Художница Зинаида Серебрякова. Биография и картины. Оставьте свой комментарий

После посещения долгожданной выставки Зинаиды Серебряковой в Инженерном замке Третьяковской галереи делюсь впечатлениями. Здесь представлено более двухсот работ художницы из российских и французских коллекций, некоторые из которых приехали в Россию впервые. Это по большей части картины, написанные в эмиграции после разлуки с детьми и трепетом перед предстоящей неизвестностью. Её работы удивительно сочетали в себе современность и тонкое следование классическим традициям; искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал о Зинаиде Серебряковой как о художнице возвышенно-мечтательной, спокойной, отрешенной от тревог времени, обращенной к прекрасному прошлому.


Тата с овощами, 1923 год


В студии Осипа Эммануиловича Браза, 1905-1906 годы


В студии. Париж, 1905-1906 год

Тематика картин на выставке самая разнообразная: пейзажи (русские, марокканские, европейские), самобытные сценки из крестьянского быта, очаровательные и трогательные портреты детей, которые экспонируются как в основной коллекции, так и в отдельном зале, так называемой Детской ; портреты близких, знакомых, жанровые сценки и так далее. Памятуя, что у меня много друзей немосквичей, я постаралась выбрать для вас не самые известные полотна.


Деревенская девушка, 1906 год



Так заснул Бинька, 1907 год


Борис Серебряков, 1908 год


Портрет няни, 1908-1909 годы


Фруктовый сад, 1908 год


Портрет студента, 1909 год


Портрет Жени Серебрякова, 1909 год


Вид из окна. Нескучное, 1910 год


Портрет Ольги Константиновны Лансере, 1910 год


Зеленые яблоки на ветках, 1910 год. Донецкий областной художественный музей


Портрет Михаила Николаевича Бенуа, 1910 год, ГРМ
Один из моих любимых портретов Зинаиды Евгеньевны)


Портрет Екатерины Лансере с ребёнком. Начало 1910-х годов


Зимний пейзаж, 1910 год


Портрет Лолы Браз, 1910 год Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина г. Николаев


Купальщица, 1911 год, Частная коллекция


Кормилица с ребенком, 1912 год


Портрет кормилицы, около 1912 года


Борис Серебряков, 1913 год


Фото с выставки Сергея Михеева


Крестьяне, обед, 1914-1915 годы


Обувающаяся крестьянка, 1915 год


Две крестьянские девушки


Портрет Е.Е. Лансере в папахе, 1915 год. ЧС, Москва


Эскизы росписей ресторана Казанского вокзала, 1916 год



Персия Сиам


Турция (Одалиска) Индия


Две одалиски, 1916 год
В 1915-1916 годах Серебрякова совместно с другими мирискуссниками работала над декоративным оформлением ресторана Казанского вокзала и исполнила несколько эскизов к панно, представляющему аллегории стран востока.


Купальщицы, 1917 год


Тата и Катя (У зеркала), 1917 год


На террасе в Харькове, 1919 год
Последние счастливые денёчки...


Карточный домик, 1919 год

>
Портрет Сергея Ростиславовича Эрнста, 1921 и 1922 годов


Портрет Е.И. Золотаревского в детстве, 1922 год. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск


Мальчики в матросских тельняшках, 1919 год Девочки у рояля, 1922 год


Портрет художника Дмитрия Бушена, 1922 год


Натюрморт с атрибутами искусства, 1922 год


Портрет Анны Ахматовой, 1922 год


На кухне. Портрет Кати, 1923 год


Портрет Ольги Иосифовны Рыбаковой в детстве, 1923 год


Тата балерина, 1924 год


Автопортрет, 1920-е годы

Революция принесла только беды: сначала сожгли их дом вместе с библиотекой, множеством рисунков и холстов, а два года спустя от сыпного тифа умер муж Борис Серебряков. Изрядно намаяшись в стране Советов, в поисках работы Зинаида Александровна вынуждена была уехать в 1924 году в Париж, став эмигранткой первой волны с трудной, но и одновременно прекрасной судьбой. Младшие сын и дочь уехали вместе с мамой, со старшими она смогла встретиться лишь через сорок лет.



