План работы по подготовке к егэ литература. Детальный (этапный) план подготовки к ЕГЭ по литературе. Периодичность работы с теорией

Здравствуй, уважаемый посетитель нашего сайта. Вы находитесь на странице, на которой представлены ссылки, ведущие на материалы подготовки к ЕГЭ по литературе онлайн . А что делать, если я только что определился с тем, что буду сдавать ЕГЭ по литературе? С чего мне начать? Для этого мы написали Вам основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе, основные этапы - в экстренных случаях, когда до экзамена остается не так много времени, а если у вас его еще хватает, то тогда предлагаем вам детальный план подготовки на протяжении учебного года.

Что мы для Вас предлагаем:

1. Вся необходимая теория литературы (теория изложена самым наглядным способом: таблицами и схемами, так что изучение литературы пройдет гораздо интереснее, а ранее плохо запоминающиеся термины и понятия запомнятся вам быстрее).

2. Словарь литературных терминов (он включает в себя все самые распространенные термины теории литературы).

Все необходимые литературные термины в формате.doc

3. Биографии писателей (биографии писателей для подготовки к ЕГЭ по литературе знать просто обязательно, так как в заданиях части С, где необходим анализ литературного произведения, зачастую нужно использовать и факты биографии того или иного писателя, чтобы как можно глубже раскрыть тему и идею)

4. Тесты ЕГЭ по литературе онлайн (мы также предоставляем Вам уникальную возможность прорешать большое количество онлайн тестов прямо на сайте, всё это бесплатно. По зарегистрированным пользователям ведется детальная статистика, поэтому просим пройти быструю регистрацию. В случае споров и вопросов можно быстро решить любой вопрос.).

5. Сочинения С5 на отлично. Дабы не смущать вас нашими сочинениями по литературе, они, несомненно, хороши, но мы подобрали для вас сочинения С5, написанные непосредственно по критериям. Представленные сочинения оценены максимальным количеством баллов!

6. Анализ сочинений С5 с комментарием экзаменатора, подробный анализ работ, взятых с ЕГЭ по литературе. Описываются действия экзаменатора, в каком порядке проверяется работа и на что уделяется внимание, как выставляются баллы по критериям.

7. Библиотека (которая включает в себя все необходимые произведения с краткими комментариями непосредственно о произведении, героях, затронутых темах и другую полезную информацию)

8. Цитаты из книг (зачем они? Да все просто, времени на то, чтобы заново прочитать какое-либо произведение зачастую не хватает, поэтому, прочитав подборку цитат к произведению, Вы сможете закрыть некоторые свои пробелы по тому или иному произведению. Но мы Вам все-таки рекомендуем прочитывать все произведения полностью.)

9. Задания части С и В, которые разбиты по авторам.

10. Полезные сайты мы всегда рады сотрудничеству. Если вы хотите обменяться ссылками, то пишите сюда [email protected]

11. Книги для подготовки к ЕГЭ по литературе (Купить на OZON.ru )

Все материалы публиковались с одной лишь целью: помочь выпускникам сдать ЕГЭ по литературе как можно лучше, а может и на все 100 баллов. Мы даем Вам эту возможность, и очень надеемся, что этой возможностью вы воспользуетесь сполна. Так что, не теряйте время, а готовьтесь уже сейчас.

Понравился проект? Поддержи нас!

Мы люди, поэтому нам свойственно совершать ошибки, и мы в этом плане не исключение. Просим Вас, дорогие друзья, сообщать нам о замеченных ошибках как можно скорее.

Share

Распечатать

Основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе

Подготовка к ЕГЭ по литературе для одних - занятие более чем простое, для других - настоящая мука. Кто-то занимается литературой в школе должным образом, кому-то достался не совсем требовательный педагог, а кто-то просто лентяй - для всех подготовка к ЕГЭ будет разной. И если не любить литературу, то хорошо к ней подготовиться и сдать практически невозможно. Как сделать процесс подготовки максимально качественным и удобным расскажет эта статья. Кроме того, у многих возникают вопросы: «С чего начать?» или «Смогу ли я подготовиться к литературе за оставшееся время?» Ведь объем материала для изучения довольно велик. Давайте определимся с некоторыми важными моментами в подготовке к экзамену по литературе.

Этапы подготовки к ЕГЭ по литературе :

1. Этап первый (самый важный). Мы смотрим список произведений, который необходимо прочитать, задания составляются из этих произведений, из других на реальном экзамене Вам ничего не попадётся, будьте уверены. Львиная доля текстов должна быть прочитана за последние пять лет, а это значит, что Вам лишь необходимо будет перечитать только то, что было подзабыто. Ах, да, обязательно ознакомьтесь с разделом самые популярные вопросы.

2. Этап второй. Внимательно изучаем требования к экзамену, они даются нам в кодификаторе. Изучаем структуру экзамена, критерии, по которым тебя будут оценивать, нам может показаться, что теории, которую необходимо знать - много, но это не так.

3. Третий этап вытекает из второго. Подходим к теории литературы. На нашем сайте она представлена практически полностью. Там нет ничего сложного, зазубривать сложные формулы, которые есть в математике или физике, нам не нужно. Порой достаточно научиться отличать одно от другого, чтобы решить большую часть заданий из части В.

