Белые колготки. Что делали с Чеченскими снайперами (женщинами) на войне.Истории

«Белыми колготками» называли якобы существовавшие в 1990-2000 годах подразделения женщин-снайперов. Считалось, что они были наемницами и воевали против российской армии в Чечне, Приднестровье, Грузии, Нагорном Карабахе и ряде других вооруженных конфликтов на территории СНГ.

В отрядах «Белых колготок» служили, в основном, молодые женщины прибалтийского происхождения. Никаких документальных подтверждений и других доказательств их существования не было. Все «свидетельства» имеют характер легенд и армейских анекдотов. Образ девушек из отряда «Белых колготок» часто обыгрывался в детективных романах того времени.

Откуда возникли

Впервые о них заговорили в 90-ые годы в связи с грузино-абхазским конфликтом. Официальные источники подтверждали участие женщин-снайперов в военных действиях в этом регионе. Эти дамы воевали на стороне грузин. Были ли это одиночные случаи или существовали какие-то особые женские отряды, при этом не уточнялось. В армейском фольклоре о снайперах в юбках ходили следующие слухи: в прошлом все они якобы были спортсменками-биатлонистками из Прибалтики. Воевать против российских федеральных войск стали из яростной ненависти к русским. Чеченцы платили наемницам за их «работу» $50 в час. В 1995 году издание «Коммерсантъ» опубликовал неподтвержденные данные, что в Грозном действительно воюют женщины-снайперы славянской внешности. Военные после антитеррористической операции в Чечне распространяли слухи о якобы расстрелянных террористках латвийского, эстонского и литовского происхождения. Та же ситуация повторилась позднее и в Приднестровье.

Российские расследования и мнение литовского посла

Все эти истории ни разу не были подтверждены ни одной официальной структурой РФ, включая МИД. Российские журналисты (Юлия Шум, Дмитрий Муратов и др.) не единожды предпринимали расследования, но тоже не нашли следов барышень-снайперов. Многие исследователи этого вопроса приходили к выводу: истории о «Белых колготках» - всего лишь колоритная легенда либо умелый пропагандистский прием. В 2001 году журналистка радиостанции «Эхо Москвы» Н. Болтянская смогла взять интервью у посла Литвы в России З. Намавичюса. На вопрос о «Белых колготках» последний ответил, что это просто смешно. По его мнению, образ прибалтийской женщины-снайпера, которая стреляет в русских, был создан для разжигания межнациональной розни.

Прототипы

Вероятными прототипами светловолосых наемниц со снайперскими винтовками могли быть некоторые реально существовавшие лица. Одно из них – молодая девушка из Полтавы по прозвищу «Лолита». Она реально служила в 1995-2001 годах в отряде Басаева и впоследствии получила за это срок. О ней написала обозреватель Е. Маетная («Московский комсомолец»). История «Лолиты» получила широкий общественный резонанс и могла спровоцировать слухи о «Белых колготках». То, что Шамиль Басаев создал в 90-х женский снайперский отряд, подтверждала и газета «Столичные новости» (Украина, 2003 г.). В него якобы набирали уроженок Украины и Прибалтики, желавших подзаработать. Обрядом руководила Мадина, родная сестра Басаева. На самом деле, в его армии существовали отряды чеченок-смертниц. Но среди них не было девушек славянской национальности. Другим прототипом «Белых колготок» могла быть российская биатлонистка из Санкт-Петербурга, которая реально воевала на стороне Басаева и за неплохие деньги отстреливала русских солдат. О ней рассказал С. Шаврин, бывший полковник ФСБ.

Пропагандистский прием

Существовало много других не подтвержденных на 100% свидетельств арестов женщин-снайперов. Но все они были самых разных национальностей: украинки, русские, таджички и пр. Никаких достоверных доказательств существования «Белых колготок» не обнаружено по сей день. Этот образ чаще всего использовался для разжигания межнациональной розни и мифологизации террористической деятельности боевиков.

Однако источники не приводят сведений о том, что эти снайперы входили в состав женских организованных отрядов с таким наименованием. Официальные источники в сообщениях о женщинах-снайперах часто осторожны в оценках.

Иногда «белыми колготками» или «белыми чулками» называют всех женщин, участвующих в боевых действиях против федеральных сил, реже употребляют прозвище «гусыни» и «сука-кукушка».

Одни из первых упоминаний приходится на период грузино-абхазского конфликта в начале 90-х годов XX века: со слов очевидцев, якобы некие спортсменки из Прибалтики, которых называют «белыми колготками» воевали в качестве наёмников на стороне грузин против абхазов.

История о «белых колготках» существует в российском военном фольклоре. Предполагается, что в прошлом эти женщины были спортсменками-биатлонистками , которые приехали воевать из соображений националистической неприязни к русским. СМИ, ссылаясь на анонимные источники сообщали, что якобы, чеченские боевики им платят по 50 долларов за час работы, а численность «белых колготок» колеблется в районе батальона .

Легенды о «белых колготках» бытовали во время практически всех военных конфликтов на территории бывшего СССР начиная с начала 90-х годов XX века. Директор центра экстремальной журналистики Олег Панфилов слышал похожие истории о «белых колготках», не получивших реального подтверждения, ещё со времен армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе и гражданской войны в Таджикистане в конце XX века.

«Белые колготки» как активные участницы Приднестровского конфликта описываются в литературно-публицистическом очерке об офицере Павле Поповских, обвинявшемся в организации убийства журналиста Дмитрия Холодова.

По данным военного обозревателя Вячеслава Измайлова, миф о «белых колготках» тиражировал психически больной житель Подмосковья , никогда не бывавший в зонах военных конфликтов, но тем не менее выдававший себя за очевидца и раздававший интервью газетам о якобы виденных им сценах жестоких расправ российских военных над прибалтийскими женщинами-снайперами в Чечне . Измайлов, неоднократно ездивший в Чечню в качестве журналиста, не нашёл там никаких следов «белых колготок», кроме сплетен о них.

Позиция представителей власти прибалтийских стран

В 2001 году Зенонас Намавичюс, чрезвычайный и полномочный посол Литовской республики в России, на вопрос ведущей с радиостанции «Эхо Москвы» Нателлы Болтянской о том, что в Чечне в военных действиях на стороне чеченцев принимают участие т. н. белые колготки, прибалтийские снайперы, ответил следующее:

Хотя говорили много, никто этого не доказал. Я не исключаю возможности, что там есть какой-то авантюристически настроенный литовец или гражданин Литовской республики, или просто литовец по национальности. Но там есть такие же люди из России, я думаю, и из других стран. Но чтобы Литва организовала какие-то снайперские отряды и надевала им белые колготки, - это больше, чем смешно.

Прототипы

«Лолита»

По данным обозревателя газеты «Московский комсомолец» Елизаветы Маетной, один из реальных прототипов «белых колготок» - молодая девушка из российской провинции, воевавшая в отряде Шамиля Басаева , впоследствии осужденная судом и в 2001 году отбывавшая наказание в исправительно-трудовом учреждении в Краснодарском крае .

