«Типичность образов Ольги и матери Татьяны Лариной. Образы матери и дочерей Лариных в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует ее. Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все.
В них она искала соответствий своим переживаниям и поэтому:
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Татьяна таким образом создала в своем воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного. Именно таким и явился в ее глазах Онегин.
Татьяна близка к русской природе:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод.

Отношение к природе помогает глубже раскрыть характер героини. От природы она одарена:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.

Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Татьяна мечтала о человеке, который бы внес в ее жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание. Будучи «законодательницей зал» в Петербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность. Так, она заявляет Онегину:

Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.

Душевные качества Татьяны раскрываются еще глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над ее чувством:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Типичными являются и образы Ольги и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное. С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна, с другой - мать-Ларина - крепостница, «открывшая тайну, как супругом самодержавно управлять», а Ольга быстро забывает убитого Ленского, выйдя замуж за проезжего улана.

Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Ее выдали замуж, «не спросясь ее совета». Она «рвалась, и плакала сначала», потом «хозяйством занялась», привыкла и «довольна стала»:
Привычка усладила горе.
Она вела жизнь типичной русской барыни:

Брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.

Но вместе с тем она - хранительница «привычек милой старины», столь дорогих автору:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели.

Также с известной долей иронии начертан образ Ольги. Пушкин рисует портрет красавицы:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге...

Но одновременно с этим автор подчеркивает типичность ее образа и так выражает к нему отношение:
...но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил;
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

«Не долго плакала» Ольга после смерти Ленского. Автор осуждает это непостоянство Ольги:

Увы! Невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье…
Улан умел ее пленить.

В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых «прочили за полурусского соседа». Сатирически изображена и московская «ярманка невест». Особо следует отметить и образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.
Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа. Кроме того, женские образы имеют вполне самостоятельное значение. Они дополняют «картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития».

Татьяна не единственный женский персонаж в романе, но благодаря силе и глубине ее натуры этот образ выходит на первый план в произведении и вокруг него выстраивается вся система женских образов. В противопоставлении и сопоставлении Татьяны с матерью, сестрой, московской княжной Алиной и няней раскрываются две основные темы и антитезы романа: «Национальное и европейское», «Город и деревня». Для формирования такого характера, как у Татьяны Лариной, недостаточно влияния семьи. Для этого основа человека должна отличаться исключительными, индивидуальными качествами. И это автор подчеркивается, вводя еще один женский образ - сестры Татьяны Ольги.

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила... –

таков легкий характер сестры Татьяны. Ольга естественна и «резва», но в целом она слишком обыкновенна и поверхностна: благосклонно принимает ухаживания Ленского, но при этом, не задумываясь, кокетничает с Онегиным, что приводит впоследствии к смерти ее жениха, которого она совсем недолго оплакивает:

Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить
Улан любил ее душою...

И даже когда она «любит», вся ее любовь выражается в улыбке. «Улыбкой Ольги ободренный,» - вот единственное, что позволяет Ленскому почувствовать ответную любовь Ольги. Ее обычность и заурядность подчеркнута портретом:

Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан...

Татьяна полностью противопоставлена Ольге, сравнением двух сестер в романе поэт подчеркивает глубину характера Татьяны, ее неординарность и серьезность. Сопоставление же ее с няней и анализ их взаимоотношений показывает их душевную близость, близость дворянки и крестьянки, но и одновременно указывает на их различия.
Татьяна пытается поговорить с няней как с самым близким ей человеком о своей любви, о чувствах, но няня ее просто не понимает. С одной стороны, это свидетельство чрезмерного увлечения Татьяны романтическими мечтами. Но с другой стороны, их диалог демонстрирует разницу между дворянством и крестьянством вообще.

