенной интимностью он раскрывает свою веру в светлое предназначение человека, в ценность личности людской. Перед зрителем предстает мир юной мечты, озаренный особенно пронзительной и щемящей доверительностью. Мастер словно раскрывает нам свой секрет, драгоценную тайну, которую художник тщательно хранит.. Освещенное трепетным светом возникает лицо мальчика. Только что он был занят детскими играми и забавами, поэтому расстегнут воротник рубашки, слегка разметались волосы, но сейчас его внимание привлекло что-то, и он необычайно серьезен Куда-то в неведомые нам дали глядит этот кудрявый мальчик, с тонкими, вдохновенными чертами лица. Голова повернута влево. Туда же направлен взгляд широко открытых, сосредоточенных глаз. Сколько в облике этого ребенка изящества и благородства, внутренней красоты! Все гармонично в этом полотне: чуть вздернутые тревожно брови, ласковый, но беспокойный взор, целомудренный, мягко очерченный рот, округлый подбородок. Все, все до малейшей черточки в холсте наполнено любовью художника к своему детищу, своей надежде/. В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой. Возвращение в Москву было для него радостным. Снискав в Москве уважение и популярность, художник, тем не менее, оставался крепостным, что вызывало удивление и недовольство в кругах просвещенного дворянства. Особенно хлопотали за Тропинина А.А. Тучков - генерал, герой 1812 года и коллекционер, П.П. Свиньин, Н.А. Майков. Однако граф Морков не спешил давать вольную своему крепостному живописцу, талант и человеческие качества которого он очень ценил. Это произошло только в 1823 году. Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет.

«Кружевница» (1823) - одно из самых популярных произведений Тропинина. Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлечен в пространство картины. .

Тщательно и с любовью выписаны кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущение покоя и уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия. Аналогичных картин Тропинин написал много. Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием - золотошвейки, вышивальщицы, пряхи. Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника - нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд. За эту и другие работы в 1823 году В.А. Тропинин был удостоен звания «назначенного в академики».

Долгожданная свобода пришла только в 1823 году, когда Тропинину было уже сорок семь лет; к этой поре и относится расцвет его дарования. Именно в этот период возникла его собственная, самостоятельная художественная система, своеобразно переработавшая наследие классицизма и живописные приемы XVIII века, и окончательно оформился созданный Тропининым жанр интимного бытового портрета.

