Островский снегурочка описание. Сочинение характеристика снегурочки из сказки островского снегурочка

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Ниже мы характеризуем пьесу-сказку А.Н.Островского, делая нужные, с нашей точки зрения, акценты.

Феерия «Снегурочка» появилась сто сорок лет назад, в 1873 году, в журнале «Вестник Европы». Всё было необычно в этой пьесе: жанр (пьеса-сказка, феерия); сочетание драматического стихотворного текста с музыкой и элементами балета; сюжет; герои — боги, полубоги, рядовые жители страны — берендеи; фантастика, органически слитая с реалистическими, нередко бытовыми картинами; народный язык, включающий в себя элементы просторечия и, с другой стороны, переходящий в некоторых местах в высокую поэтическую, торжественную речь.

В критической литературе высказано мнение, что появление такой пьесы было связано со случайными обстоятельствами: в 1873 году Малый театр был закрыт на ремонт, труппа перешла в здание Большого театра, чтобы занять артистов драматического и оперно-балетного театра, руководство решило попросить А.Н.Островского написать соответствующую пьесу. Он согласился.

На самом деле всё обстояло серьёзнее. Переезд Малого театра явился лишь поводом, толчком к осуществлению задуманного Островским театрального жанра. Интересы драматурга давно были связаны с пьесами такого рода, фольклор был его любимой и родной стихией, и народная феерия занимала его мысль задолго до 1873 года и значительно позже.

«В праздничный день, — писал он в 1881 году, — тянет всякого трудового человека провести вечер вне дома … Хочется забыть скучную действительность, хочется видеть другую жизнь, другую обстановку, другие формы общежития. Хочется видеть боярские, княжеские хоромы, царские палаты, хочется слышать горячие и торжественные речи, хочется видеть торжество правды».

Действие развёртывается в сказочной стране берендеев, как пишет драматург, в «доисторическое время». Название племени берендеев встречается в «Повести временных лет». Слышал писатель и устные рассказы о древнем граде берендеев и царе Берендее».

Перед зрителем проходят мифологические персонажи — боги (Ярило), полубоги (Мороз, Весна-Красна), дочь Мороза и Весны-Красны Снегурочка (дитя брака, противного Яриле), лешие, говорящие птицы, оживающие кусты, призраки. Но вся эта фантастика тесно сочетается с реалистическими, бытовыми сценками. Великий реалист, бытописатель не мог заковать своё воображение в рамки художественной фантастики.

Живая реальная жизнь врывается в пьесу и придаёт особую яркость времени и месту её действия.

Чертами неповторимых характеров наделены Снегурочка, Купава, Лель, Мороз, Весна-Красна, Мизгирь. Есть в них что-то от людей времён Островского и более поздних лет.

Диалог Мороза и Весны-Красны о будущем дочери по тону неотличим даже от разговоров родителей нашего времени. Бобыль – сколок с типичного крестьянина-бездельника, любителя выпить, даже Ярило предстаёт в облике молодого пария в белой одежде с человечьей головой в одной руке и ржаным снопом в другой (как его рисовали в народных сказаниях в некоторых местах Руси).

Следов первобытно-общинного строя в пьесе-сказке не так-то много (по преимуществу мифологические образы). Зато доказательств условности «доисторического времени» предостаточно.

Прежде всего отметим социальное неравенство в берендеевом царстве. Общество разделено на богатых и бедных, причём последние открыто завидуют первым. Не говоря уже о Бобылихе, которая мечтает «мошну набить потолще» и командовать в семье, как Кабаниха, обратим внимание на чистую и благородную Купаву, которая, собираясь замуж за Мизгиря, так рисует своё будущее: «8 его дому, в большом посаде царском, / На всём виду, богатою хозяйкой / Зацарствую…

Богатей Мураш отказывается принять на ночь пастуха Леля, презирая его как бедняка и не веря в его честность: «Поклонами обманывай других, / А мы тебя, дружка, довольно знаем, / Что бережно, то цело, говорят».

Неслучайно в ремарке к первому действию читаем: «С правой стороны бедная изба Бобыля, с пошатнувшимся крыльцом; перед избой скамья; с левой стороны большая разукрашенная резьбой изба Мураша; в глубине улица; через улицу хмельник и пчельник Мураша». Небольшая зарисовка приобретает символический характер.

