Банк заданий огэ по литературе. Назначение КИМ для ОГЭ. Риторический вопрос, восклицание, обращение

ЧАСТО ЗА­ДА­ВА­Е­МЫЕ ВОПРОСЫ size="+2">

Большая часть проблем будет решена, если вы отключите блокировщики рекламы, которые нарушают работоспособность скриптов сайта. На всякий случай проверьте, сохраняется ли проблема, если использовать другой браузер. Если нет - прочтите список часто задаваемых вопросов. Если и это не помогло - задайте свой вопрос внизу страницы.

Общие вопросы size="+1">

Ответ: Задать свой в группе в ВКонтакте.


Ответ: Писать в форму «Сообщить об ошибке», она есть у каждого задания.




Ответ: Снимите в вашем браузере установку автозаполнения полей.


Ответ: Не заходите в течение года, удалится автоматически.


Ответ: Не предусмотрено.




Ответ: Шкала ЕГЭ приведена во вкладке «Об экзамене».


Ответ: Задания основного каталога соответствуют спецификации и демонстрационным версиям экзаменов текущего года. Многие задания взяты из экзаменационных материалов предыдущих лет. Их список можно увидеть на странице «Варианты».

Ученику size="+1">
Общие вопросы size="+1">

Ответ: В разделе «Моя статистика», войдя в систему под своим логином.


Ответ: Завершите тестирование. Система сама выведет решения.


Ответ: За задания, оцениваемые несколькими баллами, начислена часть баллов.


Ответ: Варианты, составленные учителем в разделе «Учителю», появятся в его списках автоматически после того, как вы решите вариант и нажмете кнопку «Сохранить».


Ответ: Не отправится.


Ответ: Продолжить решение из раздела «Моя статистика».

size="+1">

Ответ: Вы зашли под другим логином.


Ответ: Ошибка в номере или открываете со страницы другого предмета.

Учителю size="+1">
Что-то не работает или работает некорректно size="+1">

Ответ: Скорее всего, заходите под другим логином.


Ответ: Учащиеся должны сначала зарегистрироваться на портале. Вам вносить их в списки необязательно, они окажутся в списках автоматически, после того, как выполнят любую заданную им работу, созданную учителем в разделе «Учителю».


Ответ: Проверьте, в том ли разделе вы находитесь (пример: журнал по базовой математике смотрите в базовой математике).

Как удалить, восстановить, переименовать? size="+1">

Ответ: Переместите в архив.


Ответ: Найти ученика на странице со списком учащихся и удалить оттуда. Из журнала пропадет автоматически.


Ответ: Открыть список помещенных в архив и нажать кнопку восстановления.


Ответ: Восстановите из архива работ и учащихся.


Ответ: Кликните по имени учащегося, переименуйте его.

Составление вариантов (работ для учащихся) size="+1">

Ответ: Используйте инструкции в разделе «Учителю».


Ответ: В «параметрах теста».


Ответ: Нажать на кнопку, чтобы выбрать тему, затем на иконку у работы, чтобы присоединить её к теме.

Созданные работы, работа над ошибками size="+1">

Ответ: В разделе «Учителю» можно создавать свои собственные задания, ответы на них нельзя будет найти нигде. В то же время, выполняя работу дома, ученики могут спросить совета у родственника, репетитора или одноклассника.


Ответ: В любое время в параметрах теста.


Ответ: По созданным в разделе «Учителю» работам» можно посмотреть решения, кликнув по работе и фамилии ученика.


Ответ: В классном журнале кликнуть по номеру работы, появится сводная таблица по каждому ученику и каждому заданию, и будет вычислен средний балл по каждому заданию.

«Слово о полку Игореве»

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».

Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве».)

Каковы гражданские и нравственные уроки «Слова о полку Игореве»?

Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?

Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

Как в «Оде …» воплощено представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?

Какие ценности утверждаются М.В.Ломоносовым в «Оде …»?

Г.Р. Державин

Какие «вечные» вопросы поднимает Г.Р. Державин в своих стихотворениях?

На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений)

Каковы представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества?

Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин? (На примере одного стихотворения каждого из поэтов)

Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие Г.Р. Державина как поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?

Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?

Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»?

Каким предстаёт повествователь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

В чём смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана?

Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»?

Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

В.А. Жуковский

Черты романтизма в балладах В.А. Жуковского. (На примере не менее двух баллад по Вашему выбору.)

Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?

Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору.)