Как показал исследователь Ю.М. Лотман в комментариях к роману, Татьяна и няня вкладывают принципиально разное значение в слово «любовь»: для Татьяны это высокое романтическое чувство, а для простой крестьянки - грешная любовь к мужчине.
Сопоставление женских образов играет большую роль не только в обрисовке характеров героев, но и в раскрытии важных тем романа: «Город и деревня», «Национальное и европейское». Достигается эта цель за счет явных и скрытых противопоставлений персонажей. Так сравниваются Татьяна и Ольга. Татьяна, несомненно, героиня национальная. Она «русская душою», по выражению Пушкина; любит природу России, се традиции и фольклор. Ольга же никак не связана с национальной темой в романе. Хоть косвенно, но автор подчеркивает ее «иностранность»: у нее есть «уездной барышни альбом» на французский манер, ее жених - оторванный от реальности молодой человек, учившийся в Германии и в деревне считавшийся «полурусским соседом». Она равнодушна к природе, и об отношении ее простому народу не сказано ни слова, хотя очевидно, ее тоже воспитывала няня.

Противопоставлена также мать сестер Лариных самой себе, только юной, московской барышне, причем явно не в пользу последней. Судить об авторской позиции а вопросе о том, что лучше: национальное или европейское, - можно по оценке поэтом отдельных персонажей. Татьяна - его «милый идеал», а ее мать намного более счастлива, будучи русской помещицей, нежели если бы она осталась в деревне «московской барышней».
Образ матери Татьяны работает также и на раскрытие темы «Город и деревня». В деревне Прасковья Ларина имеет семью, занимается хозяйством, а еемосковская кузина Алина, ни капли не изменившись (при их встрече последняя чуть ли не сразу начинает говорить о давно забытом Лариной общем знакомом), по видимости, не имеет семьи и, тем более, своего дела, что явно говорит не пользу городской жительницы.

Эта же идея подтверждается при сопоставлении Татьяны и московских барышень, Татьяны и петербургских красавиц. Татьяна с ее чтением книг, любовью к природе и серьезностью характера кажется на порядок выше столичных обитательниц, даже столь блестящих, как «Клеопатра Невы» Нина Воронская. Что и говорить о московских девушках, которые только и заняты тем, что

поверяют нараспев
Сердечны тайны, тайны дев,
Чужие и свои победы,
Надежды, шалости, мечты.

Но все же категорично судить о том, что для Пушкина лучше или хуже, нельзя, так как система женских образов - лишь один из инструментов для выражения авторской мысли, а «Евгений Онегин» - произведение многосторонне, сложное и неоднозначное.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин поставил в центр сильный женский образ, сосредоточив на нем решение главных нравственно-философских задач, и наделил свою героиню национальными, русскими чертами. Новаторство поэта оказало огромное влияние на литературу всего XIX века и положило начало традиции реализма в России, определило особенности создания женских образов и их специфическую роль в произведениях последующих русских писателей. И конечно, можно лишь согласиться со словами Белинского, который сказал: «Едва ли не весь подвиг поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».


Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, показана современная поэту действительность. Действие романа развивается в семье Лариных. Семейство Лариных - это провинциальное поместное дворянство. Они живут так же, как и их соседи. С иронией рассказывает Пушкин о «жизни мирной» Лариных, верной «привычкам милой старины». Сам Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»; он не читал книг, хозяйство доверил жене, «а сам в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Пушкин рассказывает нам о становлении характеров трех представительниц семьи Лариных: матери и дочерей - Ольги и Татьяны. Ларина в молодости увлекалась, как и ее дочь Татьяна, романами Ричардсона, Руссо. Перед Татьяной эти романы открывали удивительный мир с необыкновенными героями, совершающими решительные поступки. По примеру Юлии, героини романа Руссо «Новая Элоиза», Татьяна, нарушая все запреты, первая признается Онегину в любви. Романы развили в ней независимый характер, воображение. Они помогли ей осознать пошленький дворянский мирок Пустяковых, Скотининых, Буяновых. Ее мать, читая эти же романы в молодости, отдала дань моде, так как московская кузина «твердила часто ей о них». Они не оставили в ее сердце и следа. Отсюда и разное поведение в одинаковых жизненных ситуациях. Старшая Ларина в молодости «вздыхала о другом», но вышла замуж по настоянию родителей, немножко попереживала, а потом, подчиняясь воле мужа, уехала в деревню, где хозяйством занялась, «привыкла и довольна стала». Татьяна же хочет любить, но любить человека, который близок ей по духу, который поймет ее. Она мечтает о человеке, который бы внес В ее жизнь высокое содержание, который был бы похож на героев любимых романов. И такого человека, ей показалось, она нашла в Онегине. Она пережила трагедию отказа от нее, «исповеди Онегина», но она пережила и настоящую любовь, настоящие чувства, которые обогатили ее. Пушкин, рассказывая о своей «милой» Татьяне, постоянно подчеркивает ее близость к народу. Она росла и воспитывалась в деревне. Помещики Ларины хранили в жизни мирной Привычки милой старины... ...Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод. Окружающая Татьяну атмосфера русских обычаев и народных традиций была благоприятной почвой, на которой выросла и окрепла любовь дворянской девушки к народу. Между Татьяной и народом нет пропасти. Она резко отличается своим нравственным обликом, духовными интересами от девушек дворянской среды, вроде ее сестры Ольги. Татьяна полна искренности и чистоты в своих чувствах. Манерная жеманность, кокетство чужды Татьяне. Но это было в характере барышень. Ведь мать Татьяны в прежнее время полностью отвечала поведению своих сверстниц. Так же, как и они, она писывала кровью...В альбомы нежных дев, Звала Полиною Прасковью И говорила нараспев. Но прошло время, все наносное слетело, осталась помещица, которая ...стала звать Акулькой прежнюю Селину, И обновила наконец На вате шлафор и чепец. С годами она превратилась в типичную представительницу своего круга. Она все забыла, в ее памяти царят крепостнические нравы. Одинаково привычно то, как она «солила на зиму грибы» и «ходила в баню по субботам», так и то, что она «брила лбы» и «служанок била, осердясь». Не то Татьяна. Ее отношение к жизни, к ее ценностям не изменяется, а развивается. Став светской дамой, княгиней, живя в роскоши, она по-прежнему любит свой мир: Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище. Полной противоположностью Татьяны является ее младшая сестра. В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизнь так и бьет ключом. Она всегда «с улыбкой легкой на устах», всюду слышен ее «звонкий голос». Но в ней нет той самобытности и глубины, что есть в Татьяне. Душевный мир ее беден. «Всегда скромна, всегда послушна», она не задумывается над жизнью глубоко, следует принятым в обществе правилам. Она не может понять Татьяны, ее не настораживает поведение и настроение Ленского перед дуэлью. Мимо Ольги проходит все, что оставляет глубокий след в характере Татьяны. Татьяна любит «не шутя», «серьезно», на всю жизнь. Нигде, ни в чем ей нет отрад, И облегченья не находит Она подавленным слезам. И сердце рвется пополам. Как непохожа страдающая Татьяна на ветреную Ольгу, которая, поплакав над Ленским, вскоре увлеклась уланом. Скоро она вышла замуж, «повторив маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» (В. Г. Белинский). Татьяна, любимая героиня Пушкина, до конца несет в себе печать народности. Ее ответ Онегину в конце романа тоже в понимании Пушкина, черта народной нравственности: нельзя строить свое счастье на горе и страдании другого. Роман «Евгений Онегин» явился для Пушкина плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». И если он с насмешкой рассказывает нам о судьбе Ольги, повторившей судьбу матери, то Татьяна, эта «русская душою» девушка, нравственные правила которой тверды и постоянны, является его «милым идеалом».

Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует ее. Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все.
В них она искала соответствий своим переживаниям и поэтому:
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Татьяна таким образом создала в своем воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного. Именно таким и явился в ее глазах Онегин.
Татьяна близка к русской природе:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод.

Отношение к природе помогает глубже раскрыть характер героини. От природы она одарена:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.

Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Татьяна мечтала о человеке, который бы внес в ее жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание. Будучи «законодательницей зал» в Петербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность. Так, она заявляет Онегину:

Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.

