Почему европейские женщины не делают макияж, маникюр и прически? Почему евросоюз разочаровывает восточную европу

Как заявила на этой неделе министр по делам болгарского председательства в ЕС Лилиана Павлова, главенство Софии в Союзе должно помочь созданию «объединенной и сильной Европы». В подобном ключе высказался, и бывший президент страны Росен Плевнелиев, отметивший, что ЕС не нужен раздрай. «Европе нужна безопасность, стабильность и солидарность и мы должны этому способствовать», — сказал экс-президент.

Однако, несмотря на желание представителей Болгарии как государства Восточной Европы крепить единство ЕС, эксперты отмечают, что конфликт между Восточной и Западной частями внутри Союза все больше разрастается.

Уходящий год запомнился целым рядом конфликтных ситуаций между странами этих регионов. И в каждом из них Брюссель высказывал открытое недовольство проводимой правительствами ряда стран политикой, идущей, как считают в руководстве союза, вразрез с европейскими ценностями.

Польское право

Главной головной болью для ЕС в этом году стала Польша. Самая влиятельная восточноевропейская страна и некогда «образец демократии», а также «образец для подражания», Польша вызывает все больше опасений у европейских чиновников. Главная причина — недовольство действиями правящей в стране консервативной партии «Право и справедливость».

Руководство этой партии неоднократно подвергалось критике со стороны ЕС за законы, идущими вразрез с европейскими ценностями. Переполнило чашу терпения недавнее одобрение верхней палатой польского парламента окончательной редакции закона о Верховном суде и Национальном судебном совете.

Реформа предполагает возможность внесения жалоб на решение суда любого уровня в Верховный суд. Кроме того, пенсионный возраст для судей теперь составляет 65 лет с возможностью продления срока полномочий при обращении на имя президента.

Правозащитные организации уверены — изменения ставят судебную власть под контроль исполнительной.

Формальным инициатором реформ стал президент Польши Ярослав Дуда, однако реальным возмутителем спокойствия в ЕС считают Ярослава Качиньского, главу правящей партии «Право и справедливость». «Понятно же, кто там реально всем управляет», — констатировал в разговоре с «Газетой.Ru» один из европейских чиновников.

В ответ на действия польских властей Еврокомиссия начала в отношении Польши активацию 7 статьи «Соглашения о ЕС». Самым главным последствием ее применения может стать лишение Польши права голоса в Совете Европы.

При этом строптивое польское правительство не боится угроз и даже собирается судиться с ЕС. Польский политолог Якоб Корейба считает, что для властей страны это возможность не только показать свою силу, но и унизить оппонентов внутри страны.

«Это возможность дискредитации оппозиции которая истерически бегает по иностранным столицам и просит о помощи — точно так же, как в XVIII веке польские магнаты бегали в Петербург и Берлин и просили скинуть короля», — сказал он.

Венгерская «диктатура»

Похожие проблемы ЕС испытывает и с Венгрией. Хотя ее лидера — премьера Виктора Орбана — глава Еврокомиссии Жан Клод Юнкер называет «диктатором» в шутку, венгерского политика всерьез обвиняют в наступлении на демократические принципы ЕС.

Орбан дает к этому немало поводов. В Европе венгерского лидера также неоднократно критиковали за его попытку перестроить судебную систему, которая поставила бы под вопрос независимость судов. Будапешт в конечном итоге пошел на попятный и реформу свернул, однако Брюссель продолжил критику — теперь за давление на иностранные НКО и отношение к мигрантам. Венгрия отказывается принимать их, несмотря на то, что это обязаны делать все страны-члены ЕС.

Орбан также довольно жестко выступал и в отношении Украины, которую он обвинял в притеснении венгерского меньшинства в результате принятия дискриминационного «закона о языке».

Хотя закон был направлен прежде всего против большого соседа на востоке, «под раздачу» попало и венгерское меньшинство. Киев к критике прислушался, скорректировав свои действия так, чтобы закон не затрагивал государства ЕС.

Румынские перспективы

Вслед за Венгрией и Польшей, новой мишенью для критики со стороны ЕС может стать Румыния — здесь тоже идет судебная реформа. Она, по мнению европейских чиновников, может установить политический контроль над судебной системой и лишить судей независимости. Негодование система вызывает и у оппозиции страны, которая массово выводит людей на улицы с протестами против изменений.

Выступающий против реформы президент Румынии Клаус Йоханнис констатировал, что риск того, что Румыния подвергнется такому же остракизму, как и Польша, очень велик.

«Если вы считаете, что изменения в судебном законодательстве пройдут без последствий, вы, наверное, свалились с неба», — заявил Йоханнис.

Чешский референдум

Еще одной проблемной страной в будущем году для ЕС может стать Чехия, где премьер-министром по итогам выборов стал бизнесмен-популист Андрей Бабиш. Премьер после назначения на этот пост заявил, что будет все-таки сотрудничать с ЕС, хотя довольно жестко критиковал союз во время кампании. Политик умело играл на евроскептических настроениях избирателей, ждавших от него принятия закона о референдуме о выходе из ЕС, а также экономического роста и противодействия приему беженцев. Бабиш ранее не раз высказывался негативно в отношении европейской миграционной политики.

Кроме этого на последних выборах 22 кресла (из 200) в парламенте взяла партия Партия прямой демократии Томио Окамуры (SPD), в программе которой референдуму по выходу из ЕС уделено особое внимание.

Эти идеи пользуются популярностью, отмечает главный редактор русскоязычного издания «Пражский экспресс» Ирина Шульц. «ЕС — забюрократизированная структура. ЕС — это рано или поздно евро — большинство чехов евро не хочет. Давление ЕС на Чехию в плане установления квот на прием беженцев, популярности не добавляет», — объясняет Шульц настроения граждан страны.

