Почему именно свастика стала символом нацистов . Почему фашисты сделали свастику своим символом

Обратиться к этой теме меня заставили длительные наблюдения и размышления над некоторыми устойчивыми формами в архитектуре, религиозной и государственной символике, народных празднованиях и всем том, что обычно подпадает под понятие "традиции". Традиции передаются из поколения в поколение и сохраняются веками и тысячелетиями, порой они переживают государства, языки и этносы, их создавшие. Традиции несут в себе историческую информацию не меньшую, а возможно, даже большую, чем древние папирусы и книги, вот только извлекать эту информацию мы пока не умеем.

Традиция четвертая

Свастика или коловрат

Свастика обнаружена на глиняных сосудах с территории современного Ирака, которые датируются V тысячелетием до нашей эры, и в орнаментах на керамике южноуральской Андроновской культуры. Лево- и правосторонняя свастика встречается в доарийской культуре в бассейне реки Инд и в древнем Китае около 2000 лет до нашей эры (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%E0%F1%F2%E8%EA%E0).

В 1874 году Генрих Шлиман обнаружил изображения свастики во время раскопок гомеровской Трои. В кельтский период свастика изображалась на алтарях друидических культов, она часто применялась в религиозных ритуалах. История этого символа своими корнями уходит в глубь тысячелетий, ко временам Древнего Египта и Индии. Его трактуют и как древний символ плодородия, и как символ солнца, и как молот Тора - бога грома, бури и плодородия.

Была разработана концепция построения единого кирпичика Мироздания, которая используется во всех иерархических структурах Вселенной, независимо от ее размеров, будь то фотон, атом или Галактика. Согласно этой концепции, любая иерархическая структура должна обладать симметрией - одновременно располагаться в двух собственных сферических пространствах: лево- и правовинтовом, между которыми происходят обменные процессы. При этом одно из пространств (правое) является излучающим динамическим, а другое (левое) поглощающим. Эти пространства не являются зеркальным отражением друг друга, они асимметричны.

Согласно Дао, Вселенная питается энергией двух начал: активного излучающего мужского начала Ян (в нашем случае это правое пространство) и пассивного поглощающего женского Инь (левое пространство).

Создается такое впечатление, что разделение Природы на живую и неживую - это изобретение человека. Сама же Природа не делает таких различий: и в той, и в другой протекают однотипные обменные процессы. Примером этому и служит древний таинственный знак Свастики - это и символ Мироздания и Вечности, и символ движения материи на всех иерархических уровнях ее существования - будь то атом, галактика, минерал, живая клетка или человек.

Однако из-за толкований средневековых европейских схоластиков, а также преступных действий фашистов, произошла вопиющая несправедливость : свастика была обесчещена и пережила свою духовную смерть, превратившись из символа Вечной Жизни в силу разрушения. Но будем надеяться, что это явление временное и справедливость восторжествует.

В переводе с санскрита «свастика» означает «символ чистого бытия и благополучия». В Индии, Тибете, Монголии и Китае знаки свастики и сегодня украшают купола и ворота храмов. Гитлер, когда решил сделать свастику государственным символом, надеялся, что свастика принесет ему и Третьему Рейху удачу, но в своих деяниях он двигался явно не в сторону Прави (правостороннее направление свастики), поэтому свастика привела Третий Рейх к разгрому.

В обществе после Второй Мировой Войны укрепилось крайне негативное отношение к свастике, почему-то народы Мира посчитали, что виной этой войны был не Адольф Гитлер и его партия, а свастика - символ, который был широко распространен во времена ариев.

Бедная свастика! Так тебя испоганили фашисты своими бредовыми идеями и своими преступными действиями!

Но прошло уже много времени с тех пор, как на Рейхстаге советские воины установили красный флаг победы, уже мало в живых осталось ветеранов той войны, для которых свастика - это просто фашистский знак и больше ничего. Но свастика, или коловрат - это древнейший арийский символ, скорее всего, оберег, а не знак агрессии. Это и русский знак, причем он не меньше русский, чем германский, ведь прародина ариев - территория европейской части Руси-России, а арии западной Европы и арии Индии и Пакистана - это те, кто покинули прародину предков в поисках земель обетованных.

Поэтому получается, что фашистская Германия в 1941 г. напала на своих хотя и дальних, но родственников, оказавшихся более верными обычаям далеких арийских предков, чем германцы. Так может быть, коловрат на военной форме фашистов не помогал им, а помогал нам - русским-российским-советским? Вот в этом вопросе мы и попытаемся сейчас разобраться.

Оказывается, нарукавные эмблемы бойцов и офицеров Красной Армии Юго-восточного фронта в 1918 г. тоже украшала свастика с аббревиатурой РСФСР. Этот символ часто встречается в древних русских орнаментах в Архангельской и Вологодской областях, он традиционно украшал жилища и одежду русов. Найденный археологами в 1986 г. на Южном Урале древний город Аркаим имел структуру свастики. Изучив распространение свастики в пространстве и времени, я убедился в том, что этот символ даже более древний, чем арийское прошлое, иначе как бы он мог оказаться у индейцев Северной Америки?

Считается, что свастика - очень древний арийский символ,
на Руси он был более известен, чем в Германии.
Это символ круговоротов в природе и обществе - коловрат. Основа коловрата - равносторонний крест.
Но крест статичен и не символизирует движение, а коловрат динамичен и символизирукт циклическую природу времени.
Он может указывать на вращение как вправо, так и на вращение влево. Рисунок с сайта:


Даже строение Галактики отражает символ свастика - коловрат. Сходную структуру имеют атмосферные циклоны. Фото с сайта: http://707.livejournal.com/302950.html



В древние времена, когда на Руси для письма еще использовали руны, свастика обозначала "Пришедшая с Небес". Это была руна СВА - Небеса (Сварог - Небесный Бог). (Информация с сайта: http://planeta.moy.su/blog/svastika)


Галактики тоже бывают закручены в разные стороны. На фото слева галактика вращающаяся влево, а на фото справа - вправо. С чем это связано, пока неизвестно. Можно только предположить, что выброс вещества из черной дыры, расположенной в центре Галактик, асимметричен, в одну сторону его выбрасывается больше и с большей скоростью. Оба фото взяты с сайта NASA.



Свастику часто вышивали на полотенцах, покрывалах, подушках и на одежде в качестве оберега. На этом фото мы видим коловрат как с правым, так и с левым вращением. Не думаю, что эти женщины разделяют взгляды Гитлера. Фото с сайта: http://soratnik.com/rp/35_37/35_37_7.html


Слово "свастика" сложное и состоит из двух арийских слов: "сва" - небеса и "тик" - движение, бег. Фото с сайта: http://truetorrents.ru/torrent-2212.html



Удивительно то, что и славяне, и балты, и угрофины на одежде и полотенцах изображали свастику. Фото с сайта: http://707.livejournal.com/302950.html


На капоте машины царя Николая II помещена левосторонняя свастика. Появление свастики при дворе последнего русского царя связывают с влиянием на императрицу врача бурята ламаиста Петра Бадмаева, который проповедовал тибетскую медицину и поддерживал связи с Тибетом. Возможно, это и так, но свастика - традиционный арийский символ Руси с древнейших времен. Фото с сайта: http://707.livejournal.com/302950.html



Свастика продолжает использоваться в США и по сей день. В Скво Вэлли в 2000 году одного скотовладельца пытались обвинить в симпатиях к нацизму только на том основании, что он клеймил скот свастичным клеймом, доставшимся ему от отцов и дедов.

В 1995 году в городке Глендейле (Калифорния) группа антифашистов попыталась принудить городские власти заменить 930 фонарных столбов, установленных на улицах города в 1924-1926 годах, так как их чугунные постаменты этих столбов опоясывает орнамент из свастик. Местному краеведческому обществу пришлось доказывать, что столбы, закупленные в своё время у одной металлургической фирмы из Огайо, не имеют никакого отношения к нацистам, а следовательно никак не могут оскорблять чьи-либо чувства, а свастичный дизайн был основан на местных традициях индейцев навахо (http://www.slavianin.ru/svastika/stati/vedicheskie-simvoly-v-amerike.html).

Свастика с лилией в центре на «значках благодарности» у бой-скаутов изображалась вплоть до 1940 г. Основатель скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл тогда объяснял, что она изображает схематическую карту Атлантиды с 4-мя реками, вытекающими из единого центра.

