Михаил Шемякин — биография. Биография

Российский и американский художник и скульптор Михаил Михайлович Шемякин родился 4 мая 1943 года в Москве в семье офицера.

В 1945-1956 годах его семья находилась в Германии, где по окончании Великой Отечественной войны отец служил комендантом в разных городах.

Совместно с философом и искусствоведом Владимиром Ивановым создал теорию "метафизического синтетизма" (соединение противоположностей).

В 1971 году художник был лишен советского гражданства и выслан из СССР. Поселился в Париже (Франция), в 1981 году переехал в Нью-Йорк (США).

В 1974 году впервые был показан его акварельный цикл "Петербургский карнавал", принесший Шемякину мировую славу .

Шемякин не раз устраивал коллективные экспозиции русского "неофициального искусства" за рубежом, в частности, в 1976 году он организовал выставку русского нонконформистского искусства "Современная русская живопись" в Парижском Дворце конгрессов. В 1977 году издал альманах авангардистского искусства и литературы "Аполлон-77", объединивший многих писателей и художников-нонконформистов.

Как график-иллюстратор оформлял сборник "Классическая испанская эпиграмма", книги прозаика Юрия Мамлеева и поэта Михаила Юппа.
В 1980-х годах особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен Владимира Высоцкого, с которым Шемякина связывала дружба. В 1988 году он выпустил полное собрание произведений Высоцкого в трех томах с комплектом из семи пластинок.

Работы Шемякина выставлялись в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге.

Возвращение искусства художника в Россию началось в 1989 году, когда в Москве и Ленинграде (Санкт-Петербурге) прошли его персональные выставки.

В 1990-х годах персональные выставки Шемякина проходили в Третьяковской галерее, в галерее "Дом Нащокина" в Москве, в Эрмитаже и в Манеже в Санкт-Петербурге.

В 1991 году Шемякин создал два памятника российскому императору Петру Первому. Один из них был открыт в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, второй — в Шато де Васкей, в Нормандии (Франция).

В 1995 году в Санкт-Петербурге были открыты еще две скульптурные композиции Шемякина — "Жертвам политических репрессий" и "Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга".

Среди наиболее известных скульптурных работ Михаила Шемякина — памятники киноактеру Савелию Крамарову (1997, Сан-Франциско), Джакомо Казанове (1998, Венеция), скульптурные композиции "Диалог между Платоном и Сократом" (1999, Нью-Йорк), "Дети — жертвы пороков взрослых" (2001, Москва), "Царская прогулка" (2003, Стрельна, Ленинградская область), надгробный памятник первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку (Санкт-Петербург, 2003), монумент Владимиру Высоцкому (2008, Самара), скульптура "Человек-часы" в Щелково Московской области (2014).

Работы Шемякина находятся в коллекции таких музеев, как "Метрополитен" (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), Музей современного искусства (Тель-Авив).

Театральная деятельность Шемякина началась в 1967 году с постановки оперы Шостаковича "Нос" в студии Ленинградской консерватории. В 1990-х годах вместе с клоуном Вячеславом Полуниным он устраивал шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции.

Шемякин оформил несколько балетов. Он создал костюмы, маски, декорации балета "Щелкунчик" в Мариинском театре (2001). За этот спектакль художник был удостоен премии "Золотая маска" . В 2003 году он , декораций и костюмов балета "Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство" в Мариинском театре. В 2005 году в Мариинке художник поставил новый балет по мотивам сказки Гофмана "Волшебный орех".

В 2007 году в рамках программы Венецианского карнавала организовал "Посольство Петра Великого" на площади Сан-Марко.

В 2010 году Михаил Шемякин с хореографом Кириллом Симоновым создал новую версию балета Делиба "Коппелия" для Литовского национального театра оперы и балета в Вильнюсе.

В 2016 году по воспоминаниям Михаила Шемякина Театр Стаса Намина выпустил спектакль под названием "Нью-Йорк. 80-е. Мы" .

В ноябре 2016 года в рамках сотрудничества с ювелирным домом SASONKO вышла коллекция ювелирных миниатюр "Михаил Шемякин" .

Михаил Шемякин — народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Республики Адыгея. Обладатель почетной докторской степени Университета Сан-Франциско (1984), Академии искусств Европы (1987), Российского государственного гуманитарного университета и Университета Кабардино-Балкарской республики (), член Нью-йоркской академии наук.

Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1993 года .

