Где послушать. Где в России можно послушать орган. Концертно-выставочный зал Акс-Арт

Орган – король инструментов. А любая уважающая себя королевская династия ведёт свой род из глубины веков. И это – правда. Предвестие органа можно видеть во флейте Пана и волынке. А изобрёл орган древний грек Ктезибий, живший в египетской Александрии. Правда, был этот орган водяным и звучал во время гладиаторских боёв, а также при церемонии вступления императоров в должность. Изображение водяного органа встречается на монетах императора Нерона – известного любителя музыки.

В IV веке, появились органы, вполне королевские по своему звучанию, а в VII веке папа Виталиан ввёл орган в католическую церковь. Византия же VIII века повсеместно и заслуженно славилась своими органами! Правда, были они грубоваты по виду, а клавиатура была настолько широкой, что по клавишам ударяли не пальцами, а кулаками. Впрочем, и королевские дворы того времени не отличались особой изысканностью нравов.

Уже в XIV веке орган обзавёлся педалями, т.е. клавиатурой для ног. Игра в две руки и в две ноги значительно увеличили возможности исполнителя. А в XV – наконец-то уменьшилась ширина клавиш и увеличилось количество труб. И мы получили того короля музыкальных инструментов, которого знаем и любим сегодня. Дальнейшие усовершенствования имели, хоть и важное, но не столь существенное значение.

Любая королевская династия обязательно владеет какой-то тайной. Есть она и у органа. Орган – исцеляет души. Благородство его столь велико, что любая незатейливая мелодия, исполненная на его трубах, становится высокой музыкой. Кстати, количество труб у некоторых органов доходит до 7000. И, чтобы не запутаться во всём этом многообразии, они сгруппированы по регистрам. Регистр – набор труб с одинаковым тембром и являющимся, как бы, отдельным инструментом. Встречаясь с органом, органист обязательно проводит регистровку. Ведь каждый инструмент абсолютно индивидуален – количество регистров, порой, доходит до 300. А ещё, чтобы не отвлекаться во время игры, органист заранее готовит тембры клавиатур – мануалов. У органа их несколько – на самых больших случается до семи.

Короля делает свита. Чем величественнее король, тем масштабнее шлейф его музыки. А органную музыку писали лучшие композиторы. И, конечно же, самый приближённый и доверенный из них – Иоганн Себастьян Бах. Кстати, Бах, хотя и был великим органистом, к своей игре относился с долей иронии. «Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а всё остальное сделает орган» – отвечал он на вопрос, как это ему удаётся.

Орган подобен оркестру. Но он – величественнее оркестра. За ним – более, чем двухтысячелетняя история. И столь же необозримое будущее. Мы любим орган и признаём его право первенства в прекрасном царстве музыки. Ведь он – истинный король инструментов.

По-настоящему прочувствовать органную музыку можно лишь услышав ее на живом концерте. Не одна, даже самая совершенная акустическая система, не передает вибрации, движения воздуха и волшебство мелодий «короля инструментов». Его мощь и разнообразие обертонов в сочетании со скрипкой, саксофоном и другими инструментами рождают чарующее звучание, которое невозможно забыть.

Благотворительный фонд «Бельканто» предлагает вашему вниманию разнообразную афишу концертов органной музыки в залах Москвы. Выбрать подходящее мероприятие вы можете ниже на этой странице. Наш благотворительный фонд предлагает различный формат программ, от классического органного концерта до аудиовизуальной постановки. Приобрести билет можно зайдя в раздел понравившегося мероприятия, где вы найдете не только описание события, но и время его проведения. Там же вы можете оплатить понравившиеся места удобным способом. Все изменения в расписании сразу же отражаются в афише.

В Москве 35 духовых органов: самый старый из них был собран в 1868 году в Германии, и увидеть его можно в фойе музея имени Глинки, а крупнейшим по количеству труб (их там более 7 тысяч) является инструмент Концертного зала имени Чайковского.

МОСЛЕНТА выяснила у основательницы фестиваля «Органные вечера в Кусково» Елены Приваловой-Эпштейн, какие из этих инструментов она рекомендует услышать в первую очередь и почему «голос Бога» лучше всего звучит в соборах.

