«Повесть о житии Александра Невского» (XIIIв.) Черты агиографического жанра и воинской повести. К числу северорусских памятников, связанных с нашествием татар, принадлежит "Слово о погибели Рускые земли"

ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО . Первое жизнеописание князя Александра Ярославича Невского (1221-1262) было составлено, как считают ученые, в 80-е гг. XIII в. книжником Владимирского Рождественского монастыря. Здесь было погребено тело князя, и в конце XIII в. началось его почитание как святого. В списках Ж. не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости”, “Слово о великом князе”, “Житие блаженного великого князя”. Автор Ж. называет себя современником Александра, “самовидцем” его жизни и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников.

Ж. Александра - это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. С исторической точки зрения в Ж. много неточностей. Например, шведский король не принимал участия в походе 1240 г. и битве на Неве, во время набега на Суздальскую землю в 1252 г. ханом Золотой Орды был Сартак, а не Батый. В Ж. нет ни одной даты, события порой описываются без необходимой конкретизации: из Ж. не сразу ясно, кто такой “король страны Римской из полуночной земли”, о каком городе, построенном некими “от Западной стороны”, идет речь и т. д. Но не эти подробности были важны для автора, а впечатление, производимое его героем. История и сама деятельность Александра Ярославича в Ж. предстает в преображенном виде, не столько в своих конкретных проявлениях и событиях, сколько в вечной сущности, не в житейских подробностях, а в житийном облике.

В Ж. много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию “святой, и честной, и славной” жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую.

“Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли...” - так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, современники это хорошо знали (см.: Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории.- 1986.-№2.-С. 174-176). В Ж. изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: “Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей”. Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, “пыхая духом ратным”, “шатаясь от безумия”, угрожая: “Если можешь, защищайся”. Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою “на лице самого короля оставляет след своего копья”. Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: “Не в силе Бог, но в правде”. Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере. Князь не может снести похвальбы немцев: “Покорим себе славянский народ!” Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: “Пойдем и победим Александра, и захватим его”. Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и “вели босыми подле коней тех, кто называет себя “божьими рыцарями”. Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов, которые помогают представить, какой жестокой была сеча: “Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью”. Слава о победах Александра разнеслась повсюду. “И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима”.

Во всем подобны князю и его воины. Автор Ж. включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, “не имея страха в сердце своем”. У каждого из шести свои ратный подвиг. Так, например, новгородец Миша потопил три шведских корабля, Сава обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня. Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы положить свои головы за князя. Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Ж. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания о Давиде, Езекии, Соломоне, Иисусе Навине и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: “А от вас учения не примем”. Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: “Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему”. И это помогает Александру “отмолить” русские полки от участия в походах монголо-татар.

Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: “О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!” Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. “Уже зашло солнце земли Суздальской!” - говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), “Уже погибаем!” - вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита,- кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании “о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра”. И. П. Еремин назвал Ж. “восторженной данью светлой памяти князя”. Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Ж., его ученость. Среди литературных источников, к которым обращался составитель Ж., “История иудейской войны” Иосифа Флавия, “Хронографическая Александрия”, “Девгениево деяние”. Д. С. Лихачев полагает, что Ж. продолжает южнорусские литературные традиции, обнаруживая сходство в стиле с биографией Даниила Галицкого из Галицкой летописи. Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл, который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.

Ж. Александра Невского, написанное в 80-е гг. XIII в., явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV-XVI вв. (их более десяти). На долгое время Ж. стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских повестей, его влияние ощутимо в “Повести о Довмонте”, в “Сказании о Мамаевом побоище”, в “Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского” и многих других произведениях древнерусской литературы.

Изд.: Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст.- СПб., 1913 (ПДП, № 180); Житие Александра Невского/ Подг. текста, перевод и примеч. Ю. К. Бегунова // Изборник (1969).-С. 328-343, 739-742; Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и комм. В. И. Охотниковой // ПЛДР: XIII век.- М., 1981.- С. 426-439, 602-606; Повесть о житии Александра Невского / Подг. текста, перевод и примеч. В. И. Охотниковой // Воинские повести Древней Руси - С 120-135, 474-476.

