Рецензия. Как написать рецензию на дипломную работу Рецензия определение

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей № 25

Как написать рецензию

Мысь Е.А.,

Методист.

Полысаево 2010

Введение…………………………………………………………………...3

  1. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на методическое пособие…………………………………………………4
  2. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на учебную программу………………………………………………….12
  3. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на методическую разработку урока (занятия)………………………..14
  4. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на реферат………………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………...19

Введение

Одной из составляющих методической работы является анализ и рецензирование материалов, разработанных педагогами. Предлагаемые ниже рекомендации могут помочь рецензентам в осуществлении научно-методического анализа материалов из опыта работы педагогов и в написании рецензий на авторские образовательные программы, а также на методические разработки занятий, содержащих новизну.

РЕЦЕНЗИЯ.

Определения.

Рецензия - это письменный разбор художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения, содержащий его критическую оценку.

Отзыв - письменное суждение, мнение, содержащее оценку художественного, научного или научно-популярного произведения.

Отзыв, в отличие от рецензии, дает самую общую характеристику, самую общую оценку прослушанного, прочитанного, просмотренного без подробного анализа.

Таблица № 1.

Характеристика отзыва и рецензии.

ОТЗЫВ

РЕЦЕНЗИЯ

Общая оценка литературного произведения, сопровождаемая частичным его анализом.

Подробный анализ литературного произведения с целью высказать и обосновать его оценку.

Элементы, которые входят в жанры:

2. Жанр произведения.

2. Краткая характеристика творчества писателя - в связи с этим произведением.

3. Главные действующие лица.

4. Время, место действия.

4. Смысл названия.

5. Краткое содержание.

5. Краткая информация о содержании.

6. Критическая оценка произведения:

Особенности композиции;

Индивидуальный стиль писателя;

Искусство иллюстратора книги.

7. Основная мысль рецензии.

8. Актуальность тематики произведения.

ЦЕЛЬ и СТИЛЬ

В зависимости от цели отзыва или рецензии используются различные стили:

1. ЦЕЛЬ: привлечь внимание к произведению, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки героев.

Чаще выбирается публицистический стиль.

2. ЦЕЛЬ: помочь понять, разобраться в прочитанном материале.

Чаще выбирается научный или научно-популярный стиль.

Первая цель чаще реализуется в отзыве, вторая - в рецензии.

ТИП РЕЧИ

Обычно - рассуждение.

Как правило, рассуждение.

Может включаться повествование, иногда содержит описание.

ФОРМА

Больше возможностей для свободы выражения мыслей.

Более жесткая форма (пишется по определённому плану, тон сдержанный, преобладают научный и научно-популярный стиль).

ПРИНЦИПЫ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ:

1. Читатель может сказать об анализируемом произведении или просмотренном фильме, спектакле «нравится - не нравится» без доказательств. А в рецензии автор должен свое мнение тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом, ссылкой насодержание, форму произведения, его идею и основную мысль (мысли).

2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.

3. Рецензент должен увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора, колорит рецензируемого произведения.

4. Отношения между рецензентом и автором - творческий диалог при равном положении сторон. Преимущество автора - детальное знание произведения. Преимущества рецензента - высокий уровень теоретическойподготовки, мастерство аналитика, языковая культура. Опыт и бойкость пера знаний не заменяют.

5. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

ТИПОВОЙ ПЛАН ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕЦЕНЗИИ

Таблица № 2.

Рецензия строится по определенному плану. В роли опорных конструкций в ней употребляются специальные обороты речи (клише), которые обеспечивают связность, логичность, свойственные научной речи.

Пункты плана

Специальные обороты речи (клише)

1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Предмет анализа: чему посвящено произведение (работа, текст)?

Произведение посвящено рассмотрению вопроса (решению проблемы, проблеме)…

Работа посвящена актуальной теме…

…написана на актуальную тему

Актуальность темы обусловлена…

Актуальность темы не вызывает сомнений (вполне очевидна)…

2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Каково основное содержание произведения, основные проблемы?

