Что не является отличительной особенностью романтизма. Основные черты романтизма

  • 8. Особенности романтизма к.Н. Батюшкова. Его творческий путь.
  • 9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).
  • 10. Творческий путь к.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.
  • 11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).
  • 13. Басенное творчество и.А. Крылова: феномен Крылова.
  • 14. Система образов и принципы их изображения в комедии а.С. Грибоедова «Горе от ума».
  • 15. Драматургическое новаторство а.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
  • 17. Лирика а.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).
  • 18. Поэма а.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.
  • 19. Своеобразие романтизма а.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.
  • 20. Проблема героя и жанра в южных поэмах а.С. Пушкина.
  • 21. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции а.С. Пушкина.
  • 22. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки. Путь к «поэзии действительности».
  • 23. Вопросы историзма в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов».
  • 24. Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».
  • 25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве а.С. Пушкина.
  • 26. Тема Петра I в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов.
  • 27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).
  • 28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе а.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  • 29. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».
  • 30. Лирика а.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.
  • 31. «Маленькие трагедии» а.С. Пушкина как художественное единство.
  • 33. «Медный всадник» а.С. Пушкина: проблематика и поэтика.
  • 34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» а.С. Пушкина.
  • 35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» а.С. Пушкина.
  • 36. Лирика а.С. Пушкина 1830-х годов.
  • 37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» а.С. Пушкина.
  • 38. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» а.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма.
  • 39. Поэзия а.И. Полежаева: жизнь и судьба.
  • 40. Русский исторический роман 1830-х годов.
  • 41. Поэзия а.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы.
  • 42. Лирика м.Ю. Лермонтова: основные мотивы, проблема эволюции.
  • 43. Ранние поэмы м.Ю. Лермонтова: от романтических поэм к сатирическим.
  • 44. Поэма «Демон» м.Ю. Лермонтова и ее общественно-философское содержание.
  • 45. Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности.
  • 46. Проблематика и поэтика драмы м.Ю. Лермонтова «Маскарад».
  • 47. Общественно-философская проблематика романа м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В.Г. Белинский о романе.
  • 48. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Герое нашего времени». Своеобразие психологизма м.Ю. Лермонтова.
  • 49. «Вечера на хуторе близ Диканьки» н.В. Гоголя как художественное единство.
  • 50. Проблема идеала и действительности в сборнике н.В. Гоголя «Миргород».
  • 52. Проблема искусства в цикле «Петербургских повестей» и повесть «Портрет» как эстетический манифест н.В. Гоголя.
  • 53. Повесть н.В. Гоголя «Нос» и формы фантастического в «Петербургских повестях».
  • 54. Проблема маленького человека в повестях н.В. Гоголя (принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели»).
  • 55. Драматургическое новаторство н.В. Гоголя в комедии «Ревизор».
  • 56. Жанровое своеобразие поэмы н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности сюжета и композиции.
  • 57. Философия русского мира и проблема героя в поэме н.В. Гоголя «Мертвые души».
  • 58. Поздний Гоголь. Путь от второго тома «Мертвых душ» к «Выбранным местам из переписки с друзьями».
  • 3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

    Споры о романтизме идут уже около 200 лет. Само определение «романтизм» вызывает различные толкования, хотя это слово глубоко вошло в культуру. В эпоху зарождения романтизма о нём шли бурные споры. Вяземский писал Пушкину: «Романтизм как домовой – не знаешь, как накинуть на него палец». Сложность определения романтизма связана и с тёмной этимологией слова. Согласно первой версии, слово происходит от понятия «роман» и связано со сказанием; согласно второй версии, слово происходит от понятия «романс» и связано с рыцарской культурой средневековья; согласно третьей версии, слово «романтизм» связано с романскими языками и культурой. Единства в определении романтизма не наблюдалось до начала XIX века. Романтизм всегда был связан с поэтической необоснованностью, мистикой. Было понятно, что у него нет определённых норм.

    Определённый сдвиг в сторону понимания романтизма произошёл в немецкой философии. Фридрих Шеллинг и братья Шлегели попытались дать определение романтизма. Романтизм – противопоставление между мечтой и действительностью, сущим и должным, тем, что есть, и тем, что должно быть. Романтизм – детище общественных потрясений, национально-общественных движений, философских революций. Хронологические границы эпохи романтизма: 1789 – 1848 гг. Эта эпоха – время формирования романтизма как мировоззрения и художественного направления.

    В Англии и Франции романтизм – явление более раннее, чем в России. В России становление романтизма приходится на 1810 – 1820 гг. В США романтизм приходит в 1830-е гг. Романтизм развивается и в науке: математике, медицине, биологии. В романтизм органично вошло общее брожение. Происходит пересмотр понятий классицизма. В романтизме признавался приоритет внутреннего состояния человека, его конфликт с государственной властью. Романтизм стремился постичь весь мир, всё в человеке. Романтиков волновала идея всеобъемлющего, синтеза. Романтизм лишался односторонних взглядов.

