Биография фонвизина краткая самое главное. Краткая биография Д. И. Фонвизина: самое главное и основное о жизни и творчестве

А. Кокорев

Фонвизин Денис Иванович (1745-1792) - знаменитый русский писатель - происходил из обрусевших остзейских дворян (фон-Визин).

Детство Ф. прошло в патриархальной обстановке в доме отца-чиновника ревизион-коллегии. Образование получил в университетской гимназии и на философском факультете Московского университета (1759-1762). По окончании ун-та Ф. поступил в иностранную коллегию в качестве переводчика, но уже в 1763 перешел на службу чиновником при кабинет-министре Елагине. С 1769 до 1783 Ф. служил у гр. Панина П. И., в коллегии иностранных дел в качестве секретаря. В 1785 Ф. разбил паралич.

«Друг свободы» (Пушкин), Ф. был просветителем-гуманистом второй половины XVIII века. Поклонник Вольтера, Руссо, Ф. был врагом самодержавного деспотизма. Ф. возвысился до мысли о том, что «угнетать рабством себе подобных незаконно». Через всю свою жизнь Ф. пронес вражду к светскому об-ву, царскому двору, придворным вельможам, временщикам. Ф. был врагом невежества, борцом за культуру, поклонником петровских реформ, ратовавшим за усвоение западноевропейской культуры, но в то же время боровшимся со слепым подражанием иноземному. Ф. с детства слышал народные сказки, знал народные песни, любил петь их; любимой его песней была песня про смерть бедняка в пути: «Из-за леса, леса темного». Фонвизин прекрасно знал чисто народную речь и умело пользовался ею: русский народный язык, острые народные словечки, поговорки придавали силу лучшим произведениям Фонвизина.

Литературная деятельность Ф. началась еще в бытность его студентом Московского ун-та. В 1761 он перевел с немецкого басни Гольберга, затем ряд нравоучительных сатирических произведений: «Торг семи муз», «Жизнь Сифа, царя египетского» Таррасона, «Альзиру» Вольтера и др. В 1762 Ф. переехал в Петербург и здесь развил усиленную лит-ую деятельность. Он был постоянным гостем кружка Козловского. В результате сближения с этим кружком Ф. написал «Послание к слугам», в котором обнаружил религиозный скептицизм и дал резкую характеристику духовенства. Хотя в дальнейшем замечается отход Ф. от атеистических взглядов, однако он навсегда остался врагом клерикализма, религиозного обскурантизма, всякого рода суеверия (см. Письма к родным, 1768). В 1764 Ф. выступил впервые с самостоятельным драматическим произведением, с комедией «Корион» (переделка Грессетова «Сиднея»). Через несколько лет после «Кориона» появляется социально-бытовая комедия «Бригадир» (написана 1766-1769, напечатана 1786).

«Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина: его „Бригадир“ и „Недоросль“ наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, как одно из примечательнейших явлений» - писал Белинский. Ф. дал очень живо типы современного ему дворянского общества, дал яркие картины быта, хотя построена комедия «Бригадир» по старым классическим образцам (соблюдены единство места, времени, резкое деление героев на положительных и отрицательных, 5-актный состав пьесы).

В развитии действия Ф. следовал французской классической теории, обрисовке характеров учился у Мольера, Гольберга, Детуша, Скаррона; толчок к созданию комедии на национальные темы был дан Лукиным (его комедией «Мот, любовью исправленный» и его критическими замечаниями о том, что нужно писать комедии «в наших нравах»).

В 1882 написана, а в 1883 напечатана вторая комедия Ф. «Недоросль» - кульминационный пункт в развитии творчества Ф. - «произведение ума сильного, острого, человека даровитого» (Белинский). В своей комедии Ф. отозвался на все те вопросы, которые волновали наиболее передовых людей того времени. Государственный и общественный строй, гражданские обязанности члена общества, крепостное право, семья, брак, воспитание детей - вот круг вопросов, поставленных в «Недоросле». На эти вопросы Ф. дал ответ с наиболее передовых позиций для своего времени.

Ф. был ближайшим в данном отношении предшественником Пушкина, Гоголя. Жизненность, типичность Скотининых, Митрофанушек, Простаковых не раз отмечались в позднейшей русской литературе: на балу у Лариных выступает «Скотининых чета седая»; Лермонтов в «Казначейше» показывает «времен новейших Митрофана»; Арина Петровна Головлева несомненно прямой потомок Простаковой.

