Жванецкий михаил михайлович. Михаил Жванецкий: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото Где живет жванецкий сейчас

Михаил Жванецкий – знаменитый советский и российский писатель-сатирик. Народный артист Украины. Народный артист Российской Федерации.

Михаил Жванецкий. Биография

Михаил Михайлович Жванецкий (Михаил Маньевич Жванецкий ) родился 6 марта 1934 года в Одессе в семье врачей Мане (Эммануила ) Моисеевича и Раисы Яковлевны Жванецких . Семья в это время жила в городе Томашполе Винницкой области, где Эммануил Моисеевич работал главврачом местной больницы, и на время приехала в Одессу, чтобы Раиса Яковлевна родила ребенка. После появления на свет маленького Миши счастливые мать и отец с младенцем уехали обратно в Томашполь. Военные годы мальчик провел в эвакуации в Средней Азии.

После окончания средней школы Михаил Жванецкий поступил в Одесский институт инженеров морского флота (ОИИМФ), где проучился с 1951 по 1956 год. Получив диплом по специальности «инженер-механик подъёмно-транспортного оборудования портов», Михаил Жванецкий стал работать в Одесском морском торговом порту сменным механиком по портальным кранам. В 1960 году устроился инженером на завод «Продмаш», потом перешел на работу в Центральное проектно-конструкторское бюро.

Начало творческого пути Михаила Жванецкого

Во время учебы в институте Михаил принимал участие в самодеятельности - вместе с другим студентом ОИИМФВиктором Ильченко он создал и руководил студенческим театром «Парнас-2». Тогда Михаил Жванецкий начал писать свои юмористические миниатюры, часть из которых сам стал исполнять со сцены. «Парнас-2» стал настоящим явлением в культурной жизни Одессы. Концерты театра шли с аншлагами, на вечера с участием молодых авторов-исполнителей попасть было также сложно, как на выступление какой-нибудь столичной знаменитости.

По окончании института Виктор Ильченко, как и Михаил Жванецкий, трудился в порту механиком по автопогрузчикам, а в свободное от работы время оба продолжали творить в созданном ими театре. Немного позднее к ним присоединился игравший в драмкружке Дома культуры моряков Роман Карцев , который вскоре стал выступать вместе с Ильченко, исполняя репризы Жванецкого.

Дуэт Ильченко-Карцев, известный также под названием «Малой и Сухой», просуществовал около 30 лет, до 1992 года, когда Виктор Ильченко ушел из жизни.

Ленинградский период творчества Михаила Жванецкого

В 1963 году в Одессе был на гастролях Ленинградский театр миниатюр. Воспользовавшись приездом именитых гостей, Михаил Жванецкий познакомился с руководителем театра Аркадием Райкиным и показал ему свои произведения. Райкин оценил талант молодого сатирика и отобрал несколько его работ для своего репертуара. Именно благодаря Аркадию Исааковичу имя одесского автора реприз и монологов стало известно на всю страну, а наиболее удачные фразы из них моментально становились крылатыми выражениями.

На следующий год Михаил Жванецкий получил приглашение стать заведующим литературной частью театра. Примерно тогда же в театр Райкина были приглашены и Ильченко с Карцевым.

В Ленинграде Михаил Жванецкий вместе с Райкиным поставил программу «Светофор», в которую вошли написанные им миниатюры «Авас», «Дефицит» и «Век техники». Кроме этого, писатель продолжал создавать юморески для Романа Карцева и Виктора Ильченко.

С 1967 года Михаил Жванецкий начинает более активно исполнять свои монологи и миниатюры самостоятельно.

У Райкина Михаил Жванецкий проработал до 1969 года, а затем вместе со своими друзьями и коллегами Ильченко и Карцевым вернулся в Одессу.

Несколько лет, которые писатель проработал рядом с великим юмористом стали для него замечательной творческой и жизненной школой. Именно в это время окончательно сложился и отшлифовался неповторимый стиль Михаила Жванецкого. Характерной чертой его произведений является сочетание злободневной сатиры с философским осмыслением сложившегося положения вещей и тонким лиризмом.

Острая социальная критика, ёмкие формулировки, и, вместе с тем, интеллигентность, добрая ирония, неповторимый одесский колорит, доверительная, интимная манера общения с публикой – все это создает индивидуальный стиль выступлений Михаила Жванецкого, который как-то сказал в одной из своих миниатюр:

«Юмор - это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно. И ты весело открываешь законы, по которым ходят люди…»

Возвращение в Одессу и «вторая попытка» Михаила Жванецкого

У Райкина Михаил Жванецкий проработал до 1969 года, а затем вместе со своими друзьями и коллегами Ильченко и Карцевым вернулся в Одессу. В родном городе неразлучным трио был создан Одесский театр миниатюр, в репертуар которого вошли программы "Как пройти на Дерибасовскую ", "Встретились и разбежались ", "Искренне ваш ". Новый театр быстро завоевал популярность среди одесситов, и вскоре прошли его первые гастроли в Ростовскую область.

Именно в исполнении Ильченко и Карцева стали впоследствии широко известны и популярны такие произведения, как «Раки», «Ликеро-водочный завод», «На складе» и многие другие. Всего для дуэта Михаилом Жванецким было написано более 300 монологов и миниатюр.

В 1970-1972 годах Жванецкий работает «артистом разговорного жанра» в Одесской областной филармонии, после этого на два года становится режиссером-постановщиком Государственного концертно-гастрольного объединения «Росконцерт».

С 1981 по 1983 год Михаил Жванецкий занимает должность литературного сотрудника в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».

В 1988 году на базе Московского театра «Эрмитаж» Михаил Жванецкий создает Московский театр миниатюр, в котором становится художественным руководителем. На сцене театра, который Михаил Михайлович возглавляет до сих пор, по его произведениям были поставлены спектакли "Птичий полёт " (1987), "Избранное " (1988), "Политическое кабаре " (1989), "Моя Одесса " (1994), "Престарелый сорванец " (1999).

В 1970-х и 1980-х годах благодаря частым гастролям, выступлениям по телевидению, выходу пластинки на фирме грамзаписи "Мелодия " с записью нескольких номеров, исполненных Карцевым и Ильченко , распространению многочисленных магнитофонных записей с концертов Михаил Жванецкий приобретает всесоюзную славу и пользуется огромной популярностью. Его произведения исполняли Геннадий Хазанов , Леонид Ярмольник , Любовь Полищук , Сергей Юрский .

С 1990-х годов, когда выезд за границу стал обычным делом, география выступлений Михаила Жванецкого значительно расширилась, он побывал с концертами в странах Европы, США, Израиле, Австралии – везде, где живут бывшие наши соотечественники. Сатирик регулярно гастролирует по бывшим советским республикам, в первую очередь - по своей родной Украине.

Михаил Жванецкий на телевидении

Первые появления Михаила Жванецкого на телевидении состоялись в 1970-х годах в юмористической программе "Вокруг смеха ".

С конца 1980-х годов Михаила Жванецкого часто приглашают в различные передачи, как в качестве гостя и собеседника, так для исполнения им своих монологов. В разные годы сатирик участвовал в передачах "Час пик ", "Приют комедиантов ", "Познер " и многих других.

Непременным атрибутом образа Михаила Жванецкого стал его знаменитый старенький потрепанный портфель, в котором он носит свои тексты - исписанные от руки листы бумаги.

