Православная символика в картинах русских художников. Отошел ко господу православный художник павел рыженко

, … Сегодня - живопись.

Отношения веры и искусства не всегда просты, как с одной так и с другой стороны. Однако нигде так не виден «союз» искусства и христианства, как в искусстве изобразительном. Например, икона - не только наихристианейшая вещь, но и новация в искусстве со своей знаменитой «обратной перспективой». А открытие собственно перспективы - достояние классической европейской живописи, которая, в свою очередь, навсегда будет свидетельствовать, что Европа - культура христианская. Место же неклассического, современного искусства требует отдельного рассмотрения. Обо всех этих трёх - иконописи, классической живописи и современном искусстве - расскажут книги, лекции и фильмы, которые мы представим ниже. Пока же хочется сказать главное.

«Что такое церковность? Это - новая жизнь, жизнь в Духе. Каков же критерий правильности этой жизни? - Красота. Да, есть особая красота духовная, и она, неуловимая для логических формул, есть в то же время единственный верный путь к определению, что православно и что нет», - писал Флоренский. Лучшее «доказательства бытия Божьего», по Флоренскому, таково: «если есть «Троица» Рублева, значит есть Бог». Красота как Имя Божье - осевая мысль Православия. И искусство - человеческий ответ на эту Красоту.

А как иначе, если Бог, «Которого никто никогда не видел», стал человеком, частью этого мира? Следовательно Его можно изображать (догмат иконопочитания) - и всякое изображение, тем самым, «оправдано».

Брейгель, Рубенс «Зрение»

Флоренский - великий мыслитель, в частности, именно он - открыватель «обратной перспективы». Икона такова не от неумения рисовать, а совершенно осозанно; в иконе проявляет себя совершенно особая техника и особая мысль. Об этом - работа «Обратная перспектива» . Другая, «Иконостас» , носит более общий характер: сновидческая логика, окно в иной мир, опыт горнего. Сборник работ Флоренского«История и философия искусства» собрал несколько его специальных работ по нашему вопросу.

Параллельно с Флоренским трудился Трубецкой, тоже внесший существенный вклад в понимание феномена иконы:«Три очерка о русской иконе» - икона как философия.

Русский вклад в эстетику поможет увидеть антология«Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.» .

«Читаем икону» - цикл бесед о иконографических сюжетах.

Лекции отца Александра Салтыкова , искусствоведа, декана факультета церковных искусств ПСТГУ: от чинопоследования освящения икон до научного изучения церковного искусства.

37 радиопередач «Иконоведения» : от самых общих тем («икона и красота») до разбора конкретных иконографических сюжетов.

«Икона. Человеческое лицо Бога» - Семисерийный фильм об иконе, великолепно снятый и богословски и искусствоведчески полный.

«Свидетельство красотой» - фильм, где великий христианский интеллектуал Сергей Аверинцев рассказывает про иконопись.

«Рублев» - классическая книга из серии «ЖЗЛ» о преподобном художнике.

«Библейский текст и европейская живопись» - лекции, где сначала подробнейшим образом разбирается определённый библейский отрывок, а затем то, как он отразился в европейском искусстве.

«Евангелие в произведениях лучших мастеров иконописи и живописи» - каждый фильм цикла представляет собой чтение одного из Евангелий, сопровождаемое церковной музыкой и иллюстрированное великими произведениями живописи и иконописи.

И, конечно, «Библейский сюжет» , где вы найдете множество выпусков про живопись.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Православное искусство – огромный, богатый достижениями пласт культурного наследия человечества, уходящий своими корнями в культуру раннего христианства и в ветхозаветные времена, и ставший основой практически всего известного нам сегодня искусства Руси.

Как известно, самыми древними направлениями православного искусства, пришедшего на Русь в Х столетии вместе с христианством, являются живопись и музыка. Зародившись в качестве и иконописи, эти направления развивались много столетий, получив развитие в прекрасной светской музыке и изобразительном искусстве.