Реалистической обрисовке действующих лиц в значительной степени содействовала четко выраженная индивидуализация языка персонажей. Положительные герои «Недоросля», резонеры - схематичны, они мало индивидуализированы. Однако в репликах резонеров мы слышим голос наиболее передовых людей XVIII в. В резонерах и добродетельных людях слышится для нас голос умных и благонамеренных людей того времени, - их понятия и образ мыслей.

При создании своей комедии Ф. использовал огромное количество источников: и статьи лучших сатирических журналов 70-х годов, и произведения современной ему русской литературы (произведения Лукина, Чулкова, Эмина и др.), и произведения английской и французской литератур XVII-XVIII вв. (Вольтер, Руссо, Дюкло, Лябрюйер и др.), но вместе с тем Ф. остался вполне самостоятельным.

В комедии «Недоросль» Ф. в значительной степени освободился от правил французской классической комедии. В комедии, правда, соблюдены единство места, времени, имеются резонеры, но развитие действия идет по-новому, приемы обрисовки героев иные. Ф. дает всестороннюю обрисовку действующих лиц, дает типические характеры в определенной исторической обстановке. Ф. вывел в комедии значительное количество лиц из «низов» (Тришка, Еремеевна, учителя), причем даны они по-новому, не для потехи слушателей, как это было во французской классической комедии; наоборот, он показывает их на сцене, чтобы вызвать к ним или сочувствие (Еремеевна, Тришка, Цифиркин), или отрицательное отношение (Вральман, Кутейкин). Первоначальный вариант комедии Ф. «Недоросль» (70-е гг.) говорит о длительной, упорной работе Ф. над нею. Этот вариант заключает в себе ряд нравоописательных картин, без социально-политической заостренности и по характеру своему стоит ближе к «Бригадиру», чем к «Недорослю». В 1783 Ф. принимал деятельное участие в журнале «Собеседник», напечатал в нем «Опыт российского сословника», «Челобитную Российской Минерве от российских писателей», «Вопросы сочинителю былей и небылиц», «Поучение, говоренное в Духов день». Кроме того Ф. готовил к печати «Всеобщую придворную грамматику». В своих «смелых вопросах» (Добролюбов) автору «Былей и небылиц» Ф. дал резкую критику современных ему государственных порядков и общественных пороков: фаворитизма при дворе, морального упадка дворянства и т. п. Смелые вопросы Ф. вызвали у Екатерины большое недовольство.

В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Ф. Несмотря на тяжелую болезнь, Ф. рвался к деятельности. В 1788 он задумал издавать журнал «Стародум», получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Ф. обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано.

Материалы, предназначенные Фонвизиным к печатанию в журнале «Стародум», дают нам основание утверждать, что Фонвизин до конца своей жизни остался верен передовым взглядам.

Литературное наследство последнего периода деятельности Ф. состоит гл. обр. из статей для журнала (Письмо Взяткина, письмо Стародума, Всеобщая придворная грамматика и др.) и из драматических произведений - комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того Ф. последние годы своей жизни работал над автобиографией

«Чистосердечное признание» (осталась незаконченной). В своих сатирических статьях Ф. бичевал нравы придворной знати, взяточничество чиновников, жестокость помещиков и т. п. В «Разговоре у княгини Халдиной» творческий гений Ф. проявился с особенно большой силой. А. С. Пушкин высоко ценил эту драматическую миниатюру Ф. «Прочитав „Разговор у княгини Халдиной“, - писал Пушкин, - пожалеешь невольно, что не Фонвизину досталось изображать новейшие наши нравы».

Лучшие произведения Ф. ярко и правдиво отражали жизнь, будили умы и помогали народу бороться за изменение своего тяжелого положения.

Список литературы

I. Полное собрание сочинений под ред. Пл. П. Бекетова, 4 ч., М., 1830

то же, изд. 2, М., 1838

Сочинения, изд. А. Смирдина, СПБ, 1846 (то же, изд. 2, СПБ, 1847

то же, изд. 3, СПБ, 1852)

Избранные сочинения (Собрание сочинений русских писателей, издаваемое П. Перевлесским, вып. 4), СПБ, 1858

Сочинения, письма и избранные переводы, под ред. П. А. Ефремова, со вступительной статьей А. П. Пятковского, изд. И. И. Глазунова, СПБ, 1866 (лучшее издание, приложена библиография сочинений, писем и переводов Ф. и статей о нем)

Первое полное собрание сочинений как оригинальных, так и переводных

изд. К. К. Шамова, 1888

Полное собрание оригинальных произведений, под ред. А. И. Введенского, изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1893

Тихонравов Н. С., акад., Материалы для полного собрания сочинений Д. И. Фонвизина, СПБ, 1894

Ранняя комедия Д. И. Фонвизина, публикация Г. Коровина, «Литературное наследство», 9-10, М., 1933.