В Берендеевом царстве сильны элементы общественной иерархии. Говорящие птицы, распевая о своём жизнеустройстве, по существу, воссоздают картину социального строя берендеев; у них воеводы, подьячие, бояре, дворяне (это в «доисторическое время»), крестьяне, холопы, сотники, люди разных профессий и положения: земледельцы, целовальники, рыболовы, купцы, хозяева, слуги, бирючи, отроки, скоморохи.

Венчает всю эту пирам иду царь со своим верным помощником боярином Бермятой. Можно ли жизнь берендеев считать своеобразной идиллией, безмятежной и счастливой, как говорят некоторые исследователи?

Да, в сравнении с окружающим миром, где идут непрерывные войны (о них, изображённых красками «Слова о полку Игореве», поют скоморохи), земля берендеев может показаться райским уголком.

За мирную жизнь, за относительную свободу, за возможность в любом затруднительном случае обратиться к царю берендеи восхваляют без всякой меры -премудрого отца земли своей. И эту хвалу царь принимает как должную.

Тем не менее жизнь в Берендеевом царстве далека от идеала. Недаром действие пьесы открывают слова Весны-Красны:

Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.

Это замечание относится не только к погоде, далее выясняется, что верховное божество Ярило (Солнце) гневается на берендеев за то, что Мороз и Весна-Красна, нарушив каноны и традиции, вступили в брак и произвели на свет небывалое существо — красавицу-девушку. Ярило поклялся страшной клятвой погубить и эту девушку — Снегурочку, и её отца, и навлёк всякие неприятности на жителей страны (впрочем, эти неприятности они испытывали и без воли Ярилы).

Сам царь вынужден признать, что давно не видит благополучия в народе. И дело не только в том, что, по словам Бермяты, соотечественники «воруют понемногу» (этот грех непростителен, но исправим с точки зрения царя), дело в том, что изменилось моральное состояние жителей страны:

Исчезло в них служенье красоте …
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть…

Люди завидуют богатству, любовники нередко изменяют друг другу, готовы вступить в драку с соперником. Бирючи, сзывающие берендеев на сходку к царю, в шутливой форме дают злые, но правдивые характеристики современникам: «Государевы люди: / Бояре, дворяне, / Боярские дети, / Весёлые головы / Широкие бороды! /У вас ли, дворяне, / Собаки борзые, / Холопы босые! / Гости торговые, / шапки бобровые, / Затылки толстые, / Бороды густые, / Кошели тугие. / Дьяки, подьячие, / Парни горячие, / Ваше дело волочить да жать, / да руку крючком держать (т. е. брать мзду, взятки) / Старые старушки / Ваше дело; намутить, наплесть, / Сына со снохой развесть. / Молодые молодцы, / Удалые удальцы, /люди за дело, / Вы за безделье. / Ваше дело по теремам поглядывать, / Девок выманивать».

Такое «доисторическое время» мало чем отличается от более поздних времён — великий драматург остаётся верен себе в разоблачении людских пороков и недостатков. Едва ли неправа исследовательница, когда пишет, что «берендеевское общество жестоко, оно живёт уже не по природным, а человеческим законам, прикрывая своё несовершенство желаниями Ярипы-Солнца».

Здесь следует добавить несколько слов о царе. В критической литературе его фигура оценивается положительно. Он действительно обеспечил мир своему народу, во всяком случае, не пустился в безрассудные войны, он много думает о счастье молодых людей, не чурается общаться с рядовыми берендеями, в какой-то мере не чужд искусству- разрисовывает свой дворец. Но беспредельная власть, как обычно, наложила отпечаток на его мысли, чувства и поведение.

Он убеждён, что воле царя нет границ. Когда он решает собрать всех влюблённых и в торжественный Ярилин день устроить коллективную свадьбу, а Бермята сомневается в возможности такого праздника, царь в гневе восклицает: Что? Чего нельзя, бермята? Невозможно исполнить то, чего желает царь? В уме ли ты?