Душевные качества Татьяны раскрываются еще глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над ее чувством:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Типичными являются и образы Ольги и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное. С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна, с другой - мать-Ларина - крепостница, «открывшая тайну, как супругом самодержавно управлять», а Ольга быстро забывает убитого Ленского, выйдя замуж за проезжего улана.

Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Ее выдали замуж, «не спросясь ее совета». Она «рвалась, и плакала сначала», потом «хозяйством занялась», привыкла и «довольна стала»:
Привычка усладила горе.
Она вела жизнь типичной русской барыни:

Брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.

Но вместе с тем она - хранительница «привычек милой старины», столь дорогих автору:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели.

Также с известной долей иронии начертан образ Ольги. Пушкин рисует портрет красавицы:
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге...

Но одновременно с этим автор подчеркивает типичность ее образа и так выражает к нему отношение:
...но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил;
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

«Не долго плакала» Ольга после смерти Ленского. Автор осуждает это непостоянство Ольги:

Увы! Невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье…
Улан умел ее пленить.

В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых «прочили за полурусского соседа». Сатирически изображена и московская «ярманка невест». Особо следует отметить и образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.
Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа. Кроме того, женские образы имеют вполне самостоятельное значение. Они дополняют «картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития».

Татьяна не единственный женский персонаж в романе, но благодаря силе и глубине ее натуры этот образ выходит на первый план в произведении и вокруг него выстраивается вся система женских образов. В противопоставлении и сопоставлении Татьяны с матерью, сестрой, московской княжной Алиной и няней раскрываются две основные темы и антитезы романа: «Национальное и европейское», «Город и деревня». Для формирования такого характера, как у Татьяны Лариной, недостаточно влияния семьи. Для этого основа человека должна отличаться исключительными, индивидуальными качествами. И это автор подчеркивается, вводя еще один женский образ - сестры Татьяны Ольги.

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила... –

таков легкий характер сестры Татьяны. Ольга естественна и «резва», но в целом она слишком обыкновенна и поверхностна: благосклонно принимает ухаживания Ленского, но при этом, не задумываясь, кокетничает с Онегиным, что приводит впоследствии к смерти ее жениха, которого она совсем недолго оплакивает:

Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить
Улан любил ее душою...

И даже когда она «любит», вся ее любовь выражается в улыбке. «Улыбкой Ольги ободренный,» - вот единственное, что позволяет Ленскому почувствовать ответную любовь Ольги. Ее обычность и заурядность подчеркнута портретом:

Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан...

Татьяна полностью противопоставлена Ольге, сравнением двух сестер в романе поэт подчеркивает глубину характера Татьяны, ее неординарность и серьезность. Сопоставление же ее с няней и анализ их взаимоотношений показывает их душевную близость, близость дворянки и крестьянки, но и одновременно указывает на их различия.
Татьяна пытается поговорить с няней как с самым близким ей человеком о своей любви, о чувствах, но няня ее просто не понимает. С одной стороны, это свидетельство чрезмерного увлечения Татьяны романтическими мечтами. Но с другой стороны, их диалог демонстрирует разницу между дворянством и крестьянством вообще.

Как показал исследователь Ю.М. Лотман в комментариях к роману, Татьяна и няня вкладывают принципиально разное значение в слово «любовь»: для Татьяны это высокое романтическое чувство, а для простой крестьянки - грешная любовь к мужчине.
Сопоставление женских образов играет большую роль не только в обрисовке характеров героев, но и в раскрытии важных тем романа: «Город и деревня», «Национальное и европейское». Достигается эта цель за счет явных и скрытых противопоставлений персонажей. Так сравниваются Татьяна и Ольга. Татьяна, несомненно, героиня национальная. Она «русская душою», по выражению Пушкина; любит природу России, се традиции и фольклор. Ольга же никак не связана с национальной темой в романе. Хоть косвенно, но автор подчеркивает ее «иностранность»: у нее есть «уездной барышни альбом» на французский манер, ее жених - оторванный от реальности молодой человек, учившийся в Германии и в деревне считавшийся «полурусским соседом». Она равнодушна к природе, и об отношении ее простому народу не сказано ни слова, хотя очевидно, ее тоже воспитывала няня.