II. Вяземский П., Фонвизин, СПБ, 1848 (то же в Полн. собр. соч. П. Вяземского, т. V, СПБ, 1880)

Белинский В., Полное собрание сочинений, под ред. С. А. Венгерова, т. I, СПБ, 1900, стр. 340-341

т. VII, СПБ, 1904, стр. 15-16 и 412

Чернышевский Н., Полное собрание сочинений, том X, ч. 2, СПБ, 1906, стр. 1-20 (статья «О „Бригадире“» фон-Визина)

Добролюбов Н., Полное собрание сочинений, т. I, ГИХЛ, 1934 (статья «Собеседник любителей российского слова»)

Его же, Полное собрание сочинений, т. II, ГИХЛ, 1935 (статья «Русская сатира в век Екатерины»)

Грыцко (Очерки истории русской литературы по современным исследованиям, «Современник», 1865, №№ 10 и 11, 1866, № 1 (Грыцко - псевдоним Г. З. Елисеева))

Шашков С. С., Фон-Визин и его время, «Дело», 1879, №№ 7, 8 и 10

Языков Д., «Недоросль» на сцене и в литературе», «Исторический вестник», 1882, № 10

Веселовский Алексей, Этюды и характеристики, М., 1894

то же, изд. 4, том I, М., 1912 (статья «Памяти Фонвизина»)

Ключевский В., «Недоросль» Фонвизина, «Искусство и наука», 1896, № 1 (то же в кн.: Ключевский В., Очерки и речи (второй сборник статей), М., 1913

то же, II, 1918)

Истомин В., Главнейшие особенности языка и слога произведений Ден. Ив. фон-Визина, «Русский филологический вестник», 1897, т. XXXVIII, № 3-4

Тихонравов Н., Сочинения, т. III, ч. 1, изд. М. и С. Сабашниковых, М., 1898 (статья «Д. И. Фон-Визин»)

Пыпин А. Н., История русской литературы, т. IV, СПБ, 1899 (то же

изд. 4, СПБ, 1913

Русский биографический словарь, том «Фабер - Цявловский», СПБ, 1901 (статья «Фонвизин» И. Н. Жданова

то же в кн.: Жданов И. Н., Сочинения, том II, изд. Отделения русского языка и словесности Академии наук, СПБ, 1907

Сакулин П., Русская литература, ч. 2, М., 1929 (по указателю)

Гуковский Г., «Недоросль» Фонвизина, «Русский язык и литература в средней школе», 1935, № 1

Его же, Очерки по истории русской литературы XVIII века (Дворянская фронда в литературе 1750-х - 1760-х годов), изд. Академии наук, М. - Л., 1936

Энциклопедический словарь русского Библиографического института Гранат, седьмое издание, том 44, М., без года (статья «Фонвизин» Г. Гуковского).

III. Фонвизин Д., Сочинения, письма и избранные переводы под ред. П. А. Ефремова, изд. И. И. Глазунова, СПБ, 1866

Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. II, СПБ, 1902, стр. 437-439 и 627.

Родился будущий писатель в семье статского советника в 1745 году. Отец сам научил читать первенца ещё в раннем детстве, отдал Дениса в гимназию. Образ отца Денис Фонвизин воплотил в положительном герое комедии «Недоросль» Стародуме. Как и герой комедии, отец Дениса Фонвизина был правдив.

Денис Фонвизин с 10 до 15 лет учился в гимназии, открытой при Московском университете. По окончании гимназии юноша год учился на философском факультете университета, а потом попал в Петербург. Там Денис Фонвизин получил должность переводчика в Коллегии иностранных дел и стал делать чиновничью карьеру (дослужился до статского советника).

Первые литературные опыты

Ещё в Москве Фонвизин перевёл с немецкого басни датского просветителя Хольберга, с французского трагедию Вольтера «Альзира или американцы», с латинского «Метаморфозы» Овидия. В Петербурге он познакомился с Ломоносовым и Сумароковым. Вскоре Фонвизин стал членом кружка вольнодумцев-просветителей. Он пишет первые оригинальные произведения, которые носили сатирическую направленность.

