Левитан исаак ильич биография для детей. Кто такой Левитан Исаак Ильич

Голос этого человека стал поистине легендарным, принеся его обладателю славу, почет и построив успешную профессиональную карьеру. Редкий талант, даже дар, сделал Юрия Левитана гостем в каждом доме на территории всего советского союза. Он приносил в каждую семью радостные и грустные новости, сообщал информацию о важных документах государственного значения.

Диктор Левитан стал голосом целой эпохи в истории страны, пережив вместе со всеми одно из самых тяжелых испытаний, которое доводилось преодолевать советскому народу. Фраза «Говорит Москва» стала фирменной карточкой Юрия Борисовича.

Настоящее имя и отчество Левитана при рождении – Юдка Беркович. Он был рожден в 1914 году в городе Владимир. Национальность семьи была общеизвестной и по внешним признакам, и по именам – евреи. Мальчик рос невысоким, достаточно щуплым, с очень буйной кудрявой шевелюрой.

С самого юного возраста Юрий выделялся среди ровесников невероятно сильным голосом – его часто просили соседи созвать их ребят домой, и тогда голос Левитана можно было услышать даже через реку. Громогласный Юра был любимчиком у всех соседей, имел много друзей и рос счастливым ребенком.

С детства целеустремленный Юрий мечтал связать свою жизнь с кинематографом, он грезил о славе и всесоюзной известности. Такой, чтобы к нему подбегали на улицах и просили оставить автограф. Во Владимире он получил направление на пробы в профильный техникум.


Юрий Левитан (второй слева) с одноклассниками

Окончив школу, Левитан приезжает в Москву и не проходит этап отбора приемной комиссией. Конечно, актера в Юрии Борисовиче не разглядели – невысокий рост, худощавое телосложение, специфический говор, непродуманный внешний вид и отсутствие ясного имиджа помешали диктору стать звездой кино и телевидения.

Возможно, мир так и не узнал бы о Левитане, если бы сама судьба не подсказала ему попробовать свои силы в работе на радио. По дороге с проб в техникум Юрий увидел невзрачное объявление о том, что открылся набор дикторов. Он решил испытать удачу и не прогадал.

Конечно, приемная комиссия сначала не восприняла паренька всерьез. Он предстал перед комиссией невзрачным юношей, в спортивной одежде и с непонятной прической. Тем более, у него был сильный региональный акцент. Однако голос Левитана поразил профессионалов – он был столь четким, сильным и тягучим, тембр был редким, почти уникальным. Ему сразу предложили стажировку на радио в составе группы учеников при Радиокомитете.


Юрий Левитан на радиостанции

Юрий Борисович начинал с роли разносчика газет и варщика кофе для именитых дикторов. Это было днем, а ночью он проводил многие часы, работая над своим произношением. Он читал все подряд – прозу, стихи, новости, делал это стоя, сидя, постоянно меняя положение, иногда даже вставая вверх ногами.

Будущий главный диктор страны методично избавлялся от «оканья», ставил речь и развивал свои богатые природные голосовые данные. Делал свой голос еще более звучным, мелодичным и всепоглощающим. Постепенно его стали выпускать в ночной эфир – Левитан читал свежие выпуски периодических газет, чтобы жители отдаленных регионов страны могли первыми услышать самые главные новости Москвы.

Начало карьеры

Одна такая ночь стала для судьбы Юрия Борисовича определяющей. Он по привычке размеренно и внимательно читал газеты в прямом эфире, озвучивая повестку грядущего дня в стране. И не знал, что в эти самые минуты главный человек страны слушает его ночной эфир.

Общеизвестно, что глава советского союза работал ночами с включенным радиоприемником. И уверенный, богатый и внушительный голос Левитана услышал и высоко оценил сам . Иосиф Виссарионович срочно позвонил главе Радиокомитета и сообщил, что его доклад для Съезда партии на радио зачитывать должен именно этот диктор, этот «голос».


На следующий день Юрия, который невероятно сильно волновался и был почти на грани обморока от нервов, усадили читать доклад Сталина в прямом эфире. В течение долгих пяти часов диктор выполнял это задание, ни разу не сбившись или совершив ошибку. Так, фактически за одни сутки, Левитан стал главным голосом страны.