Лит.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века: “Слово о погибели Русской земли” - М., Л., 1965 - С 12-66; Дмитриев Л. А. Повесть о житии Александра Невского // История русской литературы XI- XVII вв.-М, 1985-С. 152-156; Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников - Вып 1 - С. 354-363.

В. И. Охотникова

В 1225 году по решению отца в биографии Невского произошло посвящение в воины. В 1228 году поселился в Новгороде, а в 1230 году стал князем новгородских земель. Вплоть до XVI века «Житие Александра Невского» являлось своего рода образцом для изображения русских князей. Собрались немцы и, похвалясь, сказали: “Пойдем, победим князя Александра, поймаем его руками”…

Ростом князь Александр Невский был больше других людей, голос его звучал, как труба в народе, лицом был прекрасен, как Иосиф. Сила Александра была частью силы Самсона. И дал Бог князю премудрость Соломонову, а храбрость римского царя Веспасиана. В приметы и видения не верил. Был Александр своеволен, властолюбив, не смог мириться с новгородскими вечевыми порядками и поссорился с новгородскими людьми.

Александра Невского любил и славил народ за его ратные победы. Смело и мужественно поехал он в ставку монгольско-татарского хана Батыя, чтобы договориться о снижении налога с русского народа. После Невруева набега князь Александр города восстановил, людей собрал свои. После смерти церковь причислила его к лику святых. Самый ранний вариант Жития Александра Невского не имеет устойчивого названия и в разных рукописях именуется «житием», «словом» или «повестью о житии».

/ Характеристики героев / Древнерусская литература / овесть о житие и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского / Александр Невский

В этом Житие нет подробного изложения биографии Александра Невского, что, судя по всему, и не входило в задачу неизвестного автора. Прежде всего, описывая великого князя, он широко использует библейские образы, сравнивая качества Александра Невского с красотой Иосифа, силой Самсона, мудростью Соломона.

Верный православному вероучению, Александр Невский каждый свой шаг освещает молитвой и упованием на Божию помощь. И Господь не оставляет его без Своей благодати. А во время Чудского сражения на помощь великому князю пришло «воинство Божие», которое видели в воздухе.

Ведь, если Господь зримо являл свою помощь, то это значило, что правда находится на стороне русского великого князя и ведомой им державы. Он являл чудеса во время самых тяжелых и решительных периодов в истории Руси - во время Куликовской битвы, при взятии Казани. Иногда чудеса он совершал один, иногда со своими «сродниками» святыми Борисом и Глебом и другими князьями, признанными святыми.

Предисловие и подготовка текста – С.В. Перевезенцев. Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Хотя и прост я умом, но все же начну, молитвою Святой Богородицы и помощью святого князя Александра.

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил.

Родился князь Александр Невский

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому». Александр Невский был выдающимся дипломатом.

Даже Батый признавал величие Александра. Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность повествования.

Автор предается скорби и печали по поводу смерти князя: «О горе тебе, бедный человек! 179110770; var begun_block_id = 179117399; ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Приведите исторические сведения о битвах на Неве и Чудском озере. Что известно в науке об авторе «Жития Александра Невского»?

С какой целью автор вводит явление святых мучеников Бориса и Глеба перед битвой? Как оплакивает автор Александра в заключительной части «Жития»? Слово Даниила Заточника»Татаро-монгольское иго. «Повесть о разорении Рязани Батыем»»Слово о погибели Русской земли» «Житие Александра Невского». Краткое содержание и анализ.Епифаний Премудрый: » Житие Сергия Радонежского».

С одной стороны, он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смиренен, с другой, - мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так, в сражении на Неве «он крепко верил в помощь святых и мучеников Бориса и Глеба», лики которых представились в видении посланному в дозор старейшине земли Ижорской Пелгую.

