Своеобразие интриги и развитие конфликта в комедии Н. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина как социальное явление. Сюжетно-композиционные особенности комедии Н.В. Гоголя «Ревизор

Развитие конфликта в комедии «Ревизор»

Проследим развитие мнимого конфликта. Вначале идет сообщение в письме, что инкогнито в город едет ревизор. Городничий рассказывает свой странный сон, «сон в руку»: пришли две огромные черные крысы, понюхали и ушли, то есть ничего не изменилось. Характерный приём Гоголя, обобщение, чиновники получат взятки, уедут и ничего не изменится. Компания воров и взяточников старается скрыть свои грехи, и городничий говорит им, чтобы они все привели в порядок. Болтовня Добчинского и Бобчинского упала в благодатную почву. «Все ругает и ничего не платит», - их заключение насчет нового лица, которого они принимают за ревизора. Это завязка комедии.

Уездная среда представляет себе, что чиновник будет вести себя соответственно, то есть возвышаться над ними. Гоголь предугадал, что они действуют ситуативно, и чиновники и Хлестаков. У них ситуативное поведение. Бесшабашность Хлестакова помогает ему в этом, все сходит ему с рук. Чиновники сразу попадают в уважение к чину и унижение перед ним. А Хлестаков вначале робеет, а потом, видя, что его принимают не за того, начинает им подыгрывать. Страх, по мнению В.Г. Белинского, за свои должностные преступления является внутренним двигателем поведения городничего и Хлестакова: страх перед чином и стремление к чину, и умение перевоплощаться (сцена на обеде у городничего) См.: Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-ти т. - М., 1979. - Т. 5. - С. 59..

Внутреннее единство Хлестакова и городничего рождает трагикомический гротеск пьесы, делает естественной маловероятную ситуацию, когда «финтифлюшку» приняли за важный государственный чин. Гоголь использует прием ошибки, парадоксальность ситуации - это основа комического в «Ревизоре».

Гоголевские персонажи мелки, но они жаждут вознестись хотя бы в мечтах. Ведь то, что говорит Хлестаков - это воспаленная мечта не состоявшегося чина, но не только чина, считает, Гоголь, но и человека, ибо стертость личных качеств. «Меня нигде так не принимали», - восклицает Хлестаков. Вранье Хлестакова отвечает внутренним чаяниям Городничего и чиновников. Они ему откровенно завидуют. Комизм ситуации Гоголь подчеркивает тем, что в них сочетается зависть, трусость, подхалимство и внутренняя нераскаянность. Это государственные преступники, подчеркивает Гоголь, а не случайно согрешившие люди.

Реализм Гоголя в обрисовке этих характеров. Современное звучание этой комедии - кризисность системы, при которой одни могут наживаться за счет других. Гоголь использует в комедии прием саморазоблачения: чиновники обнажают систему круговой поруки, махинаций и обманов, чиновники сами говорят о себе и о других. Высекли унтер-офицерскую жену, больные мрут, тюремщиков не кормят - об этом мы узнаем из сцен жалоб народа, это прорыв конфликта, наглядно выявляющий противоречия, призрачность государственного устройства. Все куплено. Нераскаянность чиновников и Городничего обнаруживается в предпоследней сцене: Хлестаков уезжает, сделав предложение дочери Городничего. И вот это сыграло злую шутку с Городничим. Хлестаков даже об этом не думал. Городничему позволило это донестись в мечтах до генеральского чина, до петербургской роскошной жизни.

Сцена торжества Городничего - это кульминационная сцена в развитии конфликта См.: Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М., 1978. - С. 175.. Но торжество Городничего - это и торжество хлестаковщины. Суть хлестаковщины - это претензия мелкого, незначительного человека на роль значительного в жизни. Эта претензия утверждается, реализуется часто в жизни. Это абсурдность государственной системы, происходит подмена истинных ценностей мнимыми. Автор заставляет чиновников и Городничего понять всю нелепость ситуации с помощью вскрытия письма Хлестакова. Письмо Хлестакова и сцена его чтения - это развязка сюжета комедии. Реплика Городничего «нал кем смеетесь, над собой смеетесь» перекликается с эпиграфом «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».