Портфель перешел ко мне от отца. Он маленький, в него помещаются только бумаги. Но отец ходил с ним по вызовам, когда работал хирургом в одесской поликлинике номер семь… Носил в портфеле истории болезней. Мне мать передала его. Передала ордена после смерти отца, несколько его писем с фронта. Вот такой портфель, - рассказывает писатель. - Пробовал папки - оказалось очень неудобно. Я даже не помню, как я впервые вышел на сцену с портфелем. Но быстро привык - удобно. Моя фотография в «Нью-Йорк таймс», когда я приехал в Америку - у меня был концерт в «Карнеги-холле», - была подписана так: «Еврей с портфелем». Портфель стал кусочком моего имиджа, о чем я не сразу узнал.

Михаил Жванецкий. Личная жизнь

У Михаила Жванецкого пятеро детей: два сына и три дочери от разных матерей. Из внебрачных детей Жванецкий признал Максима и Ольгу. С Андреем и Лизой он не общается.

Первый раз Михаил Жванецкий женился практически сразу после окончания на, как он сам говорил, «симпатичной девочке Ларисе». Друзья сатирика говорили, что он очень любил первую жену, однако брак распался. После развода, на который подала сама Лариса, она уехала жить в Париж, а сатирик отправился в Ленинград. Детей в первом браке у Жванецкого не было.

Во время гастролей театра Райкина по Сибири в 1964 году у Жванецкого случился роман. Женщина родила дочь Ольгу , однако сначала Жванецкий ребенка не признавал. Спустя годы он все-таки начал общаться с дочерью. Ольга стала журналисткой.

В 1970 году Михаил Жванецкий вернулся в Одессу и познакомился с выпускницей театрально-художественного училища Надеждой Гайдук . Пара жила в гражданском браке, а на 10-м году совместной жизни у них родилась дочь Елизавета . Надежда дала дочери свою фамилию. Елизавета, дочь Жванецкого от брака с Надеждой Гайдук, получила актерское образование.

Регина, о дна из женщин, с которой у Жванецкого был роман, родила сатирику сына. Сын Жванецкого Андрей Рывкин впоследствии стал политическим обозревателем.

Со следующей гражданской женой, Венерой , Михаил Жванецкий также прожил десять лет. В этих отношениях на свет появился сын Максим Жванецкий . Вместе с сыном Венера уехала жить в США.

Начиная с 1991 года Михаил Жванецкий жил в гражданском браке с Натальей Суровой , которая младше артиста на 32 года. В 1995 году она родила сатирику сына Дмитрия . В 2010 году Михаил Жванецкий и Наталья Суровая расписались, однако супруга сатирика оставила свою девичью фамилию. Младший сын Михаил Жванецкого окончил гимназию в элитном поселке Жуковка и поступил в МГУ на психолога.

Фильмография Михаила Жванецкого

Сценарист:
Контакты… конфликты 4 (мультфильм) (1987)
Контакты… конфликты 3 (мультфильм) (1986)
Контакты… конфликты 2 (мультфильм) (1985)
Золотая рыбка (телеспектакль) (1985)
Контакты… конфликты 1 (мультфильм) (1984)

Актер:
Весь Жванецкий (ТВ) (1998); роль: играет самого себя
Гений (1991); роль: играет самого себя
Контакты… конфликты 4 (мультфильм) (1987); роль: читает текст, озвучка
Контакты… конфликты 3 (мультфильм) (1986); роль: читает текст, озвучка

Книги Михаила Жванецкого

Встречи на улицах (1982)
Год за два (1987)
Моя Одесса (1993)
Собрание произведений в 5 томах (2001, 2006, 2009)
Мой портфель (2004)
Одесские дачи (2007)
Тщательней… (2008)
Шлягеры. Аудиокнига на 2-х CD (2008)
Концерт № 2. Аудиокнига на 2-х CD (2008)
Одесские дачи. Аудиокнига на 2-х CD (2008)
Избранное (2008, 2010, 2011)
Не продолжай короткое (2010)
Жаркое лето (2011)

Андрей Максимов: — Михаил Михайлович, прокомментируйте, пожалуйста, выдвижение Ксении Собчак в Президенты России.

Михаил Жванецкий: — Я так же весело, как и остальные, воспринимаю это. Но я совершенно этому не удивился. Почему кандидат в президенты должен быть один? Их должно быть несколько! Пусть будет больше кандидатов, там вроде ещё кто-то появился из женщин. Мужчины, видимо, трезвее смотрят на этот вопрос, а женщины всегда слегка возбуждены. Пока, конечно, действующий президент на этом фоне выигрывает. Ксения — девушка неглупая, она из правительственной семьи. Может быть, президент её на коленях в младенческом возрасте качал? Может, она называет его «дядя Володя»? Этого мы не знаем, но похоже на то. Потому что в Питере было гнездо. Папа у Ксении был великолепный, настоящий, прекрасный, мудрый. И поэтому — будем с интересом следить, что Ксюше ответит жизнь!

— Учитывая, что президент — это человек, который носит ядерный чемоданчик, не опасно ли для страны, если вдруг Ксения Собчак потеряет его где-нибудь на тусовке?

— Вы считаете, что она не изменится? Она уже сейчас выглядит гораздо серьёзнее. И вообще, уже обнародован её возраст. Смелая девушка — объявила, что ей 36 лет. Это возраст, конечно! Я с этим согласился.

— В Сочи прошёл 19-й Всемирный фестиваль молодёжи и студентов: 188 стран, 25 тысяч участников, 5 тысяч волонтёров, 200 общественных послов, 1325 спикеров. Огромное событие, выступал президент. И все говорили, что это хороший фестиваль, потому что молодёжь там знакомится. Но есть же Интернет! Как вам кажется, в чём смысл таких фестивалей в эпоху Всемирной сети?

— Девочки знают, в чём смысл. Я был свидетелем первого фестиваля молодёжи в 1957 году. Вы не представляете, сколько потом появилось чернокожих младенцев под фамилиями Иванов, Зубарев и пр. 1957 год! Советская власть в разгаре, но на фестивале люди занимались своим делом. Смешная история случилась спустя много лет.

«Вы Жванецкий?» — спросил женский голос по телефону. Я говорю: «Да, это я». — «У вас есть друг, он всё время ко мне пристаёт. Он сказал, что даже через вас будет ко мне приставать». Я спрашиваю: «А вы кто?» — «Фамилия моя Слесаренко. Я чернокожая. Это последствия фестиваля 1957 года». — «И что?» — спрашиваю. «Понимаете, ваш друг считает, что во мне что-то особенное. Я негритянка. Я ему говорю: „Да ничего особенного нету там!“ Он не верит. Скажите ему, что ничего особенного». Я этому другу сказал. Он как закричит: «Ты ничего не понимаешь, это такой случай! У нас в Америку не выпускают, а тут экзотики отведать!» Я говорю: «Она же мне сказала, что ничего особенного!» — «Ты ей веришь?»

В общем, фестиваль был очень яркий, никто тогда в компьютерные игры не играл и с Интернетом не связывался. Потому что знакомились и куда-то уходили! И появлялись дети! Фестиваль молодёжи и студентов для этого и создан. Поэтому я очень приветствую сочинский фестиваль. Приятно, такое количество волонтёров, и президент выступает. А Интернет... Ну что в Интернете? А тут — тут всё живое.

«Нету голодного блеска в глазах»

— Как-то незамеченным прошёл юбилей — 25 лет ваучерной приватизации. Как вы относитесь к тому периоду?