Удостоен ордена Рыцаря искусств и литературы министерства культуры Франции (1994). Награжден золотой медалью Российской академии художеств "Достойному" (1998). Лауреат премий "Петрополь" (2001), "Золотой софит" (2001) и "Золотая маска" (2002).

Михаил Шемякин с 2004 года женат вторым браком на Саре де Кэй. Первой его супругой была художница Ребекка Модлина (1934-2014).

Единственная дочь Шемякина от первого брака — Доротея (1964 года рождения) , она также была художницей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Известный русский живописец, график, скульптор, представитель русского «неофициального» авангарда. Обладатель нескольких Почетных докторских степеней, в том числе Университета Сан-Франциско, США (1984 г.) и Академии искусств Европы (Франция, 1987 г.); член Нью-Йоркской Академии наук (1984 г.). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993 г.), Президентской премии Российской Федерации (1997 г.) и премии «Петрополь» (2001 г.); кавалер Ордена Рыцаря искусств и литературы Министерства культуры Франции. (род. в 1943 г.)

Давайте мысленно перенесемся в небольшой городок на севере США. Пять часов езды на машине от границы, два-два с половиной часа - от Нью-Йорка. Это так называемые Катскильские горы. 300 с лишним лет назад этот городок основали голландцы. Он называется Клаверак. Представьте мрачный замок на холме, а вокруг, насколько хватает взгляда, расставлены диковинные скульптуры: огромный оскаленный череп, четырехликий всадник на коне - то ли рыцарь в доспехах, то ли обтянутый сухожилиями скелет, кривляющиеся шуты. Сам ландшафт с привкусом русской истории и даже географии: северного типа ивы, раскидистый дуб и скамья под ним, беседка, пруд, болотистая низина. А вот и хозяин - удивительная детская, слегка лукавая улыбка, в зубах голландская трубка с длинным чубуком, черный милитаризованный костюм, картуз, высокие сапоги.

Мы в гостях у Михаила Шемякина, человека, чье искусство имеет как неистовых поклонников, так и непримиримых противников, но никого не оставляет равнодушным. Мистика, романтика, метафизика, карнавал, мистерия, одержимость, гротеск, сны, видения, загадки, превращения. Все эти слова подходят для характеристики его творчества, но и все вместе они не дадут нам полного представления о нем.

Отец художника, Михаил Петрович Шемякин, происходил из знатного кабардинского рода Кардановых (Кардан), по мнению некоторых историков, восходящего к хану Картану (Кадану), внуку Чингисхана. Рано осиротевший, он был усыновлен офицером Белой гвардии Шемякиным, вскоре сгинувшим на фронтах Гражданской войны. Мальчик же волею судьбы стал красноармейским сыном полка, кавалеристом, в 13 лет получившим один из первых орденов Красного Знамени.

Мать художника, Юлия Николаевна Предтеченская, тоже гордилась древностью своего дворянского рода. Актриса по образованию, уже на втором курсе Московского театрального училища она снялась в фильме «Друзья» (1938 г.), но встреча с лихим кавалеристом на вороном скакуне изменила всю ее жизнь. Вскоре после знакомства с Михаилом Петровичем Юлия ушла с ним на фронт и вернулась в Москву только затем, чтобы родить сына. Когда это произошло, прилетел отец, посадил младенца с собой на коня, сделал несколько кругов по двору, - так по кавказским обычаям мальчиков посвящают в джигиты. Некоторое время спустя все трое отправились дальше по дорогам войны. В 1945 г. семья осела на окраине Кенигсберга, и там прошла часть детства маленького Миши. Михаил Петрович Шемякин, полковник, кавалер шести орденов Красного Знамени, был комендантом многих восточно-германских городов, в 1957 г. он ушел в запас.

В 1950-х гг. Юлия Николаевна с сыном переехала в Ленинград. Достигнув четырнадцати лет, Миша поступил в среднюю художественную школу им. И.Е. Репина. В Академии художеств, при которой состояла школа, была замечательная библиотека, где юноша изучал культовые и религиозные корни в древнем и современном искусстве. Впоследствии эти изыскания легли в основу его теории «метафизического синтетизма», которая предполагает творческую интерпретацию общих, глубинных основ культуры древних эпох. 1962 г. принес Михаилу первый успех: выставка, организованная ленинградским журналом «Звезда», сделала его имя известным. Талант его уже тогда был слишком ярок и индивидуален, а стиль экстравагантен и непонятен настолько, что Шемякина исключили из школы (за «эстетическое развращение» однокурсников) и отправили в психиатрическую больницу. От психотропных средств, которыми его пытались «вылечить» от искусства, у Миши после освобождения начались острые приступы депрессии и панического страха. Никому ничего не сказав, он уехал на Кавказ, чтобы наедине с природой исцелиться от своих фобий.