Об этой же женщине рассказывает начальник пресс-службы Северо-Кавказского УВД на транспорте подполковник милиции Сергей Назаров в интервью газете «Труд ». По его словам, 22-летняя Елена по прозвищу «Лолита», чья фамилия не разглашается, действительно с 1995 года воевала в отряде Шамиля Басаева . В 2001 году была задержана сотрудниками Ростовского УВД на транспорте; на видеозаписи видно, что она старше своих лет, на камеру она признается, что приехала на войну, чтобы заработать. Из того же источника приводятся сведения о том, что «Лолита» предположительно приехала из Полтавы , однако в этом случае гражданка Украины не могла быть помещена в колонию на территории Краснодарского края: из 46 российских исправительных колоний для женщин единственное специализированное исправительное учреждение системы ФСИН для осужденных гражданок иностранных государств находится в Свердловской области . Общественный резонанс от истории с «Лолитой» был таков, что официальный сайт правительства Москвы со ссылкой на информацию от газеты "Сегодня " опубликовал информацию о женщинах-снайперах «белых колготках».

Женский отряд Басаева

Украинская газета «Столичные новости» в 2003 году утверждала, что в середине 90-х годов XX века Шамиль Басаев создал отряд из женщин, якобы, уроженок Прибалтики и Украины, которым командовала его сестра Мадина, воевавших на платной основе во время первой чеченской войны . Предположительно, журналисты спутали его с отрядом женщин-смертниц - уроженок Чечни и других республик Северного Кавказа «Риядус-Салихийн », созданным тем же Басаевым в 2001 году и участвовавших в организации террористического акта во время спектакля «Норд-Ост» . Информация об участии женщин из отрядов Басаева и другого чеченского полевого командира - Мовсара Бараева в совершении нападений на российских военнослужащих и проведении террористических актов подтвердилась - среди участниц ряда терактов, совершенных на территории российских городов были чеченские вдовы и малолетние девушки, предположительно похищенные боевиками и подвергшиеся психологической обработке, но гражданок Прибалтийских государств и биатлонисток среди них выявлено не было.

21 мая 2003 года в Центральном печатном органе Министерства обороны Российской Федерации газете «Красная звезда » была опубликована статья журналиста Николая Асташкина, в которой было указано на различия боевой группы «черные вдовы» и особого формирования «Белые колготки»:

По данным следствия, действиями террористок руководила женщина лет пятидесяти, которая также погибла в результате взрыва. Один из её сыновей ранее был убит, второй осужден за разбой. Не исключено, что она входила в состав боевой группы так называемых «черных вдов» - 36 смертниц, подготовленных Басаевым. Вообще у террориста № 1, как называют Басаева в России, весьма «рыцарское» отношение к слабому полу. В период первой чеченской кампании он создал особое формирование «Белые колготки», состоявшее в основном из женщин-снайперов из Прибалтики. Ежесуточно им выплачивалось по 1 тыс. долларов США и 1,5 тыс. долларов за каждого убитого российского военнослужащего. Впоследствии этим подразделением командовала его родственница Мадина Басаева. Теперь вот «черные вдовы»…

«Ленинградская биатлонистка»

У федеральных сил имеются неопровержимые доказательства того, что в Чечне на стороне боевиков воюют женщины-снайперы. Недавно телевидение показало одну из таких женщин. А сейчас там арестованы ещё три женщины-снайпера.

Однако Сергей Ястржембский не предоставил данных о том, являются ли женщины гражданками иностранных государств, состоят ли отряды из одних женщин.

«Женщина-снайпер таджикской национальности»

Военнослужащие федеральных сил захватили сегодня в Грозном женщину-снайпера таджикской национальности. Как сообщили корреспонденту РБК в комендатуре Грозного, она была захвачена после того, как, «заняв огневую позицию» в одном из многоэтажных полуразрушенных зданий города, вышла при помощи рации в радиоэфир и посоветовала военнослужащим «беречь детородные органы». По пути на военную базу Ханкала снайпер была застрелена при попытке к бегству.

Вопрос об участии граждан Таджикистана в боевых действиях на территории России не поднимался в ходе межгосударственных российско-таджикских переговоров, МИД России не делал официальных заявлений об участии граждан Таджикистана на стороне чеченских сепаратистов.

Фатима из отряда Гелаева

Прибалтийские снайперы Владимира Жириновского

На фотографии, распространённой государственным агентством «РИА-Новости», датированой 10 декабря 2004 года изображены представительницы женского батальона на улице Грозного , в частности полная брюнетка в сером пуховом платке и с автоматом Калашникова в руках, танцующая вместе с другими пожилыми чеченками боевой ритуальный танец «зикр » .

Мифологизация явления и отношение в обществе

С точки зрения писателя и политика Эдуарда Лимонова , «этот миф часто служил оправданием для насилия в отношении женщин, оказавшихся в зоне конфликта» .

Журналист и директор «Центра экстремальной журналистики» Олег Панфилов в интервью «Радио Свобода » 29 апреля 2009 года заметил:

Я был во время войны в августе в Грузии почти месяц и все это наблюдал. Так что сказки, мифы о белых колготках, о неграх с автоматами - это мифы, с которыми я встречаюсь с начала 1990-х годов. Они были и в Абхазии, и в Таджикистане, и в Ферганской долине, и везде почему-то одни и те же снайперши из Прибалтики в белых колготках, и негры, простите за это слово. Один из деятелей в Таджикистане гражданской войны, рецидивист с 23-летним стажем Сангак Сафаров , когда его журналисты спросили: «А правда, что там на стороне таджикской оппозиции воюют негры?», - он говорит: «Да». «А из какой страны?». «Как из какой? Из Африки». Вот эти мифы, они, к сожалению, очень любимы народом, они поддерживаются, они распространяются в большом количестве, большим тиражом. И это удобно, потому что для людей это легко понимать.

В художественной литературе и кино

В фильме Дениса Евстигнеева «Мама» () герой Алексея Кравченко, во время службы в Таджикистане, находит в одном из домов раненую женщину, чья внешность (в частности, белокурые волосы) явно подразумевает её прибалтийское происхождение. На глушителе винтовки женщины-снайпера есть ряд насечек, несомненно, символизирующих количество убитых солдат противника.

В первом сезоне многосерийного фильма «Мужская работа» (2001) действуют биатлонистки из Латвии, прибывшие в Чечню для совершения убийств и терактов.

В многосерийном фильме «Дронго» (2002) неоднократно упоминается, что Марта Саулитц (героиня Олеси Судзиловской) воевала в Чечне на стороне сепаратистов.