В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому «Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, людей, его любящих», - говорил сам Тропинин; в этом несколько наивном утверждении заключена, в сущности, целая программа, характеризующая задачи Тропинина и его отношение к действительности. В тропининских портретах передан интимный, «домашний» облик людей его эпохи; персонажи Тропинина не «позируют» перед художником и зрителем, а запечатлены такими, каковы они были в частной жизни, вокруг семейного очага.«Соболевский был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появились. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина, одного из лучших тогдашних портретистов Москвы, если только не России, нарисовать ему Пушкина в домашнем халате, растрепанного, с заветным перстнем на пальце», - рассказывает, со слов самого Тропинина, один из современных ему мемуаристов. Таким, по-видимому, и был первоначальный замысел портрета. Дело художника сводилось лишь к тому, чтобы запечатлеть облик Пушкина со всей возможной точностью и правдивостью, не задаваясь сложными задачами психологического анализа и раскрытия внутреннего содержания образа. В эскизе, написанном непосредственно с натуры, Тропинин ближе всего подошел к осуществлению пожеланий Соболевского. Он дал непритязательное, но, несомненно, вполне точное и похожее изображение Пушкина - «в домашнем халате и растрепанного», как просил Соболевский. Но в самом облике поэта было нечто, настолько отличавшее его от рядовых москвичей, обычных моделей Тропинина, что решение образа не смогло войти в уже устоявшуюся, привычную тропининскую систему. Работая над портретом, Тропинин, в сущности, очень далеко отошел от своего первоначального замысла. Это не значит, конечно, что он отошел и от правдивого воспроизведения натуры. Нет сомнений, что Пушкин позировал не только для эскиза, но и для портрета, и воссоздание живого облика поэта по-прежнему оставалось главной задачей Тропинина. Сходства в портрете не меньше, чем в эскизе, но само понимание образа стало иным. От первоначального замысла остались только внешние атрибуты «домашности» - халат, расстегнутый воротник рубашки, растрепанные волосы, но всем этим подробност ям придан совершенно новый смысл: они воспринимаются не как свидетельство интимной непринужденности позирующего, а, скорее, как признак того «поэтического беспорядка», с каким романтическое искусство так часто связывало представление о вдохновении. Тропинин написал не «частного человека Пушкина», о чем просил его Соболевский, а вдохновенного поэта, уловив в его облике выражение глубокой внутренней значительности и творческой напряженности. По своему образному строю портрет Пушкина перекликается с произведениями современной Тропинину романтической живописи, но при этом Тропинин сумел создать романтический образ, не поступившись реалистической точностью и правдивостью изображения. Пушкин изображен сидящим, в естественной и непринужденной позе. Правая рука, на которой видны два перстня, положена на столик с раскрытой книгой. Кроме этой книги, в портрете нет никаких аксессуаров, связанных с литературной профессией Пушкина. Он одет в просторный домашний халат с синими отворотами, а шея повязана длинным голубым шарфом. Фон и одежда объединены общим золотисто-коричневым тоном, на котором особенно выделяется лицо, оттененное белизной отворота рубашки, - самое интенсивное красочное пятно в картине является одновременно и ее композиционным центром. Художник не стремился «приукрасить» лицо Пушкина и смягчить неправильность его черт; но, добросовестно следуя натуре, он сумел воссоздать и запечатлеть его высокую одухотворенность Современники единодушно признали в тропининском портрете безукоризненное сходство с Пушкиным. Во взгляде Пушкина, напряженном и пристальном, с наибольшей силой выражено содержание портретной характеристики. В широко раскрытых голубых глазах поэта светится подлинное вдохновение. В соответствии с романтическим замыслом Тропинин стремился придать его взору то выражение, которое он принимал в минуты творчества. В сравнении с известным портретом Пушкина работы Кипренского тропининский портрет кажется более скромным и, пожалуй, интимным, но не уступает ему ни по выразительности, ни по живописной силе. Портрету Пушкина, бесспорно, принадлежит одно из первых мест и в иконографии поэта, и в творчестве Тропинина.В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Тропининский Пушкин вовсе не приземлен - он так царственно величав, что кажется невозможным потревожить его раздумья. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат подобен античной тоге.

На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Про художника говорили, что он переписал «буквально всю Москву». Он пишет портреты первых лиц города, государственных деятелей, дворян, купцов, актеров, писателей, художников.

" Автопортрет" Тропинина написан художником в поздние годы жизни. Перед нами пожилой мастер, спокойно глядящий перед собой. Тропинин как бы подводит итог прожитой жизни, являя собой спокойного, несмотря на пережитые грозы, человека, достигшего прочного положения, устойчивой славы, которая значительно отличается от громкого и быстротечного успеха петербургских мастеров. Мастер изображает себя у окна мастерской с дивным видом на древний Кремль. Он спокойно опирается на муштабель - старинный инструмент живописца, столь удобный в работе над картиной, требующей точности рисунка и гладкой поверхности живописи. В руках у Василия Андреевича палитра и кисти, он предстоит на фоне любимого вида со знаками своей профессии - именно таким он навсегда останется в памяти потомков, к которым устремлен его спокойный и ласковый взгляд добродушного и гостеприимного московского жителя. Тропинин передает холодный колорит кресла и своего костюма в интерьере мастерской, погруженной в предвечерний сумрак, в комнату будто входит вечность. За окном разливается теплый свет нежного розового заката - наступает московский вечер, когда колокола малиновым звоном наполняют город и черные грачи стаями кружат среди чистого небосвода.

Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами эпохи. Умер он 3 мая 1857 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Первый московский портретист прошлого века был убежден, что портрет любого человека пишется "для памяти людей, близких ему, людей, его любящих". Бывший крепостной, он отклонял лестные официальные предложения, но старался не отказывать никому, кто обращался с частными просьбами написать портрет для семьи или друзей. То, что рисовалось для памяти любящих, составило нашу память, наше представление о добродушных, талантливых, знаменитых и малоизвестных людях века минувшего. Людях, как оказалось, и нам близких.

Много ли дохода от своего крепостного Василия Тропинина имел граф Морков Ираклий Иванович, который отличился при взятии Очакова и при штурме Измаила, получивший после польской кампании алмазную шпагу и огромное поместье на юге Украи­ны, сказать определенно сложно. Но на протяжении многих лет упрямо родил он от просьб известнейших и влиятельных людей дать вольную уже оцененному всеми по достоинству художнику. Будто необходимо ему было, чтобы талант, отмеченный самой императрицей Елизаветой Алексеевной, талант, перед которым прекло­нялся великий Карл Брюллов , прислуживал бы за сто­лом во время обеда в качестве главного лакея. Современники отмечали, что Тропинин Василий Андреевич пользовался большим доверием графа. Видимо, Ирак­лий Иванович знал цену этому добряку и чудаку, наделенному не только большим талантом, но и бесконечным смирением и терпением. Цену знали все. Бывшие на выданье дочери спорили между собой, кому из них достанется в приданое крепостной худож­ник. Ираклий Иванович отвечал на это, что он никому не доста­нется. И только в 1823 году, когда художнику исполнилось 47 лет, в праздник Воскресения Христова, после заутрени, которая правилась на дому у графа Моркова, Тропинину вместо красного яйца была вручена отпускная, однако, одному, без сына. Лишь спустя пять лет после смерти графа наследники его выдали вольную Арсению Васильевичу, любимому сыну Василия Андреевича, тому, чей портрет в числе других составил славу замечательного художника.

Художник родился кре­постным в селе Карповка Новгородской губернии, принадлежавшем графу Миниху. Затем его господином стал граф Ираклий Иванович Морков, получивший Тропинина в качестве приданого за женой, дочерью Миниха.

Раннее страстное влечение к рисованию, которое проявилось у Тропинина, и способности были настолько очевид­ными, что уже тогда, в детстве, заставляли обращать на себя внимание друзей графа Моркова. Графу многие советовали отдать Тропинина учиться живописи. Но чем настоятельнее были советы, тем больше сопротивлялся тот. В Петербург, но - на кондитера, такое было решение. Только в 1798 году по просьбе близкого родственни­ка графа Моркова, который обязался в случае неуспеха Тропинина в изучении живописи заплатить за него собственные деньги, он был отдан в художественную Академию вольноприходящим учеником (по уставу Академии в то вре­мя было запрещено принимать крепостных) к С.С. Щукину, ученику Д.Г. Левицкого. Тропинин учился легко и успешно, и в 1804 году на ученической выставке выставил портрет мальчика, который тоскует об умершей птичке. Его работа очень понравилась академическому начальству, а также императрице Елизавете Алексеевне. Граф Морков, предупрежденный о возможных просьбах об освобо­ждении талантливого крепостно­го, срочно отозвал Тропинина в свое малороссийское имение в се­ле Кукавка. Вот там-то крепост­ной Василий Тропинин и заслу­жил «большое доверие» графа: что называется, и «швец, и жнец, и на дуде игрец ». Изредка ему позволяют писать то, что он хочет. Большинство ранних работ Тропинина не сохранилось, они сгорели в московском доме Моркова при пожаре Москвы 1812 года.

Ранние работы Тропинина обла­дают особой изысканностью и вместе с тем застенчивой робостью в выражении чувств, светятся трогательной нежностью к миру. Их живопись тонкослойна и про­зрачна. Наиболее интересная работа из сохранившейся группы ранних произведений - «Портрет Натальи Морковой » - этюд к большому групповому портрету семьи Морковых .

