В чем смысл названия пьесы гроза. В чем заключается символический смысл заглавия пьесы гроза

А.Н. Островский - не просто писатель-драматург. Его по праву считают отцом русской драмы. Ведь до него в литературе 19 века театральное искусство развивалось очень слабо. Пьесы Островского были новыми, свежими и интересными. Именно благодаря этому автору люди снова потянулись в театры. Одна из самых известных пьес - "Гроза".

История создания

А.Н. Островский был отправлен с особой миссией по центральной России. Здесь писатель смог увидеть провинциальную жизнь во всей красе. Как и любой другой литератор, в первую очередь Островский обращал внимание на жизнь и быт русского купечества, мещан, знатных людей провинции. Он искал характеры и сюжеты. По итогам путешествия была написана пьеса "Гроза". И немного времени спустя в одном из произошел подобный случай. Островский смог предугать события, произошедшие в будущем. Характеристика пьесы "Гроза" как целостного произведения показывает, что автор - не просто проницательный человек, но и талантливый писатель-драматург.

Художественное своеобразие драмы

Пьеса обладает рядом художественных особенностей. Следует сказать, что Островский был одновременно и новаром драматургии, и поддерживал традицию. Чтобы разобраться, необходимо проанализировать жанр, главных героев, конфликт и смысл названия пьесы "Гроза".

Жанр

Существует три драматургических трагедия и драма. Из них самый древний - затем следует комедия, а вот драма как жанр появляется лишь в 19 веке. Основателем ее в России стал А.Н. Островский. Пьеса "Гроза" полностью соответствует его канонам. В центре изображения - обычные люди, не исторические деятели, не Это люди со своими недостатками и достоинствами, в душах которых развиваются чувства, привязанности, симпатии и антипатии. Ситуация также обыденная. Однако в ней присутствует острый жизненный конфликт, чаще всего неразрешимый. Катерина (главная героиня драмы) попадает в такую жизненную ситуацию, из которой нет выхода. Смысл названия пьесы "Гроза" многопланов (речь об этом пойдет ниже), один из вариантов толкования - неизбежность чего-либо, предопределенность и трагичность ситуации.

Главные герои

Основные персонажи пьесы: Кабаниха, ее сын Тихон, Катерина (сноха Кабановой), Борис (ее возлюбленный), Варвара (сестра Тихона), Дикой, Кулигин. Есть и другие персонажи, у каждого из которых своя смысловая нагрузка.

Кабаниха и Дикой олицетворяют собой все негативное, что есть в городе Калинове. злоба, самодурство, желание руководить всеми, жадность. Тихон Кабанов - пример безропотного поклонения матери, он бесхарактерен и глуп. Варвара же не такая. Она понимает, что мать во многом неправа. Она тоже хочет освободиться из-под ее давления и делает это по-своему: просто обманывает ее. Но такой путь невозможен для Катерины. Она не может врать мужу, измена для нее - это большой грех. Катерина на фоне других выглядит более мыслящей, чувствующей и живой. В стороне стоит лишь один герой - Кулигин. Он выполняет роль героя-резонера, то есть персонажа, в уста которого автор вкладывает свое отношение к ситуации.

Смысл названия пьесы "Гроза"

Символическое название - один из способов выразить идейный замысел произведения. В одном слове заключено огромное значение, оно многослойно.

Во-первых, гроза дважды случается в городе Калинове. Каждый из героев реагирует по-разному. Кулигин, например, видит в грозе явления физическое, поэтому особого страха она у него не вызывает. Безусловно, смысл названия пьесы "Гроза" не только в том, что это явление присуствует в тексте. Символ грозы тесно связан с главной героиней - Катериной. Впервые это явление природы застает героиню на улице, когда она разговаривает с Варварой. Катерина очень испугалась, но не смерти. Ее ужас обоснован тем, что молния может убить внезапно, и она предстанет вдруг пред Богом со всеми своими грехами. Но самый тяжкий грех у нее один - влюбленность в Бориса. Воспитание, совесть не позволяют Катерине полностью отдаться этому чувству. Сходив на свидание, она начинает испытывать огромные муки. Признание героиня также совершает во время грозы. Услышав громовой раскат, она не выдерживает.