В центре внимания (находятся)…

Главные усилия направлены…

Центральным вопросом работы является…

описывает (что?)…

касается (чего?)…

обращает внимание (на что?)…

напоминает (о чём?)…

анализирует (что?)…

Необходимо остановиться на…

Особо хочется выделить…

Приведём пример…

Наконец, можно ещё отметить…

Достоинством… является…

Есть ли недостатки, в чём они заключаются?

К сожалению, работа не лишена недостатков…

К существенным недостаткам, на наш взгляд, относится…

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обобщённая оценка произведения.

Работа завершается…

В заключение отметим…

Проведённый анализ позволяет утверждать, что…

Размышляя над произведением, можно сделать следующие выводы…

СОВЕТЫПРИНАПИСАНИИ РЕЦЕНЗИИ

  1. Не следует жестко придерживаться стандартного плана. В рецензии могут быть отражены не все, а лишь некоторые пункты из числа обозначенных в плане, и, наоборот, в нее могут быть включены вопросы, отсутствующие в схеме.
  2. Не следует клишировать письменную речь «пишущих» учащихся. Клише используется в случаях, когда ученики вообще не умеют рецензировать.
  3. Не следует увлекаться опорными конструкциями. Помните, что это семантически опустошенные обороты речи, связки - и ничего больше.
  4. Если в методике обучения применяется клиширование, то параллельно необходимо знакомить учащихся с работами, в которых не используются заученные клише. В этом случае ученики осознают, сто творческая работа предполагает, прежде всего, знание предмета анализа и прочное владение языком.

(Из моих конспектов).

Основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецензии от других газетных жанров состоит прежде всего в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. В том же случае, когда журналист на основе глубокого анализа произведения актуализирует какие-то общественно значимые проблемы, его произведение будет скорее не рецензией, а литературно-критической статьей иди искусствоведческим исследованием («Что такое обломовщина?» Н. Добролюбова, «Базаров» Д. Писарева). Вопрос о том, что рецензировать, имеет первостепенное значение для автора. Ясно, что охватить своим вниманием все явления культурной или научной жизни рецензент просто не в силах, да это и невозможно в силу ограниченности возможностей СМИ. Поэтому рецензируются как правило наиболее выдающиеся спектакли, книги, фильмы, в том числе и «скандальные» произведения, то есть привлекшие необычно широкое внимание аудитории. Рецензия, разумеется, должна преследовать какую-то практическую цель – рассказать аудитории о том, что действительно заслуживает ее внимания, и о том, что внимания ее недостойно, помочь ей лучше разбираться в вопросах той сферы, которой касается рецензируемое произведение. Рецензия должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для той категории читателей, слушателей, зрителей, которой она адресована. Для этого рецензенту надо глубоко изучить рецензируемое произведение, учитывая те принципы и правила, которыми руководствовался писатель, ученый или художник, уметь использовать методы анализа и свободно владеть языком рецензируемого произведения. Но основная задача рецензента – увидеть в рецензируемом произведении то, что незаметно непосвященному. А это трудно сделать, не обладая специальными знаниями в определенной сфере деятельности (литературе, театральной жизни, искусстве). Эти знания не может заменить обычный жизненный опыт или интуиция. Чем большим запасом специальных знаний обладает автор, тем больше у него шансов подготовить профессиональную рецензию. Основу рецензии составляет анализ, поэтому необходимо, чтобы он был всесторонним, объективным. Автор должен суметь заметить в анализируемом произведении то новое, что действительно отличает рецензируемое произведение, что может стать центральным пунктом его анализа, мыслей, суждений. И это совсем не обязательно будут какие-то внешние признаки, на основе которых рецензируемое произведение было выделено аудиторией. Очень часто рецензенты сосредоточивают свое внимание на пересказе сюжетных линий произведения, характеристике поступков персонажей. Это не должно быть самоцелью, только в том случае, если такой пересказ органично вплетен в канву анализа, он становится оправданным. Особенно неудачным такой путь рецензирования будет в том случае, когда хорошо знает произведение, о котором идет речь. В ходе рецензирования автор может разбирать только какую-то одну сторону произведения – тему, мастерство автора или исполнителя, работу режиссера и т.п. Однако он может и расширить предмет своего исследования, рассматривать в комплексе совокупность проблем, связанных с обсуждаемым произведением, в том числе и выходящих за рамки его содержания. Как писал по этому поводу В.Г. Белинский, «каждое произведение искусства непременно должно рассматриваться в отношении к эпохе, к исторической современности, и в отношении художника к обществу; рассмотрение его жизни, характера также может служить часто уяснению его создания. С другой стороны, невозможно упускать из виду и собственно эстетических требований искусства. Скажем более: определение степени эстетического достоинства произведения должно быть первым делом критики». И действительно, искусственное сужение рамок анализа в ряде случаев резко снижает общественный вес рецензии. При подготовке публикации рецензент может активно привлекать элементы исторического, психологического, социологического анализа, что сделает его выступление более актуальным, весомым. Рассуждая о произведении художника или писателя, рецензент может оценить его как хорошее или плохое, опираясь на определенные следствия, которые имеет такое произведение. Эти следствия могу быть самыми разными, например: создание неправильного представления о реальности, формирование у читателя, зрителя дурного вкуса, возбуждение низменных интересов и т.д. Обоснованность главного тезиса рецензии зависит от полноты, достаточности, достоверности аргументации. Что же может быть аргументом в рецензии? Это – знания, опыт, жизненные наблюдения автора; содержание рецензируемого произведения, отрывки из него и его форма; отношение к этому произведению других людей, специалистов, экспертов; логические следствия публикации произведения. Итак, первоэлементом рецензии является тезис, раскрываемый в публикации. Его еще называют главным тезисом, если рассуждение имеет достаточно сложную форму и включает в себя некие дополнительные (второстепенные) тезисы. Содержание тезисов – это результат того исследования, которое провел автор рецензии. Одновременно в них отражаются и мировоззрение автора, и его осведомленность в данной проблематике, понимание ее. Не все тезисы обычно развернуты, наполнены новым смыслом, не все они могут даже восприниматься как тезисы, поскольку в тексте есть главный тезис на весомость которого работают все остальные. В силу этого дополнительные тезисы могут выступать в роли аргументов по отношению к главному. Зная о том, что тезисы необходимо обосновывать, рецензенты часто используют для этого богатый иллюстративный материал. Казалось бы, это очень хорошо – чем богаче иллюстрации, тем обоснованнее идеи автора, тем интереснее сама рецензия. На самом же деле чрезмерное увлечение иллюстрациями способно нанести вред рецензии, поскольку они могут «перекрыть», «затмить» в восприятии аудитории те идеи, которые автор намеревался донести до этой аудитории. Одним из самых сложных видов рецензии является кино- и театральная рецензия. Так, если в рецензии на литературное или изобразительное произведение критик имеет дело только с самим этим произведением, мастерством его автора, то в театре, в кино, на телевидении, в концертной деятельности кроме автора участвуют режиссеры, актеры, музыканты, оформители и т.д. Работу исполнительского коллектива в целом и каждого автора отдельно, и должна оценивать в этом случае рецензия. В подобных работах перед критиком стоит трудная задача – совместить целенаправленный анализ авторского и режиссерского замысла с характеристикой творческого воплощения. Дело усложняется еще больше, когда автор рецензии ставит своей задачей сравнить литературный первоисточник с экранизацией или театральной инсценировкой. Согласовать все три или даже четыре плоскости рецензирования – первоисточник, пьесу по нему, режиссерскую интерпретацию пьесы, воплощенную в спектакле, авторское исполнение – очень непросто.

Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. - Бишкек: Издательство КРСУ . А. А. Князев . 2002 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Рецензия" в других словарях:

    Рецензия - Рецензия жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку . В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв… … Википедия

    РЕЦЕНЗИЯ - (этимол. см. пред. сл.). Разбор, оценка сочинения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕЦЕНЗИЯ [лат. recensio осмотр, обследование] 1) лит. статья, целью которой является критический разбор какого л.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Рецензия - один из распространенных критических жанров. Р. составляют в толстых журналах так наз. «библиографический» отдел. Р. критический разбор произведения литературно художественного, научного, публицистического характера и т. п., дающий информацию об… … Литературная энциклопедия