Предметы с изображением свастики часто находят археологи при раскопках в разных частях Европы и Азии. Иногда свастика украшает оружие, а чаще совсем мирные вещи вроде горшков и расчесок.



Золотое украшение Этрусков, найденнон в Италии.
На нем изображена правовращающая свастика,
а по кругу идут какие-то знаки-изображения.
Фото с сайта: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Etruscan_pendant_with _swastika_symbols_Bolsena_Italy_700_BCE_to_650_
BCE.jpg

Свастика на древнем германском гребне. Но эта свастика левовращающая, а не правовращающая, какую практиковали в фашистской Германии. Фото с сайта: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Etruscan_pendant_with _swastika_symbols_Bolsena_Italy_700_BCE_to_650_BCE.jpg




Левовращающая свастика в царской семье в России использовалась как оберег и как символическое отображение личности царя. Перед казнью в 1918 г. бывшая императрица начертила на стене дома Ипатьева свастику. Обладателем фотографии этой свастики был генерал Александр Кутепов. Кутепов хранил икону, найденную на теле бывшей императрицы.

Внутри иконы была запись, в которой поминалось общество «Зеленый дракон». Общество «Зеленых», родственное обществу Туле, и сегодня находится в Тибете. Перед приходом Гитлера к власти в Берлине жил тибетский лама, прозванный «человеком в зеленых перчатках». Его регулярно навещал Гитлер. Этот лама якобы трижды без ошибок сообщал газетам, сколько нацистов пройдет на выборах в рейхстаг. Посвященные называли ламу «держателем ключей от королевства Агарти».

В 1926 году в Берлине и Мюнхене появились колонии тибетцев и индусов. Когда нацисты получили доступ к финансам Рейха, они начали отправлять в Тибет большие экспедиции; эти исследования не прерывалась вплоть до 1943 года. В день, когда советские войска закончили битву за Берлин, среди трупов последних защитников нацизма было найдено около тысячи тел людей из тибета.

Невежественные лондонские рецензенты фильма о Романовых назвали императрицу Александру Федоровну "фашиствующей Брунгильдой". А императрица всего лишь освятила по древней арийской традиции дом Ипатьева "оберегой", предчувствуя конец жизни.

Когда-то древние арии, переместившиеся из районов Русской равнины в южном и юго-восточном направлении, принесли свастику в Месопотамию, в Среднюю Азию, в Иран, Афганистан, Пакистан и Индию, - так свастика попала в культуры восточных народов. Ее изображали на расписной посуде древней Сузианы (Месопотамский Элам на восточном побережье Персидского залива в III тысячелетии до н.э.). Так свастика, возможно, вошла в древнейшие культуры неиндоевропейских народов. Несколько позже свастику стали использовать семитские народы: древние египтяне и халдеи, государство которых находилось на западном берегу Персидского залива.

Сегодня свастика считается индийцами символом движения и вечного вращения мира - «круговорота сансары». Этот символ якобы был запечатлен на сердце Будды и поэтому иногда называется «Печатью Сердца». Его кладут на грудь посвященных в тайны буддизма после их смерти.

Позже свастика проникла в Тибет, затем в Центральную Азию и в Китай. Еще через столетие она появилась в Японии и в Юго-Восточной Азии вместе с буддизмом, который сделал ее своим символом. В Японии свастика называется мандзи. Здесь ее можно увидеть на флагах, доспехах и семейных гербах самураев.



Вместе с буддизмом из Индии свастика проникла в Японию. В Японии свастичный символ называется
мандзи (Manji). Изображение мандзи можно увидеть на флагах, доспехах и семейных гербах самураев. Фото с сайта: http://707.livejournal.com/302950.html


В древних храмах Месопотамии можно встретить вот такую левовращающую свастику, выложенную мозаикой на стенах. Фото с сайта: http://707.livejournal.com/302950.html



Древняя посуда из Малой Азии украшалась орнаментами из свастики.
Фото с сайта: http://www.slavianin.ru/svastika/stati/
vedicheskie-simvoly-v-amerike.html


Восточное Средиземье, остров Крит. Правовращающая свастика на монете, 1500-1000 гг. до н.э. Фото с сайта: http://sv-rasseniya.narod.ru/xronologiya/9-vedicheskie-simvoly.html/img/foto-69.html


Свастика считается арийским символом единения небесных сил огня и ветра с силами земными. Алтари ариев украшались свастикой, и эти места считались святыми, защищёнными от зла. Название "свастика" произошло от санскритского термина "суасти" -- благоденствие под Солнцем, и выражала понятие "колеса", "диска", или "круга вечности", разделённого на 4 сектора. В Китае и Японии иероглифы свастики означают пожелания долголетия под Солнцем. Фото с сайта: http://707.livejournal.com/302950.html


Свастику использовали не только шумеры, этруски, древние греки, римляне, она известна не только в индуизме и буддизме. Этот символ можно встретить и у христиан, и даже у евреев в синагогах.


По легенде, Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин — солнечный камень. В самой старой синагоге Израиля на полу изображена Свастика, хотя считается, что иудеи - чуть ли не единственное племя, не считающее свастику священным символом.

Для меня было неожиданно узнать, что свастику использовали не только арийские народы. Ее знали также индейцы в Северной Америке, причем знали и спользовали задолго до прихода туда европейцев. Откуда у индейцев Навахо появилась свастика?


Индейские племена навахо и зуньи, проживающие на территории штата Калифорния и сохранившие старинный уклад жизни вплоть до первой трети XX века, использовали свастику в орнаментах на стёганых одеялах. Фото с сайта: http://www.slavianin.ru/svastika/stati/vedicheskie-simvoly-v-amerike.html


Индейцы продолжают использовать свастику и по сей день. Ее можно встретить в отеле Шаффер (Shaffer Hotel) в Нью Мексико, а также в королевском музее провинции Саскачевана в Канаде, на здании в штате Новая Англия. Фото с сайта: http://www.slavianin.ru/svastika/stati/vedicheskie-simvoly-v-amerike.html



В феврале 1925 года индейцы племени куна в Панаме (Мезоамерика) объявили о создании независимой республики Тула. На знамени этой республики они изобразили левовращающую свастику, которая, оказывается, была древним символом этого племени. В 1942 году флаг был несколько изменён, чтобы не вызывать ассоциации с фашистской Германией. На свастику одели носовое кольцо. В 1940 году на всеобщем собрании племён из Аризоны - Навахо, Папагос, Апачи и Хопи - индейцы отказались от использования свастики во всех её видах в национальных костюмах и изделиях как протест против нацизма, и 4 вождя подписали соответствующий документ. Однако в настоящее время индейцы продолжают использовать свастику. Фото с сайта: http://www.slavianin.ru/svastika/stati/vedicheskie-simvoly-v-amerike.html

Справа детская фотография Жаклин Бувье, будущей жены американского президента Дж. Кеннеди, где она в индейском платье со свастикой. Фото с сайта: http://www.slavianin.ru/svastika/stati/vedicheskie-simvoly-v-amerike.html



Коловрат-свастику древние арии запечатлевали еще в неолите на бивнях мамонтов. Под золотым Коловратом на алом стяге князь Святослав ходил на Константинополь и на хазар. Этот символ использовался языческими волхвами в обрядах, связанных с древней славянской Ведической Верой, и до сих пор его вышивают вятские, костромские, архангельские и вологодские рукодельницы.

После некоторого периода забвения свастика вновь стала пользоваться популярностью в европейской культуре в XIX веке как знак Света, Солнца, Любви, Жизни. Но это её современная трактовка, а не ее значение в религиозных культах.


Что касается истоков свастики, то можно однозначно утверждать, что это очень древний знак, к сожалению, дискредитированный в XX веке немецкими фашистами. Думаю, что он несомненно имеет арийские корни и в свое время был разнесен арийскими племенами по всей Земле. Случилось это, вероятно, как минимум 12-15 тыс. лет назад. Тогда на Земном шаре было две цивилизации - атлантов (или народов моря) и ариев (или народов суши). Отношения между ними складывались совсем не мирные. Если атланты влияли на разные этносы, захватывая морские побережья, где они имели многочисленные города-крепости, и из них взаимодействовали с местным населением, то арии жили в глубине материков, где их не могли сильно тревожить атланты.

Платон упоминает об этом, когда пишет, что предки античных греков противостояли атлантам в восточном Средиземноморье. Арийское происхождение древних греков не вызывает сомнения. А вот восточное Средиземноморье, средиземноморское и атлантическое побережье Африки и атлантическое побережье Европы, вероятно, полностью контролировались атлантами.