Здесь же в полку Александровом явились шесть мужей храбрых и сильных, которые бились вместе с ним крепко. И встретились они на Чудском озере - многое множество… И затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сеча столь злая, что лед на озере задвигался: льда не было видать, весь покрылся он кровью»4.

Был сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Биография Александра Невского знаменательно большим количеством много побед. Так, в июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил.

Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. Киев на то время был разорен татарами, и Невский решил остаться жить в Новгороде. Князь на протяжении 6 лет отражал нападения врагов. Затем он уехал из Новгорода во Владимир и стал княжить там. В то же время войны с западными соседями продолжились. В военных походах князю помогали его сыновья – Василий и Дмитрий.

Характеристика князя в житии очень разнопланова. Отсюда и прозвище Александра - Невский. В 1239 году Александр женился на дочке Брячислава Полоцкого, Александре. 179110770; var begun_block_id = 179117399; В житии изображена и битва с немецкими рыцарями на Чудском озере, которые хотели «посрамить народ славянский». Составление Жития относят к 80-м годам XIII века, а инициаторами его составления считают князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла.

  • 4. Народнопоэтическое творчество как составная часть в реализации замысла автора «Повести временных лет». Особенности эпического стиля в летописи.
  • 3) Приёмы устного народного творчества в описании князей:
  • 5. Принятие Русью христианства. Общее и особенное в изображении и осмыслении христианизации Руси различными жанрами древнерусской литературы.
  • 6. Примеры проявления общинно-родовой этики и христианской морали в «пвл». Образы язычников и христиан.
  • 6. Примеры проявления общинно-родовой этики и христианской морали в «Повести временных лет». Образы язычников и христиан в этом произведении.
  • 3) Приёмы устного народного творчества в описании князей:
  • 7. «Первые времена усобиц» в изображении русских летописей, агиографических произведений и «Слова о полку Игореве».
  • 8. Житие Феодосия Печерского» как образцовое произведение агиографического жанра литературы домонгольской Руси.
  • 9. Апокрифы
  • 10. Жанр патерика в русском книжном репертуаре. «Киево-Печерский патерик»
  • 11. «Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и его судьба.
  • 12. Понятие «свой» – «чужой» в системе нравственно-эстетических ценностей «Слова о полку Игореве». Поэтический язык этого произведения.
  • 13. «Слово о полку Игореве». Образы Бояна и Автора. Проблемы жанра, композиции и стиля этого произведения.
  • I часть.
  • II часть.
  • III часть.
  • 14. Переводная литература домонгольской Руси.
  • 15. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве» и «Слове о погибели Русской земли»
  • 17. Исторический оптимизм «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • 18. Образ полководца в «Житии Александра Невского».
  • 19. Победа на Куликовом поле и русское Предвозрождение
  • 20. «Задонщина» как памятник русского Предвозрождения
  • 21. Изображение духовного мира героев в агиографических произведениях Епифания Премудрого
  • 22. «Край света» в изображении отечественной литературы и фольклора
  • 23. «Москва – третий Рим» как объединительная идея
  • 24. Новгородская и псковская литературы
  • 26. Защита и критика идеи самодержавной власти в русской публицистике XVI века
  • 27. Иван Грозный как писатель и литературный герой.
  • 28. Роль и значение обобщающих произведений XVI века в развитии русской литературы и общественной мысли
  • 30. Идеальные женские образы Средневековой Руси.
  • 31. Мудрые женщины средневековой Руси.
  • 32. Злые и предприимчивые жены средневековой Руси.
  • 33. Идеальные женские образы в житийно-биографических повестях XVII в.
  • 34. Любовь земная и любовь небесная в изображении «Повести о Тверском Отроче монастыре»
  • 36. «Смутное время» в зеркале публицистики XVII в.
  • 37. Исторические и беллетристические произведения о Смутном времени.
  • 38. Проблема «отцов» и «детей» в «Повести о Горе и Злочастии»
  • 39. Фаустовская тема в русской средневековой «Повести о Савве Грудцине»
  • 40. Переводный рыцарский роман XVII века
  • 41. «Повесть о Фроле Скобееве» как опыт «плутовского романа»
  • 43. Сатирическое изображение недостойных служителей церкви и рационально-сатирическое отношение к некоторым сюжетам Священного писания в повестях XVII в.
  • 44. Раскол в русской церкви. Жизнь и литературная деятельность идеолога старообрядчества протопопа Аввакума.
  • 45. «Житие» протопопа Аввакума, им самим написанное. Новизна жанра и стиля.
  • 46. Силлабическое стихотворство XVII века. Энциклопедический характер творчества Симеона Полоцкого
  • 18. Образ полководца в «Житии Александра Невского».