    рецензия - См … Словарь синонимов

    РЕЦЕНЗИЯ - РЕЦЕНЗИЯ, рецензии, жен. (от лат. recensio пересмотр). 1. Критический отзыв о спектакле, концерте, научной или литературной работе. 2. То же, что редакция во 2 знач. (филол.). Новая рецензия Цицерона. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    РЕЦЕНЗИЯ - Рецензенты имеют право не только говорить людям в глаза, что они дураки, но даже доказывать им это. Георг Лихтенберг Написание рецензии занимает так много времени, что некогда прочесть саму книгу. Граучо Маркс Рецензенту редко нравятся книги, о… … Сводная энциклопедия афоризмов

    рецензия - РЕЦЕНЗИЯ, отзыв ОТЗЫВАТЬСЯ/ОТОЗВАТЬСЯ, сов. отрецензировать, рецензировать/прорецензировать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    рецензия - Рецензия, а иначе критический разбор, пишется на какое либо произведение и никогда – о каком либо произведении. Предложения вроде: В газете была напечатана рецензия о новом фильме (нужно на новый фильм) неверны … Словарь ошибок русского языка

    РЕЦЕНЗИЯ - (от лат. recensio рассмотрение) 1) газетно журнальный жанр; критический анализ и оценка нового художественного или научного произведения.2) Отзыв на научную работу или литературно художественное произведение перед их публикацией, защитой и т. п … Большой Энциклопедический словарь

    РЕЦЕНЗИЯ - РЕЦЕНЗИЯ, и, жен. Критический отзыв о каком н. сочинении, спектакле, фильме. Р. на книгу или о книге. Отдать статью на рецензию. Отрицательная, положительная р. | прил. рецензионный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.

В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Рецензии - это творческие работы, например:

  • небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
  • сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
  • развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.

Примерный план рецензии на литературное произведение

Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).

Критический разбор или комплексный анализ текста:

  • смысл названия
  • анализ его формы и содержания
  • особенности композиции
  • мастерство автора в изображении героев
  • индивидуальный стиль писателя

Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:

  • основная мысль рецензии
  • актуальность тематики произведения

В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.

Принципы рецензирования.
Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения.

Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме «нравится или не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом. Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон. Авторское «я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции. Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора. Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?

Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает «как сделан» текст. Школьную рецензию стоит писать так, как будто никто в экзаменационной комиссии с рецензируемым произведением не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.

Самым важным днем для каждого студента является день защиты дипломной работы. Помимо самой выпускной работы, защитного слова и презентации, студенту понадобиться рецензия, которая может быть подготовлена его научным руководителем, директором предприятия, где студент проходил практику, или даже самим учащимся. В данном материале описаны основные требования к написанию отзывов, а также примеры написания рецензий на дипломную работу.

Рецензия на дипломную работу (курсовую или любую другую квалификационную работу) - это обязательный официальный документ, в котором рецензент оставляет отзыв о прочитанном. Этот документ необходим для того, чтобы студента допустили к защите. Он включает в себя множество аспектов. Достойным примером рецензии на дипломную работу служит та, в которой, помимо итоговой оценки, имеется краткое содержание работы и ее анализ. Тут же рецензент рассматривает все недочеты, ошибки и замечания, описывая их максимально подробно и объективно. Важно понимать, что от рецензии зависит очень многое. Нередко именно этот документ оказывается решающим в момент оценивания студента. Хорошая рецензия производит приятное впечатление на приемную комиссию, что в конечном счете может сыграть на руку тому, кто работал над дипломным проектом.

Кто такой рецензент?

Естественно, проверять и оценивать проект студента должен не человек с улицы, а профессионал в той теме, которой посвящена дипломная работа. Рецензент - это дипломированный специалист, который сможет объективно и непредвзято оценить работу студента. В идеале этим должен заниматься максимально независимый человек со стороны, на чье решение не сможет повлиять личное восприятие и взаимоотношения с автором работы. Обычно этим занимается директор предприятия или организации, где студент проходил практику. В этом случае рецензия оформляется на специальном документе организации. Рецензент должен в полной мере владеть темой, понимать все аспекты работы, грамотно описать все плюсы и минусы. Помимо прочего, сам документ должен быть правильно оформлен. Должно быть подтверждение в виде печати и подписи руководителя (без этого рецензия будет недействительной). Очень часто директора предприятий и преподаватели просят студента самостоятельно написать и оформить документ, а преподавателю остается лишь поставить печать и подпись. Раз такая практика имеется, то каждый студент должен быть готов самостоятельно написать отзыв. Для этого нужно ознакомиться с хорошими примерами написания рецензии и подробной инструкцией по ее оформлению.