Настоящего острого запала в письме Хлестакова нет. Поэтому после сообщения жандармов о приезде настоящего ревизора Гоголь вводит немую сцену, которая является истинной развязкой комедии, ее заключительным аккордом. В немой сцене сосредоточен философский смысл комедии. Немая сцена - это высшая кара, это суд государственной власти. Вершит этот суд автор, заставляя своих героев застыть в неестественных, карикатурных позах, фиксируя внимание на их рожах. Вот кто над нами стоят! Эти кривые рожи. Власть эта кривая, абсурдная.

В этой комедии проявилось мастерство Гоголя в необычном явлении. Ассоциация ситуации в уездном городе со всем государством. И создается впечатление заколдованного круга, в центре которого высший правитель - царь.

Для композиции комедии характерен прием зеркального отражения: два письма, соотношение истинного и мнимого конфликта (в мнимом отражается истинный), уездный город и государство, перекличка эпиграфа и немой сцены, эффект кривого зеркала, основанный на эффектах комического.

Гоголь использует в своей комедии следующие эффекты комического:

1. Прием ошибки, несоответствия.

2. Алогизм, т.е. отсутствие логики у персонажей.

3. Прием саморазоблачения.

5. Реплики в сторону.

Гоголь-сатирик измеряет состояние мира мерой смеха. Но смех этот более горький, чем веселый, потому что оснований для веселья в своей жизни Гоголь усматривал все меньше и меньше.

Эволюция драматургических принципов Н.В. Гоголя

дипломная работа

2.2 Развитие конфликта в комедии «Ревизор»

Проследим развитие мнимого конфликта. Вначале идет сообщение в письме, что инкогнито в город едет ревизор. Городничий рассказывает свой странный сон, «сон в руку»: пришли две огромные черные крысы, понюхали и ушли, то есть ничего не изменилось. Характерный приём Гоголя, обобщение, чиновники получат взятки, уедут и ничего не изменится. Компания воров и взяточников старается скрыть свои грехи, и городничий говорит им, чтобы они все привели в порядок. Болтовня Добчинского и Бобчинского упала в благодатную почву. «Все ругает и ничего не платит», - их заключение насчет нового лица, которого они принимают за ревизора. Это завязка комедии.

Уездная среда представляет себе, что чиновник будет вести себя соответственно, то есть возвышаться над ними. Гоголь предугадал, что они действуют ситуативно, и чиновники и Хлестаков. У них ситуативное поведение. Бесшабашность Хлестакова помогает ему в этом, все сходит ему с рук. Чиновники сразу попадают в уважение к чину и унижение перед ним. А Хлестаков вначале робеет, а потом, видя, что его принимают не за того, начинает им подыгрывать. Страх, по мнению В.Г. Белинского, за свои должностные преступления является внутренним двигателем поведения городничего и Хлестакова: страх перед чином и стремление к чину, и умение перевоплощаться (сцена на обеде у городничего) См.: Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-ти т. - М., 1979. - Т. 5. - С. 59..

Внутреннее единство Хлестакова и городничего рождает трагикомический гротеск пьесы, делает естественной маловероятную ситуацию, когда «финтифлюшку» приняли за важный государственный чин. Гоголь использует прием ошибки, парадоксальность ситуации - это основа комического в «Ревизоре».

Гоголевские персонажи мелки, но они жаждут вознестись хотя бы в мечтах. Ведь то, что говорит Хлестаков - это воспаленная мечта не состоявшегося чина, но не только чина, считает, Гоголь, но и человека, ибо стерты личные качества. «Меня нигде так не принимали», - восклицает Хлестаков. Вранье Хлестакова отвечает внутренним чаяниям Городничего и чиновников. Они ему откровенно завидуют. Комизм ситуации Гоголь подчеркивает тем, что в них сочетается зависть, трусость, подхалимство и внутренняя нераскаянность. Это государственные преступники, подчеркивает Гоголь, а не случайно согрешившие люди.