    Романтизм возник на волне революций как проявление свободолюбия (освобождение Греции, движение этеристов в Молдавии, карбонариев в Италии, освободительное движение, связанное с наполеоновскими войнами). Свобода становится лозунгом романтиков. В России росту свободолюбивых настроений способствовала

    Отечественная война 1812 г. Развивалось национальное самосознание, главным принципом которого становится интерес к национальной истории и народности.

    Философские основы романтизма сформировались в русле идеальной философии. В этой философии преобладающими становятся культы души и чувства. Идеализм становится основой романтизма. Пробуждается интерес к подсознательному, стремление выявить инстинкты. Мистика и религия приобретают особую ценность в эпоху романтизма. Параллельно с идеалистической философией формируется романтическая эстетика.

    Эстетика классицизма была достаточно догматичной, его поэтика опиралась на определённые правила. Романтизм был свободен в своих поэтических принципах. Нормальной формой эстетического выражения для него является фрагмент, отрывок. Отрывок – важнейший принцип романтического мироощущения. Он показывает фрагментарность огромного полотна жизни.

    Основные принципы романтизма:

    1. Романтическое отрицание, связанное с понятием времени, сущего мира. В нём романтики видели культ утилитарного, мещанского. Особо чужд романтикам буржуазный строй. Романтики создали особый мир – мир мечты. В основе романтического искусства лежит антиномичность – постоянное противоречие между материальным и историческим миром.

    2. Возникновение культа средневекового Возрождения, концепции романтической истории, противопоставление между «сегодня» и «вчера», рождение исторического романа. Увлечение Вальтером Скоттом, Виктором Гюго. В литературу внедряется историческое мышление, раздвигаются грани художественного.

    3. Двоемирие, антропологическим воплощением которого становится двойничество, способствует психологизации литературы. Усложняется представление о мире и о человеке. Появляется интерес к сказке. Сказка рассматривается как основа человеческого чувства (братья Гримм, Э.Т.А. Гофман, В. Гауф, Г.Х. Андерсен).

    4. Уход в фантастику во всех её формах, рождение нового представления о самом мироздании.

    5. Культ романтического героя. Само понятие героя этимологически связано с понятием героики. Романтический герой не похож на всех, он странный. Он меняет свой облик, в связи с чем рождается культ портрета. У романтиков всё нараспашку, в их внешности царит беспорядок, они обладают горящим взглядом. Культом становится домашний очаг. Но романтический герой – это ещё и герой странник. Понятие «странник» здесь связано с понятием «странный». Характерная особенность романтического сознания – образ дороги, движения.

    Манифестом романтизма становится произведение Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда». Важен психологический образ героя. Герой изверился в этом мире и не нашёл себя в том. Возникает понятие «мировой скорби». Романтический герой – скорбник, герой-странник, энтузиаст, сомневающийся, мучающийся, не находящий себя, замкнутый в пространстве и на себе. Как следствие, возникает эгоизм героя как сложное романтическое сознание. Романтический герой одинок. В это время произошла антропологическая революция: романтики нашли нового человека. Это герой неумеренных страстей.

    Типы романтических героев:

    1. Герой-титан, происходящий от мифологических и библейских образов. Он становится выражением титанических страстей, максимализма, демонического сознания; Демон Лермонтова

    2. Герой-странник, паломник, открывающий новые пространства, находящийся в постоянном движении. Он сближает понятия дороги – реального пространства – и пути – жизненного мировоззрения. Этот герой странен и во внешности, и в поступках;

    3. Герой-художник. Романтизм показывает личность в сфере трагизма творчества, связанного с невозможностью выразить всё. Характерная особенность романтического героя-творца – импровизация. Среди подобных героев много музыкантов. Музыка и лирика глубоко взаимосвязаны.

    Появляются глубинные связи между автором и героем. Герой становится носителем и выразителем авторского сознания, его alter ego. Нераздельность авторского сознания и сознания героя не давала возможность развития искусства. Чтобы преодолеть субъективную позицию, необходимо было создать дистанцию между авторским сознанием и сознанием героя. Романтический герой взорвал само представление о мире. Романтическая литература – литература диалога о мире. В романтическом мире даже животные становятся творцами.

    Романтическая эстетика тяготеет к чудесам, тайнам, всему необычному. Виктор Гюго говорил: «Обыденность – смерть искусства». Первой формой выражения фантастики становится новый хронотоп. Важными становятся пространства дня и ночи. В ночи пропадает ощущение времени. Романтические герои действуют вечером и ночью. Важным является момент своеобразного бодрствования духа. Рождается новая лирика: ноктюрны, для которых важной становится загадка заката. Английский поэт Юнг создал первое произведение подобного рода – «Ночные размышления». Топос романтического искусства – психологическое отражение души. Культивируются горный и морской пейзажи. Море – страсть, бушующий пейзаж, фольклорный образ, обретающий сущее понятие. Горы – момент восхождения от земли к небу, отражающий мотив двоемирия. Устремлённость души к горним высотам иллюстрирует романтический пейзаж. Воплощением сближения горного и горнего является крест на горе.