Узнав от Купавы, что Мизгирь изменил ей ради Снегурочки, он считает Мизгиря преступником, достойным смертной казни. Но так как «в нашем уложенье кровавых нет законов», царь от имени народа приговаривает Мизгиря к остракизму — вечному изгнанию- и призывает тех, кто хочет до исхода ночи (не позднее!) влюбить в себя Снегурочку.

Правда, влюблённости и разочарования в Берендеевом царстве вспыхивают и гаснут со скоростью спички, но такова традиция литературы, идущая еще от эпохи Возрождения, — вспомним Ромео и Джульетту, которые полюбили в считанные секунды, по сути, не узнав друг друга. Но даже с учётом этой традиции приказание царя выглядит актом произвола.

Услышав, что появление Снегурочки на Берендеевой земле вызвало полный переполох среди молодых людей из-за ревности, царь приказывает Бермяте «уладить всех и примирить до завтра» (!), а Снегурочке — искать себе «по сердцу друга».

Наступает обещанный праздник, друг — Мизгирь — найден, молодые люди влюблены без памяти, но мстительный Ярило помнит свою клятву. Горячая страсть губит Снегурочку, она тает под воздействием солнечных лучей. Мизгирь кончает жизнь самоубийством, и царь, который незадолго до этого восхищался красотой Снегурочки и обещал устроить пир горой тому, кому «удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью», теперь торжественно произносит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье,
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, верит царь, Ярило прекратит свои акты мести и «взглянет на преданность покорных берендеев». царь больше всего обожает покорность подданных себе и высшему божеству — Яриле-Солнцу. Вместо траурной он предлагает запеть веселую песню, и подданные с удовольствием исполняют волю царя. Гибель двух людей в сравнении с жизнью массы значения не имеет.

Вообще вся пьеса Островского, при всей её кажущейся весёлости, построена на антитезе, создающей противоречивую, порой безрадостную картину. Тепло и холод, богатство и бедность, любовь и неверность, довольство жизнью и зависть, война и мир, в более широком плане — добро и зло, жизнь и смерть противопоставлены друг другу и определяют и общую атмосферу Берендеева царства, и противоречия и дисгармоничность в характерах действующих лиц.

Враждебное начало проникло даже в космос. Ярило-Солнце, благодатное солнце, дающее богатство и радость землянам, насылает на берендеев непогоду, неурожаи, всякие горести и губит ни в чём не повинную незаконную дочь незаконных родителей, мстя не только Морозу, но и близкой себе по духу Весне-Красне, лишая её любимой дочери.

Если говорить о философском аспекте пьесы, то перед нами не воплощение мечты об идеальном «доисторическом» царстве, а сказочное произведение, проникнутое жаждой гармонии жизни в настоящем и будущем. Этой гармоний лишено Берендеево царство, этой гармонии нет и в характере главной героини.

В ней слилась физическая красота с душевным благородством, какая-то почти детская наивность и беззащитность с сердечной холодностью, неспособностью любить. Отчаянная попытка выйти за пределы обозначенного природой круга вызывает нечеловеческое напряжение сил и эмоций и заканчивается трагедией.

Можно сказать, что задумка драматурга показать «другую жизнь, другую обстановку», чтобы зрители хотя бы на время забыли «скучную действительность», удалась не совсем. Зато в полной мере удалось изображение правды жизни, о чём А.Н.Островский писал в цитированном выше письме.

Привлекает настойчивое и неуёмное стремление главной героини переломить свою судьбу, её высокое понимание любви, ради которой можно принять гибель:

Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слёз …
Всё, что есть на свете дорогого,
Живёт в одном лишь слове. Это слово
Любовь.

Своими песнями, мягкостью натуры её очаровывает сначала Лель. Мать напоминает ей, что Лель — любимый сын Солнца, враждебного отцу Снегурочки.
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь, —
отвечает она …
… Счастья
Найду иль нет, а поищу.

Любовь превыше всего, дороже земного существования — таков лейтмотив пьесы. Как отмечается в критической литературе, «в поздней фазе творчества (со второй половины 1870-х годов) главной заботой драматурга стала судьба любящей женщин.