Концертные залы

Самый знаменитый в Москве светский орган находится в Большом зале консерватории - это последний инструмент, созданный выдающимся французским мастером XIX века Аристидом Кавайе-Колем и уже признанный мировым достоянием. После многолетнего молчания и реставрации он снова зазвучал в декабре прошлого года.

Елена Привалова-Эпштейн

органистка собора святого Павла в Риге, основательница и художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково»

В Малом зале тоже установлен хороший инструмент. Там, кстати, часто проводятся бесплатные концерты: выступают студенты, аспиранты и преподаватели органных классов консерватории.

Один из самых больших современных светских органов можно услышать в Светлановском зале Дома музыки. Именно там часто проходят московские концерты звезд мировой величины.

Прекрасный камерный инструмент находится в музее-заповеднике «Царицыно» . Небольшой двухмануальный духовой орган установлен в атриуме так называемого «Хлебного дома», где практически воспроизведена храмовая акустика: все звенит, звук отражается, и этот небольшой инструмент звучит там прекрасно.

Храмы

По-моему, какой бы орган ни был мощи, сколько бы ни было в нем регистров, его звучание в концертном зале никогда не сравнится со звучанием в церкви. Неслучайно на многих языках его называют «голосом Бога». Как бы пафосно это ни звучало, но многие воспринимают прослушивание органной музыки именно как момент общения с Богом. Поэтому в советские годы люди, лишенные возможности посещать службы в соборах, ходили на концерты Александра Федоровича Гедике в Большой зал консерватории, и для них это была почти адекватная замена.

Сейчас таких препятствий уже нет, храмы открыты, органы звучат в них и на воскресных мессах, и сольно, в вечернее время.

Один из моих любимых инструментов в Москве - исторический орган Sauer в соборе святых Петра и Павла в Старосадском переулке. Сольные концерты здесь проходят в 7 часов вечера по воскресеньям, и здесь часто играют выдающиеся органисты наших дней, так что имеет смысл следить за расписанием выступлений.

О том, что это инструмент высочайшего класса, говорит тот факт, что на таком же трехмануальном Sauer, установленном в церкви Святой Гертруды в Риге, играет сейчас легендарная Евгения Лисицына - звезда и ветеран советской органной школы. Отдельно рекомендую послушать ее записи, Евгения Владимировна записала более 20 альбомов: от Баха до ее собственных переложений Вивальди и Мусоргского.

Татьяна Соколова

Также очень хороший и один из самых больших органов России установлен в католическом соборе на Малой Грузинской. Там тоже регулярно проходят концерты и российских, и зарубежных исполнителей. Органы есть и в других московских храмах, но концерты там не проводятся, и звучат они только в часы богослужений - по воскресеньям с 10:00 до 12:00.

Очень хороший французский инструмент стоит в церкви святого Людовика на Лубянке, о котором мало кто знает. Еще один уникальный орган, Ernst Röwer 1898 года, находится в церкви евангельских христиан-баптистов на Китай-городе. Звучит он только в часы службы, и лишь раз в месяц органистка играет концерт, слушателями которого, как правило, становятся только члены общины. Мало кто знает об этом инструменте, а жаль, потому что, я считаю, органы, которые есть в городе, должны быть достоянием всех его жителей.

Всеобщее достояние

Орган - такой инструмент, который, к сожалению, очень часто приватизируют. Например, в Риге у меня регулярно возникают сложности, когда члены общины церкви, в которой я работаю, говорят: «Вы привыкли к подходу министерства культуры и все считаете достоянием человечества, а это не так. Инструмент в нашем соборе - даже не достояние Латвии, это наш орган, и мы не хотим, чтобы вы играли на нем концерты».

Часто можно встретить такую позицию, когда община или работающий в храме органист считает инструмент своей собственностью и отказывается «делиться» его музыкой.

Я считаю это большой ошибкой, потому что орган - это редкий инструмент, жизнь которого измеряется столетиями. Например, на скрипках Страдивари по объективным причинам в наши дни могут играть только единицы - владельцы и те избранные профессионалы, которым доверяют инструменты из таких собраний, как Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов России.


Главным органом консерватории долгое время был тот, что стоит в главном зале. Сконструировал его сам Аристид Кавайе-Коль - известный французский мастер. Впервые зрители услышали его в 1901 году. Сейчас орган находится на реставрации, возвращение планируется в 2016 году, на 150-летие Московской консерватории.