По возвращении Михаил устроился разнорабочим в Эрмитаж, понимая, что нужно продолжать художественное образование, а его можно было получить только копируя старых мастеров, изучая их технологию. «Мои университеты продолжались пять лет, - вспоминает Шемякин. - Отдышусь после работы, вымою руки, возьму свой холст и до самого закрытия Эрмитажа копирую старых голландцев, Пуссена и Делакруа». Здесь же на выставке картин работников музея в 1964 г. были показаны его работы - скандал получился грандиозный: через три дня экспозицию закрыли, а директора Эрмитажа сняли с должности.

С 1965 по 1967 г. художник выставляется в различных учреждениях Ленинграда и Новосибирска, а с 1969-го и за рубежом. В 1971 г. его работы на выставке «Санкт-Петербург-71», открытой в галерее искусствоведа мадам Дины Верни в Париже, имели невероятный успех. Но очень скоро Шемякин был арестован и поставлен перед выбором: тюрьма, сумасшедший дом или немедленный и бесшумный отъезд из страны. О том, что сын изгоняется навсегда, не знали даже родители Миши, а с отцом он так больше и не увиделся - Михаил Петрович умер в 1976 г.

В 1971 г. Михаил Михайлович уехал в Париж вместе с женой Ребеккой Модлен, художницей-графиком, и дочерью Деборой. Он покинул Советский Союз (а точнее, Союз выкинул его) уже вполне творчески сформировавшейся личностью. Становление собственного стиля Шемякина происходило под влиянием, с одной стороны, петербургского модернизма и петроградского авангарда, эстетики мастеров «Мира искусства», а с другой - основоположника «аналитического» направления в живописи П.Н. Филонова. Сквозной темой художественной практики Шемякина, соединившей в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал, космически всеобъемлющий маскарад, лихой и зловещий - с маской Смерти, или Бренности, как центрального символа пестрого хоровода фантастических фигур. По меткому определению писателя В. Соловьева, художник подобного склада в процессе творения «спускает с привязи свое подсознание.»

Шемякин работает многолетними циклами, в разных техниках, повторяя и пародируя сам себя - серия литографий «Чрево Парижа» (1977 г.), графическо-скульптурные серии «Карнавалы Санкт-Петербурга» (1970 - 1980 гг.), «Метафизическая голова» (1980 - 1990 гг.), огромная серия «Коконы» (1990 - 2000 гг.), на вопрос о которой: «Что это - еще живопись или уже скульптура?» - Шемякин отвечает: «Вот именно».

Графическая часть «Карнавалов» впервые была показана в 1974 г. в Париже и принесла Михаилу мировую славу. Там же он не раз устраивал коллективные экспозиции русского «неофициального искусства» (андеграунда), в частности, организовал вместе с коллекционером А.А. Глезером выставку «Современная русская живопись» (1976 г.), издал альманах «Аполлон-77», объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977 г.).

Художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю.В. Мамлеева, поэзии М. Юппа, произведениям Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен B.C. Высоцкого (1980-е гг.), с которым Михаила связывала тесная дружба. По обоюдным признаниям, они сыграли в жизни друг друга огромную роль. Говорили даже, что так, как знал и понимал поэта Высоцкого художник Шемякин, его не знал и не чувствовал никто. Когда Михаил купил и установил в мастерской аппаратуру, чтобы записывать песни Володи, тот был настолько растроган, что вставил в мольберт свою гитару и сказал: «Пусть она живет у тебя». С тех пор гитара, перевязанная теперь траурным бантом, и «живет» в мастерской художника. Нужно добавить, что Шемякин первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в трех томах с комплектом из семи пластинок (1988 г.). Есть среди стихов и посвященные творчеству Михаила:

А то, что друг мой сотворил, - От Бога, не от беса.

Парижский период жизни Михаила Михайловича закончился в 1981 г., когда семья Шемякиных разъехалась в разные страны: жена и дочь - в Грецию, а сам художник - в США, в Нью-Йорк. В Америке он много и плодотворно работает в области живописи, графики и скульптуры. Выставляется в Европе, США, Бразилии, Японии. Регулярно дает в американских университетах открытые класс-уроки, наглядно демонстрируя процесс творения. Он, теоретик собственного искусства, уже не первый год вынашивает идею Института философии и психологии творчества, который пока что весь помещается в одной из его мастерских в Хадсоне (Гудзоне). Это городок, соседствующий с Клавераком, где мэтр обосновался вместе с Сарой де Кэй, подругой и менеджером, после 10 лет жизни в Нью-Йорке.