4. Этап четвертый (основной). Мы подходим к части С. Вновь возвращаемся к критериям (С1-С3, С2-С4, С5). Начинаем «отогревать застывшие чернила нашего пера». Пишем. Пишем. Критерии понятие не условное, а очень нужное, это то, чему нужно подчиняться в ходе всей работы над сочинением и вашим кратким ответом на задания С1-С4. В ходе этого этапа Вы и повторите все прочитанные произведения, теорию литературы (в критериях отдельным пунктом прописано использование теории в работе), научитесь сравнивать произведения, анализировать их.

Часть В должна прорабатываться самостоятельно . С частью С дела обстоят несколько иначе, здесь вмешивается и субъективный фактор, потому что, читая сами себя, мы невольно можем думать, что то, что нами написано есть хорошо. И нам нужен учитель, который бы трезво оценивал всю вашу писанину, давал советы, разбирал ваши ошибки, говорил Вам над чем нужно поработать и т.д. Настоятельно советую почитать методические рекомендации.

И вновь хочется повторить – чем больше пишем, тем лучше должен стать наш результат. Вы должны наладить связь со своим учителем, если нет возможности обратиться к услугам репетитора (ваш автор не рекомендует пользоваться их услугами). Но тут опять всё зависит от того, кто с Вами будет работать. Решать к кому обращаться – это сугубо личное дело каждого из Вас. А если у Вас есть друг или подруга, разбирающиеся в литературе, то почему бы не обратиться к ним за помощью?

Мы выделили 4 этапа подготовки к экзамену по литературе. Вполне возможно, что у вас стратегия иная; кому как удобнее, тот так и поступает. Грамотно распределив время, можно подойти к экзамену во всё оружие. Дело за Вами, друзья.

Набрали 100 баллов за экзамен по литературе в 2013 году:

Екатерина Рожкова

Безусловно, могу сказать, что своим высоким результатом я обязана, в первую очередь, своему преподавателю: ни одно написанное сочинение и ни один подробный пересказ не прошли даром. Но какой бы ни был замечательный педагог, нельзя забывать о самоподготовке.

Во-первых, все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте. Анализы я конспектировала строго по тому же списку, начиная со «Слова…» и заканчивая прозой, поэзией и драматургией второй половины ХХ века. Для анализа выбирала такие ключевые моменты, как год написания, история создания (при наличии), сюжет (у достаточно крупных прозаических произведений), композиция, проблематика, жанр и т.д. Та же процедура со стихотворениями. Стихотворения к экзамену тоже не заучивала, надеялась на багаж, приобретённый за годы обучения. К тому же сказывалась нехватка времени, ведь готовиться я начала только за два месяца до ЕГЭ, поэтому всем, кто собирается сдавать литературу, советую не затягивать, а начинать подготовку хотя бы со второго полугодия, ведь объём информации, которую необходимо знать, очень большой, тем более, если вы чувствуете, что пробелы имеются.
Во-вторых, очень важна теория. Все термины и понятия нужно знать и уметь различать. В повторении теории также помог данный сайт. Даже такие тонкости, как разница между рифмой и рифмовкой или системы стихосложения, были разъяснены доступным языком.
И в-третьих, тренировка с тестами и сочинениями. Здесь же можно найти обширный банк тестовых заданий и заданий уровня С. Так же для подготовки рекомендую книгу «100 дней до экзамена. Экспресс-подготовка».
К репетитору я не ездила и в последние дни перед экзаменом ходила на консультации к своему педагогу. Мы разбирали прозу и поэзию второй половины ХХ века, так как в школьном курсе она почти не даётся.

Детальный (этапный) план подготовки к ЕГЭ по литературе

Вступление

Очевидно, большинство из вас беспокоит то, как подготовиться к ЕГЭ, да и еще сдать при этом на высокие баллы. Да, я уже вам на какие этапы можно разделить подготовку, но это лишь в общих чертах, чтоб примерно видеть перед собой основные задачи. Теперь же я предлагаю детально разделить весь этот трудный процесс. Ведь, чтоб пища лучше усваивалась, ее следует брать небольшими кусочками и не торопиться, тщательно её пережевывая. Подобным образом мы поступим с процессом подготовки к ЕГЭ по литературе. За год Вы сможете и успеете подготовиться и сдать на высокие баллы!

Мотивация

Итак, мы поставили перед собой большую цель – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НЕ НИЖЕ 85 БАЛЛОВ (завышайте, занижайте себе планку, но мы будем с вами ориентироваться на среднего выпускника, который желает целенаправленно готовиться).
Процесс подготовки для вашего удобства начнётся с 1 сентября. И до начала экзамена у вас будет 9 месяцев или чуть более 270 дней.

Кто бы чего ни говорил, но наша основная задача в процессе подготовки, конечно, будет – прочитать произведения из предложенного списка . Как это сделать правильно. Начинайте сверху вниз, то есть с древнерусской литературы. Не каждому дано уловить проблематику, сюжет, вообще смысл подобных произведений, поэтому, исходя из личного опыта, советую вам немного отложить знакомство с текстом, а начинать с критической литературы , поискать информацию о героях, сюжете, проблематике и т.д. Это в первую очередь поможет вам детальнее концентрироваться на тексте и выискивать нужную информацию, да и в целом понимание будет глубже, а это как раз и нужно.

Правило первое – самое важное

Возьмите себе за правило КАЖДЫЙ ДЕНЬ прочитывать не менее 50 страниц. Если вы будете следовать этому принципу, то в общей сложности осилите за это время почти 14000 страниц. Согласитесь, в этот объём войдут все ключевые произведения. Это может показаться для кого-то невероятным – читать каждый день, но ваши ежедневные временные затраты на чтение будут составлять не более полутора часов, разве это много? Ты ведь поставил себе цель? Повтори её вслух и запиши в блокнот – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА … (нужное количество баллов).