    Важен и топос кладбища. Это философский топос, решающий вопросы бытия, существования, жизни и смерти. Вечернее и ночное кладбище – воплощение загадок бытия. Реальное пространство, по мысли романтиков, было населено духами. Романтики открыли учение средневекового мистика Парацельса, который говорил об особой роли стихий – огня, воды, воздуха и земли. Романтический хронотоп космогоничен. В этом отношении программным можно назвать роман Александра Гумбольдта «Космос», в котором он попытался определить место человека в Космосе.

    Мир, населённый разными существами, давал романтику возможность показать этот мир в динамике. Важнейший принцип романтического искусства – смена картин. Романтическое пространство извилистое и излучистое.

    Музыка определяла стиль романтизма, особую лирическую наполненность. Не менее важной была живопись. Романтики тяготели к пейзажному образу мышления. Возникает живая картина в слове. Для романтического искусства был важен культ архитектуры. Слово становится акустическим и визуальным. Для европейской литературы в этом плане было важно творчество Э.Т.А. Гофмана.

    Романтики раскрепостили возможности художников. Для романтиков был важен сам момент творчества. Фигура художника-страдальца становится определяющей для романтического искусства. Возникает феномен безумия, порождённый конфликтом мечты и действия.

    Особенности русского романтизма:

    1. Русский романтизм – хронологически более позднее явление, чем европейский. Он переживает становление в 1810 – 1820 гг. Это эпоха национально-освободительных движений, Отечественной войны 1812 г., эпоха надежд, веры в будущее возрождение России. Русский романтизм был более связан с идеями Просвещения. В это время европейский романтизм переживает кризис;

    2. Для русского романтизма неизменной остаётся сила разума;

    3. В европейском романтизме нравственная проблема противопоставлена эстетической. Развитие буржуазных отношений и культа расчёта не позволяет связать искусство с нравственностью. Взаимодействие эстетики и этики – главная черта русского романтизма. Можно говорить о своеобразном феномене калокагатии. В европейском романтизме эстетика становится самоцелью;

    4. В русском романтизме редуцирован индивидуальный момент. Европейский герой-индивидуалист бежит из общества. Русский герой в силу итогов войны 1812 г. тяготеет к народу. Идеи народности, национального искусства являются основополагающими для романтиков. Для романтиков особо острой является проблема «героя нашего времени»;

    5. Этический пафос противопоставлен плотским темам. Для русских романтиков любовь – особое таинство, наполненное целомудрием;

    6. В русском романтизме идея свободолюбия была связана с идеями отмены крепостного права, реформ в обществе. Кроме декабристов, пафос свободолюбия разделяли и другие романтики. А.М. Горький выделял прогрессивный или гражданский романтизм и реакционный или психологический романтизм. Эта концепция повредила изучению творчества романтиков. Но всё же романтизм – сложное и неоднородное явление.

    Искусство, как известно, чрезвычайно многогранно. Огромное количество жанров и направлений позволяет каждому автору в наибольшей степени реализовать свой творческий потенциал, а читателю дает возможность выбрать именно тот стиль, который ему по душе.

    Одним из самых популярных и, без сомнения, прекрасных течений искусства является романтизм. Это направление приобрело широкое распространение в конце XVIII века, охватив европейскую и американскую культуру, но позднее дойдя и до России. Основные идеи романтизма - стремление к свободе, к совершенству и обновлению, а также провозглашение права человеческой независимости. Это течение, как ни странно, широко распространилось абсолютно во всех основных видах искусства (живопись, литература, музыка) и приобрело поистине массовый характер. Поэтому следует более подробно рассмотреть, что такое романтизм, а также упомянуть его самых известных деятелей, как зарубежных, так и отечественных.

    Романтизм в литературе

    В этой сфере искусства подобный стиль изначально появился в Западной Европе, после буржуазной революции во Франции 1789 г. Основной идеей писателей-романтиков стало отрицание действительности, мечты о лучшем времени и призыв к борьбе за смену ценностей в обществе. Как правило, основной герой - это бунтарь, действующий в одиночку и ищущий правды, что, в свою очередь, делало его беззащитным и растерянным перед окружающим миром, поэтому произведения авторов-романтиков зачастую пропитаны трагизмом.

    Если сравнивать это направление, например, с классицизмом, то эпоха романтизма отличалась полной свободой действий - писатели не стеснялись использовать самые разные жанры, смешивая их воедино и создавая уникальный стиль, в основе которого так или иначе лежало лирическое начало. Действующие события произведений были наполнены необыкновенными, порой даже фантастическими событиями, в которых напрямую проявлялся внутренний мир персонажей, их переживания и мечты.

    Романтизм как жанр живописи

    Изобразительное искусство также попало под влияние романтизма, причем его движение здесь основывалось на идеях известных литераторов и философов. Живопись как таковая полностью преобразилась с приходом этого течения, в ней стали появляться новые, совершенно необычные образы. Темы романтизма затрагивали неизведанное, включая дальние экзотические страны, мистические видения и грезы и даже мрачные глубины человеческого сознания. В своем творчестве художники во многом опирались на наследие давних цивилизаций и эпох (Средневековье, Древний Восток и пр.).