Версаль. Крыши города, 1924 год


Портрет архитектора А.Я. Белобородова, 1925 год


Портреты княгини Ирины Юсуповой и князя Феликса Юсупова, 1925 год


Сандра Лорис-Меликова, 1925 год


Портрет сына Сергея Прокофьева Святослава, 1927 год, пастель


Портрет Фелисьна Какана, 1928 год. Частное собрание


Марракеш. Вид с террасы на горы Атласа, 1928 год


Освещенная солнцем, 1928 год


Кастеллан. Долина, 1929 год


Люксембургский сад, 1930 год


Люксембургский сад, 1930 год


Коллиур. Катя на террасе. 1930 год


Ментона. Пляж с зонтиками, 1930 год


Корзина с виноградом на окне. Ментона, 1931 год


Мария Бутакова, урожденная Евреинова, 1931 год


Портрет Марианны де Брауэр, 1931 год. Частное собрание


Обнаженная со спины, 1932 год


Обнаженная с красным шарфом, 1932 год. Частное собрание


Лежащая марокканка, Марракеш, 1932 год


Марокканец в зеленом, 1932 год


Молодой марокканец, 1932 год. Частная коллекция

Марокканские мотивы занимают значительное место в творчестве Серебряковой. Она побывала в этой стране дважды. Марокко очаровал художницу, необыкновенный его колорит вдохновил её. Здесь была написана целая серия работ, в основном это портреты. Чтобы представить эти работы хотя бы поверхностно, не хватит даже моих, достаточно ёмких постов) Выставка картин в Париже имела оглушительный успех, вот только Зинаиде Евгеньевне не удалось продать ни одной работы. Она была прекрасным художником, но плохим менеджером.



Этюд женщины, 1932 год. Частная коллекция


Марокканка в розовом платье, 1932 год



Англия, 1933 год


Женщина в голубом, 1934 год

Зинаида Серебрякова

русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи

Краткая биография

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́ ; 28 ноября 1884, село Нескучное, Курская губерния - 19 сентября 1967, Париж, Франция) - русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.

Семья

Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной в ответ на письмо старшей научной сотрудницы Государственной Третьяковской галереи О. А. Живовой, Серебрякова указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтвержденным фактам и другим автобиографиям. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере - известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850-1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова - таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.

Муж - Борис Анатольевич Серебряков, приходившийся Зинаиде двоюродным братом. Дети:

  • Серебряков, Евгений Борисович (1906, Нескучное - 1990, Ленинград). Архитектор, реставратор. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа.
  • Серебряков, Александр Борисович (1907, Нескучное - 1995, Париж). Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; исполнял декоративные панно, монументальные росписи.
  • Серебрякова, Татьяна Борисовна (1912-1989, Москва). Театральный художник. Заслуженный художник РСФСР.
  • Серебрякова, Екатерина Борисовна (1913-2014), художница, член-основатель и почётный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция).

Картины З. Е. Серебряковой с членами её семьи

Б. А. Серебряков
1913

За завтраком
1914

Молодость

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902-1903 она путешествует в Италию. В 1905-1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова.

Дореволюционные годы

Как художник Серебрякова сформировалась в Петербурге. Исследователи подчёркивали «пушкинской и блоковской муз, в гении Достоевского», связанные с творчеством художника

Со времён ученичества З. Лансере старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы - «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) - рассказывают о поисках и остром ощущении красоты русской земли.

Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет («За туалетом», 1909, Государственная Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) - зрелые работы и твёрдые по композиции.Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911 году, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

В 1914-1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914-1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей) и другие.

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над так и незаконченной картиной на темы славянской мифологии.

Революция

Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном. В 1919 году умирает от тифа её муж Борис. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Запасы Нескучного были разграблены. Из-за отсутствия масляных красок ей приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует трагическое произведение - «Карточный домик», показывающее всех четверых осиротевших детей.

Она отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 года Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. В этот период она рисует на темы из театральной жизни. В 1924 году 14 картин художницы с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке, особый интерес вызвала среди них картина «Спящая девочка на красном одеяле» (1923).

Париж

Осенью 1924 года Серебрякова поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (двух детей - Александра и Екатерину - удалось переправить за границу). Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту и в 1947 году получила французское гражданство.