Зависит от уровня истолкования. На формальном уровне это завязка и кульминация драмы. А вот на символическом уровне это боязнь кары господней, расплаты.

Можно сказать, что "гроза" нависла над всеми обитателями города. Чисто внешне это нападки Кабанихи и Дикого, а на бытийном уровне - это страх ответить за свои грехи. Возможно, поэтому она вызывает ужас не только у Катерины. Даже само слово "гроза" произносится в тексте не только как название природного явления. Тихон уезжает из дому, радуясь, что ему больше не будет докучать мать, что она больше не будет приказывать ему. Катерина же от этой "грозы" уйти не в состоянии. Она оказалась загнанной в угол.

Образ Катерины

Героиня совершает самойбийство, и из-за этого ее образ получается очень противоречивым. Она набожна, боится "геены огненной", но при этом идет на такой тяжкий грех. Почему? Видимо, моральное страдание, нравственные муки сильнее, чем ее мысли об аде. Скорее всего, она просто перестала думать о самоубийстве, как о грехе, видя в нем наказание за свой грех (измену мужу). Некоторые из критиков видят в ней исключительно сильную личность, бросившую вызов обществу, "темному царству" (Добролюбов). Другие же считают, что добровольная смерть - это не вызов, а, напротив, признак слабости.

Как расценивать этот поступок героини, одназначно сказать нельзя. Смысл названия пьесы "Гроза" подчеркивает, что в обществе, которое сложилось в Калинове, такие случаи не удивительны, ведь это закостенелый город, отсталый, в нем правят самодуры, такие как Дикой и Кабаниха. В итоге натуры чувствительные (Катерина) страдают, не ощущая поддержки ни с чьей стороны.

Выводы. Особенности и смысл названия пьесы "Гроза" (кратко)

1. Драма стала ярким примером жизни провинциальных городов, обнажив одну из главных проблем России - самодурство.

2. Драма соответствует канонам жанра (присутствует герой-резонер, есть отрицательные персонажи), но при этом является новаторской (она символична).

3. "Гроза", вынесенная в заглавие пьесы, - это не просто композиционный элемент, это символ божьей кары, раскаяния. Смысл названия пьесы "Гроза" Островского выводит пьесу на символический уровень.

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана во время серьезных реформаторских изменений в России и вышла в свет в 1859 году. Как и в любом литературном произведении, смысл заглавия пьесы «Гроза» заключает в себе тему и идею всей работы. А следовательно, требует подробного рассмотрения и анализа.

Что такое пьеса?

Прежде чем приступить к ответу на вопрос, в чем смысл заглавия пьесы «Гроза», необходимо дать определение жанру этого произведения. Итак, пьеса - литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. Отличительными особенностями этого будут:

  • Построение всего сюжета на диалогах и монологах героев.
  • Подразделение на части, которые называются актами или действиями, и сцены.
  • Ремарки автора, описывающие обстановку и костюмы персонажей. А также действия героев.

Своеобразие драмы «Гроза»

Смысл заглавия пьесы А. Н. Островского «Гроза» напрямую связан с жанровым своеобразием произведения. Дело в том, что литературоведы до сих пор не могут прийти к соглашению, чем является «Гроза» - драмой или трагедией.

Трагизм пьесы связан с образом Катерины, которая противопоставлена всем другим персонажам. Девушка резко отличается от окружающих ее людей, она светлая и мечтательная личность. Ее конфликт с миром заранее предопределен, безжалостный и темный - он способен лишь разрушать и уничтожать.

Драматическая сторона пьесы проявляется в социальном аспекте - каждый герой имеет свое общественное положение, которое обуславливает его поступки и характер. Таким образом, поставить точку и отнести пьесу к одному из жанров не представляется возможным.

Конфликт пьесы

Прежде чем определить смысл заглавия пьесы «Гроза», необходимо разобраться с основным конфликтом этого произведения.