— Вы знаете, что бы там ни происходило с этим ваучером, важно, куда в итоге повернулось дело. А дело повернулось в хорошую сторону — как мне кажется. Лично мне, если смотреть с моего невысокого роста — 1 м 67 см, — кажется, что Россия так хорошо ещё не жила.

— Как сейчас?

— Как сейчас. Мне столько лет, что я пережил и тоталитаризм, и диктатуру — что только не пережил. И всё кончалось голодухой, всё кончалось недоеданием, всё кончалось очередями!

А как живётся сегодня? Вокруг меня лица хорошие, нет голодного блеска в глазах. И самое главное — никто не ходит с кошёлкой, в которой колбаса. У меня на концертах такое сплошь и рядом было — люди охотились за продуктами даже в буфете театральном. Помню, однажды там были сосиски. И все рванули туда, не дожидаясь звонка на антракт. Без мата не могу вспоминать про тот период. А сейчас открыл дверь в магазин — ящиками помидоры, яблоки, персики, сливы. Ну, осталось медицинское обслуживание — здесь, конечно, проблемы. Но в смысле самого главного, жратвы и одежды, у нас всё нормально. И в ином вы меня не убедите. Потому что я помню макуху — куски жмыха после того, как всё масло из семечек отжали. У нас в Одессе работал маслозавод. И ты сосёшь эту макуху и хочешь только одного — жрать.

— На заседании ООН выступила робот по имени София. Если посмотреть видео, внешность у неё абсолютно как у человека — мягкая кожа, красивое лицо. Она обладает мимикой. Более того, интеллект Софии может самообучаться, и, по утверждению Софии, скоро роботы заменят чиновников. У меня к вам вопрос: если роботы заменят чиновников, жизнь станет прекрасной? Или роботы тоже начнут брать взятки? И вообще, вас роботы не пугают?

— Ну а чего пугаться? Сопротивляться прогрессу и роботам — это как, извините за выражение, жопой волны отбивать. Придут роботы, так и придут — ничего не сделаешь. Особенно если они смогут ещё и размножаться. Представьте: встречаешь живую женщину, а она оказывается роботом. Зато такой вариант вполне безопасен для твоей семьи. Я скажу жене: «Это ж робот был!»

А в моём возрасте робот-женщина, конечно, гораздо удобнее. Не последует насмешки ни над тобой, ни над твоим возрастом. Ничего. Нажал кнопку — и доволен! А с живой женщиной никогда не знаешь, на что и как она отреагирует.

Вопросы от читателей «АиФ»

Как вы считаете, что лучше: сделать и потерпеть неудачу или так и не попробовать сделать что-то?

Роман Калачёв, Тобольск

— Конечно, потерпеть неудачу! Я, например, ценю провалы. Ценю! А как же! Ведь в них — суть игры. К тому же, во-первых, ты уже не повторишь ошибки.

Во-вторых, они обучают так, как ничто другое! Ты сразу становишься дураком, ты унижен и обязательно будешь избегать этого потом, потому что повторного унижения ты себе не простишь.

Какие соседи вам попадались на протяжении вашей жизни?

Екатерина Верещагина, Самара

— На протяжении моей жизни с соседями конфликтовала моя мама. Я слышал эти крики. Я просыпался оттого, что они ругались. Папа получил орден Трудового Красного Знамени, он был заслуженный врач, но жили мы в коммуналке. Ребята, это была такая нищенская жизнь! У нас с соседями были общая веранда, туалет общий. Вы не представляете, что это за туалет — душ над унитазом. Туалет был самодельный, и однажды оттуда высунулась крыса. Хорошо, я включил душ, и она, ошпаренная, куда-то помчалась... Конфликтов с соседями была масса. Потому что чистить рыбу все собирались у одного крана: и коты собирались, и соседи собирались, и собаки собирались. Жуть!

Михаил Михайлович Жванецкий – писатель-сатирик, автор книг и искрометных миниатюр, исполнитель своих произведений, обладатель высоких наград, престижных званий и просто талантливый одессит. Цитаты и остроумные высказывания автора знакомы многим. Его знаменитые фразы, наполненные житейской мудростью, наблюдательностью и глубокой прозорливостью, стали признанными афоризмами.

Родился Михаил Жванецкий 6 марта 1934 года в Одессе. Биография знаменитого одессита, его ранние и молодые годы тесно связаны с этим южным городом на берегу Черного моря. Родители будущего писателя по национальности были евреями. Папа работал терапевтом, а мама – стоматологом. Во время войны семья переехала в Среднюю Азию, где мальчик Миша ходил в школу. После войны в полном составе семья вернулась в родной город.


Школьные годы будущего писателя прошли в уютном еврейском дворике, что позволило в дальнейшем создавать неподражаемые по колориту монологи.

Творчество

В 1951 году Михаил поступает в Одесский институт инженеров морского флота, параллельно с учебой участвует в художественной самодеятельности. Организованный Жванецким театр миниатюр назывался «Парнас-2». Его появление стало одним из знаменательных событий для города. Представления и концерты проходили с аншлагами и с огромным успехом.


Михаил активно участвовал в работе студии, играл на сцене и выступал ведущим на концертах вместе с Виктором Ильченко, знакомство с которым состоялось в 1954 году. Спустя время Жванецкий сам начинает сочинять миниатюры и монологи, в большинстве случаев сам же их и исполняет. Постановки Жванецкого были больше грустными, чем смешными, но писал он их так, что трудно было не смеяться.

В 1956 году Михаил получает диплом инженера-механика, устраивается на работу механиком морского торгового порта. Спустя время он начинает трудовую деятельность на заводе в должности инженера и работает здесь несколько следующих лет. Специализируется на подъемно-транспортных механизмах.


В 1958 году Жванецкий знакомится с , по прошествии еще двух лет состоялось знакомство с , который в то время был уже знаменитостью. Актер приезжал в Одессу на гастроли с Ленинградским театром миниатюр. Райкин включает произведения Жванецкого в репертуар своего творческого коллектива. В 1964 году по его приглашению Михаил переезжает в Ленинград.

Исполнителем произведений Михаила Михайловича был , которого очень любила молодежь. Но настоящую популярность принес писателю Аркадий Райкин, благодаря которому миниатюры Жванецкого разбирались на цитаты и афоризмы. По инициативе Райкина в 1969 году в театре была запущена программа «Светофор», состоящая из произведений Михаила Жванецкого.

Михаил Жванецкий, "Авас"

В театре Райкина автор-сатирик сотрудничает с Виктором Ильченко и Романом Карцевым. В репертуаре известных творческих личностей около трехсот произведений Жванецкого. Миниатюры и монологи, написанные автором в этом театре, обретают свой неповторимый стиль. Через время Жванецкий уходит из театра и начинает карьеру независимого писателя-сатирика и исполнителя собственных произведений.

В 1970 году Михаил Михайлович Жванецкий вместе с Карцевым и Ильченко возвращаются в Одессу и создают театр миниатюр, который на родине быстро становится популярным. Прошло несколько месяцев, и их приглашают в Ростовскую область на гастроли. Перед поездкой театра в Ростов Карцев и Ильченко записали на телевидении миниатюру Жванецкого «Авас».

Михаил Жванецкий, «В греческом зале»

Гастроли прошли с огромным успехом. После возвращения все трое участвуют в конкурсе артистов эстрады и вместе с Кокориным занимают первое и второе места. Директор «Укрконцерта» приглашал и даже уговаривал артистов переехать в Киев, но они отказались и вернулись в Одессу.

