Реализм комедии "Горе от ума" Ф.М.Достоевского. Комедия "Горе от ума" А.С.Грибоедова - реалистическое произведение

Реализм комедии "Горе от ума" Ф.М.Достоевского

По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии. В высказываниях Фамусова, Чацкого, других возникает образ старой Москвы. В образах и картинах комедии с исторической верностью воспроизведена русская жизнь. Грибоедовский герой воспринимается нами как реальная личность в свете его биографии. Известно, каким он был в доме Фамусова в юношеские годы, что произошло с ним в три последующих года. Происходят изменения и в характере Софьи, но менее заметные.

Грибоедов запечатлевает самые существенные стороны изображаемой действительности. Быт и нравы фамусовского общества раскрывается не только в их общей помещичье - крепостнической сущности, но и как быт и нравы всего московского дворянского общества.

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Реализм находит свое подтверждение в том, что прообразами многих ее героев послужили живые люди.

Персонажи "Горя от ума" раскрываются многосторонне. Фамусов не только ненавистник просвещения, но и любящий отец, и важный барин, покровитель своих родственников. Сентиментально настроенная Софья вместе с тем имеет твердый характер и самостоятельна.

В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала XIX века. Чацкий явился для последующего поколения символом благородства и свободолюбия.

Реализм комедии проявляется в искусстве речевой индивидуализации персонажей: каждый герой говорит своим языком, обнаруживая тем самым свой неповторимый характер.

Правдивость и яркость изображения комедии московского дворянского быта 20-х годов XIX в., жизненность языка комедии, тонкость и убедительность психологических характеристик - все это говорит о том, что комедия Грибоедова - подлинно реалистическое произведение.

И полный текст) вполне ясна: прежде всего, сама жизнь, освещенная с точки зрения авторского миросозерцания, дала богатый материал для этого произведения. Русская реалистическая литература тоже дала ему немало образцов. В сказках Дмитриева , Измайлова, в баснях Крылова мог Грибоедов найти и выработанный стиль, и ряд сатирических картин из современной русской жизни. Можно, кроме этих произведений, указать и другие, приближающиеся, по содержанию, к «Горю от ума». Так, для характеристики московского общества этой же эпохи очень интересен журнал профессора Страхова «Сатирический Вестник» (1790 – 1793).

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Таким образом, еще до Грибоедова Страхов в легких эскизах и намеках нарисовал всю грибоедовскую Москву, – в его журнале есть уже очертания Фамусова , Молчалина , Загорецкого.

Любопытны для сравнения с комедией Грибоедова также некоторые страницы романа А. Измайлова «Евгений».

Здесь мы опять в атмосфере столичной жизни: перед нами «новые» дворяне из приказных, облагороженных чином и деньгами, перед нами студенты Московского университета, – «вольтерьянцы » и просто прощелыги-распутники, гвардейская молодежь столицы, «свет», состоящей из добродетельных шулеров, сплетников, Лицемеркиных, Тысячниковых и др.

Вот, наудачу взятая, характеристика г. Подлянкова: это – титулярный советник, который на службу ходит «при окончании каждого месяца, а к своим командирам каждый праздник». «Он собственным своим опытом знает, что некоторые начальники примечают подчиненных более в своей передней, нежели у должности, во время часов присутствия. Не одним только своим начальникам, но и всем тем, которых благосклонность могла ему быть полезна, оказывал он свое почтение, преданность и раболепство, хотя бы то был подлый придверник, или камердинер его покровителя и милостивца (ср. Молчалина). Будучи вхож во многие дома, во многих из них обедывал и ужинывал поочередно. Он глядел каждое утро в календарь собственного сочинения, в котором внесены были дни тезоименитства и рождения знакомых ему особ, супруг и детей их (ср. календарь Фамусова). Когда кто роняет нечаянно что-нибудь близ него, он упадал мгновенно одним коленом на пол и поднимал упавшую вещь с удивительным проворством (ср. Молчалина). Хотелось ли кому достать чего? Надлежало о сем сказать г. Подлянкову, – он тотчас с радостью все найдет, все сыщет (ср. Загорецкого). Надобно ли кому купить лошадь? человека? Он купит, да еще хороших. Надобно ли нанять карету, ложу, дом? Он наймет, и самых удобных. Надобно ли кому узнать внутреннее состояние какого семейства, его тайны? Он откроет и самые сокровенные...» и т. д.