«Белые колготки» фигурируют в детективах российского писателя Ивана Стрельцова. В повести «Гюрза. Белые колготки» () он впервые поднимает тему прибалтийских снайперов женского пола. Отрядом «Белые колготки» командует некая Далида, зверски убивающая бойцов российского спецназа . В романе «Истребитель снайперов» () главный герой бывший морской пехотинец и боец спецназа ГРУ Владимир Панчук по кличке «Шатун» направляется в Чечню, где должен найти и ликвидировать снайперскую группу так называемых «белых колготок», от рук которых погиб его брат, сотрудник спецназа ФСБ

См. также

  • Володя-Якут - герой известной городской легенды

Примечания

  1. Глава кремлевской администрации первой половины 1990-х годов Сергей Филатов 08 декабря в беседе журналистом Артемом Кречетниковым в гостях на Русской службе Би-би-си , статья «Сергей Филатов: Дудаева подобрала Москва» , говорил следующее: «Мы знаем, там были в своё время украинские националисты и женщины-снайперы из Прибалтики . Дальше произошла смычка с афганскими группировками и бен Ладеном. Сегодня, конечно, это не просто война в Чечне. Это очаг, который поддерживает международный терроризм, чтобы выполнять свою задачу: напугать мир и потом его по-своему преобразовать.»
  2. Стенограмма заседания ГД от 11 января 1995 г., выступление депутата Бурлакова М. П. : «В подвалах находятся мирные жители. Выйти оттуда они не могут, потому что отовсюду бьют снайперы. Снайперы - это в основном наемники. Там латышские женщины есть, их называют „белые колготки“. Там есть турки, чеченцы, естественно, тоже есть (я имею в виду среди снайперов)».
  3. Информационно-аналитическое сетевое издание «Сегодня. Ру», Евгений Ихельзон. Чеченская «генеральша» Роза Литаева: «Путин должен мне звезду Героя России!» : «После этого меня вызвал к себе Аслан Масхадов, который отвечал за оборону в этом секторе. Он поблагодарил и предложил мне собрать группу женщин для того, чтобы вывозить раненых. Я собрала 40 девушек, мы назвали свой отряд „Белый платок“, нас потом русские называли „Белые колготки“, говорили, что мы снайперы. В первую войну погибло 27 человек из нас, восемь - во вторую, три пропали без вести. Сейчас осталось только два человека, я и ещё одна женщина»
  4. Радиопередача на радио «Маяк » от 09.01.2008 «Спецоперация в Дагестане приостановлена до утра» : «Как сообщили в пресс-службе МВД Дагестана, на данный момент активная фаза операции завершена и с наступлением утра продолжится. Место, где находятся бандиты, сотрудники спецназа блокировали. В ходе спецоперации уничтожен один из боевиков. В составе бандформирования есть две женщины, одна из которых является снайпером».
  5. Статья в газете «Ведомости » от 27.01.2005 «Женщина-снайпер ведёт огонь из жилого дома в Нальчике по участникам спецоперации» : Одна из женщин, находящаяся с экстремистами в жилом доме в Нальчике, является снайпером и ведет прицельный огонь по участникам спецоперации. По информации от одного из участников операции, внутри дома продолжается бой.
  6. Статья журналиста Ильи Кедрова, «Независимая газета » от 06.06.2000 «В Грозном задержаны женщины-снайперы» :«4 июня в Грозном были задержаны три женщины-снайпера, а также хозяйка квартиры, в которой они жили.»
  7. Информация с официального сайта «Российской газеты », сообщение от 27 января 2005 г., « Нальчике продолжается штурм дома, в котором заблокированы террористы. Возможно, одна из женщин - снайпер, ведущий прицельную стрельбу по штурмовикам»: «Судьба женщин, находящихся в заблокированном доме, пока неизвестна. Есть предположения, что одна из них - снайпер, ведущий обстрел участников спецоперации
  8. Статья журналиста Тимофея Борисова в "Российской газете - Федеральный выпуск № 3862 от 1 сентября 2005 г. «„Таймураз Мамсуров: Чтоб поминки не превращали в реалити-шоу“ : „Одна женщина на процессе по единственному выжившему террористу Кулаеву дала официальные показания, что две террористки-смертницы были не единственными женщинами в школе. Когда в один из дней её вели по коридору в туалет, она видела молодую женщину-блондинку славянской наружности, которая стояла со снайперской винтовкой и курила .“ »
  9. Статья журналиста Владимира Янченкова в газете «Труд » № 060 за 01.04.2000 «Дикие гусыни» в белых колготках : «Таких добровольных „воительниц“ в горячих точках бывшего Советского Союза называли по-разному - то „белыми колготками“, то „гусынями“. Последнее прозвище понятно, оно - то же, что „дикие гуси“, то есть наёмники, воюющие исключительно за деньги. „Белыми колготками“ ещё во времена боевых действий в Нагорном Карабахе и Таджикистане снайперш стали называть из-за белых шерстяных спортивных костюмов, в которых они „работали“, и зимних маскировочных халатов. И в нынешней, и в прошлой чеченских кампаниях женщины-снайперши наносили ощутимый урон федеральным подразделениям и вызывали у них особую ненависть. Ведь „колготки“ и „гусыни“ действовали с особым коварством и хладнокровием».
  10. Справочно-информационный портал «Грамота.ру », «Сука-кукушка пополняет груз 200: Словарь русского военного жаргона» : «За женщиной-наёмницей снайпером закрепилось ещё с Приднестровских событий выражение „сука-кукушка“, снайпера противника называют „барсук“ (это слово используется до сего времени в Боснии, Югославии)».
  11. Библиотека Центра экстремальной журналистики (недоступная ссылка с 26-05-2013 )
  12. Правила войноделов - Общество МК
  13. Владимир Воронов. Лубянский пул
  14. Ъ-Власть - Спецпропагандист Гомер
  15. Олег Панфилов: «невероятные истории о том, что россиян в Тбилиси преследуют - вранье» - Радио Свобода © 2010 RFE/RL, Inc
  16. Владислав Шурыгин __ УЗНИК (Очерк о полковнике Павле Поповских)
  17. Наемники в Чечне (неопр.) . Коммерсантъ № 7 (725) (18 января 1995). Проверено 13 августа 2010. Архивировано 18 февраля 2012 года.
  18. Дмитрий Белибенцев: «Скорпионы» против «белых колготок». В первую чеченскую вой
  19. Труд: «Дикие Гусыни» В Белых Колготках
  20. Валерий Киселев, сборник статей «Нижегородцы на чеченской войне»
  21. Абдулла Дарго . «Белые колготки» воевали в Дагестане (неопр.) . Независимая газета (2 октября 1999). Проверено 13 августа 2010. Архивировано 18 февраля 2012 года.
  22. OZON.ru - Книги | Журналистское расследование | Юлия Шум | Новое в гуманитарных науках | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-7621-0399-2
  23. «Новая газета » от 03.04.2000, статья журналиста Майнат Абдулаевой «Где шьют белые колготки. Мифы второй чеченской» : «Миф о „белых колготках“ родился ещё во времена Первой мировой войны. А в первую чеченскую о неуловимых прибалтийских биатлонистках, стреляющих только в голову или в пикантное место, ходили самые зловещие слухи: и с пленными беспощадны, и стреляют без промаха. Вот только проблема в том, что ни один человек ни в ту войну, ни в эту не видел воочию, загадочных снайперш, скорее всего порожденных чьей-то больной фантазией»
  24. Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты», на радиостанции «Эхо Москвы » в передаче «Персонально Ваш…» от 25.06.2001 : «Я много раз слышал информацию о том, что там воюют снайперши, „белые колготки“, и что многие из них пленены. Но, откровенно сказать, мне, как налогоплательщику, ни на одном из своих брифингов по телевизору ни разу этих денег не показали, хотя я не сомневаюсь, что они есть, и ни одну снайпершу мне тоже не показали, но тут я сомневаюсь, что они есть. Сколько я ездил в командировки в „горячие точки“, я их не видел. Это солдатские легенды.»