Голос Победы

Самым сложным периодом работы Левитана стал, конечно же, период с 1941 по 1945 годы. Именно он, преодолевая собственный страх и ужас, громогласно сообщил жителям страны, что объявил Союзу войну. Именно Левитан сообщал всю информацию о ходе сражений, поступающую круглосуточно от советского информационного бюро.

В течение долгих пяти лет он работал фактически без отдыха – с ним просыпались и засыпали жители Советского Союза. В голос Юрия Борисовича вслушивались солдаты на фронте, работники тыла и эвакуированные люди, люди в оккупированных городах.

В 1941 году Юрий был эвакуирован из столицы в Свердловск, вместе с ним поехала работать в условиях полной секретности диктор Ольга Высоцкая. Они совместно работали у микрофона, информируя жителей СССР о ходе событий, внушая им надежду и веру в то, что победа возможна и осуществима.

Существует легенда, что ассоциация между Левитаном и скорой победой над немцами была столь сильной среди народа, что Гитлер призвал соотечественников найти и обезвредить диктора, назначив за его смерть огромную сумму денег.

В 1945 году именно Левитан сообщил о долгожданной победе над врагом. Это было логично – только Юрий Борисович, зачитавший объявление о начале войны, мог завершить эту горестную часть истории страны.

Послевоенные годы

После войны диктор перестал работать на радио, зачитывая обычные новости. Голос, ассоциирующийся у всех без исключения жителей СССР с великими новостями, сложными и серьезными, не мог размениваться на проходные информационные сообщения. Левитан начинает озвучивать документальные фильмы о войне, вести передачи про ветеранов, ведет репортажи с главных мероприятий страны на Красной площади.


Мало кто знает, но вплоть до 60-70х годов выступления Левитана по радио велись в прямом эфире, поэтому записей его сообщений по радио нет. Все те аудио, которые в современной России считаются записями «Левитана, сообщающего о войне», на самом деле были записаны отдельно, много лет спустя. Они не содержат тех не поддельных эмоций, которые переживал диктор в те конкретные моменты, но в целом дают представление о звучании Юрия Борисовича в военные годы.

Юрий Борисович стал первым диктором в истории страны, который получил звание народного артиста.

Смерть

Левитан оставался главным диктором страны на протяжении всей карьеры, поэтому все важные даты и поводы, связанные с Отечественной Войной, не проходили без его участия. В 1983 году великого диктора пригласили на родину, в Белгородскую область, на мероприятие при участии ветеранов битвы под Курском. Еще перед поездкой Юрий отмечал, что ему нездоровится.


Левитан твердо решил ехать, но никто не ожидал, что невыносимая жара и солнцепек приведут к наступлению сердечного приступа. Причина смерти оказалась прозаична, возраст и сердечная недостаточность на фоне высокой температуры воздуха привели к столь трагичному результату.

Похороны этого великого человека состоялись в Москве, могила Левитана находится на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

Он был знаменит на всю страну, но в лицо Левитана знали единицы – только близкие коллеги, друзья и родные. Юрий Борисович обладал легендарным голосом, который никак не соотносился с его внешностью. Это давало ему право на частную жизнь без вмешательств со стороны случайных прохожих и поклонников.


У Юрия Левитана была полноценная семья на протяжении 11 лет – любящая жена и воспитанные дети. Однако брак распался, супруга главного голоса советского союза ушла к другому мужчине, оставив семью. К слову, второй брак женщины не продлился долго, она ушла и от этого мужчины с сыном на руках.

Юрий не стал заключать второй брак с другой женщиной, оставшись фактически один до конца своих дней. Он стал проживать совместно с бывшей тещей, которая обожала зятя. Позже к ним в доме присоединилась и родная дочь Левитана. Когда дочь завела собственную семью и родила сына, Юрий Борисович съехал в отдельную квартиру в соседнем жилом здании.


В семье Левитана после его кончины случилось большое несчастье – в начале нового тысячелетия была убита его единственная дочь. Главным подозреваемым оказался внук Юрия Борисовича, который находился вместе с матерью в квартире в момент смерти. Как именно произошло убийство, и что к нему привело – это еще предстоит установить следствию. Это дело получило широкое освещение в прессе.

Великий мастер русского пейзажа Исаак Ильич Левитан родился в большой и дружной еврейской семье в заштатном литовском городке у самой польской границы. Его «нерусское» происхождение до конца жизни будет причиной унижений и лишений, но не заставит его покинуть страну, которая всегда была для него источником вдохновения, несмотря ни на что.