Противопоставлена также мать сестер Лариных самой себе, только юной, московской барышне, причем явно не в пользу последней. Судить об авторской позиции а вопросе о том, что лучше: национальное или европейское, - можно по оценке поэтом отдельных персонажей. Татьяна - его «милый идеал», а ее мать намного более счастлива, будучи русской помещицей, нежели если бы она осталась в деревне «московской барышней».
Образ матери Татьяны работает также и на раскрытие темы «Город и деревня». В деревне Прасковья Ларина имеет семью, занимается хозяйством, а ее московская кузина Алина, ни капли не изменившись (при их встрече последняя чуть ли не сразу начинает говорить о давно забытом Лариной общем знакомом), по видимости, не имеет семьи и, тем более, своего дела, что явно говорит не пользу городской жительницы.

Эта же идея подтверждается при сопоставлении Татьяны и московских барышень, Татьяны и петербургских красавиц. Татьяна с ее чтением книг, любовью к природе и серьезностью характера кажется на порядок выше столичных обитательниц, даже столь блестящих, как «Клеопатра Невы» Нина Воронская. Что и говорить о московских девушках, которые только и заняты тем, что

поверяют нараспев
Сердечны тайны, тайны дев,
Чужие и свои победы,
Надежды, шалости, мечты.

Но все же категорично судить о том, что для Пушкина лучше или хуже, нельзя, так как система женских образов - лишь один из инструментов для выражения авторской мысли, а «Евгений Онегин» - произведение многосторонне, сложное и неоднозначное.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин поставил в центр сильный женский образ, сосредоточив на нем решение главных нравственно-философских задач, и наделил свою героиню национальными, русскими чертами. Новаторство поэта оказало огромное влияние на литературу всего XIX века и положило начало традиции реализма в России, определило особенности создания женских образов и их специфическую роль в произведениях последующих русских писателей. И конечно, можно лишь согласиться со словами Белинского, который сказал: «Едва ли не весь подвиг поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».

Одним из ключевых второстепенных персонажей произведения является младшая сестра главной героини Татьяны Ольга Ларина.

Поэт представляет Ольгу в образе милой, послушной девушки, воплощающей женственность и грацию, имеющей голубые глаза, легкое улыбчивое лицо, стройную фигуру и светлые локоны.

Девушка отличается жизнерадостностью, кокетливостью, не испытывая душевных переживаний, пленяя своей очаровательностью окружающих мужчин. Однако внутренний мир Ольги не богат душевным содержанием, поскольку девушка живет, не думая о жизненных проблемах, скрывая свою бездуховность и пустоту.

С точки зрения автора, данный тип женщин широко распространен и является отражением типичного портрета романтических героинь любовных романов, отличающихся простотой, непосредственностью, живущих в силу привычки и не способных к каким-либо рассуждениями и обсуждениям.

Ольга, как и все подобные женщины, повторяют, как правило, судьбы своих матерей, основанных на продолжении родовых традиций и наследуя практический опыт старшего поколения.

Героиню ожидает та же жизнь, что и у ее матери, критериями которой являются ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, забота о муже. Ольга с раннего детства готова к роли верной жены и хорошей матери, получив нужное для данной жизни воспитание в виде изучения французского языка, музицирования, вышивания, навыков ведения хозяйства, поэтому девушка не ожидает в будущем никаких неприятностей и трудностей.

Сюжетная линия романа в стихах основана на создании поэтом любовного треугольника между Ольгой, Ленским и главным героем Онегиным.

Молодая, поэтически настроенная душа Ленского страстна влюбленная в юную красавицу, но Ольга, являясь наивным и простодушным ребенком, невольно становится виновной в гибели возлюбленного, поскольку позволяет себе флирт с Онегиным, которого Ленский вынужден, будучи порядочным человеком, вызвать на дуэль, ставшую для последнего роковой.

Не ощущая за собой вины и недолго переживая смерть возлюбленного Ленского, Ольга на балу знакомится с военным офицером, за которого впоследствии выходит замуж и повторяет судьбу своей маменьки, став дородной барыней.