Когда Атлантида погрузилась в морскю пучину, выжили только ее города-колонии и те атланты и полукровки атлантов с аборигенами, которые населяли эти колонии.

Цивилизация ариев при глобальной катастрофе пострадала, вероятно, меньше, особенно на возвышенных плато, куда волна катастрофического цунами (всемирного потопа) не достигла. Но далекие потомки атлантов и ариев за несколько тысячелетий забыли о том, чьим символом был трезубец, а чьим символом была свастика, и стали применять и то, и другое. Не исключаю и того, что уже в самой Атлантиде до катастрофы использовали оба символа. Иначе как бы свастика попала к индейцам Северной Америки?

Источники информации

Василий Тушкин. Русь и веды. Журнал "ЗНАЙ больше", 2007. №3. Адрес доступа: www.bazar2000.ru

Гусева Н. Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория. М.: Белые альвы, 1998. -160 с.

Дёмин В. Загадки Русского Севера. М., 1999. - С.47.

История Свастики. Адрес сайта: http://darmon1488.ucoz.ru/publ/slavjanskie_korni_jazychestvo/istorija_svastiki/13-1-0-56

Коловрат в России. История свастики. Сайт "Славяне" Адрес сайта: http://nfor.org/stati/znanija/kolovrat-v-rosi-istorija-svastiki.html

Никитина Ю. И. Рисунки-граффити из Софии Новгородской // Советская археология, 1990 №3. - С. 221.

Уилсон Томас. Свастика. История свастики с древнейших времен до наших дней. - 528 с.

Свастика . Портал Википедия. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%E0%F1%F2%E8%EA%E0

Свято-Русские веды. Книга Велеса / Перевод, пояснения А. Асова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: «Издательство ФАИР», 2007. — 576 с.

Смирнов В. Свастика - символ мироздания и вечности. К единой картине мироздания. Газета "Потаенное". N4(7), 1997.

Суров М. В. Вологодчина: неизведанная давность. Вологда, 2002. - С.72.

После Первой мировой войны Европа находилась в состоянии экономического и культурного кризиса. Сотни тысяч молодых людей пошли на войну, наивно мечтая о героических подвигах на поле брани ради чести и славы, а вернулись инвалидами во всех отношениях. От духа оптимизма, которым были отмечены первые годы XX века, остались одни воспоминания.

Именно в эти годы на политическую арену вышло новое политическое движение. Фашистов в разных странах Европы объединяло то, что все они были ультранационалистами. В фашистские партии, организованные по строго иерархическому принципу, вступали люди разных социальных классов, жаждавшие активных действий. Все они утверждали, что их собственная страна или этническая группа находится в опасности, и полагали себя единственной политической альтернативой, которая может противостоять этой угрозе. Опасными объявляли, к примеру, демократию, иностранный капитализм, коммунизм или, как это было в Германии, Румынии и Болгарии, другие нации и расы. Целью создания такой мнимой угрозы была организация массового движения, способного объединить страну и насильственным путем сокрушить конкурирующие идеи и внешние силы, якобы стремившиеся разрушить нацию. Государство должно было полностью взять под контроль каждого члена общества, а индустрию следовало организовать так, чтобы достичь максимальной производительности труда.

В общих рамках такой стратегии, естественно, существовали разные варианты идеологий - в зависимости от исторических, культурных и политических предпосылок каждой страны. В странах с сильной католической церковью фашизм нередко сочетался с элементами католицизма. В одних европейских странах фашистское движение вырождалось в мелкие маргинальные группы. В других фашистами удавалось прийти к власти, и тогда развитие отличалось культом фашистского лидера, пренебрежением к правам человека, контролем над прессой, воспеванием милитаризма и подавлением рабочего движения.

Италия и «связка розог», или «пучок хвороста»

Слово «фашизм» первоначально использовалось для обозначения идеологии партии Partito Nazionale Fascista в Италии. Лидером итальянских фашистов стал бывший журналист Бенито Муссолини. Много лет Муссолини увлекался социалистическим движением, но во время Первой мировой войны стал националистом.

После Первой мировой войны экономика Италии была разрушена, безработица достигла рекордно высокого уровня, а демократические традиции пришли в упадок. Война стоила жизни более 600 тысяч итальянцев, и хотя Италия относилась к победившей стороне, страна находилась в кризисе. Многие считали, что в результате Версальского мира Италия проиграла.

23 мая 1919 года была образована первая фашистская группа Fasci di Combattimenti. Умело используя социальное брожение в стране, Муссолини превратил свою группировку в массовую организацию. Когда осенью 1921 года она была преобразована в политическую партию, в нее входило уже 300 тысяч человек. Еще через полгода движение объединяло 700 тысяч членов. В выборах 1921 года фашистская партия получила 6,5 % голосов и вошла в парламент.

Однако партия национал-фашистов (Partito Nazionale Fascista) не была обычной политической партией. Фашистское движение привлекало, прежде всего, юношей. Многие из них были ветеранами войны, умели подчиняться дисциплине и обращаться с оружием. В движении появились боевые группы, где превозносилось право сильного, и постепенно насилие стало важной частью всей партийной идеологии. Своими кровавыми атаками на коммунистов и других представителей рабочего движения фашисты приняли сторону работодателей во время забастовок, а правительство консерваторов использовало их для подавления социалистической оппозиции.

В 1922 году фашисты взяли власть в Италии. Муссолини пригрозил, что выступит со своими боевиками маршем на Рим. После этой угрозы 31 октября его пригласили на аудиенцию к королю Виктору Эммануилу III, который предложил Муссолини пост премьер-министра в консервативном коалиционном правительстве. Это было мирное взятие власти, однако в мифологии фашизма событие называлось «маршем на Рим» и описывалось как революция.

Муссолини находился у власти 22 года, вплоть до 25 июля 1943 года, когда войска союзников вступили в Италию, и король сместил диктатора. Муссолини был арестован, но его освободил немецкий парашютный десант, дав ему возможность бежать в Северную Италию, где 23 сентября дуче провозгласил печально известную «республику Сало» - немецкий протекторат. «Республика Сало» просуществовала до 25 апреля 1945 года, когда войска союзников заняли этот последний бастион итальянского фашизма. 28 апреля 1945 года Бенито Муссолини попал в плен к партизанам и был казнен.

Тоталитарное государство

Муссолини, как и многие его соратники, во время Первой мировой войны попал на фронт солдатом. Жизнь в окопах представлялась ему идеальным обществом в миниатюре, где все, независимо от возраста или социального происхождения, трудились во имя общей цели: обороны страны от внешнего врага. Придя к власти, Муссолини задумал изменить Италию до основания, создать страну, где все общество было бы вовлечено в гигантскую производственную машину и где фашисты имели бы тотальный контроль. Выражение «тоталитарное государство» возникло в первые годы фашистского режима в рядах его политических противников для описания именно такого способа правления. Затем Муссолини стал использовать этот термин для описания собственных честолюбивых планов. В октябре 1925 года он сформулировал лозунг: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

Вся политическая власть в обществе должна была исходить лично от Муссолини, которого называли «дуче», то есть «лидер» или «вождь». Чтобы мотивировать это сосредоточение власти в руках одного человека, итальянская пресса начала восхвалять Муссолини. Его описывали как олицетворение идеала мужчины, вокруг него создавались такие мифы и такой культ его личности, который в глазах современного человека кажется смешным. Например, его описывали как «сверхчеловека», который способен работать 24 часа в сутки, обладает фантастической физической силой и однажды якобы остановил взглядом начинавшееся извержение вулкана Этна.

Наследники римской державы

Итальянское государство было относительно молодым и социально и даже лингвистически неоднородным. Однако и до прихода к власти фашистов националисты стремились объединить граждан вокруг единого исторического наследия - истории Древнего Рима. Древнеримская история была важной частью школьного обучения с конца XIX века. Еще до начала Первой мировой войны создавались исторические фильмы-колоссы.

Естественно, в этой атмосфере Муссолини попытался выставить фашистов наследниками римлян, выполняющими предопределенную судьбой историческую задачу - возвращение былой власти и блеска рухнувшей империи. В годы правления дуче основное внимание уделялось периоду возникновения Римской империи, ее военному превосходству, а общественное устройство того времени изображалось похожим на то, которое стремился построить Муссолини. Именно из римской истории позаимствованы многие символы, используемые фашистами.