Финансовые трудности заставили семью художника переехать в , где в возрасте 13 лет Левитан поступает в Художественное училище. Годы учебы были полны и успехов и неприятностей. Не всем педагогам нравилось, что их ученик еврей. А увлечение Левитана русским пейзажем казалось мэтрам наигранным и неискренним. Повезло мастеру с главными педагогами – , и . Они сумели разглядеть в первых робких и неуверенных мазках школяра будущий талант, поэтому относились к студенту Левитану по-особенному.

Ранняя смерть родителей едва не перечеркнула планы на образование. Помогли преподаватели и друзья. Молодой художник работает не покладая рук. В конце 70-х годов 19 века Левитан знакомится с Чеховым. Это знакомство было важным для обоих. Трудно себе представить более духовно близких людей, одинаково талантливых, одинаково тонко чувствующих красоту.

Во время ученической выставки в 1879 году одну из работ студента Левитана (Осенний день. Сокольники.) за 100 рублей покупает сам Третьяков. Казалось бы, с этого момента жизнь должна измениться к лучшему. Но нет, в этом же году Левитана, как и всех евреев, высылают из Москвы. Только через год, благодаря хлопотам влиятельных друзей, ему удалось вернуться обратно.

В период с 1880 по 1885 годы художник создает свои известные полотна «Осень», «Сосны», «Первый снег». Мастер становится известным, его работы популярны. В 85-м году, вместо диплома художника, училище выдает Левитану диплом «учителя чистописания». Очередное унижение сказывается на здоровье художника. Он уезжает в Крым. Результатом этой поездки стала серия пейзажей, получившей восторженные отзывы критиков.

Следующий успех – картины «волжского» периода жизни. Благодаря многочисленным работам, созданным в окрестностях города Плес, Левитан окончательно избавляется от финансовых трудностей, становится знаменитым. Теперь художник отправляется в Европу. Там он знакомится с лучшими образцами французского пейзажа. Поиски импрессионистов оказываются очень близкими по духу мастеру.

В самом начале 90-х годов Левитан вступает в общество «передвижников». На выставках объединения появляются его шедевры: «У омута», «Лето», «Октябрь». А затем снова высылка из Москвы. На этот раз за художника хлопотали настолько влиятельные друзья, что вынужденная ссылка в Тверской и Владимирской губерниях продлилась недолго, но унижение еще больше подорвало здоровье. Именно в своей вынужденной ссылке Левитан пишет одну из самых своих глубоких и талантливых работ – .

В 1894 году художник создает полотно, которое принято считать вершиной его творчества – «Над вечным покоем». Никто из , до Левитана, не приближался в своем творчестве к такой высокой поэтичности и чувственности в изображении природы.

В последующие годы художник трудится не покладая рук – , «Золотая осень», «Свежий ветер. Волга» - это лишь те, что были при жизни мастера признаны шедеврами. В 1898 году Исаак Левитан получает звание академика и право преподавать в Художественном училище. Но здоровье у него к этому времени было совершенно расстроено.

Свою последнюю работу, наполненную солнечным оптимизмом и теплотой – - он так и не закончил. Сердце великого русского художника Исаака Ильича Левитана остановилось 4 августа 1900 года.

Исаак Ильич Левитан родился 18(30) августа 1860 года в небольшой деревне близ станции Кибары. В семье все были потомственными евреями: дедушка, отец. Жили они достаточно бедно. У Исаака так же был брат и две сестры. Не смотря на свое финансовое положение, в семье всегда царил мир и душевная атмосфера, отец сам учил всех детей грамоте. А в 1860 году семья переехала в Москву. Это было тяжелое время для них, денег не было совсем, а отец работал переводчиком, чтобы хоть как-то прокормить семью. Оба брата изначально выбрали стезю искусства: старший брат Авель поступил в 1879 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а Исаак Левитан поступил туда же в 1873 году.

Родители не препятствовали этому выбору, даже не смотря на трудности с деньгами, наоборот, поддержали своих сыновей.

В 1875 году умерает мать Левитана, а спустя два года умерает и отец от тифа. Дети остались одни, можно сказать без средств на существование.
Но Исаак Левитан уже на первых порах обучения проявил свою любовь к природе в рисунках. А.К.Саврасов, будучи уже известным, взял его себе в ученики. Да и в училище старались помогать, кто чем может: кто кисти, кто краски даст, ведь знали, в каком полождении остался Исаак.