Зинаида Серебрякова: каково быть одной из семьи гениев

Репродукция автопортрета Зинаиды Серебряковой “За туалетом”

12 декабря 1884 года в селе Харьковской губернии родилась девочка, которой предстояло стать знаменитой художницей Зинаидой Серебряковой. Тогда её звали просто Зиной Лансере.

Да, выдающаяся русская художница была Лансере по отцу и Бенуа по матери. Другими словами, этот цветок расцвёл не в пустыне: вся династия Лансере-Бенуа-Серебряковых отличалась талантливыми людьми. Невероятно, но все люди, о которых мы напишем ниже – родственники друг другу!

Зинаида Серебрякова

Новорождённой неминуемо предстояло стать женщиной блестящей судьбы – ведь в ней слились гены Лансере и Бенуа – но оказалось, что судьба её ещё и трудна.

После гимназии Зинаида поступила в основанную женщиной, княгиней Тенишевой, художественную школу. Она стала ученицей выдающегося портретиста Осипа Браза. Обучение продолжила в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В общем, Зина была не самородком, а очень хорошей ученицей очень хороших учителей. В промежутке между Бразом и Парижем Зина вышла замуж за студента Бориса Серебрякова, и то было преодолением первой большой трудности в её жизни. Борис приходился Зине двоюродным братом. Против столь близкородственного союза были все, паре прочили рождение уродов, но в конечном итоге, к добру или худу, любовь победила.

Итак, Зина начала обучение живописи как Лансере, а закончила уже как Серебрякова. И вскоре стала “той самой” Серебряковой. Одна-единственная её картина, автопортрет “За туалетом”, выставленный в 1910 году, полностью порвал, как сейчас говорится, весь мир живописи, искусствоведения и просто любителей искусства. Серебрякова туда не вошла – ворвалась. И надолго стала одной из лучших среди художников, рисующих женские портреты. Может быть, потому, что она смотрела на женщин не оценивающим мужским, а родственным женским взглядом, и этот ракурс для живописи был внове. В 1916 году она принимает участие в росписи Казанского вокзала – проекте её дяди, Александра Бенуа. Рисует, конечно, женские образы: очеловеченные Индию, Японию, Турцию и Сиам. А в 1917 году происходит революция.

Красок нет. Зинаиде приходится перейти на карандаш, на уголь – совсем не рисовать она не может. Голод, холод, тиф. От тифа умирает муж, оставив Зинаиду с четырьмя детьми на руках. В 1920 удаётся перебраться в Петроград в квартиру деда. Её уплотнили, то есть – подселили ещё жильцов, превратив жилье в коммуналку. Жильцы Зинаиде нравились – артисты МХАТа. Она стала много рисовать на тему театра.

В 1924 году Серебрякова получает большой заказ в Париже, выезжает туда… и тут в СССР опускается железный занавес. Каким-то чудом получается переправить во Францию, к матери, дочь Екатерину и сына Александра, но ещё двое детей со своей бабушкой так и остаются в России. Всё, что может художница – высылать им заработанные деньги. Разрыв угнетает её. Живёт при этом художница по паспорту негражданина, гражданкой Франции она станет только после войны. Чтобы отвлечься, Серебрякова путешествует по северу Африки, много работая над образами местных жителей и, особенно, жительниц. Во Франции пишет цикл картин с рыбаками Бретани. Её вообще привлекает свет, как других – цвет или фактура. Свет солнечных бликов на море, свет, облизывающий и выжигающий улицы городов Марокко, свет на лицах. Если на картине Серебряковой нет света – как в “Карточном домике”, как на портрете дочки Кати с куклами – значит, людям на картине плохо.

Только через почти сорок лет разлуки, в период оттепели, дочка Татьяна, сама теперь художница – театральная, во МХАТе – посещает, наконец, маму. В СССР вдруг вспоминают о Серебряковой, организовывают большие выставки, печатают альбомы… и, словно только того и дождавшись – увидеть ещё раз вторую дочь, быть снова признанной на родине – Серебрякова умирает. Впрочем, ей уже 87 лет, так что ничего удивительного.