В начале семидесятых годов Михаил Жванецкий работает в Одесской филармонии артистом разговорного жанра. А 1972 году его знал весь Советский Союз. Знаменитость получает приглашение в Московский театр миниатюр на должность помощника главного режиссера.

Михаил Жванецкий, «На складе»

Дальнейшая его карьера связана с государственной организацией «Росконцерт», где он работает режиссером-постановщиком. Затем писатель перешел в литературное издательство «Молодая гвардия» (начало восьмидесятых годов), где получил должность штатного сотрудника. Еще одно место работы – Московский театр миниатюр, созданный им спустя несколько лет. До настоящего времени Жванецкий является там художественным руководителем.

По произведениям писателя-сатирика создано множество знаменитых спектаклей: «Птичий полет», «Избранное», «Моя Одесса», «Искренне Ваш», «Бенефис», «Политическое кабаре» и «Престарелый сорванец». Популярностью пользуются выступления автора с монологами «Жизнь коротка», «Алло, это Баба Яга», «Слово из трех букв».

Михаил Жванецкий, «Нормально, Григорий! Отлично, Константин!»

Михаил Жванецкий – автор миниатюр, которые в огромном количестве писались для Аркадия Райкина, Сергея Юрского, Романа Карцева, Виктора Ильченко, и других артистов эстрады. Незабываемы миниатюры «Авас», «В греческом зале», «Подруги», «Города», «Только приятное», «Как лечат стариков», «На складе», «О воспитании», «Ночью», «У кассы», «Нормально, Григорий! Отлично, Константин!».

Жванецкий писал также книги и сборники рассказов, такие как «Моя Одесса», «Когда нужны герои» «Год за два», «Встречи на улице» и «Одесские дачи». В 2001 году в издательстве «Время» выходит «Собрание произведений» Жванецкого в четырех томах. Через пять лет это же издательство выпускает пятый том под названием «XXI век». Стиль, в котором работает сатирик, он называет верлибром – свободными стихами, отмечая особый поэтический слог и мелодику слова, присутствующие в каждом его литературном тексте.


Михаил Жванецкий неоднократно награждался и получал высокие звания. В 2012 году писатель удостоился звания «Народный артист Российской Федерации». Диплом о высоком отличии сатирик получил в кремле из рук .

С 2002 года писатель участвует в создании передачи «Дежурный по стране», где его соведущим становится . Программа сочетает в себе элементы юмористического и аналитического шоу. В своих выступлениях сатирик обращается как к житейским темам, так и к политическим.


Во время событий по смене власти в Украине в социальной сети Facebook деятелями «Евромайдана» распространялась речь от имени Михаила Жванецкого в поддержку украинцев и с осуждением российских властей. Позднее это высказывание об Украине опроверг сам сатирик в своем интервью, назвав его провокацией. К тому же у писателя нет аккаунтов в «Инстаграме» и других социальных сетях. Всю информацию и фото Михаил Михайлович размещает на официальном сайте . Там же публикуются популярные монологи автора: «Бояться не надо», «Кто я такой, чтобы не пить».

Биография артиста – это жизнь оптимистически настроенного человека, увлекающегося и , музыкой Голливуда сороковых годов, творчеством « » и игрой в волейбол. Известный артист живет и продолжает работать в Москве.

Личная жизнь

Михаил Жванецкий не любит рассказывать о женщинах и своих романах, поэтому его личная жизнь – одна из самых закрытых на российской эстраде. Изредка в Сети можно увидеть фото, на которых гражданская жена Наталья и их сын Дмитрий.

У сатирика есть и другие дети – двое сыновей и трое дочерей, рожденных вне брака. Женат Михаил Михайлович был один раз на молоденькой и симпатичной Ларисе. Молодая семья вынуждена была жить с тещей в одной комнатушке и сводить концы с концами. Брак продлился с 1954 по 1964 годы.


Когда финансовое положение стало улучшаться, Лариса пожелала развестись. Жванецкий жену любил, но подчинился ее воле, впоследствии больше так ни разу и не женился. Во время гастролей в Сибири Михаил знакомится с женщиной, которая рожает ему дочь. Сначала сатирик ее не признавал, но потом проявил к ней интерес, приглашал в Москву.

По возвращении в Одессу у него случился роман с Надеждой Гайдук. Девушка обладала превосходным чувством юмора, что нравилось Михаилу. Десять лет они жили на два города: то в Одессе, то в Ленинграде. У Надежды родилась дочь Лиза. Гражданская жена порвала отношения, когда узнала о другой женщине.


В Москве он сожительствует с руководительницей программы «Вокруг смеха». Одновременно у него происходит интрижка с женщиной, присматривающей за его мамой, которая также забеременела и потребовала уплату алиментов. Последующие 10 лет он живет с Венерой и сыном Максимом. Гражданская жена была ревнивой, что и стало причиной расставания.

С нынешней супругой Натальей Суровой, сатирик вместе с 1991 года. Знакомство с супругой, которая оказалась на 32 года младше Михаила, состоялось на церемонии открытия Клуба одесситов в родном городе писателя. В 1995 году у пары родился сын Дмитрий. Интересно, что нынешняя супруга не только моложе, но и выше сатирика. Его рост составляет 171 см при весе в 75 кг.


Обладая богатым жизненным опытом, Михаил Михайлович нередко использует свои познания о мужчинах и женщинах в высказываниях, пропагандируя патриархальные ценности. Жванецкий считает, что главная задача мужа – уходить из дома и возвращаться с деньгами, жену же не должен волновать вопрос: где был мужчина.

В 2002 году Михаил Жванецкий подвергся нападению на дороге. Преступники избили и оставили сатирика на пустыре, забрав при этом авто вместе с документами, деньги и портфель с новыми монологами писателя. Спустя время нападавшие были найдены.

Михаил Жванецкий сейчас

Сейчас Михаил Жванецкий продолжает вести активную творческую жизнь, выступая на телевидении и выезжая с гастролями по городам России и зарубежья. В 2017 году из-за вирусной болезни сатирик пропустил запись программы «Дежурный по стране», а также не выехал в Лондон на запланированный авторский вечер. В 2018 году в юмористической передаче появился новый телеведущий. Теперь с Михаилом Жванецким в паре работает Алексей Бегак. Он известен телезрителям по работе на телеканале «Культура», где вместе с хореографом ведет передачу «Большая опера».

Библиография

  • 1980 – «Встречи на улицах»
  • 1987 – «Год за два»
  • 1993 – «Моя Одесса»
  • 2001, 2006, 2009 – «Собрание произведений» в 5 томах
  • 2004 – «Мой портфель»
  • 2007 – «Одесские дачи»
  • 2008 – «Тщательней…»
  • 2008, 2010, 2011 – «Избранное»
  • 2010 – «Не продолжай короткое»
  • 2011 – «Жаркое лето»
  • 2014 – «Южное лето (Читать на Севере)»

Супруга известного сатирика Наталья Сурова, которая находится рядом с Михаилом уже 20 лет, рассказала о том, как ей удалось завоевать сердце этого любвеобильного мужчины.

Михаил Жванецкий и Наталья Сурова. Фото: Салынская Анна/PhotoXPress.ru.