Так что тебе мешает к ней идти – всё в твоих руках, мой друг, абсолютно, поэтому: «К чёрту всё! Берись и делай!»

Теория и подходы к ней

Я говорил, что у всех подготовка будет различной, потому что все мы разные и уровень наших знаний на старте тоже отличается. Кто и как поступает. У большинства из нас развита механическая память, то есть запоминается лучше то, что несколько раз записали – в нашем случае для отработки теории вы можете поступить аналогичным образом, теория в схемах и таблицах открыта всегда. Но это в том случае, если ваши знания недостаточно высоки. Если чувствуете уверенность в своих силах, в знании теории, то можете брать быка за рога и решать-решать тесты. К тому же, друзья, изменений по сравнению с прошлым годом в структуре ЕГЭ, в критериях нет, так что можете решать тесты, которые были в этом году (они все есть на сайте).

Подведем небольшой итог из вышесказанного относительно теории литературы:

Если вы чувствуете, что знания есть, но они не так сильны, то можете просто решать тесты (уровень теоретических знаний повысится).

Если же вы сомневаетесь, то открываете всю предложенную на сайте теорию , и переписываете себе в тетрадь, распечатываете или просто читаете, особых секретов тут нет. Очень важно некоторые вещи прорешивать, это касается определение размера стиха, рифмы и т.д.

Отмечу в очередной раз, что теория без практики (без отработки тестов) не так сильно поможет вам.

Периодичность работы с теорией.

В школьном курсе литературы её не так много, поэтому, если мы начали подготовку с сентября, то решать по парочке тестов в неделю вам будет вполне достаточно, главное делать это систематически.

Как разобраться с частью С

Разобравшись с теорией, мы можем приступать к следующему пункту – Часть С. Да, здесь какого-то точного рецепта, который бы работал на всех, нет. Однако существует уже немало советов и рекомендаций по работе с ней. Озвучу основные.

Как я уже сказал, вам необходимо каждодневное чтение. Лучше, если мы будем совмещать его с написанием коротких ответов С1-С2 (про лирику поговорим отдельно) и большого сочинения С5. Что для этого необходимо? Самое малое – ваше желание.

· Первое правило при работе с частью С – не лить воду, особенно это касается коротких ответов С1-С4. Короткий пример, дан вопрос в С1: Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых? Здесь запрещено характеризовать эпоху, время, быт, пускаться в пространные рассуждения. Лучшим решением здесь будет – переформулировать вопрос: Система воспитания в данном эпизоде показана многогранно. Во-первых,.. во-вторых,.. Приводите четкие аргументы, которые можно подкреплять короткими цитатами из отрывка, тогда ваши суждения будут максимально достоверны и эксперт даже не пустится проверять ваши слова.

· Второе правило – подводите итог. Вы привели тезисы, либо провели параллели между несколькими произведениями в заданиях С2-С4, не забывайте о коротком заключении. Помните здесь простое правило – концовка запоминается лучше всего (экспертам в комиссии после нескольких часов все работы будут казаться одинаковыми, поэтому над концовкой не торопитесь, она должна быть четкой и ёмкой). Пары предложений здесь будет достаточно, это условная рекомендация, если потребуется больше, никто не помешает.

· Третье правило – выдерживайте логику ответа. Ещё и ещё раз повторяю – пишите план. Когда в вашем ответе нет цельности, нет логичности, то потерять баллы получится слишком легко, остерегайтесь этого.

Разумеется, все эти правила - ничто, да и никакие правила не помогут вам, если вы не будете читать и писать – просто, не правда ли? Но за всей этой простотой и скрывается ваш труд на пути к успеху – 100 баллов! Вы всё ещё сомневаетесь в себе? Читайте дальше.

Лирика

Честно признаюсь, лирика в школе давалась с трудом, вроде бы и читается легко, и немного, а вот смысл улавливал далеко не с первого раза. А всевозможные метафоры, порой, приводили в ступор.

Рецепт, друзья, тут прост – читайте критику, читайте качественные учебники, только тогда вы будете улавливать все настроения, будете понимать выразительные средства, их цели, предназначение, исторический контекст и т.д.

Выведу еще одно небольшое правило, оно вполне разумное – учите стихотворения. Да, в задании С4 необходимо приводить цитаты, указывать название произведение и его автора. Как вы себя поведете, если не будете знать стихов? Сложно будет, очевидно.

А теперь маленький совет – носите стихи с собой. По дороге в школу, обратно – просто идете и учите, повторяете про себя. Сегодня положил один стишок, походил, поучил. Отложил, взял второй – операцию повторил, предыдущий стих тоже вспомнил. Управляйте своим временем. Ищите лишние минутки, их можно тратить весьма и весьма продуктивно.

О критериях

Кто не знает, часть С оценивается исключительно по критериям, поэтому, всегда, когда садитесь за написание части С – держите их перед собой, вы должны их вызубрить, разумеется, выучить ту часть критерий, за которые дают максимальные баллы. Критерии С1-С3 , С2-С4 , С5 .

Об учителях и репетиторах

Литература – один из немногих предметов, где к посторонней помощи можно и не прибегать, если, конечно, вы целеустремленный человек и ничего не боитесь. Не спорю, что в идеале нам нужен человек, который бы проверял нам письменную часть работы, в остальном же – он не нужен. Кто для этого подойдет? Вовсе не обязательно, чтоб это был какой-то дорогой репетитор из вуза, вполне подойдет педагог, который имеет стаж подготовки к ЕГЭ, подчеркну здесь именно стаж подготовки к ЕГЭ , а не общий учительский стаж.