В хронологическом промежутке между «Грозой» и «Бесприданницей» Островский создаёт феерию «Снегурочка». И те несчастная судьба женщины, хотя и в сказочной трактовке, на первом плане. Физический холод, которым окружает дочь Мороз-отец перенести можно — душевный холод нестерпим. Любовь согревает, делает человека человеком. Это великое чувство, но оно требует от влюблённого готовности бороться за свое счастье.

Иногда, к сожалению, высокое романтическое чувство завершается трагически — по ряду причин, среди которых — конфликт с обществом или надземными силам, как это показывали классики далёких и более близких к нам времён и как прямо указал А.Н. Островский в своей пьесе-сказке.

Но сила духа гибнущего героя рождает глубокое уважение к нему со стороны воспринимающего искусство и не проходит бесследно для сознания и эмоционального мир читателя и зрителя. С этих позиций может оценить трагедию Снегурочки.

3.7 (73.33%) 3 votes

Специфика прочтения и анализа пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка» (итоги эксперимента)

Итоги эксперимента могут быть выявлены в результате анализа устных ответов школьников, ответов на вопросы анкеты, тестирования, творческих работ, рисунков, полученных в процессе работы над тестом.

В презентацию (для экспериментальной группы) и микролекцию (для контрольной группы) о жизни и творчестве А.Островского вошли факты о том, где и в какое время жила семья Островских, о ее быте; о детстве, о годах учения и службы писателя, первых его пьесах, его роли в драматургии. Мы посчитали возможность отметить тот факт, что «весенняя сказка» «Снегурочка» значительно отличается от всех произведений Островского. Она не разу не получила признание в критике и на сцене театра. И лишь благодаря таким выдающимся людям, как художник В.М.Васнецов и композиторы Н.А.Римский-Корсаков и П.И.Чайковский, пьеса имела большой успех.

При обобщении и уточнении читательского восприятия текста, мы посчитали необходимым выявить воспроизводимость данного материала.

В контрольной группе, где опрос носил индивидуальный характер, хорошо успевающие учащиеся воспроизвели около 70% изложенного материала. Вне внимания учащихся осталось название города, где родился и вырос писатель; дата выхода его первых произведений; место службы писателя.

В экспериментальной группе проводили беседу фронтального характера. На вопрос о наиболее запомнившихся фактах жизни и творчества писателя, мы получили следующие ответы: «Семья Островских жила в одноэтажном доме, а улицы были грязными, пустынными», «Учился на юридическом факультете Московского университета, но оставил его и решил полностью заняться литературной деятельностью», «Островский очень увлекался театром». Это свидетельствует о внимании детей к событиям детства писателя. После серии вопросов удалось восстановить основные этапы жизни и творчества писателя.

Применение «чтения с остановкой» оказалось эффективным. Практически все учащиеся прочитали произведение. В качестве ведущего мотива чтения выступило желание узнать, что будет дальше: «Сможет ли Снегурочка жить среди людей?»

Беседа по выявлению читательского восприятия произведения показала, что ответы учащихся на некоторые вопросы полярно расходились. В данной беседе мы использовали следующие вопросы: «Понравилась ли вам пьеса? С каким настроением вы закончили чтение? Если бы вам предложили краски, какие бы вы выбрали, чтобы нарисовать свое настроение?» В восприятии сказки, несмотря на личностные различия, многие ученики были единодушны. Наиболее типичные ответы: «…да, сказка понравилась». Но также дети выражали свое удивление по поводу финала сказки, не свойственного данному жанру. На эмоциональном уровне в шкале чувств: грусть, тоска, жалость, удивление.

Обсуждая композиционные особенности пьесы, ребята отметили, что «Снегурочка» написана на основе русских народных сказок. В ее основу входят элементы календарно - обрядовой поэзии: праздник Масленицы. Отметили присутствие в пьесе лирических песен. Самостоятельно учащиеся отметили, что произведение похоже на русскую народную сказку, ведь именно для сказки характерна борьба противоположностей: добра и зала, глупости и смекалки, холода и тепла, Мороза и Солнца; одушевленность существ: Весны, Мороза, Снегурки, леших и других: сказочное разрешение трудностей героев. Также учащиеся пришли к выводу, что в основе сюжета лежит вымысел. Назвали сказочное композиционное построение произведения: зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Самостоятельно и довольно легко учащиеся определили конфликт пьесы: противостояние природных стихий - Мороза и Солнца. Отметили, что конфликт зарождается в «Прологе» и проходит через всю пьесу. Также при помощи учителя увидели еще один конфликт - конфликт в душе Снегурочки: жить, не зная, что такое любовь, или, узнав чудо настоящей любви, погибнуть.