Начнем с того, что в драме не один конфликт, а несколько. И первый, на который всегда обращала внимание критика, - социальный. С этой точки зрения Катерина предстает воплощением народа, который возмущен и не может больше сносить тиранию и самодурство власть имущих, представительницей которых выступает Кабаниха. Другой конфликт, также связанный с противостоянием Кабанихи и Катерины, - конфликт поколений.

Но основное и самое важное противоборство в пьесе - борьба Катерины с собой. Внутренний конфликт гораздо глубже внешних и несет в себе глубочайший смысл. Девушка борется с запретной любовью. Не умея лицемерить, она оказывается под ударом общественности. И в итоге ей ничего не остается, кроме как покончить жизнь самоубийством.

Образ Катерины

Смысл заглавия пьесы «Гроза» напрямую связан с образом главной героини. Катерина стала необычным женским персонажем для Островского. На фоне предыдущих героинь писателя она выделяется своей тонким мироощущением, цельностью личности. Она поэтическая и мечтательная натура со светлой душой и возвышенными стремлениями. Описание счастливой жизни для нее выглядит так: вышивание, посещение храма и молитвы, общение с богомолками и чудесные сны о золотых храмах и чудесных садах. Этим писатель подчеркивает, что для Катерины превыше материальных.

Образ девушки тесно переплетен с образом птицы и мотивом полета. Желание Катерины улететь вводит в повествование тему заточения и неволи. А вместе с ними и тему смерти, ведь душа может освободиться и взлететь, только утратив телесную оболочку.

У Катерины сильный характер, ее чувство достоинства очень велико. Ей очень тяжко жить под одной крышей с Кабанихой. Ведь там царят попреки, деспотия и самодурство со стороны хозяйки, а также глупость, бесхарактерность и покорность остальных обитателей.

Тоска, охватывающая Катерину в доме Марфы Игнатьевны, смешивается с желанием девушки познать настоящую любовь. К Тихону героиня не может испытывать этого чувства, так как он слабохарактерный, глупый, духовно бедный. Влюбиться Катерина может только в человека достойного, доброго, отличающегося от окружающих. И девушке кажется, что она находит такого в Борисе Григорьевиче. Именно с момента начала встреч с молодым человеком начинается внутренний конфликт героини. Она разрывается между своими чувствами и долгом перед мужем.

Но Катерина обманывается, Борис - заурядный человек, который не способен отважиться на то, чтобы спасти девушку. Катерина, осознавая, что не может простить себя и дальше жить в окружающем ее мраке, принимает решение покончить с собой. Именно с этим эпизодом связан смысл заглавия пьесы Островского «Гроза», который более подробно и детально мы рассмотрим ниже.

Смысл названия пьесы

В названии драмы скрыт огромный смысл. Впервые это слово произносит Тихон, когда перед отъездом прощается с женой. Герой сравнивает с нависающей грозой Кабаниху и радуется, что избавится от ее нападок хоть на короткий срок. Таким образом, отвечая на вопрос, в чем заключается символический смысл заглавия пьесы «Гроза»», можно сказать, что это олицетворяет может быть вызван как самодурством окружающих, так и высшими силами. И охватывает всех героев произведения. Даже Катерина подвержена ему, так как страшится высшего наказания за свою измену мужу. Девушку даже смерть не пугает так, как возможная кара за грехи.

Все развитие действий в пьесе похоже на предгрозовое время, которое непременно закончится бурей. Именно в страхе, который нарастает по мере приближения стихии, и заключается смысл заглавия пьесы «Гроза». Сочинение лучше дополнить описаниями тех сцен в пьесе, где персонажи наиболее ярко проявляют испуг.

Вывод

Произведение было принято критикой с большим восторгом и имело множество толкований конфликтов, главной темы и образа Катерины. Также символической загадкой стал смысл заглавия пьесы «Гроза». Сочинение, предусмотренное школьной программой, лишний раз подтверждает, что интерес к этому неоднозначному творению Островского до сих пор не ослаб.

Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.
Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии - завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: “... вон никак гроза заходит...”
В начале четвертого действия тоже собирается греза, предвещая трагедию: “Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет...”
А разражается гроза только в сцене признания Катерины - в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан.
Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).
Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”
Примечателен и такой факт: Кулигин - сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: “Я было хотел все это стихами изобразить...”). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод (“дощечку медную”), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах - это своеобразный громоотвод.
Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому - судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.
А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..”
Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы.
Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не"рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми...”
Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого - не мужа.
Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) - и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.
Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать,
ее стремление к свободе - это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” - кричит он матери.
Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “...конец (пьесы)... кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе...”
Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь...”
Гроза тоже не подчиняется ничему и никому - она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).
Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!”
Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и не-односторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.

Конечно, название пьесы Островского метафористическое и несет определенную смысловую нагрузку. Каждый из героев пьесы Гроза по-разному объяснял такое явление как гроза, через их объяснения можно судить об их внутреннем мире. Кабаниха считала, что это наказание за грехи человечества. Кудряш, считал, что гроза - благодать, потому что после грозы вокруг свежо и легко. Феклуша говорила, что это Илья-пророк в колеснице, а Катерина считала это возмездием за грехи. Кулигин называл это природным явлением. Тихон считал грозу злобой.

Кулигин хотел бороться с грозой, обдумывал то, как можно обезопасить дома от нее, хотел придумать что-то вроде громоотвода. Кулигин - механик и объясняет все с научной точки зрения, поэтому он думает, что с помощью приборов можно остановить такое природное явление. С помощью громоотвода он хочет избавить людей от страха грозы, чтобы люди перестали бояться ее. Для него гроза грубость, зло, жестокость, с которым надо бороться.

Душа Катерины была полна переживаний и страданий, внутри нее гроза, также она очень боялась грозы, потому что, она считала, гроза накажет ее за то, что изменила мужу. Катерина искренне любит Бориса, она не может перебороть это в себе, и чувство мучает ее. Это чувство - грех, так как она замужняя женщина, она знает, что будет наказана всевышним за это, и думает о своем грехе.

Для Тихона гроза олицетворяла мать, он во всем ей подчинялся, когда она была рядом, а когда уезжал, радовался, что над ним не будет грозы. Гроза - угнетение, давление со стороны матери.

Для Бориса в слове гроза было два значения, во-первых, это природное явление, во-вторых, это страх, который нагнетали на него другие люди, он боится мнения людей, их реакцию на происшедшее с Катериной, поэтому он решает, что лучше уехать, чтобы не слышать слухи и сплетни.

Гроза многое олицетворяет в этой пьесе, это и грех, и злость, возмездие и очищение, у каждого свое мнение на счет грозы. После грозы - самоубийства Катерины в душах горожан начали происходить изменения, они поняли, что нужно протестовать против угнетения. Данная пьеса была написана незадолго до отмены крепостного права, все происходящее в том обществе было как бы духотой, недостача воздуха, в этот момент и появилась такая пьеса, которая заставляет бороться за свои права, достоинство и честь. И не позволять другим управлять тобой, подчиняться им, бояться господ.

Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервой показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе "Гроза"писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность "Домостроя", пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, отношения "старого", угнетающего, и "молодого", безгласного.

Главная мысль "Грозы"содержится в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо существовать в обществе, где господствуют "жестокие нравы", где царит "Домострой", где все основано на страхе, обмане и подчинении.

Название "Гроза"можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза - это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действо, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.

Итак, название "Гроза"подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.

Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в "темном царстве"появился "луч света"- Катерина - леди, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, з городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все "постыло". Она- первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над "старым"миром сгущались уже давнехонько. Домострой потерял свое изначальное важность. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может достичь компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен выйти в любую минуту наружу.

Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения постоянно есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен высказать о своем протесте, то "темному царству"на самом деле осталось существовать недолго.

Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.

Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грешок и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что "смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами:"В конце концов, религиозность, боязнь возмез - дня за грешок одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из обитателей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль - лишь бы все "шито д% крыто было". Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна существовать. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все "постыло", она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая леди полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.

Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действо происходит на фоне стихии.

Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека в
озможности проявления са