Под прицелом: существовал ли женский батальон смерти / Существовал ли отряд снайперш «Белый чулок»
«Нераскрытые тайны»

В начале 1990-х появляются слухи о то ли мифическом, то ли реальном отряде снайперш «Белый чулок» или «Белые колготки». Жестокие женщины преимущественно из Прибалтики воевали на стороне боевиков в локальных конфликтах на территории СНГ. Их описывали как белокурых и беспощадных, о них регулярно сообщали в СМИ и упоминали политики. Они становились героинями в литературе, кинематографе и армейском фольклоре. Но никто и никогда не видел отряд своими глазами. Факт его существования доподлинно не доказан. Другие «Нераскрытые тайны»


«Безжалостные амазонки»: сколько платили женщине-снайперу за войну? Почему слабый пол записывался в батальоны смерти? Подвиг Марии Бочкаревой. Как безграмотная крестьянка стала символом равенства полов в России. «Белый чулок» - реальность или миф? Почему, спустя годы, не стихают споры о существовании снайперского отряда?
«Белый чулок» - чья-то фантазия, миф или все же реальность? Смотрите об этом в «Нераскрытых тайнах» и в документальном расследовании телеканала «Москва Доверие».

Нераскрытые тайны. Существовал ли отряд снайперш «Белый чулок»


Фурии со снайперскими винтовками

В начале 1990-х годов в странах бывшего СССР курсируют слухи об отряде снайперш. Его называют "Белый чулок" или "Белые колготки". Отряд якобы воюет в локальных конфликтах на постсоветском пространстве. Взрослые мужчины со страхом в глазах рассказывают о фуриях со снайперскими винтовками. За каждый удачный отстрел солдат, и особенно офицеров, женщины получают баснословные деньги.

Конец 1980-х-начало 1990-х годов. Огромная страна Советов трещит по швам. Бывшие братские республики отсоединяются друг от друга и где-то даже воюют за независимость. Сотни мелких межнациональных конфликтов, пять кровопролитных войн, тысячи убитых и покалеченных.

"Всего очагов было 203. Погибло в них очень много людей. О мелких мы сейчас даже и не вспоминаем, а крупных было пять: таджикский, карабахский (он был детонатором для взрыва всего Советского Союза), грузино-абхазский, грузино-южноосетинский и в Приднестровье", - говорит историк Владимир Пряхин.


Вооруженный конфликт в Приднестровье, 1992 год


Владимир Пряхин уже много лет изучает этот период в истории. Он родился в Нагорном Карабахе. Вспоминает, в этой войне женщины приняли активное участие. Были и приехавшие издалека наемницы. Тогда он и услышал леденящие душу истории о "Белых чулках".

"Люди разные бывают. Есть, кто за деньги пошли на это. Вроде риск не такой большой, побуду месяц в горах, постреляю, зато потом куплю машину, квартиру. Причем, это не носило этнический характер, была и наша ростовчанка, мастер спорта. Ее даже снял ее же ученик", - рассказывает Пряхин.

Именно в Нагорном Карабахе были захвачены прибалтийские биатлонистки. Правда, официального подтверждения этот факт не получил. Они якобы прибыли на войну зарабатывать деньги в качестве снайперов. И романтическое название "Белый чулок" получили за форму одежды. Обтягивающие бедра трико, в которое облачались на спортивные состязания. После амазонки перекочуют в Осетию, а оттуда - в Приднестровье и Абхазию. И приживутся в Чечне. Правда, там к историям о прибалтийских "чулках" добавятся легенды об украинских мстительницах.

"Сообщения СМИ о том, что в горячих точках в Югославии, Приднестровье, появлялись таинственные снайперши в белых колготках, говорят о том, что отдельные личности меняли свое спортивное мастерство на гонорары на крови", - считает историк Олег Хлобустов.

Женские батальоны смерти

Майор Вячеслав Измайлов в середине 1990-х годах работал в военкомате города Жуковский. Однажды из местной прессы он узнает о снайпершах из отряда "Белые колготки".

"В 1995 году появляется статья в "Псковских Вестях" - "Паль из нашего города". На одну-две полосы интервью человека, который был ранен в Чечне, он видел как поймали снайпершу из "Белых колготок". На ее винтовке, на прикладе было несколько крестиков - убийства солдат, и несколько звездочек - офицеров", - рассказывает Вячеслав Измайлов.

Майор Измайлов начинает собственное расследование. Миф о самых жестоких войнах, не знающих сострадания к пленным, укрепился еще с Первой мировой войны. Против Германии с 1917 года воюют российские ударные батальоны смерти. Они состоят исключительно из женщин.

"Это фотография моей бабушки Базановой Евдокии Ивановны. В 1917 году она добровольно записалась во Второй московский ударный батальон смерти", - говорит историк Сергей Базанов.

Воевать на фронте ей не пришлось, но семейное предание гласит, что она была готова в любой момент оставить двоих малолетних детей и пойти на смерть.

"Была агитация просто. Вызывали повесткой из военкомата, предлагали поступать, и она записалась в батальон, ждала отправки на фронт. Временное правительство, видимо, обещало льготы, поэтому предложение было выгодным. Вряд ли у нее был личный патриотический порыв, скорее всего это были экономические мотивы", - рассуждает Базанов.


Герои Советского Союза Наталья Ковшова и Мария Поливанова, 1941 год


В военных архивах сохранились цифры: около 5000 российских женщин к 1917 году состояли в батальонах смерти. Всего таких батальонов одиннадцать. Инициатор движения - полный георгиевский кавалер, поручик Мария Бочкарева.

"Она воевала очень храбро до Февральской революции. Весной 1917 года о ней узнал член Временного правительства Родзянко. В разговоре с ним, она подала идею создать женские пехотные части", - рассказывает Сергей Базанов.