Комедия «Бригадир» была написана в 1766-1767 гг., поставлена в 1770, а опубликована только после смерти автора. Есть легенда, что после премьеры «Бригадира» князь Потёмкин сказал: «Умри, Денис! Лучше не напишешь».

Комедия «Бригадир»

Для «Бригадира» Фонвизин долго подыскивал сюжет на материале русской жизни. Комедия начинается с того, что две семьи помещиков решают поженить своих детей: Ивана, приверженца всего французского, и Софью. Это комедия характеров, каждое действующее лицо – определённая маска. Сам бригадир говорит только о военном деле, советник – только о вопросах права. Жена бригадира интересуется только хозяйством, а жена советника, мачеха Софьи, помешана на любовных романах.

Действие пьесы происходит в доме советника, типичном для той эпохи, поэтому зрители чувствовали себя героями пьесы.

Комедия Фонвизина по форме классицистическая, по идее просветительская. Причина нравственного уродства героев в воспитании. Первым воспитателем Ивана был кучер-француз, мать его баловала. Сам бригадир в конце признаётся, что нужно было сына отдавать на военную службу, тогда был бы толк. Положительные герои, Софья и влюблённый в неё Добролюбов, таковы только потому, что просвещены и нравственны.

Карьера

В 1777-1778 гг. Фонвизин жил во Франции. Писатель сравнивает жизнь во Франции и у себя на родине в «Записках первого путешественника».

Размышление об улучшении общественной жизни вылилось в «Рассуждение о непременных государственных законах», написанное для будущего императора Павла. Фонвизин считал, что в государственном управлении необходимо создать «фундаментальные законы», которые неукоснительно должны соблюдать все, начиная от монарха. Крепостное право необходимо смягчить, чтобы избежать нового бунта.

В 1781 г. была написана комедия «Недоросль». Это был период политической реакции на подавление бунта Пугачёва. Корнем всех зол писатель считал положение, при котором один человек может угнетать другого рабством. Выход из кризиса Фонвизин искал в просветительских реформах.

В 1782 г. Фонвизин вышел в отставку. Его сатирические произведения вызвали негодование Екатерины II, поэтому не печатались. Последние годы тяжело больной писатель сочинял автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», которая осталась незаконченной. Умер Денис Иванович Фонвизин в 1792 году.

Комедия «Недоросль»

Премьера состоялась в 1782 г. в Петербурге и прошла с большим успехом, в 1783 г. комедию сыграли в Москве.

Герои этой комедии просветительского классицизма – образы-маски. Софья и Милон добродетельны, Правдин прям и благороден, Скотинин невежествен. Стародум воплощает просвещённого автора, Митрофан – заносчивого неуча, Простакова – слепо любящую мать.

Герои «Недоросля» наряду с отрицательными чертами наделены положительными. Митрофан ленив, но остроумен, Простакова глупа, но по-другому сына любить не умеет, и в финале её искренне жаль.

Самым замечательным русским комедиографом 18 века был Денис Иванович Фонвизин.

Он родился в 1744 г. в Москве, в дворянской семье, получил хорошее образование в Москов­ском университете и очень рано начал писать и переводить. Закончив курс, он поступил на государственную службу, стал секретарем графа Панина , одного из крупнейших вельмож екатерининского царствования, и в 1766 г. написал первую из двух своих знаменитых комедийБригадир . Будучи человеком со средствами, вращаясь в лучшем обществе столицы, он всегда был более дилетантом, чем профессиональным писателем, хотя в литературных кругах вскоре стал выдающейся фигурой.

Денис Иванович Фонвизин

В 1777–1778 годах Фонвизин путешествовал за границей; целью путешествия был медицин­ский факультет в Монпелье. Свою поездку он описал в Письмах из Франции ; это самая изящная проза той эпохи и одновременно – поразительный документ антифранцузского национализма, уживавшегося у русской элиты екатерининского времени с полнейшей зависимостью от французского литературного вкуса. В 1782 г. появилась вторая и лучшая комедия Фонвизина Недоросль (см. на нашем сайте краткое содержание , полный текст и анализ этой пьесы), которая определила его место как самого выдающегося русского драматурга. Последние годы Фонвизина прошли в постоянных болезнях и заграничных путешествиях в поисках исцеления. Он умер в 1792 году.