Среди русской православной живописи средних веков наиболее известна и оценена всемирно известная новгородская иконопись. Сохранившиеся до наших дней ее образцы хранятся в государственных музеях России и занесены в культурный фонд наследия ЮНЕСКО. Это известные всем ценителям прекрасного иконы Новгородского Спаса, Архистратига Михаила, Ангела Златые Власы, а также знаменитая икона благоверных князей Бориса и Глеба, на которой святые изображены в полный рост. Помимо новгородских икон, русская православная живопись славится и другими святыми образами: Владимирской иконой Божьей Матери, Троицей, которую предположительно относят перу Андрея Рублева, Спас Вседержитель, Спас Эммануил.

Православные художники Нестеров, Васнецов, Врубель

Однако православная живопись давно уже не замыкается лишь на искусстве иконописи. Как только культура вышла из-под влияния церкви, и запрет на изображение кого-либо, кроме ликов святых, был отменен, в России появилось и начало развиваться и процветать такое понятие, как светская живопись. Однако, и мирские художники любили изображать библейские сюжеты, как ветхозаветные, так и евангелистские. Одним из самых известных православных художников, без сомнения, можно назвать М. В. Нестерова, автора множества картин, написанных на религиозную тематику. Он иллюстрировал как монашескую жизнь, так и жизнь православной общины, а также писал сюжеты на тему житий святых.

Самой знаменитейшей его православной картиной, которую мы помним еще со школьной скамьи, является «Видение отроку Варфоломею», сюжет для которой художник позаимствовал из жизнеописания преподобного Сергия Радонежского. Не менее известны также православные художники М. А. Врубель и В. М. Васнецов. Не имея отношения к классической иконописи, и Васнецов, и Врубель, и Нестеров, помимо картин, знамениты также своими храмовыми росписями. Так, Нестеров принимал участие в росписи Соловецкого монастыря, Васнецов – Владимирского собора в Киеве, а имя Врубеля неразрывно связывают с росписями киевской Кирилловской церкви.

Современная православная живопись

Выставки православного искусства, проходящие время от времени в разных городах России, показывают, что и в наше время развитие православной живописи не стоит на месте. Среди молодых художников, отличившихся на выставках, можно отметить П. Чекмарева, Е. Зайцева, В. Соковнина, протоиерея М. Малеева.

Православные картины этих авторов показывают их живую заинтересованность церковной жизнью, духовными личностями, историческими событиями, которые происходили или происходят в церкви. В России и заграницей проходят также выставки современного, но уже достаточно известного православного художника А. Шилова, изображающего жизнь монастырей и их насельников. А. Шилов стал известен благодаря портретам монахов: ярких, выразительных, эмоциональных. Молодые и пожилые лица, изображенные на его картинах, трогательные, сентиментальные, с тщательно выписанными деталями, невольно

Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают известнейших художников Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Однако, кроме них, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах лики Старой Веры. Предлагаем ознакомиться с другими прекрасными картинами русских художников, которые посвящены старообрядчеству.