Феминизация русской армии

Начало XX века. Россия охвачена войной с Германией и решением женского вопроса. Слабый пол борется за место под солнцем. Начиная с 1905 года повсюду проходят конференции под девизом: "Нас пора уравнять в правах". Им только что разрешили учиться в университетах наравне с мужчинами. 8 марта 1913 года впервые отпраздновали Международный женский день.

Партия большевиков во главе с Лениным начинает в подполье издавать журнал "Работница". В 1914 году сибирская крестьянка Мария Бочкарева приходит на сборный пункт, чтобы записаться в солдаты. Однако воплотить мечту в жизнь оказывается непросто. Чтобы зачислили в регулярную армию, ей пришлось написать телеграмму императору Николаю II. Этот момент можно считать точкой отсчета - феминизация русской армии началась.


3-й Белорусский фронт. Снайперы Роза Шанина, Александра Екимова и Лидия Вдовина (слева направо), 1944 год


"Когда началась война, Бочкарева заявила, что хочет воевать в действующей армии, солдатом. На что начальник ответил, что женщин не берут. Кто-то пошутил, царю, мол, напиши, а она писать не умела, отправила телеграмму. И, как ни странно, пришел Высочайший указ зачислить ее рядовым. За время пребывания на фронте, она была четырежды ранена, стала полным георгиевским кавалером, это четыре креста и медали, и дослужилась до чина "старший унтер-офицер" (по-советски, это старший сержант)", - поясняет историк Сергей Базанов.

Через три года войны, 21 июня 1917 на площади у Исаакиевского Собора в Петрограде проходит церемония вручения белого знамени новой воинской части - первой женской военной команде смерти Марии Бочкаревой. Совет при Временном правительстве утвердил "Положение о формировании частей из женщин-добровольцев". Одна из задач команды - вдохновить войска на подвиги и снизить число дезертиров. Правда, как показало время, остановить бегство мужчин с фронта не удалось.

О безжалостных женщинах снайперах заговорят в 1939 году. Советско-финская война. Красноармейцев методично убивают стрелки финской армии. Об их гендерной принадлежности становится известно случайно.

"Строго говоря, я бы начал отсчет не от "Белых колготок". Впервые женщины-снайперы себя проявили во время Зимней войны 1939-40 годах. Тогда много "кукушек" убило наших солдат, финских девушек, которые отлично стреляли. Я знаю по рассказам, когда сняли первого снайпера, увидели красивые рыжие волосы до плеч, они были поражены - оказалось, что это женщины", - рассказывает историк Владимир Пряхин.

Советские женщины-снайперы

Во время Великой Отечественной войны СССР готовит своих "кукушек". Всесоюзный комитет комсомола по всей стране организует краткосрочные курсы снайперов, туда зачисляют в основном женщин. Считается, что из них получаются гораздо более меткие стрелки. Говорят, что они предрасположены к этому физиологически, интервал между сокращениями сердечной мышцы на долю секунды больше, чем у мужчин.

"Была сделана ставка на привлечение женщин, потому что они терпеливее, и это была идея вывести комсомолок-добровольцев из окопов, из рукопашных схваток, ведь снайпер всегда чуть-чуть в стороне, хотя и на передовых позициях. Они одиночки, у них своя цель, так что это было стремление поберечь девушек, которые рвались на фронт", - объясняет Олег Хлобустов.


Герой Советского Союза снайпер Людмила Павличенко, 1942 год


А вот они не жалеют никого. Советских снайперш гитлеровцы боятся. К 1943 году на передовой уже более тысячи женщин. Прославленный стрелок 25-й Чапаевской дивизии Людмила Павличенко уничтожает 309 солдат и офицеров противника, то есть одна - почти две роты. Она становится примером героини женщин страны Советов. Причем, слава ее, после поездки за границу, распространяется по всему миру.

Американская суперзвезда кантри Вуди Гатри даже пишет в честь нее песню, чем еще больше романтизирует образ советской амазонки. Женщины Германии периода Второй мировой живут под девизом: "Церковь. Дети. Кухня". И, за редким исключением, в войне не участвуют.

Но против СССР воюют диверсантки. Часть из них была родом из Литвы, Латвии, Эстонии. В Третьем рейхе тоже организованы специальные снайперские школы, но для мужчин. Такого серьезного подхода к подготовке женщин-снайперш у гитлеровцев нет.

Судьба "Белых колготок"

После развала СССР, в череде войн, миф о "Белых колготках" набирает масштабы эпоса.

"Как же они на самом деле попадали в эти отряды. Понятно, что это были женщины с определенной физической подготовкой, они владели навыками стрельбы, скорее всего их вербовали среди спортсменок", - говорит журналист Елизавета Маетная.

Конец 1990-х, Чечня. В СМИ появляется информация, которая превратит миф в реальность. В кармане убитой федералами женщины-снайпера находят записку: "Фатима-170 т.р, Оксана-150 т.р., Лена - за двух разведчиков -30 т.р." Так становится известно о примерных ценах на услуги женщин-снайперш. Эту информацию в 1990 году журналисту Елизавете Маетной подтвердили представители спецслужб. Она тогда занималась расследованием феномена "Белых колготок".

"Ведомостей об их зарплатах, конечно, никто не видел. Любая война - это бизнес для кого-то. Я не удивлюсь, что те же "Белые колготки" сейчас где-нибудь в Сирии воюют", - рассказывает Елизавета Маетная.

Ее статья в "Московском комсомольце" тогда получила большой резонанс. Отчасти информация о "Белых колготках" подтвердилась. На Северном Кавказе была арестована снайперша из отряда боевика Шамиля Басаева. Она участвовала в нападении на село Первомайское и на Кизляр. Маетной удалось взять интервью. Она оказалось той, кого в военной терминологии тех лет называли Лолитой - одной из самых жестоких снайперш. Женщина без жалости стреляла в солдат и офицеров федеральных войск. Правда, родилась вовсе не в Прибалтике, а на Украине. Встреча журналистки с Лолитой (Леной) состоялась уже в колонии.


Оксана Т., русская женщина-снайпер, воевавшая в рядах чеченских боевиков, 2000 год


"Она рассказала мне в колонии, что на самом деле, они с подругой поехали на заработки продавать шмотки, а их похитили. О периоде своей жизни, как она выслеживала и убивала, она не рассказывала, иначе в колонии ей бы пришлось очень плохо. Как раз в это время судили Басаева", - вспоминает Маетная.

Однако, по легенде, "Белые колготки" - это биатлонистки из Прибалтики. В Первую чеченскую войну российские спецслужбы проверяют одно имя: Милита Тралкаутене. Она якобы прославилась тем, что с особым цинизмом убивала молодых российских офицеров. Историю о снайперше, попавшей в плен, а потом выброшенной ранеными десантниками с вертолета, в войсках пересказывали часто. Александр Михайлов, тогда начальник центра общественных связей ФСБ, признается: официальных данных о наемницах не было, зато оперативной информации - хоть отбавляй.