Евгений Лансере

Отец Зинаиды Серебряковой происхождения был не очень богемного: сын статского советника, внук майора наполеоновской армии. Евгений был увлечённым скульптором-анималистом, после поездок по Центральной Азии, Кавказу, Северной Африке увлёкся этникой. В отличие от дочери, Евгений художественного образования не получил – был по диплому юристом – лепкой занимался самостоятельно. И тем не менее, как скульптор представлял Россию неоднократно, посещая одну за другой Всемирные выставки – в Лондоне, Вене, Париже, Антверпене.

Евгений Александрович умер, когда дочери Зине было полтора года, так что ничего, кроме генов и фамилии, передать ей не успел. Гораздо сильнее на Зину повлияли мама и мамины родственники.

Евгений Лансере-младший

Старший сын Евгения Лансере, брат Зинаиды Серебряковой также был выдающимся художником, заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР и лауреатом Сталинской премии второй степени. После гимназии был учеником питерской Рисовальной школы Общества поощрения художеств, затем, как и сестра, совершенствовал мастерство во французских художественных академиях. В 1905 году уехал на Дальний Восток, где принялся издавать иллюстрированный журнал политической сатиры «Адская почта». Но с журналом не сложилось – он пережил только три выпуска. Продолжал рисовать и искать себя, стал одним из создателей легендарного “Старинного театра” в Санкт-Петербурге, но и это начинание не прожило долго. Наконец, в 1912 году остепенился, пошёл на должность художественного руководителя фарфоровой фабрики, руководил и мастерскими по гравировке стекла. Однако с началом Первой мировой войны снова бросил налаженную жизнь, уехал военкором (тогда ещё художники были за современных фотографов) на Кавказский фронт. Тогда он уже был, конечно, женат.

Революция застала его в Дагестане. Там он осел с семьёй на три года, поступил преподавателем рисования в женскую гимназию. В какой-то момент начинает сотрудничать с Деникиным как пропагандист, так что неудивительно, что, когда Дагестан переходит под советскую власть, Евгений с семьёй переезжает сначала в белогвардейский Ростов, потом в Тбилиси. В конечном итоге он становится советским гражданином. Сотрудничает с Музеем этнографии, потом становится преподавателем Тбилисской академии художеств.

В 1934 году переезжает в Москву; в моде неоклассика, она поощряется правительством, и Лансере, всегда тяготевший именно к классическому стилю, преуспевает. Продолжает работу над росписью Казанского вокзала, к которой ещё до революции привлекал его дядя. Во время войны тоже активно работает, восстанавливает театр им. Вахтангова, выполняет и другие правительственные заказы. Но здоровье его подорвано, моральный дух – тоже, отъездом сестры и племянников, арестом брата с обвинением в шпионаже в пользу Франции. Хуже становится с каждым днём. Казанский вокзал в 1945 он дооформлял уже через силу, будучи глубоко больным – его понукало правительство, и отказываться было нельзя. В 1946 году пожилой художник скончался. Его сын и внук, все Евгении, также стали художниками.

Николай Лансере

Ещё один брат Зинаиды Серебряковой был архитектором – не великим, но очень успешным. Поток заказов не иссякал. Активно работал и при царе, и при советской власти, оформлял правительственные дачи, зал заседаний в Кремле. В 1931 году уже немолодого архитектора арестовали и осудили за шпионаж в пользу Франции (шпионаж – одна из самых “модных” статей того времени). В местах заключения продолжали привлекать к архитекторской работе, в том числе он продолжал оформлять помещения в Кремле, фасад ОГПУ, правительственные дачи и многое другое. Здоровье Николая Евгеньевича становилось всё хуже, и в 1942 году во время пересылки он умер. Реабилитирован был только после смерти Сталина. Архитекторами также стали его сын Николай и дочь Наталия, внуки от Николая, Алексей и тоже Николай. Последние двое всё ещё живы, как и дочь Наталии, также Наташа, искусствовед по роду занятий.

Николай Бенуа

Сын крестьянина из-под Парижа, сумевшего сделать карьеру при российском дворе, и немки также совсем не знатного происхождения, Николай Леонтьевич (почему Леонтьевич? а вы попробуйте образовать отчество от Луи!) большое значение придавал труду. Сам трудился много и детей воспитывал в трудолюбии. Да, а ещё он был архитектором, причём с 1850 года – главным архитектором Петергофа, и действительным статским советником.