Наталья, где и при каких обстоятельствах произошла ваша памятная встреча со столь значительной личностью, как Михаил Михайлович?
Наталья Сурова:
«Это было двадцать два года назад, на открытии Клуба одесситов. Естественно, в нашем родном городе. Миша был приглашен туда как руководитель клуба, а я — как разносящий кофе. Мне было двадцать четыре года, и выглядела я эффектно: маленькое черное платье, высокий каблук, красное пальто, стрижка каре…»


Так и вспоминаются слова классика: «Сначала организм тянет, а там уже осматриваешься»…
Наталья:
«Абсолютно! Приводишь домой и потом смотришь, что тебе досталось. Повезло — умная! У нас именно по этой схеме все и развивалось. И когда он ее озвучил, нам позвонила куча друзей с признанием, что у них все было идентично: и мозги, и характер своих будущих жен они рассмотрели гораздо позже. Так что, как показывает практика, мужчина ничего в женщине понять не может, пока он занят влечением. Но я плюс ко всему тогда еще очень активно убиралась, мыла посуду, что тоже, наверное, не осталось без внимания. У Миши есть, кстати, прекрасное произведение на эту тему. Помню оттуда: „Если пустил женщину в дом и увидел ее там уже с пылесосом, то, считай, она больше никуда не уйдет“. Вот это было точно про меня. С того дня мы уже не расставались, хотя вначале никто не задумывался, насколько длинной будет наша совместная жизнь. Вообще мысль о браке не возникала. Притирались мы друг к другу очень радостно и бурно. Я была молода, многих моментов не понимала, а пришла ведь к человеку уже с прошлой жизнью. Мише было пятьдесят шесть лет. Правда, разница в возрасте не смущала — я ее не чувствовала благодаря Мишиному восторженному, детскому взгляду на жизнь… Люди реагировали по-разному, глядя со стороны на нашу пару».

До знакомства со Жванецким ваша женская судьба складывалась удачно?
Наталья:
«Более чем. Я с семнадцати лет жила в общежитии без родителей, училась, получила профессию гидролога, работала в проектном институте, но с началом перестройки он закрылся, и я устроилась костюмером в крохотный мим-театр, где главным режиссером был Люсик Заславский. Среди моих поклонников Жванецкий выделялся, и все сравнения были только в Мишину пользу. К слову, оказалось, что мы с ним не просто земляки, а буквально соседи: мои родители жили на улице Богдана Хмельницкого у кинотеатра «Родина», а Жванецкие рядом, на улице Старопортофранковской. Моя бабушка сталкивалась с Мишиным папой — врачом, и так ей это запомнилось, что она до своего последнего часа была уверена, что и мой муж потомственный доктор. Говорила: «Врача Жванецкого все знают!»


К тому времени у вас уже сложился образ будущего супруга? Были ли какие-то совпадения с идеалом?
Наталья:
«Нет, как-то не задумывалась. Единственное, в детстве я увлекалась двумя писателями. Во-первых, Джеральдом Дарреллом, который описывал приключения и жизнь животных. Мне нравилась его судьба. И во-вторых — Эрнестом Хемингуэем. Его книги впечатляли, как и биография. Пугало только количество женщин».


В вашем случае все было похоже. Тут вы не опасались?
Наталья:
«А я даже не представляла тогда масштабы его личной жизни. Интернета в ту пору не было, вопросов никаких я не задавала, так как мне несвойственно копаться в том, что может причинить мне боль. А Мишино близкое окружение меня как-то сразу приняло и стало оберегать от разных кривотолков. Наверное, они уже устали от его бесконечных влюбленностей и желали, чтобы он остепенился. О его прошлом все друзья молчали как партизаны. Это выглядело сродни заговору. Многое в подробностях я узнала гораздо позже, когда появилась куча «доброжелателей».


Любопытно, как Жванецкий ухаживал?
Наталья:
«Он был галантным. По отношению ко мне даже щедрым. Где-то через полгода, наверное, это произошло. Миша подарил мне шубу, например. Первая была из модной тогда нутрии, затем из норки… Но они были такими советскими, тяжеленными, и когда какие-то люди помогали мне раздеться, многие прямо с мехом падали в гардероб».


Недавно в эфире Михаил Михайлович сказал, что есть женщины, которые влюбляются в талант, холят его, лелеют, и им уже неважно, сколько этому таланту лет, как он выглядит. Мне кажется, это он вас имел в виду…
Наталья:
«Скорее всего. Как человек мудрый, он ищет ответ на вопрос, насколько у нас крепкая семья, как мы живем. Возможно, другие пары даже не задумываются над этим, но это не наш вариант. Тут человек буквально изъедает себя, рассматривает ситуацию со всех сторон, сравнивает. И, понятно, всегда находит какие-то слова… Бесспорно, более всего в Мише меня зацепил талант. Но не только. Вообще нельзя объяснить, за что любишь, разъять мужа на составляющие. На эту тему можно рассуждать бесконечно. Вот, говорят, любить богатого удобно. А убери от этого состоятельного господина его финансовую сторону, так ничего и не останется. Основное все равно крутится вокруг характера. И жить с талантливым человеком — в принципе то же самое, что и с обыкновенным. Разве что чуть более весело. Поскольку мозги устроены особенным образом, драйв постоянный… Находишься бок о бок с энергией, которая нормальному человеку недоступна».


Значит, будни у вас проходят нестандартно?
Наталья:
«Случается, что и стандартно. Иной раз даже очень вяло, поскольку часть работы Миша привык делать, лежа в кровати. А я это время посвящаю своим делам и никогда не жду, чтобы муж меня развлекал. Дома всегда есть чем заняться: почитать, походить по спортивной дорожке, например. У нас стоит громадное количество тренажеров — это увлечение мужа. Раньше мне вроде как они не требовались, но теперь вижу, что уже надо, и тоже втянулась, глядя на супруга. Миша следит за собой: минимум час проводит в зале, выбирает здоровую пищу… Да, он любит запах выпечки, свежие булочки с маслом, но позволяет их себе редко. Знаю, если я принесу нечто подобное домой, будет скандал. (Улыбается.) Мучное, жирное все-таки отсутствует в ежедневном рационе. Хотя эти ограничения иногда, под настроение, нарушаются. Его внутренний мотор, страсть к жизни не дремлют никогда. Проявляется это даже в быту. Ему свойственно такое ребяческое любопытство: в чем преимущество именно этого автомобиля, а что это за мясорубка нового поколения или телевизор, холодильник, посуда? И надо срочно ехать и все это покупать чуть ли не оптом. Вмешивается во все. Но это не значит, что ему нравится заниматься хозяйством, вовсе нет. Но знать все про тот или иной предмет ему необходимо. И потом, Миша обожает комфорт и считает, что вылизанного шоу-рума дома быть не должно. В его кабинете царит творческий беспорядок, книги разбросаны, чашка может стоять где угодно, телевизор — висеть на окне в кухне (так удобнее). При этом он аккуратист: майки, трусы, носки — все раскладывает стопочками. Это его порядок, который я стараюсь поддерживать».