«Доктрина Юнкера»

Евроскептики часто сравнивают ЕС с Советским Союзом — это сравнение популярно среди сторонников партии «Право и Справедливость» в Польше. «В глазах поляков Брюссель Жана Клода Юнкера и Дональда Туска все больше похож на брежневскую Москву», — говорит польский эксперт Якоб Корейба.

Хотя подобные аналогии преувеличены, СССР в брежневские времена также имел дело отнюдь не с монолитным союзом из верных сателлитов. Каждая страна советского блока имела свою специфику и ее необходимо было учитывать.

Строптивой союзницей была Польша, руководство которой не слишком желало «играть по нотам» Москвы, Венгрия всячески защищала свой путь к полурыночному социализму, Румыния открыто заигрывала с США, а Болгария отказывалась размещать у себя военные базы СССР.

Для противодействия планам Чехословакии перейти к демократическим реформам в рамках социализма СССР использовал военную интервенцию — Москва вмешалась в дела хоть и союзного, но все же суверенного государства. На Западе в 1968 году эти действия объяснили «доктриной Брежнева», смысл которой состоял в «ограниченном суверенитете» этих государств.

Хотя подобные практики чужды европейским представлениям о демократии, излишнее давление ЕС на страны Центральной и Восточной Европы может привести к ожесточенному противодействию с их стороны.

«Не поддержим ли мы новый СССР, в котором мы снова потеряем страны, только недавно ставшие частью нас и которые хотят оставаться с нами в ЕС?», — задумался в ноябре этого года в своем блоге влиятельный европейский обозреватель Джон Данциг.

На первый взгляд эти опасения кажутся напрасными. По данным исследования Pew Research, проведенного летом этого года в 10 странах ЕС, большинство респондентов поддерживает идею Европейского союза. Оставить ЕС хотят только 18% респондентов во всех 10 странах.

Однако, повод для беспокойства все же есть. Как отмечает заведующий сектором политических проблем европейской интеграции ИМЭМО РАН Сергей Уткин, «модель, в рамках которой Центральная и Восточная Европа смотрела на Западную Европу, как на образец, себя почти исчерпала, по крайней мере, на нынешнем историческом этапе».

По мнению эксперта, и к странам Восточной Европы, и к их западным партнерам, «приходит осознание, что своеобразие Центральной и Восточной Европы в обозримом будущем останется не только в части узко понимаемой культуры, но и в политике».

Эксперт считает, что для сохранения сплоченности ЕС эту специфику надо будет принимать во внимание.

«Вряд ли можно ожидать, что возникающие по линии Центральная-Восточная и Западная Европа разногласия будут каким-то образом полностью преодолены. Скорее они останутся одной из важных черт дальнейшего развития Евросоюза, для которого внутреннее разнообразие — одновременно и проблема, и преимущество. Идет поиск нового равновесия внутри ЕС», — резюмирует эксперт.

Из раза в раз Россия во всевозможных рейтингах и индексах - процветания, качества жизни или благополучия - занимает место во второй части списка. Страны Старого Света в большинстве своём компактно размещаются в топ-30 перечня. Конечно, относиться к рейтингам можно и нужно с некоторой долей условности. Но, в целом, они демонстрируют, что Россия не живет как Европа.

Исходные позиции

Россия - богатая страна: первая в мире по размеру территории, вторая - по добыче нефти и лишь шестая по валовому внутреннему продукту, рассчитанному по паритету покупательной способности. Европейский союз , если считать это объединение представителем целой части света, наоборот, лишь седьмой по площади, но первый - по ВВП. И если оценивать валовый внутренний продукт на душу населения, то разрыв будет ещё больше.

Хвалить ЕС, правда, можно только с некоторой оглядкой. Союз 28 стран - по определению объединение не однородное, и условия жизни в каждом из его государств-членов далеко не одинаковые. Например, в 2017 году самая большая средняя зарплата до вычета налогов была в Люксембурге - свыше 4700 евро. Самая «бедная» по этому показателю - Болгария, где в среднем работникам платили 413 евро.

Однако в странах, о которых, в первую очередь, думают, сравнивая Россию и Европу, к средней зарплате нет никаких претензий. В Австрии она была равна 2700 евро, в Бельгии - 3400 евро, Германии - 3700, Франции - почти три тысячи. И хотя после вычета налогов эти выплаты уменьшаются на добрую треть, они всё равно в разы больше, чем в России, где средний доход после перевода в единую европейскую валюту оказывается равен примерно 550 евро.

Откуда деньги

Для богатства «ядра» Евросоюза есть вполне конкретные причины. Наиболее обеспеченные страны Центральной Европы с самого начала развивались в достатке. Благодаря историческому шансу в виде отсутствия на протяжении долго времени катастроф и революционных потрясений, им удалось достичь технологического задела и создать мощную экономику, на удовлетворение потребностей которой в дальнейшем работали многие народы.

В Новое время для этого колонизировались целые материки, а в современности под предлогом европейской интеграции - страны.

Хотя об этом и не говорится открыто, но одной из причин пятого расширения Евросоюза, которое началось в 2004 году с присоединения 10-ти государств и закончилось в 2013 году включением в объединение Хорватии, считается необходимость торговой экспансии на новые рынки со стороны основных европейских экономик.

Столкнувшись с трудностями в своём развитии, они не нашли ничего лучше, чем навязать свои условия «свободной» торговли другим странам Европы. В результате новичкам уже через несколько лет пришлось столкнуться с развалом целых отраслей экономики. Зато ЕС в целом начал хвалиться тем, что его торговля с остальным миром составляет пятую часть мирового экспорта и импорта, а 62% торговли стран союза осуществляется между собой.

При этом поддержка всей машины под названием «Европейский союз» обходится учредителям недёшево. Бюджет объединения образуется из взносов стран-участниц, из которого государствам начисляются выплаты. Самая большая разница между предоставленными и выделенными средствами как раз у Германии, Франции, Великобритании и Италии, которые, по сути, платят за возможность навязывать другим странам свои товары.