Репутация Фонвизина почти полностью основывается на двух его пьесах, которые, несомненно, лучшие русские пьесы до Грибоедова . Обе они написаны прозой и отвечают канонам классиче­ской комедии. Но основным образцом для Фонвизина был не Мольер , а великий датский драматург Хольберг, которого он прочел по-немецки и с перевода пьес которого начал свою литературную деятельность. Обе пьесы – социальная сатира на вполне определенных людей. Бригадир – сатира на модную французскую полуобразованность «петиметров» (молодых дворян). Она полна неподдельной веселости, и хотя менее серьезна, чем Недоросль , построена лучше. Но Недоросль , хотя и несовершенен по построению, замечателен и справедливо считается фонвизинским шедевром. Как всегда в русских классических комедиях, тут есть пара добродетельных влюбленных, Милон и Софья, которые неинтересны и условны. Весь интерес сосредоточен на отрицательных персонажах: это семья Простаковых и их окружение. Острие сатиры направлено против тупого, эгоистичного и грубого варварства необразованных помещиков. Эти персонажи великолепно обрисованы. Госпожа Простакова – деспотка и драчунья, у которой всего и есть одно человеческое чувство – любовь к шестнадцатилетнему сыну Митрофану , которого она зовет только «дитятком».

Материнские чувства ее – чисто животного и материального свойства: она хочет только, чтобы ее Митрофанушка ел сколько влезет, не простужался, не думал о долге и обязанностях и женился на богатой наследнице. За ней следует ее брат Скотинин, который признается, что больше любит свиней, нежели людей; ее глуповатый муж Простаков; мамка, обожающая своего питомца, который только и делает, что поносит ее, – и, наконец, сам герой, знаменитый Митрофан. Это олицетворение вульгарного и грубого эгоизма, без единой человеческой черты – даже его безумно любящая мать не получает от него никакого ответа на свое чувство.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Все эти характеры написаны мастерски и великолепно вводят в замечательную портретную галерею русской литературы. Диалоги отрицательных персонажей изумительны по жизненности и характерности. Но положительные герои, Милон и Софья, со своими положительными дядюшками – просто марионетки из назидательных сказок; все четверо – воплощенная добродетель и честь; все четверо выражаются напыщенным книжным языком, который не способствует нашему сочувствию к добродетели, когда мы слышим его рядом с блистательно реальными речами Простаковых. В искусстве создания характеров и комического диалога Фонвизин превосходит всех своих современников.

Денис Иванович Фонвизин родился 3-го апреля1745 года. С.Б. Рассадин в своей работе о Фонвизине писал: «Это безыскусное начало ничем не хуже других, и я ничего бы не имел против того, чтобы так и открыть книгу. Смущает, однако, несколько обстоятельств. Во-первых, в этой фразе несомненно лишь то, что - родился. И что звать Денисом Ивановичем, не иначе. Дата рождения в точности неизвестна. С фамилией тоже неясности.»

«О многих людях восемнaдцaтого столетия сведения тaк же неполны: точнaя дaтa смерти, дaтa рождения неяснa. И, если угодно, есть в этом некaя символикa - приходили из небытия, из тьмы, из ничтожествa, чтобы остaвить о себе память, злую или добрую.»

У нашего героя не очень понятно как писать его фамилию. Кaк только не писaли ее предки Фонвизина, его современники и дaже потомки: Фон-Визин, Фон-Висин, Фон-Визен, Фaн-Визин, встречaем дaже: "господин Визин", "monsieur Visen".

Появилaсь этa фaмилия нa Руси тaк. При Иване Грозном нa Ливонской войне пленен был рыцaрь-меченосец Фон-Визин "Петр бaрон сын Володимиров" с сыном Денисом - вот откудa имя сочинителя "Недоросля". Сей Денис окaзaлся хрaбрым воякой - уже зa русскую землю; первым из Ромaновых, Михaилом, былa дaровaнa ему грaмотa в том, что он, Денис, "помня Богa и Пречистую Богородицу, и прaвослaвную Христиaнскую веру и нaше крестное целовaние, с нaми, Великим Госудaрем, в осaде сидел… нa Москве против Королевичa Влaдислaвa и Польских и Литовских, и Немецких людей и Черкaс стоял крепко и мужественно, и нa боях и нa приступaх бился, не щaдя головы своей, и ни нa кaкие Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и прaвду к нaм и ко всему Московскому госудaрству покaзaл и, будучи в осaде, во всем оскудение и нужду терпел". Отец Дениса отличался вспыльчивостью, властностью и был человеком строгих правил. То был человек, подобных которому в любой век именуют людьми стaрого зaкaлa, ибо простотa и прямотa, доходящaя до прямолинейности, кaждому новому поколению кaжутся преимущественным достоянием прежнего. Ивaн Андреевич, не будучи хорошо обрaзовaн, отличaлся примерной честностью и, состоя нa службе, презирaл взятки, взяточников и взяткодaтелей.