Реализм Гоголя в обрисовке этих характеров. Современное звучание этой комедии - кризисность системы, при которой одни могут наживаться за счет других. Гоголь использует в комедии прием саморазоблачения: чиновники обнажают систему круговой поруки, махинаций и обманов, чиновники сами говорят о себе и о других. Высекли унтер-офицерскую жену, больные мрут, тюремщиков не кормят - об этом мы узнаем из сцен жалоб народа, это прорыв конфликта, наглядно выявляющий противоречия, призрачность государственного устройства. Все куплено. Нераскаянность чиновников и Городничего обнаруживается в предпоследней сцене: Хлестаков уезжает, сделав предложение дочери Городничего. И вот это сыграло злую шутку с Городничим. Хлестаков даже об этом не думал. Городничему позволило это донестись в мечтах до генеральского чина, до петербургской роскошной жизни.

Анализ комедии "Горе от ума"

Анализируя особенности жанра "Горя от ума", следует обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, необходимо осознать, почему именно жанр комедии был избран автором для постановки столь серьезных вопросов, и какие...

Анализ комедии "Горе от ума"

Рассматривая конфликт и сюжетную организацию "Горя от ума", необходимо помнить, что Грибоедов новаторски подошел к классицисткой теории трех единств. Соблюдая принципы единства места и единства времени...

Жизнь и творчество Данте Алигьери

Что представляет собой Дантово мастерство? "Комедия" прежде всего очень личное произведение. В ней нет ни малейшей объективности. С первого стиха поэт говорит о себе и ни на один миг не оставляет читателя без себя. Если ему кажется...

История создания комедии "Ревизор"

О том, как Николай Васильевич Гоголь создавал свою комедию написано много книг и статей, но наиболее авторитетными на наш взгляд являются труды М. Б. Храпченко и Э. Л. Войтоловской. В своем письме, от 7 октября 1835 года...

Конфликт и герой в трагедии У. Шекспира "Гамлет"

В широком смысле конфликтом следует называть ту систему противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей...

Конфликт и система образов в драме Ануя "Антигона"

На сегодняшний день в литературоведении существует немало работ посвященных теории конфликта (В.Я. Пропп, Н.Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, Вл.А. Луков и др.). В широком смысле под конфликтом можно понимать "ту систему противоречий...

Противоречия в характере Джона Торнтона в романе Э. Гаскелл "Север и юг"

Трагедии, о жизненные силы, в быту на сцене их исход иной, лишают разума коварство, алчность, сила, где же библейский кроется исход? Впервые в ноябре 1667 Расин поставил свою большую трагедию "Андромаха", которая имела грандиозный успех...

Система "мнимых" разрешений конфликта в трагедии Расина "Андромаха"

Античное представление о фатуме является центральным элементом поэтики трагедии Расина. В современной Расину критике и в критике последующих веков эта черта осталась незамеченной (только в XX веке, в годы после Второй мировой войны...

Специфика конфликта пьесы "Чайка" А.П. Чехова

Основная роль любого драматического произведения состоит в конфликте. Понимание конфликта обуславливает понимание драмы в целом. В драме герои часто характеризуют себя сами, своими поступками и словами...

Тема социального и психологического конфликта в драме "Маскарад" М.Ю. Лермонтова

художественный драма маскарад лермонтов Конфликт в драматургии, является главной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия характеров...

Эволюция драматургических принципов Н.В. Гоголя

Отдав первую редакцию «Женитьбы» «для замечаний» А. С. Пушкину, Н. В. Гоголь обращается к нему с просьбой о сюжете для новой комедии. «Рука дрожит написать... комедию»,-- пишет Гоголь 7 октября 1835 г. См.: Храпченко М.Б...

Комедию Н. В. Гоголя “Ревизор” впервые поставили в 1836 году. Пьеса настолько пришлась по душе зрителям, что прочно вошла в репертуар национального театра. Сатира на российское чиновничество первой половины XIX века оказалась всеобъемлющей и вобрала в себя исконно русские черты, поэтому даже смена эпох не способна повлиять на актуальность данного произведения.

Гоголь первым из российских классиков создал драматическое произведение, где нет ни конфликта на почве любви, ни личности самого героя. Новаторский конфликт его комедии носит общественный характер. Все действующие лица представляют собой коллективного героя. К ним относятся провинциальное чиновничество во главе с городничим, супруги и дети чинуш, мещане, купцы и другие обитатели небольшого городка.