Раскрывая систему действующих лиц в пьесе, ребятам было предложено разделить их на две группы и дать название каждой группе действующих лиц. В процессе этой работы учащиеся попытались ответить на вопрос: «К какой из предложенных ими групп отнести Снегурочку?» В ходе рассуждений у них получилась такая таблица:

К данному этапу эксперимента ребята выполнили дома рисунки. Оценка работ проходила вместе с ребятами: ученик рассказывал, какого героя пьесы он изобразил и почему выбрал именно его. Нами было собрано 16 рисунков с изображением действующих лиц пьесы. В своих работах ребята изобразили разных героев: «Снегурочка» - 7 , «Мизгирь» - 2, «Весна - Красна » - 3 , «Мороз» - 2 . «Лель» - 1 , «Купава» - 1 .

В рисунках мы увидели отношение учащихся к пьесе-сказке. Яркая палитра красок позволяет судить о хорошем восприятии сказки и о созданном ею настроении. Большая и разнообразная цветовая гамма - желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий, а также их сочетание - говорит о положительном отношении к произведению. Изображение человеческой фигуры в подробностях сообщает о вдумчивом подходе к выполнению работы. Подробно нарисованные лица, т.е. наличие глаз, носа, рта, их изображение в нужном цветовом ракурсе позволяет судить об увлеченности работой по изображению предмета. Такой подход учащихся к работе, оригинальность рисунков, дает судить о заинтересованности учащихся данным произведением.

Для систематизации и обобщения читательских впечатлений учащихся, мы выбрали работу в группах (по 2-3 человека). Группам предлагались вопросы проблемного характера: 1 группа - Как изменяется главная героиня по мере развития истории? Какой характер носят эти изменения? 2 группа - Прочитайте по ролям диалог Весны и Мороза (явл.2). О чем спорят Мороз и Весна? 3 группа - Что такое счастье для Снегурки? Зачем она хочет пойти к людям? 4 группа - Почему Снегурка выбирает любовь, а не жизнь? 5 группа - Как можно объясните решение Весны дать дочери любовь, обрекая ее тем самым на погибель?

В целом учащимся были понятны вопросы, и они могли полно ответить на них: «Мы наблюдали изменение состояния Снегурочки: от полного равнодушия к любви до страстного желания обрести эту способность ценой собственной жизни», «Мороз и Весна спорят о будущей судьбе своей дочери Снегурочки», «Счастье для Снегурочки - найти себя в мире людей». «Снегурочка понимает, что познав любовь, она погибнет, но и жить без любви больше не сможет», «Мы считаем, что дар Весны - это закон природы: все живое должно любить»,» Любовь для Снегурочки не погибель, а обретение новой жизни». Отвечая на вопросы, ребята старались использовать цитаты из текста, демонстрируя хорошее знание сюжета произведения.

Анализируя творческую работу по составлению сценария спектакля, мы можем отметить, что ребята задумывались над тем, как изобразить на сцене крик петуха, и предлагают включить звукозапись; ка передать наступление весны: «Звучит плавная, спокойная музыка», «На сцене полумрак: лампочки постепенно разгораются ярче», «На заднем плане появляется изображение Весны - Красны в окружении птиц», «Перед появлением Деда Мороза посыпать на сцену «снег», а когда он появится на сцене, то включить пар». Далее работа сводится к пересказу или к списыванию текста. Наблюдается опущение некоторых реплик действующих лиц пьесы. Сравнивая просмотренный отрывок из мультфильма со своими сценариями к спектаклю, ребята наглядно убедились в том, что не все в литературном тексте можно перенести на экран.