Отягощённая размерами

Россия же выбрала совершенно другой путь развития. В её истории не было экспансии и колониализма в классическом их понимании, а новые территории присоединялись зачастую добровольно. Сложившаяся в итоге воедино огромная площадь страны - одновременно и её преимущество, и тяжёлый груз.

Просторы государства - это то, что требует постоянного ухода. Любое пренебрежение такой заботой, как это случилось в 90-е, мгновенно отбрасывает страну назад в развитии.

В России есть множество факторов, которые не позволяют ей жить как в Европе. Это и перепады температур, и количество часовых поясов, коих в стране насчитывается 11. Немаловажно и то, что россиян почти в три раза меньше чем европейцев - приблизительно 145 миллионов против 510 миллионов.

Не менее значимы и исторические факторы. Потрясения XX века не могли не сказаться на поступательном развитии страны, у которой есть все основания претендовать на место среди мировых лидеров.

Однако сама постановка вопроса «почему мы не живём как в Европе» не обязательно означает, что в России - хуже. Подобное сравнение было бы слишком эфемерным, ведь у каждой из сторон есть свои сильные и слабые стороны. Вот всего несколько примеров.

Налоги

Существует мнение, что США, Япония, Германия и другие развитые страны смогли добиться высокого уровня жизни только после того, как они добились с помощью введение дифференцированного налога более справедливого распределения доходов.

Сейчас налоги в Европе находятся в диапазоне от 5% до 45% в зависимости от заработка.

В России о переходе от плоской шкалы налога на доходы к прогрессивной пока только говорят. Сейчас в стране уровень НДФЛ установлен на уровне 13%, а расслоение между богатыми и бедными всё усиливается. Сторонники такой ставки утверждают, что это стимулирует экономический рост.

Коммунальное хозяйство

Положение дел в России во многом определяет её богатство природными ресурсами. Ещё в 2015 году стоимость электроэнергии в стране не превышала трёх рублей за кВт*ч. В Европе же этот показатель был значительно выше, поскольку мощности преимущественно приходится импортировать. В ряде государств он превышал 20 рублей за кВт*ч, как в Дании (21,4) и Германии (20,5).

В итоге, как оказалось, на средний заработок россиянин может приобрести энергии как минимум не меньше, чем испанец, итальянец или немец.

К слову, отражается достаток России в ресурсах и на разнице в стоимости топлива. Для россиян бензин обходится от двух до трёх раз дешевле, чем для европейцев.

Медицина

Средняя продолжительность жизни в России в 2017 году достигла 73 лет - это абсолютный рекорд в истории страны. В ближайшие шесть лет власти ставят задачу войти в клуб стран, где этот показатель составляет «80+». Среди них уже давно находятся Франция и Германия - в первую очередь, благодаря развитым медицинским технологиям.

Вместе с тем в России в положительную сторону отличается от стран Старого Света ситуация с детской смертностью. В 2017 году показатель у нас достиг исторического минимума - 5,2 смерти на тысячу человек, что ниже уровня в целом ряде европейских государств.

Может похвастаться Россия и одним из лучших показателей по числу врачей на 1000 человек среди развитых государств.

Социальная сфера

В 2018 году прожиточный минимум в России едва превысил 11 тысяч рублей. А с 1 мая к этому уровню подтянут и минимальный размер оплаты труда. Эти цифры, конечно, трудно сопоставимы с европейскими.

Например, в 2017 году минимальная зарплата в Люксембурге составила 1999 евро, Германии - 1498 евро, Франции - 1480 евро. Хуже дела обстоят в недавно присоединённых Румынии и Болгарии: там минимальная оплата труда равна 275 и 235 евро соответственно, но и это выше российских цифр.

При этом, по официальной статистике, бедность в России составляет порядка 13%. В той же Германии получают меньше необходимого 19,7% населения, а во Франции - 18,2%. При всём при этом основные продукты: хлеб, молоко, яйца, мясо - обходятся россиянам дешевле. Разница только в том, что затраты на еду в России составляют около трети дохода, тогда как в Европе на эти цели тратят почти в два раза меньше.

Пенсии в большинстве европейских стран зависят от стажа и зарплаты. При соблюдении всех условия на старости в Германии и Франции можно получать по 1200 евро - сумма, совсем не сопоставимая с российской. При этом европейцы в большинстве своём не могут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь и обучение.

Чуть лучше, чем у соседей, в России обстоят дела с безработицей. У нас она одна из самых низких в Европе - в районе 5,2%. У всех крупнейших экономик Старого Света: Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции - этот показатель выше. А у испанцев он даже больше 20%.

Приведённые примеры наглядно показывают, что разница в условиях жизни не позволяет однозначно сказать, что в Европе или в России ситуация хуже или лучше. Логичнее констатировать, что живётся россиянам просто по-другому.

При этом нельзя не обратить внимание, что наша страна находится в самом начале своего пути.


В конце XVII века Европу охватило увлечение далеким загадочным Китаем. Именно тогда зародился и достиг высшей точки своего расцвета стиль, который мы сегодня знаем как шинуазри. Впрочем, этот термин появился лишь в эпоху Бальзака и звучал несколько осуждающе, подразумевая дешевое влечение к экзотизму в буржуазной среде. Во время своего расцвета этот стиль назывался des Indes, то есть «из Индий» - так называли в Европе сразу несколько расположенных на востоке стран.

Стиль шинуазри никогда не означал буквального следования образцам китайского декоративно-прикладного искусства и был скорее фантазией европейских художников об экзотических странах. Когда Людовик XV подарил китайскому императору шпалеры в стиле шинуазри, тот не увидел в них ничего китайского и счел образцами европейского искусства.