Всех этих персонажей объединяет тревога: в город должен пожаловать тайный ревизор из самого Петербурга. Уездному чиновничеству необходимо каким-то образом скрыть свое ничегонеделанье. По ходу

развития сюжета рамки событий расширяются и не сложно угадать, что подобные перипетии могли происходить в любом из российских городов, включая столицу.

В образе случайно оказавшегося в городе мелкого чиновника автор показал хлестаковщину, рожденную существующим сословно-бюрократическим строем. Суть разворачивающегося конфликта в том, что “отцы города” сражаются с созданным в воображении призраком. Ограниченному Хлестакову, проигравшемуся в пух и прах, удалось ловко провести опытного городничего и других чиновников. Причем все получилось само собой, благодаря простодушию принятого за другого молодого повесы. Если бы он сознательно пошел на авантюру, она бы не увенчалась успехом.

Важную роль в досадной ошибке сыграл всеобщий страх перед проверяющим. На нем в основном и держится конфликт в произведении. Страх сковывает, не дает критически мыслить даже в моменты, когда Хлестакова “заносит” с враньем, поверить в которое не может даже непросвещенный человек.

Оригинальность пьесе Гоголя добавляет отсутствие положительного героя. Идеал формируется на основе негатива: обличения и отрицания существующих реалий.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” впервые была поставлена на сцене в 1836 году и с тех пор навсегда во­шла в репертуар русского национального театра. Сатирическое...
  2. Н. В. Гоголя при написании комедии “Ревизор” использовал ироничную манеру повествования, которая свойственна всему его творчеству. Смысл названия данного произведения состоит в ироничном отношении Гоголя...
  3. Какой эпиграф предпослан комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? а. Береги честь смолоду б. На зеркало неча пенять, коли рожа крива в. И жить торопиться, и...

И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов.

Гоголь относится к художникам, пересматривающим литературные традиции, намечающим новые, оригинальные тенденции в развитии русской культуры. Новаторство драматургии Гоголя заключается во внесении новых решений в практически неизменный на протяжении многих поколений комедийный жанр. Античная поэтика и драматургическая практика вплоть до XIX века трактовали конфликт как столкновение положительного и отрицательного начал. Противоборство добра и зла позволяло максимально конкретизировать сюжетных антагонистов, а разрешение драматических перипетий свидетельствовало о неизменном торжестве гармонии над хаосом. Добро, а в широком смысле закон, преобладало над порочной действительностью. Эта схема оставалась практически неизменной, выдавая стремление авторов хотя бы в пределах художественного произведения воплотить требования справедливости.

Оригинальность драматургических решений Гоголя заключается в том. что место идеала в конфликте «Ревизора» остается вакантным. На первый взгляд, исключение из сюжета персонифицированного образа добродетели должно снять драматическую напряженность действия, но этого не происходит, основной идейно-тематический акцент переносится с противопоставления антагонистических сил на вскрытие несоответствия между декларируемым социумом идеалом поведения, разумно организованным, значимым, и вульгарностью, пошлостью жизни персонажей, содержание которой сведено исключительно к эгоистическим потребностям.

Классическая тенденция противопоставления негативного позитивному пересматривается автором. Гоголь не просто меняет составные антитезы. Предметом художественного освоения становятся чиновники, рассматриваемые не только в качестве самоценных характеров, но и как фигуры, обобщающие социальные типы самим фактом своего существования, разоблачающие бюрократическую систему и настолько далекие от идеала, что смех оказывается наиболее эффективной формой их восприятия.

Жизнь города погружена в состояние произвола и беззакония. Городничий заглядывает в лавки купцов как к себе домой. Судья берет взятки борзыми щенками. Почтмейстер из любопытства читает чужие письма. Попечителя богоугодных заведений мало беспокоят вверенные его заботам страждущие. Лекарь Гибнер ни слова не понимает по-русски. Противопоставить этому миру конкретную действительную позицию положительного персонажа означало бы создать очередную классическую драму, в развязке которой кровь чья-либо пролилась бы обязательно – так глубоко укоренился порок в сознание и бытие персонажей. Автор понимает, что возможный этический антагонист-обличитель будет мало чем отличаться от уже известных культуре персонификаций идеала и громкая полемика, им инициируемая, может разрешиться исключительно в трагическом ключе.