"Госудaрь мой! - говорил он, когдa его подвергaли искушению. - Сaхaрнaя головa не есть резон для обвинения вaшего соперникa: извольте ее отнести нaзaд, a принесите зaконное докaзaтельство вaшего прaвa!" Служебный путь Ивaнa Андреевичa тaкже был довольно обычен. Отслужив в московском дрaгунском "шквaдроне" и получив чин мaйорa (стaрик Гринев кончил службу премьер-мaйором), он пятнaдцaть лет пробыл в Ревизион-коллегии и вышел в отстaвку стaтским советником, после чего жил в Москве, в собственном доме возле Сретенских ворот.

В прямой его жизни был только один весьмa стрaнный поступок, впрочем объясненный сыном в сaмом выгодном свете:

"Ничто не докaзывaет тaк великодушного чувствовaния отцa моего, кaк поступок его с родным брaтом его. Сей последний вошел в долги, по состоянию своему неоплaтные. Не было уже никaкой нaдежды к извлечению его из погибели. Отец мой был тогдa в цветущей своей юности. Однa вдовa, стaрухa близ семидесяти лет, влюбилaся в него и обещaлa, ежели нa ней женится, искупить имением своим брaтa его. Отец мой, по единому подвигу брaтской любви, не поколебaлся жертвовaть ему собою: женился нa той стaрухе, будучи сaм осьмнaдцaти лет". Во втором брaке Ивaн Андреевич был женaт нa Екaтерине Вaсильевне Дмитриевой-Мaмоновой (о ней сын вспоминaет и вовсе с несдержaнной торжественностью aкaфистa: "…женa добродетельнaя, мaть чaдолюбивaя, хозяйкa блaгорaзумнaя и госпожa великодушнaя"

"Не зaбудь Фон-Визинa писaть Фонвизин, - внушaл Пушкин брaту Льву. - Что он зa нехрист? Он русский, из перерусских русский". Но сaм своему совету не последовaл и, может быть убежденный Вяземским, продолжaл сохрaнять "немецкий" дефис. С 10 лет поступил в новооткрытую гимназию в Москве. Учился Фонвизин прилежно, хотя в последствии скептически отзывался о учебе. Отправился в Петербург, где увлекся театром. Гимназия дала ему знание трех языков. Сержaнт лейб-гвaрдии Семеновского полкa своим звaнием дорожил не слишком: "…кaк желaние мое было горaздо более учиться, нежели ходить в кaрaулы нa съезжую, то уклонялся я сколько мог от действительной службы". И весной 1762 годa, вместо того чтобы явиться в полк, произведен был из гимнaзистов в студенты.

Впрочем, и учиться дaльше не тянуло. "По счaстию моему, двор прибыл в Москву, и тогдaшний вице-кaнцлер взял меня в инострaнную коллегию переводчиком кaпитaн-поручичья чинa, чем я был доволен". Он начал служить при А. Голицыне, вице-канцлере. На троне тогда уже правила Екатерина Великая. Чуть позже появляется у Фонвизина новое место службы и новый начальник ― И. П. Елагин, вице-президент главной дворцовой канцелярии.

Фонвизин начинает сочинять. Он переводит французскую комедию «Сидней» (автор Грессе). Фонвизин дает ей новое название ―«Корион». В 1765 году Фонвизин поступает на службу к Н.И. Панину и становится секретарем. В руках Панина была в то время все русская политика (Панин - воспитатель наследника Павла, будущего правителя России). Отношения между Паниным и Фонвизиным были необычайно доверительными. Известно, что они вместе писали проект российской Конституции. Они надеялись, что когда Павел начнет править, самодержавная монархия сменится на конституционную. В 1777 году Фонвизин вместе с женой отправляется в путешествие по Европе. (В основном семья жила во Франции). Существует множество догадок причин отъезда Фонвизина из России. Некоторые были убеждены, что поводом была болезнь жены.

Один из создателей русского театра по праву можно считать А.П. Суморокова.