«Связка хвороста» - «фасция»

Само слово «фашизм» имеет общий корень с партийным символом Муссолини и его приспешников. Fascio littorio, ликторская фасция
- так называлась связка хвороста или розог с бронзовым топориком в центре. Такие «связки», или «снопы», несли римские ликторы - служащие низкого ранга, расчищая ими в толпе пусть для важных персон.

В Древнем Риме такая «связка хвороста» была символом права ударить, избить и вообще наказать. Позже она стала символом политической власти вообще. В XVIII веке, в эпоху Просвещения фасция олицетворяла республиканское правление в противоположность монархии. В XIX веке она стала означать силу через единство, поскольку связанные вместе прутья намного крепче суммы каждой хворостины или плетки. Во второй половине столетия слова «фашина», «фасция», «связка» стали означать небольшие левацкие группы в политике. А после того, как в середине 1890-х годов на Сицилии профсоюзы провели несколько забастовок, этот термин приобрел оттенок радикализма.

В начале XX века слово «фашисты» было довольно распространенным. Так называли радикальные итальянские политические группы, как правые, так и левые. Однако с распространением партии Fasci di Combattimenti по всей стране Муссолини монополизировал этот термин. Постепенно слово «фасция» стало ассоциироваться именно с идеологией итальянских фашистов, а не вообще с политическим авторитетом, как раньше.

«Связка хвороста», или «пучок розог», были не только символом восприятия фашистами самих себя в качестве наследников Рима. Символика означала также духовное и физическое «возрождение» итальянского народа, основой которого были авторитет и дисциплина. Связанные в один пучок ветви стали олицетворением объединенной Италии под руководством дуче. В своем манифесте «Доктрина фашизма» (Dottrina del fascismo, 1932) Муссолини писал: «[фашизм] желает преобразовать не только внешние формы жизни человека, но и само ее содержание, человека, характеры, веру. Для этого требуется дисциплина и авторитет, который производит впечатление на души и совершенно их покоряет. Поэтому их знаменуют ликторская фасция, символ единства, силы и справедливости».

После прихода Муссолини к власти фасции заполонили повседневную жизнь итальянцев. Они встречались на монетах, знаменах, официальных документах, крышках канализационных люков и почтовых марках. Их использовали частные объединения, организации и клубы. Два огромных размеров «снопа» стояли по бокам Муссолини, когда он произносил речи к народу в Риме.

С 1926 года члены фашистской партии были обязаны носить этот знак - партийную эмблему - и на штатской одежде. В декабре того же года был издан декрет о придании символу государственного значения. Три месяца спустя «сноп» был включен в изображение государственного герба Италии, заняв место слева от герба итальянского королевского дома. В апреле 1929 года фасция заменила двух львов на щите королевской династии. Так государство и фашистская партия слились воедино. И фасция стала зримым символом «нового порядка.

Фашистский «стиль»

Муссолини не только хотел изменить общество, но он стремился и трансформировать в соответствии с фашистским идеалом итальянский народ. Дуче начал с членов партии, которые первыми стали одеваться и вести себя в соответствии с фашистской моделью, которую потом стали связывать с правоэкстремистскими движениями во всем мире. Для фашистов слово «стиль» было не только вопросом вкуса в выборе одежды. Речь шла о близости к фашистскому идеалу во всем: в привычках, поведении, действиях и отношению к жизни.

Фашизм был идеологией войны, и его сторонники одевались, как солдаты. Они маршировали, пели песни борьбы, давали клятвы верности, приносили присягу и носили униформу. Форма включала сапоги, брюки, особый головной убор и черную рубашку.

Первоначально черные рубашки носили члены боевых фашистских групп, которые дрались на улицах с коммунистами и другими политическими противниками. Выглядели они как элитные войска времен Первой мировой войны и назывались «ардити». Когда в 1922 году Муссолини пришел к власти, он распустил боевиков и вместо них организовал национальную милицию. Но черные рубашки остались и со временем приобрели такой статус, что человек, надевший ее в неподобающее время, мог быть арестован и отдан под суд.

В 1925 году Муссолини сказал на партийном съезде: «Черная рубашка - это не одежда на каждый день и не униформа. Это боевой мундир, который могут носить лишь люди, чистые душой и сердцем».

В «десяти заповедях» фашизма, которые были сформулированы в октябре 1931 года, говорилось: «Тот, кто не готов без малейших колебаний принести в жертву свое тело и душу за Италию и на службу Муссолини, тот не достоин носить черную рубашку - символ фашизма». После прихода к власти черные рубашки стали носить государственные служащие всех ведомств. В 1931 году всех профессоров, а несколько лет спустя - и учителей на всех уровнях обязали носить черные рубашки на торжественных церемониях. С 1932 по 1934 годы были разработаны детальные правила ношения рубашек (носить крахмальные воротнички было «абсолютно запрещено») в сочетании с аксессуарами - сапогами, ремнем и галстуком.

Римское приветствие

В фашистский стиль поведения входил и так называемый римский салют. Приветствие вытянутой правой рукой ладонью вниз со второй половины XVIII века связывали с Древним Римом. Неизвестно, использовалось ли оно на самом деле, но существуют изображения, на которых запечатлены похожие жесты.

Французский художник Жак-Луи Давид изобразил клятву или присягу Горациев на полотне 1784 года, где близнецы, три брата, вытянув руки, клянутся пожертвовать своими жизнями ради Римской республики. После Великой французской революции Давид написал еще одну картину, где новое, революционное, правительство присягает на верность новой конституции тем же жестом, выбросив вперед и вверх правые руки. Вдохновленные полотном Давида, художники еще целое столетие изображали подобное приветствие в картинах на древнеримские темы.

В середине XIX века вытянутая правая рука все больше принимала характер военного приветствия, распространенного как среди разных политических группировок, так и на уровне целой страны. В США, например, с 90-х годов XIX века школьники салютовали правой рукой в момент поднятия американского флага. Это продолжалось вплоть до 1942 года, когда Америка вступила в войну против Италии и Германии и использовать для приветствия тот же жест, что и фашисты, стало политически невозможно.

Итальянские фашисты считали этот приветственный жест символом наследия Древнего Рима, а пропаганда описывала его как салют мужественности в отличие от обычного рукопожатия, которое начали считать слабым, женственным и буржуазным приветствием.

Экспорт стиля

Итальянские фашисты считались родоначальниками стиля, который перенимали все остальные группы подобного идеологического направления в Европе 20-х и 30-х годов. Среди фашистов распространилась привычка маршировать в рубашках темных тонов.

Вслепую копировали итальянцев члены Британского союза фашистов (British Union of Fascists), нидерландской партии Mussertpartiet и болгарской Национална задруга фашисти- все они были «чернорубашечниками». Испанские фалангисты в 1934 году отказались вводить черные рубашки, чтобы отличаться от итальянских фашистов, и перешли на синюю форму. Также поступили португальские национал-синдикалисты, шведские сторонники Линдхольма, ирландцы в Army Comrades Association и несколько французских групп: Faisceau, Solidarité Française и Le Francisme. В Германии члены штурмовых отрядов Национал-социалистической партии (НСДАП) носили коричневые рубашки. Зеленые рубашки носили члены венгерской «Партии скрещенных стрел» (Nyilaskeresztes part) - «нилашисты», хорватские усташи и румынская «Железная гвардия». Серые рубашки носили члены швейцарского Национального Фронта и исландские национал-социалисты. В США была небольшая группа, называвшая себя «серебряные рубашки».

Римское приветствие вскинутой рукой использовалось разными националистическими группами Европы еще до прихода Муссолини к власти в Италии. С победным шествием итальянских фашистов этот жест стал распространяться все шире. Символ фасции перенимали и другие фашистские объединения, вдохновленные успехами Муссолини, - например, Британский союз фашистов, болгарская Национална задруга фашисти, швейцарский Fascismus и шведская Svenska fascistiska kampförbundet.

В природе фашизма заложено, однако, восхваление собственной культуры. Поэтому большинство группировок в других странах вместо ликторской фасции стали использовать местные национальные символы или знаки, которые лучше отражали локальный вариант фашистской идеологии.