Жванецкий признавался, что в юности жил бедно, работал в порту, ходил с заплатками, воровал с товарищами керосин, и достаток к нему пришел только после шестидесяти. Судя по всему, он не слишком «материальный» человек, раз говорит, что к зарабатыванию денег относится иронически, верно?
Наталья:
«Да. Но работа в порту подарила ему бесценный опыт, который он использовал еще долгие годы. И потом, в то время многие нуждались и существовали крайне аскетично. Я когда к нему пришла, мы с ним жили на старой даче в Одессе, с узким участком. Еще у него был „Мерседес“, которым он страшно гордился. А в Москве мы обитали в однокомнатной квартире на улице Королева. Это была вся „роскошь“, которую я увидела. То есть Миша не тот человек, который зарабатывает деньги. Он просто занимается тем, что ему нравится, и благо это приносит доход. Я, как женщина, естественно, хотела всегда красиво одеться, поменять обстановку в квартире и, понятно, радовалась обретению какого-то благополучия. Теперь довольна, что у нас есть квартира в центре, где сейчас живет только сын, потому что Миша заснуть в шумном мегаполисе совершенно не может, и мы постоянно обитаем в загородном доме в Подмосковье. Но наш любимец — это уютный дом в Одессе, у моря. Оба дома мы строили без помощи архитекторов, все отдавали на откуп строителям, и они учитывали наши пожелания. Жаль только, что в Одессе теперь мы живем в окружении дискотек: если днем еще тихо, то вечерами сплошной гвалт».


Вы производите впечатление весьма деловой женщины. Вам достаточно только дома и семьи, не порывались открыть свой бизнес?
Наталья:
«Да, сил и желания у меня хватило бы на это точно. Иногда я занимаюсь чем-то мелким в Одессе, но это так… Правда в том, что муж терпеть не может, когда я отлучаюсь от него надолго. Ему надо ощущать, что я рядом, где-то в доме, или рядом на гастролях. И я живу жизнью Миши. Причем я связующее звено между жизнью и Мишей. Как переводчик. К врачам мы ездим вместе, сантехников вызываю я, и так далее».

Свадьба у вас была скромной? О ней нигде не писали.
Наталья:
«Ее не было. Мы с Мишей стали жить вместе, потом родили ребенка, когда Миша захотел сам, а когда мальчик подрос, он начал спрашивать, почему мы не являемся мужем и женой официально. Для него это оказалось важным, он не желал быть как бы незаконнорожденным, огорчался почему-то, хотел, чтобы мама носила фамилию папы. Мы давно перестали об этом думать, но расписались, причем не устраивая никаких торжеств по данному поводу. Это произошло около трех лет назад. Кстати, я до сих пор так и не взяла фамилию Жванецкого. (Улыбается.) Хотя то, что я вышла замуж, наверное, хорошо, а то всю жизнь жила и никогда не была в браке, глупо тоже как-то получается…»

Знаю, что ваш семнадцатилетний сын Дмитрий поступил в этом году в институт. Какой факультет предпочел?
Наталья:
«Психологии. Это его выбор. Он советовался с нами по поводу будущей специальности, поскольку еще сомневался. Мы его водили на всевозможные тесты, которые определяют те или иные склонности. Мы лично, как родители, видели его врачом. И наш друг Дима Пушкарь, хирург-уролог, даже предложил Мите пойти к нему в ассистенты — посмотреть на практике, что это за сфера и нужна ли она ему. Митя сначала был в восторге. Но позже передумал. От папы он взял дар рассказчика, плюс сказалось некое стремление к анализу… Надеюсь, он станет толковым психологом. По крайней мере он спокойнее, рассудительнее, чем мы оба. Ко всем нашим громким, темпераментным выяснениям отношений он относится философски. Поначалу пытался вмешиваться, разобраться, кто прав, а когда осознал, что бесполезно, стал держать нейтралитет».


Известна история, что когда мама юного Михаила Михайловича застала его у них дома с девушкой (это был его первый сексуальный опыт), она обиделась и ушла. Пришлось двое суток разыскивать ее по городу. Как у вас обстоят дела с подругами Димы?
Наталья:
«Он еще нас ни с кем не знакомил. Девушки, видимо, есть, поэтому когда мы едем в квартиру, всегда предварительно предупреждаем. Я пока еще не готова к таким нервным потрясениям. Хотя девушка в нашей квартире, под контролем, намного лучше, нежели он сам куда-то уйдет, как мне говорят друзья… Но пока я с трудом смирилась, что мой мальчик говорит басом, вымахал метр девяносто, размер обуви имеет сорок пятый, а недавно его еще еле заставили сбрить бороду. Не говоря уже о том, что он собрался делать татуировку. Я попросила подождать хотя бы годика два — пожалеть маму. Он очень взросло выглядит. В ресторане счет всегда приносят ему, а на меня смотрят с подозрением». (Улыбается.)


Любопытно, какой Жванецкий папа. Ходил с ребенком в зоопарк?
Наталья:
«Я не представляю себе такой картины. Он даже со мной вот так, за руку, никуда не ходил. У нас другой расклад: он бегает по своим делам, а я приспосабливаюсь. Есть встречи, где я с ним обязательно должна быть, по протоколу, что называется. Есть другие, где уже я сама хочу присутствовать… Время от времени я еще и Митю пристраивала в компанию, чтобы он посмотрел на папу. Иногда случались казусы. Так, на гастролях в Израиле наш еще маленький сын, стоя за кулисами, вдруг решил тоже выйти на сцену и что-то сообщить аудитории. Его успели остановить. А так Миша несколько раз выводил Митю на сцену, правда, при пустом зале, чтобы наглядно продемонстрировать, где он выступает. И все взросление сына проходило под лозунгом: „Наблюдай за полетами отца“. Мите приходилось нелегко. Он у нас освоил английский за один месяц в языковом лагере в Лондоне, научился сносно играть на гитаре с преподавателем, но папа его не особенно хвалил, скорее критиковал. Муж в принципе скуп на комплименты, и мне в том числе. Ясно, что Миша не ходил в школу, не проверял уроков. Помню, он с ужасом смотрел, как мы с криками учили таблицу умножения… Понимаете, есть люди, которые предпочитают общаться лишь со взрослыми. Вот Миша — как раз из таких. Он даже с нашим Митей, который вырос на его глазах, разговаривает прежде всего как с личностью, а не как со своим ребенком».


Если верить Интернету, то Жванецкий — отец многодетный…
Наталья:
«Только там половина не его. Пускай все эти дети будут на совести их мам. У Миши был лишь ранний короткий брак в юности. Но маме его жены Ларисы зять не показался перспективным, и они отбыли в Париж. А так он всегда жил в свободе, один, подруги все были проходящие, и кто что там будет проверять… Несомненно, приписать отцовство Жванецкому приятнее, чем слесарю дяде Васе. Между прочим, одна популярная радиостанция проводила опрос: от кого из знаменитостей вы хотели бы произвести на свет потомство? И Миша занял первое место! Когда муж об этом узнал, он так возгордился у меня — неделю ходил невменяемый, по-моему, пытался не вернуться в семью. (Улыбается.) Но мы ему это простили. Насколько я знаю, из реальных детей есть дочка Лиза, ей около тридцати, она юрист и живет в Москве. Мне кажется, Миша хочет с ней общаться, но Лизе самой надо искать контакт, а не ждать от отца. Причина в том, что артистам вообще общения хватает, и лучше не ждать, когда они о тебе вспомнят, а проявлять инициативу, звонить, вылавливать между гастролями, позвать в гости, накормить, сказать добрые слова о творчестве. Еще есть двадцати-двухлетний сын Максим, живущий с мамой в Америке. Знаю, что это был ожидаемый ребенок. Он похож на Мишу. Думаю, муж помогает той семье, но я не вдаюсь в подробности, мы крайне корректно друг к другу относимся. Мне приятно на самом деле, что Миша так тепло отзывается о своих детях, то, что он человек порядочный. Это только юные дурочки уверены: если их супруг отсек всех предыдущих жен и детей, то они будут вместе счастливы. В реальности он так же поступит и с ней через какой-то промежуток времени. Так что хочется пожелать женщинам: будьте бдительны, присматривайтесь к биографии, смотрите, как мужчина уходил от женщин, что им оставлял…»