Образование Николай Леонтьевич получил отменное, благодаря своей крёстной матери, императрице Марии Фёдоровне, и сумел использовать хороший старт для высокого полёта. В общем, Зинаиде было в кого вырасти такой упорной. Академию художеств закончил с Большой золотой медалью. А дальше вы уже знаете. Трое из детей и четверо племянников Бенуа прославились на ниве искусства. Ещё один племянник, Александр, стал военным, дослужился до генерал-майора, был героем Первой мировой войны. Ему не повезло эмигрировать в 1920 году именно в Германию. Он умер там в 1944. В Германии зарабатывал тем, что изготавливал и продавал открытки.

Алексей и Юлий Бенуа

Двоюродные братья, племянники Николая Бенуа, оба они были, конечно же, архитекторами. Алексей стал известным благодаря своим работам в Ташкенте и Алма-Ате. Умер в 1902 году в почтенном, как большинство Бенуа, возрасте. Юлий творил в Санкт-Петербурге, после революции работал в Министерстве продовольствия РСФСР и скончался в 1929 году. И к лучшему – не увидел расстрела одного из своих сыновей. Но успел пережить гибель другого сына на фронте. Остальные дети и внуки, по счастью, были преимущественно долгожителями во вполне семейном духе.

Александр и Альберт Бенуа

Ещё два племянника Николая, лучшие друзья и художники-акварелисты. Чтобы не путали с собственным двоюродным братом, Александр взял псевдоним Конский. Альберт, конечно, был ещё и архитектором. В отличие от самоучки Александра, он получил профильное образование, но воспринимать творчество кузена так же серьёзно, как своё, ему это не мешало. После революции Александр остался на родине и умер – в 1928 году. Альберт эмигрировал одновременно с Зинаидой в Париж, остался там и дожил там до 1936 года. То есть, тоже умер. В общем-то, оба сделали это в глубокой старости, но французская часть семьи Бенуа видит в разнице в восемь лет прямую связь с фактом эмиграции. Дети Альберта от талантливой пианистки Марии Бенуа, Альберт и Камилла, также стали художниками. Альберт Альбертович прожил удивительно для этой семьи мало, умер в 1930 году в Шанхае. Камилла пережила столетие своего отца. Сына Александра “Конского” Бенуа тоже звали Альберт, в честь лучшего друга. Стал он живописцем и архитектором, как и его тёзка, переехал во Францию ещё в 1910 году и так там и остался. Занимался преимущественно храмовой архитектурой. Жил долго.

Александр и Леонтий Бенуа

Дети Николай Леонтьевича, дяди Зинаиды, Александр и Леонтий, несмотря на большую разницу в возрасте (14 лет), были дружны. Леонтий, как и отец, стал известным архитектором, редактором журнала “Зодчий”, педагогом – ввёл ряд улучшений в образование для архитекторов. Двое из трёх его сыновей стали офицерами. Один из них погиб во время Гражданской войны, второй был арестован, но сумел бежать через Финляндию во Францию. Все четыре дочери Леонтия интересовались искусством, но художницей стала только младшая, Надежда. Зато внуки-близнецы от дочери Екатерины стали архитекторами, как и внучка Мариана от неё же. Ещё одна дочь Екатерины, Галя, стала художницей-мозаичисткой, пойдя по стопам своего дяди, выдающегося мозаичиста Владимира Фролова.

Сам Леонтий был также арестован в 1921 год по подозрению в шпионаже вместе с дочерьми Ниной и Катей, но вскоре выпущен на волю. Стал заслуженным деятелем искусств РСФСР в 1927, за год до смерти – на своё семидесятилетие.

Александр Николаевич был русским художником, историком искусства, художественным критиком, основателем и главным идеологом объединения «Мир искусства». В 1926 году был отправлен в зарубежную командировку во Францию, откуда решил не возвращаться. В Париже сотрудничал с Дягилевым, работал как театральный художник и сценограф. Дожил до 1960 года.

Надежда и Николай Бенуа

Двоюродные брат и сестра Зинаиде и друг другу, дети наших предыдущих героев, Надежда и Николай, конечно же, были художниками, притом театральными.

Надежда Леонтьевна получила художественное образование (конечно), в 1920 году вышла замуж за иностранного журналиста, эмигранта, барона Иону Устинова и уехала с ним в Лондон. Там успешно работала как художник театра, сценограф и книжный иллюстратор. Жила долго и счастливо. Её сын, Пётр Устинов, был актёром, режиссёром и драматургом, лауреатом премий “Оскар”, “Грэмми”, “Эмми” и других, прожил 83 года. Сын Петра Игорь стал известным скульптором – он и сейчас жив и творит. Работы Надежды как художницы выставлены в самой галерее Тейт, не считая других музеев.

Николай Александрович Бенуа был младше Надежды на пять лет, но они, как и все в этой обширной семье, были в хороших отношениях. И он получил – конечно! – художественное образование. После революции сотрудничал как театральный художник с новой властью, но в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал в Париж и остался там. В 1925 переехал на постоянное место жительства в Италию, сотрудничал с Ла Скала; гражданство получил только в 1937 году. С развитием киноискусства стал художником и кино тоже. Во время оттепели начал вновь сотрудничать с советской властью, создавал декорации для Большого театра. Счастливо дожил до глубокой старости. Сестра Николая Елена также была художницей, хотя большой известности и не получила.

Евгений, Александр, Татьяна и Екатерина Серебряковы

Репродукция картины Зинаиды Серебряковой “Серебряковы Женя, Саша, Таня и Катя (карточный домик, 1919)”

Все дети Зинаиды Серебряковой сделали карьеру в искусстве – если так вообще можно говорить об искусстве.

Евгений Серебряков стал архитектором и реставратором. После войны помогал восстанавливать Петергоф. Смерть отца, расставание с матерью – ничто не могло его сломить, он прожил типичную для династий Бенуа и Лансере длинную, насыщенную творчеством жизнь в Ленинграде.

Александр Серебряков стал дизайнером интерьеров (тогда это называлось – формитель или художник), без работы никогда не оставался и тоже прожил длинную, насыщенную творчеством жизнь, только в Париже.

Татьяна Серебрякова (в замужестве Николаева) стала, как её тётя Надежда и ряд других родственников, художником театра. И прожила долгую, насыщенную творчеством жизнь, но в Москве. Её старший сын Иван тоже стал художником, как мать и отец; он до сих пор жив, ему больше 70 лет. Особенно известен он стал в связи с оформлением станции “Достоевская” – оформление Николаева сочли столь мрачным, что опасались волны суицидов. Но в конце концов оставили таким, как есть. Оформлял он также – совместно с женой, художницей Мариной Дедовой-Дзедушинской – Боровицкую и Отрадное. Художницы и их дочери, Анастасия и Елизавета. Вторая пишет иконы.

Екатерина Серебрякова стала художницей, сделала всё для сохранения наследия своей великой матери. Как принято в семье Бенуа, много сотрудничала с братом Александром над его заказами. Прожила долгую, насыщенную творчеством жизнь, умерев в прошлом году в возрасте 101 года.

Мы счастливы сказать, что так и не перечислили в этой статье всех ставших художниками, искусствоведами и просто хорошими людьми родственников Серебряковой и добавим, что желаем им всем прожить… ну, вы поняли. Как всегда было у них в семье.

Текст: Лилит Мазикина

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Некоторые искусствоведы полагают, что Зинаида Серебрякова писала свой автопортрет в период своего увлечения Востоком. Зинаида Серебрякова – это первая женщина, которая сумела войти в историю русской живописи. Благодаря своему светлому и ясному […]

Зинаида Евгеньевна Серебрякова, урожденная Лансере, родилась в семье известного русского скульптора. Долгое время имение ее семьи являлось центром художественной жизни Санкт-Петербурга. Способность к живописи проявилась у девочки еще в годы обучения в […]

В творчестве Зинаиды Серебряковой присутствует немало детских портретов. Мир детства – это одна из важных тем для художницы. Серебрякова любила писать маленьких детей, так как они открыты, естественны и умело выражают любовь […]

Зинаида Серебрякова родилась в селе Нескучном Харьковской губернии в семье известных архитекторов и художников Ленсере-Бенуа. Девочка унаследовала яркий творческий талант рода и после окончания гимназии отправляется на стажировку в Италию, изучает живопись […]

Как раз перед началом Первой Мировой Войны российская художница Зинаида Серебрякова вынуждена возвратиться на родину, после итальянского путешествия. Прибывши в семейное имение, спрятанное в харьковской губернии, она тот час же начинает работать […]

Зинаида Серебрякова. Перед зеркалом (автопортрет). 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Зинаиду Серебрякову (1884 – 1967 гг.) ждала счастливая жизнь. Красивая и добрая девушка. Вышла замуж по большой любви. Родила четверых здоровых детей.