Общая информация

С примером готовой работы, конечно, и по установленным, общепринятым пунктам. Особых проблем с основной частью рецензии возникнуть не должно. Студент лучше, чем кто-либо, знает все преимущества и недостатки своей дипломной работы и сможет наиболее грамотно их описать.

Следует взять во внимание следующие важные требования к работе, которые проверяются и описываются в рецензии:

  • структурированность;
  • актуальность;
  • уникальность;
  • полнота материала;
  • оформление в соответствии с требованиями ГОСТа.

Для удобства восприятия рецензию можно условно поделить на три основных элемента:

  1. Вводная часть, где рецензент будет описывать актуальность темы.
  2. Основная часть, где более скрупулезно рассматриваются аспекты работы, достоинства и недостатки (самая большая часть).
  3. Заключение, где делается основной вывод (включает в себя отметку и вердикт преподавателя о том, допущен студент к защите или нет).

Лучше избегать общих фраз и различных клише. В рецензии должно быть больше конкретики и меньше воды.

Шапка

Здесь все максимально просто. В интернете существует масса примеров рецензий на произведения художественного характера и прочие схожие работы со специфичным оформлением, но когда речь идет о дипломной, все должно быть максимально аскетично.

В верхней части пишется слово «Рецензия», затем тема работы, должность и Ф.И.О. автора.

Например, «Рецензия на статью "Использование современных IT-технологий в обучении французскому языку" кандидата педагогических наук, доцента кафедры иностранных языков МВГУ Песня Ольги Петровны».

Оценка научной новизны и актуальности

Любой научный труд базируется на этих двух аспектах, и они являются наиболее важными для работы студента. Актуальность может заключаться в использовании новых методик, разработки уникального комплекса мер по устранению существующих проблем в сфере деятельности, которая рассматривается в дипломной работе, или свежем взгляде на привычные вещи. Так или иначе этот момент должен быть описан в самой работе и отражен в рецензии на нее. Если отзывом занимаетесь вы лично, то чтобы упростить себе задачу, можно найти этот пункт в своем выпускном проекте и, перефразировав, внести его в рецензию. По поводу актуальности и новизны достаточно написать 2-3 предложения.

Краткий анализ содержания

Примеры рецензий на пособия и разные типы работ сильно отличаются. Краткий анализ - это еще один немаловажный пункт, в котором будет выведена основная идея всего проекта. В чем заключалась суть работы, какова ее цель и каких результатов планировал достигнуть автор. Тут же нужно уместить информацию о том, была ли поставленная автором цель достигнута, какие идеи были реализованы в ходе исследования.

Например, автором была проведена серьезная работа по исследованию возможностей использования современных IT-технологий в обучении французскому языку. Были предложены новые средства обучения, помогающие развивать навыки чтения, говорения, слушания и письма. Цель - создать комплекс упражнений с использованием современных технологий была достигнута.

Преимущества работы

Существует масса примеров рецензий на программы исследований и дипломные работы от преподавателей и директоров различных предприятий, где этот пункт описывается достаточно сухо, так как рецензент не был особо воодушевлен проектом. Если студенту предстоит самостоятельно писать рецензию, то он получает возможность похвалить себя как следует, описав положительные стороны своего исследования и его преимущества во всей красе. Главное - не переборщить, иначе вы добьетесь лишь того, что комиссия завалит вас вопросами на защите и создаст немало проблем.

Недостатки курсовой работы или диплома

А вот тут могут начаться трудности. В самом деле, кто захочет сам на себя наговаривать и отражать какие-либо недочеты собственного проекта? Сделать это все же придется. Объективно описать проблемы и недочеты вряд ли получится. Лучше опираться на те изъяны, что были выявлены вашим научным руководителем. Посоветуйтесь с научным руководителем или руководителем практики, кому, как не им, лучше всего известно, какие недостатки есть у вашей квалификационной работы?

Главное, чувствуйте грань и не напишите про себя лишнего. Слишком критичное отношение к себе может завести в тупик и вовсе лишить возможности выступить на защите.