Используя в произведении образ Ольги Лариной, поэт делает яркий акцент на индивидуальности и чувственности сложного характера главной героини романа Татьяны Лариной, являющейся полной противоположностью своей младшей сестре.

Сочинение про Олю Ларину

Великий поэт всех эпох А.С. Пушкин создал несколько женских образов в своем романе «Евгений Онегин». Одним из основных образов считается Ольга Ларина. Образ девушки тесно связан с поэтом Ленским. Ольга была сестрой Татьяны. Уникальный и веселый нрав, миловидность Ольги оттеняли тихий характер и самобытность Татьяны.

Героиня обладала ветреным характером и больше времени проводила с Ленским. Среди общества поэт считался ее женихом. Она больше времени проводила на светских мероприятиях и обожала танцевать и веселиться. Татьяна наоборот была молчаливой и предпочитала проводить время в одиночестве с книгой в руках. Внешне Ольга была красивой девушкой с голубыми глазами, блестящими и золотистыми локонами и чудесной улыбкой. А ее голос просто завораживал окружающих.

Несмотря на красоту и веселый нрав, главной персонаж Онегин находит в девушке недостатки. Он характеризует ее как девушку с круглым лицом и сравнивает ее с луной, показав ее глупость. По словам Онегина и самого автора, кроме внешности Ольга не обладала богатым внутренним миром. Бедность души Ольги были основана на бездуховности и самодовольстве.

Среди деревенских жителей, Ольга считалась простой, игривой, легкомысленной и беспечной девушкой. Она обладала большой жизненной силой и жаждала веселья и торжеств. Как и любая молодая девушка, Ольга была слишком впечатлительна к похвалам. Поэтому Евгению удалось быстро заинтересовать девушку.

На балу в доме Лариных герой стал обхаживать Ольгу. Героиня стала отвергать внимания и чувства поэта. После такого отношения к себе, Ленский воспылал сильной ревностью. Он ошибочно предположил, что Ольга своеобразна и хитра. На самом деле из – за неразвитости и ограниченности души, для Ольги знаки внимания имели большое значение. Ревнивый Ленский вызвал Онегина на дуэль. Перед дуэлью взглянув в глаза Ольги, поэт почувствовал раскаяние. Несмотря на его истинные чувства, героиня не любила поэта. Девушка не была способна на обман, как и на глубокие чувства. Девушка воспринимала любовь как увлечение и способ самоутверждения. После трагической смерти на дуэли девушка недолго скорбела и влюбилась в военного, за которого потом вышла замуж. В романе отличительной чертой Ольги является кокетливость.

Вариант 3

Одной из главных героинь уникальнейшего произведения «Евгений Онегин» является Ольга, с которой мы знакомимся через Ленского, воспылавшего к ней пылкой любовью.

Он был восхищен ее светлым образом, совершенно безвинным, и поэтому ему нравилось проводить с ней все свое свободное время. В светском обществе его считали женихом девушки. И хотя автор показывает нам портрет Ольги, наполненный чистотой и красотой, он все же не считает ее идеальной. Даже ее внешность и характер он описывает совсем кратко и невыразительно. Пушкин показывает нам образ писаной красавицы без изъяна. Именно Онегин помогает нам понять причину такого несоответствия. Он видит в чертах девушки отсутствие жизни, что является следствием бездуховности и бесконфликтности. Конечно же мнение Онегина нельзя считать с объективной точки зрения, ведь, как мы видим, что Ольга проста и непосредственно. Она постоянно кокетничает, и ей нравится похвала, как и любой женщине, со стороны мужчин. Вот поэтому Онегину и удалось легко завладеть ее вниманием на балу. Девушка не озабочена никакими проблемами, и поэтому она живет в свое удовольствие, порхая как бабочка от одного понравившегося предмета к другому.