    Направленность этого течения в царской России также была иной. Если европейские авторы затрагивали антибуржуазные темы, то русские мастера писали на тему антифеодализма.

    Тяга к мистике была выражена значительно слабее, чем у западных представителей. Отечественные деятели по-иному представляли себе, что такое романтизм, что в их творчестве прослеживается в виде частичного рационализма.

    Эти факторы и стали основополагающими в процессе зарождения новых веяний в искусстве на территории России, и благодаря им мировое культурное наследие знает русский романтизм именно таким.

    Зародился еще в конце XVIII столетия, однако наибольшего расцвета достиг в 1830-х годах. С начала 1850-х годов период начинает идти на спад, однако нити его тянутся сквозь весь XIX век, давая основу таким направлениям, как символизм, декаданс и неоромантизм.

    Возникновение романтизма

    Родиной направления считается Европа, в частности Англия и Франция, откуда и пошло название данного художественного направления - «romantisme». Объясняется это тем, что романтизм 19 века возник как следствие Великой французской революции.

    Революция разрушила всю существовавшую ранее иерархию, перемешала общество и социальные слои. Человек стал ощущать одиночество и начал искать утешения в азартных играх и прочих развлечениях. На фоне этого и возникла идея о том, что вся жизнь представляет собой игру, в которой есть и победители, и проигравшие. Главным героем каждого романтического произведения становится человек, играющий с роком, с судьбой.

    Что такое романтизм

    Романтизм - это все то, что существует только в книгах: непонятные, невероятные и фантастические явления, в то же время сопряженные с утверждением личности через ее духовную и творческую жизнь. Главным образом события разворачиваются на фоне выраженных страстей, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом.

    Писатели эпохи романтизма делают упор на то, что главная ценность в жизни - личность человека. Каждая личность - это отдельный мир, полный удивительной красоты. Именно оттуда черпается все вдохновение и возвышенные чувства, а также появляется склонность к идеализации.

    По утверждению писателей-романистов, идеал - понятие эфемерное, но тем не менее имеющее право на существование. Идеал находится за пределами всего обыденного, поэтому главный герой, и его идеи напрямую противопоставлены житейским отношениям и материальным вещам.

    Отличительные черты

    Особенности романтизма как заключаются в основных идеях и конфликтах.

    Главная идея практически каждого произведения - постоянное передвижение героя в физическом пространстве. Этот факт как бы отражает смятение души, его непрерывно текущие размышления и одновременно - изменения в окружающем его мире.

    Как и многие художественные направления, романтизм имеет собственные конфликты. Здесь вся концепция строится на сложных взаимоотношениях главного героя с окружающим миром. Он весьма эгоцентричен и в то же время бунтует против низменных, пошлых, материальных предметов действительности, что так или иначе проявляется в поступках, мыслях и идеях персонажа. Наиболее ярко выражены в этом плане следующие литературные примеры романтизма: Чайльд-Гарольд - главный герой из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона и Печорин - из «Героя нашего времени» Лермонтова.

    Если же обобщить все вышесказанное, то выходит, что основа любого подобного произведения - разрыв между реальностью и идеализированным миром, имеющий весьма острые грани.

    Романтизм в европейской литературе

    Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

    Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

    Данное художественное явление имеет несколько этапов:

    1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.
    2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.
    3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.

    Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

    В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

    В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

    Европа: примеры произведений

    Наиболее приметными европейскими произведениями в духе романтизма считаются следующие литературные сочинения:

    Трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

    Романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

    Роман «Адольф» Бенжамена Констана;

    Роман «Исповедь сына века» Мюссе;

    Роман «Сен-Мар» Виньи;

    Манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель», роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

    Драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

    Романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

    Манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

    Поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

    - «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

    Собрание сочинений Бальзака;

    Роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

    Сказка «Гиацинт и Роза», роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса;

    Сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

    Романтизм в русской литературе

    Русский романтизм 19 века зародился под непосредственным влиянием западноевропейской литературы. Однако, несмотря на это, он имел свои характерные черты, которые отслеживались еще в предыдущих периодах.

    Данное художественное явление в России в полной мере отражало всю неприязнь передовиков и революционеров к господствующей буржуазии, в частности, к ее образу жизни - разнузданному, безнравственному и жестокому. Русский романтизм 19 века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны.

    В литературе того времени выделяется два направления: психологическое и гражданское. Первое было основано на описании и анализе чувств и переживаний, второе же - на пропаганде борьбы с современным обществом. Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.

    Россия: примеры произведений

    Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это:

    Повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;

    Сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;

    - «Ночь перед Рождеством» Гоголя;

    - «Герой нашего времени» Лермонтова.

    Романтизм в американской литературе

    В Америке направление получило чуть более позднее развитие: начальный этап его датируется 1820-1830 годами, последующий - 1840-1860 годами XIX века. На оба этапа исключительное влияние оказали гражданские волнения как во Франции (что послужило толчком к созданию США), так непосредственно и в самой Америке (война за независимость от Англии и война между Севером и Югом).

    Художественные направления в американском романтизме представлены двумя видами: аболиционистским, ратовавшим за освобождение от рабства, и восточным, идеализировавшим плантаторство.

    Американская литература указанного периода зиждется на переосмыслении знаний и жанров, захваченных из Европы и перемешанных со своеобразным укладом и темпом жизни на пока еще новом и мало изведанном материке. Американские произведения богато сдобрены национальными интонациями, чувством независимости и борьбы за свободу.

    Американский романтизм. Примеры произведений

    Цикл «Альгамбра», рассказы «Жених-призрак», «Рип Ван Винкль» и «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга;

    Роман «Последний из могикан» Фенимора Купера;

    Стихотворение «Ворон», рассказы «Лигейя», «Золотой жук», «Падение дома Ашеров» и другие Э. Алана По;

    Романы «Алая буква» и «Дом о семи фронтонах» Гортона;

    Романы «Тайпи» и «Моби Дик» Мелвилла;

    Роман «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу;

    Поэтически переложенные легенды «Эвангелина», «Песнь о Гайавате», «Сватовство Майлза Стендиша» Лонгфелло;

    Сборник «Листья травы» Уитмена;

    Сочинение "Женщина в девятнадцатом столетии" Маргарет Фуллер.

    Романтизм как литературное направление оказал достаточно сильное влияние на музыкальное, театральное искусство и живопись - достаточно вспомнить многочисленные постановки и картины тех времен. Произошло это главным образом из-за таких качеств направления, как высокая эстетичность и эмоциональность, героизм и пафосность, рыцарство, идеализация и гуманизм. Несмотря на то что век романтизма был достаточно недолгим, это нисколько не повлияло на популярность книг, написанных в XIX веке, в последующие десятилетия - произведения литературного искусства того периода любимы и почитаемы публикой и по сей день.

    Художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США. К более поздним эпохам термин «романтизм» применяется в значительной мере на основе художественного опыта первой половины XIX в.

    Творчество романтиков в каждой стране имеет свою специфику, объясняемую особенностями национального исторического развития, и вместе с тем обладает и некоторыми устойчивыми общими чертами.

    В этой обобщающей характеристике романтизма можно выделить: историческую почву, на которой он возникает, особенности метода и характер героя.

    Общей исторической почвой, на которой возник европейский романтизм, явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией. Романтики восприняли от своего времени идею свободы личности, выдвинутую революцией, но одновременно в странах Запада они осознали беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы. Поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятение и растерянность перед окружающим миром, трагизм судьбы личности.

    Главным событием русской истории начала XIX в. явились Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов 1825 г., оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России и определившие круг тем и вопросов, волновавших русских романтиков (см. Русская литература XIX в.).

    Но при всей самобытности и оригинальности русского романтизма развитие его неотделимо от общего движения европейской романтической литературы, как неотделимы вехи национальной истории от хода европейских событий: политические и социальные идеи декабристов преемственно связаны с основными принципами, выдвинутыми французской революцией.

    При общей тенденции отрицания окружающего мира романтизм не составлял единства социально-политических взглядов. Наоборот, взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе, борьбе своего времени было резко несхожими - от революционных (точнее, бунтарских) до консервативных и реакционных. Это часто дает основание делить романтизм на реакционный, созерцательный, либеральный, прогрессивный и т. п. Правильнее, однако, говорить о прогрессивности или реакционности не самого метода романтизма, а социальных, философских или политических взглядов писателя, учитывая, что художественное творчество такого, например, романтического поэта, как В. А. Жуковский, гораздо шире и богаче его политических и религиозных убеждений.

    Особый интерес к личности, характер её отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального (внебуржуазного, антибуржуазного) - с другой. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста с окружающей жизнью, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира. Это активное личностное начало в романтизме накладывает отпечаток на всю структуру художественного произведения, определяет его субъективный характер. События, происходящие в романтических поэмах, драмах и других произведениях, важны лишь для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора.

    Так, например, история Тамары в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова подчинена главной задаче - воссоздать «дух беспокойный» - дух Демона, передать в космических образах трагедию современного человека и, наконец, отношение самого поэта к реальной действительности,

    Где не умеют без боязни
    Ни ненавидеть, ни любить.

    Литература романтизма выдвинула своего героя, чаще всего выражающего авторское отношение к действительности. Это человек с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Поэтому он всегда поставлен выше окружающих («…я не создан для людей: я для них слишком горд, они для меня - слишком подлы», - говорит Арбенин в драме М. Лермонтова «Странный человек»).

    Герой этот одинок, и тема одиночества варьируется в произведениях самых разных жанров, особенно часто в лирике («На севере диком стоит одиноко… » Г. Гейне, «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» М. Ю. Лермонтов). Одиноки герои Лермонтова, герои восточных поэм Дж. Байрона. Одиноки даже герои-бунтари: Каин у Байрона, Конрад Валленрод у А. Мицкевича. Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах.