Почему, размышляя над вечными законами жизни, поэт обращается к миру природы? (По лирике В.А. Жуковского.)

И.А. Крылов

Почему басни И.А. Крылова с течением времени не теряют своей актуальности? (На примере не менее 2 басен)

Мастерство И.А. Крылова в создании басенных образов. (На примере одной-двух басен по Вашему выбору.)

Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору.)

Образы из мира природы и их роль в баснях И.А. Крылова. (На примере одной-двух басен по Вашему выбору.)

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина?

А.С. Пушкин. Лирика. «Цыганы»

Мир природы в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений каждого из поэтов)

Какие «чувства добрые» пробуждает пушкинская лирика? (На примере не менее 2 стихотворений)

Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений)

Что дало основание А.С. Пушкину в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» утверждать, что он «восславил свободу»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее 2 стихотворений)

Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом? (На примере не менее двух произведений)

Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».

Почему Алеко не смог ужиться в цыганском таборе? (По поэме А.С. Пушкина «Цыганы».)

Какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в понятие «свобода»? (На примере не менее 2 стихотворений)

Что означает для А.С. Пушкина истинная дружба? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

Философские раздумья в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Изображение петербургской жизни в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»?

Почему юная Татьяна чувствует себя чужой в среде провинциального дворянства?

Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически?

Почему Татьяна, всё ещё любя Онегина, отвергает его ухаживания в финале романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Почему Татьяна отвергает любовь Онегина в финале романа? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

В чём смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Каковы причины и последствия дуэли Онегина с Ленским? (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».)

Почему судьба Владимира Ленского сложилась трагически? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

В чём сила и слабость характера Самсона Вырина? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В чём противопоставлены натуры Швабрина и Гринёва? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

И.А. Бунин

Каким видится мир главной героине рассказа И.А. Бунина «Танька»?

Мир человеческой души в рассказе И.А. Бунина «Танька».

Тема родины в рассказе И.А. Бунина «Косцы».

Каким предстаёт образ родной земли в рассказе И.А. Бунина «Косцы»?

Какие проблемы поставлены в прозе Бунина? (На примере одного из произведений по выбору учащегося.)

Почему прозу И.А. Бунина называют лирической? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)

А.А. Блок

Что вас привлекает в поэзии А.А. Блока? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)

Лирический герой стихотворений А.А. Блока. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

С.А. Есенин

Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворениях С.А. Есенина?

В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений)

Образы русской природы в лирике С.А. Есенина

Какой предстает родная природа в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений)

Какой предстает Родина в стихотворениях С.А. Есенина «Береза», «Пороша», «Гой ты, Русь, моя родная…»?

Как в лирике С.А. Есенина воплотилась любовь поэта к родному краю? (На примере не менее двух произведений)

В чем своеобразие раскрытия темы Родины в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений)

Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

В.В. Маяковский

В чём В.В. Маяковский видит предназначение поэта? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)

Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений)

В чём своеобразие лирического героя поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений)

Каким вам представляется лирический герой поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее 2 стихотворений)

Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)

В чём состоит смысл названия стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?

Как соотносятся реальное и фантастическое в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение…»?

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Почему рассказ М.А. Шолохова называется «Судьба человека»?

Как изображена война в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»?

Как раскрывается тема подвига в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»?

Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».)

Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора?

Тема семьи в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».)

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Как проявляется сила характера главного героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны?

В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом?

Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина?

Почему Василий Теркин из одноименной поэмы А.Т. Твардовского стал поистине народным героем?

Почему Тёркин сохраняет оптимизм, несмотря на тяготы военных будней?

Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского играет изображение военных будней?

Фольклорные традиции в образе Василия Тёркина. (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

В.М. Шукшин

Каков смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал»?

Как вы понимаете идею рассказа В.М. Шукшина «Срезал»?

Как складываются отношения Василия Князева с окружающими его людьми и почему? (По рассказу В.М. Шукшина «Чудик».)

Почему Василия Князева называют «чудиком»? (По рассказу В.М. Шукшина «Чудик»)

Почему многие герои прозы В.М. Шукшина воспринимаются окружающими «чудиками»?

В чем Вы видите особенности героев рассказов В.М. Шукшина? (На примере одного-двух произведений)

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?

Как раскрывается проблема материальных и духовных ценностей в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?

Тема праведности и образ праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Какие нравственные проблемы, поставленные А.И. Солженицыным в рассказе «Матрёнин двор», актуальны сегодня?

Какие черты народного характера воплощает в себе образ Матрёны?

Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор».)

Каким чертами наделен праведник в изображении А.И. Солженицына (По рассказу «Матренин двор»)?

Образ повествователя в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Свободные темы

Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Как в поэзии второй половины XX века раскрывается тема войны? (На примере творчества одного поэта)

Какой предстаёт война в лирике русских поэтов второй половины ХХ века? (На примере творчества одного поэта)

Какой предстаёт война в произведениях русской литературы второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Какие социальные проблемы раскрываются в русской прозе второй половины XX века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Как показан драматизм взаимоотношений человека и природы в русской литературе второй половины ХХ века? (На примере творчества одного писателя по выбору учащегося.)

Как в произведениях русской литературы второй половины ХХ века утверждается ценность человеческой личности? (На примере творчества одного из писателей.)

Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность человеческой личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Как в литературе ХХ века о войне раскрываются её трагические и героические стороны? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема природы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Как раскрывается проблема «человек и война» в произведениях русской литературы ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Тема нравственного выбора в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору)

Тема душевного бескорыстия в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору.)

Тема родной земли в русской литературе второй половины XX века. (По творчеству одного из писателей по Вашему выбору.)

Трагедия войны в отечественной прозе второй половины ХХ века. (На примере одного произведения по Вашему выбору.)

Творчество какого поэта второй половины XX века вам интересно и почему? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору.)

О чём заставляет задуматься современная проза? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

На чем сосредотачивают внимание писатели ХХ века, изображая человека на войне? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Война в лирике русских поэтов второй половины ХХ века. (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору.)

Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2019 году основного государственного экзамена
по ЛИТЕРАТУРЕ

1. Назначение КИМ для ОГЭ

Назначение экзаменационной работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Экзаменационная работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Концептуальные подходы к формированию КИМ по литературе для проведения ОГЭ определялись в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом, спецификой предмета, оправдавшими себя традиционными и новыми формами итогового контроля.

Экзаменационная модель по литературе отличается по ряду принципиальных позиций от экзаменационных моделей по другим предметам. В ней присутствуют только задания с развернутым ответом. В КИМ для ОГЭ не включены задания с кратким ответом, хотя этот тип заданий активно используется в ЕГЭ по литературе. На данном этапе обучения не представляется целесообразным формулировать специальные вопросы для проверки знания школьниками литературных фактов и уровня владения ими литературоведческой терминологией. Экзаменуемый опосредованно использует этот пласт содержания учебного предмета при написании развернутых ответов (в системе оценивания сочинения есть критерий «Уровень владения теоретико-литературными понятиями»).

Экзаменационная работа рассчитана на выпускников IX классов образовательных организаций разных типов (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углубленным изучением литературы. Структура экзаменационной работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе: выявляет степень освоения выпускниками обязательной (базовой) части программы по литературе; дает информацию о повышенном уровне подготовки девятиклассника по литературе; позволяет сделать выводы о наличии у экзаменуемого литературных способностей, о его готовности изучать литературу в старших классах гуманитарного профиля.

Экзаменационная работа построена с учетом принципа вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из двух вариантов части 1, а также одного из четырех заданий части 2.

Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом создавалась с учетом требований теории и практики педагогических измерений и традиций преподавания литературы.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Экзаменационная модель для проведения ОГЭ в принципиальных позициях преемственна по отношению к экзаменационной модели ЕГЭ.

Экзаменационная работа для ОГЭ аналогично КИМ ЕГЭ базируется на заданиях стандартизированной формы: в документах, определяющих разработку экзаменационных материалов, указано проверяемое содержание, установлены характеристики вариантов экзаменационной работы и входящих в них заданий, описана система оценивания экзаменационной работы.

Выполнение экзаменационной работы по литературе потребует от выпускника IX класса активизации тех же видов деятельности, что и при сдаче ЕГЭ: анализа и интерпретации художественного текста, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на вопрос и т.п. Уровень подготовки выпускника по литературе на обоих экзаменах выявляется прежде всего путем проверки умения экзаменуемого создавать связные высказывания на литературную тему.

До начала нового учебного года на официальном сайте ФИПИ опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ 2019 года по литературе (ГИА 9 класс).

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 22 баллам.

Демоверсия ОГЭ по литературе 2019 год (9 класс) от ФИПИ

Изменения в КИМ 2019 года в сравнении с 2018 годом

Уточнены критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 1.1.1 и 1.1.2, 1.2.1 и 1.2.2 (уточнена формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла); заданий 2.1–2.4 (в критерий 4 добавлен подсчет логических ошибок).