Общий план подготовки

Каждодневное чтение по 50 страниц.

Сентябрь – октябрь – работа с теорией, решаете по 2 теста в неделю (за 2 месяца теорию можно всю будет выучить). За это время вы решите 16 тестов.

Ноябрь – декабрь – отрабатываем С1–С2. Тут важный момент – сохраняйте все свои письменные работы, особенно те, которые хорошо получились. Периодичность? По 2 письменные работы, то есть 2 вопроса из С1 и 2 вопроса из С2. Удобно вам будет это делать всё за раз, или распределять на неделю – решать, разумеется, вам.

Январь – февраль – работаем с лирикой. Всё тоже самое, что и с С1 и С2. Повторю, работайте, не отрываясь от критики, «Шурики » вам в помощь.

Март – полностью посвящаем работе с С5. Отбираем для начала те сочинения, в которых сможем раскрыть тему, те произведения, которые мы хорошо знаем, это даёт определенные стимулы к работе. 2 сочинения в неделю – это не сильно надоест с одной стороны, а с другой – здесь главное проводить качественную работу над ошибками.

Апрель – отдых. Вы только читаете по 50 страниц в день и ничего больше.

Май – на протяжении своей подготовки вы наверняка наметили свои слабые стороны, так вот, май месяц – это то время, чтобы закрыть все свои пробелы (или хотя бы основные), тут всё зависит от вас – если много пустых мест, то, соответственно, больше предстоит работать. Да, тут мы работаем от и до: берем тест и решаем целиком вместе с частью С.

В последние 2 недели в июне я вам рекомендую поработать с лирикой. Повторяйте стихи, читайте критику, много писать здесь не нужно. Обязательно освежить в памяти теорию - вновь обратиться к тестам. В последний день перед экзаменом обязательно отдыхаем.

А теперь без лишних размышлений, без лишней лени, эмоций – приступаем к работе! Ты справишься!

UPD: (10.09.2013). После обсуждения данного материала с моим преподавателем на кафедре, отметил, что не сделан акцент на драме. Разумеется, произведения, которые относятся к роду драмы, требуют несколько иных подходов, здесь есть определенные нюансы. Например, чтобы увидеть развитие сюжета в драматическом произведении необходимо по-настоящему вдумчивое и внимательное чтение, даже при большом желании, понять с первого раза - сложно. Поэтому подобные произведения настоятельно рекомендую читать не менее двух раз. Как работать с текстом? При чтении очень важно держать перед собой список героев, потому что их появление и исчезновение происходит порой очень стремительно. Ещё один момент, внимательно читаем ремарки (небольшие авторские пояснения по ходу действия), они, во-первых, передают авторское отношение, во-вторых, помогают раскрыть героев, понять ключевые моменты. Особенно часто в ремарках даётся описание сцен, которые характеризует, в первую очередь, быт героев, те условия, в которых они действуют. И чтение хорошей критической литературы здесь тоже никогда не повредит.




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Как известно, с 2009 года ЕГЭ по литературе стал обязательным испытанием при поступлении на целый ряд специальностей, в том числе таких востребованных сегодня, как “Журналистика”, “Реклама”, “Графическое искусство и дизайн” и другие. Этот факт не мог не заставить выпускников выбрать в качестве обязательного экзамена предмет “Литература”.

Мои обучающиеся тоже не стали исключением. Оказавшись в ситуации необходимости подготовить выпускников к экзамену, я начала с того, что купила литературу, которая помогла бы мне определить с чего начать работу. Проанализировав полученные пособия, я сделала вывод, что она, как правило, состоит из следующих компонентов:

  • методических рекомендаций для учащихся по подготовке к ЕГЭ,
  • особенностей типов заданий,
  • тренировочных заданий из открытых вариантов КИМ,
  • тренировочных вариантов ЕГЭ,
  • критериев проверки и оценки выполнения заданий С1, С2, С3, С4, С5-1 – С5-3,
  • списка художественных текстов для обязательного чтения.

Всего этого оказывается недостаточно, чтобы ответить на вопросы: с чего начать подготовку к экзамену, как разделить материал, какая научно-учебная литература может пригодиться и на подобные. Обозначилась проблема : отсутствие достаточной методической помощи в решении трудностей при подготовке к ЕГЭ по литературе

Востребованность предмета сегодня и ряд нерешенных вопросов в этой связи позволяют говорить об актуальности моей работы.

Настоящая методическая разработка имеет целью создание рекомендаций (шпаргалок) для подготовки выпускников к экзамену по литературе в формате ЕГЭ.

  1. Советы психологов выпускникам.
  2. Структура контрольных измерительных материалов.
  3. Список художественных текстов в соответствии с различными литературными эпохами.
  4. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4).
  5. Памятки анализа эпического, драматического и лирического произведений.
  6. Критерии проверки и оценки выполнения части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося).
  7. Рекомендации к сочинению-рассуждению части С5.
  8. Рекомендуемая литература и сайты Интернета.

Как подготовиться к сдаче ЕГЭ

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Готовясь к экзамену, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. Приложение 1
  • Часть 4

    Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4)

    Задания типа С1 – С4 относятся к заданиям повышенного уровня сложности – это вопрос, на который нужно дать краткий (ограниченно развернутый) связный ответ. Выполнение заданий С1 – С4 предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса.

    Оценка выполнения заданий С1 и С3

    Оценка выполнения заданий С2 и С4

    [www.fipi.ru

    Часть 5

    Памятки анализа эпического, драматического и лирического произведений

    Анализ эпического и драматического произведения

    1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения;
    2. Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений);
    3. Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
    4. Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности;
    5. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
    6. Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
    7. Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.

    Анализ лирического произведения

    1. Автор, заглавие;
    2. Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо);
    3. Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия);
    4. Сюжет, композиция, проблема.
    5. Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения;
    6. Лирический герой;
    7. Место автора в произведении;
    8. Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения;
    9. Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи);
    10. Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические); [www.metodist.ru ]

    Часть 6

    Критерии проверки и оценки выполнения части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося)

    1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе Баллы
    Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют. 3
    2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями.
    Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов. 3
    3. Обоснованность привлечения текста произведения.
    Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.). 3
    4. Последовательность и логичность изложения.
    Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов. 3
    5. Следование нормам речи.
    Максимальный балл

    [www.fipi.ru ]

    Как писать сочинение?

    Композиция сочинения:

    Вступление

    Основная часть

    Заключение

    1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

    Во вступлении может:

    • содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
    • представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”);
    • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
    • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

    2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

    В основной части следует избегать:

    • Пересказа литературного произведения;
    • Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме;

    В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли;

    Основная часть– это проверка того, насколько верно понята тема.

    3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное.

    Заключительная часть должна быть:

    • Короткой, но емкой;
    • Органически связанной с предыдущим изложением.

    В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

    В заключительной части работы обозначу наибольшие трудности, которые возникают при подготовке к ЕГЭ по литературе, и пути их решения

    Трудности Пути решения
    1. Психологические: тревожность, растерянность, отсутствие четкости структурированности мышления и т.п. 1. Сформировать внутренний план действий;

    2. Организовать рабочую зону;

    3. Понять специфику работы;

    4. Отобрать необходимую литературу;

    5. Изучить пространство Интернета в поисках полезных ссылок.

    2. Недостаток информационной базы 1. Обратиться за помощью к товарищам;

    2. Просмотреть и отобрать необходимую литературу в каталогах библиотеки;

    3. Посетить официальные сайты, подготавливающие к ЕГЭ

    3. Большой объем материала 1. Разделить материал на удобные для повторения блоки;

    2. Создать понятийный словарик с необходимыми литературоведческими терминами;

    3. Воспользоваться справочниками и пособиями типа “Все произведения русской литературы в кратком изложении”;

    4. Систематизировать материал с помощью читательского дневника.

    5. Отсутствие необходимой практики в написании сочинений на уроках литературы. 1.Подобрать удобную памятку для написания развернутых ответов и необходимые рекомендации для написания литературного сочинения;

    2. Практиковаться в написании небольших работ, анализируя эпизоды из эпических, драматических и лирических произведений в соответствии с критериями;

    3. Отбирать наиболее часто встречающиеся темы сочинений части С5 и прорабатывать подробно некоторые из них.

    6. Малое количество репетиционных экзаменов в формате ЕГЭ. 1. Систематическое прорешивание вариантов ЕГЭ с самопроверкой;

    2. Контрольное выполнение тестов с учителем литературы.

    Не стоит забывать, что по возможности необходимо последовательное чтение и изучение литературных текстов в соответствии со школьной программой!!!

    Практическое использование работы:

    1. Психологический настрой.
    2. Разделение материала на удобные блоки.
    3. Экономия времени при поиске информации.
    4. Готовые памятки и алгоритмы анализа.
    5. Такая систематизация материала позволяет лучше подготовиться и к части С ЕГЭ по русскому языку.

    Перспективными направлениями работы являются

    – составление словаря в соответствии с блоками;
    – систематизация тем сочинений по разделам;
    – подбор образцов сочинений части С5 и ответов части С1-С4.

    Программа

    элективного курса

    «Подготовка к ЕГЭ по литературе»

    10- 1 1 класс ы

    Составила: Салькова Л.Ю. ,

    учитель русского языка и

    литературы высшей категории

    Самарской области

    Пояснительная записка

    Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизованной формы (контрольных измерительных материалов). Содержание и структура экзаменационной работы по литературе дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету.

    При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности:

    Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественное произведение в их жанрово- родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса по литературе, содержание которого определено нормативными документами по предмету.

    Данные элективный курс предназначен для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по литературе.

    Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по литературе, расширяет и углубляет содержание базового курса «Литература». Повторение теории и истории литературы, анализ художественных произведений сопровождается отработкой навыков выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.

    В 8 разделов программы включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. В программе перечислены основные темы и названия конкретных произведений, тексты которых могут оказаться включенными в экзаменационные варианты тестов ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с определенными историко-литературными периодами и номерами тем, предлагаемых для повторения. Объем материала и степень трудности освоения данных текстов - разные. В разделы входят необходимые сведения по теории и истории литературы.

    Данная программа предназначена для учащихся 1 0- 11 классов и рассчитана на 68 часов.

    Цель курса – обеспечить качественную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.

    Задачи:

    совершенствование умений:

    Воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

    Выделять смысловые части художественного текста;

    Понимать и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героям;

    Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль художественно-изобразительных средств в произведении;

    Анализировать и оценивать произведение как художественное единство;

    Применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения, объяснять связь произведения с творчеством автора, временем написания и нашей современностью;

    Соотносить художественное произведение с литературным направлением;

    Выражать свое отношение к произведению в форме письменного высказывания на литературную тему;

    Давать ответ на проблемный вопрос, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

    Сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельно определять основания для сопоставления и аргументации позиций сопоставления.