Приехать на родину Шемякин получил возможность лишь в конце 1980-х гг., когда в Советском Союзе началась перестройка. И хотя возвращаться насовсем художник не собирается и по-прежнему больше времени проводит в Европе и Америке, он принимает самое активное участие в культурной жизни России. Его выставки с успехом прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Новосибирске. В 2000 г. Михаил Михайлович создал на сцене Мариинского театра в Петербурге новую версию знаменитого балета «Щелкунчик»: здесь он выступил не только в роли режиссера-постановщика, но и сценографа, декоратора, бутафора и даже либреттиста. Надо ли говорить, что атмосфера спектакля была суперкарнавальной и гипергротескной.

Вообще-то, говоря об искусстве Шемякина, всегда нужно уточнять, о каком Шемякине идет речь. О метафизическом, маскарадном, о Шемякине-графике или скульпторе. Есть фантасмагорический Шемякин, есть труднопостижимые метафизические вещи, над которыми художник работает лет по пять, шесть, восемь. Он занимается исследованием проблемы фактур и сложнейших цветовых гармоний: белое на белом или черное на черном, скульптурой. Скульптура заказная - для городов, скульптура абстрактная, метафизическая - для себя или для более рафинированных друзей-коллекционеров.

Памятники работы Михаила Михайловича установлены в Нью-Йорке («Кибела: богиня плодородия»), в Венеции («Монумент Джакомо Казанове»), в Вашингтоне («Диалог Платона с Сократом»). Тремя монументами одарил Шемякин Санкт-Петербург. На набережной Робеспьера, напротив следственного изолятора «Кресты», стоит его памятник «Жертвам политических репрессий» (1995 г.). Это «метафизические сфинксы»: половина лица - чудный женский лик - обращена к набережной, другая - оскал черепа - к бывшей тюрьме. На кладбище Сампсониевского монастыря воздвигнута композиция «Первостроителям Петербурга» (1995 г.): шестиметровая гранитная стена, под часовню, с бронзовыми барельефами и французским окном, рама которого образует крест. И наконец, «Российский император Петр I», отлитый в 1989 г. и установленный спустя два года в Петропавловской крепости: огромный бронзовый истукан, сидящий в кресле-троне. Непропорционально большие ноги и маленькая бритая голова создают впечатление «взгляда снизу», психологически усиливая колоссальность фигуры.

Главный устроитель и персонаж петербургских маскарадов царь-шут Петр Великий - центральный образ в творчестве Шемякина. «У нас с ним много общего, - объясняет свое пристрастие художник. - Я тоже человек "отвязки", бурлеска, карнавала». В 2001 г. очередной монумент Петру I был установлен в Лондоне в память о Великом посольстве, именно на том месте, где 300 с лишним лет назад молодой царь сошел с корабля.

Почти одновременно с лондонским «Петром» в Москве был открыт памятник «Дети - жертвы пороков взрослых», отражающий зловещие интернациональные проблемы: детскую проституцию, наркоманию, алкоголизм, страдания маленьких человечков от войн. Идея решена в средневековой символике. Центральная фигура памятника - это 17-метровый пьедестал, окруженный 12-ю аллегорическими фигурами пороков. К самому пьедесталу, на котором разбросаны детские книжки, мячики, поднимаются мальчик и девочка с завязанными глазами. Они, играя в жмурки, выбегают из светлого детского мира, не видя, кто же на самом деле окружает их.

Вот еще несколько штрихов к портрету мастера.

Самым главным людским пороком он считает равнодушие. Самая сильная привязанность в жизни - размышления. К числу любимых мест на планете относит Венецию и Санкт-Петербург, а идеальная женщина, по Шемякину, - верный, надежный и понимающий друг. Из художников ближе всего - Пабло Пикассо многогранностью своего творчества.

Шемякин, что называется, self-made man - человек, который сделал себя сам. «Его успех оглушителен до зависти, мести и полного твоего неверия в себя», - писал о Михаиле С.Д. Довлатов. И добавлял: «Можно всю жизнь. проваляться в материалистической луже. А можно. оседлать, как Шемякин, метафизическую улитку и в безумном, ошеломляющем рывке пробить небесный купол. И что тогда? А тогда - разговор с Небожителем».