Указом Елизаветы Петровны в 1756 году, А.П. Сумароков стал директором первого постоянного публичного русского театра. Он писал трагедии, но в его репертуаре можно встретить и комедии. Сумарокова можно считать не только практиком, но и теоретиком. Он учил, как нужно писать комедию. Сюжеты Сумароков брал из французских и итальянских комедий. Главный герой его комедии «Тресотиниус» был взят из комедии Мольера. (Тресатен - трижды дурак) Сюжет комедии довольно прост. Мы наблюдаем за молодой парой, которая не может соединится, за слугами, которые помогают молодым. Все заканчивается счастливо. История была понятна русскому зрителю.

В комедии Сумарокова есть герой, которого зовут Аронт и есть служитель, судебный, который приходит подписать брачный контракт, что в русском быту не было понятно и принято.

Комедии также писала и Екатерина Великая. Первая же комедия Фонвизина - «Корион» также имела незамысловатый сюжет. Имена в комедии были нерусские. Главный конфликт в комедии - любовный. Корион покинул Зиновию, от горя выпивает яд, но Андрей, слуга, подменил яд водой. Минандр приводит на сцену Зиновию. В конце комедии счастливые любовники торжествуют. К сожалению, комедию никто сейчас не ставит.

Существует мнение, что Фонвизин покидает Россию, потому что бросил острое слово в адрес Потемкину, фавориту Екатерины.

Он пишет письма сестре, брату Панина. Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции — торговлю и промышленность. Вяземский в биографии нашего героя рассказывает читателю, что Фонвизин в своих письмах отличался некой предвзятостью. «Итальянцы все злы безмерно и трусы подлейшие" . Но ему нравилась кухня, театр. Эти письма трудно читать, потому что язык XVIII века для нас не так прост. В 1783 году Панин теряет свою должность.

Заглавие - это военный чин между полковником и генерал-майором - это пятый класс. Чин был упразднен при Павле.

Существует мнение, что упразднение данного чина связано именно с тем, что Фонвизин в своей комедии высмеял бригадира. До сих пор остается неясным вопрос, почему пьеса имеет такое название. Главный герой - старший по чину, он глава одной из двух семей, но необходимо различать главного и заглавного героя. Произведение называется именем заглавного героя, но впоследствии он не станет главным. Источник смешного в комедии - это характеры лиц.

Сюжет произведения прост. За Иванушку сватают Софью. Он очень умная девушка. Сама она любит бедного дворянина Добролюбова. Небедного дворянина, который ведет тяжбу. Он должен доказывать право на наследство. Пьеса начинается «так ежели бог благословит, то в 26 число быть свадьбе.» Впервые на сцене появляется среднепоместный быт. Это первая комедия в наших нравах. Конфликт заключается в том,что умной девушке навязывают глупого жениха. Иванушка недавно был в Париже и полон призрения ко всему русскому. Всякий кто был в Париже, становился больше француз, нежели русский. Речь Ивана пестрит французскими словами. Единственный человек, с кем он находит общий язык ― это советница. Она сходит с ума от любовных романов. В этом произведении все строится на череде влюбленностей. Можно увидеть довольно любопытную череду, ряд влюбленных пар: советник влюблен в бригадиршу, бригадир в советницу, Иванушка в советницу и т.д. В конце произведения все встает на свои места. Бригадир со своей семьей уезжает. Добролюбов выигрывает дело, и счастливые молодые наконец-то могут быть вместе. Автор высказывает свое мнение про галломанию, поклонению всему французскому. С помощью своего произведения автор показывает читателю протест против увлечения иноземным. Проблема воспитания - одна из главных проблем. Иванушка говорит, что молодой человек подобен воску, и сам признается, что своей любовью ко всему французскому обязан кучеру. Еще одна проблема - это проблема, связанная с судебными делами тяжбами. (В тексте упоминается Синайский указ).

Вольнодумство религиозное вольномыслие - еще одна проблема. Катерина Великая и сама была нестрогой в религиозном отношении. Основная тема произведение состоит в том, что человек не должен уподобляться скоту. Нельзя лишать себя души и разума. В этой комедии уже появляются каламбуры и человеческие диалоги. «Бригадир» уже отклонения от классической комедии.

В1773 году Павел I женится. Панин постепенно начинает терять свое внимание. В отставку подает и Фонвизин. Он начинает сотрудничать в разных журналах. Вступает с императрицей в полемики «Собеседник любителей русского слова».