"По разведданным, на стороне боевиков воевали бывшие биатлонистки из прибалтийских республик. Это штучный товар, и говорить о том, что какой-то отряд существовал, нелепо. Тогда была поставлена задача взять их в плен, но против снайперов воюют такие же снайперы, и после выполнения задания, естественно, при них никаких документов не было, поэтому невозможно было идентифицировать принадлежность их к какой-либо группе", - рассказывает Александр Михайлов.

"Я уверен, что никаких "Белых колготок" не было в Чечне. Это выдумка на фоне ранее существовавших отрядов", - считает Вячеслав Измайлов.

Поручик Бочкарева, ставшая символом женского военного движения в России, не приняла советскую власть и три года сотрудничала с белогвардейцами, помогала Колчаку и Деникину. Она была расстреляна приговором "тройки" в 1920 году в Новосибирске за антисоветскую агитацию.

Снайпер Людмила Павличенко после войны служила инструктором в снайперской школе. В 1943 году ей вручили звание Героя Советского Союза и выпустили марку с ее изображением. Умерла в возрасте 58 лет в Москве.

Рассказы о жестоких снайпершах до сих пор гуляют в российских войсках, о факте существования отряда "Белый чулок" до сих пор идут споры. Опровергнуть или подтвердить легенду не может никто, однако, следователям удалось выяснить, что девушки Милиты Тралкаутене среди биатлонисток прибалтийских республик никогда не было.

Об отряде прибалтийских спортстменок-биатлонисток, которые стали зарабатывать себе на жизнь в 1990-е годы, убивая русских солдат в горячих точках СНГ, говорили во время первой и второй Чеченских войн. Их описывали, как белокурых бестий, наёмниц, которые отличаются жестокостью к врагам, ненавидят русских, а в свободное «от работы» время носят обтягивающее белое трико, из-за которого они и получили свое прозвище.

Российские политехнологи считали появление слуха о «Белых колготках» пропагандой, стравливавшей народы и отсылавшей к воспоминаниям о зверствах нацистов.

Чиайте также: Сводки от ополчения Новороссии сегодня

Были и нЕбыли

Но существовали ли они на самом деле? До сих пор на военных форумах мелькают фразы типа: «Я знал командира, который захватил снайпершу», а далее следует рассказ о расправе над наёмницей, в котором участвуют то БТРы, то вертолет. Однако никто и никогда не говорит: «Я лично видел», «я присутствовал», так как в Чечне проходила контртеррористическая операция и признавшиеся в расправе могут попасть под суд. Как правило, посетители форума быстро развенчивают подобные истории, замечая несоответствия в повествовании.

По слухам снайперши появились сначала в Нагорном Карабахе в 1992 году. И именно там их не только видят, но и якобы берут в плен, правда, официального подтверждения этому нет. Историк Владимир Пряхин, уроженец Карабаха, рассказывал журналистам, что одну снайпершу действительно убили, но она была русской, из Ростова, и «снял» «воительницу» её же ученик.

После Карабаха «Белые колготки» появятся в Осетии, затем в Приднестровье, в Абхазии, в Чечне и даже в Югославии. Исследователи вопроса ссылаются на газету «Псковские вести», в которой в 1995 году было опубликовано интервью военного, который видел, как поймали снайпершу из отряда. Однако газеты такой сейчас в Пскове нет, а значит, проверить информацию невозможно.

И все-таки они были

Да, женщины-снайперы в самом деле участвовали в военных конфликтах СНГ в качестве наемников. Об этом свидетельствует уголовное дело, возбужденное против пойманной в Чечне наёмницы Лены (Лолиты), которая воевала в отряде террориста Басаева, в частности, вместе с боевиками атаковала Первомайское и Кизляр. Однако родилась она не в Прибалтике, а под Полтавой. Журналистка из «Московского комсомольца» Елизавета Маетная беседовала с осужденной уже в колонии. Но боевое прошлое снайперша обсуждать отказалась, зато рассказала, как собиралась торговать шмотками, закупаясь в России.

Елизавета Маетная приводит сведения, которые ей подтвердили в спецслужбах, о том, что в карманах убитых боевиков в Чечне были найдены записи о зарплатах снайперш. В них значилось следующее: «Фатима – 170 т.р, Оксана – 150 т.р., Лена – за двух разведчиков – 30 т.р.». Но здесь есть неясность: если эта информация относится к 1994 году, то цифры слишком маленькие, а если к периоду после деноминации - слишком большие.

Начальник центра связей с общественностью ФСБ РФ Александр Михайлов признавался представителям СМИ, что оперативных данных о «Белых колготках» было много, однако он отрицал существование отряда, потому что снайперы – «товар штучный», а задержанных женщин отнести к кому-либо отряду невозможно, если они без оружия и в гражданском.

Генерал-полковник Геннадий Трошев в книге «Чеченский дневник окопного генерала» пишет, что боевики в основном были арабами, выходцами из Среднеазиатских республик, но попадались негры и «снайперша из Прибалтики».

В 2006 году агентство «Лента.ру» сообщало, что террорист из Беслана Казбек Мисиков дал показания о том, что среди бандитов в школе Беслана была блондинистая женщина-снайпер и человек с прибалтийским акцентом, причем женщина просто ушла, надев медицинский халат. Это же говорил журналистам «Российской газеты» и Станислав Кесаев – вице-спикер парламента Алании (РГ, 2005 г., №12).

Сергей Ястржембский 17 февраля 2000 года поведал прессе, что у разведки есть доказательства того, что на стороне бандитов воюют наёмницы. В том же году «Интерфакс» сообщил о сдавшейся в плен снайперше Фатиме. А весной 2001 года военные захватили в Грозном женщину-снайпера из Таджикистана, которая, заняв боевую позицию, вышла в эфир с советом поберечь детородные органы - наёмница была убита при попытке к бегству (газета РБК daily от 31 марта 2001 г.).

Руководивший группой управления спецоперациями ФСК Сергей Шаврин также рассказывал журналистам РГ о существовании наёмницы из Санкт-Петербурга (РГ от16 декабря 2005 г.).

Шанс поймать еще есть

Как видите, ни одна прибалтийская наёмница в поле зрения правоохранительных органов России так и не попала. Но шанс поймать воинственных амазонок сохраняется: известно, что на Донбассе на стороне ВСУ воюют снайперши из украинского «Правого сектора». Например, под Иловайском была убита Наташа - наёмница из Белоруссии. А портал «Васильевъ градъ» сообщил, что в июле 2014 года под Саур-Могилой убили наёмницу из Польши.

9 апреля 2017 года представитель Народной милиции Луганской Народной Республики подполковник Андрей Марочко заявил журналистам, что в район конфликта переброшены наёмницы из Латвии, Литвы и Польши. Полковник Эдуард Басурин (ДНР) проинформировал, что зафиксировано «прибытие в район Майорска нескольких снайперских групп…, вооруженных винтовками иностранного производства».