Гоголь предпринимает тематически смелое решение, противопоставляя эмблемам преступной обыденности образ фиктивного возмездия. Результат – впечатляющее саморазоблачение гротескных персонажей. Страх побуждает чиновников искать спасения, раскрывая и тайны окружающих, и свои собственные, тем самым обнажая порочность социальной практики. Зритель и читатель становятся свидетелями фарсовых картин самооправдания, взяточничества, ханжества. Психологически камерно и энциклопедически масштабно предстают мелочи обыденности, частности социальной жизни, так напоминающие российскую империю в целом.

Одно из центральных мест в конфликте занимает образ Хлестакова, «значительного лица» поневоле, возможно, не до конца понимающего, за кого его принимают. Известны театральные и литературоведческие версии, в соответствии с которыми Хлестаков догадывается о своем «ревизорском» статусе. Но они противоречат гоголевской заданности характеров; в этом и заключается комизм – пустейший человек, олицетворение глупости торжествует над социальной мудростью. Многоопытный городничий Сквозник-Дмухановский наказан не Хлестаковым, а рецедивами общественных отношений, царивших в России. Тема, которая будет выражена в названии пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты», характеризует и комедию «Ревизор»; обнаруживается принципиальная неэффективность бюрократических и социальных институтов, их изначальная преступность – громоздкие и внешне незыблемые, они разрушаются изнутри страхом, и достаточно появиться намеку на возможное наказание – тотчас вскрываются спрятанные за парадным фасадом власти обывательская психология и ничтожность нравов.

Немая сцена может быть интерпретирована как развязка представленного конфликта и как завязка нового, общая тональность которого будет мало чем отличаться от уже произошедшего. Персонажи фиксируются в позах, наиболее точно передающих их характеры, длительность переводится в сферу пластического образа, придавая повседневности черты гротескной монументальности. Это художественное решение автора статуарно запечатлевает порок, делает его предметом всеобщего обозрения, типизирует явление, открывает его для последующих интерпретаций в произведениях русских сатириков.

Практикум

Образ дороги в русской литературе XIX века

У истоков традиции. Географические представления русских писателей: исторические факты и художественный вымысел.

Открытие мира. Европа – Восток (В. О. Ключевский, B. C. Иконников, С. М. Соловьев).

Художественное своеобразие и особенности развития жанра путевых записок (путевые заметки петровского времени, Радищев, «Письма русского путешественника» Карамзина).

Тема дороги у писателей-путешественников (Гончаров, Короленко, Чехов).

Пространственно-временной хронотоп дороги как жанровая доминанта произведений Радищева, Пушкина, Гоголя.

Поэтика художественного пространства и времени в творчестве писателей XIX века:

а) динамические характеристики – движение героя в пространстве и времени;

б) фиксация географического положения героя; констатация времени относительно заданной топографической или эмоциональной точки отсчета (Лермонтов, Гоголь).

Жанр хождений, хронотопы русской «Божественной комедии» («Евгений Онегин» Пушкина и «Мертвые души» Гоголя).

Художественно-поэтический образ дороги:

а) пространство – объект поэтизации;

б)горизонтальная и вертикальная направленности пространства – соотнесенность с системой религиозно-этических представлений о вечной жизни;

в) дуализм восприятия мира;

г) паломничество героя как способ постижения идеала.

Метафорический образ дороги – путь приобщения к праведной жизни.

Список литературы

Травников С. Н. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды (Путевые заметки). – М., 1989.

Лихачев Д. С. Путешествия на запад // История русской литературы в 10 т., Т. 2.-М.-Л., 1948.

Манн Ю. В поисках живой души. – М., 1987.

Столярова И. В поисках идеала. – М., 1987.