Валентина Марковна Скляренко

Из книги «100 знаменитых москвичей», 2006

Творческий путь подлинного творца порой бывает совсем не прост. Художник Михаил Шемякин (Chemiakin), наверное, по праву относится к этой категории людей.

Юные годы

Детство его прошло в ГДР, а в возрасте четырнадцати лет Михаил возвращается в Ленинград, где поступает в худшколу при Институте им. Репина. Из этого заведения Шемякин вскоре был отчислен «за несоответствие соцреалистическим принципам в искусстве» и «эстетическое развращение» сокурсников. Формулировки, достойные гения! Молодой художник Михаил Шемякин вынужден был работать вахтером, почтальоном. В 1962 открывается первая официальная выставка работ живописца.

Группа «Санкт-Петербург» (1967)

В ту пору была известна группа художников «Санкт-Петербург», которую создал Михаил Шемякин. Картины, написанные тогда, вошли в циклы «Галантные сцены в Петербурге», «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Туши». Здесь в форме гротеска описывалось прошлое России и ее стремление к будущему. А вместе с философом В.Ивановым была создана теория, посвященная новым формам иконописи - «метафизический синтетизм», в разработке которой также принимал активное участие Михаил Шемякин. Картины того периода основываются на изучении религиозных искусств различных эпох и стран. Шемякин даже становится послушником Псково-Печерского монастыря.

Изгнание

Творчество художника в «советский» период не раз подвергалось пристальному вниманию со стороны властей и «собратьев» по кисти. Аресты после выставок, незаконные конфискации картин, принудительное психиатрическое лечение. Интересно, что, по словам самого Михаила, инициатором преследований являлись зачастую не а братья-товарищи художники, члены Союза. Все, что написал Михаил Шемякин (картины того периода), мало сохранилось.

Результатом усилий соответствующих органов и отдельных лиц, именующих себя художниками, стало выдворение Шемякина из СССР (1971). С тех пор талант процветает в Париже, а затем - в Нью-Йорке (с 1981), где получает заслуженное признание истинных ценителей искусства. За границей Шемякин много делал и делает для российских писателей и художников нонконформистов, публикуя их работы и устраивая ежегодные выставки.

Дружба с Высоцким

Они познакомились уже в Париже (1974) и подружились с тех пор навсегда. Поэт и художник, по воспоминаниям окружающих, представляли из себя некий творческий симбиоз. Высоцкий посвящал Михаилу свои стихи и песни. Шемякин - рисовал картины, иллюстрируя творчество Владимира Семеновича. А после смерти - создал памятник великому поэту, который был установлен в Самаре. Всего сорок две иллюстрации к произведениям Высоцкого нарисовал Михаил Шемякин. Картины этого цикла носят названия: «Конец охоты на волков», «Кони привередливые», «Купола», «Набат», «Моя цыганская», «Спасите наши души» и многие, многие другие.

Познакомил великих гениев современности Барышников. Высоцкий в то время уже женился на Марине Влади и приехал «погостить» в Париж. Всю ночь Владимир исполнял свои новые и уже известные песни, а затем Шемякин и Высоцкий до утра бродили по берегу Сены. Михаил вспоминал, что было такое чувство, будто они знали друг друга всегда, затем расстались - и снова свиделись после долгой разлуки. Столько всего надо было успеть сказать друг другу. Столько случилось событий за это время! И надо было выговориться, успеть во что бы то ни стало.

Эта творческая дружба продолжалась еще несколько лет, до самой смерти поэта, которую художник пережил тяжело. И даже после: Шемякин впервые издает за границей полное собрание песен и сочинений Владимира Высоцкого.

Более позднее творчество

В 2000 родился «Воображаемый музей» в Хадсоне (США), который создает художник Михаил Шемякин. Картины, собранные там - по тематике исследований, начатых им еще в 70-е - структурированы по различным категориям, философским и религиозным, историческим и техническим. Результат: Шемякин удостаивается пяти докторских степеней. Известна в России его тематическая передача «Воображаемый музей Шемякина», произведенная для канала «Культура» в 2002-2003. В родном Питере Михаил организовывает выставки по итогам своих исследований, выпускает каталоги художественных искусств, приезжая в Россию.

Из монументальных работ: в Питере - жертвам политрепрессий, памятник первостроителям Петербурга. В Москве - композиция скульптур «Дети - жертвы пороков взрослых».