Фашистские группировки и символы в других странах

Бельгия

В период между мировыми войнами в Бельгии возникло два параллельных движения фашистского направления. Первое из них по большей части привлекло к себе валлонцев, франкофонных бельгийцев. Лидером движения был юрист Леон Дегрелль, главный редактор католического и консервативного журнала Christus Rex. Созданная им организация стала основой образованной в 1930 года партии Rexistpartiet. Рексизм, как стали называть идеологию этой партии, совмещал тезисы католицизма с чисто фашистскими элементами, например, корпоративизмом и отменой демократии. Постепенно рексисты сблизились с немецким национал-социализмом, что привело к потере партией поддержки церкви, а с ней - и многих сторонников. Во время Второй мировой войны рексисты поддержали немецкую оккупацию Бельгии, а Дегрелль пошел добровольцем в СС.

В эмблеме партии рексистов буквы «REX» были скомбинированы с крестом и короной как символами царства Христа на земле.

Второе заметное фашистское движение в Бельгии нашло сторонников во фламандской части населения. Уже в 20-е годы в стране активизировались группы фламандских националистов, и в октябре 1933 года значительная их часть объединилась в партию Vlaamsch Nationaal Verbond (VNV) под руководством Стафа де Клерка. Эта партия принимала многие идеи итальянских фашистов. Де Клерка называли «den Leiter», «лидер». В 1940 году его партия сотрудничала с оккупационным режимом. Сразу после войны она была запрещена.

Цвета эмблемы партии VNV позаимствованы из герба национального нидерландского героя Вильгельма Оранского. Треугольник - христианский символ Троицы. В символике христианства треугольник может также представлять равенство и единство. Круг в эмблеме - тоже христианский символ единства.

Финляндия

В Финляндии фашизм распространился шире, чем в остальных странах Северной Европы. Националистические течения были сильными весь период между двумя мировыми войнами. Страна получила независимость от России в 1917 году. После Гражданской войны 1918 года, когда белые разбили красных, которых поддерживала Советская Россия, страх перед коммунистической революцией был силен. В 1932 году была образована партия Isänmaallinen kansanliike (IKL), ставшая продолжением антикоммунистического националистического Лапуаского движения 20-х годов.

IKL была чисто фашистской партией с добавлением собственной крайне националистической мечты об этнически гомогенной Великой Финляндии, в которую должны были входить и территории сегодняшних России и Эстонии, а также требований корпоративного устройства общества. Все это подавалось на фоне идеологии «сверхчеловека», в которой финны представлялись биологически превосходящими соседние народы. Партия существовала до 1944 года. Она успела выставить свои кандидатуры в трех выборах и получила чуть более 8 % голосов на выборах 1936 года, а три года спустя число поданных за нее голосов снизилось до 7%.

Члены партии IKL носили униформу: черная рубашка и синий галстук. Партийное знамя было тоже синего цвета с эмблемой: внутри круга - мужчина с дубинкой, сидящий на медведе.

Греция

После выборов 1936 года Греция находилась в сложной ситуации. Опасаясь растущего профсоюзного движения, король назначил премьер-министром министра обороны Иоанниса Метаксаса. Метаксас воспользовался серией забастовок, чтобы объявить чрезвычайное положение и немедленно отменить демократические институты страны. 4 августа 1936 года он провозгласил режим, названный «режимом 4-го августа», и начал создавать авторитарную диктатуру с элементами фашизма, взяв за образец действия Национального Союза, стоявшего у власти в Португалии. В Грецию неоднократно вводились войска, и в 1941 году в стране пришло к власти правительство, лояльное Гитлеру. Режим рухнул, когда Греция, несмотря на прогерманские симпатии Метаксы, встала на сторону союзников во Второй мировой войне.

В качестве символа «режима 4-го августа» Метакса выбрал стилизованный обоюдоострый топор, поскольку он считал его древнейшим символом эллинской цивилизации. Действительно, двойные топоры-секиры, реальные и в изображениях, в греческой культуре на протяжении тысячелетий, они нередко встречаются среди археологических находок периода Минойской цивилизации на Крите.

Ирландия

В 1932 году в Ирландии образовалась фашистская организация Army Comrades Association (ACA), первоначально созданная для охраны собраний националистской партии Cumann nan Gaedhael. Вскоре под руководством бывшего генерала и начальника полиции Оуэна О’Даффи ACA стала самостоятельной и изменила название на «Национальная Гвардия».

Вдохновленные итальянскими фашистами, члены организации с апреля 1933 года начали носить «партийные» рубашки небесно-голубого цвета, за что и были прозваны «Голубые рубашки». Они также переняли римское приветствие и угрожали провести марш на Дублин в подражание маршу Муссолини на Рим. В том же 1933 году партия была запрещена и О’Даффи ослабил фашистскую риторику. Позже он был в числе создателей националистической партии Фине Гэл.

Знамя организации ACA, ставшее затем флагом Национальной Гвардии, представляло собой вариант знамени ирландского ордена Святого Патрика, введенный в 1783 году: красный Андреевский крест на белом фоне. Небесно-голубой цвет восходит к легенде о том, как белый крест возник на небе в честь Святого Андрея (этот мотив существует и на флаге Шотландии).

Норвегия

Видкун Квислинг создал националистическую партию «Национальное согласие» (Nasjonal Samling) в 1933 году. Вскоре партия взяла ориентацию на фашизм и нацизм. До начала Второй мировой войны «Национальное согласие» было наиболее быстро растущей в Норвегии партией, и после оккупации страны Германией Квислинг стал министром-президентом страны. К 1943 году партия насчитывала около 44 тысяч членов. 8 мая 1945 года партия была распущена, а имя Квислинга стало во всем мире синонимом предателя родины.

Партия «Национальное согласие» использовала в качестве символа скандинавский традиционный флаг, то есть желтый крест на красном фоне. Местные отделения партии обозначали себя «крестом Олафа» - вариантом «солнцеворота». Этот знак является символом Норвегии со времен христианизации страны Святым Олафом в XI веке.

Португалия

После Первой мировой войны Португалия лежала в руинах. После военного путча 1926 года уже в 1930 году была формально создана партия Национальный Союз. В 1932 году руководство партией взял в свои руки бывший министр финансов Антонио Салазар, который вскоре стал премьер-министром. Салазар, находившийся у власти в Португалии вплоть до своей смерти в 1970 году, ввел полную диктатуру и ультрареакционную политическую систему, некоторые элементы которой можно расценивать как фашистские. Партия оставалась у власти до 1974 года, когда режим был свергнут и в стране введена демократия.

Национальный Союз использовал в своей символике так называемый мантуанский крест. Этот крест, как и Железный Крест фашистов, представляет собой черно-белый cross patté , но с более узкими перекладинами. Его использовали, среди прочих, и фашисты во Франции.

Фашистской в чистом виде была другая группировка в Португалии 30-х годов. Она сформировалась в 1932 году и называлась «Движение национал-синдикалистов» (MNS). Лидером движения был Ролан Прето, который еще в начале 20-х годов восхищался Муссолини и видел сходство между его фашизмом и своим национал-синдикализмом. Вдохновленные итальянцами, члены движения носили синие рубашки, за что были прозваны «синерубашечниками».

MNS была более радикальной, чем стоявший у власти Национальный Союз, и критиковала салазаровский режим за излишнюю робость в преобразовании португальского общества. В 1934 году MNS по приказу Салазара была распущена, но продолжала свою деятельность в подполье до тех пор, пока ее руководство не выслали из страны после неудачной попытки переворота в 1935 году. Прето поселился в Испании, где принял участие в гражданской войне на стороне Франко.

Движение MNS находилось под сильным влиянием католичества. Поэтому в качестве его символа был избран крест португальского Христова ордена рыцарей-крестоносцев XIV века.

Румыния

После Первой мировой войны Румынию так же, как и остальные европейские страны, настигла депрессия. И так же, как в Германии и Италии, экономические проблемы и страх перед коммунистической революцией привели здесь к возникновению крайних националистических движений. В 1927 году харизматический лидер Корнелиу Кодряну создал «Легион Михаила Архангела», или «Железную гвардию». «Железная гвардия» совмещала в своей идеологии религиозный мистицизм со звериным антисемитизмом. Членов «гвардии» набирали чаще всего среди студентов. Целью Кодряну было «христианское и расовой очищение» нации. Вскоре из крошечной секты «Легион Михаила Архангела» превратился в партию, которая на парламентских выборах 1937 года получила 15,5 % голосов, став, таким образом, третьей по величине партией страны.

«Железная гвардия» воспринималась как угроза режимом короля Кароля II. Когда король ввел в 1938 году диктатуру, Кодряну был арестован, а затем убит якобы при попытке к бегству. В результате Кодряну получил славу «мученика фашизма», и его до сих пор почитают современные нацисты во всем мире.