Он едко говорит о нравах российского света. К сожалению, Фонвизин был человеком некрепкого здоровья. В1785 году его разбил почти полный паралич. Он решает написать еще одно произведение « Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Нужно четко осознавать, что это произведение писал человек уже разбитый морально. Фонвизин умирает 1-го декабря 1792 года. Екатерина Великая еще 4 года будет царствовать, а через 2 ли 3 года появится на свет еще один великий писатель - Грибоедов.

1. Макогоненко Г. П. Русское просвещение и литературные направления XVIII в. // Русская литература. Л., 1959.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века.― М.:2000

3. История русской литературы XVIII века: учебник для вузов / Павел Александрович Орлов. - Москва: Высшая школа, 1991.

1. Найти подробную информацию о биографии Фонвизина.

2. Найти и ознакомиться с интересными фактами из жизни писателя.

3. Написать сочинение-миниатюра: «Фонвизин и его вклад в русскую литературу».

Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве в дворянской семье, происходившей из ливонского рыцарского рода. Начальное образование будущий литератор получил дома. В семье Фонвизина царила патриархальная обстановка.

С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета. В 1760 году Фонвизин, в числе «избранных учеников» уезжает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым и Сумароковым.

Начало творческого пути

С 1760-х годов Денис Иванович создает свои первые произведения. Раннее творчество Фонвизина отличалось острой сатирической направленностью. В 1760 году в «Литературном наследстве» был опубликован так называемый «ранний «Недоросль»». Параллельно писатель занимался переводами. В 1761 году Фонвизин перевел на русский басни Хольберга. В 1762 году – произведения Террасона, Вольтера , Овидия, Грессе, Руссо.

С 1762 года Фонвизин работает переводчиком, а с 1763 – секретарем кабинет-министра Елагина в коллегии иностранных дел. В 1769 году Денис Иванович переходит на службу к графу Панину в качестве личного секретаря.

В 1768 году писатель создает сатирическую комедию «Бригадир». Пьеса получила широкий резонанс и Фонвизина, биография которого была еще неизвестна в высших кругах, приглашали в Петергоф для чтения произведения самой императрице Екатерине II .

Государственная служба. Зрелое творчество

С 1777 по 1778 год Фонвизин пробыл за границей, долгое время находился во Франции. Вернувшись в 1779 году в Россию, Денис Иванович поступает на службу советником канцелярии при Секретной экспедиции. В это же время писатель переводит книгу «Та-Гио». В 1783 году Фонвизин создает одно из лучших произведений русской публицистики – «Рассуждение о непременных государственных законах».

С 1781 года Денис Иванович занимает место статского советника. В 1782 году выходит в отставку. Осенью этого же года состоялась премьера самого главного произведения драматурга – комедии «Недоросль» (дата написания – 1781 г.) в Петербурге. В 1783 пьеса была поставлена в Москве.

Болезнь. Последние годы

С 1783 года Денис Иванович путешествует по Европе, посещает Италию, Германию, Австрию. В 1785 году у писателя случается первый апоплексический удар. В 1787 году Фонвизин возвращается в Россию.

В последние годы своей краткой биографии Фонвизин страдал от тяжелой болезни – паралича, но не прекращал заниматься литературной деятельностью. Несмотря на запрет Екатерины II на издание пятитомного собрания сочинений, Денис Иванович в это время создает комедию «Выбор гувернера», фельетон «Разговор у княгини Халдиной», работает над автобиографией «Чистое признание» (осталась неоконченной).

1 (12) декабря 1792 года Денис Иванович Фонвизин умер. Похоронили писателя на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Другие варианты биографии

  • Во время поездки в 1760 году в Петербург Фонвизин впервые присутствовал на театральном представлении. Это была пьеса Хольберга «Генрих и Пернилл». Происходившее на сцене произвело на писателя неизгладимое впечатление, а пристрастие к театру он сохранил на всю жизнь.
  • Успех премьеры «Недоросля» во время премьеры был настолько велик, что зрители, по принятому в то время обычаю, забросали сцену кошельками с деньгами.
  • Фонвизин особое внимание уделял внешнему виду, за что был признан франтом. Писатель украшал одежду живыми цветами, носил соболий сюртук и обувь с большими пряжками.
  • Денис Иванович был женат на Катерине Ивановне Роговиковой, дочери богатого купца.

Тест по биографии

Тест поможет лучше запомнить краткую биографию Фонвизина.