Работая над материалом данного домашнего задания, учащимся необходимо было предоставить декорацию к постановке спектакля. Обсуждая вопрос: «Почему Красная горка так названа?», дети высказали двоякое мнение: «Красная горка так названа потому, что на ней весной и летом цветут красные цветы», «Когда восходит солнце, то горка озаряется красным светом, поэтому ее назвали Красной горкой».

Иллюстрации с изображением декораций выполнили 7 учащихся. Хочется отметить, что ребята старались изобразить на своих рисунках все, о чем пишет Островский, описывая место действия пьесы. При изображении «Красной горки» ребята показали восход солнца и растущие на горке красные цветы. Дети хорошо выполнили задание. Это свидетельствует о том, что интерес у учащихся к произведению не угасает в течение всего периода работы над ним.

Данные, полученные при проведении тестирования, показали следующие результаты: в данном виде контроля участвовало 12 человек, из них написали работу на «отлично» - 6 учащихся, на «хорошо» - 4 учащихся, на «удовлетворительно» - 2 учащихся. Вывод: пьеса «Снегурочка» усвоена ребятами достаточно хорошо (качество 92 %). Практически все учащиеся запомнили имена выдающихся людей, которые принесли большую популярность пьесе-сказке.

Анализируя анкеты учащихся из контрольной группы, мы пришли к следующим итогам:

Сказка понравилась практически всем ребятам, многие из них хотели бы посмотреть фильм.

Лишь не многие учащиеся смогли вспомнить имя художника, иллюстрировавшего пьесу. А имя Римского-Корсакова не вспомнил ни один ребенок.

Имена героев пьесы помнят не все дети, поэтому они не могли выразить свое отношение к ним.

Не все дети указали, какой конфликт лежит в основе пьесы. Многие из них не поняли, какова идея данного произведения.

Анализируя анкеты экспериментальной группы, мы увидели, что практически все дети вспомнили фамилии композиторов и художника, обративших внимание на пьесу. Детям легко было указать, какой конфликт лежит в основе пьесы, при этом указав и внешний и внутренний конфликты. Очень точно ребята определили идею произведения, перечислили всех действующих лиц пьесы - сказки и указали различное отношение к ним: «Испытываю жалость к Снегурочке и Мизгирю», «Царь Берендей - добрый и заботливый», «Купава - несчастная, мне жаль ее», «Весна - мать, любящая свою дочь Снегурочку» «Дед Мороз - злой, но он боялся за свою дочь».

Итоги анкетирования в экспериментальном классе позволяют говорить об эффективности использования интерпретации при знакомстве с драматическим произведением, что позволило активизировать учащихся, их мыслительную деятельность, самостоятельность, интерес к прочтению. Освоение текста пьесы Островского «Снегурочка» будет более глубоким, если использовать изучение произведения в связи с другими видами искусства, которые будут способствовать развитию зрительных, слуховых, эмоциональных образов произведения и читательского восприятия произведения в целом.

«Снегурочка» - «весенняя сказка» А.Н. Островского. Написана в марте-августе 1873 г. Первая публикация: «Вестник Европы» (1873 г., №9). По окончании работы над пьесой А.Н. Островский сказал Н.А. Некрасову: «В этом произведении выхожу на новую дорогу». Новизна пьесы, воспринятой как «преддверие к историческим галереям» драматурга, не встретила однозначного одобрения. И.С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка пьесы», высоко оценил поэзию национального предания, заключенную в ней. Но те, кто ценил в Островском дар сатирика и обличителя, были разочарованы. Критика иронически отметила сходство некоторых мотивов «весенней сказки» с шекспировской комедией «Сон в летнюю ночь». Привычка воспринимать Островского как бытописателя «темного царства» привела к отвержению «призрачно-бессмысленных» образов пьесы и оценке берендеев как «народа столь же глупого, сколько фантастического» (В.П. Буренин).

Источником поэтической образности пьесы «Снегурочка» Островского явилась славянская мифология. Основой сюжета послужила народная сказка о девушке-снегурочке (опубликована И.А. Худяковым в 1862 г.). Сведения о верованиях и религиозных представлениях древних славян Островский почерпнул из фундаментального исследования А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869 гг.). Обрядовые песни, игрища, образные мотивы лирических монологов составились из записей фольклористов и этнографов А.В. Терещенко, Т.И. Филиппова, П.Н. Рыбникова и др. Стихотворный размер песни хора гусляров, начинающего второе действие, драматург приблизил к ритму прозы «Слова о полку Игореве». «Снегурочку» можно рассматривать как мифо-поэтический пролог к поздней драматургии Островского, итог его размышлений о духовных основах русской жизни. Авторское определение жанра как «весенняя сказка» дает ключ к содержанию пьесы о весне народной жизни.

«Начальное», «раннее» время действия — это правремя славянского племени. Пространство жизни берендеев (название взято из «Повести временных лет», но там оно принадлежит союзному Руси тюркскому племени) одухотворено и оживотворено, вещно и прекрасно. Это заря мироздания — золотой век: «Веселы грады в стране берендеев, радостны песни по рощам и долам / Миром красна Берендея держава». Сказочно-утопическое Берендеево царство устроено на началах правды и любви. Религия берендеев — «естественная», «натуральная» религия народа, у которого дело закона «написано в сердцах» и свято соблюдается всеми. Мудрым и справедливым блюстителем закона выступает Берендей, — «великий царь счастливых берендеев», «за всех сирот заступник», «отец земли своей».

Дети природы, берендеи живут с нею в счастливом согласии, радостно повинуясь ее основному закону - закону любви: «Природой неизменно положена пора любви для всех...» Любовь для берендеев — первоначало жизни; «горячность любовная» — необходимое условие ее продолжения. Она связывает воедино все элементы мироздания, обеспечивает его эпическое равновесие. Обрядовая, ритуальная любовь является земным воплощением священного брака земли и Неба, залогом благополучия берендеева царства. В сакральное время (Ярилин день) в заповедном лесу брачное торжество совершается во славу верховного божества Ярилы: «Угодней нет Яриле жертвы!». Как дети природы, берендеи язычески безразличны к «личному» началу в любви. (Особенно это заметно в безличной ласковости «любимца солнца» пастуха Леля, в «любвиобильности» Елены Прекрасной и пр.) Здесь-то и кроется зерно трагического конфликта.

Появление среди людей Снегурочки грозит разрушить естественный порядок жизни. Дочь Весны и Мороза, она не «знает любви совсем» и потому в глазах берендеев выступает нарушительницей природного закона: «На свете все живое должно любить...». Холодность героини, ее «нездешняя» красота порождает среди берендеев ревность, брань, усобицу. Наступает «остуда в сердцах немалая», исчезает религиозное «служенье красоте», нарушается весь уклад жизни людей. В гневе Ярила не знает пощады и лишает берендеев благодатного тепла: короткое лето «год от году короче становится, а вёсны холодней...».

Зерно трагического конфликта прорастает, когда «гордый духом» Мизгирь, увлеченный красотой Снегурочки, изменяет красавице Купаве. Это неслыханное нарушение человеческого закона предвещает конец беспечального и беспроблемного золотого века. Личное своеволие любовного чувства посягает на самую сущность религии любви берендеев. Мизгирь и Снегурочка, чуждые родовому единству берендеев, вносят хаос и разрушение в их гармоничное и упорядоченное бытие. «Личное» вступает в неразрешимое противоречие с «родовым» и гибель его становится неизбежной. Погибает Снегурочка, вымолившая у матери-Весны дар любви ради приобщения к человеческому роду. Ее «неотмирная» красота растаяла под яростными лучами верховного покровителя здешнего мира. Гибнет «обманутый богами» Мизгирь, бросаясь в озеро с Ярилиной горы: «Если боги обманщики — не стоит жить на свете!»

Жестокость к беззаконным проявлениям личного чувства звучит в словах царствующего мудреца Берендея: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут. Солнце знает, кого карать и миловать. Свершился правдивый суд!..» Конфликт между «законом» и «волей», «своим» и «чужим» приводит к финальной катастрофе. Так происходит «рождение трагедии из духа эпоса».

Впервые «Снегурочка» Островского поставлена 11 мая 1873 г. в Малом театре (Москва). Музыку к спектаклю написал П.И. Чайковский. Заглавную роль исполнила Г.Н. Федотова. В Александринском театре (Петербург) первый раз пьеса поставлена 27 декабря 1900 г. - в бенефис К.А. Варламова, исполнителя роли царя Берендея. В заглавной роли выступила В.Ф. Комиссаржевская. Среди других постановок следует отметить спектакль Нового театра (Москва), премьера которого состоялась 8 сентября 1900 г. В режиссуре A.П. Ленского пьеса прозвучала как драма любви. В Художественном театре (Москва) пьеса шла в постановке К.С. Станиславского (первое представление — 24 сентября 1900 г., роль Берендея играл В.И. Качалов).

В 1881 г. Н.А. Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка», впервые поставленную 29 января 1882 г. в Мариинском театре (Петербург), — под управлением дирижера Э.Ф. Направника. Среди других постановок оперы следует отметить премьеру 8 октября 1885 г. Частной Русской оперы С.И. Мамонтова (художественное оформление спектакля — B.М. Васнецов, И.И. Левитан, К.А. Коровин). В Большом театре (Москва) первая премьера оперы состоялась 26 января 1893 г.

Очень много добрых, интересных сказок, которые уже давно стали народными существует для детей. Одной из таких сказок является "Снегурочка", которую написал знаменитый русский писатель Александр Островский в далёком тысяча восемьсот семьдесят третьем году. Не смотря на то, что снегурочка - это всё-таки зимний персонаж, данная сказка получилась весенней, захватывающей и интригующей. Всё действие данной сказки разворачивается в вымышленной стране берендеев, а главной героиней, безусловно становиться, доченька уже вступающей в свои права Весны и ещё не отступающего Мороза, Снегурочка.

По истории главная героиня оказывается всем чужой. Но, не смотря на это её очень сильно привлекают человеческие песни, разговоры, игры и забавы. Снегурочка старается из всех сил понять, те чувства, которые испытывают люди, то радуясь, то плача. Ей непонятно это чувство, но тем сильнее оно её влечёт.

По своей натуре главная героиня ещё совсем дитя, и её детская душенька спит сладким сном, и никому не под силу разбудить в ней эти чувства. Не смотря на это, ещё не зная чувства любви, она способна испытать чувство настоящей зависти к чужому счастью и чужой радости. Главная героиня ощущает себя разбитой, после того, как обычный сельский пастух Лель предпочитает ей горячую, деревенскую девушку Купаву. Главная героиня в печали обращается к матери Весне с просьбой одарить её даром любви. В ответ на это мать дарит ей венок, который помогает главной героине снять дремоту с души и понять что же такое любовь.

В это же время гордый, своенравный и сильный Мизгирь оказывается избранником Снегурочки. Испытав настоящее, человеческое чувство любви её сердце становиться настоящим, человеческим, живым и снегурочка погибает. Её кончина завершая сказку как бы возобновляет равновесие царства берендеев. А Снегурочка становится своего рода искупительной жертвой для милости грозного и могущественного Ярила.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Гурова в рассказе Дама с собачкой Чехова сочинение

    Гуров представляет собой образ человека, который несчастлив и в чем-то делает несчастливыми других. В первую очередь речь идет об его семье, которая, вероятно, далека от счастья как минимум по причине отсутствия взаимной любви

  • Сочинение Чем я больше всего люблю заниматься и почему

    Меня интересуют очень многие вещи, такие как астрономия, палеонтология, программирование. Притом, программирование мне нравится больше всего

  • Образ и характеристика Абадонны в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Абадонна, представленный писателем в демоническом образе негласного помощника Воланда, олицетворяющего дьявольскую силу.

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 3, 6 класс описание

    На полотне мы видим девочку, которая сидит за столом. На столе раскиданы персики и один из них у девочки в руке. Кажется, что девочка только забежала в комнату, чтобы схватить персик и убежать

  • Характеристика и образ Васи в Дурном обществе Короленко сочинение 5 класс

    В. Г. Короленко в своей эпопее «Дурное общество» описал тяжелую судьбу бедных людей. Главным персонажем произведения является мальчик по имени Вася