    «Житие Александра Невского» - один из выдающихся памятников древнерусской литературы. Создан в конце 13 века. Написано было человеком, который лично знал князя Александра. Это произведение агиографической литературы и в то же время тесно связанное с традицией написания воинской повести.

    Цель Жития - прославить мужество и храбрость Александра Невского, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли. В центре повести - повествование о битвах на Неве и на льду Чудского озера.

    Образ Александра Невского представляет собой воплощение феодала нового типа, ведущей фигуры и подлинного героя русского народа в эпоху татарского нашествия. Духовный склад этого героя глубоко отличен от духовного склада героев традиционной воинской повести. Это уже не дружинный герой,; феодальный витязь превратился в покорного данника Золотой Орды.

    Жизнь укрепляет его в убеждении, что для преуспения в жизненной борьбе недостаточно только воинской силы и доблести, а нужна ещё и вера, покорность воле господней.

    Новое в жанре жития:

    «Житие Александра Невского», оставаясь воинской повестью, заключает в себе признаки другого жанра - жития, представляет собой тот гибридный жанр, который принято называть «воинским житием». В Житии тесно переплетаются стили воинской повести и жития. В житийном жанре описана благочестивая кончина князя, посмертные чудеса. Зато баталии, описания битвы написаны в типичном стиле традиционной воинской повести. Это говорит о новом веянии в древнерусской литературе - смешение двух совершенно разных по стилю жанров.

    19. Победа на Куликовом поле и русское Предвозрождение

    В 1380 году Московский князь Дмитрий Иванович сплотил под своими знамёнами почти всю Северо-восточную Русь и нанёс сокрушительный удар Золотой Орде.

    После одержанной победы на Куликовом поле вопрос об окончательном свержении монголо-татарского ига был лишь вопросом времени.

    Победа, одержанная над Мамаем, значительно укрепила авторитет Москвы в глазах всего народа. Она сыграла немаловажную роль в развитии литературы и искусства.

    Исторические события 1380 года получили широкое отражение в устном народном творчестве, а также в различных жанрах литературы: летописной повести, «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище».

    Летописная повесть о Куликовской битве.

    Повесть «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем» была создана по горячим следам событий.

    Здесь даётся эмоционально-экспрессивная публицистическая оценка событий. Центральный герой летописной повести - великий князь московский. В произведении подчёркивается его благочестие и воинская доблесть. «Христолюбивый» и «боголюбивый» князь - идеальный христианин, постоянно обращающийся с молитвами к богу.

    Идеальный воин-христианин противопоставлен в летописной повести «безбожному», «нечестивому» Мамаю и его союзникам - «поганому» литовскому князю Ягайло и предателю, рязанскому князю Олегу.

    Сама битва изображается при помощи характерных для воинской повести выражений и приёмов.

    Основная цель Летописной повести - показать превосходство храбрости русских войск над высокоумием и лютостью «безбожных татар» и «поганой» Литвы, заклеймит позором измену Олега Рязанского.

    «Сказание о Мамаевом побоище».