В.И.Суриков (1848–1916 гг.), «Боярыня Морозова», 1884–1887 гг. Интерес Василия Сурикова к теме старообрядчества связывают с его детством, которое он провел в Сибири, где было много старообрядцев, и где широкое распространение получили рукописные Жития старообрядческих мучеников, включая «Повесть о боярыне Морозовой». С «Повестью» художника познакомила его крестная Ольга Матвеевна Дурандина, у которой он жил в Красноярске во время учебы в уездном училище.
С.Д.Милорадович (1851–1943 гг.). В 1885 году Сергей Милорадович написал картину «Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», которая посвящена расколу Церкви.
Одна из наиболее известных картин С.Д.Милорадовича (1851–1943 гг.) посвящена выдающемуся деятелю старообрядчества - великомученику протопопу Аввакуму. На полотне изображена одна из сцен «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» - ссылка в Сибирь.
П.Е.Мясоедов (1867–1913 гг.), «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 г. Страшную казнь изобразил художник. После многих лет жуткой тюрьмы, голода, издевательств, протопоп Аввакум был приговорен к сожжению на костре заживо в г. Пустозерске.
М.В.Нестеров (1862–1942 гг.), «Великий постриг», 1898 г. Картина написана в период увлечения Нестерова романами П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Идея серии заключалась не столько в иллюстрировании литературного произведения, сколько в постижении человеческой судьбы, женской доли. Трагическая любовь и не нашедшие сочувствия порывы мечтательной души героини становятся причиной ее ухода в монастырь.
М.П.Боткин (1839–1914 гг.), «Старовер», 1877 г. М.П.Боткин работал в историческом жанре и жанре бытовой живописи. К последнему относится его полотно «Старовер», на котором художник изобразил старообрядца за чтением духовной книги.
И.С.Куликов (1875–1941 гг.), «Семья лесника», 1909 г. Одной из ключевых тем в творчестве Куликова является русская деревня: портреты простых людей, быт, обычаи старообрядцев. «Семья лесника» - одна из самых живых картин Ивана Куликова, на которой изображено семейство лесника-старообрядца.
И.С.Куликов (1875–1941 гг.), «Полевые цветы» (фрагмент), 1913 г. Предельная точность в изображении жизни и быта, яркость красок, сочная стилистика, умение владеть цветом, колористическая свежесть, психологическая глубина портретов, точное изображение старообрядческой культуры - это основные достоинства произведений Ивана Куликова. Картина «Полевые цветы» представляет собой изображение двух девочек-старообрядок с букетами полевых цветов.
И.С.Куликов (1875–1941 гг.), «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме», 1909 г. На полотне художник Куликов изобразил обряд благословение невесты в его родном городе Муроме. Картина изобилует яркими и сочными цветами. Герои произведения - старообрядческая семья Мурома и гости.
Дипломная работа В.А.Кузнецова (1874–1960 гг.) «Канун» была написана им в г. Нижняя Салда в 1909 г. Произведение представляет собой обряд поминовения усопших у старообрядцев. Четыре старообрядки у могилы молятся заупокойную Литию, одна из них держит кадильницу, другая - панихидник.
В.А.Кузнецов (1874–1960 гг.), «Божьи люди», 1917 г. На картине изображен быт старообрядцев (моление). Старушка-старообрядка возле аналоя читает молитвы. Рядом с ней стоит старец с лестовкой и подручником и другие молящиеся. Произведение создано в Нижней Салде.
И.С.Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954 гг.), «В молитве», 1900 г. На картине изображена стоящая возле иконы девушка-старообрядка в сарафане, белой рубахе и платке, заколотым на булаву. Героиня картины держит в руках кадильницу, лестовку и подручник.
И.С.Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954 гг.), «Скит», 1906 г. Художник изобразил трех старообрядок у женского старообрядческого скита. Две из них, идущие навстречу стоящей у входа, одеты в яркие сарафаны и платки, вероятно, являются гостьями.
А.Е.Архипов (1862–1930 гг.), «Крестьянка», 1916 г. На полотне изображена крестьянка в платке, заколотом на булаву. Вся одежда девушки выполнена в ярких тонах. В руках у героини котомка.
Т.С. Юшманова (р. 1979 г.), «Староверы», 2001 г. Полотно принадлежит кисти современной художницы Т.С. Юшмановой. Она много путешествовала по российской глубинке, изучала быт и обычаи людей. Ее внимание привлекли старообрядцы с их исконно русскими традициями. На картине «Староверы» художница изобразила двух старообрядцев, Дионисия Пересторонина и Даниила Григорьева, за пением.
М.В.Нестеров (1862–1942 гг.), «Пустынник», 1888–1889 гг. Название для картины автором выбрано не случайно. Пустынник означает скитальца, странника, путника, отшельника. Тень монаха-старца прямо перед ним - значит, солнце светит за его спиной. Он такой же, как все, обычный человек из плоти и крови. Но в то же время он совершенно иной, духовно инакомыслящий. Годы поклонения Господу, его крест покаяния и послушания дали ему мудрость и терпимость, с которой у него появился особенный, лишь ему известный и понятный путь. Путь, ведущий к счастью.
М.В.Нестеров (1862–1942 гг.), «Святая Русь», 1905 г. В основе сюжета лежат евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы». Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. Богомольцы, пришедшие ко Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками - Николой, Сергием и Георгием. Это любимые нестеровские герои - странники, монахи, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на Соловках или в Хотькове. Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, - это сестра и мать художника.
И.С. Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954 гг.), «В старообрядческом монастыре», 1910-е гг.
С.Г.Серов (род. в 1948 г.), «Возвращение». Картина изображает молебен при освящении поклонного Креста на месте бывших Черемшанских монастырей в память о преподобноисповеднике Серапионе Черемшанском предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополитом Московским и всея Руси Корнилием 20 июня 2008 г.
Д.Е.Жуков (1841–1903 гг.), «Спор о вере», 1867 г.
В.Г. Перов (1834–1882 гг.), «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880–1881 гг. Иллюстрация известного исторического события XVII века - т.н. «прений о вере» в результате раскола Церкви, которые проходили 5 июня 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля в присутствии царевны Софьи.
Н.Д.Мыльников (1797–1842 гг.), «Портрет А.Баркова со свитком и лестовкой», (1826 г.). Другое название картины: «Портрет священника-старообрядца Андрея Баркова».