    Методы и формы обучения : эвристическая беседа, проблемные задания, учебная дискуссия, выполнение творческих работ, практикумы, анализ текста, сопоставительный анализ, работа с таблицами и схемами, парная, групповая и индивидуальная работа, исследование, редактирование, стилистический анализ, проект

    Содержание программы

    Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе (1 час).

    Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

    Раздел 2. Фольклор и древнерусская литература (2 часа).

    Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.

    «Слово о полку Игореве» . Историческая основа памятника и связь с фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос произведения. Образы русских князей. Жанровое многообразие «Слова...». Авторская позиция в «Слове...». Язык произведения. Приемы сравнения, олицетворения, метафоры, постоянные эпитеты. Параллелизм, антитеза, повтор, инверсия, риторический вопрос.

    Раздел 3. Литература XVIII века. Классицизм (2 часа).

    Классицизм как художественное направление. Литературные формы классицизма и его черты. Литературные роды и жанры.

    Д.И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль». Драма как род литературы. Признаки классицизма и особенности жанра комедии в пьесе Д.И. Фонвизина. Идейно-просветительская направленность произведения.

    Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции и новаторство в стихотворении. Лирика как род литературы. Системы стихосложения. Стихотворные размеры.

    Раздел 4. Литература первой половины XIX века (13 часов).

    В. А. Жуковский . Стихотворение «Море». Понятие ритма, рифмы, строфы. Особенности жанра элегии в стихотворении «Море». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении. Образ лирического героя. Белый стих.

    Особенности жанра баллады в произведении «Светлана». Национальный колорит произведения. Фольклорные мотивы в балладе. Нравственный идеал поэта.

    А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Стадии развития действия в произведении: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Особенности развития конфликта. Система персонажей. Речевая характеристика героя: диалог, монолог. Художественное время и пространство в пьесе. Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. Открытый финал. Новаторство комедии А.С. Грибоедова. Язык произведения А.С. Грибоедова.

    А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Мотивы и образы пушкинской лирики. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

    Реализм как художественное направление. Повесть «Капитанская дочка». Историческая основа произведения. Система персонажей. Авторская характеристика, портрет героя. Проблематика повести и ее нравственный потенциал. Идейно-художественное своеобразие произведения. Роль эпиграфов в повести. Авторская позиция в произведении.

    Поэма «Медный всадник». Особенности жанра произведения. Своеобразие композиции и конфликта. Тема личности и истории в поэме. Язык поэмы и средства художественной изобразительности.

    Роман «Евгений Онегин». Особенности жанра произведения А.С. Пушкина. Энциклопедизм и историзм романа. Тематика и проблематика. Своеобразие композиции романа. Художественные особенности авторских отступлений и роль эпиграфов. Образ автора. Герои романа и отношение к ним автора. Литературный тип.

    М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Традиции и новаторство в лирике М.Ю. Лермонтова.

    «Песня про... купца Калашникова». Художественная стилизация. Историческая основа произведения. Своеобразие конфликта. Нравственные идеалы в произведении М.Ю. Лермонтова.

    Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и проблематика произведения. Конфликт. Образ главного героя и способы его создания. Роль пейзажа в поэме.

    Роман «Герой нашего времени». Многообразие тематики и проблематики произведения. Особенности композиции романа и хронологическая последовательность. Сюжет и фабула. Приемы психологизма в романе. Система образов и образ главного героя. Портрет поколения и средства его создания. Смысл названия романа.

    Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Сатира, юмор, ирония. Приемы создания комического. Особенности «миражной» интриги в пьесе. Система персонажей и средства их создания. Финал пьесы.

    Повесть «Шинель». Тема «маленького человека». Гуманизм произведения. Художественные детали и их символика в повести.

    Поэма « Мертвые души ». Особенности жанра. Авторский замысел и его воплощение в поэме: «смех сквозь невидимые миру слезы». Средства создания героев. Авторские отступления и их тематика. Русь «мертвая» и «живая» в поэме. Образ главного героя и отношение к нему автора. Мотив дороги в произведении Н.В. Гоголя.

    Раздел 5. Литература второй половины XIX века (15 часов).

    А.Н. Островский . Пьеса «Гроза». Конфликт пьесы. Социально- нравственная направленность драмы А.Н. Островского. Система персонажей и драматургические средства их создания. Символические образы в пьесе. Новаторство драматурга. Критика о «Грозе».

    И.С. Тургенев . Роман «Отцы и дети». Эпоха в романе. Мировоззренческая основа романа. Литературный прототип. Образ главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Идейное и художественное содержание произведения. Особенности сюжета и композиции. Психологизм И.С. Тургенева. « Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа И.С. Тургенева. Критика о романе.

    Ф.И. Тютчев . Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах...», «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), «Природа - сфинкс. И тем она верней...». Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

    И.А. Гончаров . Роман «Обломов». Монографичность романа. Внутренний мир главного героя и его внешнее поведение. Истоки характера Обломова и его связь с другими персонажами. «Испытания» Обломова. Художественная деталь и ее роль в повествовании. Критики о романе.

    М.Е. Салтыков-Щедрин . Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов. Сарказм.