Бахтин М. И. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Обличая все «дурное», Гоголь не разделял идей революционного переустройства общества. Он верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают всю гибельность «дурного»; крупнейшую роль в обновлении общественной жизни писатель в это время отводил просвещению, которое в его понимании было широким и многообразным явлением, включающим в себя все то, что содействует росту общественного самосознания. Большое значение Гоголь придавал появлению справедливых, истинных законов, их верному применению; особая ответственность, по мнению писателя, ложится па «исполнителей», от которых и значительной мере и зависит осуществление принципов справедливости. Однако, оставаясь верным жизненной правде, беспощадно разоблачая «преступления и пороки», писатель создал произведение, которое объективно носило революционный характер. С поразительной чуткостью Гоголь уловил определяющие черты общественно-политического порядка, с непревзойденным мастерством он нарисовал глубокие социальные типы. Показывая героев комедии прежде всего в их общественной практике, писатель сразу же вводит читателя и зрителя в круг тревожных «забот» управителей. Городничий уже в мерных сцепах комедии выступает как глава корпорации чиновников, противопоставляющей своп корыстные интересы общественным интересам. Весть о приезде ревизора заставляет городничего немедленно собрать своих сослуживцев.

Опытный и по-своему умный, ни в чем не стесняющийся делец, он хочет устроить так, чтобы все было «в полном порядке». Обстоятельно, со «знанием» дела он «обозревает» разные отрасли управления, предупреждая, наставляя, давая советы своим коллегам.

Между «своими» людьми не положено что-либо скрывать, да и каждый из чиновников, присутствующих на сонете у городничего, знает решительно все о любом сослуживце, и потому беседа городничего со своими коллегами носит достаточно откровенный характер, тем более что речь идет об «общей пользе» всей корпорации.

Вы прочитали ответ на вопрос Основной конфликт, на котором построена комедия «Ревизор» и если понрвился материал то запиши в закладки - » Основной конфликт, на котором построена комедия «Ревизор» ? .
    Великий русской писатель Николай Васильевич Гоголь написан немало уникальных произведений, которые по праву вошли в золотой фонд мировой литературы, одним из интереснейших его творений стала пьеса «Ревизор»… Действие пьесы разворачивается в небольшом городке (писатель даже не дает ему никакого названия, обозначая буквой N, слишком типична такая ситуация для России). Здесь все идет все своим чередом, процветает взяточничество и круговая порука, нет порядка ни в судах, ни среди чиновников, ни в Цель: совершенствовать умения работы с текстом драмати -ческого произведения, навыков внимательного чтения, а также восприятия произведений графического искусства, понимания их «языка»; закрепить навыки чтения «в лицах». Оборудование: гравюра В. Зелинского «У чиновников свои слабости». ХОД УРОКА I. Постановка целей и задач урока II. Проверка домашнего задания Ознакомление с таблицей по образу городничего, дополненной и расширенной. Городничий Плут, взяточник и казнокрад; двуличен и лицемерен; невежествен; суеверен; груб в обращении с подвластными ему В последние годы своей жизни Н. В. Гоголь дважды посетил Одессу. В первый раз он прибыл сюда 16 апреля 1848 г. из Константинополя на фрегате «Херсонес». К несчастью, в это время по всей Новороссии и Бессарабии свирепствовала холера. «Херсонес» и все пассажиры, в том числе и И. В. Гоголь, должны были проходить карантин. После карантина писатель жил в доме А. А. Трощинского (двоюродного брата своей матери) на Надеждинской улице (ныне - улица Добиваясь внутреннего единства комедии, Гоголь устранял из нее все то, что носило черты внешнего комизма. В первых редакциях «Ревизора» городничий советовал привязать к стулу чересчур экспансивного учителя истории. Хлестаков, ожидая всяких неприятностей от городничего, собирался защищаться с помощью бутылки. В третьем акте Анна Андреевна рассказывала дочери о том, как в куле с куропатками, который прислали ей на дом, спрятался ухаживавший за ней штаб-ротмистр. Унтер-офицерша в сцене приема посетителей Хлестаковым собиралась В «Замечаниях для актеров» Гоголь указывал на то, что Хлестаков «не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». В этом плане особенно характерны сцены «взлета» Хлестакова: монолог в третьем акте, прием посетителей и любовные объяснения в четвертом действии. Отсутствие внутренней целеустремленности в речи, неожиданные смещения, «перебои» в ней проявляются тут с особой отчетливостью. При всем отличии речевых манер Хлестакова

Обсуждение закрыто.