    ул. Большая Никитская, 13/6


В Светлановском зале Дома музыки стоит самый большой в России орган, которому нет равных ни в размере, ни в техническом оснащении. Внутри располагается около 6 000 труб и 84 регистров, что превращает его в современный "симфонический" орган. Его высота составляет более 14 м, ширина - более 10 м, вес - 30 тонн.

    Космодамианская наб., 52, стр.8


Здесь находится самый старинный орган в России, к тому же принадлежавший известному немецкому мастеру Фридриху Ладегасту. Этот орган, сконструированный в 1868 году, по праву можно назвать шедевром, а профессионалы отмечают его мягкий звук. В музее можно и самому в течение 15 минут поиграть на инструменте и послушать историю его создания. Стоить удовольствие будет 5500 рублей.

    ул.Фадеева, 4

Собор непорочного зачатия пресвятой Девы Марии


Говорят, что музыка концертных и церковных органов почти не отличается, но всё-таки профессионалы советуют выбирать соответствующее место. Например, послушать церковную вдохновляющую музыку на одном из старейших органов в стране лучше всего в этом соборе. Внутри очень красиво и располагает к тому, чтобы призвать к себе вдохновение.

    ул. М. Грузинская, 27/13

Московская Центральная церковь евангельских христиан-баптистов


Орган, установленный здесь, принадлежит мастеру эпохи немецкого романтизма Эрнсту Реверу. Сконструирован инструмент был в 1898 году. В церкви каждое последнее воскресенье месяца проходят бесплатные органные концерты. Исполняют произведения Баха, Моцарта, Генделя, Чайковского и других.

    М. Трехсвятительский пер., 3


Орган появился здесь совсем недавно, с 2008 года. Инструмент пусть небольшой, зато в Германии его сделали специально для «Хлебного дома». Glatter-Götz-Klais ― компактный 12-регистровый орган, который можно перемещать по концертной площадке на специальной мобильной платформе.

    усадьбы Царицыно, ул. Дольская д. 1.


Зал примечателен для любителей музыки тем, что в 1843 году здесь играл сам Ференц Лист. Орган в зале спроектировал в 1898 году немецкий мастер Вильгельм Зауэр. Репертуар исполняют совершенно различный, от классических «Времен года» Вивальди до музыки из голливудского кино.

    Старосадский пер., 7/10

Фото: muzklondike.ru, vk.com/mosconsv, static.panoramio.com, d.topic.lt, vk.com/gukmmdm, belcanto.ru, img-fotki.yandex.ru, ic.pics.livejournal.com

В Москве есть несколько мест, где можно услышать настоящий органный концерт.

1. Московский международный Дом Музыки (ММДМ). Это 10-этажное здание общей площадью более 40 тыс. кв.м. Здесь три зала, в одном из которых стоит самый большой в России орган. В Дом Музыки давали концерты такие именитые звезды, как: Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Зураб Соткилава и др. В ММДМ есть все для того, чтобы слушатели могли получить максимальное удовольствие от выступления.
Адрес: Москва, Космодамианская набережная, д. 52, стр. 8.
Метро: Павелецкая.

Это действующая лютеранская церковь. Построена в 19 веке. Органные концерты здесь проводятся регулярно несколько раз в день. Стоимость билетов около 2 т.р. Можно прийти по купонам, скидка в этом случае составит 50% стоимости. Купоны приобрести можно .
Адрес: Москва, Старосадский переулок, 7/10, стр. 10.
Метро: Китай-город.

Очень красивый собор, выполнен в неоготическом стиле. Орган, который находится здесь, был построен еще в 1955 г. для собора «Basel Münster» в Базеле, а в 2002 году был передан в дар Римско-католическому собору в Москве. Это один из самых больших органов в России, 74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы.
Стоимость билетов на органные концерты от 650 руб. Приобрести можно онлайн через ponominalu.ru .
Адрес: ул. Малая Грузинская, 27/13.
Метро: Краснопресненская.