Во Время второй мировой войны члены «Железной гвардии», которых называли «легионерами», сотрудничали с немецкими оккупационными войсками и прославились своей жестокостью.

Легионеры приветствовали друг друга римским или салютом и носили зеленые рубашки, поэтому их называли «зеленорубашечниками» (зеленый цвет должен был символизировать обновление).

Символом организации стал стилизованный вариант разделенного на три части переплетенного христианского креста, напоминающий тюремную решетку. Этот знак был призван символизировать мученичество. Символ называли иногда «Крестом Михаила Архангела» - ангела-хранителя «Железной гвардии».

Швейцария

В 20-е годы в Швейцарии, по примеру соседней Италии, стали создаваться мелкие фашистские группы. В 1933 году две такие группы объединились в партию под названием Национальный Фронт. Эта партия находилась под сильным влиянием немецких нацистов; по их примеру она основала молодежную и женскую организации, а в середине 30-х годов - и собственную вооруженную милицию, которая называлась Harst или Auszug.

На выборах 1933 года в местные органы власти швейцарский Национальный Фронт получил поддержку избирателей на волне национализма, инспирированного приходом к власти нацистов в Германии. Максимальной численности - более 9 тысяч членов - партия достигла в 1935 году, получив 1,6 % голосов и одно место в швейцарском парламенте. Возглавляли партию Эрнст Бидерман, Рольф Хени и Роберт Тоблер. В 1940 году Фронт был запрещен правительством, но продолжал свою деятельность до 1943 г.

Национальный Фронт создал собственный вариант итальянского фашистского стиля - с серыми рубашками. Члены организации переняли также римское приветствие. Символом Фронта был вариант швейцарского флага, в котором белый крест доходил до границ красного фона.

Испания

Испанская Фаланга была создана в 1933 году. Сначала, как итальянские фашисты и немецкие нацисты, фалангисты попытались прийти к власти через выборы, но им не удалось переманить на свою сторону достаточное число избирателей, голосовавших за консервативные партии, пользовавшиеся поддержкой католической церковью.

Следующий шанс появился после победы на выборах 1936 года социалистической партии Народный фронт. Испанские военные под руководством генерала Франциско Франко отказались признать результаты выборов и начали вооруженное восстание, которое вылилось в гражданскую войну 1936-1939 годов. Первоначально Франко, однако он позволил Фаланге, число членов которой после выборов значительно увеличилось, стать самой важной частью политического аппарата, и принял политическую программу партии. С помощью Италии и Германии Франко и фалангисты победили в гражданской войне. Однако несмотря на поддержку, в ходе Второй мировой войны фалангисты не приняли сторону Гитлера, и благодаря этому им удалось сохранить власть и в последующем.

После войны Испания, как и соседняя Португалия, стала авторитарной диктатурой. Режим Франко продержался до 1975 года. Фаланга формально была распущена в 1977 году.

Символ Фаланги позаимствован из герба времен правления короля Фердинанда и королевы Изабеллы - объединителей Испании XV века. В 1931 г. ярмо и стрелы были взяты символами партии «Хунты национал-синдикалистского наступления» (Juntas de Ofensiva Nacional Sindicalista), которая позже объединилась с Фалангой. Ярмо издревле символизировало труд ради общей цели, а стрелы - власть. Красно-черный фон - цвета испанских синдикалистов.

Великобритания

Британский союз фашистов (BUF) был создан в 1932 году бывшим депутатом парламента от консерваторов и министром в лейбористском правительстве сэром Освальдом Мосли. Мосли строил свою организацию по образу и подобию итальянских фашистов и ввел черную униформу, за что членов Союза называли «чернорубашечниками». Численность BUF доходила до 50 тысяч человек. В середине 30-х годов из-за того, что ее члены были замешаны в многочисленные инциденты с применением насилия, популярность партии упала. В 1940 году организация была запрещена, и большую часть Второй мировой войны Мосли просидел в тюрьме.

Освальд Мосли считал, что британская колониальная империя является современной наследницей Римской империи, а потому вначале использовал вариант римской фасции в качестве партийного символа. В 1936 году партия приняла новый символ: молния внутри круга.

Цвета были заимствованы у британского флага. Круг - древний христианский символ единства. Молния - символ действия, активности. В послевоенное время эта же символика использовалась американской фашистской группировкой Партией национального возрождения. Она встречается среди правых экстремистов до сих пор - например, британская террористическая организация Combat 18, использовала молнию и круг в логотипе газеты The Order в начале 90-х годов XX века.

Швеция

В Швеции в году была создана Шведская фашистская организация борьбы (Sveriges Fascistiska Kamporganisation, SFKO). Символ «пучка розог» использовался и как знак партии, и как название ее главного органа Spöknippet.

После того, как лидера партии Конрад Хальгрен и Свен Олаф Линдхольм посетили Германию, партия сблизилась с национал-социализмом и осенью 1929 году изменяла название на Шведскую национал-социалистическую народную партию.

В 1930 году она объединилась с другими нацистскими партиями: Национал-социалистической крестьянско-рабочим объединением Биргера Фуругорда и «Новошведской партией». Новая организация сначала называлась Новошведской национал-социалистической партией, а вскоре стала Шведскую национал-социалистической партией (SNSP). В выборах 1932 года во вторую палату риксдага партия выставила свои кандидатуры в девяти избирательных округах и набрала 15188 голосов.

Со временем идеологические разногласия между Фуругордом и Линдхольмом обострились до такой степени, что 13 января 1933 года Линдхольм и его сторонники были исключены из партии. На следующий день Линдхольм образовал Национал-социалистическую рабочую партию (NSAP). Партии стали называться «линдхольмской» и «фуругордской».

В октябре 1938 года NSAP снова поменяла название на Шведское социалистическое объединение (SSS). Линдхольм объяснял отсутствие успехов в вербовке новых членов тем, что партия слишком сблизилась с немецким национал-социализмом и использовала в качестве символа немецкую свастику. Его партия называла свою идеологию «народным социализмом» (folksocialism), а вместо свастики взяла в качестве партийного символа «сноп династии Васа» (vasakärven).

Этот геральдический символ объединителя Швеции короля Густава Васы имеет в Швеции важное национальное значение. Слово vase на старошведском языке обозначает сноп колосьев. В средние века разные варианты таких «снопов» или «связок» использовались при строительстве значительных зданий и закладке дорог. «Сноп», изображенный на гербе династии Васа, служил, в частности, для заполнения рвов при штурме крепостей. Когда Густав Васа в 1523 году взошел на шведский трон, то этот символ оказался на гербе шведского государства. Лозунг короля «Varer svensk» (приблизительно «будь шведом») часто цитировался в нацистских и фашистских кругах.

Германия

Национал-социалистическая рабочая партия (NSDAP) Германии была образована в 1919 году. В 20-е годы под руководством Адольфа Гитлера партия превратилась в массовое движение, и к моменту прихода к власти ее ряды насчитывали почти 900 тысяч членов.

Немецкий национал-социализм во многом напоминал итальянский фашизм, но по нескольким пунктам различия были. Обе идеологии отмечены выраженным культом личности лидера. Обе они стремились объединить общество в единое национальное движение. И национал-социализм, и фашизм явно антидемократичны и оба они отличаются антикоммунизмом. Но если фашисты считали государство главнейшей частью общества, то нацисты вместо этого говорили о чистоте расы. В глазах нацистов тотальная власть государства была не целью, а средством для достижения иной цели: блага для арийской расы и германского народа. Там, где фашисты трактовали историю как постоянный процесс борьбы между разными формами государства, нацисты видели вечную борьбу между расами.

Это отражалось и в символе нацистов свастике - древнем знаке, который в XIX веке был объединен с мифом об арийском расе как венце творения. Нацисты переняли многие внешние признаки фашизма. Они создали собственный вариант фашистского «стиля» и ввели римское приветствие. Подробнее об этом см. в главах 2 и 3.

Венгрия

Как и в других европейских странах, фашистские группы разных уклонов возникли в Венгрии в период между мировыми войнами. Некоторые такие группы объединились в 1935 году в Партию национальной воли. Два года спустя эта партия была запрещена, но в 1939 году вновь возникла под названием «Скрещенные стрелы. Венгерское движение». В мае того же года она стала второй по величине партией страны и получила 31 место в парламенте. С началом Второй мировой войны ее снова запретили, но в октябре 1944 году немецкие оккупационные власти поставили у власти так называемое правительство национального единства во главе с председателем «Скрещенных стрел» Ференцем Салаши. Этот режим продержался всего несколько месяцев, до февраля 1945 года, но за короткое время отправил в концлагеря около 80 тысяч евреев.