Из этой цитаты видно, как в одном типичном образе Подлянкова соединились черты, которые впоследствии, в произведении Грибоедова, развились в нескольких образах – Фамусова, Молчалина и Загорецкого, этого комиссионера по призванию и убеждению...

Комедия "Горе от ума" А.С.Грибоедова - реалистическое произведение

Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою призванным.

А. С. Пушкин

Создание русской оригинальной комедии было злободневной задачей в начале XIX века. Хотя комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была единственной пьесой, выразившей идеи времени, рождалась она не в безвоздушном пространстве в смысле литературной атмосферы, а на волне устремлений лучших из поэтов. Попытки ниспровергнуть жанровые условности в драматургии были очевидными. Можно вспомнить театр Кюхельбекера, Катенина, но настоящим первооткрывателем стал Грибоедов.

“Горе от ума” явилась комедией исключительной в свете развития русской драмы. Острый сюжет, плавное развитие действия, прекрасная стихотворная форма, меткое русское слово - все это сделало комедию Грибоедова одним из интереснейших произведений.

Драматический род литературы требует от писателя особого искусства - практически без авторского слова, за исключением кратких ремарок, добиваться большой художественной правды. В лирике или эпосе можно пользоваться разнообразными средствами для создания художественного образа, включая авторскую характеристику. У писателя-драматурга задача сложнее - образ строится из слов и реплик действующих лиц.

В своей комедии Грибоедов не стремится к классической схеме, хотя и сохраняет кое-что из непременных признаков классицистической драматургии: в первую очередь единство места и времени. Но эти единства, равно как и единство действия, не могут втиснуть грибоедовский шедевр в шаблоны классицизма. Эти три единства в пьесе прекрасно уживаются с элементами романтизма и реализмом. Признаки романтической школы подтверждены самим Грибоедовым, когда он соотносит “Горе от ума” с жанром, характерным для романтизма, называя свое произведение “сценической комедией”.

Чацкий - герой романтического плана. Он не понят обществом, входит с ним в противоречие, много путешествует. Конфликт между Чацким и его противниками - это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее лучше, честнее, справедливее.

Главный закон, который был признан Грибоедовым, - это закон правдоподобия, реального, закон живой действительности. Он мастерски соединил в своей комедии классицизм с романтизмом, но... создал подлинно реалистическое произведение.

Персонажи “Горе от ума” созданы глубоким наблюдением над человеческими чувствами в их противоречивости. Именно противоречивость черт делает характеры, созданные драматургом, отнюдь не классицистическими.

Противоречивость характеров и есть тот безусловный эталон реализма, который отличает Чацкого от “добродетельных резонеров дидактической комедии”. Но в его уста Грибоедов вложил свои мысли, идеи, поэтому Чацкий и резонер, и герой пьесы. Роль Лизы напоминает служанку из комедии “Женитьба Фигаро” Бомарше, которая устраивает хозяйке ее любовные дела, а в финале пьесы получает за это вознаграждение. Но в “Горе от ума” все не так. Лиза исполняет поручения своей барышни, но ничуть не сочувствует любовной интриге и даже пытается вразумить Софию (“в любви не будет в этой прока”). Финал комедии очень реалистичен для крепостнической России - Лиза оказывается под угрозой ссылки в деревню.

В пьесе нет развязки, судьба персонажей не определена, то есть с точки зрения классицизма необходимо пятое действие, где все разрешается. Но автор нарушает эту логику. Он предоставляет зрителю и читателю самому задуматься о дальнейшей судьбе героев. Финал классицистической комедии не может быть трагическим, а финал комедии “Горе от ума” трагичен, тем самым Грибоедов “как бы снимает с себя маску драматурга-классика”.

Одной из черт реалистической поэтики комедии Грибоедова является способ построения типа характера. Этот способ условно можно назвать объемным во времени. Грибоедов связывает своего героя не только со временем действия пьесы.

Действующие лица в “Горе от ума” кажутся живыми людьми прежде всего потому, что в их изображении нет схематизма. В комедиях предшественников Грибоедова обычно каждое из главных действующих лиц как бы олицетворяло то или иное качество, превращаясь в лицемерие, хвастовство или ходячую добродетель. А Грибоедов сумел, даже подчеркивая определенные свойства каждого, показать людей с разных сторон, со многими оттенками стремлений и чувств.