– основной зал Московской государственной филармонии. Был построен в 1940 г. Изначально на его месте планировали построить театр В.Э. Мейерхольда, но во время строительства Мейерхольд был репрессирован и расстрелян. В итоге театральный зал переоборудовали в концертный. Из Петербургского собора св. Петра и Павла привезли старинный (1839 г.) немецкий орган, на котором в 60-е гг. 19 в. играл П.И. Чайковский. Но при перевозке из Петербурга в Москву он получил серьезные повреждения и к 1959 г. находился уже в неудовлетворительном состоянии. В итоге в зале установили новый орган чешской фирмы «Ригер-Клосс», 81 регистр, 7800 труб.
Билеты на концерты можно приобрести на официальном сайте http://www.meloman.ru/calendar/
Адрес: Триумфальная площадь, 4/31.
Метро: Маяковская.

Здесь находится старейший орган России – орган, созданный немецким мастером Ф. Ладегастом или так называемый «Хлудовский» орган (по имени первого владельца, им был московский купец Василий Алексеевич Хлудов).
С концертной программой можно ознакомиться на официальном сайте музея http://www.glinka.museum/
Адрес: Москва, ул. Фадеева, 4.
Метро: Новослободская, Маяковская.

Здесь в 2008 г. появился небольшой мобильный орган на 12 регистров производства немецкой фирмы Glatter-Götz - Klais. Концерты проходят по субботам. Стоимость билета 400-500 руб.
Адрес: ул. Дольская, 1.
Метро: Царицыно, Орехово.

– это единственная англиканская церковь в столице. Он известен своей архитектурой и проводимыми здесь органными концертами. Изначально после постройки в соборе установили орган производства английской фирмы «Brindley&Foster», но в советское время он был утерян и сейчас концерты проводят на трехмануальном электронном органе фирмы «Viscount».
Стоимость билетов – от 1350 р.
Адрес: Вознесенский переулок д. 8.
Метро: Тверская, Охотный ряд.

ParkSeason продолжает делиться с читателями необычными местами Москвы. В сегодняшнем материале мы расскажем, где можно послушать настоящий орган, посмотреть на протестантскую церковь, и как оказаться в маленькой Англии (или Германии), не покидая пределы Садового.

1

Лютеранский собор Петра и Павла в Старосадском переулке


В переулках Китай-города спрятался готический шпиль: при ближнем рассмотрении он вырастает в не типичное для Москвы архитектурное строение. Это кафедральный собор Петра и Павла. После долгих скитаний лютеранской общины (соборы еще с XVII века появлялись и на Чистых прудах, и в Лефортово), в начале XIX века она наконец обосновалась в Старосадском переулке (тогда он еще был Космодамианским). Для встреч и богослужений выкупили усадьбу князей Лопухиных и в 1818 году заложили здесь церковь. Дом перестраивали несколько лет, а к 1850-м прихожан стало так много, что постройку решили расширить: именно тогда ей придали такой вид, который она имеет сейчас – с колоколом и готическим шпилем. Сюда приходили немцы, шведы, финны, эстонцы и латыши, проживающие в Москве. Богослужения велись на трех языках: немецком, латышском и эстонском.

Уже с марта 1915 года здесь начались погромы, а с приходом советской власти деятельность собора вовсе остановилась. Здание передали кинотеатру, а шпиль разобрали. К началу 1990-х инициативные группы начали поднимать вопрос о восстановлении собора, и спустя двадцать лет, после долгих поисков спонсоров и оформления документов, в реконструированном храме снова началась служба.

Одной из главных реликвий и достопримечательностей собора Петра и Павла считается исторический орган. В 1892 году община приобрела 42-регистровый «Э. Ф. Валькер», который стал лучшим инструментом в Москве. Во времена войны его эвакуировали в Новосибирск, где пустили на металлолом. К счастью, уцелел «В. Сауэр», который, будучи «жителем» Лютеранской церкви в Немецкой слободе, был перевезен в Крематорий, где его сохранили вплоть до 2000-х годов. В 2005 его отремонтировали и передали в собор Петра и Павла: на нем продолжают играть музыканты.

В зале собора регулярно проводят концерты: организацией занимается благотворительный фонд Belcanto. Им руководит Татьяна Ланская – певица и популяризатор классической музыки. ParkSeason побеседовал с Татьяной и узнал, для кого и зачем в Москве устраивают выступления органистов.

Скажите, какие музыканты выступают на концертах? Это профессиональные люди?

На концертах, организованных фондом, выступают органисты со всего мира. На сегодняшний момент это порядка 5 000 человек. Мы приглашаем музыкантов в Москву и устраиваем вечера разного формата.

На каких площадках выступают органисты?