Сторонники «салашистов» (по имени лидера партии) взяли свое название от христианского креста с заостренными концами, символа, который использовали венгры в X веке. В идеологии «салашистов» венгры были господствующей нацией, а евреи считались главными врагами. Поэтому знак скрещенных стрел стоит на втором месте после свастики, в числе самых антисемитских символов фашизма. Скрещенные стрелы, как и обычай маршировать в зеленых рубашках, были ими заимствованы у ранней фашистской группы 1933 года HNSALWP, впоследствии вошедшей в Партию национальной воли.

В период правления правительства Салаши в Венгрии возник флаг, в центре которого на красном фоне расположен белый круг, а в нем - черные скрещенные стрелы. Таким образом, целиком повторялась цветовая гамма и структура немецкого флага со свастикой. Войска СС, сформированные из венгерских добровольцев, также использовали этот символ для Венгерских дивизий № 2 и № 3. Сегодня этот символ в Венгрии запрещен.

Кроме того, «салашисты» использовали красно-бело-полосатый флаг с герба династии венгерских князей Арпадов, правившей в стране с конца IX века до 1301 года.

Австрия

В 1933 году австрийский канцлер Энгельберт Дольфус отменил парламентское правление и ввел однопартийную систему под руководством партии Отечественный Фронт. Партия совмещала в своей программе итальянский фашизм и элементы католицизма, иначе говоря, исповедовала клерикальный фашизм. Отечественный Фронт находился в оппозиции к немецкому национал-социализму, и в 1934 году во время попытки путча Дольфус был убит. Клерикальный фашизм доминировал в стране до 1938 года, когда Австрия была присоединена к нацистской Германии.

Флаг партии Отечественный Фронт представляет собой так называемый костыльный крест на красно-белом фоне. Крест имеет такие же древние корни, как и кресты рыцарей-крестоносцев, и в христианской традиции называется cross potent. Его использование в 30-е годы в Австрии стало попыткой конкурировать с нацистской свастикой.

Орел - одна из наиболее распространенных фигур, изображающихся на гербах. Эта гордая и сильная царь-птица символизирует не только власть и господство, но также мужество, храбрость и проницательность. В XX веке орла в качестве эмблемы избрала нацистская Германия. Подробнее об имперском орле 3 рейха читайте ниже в статье.

Орел в геральдике

Для символов в геральдике существует определенная, исторически сложившаяся классификация. Все символы подразделяются на геральдические и негеральдические фигуры. Если первые, скорее, показывают, как различные цветовые области делят само поле гербового щита и имеют абстрактное значение (крест, кайма или пояс), то вторые изображают образы предметов или существ, выдуманных или вполне реальных. Орел относится к естественным негеральдическим фигурам, считается, что он второй по распространенности в этой категории после льва.

Как символ верховной власти орел известен еще со времен Античности. Древние греки и римляне отождествляли его с верховными богами - Зевсом и Юпитером. Это олицетворение активной солярной энергии, мощи и нерушимости. Часто он становился персонификацией небесного бога: если уж небожитель перевоплощался в птицу, то только в такую величественную, как орел. Орел также символизирует победу духа над земной природой: воспарение к небесам - это ни что иное, как постоянное развитие и вознесение над собственными слабостями.

Орел в символике Германии

Для исторической Германии король птиц служил геральдическим символом довольно давно. Орел 3 рейха - лишь одно из его воплощений. Началом этой истории можно считать основание Священной Римской империи в 962 году. Двуглавый орел стал гербом этого государства в XV веке, а прежде принадлежал одному из его правителей - императору Генриху IV. С этого момента орел неизменно присутствует на гербе Германии.

В период монархии над орлом располагалась корона как символ имперской власти, в период республики - исчезала. Прототипом современного является геральдический орел Веймарской республики, принятый в качестве государственного символа в 1926 году, а затем восстановленный в послевоенное время - в 1950 году. Во времена же прихода к власти нацистов было создано новое изображение орла.

Орел 3 рейха

После прихода к власти нацисты использовали герб Веймарской республики до 1935 года. В 1935 году Адольф Гитлер сам учредил новый герб в виде черного орла с распростертыми крыльями. Этот орел держит в лапах венок из дубовых веток. В центр венка вписана свастика - символ, позаимствованный нацистами из восточной культуры. Орел, смотрящий вправо, использовался в качестве государственной символики и назывался государственным или имперским - Райхсадлер. Орел, смотрящий влево, остался в качестве символа партии под названием Партайадлер - партийный орел.

Отличительные черты нацистской символики - четкость, прямые линии, острые углы, что придает символам грозный, даже зловещий вид. Эта бескомпромиссная острота углов отразилась на любом творении культуры времен Третьего рейха. Подобная мрачная величественность присутствовала и в монументальных архитектурных строениях, и даже в музыкальных произведениях.

Символика свастики

Прошло уже больше 75 лет с момента разгрома нацистской Германии, а ее главный символ - свастика - до сих пор вызывает множество нареканий в обществе. Но свастика - это гораздо более древний символ, нацистами только позаимствованный. Он встречается в символике многих древних культур и символизирует солнцеворот - ход светила по небу. У самого слова «свастика» индийское происхождение: на санскрите оно означает «благополучие». В западной же культуре этот символ был известен под другими названиями - гаммадион, тетраскелион, филфот. Сами же нацисты называли этот символ «хакенкройц» - крест с крюками.

По словам Гитлера, свастика выбрана в качестве символа непрерывной борьбы арийской расы за господство. Знак был развернут на 45 градусов и помещен в белый круг на фоне красного полотнища - так выглядел флаг нацистской Германии. Выбор свастики был весьма удачным стратегическим решением. Этот символ очень эффектный и запоминающийся, а тот, кто первый раз знакомится с его необычной формой, неосознанно испытывает желание попытаться нарисовать этот знак.

С той поры для древнего знака свастики настала пора забвения. Если ранее весь мир не гнушался использовать прямоугольную спираль в качестве символа благополучия - от рекламы "Кока-Колы" до поздравительных открыток, то во второй половине ХХ века свастика была надолго изгнана из западной культуры. И только сейчас, с развитием межкультурной коммуникации, истинное значение свастики начинает возрождаться.

Символика дубового венка

Кроме свастики на гербе Вермахта присутствовал и другой символ. В лапах орел 3 рейха держит Этот образ значит для германского народа гораздо больше, чем свастика. Дуб издавна считался важным для немцев деревом: подобно лавровому венку в Риме, дубовые ветви стали знаком власти и победы.

Изображение дубовых веток было призвано наделять владельца герба мощью и стойкостью этого царственного дерева. Для Третьего рейха оно стало одним из символов верности и национального единства. Символика листьев использовалась в деталях униформы и орденов.

Татуировка с нацистским орлом

Представители радикальных меньшинств склонны доводить степень своей преданности группе до предела. Нацистская символика часто становится деталью татуировок, в том числе и орел 3 рейха. Обозначение наколки лежит на поверхности. Для того чтобы решиться увековечить фашистского орла на своем теле, нужно абсолютно разделять и соглашаться с взглядами национал-социалистов. Чаще всего орла наносят на спину, тогда контуры крыльев ложатся четко на плечи. Встречаются также подобные татуировки и на других частях тела, например на бицепсе или даже на сердце.

После войны: поверженный орел

В нескольких музеях мира поверженный бронзовый орел 3 рейха демонстрируется в качестве военного трофея. Во время взятия Берлина войска союзников активно уничтожали всяческую нацистскую символику. Скульптурные изображения орла, свастики и других значимых образов сбивали со зданий, особо не церемонясь. В Москве подобный орел демонстрируется в (бывшее название - Центральный музей Красной Армии) и в Музее Пограничной службы ФСБ. На фото ниже - подобный бронзовый орел в экспозиции Имперского военного музея в Лондоне.