Как известно, реализм “предполагает помимо правдивости деталей правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах”. Подобного рода требование и выполняется в полной мере в грибоедовской комедии. Драматург не принуждает своих героев совершать поступки, противные их психологии и влиянию на них обстоятельств, логике развития действия. Его герои - живые люди.

Сюжет и композиция пьесы, речь героев подчинены у Грибоедова художественным законам, которые вырабатывал он сам, создавая небывалую дотоле в русской литературе комедию. Поражает свобода, с которой нарисована картина нравов, панорама старой дворянской Москвы, мы словно присутствуем не в театре, а видим саму жизнь.

Грибоедов - реалист вывел на сцену целую толпу обывателей дворянской Москвы. Действующие лица имеют согласно классической русской традиции имена-характеристики: Чацкий (в первой редакции - Чадский) - тот, кто в чаду; Молчалин - бессловесный; Фамусов - всем знакомый; Репетилов - повторяющий чужие слова; Тугоуховский - тугой на ухо; Хлестова - хлещущая, резкая. Иногда драматург выделяет во внешности действующего лица или в его характере только одну какую-нибудь черту. Графиня Хрюмина “замечательна” глухотой, а княгиня Тугоуховская - неотступными поисками женихов для своих дочерей. Объединяет всех удручающее духовное убожество. Но эта толпа ничтожеств не сливается в одну серую массу.

В Фамусове, пожалуй, нагляднее всего проявилось своеобразие сатиры Грибоедова. В этом образе нет того сгущения мрачных сатирических красок,

благодаря которому внимание читателя сосредоточивается на каком-либо одном качестве героя. Поначалу кажется, что он не лишен добродушия, в его поведении как будто бы даже видна какая-то широта натуры: он не только распекает, но способен пожалеть, любит приказывать, но иногда пытается убедить. Кроме того, он высказывает мысли, характерные не только для московских бар, а для большинства власть имущих, начиная от саратовского помещика до императорского придворного. Поэтому очень важно присмотреться к его убеждениям. По всей социально-исторической сущности они весьма просты: это убеждения крепостника и бюрократа павловско-аракчеевской школы. Но убеждения Фамусова интересны не только этим.

Как реалист, Грибоедов знал, что главное в характере человека формируется в определенных обстоятельствах и зависит от них. Но он умел видеть в своих героях не только то, что порождено общественными условиями его времени, но и то, что предопределено индивидуальными свойствами людей. Мы говорим, что Фамусов - типичный представитель барской и чиновничьей Москвы начала XIX века. Но откуда мы знаем, что он типичен? Белинский давал такое определение типическому характеру в литературе: “У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для писателя есть знакомый не знакомец”. Фамусов нарисован как довольно сложный характер. Он не случайно воспринимается в качестве “ведущей силы” враждебного Чацкому лагеря. Грибоедов нашел выразительный прием для создания значительного, емкого характера героя. Окружающие его, более “простые” по своей психологической и социальной сущности персонажи, как бы “входят” в него в качестве своеобразных составных частей, тем самым помогая лучше разобраться в центральном образе. Этот прием, судя по всему, особо эффективен при создании сатирических типов. Грибоедов для своей пьесы брал жизненные типичные ситуации, но под пером драматурга они превращались в широкие обобщения.

К реалистическим признакам комедии относится также построение пьесы на основе двух сюжетных линий. Причем обе составляющие - любовная и общественно-политическая - проявляются в характере Чацкого. Этот образ потому вызывал и вызывает неоднозначные прочтения, что, будучи романтическим, вобрал в себя элементы классицизма и романтизма.

Главным же достижением Грибоедова является отражение в комедии основного конфликта эпохи - столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”.

Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма. Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы.
Из теории литературы известно, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встретить мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна. Поэтому при рассмотрении содержания комедии А. С. Грибоедова мы будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сюжет, композицию и художественную речь.
Суть комедии - горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной и “ум” понимался широко - как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но “вольнодумном”, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей “безумием”, “горем от ума”.
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом - просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?” - уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.
Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.
Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.
Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона “трех единств” единство места и времени соблюдено, то единство действия - нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна - это холодный прием Чацкого Софьей, другая - столкновение между Чацким и Фамусовым и фаму-совским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма произведения показала новаторство А, С. Грибоедова.
Но в комедии сохраняются некоторые другие черты классицизма. Так, главный герой Чацкий - дворянин, образованный, начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции французских классицистов - ставить в центре героев, царей, военачальников или вельмож. Интересен образ Лизы. В “Горе от ума” она слишком
вольно держится для служанки и похожа на героиню классической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.
К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом тоже новаторство А. С. Грибоедова.
Весьма интересно проявились черты романтизма в произведении, ибо проблематика “Горя от ума” частично носит романтический характер. В центре не только дворянин, но и человек, разочаровавшийся в силе разума, ищущий себя в сфере иррационального, в сфере чувств, но Чацкий несчастен в любви, он фатально одинок. Отсюда - социальный конфликт с представителями московского барства, трагедия ума.
Характерна для романтизма и тема скитаний по свету: Чацкий, не успев приехать в Москву, с рассветом ее покидает.
В комедии А. С. Грибоедова проявляются зачатки нового для того времени метода - критического реализма. В частности, соблюдаются два из трех его правил. Это социальность и эстетический материализм.
Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).
Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае - это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.
Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.
Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибоедова - это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой - целостная панорама русской жизни начала XIX века.

Черты классицизма .

Близок классицизму конфликт между умным героем и "нищетой рассудка". От классицизма и единство места и времени, стихотворная форма комедии, поэтика имен, резонерство Чацкого.

А.С.Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства классической пьесы : действие совершается в течение одних суток, в одном месте и развивается вокруг одного главного героя.

Действие комедии начинается на рассвете в доме Фамусова и заканчивается ровно через сутки, когда гости разъезжаются со званого вечера. Однако единство времени и места не вводится формально, как необходимая условность, а содержательно оправда­но. Не случайно в конце пьесы Чацкий говорит:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день прожить успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Достаточно было одного дня для того, чтобы произошел этот конфликт. Чацкий, с его бескомпромиссным характером, игрой ума, страстью влюбленного и фамусовское общество, с его консерватиз­мом и недоверием к образованному молодому человеку, не могут найти общего языка даже при столь непродолжительном общении. Единство места тоже мотивировано сюжетом и кон­фликтом. Особняк Фамусова является в комедии симво­лом всей Москвы. В репликах Лизы, Фамусова, самого главного героя и других персонажей происходящее в доме осмысляется в масштабе первопрестольной («Как все мос­ковские, ваш батюшка таков...», «На всех московских есть особый отпечаток...» и т. д.). Центральной фигурой действия является Чацкий. Именно с момента его появления в доме Фамусова завязывается конфликт. Заканчивается пьеса отъездом героя из Москвы. Принцип единства действия означает, что в произве­дении все события разворачиваются вокруг фигуры главного героя, и присутствует один, не осложненный побочными сюжет­ными линиями конфликт, который полностью разрешается в конце. В финале классический пьесы окончательно торжествует добродетель и наказывается порок. Автор комедии ни одно из этих требо­ваний не выполняет в точности. Произведение имеет два конфликта и, соответственно, две тесно переплетающиеся сюжетные линии: любовную и общественную. Конфликт сначала завязывается как любовный, затем осложняется противостоянием мнений. Обе линии, тесно переплетаясь, достигают кульминации в 4-ом действии. Любовная линия заканчивается разоблачением Молчалина, жизненной катастрофой Софьи и горечью обманутого чувства для Чацкого. Общественный конфликт не получает развязки на сцене. Зритель может лишь догадываться, куда отправится Чацкий, и какой резонанс получит его посещение дома Фамусова. Вместо предписанной классической композиции, состоящей из 3-х или 5-ти действий, Грибоедов пишет пьесу из 4-х . Открытость финала, отсутствие полного разрешения конфликта, тор­жества добродетели и наказания порока , могут считаться новаторством Грибоедова.

Автор использует говорящие фамилии : Фамусов (от латинского "fama" - молва), Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Тугоуховские, Репетилов (от "repeter" - повторять). Однако функция их иная, чем в классицизме. Почти все фамилии соотнесены по значению со словами "говорить", "слышать", "повторять", "молчать", что подводит к важнейшей теме пьесы - мотиву глухоты и сплетни. В фамилиях задан опреде­ленный круг ассоциаций, который в целом не упрощает, а наоборот, осложняет понимание характера, выявляя в нем какую-то новую грань. Имена героев значимы не только по отдельности, но и все вместе: в совокупности они составляют важный символический ключ к понима­нию проблематики «Горя от ума». Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме.