Открытие Китая

Все началось гораздо раньше. Впервые о «Катае», стране неслыханных богатств и правителей-мудрецов, написал Марко Поло. С середины XIV в. Итальянские ткачи начали использовать мотивы импортных китайских тканей в весьма вольной трактовке. Множились сказочные истории о тех далеких краях, и в 1655 году голландец Ян Нейхов посетил дворец китайского императора. Более сотни эстампов, иллюстрировавших его отчет, стали источником мотивов стиля шинуазри.


Затем последовали работы гравера Атанасиуса Киршера, изображавшего китайских правителей в неслыханно роскошных интерьерах. Людовик XIV, ознакомившись с работами Киршнера, безумно увлекся Китаем, приказал отделать стены апартаментов в Версальском дворце привозными китайскими тканями и на маскарадах появлялся в эксцентричных образах, вдохновленных китайским костюмом. В 1700 году король праздновал новый год по китайскому календарю.

Китай шагает по Европе

Для своей фаворитки мадам Монтеспан и собственного уединения Людовик выстроил «фарфоровый дворец» в Трианоне, облицованный керамическими плитками. Менее чем через два десятка лет дворец был снесен – королю наскучила фаворитка, а керамическая облицовка стен покрылась трещинами. Но мода на «китайские» постройки сохранилась.


Удивительно, но крупнейшая и одна из самых ранних построек в стиле шинуазри находится не во Франции, где стиль был наиболее популярен в кругах знати, а в Дрездене – это дворец Пильниц.


И даже в начале XVIII века шинуазри не сдавал позиций – в Баварии был построен «восточный» павильон во дворце Нимфенбург. В интерьерах появились китайские решетки и ширмы – привозные и европейского производства, текстиль и обои с «китайскими» орнаментами. Европейская знать с удовольствием устраивала во дворцах китайские кабинеты и китайские гостиные.

Шинуазри коснулся и России – в Екатерининском дворце есть китайская голубая гостиная, созданная Василием Нееловым и Чарльзом Камероном. Она совмещает как мотивы китайского декоративно-прикладного искусства, так и классические интерьерные элементы. По проекту Антонио Ринальди был построен Китайский дворец в Ораниенбауме.


Изображаемые на тканях, обоях и посуде фантастические китайские сады так и остались прекрасным сном, но во многом шинуазри проявил себя и в садово-парковом искусстве – в европейских романтических садах распространялся мотив пагоды (которая обычно представляла собой просто-напросто беседку). Чамое известное сооружение Европы, выполненное в стиле шинуазри, – пагода королевского ботанического сада Кью в Лондоне. Она построена по а по образцу фарфоровой пагоды XV в. в Нанкине.


Мотив пагоды проник и в костюм – так назывались многоярусные рукава женского платья, которые мы можем увидеть в работах художников рококо. В вышивках на платьях и жилетах появляются китайские зонтики (впрочем, зонтики появляются и в реальности в руках богатых дам), птицы, беседки, лодки, цветочные гирлянды и мосты. Женщины и мужчины – мода того времени не требовала брутальной мужественности – увлекаются раскладными веерами с китайскими росписями и носят узкие вышитые туфли со специфически скроенными носами.


Рождение европейского фарфора

Но средоточием стиля шинуазри стал фарфор. За вторую половину XVII века купцы Ост-Индской компании привезли в Европу примерно три миллиона предметов китайского фарфора разного качества, представители знати устраивали во дворцах «фарфоровые кабинеты», где выставляли свои коллекции, чтобы похвастаться перед гостями. Первым коллекционером китайского фарфора был саксонский курфюрст Фридрих Август I, ставший затем польским королём Августом II. Он был столь горячо увлечен фарфором, что обменял полк из шестисот драгун на полторы сотни китайских ваз из коллекции прусского короля Фридриха I.


Китай держал в строжайшей тайне технологию производства фарфора, и многие годы европейцы бились над этой загадкой. Созданием собственного фарфора и глазури Европа обязана союзу науки и алхимии.

Член французской Академии наук Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз, который занимался плавкой металлов и поисками секрета состава китайской фарфоровой массы, объединил усилия с экспериментатором, аптекарем и алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером. Последнего от опалы спас король Август, увлеченный алхимией. Создатели называли фарфор «белым золотом». Так в Дрездене, а затем в Берлине и Аугсбурге, появились фарфоровые мануфактуры. Живописы-надомники, обслуживающие все эти мануфактуры, расписывали изделия золотом, серебром и цветными лаками, копируя работы китайских мастеров. Их творчество получило название «золотые китайцы».


Популярность фарфора росла, производство расширялось, и потребовалась разработка новых образов и сюжетов. Росписи становились все более условными и фантастическими. Иоганн Хёрольдт, руководивший живописной мастерской знаменитой мейсенской мануфактуры, создал каталог росписей в «китайском» стиле, который распространялся среди рисовальщиков для повторения на изделиях. Всевозможные изображения китайцев, бытовые сценки, рыбная ловля и праздники, сказочные птицы, обрамленные рокайльными орнаментами, фантастическими цветами - все это соответствовало представлениям европейцев о далекой волшебной стране.


Делфтский фарфор с росписями в стиле шинуазри был, как и в Китае в эпоху династии Минь, бело-синим. В XIX веке влияние делфтского фарфора испытала Россия – некогда цветная гжельская роспись оказалась очень органичной в кобальтовых оттенках.

Французская революция покончила с созданиям изящных интерьеров, но вдохновленная Китаем фарфоровая промышленность продолжала развиваться, обслуживая интересы правящей верхушки и буржуазии, а интерес европейских художников к культуре далеких стран уже ничто не могло погасить.

Откуда взялось название «Европа», и почему Асию, которая широко представлена на древних картах, искусственно разделили на 2 части света - Европу и Азию? Оказалось, и здесь не обошлось без махинаций церковников...