Украинские спецслужбы не получили от российских коллег ни одного документального свидетельства того, что граждане Украины воюют в Чечне, а ведущие российские политологи утверждают, что женщины-снайперы -- это миф, раздуваемый военной пропагандой


Главной темой российских СМИ стало событие в станице Ищерская на границе Чечни с Северной Осетией: оперативной группой ФСБ и МВД России там была задержана 27-летняя Елена, якобы снайпер вооруженного формирования Шамиля Басаева в 1995-1996 годах. Как сообщила газета «Известия», Елена, по кличке Лолита, подозревается в убийстве 20 российских солдат, милиционеров и сотрудников ФСБ. Россияне утверждают, что снайперша -- гражданка Украины, родом из Полтавы, и именно там, заявляют спецслужбы РФ, она все свое детство и юность занималась биатлоном… А в 1995 году, соблазнившись предложением чеченских боевиков, нанялась снайпером в один из басаевских отрядов, а потом, после первой чеченской войны, вышла замуж за одного из полевых командиров. Когда ее супруга убили, Елена пошла работать на чеченскую таможню.

Брали снайпершу прямо на вокзале станицы. При задержании обнаружили украинский паспорт (правда, почему-то с двумя абсолютно разными фотографиями), согласно которому полтавская биатлонистка постоянно проживает в городе Константиновке Донецкой области. Но паспорт оказался… краденым. Да и вообще, в истории Елены столько непонятного и даже абсурдного, что в Москве эту информацию никто не берется официально комментировать. Кстати, во время оперативной видеосъемки задержанная, отрицая все предъявленные ей обвинения, утверждала, что оружие держала только один раз в жизни -- во время свадьбы покойный муж Лены разрешил ей пострелять в воздух из автомата Калашникова.

Елену перевели в Моздок, где следственная бригада МВД России занимается сегодня изучением некоторых фактов ее биографии."Чеченская" Лолита

Спецслужбы давно охотились за этой "волчицей" Басаева. После первой чеченской войны она служила в Ичкерии на таможне и, чувствуя себя в безопасности, не скрывала своего прошлого. Но сейчас, когда террористов прижали со всех сторон, видимо, решила уносить ноги из Ичкерии. Сотрудники ФСБ, Северо-Кавказской транспортной милиции и Ростовского транспортного ОМОНа задержали беглянку на вокзале станицы Ищерская, расположенной неподалеку от административной границы между Чечней и Северной Осетией. У нее обнаружен, вероятно, краденый паспорт на имя некоей гражданки из Донецкой области. На самом деле, считают представители спецслужб, это - небезызвестная Лолита, о которой ходят легенды.
- В 1995 году, - рассказал корреспонденту "Труда" начальник пресс-службы Северо-Кавказского УВД на транспорте подполковник милиции Сергей Назаров, - 22-летняя Елена якобы из украинской Полтавщины отправилась в Чечню на войну. Воевать стала на стороне чеченских террористов, так как они пообещали хорошо платить в валюте. Боевиков она поразила умением метко стрелять и поэтому вскоре была зачислена снайпером в один из басаевских отрядов. Елене дали кличку "Лолита".
С именем "чеченской" Лолиты связана псевдоромантическая история, которая распространена в среде террористов. Якобы юная красавица Елена, бывшая спортсменка-биатлонистка, приехала в Ичкерию, чтобы "заработать" денег на свадьбу и приданое. Но вскоре воспылала страстью к одному из полевых командиров "армии" Басаева. Сумела возбудить в нем ответное чувство. "Волк" и "волчица" поженились, но прожили вместе недолго. Бородатый "Ромео" был вскоре убит. А молодая вдова со всей звериной ненавистью отдалась мести - стреляя в наших бойцов, стремилась попасть непременно в сокровенное место ниже пояса.
Скорее всего, в этой истории немало от извращенной фантазии "серых волков". Но кое-что в ходе ведущегося сейчас расследования подтверждается.
В интересах следствия представители спецслужб не раскрывают фамилию Елены и конкретные эпизоды ее "подвигов". Не удалось и встретиться с ней. Однако нам предоставили возможность ознакомиться с оперативной видеозаписью, сделанной во время задержания сотрудником пресс-службы Ростовского УВД на транспорте Юрием Баранюком. Из нее видно, что "чеченская" Лолита далеко не блещет красотой, а за пять лет "грязной работы" в Ичкерии значительно подрастеряла и черты былой молодости: грубый голос, достаточно вульгарное поведение, выглядит значительно старше своего возраста. От "романтической истории" осталось только признание, сделанное Еленой-Лолитой в видеокамеру, о том, что в Чечню она приехала заработать на свадьбу, поскольку наемникам здесь хорошо платят.
Валютная "романтика"
По меньшей мере странным представляется то, что вокруг такого мерзкого явления, как женщины-наемницы, даже в иных наших средствах массовой информации иной раз создается некий романтический ореол. Достаточно вспомнить, что именно с легкой руки журналистов пошло гулять обобщенное наименование наемных женщин-снайперов "белыми колготками", хотя оно не имеет под собой серьезной реальности. Ведь, понятное дело, ни одна снайперша не садится в засаду в подобном броском и эксцентрическом одеянии. Истоки термина в другом.
Он возник одновременно с началом региональных конфликтов на окраинах бывшего СССР. Впервые о "белых колготках" заговорили в Карабахе, где якобы были захвачены прибалтийские спортсменки-биатлонистки, прибывшие на войну "зарабатывать" деньги в качестве снайперов. Ну а поскольку во время соревнований по биатлону женщины носят своеобразную форму с белым обтягивающим бедра трико, то кто-то и запустил метафору "белые колготки", которая потом перекочевала из Карабаха в Осетию, оттуда - в Приднестровье и Абхазию, теперь обосновалась в Чечне. Здесь к легендам о прибалтийских "амазонках" добавились псевдоромантические истории об "украинских мстительницах". Вероятно, есть силы, которым очень хотелось бы легализовать сначала в нашем сознании, а затем и на практике возможность взаимного кровопускания представителями братских или дружественных народов. Во всяком случае среди наемных женщин-снайперов (уже выявленных или находящихся в оперативной разработке) нет сколь-нибудь заметного преобладания ни спортсменок-биатлонисток из Прибалтики, ни украинок, ни тем более белорусок, о чем тоже нередко пишут с подачи ичкерийских пропагандистов. А растиражированные слухи о "мстительницах по национальному признаку" нередко оказываются липой.
В этом отношении показателен пример с "сенсацией" вокруг захвата в плен якобы известной спортсменки Милиты Транкаутене из Прибалтики, которая будто бы во время доставки ее из района боевых действий была сброшена с вертолета ранеными российскими офицерами. Расследование этой шумихи правоохранительными органами показало, что не только такой спортсменки, но и вообще женщины с подобными именем и фамилией в прибалтийских странах не существовало.
Достоверные факты участия женщин-наемниц в чеченских бандформированиях свидетельствуют о том, что первостепенное значение в мотивации их поступков играет отнюдь не национальный фактор, а элементарное стремление быстро обогатиться на войне. Именно по этой причине оказались среди "волчиц" Басаева и 30-летняя азербайджанка, недавно задержанная при попытке покинуть зону боев под видом беженки с чужим ребенком на руках, и 29-летняя чеченка, пришедшая в нашу комендатуру с повинной. По свидетельствам некоторых арестованных, в "армии" Басаева снайперам выплачивают 1000 долларов за каждого убитого ими российского офицера. (Правда, как говорят, нередко фальшивыми купюрами.) Вот и вся романтика "белых колготок"...
Показательно, что даже "свои" с проклятиями бегут от Басаева, как только перестают получать за "освободительную борьбу" материальное вознаграждение. Вот характерная история.
- Два месяца назад, - рассказал корреспонденту "Труда" офицер ФСБ Николай Стародымов, - в наше подразделение на освобожденной территории Надтеречного района пришла с повинной бывшая снайперша из басаевского отряда Тамара Топчаева. Она была нам хорошо известна - в свое время с бандой Басаева зверствовала в Буденновске, за что была награждена чеченским орденом "Честь нации". В 1996 году наши спецслужбы сумели арестовать Топчаеву. Но до суда дело не дошло. Ее обменяли на четверых российских солдат, захваченных в плен чеченцами. На полученные от Басаева деньги "за освободительную борьбу" Топчаева купила кафе и какое-то время процветала. Но "кровавые доллары" не пошли впрок. Когда власть в Ичкерии взяли ваххабиты, они сожгли кафе, поскольку по их канонам употреблять спиртное истинным исламистам запрещено. Зато разрешено иметь несколько жен, чем и воспользовался муж Топчаевой. Он женился на более молодой, а Тамару выгнал. В последнее время она жила в помещении бывшего музея. И никакого просвета в будущем не видела.
На допросах Топчаева на чем свет стоит проклинала Басаева. "Сами дворцы понастроили, на "мерседесах" разъезжают, а я сколько ни просила у Басаева помощи, ничего не дал, будто и заслуг никаких у меня нет", - со злой обидой в голосе изливала она душу следователю.
К сожалению, Топчаеву пришлось отпустить. Ее участие во второй чеченской кампании доказать не удалось. А за первую эта "волчица" подпала под амнистию, в свое время объявленную Ельциным.
Почему их не судят
В историях с "белыми колготками" нетрудно заметить еще одну странность. С одной стороны - многочисленные свидетельства о задержании снайперш, с другой - ни одну из них еще не предали гласному суду. Кто-то из них подпал под амнистию, как Топчаева. Но ведь в большинстве преданных огласке случаев "волчиц" берут прямо на поле боя, с оружием в руках. На таких амнистия не распространяется. Почему же до сих пор не состоялось ни одного судебного процесса?
- Российские солдаты их настолько ненавидят, - поделился своим мнением один знакомый офицер ФСБ, - что до правоохранительных органов просто не доводят - расправляются на месте. Возбуждать уголовные дела по этим случаям самосудов ни у кого рука не поднимается. Да и попробуй докажи, отчего погибла та или иная снайперша. Идут боевые действия, пули летают и с той, и с другой стороны, а на фронте не до экспертиз.
Действительно, документальных свидетельств расправ над "волчицами" Басаева обнаружить практически невозможно. Может быть, лишь одно из них зафиксировано в нашумевшем фильме Невзорова "Чистилище". В киноленту вмонтированы чудовищные кадры сначала как бы с чеченской стороны, когда две снайперши специально поражают наших солдат между ног. А затем следует не менее страшный эпизод, снятый вроде бы с нашей стороны, когда российские бойцы захватывают тех же снайперш в бою и расстреливают их, тоже метя в детородные места.
На войне зачастую правят бал эмоции и инстинкты. Причем не самые лучшие. Для женщины, какой бы она ни была, в нормальном состоянии совершенно противоестественно стрелять вообще, тем более в детородный орган мужчины, даже если это враг. Тем не менее многие наши бойцы свидетельствуют: "волчицы" Басаева нередко метят именно туда. Задержанные наемницы утверждают, что поступать так их заставляют приставленные к каждой снайперше "бородачи". Но нашим солдатам от этого не легче. И в таких обстоятельствах чувство мести чаще всего торопливей закона, что и порождает самосудные расправы. Тем более что нашим бойцам, безусловно, известно и об амнистиях, и об обменах, и о сложностях у правоохранительных органов по части выработки доказательной базы преступлений "волчиц" Басаева.
В этом смысле задержание Елены-Лолиты имеет особое значение. У правоохранителей появилась редкая возможность довести "снайперское" дело до справедливого суда, сорвать с образа "белых колготок" псевдоромантическую мишуру, раскрыть перед всем миром одну из самых мерзких сторон наемного "чеченского освободительного движения", показать, в первую очередь нашим бойцам, что зло наказуемо. И для этого может и должен использоваться вполне законный путь.