Ольга добра, но духовна бедна. Вот это и смущает Онегина, и может для кого то она и будет прекрасной супругой, однако не для него и не для автора. Ведь Евгений и сам писатель прежде всего ценил в людях богатый внутренний мир, а не показное очарование. Ввиду того, что она ограниченная в духовности, просто не способна на высокие чувства. Ленского, которого она никогда не отвергала и даже согласна была на брак с ним, просто забывает и танцует весь вечер с Онегиным. И эта без духовность препятствует ей осмыслить, почему ее молодой человек так рано покинул бал. Обуреваемый ревностными мыслями, Ленский решил в последний раз перед дуэлью посмотреть на свою любимую. Однако, он видит, что Ольгу не мучает совесть по поводу своего поведения, и она так же весела и беззаботна. Когда же Ленский трагически погибает на дуэли, мы видим, что Ольга особо и не переживала. Вскоре она начинает принимать ухаживания одного молоденького улана.

В образе Ольги автор показал тип женщин-кокеток, которые в течение всей своей жизни веселы и часто бывают наиграны. Они не испытывают глубоких чувств по отношению к ним мужчин. Жизненный путь их беззаботен и легкомыслен. Однако здесь легкомыслие у Ольги скорее всего идет от природы. И если прибавить ко всем этим качествам поверхностное восприятие к происходящим событиям и легкость суждений, то получится обыкновенный и популярный женский образ, достаточно соблазнительный, но не глубокий.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Червякова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение

    Червяков – персона особая, со своими уникальными чертами характера, это человек, который привык сидеть тише воды ниже травы, и не показываться на людях

  • Я довольно разносторонняя личность, мне нравится читать книги, заниматься музыкой, учить иностранные языки, но больше всего я люблю рисовать. Рисование стало моим хобби с самого детства, мама часто вспоминает

  • Характеристика и образ Гурова в рассказе Дама с собачкой Чехова сочинение

    Гуров представляет собой образ человека, который несчастлив и в чем-то делает несчастливыми других. В первую очередь речь идет об его семье, которая, вероятно, далека от счастья как минимум по причине отсутствия взаимной любви

  • Может ли кто-нибудь заменить родителей? Итоговое сочинение

    Родители есть у каждого человека. Даже если жизнь сложилась так, что родители не воспитывают ребенка с раннего детства, все-равно родители дали жизнь новому человеку.

  • Сочинение по произведению Легкое дыхание Бунина

    В своем рассказе Легкое дыхание Бунин описывает историю Оли Мещерской – молодой девочки гимназистки, которая трагически погибает от казачьего офицера. История Бунина по большей части рассказывает

Одним из самых крупных и интересных произведений А. С. Пушкина является роман в стихах «Евгений Оне-гин», который В. Г. Белинский по праву назвал «энцикло-педией русской жизни». Действительно, роман настолько многосторонен, что дает широкое и правдивое представле-ние о жизни России первой четверти XIX века.

Многое из жизни провинциальных дворян мы узнаем из описания семьи Лариных, из рассказа об их жизни. Во время повествования автора мы улавливаем в его голосе когда добрую грусть, когда иронию, а когда и сожаление.

«Мирная» жизнь семейства Лариных «покойно кати-лась», в ней не было ничего неожиданного или беспокой-ного. Мало чем отличаясь от соседей, в быту они хра-нили «привычки милой старины», но не потому, что со-знательно выбрали такой образ жизни, а по незнанию альтернатив. Поэтому-то многие поступки они соверша-ли, не задумываясь, по привычке, и эта механичность вызывает у нас улыбку:

В день Троицы, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три...

Дмитрий Ларин, сердечно любивший жену, «во всем ей веровал беспечно», он доверил ей ведение хозяйства и рас-ходов. Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», но, когда дочери подросли, «умер в час перед обедом».