Задавался ли читатель когда-нибудь вопросом:

“как Петр I мог “рубить окно в Европу” находясь почти в ее географическом центре, а не на границе?” . Ведь как нас убеждают - граница Европы-Азии якобы всегда проходила по Уральским горам.

Или другой вопрос: ” Почему все континенты земли называются на “А” за исключением Европы? Что в ней такого особенного?”

Или третий вопрос: “По какой логике понадобилось разделять континент “ЕврАзия” на две части, если эта логика не использовалась на деление остальных континентов нашей планеты?”

Ответить, не так легко, ибо события скрыты пластами веков, но тем не менее, такие попытки предпринимались неоднократно, и сегодня мы приводим статью одного из авторов, так же заподозрившего, что ЕВРОПА - это грандиозная политическая афера, не относящаяся к географии, служащая базой для стратегии аннексии определенной территории в интересах определенных сил.

СЛЕДЫ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ

Так в жизни и бывает. Вроде бы всё уже понятно, в окружающем мире. Никаких неожиданностей, и вдруг… Любознательный ребёнок спрашивает: Что такое Европа? Это ведь не страна и не материк, а что тогда?

Поскольку по географии у меня никогда ниже четвёрки не было, моментально выдаю ответ: - Европа это часть света; материк Евразия делится на Европу и Азию. И тут внутри начинает копошиться червь сомнения. А на каком основании ничем географически не отделённую территорию единого материка обозначают частью света?! Так-то мы конечно уже знаем, что Азия это . Но ведь должна существовать и правдоподобно слепленная официальная версия. Не может быть, чтобы нас так дёшево разводили!

При попытке прояснить, откуда что взялось, чёткая система географических представлений начинает предательски расплываться. Просто волшебство какое-то. Морок . Части света со школы преподносились нам, как «географическое понятие». Это крупнейшее деление суши, включающее в себя даже материки (обе Америки - это одна часть света). Но, оказывается, таки нет! Хоть нам об этом в школе и не рассказывают, но согласно Большой Советской Энциклопедии:

Части света, исторически сложившееся подразделение суши Земли на регионы…

В Википедии и того чуднее:

Разделение на материки выполнено по признаку отделённости водным пространством от других материков, а части света - понятие СКОРЕЕ (вот она муть пошла, - авт.) историко-культурное .

В отличие от материка, часть света включает в себя также близкие к материку острова, причём близость ИМЕЕТСЯ В ВИДУ по исторической традиции , а расстояние может быть и большим…

Так почему же части света изучают в курсе географии , а не истории ?

А потому, видимо, что по начальному замыслу речь шла именно о географии, и только в самое последнее время ветер переменился. Посудите сами. Частей света шесть - Америка, Африка, Антарктида, Австралия и Океания, Европа, Азия. Большая часть этого разделения географически очень логична. Часть света Америка, это по факту единый континент с прилегающими островными территориями. Панамский канал искусственно разделил северную и южную Америки лишь в 1913 году. До этого обе Америки и вовсе были одним материком. С Африкой, Антарктидой, Австралией с прилегающими архипелагами Океании, тоже всё укладывается в географическую логику.

А вот с Европой и Азией вся географическая логика напрочь пропадает . Выпадают они из этого ряда. В свою очередь из историко-культурного определения выпадает Антарктида. Кто там носитель исторической и культурной традиции? Разве что пингвины. Так и выходит, что оттенок этому определению придали в последние времена . Не раньше конца 19 века. Это видно по работам исследователей того времени.

Оказывается, и тогда находились люди, которым нелепость деления нашего континента на две части света бросалась в глаза. Публицист, естествоиспытатель и геополитик Николай Яковлевич Данилевский в 1869 году написал работу «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому». Вот что там есть по интересующему нас вопросу:

«…Америка есть остров; Австралия - остров; Африка - почти остров; Азия вместе с Европой также будет почти островом. С какой же стати это цельное тело, этот огромный кусок суши, как и все прочие куски, окружённый со всех или почти со всех сторон водой, разделять на две части на основании совершенно иного принципа? Положена ли тут природой какая-нибудь граница? Уральский хребет занимает около половины этой границы. Но какие же имеет он особые качества для того, чтобы изо всех хребтов земного шара одному ему присвоивать честь служить границею между двумя частями света, честь, которая во всех прочих случаях признаётся только за океанами и редко за морями? Хребет этот по вышине своей - один из ничтожнейших, по переходимости - один из удобнейших; в средней его части, около Екатеринбурга, переваливают через него, как через знаменитую Алаунскую плоскую возвышенность и Валдайские горы, спрашивая у ямщика: да где же, братец, горы?.. Но хребет Уральский, по крайней мере, - нечто; далее же честь служить границей двух миров падает на реку Урал, которая уже совершенное ничто. Узенькая речка, при устье в четверть Невы шириной, с совершенно одинаковыми по ту и по другую сторону берегами…»

И здесь с Данилевским трудно не согласиться. Очевидно также, что в его время никаких историко-культурных определений части света вовсе не было. Речь тогда шла только о географии. В конце своей работы Николай Яковлевич отчаялся найти этому рациональное объяснение и приписал сей казус ошибкам и старым привычкам. Но мы-то сегодня знаем поболее. Думаю, все со мной согласятся, что факт подлога налицо . Но чтобы разгрести эту многовековую кучу вранья, нужно окунуться в истоки вопроса. Всё самое древнее и сокровенное - в словах и названиях . С них и начнём.

Европа - это что за слово такое?

Википедия: Европа названа по имени героини древнегреческой мифологии Европы, финикийской царевны, похищенной Зевсом и увезённой на Крит (при этом эпитет Европы мог связываться также с Герой и Деметрой).