Радостные будни счастливой матери и жены. У которой была возможность реализовываться. Ведь она, как и многие дети в роду Лансере-Бенуа, рисовала с раннего детства.

Но все начало рушиться в 1917 году. Ей было 33 года. Прекрасный мир обернулся чередой лишений и страданий.

Почему Серебрякова не вписалась в новую эпоху? Что вынудило ее уехать в Париж навсегда? Почему она будет разлучена с детьми на целых 36 лет? А признание придёт к ней лишь за год до смерти в 1966 году?

Вот 7 картин художницы, которые поведают нам о ее жизни.

1. За туалетом. 1909 г.


Зинаида Серебрякова. За туалетом (автопортрет). 1909 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Необычный автопортрет. Девушка отражена в зеркале. Мы это понимаем по двойной свече. Белоснежное нижнее белье. Белый цвет в интерьере. Женские безделушки перед зеркалом. Розовый румянец. Большие глаза и непосредственная улыбка.

Все так обаятельно и свежо. Это словно аллегория беззаботной молодости. Когда настроение хорошее даже утром. Когда впереди ждёт день, полный приятных забот. И в запасе столько красоты и здоровья, что хватит ещё на многие годы.

Зинаида Серебрякова в детстве была болезненным и замкнутым ребёнком. Но ее детская худоба превратилась в изящную фигуру. А замкнутость – в скромный и доброжелательный характер.

Ее знакомые отмечали, что она всегда выглядела моложе своих лет. И в 40, и в 50 лет она почти не менялась внешне.

Автопортреты З. Серебряковой (в возрасте 39 и 53 лет).

Автопортрет “Перед зеркалом” был написан в счастливые годы жизни. Она вышла замуж за своего двоюродного брата, в которого была сильно влюблена. Она уже родила двоих мальчишек. Жизнь шла своим чередом в их родовом имении Нескучное.

2. За завтраком. 1914 г.


Зинаида Серебрякова. За завтраком. 1914 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Art-catalog.ru

На картине трое детей Серебряковой. Женя уткнулся носом в стакан. Саша обернулся. Таня тоже внимательно смотрит, положив ручку на тарелку. Четвёртый ребёнок, Катя ещё на руках кормилицы. Она слишком мала, чтобы садится за общий стол.

Почему же картина называется “За завтраком”? Ведь на столе мы видим супницу.

До революции было принято устраивать два завтрака. Один был лёгким. Второй – более сытным. Который впоследствии стал называться обедом.

Сюжет картины очень простой. Как будто сделан фотоснимок. Рука бабушки, разливающей суп. Вид на стол немного сверху, с высоты взрослого человека. Непосредственные реакции детей.

Мужа за столом нет. Он инженер-путеец. И в это время был в командировке в Сибири. На строительстве железной дороги.

3. Беление холста. 1917 г.


Зинаида Серебрякова. Беление холста. 1917 г. . Artchive.ru

В 1910-ые Серебрякова создаёт цикл работ с крестьянами. Которые работали в ее поместье. Она вставала очень рано и бежала с красками в поле. Чтобы сделать этюды с натуры.

Серебрякова была эстетом. Простые женщины у неё все красивы. Пропуская образы через себя, они выходили у неё очищенными и ясными. Даже самый обыкновенный человек становился особенным. Самая неприглядная вещь – изумительной.

Ее картины составляли разительный контраст с произведениями других художников. В то время восхищались роскошным Врубелем и неординарным Шагалом.

Слева: . 1890 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: . День рождения. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Среди этих ярких, экспрессивных образов непритязательные крестьянки Серебряковой стояли особняком. Но ее все равно ценили. И даже присвоили звание академика в начале 1917 г.

Но жизнь, полная признания и достатка уже совсем скоро рухнет. Как карточный домик.

4. Карточный домик. 1919 г.