Саврасов, безусловно, поддерживал юного художника, он видел в нем большой потенциал. Под его руководством у Левитана появляются его ранние работы "Солнечный день. Весна", "Ветряные мельницы", "Вечер", "Осень. Дорога в деревне". Поскольку Саврасов сам тяготел к природной лирике, он как мог вдохновлял, обучал юного художника.
Появляется очень успешная картина "Осенний день. Сокольники ". Это не только вселило уверенность в Исаака Левитана, но и слегка помогла и в финансовом плане. Тем не менее, жить по прежнему было негде, и приходилось ночевать в разных гостиницах.

Чтобы хоть как-то заработать, Левитан рисовал иллюстрации к разным еженедельникам. Затем учителя Саврасова заменил Василий Дмитриевич Поленов, т.к. Саврасов неполадил с начальством преподавательской и, к тому же, заболел. Общение с Поленовым для Левитана тоже сыграло большую роль.
Поленовские пейзажи были в чем-то эталоном для молодого художника, что-то он взял из композиции работ, что-то из манеры цветовой гаммы. Был у Левитана с Поленовым совместный проект над декорациями к Мамонтовской частной опере.

В 1880-х годах Левитан открывается еще больше как художник. Картина "Дуб " - смесь влияния Саврасовской и Поленовской живописи. Левитану удавалось каким-то образом передать еле видимые движения природы, ее эмоциональность и игру света ("Последний снег. Саввинская слобода", "Зимой в лесу ", "Весной в лесу").

Такая чуткая манера письма обусловленная и тем, что сам Левитан безумно любил природу, он блогоговел перед ней. Он часто по долгу гулял по лесу, любил рыбалку, охоту, любил русские деревни ("Вечер на пашне").

Следует отметить, что у Левитана уже в период учения начала развиваться невростения. В начале 1880-х годов некоторые его картины отмечены печатью меланхолии и печали, возможно и из-за этого, да и трудные годы детства тоже оставили отпечаток.

Зато работы 1883-1885 годов напротив, очень светлые и жизнерадостные. Это картины "Первая зелень. Май", "Мостик. Саввинская слобода ".
В 1884 году Левитан перестал посещать училище, он уже был достаточно устоявшмся худодником, со своим стилем и мирровоззрением. А в 1886 году Левитан стал участвовать в выставках Товарищества передвижников. Кроме того, Левитан был в тесных дужественных связях с А.П.Чеховым. Они даже отдыхали вместе в одной усадьбе в Бабкине. Пребывание в усадьбе было плодотворным в плане творчества у Левитана. Он написал такие работы как "Река Истра", один из шедевров "Березовая роща ".

В 1886 году Левитан едет в Крым. Там появляются его знаменитые крымские пейзажи. Причем, писал он не заезжанные туристами места и парадные улицы, а незнакомые, тихие уголки природы благодатного края. В начале 1887 года эти этюды были выставленны на Периодической выставке Московского общества и достаточно быстро раскупились.

Весной 1887 года Левитан едет на Волгу, за новыми впечатлениями. Но поездка эта не доставила ему ожидаемого удовольствия. Волга встретила его пасмурным небом, дождливой погодой. Не найдя там ожидаемого, Левитан уехал обратно в Москву. Тем не менее, были написаны картины "Разлив на Суре " и "Вечер на Волге ".

В 1888 году Левитан, Степанов и Кувшинникова отправились по Оке на параходе в тур до Нижнего Новгорода. В этот раз встреча с Волгой оправдала ожидания художника. Это оказался очень плодотворный период в творчестве Левитана ("Осень. Слободка", "Ветхий дворик ", "Одуванчики " и т.д.). Из лучших работ того периода Левитана можно выделить "После дождя. Плёс " и "Вечер. Золотой Плёс ". Здесь Волга уже не печальная и мрачная, а величественная, дружественная.
В начале 1890 года Левитан отправляется в Западную Европу. Безусловно, это была важная поездка. Во Франции и Италии были написаны ряд пейзажей. "Берег Средиземного моря " можно по праву считать лучшим зарубежным пейзажом в творчестве художника. В Венеции и Альпах были созданы тоже очень красивые пейзажи: "Близ Бордигеры. На севере Италии ", "Весна в Италии " и др.

По возвращению на родину была создана картина "Тихая обитель ". После того, как она побывала на выставке передвижников, о Левитане заговорили в обществе. И с 1890-х годов начался расцвет творчества Левитана, где о нем уже знало все общество.