    Н.А. Некрасов . Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...»,«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Гражданский пафос поэзии Н.А. Некрасов. Лирический сюжет. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие. Особенности композиции произведения. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы.

    Ф.М. Достоевский . Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, их внутренний мир, поступки, речевая характеристика (диалоги-диспуты и внутренние монологи), отношение к ним автора. Прием создания психологических двойников. Роль снов в романе. Евангельские мотивы в романе. Полифоническое звучание романа. « Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа и его открытый финал.

    А.А. Фет . Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Средства звукописи. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А.А. Фета.

    Л.Н. Толстой . Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история создания. Особенности жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мирные» и «военные» страницы романа. «Мысль семейная» и «мысль народная». Тематика и проблематика произведения. Система персонажей романа. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). Отношение автора к героям. Роль эпилога в романе и открытость толстовского эпоса.

    Учебно-тематическое планирование.

    занятия

    Тема

    Содержание ЕГЭ по литературе

    2-3

    Фольклор и древнерусская литература. « Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и связь с фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос произведения .

    4-5.

    Литература XVIII века. Классицизм Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Признаки классицизма и особенности жанра комедии в пьесе Д.И. Фонвизина. Идейно-просветительская направленность произведения.

    Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник». Традиции и новаторство в стихотворении.

    Сентиментализм и его художественные черты. Литературные формы сентиментализма. Романтизм как художественное направление: основные свойства, черты, эстетика.

    В. А. Жуковский. Стихотворение «Море». Особенности жанра элегии в стихотворении «Море». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении. Образ лирического героя.

    Особенности жанра баллады в произведении «Светлана». Национальный колорит произведения. Нравственный идеал поэта.

    А.С. Грибоедов . Пьеса «Горе от ума». Особенности развития конфликта. Система персонажей. Речевая характеристика героев. Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. Новаторство комедии А.С. Грибоедова.

    Лирика А.С. Пушкина. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

    Реализм как художественное направление. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Проблематика повести и ее нравственный потенциал. Идейно-художественное своеобразие произведения. Авторская позиция в произведении.

    10.

    Поэма «Медный всадник». Особенности жанра произведения. Своеобразие композиции и конфликта. Тема личности и истории в поэме.

    11.

    Роман «Евгений Онегин». Особенности жанра произведения А.С. Пушкина. Тематика и проблематика. Своеобразие композиции романа. Образ автора. Герои романа и отношение к ним автора.

    12.

    Лирика М.Ю. Лермонтова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Традиции и новаторство в лирике М.Ю. Лермонтова.

    13.

    «Песня про... купца Калашникова». Художественная стилизация. Историческая основа произведения. Своеобразие конфликта. Нравственные идеалы в произведении М.Ю. Лермонтова

    14.

    Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и проблематика произведения. Образ главного героя и способы его создания.

    15.

    Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Приемы психологизма в романе. Портрет поколения и средства его создания. Смысл названия романа

    16.

    Н.В. Гоголь . Пьеса «Ревизор». Приемы создания комического в пьесе. Особенности «миражной» интриги в комедии. Система персонажей и средства их создания. Символика финала пьесы.

    17-18.

    Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Тема «маленького человека». Гуманизм произведения. Художественные детали и их символика в повести.

    Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности жанра. Авторский замысел и его воплощение в поэме. Русь «мертвая» и «живая» в поэме.

    19.

    А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт и социально- нравственная направленность драмы. Новаторство драматурга.

    20-21.

    И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Мировоззренческая основа романа. Образ главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Особенности сюжета и композиции. Психологизм И.С. Тургенева.

    22.

    Лирика Ф.И. Тютчева. Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях

    23-24.

    И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Внутренний мир главного героя и истоки характера Обломова. «Испытания» Обломова.

    25.

    Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов.

    26.

    Лирика Н.А. Некрасова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях

    27.

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы.

    28-29.

    Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, «двойники» и антиподы. Полифоническое звучание романа.

    30.

    Лирика А.А. Фета. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А.А. Фета.

    31-33.

    Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Особенности жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мысль семейная» и «мысль народная». Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»).

    34.

    Практикум по оцениванию заданий С1-С4, С5. Написание собственных творческих работ.

    Литература

      Агеносов В.В. Литература. Учебник для 11 класса. В 2 ч., М.: Дрофа, 2012.

      Аристова М.А. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы. М.: Экзамен, 2012.

      Ерохина Е.Л. Литература. Тематические тестовые задания. М.: Экзамен, 2013.

      Зинин С.А., Новикова Л.В. Литература. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2014.

      Лебедев Ю.В. Литература. Учебник для 10 кл. В 2 ч., М.: Просвещение, 2012.

      Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М.: Айрис-пресс, 2004.

      Самойлова Е.А. Литература. Сборник заданий. М.: ЭКСМО, 2014.

      Сахаров В.И. Русская литература XI XIX в.в. Учебное пособие. М.: Русское слово, 2006.

      Скубачевская Л.А., Слаутина Н.В., Надозирная Т.В. Литература. Универсальный справочник. М.: ЭКСМО, 2010.

      Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Готовимся к Единому государственному экзамену: литература. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

    Единый государственный экзамен по литературе один из самых сложных. По данным статистики его выбирают не более 5% учащихся. Все дело в том, что задания составлены с расчетом на программу профильных гуманитарных классов и школ. Раньше, до введения ЕГЭ, экзамен в виде сочинения был обязательным и по нему выставляли сразу 2 оценки – по литературе и русскому языку. Теперь сдать единый государственный экзамен по литературе – достаточно сложная задача для выпускника обычной школы, поскольку вопросы охватывают темы, изучаемые в профильных классах, да и сама структура билета ежегодно меняется.