    Герои романтизма беспокойны, страстны, неукротимы. «Я рожден / С душой кипучею, как лава», - восклицает Арбенин в «Маскараде» Лермонтова. «Ненавистно томление покоя» герою Байрона; «…это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своем, опершаяся на самом себе», - писал о байроновском герое В. Г. Белинский.

    Романтическая личность, несущая в себе бунтарство и отрицание, ярко воссоздана поэтами-декабристами - представителями первого этапа русского романтизма (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев-Марлинский, В. К. Кюхельбекер).

    Повышенный интерес к личности и душевному миру человека способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров - в ряде стран именно эпоха романтизма выдвинула великих национальных поэтов (во Франции - Гюго, в Польше - Мицкевич, в Англии - Байрон, в Германии - Гейне). Одновременно углубление романтиков в человеческое «я» во многом подготовило психологический реализм XIX в. Крупным открытием романтизма явился историзм. Если вся жизнь предстала перед романтиками в движении, в борьбе противоположностей, то это отразилось и на изображении прошлого. Родился

    исторический роман (В. Скотт, В. Гюго, А. Дюма), историческая драма. Романтики стремились красочно передать колорит эпохи, как национальный, так и географический. Они много сделали для популяризации устного народного творчества, а также произведений средневековой литературы. Пропагандируя самобытное искусство своего народа, романтики привлекали внимание к художественным сокровищам других народов, подчеркивая неповторимые черты каждой культуры. Обращаясь к фольклору, романтики часто воплощали легенды в жанре баллады - сюжетной песни драматического содержания (немецкие романтики, поэты «озерной школы» в Англии, В. А. Жуковский в России). Эпоха романтизма отмечена расцветом художественного перевода (в России блестящим пропагандистом не только западноевропейской, но и восточной поэзии явился В. А. Жуковский). Отвергая строгие нормы, предписывавшиеся эстетикой классицизма, романтики провозгласили право каждого поэта на многообразие художественных форм, созданных всеми народами.

    Романтизм не исчезает со сцены сразу же с утверждением критического реализма. Например, во Франции такие знаменитые романтические романы Гюго, как «Отверженные» и «93‑й год», созданы спустя много лет после завершения творческого пути реалистов Стендаля и О. де Бальзака. В России романтические поэмы М. Ю. Лермонтова, лирика Ф. И. Тютчева создавались тогда, когда литература уже заявила о себе значительными успехами реализма.

    Но судьба романтизма на этом не завершилась. Спустя многие десятилетия, в других исторических условиях, писатели нередко вновь обращались к романтическим средствам художественного изображения. Так, молодой М. Горький, создавая одновременно и реалистические и романтические рассказы, именно в романтических произведениях полнее всего выразил пафос борьбы, стихийный порыв к революционному переустройству общества (образ Данко в «Старухе Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).

    Однако в XX в. романтизм уже не составляет цельного художественного направления. Речь идет только о чертах романтизма в творчестве отдельных писателей.

    В советской литературе черты романтического метода отчетливо проявлялись в творчестве многих писателей-прозаиков (А. С. Грин, А. П. Гайдар, И. Э. Бабель) и поэтов (Э. Г. Багрицкий, М. А. Светлов, К. М. Симонов, Б. А. Ручьев).

    Сама этимология понятия «романтизм» отсылает к области художественной литературы. Первоначально слово romance в Испании означало лирическую и героическую песню - романс; затем большие эпические поэмы о рыцарях; впоследствии оно было перенесено на прозаические рыцарские романы. В 17 в. эпитет «романтический» (фр. romantique) служит для характеристики авантюрных и героических произведений, написанных на романских языках, в противоположность тем, которые написаны на языках классических. В Европе романтизм начал свое распространение с двух стран. Двумя «родинами» романтизма стали Англия и Германия.

    В 18 в. это слово начинает употребляться в Англии применительно к литературе Средневековья и Возрождения. Одновременно понятие «romance» стали использовать для обозначения литературного жанра, подразумевающего повествование в духе рыцарских романов. Да и в целом во второй половине этого же столетия в Англии прилагательное «romantic» описывает все необычное, фантастическое, таинственное (приключения, чувства, обстановку). Наряду с понятиями «живописное» (picturesque) и «готическое» (gothic) оно обозначает новые эстетические ценности, отличные от «универсального» и «разумного» идеала прекрасного в классицизме.

    Хотя прилагательное «романтический» начинает использоваться в европейских языках, по меньшей мере, с 17 в., существительное «романтизм» первым ввел в обиход Новалис в конце 18 в. В конце 18 в. в Германии и в начале 19 в. во Франции и ряде других стран романтизм становится названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму. Как обозначение определенного литературного стиля в целом его концептуализировал и популяризовал А. Шлегель в лекциях, которые он читал в конце 18 - начале 19 в. в Йене , Берлине и Вене («Лекции об изящной литературе и искусстве», 1801-1804). В течение двух первых десятилетий 19 в. идеи Шлегеля распространяются во Франции, Италии и Англии, в частности, благодаря популяризаторской деятельности Ж. де Сталь. Закреплению этого понятия способствовала работа И. Гёте «Романтическая школа» (1836). Возник романтизм вГермании , в литературно-философских кругах«йенской школы» (братья Шлегель и др.). Яркие представители направления –Ф. Шеллинг, братья Гримм, Гофман, Г. Гейне.