Орел Вермахта без свастики

Сегодня орел Вермахта все еще ассоциируется с нацистской символикой. Характерный силуэт и контур позволяет опознать в любом, казалось бы, нейтральном изображении птицы орла Третьего рейха и без свастики. Например, в городе Орле в декабре 2016 года разразился скандал из-за того, что в декоре новых скамеек разглядели нацистский символ. Впрочем, местная пресса отмечает, что подобные дискуссии относительно похожести/непохожести и ассоциаций с фашистами возникают практически вокруг каждого нового изображения орла не только в одноименном городе, но и вообще во всей стране. Вспомните, например, символ Спецсвязи - орла с распростертыми крыльями утвердили еще в 1999 году. При сравнении его с предметом нашей статьи можно заметить, что логотип действительно напоминает орла 3 рейха на фото.

Кроме той части населения, что воспринимает любой намек на фашистскую символику в логотипе как личное оскорбление, существует также и категория людей, которая относится к этому с юмором. Частое развлечение дизайнеров - вырезать свастику из изображения герба с орлом для того, чтобы туда можно было вставить все, что угодно. Более того, встречаются даже карикатуры, где вместо орла может быть любой другой персонаж с крыльями. По той же причине популярен орел 3 рейха без фона, нарисованный в векторном формате. В таком случае его гораздо легче "вытянуть" из первоначального документа и добавить на любое другое изображение.

Славянская свастика , ее значение для нас должно быть предметом особого внимания. Путать фашистскую свастику и славянскую можно только при полном незнании истории и культуры. Вдумчивый и внимательный человек знает, что свастика не является изначально «брендом» Германии времён фашизма. Сегодня не все люди помнят истинную историю возникновения этого знака. И всё это благодаря мировой трагедии Великой Отечественной Войны, прогремевшей по Земле под штандартом подчиненной свастики (заключенной в неразрывный круг). Нужно разбираться, чем же был этот символ свастики в славянской культуре, почему он почитается до сих пор, и как сегодня мы можем применять его на практике. Помним о том, что нацистская свастика в России запрещена.

Археологические раскопки на территории современной России и в соседних с ней странах подтверждают, что свастика намного более древний символ, чем возникновение фашизма. Так, есть находки с изображениями солярного символа, датируемые 10000-15000 годами еще до наступления нашей эры. Славянская культура изобилует многочисленными фактами, подтвержденными именно археологами, что свастику применял наш народ повсеместно.

сосуд, найденный на Кавказе

Славяне еще сохранили память об этом знаке, ведь до сих пор передаются схемы вышивок, а также уже готовые полотенца, либо домотканые пояса и другие изделия. На фото - пояса славян разных регионов и датировки.

Подняв старинные фотографии, рисунки, можно удостовериться, что и у русских массово использовался свастичный символ. Например, изображение свастик в лавровом венке на деньгах, оружии, стягах, нарукавных шевронах солдат-красноармейцев (1917-1923 гг.). Честь мундира и солярный символ в центре символики были едины.

Но даже и сегодня можно встретить как прямую, так и стилизованную свастику в сохранившейся в России архитектуре. Для примера возьмем только один город Санкт-Петербург. Присмотритесь к мозаике на полу Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, либо Эрмитажа, к виньеткам из ковки, лепке на зданиях по многим улицам и набережным этого города.

Пол в Исаакиевском соборе.

Пол в Малом Эрмитаже, зал 241, «История древней живописи».

Фрагмент потолка в Малом Эрмитаже, зал 214, «Итальянское искусство конца XV —XVI вв».

Дом в Петербурге на Английской набережной, д. 24 (год постройки здания 1866).

Славянская свастика – смысл и значение

Славянская свастика – это равносторонний крест, концы которого одинаково загнуты в одну сторону (иногда по движению стрелок часов, иногда – против). На изгибе концы по четырем сторонам фигуры образуют прямой угол (прямая свастика), а иногда – острый или тупой (косая свастика). Изображали символ с заостренными и закругленными загибами концов.

К таким символам ошибочно могут относить двойную, тройную («трискелион» с тремя лучами, символ Зервана – бога пространства и времени, судьбы и времени у иранцев), восьмилучевую («коловрат» или «коловорот») фигуру. Эти вариации неправильно называть свастиками. Наши предки славяне каждый символ, пусть и похожий чем-то на другой, воспринимали как силу, имеющую отдельное свое назначение и функцию в Природе.

Смысл свастике наши родные пращуры придавали такой – движение сил и тел по спирали. Если это солнце, то знак показывал вихревые потоки в небесном светиле. Если это Галактика, Вселенная, тогда понималось движение небесных тел по спирали внутри системы вокруг некоего центра. Центром является, как правило, «самосиянный» свет (белый свет, не имеющий источника).

Славянская свастика в других традициях и народах

Наши предки славянских родов в давние времена наравне с другими народами почитали свастичные символы не только как обереги, но также и как знаки, имеющие сакральное значение. Они помогали людям выходить на контакт с богами. Так, в Грузии верят до сих пор, что закругленность углов в свастике обозначает не что иное, как бесконечность движения во всем Мироздании.

Индийская свастика сейчас начертана не только на храмах разных арийских богов, но и применяется как защитная символика в домашнем обиходе. Чертят этот знак перед входом в жилище, рисуют на посуде, используют в вышивке. Современные индийские ткани до сих пор выпускаются с рисунками закругленных свастичных символов, похожих на распустившийся цветок.

Рядом с Индией, в Тибете, буддисты не менее уважительно относятся к свастике, чертя ее на статуях Будды. В этой традиции свастика обозначает, что круговорот во Вселенной бесконечен. Во многом на основе этого сложен даже целый закон Будды, о чем зафиксировано в словаре «Буддизм», Москва, изд. «Республика», 1992 г. Еще во времена царской России, император встречался с буддийскими ламами, находя много общего в мудрости и философии двух культур. Сегодня ламы используют свастику как охранный знак, оберегающий от злых духов и демонов.

Славянская свастика и фашистская отличаются тем, что первая не включена в квадрат, круг или еще какой-либо контур, тогда как на флагах нацистов мы наблюдаем, что фигура чаще всего располагается в центре белого круга-диска, расположенного на красном поле. Славяне никогда не имели желания или цели помещать знак какого-либо Бога, Господа либо силы в замкнутое пространство.

Речь идет о так называемом «подчинении» свастики, чтобы она «работала» на тех, кто ее использует по своему произволу. Есть мнение, что после того, как на этот символ обратил внимание А.Гитлер, был проведен особый колдовской обряд. Мотив обряда был следующим – начать управлять при помощи небесных сил всем миром, подчинив себе все народы. Насколько это правда, источники молчат, но зато многие поколения людей смогли увидеть, что можно сделать с символом и как его очернить и использовать в своих интересах.

Свастика в славянской культуре – где применяется

Свастика у славянских народов встречается в разных знаках, которые имеют свои названия. Всего таких названий насчитывается сегодня 144 вида. Среди них популярны следующие вариации: Коловрат, Чароврат, Посолонь, Инглия, Агни, Сваор, Огневик, Суасти, Яроврат, Сварга, Расич, Святоч и другие.

В христианской традиции до сих пор используют свастики, изображая на православных иконах различных святых. Внимательный человек увидит такие знаки на мозаиках, картинах, иконах, либо одеянии священника.

Маленькие свастики и двойные свастики, изображенные на одеянии Христа Пантократора Вседержителя – христианской фрески Софийского собора Новгородского Кремля.

Сегодня используют свастичные символы те славяне, которые продолжают чтить коны своих предков и помнят своих Родных Богов. Так, на празднование дня Перуна Громовержца водятся хороводы вокруг выложенных на земле (или начертанных) свастичных знаков – «Фаш» или «Агни». Есть также многим известный танец «Коловрат». Магический смысл знака передавался из поколения в поколение. Поэтому понимающие славяне сегодня свободно могут носить обереги со свастичными знаками, использовать их в качестве талисманов.

Свастика в славянской культуре в разных местах России воспринималась по-разному. Например, на реке Печоре жители называли этот знак «заяц», воспринимая его как солнечный зайчик, луч солнечного света. А вот в Рязани – «ковыль», видя в знаке воплощение стихии ветра. Но и пламенную силу в знаке народ ощущал. Так, встречаются названия «солнечный ветер», «огнивцы», «рыжик» (Нижегородская область).

Понятие «свастика» преображалось в смысловое значение – «то, что пришло с Небес». Здесь заключены: «Сва» – Небеса, Сварга Небесная, Сварог, руна «с» – направление, «тика» – бег, движение, приход чего-либо. Понимание происхождения слова «Суасти» («Свасти») помогает определять силу знака. «Су» – добро или прекрасное, «асти» – быть, пребывать. В общем, можно резюмировать значение свастики – «Быть добру!» .