С 90-х и по сей день вместе с В.Полуниным Шемякин устраивает перфомансы в различных городах мира.

Последние работы

В 2007 художник снова возвращается во Францию (Шатору). Здесь он поселился и работает в различных направлениях: рисунок, декорации для театра и кино. Самое оригинальное, что создает сегодня Михаил Шемякин, - картины из мусора. Они завоевали внимание ценителей творчества художника во многих странах.

Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году, детство провел в Германии, в 1957 году переехал с родителями в Ленинград и через четырнадцать лет был вынужден его покинуть. Принудительно высланный из страны, он нашел прибежище в Париже, где получил известность как один из ведущих представителей эстетического диссидентства.

В 1981 году Шемякин переехал в Америку и с тех пор не сидит на месте, странствуя по всему миру в связи с многочисленными заказами, выставками и театральными постановками. Нередко, даже трудно сказать, в какой стране и в каком городе он проводит большую часть времени. Мастер не без иронии отмечает в ряде своих интервью, что чаще всего ему приходится обитать в самолете.
Учась в школе при Академии художеств, М.Шемякин готовил себя к трудному ремеслу скульптора, хотя его этюды уже тогда поражали педагогов своей оригинальностью, предвещая появление крупного живописца с тонким чувством колористических гармоний. Однако в продолжении образования ему было отказано судьбой. После принудительного «лечения» в психиатрической больнице, куда он был помещен за свои религиозные убеждения и запретный тогда интерес к авангардистскому искусству, все пути для начинающего художника оказались закрытыми. Оказавшись на свободе, Шемякин некоторое время странствовал по Кавказу и собрал поучительный опыт общения с отшельниками, юродивыми и бездомными чудаками. По возвращении в Петербург, он устроился такелажником в Эрмитаже. Созерцая ежедневно мировые шедевры, копируя близкие по духу картины, будущий мастер, лишенный возможности продолжать официально профессиональное образование, закончил свою «Академию художеств» в музее. Из-за участия в выставке работ «подсобных рабочих», организованной к 200-летию Эрмитажа (1964) и закрытой властями на третий день, Шемякин лишился последнего источника скудных средств к существованию. Однако он выдержал испытание. Трудности, которые могли бы сломить более слабую душу, пошли ему на пользу. Именно в эти годы Шемякин сложился как мастер со своим оригинально-гротескным видением мира. Отсутствие средств мешало заняться скульптурой; тогда в поисках выхода творческой энергии он обратился к живописи и графике. Последняя, не требовавшая больших расходов - достаточно было карандаша и бумаги, — стала для него главным средством воплощения фантазий своего метафизически ориентированного воображения. Шемякин выработал особую технику рисунка, построенную на тончайших светотеневых переходах. Шемякин создал причудливый мир образов, не затронутый разрушительными влияниями коммунального быта. Он продемонстрировал одну из главных особенностей своего творческого склада: прирожденное чувство красоты, совершенно не зависимое от внешних влияний, идеологий, требований моды и художественного рынка.
Если обычно художники иллюстрируют те или иные произведения по заказу издательств, то Михаил Шемякин руководствовался в выборе сюжетов исключительно внутренними импульсами и мотивами. Со школьных лет в нем живет потребность делать зримыми образы близких по духу писателей. В этом смысле его «иллюстративные» серии во многом носят автобиографический характер, отражая существенные моменты собственного творческого развития. Они — проекции «магического театра», актеры которого объективируют мир, поднимающийся из глубин подсознания художника. Автобиографический характер рисунков отчетливо проступает в серии иллюстраций к «Преступлению и наказанию», выполненных с 1964 по 1969 годы. Шемякин усматривал главные события романа по преимуществу в снах и видениях Раскольникова, ставящих героя перед проблемой «переступания порога». Накопив опыт сопротивления чуждым влияниям, мастер ощущал глубоко родственной идею Достоевского о том, что «новое» может войти в жизнь только в результате отстранения «старого», когда смело переступаются границы, начертанные той или иной традицией. В условиях 1960-х годов авангардист неизбежно оказывался в глазах власть имущих преступным нарушителем идеологических законов, которого могли заключить в психиатрическую больницу, выслать из города и даже из страны.
Почти одновременно Шемякин увлекся так называемыми «галантными сценами». В нем неожиданно проявилась любовь к рафинированной культуре XVIII столетия с ее маскарадами, пасторалями, обостренной эротикой. Из-за этого Шемякина впоследствии начали причислять к запоздалым «мирискусникам». Однако если художники «Мира искусства» были охвачены не лишенной оттенка сентиментальности ностальгией по исчезнувшему миру, то Шемякин скорее пародирует стилистику XVIII века, превращая «галантные сцены» в жутковатые гротески. Персонажи на картинах и раскрашенных от руки гравюрах этого цикла более всего напоминают бездушных кукол. Жизнь предстает как театр марионеток, водимых невидимой рукой демона. При всем том не следует преувеличивать значение литературно-сюжетного элемента в данных произведениях. Гораздо важнее здесь для мастера сложные цветовые гармонии в духе Ватто, виртуозные переплетения линий, игра форм, окрашенных иронией, которая является господствующим настроением его миросозерцания.
Над этой темой «Карнавал Санкт-Петербурга» Шемякин работает - в различных техниках и форматах: от многометровых картин до маленьких гравюр — на протяжении почти трех десятилетий. «Карнавалы» превратились со временем в «энциклопедию» гротесков, основанную на глубоком постижении загадок человеческой природы в ее многообразных искажениях, извращениях и гримасах.