Но в 1892 году произошло неприятное событие. Сам художник был не крещенным и, как помним, из еврейской семьи. В то время начали выселять из Москвы лиц еврейской национальности. Левитану пришло письмо с указаниями в течении 24-х часов покинуть город. Ему пришлось жить то в Тверской, то во Владимирской губерниях до того времени, пока друзья не смогли уладить ситуацию, и тогда Левитан смог вернуться в Москву.

В эти года появляются картины с драмматическим оттенком. Это "У омута ", "Владимирка ", "Над вечным покоем ". Последняя была наделена филосовским смыслом. В картине изображение мыса и окружающей природы образно напоминает о равнодушии человека к природе, а так же о чувствах художника в моменты одиночества, тоски.

Но это не значит, что Левитан ушел в депрессию. Он продолжает рисовать и жизнерадостные работы. Картина "Свежий ветер. Волга " является тому примером. Картина "Март " можно сказать, произвела переворот в истории русской живописи. Ведь никто еще так ярко, реалистично не изображал зимный день (а на картине был изображен именно зимний день, не смотря на название).

С середины 1890-х годов Левитан начал писать натюрмотры. Работы были настолько сильными, что их можно сравнить с натюрмортами Эдуарда Мане. Кроме этого, Левитан пишет пастелью. Это яркие, живые пейзажные работы "Луг на опушке леса ", "У ручья".

В 1893 году Левитан отдыхает летом в усадьбе Панафидиных в Тверской губернии. Живет он вместе с С.П.Кувшинниковой в с. Островно. 1896 год для Левитана был не только плодотворным в творчестве, но, к сожалению, отягченным состоянием его здоровья. В этом году он вторично перенес тиф, а после этого усилилась болезнь сердца. Она была неизлечима. Было ясно, что жизненный путь художника скоро закончится.

Тем не менее, художник не перестает работать. Причем, мотивы его работ разнообразны. Это и любимые деревенские уголки природы с его оврагами, крыльцами и мысами. Характерными сюжетами этого периода стали сумеречные пейзажи ("Лунная ночь ", "Сумерки. Стога ", "Восход луны. Деревн"). В некоторых работах позднего Левитана прорывается бурная жажда жизни. Это картина "Бурный день ". В работе "Буря. Дождь " видится неизбежность смерти художника, обреченность и тоска. Такие песимистичные и обреченные работы были в единичном числе, Левитан не позволял впускать такие настроения в свое творчество. Он наоборот стал более активно участвовать в общественной творческой жизни, выставлялся в музеях, продолжал состоять в Товариществе передвижников, участвовал и в зарубежных выставках.

Главной из последних картин Левитана стала работа "Озеро. Русь ". В этом произведении и любовь к жизни, и яркость и живость природы. В последние годы жизни были написаны еще ряд ярких и сильных работ.

В 1988 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он стал преподавать в том же училище, где и сам брал уроки.

В 1899 году Левитана отправили в Ялту, с надеждой хоть как-то улучшить состояние больного. Но эта поездка никак не повлияла на здоровье. После возвращения в Москву Левитан уже не выходил из своего дома.

Ушел из жизни Левитан, полон сил и творческих замыслов, которым, к сожалению, не удалось осуществиться.
Произошло это в 1990 году 22 июля. Похоронили его на старом еврейском кладбище.


Иса́ак Ильи́ч Левита́н (3 (15) октября 1860 или 18 (30) августа 1860 - 22 июля (4 августа) 1900) - русский художник, мастер «пейзажа настроения». Академик ИАХ (1898).

Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты Мариампольского уезда, Августовской губернии (с 1866 года - Сувалкской губернии), в образованной обедневшей еврейской семье. Датой рождения официально считается 18 (30) августа 1860 год. Отец Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827-1877) происходил из раввинской семьи местечка Кайданова, примечательного сосуществованием еврейской и шотландской общин в Литве. Эльяш учился в ешиве в Вильне. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания.

В ноябре 2010 года были обнаружены интересные архивные записи о семье Исаака Левитана. В найденных документах говорилось, что прадеда художника звали Абрамом, дед был Лейб Абрамович Левитан (ок. 1791 - 1841). В свидетельствах о рождении детей Эльяша - дочери Михле (родилась 18.07.1859) и сына Авеля Лейба (родился 09.01.1861 г. по старому стилю) - значится имя их матери: Бася Гиршевна Левитан (1830-1875; некоторые источники сообщают о повседневном варианте Берта Моисеевна Левитан), дочь Зунделе Гирша.