Не отказался автор от традиционных амплуа : обманутый отец, недалекий военный, горничная, участвующая в любовной интриге своей госпожи, комическая старуха. Эти амплуа определяли комедийный ансамбль классической пьесы, редко превышающий 10-12 действующих лиц. Грибоедов нарушает этот канон, создавая "многолюдную" пьесу и вводя огромное количество второстепенных и внесценических персонажей. Внесценические персо­нажи создают своеобразный исторический фона комедийного действия, позволяют расширить временные и пространственные рамки пьесы, углубляют характери­стики тех главных героев, которые о них рассказывают, и, наконец, убеждают зрителя, что Чацкий одинок только на сцене.

Таким образом, выясняется, что Грибоедов лишь формально сохраняет классицистические рамки, напол­няя их социально-психологи­ческим содержанием . Достоверность характеров сочетается с авторской иронией по отноше­нию к привычному стилю изображения - классицизму.

Черты романтизма .

Монологи Чацкого - это выражение его позиции. Прежде всего это монологи, произнесенные во втором действии. Вся его критика в адрес фамусовского общества вполне может быть представлена как самостоятельные инвективы, направленные против дворянской консервативной помещичьей среды, эти монологи могут быть использованы декабристами как пропагандистские материалы, наряду с гражданской лирикой. Это критика современного общества, в монологах соединяются и черты элегий, и од, и сатир. Так или иначе, это тексты, которые могут выступать самостоятельными лирическими выступлениями. Эти монологи можно определить как монологи гражданско-романтического плана.

Романтизм Чацкого проявляется и в том, что один противопоставлен толпе. Тема одиночества в толпе - типичная для романтизма. Непримиримое противоречие с миром, противоречие между Я и Общество очень характерно для Чацкого. Грибоедов рисует действительно одинокого героя, хотя есть упоминаемые несценические персонажи - «мы, молодые люди», это новое поколение, в котором есть другие, не такие, как Молчалин. Конфликт этот не между «веком нынешним и веком минувшим». Век нынешний отличается от века Екатерины тем, что в этом веке являются новые люди, как Чацкий, которые не гонятся за чинами, а предпочитают занятия науками и искусствами, свободные от карьеристских выступлений, свободные от меркантилизма. Эти люди уже подвергают осмеянию тех, кто готов стучать лбом об пол, лишь бы шли ему чины и деньги. То есть появляются люди с новой позицией. Эти и отличается век Александра от века Екатерины. Фамусов и Максим Петрович остаются в прошлом. Нет напрямую конфликта с веком минувшим. Век нынешний объединяет всех героев, конфликт внутри века, а не между веками. Конфликт между героями с разными мировоззрениями. Место действия - «барская Москва». Москва - это еще и консервативный город, в те годы более консервативный, чем Петербург. Фамусовская Москва - квинтэссенция консерватизма. Человек с новой позицией и новыми предпочтениями является в Москву и осмеивает ее, смеет критически взглянуть на то, что было абсолютным. Этот новый подход и отличает этого героя, и он может считаться персонажем, который близок декабристскому движению. Новый герой с гражданско-романтическими настроениями и чертами, одинокий, противостоит консервативному Фамусовскому обществу. Конфликт этот романтический, романтическое здесь проявляется и в отказе от классицистических требований, и в синтезе жанровых элементах.

Черты реализма . Конфликт пьесы отражает важнейшее противоречие действительности, а понимание действительности и порождаемых ею характером проникнуто историзмом. Реализм пьесы сказался и в принципах изображения ее персонажей. При единой сущности фамусовского общества каждый из них дан во всей определенности своего индивидуального облика, причем это полные, многосторонние характеры. Фамусов - не только мракобес, но и строгий начальник и любящий отец и тд.

Реалистичность характером достигается и зачет колоритности их языка, напыщенного просторечием: командирская речь Скалозуба, угоднический язык Молчалина, барская речь полуграмотной Хлестовой. Реализм речевой характеристики направлен на выражение не только профессионального, сословного и культурного облика, но и психологического.

Задачам реалистического изображения подчинен и басенный стих комедии - вольный ямб от одностопного до шестистопного.