Золотистые его волосы беспорядочны, карие живые глаза отведены в сторону. В искусстве XVIII века дети изображались как маленькие взрослые с деревянными фигурками и кукольными личиками. В последующем столетии искусство как бы открывает детство, пытается познать огромный мир ребенка, который живет яркими, чистыми чувствами.

Уже в 1820-х годах Василий Андреевич был знаменит в Москве как достойный внимания художник. А спустя год, обладая вольной, Тропинин избирается акаде­миком Академии художеств. Н.А. Рамазанов пишет: «Тропини­ну предстояло в Петербурге зака­зов на 14000 р.ас., но северная Пальмира, воспетая не одним петербургским поэтом, очень не понравилась Василию Андреевичу, который говорил: «Все я был под началом, да опять придется подчи­няться то Оленину, то тому, то другому... Нет, в Москву!» Уставший от подневольной жизни, Тропинин отклонил все предложения официальной службы, он хотел те­перь вести жизнь частного челове­ка и быть независимым. Успешная ранняя официальная карьера не дала развиться в полную силу таланту его преподавателя С.С. Щукина. И Тропинин не захотел повторить его путь. В наследии Тропинина нет заказных официальных работ. Поселившись в Москве, художник вскоре стал первым московским портретистом. Здесь он написал около трех тысяч портретов. Было честью заказать у него портреты Москва художественная, Москва мелкопоместная дворянская и Москва купеческая. К нему не то на Ленивку, не то на Твер­скую (точно не установлено) приходил позировать Александр Сергеевич Пушкин . Тропинин оказал большое влияние на московскую живописную школу, он стоит у истоков образования Московского училища живописи, ваяния и зодчества. У него учились братья Владимир и Константин Маковские .

К Тропинину приезжали из других городов и из далеких помещичьих усадеб. По свидетельству того же Рамазанова, Карл Брюллов отказывался писать портреты москвичей, ссылаясь на Тропинина , как на превосходного художника. Когда английский мастер Д. Доу работал над галереей портретов героев войны 1812 года для Зимнего дворца, то Тропинин писал москвичей, не желавших ездить позировать в Пе­тербург. Эти портретные этюды Доу затем использовал в своих произведениях.

Популярность не отразилась на особенности формирования характера Тропинина. Он писал портреты дома у заказчиков, дорабатывая их потом у себя в мастер­ской. Цены на его портреты были невысоки, копии со старых мастеров Тропинин оценивал дороже. Так же, как Федотов и Венециа­нов , Тропинин за границей не был, но не сетовал на это: «Может быть, вышло и к лучшему, что я не был в Италии, будь я там, может быть, я не был бы своеобразен». Но западноевропейское искусство Тропинин знал хорошо, изучал частные коллекции Петербурга и Москвы, а также богатейшее собрание Эрмитажа.

Из всех мастеров первой половины XIX века Тропинин более все­го сохраняет связи с искусством XVIII столетия. Одним из его любимых художников был Ж.-Б. Грез, его работы Тропинин много копировал. Он также копировал рабо­ты австрийского художника И.-Б. Лампи, учителя В.Л. Боровиковского, «Портрет дочери Агаши » Д.Г. Левицкого. Несомненны связи искусства Тропинина с «головками» итальянского мастера П. Ротари. Прихотливый, игривый, кокетливый стиль рококо и нежная грация искусства сентиментализма - все это есть у Тропинина. Ароматы искусства галантного века долго сохраня­ются в его творчестве.

Натуре Тропинина был также близок гедонизм искусства XVIII века, утверждающий наслажде­ние, удовольствие как самую высшую цель и главный мотив поведения человека, его упоение красотой форм и красок реального мира. Все его «кружевницы », «золотошвейки », «пряхи » и «прачки » словно покрыты тонкою вуалью легкой эротики.

Они ласковы, улыбчивы, кокетливы. Откровения Тропинина в том, что он любит. Он любуется своими натурами как самыми удивительными творениями природы. Тропинин использует систему контрастов - сложных поворотов фигуры, когда плечи развернуты сильно в три четверти, лицо почти в фас, глаза скошены влево или вправо, в результате получается винтовая линия, создается впечатление игры со зрителем. Наиболее известная работа этой серии - картина Василия Андреевича Тропинина «» - стала визитной карточкой Тропинина.

Эту работу он неоднократно повторял. Здесь Тропинин уже выступает зрелым мастером. Исчез­ли погрешности в анатомии и небрежность, которые были в ранних работах. «Кружевницу » отличают четкость и точность силуэта, скульптурная округлость форм. Многочисленные тонкие полупрозрачные слои краски позволили добиться Василию Андреевичу Тропинину нежного эффекта фарфоровой прозрачности внешности, при освещении которые начинают изнутри светиться. Тщательно и любовно написаны детали: завитки волос, коклюшки, ножницы.

Портреты Тропинина часто неглубоки по психологической характеристике, но очень достовер­ны в передаче бытового окружения человека. Творчество Тропи­нина сопоставимо с так называемым течением бидермейер, развивавшимся в искусстве Германии, Австрии и ряда скандинавских стран в 20-40-е годы прошлого ве­ка, воспевавшим идеал семейной жизни, привязанности членов се­мьи друг к другу, любования уст­роенным бытом не напоказ.

Тропинину нравились камерные портреты. Он всегда заботился о естественности позы модели, советовал обращать внимание, «чтобы... лицо не заботилось сесть так, уложить руку этак и пр., постарайтесь отвлечь его разговором и даже отвлечь от мысли, что вот он сидит для портрета». Его выраженные в портретах образы отличают индивидуальное и естественное своеобразие позы, душевную и доброжелательную открытость.

Один из лучших портретов Тропинина - портрет Булахова .

Эскизная манера живописи, небрежность и артистизм письма соответствуют мягкому характеру изображенного человека. Он представлен в домашнем облике частного человека, что подчеркивает одежда - халат на беличьем меху. Но журнал «Вестник Европы» в руках Булахова говорит о том, что он не чужд интеллектуальных занятий. Домашняя одеж­да воспринималась как антитеза фраку, это была «свободная одеж­да свободного человека».

От более чопорного и строгого стиля жизни чиновничьего Петербурга, столицы, резиденции императора, Мо­сква отличалась вольностью. В Москве предпочитали жить многие писатели, это был город арти­стической богемы. Москва слави­лась своим радушием, своими чудаками. Мос­ковские барыни часто одевались с безвкусной причудливостью и пышностью. Пример тому графиня Н.А. Зубова , любимая дочь Суворова, с тропининского портрета.

Ее яркий красный головной убор с белыми перьями кажется сошедшим с картины эпохи ба­рокко. Тем не менее этот наряд соответствует ее монументальной фигуре, здоровому благодушию натуры, всей брутальности облика и не делает ее смешной и нелепой. Но не следует думать, что дарованию Тропинина был недоступен аристократизм духа, внутренний мир интеллектуальной модели. Длинными жидкими мазками он пишет тонкое умное лицо знаменитого историка Карамзина .

Он ук­рупняет лицо, дает его строго в фас, отказавшись от сложных поворотов, от деталей обстановки, элементов «житейской прозы» в портрете.

Тропинин жил в эпоху расцвета романтического жизнечувствования. Он, лично знакомый с Карлом Брюлловым и Пушкиным , восхи­щался их творчеством, сопереживал их мироощущениям, что, естественно, сказывалось и на письме. Портрет А.И. Барышникова под деревом на фоне вечернего пейзажа, этакого рефлексирующего англий­ского денди; портрет Брюллова на фоне дымящегося Везувия , портрет В.М. Яковлева с печатью разочарования и усталости на лице .

Но в це­лом романтические влияния были чужды трезвому характеру Тропинина, он воспринимал их скорее внешне, отдавая дань настроениям эпохи. Наиболее удачный портрет этой группы произведений - портрет А.С. Пушкина .

Портрет был за­казан художнику самим Александром Сергеевичем и подарен в качестве неожиданного подарка своему другу С.А. Соболевскому. В этот портрет Тропинин вложил много собственного чувства. Творчество и свобо­да - идеи, которые лежат в основе руководящей идеи портрета Пушкина, были сокровенными для са­мого художника, невероятным трудом одолевшего всю сословную лестницу иерархического российско­го общества.

1840 - 1850-е.

Холст, масло

Холст, масло

Начало 1830-х.

Холст, масло

В 1855 году спокойная в последнее время жизнь Василия Андреевича омрачилась потерей любимой его супруги Анны Ивановны, с которой он обвенчался в Кукавке около полвека назад. Вскоре после похо­рон он перебрался в купленный им домик за Москвой-рекой. А два го­да спустя «5-го мая в 10-м часу утра на Полянке сходились и съезжа­лись художники, друзья, родственники и чтители Василия Андрееви­ча Тропинина к его небольшому, уютному и красивенькому домику. Никогда еще не было такого боль­шого стечения народа в жилище маститого художника, проводившего всю свою жизнь скромно, благородно, неусыпно, деятельно; много два, три человека близких сходились у него побеседовать и послушать мудрых его речей; - а в этот день была толпа, которая была безмолвна... Мы проводили усопшего на Ваганьково кладбище. Снег и град метались нам в лицо; своенравная северная весна, казалось, хотела напомнить, что хороним нашего северного художника, никогда не таявшего на итальянском солнце и потому скончавшегося в полной памяти...» - вспо­минает Шихановский.

(1776-1857) русский художник

Имя Василия Андреевича Тропинина известно всем, кто знаком с историей русской культуры первой половины XIX века. Но немногие знают, что он совершил настоящий нравственный подвиг, на протяжении многих лет неустанным трудом доказывая свое право заниматься искусством.

Будущий художник родился в селе Карпове Новгородской губернии в семье крепостного крестьянина графа А. Миниха. В возрасте примерно десяти лет мальчика определили в новгородскую народную школу, где он обучался арифметике, чтению, письму, чистописанию, рисованию и священной истории. Этим и ограничилось «систематическое» образование Тропинина. После окончания школы юношу взяли в господский дом для выполнения мелких поручений - «на побегушки». Унизительная служба продолжалась недолго, однако на всю жизнь оставила тяжелый след в его душе.

В начале 1790-х годов младшая дочь Миниха вышла замуж за генерала И. Моркова и, получив в приданое семейство Тропининых, увезла его в Москву. С этого времени жизнь будущего художника на долгие годы оказалась связанной с Морковыми. Чуждый искусства, Морков не интересовался рано обнаружившимися художественными склонностями своего дворового. Он рассудил по-своему, определив Василия Тропинина в ученики к кондитеру, для чего его отправили в Петербург.

Благодаря просьбам двоюродного брата хозяина - А. И. Моркова - в 1799 году Тропинин становится учеником С. Щукина, руководителя класса портретной живописи петербургской Академии художеств. В его семье Тропинин и поселился. В Академию он пришел двадцати двух лет от роду. Он испытывал страстное желание стать настоящим художником и в достижении этой цели проявил безграничную волю и самоотверженное трудолюбие, которыми отмечена вся его последующая деятельность. Вскоре после начала занятий он стал получать за свои рисунки премии и медали.

Недолгий период пребывания Василия Андреевича Тропинина в Академии оказался чрезвычайно важным для всего последующего творчества художника. Здесь были заложены основы его профессионального мастерства, определился круг живописцев, изучение которых помогло ему полнее проявить свое дарование. Здесь, наконец, наметились основные направления последующего пути художника.

Однако вскоре Василию Тропинину пришлось уехать на новые земли братьев Морковых, которые находились на Украине, в Полесье. Это был тяжелый удар для художника, который только начал приобщаться к большому искусству. Переезд означал и возвращение в прежнее подневольное положение. В доме Морковых художник занял место повара-кондитера одновременно личного лакея графа. В его обязанности входила также работа кистями и красками, впрочем, низведенная на уровень ремесла. Ему приходилось браться за кисть, чтобы расписывать дверцы кареты, красить колодец или писать образа для церкви. На Украине Тропинин прожил с 1804 по 1821 год. В свободное время художник продолжал свое образование и много рисовал, писал с натуры.