Человек, перу которого принадлежат слова «женственность проступала сквозь одежду», не может не быть натурой увлекающейся. Как вы справлялись с ревностью?
Наталья:
«Я Овен по знаку зодиака, поэтому горячая, по молодости была жутко ревнивая. Женщины любят ушами, и Миша был окружен в этой связи дамами. За всю нашу совместную жизнь мне запомнился лишь один вопиющий эпизод, когда мы шли вдвоем, а перед нами вышагивала девушка в ультра-мини-юбке, и мой Миша ее детально рассматривал. Взглядом художника. Через две недели я ему это припомнила. „Так на нее смотрела вся улица!“ — возмутился муж. Вот это была единственная история. Он мне не давал поводов. Нас всегда выручала разница в возрасте. Будь мы ровесниками — наверняка разбежались бы. А так его стимулировали, держали в тонусе взгляды, которые на меня бросали другие мужчины». (Улыбается.)

Да, вы продержались рядом дольше всех предшественниц… Вряд ли только за счет разницы в возрасте.
Наталья:
«Сложно однозначно сформулировать. Мы оба никогда не верили, что сможем быть вместе. Предыдущие женщины очень хотели быть с Мишей, и они приходили, навязывались, поселялись чуть ли не насильно, а я была настроена так, что в любой момент могу исчезнуть. Когда-то он меня останавливал, когда-то нет, и я возвращалась сама. Одним словом, я не цеплялась. Его это и раздражало, и притягивало».

Праздники вы устраивать любите? Кто является у вас друзьями дома?
Наталья:
«Миша обожает застолья. Раньше мы их организовывали часто, а сейчас не успеваем — график жесткий. Но, разумеется, друзья заезжают. В основном это люди других профессий. Немедийные лица. Из известных к нам приходят Ярмольники. Оксана и Леня — чудные! Леня умеет дружить! Он многим людям помогает. Маргулисы бывают. Миша любит Андрея Макаревича, Евгения Гришковца, Сергея Соловьева, но они у нас редкие гости. В принципе, в Москве все происходит на бегу. Максимум — варится большая кастрюля раков, приглашается парочка соседей из нашего поселка. А такие настоящие праздники, с сервированным столом и с кучей блюд из качественных продуктов, я затеваю в Одессе, куда мы улетаем с июня по октябрь. Именно в эти месяцы муж там плодотворно работает, но и отдыхать тоже успевает. На досуге может почитать любимого Чехова или просто захватывающие детективы… А вот то, что может быть похоже на его стилистику, специально, видимо, игнорирует».

В Одессе пишет по расписанию?
Наталья:
«Да. Он уходит к себе наверх с кофе, страдает… И если домашних начинает строить, выговаривать нам (то за наше отсутствие, то за присутствие), значит, процесс идет неплохо. Раздражительность автора, жалобы, что ничего не получается, — первый признак. Но по вечерам мы выбираемся проветриться в наши любимые ресторанчики: в „Катран“ на 16-й станции, где подают свежайшую рыбу, в пивной ресторан в горсаду, на „Дачу“, в „Клару-Бару“… А на выходные, как правило, уезжаем на пикник за город, где нет такого количества отдыхающих и вода более чистая. Садом он тоже успевает интересоваться. У нас великолепно растут персики, абрикосы, груши, сливы, яблони. Но Миша настаивал на помидорах, огурцах и всяческой зелени — мы и их посадили, но за этими культурами надо тщательно ухаживать, как оказалось. Муж мечтал, чтобы еще кто-то хрюкал в сарае, но тут уже я воспротивилась. А в конце летнего сезона мы собираем урожай — во всех смыслах. Что касается литературных трудов, то в один из сентябрьских вечеров Миша собирает всех, мы едем на баржу за город, где накрывается длинный стол, достается из портфеля огромная пачка рукописей и все читается на публику. Выступления обычно проходят на ура. Вот так каждый год появляется новая программа».


Одесса славится своим непреднамеренным юмором. В чем загадка этой местности, где развеселить тебя может и продавец, и официант в кафе?
Наталья:
«Не хочу никого обидеть, но в большинстве своем это возникает на почве неправильной речи, где смешивается русский язык, украинский, иврит… А в каких-то случаях, бесспорно, природные способности. Конкретно у Жванецкого абсолютно парадоксальное мышление, оригинальный угол зрения, это и дает такие результаты. Он же обо всем говорит серьезно. Его поставишь в тупик, если попросишь специально пошутить. Даже те, как он говорит, грустные, печальные вещи, что он откладывает в стол, наверняка смешные, если прочесть. Чудо то, что когда его слушаешь, это всегда открытие и на сто процентов совпадает с твоими мыслями».


Как-то Михаил Михайлович говорил, что вы не слишком-то внимательно относитесь к его творчеству, не восторгаетесь ежесекундно. Сегодня вы исправились?
Наталья:
«Вряд ли. Физически невозможно перманентно пребывать в восторге и трепете. Я же занята кастрюлями, ребенком, массой неотложных хлопот. Нашим котом, в конце концов. Резко переключаться с роли домохозяйки на роль интеллектуального собеседника умею далеко не всегда. Иногда так и говорю: „В данный момент я жарю котлеты. Вот закончу, тогда и побеседуем“. (Улыбается.) Понятно, что когда доходит до разговора, я обязана быть на уровне. И когда мы вечером выходим в гости, я должна быть светской, эффектной, одетой со вкусом. Мамой я тоже должна быть хорошей. И подругой для моего многочисленного окружения. Это все составляющие моей жизни, которым я должна соответствовать».


Жванецкий неравнодушен к домашним животным?
Наталья:
«К зверям вообще. Когда по телевизору идут сюжеты о том, как сжигают приюты бездомных животных, травят собак, он немедленно выключает, расстраивается. Охоту ненавидит — не понимает, как можно убивать беззащитных, маленьких и пушистых. И нашего толстого кота Мориса, тоже одессита, он обожает. Хотя Морис полностью лишен каких-либо навыков: он ленив, падает с подоконников, промахивается мимо кресел, забравшись на дерево лишь на метр, с криком летит спиной в ежевику, оттуда выходит весь в колючках… Но зато он преданно смотрит в глаза, слушает, с ним надо разговаривать. И Миша меня постоянно донимает: кажется ли это только ему или мне тоже, что наш кот все-таки многое понимает».

Много лет Жванецкий появляется в программе у Андрея Максимова «Дежурный по стране», и, судя по рейтингам, люди ему доверяют. Никогда у него не было планов пойти куда-то во власть, чтобы что-то поменять?
Наталья:
«У Миши внешность располагающая. И он действительно никогда не лжет, в том числе и под моим нажимом. (Улыбается.) Даже если где-то и боится сказать правду, все равно говорит. И на премьерных спектаклях у друзей, если что-то ему не нравится, он не молчит. Причем он не ругает, а так извилисто хвалит, и становится ясно, что все плохо. Вот так он везде ходит и разочаровывается. Таким образом мы уже половину приятелей растеряли. Но что касается политики, он не борец. Не сможет выступать в дебатах, потому что если вдруг оппонент скажет ему в горячке, что он еврей, имел кучу женщин, Миша обидится и уйдет. Защищать себя, держать удар не сможет. Перед ним должна быть некая охрана. В жизни это я. Так что политика ему противопоказана. Он писатель, и на своем месте».