Кроме Исаака, в семье росли ещё трое детей: брат Авель Лейб (позже взял имя Адольф), сёстры Тереза (в замужестве Тереза Ильинична Берчанская, родилась в 1856 г.) и Михле (Эмма Ильинична, родилась 18.07.1859 г. по старому стилю).

По мнению М. А. Рогова, Исаак Левитан не мог родиться у жены Эльяша, Баси, в августе 1860 года, за 5 месяцев до рождения Авеля Лейба - чем, возможно, и объясняется отсутствие архивной записи о его рождении в этой семье и последующая скрытность обоих братьев. Исаак Левитан в действительности мог быть не родным сыном Эльяша и Баси, а усыновлённым в качестве младшего сына (хотя родной сын Авель был моложе) племянником - старшим сыном младшего брата Эльяша, Хацкеля Левитана (родился в 1834 г.), и его жены Добры, по имени Ицик Лейб Левитан (родился 03.10.1860 г. по старому стилю). Запись о рождении 03.10.1860 г. Ицика-Лейба Левитана, одного из сыновей Хацкеля Левитана и его жены Добры, находится в открытом доступе, как и другие данные исследования. Напротив, записи о рождении Терезы и Исаака Левитанов в семье Эльяша Лейба и Баси отсутствуют. Хацкель проживал вместе с братом Эльяшем как минимум в 1868-1870 годах.

Одним из мотивов указания Авеля старшим и искажения дат рождения могло стать желание гарантировать родному сыну Авелю освобождение от воинской повинности по законам Российской империи, как старшему сыну в семье - особенно после трагического случая, когда в результате ужесточения рекрутского набора в 1852 году, одного из двоюродных братьев Исаака Левитана - Бера, сына мясника Гершеля, жившего в доме Каганов, - забрали в рекруты.
Данные о рождении Исаака не новы: в начале XX века в официальном искусствоведении считалось, что Исаак Левитан родился в 1861 году, но был младшим сыном в семье: Адольф, которого в училище называли Левитаном-старшим, поступил туда на два года раньше. В этом случае, как представляется М. А. Рогову, выбор даты рождения художника, указанной в воинском документе училища (в котором учились Авель и Исаак), в августе обусловлен требованием его религиозного совершеннолетия бар-мицва к началу первого учебного года, и как дата рождения было указано 18 августа, так как документы на поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества были поданы накануне, 17 августа, кроме того, 18 - счастливое число по иудейским представлениям. М. А. Рогов считает, что обнаруженные им в документах о семье Левитанов примеры именования детей в честь живых родственников свидетельствует о сефардском происхождении художника по отцовской линии, и что ассимиляция сефардов в Литве среди ашкеназов в XIX веке привела к тому, что Эльяш отказался от раввинской карьеры.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Исаак Ильич Левитан - гениальный русский пейзажист, еврей по национальности. Вот кто такой Левитан.

Ранние годы жизни

В 1860 году в семье образованного еврея-мещанина Ильи Левитана родился второй сын, Исаак. Бедная семья на грани нищенского существования жила в это время в Литве в местечке Кирбаты. Сам Илья Левитан то был переводчиком, то преподавал языки. В поисках лучшей жизни они все переехали в Москву. Существование семьи от этого лучше не стало. Они поселились на окраине на четвертом этаже в маленькой квартирке. Денег не было совсем. Дети даже не могли ходить в школу, потому что платить было нечем. Отец сам занимался с ними.

В 13 лет Исаак поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он сразу, не колеблясь, решил, что будет пейзажистом. Даже их жалкая квартирка была хороша тем, что из нее подолгу можно было любоваться заходящим солнцем.

Когда Исааку было пятнадцать лет, умерла его мать. А через два года, заболев тифом, скончался и отец. Одновременно с ним заболел тифом и Исаак, но он выздоровел, однако последствия сказались на всю жизнь - он был слаб здоровьем. Как выжили, голодая, четверо малолетних детей без материальной помощи, знают только они сами. Ни Исаак, ни его брат никогда и никому не рассказывали ничего о своем детстве и отрочестве. Наверное, настолько горьки и безрадостны были их воспоминания.