Иллюстрация к «Балаганчику» А.Блока. 1987. Цветная литография


Набережная Фонтанки. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1966


Биржа. 1965. Раскрашенный офорт


Петербургская улица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1965. Офорт


Раскольников с мещанином. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1967. Офорт


Введенский канал. 1966. Раскрашенный офорт


Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Офорт


Раскольников и Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш



Раскольников. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, тушь, акварель


Сон Раскольникова. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Раскольников и старуха-процентщица. Сон Раскольникова. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Исповедь на площади. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1965. Бумага, карандаш


Раскольников и старуха-процентщица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1967. Бумага, графитный карандаш, коллаж


Эскиз к балету по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1985. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Прогулка». 1989. Бумага, смешанная техника



Из серии «Прогулка». 1988. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1991. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1991. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1990. Бумага, смешанная техника


Карнавал с утками. Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1993. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1991. Бумага, тушь, акварель



Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1990. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1980. Бумага, смешанная техника


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1979. Бумага, смешанная техника

Шемякин & Петербург. Пространство времени. Предисловие В.Иванова. Спб., 2007

Михаил Шемякин

творчество его

является частью русской культуры
С Юбилеем,Мастер!
Многая Лета)))


Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых», Москва, Россия 2001г.

аллегорическая скульптурная композиция,
символизирующая борьбу со злом и человеческими пороками. Сам Шемякин говорит, что он задумывал свое произведение как символ к борьбе за спасение нынешнего и будущих поколений.

Памятник установлен в сквере на Болотной площади. Композиция представляет собой стоящие полукругом фигуры, олицетворяющие пороки: Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лжеученость, Равондушие, Садизм, Для беспамятных, Эксплуатация детского труда, Пропаганда насилия, Нищета, Война, а перед ними в центре расположены скульптуры мальчика и девочки с завязаными глазами.

Большая часть детства художника прошла в ГДР. В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград. Он был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. Был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма

.

«Тень с зеркалом»

трудно мне в рамках одного очерка рассказать и представить гениальную творческую личность...попробую...

Скульптура :


Памятник Петру Великому в Детфорде, Лондон, Великобритания. 2001г.

Царь, который приезжал в Англию в 1698 году, где он изучал науку кораблестроения.



Памятник Петру I
в Петропавловской крепости,

Ленинград (Санкт-Петербург), Россия. (Авторская копия находится в г.Клаверак, США) 1991г.


Памятник «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы).
Санкт-Петербург, Россия 1995г.

является даром художника М.М. Шемякина своему родному городу Санкт-Петербургу. Скульптуры метафизических сфинксов были созданы Шемякиным в 1994 г. Место для памятника символично выбрано напротив известной ленинградской тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий томились заключенные. Установленные напротив знаменитой своей мрачной историей тюрьмы «Кресты», сфинксы являются не просто одной из городских скульптур. Их лица — на половину человеческие, наполовину — сгнившие черепа, являются олицетворением жестокого сталинского режима.

Надгробие решено как кафедра, за которой мы видим профессора в университетской докторской мантии. Работа сделана по просьбе вдовы и, конечно же, из чувства благодарности — ведь именно по инициативе Анатолия Александровича в городе появились мои памятники «Жертвам политических репрессий» и «Первостроителям Петербурга» — Михаил Шемякин.