    В Англии новые идеи воспринялиВ. Скотт, Дж. Китс, Шелли, У. Блейк . Самым ярким представителем романтизма сталДж. Байрон . Его творчество оказало большое влияние на распространение направления, в том числе в России. Популярность его «Путешествия Чайльд-Гарольда» привела к возникновению явления«байронизм » (Печорин в «Герое нашего времени» М. Лермонтова).

    Французские романтики – Шатобриан,В. Гюго, П. Мериме ,Жорж Санд , польские – А. Мицкевич,американские – Ф. Купер, Г. Лонгфелло и др.

    Термин «романтизм» обрел в это время и более широкое философское истолкование и познавательное значение. Романтизм в период своего расцвета создал собственное направление в философии, теологии, искусстве и эстетике. Особенно ярко проявившись в этих областях, романтизм не миновал также историю, право и даже политэкономию.

    Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде, психологии людей. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА. Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно? До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому- то повезет, а кому- то нет. В эту эпоху возникают и приобретают огромную популярность азартные игры, в всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты. В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова. РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это игрок, он играет с жизнью и судьбой, ведь только в игре человек может почувствовать силу рока. Основные черты романтизма: Необычность в изображении событий, людей, природы. Стремление к идеалу, совершенству. Близость к устному народному творчеству по сюжету, сказочным образам. Изображение главного героя в исключительных обстоятельствах. Очень яркий, красочный язык, использование разнообразных выразительных и изобразительных средств языка.

    Главные идеи романизма: Одной из основных идей является идея движения. Герои произведений приезжают и снова уезжают. В литературе возникают образы почтовой кареты, путешествий, странствий. Достаточно вспомнить, например, путешествие Чичикова в дилижансе или Чацкого, который в начале откуда-то приезжает “Лечился, говорят, на кислых он водах.”) , а потом вновь куда-то уезжает (“Карету мне, карету!”). Эта идея отражает существование человека в постоянно меняющемся мире.ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА. Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - “байронизм”, и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в “Герое нашего времени” Лермонтова). Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” - это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - это мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.ОТЛИЧИЕ РУССКОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА. Основной литературной формой европейского романтизма стали сказки, легенды, фантастические повести. В романтических произведениях русских писателей сказочный мир возникает из описания повседневности, бытовой ситуации. Эта бытовая ситуация преломляется и переосмысливается как фантастическая. Наиболее ярко эту особенность произведений русских писателей-романтиков можно проследить на примере “Ночи перед Рождеством” Николая Васильевича Гоголя. Но главным приизведением русского романтизма по праву считается “Пиковая дама” А.С.Пушкина. Сюжет этого произведения значительно отличается от сюжета знаменитой оперы Чайковского с тем же названием. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ: Гусарская пирушка-расказ о тайне трех карт, открытой г-ном Сен-Жерменом русской графине в Париже-обрусевший немец Германн-инженер - мечтает узнать тайну - находит старую графиню-у нее воспитанница Лиза - пишет ей письма, которые списывает из любовных романов - проникает в дом, когда графиня на балу - прячется за портьерой - графиня возвращается - поджидает момента, когда она останется в комнате одна - пытается заполучить тайну трех карт - графиня умирает - Генманн в ужасе от случившегося - Лиза выводит его через черный ход - графиня является Германну во сне и открыват тайну трех карт “тройка, семерка, туз” - Германн собирает все свои накопления и идет в игорный дом, где с ним садится играть владелец игорного дома г-н Чекалинский - Германн ставит на тройку и выигрывает, на семерку и выигрывает, на туза и в этот момент достает из колоды пиковую даму - сходит с ума и оказывается в Обуховской больнице, а Лиза получает наследство, выходит замуж и берет себе воспитанницу. “Пиковая дама” - глубоко романтическое и даже мистическое произведение, воплотившее в себе лучшие черты русского романтизма. До наших дней это произведение пользуется недоброй славой среди театральных артистов и режиссеров и окружено многими мистическими историями, происходящими с теми, кто ставит на сцене или играет в этом произведении. Черты романтизма проявляются в творчествеВ. Жуковского и получают развитие у Баратынского, Рылеева, Кюхельбекера, Пушкина («Евгений Онегин»), Тютчева. А произведенияЛермонтова, «русского Байрона», считают вершиной русского романтизма.

    Особенности русского романтизма . Субъективный романтический образ заключал в себе объективное содержание, выражавшееся в отражении общественных настроений русских людей первой трети XIX века - разочарования, предчувствия перемен, неприятия как западноевропейской буржуазности, так и русских деспотически самодержавных, крепостнических устоев.

    Стремление к народности. Русским романтикам казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. При этом понимание «народной души» и содержание самого принципа народности у представителей различных течений в русском романтизме было различным. Так, у Жуковского народность означала гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям; он находил ее в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет, суеверий, преданий. В творчестве романтиков-декабристов народный характер не просто положительный, но героический, национально-само- бытный, который коренится в исторических традициях народа. Такой характер они обнаруживали в исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.