Практическая ценность исследования

Если вы посмотрите на примеры написания рецензий на дипломную работу, то вряд ли обнаружите там этот пункт. Обычно практическая ценность исследования указывается только в том случае, если речь идет о кандидатской работе или диссертации. Тем не менее если в вашем проекте такой пункт есть, то об этом обязательно нужно сказать. Конечно, указать факт наличия практической ценности недостаточно, рецензент обязан выразить свою позицию и сказать, чем именно может быть полезен выполненный труд.

Оценка

Оценка работы должна иметь общий и частный характер. Это значит, что рецензент в полной мере должен оценить всю работу и каждую отдельную главу.

В общую оценку входят такие моменты, как правильное оформление и соразмерность каждой главы и параграфа, логичность материала, наличие грамотно построенных выводов по каждой части. Присутствие профессиональных терминов, приложений, изображений, таблиц, гистограмм и прочих визуальных акцентов.

Во второй главе оценивается то, насколько глубоко изучена тема, насколько качественный анализ был проведен автором, какие выводы были сделаны в итоге. Вся деятельность студента по сбору и обработке информации из источников, статистики, интерпретация полученных данных расписываются в этом пункте.

В третьей главе описывается возможность практического применения тех рекомендаций, что дает студент в своей работе. Идеи, которые были реализованы в ходе преддипломной практики. Конкретные предложения и готовые варианты их использования в реальной жизни и работе. Эта часть может быть вписана во вторую главу, если та является практической.

Оформление рецензии

Если взглянуть на примеры рецензий на курсовую или дипломную работу, становится ясно, что визуально они оформляются так же, как сама дипломная или курсовая. Требования:

  • шрифт - Times New Roman;
  • размер шрифта - 14 пунктов;
  • поля страницы - 2 сантиметра;
  • колонтитулы - номер страницы по центру внизу.

Пример

Как написать рецензию? Проще всего сделать это с опорой на конкретную работу. Ниже будет предложен один образец, на который можно ориентироваться.

Рецензия

На выпускную квалификационную работу по теме «Использование IT-технологий в обучении французскому языку» студентки Птициной Елизаветы Сергеевны.

Актуальность представленной работы обуславливается рядом факторов. Среди них необходимость соответствия уровня образования новым требованиям, которые возлагаются на выпускников, и повсеместное распространение IT-технологий, оказывающих влияние на различные сферы жизнедеятельности.

Птицина Е.В. обработала большой массив информации, включая научные работы и учебные пособия. Методологическая и теоретическая основы находятся на высоком уровне. Информация, представленная в дипломной работе, имеет четкую последовательность, структурирована и изложена в соответствии с научным стилем. Объем дипломной работы составляет 97 страниц, среди которых 4 приложения, 7 рисунков, 2 таблицы и 5 диаграмм.

В первой главе автор провел глубокий и подробный анализ теоретической информации по выбранной теме. В деталях раскрыто само понятие IT-технологий, основные аспекты и проблемы обучения французскому языку. Определены и методика анализа эффективности использования IT-технологий в образовании.

Во второй главе определены особенности обучения в средней общеобразовательной школе. Автором представлена характеристика работы школы и предложен эксперимент по выявлению эффективности предложенной им программы обучения. Описаны инструменты, которые использовались в ходе практики. Подготовлен комплекс уроков с использованием современных IT-технологий. Автор провел анализ проделанной работы и предоставил конкретные данные по повышению эффективности обучения с использованием IT-технологий.

Студент показал способность правильно излагать свои мысли. Сформулированные выводы имеют веские обоснование и могут быть использованы на практике. Серьезных недочетов в работе найдено не было. Она выполнена в соответствии с требованиями ГОСТа. Рекомендуемая оценка - «отлично».

Этот пример рецензии на работу (курсовую или дипломную) немного упрощен, но может быть использован вместе с более подробными отзывами.

Перед написанием необходимо еще раз ознакомиться с выпускной работой. Проверить ее на соответствие требованиям. Ознакомиться с несколькими примерами рецензий на дипломные работы. По итогу проверки нужно еще раз проверить уникальность проекта и несколько раз перечитать готовый отзыв.