Куча-мала. Хотя это и есть самая распространённая версия, но на редкость неправдоподобная. Кого в 9…14 веках интересовали во Франции, Германии и т.д. похотливые похождения местночтимого греческого божка, чтобы называть так свою землю? Заглянем-ка лучше в Большую Советскую Энциклопедию (далее БСЭ):

Европа (греческое Europe, от ассир. эреб - запад (в других источниках - предположительно запад, - авт.)); в Древней Греции так именовались территории , лежащие к З. от Эгейского моря)…

Допустим «предположительно запад», хотя получить из эреба Европу непросто. Но к западу от Эгейского моря у нас только Италия и Испания. А спустя тысячелетие, на картах 15 века Европа уже красуется практически в современных границах. По сути, неважно как греки или даже римляне называли то или другое. Европейцы - не греки. Разное место и разные эпохи. Должен быть кто-то другой , присвоивший к 15 веку западным территориям единое название. И он не спешит получить известность. Поэтому и запускаются байки о похотливых быках и девицах .

Очевидно, что некая единая политическая сила к 15 веку распространила своё влияние на западные территории Евразии настолько, что объединила их единым названием - Европа. И несмотря на то, что здесь находилось много разных государств, все они оказались в зависимом положении. Этой силой могла быть только католическая церковь , и она хранит молчание. Однако всем известно, что официальным языком Католической церкви изначально был латинский. Уж если она и присвоила какое-то название, то именно на латыни.

А, как вы думаете, что значит на латыни euro? Приготовьтесь к крутому повороту - на латыни это значит ВОСТОК ! Проверить легко:

eurus, i m (греч . ; лат . vulturnus)

1) эвр, юго-восточный ветер L, Sen etc. ;

2) поэт. восточный ветер, тж. буря H, V, St ; ветер (вообще ): primo sub euro Lcn при первом порыве ветра;

3) поэт . восток VF, Cld .

euro- aquilo, onis m - северо-восточный ветер Vlg .

eurocircias, ae m (греч. ) - восточно-юго-восточный ветер Vtr

euronotus, i m (греч. ) - юго-юго-восточный ветер Col, PM .

eurous, a, um - восточный (fluctus V ).

Для тех, кто не уверен, что Европа имеет к латинскому востоку прямое отношение, приведу написание этого слова на латыни:

Europa, ae и Europe , es (acc. en) f - Европа.

Euro - pa (pars - часть. лат.) - Восточная часть.

Вот это гораздо ближе, чем эреб , и по месту, и по времени. А самое главное, не просто похоже - идентично. Остаётся понять, зачем католикам называть западные земли востоком.

Очень просто. Это для нас - они западные. Но распространение влияния католиков на страны Европы происходило с запада на восток . А поскольку процесс вытравливания дело небыстрое и до сих пор незавершённое, то новые земли, захваченные католиками, ещё долго назывались востоком (на их латинском жаргоне). Это и есть те самые обширные пространства, которые сегодня называют Европой (Франция, Германия, Польша, страны Прибалтики и т.д.).

Здесь важно отметить, что название Европа имеет явно политическое происхождение .

Азия - а это что за слово. БСЭ гласит:

Азия (греческое Asía, вероятно, от ассирийского асу - восток), самая обширная часть света (около 30% площади всей суши), часть материка Евразии.

Снова это ненаучное - «вероятно». И невероятно, и непохоже. И вообще, в греческом языке слово Восток - Ανατολή (трнскрп. Анатоли) есть. Для чего нужно вводить чужое обозначение стороны Света?

Википедия сообщает:

…В хеттскую эпоху в северо-западной части Малой Азии располагалось царство Ассува… В греческом эпосе это царство персонифицируется в образе царя Асия, союзника троянцев… Ко времени Геродота обозначение целой части света как Асия (Азия) было у греков общепринятым.

Ассува и Асия, как вообще-то пишется на всех европейских языках, не очень похожие слова. Да и непонятно, чем так отличился царь Асий, чтобы называть его именем целую часть света?

Так бы и не прояснилось ничего, но римский историк Аммиан Марцеллин описал неких Асов-Аланов . И обитали эти Асы как раз в той самой Асии. Несмотря на нездоровое пристрастие научной элиты к исковерканным ассирийским словам, следует признать, что очевиднее гипотезы сегодня просто нет. Опять же видно, что география здесь далеко не главное. Асия, это политическое образование - страна Асов . Её границы очерчивают не моря и горные цепи, а войны и договоры. Значит, название части света Азия так же, как и Европа, имеет явно политическое происхождение .

Теперь хоть что-то понятно. Но появился один большой вопрос: Каким образом политическое деление нашего континента превратилось в такое нелепо-географическое, а потом зачем-то в историко-культурное?

Было это по всем признакам так. Тысячу лет назад, с наступлением ]]> Ночи Сварога ]]> , на западных территориях происходил процесс захвата и объединения территорий и народов. Когда народы не удавалось привести «в соответствие», их полностью уничтожали. Так были уничтожены многомиллионные племенные союзы Лютичей и Венедов, населявшие все западные земли. В Европе в основном остались сломленные народы. Это по всем определениям был . Настоящая резня. Некая политическая сила, проявление которой мы наблюдаем в действиях католической церкви, делила народы на куски , стравливала между собой, ослабляла в междоусобицах. Затем эта же сила собирала все подвластные ей народы в единый кулак, и бросала на уничтожение оставшихся. Сопровождалось всё .

После того, как эта же сила утвердилась на пепелище, понадобилась Эпоха Возрождения . Но возрождения своей собственной, а не Греческой или Римской культуры, как обычно поясняют историки. Греческую или Римскую культуру Европа могла принять, внедрить, что угодно, только не возродить .

Это по своей сути не самодостаточная цивилизация. Для поддержания жизни ей всегда были нужны очередные жертвы. Когда доедали своих рабов, то шли на захват соседних народов. А там было изобилие - вольная Асия.

Асия - дом народов, носителей исконной, ведической цивилизации, где никогда не было рабства и нищеты, где всё создавалось своим трудом, где воля и мастерство ценились выше золота. Это наша цивилизация, асов или азиатская, как пытаются сейчас переиначить и перевернуть смысл. Не китайская, не монгольская и не японская, а наша.