Ларина-мать, в отличие от мужа, любила читать. Она предпочитала романы Ричардсона, но не потому, что они ей действительно нравились, а потому что «ее московская ку-зина твердила часто ей об них». Мы видим, что обществен-ное мнение здесь ценится гораздо выше собственных суж-дений, пристрастий. В молодости Лариной-старшей не уда-лось выйти замуж по любви, супруга ей нашли родители, хотя «она вздыхала о другом, который сердцем и умом ей нравился гораздо боле». Разумный муж увез ее в деревню, где она сперва «рвалась и плакала», но после привыкла «и довольна стала». Занимаясь хозяйством, самодержавно управляя мужем, Ларина вскоре позабыла о своей прошлой жизни, герои французских романов выветрились из ее головы. Она

Стала звать Акулькой прежнюю Селину И обновила наконец На вате шлафор и чепец.

С годами Ларина превратилась в «милую старушку», типичную представительницу своего круга, и то, что рань-ше для нее было ново и свежо, теперь превратилось в быт и рутину.

Дочери Лариных, Татьяна и Ольга, совсем непохожи друг на друга. Мы их видим с точки зрения разных людей. Ольга была всегда резва и весела, простодушна, она не любит задумываться ни о чем.

Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан. Все в Ольге...

Такой ее видит влюбленный Ленский, родители, соседи. Однако автор и Онегин сразу же отметили обычность, зау-рядность девушки, бедность ее внутреннего мира, рассеян-ность, то, что «в чертах у Ольги жизни нет». Даже внеш-ность ее внимательный Онегин воспринял довольно свое-образно:

Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна...

Совсем другой была Татьяна. Она не блистала «ни кра-сотой сестры своей, ни свежестью ее румяной», но глубокий, богатый, самобытный внутренний мир превращал всю жизнь ее в поэзию. Бесконечно любящая природу, воспитанная на «преданьях простонародной старины», зачитывающаяся сентиментальными романами, Татьяна была

От небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным...

Застенчивая, простая, искренняя, молчаливая, любящая уединение, она так сильно отличалась от окружающих, что даже в своей родной семье казалась «девочкой чужой». Однако для автора, а в конце романа — и для Онегина в Татьяне воплотился идеал русской женщины — умной и чувствующей, но простой, естественной.

Особенно ярко различие сестер проявляется в любви. Любящий человек не может лгать, он открыт и доверчив и потому зачастую беззащитен перед окружающим миром. Создается впечатление, что ветреная и недалекая Ольга не способна на глубокие всепоглощающие чувства. В любви ее привлекает внешняя сторона: ухаживания, комплимен-ты, заигрывания. Она невнимательна к тем, кто ее любит, поэтому и не замечает обиды Ленского во время бала, его изменившегося поведения и настроения перед дуэлью. Смерть Ленского она переживает настолько легко, что вскоре выходит замуж за улана, возможно, прельстившись краси-вым мундиром.

А что же Татьяна? Кажется, ее впечатлительная натура была подготовлена к большой любви с самого детства, но неизменно узнавала и отталкивала все неискреннее, фаль-шивое, «кажущееся». Материал с сайта

Татьяна ждала человека умного, умеющего чувствовать и переживать, способного понять и принять ее богатую и щедрую душу. Такого человека она узнала в Онегине и навсегда отдала ему свое сердце. Даже поняв свою ошибку, пережив отказ, она остается верной своему чувству, кото-рое не только принесло ей много страданий, но и очистило, обогатило ее, проверило на прочность ее принципы, идеалы, ценности. И в горе, и в радости Татьяна предстает перед нами цельной и самодостаточной, поэтому трагедии и стра-дания лишь укрепляют ее, помогают научиться новым спо-собам поведения.

Даже став княгиней, светской дамой, Татьяна остается простой и искренней, хоть и научается не доверять всем людям без разбора. Ей чужды кокетство и жеманство, свой-ственные иным представительницам «высшего света», по-тому что она никогда не изменяла своим идеалам и цен-ностям, продолжала любить как свой народ с его богатой историей, так и свой внутренний мир.

По мнению Пушкина, в Татьяне Лариной гармонически сочетаются лучшие качества русского характера, поэтому-то она и остается для автора «милым идеалом» русской женщины.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мать сестер лариных
  • образ дмитрия ларина в романе евгений онегин
  • образ жены дмитрия ларина
  • семья лариных в романе евгений онегин
  • пушкин рассказ евгений онегин описание семьи лариной