Кулон-подвес «Яйцо-колыбель»

Образ из балета «Волшебный орех». Балет «Волшебный орех» рассказывает о спасении заколдованной принцессы Пирлипат с помощью ореха Кракатук и о любви прекрасного юноши, заплатившего за сильное чувство уродством. Это предыстория «Щелкунчика». Настолько символичная, что даже рождение принцессы сказочно прекрасно:


Кулон-подвес-брошь «Морской воин»
Морской воин — этот необычный персонаж подводного царства с головой рыбы-пираньи, с палицей в виде рыбы-ежа - в ювелирном исполнении становится настоящим талисманом от Мастера, в котором зашифрованы символы силы, защиты и процветания.

малые скульптурные формы

из олова или бронзы, тиражной пластике из файбергласса (тонкостенное литьё из волокнистого стекло-пластика) или даже из драгоценных металлов

Скульптура «Уходящий гость (ребёнок)»
Файбергласс (стекловолокно)
Балет Щелкунчик, Балетные образы, Персонаж из балета, Уходящий гость

Скульптура «Галантные крысы»

Относится к серии персонажей балета «Щелкунчик», поставленного на сцене Мариинского театра в декорациях и костюмах художника. Задача новой постановки «Щелкунчика» (Мариинский театр, 2001 г.) — вернуть сказке истинно гофмановский дух с его гротескным юмором, странностями и мистическими

Литография «Портрет Игоря Стравинского»,

Графические работы
Комплект жикле «Иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого»
В данном наборе — 54 листа. Всего Михаилом Шемякиным было проиллюстрировано 42 песни и стихотворения Владимира Высоцкого - по годам жизни поэта. Все они собраны в книге «Две Судьбы», работа над которой велась на протяжении десяти лет.

и многое многое другое можно посмотреть -заказать на сайте
http://shop.mihfond.ru/

краткая справка:

Отец — кадровый военный, был комендантом Кенигсберга, преподавал тактику в Академии им. Фрунзе.
Мама — Юлия Предтеченская, актриса.
Учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде. В 60-е сменил множество профессий — был чернорабочим, лаборантом, такелажником...
Первая выставка состоялась в помещении редакции ленинградского журнала «Звезда» в 1962-м. Художественные работы выставлялись в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге. Памятники и скульптуры установлены во многих городах мира.

В 60-е годы был подвергнут принудительнуму лечению в психиатрической больнице, после чего жил в Псково-Печерском монастыре послушником.

В 1971-м был лишен советского гражданства и выслан из страны.

«Вся моя жизнь — где-то своеобразная аскеза... К еде я абсолютно равнодушен и живу просто, как солдат. Сна бывает в сутки несколько часов, приучил себя спать сидя, обычно в машинах и самолётах. Отдых для меня — признак избалованности...».

«Для украшения интерьера использую сухие цветы, я их обожаю. Видите, на полках разложены десятки высушенных бутонов роз. В Америке принято делать сухие букеты, потому что цветы продолжают действовать своим ароматом»
.Почетный доктор Университета Сан-Франциско (США), Сидар-Крест Колледжа (США), Европейской академии искусств (Франция), Российского государственного гуманитарного университета (Москва), университета Кабардино-Балкарии (Нальчик). Народный художник Кабардино-Балкарии. Действительный член Нью-Йоркской академии наук и Академии искусств Европы

Издал в Париже альманах «Аполлон-77», ставший коллективным манифестом русского художественного «андеграунда».

Был художником-постановщиком балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в Мариинском театре в 2001 году.

Состоялась большая персональная выставка — более 600 работ — в Третьяковской галерее, а также в Эрмитаже и Манеже Санкт-Петербурга (1995).

Работы находятся в постоянной коллекции в музеях: «Метрополитен» (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма "Яд ва-Шем" (Иерусалим) и Музей современного искусства (Тель-Авив).

Основал Институт философии и психологии творчества в городе Хадсон и открыл филиалы института в Нью-Йорке и Владикавказе.
Основан Фонд художника Михаила Шемякина для культурных, научных, социальных и благотворительных программ.

Более сорока лет
является представителем андеграунда — русского «неофициального» авангарда

Константин Кузьминский, поэт: «Шемякин гениален, капризен, работоспособен до невероятия, и истеричен. Щедр. Скандален. Благороден и полон интриги. Абсолютнейший мастер, мастер европейского класса и потому - слишком хорош для Америки. Его европейский эстетизм для нее непонятен. О нем нельзя говорить объективно...».