Вот тут-то собака и зарыта . Асия всегда активно сопротивлялась Европейской экспансии. В 13 веке зачистили от рабской заразы московское княжество и другие (якобы ). Тогда же был остановлен « Drang nach Osten » - натиск на восток. Ударные силы Европы ушли под лёд Чудского озера.

Но уже в 17 веке территории, давно ослабляемые христианизацией, не устояли. Московское княжество и подвластные ему, стали обозначаться на картах, как Европейская Тартария, или просто Европа. Фронт в войне цивилизаций пополз на восток. В 1720 году Татищев , якобы, предложил провести границу между Европой и Азией по Уральским горам. На то время это была именно политическая граница двух МИРОВ .

Давление на восток продолжалось. В 1775 году, в результате поражения освободительной армии Асии (Великой Тартарии), которую мы знаем как «Пугачёвкое восстание» , Европейская цивилизация рабства и наживы преодолела остатки организованного сопротивления. Наспех застолбив захваченные территории, новоиспечённая «Российская империя» приступила к зачистке следов великого противостояния. У себя внутри это было технически несложно. Например, захваченные бумаги Пугачёвского штаба (указы, распоряжения, грамоты), были надёжно укрыты от посторонних глаз. Остальное сделала пропаганда.

А.С. Пушкин, спустя всего 50 лет, по великому блату получил доступ к этим бумагам. И это ещё вопрос - что ему показали? По крайней мере, те тексты, которые публикуются современными исследователями (уж не знаю, откуда они их берут), пестрят словами «мои верноподданные рабы». Да мог ли такое писать человек, принёсший людям волю, и общавшийся с ними на равных? По крайней мере, оригиналов даже этих, якобы пугачёвских указов, мне отыскать пока не удалось.

Зачистили так тщательно, что уже в 18 веке элита новых поколений по щенячьи лебезила перед «просвещённой Европой», и презирала грязную, тёмную азиатскую помойку, в виде которой представлялась им неосвоенная Россия. Но следы великого противостоянии слишком прочно вошли в оборот во всём мире, сохранились в названиях, разных языках, легли на карты. Как это скрыть?

Вот тут и пришла на помощь география. Тогдашние европейские географы были очень практичными и причастными к большой политике людьми. На Паганелей они вряд ли походили. Поэтому соврали легко и грамотно . Всё, что раньше разделяло 2 цивилизации (армии, государства, договоры), ушло в небытиё. Великие полководцы стали бородатыми разбойниками, империи превратились в сборище враждующих князьков, большие города - в недавно срубленные сторожевые остроги. А в географии появились 2 новые части света .

По замыслу авторов подлога, не только от русов должна быть скрыта политическая подоплёка вопроса, но и от всего мира, и в первую очередь - от европейцев. Они не должны знать, что множество якобы независимых европейских государств, лишь вывеска . Нельзя показать, что всей Европой управляет одна сила и возродить забытые ведические традиции. Ведь покорение Европы не закончено и по сей день.

А там, где противостояли друг другу две цивилизации, осталась только географическая граница. Нет у неё дозоров и сторожевых полков. Стоят молчаливые горы, текут реки, и им всё равно. Можно с этой стороны на границу Европы и Азии посмотреть, потом перебежать и посмотреть с другой. Никто и слова не скажет. Вот так и оставили до поры до времени.

Проходит всего столетие , и Данилевский искренне удивляется географической несуразности. Ему и в голову не приходит поразмыслить над политической трактовкой названия Евразия. Но годы шли, и таких Данилевских становилось всё больше. Всеобщая образованность, будь она неладна. Впредь Фурсенко такого не допустит. Географы же выродились в кабинетных условиях. Политики почти оттёрли их от «парного мяса». У них пропала волчья хватка. Простые смертные начали с ними спорить и задавать неудобные вопросы. Так и появилась настоятельная необходимость подлатать официальную версию. И специалисты-вруны высшей квалификации начали наслаивать новую толщу лжи на географический склеп Асии-Тартарии, который дал многочисленные трещины.

Надо было придумать что угодно, только не политическое противостояние двух цивилизаций. Вот и завертелись вокруг якобы каких-то исторических, устоявшихся традиций. Потом поняли, что вся история неотделима от политики, и свернули в культурное русло. Вот этим «историко-культурным» сейчас и замазывают.

При написании этой статьи, я столкнулся с интересным явлением. Власти регионов, по которым проходит граница Европы и Азии, не знают, что с этой достопримечательностью делать. Пытаются найти коммерческое применение: экскурсии и т.д. Но что-то, видно, бизнес не получается. Не очень людям интересно. Наверное, было бы увлекательно и познавательно, если рассказать им правду, но делать деньги на крови и доблести своих предков всё равно не получится.

]]> ]]>


Антикварный шкаф шинуазри.

В конце XVII века Европу охватило увлечение далеким загадочным Китаем. Именно тогда зародился и достиг высшей точки своего расцвета стиль, который мы сегодня знаем как шинуазри. Впрочем, этот термин появился лишь в эпоху Бальзака и звучал несколько осуждающе, подразумевая дешевое влечение к экзотизму в буржуазной среде. Во время своего расцвета этот стиль назывался des Indes, то есть «из Индий» - так называли в Европе сразу несколько расположенных на востоке стран.

Стиль шинуазри никогда не означал буквального следования образцам китайского декоративно-прикладного искусства и был скорее фантазией европейских художников об экзотических странах. Когда Людовик XV подарил китайскому императору шпалеры в стиле шинуазри, тот не увидел в них ничего китайского и счел образцами европейского искусства.