Библия - уникальная книга, взывающая к сердцам людей на всех языках мира. Говорит Евангелие и на языке искусства. Православные картины русских художников доказывают, что Библия говорит с нами не только Словом, но и визуальными образами.

Православные картины

Православные картины и православная живопись на протяжении многих веков находили в Библии источник вдохновения. Сюжеты из Священного Писания, события Ветхого и Нового Завета оживали на холстах. Мы решили познакомить читателей с духовным наследием великих художников, воплотивших сюжеты великой Книги. Православные картины писали во всем времена маслом и углем, на холстах и на стенах уединенных келий.

Наша современница Елена Черкасова – художник. Ее православные картины по сюжетам их Библии уже занимают свое место в мировой истории живописи.

К православным картинам художницу привел духовный кризис, как пишут искусствоведы. После прихода к вере Елена Черкасова планировала заняться иконописью. Но в итоге пришла к своему языку разговора с людьми, которые приходят к вере через искусство. Ее “наивные” и вместе с тем глубокие картины стали примером глубокого самоотречения и объективности.

Брак в Кане

Это живопись – проповедь, передающая события в форме рассказа о библейских героях и их действиях.

Живопись Елены Черкасовой нельзя назвать классической, Елене удалось создать новую классику. В ней нет попытки скопировать традиционную иконописную школу, но это и дает православным картинам современных художников возможность создавать новое, используя свои духовный опыт и воображение.

16 июля, в канун дня памяти святых Царственных Мучеников, отошёл ко Господу народный художник России, прихожанин храма Всех Святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря Павел Рыженко.

О себе сам Павел писал:

«Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету - Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за Ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.
Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?
Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда - я буду счастлив выполненным долгом.» (павел-рыженко.рф)

Его картины любили люди верующие и светские. Самого Павла все вспоминают как человека великой силы Духа и веры.

18 октября – день памяти выдающегося русского православного художника Михаила Нестерова. Михаила Нестерова не стало в 1942-ом году. К вере художник пришел после утраты любимой жены. Он был одним из учредителей “Союза русских художников”, сохранял в своих картинах лучшие традиции Русской Церкви и православной живописи.

Православные картины этих художников позволяют нам приоткрыть еще немного тайну Библии.