    Большинство преподавателей едины во мнении, что для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в 2017-2018 учебном году мало просто прочесть все произведения из перечня школьной программы и уметь грамотно излагать свои мысли. Необходима профессиональная подготовка, учитывающая специфику актуальных на данный момент КИМов.

    В данном материале мы расскажем:

    Успешно сдав единый государственный экзамен по русскому языку, математике базового либо профильного уровня (в зависимости от требований ВУЗа) и литературе, выпускник может выбрать для себя различные направления.

    В 2018 году такой набор предметов предоставит возможность поступления на абсолютное большинство творческих направлений:

    • факультет журналистики или военной журналистики. Журналистика является самым популярным гуманитарным направлением с большими перспективами трудоустройства. В большинстве ВУЗов огромный конкурс на данную специальность. Помимо литературы, в большинстве случаев, будет необходим и сертификат по иностранному языку;
    • стабильно высокий конкурс на место и в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
    • лингвистические и филологические факультеты;
    • в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
    • факультет журналистики или военной журналистики (в некоторых ВУЗах также требовали сертификат по иностранному языку);
    • факультеты, обучающие творческим специальностям: графика, живопись, скульптура, реставрация, дизайн, вокал, хореография, театральное искусство и др. (во многих ВУЗах обязательным является дополнительный творческий конкурс);
    • факультеты, дающие образование продюсера, звукорежиссера, кинооператора (необходим сертификат по математике профильного уровня).

    Определиться с перечнем необходимых предметов стоит еще до начала 2017-2018 учебного года, ознакомившись с требованиями к абитуриентам определенного факультета, которые можно найти на официальном сайте соответствующего высшего учебного заведения.

    Все изменения, которые будут внесены в 2018 году, а также самую актуальную информацию о ЕГЭ по литературе также всегда можно найти на нашем портале.

    Изменения в ЕГЭ по литературе в 2018 году

    В рамках усовершенствования КИМов, Министерство образования и науки РФ разработало кардинально новую перспективную модель билетов ЕГЭ по литературе и, скорее всего, уже в 2018 году выпускникам придется столкнуться с целым рядом инноваций:

    1. Из билетов полностью исключены вопросы с кратким ответом.
    2. Число заданий по выбору участника возросло.
    3. В заданиях на сравнение необходимо будет сопоставить текст только с 1 произведением (ранее было 2).
    4. Сочинения будут проверятся более тщательно, а критерии проверки ужесточатся.
    5. Минимальный объем развернутого ответа – 50 слов, а сочинения – 250 слов (сочинения, объем которых будет менее 200 слов, оцениваются в 0 баллов).

    Также вы можете узнать о нововведениях в ЕГЭ по литературе, посмотрев видео интервью с Дмитрием Баком, профессором Российского Государственного Гуманитарного Университета:

    На выполнение всех заданий отводится 235 минут.

    Минимальный проходной балл – 32 балла.

    Для получения оценки «отлично» необходимо набрать более 67 баллов.

    При оценке сочинения члены комиссии будут опираться на такие критерии:

    1. Глубина понимания проблемы и наличие своих мыслей. Содержание ответов – главное. Правильность орфографии и пунктуации не влияют на ответ, но речевые ошибки, нарушение лексических норм, будут отнимать баллы.
    2. Уровень теоретико-литературных знаний экзаменуемого.
    3. Обоснованность приведенных отрывков из произведений.
    4. Логичность и последовательность изложения.
    5. Соблюдение норм и правил русского языка.

    Список произведений для сдачи ЕГЭ по литературе

    Один из самых актуальных вопросов, волнующий 11-классников – это список произведений, которые необходимо досконально изучить для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в предстоящем 2018 году.

    Действительно, основная сложность экзамена в необходимости владения достаточно большим объемом информации, ведь в кодификаторе ЕГЭ по литературе перечислено:

    • более 150 стихов;
    • 11 романов;
    • 9 поэм;
    • 6 пьес;
    • 4 повести;
    • около 20 рассказов.

    Полный список произведений можно найти в разделе «кодификаторы» официального сайта ЕГЭ.

    Подготовка к ЕГЭ по литературе

    Важно понимать, что качественная подготовка к ЕГЭ заключается не только в ознакомлении со смыслом различных произведений, ведь для успешной сдачи экзамена по литературе в 2018 году потребуется:

    • глубокое понимание сути проблем, поднимаемых разными авторами;
    • владение информацией о портретах и характерах героев;
    • умение проводить параллели между сюжетом произведения и духовными переживаниями автора;
    • наличие собственного мнения и умение его отстаивать и обосновывать;
    • познания из области истории литературы.

    Именно поэтому, читать романы, повести, поэмы, пьесы, рассказы и другие литературные произведения необходимо в оригинале, а не по критике, а в процессе прочтения, обращать внимание на мелочи и вести читательский дневник, в котором записывать основную информацию, которая будет необходима при подготовке к ЕГЭ и написании сочинений.

    1. Писать как можно больше тренировочных сочинений, выстраивая для себя определенные шаблоны для различных тематик.
    2. Создайте карточку для каждого писателя, в которую вынесите основные даты и важную информацию.
    3. Думайте над проблематикой произведений.
    4. Не ленитесь выписывать фразы, которые можно будет использовать в сочинениях.
    5. Если что-то очень сложно запоминается, используйте схемы и зарисовки.