Открытие Китая

Все началось гораздо раньше. Впервые о «Катае», стране неслыханных богатств и правителей-мудрецов, написал Марко Поло. С середины XIV в. Итальянские ткачи начали использовать мотивы импортных китайских тканей в весьма вольной трактовке. Множились сказочные истории о тех далеких краях, и в 1655 году голландец Ян Нейхов посетил дворец китайского императора. Более сотни эстампов, иллюстрировавших его отчет, стали источником мотивов стиля шинуазри.


Этот таинственный Китай.

Затем последовали работы гравера Атанасиуса Киршера, изображавшего китайских правителей в неслыханно роскошных интерьерах. Людовик XIV, ознакомившись с работами Киршнера, безумно увлекся Китаем, приказал отделать стены апартаментов в Версальском дворце привозными китайскими тканями и на маскарадах появлялся в эксцентричных образах, вдохновленных китайским костюмом. В 1700 году король праздновал новый год по китайскому календарю.

Китай шагает по Европе

Для своей фаворитки мадам Монтеспан и собственного уединения Людовик выстроил «фарфоровый дворец» в Трианоне, облицованный керамическими плитками. Менее чем через два десятка лет дворец был снесен – королю наскучила фаворитка, а керамическая облицовка стен покрылась трещинами. Но мода на «китайские» постройки сохранилась.


Фарфоровый Трианон.

Удивительно, но крупнейшая и одна из самых ранних построек в стиле шинуазри находится не во Франции, где стиль был наиболее популярен в кругах знати, а в Дрездене – это дворец Пильниц.


Дворец Пильниц в Дрездене.

И даже в начале XVIII века шинуазри не сдавал позиций – в Баварии был построен «восточный» павильон во дворце Нимфенбург. В интерьерах появились китайские решетки и ширмы – привозные и европейского производства, текстиль и обои с «китайскими» орнаментами. Европейская знать с удовольствием устраивала во дворцах китайские кабинеты и китайские гостиные.

Шинуазри коснулся и России – в Екатерининском дворце есть китайская голубая гостиная, созданная Василием Нееловым и Чарльзом Камероном. Она совмещает как мотивы китайского декоративно-прикладного искусства, так и классические интерьерные элементы. По проекту Антонио Ринальди был построен Китайский дворец в Ораниенбауме.


Интерьеры Китайского дворца в Ораниенбауме.

Изображаемые на тканях, обоях и посуде фантастические китайские сады так и остались прекрасным сном, но во многом шинуазри проявил себя и в садово-парковом искусстве – в европейских романтических садах распространялся мотив пагоды (которая обычно представляла собой просто-напросто беседку). Чамое известное сооружение Европы, выполненное в стиле шинуазри, – пагода королевского ботанического сада Кью в Лондоне. Она построена по а по образцу фарфоровой пагоды XV в. в Нанкине.


Пагода королевского ботанического сада Кью в Лондоне.

Мотив пагоды проник и в костюм – так назывались многоярусные рукава женского платья, которые мы можем увидеть в работах художников рококо. В вышивках на платьях и жилетах появляются китайские зонтики (впрочем, зонтики появляются и в реальности в руках богатых дам), птицы, беседки, лодки, цветочные гирлянды и мосты. Женщины и мужчины – мода того времени не требовала брутальной мужественности – увлекаются раскладными веерами с китайскими росписями и носят узкие вышитые туфли со специфически скроенными носами.


Мода стиля шинуазри.

Рождение европейского фарфора

Но средоточием стиля шинуазри стал фарфор. За вторую половину XVII века купцы Ост-Индской компании привезли в Европу примерно три миллиона предметов китайского фарфора разного качества, представители знати устраивали во дворцах «фарфоровые кабинеты», где выставляли свои коллекции, чтобы похвастаться перед гостями. Первым коллекционером китайского фарфора был саксонский курфюрст Фридрих Август I, ставший затем польским королём Августом II. Он был столь горячо увлечен фарфором, что обменял полк из шестисот драгун на полторы сотни китайских ваз из коллекции прусского короля Фридриха I.


Фарфор династии Минь.

Китай держал в строжайшей тайне технологию производства фарфора, и многие годы европейцы бились над этой загадкой. Созданием собственного фарфора и глазури Европа обязана союзу науки и алхимии.

Член французской Академии наук Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз, который занимался плавкой металлов и поисками секрета состава китайской фарфоровой массы, объединил усилия с экспериментатором, аптекарем и алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером. Последнего от опалы спас король Август, увлеченный алхимией. Создатели называли фарфор «белым золотом». Так в Дрездене, а затем в Берлине и Аугсбурге, появились фарфоровые мануфактуры. Живописы-надомники, обслуживающие все эти мануфактуры, расписывали изделия золотом, серебром и цветными лаками, копируя работы китайских мастеров. Их творчество получило название «золотые китайцы».



Мейсенский фарфор.

Популярность фарфора росла, производство расширялось, и потребовалась разработка новых образов и сюжетов. Росписи становились все более условными и фантастическими. Иоганн Хёрольдт, руководивший живописной мастерской знаменитой мейсенской мануфактуры, создал каталог росписей в «китайском» стиле, который распространялся среди рисовальщиков для повторения на изделиях. Всевозможные изображения китайцев, бытовые сценки, рыбная ловля и праздники, сказочные птицы, обрамленные рокайльными орнаментами, фантастическими цветами - все это соответствовало представлениям европейцев о далекой волшебной стране.


Делфтский фарфор.

Делфтский фарфор с росписями в стиле шинуазри был, как и в Китае в эпоху династии Минь, бело-синим. В XIX веке влияние делфтского фарфора испытала Россия – некогда цветная гжельская роспись оказалась очень органичной в кобальтовых оттенках.

Французская революция покончила с созданиям изящных интерьеров, но вдохновленная Китаем фарфоровая промышленность продолжала развиваться, обслуживая интересы правящей верхушки и буржуазии, а интерес европейских художников к культуре далеких стран уже ничто не могло погасить.