    В середине 15 века на основе летописной повести о Куликовской битве, «Задонщины» и устных преданий было создано «Сказание о Мамаевом побоище», дошедшее до нас в многочисленных списках, в четырёх редакциях.

    В «Сказании» значительно усилен религиозный момент. Многочисленными монологами-молитвами подчёркивается благочестие Дмитрия. «Сказание» стремилось подчеркнуть полное единение светской и церковной власти.

    «Сказание» построено на контрастном сопоставлении стойкости, мужества, христианского благочестия русских и хвастовства, гордости, нечестивости татар, Мамая и его союзников. Автор «Сказания» не жалеет чёрной краски для изображения врагов Русской земли.

    Характерная особенность «Сказания о Мамаевом побоище» - наличие художественного вымысла, «речей» персонажей, элементов психологизма.

    В стиле «Сказания» широко представлена книжная риторика, сочетающаяся с поэтическим стилем воинской повести и элементами деловой письменности.

    Проникнутое патриотическим пафосом прославления героического подвига русских людей «Сказание» подчёркивало политическое значение Москвы и Московского великого князя, объединившего всех русских князей и благодаря этому одержавшего победу.

    Житие Александра Невского, прославившегося своей доблестной победой над немцами, написано, видимо, скорее всего церковником. Но автор лишь в небольшой степени придал своему труду черты агиографического стиля, отчего его произведение может быть названо скорее воинской повестью, чем житием в обычном смысле слова.

    Автор начинает свое изложение с шаблонного самоумаления своих качеств как агиографа: он, «жалкий и многогрешный, недалекий умом», принимается за свой труд потому, что слышал об Александре «от отцов своих и сам был свидетелем». Если у автора недостаточно умственных способностей для его дела, то он надеется на помощь богородицы и святого князя Александра. Вслед за тем по житийному трафарету сообщается о том, что Александр «родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего – кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Далее Александр сравнивается красотой, силой, храбростью, мудростью с римскими, египетскими царями. Этими краткими общими справками исчерпывается вся характеристика Александра. Ни о каких специфических блачестивых чертах его поведения в житии не говорится, и далее речь идет уже всецело о воинских подвигах и государственной деятельности.

    Андреяш («один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьимим») хотел увидеть «зрелость силы» Александра, как царица Южская приходила к Соломоу, чтобы испытать его мудрость (соотнесение с Библией). И пошел войной на князя.

    Пелугию была поручена ночная стража на море. Было ему видение. Увидел лодку и Бориса и Глеба в ней, плывших на помощь Александру.

    В типичном для воинской повести стиле описываются сражения: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Но и это сражение на Чудском озере не проходит без чудесного. От очевидца автор якобы слышал, что в воздухе виден был полк божий, пришедший на помощь Александру. Впервые для воинской повести упоминаются имена славнейших воинов. Дружина уже не изображается как масса. Прославляются победы князя и его сила: «И начали они (литовцы) с того времени бояться его имени».

    Римский папа посылает к Александру кардиналов с предложением принять католическую веру, но Александр отказал.

    Повесть, сообщив о смерти князя, заканчивается традиционным плачем народа, автора. Когда митрополит захотел вложить в руку князя духовную грамоту, Александр, как живой, протянул руку и сам ее взял.

    Таким образом, «Повесть о житии Александра Невского» сочетает в себе элементы двух жанров.

    Элементы жития:

    • самоуничижение автора,
    • благочестивые родители,
    • рисуется образ христианина (отказал в католичестве, благочестивое приставление),
    • элементы чудесного,
    • плач по смерти героя,
    • изобилие цитатами и соотнесениями из Библии.

    Элементы воинской повести:

    • рассказ не всей жизни князя, а только о воинских победах,
    • используются устойчивые формулы для описания военных действий,
    • преувеличение физических качеств героя,
    • прославление его силы.

    Образ Александра Невского в русской литературе можно найти во многих известных произведениях. Это известный отечественный правитель и военачальник, канонизированный православной церковью.