Залы разбросаны по всей Москве: это может быть собор в центре Москвы, камерные помещения консерватории, дворцы в усадьбах, музеи.

Собор Петра и Павла – одна из главных площадок для органных концертов?

Это площадка с историческим немецким органом XIX века. Еще старинные инструменты стоят в Большом и Малом зале консерватории, зале Чайковского и музее Глинки.

Сколько концертов устраивает фонд?

Максимальное количество мероприятий за день – 11. В среднем, количество уже проведенных концертов приближается к пяти тысячам. В августе откроем программы в Петербурге.

Кто ходит на органные концерты?

Единого пласта аудитории нет. Это сильно зависит от формата концерта и площадки, где он проводится. Если это концерт Баха, например, мы ждем людей более «академических», старшего возраста. Если это «Звучащие полотна» и «Звуки города», то приходят хипстеры и средний класс. Это отдельный проект фонда, который запустился еще в прошлом году: игра на музыкальных инструментах сопровождается арт-инсталляциями, которые проектируются на стены и купол собора. Рисунки, которые попадают в проекцию, тут же, на месте создают песком или водой. То есть происходит совмещение сразу нескольких видов искусства: музыки, рисования и видео. Приобрести билеты на концерт можно на сайте фонда «Бельканто».








2

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской


В Пресненском районе на Малой Грузинской расположился еще один непривычный нашему глазу собор – это католический храм, построенный до революции 1917 года. Здесь проходят богослужения, кажется, на всех европейских (и не только) языках – французском, испанском, польском, английском, латыни и даже на корейском и армянском. Этот храм открыли в 1911 году, а построили на средства поляков, которые плотно обживали район вблизи современного Белорусского вокзала, работая на Московско-Смоленской железной дороге. Собору на Грузинской повезло больше, чем тому, что в Старосадском переулке: во время войны его разграбили, но основательно не разрушали. В советские годы здесь размещали продовольственную базу, а потом отдали постройку под общежитие. В конце 1990-х польские экспаты добились возвращения собора Католической церкви, и здесь возобновились богослужения. В храме стоят два органа: цифровой и духовой. В отличие от органа в соборе Петра и Павла, это современные инструменты, созданные в последние пятьдесят лет. Органные концерты в разных форматах проводятся в соборе на Малой Грузинской каждую неделю: иногда органисты выступают соло, иногда – в сопровождении других музыкальных инструментов. Посмотреть актуальное расписание можно на сайте благотворительного фонда «Искусство добра», который занимается организацией концертов.









3

Англиканская церковь святого Андрея в Вознесенском переулке


Храм в стиле викторианской готики незаметно расположился в Вознесенском переулке: даже те, кто считает себя знатоком архитектурной Москвы, не сразу понимают, где он прячется. Это единственная англиканская церковь в столице, и все богослужения здесь проходят на английском языке. Британская община, как и немецкая, довольно долго кочевала по городу: еще с XVI века церкви то строили то в Немецкой слободе и рядом с Сухаревской башней, то арендовали части особняков у русской аристократии. Наконец, в 1828 году англиканский приход обосновался в Вознесенском переулке: тогда еще в доме Колычева. В 1870-е годы община разрослась, и было решено здание перестроить. Из Лондона запросили архитектурный проект и по эскизам Ричарда Фримена возвели типичную английскую церковь. В январе 1885 года здесь провели первое торжественное богослужение. Тогда же установили духовой орган «Бриндли и Форстер». Судьба храма в советские годы мало чем отличается от тех, о которых мы уже рассказали: сначала прекратили богослужения, потом разместили общежитие и уничтожили орган, и уже в 1960-м году передали здание студии грамзаписи «Мелодия». Из-за хорошей акустики храм начали использовать музыканты: основные артисты записывали песни именно здесь. 1990-е годы и в этом случае стали спасением: после визита в Москву королевы Елизаветы II церковь пообещали вернуть прихожанам, после чего «Мелодия» освободила помещение.

Сейчас в соборе святого Андрея проводят органные концерты: правда, музыканты играют на электронном цифровом инструменте. Мероприятия проводят в разных стилях: можно попасть на рок-выступления, где перепевают Nirvana, а можно послушать непрофессиональный церковно-приходской хор. На сайте благотворительного фонда «Небесный мост», который отвечает за организацию концертов, можно посмотреть расписание и приобрести билеты на концерт.