Арест Елены-Лолиты расценивается российскими журналистами, как подтверждение реального существования в Чечне мифических девушек-снайперов, так называемых «белых колготок». Впервые о них заговорили во времена конфликта в Карабахе. Как правило, это были литовки или латышки, занимавшиеся биатлоном.

Начальник пресс-центра СБУ Анатолий Сахно прокомментировал информацию о снайперше-украинке следующим образом:

Служба безопасности Украины негативно относится к наемникам независимо от того, где они воюют -- в Чечне или в другом регионе. Сегодня в России говорят, что на стороне чеченцев воюют украинцы, но реальных доказательств тому на самом деле нет. В СБУ из ФСБ России не поступало ни одного официального запроса о наших гражданах, подозреваемых в участии в чеченском конфликте, не интересовались и упомянутой в «Известиях» Еленой или, как ее еще назвали в газетной статье, Лолитой. Нам ничего о ней неизвестно.

Хочу добавить, что во время чеченской кампании может раскручиваться негативный образ украинца, но об этом вопросы нужно задавать не СБУ, а Министерству иностранных дел.

Кстати, рассуждая о возможности существования специальных подразделений женщин-снайперов, воюющих на стороне чеченских боевиков, сотрудник Института сравнительной политики Российской академии наук Борис Кагарлицкий сделал осенью прошлого года следующий вывод: это миф, работающий на руку военной пропаганде. «Когда идет война, общественности необходимо создать ненавистный образ врага. Образ «белых чулок» как нельзя лучше подходит для этой цели. В данном случае мы имеем дело со слиянием двух образов Зла. С одной стороны -- голубоглазая блондинка-снайпер с внешностью фашиста. Типичный образ ведьмы, столь сильный в русской культуре. С другой стороны -- воплощение зла в образе смуглого мусульманина. Их единение прекрасно подпитывает в обществе ненависть к врагу в чеченском конфликте… »