    Была выдвинута идея национальных типов романтизма . К «классическому» типу отнесено романтическое искусство Англии, Германии, Франции. Романтизм Италии и Испании выделен в особый тип: здесь замедленное буржуазное развитие стран сочетается с богатейшей литературной традицией. Особый тип представляет романтизм стран, ведущих национально-освободительную борьбу, где романтизм приобретает революционно-демократическое звучание (Польша, Венгрия). В ряде стран с замедленным буржуазным развитием романтизм решал просветительские задачи (например, в Финляндии, где появилась эпическая поэма Ленрота «Калевала»). Вопрос о типах романтизма остается недоста­точно изученным.

    Романтизм в европейской литературе Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести. Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия. Данное художественное явление имеет несколько этапов: 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы. примеры романтизмаКаждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические литературные произведения имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа. В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель. В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и свобода человека, угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа. Развитие романтизма в разных национальных литературах шло разными путями. Оно зависело от культурной ситуации в конкретных странах, и не всегда те писатели, которым отдавали предпочтение читатели на родине, оказывались значимыми в общеевропейском масштабе. Так, в истории английской литературы романтизм воплощают прежде всего поэты "Озерной школы" Вильям Вордсворт и Сэмюэль Тейлор Кольридж, однако для европейского романтизма самой важной фигурой среди английских романтиков был Байрон.

    Английский романтизм

    Первый этап английского романтизма (90-е годы XVIII в.) наиболее полно представлен так называемой Озерной школой. Сам термин возник в 1800 г., когда в одном из английских литературных журналов Вордсворт был объявлен главой Озерной школы, а в 1802 г. Колридж и Саути были названы ее членами. Жизнь и творчество этих трех поэтов связаны с Озерным краем, северными графствами Англии, где много озер. Поэты-лейкисты великолепно воспели этот край в своих стихах. В произведениях Вордсворта, родившегося в Озерном крае, навсегда запечатлены некоторые живописные виды Кэмберленда – река Деруэнт, Красное озеро на Хелвелине, желтые нарциссы на берегу озера Алсуотер, зимний вечер на озере Эстуэйт. Основоположником английского романтизма стал Дж.Г.Байрон с его поэмами о Чайлд-Гарольде. Такой романтизм впоследствии стали называть свободолюбивым, поскольку главная его тема это жизнь нестандартной талантливой личности в трудных условиях, в обществе, которое не желает понимать и принимать такого человека.

    Герой стремится к свободе не столько фактической, сколько духовной однако далеко не всегда может ее достичь. Как правило, такой герой становится «лишним человеком», поскольку у него нет ни единого выхода и возможности для самореализации.

    Последователями байронической традиции в России были Пушкин и Лермонтов, чьи главные герои являются типичными «лишними людьми». Поэмы Байрона сочетает в себе и скорбь, и тоску, и скепсис, и лирику таким образом, его творчество стало образцом для подражания для многих поэтов-романтиков в будущем. В России его идеи продолжали Пушкин и особенно Лермонтов.

    Немецкий (германский) романтизм

    В Германии же первым признанным произведением романтизма стала драма Клингера «Буря и натиск», опубликованная в конце восемнадцатого века. Это творчество воспевало свободу, ненависть к тиранам, культивировало независимую личность.

    Однако настоящим символом немецкого романтизма стало имя Шиллера, с его романтическими поэмами и балладами. Немецкий романтизм называют мистическим, т.к. главные его темы это борьба духа и материи, эмпирического и осязаемого.

    Согласно принципам романтизма, дух априори выше материи: в поэмах Шиллера зачастую сталкиваются жизнь и смерть, явь и сон. Многое в романтизме это грань между потусторонним и реальным; в поэмах Шиллера появляются элементы вроде оживших мертвецов и вещих снов.

    Его идеи в России продолжил Жуковский в своих балладах «Светлана» и «Людмила», которые наполнены фольклорными элементами «потустороннего» мира. Шиллер тоже стремится к свободе, однако, по его мнению, для незрелого человека может быть только злом.

    Поэтому его романтическое творчество, в отличие от Байрона, делает акцент на том, что идеальный мир это не свобода от общества, а мир на грани сна и яви. В отличие от Байрона, Шиллер верил, что человек может существовать в гармонии с окружающим миром не в ущерб своей личной свободе, поскольку главное для него это свобода духа и помыслов.

    Вывод: Романтизм как литературное направление оказал достаточно сильное влияние на музыкальное, театральное искусство и живопись - достаточно вспомнить многочисленные постановки и картины тех времен. Произошло это главным образом из-за таких качеств направления, как высокая эстетичность и эмоциональность, героизм и пафосность, рыцарство, идеализация и гуманизм. Несмотря на то что век романтизма был достаточно недолгим, это нисколько не повлияло на популярность книг, написанных в XIX веке, в последующие десятилетия – произведения литературного искусства того периода любимы и почитаемы публикой и по сей день.