Михаил Михайлович Жванецкий (Михаил Маньевич Жванецкий). Родился 6 марта 1934 года в Одессе. Советский и российский писатель-сатирик, исполнитель собственных литературных произведений. Народный артист Украины (1999). Народный артист Российской Федерации (2012).

Отец - Мане (Эммануил) Моисеевич Жванецкий.

Мать - Раиса Яковлевна Жванецкая.

Рос в Томашполе Винницкой области, где отец работал терапевтом, а мать стоматологом. Когда ему было 7 лет началась война. "Помню хорошо эвакуацию, помню бомбежку по дороге. Мы бежали из вагонов, бежали в поезд, пока немцы, помимо бомб, обстреливали вагоны из пулеметов. Вагоны - с беженцами, с детьми, с женщинами и стариками. Это сейчас я понимаю, какое это было бесчеловечное зверство - стрелять по беззащитным гражданским, а тогда воспринимались мелочи. То, как мама укрывала меня какими-то лопухами, забрасывала травой, стремясь сберечь мою жизнь", - вспоминал он.

Во время войны его отец был главным врачом Ташкентского госпиталя. Туда приехали и он со своей мамой. До третьего класса он учился в Ташкенте. Семья вернулась в Одессу из эвакуации после освобождения города в 1944 году.

Детство провел на улице Старопортофранковской, 133, в чисто еврейском дворе с неподражаемым колоритом мироощущения. Окончил 118-ю среднюю школу для мальчиков.

После школы в 1951 году поступил в Одесский институт инженеров морского флота.

В 1956 году окончил ОИИМФ по специальности «Инженер-механик подъёмно-транспортного оборудования портов». После окончания ОИИМФа работал в Одесском порту вместе с Виктором Ильченко: Михаил – механиком по кранам, а Виктор - механиком по автопогрузчикам.

В студенческие годы участвовал в самодеятельности, где начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял.

В 1958 году Жванецкий знакомится с Романом Карцевым.

"Мои университеты - это Одесский институт инженеров морского флота, потом восемь лет работы в порту города Одессы, потом еще работа на заводе... Все эти годы, пока я работал, я встречался с обычными людьми - слесарями, крановщиками, рабочими. Они во многом и становились героями моего творчества. Да мне и самому приходилось работать руками. Я, например, вагоны разгружал!.. Словом, опыт, который я за все эти годы получил, трудно переоценить. Это был опыт не театральный, не сценический, не литературный. Это было гораздо важнее - это был жизненный опыт. Мне кажется, что то, что так много моих высказываний ушло в народ и потеряло всякую связующую нить со своим автором - это и есть признание и отголосок тех лет", - говорил он.

В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным, который взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 году пригласил его в свой театр на должность заведующего литературной частью.

Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».

В период работы в театре , творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более трёхсот миниатюр и монологов.

Затем самостоятельно выступал в Одесской филармонии, потом в Московском театре «Эрмитаж», где приобрел популярность.

С 1988 года художественный руководитель созданного им Московского театра миниатюр.

Миниатюры Жванецкого - «Авас», «В греческом зале», «Подруги», «Города», «Только приятное», «Как лечат стариков», «На складе», «О воспитании», «Ночью», «У кассы» и многие другие - исполнялись многими известными артистами.

Свой стиль называет верлибром: "Я действительно поэт, я согласен. Понимаете, я уже в том возрасте, когда могу говорить о себе правду без присущей мне застенчивости. И - да, в моих текстах есть поэзия. Есть внутренняя музыка, есть ритм, который запоминается. То, что я пишу, называется верлибр, верно? Свободный стих, как говорят французы".

В 1991 году снялся камео в эпизоде фильма «Гений».

По его произведениям поставлено множество знаменитых спектаклей, среди них: «Птичий полет», «Избранное», «Моя Одесса», «Искренне Ваш», «Бенефис», «Политическое кабаре», «Престарелый сорванец».

В 1988 году в саду скульптур Литературного музея Одессы по адресу ул. Ланжероновская, 2 открыт памятник Михаилу Жванецкому.

С 2002 года стал ведущим ежемесячной телепередаче «Дежурный по стране» на канале Россия 1.

"Человек по-настоящему свободен только наедине с собой, но даже это получается у единиц. А я по-настоящему свободен только, когда я пишу" , - говорит Жванецкий.

Михаил Жванецкий. Концерт в Одессе

Рост Михаила Жванецкого: 171 сантиметр

Личная жизнь Михаила Жванецкого:

Первая жена - Лариса. Они поженились в 1954 году. Брак продержался 10 лет.

Фактическая жена - Инна. Отношения между ними имели место в начале 1970-х, когда Жванецкий работал в Москве. Инна родила от Жванецкого ребенка и принудила сатирика выплачивать алименты. Позже она эмигрировала в Соединенные Штаты.

Фактическая жена - Венера. Их связывал 10-летний роман, у пары родился сын Максим Жванецкий. Венера также уехала в США.

Фактическая жена - Надежда Гайдук. Дочь Елизавета.

Фактическая жена (с 1991 года) - Наталья Сурова, костюмер. Разница в возрасте супругов - 32 года. Они познакомились в Одессе на открытии Клуба одесситов. В 1995 году родился сын Дмитрий Жванецкий.

Наталья рассказывала: "Но у Миши была очень путаная жизнь, он никогда ни с кем толком долго не жил. Немножко зная его предыдущих женщин, могу сказать, что они были довольно своеобразными, со странным характером. И когда появилась я, молчаливая, высокая, красивая, тихо сидящая в углу, в меня Мишины друзья так вцепились! Они так хотели, чтобы я с ним осталась - даже не знаю почему. И мне кажется, что во многом именно благодаря его друзьям я с Мишей и осталась. Вообще, я была молодая, и, наверное, в таком возрасте мало что видишь, мало что замечаешь, делаешь резкие шаги, поэтому и соглашаешься на брак с известным человеком старше себя".

Всего у Михаила Жванецкого пятеро детей - двое сыновей и три дочери.

6 января 2002 года сатирик стал жертвой ограбления. Трое преступников избили Михаила Михайловича, кинули его на заднее сиденье собственного внедорожника, отобрали документы на авто и 600 долларов. Затем грабители бросили Жванецкого на необитаемый пустырь около МКАДа и скрылись в неизвестном направлении. Преступники также забрали с собой портфель писателя, в котором были тексты новых произведений. Через несколько дней были задержаны 5 участников ингушской группировки, участвовавших в нападении.

Книги Михаила Жванецкого:

«Встречи на улицах» (1982);
«Год за два» (1987);
«Моя Одесса» (1993);
«Собрание произведений» в 5 томах (2001, 2006, 2009, издательство Время);
«Мой портфель» (2004, издательство Махаон-Украина);
«Одесские дачи» (2007, издательство Время);
«Тщательней...» (2008, издательство Время);
«Шлягеры. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Концерт № 2. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Одесские дачи. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Избранное» (2008, 2010, 2011, издательство Эксмо);
«Не продолжай короткое» (2010, издательство Время);
«Жаркое лето» (2011, издательство Время).