Серебрякова Зинаида. Карточный домик. 1919 г. , г. Санкт-Петербург. Artchive.ru

Это одна из самых печальных картин Серебряковой. На ней нет феерии светлых красок. Только грустные дети. Хрупкий карточный домик. И даже лежащая кукла приобретает зловещий смысл. В жизни Серебряковой произошла трагедия…

На дворе 1919 год. Крестьяне толпой подошли к дому хозяев. Они решили предупредить Зинаиду, что дело совсем плохо. Вокруг разграблены почти все усадьбы. И в случае чего, они будут не в силах защитить хозяйку с детьми.

Серебрякова посадила детей и мать на телегу. Они уехали навсегда. Через несколько дней усадьбу подожгут.

О муже не было известий целый год. Он был в тюремном заключении. По пути домой он подхватит брюшной тиф. И быстро угаснет на руках жены.

Серебрякова была однолюбом. Уже тогда она поняла, что ее счастливая жизнь навсегда закончилась. Замуж она уже никогда не выйдет.

5. Снежинки. 1923 г.


Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки (балет “Щелкунчик”). 1923 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Artchive.ru

На руках Серебряковой было четверо детей и стареющая мать. Нужно было кормить семью. И она решила переехать в Петербург. Надеясь там на заработки.

Часто рисовала балерин в Мариинке. В театре, который когда-то спроектировал ее прадед.

Балерины изображены не на сцене. А за кулисами. Поправляющими волосы или пуанты. Опять эффект фотоснимка. Мгновение жизни красивых, элегантных девушек.

Но в Петербурге работа ей приносила сущие копейки. Ее картины никак не вписывались в новую эпоху.

От художников требовали переквалифицироваться в плакатчиков и дизайнеров советского быта. Передовые Степанова и Родченко охотно подчинились призыву “Художник – на производство”.

Слева: Варвара Степанова. Проект спорт-одежды. 1923 г. Справа: Александр Родченко. Плакат “Лучших сосок не было и нет”. 1923 г.

Нищета преследовала семью. Серебрякова решила поехать на заработки в Париж. Думала, на пару месяцев. Но оказалось, навсегда.

6. Освещённая солнцем. 1928 г.


Серебрякова Зинаида. Освещённая солнцем. 1928 г. Калужский государственный музей. Avangardism.ru

В Париже дела поначалу пошли неплохо. Писала на заказ портреты.

Однако Серебряковой не хватало умения отстаивать свои интересы. Дарила портреты или продавала за копейки, лишь бы завоевать симпатии богатых клиентов. Многие пользовались этой щедростью. В результате работала чуть ли не себе в убыток. Выкручивалась. Делала самодельные краски. Чтобы продолжать работу.

Однажды – удача. Барон Броуэр заказал Серебряковой панно для своего особняка. Ему так понравилась работа художницы, что он даже спонсировал ее поездку в Марракеш. Где она набралась невероятных впечатлений.

Там и был написан ее шедевр “Освещённая солнцем”. Невероятное ощущение от картины. Зной, от которого “плавится” воздух и щемит глаза. В контрасте с тёмной кожей улыбчивой марокканки.

Поразительно, что картина написана за 30 минут! Коран запрещает людям позировать. Поэтому Серебрякова работала с феноменальной скоростью, чтобы закончить рисунок за полчаса. На большее ее марокканские модели не соглашались.

Но яркие впечатления лишь временно приглушали душевную боль. Советская власть разрешила выпустить из страны только двух ее детей, Сашу и Катю (младшего сына и младшую дочь).

Двух оставшихся детей, старшего Женю и Татьяну, по непонятным причинам так и не выпустили. С ними она увидется лишь 36 лет спустя.

7. Спящая натурщица. 1941 г.


Зинаида Серебрякова. Спящая натурщица. 1941 г. Киевский музей русского искусства. Gallerix.ru

В Париже Зинаида создала много ню. Они написаны в неоклассическом стиле. Как у старых мастеров. Ее обнаженные похожи на или Джорджоне. Красивые. Нежные. Розовокожие.

В Серебряковой не было ни капли русской крови. По происхождению она была француженка (в девичестве Лансере). Но во Франции она себя ощущала русской. Ни с кем не дружила. Круглосуточно работала.

К тому же она была вновь не в моде. Балом правил стиль Ар-деко.