    Самое первое знаковое произведение, в котором раскрывается образ Александра Невского в русской литературе, - его житие. Предположительно оно было написано в конце XIII столетия, вскоре после смерти князя, годы жизни которого - с 1221-го по 1263-й.

    Написал "Повесть о житии Александра Невского" его современник, который, скорее всего, был знаком с ним лично. В этом произведении рассказывается о двух важных победах, которые одержала армия Невского. Одна - на Неве, в сражении против шведов, вторая - над немцами на Чудском озере. По большому счету, "Повесть о житии Александра Невского" - это лирическая баллада, рассказывающая о военных подвигах главного героя.

    Первая биография Александра Невского

    Первая светская биография великого русского князя появилась в XVIII веке. В 1732 ее создал историк Миллер. Его книга называлась "Жизнь святого Александра Невского".

    Биография Миллера вышла в Петербурге на немецком языке. В своем труде историк, в первую очередь, опирался на "Степенную книгу", памятник русского исторической литературы XVII века. А также впервые использовал ливонские и шведские хроники, сборники папских документов. Причем эта биография была написана с научными претензиями.

    Во времена СССР интерес к этой фигуре не пропал. Например, в 1952 году он стал персонажем повести Василия Яна "Юность полководца". В ней писатель рассказывал о роли великого русского князя в обороне Руси против шведов и Тевтонского ордена. Подробно описаны события, которые происходили в 40-х годах XIII столетия.

    Кстати, этой повестью Ян завершил цикл исторических произведений, посвященных ключевым событиям, происходившим в Азии и Европе. Напомним, к этому же циклу относятся романы "Чингисхан", "Батый" и "К последнему морю".

    Ян наглядно демонстрировал хронологию жестоких и беспощадных походов татаро-монголов на Русь, а также героическое сопротивление, которое оказывали захватчикам жители приграничных районов. Своей популярности эти повести Яна обязаны действенному приему - показать все события через верховных правителей и простых людей. Эта героико-патриотическая тематика была особенно востребована в годы Великой Отечественной войны

    "Юность полководца"

    В повести "Юность полководца" рассказывается о жизни в Великом Новгороде, который в то время оставался формально независимым от захватчиков, но при этом подвергался серьезной экспансии с запада.

    В планах Василия Яна был большой роман о событиях XIII века, в котором личность Александра Невского должна была быть ключевой. Но реализовать замысел не удалось из-за смерти писателя.

    "Ратоборцы"

    Еще одной важной книгой об Александре Невском является эпопея "Ратоборцы", автором которой стал Алексей Югов. Он ее писал с 1944 по 1948 годы. В ней великий князь Александр Невский показан одним из главных защитников Руси вместе с князем Галицким.

    У Югова Невский предстает перед читателем расчетливым дипломатом, а также дальновидным и опытным политиком, а не только отважным военачальником. В этом романе Невский близок к народу. Это стало следствием идеализации его образа, а также всей эпохи.

    Стоит отметить, что сам Югов был сторонником исторических концепций, который ратовали за все исконно русское, боролся с космополитизмом. Такие теории многими и тогда рассматривались как псевдонаучные.

    Характеристика Невского в литературе

    Подробную характеристику Александру Невскому в отечественной литературе дал академик Михаил Тихомиров. По его словам, князь часто изображался удалым молодцем, который решает все проблемы и трудности внезапной атакой и одерживает славные победы. В действительности битвы Александра Невского проходили не так легко и просто. А такое изображение князя слишком далеко от исторической правды.

    Давая истинную характеристику Александра Невского, сохранившуюся по историческим документам, стоит отметить, что это был человек, умевший сочетать смелость полководца с расчетом осторожного политика. Только симбиоз двух этих качеств позволял ему брать верх над неприятелем.

    Роман Бориса Васильева

    Свой вклад в создание образа Александра Невского в русской литературе внес и Борис Васильев. Известный писатель-фронтовик, автор произведений "А зори здесь тихие...", "В списках не значился" и "Не стреляйте в белых лебедей" написал роман "Александр Невский" в 1997 году. В тот период автор всерьез увлекся исторической литературой, посвятив отдельные романы также вещему Олегу, княгине Ольге, князю Святославу, Владимиру Красное Солнышко, Владимиру Мономаху.

    Позже роман об Александре Невском был переиздан под другим названием и сейчас больше известен как "Князь Ярослав и его сыновья".

    В этой книге Борис Васильев переносит нас на Русь первой половины XIII века. В то время ни о каком единстве между княжествами речи не шло, правители вели ожесточенную борьбу между собой за первенство, воевали с немецкими рыцарями, пытались ужиться с татаро-монголами, которые огромным войском пришли на русскую землю.

    Главные герои этого романа - князь Ярослав Всеволодович и его сын Александр, позже прозванный Невским, а также его младший брат Андрей, который после ссоры с героем нашей статьи был вынужден бежать в Швецию. В повествовании встречаются как реально существовавшие исторические персонажи, так и полностью вымышленные герои.

    Борис Васильев с присущим ему мастерством берется за создание образа Александра Невского в русской литературе. У него получается увлекательное повествование, которое держит читателей в напряжении до самых последних страниц.

    "Лазутчик Александра Невского"

    Еще один яркий пример использования образа князя в русской литературе - роман Сергея Юхнова "Лазутчик Александра Невского". Книга вышла в издательства "ЭКСМО" в 2008 году.

    Читатель узнает из нее про тяжелые времена, которые наступили на Руси в XIII веке. Страна оказалась фактически окружена захватчиками, которые угрожали ей со всех сторон.

    В центре повествования - как раз князь Александр Невский, который собирает дружину, чтобы противостоять захватчикам и защитить родную землю. События, как и у Васильева, описываются со стороны не только правителей, но и рядовых граждан. Одним из центральных персонажей становится юный лазутчик по прозвищу Сурок. Вместе с друзьями по повелению князя он отправляется на рубежи Руси, чтобы постараться любой ценой добыть сведения о готовящемся крестовом походе. Они крайне важны и необходимы Невскому.

    Это приключенческий и авантюрный роман, основанный на преимущественно вымышленных событиях. Например, Сурку предстоит стать рыцарем, чтобы выполнить эту миссию, и войти в доверие к Папе Римскому.

    Самое главное испытание и для Сурка и для великого князя еще впереди. Это Ледовое побоище. В этой битве Александра Невского на кону фактически стояла вся русская земля.

    В романе много внимания уделено вражеским козням, тайным и загадочным миссиям, а также грандиозным сражениям и рыцарским поединкам. Это произведение наглядно демонстрирует большой интерес писателей и читателей к этой исторической фигуре. Ведь когда личность начинает интересовать даже авторов-беллетристов, это говорит о ее большой популярности.

    Первый национальный герой

    Определение, вынесенное в этот подзаголовок, используют многие современные отечественные писатели. Они подчеркивают роль Александра Невского в объединении русских княжеств, которые до этого были абсолютно разрознены и только воевали между собой. Все это негативно отражалось на целостности границ всего государства. Конечно, до настоящего объединения еще было далеко. Но Невский сделал первые шаги в этом направлении.

    В частности, этому посвящен роман Лидии Обуховой "Набатное утро". В этом историческом произведении автор отмечает, что хоть в то время и не существовало понятия единой страны, но Невскому удалось сделать борьбу с немецкими и шведскими захватчиками общенациональным делом.

    При этом нужно признать, что в последние годы появилось большое количество романов, в которых рассматриваются различные альтернативные версии истории Древней Руси. Например, значимость личности нашего героя некоторыми авторами ставится под сомнение. Знатоки альтернативной истории допускают, что Невский мог быть малозначительным правителем, который на самом деле не играл решающей роли в отечественной истории XIII века.