В 1821 году Василий Андреевич Тропинин приезжает уже довольно известным мастером в Москву. Незадолго до этого имя крепостного живописца впервые появилось в печати. Вокруг Тропинина складывалось вполне определенное общественное мнение. Опасаясь лишиться уважения, Морков был наконец вынужден уступить и дать крепостному художнику вольную. Это событие он приурочил к Пасхе: 8 мая 1823 года Василий Тропинин получил отпускную, но только один, без семьи.

Ему шел сорок восьмой год. Он пользовался определенной известностью. Однако после получения личной свободы возникла необходимость официально упрочить свое право заниматься живописью, и художник пишет Щукину с просьбой оказать содействие для представления своих работ в петербургскую Академию художеств. Работы он переслал в столицу. 20 сентября 1823 года за картины «Кружевница», «Портрет художника Е. Скотникова» и «Старик-нищий» Тропинин получил звание «назначенного академика», а 6 октября 1824 года был единодушно избран академиком за картину «Портрет медальера К. Леберехта».

Художник не хотел поступать на государственную службу - ни в Академию художеств, ни в Кремлевскую архитектурную школу, куда его приглашали. Он с благодарностью отверг предложение графа Моркова со словами: «Я хочу теперь спокойной жизни, ваше сиятельство, и никакой официальной обязанности на себя не приму».

Василий Андреевич Тропинин поселился в Москве, снял скромную квартиру на втором этаже в доме близ Каменного моста и не менял ее тридцать два года - с 1824 по 1856-й. Зрелое творчество художника развивалось в Москве. Здесь он написал свои ставшие знаменитыми картины «Кружевница», «Золотошвейка» и другие.

В период с 1820 по 1830-й годы Тропинин создал множество портретов своих современников - представителей разных слоев русского общества. Художник жил только на то, что зарабатывал своим творчеством, поэтому охотно брал заказы, тем более что его известность в Москве стремительно росла и желающих иметь свой портрет, написанный кистью известного художника, было достаточно. Среди самых известных работ Василия Тропинина можно отметить портрет Н. А. Майкова, отца будущего известного поэта, а также один из интереснейших портретов Булахова.

Но есть у Тропинина произведение, в котором идея свободной воли и свободного образа мыслей воплощена наиболее убедительно и сильно. Речь идет о самой знаменитой его работе - портрете А. С. Пушкина .

Портрет был написан в 1827 году, когда возвращенный из Михайловской ссылки поэт жил в Москве, ожидая разрешения явиться в столицу. Сохранился небольшой подготовительный этюд, фиксирующий главным образом голову поэта, и карандашный эскиз, где идея будущего произведения представлена в развернутом виде. Сам же портрет выполнялся в мастерской на основе натурного этюда.

Несомненно, художник стремился создать возвышенный образ поэта. На портрете Пушкин предстает в белоснежной сорочке, вокруг распахнутого ворота которой артистично перекинут черный шейный платок, и в просторном, лиловых тонов халате. Художник не случайно изобразил национального русского поэта в халате, как бы подчеркивая этим независимость Пушкина. При сравнении этого портрета с появившимся в том же 1827 году портретом Пушкина кисти Кипренского обычно отмечается несколько бытовой, но зато и более реалистический, национальный характер тропининского образа рядом с блестящим, романтическим обликом поэта на полотне Кипренского. Однако образы Пушкина, созданные обоими знаменитыми художниками, имеют много общего.

Значительным событием в жизни Василия Андреевича Тропинина стала его встреча с Карлом Павловичем Брюлловым , который проездом останавливался в Москве в декабре 1835 года. Он уже был прославленным художником - автором имевшей триумфальный успех картины «Последний день Помпеи». Среди всех московских художников Брюллов особенно выделил Тропинина и за «истинный талант», и за душевную чистоту. Брюллов отказался выполнять портреты в Москве, сказав, что здесь живет свой превосходный мастер.