Продолжительность ОГЭ по литературе

На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут. Обучающимся рекомендуется так распределить время: на выполнение заданий части 1 (три задания к тексту) – 120 минут; на выполнение задания части 2 (сочинение) – оставшееся время.

Смотрите также:

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.

Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов.

Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения; второй – на анализ лирического стихотворения (или басни). Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя первые два задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2), дайте ответ в примерном объёме 3–5 предложений с опорой на текст.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа – 5–8 предложений). Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы, избегайте пространных вступлений и характеристик, соблюдайте нормы речи.

Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его содержательности. Часть 2 содержит четыре темы сочинения, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и напишите сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Все бланки ОГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте сво ю точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Во время экзамена разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.

На выполнение работы даётся 235 минут.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Все ответы экзаменационной работы записывайте чётко и разборчиво.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Аннотация

В пособии подробно охарактеризована модель основного государственного экзамена (ОГЭ) по литературе, приведены инструкция по выполнению экзаменационной работы, инструкции к заданиям, а также критерии оценивания ответов. Тренировочные варианты экзаменационных заданий составлены в соответствии с документами, определяющими структуру и содержание контрольно-измерительных материалов ОГЭ по литературе в 2018 году. Пособие получило положительную научно-методическую оценку ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

Пособие поможет учителям организовать повторение курса литературы в 9 классе и проверку знаний учащихся, а учащимся самостоятельно подготовиться к основному государственному экзамену по литературе. Пособие создано авторским коллективом из числа членов Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ и экспертов ОГЭ по литературе.

Пример из учебника

Совсем скоро вам предстоит сдавать первый в своей жизни государственный экзамен, который является ещё одной ступенью к дальнейшему образованию! А к любому экзамену необходимо готовиться, понимать специфику экзамена, владеть техникой выполнения заданий. Лишние волнения будут сняты, если вы знакомы с экзаменационной моделью, знаете технологию выполнения заданий, потренировались в их выполнении.

Структура и содержание основного государственного экзамена по литературе позволяют определить уровень образовательной подготовки выпускника по предмету. При этом в тексте экзаменационной работы нет ничего, что выходило бы за пределы общеобразовательного минимума, обозначенного в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего образования и в школьных программах.

Для успешной сдачи ОГЭ вам не понадобятся какие-то “сверх знанию” или умения, выходящие за рамки той работы, которую вы выполняли на уроках литературы в школе. Сдающий экзамен по литературе должен знать содержание изученных литературных произведений и основные теоретико-литературные понятия. Кроме того, есть ряд умений, которые проверяются всеми заданиями ОГЭ по литературе: умения анализировать и интерпретировать литературное произведение, выявлять авторскую позицию и аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному, создавать связный текст. Одно из заданий требует умения сопоставлять литературные произведения.

Книга содержит 20 типовых экзаменационных вариантов, соответствующих демонстрационной версии ОГЭ по литературе в 2018 году. Специфика и особенности работы, инструкция по её выполнению, общая для всех вариантов, даются в начале книги. В конце пособия подробна описана модель ОГЭ по литературе, представлена система оценивания всех заданий, даны критерии их оценивания. Данное пособие поможет вам обобщить и систематизировать знания и качественно подготовиться к экзамену.

Обращение к учащимся 3
Инструкция по выполнению работы 4
Тренировочный вариант 1 5
Тренировочный вариант 2 12
Тренировочный вариант 3 18
Тренировочный вариант 4 24
Тренировочный вариант 5 30
Тренировочный вариант 6 36
Тренировочный вариант 7 42
Тренировочный вариант 8 47
Тренировочный вариант 9 53
Тренировочный вариант 10 59
Тренировочный вариант 11 65
Тренировочный вариант 12 72
Тренировочный вариант 13 79
Тренировочный вариант 14 85
Тренировочный вариант 15 93
Тренировочный вариант 16 101
Тренировочный вариант 17 108
Тренировочный вариант 18 118
Тренировочный вариант 19 126
Тренировочный вариант 20 133
Приложение 1. Особенности экзаменационной модели ОГЭ по литературе 2018 года 140
Приложение 2. Система оценивания экзаменационной работы ОГЭ по литературе 152
Приложение 3. Список произведений, по которым могут формулироваться задания КИМ по литературе основного государственного экзамена (ОГЭ) 157

Вместе с этим также читают: