Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»). Характеристика чиновников в поэме мертвые души

После описания помещиков Гоголь в своей поэме переходит к описанию чиновников и этому отдана добрая часть книги. При этом чиновники не описываются так подробно как помещики, каждый из которых представляет собой глубокий и многогранный символ.

Чиновники наоборот – сообщество практически безликое, которое представляет интерес именно в своей массе. Гоголь где-то даже говорит про них как про стаю мух, которые набрасываются на куски рафинада. Таким образом он низводит индивидуальную ценность каждого и говорит просто в целом о стае насекомых.

В связи с этим и детали описания довольно скупы и подобно тому как одна муха может отличаться длиной лапок или каким-то особым крылышком, так чиновники тоже различаются по незначительным деталям. К примеру, губернатор отличается вышиванием по тюлю, а прокурор обладает выразительными бровями.

Губернатор относится Гоголем к классу «толстых» чиновников. Речь идет про социальную иерархию, которую выстраивает Гоголь в духе социального дарвинизма: там есть низшие чиновники, тонкие и толстые. Соответственно, на самом верху этой социальной пирамиды – толстые, которые сумели «откусить» наибольший кусок.

Губернатор подобно остальным чиновникам – вороватый и довольно примитивный простак. Он готов расплываться в любезностях с другими, но на деле является подлецом. Причем подлецом бескорыстным, как пишет обо всей чиновничьей братии автор.

Самое любопытное, конечно, заключается во взаимоотношениях губернатора и Чичикова, который умело выдает себя за достойного человека и легко проводит всех чиновников, которые только спустя существенное количество времени начинают считать приезжего ни то Наполеоном, ни то Антихристом. Губернатор в этом числе, он наивен и прост, легко поддается на внешний обман, легко следует за общественным мнением. По сути, он такая же погибшая душа как крепостные, которые скупает Чичиков.

Только вот если чиновники представляют собой ипостась отдельного греха и порока, в чем-то они могут даже быть подобны различным христианским бесам (если учитывать религиозно-мистический характер повествования Гоголя) то чиновники – мелкие черти. Как стая мух суетятся они над сахаром.

Сочинение про Губернатора

Николай Алексеевич Гоголь повествует о губернаторе, начиная с седьмой главы поэмы “Мёртвые души” . Он является второстепенным героем и совсем немного текста отводится человеку, стоящему во главе города.

Начинается история с того что Чичиков покупает мёртвых крестьян за копейки и переделывает в документах цену как за живых, хвастаясь тем, что уже четыреста душ купил для своего имения в Херсонской губернии. Очарование мошенника не оставило равнодушным и самого губернатора, который с детским восторгом относился к нему и пригласил на свой бал. На празднике он познакомил его с губернаторшей и дочкой. Губернатор недалек умом потому только через некоторое время понимает кто такой на самом деле обожаемый им Чичиков Как только раскрывается афера, чиновники начинают его выгораживать, так как боятся, что об их махинациях узнают. В этот момент аферист, уладив все вопросы с документами, поехал в другие города скупать Мёртвые души и получать за каждую по 200 рублей из казны.

В те времена многие авторы обращались к теме раскрытия произвола властей. Николай Васильевич Гоголь во всех своих произведениях затрагивает тему беззакония чиновников. В данной поэме применяя в описании героев слова:”тонкий и толстый”. Подразумевает накопления личных сбережений за счёт обворовывания казны и простых людей. Гоголь мастерски отражает личностные качества главы города и при встрече с Чичиковым четко вырисовывает его портрет:”ни тонок, ни толст, на шее имеет Анну. Поговаривали, что был представлен к звезде и вышивал по тюлю…”. Гоголь намеренно в одном предложении написал о награде и вышивании. Получается губернатор получил орден не за преданность государству, а за расшивание тюли. При помощи скрытой насмешки автор открывает нам глаза на безделье уважаемого человека в мегаполисе. Чичиков умело льстит Губернатору и исходя из этого организатор праздничного вечера составляет свое мнение о мошеннике рассказывая всем что он благонамеренный человек. И снова проскальзывает ирония автора в отношении героя, доказывая его глупость.

Как мы с лёгкостью можем заметить, наш персонаж является объектом смеховой критики автора. Милый инфантилизм героя оборачивается для его близких чудовищным эгоизмом. В поэме автор сатирически трансформирует действительность и это не плод субъективности, а проницательное раскрытие фальши, присущей всей социальной системе.

Несколько интересных сочинений

  • О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе сочинение

    Нравственность – это понятия, объясняющее стремление человека соответствовать каким-либо нормам, порядкам, или же, стандартам. Человек по своей природе существо, зависимое от мнения и оценки людей, которые его окружают

Меню статьи:

Поэма Гоголя «Мертвые души» не лишена значительного количества действующих персонажей. Всех героев по их значимости и временном промежутке действия в поэме можно поделить на три категории: главные, второстепенные и третьестепенные.

Главные герои «Мертвых душ»

Как правило, в поэмах количество главных героев небольшое. Такая же тенденция наблюдается и в произведении Гоголя.

Чичиков
Образ Чичикова, бесспорно, является ключевым в поэме. Именно благодаря этому образу происходит связь эпизодов повествования.

Павел Иванович Чичиков отличается своей нечестностью и лицемерием. Его желание обогатиться обманным путем обескураживает.

С одной стороны причины такого поведения объяснимы давлением общества и действующими в нем приоритетами – богатый и нечестный человек пользуется большим почетом, чем честный и порядочный бедняк. Так как никто не желает влачить свое существование в нищете, то финансовый вопрос и проблема улучшения своих материальных ресурсов всегда актуальна и часто граничит с нормами морали и добропорядочности, которую многие готовы переступить.

Такая же ситуация случилась и с Чичиковым. Он, будучи простым человеком по происхождению, фактически был лишен возможности сколотить свое состояние честным путем, поэтому возникшую проблему решил с помощью смекалки, сообразительности и обмана. Скуп «мертвых душ» в качестве идеи является гимном его уму, но в то же время обличает бесчестное естество героя.

Манилов
Манилов стал первым помещиком, к которому Чичиков приехал за покупкой душ. Образ этого помещика неоднозначен. С одной стороны, он создает приятное впечатление – Манилов приятный и воспитанный человек, но тут же отметим, что он апатичный и ленивый.


Манилов – это человек, который всегда подстраивается под обстоятельства и никогда не выражает своего настоящего мнения по тому или иному поводу – Манилов принимает наиболее выгодную сторону.

Коробочка
Образ этой помещицы, пожалуй, воспринимается в целом как позитивный и приятный. Коробочка не отличается умом, она глупая и, в некой мере, необразованная женщина, но при этом она смогла удачно себя реализовать в качестве помещицы, что значительно возвышает ее восприятие в целом.

Коробочка слишком простая – в некоторой мере ее повадки и привычки напоминают стиль жизни крестьян, что не впечатляет стремящегося к аристократам и жизни в высшем обществе Чичикова, но зато позволяет Коробочке жить вполне счастливо и вполне успешно развивать свое хозяйство.

Ноздрев
Ноздрев, к которому приезжает Чичиков, после Коробочки, воспринимается совсем иначе. И это не удивительно: кажется, что Ноздрев не смог полноценно себя реализовать ни в одной сфере деятельности. Ноздрев – плохой отец, который пренебрегает общением с детьми и их воспитанием. Он плохой помещик – Ноздрев не занимается своей усадьбой, а только спускает все средства. Жизнь Ноздрева – это жизнь человека, предпочитающего выпивку, гуляния, карты, женщин и собак.

Собакевич
Этот помещик вызывает неоднозначное мнение. С одной стороны он грубый, мужиковатый человек, но с другой стороны, эта простота позволяет ему вполне успешно жить – все постройки в его усадьбе, включая дома крестьян, сделаны на совесть – нигде не найдешь чего-то прохудившегося, крестьяне его сыты и вполне довольны. Сам же Собакевич часто трудится вместе с крестьянами на равных и не видит в этом ничего необычного.

Плюшкин
Образ этого помещика, пожалуй, воспринимается как самый негативный – он скупой и злой старик. Плюшкин внешне похож на нищего, так как одежда его невероятно прохудилась, дом его похож на развалины, как впрочем и дома его крестьян.

Плюшкин живет необыкновенно экономно, но делает это не потому, что в этом есть необходимость, а из-за чувства жадности – он готов выбросить испортившуюся вещь, но только не применять ее во благо. Именно поэтому на его складах сгнивают ткань и продукты, но при этом его крепостные ходят головные и оборванные.

Второстепенные герои

Второстепенных героев в повести Гоголя также не много. Фактически всех их можно охарактеризовать как значимых деятелей уезда, деятельность которых не связана с помещицтвом.

Губернатор и его семья
Это, пожалуй, один из самых значимых людей в уезде. По идее, он должен быть проницательным, умным и рассудительным. Однако на практике все оказалось не совсем так. Губернатор был человеком добрым и приятным, но дальновидностью не отличался.

Жена его была тоже милая женщина, однако ее излишнее кокетство портило всю картину. Дочка губернатора была типичной жеманной девушкой, что правда внешне она очень отличалась от общепринятого стандарта – девушка не отличалась полнотой, как было принято, а была стройной и милой.

Что правда ввиду своего возраста она была слишком наивной и доверчивой.

Прокурор
Образ прокурора не поддается значительному описанию. По мнению Собакевича, он был единственным порядочным человеком, хотя, если быть до конца честным, то и он все же был «свиньей». Такую характеристику Собакевич никак не объясняет, что затрудняет понимание его образа. Помимо этого мы знаем, что прокурор был очень впечатлительным человеком – когда обман Чичикова был раскрыт, из-за излишнего волнения, он умирает.

Председатель палаты
Иван Григорьевич, который был председателем палаты, был человеком милым и воспитанным.

Чичиков отметил, что он был очень образованным, в отличие от большинства значимых людей уезда. Однако его образование не всегда делает человека мудрым и дальновидным.

Так получилось и в случае с председателем палаты, который мог с легкостью цитировать произведения литературы, но при этом не смог разглядеть обман Чичикова и даже помог ему оформить документы на мертвые души.

Полицмейстер
Алексей Иванович, который выполнял обязанности полицмейстера, казалось, сросся со своей работой. Гоголь говорит, что он смог в идеале постигнуть все тонкости работы и его уже сложно было представить на какой-либо другой должности. Алексей Иванович приходит к любую лавку как к себе домой и может брать все, что душа его пожелает. Несмотря на такое наглое поведение, он не вызвал негодование у горожан – Алексей Иванович умеет удачно выкрутиться из ситуации и сгладит неприятное впечатление от поборов. Так, например, он зовет в гости на чай, поиграть в шашки или же посмотреть рысака.

Предлагаем проследить за в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Такие предложения не делаются полицмейстером спонтанно – Алексей Иванович умеет найти в человека слабое место и пользуется этим знанием. Так, например, узнав о том, что купец имеет страсть к карточным играм, то тут же приглашает купца на игру.

Эпизодические и третьестепенные герои поэмы

Селифан
Селифан – это кучер Чичикова. Как и большинство простых людей, он необразованный и глуповатый человек. Селифан предано служит своему хозяину. Типично для всех крепостных, он любит выпить и часто бывает рассеян.

Петрушка
Петрушка – второй крепостной в подчинении Чичикова. Он служит в должности лакея. Петрушка любит читать книги, правда, он не много понимает из прочитанного, но это не мешает ему получать удовольствие от самого процесса. Петрушка часто пренебрегает правилами гигиены и поэтому он него исходит непонятный запах.

Мижуев
Мижуев приходится зятем Ноздреву. Мижуев не отличается благоразумием. По своей сути он человек безобидный, но очень любит выпить, что значительно портит его образ.

Феодулия Ивановна
Феодулия Ивановна – жена Собакевича. Она простая женщина и своим повадками напоминает крестьянку. Хотя, нельзя сказать, что поведение аристократов для нее совсем чуждо – некоторые элементы все же присутствуют в ее арсенале.

Предлагаем ознакомиться с в поэме Николая Гоголя “Мертвые души”

Таким образом, в поэме Гоголь представляет читателю широкую систему образов. И, хотя большинство из них, являются собирательными образами и по своей структуре являются изображением характерных типов личностей в обществе, все же вызывают интерес у читателя.

Характеристика героев поэмы “Мертвые души”: список персонажей

4.8 (96.36%) 11 votes

В заметках к первому тому “Мертвых душ” Гоголь писал: “Идея города. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени… Весь город со всем вихрем сплетен - преобразование бездеятельности жизни всего человечества в массе”. Так характеризует писатель губернский город NN и его жителей. Нужно сказать, что губернское общество гоголевской поэмы, равно как и фамусовское в пьесе Грибоедова “Горе от ума”, можно условно разделить на мужское и женское. Главными же представителями мужского общества являются губернские чиновники. Несомненно, тема чиновничества - одна из центральных тем в творчестве Гоголя. Множество своих произведений, таких, например, как повесть “Шинель” или комическая пьеса “Ревизор”, писатель посвятил различным аспектам чиновничьей жизни. В частности, в “Мертвых душах” нам представлено губернское и высшее петербургское чиновничество (последнее в “Повести о капитане Копейкине”).

Обличая безнравственные, порочные, ущербные натуры чиновников, Гоголь использует прием типизации, ибо даже в ярких и индивидуальных образах (таких, как полицмейстер или Иван Антонович) выявляются общие, присущие всем чиновникам черты. Уже создавая портреты чиновников с помощью приема овеществления, автор, ничего не говоря об их душевных качествах, чертах характера, лишь описывал “широкие затылки, фраки, сюртуки губернского покроя...” канцелярских чиновников или “весьма густые брови и несколько подмигивавший левый глаз” прокурора, говорил об омертвелости душ, нравственной неразвитости и низости. Никто из чиновников не утруждает себя заботами о государственных делах, а понятие гражданского долга и общественного блага им совершенно чуждо. В чиновной среде царят праздность и безделье. Все, начиная с губернатора, который “был большой добряк и вышивал по тюлю”, бессмысленно и неплодотворно проводят время, не заботясь о выполнении служебного долга. Не случайно Собакевич замечает, что “… прокурор праздный человек и, верно, сидит дома,… инспектор врачебной управы также, верно, человек праздный и поехал куда-нибудь играть в карты,… Трухачевский, Безушкин - они все даром бременят землю...”. Умственная лень, ничтожество интересов, тупая косность составляют основу существования и характера чиновников. Гоголь с иронией говорит о степени их образованности и культуры: “… председатель палаты знал наизусть “Людмилу”,… почтмейстер вдавался… в философию и делал выписки из “Ключа к таинствам натуры”,… кто читал “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал”. Свою же должность каждый из губернских управителей стремился использовать в личных целях, видя в ней источник обогащения, средство привольно и беспечно жить, не затрачивая никакого труда. Этим объясняются взяточничество и казнокрадство, царящие в чиновных кругах. За взятки чиновники способны даже совершать самое страшное, по мнению Гоголя, преступление - учинять несправедливый суд (так, например, они “замяли” дело о купцах, которые во время пирушки “уходили насмерть” друг друга). Иван Антонович, например, умел из каждого дела извлечь выгоду, будучи опытным взяточником, он даже упрекнул Чичикова, что тот “крестьян купил на сто тысяч, а за труды дал одну беленькую”. Стряпчий Золотуха - “первейший хапуга и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую”. Ему стоило только мигнуть, и он мог получить любые дары от купцов, которые считали его “благодетелем”, ибо “хоть он и возьмет, но зато уж никак тебя не выдаст”. За свое умение брать взятки полицмейстер слыл в кругу друзей “магом и чудотворцем”. Гоголь с иронией говорит, что герой этот “успел приобресть современную народность”, ибо писатель не раз обличает антинародность чиновников, абсолютно не знающих тягот крестьянской жизни, считающих народ “пьяницами и бунтовщиками”. По мнению чиновников, крестьяне - “препустой и преничтожный народ” и “держать их надо в ежовых рукавицах”. Не случайно вводится повесть о капитане Копейкине, ибо в ней Гоголь показывает, что антинациональность и антинародность характерны и для высшего петербургского чиновничества. Описывая бюрократический Петербург, город “значительных лиц”, высшей чиновной знати, писатель обличает их абсолютное равнодушие, жестокое безразличие к судьбе защитника родины, обреченного на верную смерть от голода… Так чиновники, равнодушные к жизни русского народа, безразличные и к судьбе России, пренебрегающие служебным долгом, используют свою власть ради личных выгод и боятся потерять возможности беззаботно пользоваться всеми “выгодами” своей должности, поэтому губернские управители блюдут мир и дружбу в своем кругу, где царит атмосфера семейственности, дружелюбного согласия: “… они жили между собой в ладу, обращались совершенно по-приятельски, а беседы их носили печать какого-то особенного простодушия и кротости...” Чиновникам необходимо поддерживать такие отношения, чтобы без всяких опасений собирать свои “доходы”…

Таково мужское общество города NN. Если же характеризовать дам губернского городка, то их отличает внешняя изысканность и изящество: “многие дамы хорошо одеты и по моде”, “в нарядах их вкусу пропасть...”, но внутренне они столь же пусты, сколь и мужчины, духовная жизнь их бедна, интересы примитивны. Гоголь иронично описывает “хороший тон” и “презентабельность”, отличающие дам, в частности их манеру говорить, которой свойственна необыкновенная осторожность и приличия в выражениях: они не говорили “я высморкалась”, предпочитая использовать выражение “я облегчила себе нос посредством платка”, или же вообще дамы говорили на французском, где “появлялись слова гораздо пожестче упомянутых”. Речь дам, истинная “смесь французского с нижегородским”, в высшей степени комична.

Описывая дам, Гоголь даже на лексическом уровне характеризует их сущность: “… из оранжевого дома выпорхнула дама...”, “… дама вспорхнула по откинутым ступенькам...” С помощью метафор “вспорхнула” и “выпорхнула” писатель показывает “легкость”, свойственную даме, не только физическую, но и духовную, внутреннюю пустоту и неразвитость. Действительно, наибольшую часть их интересов составляют наряды. Так, например, дама во всех отношениях приятная и просто приятная ведут бессмысленный разговор о “веселеньком ситце”, из которого сделано платье одной из них, о материале, где “полосочки узенькие-узенькие, и через всю полосочку проходят глазки и лапки...”. Кроме того, большую роль в жизни дам, как и в жизни всего города, играют сплетни. Так, покупки Чичикова сделались предметом разговоров, а сам “миллионщик” тут же стал предметом дамского обожания. После того же, как о Чичикове пошли подозрительные слухи, город разделился на две “противоположные партии”. “Женская занялась исключительно похищением губернаторской дочки, а мужская, самая бестолковая, обратила внимание на мертвые души”… Таково времяпрепровождение губернского общества, сплетни и пустые разговоры - основное занятие жителей города. Несомненно, Гоголь продолжил традиции, заложенные в комедии “Ревизор”. Показывая ущербность губернского общества, безнравственность, низость интересов, духовную черствость и пустоту горожан, писатель “собирает все дурное в России”, с помощью сатиры обличает пороки русского общества и реалии современной писателю действительности, столь ненавистные самому Гоголю.

Рядом с усадебным миром в «Мертвых душах» отражена жизнь города. Особое внимание Гоголь уделяет тому слою людей, которые заняты непосредственно управлением, чиновничьей деятельностью. Изображению губернского чиновничества в поэме отведено довольно значительное место. О нем рассказывается в первой главе, ему посвящена значительная часть тех четырех глав, в которых идет речь о пребывании Чичикова в городе.

По своему общему колориту городские картины существенно отличаются от описаний усадебной жизни. Мертвому покою усадеб противопоставлены хлопотливое движение, быстрая смена событий, волнение страстей. Поместной обособленности противостоит «общность» городского быта. Полная «блеска» жизнь «избранного» общества внешне не похожа на однообразное существование Обитателей усадеб. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени... Весь город со всем вихрем сплетней - преобразование бездельности жизни всего человечества в массе». То кипение страстей, которое показано в картинах, изображающих городскую знать,- это лишь грязная пена жизни; бурный темп событий здесь - это движение на холостом ходу. На самом деле тут ничто и никуда не движется, пребывая в состоянии внутреннего застоя. Пустота и ничтожность пронизывают и существование «избранного» городского общества.

Весьма важной стороной изображения правящей среды в поэме-романе является раскрытие ее отношения к государственному, гражданскому долгу. Находящиеся у кормила власти губернские управители не утруждают себя заботами о государственных делах. Понятия общественного блага для них вовсе не существует, оно им органически чуждо. Свою государственную должность каждый из управителей рассматривает как средство жить привольно и беспечно, не затрачивая никакого труда. Праздность и безделье полновластно царят в чиновной среде. Когда зашла речь о подыскании свидетелей для оформления покупки крепостных душ, Собакевич резонно заметил: «Пошлите теперь же к прокурору, ОН человек праздный и, верно, сидит дома: за него всё делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты: да еще тут много есть, кто поближе: Трухачевский, Бегушкин они все даром бременят землю!» На жизненном бытии управителей, так же как и поместных хозяев, лежит неизгладимая печать умственной лени, ничтожества интересов и тупой косности.

Объединенные стремлением беззаботно пользоваться «дарами», которые дает им , губернские управители блюдут мир и дружбу в кругу своей тесной корпорации. Они «жили между собой в ладу, обращались совершенно по-приятельски, и беседы их носили печать какого-то особенного простодушия и короткости...

Замечательно нарисован образ опытного служаки и взяточника Ивана Антоновича, умеющего из каждого дела, которое попадает к нему, извлечь выгоду. Он не прилагает для этого никаких особых усилий; необходимое воздействие оказывает издавна заведенный порядок, которому волей-неволей должен подчиниться любой посетитель, если он хочет, чтобы дело продвинулось вперед. В виде исключения председатель палаты хочет освободить Чичикова от обязательных приношений. Но эта любезность оказалась излишней: еще до встречи с ним должен был уплатить Ивану Антоновичу положенное «вознаграждение».

Среди губернских чиновников писатель особо выделяет фигуру полицеймейстера, игравшего главную роль в охране порядка. Рассказ о нем проникнут язвительной иронией. «Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиной двор наведывался, как в собственную кладовую. Вообще он сидел, как говорится, на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже, и решить, он ли был создан для места или место для него. Дело было так поведено умно, что он получал вдвое больше доходов противу всех своих предшественников». Сила «влияния» полицеймейстера в городе безгранично велика; любые его распоряжения- непреложный закон для жителей города. В кругу своих чиновных друзей он слывет настоящим магом и чудотворцем. Стоит ему лишь мигнуть глазом, и дары подопечных текут к нему ручьем. «Размах» и «прямота» действий полицеймейстера принесли ему широкую «популярность», «Словом, он успел приобрести совершенную народность, и мнение купцов было такое, что Алексей Иванович, «хоть он и возьмет, но зато уж никак тебя не выдаст».

Иронически говоря о «народности», завоеванной полицеймейстером, Гоголь Губернские чиновники проявляли много беспокойства относительно того, как Чичикову удастся переселить на новые земли купленных им крепостных. «Многие сильно входили в положение Чичикова, и трудность переселения такого огромного количества крестьян их чрезвычайно устрашала; стали сильно опасаться, чтобы не произошло даже бунта между таким беспокойным народом, каковы крестьяне Чичикова. На это полицеймейстер заметил, что бунта нечего опасаться, что в отвращение его существует власть исправника, что капитан-исправник, хоть и сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства». Как специалист по укрощению всякого рода «беспорядков», полицеймейстер во всех подробностях знает, почему один картуз исправника с такой устрашающей силой действует на крестьян. Аналогичные меры он принимает сам, заботясь о том, чтобы ничто не нарушало заведенный «порядок».

Не повторяя тех образов, которые были нарисованы в «Ревизоре», писатель подошел по-новому к отображению чиновной среды, раскрывая ее связи с поместным миром, показывая ее роль реального и сильного тормоза в процессах развития страны. В коллективном портрете чиновного мира изображение каждого отдельного лица представляет собой яркую портретную миниатюру. Двумя-тремя штрихами писатель выпукло очерчивал облик чиновной особы. Такова, например, замечательная характеристика губернатора, который, «подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю». Перед нами живой образ человека, совершенно бесцветного, ничтожного и в то же время облеченного большой властью, человека, который не обременен никакими государственными заботами, по тем не менее успевает отличиться на служебном поприще.

В памяти читателя остается и образ прокурора «с весьма черными густыми бровями и несколько подмигивавшим левым глазом так, как будто бы говорил: «Пойдем, брат, в другую комнату, там я тебе что-то скажу». Тут дан как будто лишь внешний портрет, но он настолько рельефен, что позволяет составить ясное представление о человеке в целом. Писатель устами Чичикова говорил О нем: «И пот напечатают В газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего человечества, почтенный гражданин, редким отец, примерный супруг, и много напишут всякой всячины; прибавят, пожалуй, что был сопровождаем плачем вдов и сирот; а ведь, если разобрать хорошенько дело, так, на поверку, у тебя только и было, что густые брови». В этом отсутствии внутреннего содержания, которое заменяется некоторыми выразительными внешними чертами, собственно, и выявляется сущность образа прокурора.

Всеобщую сумятицу и неразбериху, которая возникает и губернском городе в связи с действиями Чичикова, Гоголь показывает не только как отражение оторванности верхушки общества от реальной жизни, неспособности чиновных особ верно оценить факты и события жизни, но и как следствие страха перед всем, что нарушает их мирное существование, установленный распорядок повседневного бытия.

В момент наибольшего обострения событий, когда чиновники оказались совсем сбитыми с толку разноречивыми слухами о Чичикове, почтмейстер рассказывает своим коллегам повесть о капитане Копейкине. Внешне как будто мало связанная с развитием сюжета поэмы, с как в родной семье, а в лавки и в гостиной двор наведывался, как в собственную кладовую. Вообще он сидел, как говорится, на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места или место для него. Дело было так поведено умно, что он получал вдвое больше доходов про-тиву всех своих предшественников». Сила «влияния» полицеймейстера в городе безгранично велика; любые его распоряжения непреложный закон для жителей города. В кругу своих чиновных друзей он слывет настоящим магом и чудотворцем. Стоит ему лишь мигнуть глазом, и дары подопечных текут к нему ручьем. «Размах» и «прямота» действий полицеймейстера принесли ему широкую «популярность». «Словом, он успел приобресть совершенную народность, и мнение купцов было такое, что Алексей Иванович, «хоть он и возьмет, но зато уж никак тебя не выдаст».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Изображение губернского чиновничества в «Мертвых душах» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Изображение губернского чиновничества в «Мертвых душах» .