До последних дней художник продолжает создавать портреты и жанровые полотна. Тропинин официально не числился преподавателем, но принимал самое живое и непосредственное участие в воспитании молодых художников - постоянно посещал классы, давал советы ученикам.

Последний год своей жизни Василий Тропинин провел в Замоскворечье, где приобрел небольшой уютный домик. Но радости он от этого не испытывал, поскольку постоянно вспоминал свою недавно умершую жену и тосковал. Василий Андреевич пережил ее ненадолго. Он умер 3 мая 1857 года и был погребен на Ваганьковском кладбище.

Тропинин принадлежит всей России, но, может быть, наибольшее право считать его своим живописцем имеет Москва. Не случайно в 1971 году в Москве был открыт музей Василия Андреевича Тропинина и других московских художников его времени.

Василий Андреевич Тропинин

ТРОПИНИН Василий Андреевич (1776-1857), русский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека (портрет сына, 1818; «А. С. Пушкин», 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823).

Тропинин Василий Андреевич (19.03.1776-3.05.1857), живописец-портретист, крепостной художник, лишь в 47 лет получивший вольную. С 1798 учился в Петербургской Академии художеств, но по капризу своего помещика С. С. Щукина был в 1804 отозван из Академии, не доучившись до положенного курса. До 1821 Тропинин жил в Малороссии, затем в Москве. Получив в 1823 свободу, Тропинин обосновался в Москве.

Тропинин усвоил наследие русских художников-портретистов к. XVIII в., что отразилось на ранних его произведениях. Портреты 1820-30-х, периода расцвета творчества Тропинина, свидетельствуют о его самостоятельной образной концепции. В них он стремится к живой, непринужденной характеристике человека. Таковы портреты сына (1818), А. С. Пушкина (1827), композитора П. П. Булахова (1827), художника К. П. Брюллова (1836), автопортрет (1846). В картинах “Кружевница”, “Золотошвейка”, “Гитарист” Тропинин создал тип жанрового, идеализированного человека из народа. Тропинин оказал значительное влияние на портретную живопись московской школы.

В. А. Федоров

Девушка с горшком роз. 1850 год.

Тропинин Василий Андреевич (1776-1857) - российский живописец. Крепостной до 1823 г.

В ранних произведениях создавал интимный (в духе сентиментализма), живой и непринужденный образ человека в характерной для него, несколько идеализированной бытовой обстановке (И. И. и И. И. Морковы, 1813 и 1815; портреты жены, 1809 и сына, 1818; «Кружевница», «Гитарист», «Булахов», 1823).

В 1820-1840-х гг. его портретам была характерна внимательная характеристика модели, усложнение композиции, скульптурная четкость объемов и интенсивность колорита при сохранении камерности, интимной (домашней) обстановки («К. Г. Равич», 1825; «А. С. Пушкин», 1827; «К. П. Брюллов», 1836; автопортрет, в котором художник изобразил себя на фоне Московского Кремля, 1846). Некоторые элементы салонного романтизма проявились в картине «Женщина в окне» (1841), навеянной поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Акцент художника на бытовых деталях («Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е) предвосхитил развитие жанровой живописи в середине XIX в.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 518.

В. Тропинин. Пушкин. 1827 г.

ТРОПИНИН Василий Андреевич , русский художник. Один из основоположников романтизма в живописи России.

Родился в семье крепостных. Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма). В 1804 Морков вызвал молодого художника к себе; затем тот попеременно жил то на Украине, в селе Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве.

Раннее творчество

Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба - в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное - вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823; автопортрет, около 1824; все три - там же). Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.

Портрет и жанр

Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром, создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом; тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же; «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).

В портретах 1830-40-х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев - пейзажного фона, усложняется композиция, напряженней и экспрессивней становится колорит. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля. При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» - даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е гг., там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг..

Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся острой характерностью наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы. В 1969 году в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художников его времени.

Copyright (c) "Кирилл и Мефодий"